БПК адмирал Макаров

Имя на борту

Каждый корабль проживает свою жизнь…. И в этом, он похож на человека. Точно так же, об их рождении мечтают, ждут. Любят, или ненавидят. Всё одинаково. Также их предают, как было с большим противолодочным кораблем «Отважный» и так же, забывают, оставляя умирать в забвении, что сейчас происходит с бывшей красой Северного Флота, «Черным Принцем», эсминцем «Расторопный». Бывает, что уже почти похороненные, они обретают новую жизнь, как бороздящий сейчас воды Атлантики БПК «Вице – адмирал Кулаков». Кто – то погибает с честью, как крейсер «Слава», закрывший собой фарватер к Петрограду, а кто – то бесславно спускает флаг. Кто знает, может они даже влюбляются. По крайней мере, это я знаю абсолютно точно, что в них влюбляются точно….. Давайте поговорим и вспомним…..

Часть первая. Адмирал Макаров.

«Помни войну». Разве может любой, хотя бы краешком прикоснувшийся к Флоту, не знать этих слов и их автора? Они выбиты на постаменте памятника Степана Осиповича Макарова, установленного на Якорной площади Кронштадта, прямо напротив Морского Собора. Но вот ведь ирония судьбы. Адмирал сам забыл свою аксиому и вышел в море, не организовав противоминное охранение, идеологом которого был сам. В результате была гибель броненосца «Петропавловск» со всем экипажем, адмиралом и великим русским художником Верещагиным, а так же, возможно, главная причина падения Порт – Артура….. Макаров погиб, но Россия не прекратила спускать на воду военные корабли….

22 марта 1905 года на заводе фирмы «Forges et Chantiers» в Тулоне (Франция) заложен броненосный крейсер «Адмирал Макаров», класса «Баян», спущен на воду 25 апреля 1906 года, вступил в строй 13 мая 1908 года. Участвовал в оказании помощи населению города Мессина на острове Сицилия (Италия), пострадавшему от землетрясения в декабре 1908 года (доставил в Неаполь 400 тяжелораненых). В период первой мировой войны действовал в составе Балтийского Флота. Принимал участие в набеговых и минно-заградительных операциях на коммуникациях противника, прикрытие действий легких сил флота. Нёс дозорную службу в устье Финского залива, участвовал в обороне Рижского залива летом 1916 года, Моонзундской операции с 12 по 23 октября 1917 года и Февральской революции.
7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 25 по 27 января 1918 года совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс и с 12 по 17 марта 1918 года — в Кронштадт. С 7 сентября 1918 года находился в Петроградском военном порту на долговременном хранении. С июля 1921 года использовался в качестве штабного корабля старшего морского начальника в Петрограде. 15 августа 1922 года продан совместному советско-германскому предприятию «Деруметалл», осенью 1922 года отбуксирован в Германию для разборки и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ. 17 лет. Слишком короткий срок жизни и службы такого корабля. Но данный проект, уже при постройки был устаревшим, да и время Россия переживала не самое лучшее. Кто знает, может быть лучше ему и было погибнуть от немецкого оружия, а не в качестве металлолома для тех же немцев. Но это, только мое мнение…

Вторым кораблем, носящим имя «Адмирал Макаров», стал трофейный крейсер «Нюрнберг», на котором был поднят советский военно – морской флаг после передачи части немецкого Флота Советскому Союзу осенью 1945 года…

Легкий крейсер «Нюрнберг», заложенный в марте 1933 г. на верфи «Дойч Верке» в Киле, предполагалось использовать, главным образом, как рейдер с практически неограниченными возможностями. В его конструкции, технических решениях и оснащении использовались самые новейшие достижения науки, техники и технологии судостроения. При наибольшей длине в 181 м, ширине 16,5 и осадке 5,7 м его водоизмещение составляло 8380 т; вооружение крейсера состояло из трех трехорудийных башен главного калибра 150-мм, четырех 88-мм двухорудийных стабилизированных установок, четырех спаренных 37-мм зенитных орудий, двенадцати спаренных 20-мм пулеметов. Корабль имел оборудование для постановки мин, четыре 533-мм торпедных аппарата, два бортовых самолета с катапультой. Это был настоящий океанский хищник…

