Бронепоезда гражданской войны в России

val20101

Раба любви
Рабыня
Рассказ о простой вещи
Рассказы о Ленине (фильм)1957
Разгром Юденича 1940
Р.В.С 1977
Решающий шаг 1966
Рожденная Революцией. 1974-1977 10 серий (первые 4 серии)
Рожденный бурь 1953
Роль (фильм, 2013)
Русские без России
Русские братья (фильм)
Салют, Мария!
Свадьба в Малиновке (фильм) 1967
Свой среди чужих, чужой среди своих. Режиссер Никита Михалков
Свет над Россией
Седьмой спутник (фильм) 1968
Седьмая Пуля
Сельская учительница 1947
Семья Ульяновых 1957
Сердце России 1970
Сердце Бонивура (фильм) четырёхсерийный фильм о становлении Советской власти на Дальнем Востоке и в Приморье, снят режиссёром Марком Орловым по роману Дмитрия Нагишкина на Киностудии им. А. Довженко в 1969 году. Прототипом главного героя послужил комсомолец-партизан Виталий Борисович Баневур.
В 1971 году на экраны страны вышла двухсерийная киноверсия картины, премьера которой была приурочена к 53 годовщине Вооруженных сил СССР и состоялась 23 февраля.
Владивосток, 1922 год. Подпольщики устроили побег арестованных контрразведкой товарищей. Среди организаторов — комсомолец Виталий Бонивур, за голову которого назначено крупное вознаграждение.
Сам Бонивур под фамилией Антонов устраивается в железнодорожное депо и агитирует рабочих саботировать военные поставки. В мастерских стоят почти готовые вагоны японского бронепоезда. Бонивур с помощью ремонтников поджигает состав, подложив взрывчатку под цистерну с топливом.
После успешной акции городское подполье уходит в тайгу к партизанам. Молодёжь из отряда Топоркова под видом деревенских жителей устраивает дерзкий налёт на соседнюю деревню, где стоят белые. На виду у пьяной охраны они похитили офицера и, вместе с фельдшером, доставили на базу.
Командир партизан получает приказ о соединении с другими отрядами, для укрупнения сил накануне наступления Народно-революционной армии. На месте осталась немногочисленная группа защитников. Пользуясь случаем, казачья сотня, по доносу сбежавшего фельдшера, выдвинулась в расположение партизанского отряда и после неравного боя захватила деревню.
Местные жители, помогавшие партизанам и делегаты проходившего в это же время съезда бедноты, были подвергнуты экзекуции. Бонивура и пленённого с оружием в руках пожилого коммуниста белые связали и взяли с собой. Посланный в погоню конный отряд не успел выручить товарищей. После жестоких пыток пленные были казнены отступающими казаками.
Сибириада 1977 2 серии
Синяя Тетрадь. фильм по повестиЭммануила Казакевича. Вышедший на экраны в 1964 году, фильм вскоре после смещения Хрущёва был снят с экранов. Режиссер Лев Кулиджанов
Летом 1917 года, ушедший в подполье Ленин, совместно с Зиновьевым укрывается в Разливе. Под прикрытием семьи верных партийцев Емельяновых, вожди продолжают свои дискуссии и размышления о судьбах Революции, о правильности или неверности избранной политической линии, о перспективах развития России, то между собой, то с наведывающимися «гостями» из ЦК — Свердловым, Дзержинским,Орджоникидзе. Впервые в советском кино Зиновьев показан не как статист, а как живое действующее лицо того времени, уважаемый Лениным, признанный большевистский лидер со своей точкой зрения и своей правдой. Заветная «Синяя тетрадь», которую доставляют для Ленина товарищи — его знаменитая работа «Государство и революция», в которой были разработаны теоретические основы ленинского учения о государстве, которые вскоре ему пришлось воплощать в жизнь. Действие фильма завершается уходом Ленина из Разлива за 78 дней до начала Октябрьской революции.
«Синдикат-2» — 1982 6-серийный телефильм по документальному роману Василия Ардаматского «Возмездие», в котором изложена история операции «Синдикат-2», проведённой чекистами в 1922—1924 годах. Ремейк фильма «Крах» 1968 года.
Режиссер Марк Орлов
За границей и в РСФСР действует подпольная контрреволюционная организация, возглавляемая известным террористом Борисом Савинковым. Чекисты во главе с Артузовым продумывают операцию по её разгрому. Для начала в неё засылается тайный агент…
Сказка о громком барабане. Режиссер Шерстобитов 1987
Служили два товарища
Смотри в оба! 1981
Смертный враг 1971
Сорок первый (фильм, 1927)
Сорок первый (фильм, 1956)Режиссер Григорий Чухрай
Срочно, секретно Губчека
Сотрудник ЧК (фильм)
Страсти по Чапаю
Стрелять сгоряча не стоит 1983 Узбекфильм
Судьба Барабанщика
Сыновья идут дальше 1959
Тачанка с юга 1977
Тайна забытой переправы 1973 Таджикфильм
Тайна Предков 1972
Тайна пещеры Каниюта 1966
Таинственный монах. 1967 Режиссер Аркадий Кольцеватый
Украина, осень 1920 года. Белая русская армия генерала Врангеля разбита, Врангель бежит в Крым. В контрразведке белых возникает коварный замысел: организовать в тылу Красной Армии широко разветвлённое контрреволюционное подполье, и в известном Матрёнином монастыре собираются остатки белогвардейцев. Чекистырешают предпринять контрмеры и направляют туда двух сотрудников, бывших цирковых артистов — великана-силача Елпидифора и юркого малыша-стрелка Саню. Однако, среди красных тоже действует вражеский агент — бывший жандармский ротмистр Дурасов. Опытному чекисту Смелому, который проникает в монастырь под видом поручика Стронского, удаётся выяснить планы врага и вовремя предотвратить контрреволюционный мятеж.
Тени исчезают в полдень
Телохранитель 1979 Режиссер Али Хамраев
Тихий Дон (телесериал)
Тихий Дон (фильм, 1930)
Тихий Дон (фильм, 1958)
Томми (фильм, 1931) Режиссер Яков Протазанов
Трансибирский Экспресс. 1977
Тревожная молодость
Тревожное Утро 1967
Третья Патетическая
Трипольская трагедия
Три Песни о Ленине 1934
Трижды воскресший
Тринадцать 1936
Тот станет всем. 1975 Режиссер: Тахир Сабиров Таджикфильм
По мотивам произведений Айни.
Второй фильм кинодилогии, начатой фильмом «Кто был ничем…», о становлении Советской власти в Таджикистане.
Турксиб 1986 КазахфильмTags: Гражданская война

