Бронетехника первой мировой войны

Современные итальянские танки

В конце 70-х годов танкостроители европейских стран увлеклись идеей постройки относительно недорогих танков, предназначенных для экспорта в третьи страны, главным образом, в государства Ближнего и Среднего Востока. Во Франции таким танком стал АМХ-32, в Англии — «Вэлиэнт», а в Италии — OF-40.

Проектно-исследовательские работы по созданию танка OF-40 фирмами ОТО Мелара и ФИАТ начались в 1977 г. (OF-40: О — начальная буква названия фирмы ОТО Мелара, F — ФИАТ, 40 — примерная масса танка в тоннах). Первый прототип был готов уже в 1980 г. Фирма ОТО Мелара уже имела опыт производства современных основных боевых танков — на ее заводах изготавливали по лицензии для вооруженных сил Италии западногерманские танки «Леопард-1». Кроме того, совместно с немецкими танкостроителями разрабатывался танк «Лайон» — вариант «Леопарда-1», предназначенный для экспортных поставок в страны третьего мира. В конструкции танка OF-40 широко применяются узлы, агрегаты и системы немецкой машины.

OF-40 стал первым танком, спроектированным в Италии после окончания Второй мировой войны. Руководство фирмы ОТО Мелара полагало, что заказы на современный, но в то же время недорогой танк позволят загрузить завод в Специи после окончания производства «Леопардов». Потребность рынка в таких танках, по мнению руководства фирмы, оценивалась в 500 машин. Данный прогноз оказался в корне неверным. Большинство платежеспособных государств третьего мира исповедовало принцип «лучше меньше, да лучше», сделав ставку на действительно современные основные танки, а страны неплатежеспособные довольствовались подержанными машинами, начиная от Т- 34 и заканчивая М 48. Из трех европейских «экспортных» танков только англичанам и итальянцам удалось «пристроить» незначительное число машин.

В 1981 г. фирма ОТО Мелара заключила контракт на поставку первых танков OF- 40 в Объединенные Арабские Эмираты. Первоначально намечалось поставить 25 машин, однако условия контракта были уточнены, и ОАЭ получили итальянские танки двумя партиями по 18 машин в каждой. Танки первой партии — OF-40 Мк.1 — были поставлены в 1981 г. В 1982–1983 гг. в ОАЭ была поставлена вторая партия из 18 модернизированных OF-40 Мк.2 и трех БРЭМ на его базе.

Танк OF-4Q демонстрирует ходовые качества

Танк спроектирован по классической схеме: отделение управления в передней части корпуса, боевое отделение и вращающаяся башня с пушкой — в средней, МТО — в корме.

Корпус танка сварной, из стальных катаных броневых листов. Броня изготовлена во Франции. Борта корпуса выполнены вертикальными, лобовая часть включает два верхних бронелиста, установленных с большими углами наклона. Толщина лобовых бронелистов 50 мм.

Место механика-водителя смещено вправо от оси корпуса. В верхнем бронелисте над местом механика-водителя имеется сдвижной люк. Перед люком установлены три неподвижных перископических наблюдательных прибора: средний взаимозаменяем с прибором ночного видения Аэриталиа LI.

Форма башни скопирована с башни танка «Леопард-1 АЗ». Маска пушки по сравнению с маской пушки танка «Леопард» имеет большие размеры, за счет чего нижняя часть маски перекрывает пространство между корпусом танка и башней, защищая барбет башни от попадания снарядов. Когда пушка развернута вперед, маска орудия частично перекрывает люк механика-водителя и не позволяет ему управлять танком из положения «по-походному» с открытым люком, поэтому при совершении марша башню танка разворачивают на 10–15 град, влево от оси танка.

В башне установлена 105-мм нарезная пушка, разработанная в Италии на базе английского орудия L7. Модернизации подвергся главным образом затвор и противооткатное устройство. Дистанция отката итальянской пушки — 425 мм. Масса орудия 2800 кг. На ствол пушки монтируется термоизоляционный кожух. В боекомплект входят выстрелы, разработанные специалистами фирмы ОТО Мелара: подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном, кумулятивный и снаряд с пластическим ВВ; возможно использование всех боеприпасов от английской пушки L7. Боекомплект — 61 выстрел, 19изниххранятся в башне. Практическая скорострельность 9 выстрелов/мин. Углы наведения в вертикальной плоскости от -9 град, до + 20 град. Орудие не стабилизировано, хотя возможность установки системы стабилизации в двух плоскостях предусмотрена. Приводы разворота башни и наведения орудия — электрогидравлические, аварийные — ручные. Максимальная скорость разворота башни — 22,5 град/с, максимальная скорость наведения орудия в вертикальной плоскости — 7 град/ с.

С левой стороны от пушки установлен спаренный с ней 7,62-мм пулемет бельгийской фирмы FN; еще один такой же пулемет монтируется на крыше башни рядом с люком командира. Общий боезапас к пулеметам — 5500 патронов. По бортам башни, в ее кормовой части, установлено по четыре гранатомета, предназначенных для стрельбы дымовыми гранатами.

В башне находятся рабочие места трех членов экипажа. Командир располагается справа от пушки, наводчик — перед ним, а заряжающий — слева от командира. У командира имеется нестабилизированный панорамный перископический оптический прицел SFIM с 8-кратным увеличением; прицел имеет ночной канал с электронно-оптическим усилением изображения. Для определения дальности до цели командир пользуется стадиометрической шкалой. Вокруг командирского люка установлено восемь неподвижных перископических наблюдательных приборов, дающих суммарный круговой обзор. Наводчик использует телескопический прицел фирмы Аэриталиа с 10-кратным увеличением. Оптическая ось неподвижно установленного прицела наводчика параллельна оси канала ствола. Отверстие оптического канала телескопа расположено в маске пушки, справа от ствола. Для измерения расстояния до цели у наводчика установлен лазерный дальномер, ось дальномера также параллельна оси орудия. В системе управления огнем Оффичине Галлилео OG-14LR2 используется аналоговый баллистический вычислитель. Для наблюдения за местностью наводчик может пользоваться перископическим смотровым прибором, еще два таких прибора установлены у заряжающего.

Танк OF-40. Вид 3/4сзади.

Первый серийный танк OF-40 на испытательном полигоне фирмы ОТО Мелара

На башне сохранены посадочные места под оптический дальномер, имевшиеся на башне «Леопарда-1», однако сам дальномер не используется.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен дизельный двигатель жидкостного охлаждения MTU МВ838 СаМ500 V10 мощностью 830 л. с. Автоматическая гидромеханическая трансмиссия ZF 4НР250 монтируется в едином блоке с дизелем. Двигательная установка в основном аналогична применяемой на танке «Леопард-1 АЗ». Модернизация коснулась лишь системы охлаждения, поскольку танк OF-40 предназначался для продажи в страны с жарким климатом. Увеличена площадь радиаторов системы охлаждения двигателя, и установлены дополнительные фильтры типа «Циклон». Замена блока двигателя и трансмиссии в полевых условиях может быть осуществлена за 45 мин., причем на демонтаж блока по нормативу отводится 19 мин.

Справа и слева от двигательной установки расположены топливные баки. Автоматическая система пожаротушения имеется только в МТО.

Подвеска — торсионная. С каждого борта установлено по семь обрезиненных опорных катков и по пять поддерживающих. На 1, 2, 3, 6 и 7-м узлах подвески опорных катков установлены гидравлические амортизаторы. Динамический ход катков — 340 мм. Расположение поддерживающих катков необычное: три катка смещены ближе к задней части корпуса, два — к передней. Гусеница с резинометаллическими шарнирами набрана из 88 стальных траков. Резиновые асфальтоходные подушки траков — несъемные. Ресурс траков — 2500 км.