Не менее совершенной и мощной для тех лет была и энергетическая оснащенность корабля. Две турбины, работавшие на бортовые валы, и четыре главных дизеля — на средний винт, при суммарной мощности 66.000 л. с. обеспечивали ему ход в 32 узла. Использование одних главных дизелей позволяло крейсеру производить экстренную съемку с якоря и обеспечивало значительную автономность плавания при скорости 18 узлов. «Нюрнберг» сошел со стапелей в декабре 1934 г., а в ноябре 1935 г. с экипажем 896 человек вступил в строй.

Корабль сразу же начал крейсерские операции берегов северной Испании на стороне генерала Франко. В годы морской блокады Англии десятки судов, в том числе английских кораблей, подорвались на минах, поставленных крейсером у берегов Великобритании. Однажды в конце 1939 г. английская торпеда с подводной лодки настигла «Нюрнберг» в проливе Скагеррак. После непродолжительного ремонта крейсер уже в Норвежском море обеспечивал высадку десанта вблизи Нарвика. Позже «Нюрнберг» активно действовал на путях союзных конвоев, следовавших в Архангельск. Он обеспечивал выход из Альтен-фьорда немецкой эскадры, направлявшейся на разгром конвоя «РQ-17».

Едва ли не последней боевой операцией для крейсера «Нюрнберг» стала постановка им в феврале 1945 г. мин на фарватере к порту Осло, после чего он с кадетами на борту ушел в порт Копенгагена. Здесь его командир 5 мая 1945 г. принял приказ главного командования флота о полной капитуляции Германии. Крейсер капитулировал.

В июле-сентябре Союзная Контрольная комиссия обсуждала судьбу трофейного флота. Ряд кораблей достался Советскому Союзу, в их числе и легкий крейсер «Нюрнберг». Приказом главнокомандующего ВМФ СССР Н. Кузнецова от 19 ноября 1945 г. крейсер «Нюрнберг» включили в состав эскадры Северного Балтийского Флота с базированием в Таллинне. С этого дня под флагом ВМФ СССР начался новый период жизни корабля. Подписание протокола о передаче крейсера 8-му ВМФ СССР состоялось в Либаве 9 января 1946 года. После этого немецкая команда сошла с корабля. Приказом наркома ВМС от 13 февраля 1946 г. крейсеру было присвоено имя — «Адмирал Макаров».

В советский период экипаж крейсера полностью освоил технические и боевые средства корабля и успешно выполнял все поставленные боевые и учебные задачи. «Адмирал Макаров» не раз занимал призовые места в артиллерийских стрельбах по береговым, морским и воздушным целям. Он стал также показательным боевым кораблем для посещений иностранными делегациями высокого ранга. Ежегодно в праздничные дни, посвященные Октябрьской революции, «Адмирал Макаров» приходил в Ленинград на Неву и, стоя на якоре напротив Исаакиевского собора, производил артиллерийские салюты.
В феврале 1959 была подписана директива ГК ВМС СССР о демонтаже крейсера, а 6 июля получено распоряжение ГШ ВМС СССР об отправке «Адмирала Макарова» на слом. В августе крейсер перешел в Ленинград на Кировский завод для утилизации. 26 лет было отмерено второму «Макарову», который «Макаровым» был тринадцать лет…

У каждого человека есть биография, которая хотя бы вкратце позволяет понять, что лежит между двумя цифрами — датами рождения и смерти. Мне кажется, что корабли тоже заслуживают того чтобы их помнили. Они тоже рождаются, стареют и умирают. С «Макаровым» я познакомился на закате его жизни, несмотря на то, что мы ровесники, а для «Чабаненко» стал одним из родителей, выпустивших его в большую жизнь. Предлагаю, несмотря на сухость тона официальной статистики, постараться увидеть гордого красавца, бороздившего Океан. Увидеть то, что скрывается за двумя цифрами 1968-1994……..