Офицер (бронепоезд)

У этого термина существуют и другие значения, см. Офицер (значения).

Бронепоезд «Офицер»

Принадлежность

Белая армия

Эксплуатация Участие в

Гражданская война в России

Современный статус

не используется

Технические данные

Вооружение

Командиры

Известные командиры

капитан Харьковцев

Бронепоезд «Офицер» в Ростове-на-Дону. 1919

Бронепоезд Офицер, Бронепоезд «Офицер», Офицер (бронепоезд ВСЮР) – легкий бронепоезд Вооруженных сил Юга России, действовавший с августа 1918 г. по конец февраля 1920 г.

Формирование бронепоезда

Вымпел бронепоезда «Офицер», 1919 г.

Сформирован 7 августа 1918 года после взятия Добровольческой армией Екатеринодара из бронеплощадок, оставленных отступающими войсками РККА на левом берегу Кубани. Ввиду того, что Красная Армия взорвала мост через Кубань и белые бронепоезда остались на правом берегу реки, на время стал основным бронепоездом Добровольческой Армии. Первоначально состоял из одной открытой платформы с трехдюймовым орудием образца 1900 года и двух пулеметных бронеплощадок. Первый командир бронепоезда – капитан Харьковцев.

Участие бронепоезда в Гражданской войне

Команда бронепоезда «Офицер». Ростов на Дону. Агитационное фото ВСЮР.1919г.

