Бронепоезд в туле

Dentist-vrn ›
Блог ›
Бронепоезд №13 «Тульский рабочий»

Доброго времени суток друзья! Переехав в Тулу, мы решили продолжит нашу традицию: в свободные выходные выбираться по интересным местам. И в этот раз отправились знакомиться с достопримечательностями славного города Тулы. В этот субботний день целью стал Бронепоезд №13 «Тульский рабочий».
Сам мемориал-музей расположен на станции Тула-1-Курская у Московского вокзала, открыт 8 мая 2015 года. К сожалению сам Бронепоезд №13 в отличие от своего собрата Бронепоезда №16, является репликой, но реликой качественной. Ее создали работники вагоноремонтного депо по чертежам в подарок городу к 70 летию Победы в ВОВ.
Краткая историческая справка из Википедии:История создания бронепоезда № 13 неразрывно связана с героической обороны Тулы в 1941 году. 3 октября 1941 года немецкие танки под командованием генерала Гудериана взяли Орёл и выдвинулись по направлению к Туле. В связи с этим в город предпринимал меры для укрепления обороны.

Полный размер

Мемориал героическим защитникам Тулы

Мысль построения бронепоезда для истребительного отряда с целью обеспечения высадки десанта и более успешной защиты железнодорожного узла пришла к начальнику вагонного участка станции Тула Н. В. Королеву в августе 1941 года. Эта идея была поддержана на всех уровнях, начиная с политотдела дороги и кончая обкомом партии.

Людей, сведущих в строительстве бронепоездов, для его постройки не хватало, не было и чертежей. Командированный в Москву инженер привёз необходимые документы. В цехах Тульского паровозного депо началось сооружение бронепоезда.

Руководство строительством бронепоезда было поручено начальнику Тульского отделения паровозного хозяйства железной дороги М. Д. Самойлову. Ответственным за конструктивное решение постройки бронепоезда назначили начальника планово-производственного отделения Н. В. Селецкого. Разработкой вагона занимался военный инженер М. Г. Грязнов, а бронеплощадки строил вагонный участок во главе с Н. В. Королевым.

Активное участие в строительстве принимал коллектив машиностроительного завода НКПС. Старший лейтенант С. Л. Клюев, командир бронепоезда, и комиссар В. К. Паничкин формировали экипаж машины — принимали добровольцев-железнодорожников. Часть экипажа бронепоезда была сформирована из работников районных отделов милиции и из военнослужащих 156-го полка Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), дислоцированного в городе. Паровозная бригада также была собрана из добровольцев — в неё вошли В. Н. Пузанов, И. И. Субботин, В. И. Иванов, Д. П. Шехов, В. А. Ермаков и В. И. Ермолаев.

28 октября 1941 года бронепоезд, получивший наименование «Бронепоезд № 13», вышел из цехов локомотивного депо Тулы, и вступил в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Бронепоезд № 13, прозванный железнодорожниками и солдатами «Туляк», присоединился к бронепоезду № 16, уже защищавшему подступы к Туле. Позже бронепоезд № 16 был отправлен оборонять участок Рославль — Смоленск. «Тульский рабочий» остался прикрывать от вражеских авианалётов станцию Тула-1. Также отражал удары бомбардировщиков на станциях Ревякино, Хомяково и Присады. В середине октября бронепоезд № 16 вернулся в Тулу на ремонт. В то время в Туле возникли проблемы с продовольствием. Четыре из пяти железнодорожных путей были захвачены противником; в руках Красной армии оставалась лишь железнодорожная линия Москва-Тула. Трудящимися Москвы был отправлен поезд с продовольствием в осаждённый город. Фашисты предприняли попытку перехватить этот состав. В течение двух суток бронепоезда № 13 и № 16 вели оборону железнодорожной линии, уничтожая вражескую пехоту, бронетехнику и авиацию. Поезд с продовольствием в полной сохранности прибыл в Тулу. В начале декабря бронепоезд «Тульский рабочий» был отправлен на Юго-Западный фронт. Декабрь 41-го года бронепоезд базировался на станции Белый колодезь, находящейся на северо-востоке от Харькова. В апреле 1942 года бронепоезд № 13 был введён в 60-й отдельный дивизион бронепоездов, который был сформирован из двух единиц — бронепоезда № 15 и «Тульского рабочего», получившего новый номер 2 и переименованный, 11 марта 1942 года, во 2 бепо 60 однбп. Дивизион был направлен на Южный фронт, где принимал участие в боях под Харьковом. «Тульский рабочий» закончил боевой путь в Тамбовской области.