БПК «Адмирал Макаров»

Корабль зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 2 августа 1968 года. 2 июля 1972 года на БПК впервые был поднят Военно-Морской флаг СССР.

В ноябре 1972 года БПК перешел в г.Балтийск, где был подготовлен к межфлотскому переходу на Север и 22 января 1973 года был включен в состав 170 БрПК 7 ОПЭСК кораблей Северного флота.

С 12 по 29 мая 1973 года БПК «Адмирал Макаров» в составе КПУГ (БПК «Севастополь», «Адмирал Исаков») участвует в поисковой операции по обнаружению и слежению за ПЛ «противника» в заданном районе Северной Атлантики («Лагуна»).

27.05.1974 года корабль посетил ГК ВМФ, прибывший на Северный флот для руководства учением «Сигнал-74». С 17 июня 1974 года, в составе отряда кораблей под командованием заместителя командира 7 ОПЭСК СФ капитана 1 ранга Г.В.Егорова, корабль выполнил задачи боевой службы в районах Средиземного моря, Центральной и Южной Атлантики. В период боевой службы осуществил деловые заходы в п.Гавана и Сьенфуэгос (Куба) и в п.Касабланка (Марокко). 6 января 1975 года БПК возвратился в Североморск. За период боевой службы кораблем пройдено 24829 миль. По итогам 1974 года занял первое место в состязательном поиске ПЛ на первенство флота и в состязаниях по штурманской подготовке.

С 3 по 21.04.1975 года БПК «Адмирал Макаров» принял участие в оперативно-стратегическом учении с обозначенными силами «Океан-75» под руководством Маршала Советского Союза А.А.Гречко. КПУГ, в состав которой входил корабль (БПК «Адмирал Нахимов»), впервые была выведена на контакт с АПЛ по данным аппаратуры неакустического обнаружения. Кроме того, кораблями КПУГ был применен новый противолодочный маневр — корабли вынудили подводную лодку противника увеличить скорость для уклонения от преследования, что повысило шумность и облегчило задачу обнаружения. При этом «Адмирал Макаров» осуществлял слежение за АПЛ до кромки льдов.

С 7 ноября 1975 года по 5 июля 1976 года корабль выполнил задачи боевой службы в районах южной Атлантики, совершив заходы в п.Конакри (Гвинея) и п.Луанда (Ангола), нес боевое дежурство по ПВО, ППДО и охране рыбных промыслов. По итогам 1976 года БПК «Адмирал Макаров» объявлен отличным, в 1977 году, по результатам боевой и политической подготовки подтвердил это звание и приказом ГК ВМФ, за добросовестное исполнение воинского долга всему личному составу корабля объявлена благодарность .

В сентябре 1978 года в сложных метеорологических условиях БПК «Адмирал Макаров» выполнил задачи разведки и слежения за отрядом боевых кораблей ОВМС НАТО в период проведения учений » Northern Wedding-78″. В ходе оперативного командно-штабного учения под руководством ГК ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова (5-12.04.1979 г.) «Разбег-79» БПК «Адмирал Макаров» входил в состав КПУГ №1 (ТАВКР «Киев», БПК «Маршал Тимошенко», «Огневой», ЭМ «Московский Комсомолец»).

23 марта 1983 года корабль поставлен в средний ремонт и модернизацию на СРЗ-35 (г.Мурманск) и, временно, на период ремонта, передан в состав 48 ОБрПЛ. В ходе модернизации на корабле установили УРК «Раструб-Б», систему космической навигации «Шлюз» (АДК-2М), систему космической связи «Цунами-БМ».