На Кубани

Боевая деятельность бронепоезда отличалась высокой эффективностью: 9 августа, в первом своем бою у станции Абинская бронепоезд захватил еще одну закрытую площадку с малокалиберными орудиями, куда было перемещено с открытой платформы трехдюймовое орудие. 11 августа на станции Тоннельная был уничтожен при переезде в Новороссийск штаб Красной Армии. 13 августа поезд обеспечил огневую поддержку при вступлении добровольцев в Новороссийск, где было захвачено еще 2 красных бронепоезда. Свое название «Офицер» бронепоезд получил по одним данным 16 августа, по другим — в ноябре 1918 года. В последние дни августа – первые дни сентября бронепоезд принял участие в штурме Армавира. В результате повреждения, полученного у станции Гулькевичи с рельс сошла пулеметная площадка. Бронепоезду удалось с боем отойти на 2 версты, таща площадку по шпалам, а затем поставить ее на рельсы. После взятия Армавира 3 — 4 сентября «Офицер» вместе с бронепоездом «Морской» продолжил бои на направлении Армавир — Невинномысская. В бою на перегоне у села Успенское 8 августа был тяжело ранен капитан Харьковцев. Командование бронепоездом взял на себя поручик Хмелевский. 10 сентября бронепоезд был переброшен на направление Армавир — Туапсе, где сдерживал наступление Таманской армии. После оставления белыми Армавира «Офицер» отступил с войсками к станции Кавказская. 17 сентября бронепоезд был отправлен в Новороссийск для ремонта и переформирования.

После ремонта в конце октября 1918 года в составе двух пулеметных бронеплощадок и десантного вагона бронепоезд под командованием полковника Ионина был переброшен под Ставрополь, где сыграл важную роль в его взятии. Достоверной информации о действиях бронепоезда в ноябре 1918 — марте 1919 года недостаточно.

В Каменноугольном районе

Весной 1919 года бронепоезд оказался в Каменноугольном районе. 30 марта в бою у станции Хацепетовка бронепоезд «Офицер» добился успеха: им был захвачен красный «2-ой Сибирский бронированный поезд», названный в Добровольческой армии в благодарность за свое появление именем «Слава Офицеру».

В походе на Москву

После взятия Харькова в июне 1919 года бронепоезд обеспечивал поддержу наступления корниловцев вдоль железной дороги Харьков — Москва, маневрируя также на смежных направлениях.

Малоизвестный пример «Психической атаки бронепоезда»:

1 июля 1919 г. бронепоезд «Офицер» вел упорный бой с двумя бронепоездами красных, которые заняли станцию Герцовка, в 45 верстах от Белгорода, и обстреливали заставы Ингерманландского гусарского полка. Позади бронепоезда «Офицер» взрывом снаряда был перебит путь. Неприятельские 42-линейные (106,7 мм) орудия продолжали вести частый огонь, между тем как на головном 75-миллиметровом орудии бронепоезда «Офицер» были израсходованы все снаряды, и оно должно было замолчать. Несмотря на такое трудное положение, бронепоезд «Офицер» решительно двинулся на сближение с красными, не стреляя. Под впечатлением этой внезапной атаки неприятельские бронепоезда отошли за станцию Герцовка.

В ночь с 19 на 20 сентября «Офицер» при поддержке тяжелого бронепоезда «Единая Россия» внезапно захватил станцию Курск и городской вокзал, после чего красные были вынуждены спешно покинуть город. В октябре 1919 года «Офицер» принимал участие в штурме Орла в связке с тяжелым бронепоездом «Иоанн Калита». В период отступления белых от Орла бронепоезд «Офицер», прикрывая армию, с боями постепенно отходил на Кубань.

Отступление и гибель

До конца февраля 1920 года бронепоезд «Офицер» находился в Екатеринодаре для охраны Ставки и поезда Главнокомандующего. 28 февраля он ушел вместе со Ставкой в Новороссийск, где и был оставлен при эвакуации и взорван. В марте 1920 г. команда бронепоезда состояла из 48 офицеров и 67 солдат.

Восстановление бронепоезда в Крыму

В Крыму весной 1920 г. на базе бронепоезда «Слава Кубани» в память о бронепоезде «Офицер» был сформирован бронепоезд с аналогичным названием- «Офицер». Вошла ли в него команда старого бронепоезда — достоверно неизвестно. Последнее упоминание о новом «Офицере» датируется октябрем 1920 г.