Ходовая часть прикрыта четырехсекционными двухслойными резиновыми экранами (суммарная толщина — 15 мм), центральные части экранов усилены стальными полосами. Секции экранов откидываются вверх для обеспечения доступа к элементам подвески.

На танке имеется система защиты от оружия массового поражения. Фильтровентиляционная установка находится в отделении управления. Имеется возимый комплект оборудования для форсирования вброд водных преград глубиной до 2,25 м; возможна установка ОПВТ, в этом случае танк может преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 м.

Танк OF-40 (на переднем плане) и ЗСУ с двумя 35-мм пушками (на заднем плане).

Тактико-технические характеристики танка OF-40 и машин на его базе

OF-40 Мк.2

Первый танк OF-40 Мк.2 был изготовлен в 1982 г. Модернизация коснулась в основном системы управления оружием. Несколько изменили форму люка над МТО с целью более удобного доступа к двигателю, особенно к местам стыковки дизеля и трубопровода горючего. В системе управления огнем Оффичине Галлилео OG14-LR2A вместо аналогового процессора установлен цифровой (СУО танков Мк.1 также была модернизирована). Прицел командира заменен французским стабилизированным панорамным прицелом SFIM VS- 580. Прицел имеет дневной (с 3- и 10- кратным увеличением) и ночной (с 8- кратным увеличением) каналы. У наводчика имеется два прицела. В основной прицел (с 7- и 14-кратным увеличением) интегрирован лазерный дальномер (определяемые дистанции до цели 400- 3500 м). В качестве вспомогательного используется телескопический прицел, спаренный с пушкой (на Мк.1 этот прицел применялся в качестве основного). Предусмотрена установка телевизионной системы, способной работать в условиях низкой освещенности. Камера монтируется на маске пушки, а видеоконтрольные устройства — рядом с местами командира и наводчика.

Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Боекомплект к пушке уменьшен до 57 выстрелов, 15 из них размещаются в башне. По требованию представителей армии ОАЭ на башне вместо пулемета винтовочного калибра установлен 12,7- мм пулемет «Браунинг» М2НВ. Блоки дымовых гранатометов перенесены в переднюю часть бортов башни. В ходе испытаний танка в Дубае вероятность поражения целей при стрельбе с ходу составила 50–60 %.

155-мм САУ «Палмария»

Разработка САУ велась параллельно с созданием танка. САУ также предназначалась для поставок на экспорт. Опытный образец построен в 1981 г., серийное производство началось в 1982 г. САУ «Палмария» находится на вооружении армий Ливии (158 установок) и Нигерии (25 САУ); 25 башен закупила Аргентина, где они были установлены на шасси танков ТАМ.

Корпус САУ аналогичен корпусу танка. Вместо башни танка OF-40 установлена башня кругового вращения, вооруженная 155-мм гаубицей. Применение автомата заряжения позволило добиться практической скорострельности 4 выстрела/мин. Углы наведения гаубицы в вертикальной плоскости — от -5 град, до +70 град. Максимальная дальность стрельбы 24 700 м. Боезапас — 30 выстрелов. На крыше башни возможна установка зенитного пулемета калибра 7,62 мм, боекомплект к пулемету — 1000 патронов. В передней части бортов башни смонтированы по четыре дымовых гранатомета.

На САУ установлен восьмицилиндровый дизель MTU МВ-837 Еа-500 мощностью 750 л.с.

БРЭМ на базе OF-40

Три БРЭМ на базе танка OF-40 поставлены вооруженным силам ОАЭ. Корпус, ходовая часть, двигательная установка аналогичны используемым на танке OF-40. Механик-водитель БРЭМ размещается так же, как и на танке, и имеет те же приборы и органы управления. Командир машины и два оператора оборудования располагаются в бронированной рубке, толщина стенок рубки 50 мм. Основным оборудованием БРЭМ являются лебедка, кран и бульдозерный отвал. Все механизмы имеют гидроприводы, продублированные ручными приводами. Резервуар для рабочей жидкости гидросистемы емкостью 540 л установлен в рубке. Тяговое усилие лебедки 36 т, с помощью шкива оно может быть увеличено до 72 т. Длина 32-мм троса — 80 м. Шестиметровая стрела крана смонтирована на поворотном основании в левой передней части корпуса БРЭМ. Максимальный угол поворота стрелы от транспортного положения 270 град. Максимальная грузоподъемность крана 18 т, в положении стрелы, перпендикулярном оси БРЭМ, грузоподъемность уменьшается до 5 т. Бульдозерный отвал монтируется в передней части корпуса. Кроме своего основного назначения, он используется в качестве дополнительной стабилизирующей опоры при работе крана или лебедки. В корпусе машины предусмотрено место для перевозки запасных частей к танкам, электросварочного аппарата и инструмента. Между люками командира и оператора установлен 7,62-мм пулемет на шкворневой турели. На левом переднем угле рубки смонтирован блок из шести дымовых гранатометов.

ЗСУ на шасси танка OF-40

Были изготовлены два опытных образца ЗСУ: один вооруженный двумя 35-мм автоматическим пушками в башне АТАК, другой — одной 76-мм пушкой «Отоматик».

Основной боевой танк С-1 «Ариете»

С-1 «Ариете»

В начале 80-х годов командование итальянской армией приступило к разработке амбициозной программы оснащения вооруженных сил бронетехникой отечественной конструкции. Для разработки и производства бронированных машин в 1984 г. был образован консорциум из двух крупнейших итальянских военно-промышленных групп ОТОБРЕДА и ИВЕКО-ФИАТ. Ведущую роль в создании гусеничных машин играла фирма ОТО Мелара, входящая в группу ОТОБРЕДА, колесных — ИВЕКО-ФИАТ.

Военные планировали снять с вооружения устаревшие морально и физически американские танки М47 и М60А1. Для замены 450 танков М47 предназначались колесные истребители танков «Кентавро», а на смену 250 М60 должен был прийти основной боевой танк итальянской конструкции. Кроме того, программа предусматривала создание гусеничной БМП (VCC-80) и бронеавтомобиля с колесной формулой 4×4 («Пума»). Рассматривалась возможность закупки в ФРГ танков «Леопард-2», но в начале 1984 г. командование итальянской армии решило заказать танк, предназначенный для замены М60, итальянской промышленности.

На принятие решения о разработке собственного танка вместо покупки лицензии повлияли следующие факторы:

• возможность более полного удовлетворения требований заказчика — командования итальянских вооруженных сил;

• большая вероятность экспортных заказов, чем в случае с разработками специальных «экспортных» танков;

• опыт итальянской промышленности, накопленный при лицензионном производстве американских танков М60А1 и западногерманских «Леопард-1», а также при разработке «экспортных» танков «Лайон» и OF-40.

При разработке ставилась задача свести к минимуму использование в конструкции и системах танка компонентов иностранного производства.

Первый прототип танка, получивший название OF-45, вскоре замененное на С- 1 «Ариете» («Таран»), был готов в 1986 г. К 1988 г. закончились заводские испытания шести опытных машин, и они были переданы на войсковые испытания. Официальная презентация нового танка состоялась 30 июня 1987 г. на полигоне Монтеромано.

Изначально не планировалось создания на базе «Ариете» БРЭМ, мостоукладчиков или каких-то других специальных машин. Дело в том, что на вооружении итальянской армии остаются танки «Леопард-1» и специализированные машины на их базе. Итальянские военные считают мостоукладчики и БРЭМ на базе «Леопарда-1» полностью удовлетворяющими их требованиям.