07.12.1987 года корабль совместно с РКР «Маршал Устинов» (командир отряда — начальник штаба 120 БрРК капитан 2 ранга А.И.Бражник) вышел на боевую службу в Средиземное море. В период боевой службы корабль трижды выполнил задачи корабля РАД в проливе Отранто, обеспечивая перелеты самолетов дальней авиации в районы несения боевой службы.

С 26 по 31 марта 1988 года под флагом командира 5 ОПЭСК контр-адмирала Г.В.Егорова нанес официальный визит в порт Латакия Сирийской Арабской республики.

04.04.1988 года в центральной части Тирренского моря корабль принял участие в учениях Черноморского флота под руководством командующего флота адмирала М.Н.Хронопуло.

С 12 мая по 10 июня 1988 года корабль выполнял задачи непосредственного слежения за АУГ ВМС США во главе с атомным авианосцем «Д.Эйзенхауэр». 13.06.1988 года корабль, пополнив запасы от танкера Грузинского морского пароходства «Гори», начал движение в Североморск, куда возвратился 23 июня, пройдя за боевую службу 21680 миль.

03.07.1992 года, ввиду изношенности механизмов, систем, вооружения и нецелесообразности ремонта исключен из боевого состава ВМФ в связи с передачей в ОРВИ для демонтажа и реализации на металл. Но это официальная версия. Корабль был на ходу и в ремонте не нуждался. Флот продавался целыми соединениями.

В 1994 году продан частной индийской компании для разделки на металл. Но до порта разделки корабль не дошел. В Норвежском море, во время шторма, буксирные концы лопнули и мой корабль ушел на дно, предпочтя смерть бесчестью. И в этом тоже связь судьбы корабля и человека. И хорошо, что он окончил свою 26 летнюю жизнь так….

Андрей Сотник. ®.

Большой противолодочный корабль Адмирал Макаров


«Адмирал Макаров» — советский большой противолодочный корабль (БПК) проекта 1134А типа «Кронштадт».Зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 2 февраля 1968 года. Закладка корабля состоялась 29 февраля 1969 года на судостроительном заводе имени Жданова

в Ленинграде. 22 января 1970 года корабль был спущен на воду, 25 октября 1972 года вступил в строй.

Основные характеристики:

Водоизмещение стандартное 5 600 т, полное 7 535 т.
Длина по ватерлинии 152,0 м, наибольшая 159,0 м.
Ширина по ватерлинии 16,2 м, наибольшая 16,8 м.
Осадка средняя 6,3 м.
Двигатели ГТЗА 2 × ТВ-12.
Мощность 90 000 л. с.
Движитель 2 винта фиксированного шага.
Скорость хода максимальная 33,0 узлов, экономичная 18,0 узлов.
Дальность плавания 5000 миль на 18 узлах.
Автономность плавания 30 суток.
Экипаж 343 человека, (в том числе 33 офицера).

Вооружение:

22 января 1973 года был включён в состав ВМФ. В апреле совершил переход на Северный флот, 25 апреля того же года приказом главнокомандующего СФ был переведён в состав Краснознамённого Северного флота.

БПК «Адмирал Макаров», 1985 год

В июне-декабре 1974 года проходил свою первую боевую службу в Атлантике, совершил заходы на Кубу и в Марокко. Также во время турецкого вторжения на Кипр участвовал в эвакуации советских граждан с острова.
3 июля 1992 года разоружен и исключен из состава ВМФ РФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
31 декабря 1992 года расформирован и в 1994 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.

Гроза подлодок «Адмирал Макаров»

Сорок пять лет назад, в июле 1972 года, плавсостав Военно-морского флота СССР пополнился очередным кораблем. 2 июля 1972 года Военно-морской флаг СССР был поднят на большом противолодочном корабле «Адмирал Макаров». Этот корабль, построенный по проекту 1134-А, был зачислен в списки ВМФ СССР 2 февраля 1968 года, а 29 февраля 1969 года корабль был заложен на судостроительном заводе имени А. Жданова в Ленинграде. Спуск корабля на воду произошел 22 января 1970 года, а 25 октября 1972 года корабль официально вступил в строй.