Литература

См. также

  • Бронепоезд
  • Единая Россия (бронепоезд)
  • Иоанн Калита (бронепоезд)

Г. ПРОНИН БРОНЕПОЕЗДЪ «ОФИЦЕРЪ»

БЫЛА ЛИ ЭТА ВОЙНА ГРАЖДАНСКОЙ?
Было темно и холодно. Вся смена выехавшая на позиции, сидела молча на нарах кабины, пододвинувшись поближе к печке.
Бронепоезд все время стоял на маленькой затерянной станции за Белгородом. Шел мелкий снег, ложился на крышу кабины, плавился от топившейся печурки, и длинными потоками ледяных сосулек застывал на покатых бортах кабины. Забыли керосин привезти, -заметил кто-то, вот и сидим в темноте. Нет, взяли, да бак оказался дырявым — весь керосин на полу.
В это время на снегу раздались отчетливо шаги. По снегу вдоль состава кто-то шел. Вот слышно, как идущий входит по железным ступеням на площадку и подходит к двери. — Верно, сменился паровоз. Дверь отворилась, и в сумрак кабины отчетливо показалась большая борода серебряные погоны. Нет, это не офицер с паровоза, борода такая же, но это совсем не знакомый. Вошедший представился: Дежурный по станции. Пришел познакомиться с бронепоездом.