Танки «Ариете» состоят на вооружении только итальянской армии. Окончательная сборка танков производится на заводе фирмы ОТО Мелара в Специи. Вооруженные силы Италии заказали 200 танков С-1. Первые три серийных танка переданы армии в 1995 г. Предполагалось, что темп производства составит 20–30 машин в год, все 200 танков должны были быть переданы итальянской армии до 2001 г. Танки «Ариете» поступили в 132-ю танковую бригаду «Ариете», 32-ю танковую бригаду «Мамели» и 8-ю механизированную бригаду «Гарибальди». На вооружение подразделений первой линии поступили 150 машин, остальные 50 танков «Ариете» получили учебные и резервные части.

Вооруженные силы Испании рассматривали возможность закупки итальянских танков или покупки лицензии на их производство, но в конечном итоге остановили свой выбор на немецком «Леопарде-2». Надежды на получение экспортных заказов не оправдались, что не удивительно. В настоящее время на мировом рынке оружия доминируют проверенные временем и боями машины — американские «Абрамсы», германские «Леопарды-2», британские «Челленджеры», российские Т-80 и Т- 90. Не лишне будет напомнить — за любой крупной сделкой стоит политика. К примеру, у России не хватило политического веса (а может и желания лоббировать на самом высоком уровне), чтобы «продавить» контракт на поставку вооруженным силам Греции танков Т-80, которые с технической точки зрения оказались на полигонных испытаниях в Греции лучшими. Италия является вовсе не политическим «тяжеловесом», а, кроме того, еще и новичком в производстве современных танков. Сочетание двух таких печальных для «макаронников» факторов шансов для «Ариете» на мировом рынке оружия практически не оставляет.

Танк С-1 «Ариете» имеет классическую компоновку; корпус и башня сварены из стальных бронелистов. В лобовой части башни и корпуса используется многослойная броня повышенной прочности, из такой же брони изготовлен бронелист, прикрывающий сверху отделение управления. Масса танка на этапе разработки была ограничена 48-ю тоннами, поэтому броня обеспечивает защиту только от снарядов калибра не выше 105 мм. Установка динамической защиты не предусмотрена.

Рабочее место механика-водителя смещено вправо от оси корпуса. В верхнем бронелисте корпуса над сиденьем механика-водителя имеется сдвижной (влево) люк. Впереди него установлены три неподвижных перископических наблюдательных прибора, средний может быть заменен бесподсветочным прибором ночного видения MES VG/DIL 186. Сиденье водителя регулируемое по высоте; подъемный механизм — гидравлический. Управление поворотом танка осуществляется с помощью рулевого колеса. Слева от места механика-водителя находится боеукладка, 8 которой размещаются до 27 выстрелов к пушке. Непосредственно за сиденьем в днище корпуса имеется аварийный люк для выхода экипажа из подбитого танка.

Борта башни выполнены вертикальными, но лобовая часть, подобно башням танков М1 и «Челленджер», имеет значительный наклон бронелистов. В башне установлена 120-мм гладкоствольная пушка, разработанная на фирме ОТО-Мелара, длиной 44 калибра. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости — от -9 град, до +20 град. В средней части ствола установлен эжектор, имеется термоизоляционный кожух и устройство выверки прицела, зеркало которого установлено на конце ствола. Стрельба из пушки возможна как боеприпасами итальянской конструкции, так и американскими или германскими. Боезапас — 42 выстрела, 15 из них хранятся в кормовой нише башни. Пополнение боекмплекта и выброс стреляных гильз осуществляется через люк в левом борту башни. В крыше башни, над боеукладкой, сделаны вышибные панели, предохраняющие экипаж от воздействия взрывной волны при детонации боезапаса. Приводы разворота башни и наведения пушки в вертикальной плоскости электрогидравлические, с ручным дублированием. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.

Слева от орудия установлен спаренный с ним пулемет MG42/59 калибра 7,62 мм, еще один такой же пулемет ставится на шкворневую турель, расположенную на крыше башни рядом с люком командира. Углы обстрела зенитного пулемета в вертикальной плоскости — от -9 град, до + 65 град. По бортам башни монтируются блоки дымовых гранатометов, по четыре в каждом.

Место командира находится справа от орудия, перед ним расположено место наводчика; заряжающий размещается слева от пушки. В крыше башни над местами командира и заряжающего имеются круглые люки, откидывающиеся назад. Перед люком командира установлен датчик предупреждения о лазерном облучении.

Система управления оружием OG-14L3 фирмы Оффичине Галлилео построена на базе)6-разрядного процессора Интел 8086 и математического сопроцессора 8087 и унифицирована с СУО БМП VCC-80 и бронеавтомобиля «Кентавро». Танковая система управления оружием разрабатывалась на основе корабельной СУО и имеет ряд дополнительных функций помимо выработки исходных данных для стрельбы. Модульный принцип построения СУО позволяет выбирать конфигурацию системы по желанию заказчика.

Панорамный стабилизированный оптический прицел командира Галлилео SP-T-694 имеет 2,5- и 10-кратное увеличение (поле зрения 20 и 5 град, соответственно). Прицел разработан совместно с французской фирмой SFIM на основе np 1- цела SFIM VS580. Оптическая головка прицела имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, а угол склонения может меняться в пределах от -10 град, до +60 град. Благодаря большому диапазону изменения углов наведения прицела в вертикальной плоскости возможно наведение пушки на воздушные цели, такие как вертолеты. При перемещениях оптической головки не требуется перемещения головы командира. Командир может «передавать» отмеченную цель наводчику.

Стабилизированный прицел наводчика имеет дневной (с 5-кратным увеличением) и ночной каналы. В ночном канале установлен тепловизор VTG-120, использующий модули прицельной системы ПТУР «ТОУ». Изображение ночного канала может выводиться на дисплей, установленный на приборной панели командира танка. В прицел интегрирован лазерный дальномер Селения MTL8, способный определять расстояние до цели на дальности до 10 км с точностью ± 10 м. Объектив при цела защищен от осколков снарядов и пуль двумя открывающимися бронированными створками. Вспомогательный прицел наводчика — Оффичине Галлилео С-102 — спарен с пушкой и имеет 8-кратное увеличение. Баллистический вычислитель вырабатывает данные для стрельбы с учетом угла крена цапф орудия, типа боеприпаса, атмосферного давления, температуры воздуха, скорости и направления ветра. Метеодатчики монтируются на крыше башни. СУО обеспечивает поражение движущихся и станционарных целей с места и с движения.

Дизель ФИАТ V-12 МТСА и трансмиссия ZF LSG-3000

Танк С-1 «Ариете» на автомобильном транспортере

Вокруг командирского люка установлены восемь неподвижных перископических наблюдательных прибора, два таких же прибора монтируются рядом с люком заряжающего и один имеется у наводчика.

Двигатель и трансмиссию разработала и изготавливает фирма ФИАТ. Дизель, трансмиссия и система охлаждения выполнены в виде единого съемного блока. Основной двигатель — 12-цилиндровый четырехтактный дизель непосредственного впрыска ФИАТУ-12 МТСА мощностью 1200 л с. Дизель имеет жидкостное охлаждение и турбонаддув. В задней части дизеля установлено по одному турбонагнетателю на каждый блок цилиндров. Воздухозаборник расположен на крыше МТО, выхлопные газы отводятся через решетки в бортах корпуса. Шестицилиндровые варианты этого дизеля ставятся на VCC-80 и «Кентавро». Трансмиссия автоматическая, немецкой конструкции, ZF LSG-3000, имеет четыре скорости переднего хода и две — заднего. Аналогичные трансмиссии устанавливаются на французский танк АМХ-40, бразильский ЕЕ-Т1/2 и южнокорейский «88».