Увеличение мощи противолодочной обороны советского военно-морского флота потребовалось в связи с ростом угрозы ракетно-ядерного удара с подводных лодок вероятного противника. Противолодочная оборона стала одной из основных задач Военно-морского флота СССР, заключавшейся в поиске и уничтожении атомных подводных лодок вероятного противника. Само собой разумеется, что вероятным противником тогда считались Соединенные Штаты Америки — пожалуй, единственная страна мира, чей военный потенциал тогда был сравним с советским.
Для того, чтобы повысить эффективность противолодочной обороны, 10 августа 1964 года Советом Министров Советского Союза было даже принято специальное постановление — о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным составом вооружения. Был разработан и принят новый проект строительства больших противолодочных кораблей — 1134, который подлежал дальнейшему развитию и усовершенствованию. На вооружение больших противолодочных кораблей предлагалось принять УРПК-3 «Метель», ГАС МГ-332 «Титан-2», УЗРК М-11 «Шторм» и РЛС МР-600 «Восход». Новый проект получил название 1134-А «Беркут-А» и разрабатывался в 1964-1965 гг. в северном ПКБ под руководством главного инженера бюро — конструктора Василия Федоровича Аникиева, впоследствии удостоенного высшей государственной награды — звания Героя Социалистического Труда (1984).
Построенные в соответствии с этим проектом корабли должны были отслеживать и уничтожать атомные подводные лодки противника во всем мире, а также обеспечивать поддержку тактических групп военно-морского флота, противолодочную, противокорабельную и противовоздушную оборону кораблей, судов, соединений во время морских переходов. В то время, учитывая большую мобильность советского военно-морского флота, это представлялось очень важной задачей.
Технические данные больших противолодочных кораблей этой серии были такими. Стандартное водоизмещение корабля составляло 5640—5735 т; нормальное водоизмещение — 6610—6705 т; полное водоизмещение — 7575—7670 т. Длина корабля по конструктивной ватерлинии составляла 158,8—158,9 / 152,0 м., а ширина по конструктивной ватерлинии — 16,8 — 16,81 / 16,2 м. Осадка носом / кормой составляла 6,06 / 5,7—5,88 м., общая высота рангоута от основной плоскости — 40 м.
Стоит отметить, что корабли рассматриваемой серии были хорошо вооружены, так как перед ними ставились задачи по подавлению надводных, подводных, воздушных целей, а также сопротивления береговых артиллерийских батарей. Большие противолодочные корабли были оснащены зенитным, противолодочным, артиллерийским и авиационным вооружением. Зенитное вооружение БПК включало универсальный зенитно-ракетный комплекс М-11 «Шторм». При этом, пусковые установки ЗРК располагались в диаметральной плоскости корабля — 1 в носу и 1 в корме. Пусковая установка представляла собой спаренную стабилизированную установку тумбового типа с нижней подвеской ЗУР на направляющих балках. Залп ЗРК — 2 ракеты, в обеих пусковых установках — 4 ракеты, а интервал стрельбы составлял 50 секунд. В боезапас входили 48 зенитных управляемых ракет (ЗУР) В-611. Позже зенитное вооружение корабля было модернизировано за счет совершенствования комплекса «Шторм-М» и «Шторм-Н» в 1972 и 1980 гг. соответственно.