Видимо, порядком надоело сидеть одному в маленькой прокуренной комнате телеграфного отделения.
Сидевшие несколько оживились, В нудные часы вынужденного бездействия вошла новая личность.
-Давно работаете, смена есть.
—В среднем через сутки сменяемся, правда и неделями случалось безсменно быть в бою.
Я не об этой смене говорю. Бронепоезд давно ли в деле?
-Несколько месяцев, почти полгода, головным идем…
-Сменить бы надо вас. Надо, чтобы человек оглянуться мог, осмотреться.
— Это верно, да смене — то взять неоткуда, — отозвался начальник орудия.
-Когда последний раз были в тылу?, — спросил вошедший. Там знают за что вы боретесь и умираете?
-Куда там, они в тылу совсем не тем занимаются. Но когда последний раз были в тылу, знают ли, нет?, и сами-то мы не очень знаем. Знаем, что так нужно, что долг свой исполняем правильно, и все тут.
— Да и не можем и не должны навязывать свою волю народу, — поддержал начальник орудия.
— Верно, что навязывать власти нельзя, но нужно ясно понимать, что именно потеряла Россия в Царе,— продолжал вошедший. Здесь дело не в предрешении, а в гибели Государя. Это тяготеет над всеми нами, над всеми событиями, это нужно понять. Ему, очевидно, хотелось поделиться мыслями, одолевавшими его тут, на заброшенной степной станции.
Что именно видел русский человек в своем Царе, почему преклонялся и любил его? Ведь самое главное — это мистическая, духовная сторона. Вы посудите сами, самое ценное для русского человека — его вера Православная. Исстари так было. Все Князья наши Владимирские и Московские за нее горой стояли. Вера Православная, наш быт проникшая и освятившая его, дала ему красоту и осмысленность… Высшее выявление свое вера православная имела в нашей Церкви. Вот эту Церковь как высшую ценность государственную и понимал Народ. Единственным лицом, которому Церковь Православная позволяла отстаивать, защищать свои земные пути, тут у нас на земле, и был наш Православный Государь Помазанник.
—Но разве Церковь нуждается в защите земных сил, ведь ей же дано обещание Спасителя, что врата адовы не одолеют ее, -возразил скептический голос из сумрака.
последовала полная тишина. Потом пришедший так же спокойно продолжал:
Ну а как вы полагаете, господу Богу нужны ваши молитвы и славословия? Может Он без них обойтись?
Ответа на этот вопрос не последовало. — Не Господу, а нам самим полезна и жизненно необходима молитва к Нему. Так и для власти необходима и жизненно нужна защита и поддержка Православной Церкви, ибо это самое и питает и освящает ее. Ведь Государь, когда венчается на Царство, а это не обряд, а таинство обручения с властью, — дает свой первый и единственный завет: отстаивать, защищать и хранить веру Православную. Это исконная мысль Святой Руси, ее основная цель, определяющая и освящающая ее путь в этом мире…
Здесь все думают, — продолжал он после некоторого молчания, — что вы в Гражданской войне участвуете. Так и большевики кричат. Западная Европа тоже так думает. Ну, большевики это понятно, сатанизм изо всех сил старается затемнить в умах смысл происходящих событий; ну а Западная Европа просто не понимает, что у нее на глазах творится… Большевизму нужно утвердить власть свою, группы людей своих, какой ценой-им безразлично. Как они будут управлять, видно уже сейчас. Вы Белые, вот никаких программ не имеете, да и не можете иметь. Вы считаете, что, только одолев зло, можно будет думать о форме правления. Вы схватились в битве с Сатанинской властью, и, какой бы конец вашей борьбы — весь говорю вам мир, примет участие в вашей борьбе, не понимает, для него это только «гражданская война», наше личное дело. Тоже многие говорят: ну, есть Белые, есть и Красные. И ставят между ними знак равенства, вроде как бы две стороны одной и той же медали. Думают в оценке влезть на объективную высоту. Чего хотят красные и как будут править, видно и сейчас. Потому на каждом Красном, что борется с вами, ляжет вся ответственность за все, что несут Красные, ибо он выносит их на своих плечах к власти и потому понесет и возмездие. Вы, Белые воины гимназисты, реалисты, кадеты, вчерашние студенты, — сгораете как солома в этой войне совсем не касаетесь чаши ненависти и злобы, что ваши противники пьют. Каждый из вас, умирая, подлинно возжигает свечу негасимую за себя лично и за Россию, за ее поруганный лик, за Святую Русь. А на той стороне каждый погибший в борьбе с вами ложится только ступенью к восхождению подлинно … Сатанинской власти. И, погибнув, он не может не нести ответственности за власть, восхождению которой способствовал. Смерть для него — лишь конец, а не избавление. Помните: все, что от Красной власти идет, всегда с ложью наитеснейшим образом связано. Только молодежь наша чуткую совесть имела и отлично различала, где правда и красота, потому и стремилась, прорывалась сквозь все заставы в Белый стан.
В кабинке было совсем тихо… Что Господь положит — неизвестно, продолжал посетитель,- только не сбылось бы апокалиптическое пророчество: «И возьмется от вас Удерживающий». Вы чувствуете «Удерживающий», сдерживающий силы зла, готовые разнуздать и захлестнуть мир. Боюсь, что этим Удерживающим был наш последний Государь-Император. Достойны ли будем получить Удерживающего вновь?..
А разве при демократическом правлении этого быть не может? — полюбопытствовал кто-то. — Не думаю…
У других народов да, но не у нас на Руси. Помяните мои слова: у нас все демократические правления рано или поздно скатятся сначала в равнодушие к Православию, а потом перейдут в открытую вражду к нему и воздвигнут гонение. Тем самым выступят против исторического пути, предназначенного судьбою России в ее великой цели осуществления Святой Руси. Около вагонов по снегу раздались шаги, снег скрипел под ногами. — Дежурный! окликнул сильный мужской голос. Я сейчас ухожу,-сказал он, направляясь к дверям кабины. -Так много хочется сказать и так мало времени, Помните, теперь это не Гражданская война, даже не война вообще, это острый режущий пламень Преисподней пробился наружу. Берущему, обнажающему меч должно креститься мечом, от него. Крещению предшествует покаяние, смирение и душевная скорбь. Чистым, только с чистым сердцем можно выходить на это. Поэтому храните сердца. Прощайте. Надо идти.
Сейчас же после ухода странного посетителя броневой состав отошел со станции. Волжину так и не удалось узнать, кто был этот вечерний гость.
____________________________________________________________________________________
Ибо тайна беззакония уже в действии, только не будет взят от среды Удерживающий теперь» (11 Фес. 2.7. — Прим. ред.).
—————————————————————————————————————————————————————-
ВОЕННЫЕ ПЛАНЫ И ТАЙНЫ ФИНАНСОВОГО Интернационала.
О них проговорился сам проектер Мардохей Леви Маркс: «Коммунизм,- говорит он, должен победить, так как эту победу ДАСТ ему ЕГО ВРАГ — КАПИТАЛ».
В другом месте классики Коммунизьма еще более обнажили свои замыслы: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не Идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем Коммунизмом действительное Движение, которое уничтожает теперешнее состояние мира»… (поясню — Христианского мира).
Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Немецкая идеология