Два топливных бака установлены по бортам танка в боевом отделении. Для подачи топлива в расходный бак и к дизелю применяется электрическая помпа.

Конструкция ходовой части во многом напоминает ходовую часть танка «Леопард-2». Подвеска опорных катков — торсионная. С каждого борта установлено по семь сдвоенных обрезиненных опорных катков и по четыре поддерживающих. На 1, 2, 3, 6 и 7-м узлах подвески опорных катков есть гидравлические амортизаторы. Все семь узлов подвески опорных катков имеют гидравлические ограничители хода. Гусеницы такие же, как и на танке OF-40. Ходовая часть танка прикрыта шестисекционными экранами. Экраны изготовлены из композиционных материалов на основе полимерных матриц, такие экраны имеет на 40–85 % меньшую массу, чем традиционные — из стали и резины. Рассматривалась возможность увеличения толщины экрана или применения специальной брони в зоне отделения управления (по типу экранов танка «Леопард-2»), однако эта идея реализована не была. Траки шириной 618 мм имеют съемные асфальтоходные резиновые подушки.

Питание электросистемы танка обеспечивают восемь аккумуляторных батарей емкостью 100 А. ч каждая и электрогенератор мощностью 15 Вт. Четыре батареи установлены с каждого борта в районе 5- го и 6-го узлов подвески опорных катков. Доступ к батареям осуществляется через съемные панели корпуса.

Танк оснащен системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения.

Схема танка С-1 «Ариете»

ЗСУ «Отоматик» на базе танка С-1 «Ариете» (вверху справа);

Борта башни С-1 «Ариете» выполнены вертикальными, но лобовая часть, подобно башням танков М1 и «Челленджер», имеет значительный наклон бронелистов (справа).

Тактико-технические характеристики танка С-1 «Ариете»

Семён Федосеев

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Самая маленькая самоходка Италии

Бронетанковая техника Италии времён Второй мировой войны выглядела бледно на фоне как техники союзников (вермахта), так и противников (британцев и американцев). Но если танкетки, лёгкие и средние танки итальянского производства явно не дотягивали до мирового уровня, то созданные на их базе самоходки были весьма неплохими.

В 1941 году на вооружение сухопутных войск Италии поступил лёгкий танк L6/40. Фактически эта машина устарела уже в момент своего появления — 20-мм пушка не обеспечивала поражения английских пехотных танков, а собственная бронезащита была явно недостаточной. Тем не менее армии требовалась замена для танкеток, и к лету 1943 года итальянская промышленность выпустила около 440 таких танков, которые поступили на вооружение разведывательных частей.

Пушка Cannone da 47/32 mod. 35.
militaryfactory.com

Чтобы компенсировать слабость вооружения L6/40, итальянское командование решило усилить разведывательные части самоходными артустановками на том же шасси. В качестве вооружения САУ выбрали 47-мм противотанковую пушку Cannone da 47/32 mod. 35, выпускавшуюся фирмой «Бреда» по лицензии австрийской «Бёлер» (от австрийского оригинала оно отличалось отсутствием дульного тормоза и некоторыми другими деталями). Благодаря наличию в боекомплекте осколочного снаряда массой 2,37 кг пушка позиционировалась как универсальная, подходящая не только для борьбы с бронированными целями, но и для поражения живой силы, пулемётных гнезд и прочих целей. Бронебойный снаряд 47-мм пушки, весивший 1,44 кг, на дистанции 500 м пробивал броню толщиной 43 мм.

Ещё в 1939 году итальянские конструкторы попытались водрузить 47-мм пушку на самоходное шасси — танкетку L3/35. Но крошечные размеры этого «гусеничного клопа» не позволили соорудить полноценную рубку — орудие располагалось открыто, а экипаж был ничем не защищён. Естественно, военные забраковали такую САУ. В следующем году КБ «Ансальдо» приступило к проектированию самоходки на базе L6/40. Её компоновка определилась не сразу: инспекторат пехоты настаивал на барбетной схеме, обеспечивавшей большие углы горизонтальной наводки, но в итоге выбрали казематную схему, которая позволяла уменьшить высоту САУ и лучше защитить экипаж.

47-мм САУ на шасси танкетки L3/35.
wardrawings.be

В мае 1941 года начались испытания прототипа Semovente L40 da 47/32 — такое обозначение получила новая самоходка. По сути, она представляла собой танк L6/40, лишённый башни. 47-мм пушку установили в передней части корпуса слева. Угол горизонтальной наводки составлял 27°, вертикальной — от −12° до +20°. Вспомогательное пулемётное вооружение отсутствовало. У прототипа рубка была закрытой, но на серийных машинах она лишилась броневой крыши. Это позволило конструкторам «убить двух зайцев» — улучшить вентиляцию боевого отделения и уменьшить массу САУ. Для защиты от непогоды был предусмотрен брезентовый тент.

САУ Semovente L40 da 47/32.
taringa.net

Особенности конструкции

Корпус Semovente L40 da 47/32 имел клёпаную конструкцию, толщина бронелистов достигала 30 мм. Противопожарная перегородка разделяла корпус на два отделения: совмещённое управления и боевое, а также моторное. Рабочее место механика-водителя находилось спереди справа; для наблюдения ему служил прямоугольный люк в лобовом листе, закрываемый створкой со смотровой щелью, а также перископ. Для входа и выхода в борту корпуса имелась дверца, но на практике механик-водитель (так же, как и остальные члены экипажа) занимал своё место, перелезая через борт. Поэтому дверцу стали заваривать, а на самоходках поздних серий от неё отказались вовсе.

Дверцей в правом борту итальянские самоходчики обычно не пользовались.
military.sakura.ne.jp

Слева от механика-водителя находилось рабочее место командира экипажа. Поначалу экипаж Semovente L40 da 47/32 состоял всего из двух человек, но вполне очевидная перегруженность командира вынудила ввести в состав экипажа заряжающего, располагавшегося за механиком-водителем (это произошло в первой половине 1942 года). Боекомплект пушки находился в двух укладках: за механиком-водителем (на 33 снаряда) и на правой стенке боевого отделения (на 37 снарядов).

Проекции САУ Semovente L40 da 47/32.
the-blueprints.com

Силовая установка Semovente L40 da 47/32 (бензиновый двигатель FIAT SPA 18VT мощностью 68 л. с. с четырёхскоростной коробкой передач) и ходовая часть соответствовали базовому танку.

Линейные самоходки радиостанциями не комплектовались, но наряду с ними выпускались две модификации радиофицированных машин. САУ Semovente L40 Comando Plotone предназначалась для командиров взводов – она оборудовалась радиостанцией «Марели» RF 1 CA с дальностью действия 5-6 км, а боекомплект пушки был сокращён до 49 снарядов. Машины командиров рот Semovente L40 Comando Compagnia кроме радиостанции RF 1 CA оборудовались станцией RF 2 CA с дальностью действия 20 км. Пушки они не имели, а вооружались 8-мм пулемётом Breda 38, стрелявшим через деревянный макет ствола орудия.

Экипаж Semovente L40 da 47/32 обычно состоял из трёх человек: командира-наводчика, механика-водителя и заряжающего.
aviarmor.net

Сухопутные войска Италии поначалу заказали 283 самоходки Semovente L40 da 47/32, но в мае 1943 года заказ был увеличен до 460 единиц. Серийное производство на предприятии SPA в Турине началось в январе 1942 года, и до перемирия в сентябре 1943 года было сдано примерно 320 машин. Весной 1942 года три десятка Semovente L40 da 47/32 переделали в транспортёры боеприпасов для 90-мм самоходок Semovente М41 da 90/53.