Артиллерийское вооружение корабля было представлено двумя 57-мм двухорудийными автоматическими АУ АК-725 башенного типа и 2 системами приборов управления стрельбой МР-103 «Барс». В случае боевых действий артиллерия главного калибра корабля должна была вести огонь по воздушным целям, малоразмерным морским целям, уничтожать плавающие мины, живую силу противника, а также подавлять сопротивление огневых объектов противника на берегу. Боезапас АУ был рассчитан на 4400 выстрелов.
На кораблях 1134-А был также установлен комплекс малокалиберной зенитной артиллерии. В его состав входили 2 батареи 30-мм шестиствольных автоматизированных артиллерийских установок АК-630 в составе четырёх автоматов. Каждый шестиствольный автомат имел боезапас 2000 выстрелов. Использовалась система управления стрельбой РЛС МР-123 «Вымпел-А». Максимальная дальность стрельбы из комплекса составляла 8100 метров, а по высоте — 5000 метров.
Поскольку корабль был противолодочным, особое внимание уделялось его оснащению противолодочным вооружением. Во-первых, на кораблях стоял управляемый противолодочный ракетный комплекс второго поколения УРПК-3 «Метель» (принят на вооружение в 1973 году). В его состав входили 2 четырехтрубные ненаводящиеся неподвижные палубные пусковые установки КТ-М-1134А, или КТ-100 с боекомплектом в 8 управляемых противолодочных ракето-торпед 85Р калибра 533 мм с дальностью полёта ракеты от 6 до 55 км и дальностью хода самонаводящейся торпеды АТ-2У 8 км. Интервал стрельбы составлял шесть минут. Но повторно зарядить установку можно было только на военно-морской базе — с помощью плавучего крана. Зато противолодочный комплекс можно было применять при любой скорости хода, хотя требовалась скорость ветра не более 20 м / с. Кроме того, на корабле был установлен комплекс реактивно-бомбового оружия. Он предназначался для уничтожения как подводных лодок противника, так и выпущенных противником торпед. В состав комплекса входили 2 носовые двенадцатиствольные пусковые установки РБУ-6000 «Смерч-2» и 2 кормовые шестиствольные пусковые установки РБУ-1000 «Смерч-3». В боезапас входили 144 212-мм 119,5-кг реактивные бомбы РГБ-60, в боезапас для РБУ-1000 входили 60 300-мм 196-кг реактивных бомб РГБ-10.
Корабль имел и торпедное вооружение, предназначенное для использования против подводных лодок противника в ближайшей зоне обороны, т.е. — на расстоянии в 6-8 километров. В торпедное вооружение корабля входили два пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53-1134Б, которые устанавливались побортно на палубе полубака. Суммарный боезапас составлял 10 торпед 53-65К и СЭТ-65.
Первым кораблем в серии 1134-А стал большой противолодочный корабль «Кронштадт», заложенный 30 ноября 1966 г. и спущенный на воду в феврале 1968 года. Затем были построены большие противолодочные корабли «Адмирал Исаков» и «Адмирал Нахимов», и, наконец, настала очередь большого противолодочного корабля «Адмирал Макаров». 22 января 1973 года он был включен в состав ВМФ СССР и уже в апреле 1973 года предпринял свой первый поход, перейдя на Северный флот, в состав которого он и был зачислен 25 апреля 1973 года. Первым командиром БПК «Адмирал Макаров» был назначен капитан 2 ранга Валентин Александрович Чкалов, занимавший эту должность с 1971 по 1974 гг.