История бронепоездов (59 фото)


Бронепоездом называли бронированный железнодорожный состав, который предназначался для ведения боевых действий в полосе железной дороги. Широкое распространение такие поезда получили в войнах первой половины XX века. В СССР же они стояли на вооружении вплоть до 70-х годов, чтобы вновь «воскреснуть» в Чеченской компании.

Бронепоезда стали ответом Российской Империи на развитие танкостроения в период ПМВ, впрочем Строили их не только в РИ. А положила начало Бронепонездостроению конечно-же США, времен гражданской войны.

Артиллерийская блиндированная платформа 1880..

Броневагон для Южной Африки 1919 год.

Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время Гражданской в США (1861−1865), в 1861 году в армии Северных штатов командиром 19-го Иллинойсского волонтёрского полка, полковником И. В. Турчаниновым (Джон Бэзил Турчин).

Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался.

В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км.

В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны 1870−1871 гг.: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.

Британские войска в Египте 1880-е

1899. Южная африка.

К началу Первой Мировой войны несколько бронепоездов простейшей конструкции имелось на вооружении армий большинства европейских государств. После начала Первой мировой войны, создание новых бронепоездов было начато в Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы — броневые дрезины.

типовой бронепоезд Кавказской Армии, 1915 год. Согласно проекта состоял из двух бронеплощадок и полу-бронированного паровоза. Вооружение — две горных пушки 76,2 мм образца 1904 года и 8 пулеметов, команда — 4 офицера и 70 стрелков, толщина брони 12−16 мм. Всего было построено четыре поезда этого типа.

В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, большое количество иррегулярных войск и острая борьба за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.

Бронепоездные части находились в составе практически всех воюющих сторон. Помимо Красной Армии, были они и в составе белогвардейской Добровольческой Армии (позднее в Вооружённых силах Юга России (ВСЮР)) генерала Деникина, чехословацкого корпуса (б/п «Orlik»), армии УНР (б/п «Слава Украины», «Сечевик») и др.

Широкое боевое применение бронепоездов во время Гражданской войны наглядно показало их главную слабость. Бронепоезд являлся большой, громоздкой мишенью, уязвимой для артиллерийского (а позднее — и воздушного) удара. Кроме того, он опасно зависел от железнодорожной линии. Для его обездвижения было достаточно разрушить полотно спереди и сзади.

Поэтому для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своём составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.

Часть бронепоездов достались РККА от Русской Императорской армии, при этом было развёрнуто и серийное производство новых. Кроме того, вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирских вагонов в отсутствие всяких чертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.

К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) РККА находилось 122 полноценных бронепоезда.

К 1928 году количество бронепоездов было сокращено до 34.

Тем не менее, РККА в межвоенный период не отказалась от планов по дальнейшему техническому развитию бронепоездов. Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставалась на вооружении. Был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи ПВО.

Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла

Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд

На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными.

Катастрофическое начало войны, огромные потери в боевой технике и вооружении, невозможность их быстрого пополнения из-за эвакуации предприятий заставили командование армии и руководство промышленности искать выход из столь легкой ситуации.

Разбитый Бронепоезд «За Родину»

Уже в июне-июле 1941 года на просторах Советского Союза, на паровозостроительных и ремонтных заводах, мастерских, закипает работа по строительству импровизированных бронепоездов. В ход идет все, что попадается под руку: любые железные листы, вагоны, паровозы, оружие чуть ли не из музеев. Чем ближе противник, тем выше темпы строительства.

Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го – их было сделано более сотни.