Боевое применение

Как и предполагалось, первые партии Semovente L40 da 47/32 попали в разведывательные части, формируемые на базе полков кавалерии и берсальеров. Задачей новоприбывших машин являлась поддержка лёгких танков L6/40 и бронеавтомобилей АВ-41. Кавалерия формировала бронеразведывательные группировки (Raggruppamenti Esploranti Corazzati — R.E.Co.), состоявшие из двух групп эскадронов (Gruppo Squadroni). В одну из таких групп вводился эскадрон, вооружённый самоходками (11-12 единиц). В феврале 1942 года Semovente L40 da 47/32 получила 15-я группировка, сформированная на базе полка Cavalleggeri di Lodi, а в июле такие машины появились в 8-й группировке, созданной на базе полка Lancieri di Montebello. 13-я группа эскадронов, сформированная полком Cavalleggeri di Aleksandria, состояла из двух эскадронов Semovente L40 da 47/32 (в общей сложности 19 машин).

В феврале 1942 года самоходками Semovente L40 da 47/32 вооружили одну роту 69-го батальона 18-го моторизованного полка берсальеров (Regimento Bersaglieri Motocorazzato). Но вскоре основным типом частей, вооружённых Semovente L40 da 47/32, стали противотанковые батальоны — Battaglioni Contracarri Semovente da 47. Состоя, как правило, из двух рот, они могли входить в состав дивизий либо действовать в качестве корпусного резерва. Итальянское командование сформировало не менее 16 таких батальонов, но, учитывая количество выпущенных САУ Semovente L40 da 47/32, вероятно, далеко не все из них были укомплектованы по штату.

Боевой дебют Semovente L40 da 47/32 состоялся на Восточном фронте, куда летом 1942 года была отправлена 13-я группа эскадронов вместе с 67-м батальоном берсальеров (вооружённым танками L6/40). В конце августа самоходки вместе с танками поддерживали контратаки альпийских стрелков у станицы Чеботарёвской на Дону. 19 ноября 1942 года 13-я группа, входившая в состав моторизованной дивизии Principe Amadeo Duca d’Aosta, имела в наличии 16 самоходок Semovente L40 da 47/32. Все они были потеряны после 16 декабря, когда на позиции итальянской 8-й армии обрушились войска советского Юго-Западного фронта.

Печальный конец службы на Восточном фронте: брошенные САУ Semovente L40 da 47/32 и танки L6/40.
namu.moe

69-й батальон берсальеров со своими САУ в конце 1942 года участвовал в оккупации средиземноморского побережья Франции, а 20-й и 131-й противотанковые батальоны (19 и 29 самоходок Semovente L40 da 47/32 соответственно) в это же время перебросили на Корсику.

Небольшие размеры Semovente L40 da 47/32 облегчали её маскировку.
Skotnicki M. Włoskie działa samobieżne Semovente L40 da 47/32 // Pologon. – 2008. – №3

В Тунисе сражались три противотанковых батальона Semovente L40 da 47/32 (1-й, 101-й и 136-й), а также частично вооружённая этими самоходками 15-я бронеразведывательная группировка. В боях с количественно и качественно превосходящим противником все САУ этих частей до мая 1943 года были потеряны. Именно в Тунисе наглядно проявились основные недостатки Semovente L40 da 47/32 — слабость вооружения и «нежность» конструкции, неприспособленной для совершения длительных маршей. Из-за отсутствия достаточного количества трейлеров частям САУ приходилось совершать манёвры своим ходом, что вело к многочисленным поломкам. Проблема усугублялась перебоями в доставке запчастей.

Колонна Semovente L40 da 47/32 в Тунисе, начало 1943 года.
charlesmccain.com

Наиболее массово Semovente L40 da 47/32 применялись в июле 1943 года на Сицилии, где было сосредоточено не менее семи противотанковых батальонов, вооружённых этими самоходками (правда, не вполне укомплектованных).

Британский солдат осматривает трофейную САУ. Сицилия, июль 1943 года.
aviarmor.net

8 сентября 1943 года стало известно о подписании перемирия между Италией и странами антигитлеровской коалиции. Части вермахта тут же начали разоружение итальянских войск. Среди итальянских частей, оказавших сопротивление недавним союзникам, была 8-я бронеразведывательная группировка, во 2-й группе эскадронов которой имелось 16 Semovente L40 da 47/32 (4 во взводе управления и 16 в 6-м эскадроне). 9-10 сентября в боях у Сечиньолы и Порта Сан Паоло (под Римом) самоходчики пытались сдержать продвижение частей немецкой 2-й парашютной дивизии.

«Итальянки» на немецкой службе

Вермахт захватил 78 линейных САУ Semovente L40 da 47/32, 8 машин командиров взводов и несколько машин командиров рот. Их приняли на вооружение под обозначениями Sturmgeschütz L6 mit 47/32 630(i), Komando Wagren L6 630(i) и Panzerbefelswagen L6 770(i) соответственно. Более того, производство этих совершенно устаревших машин продолжилось: в конце 1943-начале 1944 года по заказу вермахта изготовили ещё 74 линейные САУ, 36 машин командиров взводов и 10 — командиров рот. От прежних серий эти самоходки отличались увеличенной высотой бортовых бронелистов (дополнительное пространство использовали для увеличения боекомплекта до 73 снарядов и установки радиостанции).

Применять итальянские трофеи в частях первой линии вермахт не собирался, но в операциях против партизан эти самоходки могли пригодиться, поэтому подавляющее большинство Sturmgeschütz L6 попало на Балканы. Самоходки использовали для поддержки пехоты в противопартизанских операциях, а также для сопровождения колонн снабжения. Весной 1944 года часть Sturmgeschütz L6 передали полиции на оккупированных территориях. Так, 14-я полицейская танковая рота, действовавшая в Словении, получила 20 этих самоходок. Несколько машин попало в находившиеся на Балканах части СС — 105-й танковый батальон и 7-ю горную дивизию. По состоянию на 31 декабря 1944 года группа армий «С» (Италия) располагала всего 7 самоходками Sturmgeschütz L6 (в том числе четырьмя исправными), группа армий «F» (Балканы) — 42 (в том числе 25 исправными), в других частях (включая полицейские) числилась 31 самоходка этого типа.

1/4

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Sturmgeschütz L6 из 14-й полицейской танковой роты. Самоходки довооружены пулемётными установками со щитовым прикрытием. Словения, весна 1944 года.
beutepanzer.ru Sturmgeschütz L6 из 18-го полицейского полка СС на параде в Афинах, май 1944 года.
beutepanzer.ru Довооружённый пулемётом Sturmgeschütz L6. Хорватия, март 1944 года.
beutepanzer.ru Брошенные Sturmgeschütz L6 и танк L6/40 (на заднем плане) на улице Белграда, 1945 год.
beutepanzer.ru

Некоторое количество Sturmgeschütz L6 (вероятно, с демонтированными пушками) использовалось в качестве тягачей для противотанковых пушек Рак 40 и Рак 43. Такие машины обозначались Kettenschlepper L40. Небольшое количество Semovente L40 da 47/32 попало в вооружённые формирования Итальянской социальной республики. Немцы передали 62 САУ Sturmgeschütz L6 своим хорватским союзникам, а в начале 1945 года две такие самоходки, захваченные на территории Югославии, командование 3-го Украинского фронта передало болгарской армии. Ещё несколько Sturmgeschütz L6 стали югославскими трофеями.