Полный размер

Сам музей-мемориал включает в себя сам бронепоезд:бронеплощадки, бронепаровоз, боевые платформы и базу бронепоезда: вагон-штаб, вагон-пекарня, вагон-клуб, жилой вагон-казарму.
Эксскурсия и посещение стоит всего 70р с человека. Очень интересная.
Гостям города рекомендуем к посещению.

Фото 24.09.2015:

12345

Военно-мемориальный комплекс Бронепоезд №13 «Тульский рабочий» («Туляк») был установлен в городе Туле в 2015 году. Расположен на перроне Московского вокзала и входит в состав мемориального комплекса «Защитникам города-героя Тулы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.».

Бронепоезд №13 «Тульский рабочий» («Туляк»)

Для обороны Родины силами коллектива железнодорожников Тульского узла был построен бронепоезд, получивший обозначение №13 и название «Тульский рабочий», который сами железнодорожники и героические защитники Тулы называли «Туляк».

Работа по созданию бронепоезда началась в сентябре 1941 года, и уже 28 октября он вышел из цехов локомотивного депо Тула, начав свой боевой путь. В тревожные дни бронепоезд держал оборону станции Тула и города от налётов немецкой авиации с помощью зенитной артиллерии, обеспечивая слаженную работу железнодорожников при эвакуации военных заводов Тулы на восток.

После того как враг был отброшен от Тулы, бронепоезд направили воевать на участок Белгород—Харьков.

В 1942-м, израненный в тяжёлых боях под Воронежем, «Туляк» ушел на восстановление, а экипаж боевой машины откомандировали в столицу для получения нового бронепоезда.

В Тулу, город своего рождения, бронепоезд №13 больше не вернулся…

Бронепаровоз

В годы Великой Отечественной войны базой для бронепоезда «Тульский рабочий» послужил паровоз серии «О», обладавший достаточной мощью для перемещения тяжелобронированных и оснащённых вооружением вагонов бронепоезда. Бронепаровоз вооружался 4-х ствольной зенитной пулеметной установкой на базе пулемёта «Максим», разработанной в КБ Тульского оружейного завода коллективом известного оружейника Н.Ф. Токарева.

Для создания мемориального комплекса использован паровоз серии «Л», переоборудованный работниками Сервисного локомотивного депо «Узловая». Макет зенитной пулемётной установки изготовлен ОАО «Тульский оружейный завод» в 2015 году.

Лёгкие бронеплощадки

В составе бронепоезда «Тульский рабочий» бронеплощадки оснащались 76-мм орудиями и пулемётами системы «Максим».

Подготовлены к экспозиции работниками вагонного ремонтного депо Узловая ОАО «Вагонная ремонтная компания-2» и работниками вагонного ремонтного депо Тула ОАО «Вагонная ремонтная компания-3». Макеты орудийных башен изготовлены ОАО «АК Туламашзавод» в 2015 году.

Двухосная платформа с откидными бортами

Предназначалась для перевозки грузов и техники. В составе бронепоездов использовалась для размещения артиллерийского и зенитного вооружения, а также материалов для восстановления повреждённого пути.

Подготовлена к экспозиции работниками Эксплуатационного вагонного депо Тула в 2015 году. Дар ЗАО «Тулажелдормаш».

Двухосная платформа

Предназначалась для перевозки грузов и техники. В составе бронепоездов использовалась для размещения артиллерийского и зенитного вооружения.

Подготовлена к экспозиции работниками Эксплуатационного вагонного депо Тула в 2015 году. Дар ООО «Ревякинский металлопрокатный завод».