Блиндированный поезд:

Трофейный советский броневагон на службе вермахта.

Изготовление «Бронепоезда»:

Каждый бронепоезд состоял из боевой части и базы. Боевая часть предназначалась для ведения непосредственных боевых действий и включала в себя бронепаровоз, две бронеплощадки и 2-4 контрольные платформы, которые присоединялись к бронепоезду спереди и сзади, служили для перевозки материалов для ремонта железнодорожного полотна (рельсы, шпалы и т.д.) и для защиты от минно-взрывных заграждений.

База бронепоезда обеспечивала ему достаточно высокую автономность действий и состояла из вагона для начальствующего состава, вагона-канцелярии, вагона-клуба, вагона-кухни и нескольких вагонов для размещения личного состава бронепоезда.

Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов.

При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо.

Начиная с конца 41 года начался серийный выпуск типового бронепоезда:

ОБ-3 Выпускали во время войны по упрощенной схеме Типа ВР-35, Однако бронирование было улучшено.Сделано их было около сотни ,Свою роль в ВМВ они сыграли и к концу 1946 года были разобраны

А настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка.

Бронепоезд «Салават Юлаев» типа БП-43

Начиная с 1943 года производство Мотобронеплатформ поставили на поток:

Самый везучий Бронепоезд:

Бронепоезд был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-ый отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин», был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз «Илья Муромца».

Польские бронепоезда:

И бронедрезины:

Немецкие:

В 30-х годах германское военное командование считало приоритетным разработку авиации и танков, а проектирование новых бронепоездов оказалось ненужным. Лишь накануне начала Второй мировой войны в июле-августе 1939 года произошёл сдвиг, и было принято решение о создании семи новых бронепоездов. Однако, времени на создание настоящих бронепоездов не хватило. Тогда был найден компромисс: использовать «поезда защиты линий» и чехословацкие трофейные бронепоезда.

Однако, эффективность этих бронепоездов была весьма невысокой — неудачное расположение 75-мм орудий (которые были установлены не в башнях, а в казематах) существенно ограничивало их сектора обстрела. Но, несмотря на недостатки, эти бронепоезда эксплуатировали вплоть до 1944 года, кроме разобранного в 1940 году бронепоезда № 5 (который неоднократно модернизировался и ремонтировался).

С 1943 по 1944 год в распоряжении вермахта имелось около 70 бронепоездов разнообразной комплектации, основная часть находилась на восточном фронте (около 30 тяжёлых и 10 разведывательных бронепоездов), оставшиеся несли боевое дежурство на территории Балкан, Франции, Италии и Норвегии. С последующим отступлением германской армии с территории СССР бронепоезда стали активно использоваться в качестве средств мобильной обороны.

Зачастую несколько бронепоездов держали отдельные участки фронта, притом в самый критический момент.

Неоднократно им успешно удавалось удерживать оборону, противостоя не только пехотным, но и танковым частям (февраль 1943 года, оборона линии Дебальцево — Штеровка).

На севере против войск СССР действовали тяжёлые бронепоезда, а на юге против партизан действовали разведывательные и дрезинные составы. Но дальнейшее удержание фронта путём использования бронепоездов как «пожарных команд» не представлялось более возможным.

Так же, как и Вермахт, вышеупомянутый департамент не мог более возмещать потери и осуществлять ремонт.

В начале февраля 1945 года из оставшихся действующих тяжёлых бронепоездов была сформирована последняя оперативная группа (под командованием полковника фон Тюркхейма), основной задачей которой было удержание Берлинского направления.

В состав группы вошли 4 бронепоезда и последний новый образец, модернизированный состав «Берлин», который был вооружён башнями от танков «Пантера».

После ВМВ:

До 1953 года бронепоезда несли службу на Западной Украине по патрулированию железнодорожных магистралей в связи с частым нападением отрядов УПА на объекты железных дорог. Постановлением Совета Министров СССР от 4 февраля 1958 года дальнейшая разработка железнодорожных артиллерийских систем была прекращена. К концу пятидесятых годов на вооружении СССР не осталось ни одного бронепоезда.