Две самоходки Sturmgeschütz L6 и другая трофейная техника на железнодорожных платформах. Любляна, июнь 1945 года.
beutepanzer.ru

Если попытаться дать краткую оценку самоходке Semovente L40 da 47/32, то её можно свести к двум словам — слишком поздно. В 1940 или начале 1941 года САУ с 47-мм орудием могла бы стать опасным противником для британских танков в Северной Африке, но во второй половине 1942 года, когда Semovente L40 da 47/32 пошли в бой, их пушки могли пробивать броню современных танков лишь с ближних дистанций. Отсутствие пулемёта лишало Semovente L40 da 47/32 надёжного средства борьбы с вражеской пехотой, если не считать таковым пару пистолетов-пулемётов, перевозимых в боевом отделении. Наконец, совершенным анахронизмом выглядело отсутствие радиостанции на большинстве машин. Оставляла желать лучшего и ходовая часть, имевшая низкую прочность. Серьёзной проблемой являлась и малая ширина гусениц, затруднявшая передвижение по пересечённой местности. Несомненно, итальянцам стоило прекратить производство Semovente L40 da 47/32 ещё в 1942 году, сосредоточившись на увеличении выпуска более удачных самоходок на шасси средних танков.

Тактико-технические характеристики САУ Semovente L40 da 47/32

Боевая масса, кг

Экипаж, чел

Длина САУ, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Клиренс, мм

Толщина брони, мм

Угол горизонтальной наводки, град.

Угол вертикальной наводки, град.

от −12 до +20

Мощность двигателя, л. с.

Скорость, км/ч

Запас хода, км

Преодолеваемые препятствия:

ширина рва, см

высота стенки, см

глубина брода, см

Литература:

К бронированным машинам итальянская армия начала присматриваться очень рано. Они первые в мире использовали бронемашину на поле боя: в 1912 г. в ходе итало-турецкого конфликта в Северной Африке были применены бронеавтомобили. Пытались создавать и гусеничные бронированные машины. В 1915г капитан Луиджи Кассали представил прототип танка, построенный компанией «Павези», которая занималась производством вездеходов. Армейские испытания признали машину не годной для принятия на вооружение. Нужно отметить, что условия, в которых итальянская армия вела действия, очень отличались от Западноевропейского театра военных действий и были крайне не пригодны для применения танков.

Не дожидаясь официального запроса фирма, «FIAT» самостоятельно начала разрабатывать свой танк, им был тяжелый «FIAT-2000». Первый свой танк Италия построила в ноябре 1918г. После предоставления для ознакомления союзниками танков «Рено» FT-17 все работы над тяжелым «FIAT-2000» были прекращены, больше тяжелыми танками в Италии не занимались, если не считать попытки создать тяжелый коленный танк в 1929г., но там все остановилось на прототипе.

«Рено» FT-17 итальянской армии понравился, но Франция не могла удовлетворить приемлемый выпуск этих машин, поэтому было принято решение производить танки самостоятельно. В результате вышел несколько улучшенный «FIAT-3000».

На дальнейшее развитие итальянского танкостроения повлияли три основных фактора:

  • слабое финансирование;
  • применение танков в горных районах;
  • опыт использования против слабоорганизованных и плохо вооружённых, но многочисленных племен Африканский континента.

Поэтому приобретенная для серийного производства танкетка «Карден-Лойд» Мк VI очень понравилась итальянской армии. Практически все легкие танки были сконструированные на ее базе. В войска ее приняли под обозначением «Carro Veloce» CV29, позже появились модификации СV33, CV35 и CV38.

Итальянские танки времен Второй Мировой войны

Опыт Испанской гражданской и Итало-эфиопской войн показал итальянским военным ошибку в отведении танкетке основной роли в танковых войсках. Необходимость в средних и тяжелых танках с вооружением в башне с круговым обстрелом была для них очевидна. Результатом стало изменение с 19 ноября 1938 г. всей системы бронетанковых войск.

Теперь армии требовалось 3 типа танков: легкие, средние и тяжелого среднего.

Вводилось и новое обозначение: легкие должны иметь боевую массу около 5 т. и пулемётное вооружение, обозначаться буквой «L». Все средние обозначались буквой «М». Просто средние должны иметь массу около 7—10 т. и вооружение из спаренных пулемётов в башне, и лишь тяжелый средний планировалось при весе около 11—13 т. вооружить кроме спаренных пулемётов 37-мм пушкой, но с размещением в корпусе и с ограниченными горизонтальными углами наведения. Через два месяца принята новая директива: легкие вооружить 13,2-мм пулемётом, «средние-легкие» — автоматической пушкой в башне до 20-мм, а «средние — тяжелые» — в башне пушкой до 47-мм. Танки с 47-мм орудием в башне относились к новому виду и обозначались буквой «Р». В 1940г к буквенному обозначению добавили год принятия на вооружение.

До 10 июля 1940 г (вступление во вторую мировую войну) Италия успела создать только легкие «L6/40» и средние «M11/39». Танковый парк станы насчитывал около 1500 танков, в основном устаревших «Фиат»3000, и «CV3/35».

До 1943 г. выпускалось немного легких танков, средний «М13/40» и его модификации «М14/41» и «М15/42». Разрабатывались и «средние- тяжелые» в 1942 был сделан прототипы «Carro Armato Celere «Sahariano» ( практически копия английского «Крусейдера), и «Р 26/40», но в серию они не пошли. Во время войны выпускалось относительно много противотанковых, штурмовых, и зенитных самоходных установок «Земовенте».

В целом мощности итальянского танкостроения были довольно слабы, всего за 1940 – 1943 гг. было построено около 2300 всех модификаций танков и самоходок. Боевые характеристики машин были крайне низкими.

После войны Италии было запрещено производить тяжелое вооружение. Основу танковых войск составляли американские машины. В 70-х Италия начинает активное создание современных танков, часть которых планировалось отправлять на экспорт. Так на базе германского «Леопард 1А4» был создан основной «ОF-40». Выпускался он в небольших количествах и только для экспорта.

С начала 90-х в войска начал поступать танк собственного производства С-1 «Ариете». Он официально сертифицирован как танк третьего поколения. Отличительной характеристикой С-1 «Ариете» является цена — он самый дорогой танк в мире.

Подробный обзор итальянских танков в игре World of Tanks. Рассказываем какое у них есть оборудование, основные характеристики, особенности, достоинства и недостатки. Стоит ли покупать данную технику или нет, узнаем от опытных пользователей.

Как играть на Prototipo Standart B

Для начала нужно понять, что этот танк не прощает ошибок, поэтому подойдёт он не каждому.

Следует использовать лучшие качества итальянца, а именно динамику и вооружение.

Что касается двигателя, то он может выдавать 65 км/ч при удельной мощности практически 22 л.с./т. Prototipo Standart В очень быстрый и маневренный танк.

Высокая динамика позволит быстро отступать и скрываться без потери единиц прочности, главное быстро реагировать на изменение ситуации на поле боя.

Стоит обратить внимание также на низкий силуэт итальянца. Стандартный коэффициент маскировки 16.01, это значит, что при изученных умениях экипажа на маскировку, СТ может быть хорошим снайпером, который будет наносить урон из укрытия, при этом не светиться

Но стоит знать, что 1-й снаряд заряжается долго, 2-й и 3-й уже быстрее. У Prototipo Standart B перезарядка составляет 15/13/11 секунд.

То есть 1-й снаряд зарядится после 15 секунд.

Если взять стандартные мерки, то для разового урона 360 ед. это слишком долгая перезарядка, но игровой процесс на этом танке отличается от обычных СТ, поэтому нужно всегда управлять своим боекомплектом.