Военно-мемориальный комплекс «Бронепоезд № 13 .»Тульский рабочий»» — отзыв

Про этот музей мы узнали случайно, приехав на железнодорожный вокзал Тулы, возвращаясь с юга (мы собирались погулять по городу, зайти в стандартные «Музей оружия», «Музей самоваров»). Вечером на «Ласточке» планировали уехать в Орел. Сдавая вещи в камеру хранения, мы прошли мимо этого сравнительно нового объекта, мы узнали, что это новый музей, работает до 19.00. Решили, если останется время, то зайдем.

Итак, мы подошли к небольшому ларечку, расположенному недалеко от бронепоезда и спросили условия посещения. На 4 (2 взрослых+2 детей) посещение бронепоезда и вагона, в котором путешествовали первые лица СССР, мы отдали 500 рублей (в эту стоимость входила экскурсия (продолжалась минут 40). Я считаю, что это вполне нормальная цена с учетом отдельной экскурсии.

Комплекс был открыт в мае 2015 года. В его состав входят реконструированные бронепоезд (бронепаровоз, бронеплощадки, контрольные платформы) и база дивизиона. В боевой части бронепоезда открыта для посетителей экспозиция, где воссоздана обстановка времен Великой Отечественной войны, установлены пулемёты, пушка, стеллажи со снарядами. Как нам сказала экскурсовод колесная база настоящая, настоящий и локомотив, конечно не с самого бронепоезда (их, к сожалению, не осталось).

Экспозиция доступна для посещения со среды по воскресенье с 11:00 до 19:00.

К сожалению фотографий сделали немного, и качество их не высокое, но тем нем менее кое-что есть.

Экскурсия очень интересная, нам рассказали о боевом пути бронепоезда: о его участии в обороне Тулы, а также южных рубежей нашей Родины. Мы узнали о роли каждой части бронепоезда, самолично убедились, как тяжело было вести огонь из орудий и пулеметов при очень маленьком угле обзора. Познакомились с бытом его обитателей, с повседневной жизнью героев нашей страны! Плюсом экскурсии является предоставленная детям возможность понажимать, потрогать, посмотреть многие экспонаты.

В экспозицию включены манекены, «представляющие» экипаж бронепоезда.

Экскурсовод использовала и звуковое сопровождение. Кроме боевых вагонов представлен и вагон-пекарня, оснащенный настоящими печами, формовочниками и другим оборудованием. Конечно есть и ляпы: например примус с выбитыми на нем «Made in…», но все равно это все мелочи, не снижающие общее впечатление. Детям очень понравилось.

Впечатлила и вторая часть экскурсии: локомотив и вагон, в котором путешествовал Л.И. Брежнев (в том числе прибывал на нем в Тулу для вручения городу звезды Героя».

Электровоз переоборудован и приспособлен для приема туристов, а бронированный салон-вагон является подлинным историческим объектом, содержащим все предметы интерьера того времени.

Дочки посидели и за пультом управления электровозом, понравились нам и купе генсека с ванной комнатой, зал заседаний, комнаты обслуживающего персонала. Жалко, что простым плацкартам и купе 21 века очень далеко до этого комфорта 60-х годов 20 века.

В брежневском поезде также «живут» и «работают» манекены.

Отделочные материалы по современным меркам может уже и не относятся к «премиум-классу», но все же очень достойные, и главное натуральные.

Предусмотрена и система безопасности: бронированные окна, двери, наличие люков, разделение вагона на отсеки.

Мы очень не пожалели, что пошли в этот музей! Молодцы тульские железнодорожники: и людям интересно, есть чем время ожидания поезда скрасить, и патриотическое воспитание молодежи, и дополнительный заработок!!!!

Бронепоезда. Примечательная история бронепоезда №13 «Тульский рабочий»

Естественно, мы не могли обойти вниманием бронепоезд, который стал исходным пунктом всей серии материалов. Бронепоезд №13 «Тульский рабочий» или «Туляк». Фотографии мемориала в честь этого бронепоезда были размещены в статье о БП-35, но не грех и повторить.