С17 июня по 8 декабря 1974 года БПК «Адмирал Макаров» находился в Центральной Атлантике и Средиземном море — в составе отряда советских военных кораблей, в который входили БПК «Адмирал Нахимов», ЭМ «Бывалый» и военный танкер «Днестр». Как раз в то время, когда корабли ВМФ СССР находились в походе, возник знаменитый Кипрский кризис. 15 июля 1974 года на Кипре произошел военный переворот, в результате которого был свергнут президент архиепископ Макариос III. Переворот был организован ЭОКА-Б — «Национальной организацией освобождения Кипра», которая поставила на пост главы государства кипрского греческого националиста Никоса Сампсона. За спиной ЭОКА-Б стояли находившиеся у власти в Греции т.н. «черные полковники», также придерживавшиеся идей греческого национализма. В ответ Турция, посчитав приход к власти на острове националистов прямой угрозой безопасности турецкого населения Северного Кипра, высадила на острове 35-тысячный армейский корпус. Под контролем турецких войск оказались 37% кипрской территории, в первую очередь — районы острова, населенные этническими турками. Греция и Турция, два важнейших члена НАТО в Средиземноморье, оказались на пороге открытого вооруженного конфликта.
В район Кипра были направлены советские корабли БПК «Адмирал Нахимов» и БПК «Адмирал Макаров». Перед ними была поставлена задача обеспечения безопасности находящихся на острове советских граждан, в первую очередь — сотрудников дипломатических миссий и торговых представительств. Затем корабли конвоировали теплоход «Башкирия», на котором с острова Кипр были эвакуированы граждане Советского Союза и члены их семей. Во время «кипрской операции» советские военные корабли не вступали в какие-либо конфронтационные действия с иностранными военно-морскими силами.
Не забывали советские большие противолодочные корабли и о своей главной функции — наблюдении за подводными лодками вероятного противника, в первую очередь — ВМС США. Помимо подводных лодок, БПК «Адмирал Макаров» наблюдал и за надводными кораблями вероятного противника. Например, находясь в Атлантическом океане, БПК «Адмирал Макаров» обнаружил следовавший без охранения американский авианосец Forrestal. Он едва не столкнулся с советским кораблем, после чего повернул и стал уходить, набирая скорость. Командование БПК «Адмирал Макаров», связавшись с командованием ВМФ СССР, получило приказ следить за американским авианосцем. Хотя ни одного военного корабля какой-либо из стран НАТО в данное время вблизи советского корабля не наблюдалось, осуществлять слежку за авианосцем было весьма сложно из-за постоянно сновавших гражданских судов. Тем не менее, БПК «Адмирал Макаров» уверенно преследовал американский авианосец в пределах визуальной видимости, пока в районе Бискайского залива не было получено распоряжение о прекращении преследования. Эта история — типичный пример боевых будней большого противолодочного корабля.
Очень передовыми по тем временам были и противолодочные возможности «Адмирала Макарова». Все корабли проекта 1134 А отличались в лучшую сторону от американских фрегатов. Так, аппаратура советских кораблей позволяла определять следование подводных лодок по их кильватерному следу. Сам же советский большой противолодочный корабль оставался для противника незаметным. Обычно поиск подводной лодки выглядел так. «Адмирал Макаров», патрулировавший воды Северной Атлантики, обнаруживал американскую атомную подводную лодку и начинал идти по ее следу. В это время американский экипаж не придавал шедшему сверху судну особого значения, считая, что это идет какое-то обычное гражданское судно. Лишь когда «Адмирал Макаров» включал свои гидроакустические комплексы, на американской субмарине начиналась настоящая паника. Экипаж американской подлодки в этой ситуации уже осознавал всю гибельность своего положения, понимая, что лодка находится под прицелом советского большого противолодочного корабля. Американская субмарина увеличивала скорость до максимума. В некоторых случаях в дело вступал вертолет, помогавший определить точные координаты американской субмарины. Естественно, после таких встреч с советским большим противолодочным кораблем американские подводники долгое время пребывали в шоке, и их можно понять — ведь они были фактически на волоске от гибели, и в случае военного времени субмарина была бы уничтожена очень быстро.
«Адмирал Макаров» прослужил в советском военно-морском флоте более двадцати лет. Конечно, он мог бы служить и больше, если бы вовремя проводились модернизационные работы. Но историческая эпоха внесла свои коррективы в судьбу и военно-морского флота страны, и большого противолодочного корабля «Адмирал Макаров». В 1992 году корабль был исключен из состава Северного флота ВМФ Российской Федерации. То было время странных либеральных надежд на мир и дружбу с Соединенными Штатами Америки, на государственном уровне пропагандировалась необходимость сокращения вооруженных сил, отказа от вооружений. На практике же военно-морской флот страны стремительно разваливался, и тогдашнее руководство практически не предпринимало никаких действий для сохранения российского военно-морского могущества.
В 1994 году, спустя два года после «списания» «Адмирала Макарова», знаменитый советский военный корабль был продан в Индию — на металлолом. Так печально закончилась судьба корабля, на котором несли службу поколения советских офицеров, мичманов, старшин и матросов. Прошло двадцать три года, как корабль «Адмирал Макаров» прекратил свое физическое существование. Однако 2 сентября 2015 года был спущен на воду новый корабль под тем же названием — фрегат, сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Макаров». Он поступил на службу в составе Черноморского флота ВМФ Российской Федерации и должен стать достойным преемником российских и советских кораблей, носивших славное имя адмирала Макарова.