Плюс этой системы в том, что например, в стандартной перезарядке барабана необходимо заряжать весь боекомплект, а это занимает большое время. В итоге приходится прятаться от вражеских танков большое количество времени за бой.

Итальянец же может всегда отвечать, хоть и одним выстрелом за 15 секунд.

Чтобы научиться эффективно использовать эту систему, необходимо отыграть достаточное количество времени на танках этой ветки. Стоит отметить хорошее бронепробитие танка 268 мм, что для техники 9-го уровня вполне приемлемо. С таким орудием можно уверенно воевать и против 10-х уровней.

Точность также на высшем уровне. Сведение и разброс орудия комфортные, это позволяет стрелять на самых длинных дистанциях.

Стабилизация не самая лучшая на уровне, но её всегда можно улучшить при помощи умений экипажа «плавный ход» и «плавный поворот башни», а также установить стабилизатор вертикальной наводки. В итоге итальянец не станет идеальным танком для прорыва, но в движении на средних дистанциях будет попадать намного лучше. Стоит отметить хорошие углы вертикальной наводки -10 градусов, которые позволяют играть также и от рельефа. В общем, комфорт орудия на высоком уровне, единственный минус это перезарядка 1-го снаряда. В остальном, пушка итальянца способна регулярно наносить больше количество урона, при этом расстояние практически не играет роли.

Очередное достоинство Prototipo Standart В – максимальный радиус обзора. Стандартные 390 м на 9-м уровне имеют лёгкие танки, а это средний класс техники. При установленном оборудовании «просветлённая оптика» и изученных умениях экипажа «радиоперехват» и «орлиный глаз», танк сможет легко заменить лёгкую технику в команде.

С хорошим обзором и маскировкой можно производить разведку даже в пассивном режиме, но не стоит перебарщивать с расстоянием, поскольку лёгкий танк по принципу игры всё же лучше светит и может обнаружить итальянца на подступах к позициям соперника.

Кратко о машинах уровня 1-7

  • танк первого уровня – Fiat 3000;
  • на втором уровне есть две машины — M14/41, L6/40;
  • танк третьего уровня – M15/42;
  • почетную четвертую позицию занимает P26/40;
  • на пятом уровне будет доступен P.43;
  • шестой и седьмой – P.43 bis и P.43 ter соответственно.

Все эти танки уникальны по характеристикам, но обзор каждой машины не обязателен. Они являются частью истории танкостроения, и опробовать их должен каждый игрок. Скажем лишь, что M14/41 не очень быстрая машина, но обладает неплохой пушкой. А L6/40 весьма шустрая техника с малокалиберной, но скорострельной пушкой. Следующие модели являются вишенкой на торте, в которой так нуждалось комьюнити.

Умения экипажа Prototipo Standart B

Перед тем, как прокачивать перки у экипажа, необходимо изучить сильные и слабые стороны танка. Рекомендуемые умения, которые необходимо поэтапно прокачать экипажу:

1 перк:

  • командир — «шестое чувство»;
  • наводчик – «плавный поворот башни»;
  • механик-водитель – «плавный ход»;
  • заряжающий – «бесконтактная боеукладка»;

2 перк:

  • командир – «боевое братство»;
  • наводчик – «боевое братство»;
  • механик-водитель — «боевое братство»;
  • заряжающий — «боевое братство».

3 перк:

  • командир – «радиоперехват»;
  • наводчик – «ремонт»;
  • механик-водитель – «ремонт»;
  • заряжающий – «ремонт».

4 перк:

  • командир – «орлиный глаз»;
  • наводчик – «маскировка»;
  • механик-водитель – «виртуоз»;
  • заряжающий – «отчаянный».

Согласно характеристике, итальянец относится к СТ без бронирования, но восполняет это высокой динамикой и точностью орудия. При помощи перков необходимо улучшить сильные стороны до максимума. Для этого первым делом требуется прокачать умения для улучшения стабилизации в движении, затем необходимо ускорить перезарядку при помощи боевого братства, и естественно увеличить максимальный радиус обзора при помощи умений «орлиный глаз» и «радиоперехват».

Тяжёлые танки Италии

Carro Armato P26/40 и P30/43

Carro Armato P26/40 и P30/43 – итальянские средние по массе, тяжелые по национальной классификации. P26/40 разрабатывался в 1940-1941 годах. Серийный выпуск был начат в 1942 году. Имел наклонную броню и 75-мм орудие. Хотя бронирование оставляло желать лучшего, на дальних дистанциях она не была уязвима для американских орудий. Применялся в Италии итальянской армией и вермахтом (как Pz.Kpfw. P26/40 737(i)). P30/43 был проектом устранения недостатков предыдущей модели, но из-за капитуляции Италии, он так и не был завершен.

Carro Armato P34/43 и P34/43 bis

Carro Armato P34/43 и P34/43 bis – проекты итальянских тяжелых танков. Первый танк предлагалось оснащать 75-мм длинноствольной пушкой, второй – 90-мм. Бронирование было наклонным, толщина брони достигала 100 мм, что было рекордом для итальянского танкостроения. К тому же, «Тигр» с такой же толщиной брони, но под прямым углом был намного уязвимее для вражеского огня. В связи с капитуляцией Италии, разработка была прекращена на стадии моделирования макетов.

Что значит система дозаряжания?

Все танки, начиная с 8-го уровня имеют некоторые преимущества, но главным является именно система дозаряжания. Орудия с вышеуказанным механизмом вносят в геймплей разнообразие, обеспечивая иные принципы ведения огня и игры в целом. По своей сути, этот механизм — это гибрид «барабанной» и обычной систем. После совершения первого выстрела, система дозаряжания начинает выполнять свои главные функции, а именно дозарядку снаряда в орудие. Снаряды заряжаются быстрее, если в магазине их остается немалое количество. Стоит заметить, что заряжание работает по убывающей. Если подробнее, то с каждым выстрелом магазин будет заряжаться быстрее и быстрее. Следовательно, первый снаряд заряжается дольше всего. Но, в случае, если выстрел будет произведен до зарядки, то процесс обнулится и начнется заново.

Преимущество такого способа в том, что он непредсказуем. Во время перестрелки танк итальянской ветки сможет стрелять одиночным огнем. Таким образом, противник не будет знать количество заряженных снарядов. В зависимости от ситуации, игрок на такой машине сможет, к примеру, выстрелить все кассеты для того, чтоб добить противника, а после уйти на полную перезарядку. Бесспорно, этот способ ведения огня может показаться неудобным, но со временем игрок привыкнет к нему. Но стоит помнить о том, на каких машинах будет установлена такая система.

Игровой процесс

Progetto M35 mod 46 имеет классическую компоновку, благодаря которой он напоминает образцы западной школы танкостроения. Танк отличается хорошей мобильностью, удобными углами вертикального наведения и относительно слабым бронированием. Благодаря хорошему обзору и новой системе заряжания Progetto M35 mod 46 скорее подходит для стрельбы с расстояния, чем для ближнего боя.

Система дозарядки магазина позволяет танку подстраиваться под меняющиеся условия боя. Вы можете выполнять роль машины огневой поддержки или ворваться, выдать несколько снарядов и уйти на длительную перезарядку.

У каждого из вариантов геймплея на Progetto M35 mod 46 свои преимущества и недостатки, но лучший способ использовать систему дозарядки магазина — это оценивать ситуацию и поступать в соответствии с ней. Если поблизости машина противника и вы можете уничтожить её прямо на месте — не сомневайтесь и сделайте это! Но помните: за краткосрочную возможность разрядить барабан вам придётся расплатиться временем перезарядки и придётся ждать полной зарядки дольше, чем при классической системе магазинного заряжания.