Боевой путь этого БП закончился задолго до Победы. Поэтому похвастаться надписью на рейхстаге команда бронепоезда не могла. Да и сам боевой путь №13 часто путают с №16. Ведь именно БП №16 действовал на том же участке, что и «Туляк». Попробуем восстановить историческую справедливость, точнее, просто рассказать о бронепоезде.
БП №13 изначально создавался не военными. Это была чистая самодеятельность железнодорожников. Отсюда и задачи бронепоезда, да и вооружение тоже.
Осень 1941-го. Гудериан идет на Тулу, поэтому в городе используется все, что может помочь в борьбе с врагом.
Инициатива постройки бронепоезда исходила от железнодорожников Тульского паровозного депо.

Здесь необходимо сделать важное отступление: в депо не имели вообще никакого понятия о том, как надо строить бронепоезда.
Но по-видимому, первый человек Тульской области, секретарь обкома Василий Гаврилович Жаворонков, умел работать с людьми. Одобрив инициативу, Жаворонков сумел направить стремления в нужное русло и организовать работу.
Руководителем работ был назначен начальник Тульского паровозного отделения Михаил Давыдович Самойлов, за создание бронеплощадок отвечал Николай Васильевич Селецкий, за бронепаровоз — инженер Константин Дмитриевич Горбач.
Горбач по направлению обкома ВКП(б) Тульской области поехал в Москву и привез оттуда чертежи и схемы бронирования.
Мастером по строительству был мастер инструментального цеха Михаил Андреевич Беспалов. Его подчиненные, слесари-инструментальщики Николай Михайлович Сафронов, Константин Васильевич Ануфриев, Дмитрий Петрович Саветин – вот, фактически вся команда, на плечах которой легла постройка бронепоезда.
Эти люди творили чудеса. Особенно учитывая тот факт, что немцы были уже на подходе. Обсуждался вообще вопрос оставления Тулы, но было принято решение стоять.
Создать бронепоезд – это вообще не так просто, как кажется. С одной стороны, вроде бы ничего сложного, обшил состав броней – и готово.
Техническое руководство по вооружению бронепоезда осуществлял военинженер третьего ранга М. Г. Грязнов. Броневагоны должны были держать удар снаряда 37-мм пушки.
Понятно, какая броня была в распоряжении железнодорожного депо? Правильный ответ – никакая. Брони не было вообще.
Пошли по тульским заводам. На заводах нашлись стальные листы толщиной 18 и 12 мм, но они легко пробивались даже сложенные вместе. Тогда инженерами было принято беспрецедентное решение — между листами залили слой бетона толщиной 150 мм.
Изготовленная броня на полигоне подверглась испытанием 45-мм орудием. Снаряд пробил наружный лист, раздробил бетон, но внутренний лист остался невредим.
Вот такое решение, когда нет ничего, но очень надо. И так были забронированы все вагоны «Тульского рабочего».