Крейсера проекта 1134

Большие противолодочные корабли типа “Адмирал Зозуля” (проект 1134) – 4 ед.

Родоначальники самого крупного семейства БПК. Впервые в отечественном флоте применен ангар для вертолета. 3.8.1977 г. переклассифицирован в ракетные крейсера.

Водоизмещение полное 7600 т
стандартное 6140 т
длина 155,6 м
ширина 17 м
осадка 6 м.
Мощность ПГУ 2×46 000 л.с.
скорость хода:
максимальная 34
экономическая 14 уз.
дальность плавания экономическим ходом 10500 миль
Вооружение: 2×2 ПУ ПКРК П-35 (4 ракеты), 2×2 ПУ ЗРК “Волна” (32 ракеты), 2×2 57-мм АК-725 и 4×6 30-мм АК-630 орудий, 2×5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (192 РГБ-60) и 2х6 РБУ-1000. Экипаж 360 человек.

Большие противолодочные корабли типа “Кронштадт” (проект 1134-А) – 10 ед.

Развитие кораблей проекта 1134, но с ПЛРК вместо ударных ракет и новыми ЗРК.

АДМИРАЛ ЮМАШЕВ (заводской № 730). 15.1.1973 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.4.1975 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 30.9.1976 г., вступил в строй 30.12.1977 г. и 17.2.1978 г. включен в состав КСФ, 12 – 16.7.1984 г. нанес визиты в Праю и Минделу (Сейшельские острова). 13.7И992 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 23.2.1993 г. после торжественного спуска Военно-морского флага расформирован и в 1994 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл.

Водоизмещение полное 7535 т
стандартное 5600 т
длина 159 м
ширина 16,8 м
осадка 5,84 м
Мощность ПТУ 2×45 000 л.с.
скорость хода:
максимальная 32
экономическая 18 уз.
дальность плавания экономическим ходом 5200 миль
Вооружение: 2×4 ПУ ПЛРК “Метель” (8 ракето-торпед), 2×2 ПУ ЗРК “Шторм” (48 ракет), 2×2 57-мм ЗИФ-72 и 4×6 30-мм АК-630 орудий, 2×5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60), 1 вертолет Ка-25.
Экипаж 343 человека, в том числе 33 офицера

Большие противолодочные корабли типа “Николаев” (проект 1134-Б) – 7 ед.

Газотурбинный вариант БПК проекта 1134-А. “Азов” в ходе модернизации в 1984 – 1985гг. вместо кормовой ПУ ЗРК “Шторм” получил новый ЗРК “Форт”.

Водоизмещение полное 8565 т
стандартное 6700 т
длина 173,4 м
ширина 18,5 м
осадка 5,74 м
Мощность ГТУ 2×60000 л.с.
скорость хода:
максимальная 32
экономическая 18 уз.
дальность плавания экономическим ходом 5200 миль
Вооружение: 2×4 ПУ ПЛРК “Метель” (8 ракето-торпед), 2×2 ПУ ЗРК “Шторм” (72 ракет), 2х6 ЗРК “Оса” (40 ракет), 2×2 76,2-мм АК-726, 2×5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60).
Экипаж 380 человек, в том числе 47 офицера.