С чего все начиналось

  1. Зарождение: в то время, когда у Франции наилучшим образом было развито танкостроение, Италии ничего не оставалось, кроме как копировать все до малейших деталей. Но со временем они начали прогрессировать, и вскоре создали более легкую броню и разнокалиберные орудия.
  2. Прогресс: развиваясь и прогрессируя, танкостроение начало набирать обороты. Когда вышли первые большие партии тяжелых машин, Италия поняла, что сильно уступает в защите. Огневая мощь тоже страдала, но со временем ее все-таки смогли улучшить. А вот полностью перейти к тяжелым танкам не удалось. Страна решила остановиться на средней защите.
  3. Послевоенный период: и снова смена стандартов. Теперь маневренность и огневая мощь играют ключевую роль в танкостроении. Итальянцы вновь должны были подстраиваться под новые стандарты.

Средние танки Италии

Carro Armato M11/39

Carro Armato M11/39 – итальянский лёгкий по массе, средний по национальной классификации танк Второй мировой войны. Имел уникальную компоновку, где основное вооружение (37-мм орудие) располагалась в правом спонсоне корпуса, а вспомогательное (6,5-мм пулемёт) – в небольшой башне. Вторым таким танком был американский M3 Lee/Grant. Применялся в Африке и на Восточном фронте. Было выпущено около 100 танков, после чего на этом же шасси была запущена в серию новая модель.

Carro Armato M13/40*, M14/41 и M15/42

Carro Armato M13/40*, M14/41 и M15/42 – итальянские лёгкие по массе, средние по национальной классификации танки Второй мировой войны. Созданы на базе M11/39. Были вооружены разнообразными 47-мм орудиями и принципиально не отличались друг от друга, менялся только двигатель. Применялись на всех фронтах, где принимали участие итальянские войска, немцами при подавлении Варшавского восстания в 1944 году под наименованием Pz.Kpfw. M14/41 736(i) и некоторое количество трофейных танков применялись Союзниками в Африке и под Сталинградом. На M13/40 воевал Луиджи Арбиб Паскуччи (1909—1942) — лейтенант, командир танкового взвода 132-й танковой дивизии, кавалер медали «За воинскую доблесть» (посмертно).

Carro Armato Celere Sahariano

Carro Armato Celere Sahariano (другое наименование – M16/42) – итальянский средний танк Второй мировой войны. Имел подвеску Кристи, которая была использована при разработке советских танков серии БТ, Т-34 и британских крейсерских танков Cruiser Mk. III, Cruiser MK. IV, Crusader, Centaur, Cavalier, Cromwell. Также на этом танке была применена технология наклонной брони. В августе 1941 года был создан деревянный макет танка в масштабе 1:10, и спустя две недели было начато создание первого прототипа. В танк предполагалось устанавливать 47-мм орудие. Его сборка затянулась до весны 1942 года, после чего проект посчитали устаревшим. Был выпущен один опытный образец.

Pz.Kpfw. V Panther

Pz.Kpfw. V Panther (итальянское наименование – Carro Armato Pantera) – немецкий средний танк Второй мировой войны. Итальянская армия применяла «Пантеры» в 1943 г. в Италии, разведке Союзников было известно о, как минимум, одной танковой роте, укомплектованной «Пантерами».

M46 Patton

M46 Patton – американский средний танк первых послевоенных лет. Был модернизацией танка M26 Pershing. В 1947 году Италии было передано некоторое количество M46 для ознакомления.

OTO Melara M47

OTO Melara M47 – итальянская модификация американского сренего танка M47 Patton, поставлявшегося итальянской армии в 1950-е годы. Единственным отличием была замена американского 90-мм орудия на итальянскую лицензионную копию британского 105-мм орудия Royal Ordnance L7, которым также оснащались британские танки Centurion, начиная с модификации Mk. VII и, позднее, западногерманский Leopard.

OTO Melara M60

OTO Melara M60 – итальянская модификация американского танка M60, который был модернизацией танка M48А1 Patton. На танк были установлены итальянские приборы ночного видения и пересечения водных преград.

OTO Melara Centauro

OTO Melara Centauro – итальянский опытный основной боевой танк середины 1960-х годов. Фактически это был Leopard 1, оснащенный автоматом заряжания, подобно французскому легкому танку AMX-13. Вооружение: 105-мм Royal Ordnance L7, как и у двух вышеописанных машин. Было построено несколько прототипов.

Что дальше

Механизм дозарядки может предложить вам сложный, но приносящий результат геймплей, а Progetto M35 mod 46 станет первопроходцем, и в ближайшие недели мы будем тщательно настраивать его характеристики. Мы ещё не определились с окончательными настройками, но они определённо будут отличаться от текущих.

Концепция очень заманчивая и открывает широкие перспективы, поэтому мы уделим большое внимание тестированию новичка. Сейчас наша задача — настроить характеристики орудия, сделать его сбалансированным с учётом новых возможностей

Таким, чтобы ключом к успеху стала именно его универсальность (возможности «барабана» и ведение огня на дистанции), а не отдельные характеристики вроде огневых возможностей или параметров прицеливания. Поскольку это первый этап тестирования, то, что вы видите, — это черновая версия, который будет меняться на дальнейших этапах.

Машины 8 уровня и выше

Танк P.44 Pantera

Становится доступен на 8 уровне. Плюсом, конечно же, является вышеуказанный механизм дозарядки. По характеристикам, «Pantera» одни из лучших машин. Этот проект пускает корни со времен Второй мировой войны, во времена союзничества Италии и Германии. Эти машины были реализованы только на бумаге, но никак не в реальности.

Благодаря маневренности и неплохой скорости, танк может занимать нужную игроку позицию и быстро перемещаться из укрытия в укрытие. Отрицательный наклон 90мм пушки поможет пользователям играть от рельефа. Кроме того, «Пантера» эффективна на ближней и средней дистанциях. Стрельба на дальние расстояния тоже возможна, но это значительно усложнит попадание ввиду малой точности оружия.

Prototipo Standard B

На 9-м уровне игроку предстоит столкнуться с Prototipo Standard B. Еще в 1958 году, когда Италия принимала активное участие в Kampfpanzer Standard, на свет появились первые «Стандарт Б», которые сейчас более известны как «Леопард». Усилиями многих исследователей, эти две модели были полностью сконструированы по стандартам того времени. Главными качествами были маневренность и огневая мощь. После многих испытаний, образец с буквой «А» начали активно производить. Как упоминалось ранее, это и был легендарный «Leopard 1».

Игровой вариант танка очень похож на «Леопард». Как и предыдущая «Пантера», эта машина также имеет систему дозаряжания. Идеальна для того, чтоб подготовиться к переходу на ТОП танк итальянцев, а именно – Proggeto.

Proggeto M40 mod.65

Разработка танка начинается с 1969 года, после того, как итальянская делегация посетила германскую выставку военной техники. Изначально планировалось закупиться танками «Leopard», но немало госслужащих были против покупки зарубежных экземпляров. В итоге итальянцы заинтересовались чертежами СССР и Великобритании, после чего начали копировать некоторые детали из вышеуказанных стран. Но работы дальше планирования на чертежах продвинуты небыли.

Основой Proggeto M40 mod.65 выступает вышеуказанный танк. «Прожето» не обладает хорошей броней, но в ней присутствует хорошая управляемость и скорость, что помогает игроку быстро скрываться из виду. Небольшие и средние расстояния для ведения боя идеальны для этой машины.

Вот такая итальянская техника присутствует в игре в данный момент, ветка интересная, но требующая привыкания, но для опытных танкистов это не станет проблемой!