Кстати, таким образом был защищен только бронепоезд «Туляк», больше такого технического решения нигде не применялось. До такого додумались только в Туле, наследники Левши в высшем смысле этого слова.
Точно так же и вооружали поезд. Что смогли добыть на оружейных заводах.
27 октября 1941 года бронепоезд №13 «Тульский рабочий» («Туляк») вышел из депо и фактически сразу встал в строй, поступив в распоряжение командования 26-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений.
Командиром назначили старшего лейтенанта Степана Леонтьевича Клюева, начальником штаба – старшего лейтенанта Бориса Павловича Есина, ставшего впоследствии командиром бронепоезда «Московский метрополитен», комиссаром – Владимира Кузьмича Паничкина.
Добровольцами на бронепоезд ушли члены бригады паровозного депо Тула: старший машинист Вячеслав Александрович Ермаков, машинисты Василий Иванович Ермолаев, Валентин Иванович Иванов, Иван Иванович Субботин, помощники машиниста Михаил Алексеевич Казначеев, Дмитрий Павлович Шехов, поездные кочегары Илья Федорович Боев, Николай Григорьевич Попко, Казимир Казимирович Позняк.
Несколько слов о вооружении. Серьезной артиллерии в первой версии «Туляка» не было по причине отсутствия пушек на заводах. Фактически из депо вышел бронепоезд ПВО с дополнительной противодесантной опцией.
На вооружении «Туляка» были пулеметы, зенитные пушки 61-К калибром 37-мм и из закромов ТОЗа были приспособлены 20-мм авиационные ШВАКи.
В общем, ни о какой реальной возможности бороться с танками противника или наносить артиллерийские удары с закрытых позиций речь даже не заходит. Но оказалось, что «Туляк» вполне нормально может отражать налеты авиации, что также было весьма актуальной задачей.
«Тульский рабочий» действовал на всех железнодорожных путях, ведущих из Тулы кроме западной ветки, идущей к Суворову и Козельску.
В боях под Тулой он участвовал всего около десяти дней, однако его боевая деятельность бронепоезда пришлась на тот период, который оказался наиболее опасным и напряженным как для Тулы, так и для страны в целом.
Дальше первый ремонт-довооружение на Мичуринском паровозоремонтном заводе. По воспоминаниям членов команды бронепоезда, довооружение было тоже «из подручных материалов». Разнородное, разнокалиберное… Но тогда уже было принято решение о передаче «Тульского рабочего» НКВД. Поэтому, основная военная специальность не изменилась — зенитный бронепоезд.
В документах того времени «Тульский рабочий» именуется «Тринадцатый отдельный бронепоезд войск НКВД». Изменилось и место дислокации, из Тулы БП был переброшен в Волчанск. Теперь поезд защищал участки железной дороги Купянск-Волчанск и Купянск-Булацеловка.
2 марта 1942 г. бронепоезд был направлен для нового довооружения и устранения конструктивных недостатков в Воронеж на ремонтную базу бронепоездов Юго-Западного фронта.
Вооружение при этом усиливалось и из исключительно зенитного становилось универсальным артиллерийским, что позволяло бронепоезду наносить артиллерийские удары и бороться уже и с танками противника. Именно тогда «Туляк» принял ту конфигурацию, которую мы видим на фотографиях, в том числе и военного времени.

В начале апреля 1942 года бронепоезд вошел в состав 60-го отдельного дивизиона бронепоездов под номером 2. Первым был БП №5. В оперативном отношении он вошел в состав 6-й армии Юго-Западного фронта.
Здесь на участке Изюм-Савинцы он вновь отражал налеты вражеской авиации. 29 апреля бронепоезд и соседние объекты станции последовательно атаковали группы из 31, 23 и 4 вражеских самолетов. 4 бомбы разорвались в 10 метрах от бронесостава, разрушив обе линии железнодорожных путей.
31 мая уже сам бронепоезд подвергся мощному налету вражеской авиации. Броня не выдержала попаданий авиабомб. Повреждения бронеплощадок были настолько существенными, что оказались выведены из строя все орудия и повреждена ходовая часть.
Бронесостав удалось вывести в Воронеж, где, вероятно, планировалось отремонтировать, но вскоре был уничтожен первый бронепоезд дивизиона, а к Воронежу прорвались немецкие войска.
4 июля 1942 г. бронепоезд № 13, с которого уже сняли поврежденное вооружение, и базу дивизиона было решено вывести сначала в Романовку, а затем в г. Балашов Тамбовской области. Ремонт затягивался, и 2 августа личный состав дивизиона был отправлен для пополнения и получения новой материальной части в г. Москву.
Поврежденный тульский бронепоезд был отправлен на рембазу № 6. Каких-либо сведений о его восстановлении и дальнейшем использовании не сохранилось.
Вторая жизнь бронепоезда «Тульский рабочий» началась уже в наше время.
Как нам сказали в музее, инициатором и идейным вдохновителем восстановления «Туляка» стал заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Александр Потапенко.
Его рассказ есть на видео, рекомендуем посмотреть. Вообще, мы сильно постарались сделать небольшой фильм, который неплохо рассказывает и (самое главное, хроникой) показывает то, как все происходило.