В конце 1970-х годов в связи с напряженными отношениями СССР и КНР на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения были созданы 4 (по другим сведениям, 5) бронепоезда БП-1, после улучшения советско-китайских отношений эти бронепоезда были переведены в резерв. Там они находились до начала 1990 года.

Бронепоезда в Чечне:

colonelcassad

Копаясь на форуме «Reibert.Info» наткнулся на занятную подборку фотографий бронепоездов РККА в Гражданской войне.
В тот период, когда боевые действия сильно зависели от владения узлами железных дорог по которым осуществлялось снабжение многочисленных фронтов, бронепоезда переживали пик своего расцвета, став действенным средством ведения войны, эффективным как в обороне, так и в наступлении. И хотя позднее, они еще применялись и состояли на вооружении Советской Армии и даже армии Российской Федерации, их золотое время пришлось на суровые годы Гражданской войны.
Именно такие неказистые машины, зачастую решали исход тех боев, в которых определялся цивилизационный вектор развития нашей Родины.
Бронепоезд «Воля» с аэростатом
Бронепоезд «Воля»
Легкий бронепоезд №98 «Советская Россия»
Бронепоезд «Волк»
Бронедрезина «Стрела»
Бронепоезд №10 «Розы Люксембург».
Бронепоезд №152 «Молния»
Легкий бронепоезд №27 «Буря»
Легкий бронепоезд №27 «Буря»
Бронепоезд №102
Бронепоезд №6 «Путиловцы»
Бронепоезд имени Ленина
Бронепоезд «Грозный»
Бронепоезд №156 «Имени Бела Куна»

Бронепоезд №121 «Красноармеец»
Команда бронепоезда №75 «Имени лейтенанта Шмидта»
Личный состав Заднепровской бригады бронепоездов, 1919 год.
Бронепоезд №16 «Углекоп»
Бронепоезд «Памяти Иванова»
Бронеплощадка «Гроза»
Тяжелая бронеплощадка №204 «Имени Карла Маркса»
Бронепоезд №96 «Красный Ураган»
Команда бронепоезда сопровождавшего поезд Коминтерна. Видна простреленная башня и гроб с убитым наводчиком — результат нападения отряда Маруси Соколовской.
Бронепоезд №35.
Бронепоезд №35.
Бронепоезд отбитый красными у атамана Григорьева.
Бронеплощадка «Партизан»
Тяжелая бронеплощадка «Атаман Чуркин»
Блиндированный состав принимавший участие в обороне Петрограда. Был укомплектован матросами Балтийского флота.
Бронепоезд «Свобода или смерть»
Тяжелая бронеплощадка из состава бронепоезда №85.
Тяжелая бронеплощадка из состава бронепоезда №85.
Бронепоезд «Гром»
Бронепоезд №8 «Федор Раскольников», бывший «Генерал Анненков» захваченный у белых.
Во второй половине октября 1917 года в районе станции Бологое бронепоезд захватили матросы под командованием Федора Раскольникова. Оказавшись на стороне революции, бронепоезд, под новым именем «Партизан», отправляется на помощь «московскому пролетариату», в марте 1918 года австрийские пушки бронепоезда заменили отечественными 76,2-мм полевыми орудиями. А спустя несколько дней бепо, опять сменивший название на новое — «Долой капитализм!», отправляется на помощь финской Красной гвардии, яро сражающейся с финской Белой гвардией. В апреле был переименован в «Имени Федора Раскольникова»
Бывший «Генерал Анненков»/»Федор Раскольников» захваченный финнами 24 апреля 1918 года.
http://hobbyport.ru/armor/bp_rkka.htm — Броневая Гвардия Революции (статья о бронепоездах Рабоче-Крестьянской Красной Армии в Гражданской войне)
http://www.reibert.info/forum/showthread.php?t=116428 — фотографии брал вот здесь
В целом же, бываю там набегами, но всегда нахожу что-то интересное, форум исключительно богат различной фактической информацией и интересными материалами, рекомендую к изучению.
Метки: 1917, 1918, 1919, 1920, Гражданская война, Октябрьская Революция, белые, бронепоезда, красные, техника Подписаться на Telegram канал colonelcassad