«Тульского рабочего» возрождали и строили, как и в 1941-м, всем миром. Только спустя 74 года.
Помогало правительство Тульской области и губернатор Владимир Груздев, участвовали и коммерческие структуры.
Но главный вклад, как и раньше, внесли железнодорожники Тулы.
Над ремонтом и восстановлением вагонов для памятника работали специалисты эксплуатационного вагонного депо Тула (ВЧДЭ-18), вагоноремонтных депо Узловая (ВЧДР-25) и Тула (ВЧДР-17), Тульской дистанции гражданских сооружений (НГЧ-11), моторвагонного депо Новомосковск (ТЧ-22).
Макеты орудийных башен изготовлены ОАО «АК Туламашзавод».
Вагоны и платформы – это была целая эпопея. Оригинальные, не убитые временем, не разрезанные на металлолом вагоны и платформы, туляки искали на станциях и подъездных путях промышленных предприятий и закоулках железнодорожных станций по всей области.
Одну из двухосных платформ подарило ЗАО «Тулажелдормаш», вторую — ООО «Ревякинский металлопрокатный завод».
Макетами оружия, естественно, помог Тульский оружейный завод.
И через 74 года объединенными усилиями всей области «Тульский рабочий» оказался на том же вокзале, с которого он начал свой боевой путь.
Облик бронепоезда восстановлен не только снаружи, но и внутри.
Приятно, что в городе-герое Туле умеют помнить и хранить память…

Отзыв: Музей «Бронепоезд №13 Тульский рабочий» (Россия, Тула) — Музей народного бронепоезда и вагон-салон Л.И.Брежнева.

Как-то увидела в одной из программ по телевидению сюжет о музее «Бронепоезд №13 Тульский рабочий». Меня заинтересовала возможность побывать в таком необычном музее ВОВ, тем более знаю, что мужу нравится фильм «Последний бронепоезд».
Поэтому приехав в Тулу в июле 2019 года, мы помимо музеев традиционных тульских брендов, посетили музей «Бронепоезд №13 Тульский рабочий».

Музей расположен на Московском вокзале города Тулы и найти его совсем не трудно
Кассы находятся у памятника защитникам Тулы в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годы.
Посетить музей можно только с экскурсией, самостоятельно в бронепоезд попасть не получится. Гид в ходе экскурсии открывал каждый отсек бронепоезда, а затем при выходе закрывал двери.
Помимо самого бронепоезда можно посетить экспозицию вагона-салона, на котором тогдашний генсек ЦК КПСС Л. И. Брежнев в январе 1977 году приезжал вручить тулякам звезду «Город-Герой».
Цены на посещение музеев недорогие
Не помню по отдельности, но за два музея с экскурсией заплатили:
для взрослых -150 рублей;
для льготников — 100 рублей.

В нашей экскурсионной группе было 6 человек. Это оптимальное количество, чтобы не было толкотни и можно без проблем подойти к интересующему экспонату и сфотографировать.

В основе музея взят реально существовавший бронепоезд, который принимал участие в героической обороне Тулы.
«Бронепоезд №13 Тульский рабочий» был создан в короткие сроки с сентября по октябрь 1941 года.
Инициаторами выступили железнодорожники Тульского паровозного депо, их идею подхватило партруководство города и началась работа…
В результате бронепоезд стал поистине народным, так как в его создании принимали участие железнодорожники, машиностроительные и оружейный предприятия.

В музее можно увидеть фотографии и информацию о тех, кто внёс свой вклад в строительство бронепоезда, а также о членах паровозной бригады и кто воевал на нем.

Интересно было узнать, что для того, чтобы добиться непробиваемости бронепоезда,
между двух слоев металла внешнего и внутреннего, заливали бетон толщиной 150 мм. Когда снаряд пробивал внешний слой металла, он застревал в бетоне и внутренний лист оставался цел, что делало бронепоезд неуязвимым.

Впереди и сзади бронепоезда на бронеплощадках устанавливались зенитно-артиллерийские орудия, чтобы вести огонь по авиации неприятеля. А затем присоединялись по 2-3 пустые контрольные площадки для контроля пути от подрыва на минах.
К 28 октября 1941 года бронепоезд был готов и вооружён зенитными пулемётами, пулеметами «Maxim» в бортах и небольшими зенитками 23 m.

В боях под Тулой бронепоезд №13 участвовал всего 10 дней, но это был самый трудный период для нашей страны.
Затем бронепоезд был направлен в город Мичуринск, Тамбовской области для довооружения. До конца мая 1942 года бронепоезд принимал участие в боях на южном фронте, а после одной из бомбёжек получил серьёзные повреждения.
Так как бронепоезд был импровизированный, а в дальнейшем в армии вводилась более усовершенствованная техника, боевой путь бронепоезда «Тульский рабочий» закончился. Экипаж был расформирован по другим частям и дальнейшее судьба бронепоезда неизвестна.
До лета 1943 года тульские железнодорожные узлы продолжали защищать 10 бронепоездов, а всего в годы Великой Отечественной войны принимало участие больше 200 бронепоездов.

Вторую жизнь бронепоезд получил уже в наши дни и опять инициаторами выступили железнодорожники.
Экспозиция Бронепоезд №13 Тульский рабочий была открыта к 70-летию победы в Великой Отечественной войне, 8 мая 2015 года.
Не сохранились фотографии бронепоезда №13 и поэтому за основу взяли образ другого бронепоезда — №16. который также внес большой вклад в оборону Тулы.
Музейный бронепоезд конечно же не действующее вооружение, а его макет, но опять, как и много лет назад, многие предприятия Тулы участвовали в его создании.
Кроме боевой части бронепоезда, в экспозиции представлены вагоны- базы вспомогательной части бронепоезда.
Такие вагоны не ездили на задания с бронепоездом, а оставались в тылу. После выполнения задания, экипаж возвращался на базу для отдыха.
ВАГОН-КЛУБ.
Наш экскурсия внутри бронепоезда началась с осмотра вагона- клуба, где личный состав мог отдохнуть в свободное время.
Здесь находился небольшой кинозал, где показывали фильмы и военную хронику, а также можно было послушать музыку, попить чайку и написать письмо домой.
Манекены, представленные в экспозиции, одеты в форму танкистов, так как на бронепоезде служили военнослужащие бронетанковых войск, а шлем защищал голову и уши от оглушающих взрывов снарядов.
ВАГОН-ПЕКАРНЯ.
В вагоне выпекался хлеб для экипажа бронепоезда и с этой задачей справлялись 3 пекаря.
Для выпечки хлеба имелось все необходимое: зернохранилище, электрическая мельница, где перемалывалось зерно, а затем в чанах месили тесто.

После этого формовочная машина делила тесто на равные порции и отправляла его в буханочные формы.
Когда тесто отстаивалось хлеб выпекали в печи, которая топилась углём.
Ежедневно пекарня выпекала 500 кг хлеба.
Когда хлеб был готов, пекарь выдавал его по норме. После описанного процесса выпечки хлеба, захотелось попробовать именно тот военный хлеб. Жаль, что на стеллажах был только муляж.
Кроме вагона-пекарни существовал вагон-кухня, где готовилась другая еда для военнослужащих.
Можно изучить ежедневный рацион питания для личного состава.
Интересно было посмотреть как решались бытовые вопросы военнослужащих во время войны и музей эту сторону жизни хорошо отражает.
ВАГОН-ШТАБ.
В первой части вагона экспозиция рассказывает о роли бронепоездов в героической защите Тулы.
Город Тула являлся «ключом» к Москве на южных рубежах нашей страны. Фашисты так и не смогли захватить город, несмотря на то, что большая часть населенных пунктов Тульской области были захвачены неприятелем, и немалая роль в обороне города принадлежала бронепоездам.
Самоотверженность защитников Тулы сыграло большое значение, что наступление фашистов на Москву с юга было остановлено, а затем отброшено.
За этот подвиг Туле в 1976 году было присвоено звание «Город-Герой».
В витрине представлена малая часть того, что поисковикам удалось найти в местах боевых действий.
Можно ознакомиться кто командовал бронепоездом №13 проследить его военный путь.
На экспозиции представлены различные раритеты военного времени: телеграфная машинка, подрывная машинка, переносной телефон, солдатская каска и котелок и др.

Можно увидеть купе для военнослужащих. Их в вагоне два, побольше и поменьше по площади.
И сам штаб, где инсценирована работа командования дивизионным бронепоездом.
За столом девушка-радистка, устанавливающая связь с вышестоящим командованием, ведёт журнал радиограмм.
А мы покидаем вагоны обеспечения, и переходим непосредственно в сам бронепоезд.

Оказавшись внутри бронепоезда мы стали участниками некоего действия. Закрыв дверь, наш экскурсовод включил звук рвущихся снарядов, свист пуль со световыми вспышками, чтобы прочувствовать, как тяжело было экипажу во время боя.
Конечно нельзя сравнивать ощущения, ведь мы знаем, что живём в мирное время, но у нас в группе был мальчик-дошкольник и он реально испугался и попросил выйти на воздух.
Наш экскурсовод рассказал, что экипаж такой бронеплощадки составлял 28 человек, включая командира. Получается, что все свободное место занималось бойцами, ящиками со снарядами и патронами, тесновато и не повернуться. Никакой вентиляции не было, вся гарь и копоть летела внутрь и особенно летом было невероятно жарко, до +50 градусов.
Вот в таких невыносимых условиях приходилось нести службу и воевать экипажу.
Наружное наблюдение происходило благодаря перископу оборудованному на командирской башне. Все бойцы служили в танковых войсках и имели рост до 160 см.
В топочной бронепоезда также поддерживается обстановка того времени, как бы горит огонь, слышны звуки боя.
Во время боя все отверстия в бронепоезде были закрыты бронеставнями и наблюдение велось с помощью оптических приборов.

Из тендера кочегар и его помощник брали уголь лопатами и бросали в топку.
В завершении экскурсии по бронепоезду, нам показали экспозицию, которая была создана в 1997 году и приурочена к 130-летию Тульского локомотивного депо.
Год создания тульского паровозного депо — 1867 год и на выставке представлено много документов, фотографий и различных предметов рассказывающих о развитии железнодорожного транспорта в Туле.

После осмотра музея «Бронепоезд №13» мы перешли к вагону-салону в котором в январе 1977 году генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев приехал в Тулу вручать городу Золотую Звезду и звание «Город-Герой».
Кроме вагона мы осмотрели электровоз ЧС 2.

Внутри электровоза фотогалерея со снимками прибытия генсека в Тулу, а также кинозал, где можно посмотреть хронику 40-летней давности.

Таких вагонов для первых лиц государства в середине прошлого века выпустили 12, но до наших дней сохранилось только 3.
В вагоне 6 отдельных комнат: рабочий кабинет, зал заседаний, комната отдыха и приёма пищи.
Имелись комнаты и для обслуживающего персонала.
Для первых лиц государства предусматривались повышенные меры безопасности. Стены, двери и стекла бронированные, а под полом бетонная подушка для защиты от возможного взрыва.
Для отделки комнат использовались карельская берёза и красное дерево.
Если говорить о комфорте, то сейчас наши заезды эстрады ездят в более комфортабельных вагонах, чем генсек СССР 40 лет назад.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Может возникнуть вопрос, почему именно бронепоезду №13 уделено такое внимание? Бронепоезд строили в Туле «всем миром», в самую тяжёлую пору в истории города, это поистине народный бронепоезд и это дань памяти не только военным, но и труженикам тыла.
Скоро весна, впереди 75-летие празднования великой Победы, и если вы будете в Туле, посетите музей «Бронепоезд №13 Тульский рабочий». Музей сделан с большой любовью и это чувствуется в оформлении и при подаче материала. Хорошо передана обстановка военной поры в интерактивном музее и здесь будет интересно как взрослым, так и детям.
Единственное, музей лучше осматривать в составе маленькой группы.
Спасибо за внимание. Мира вам и добра.