Борьба между католиками и протестантами

Люди, жившие в Западной Европе, были католиками, но к началу XVI в. многие из них были недовольны тем, как велись дела церкви. Им казалось, что папа римский и многие священники думали только о том, как сделать церковь еще богаче и сильнее, и своим образом жизни подавали плохой пример верующим. Эти настроения привели к появлению движения, которое получило название движение Реформации, потому что его целью была реформа христианской церкви. Людей, которые примыкали к этому движению, называли протестантами, так как они протестовали против того, что им казалось неправильным.

В 1517 г. немецкий монах по имени Мартин Лютер прибил на дверь церкви в городе Виттенберге список, содержащий 95 пунктов, в которых он обличал римско-католическую церковь и священнослужителей. Лютер считал, что каждый человек имеет право самостоятельно изучать Священное писание. Поэтому он перевел Библию с латинского языка на немецкий. Вслед за его переводом появились переводы Библии и на другие языки. Церковный суд осудил Лютера, но его поддержали некоторые из германских правителей, и, кроме того, у него появилось множество последователей по всей Европе. Король Англии Генрих VIII хотел развестись со своей первой женой, чтобы жениться на Анне Болейн. Папа не дал ему разрешения на развод, и поэтому Генрих порвал с Ватиканом и объявил себя главой английской церкви. Вслед за Лютером появились и другие деятели Реформации, и протестантизм распался на несколько течений. На этом рисунке изображен Жан Кальвин, который основал свое протестантское течение (кальвинизм) в Женеве. Католики подвергали пыткам и даже вешали протестантов, а протестанты — католиков. И те и другие верили, что, заставляя страдать, они спасают их души от адских мук.

Ответ католиков

Папа римский созвал в итальянском городе Тренто большое собрание священнослужителей (известное как Тридентский собор), на котором они подтвердили основы веры и законы католической церкви и потребовали их неукоснительного соблюдения. Справа Игнатий Лойола, основатель Общества Иисуса. Члены этого общества, которые известны как иезуиты, пытались вернуть протестантов в лоно католической церкви. Протестанты были недовольны богатым убранством католических церквей и даже иногда пытались его уничтожить. Тем временем католики начали украшать свои храмы в еще более роскошном стиле, который получил название барокко. Здесь вы видите пример украшения в стиле барокко.

Самой преданной католицизму страной в Европе была Испания. Там появилась организация, которую назвали инквизицией и которая выслеживала тех, кто, по мнению церкви, не был добрым католиком. Инквизиторы использовали пытки, чтобы заставить свои жертвы сознаться в их «заблуждениях». Протестантов, которые отказывались стать католиками, сжигали на кострах во время церемоний, известных как аутодафе (по-испански это значит «акт веры»), которые собирали огромные толпы зевак.

Расправы и казни

В то время Нидерландами правил испанский король. Принц Вильгельм Оранский возглавил восстание нидерландских протестантов против испанцев и был убит подосланным агентом-католиком. Во Франции так много людей стало протестантами, что католики устроили против них кровавый заговор. В ночь на 24 августа 1572 г., накануне дня святого Варфоломея, они убили всех протестантов, которых смогли найти в Париже. Шотландская королева Мария Стюарт была католичкой. Она участвовала в заговорах против королевы Англии Елизаветы I (которая была протестанткой) и была захвачена англичанами в плен. После долгих лет заточения ее казнили в замке Фотерингей.

Основные даты:

1483 -1546 — годы жизни Мартина Лютера.

1517 — Лютер прибивает на дверь церкви в Виттенберге свои 95 тезисов.

1534 — Генрих VIII становится главой английской церкви. Игнатий Лойола основывает Общество Иисуса.

1536 — начало деятельности Жана Кальвина в Женеве.

1545 -1563 — Тринедатский вселенский собор.

1555 — конфликт между католиками и протестантами в Германии закончился так называемым Аугсбургским миром.

1572 — расправа над протестантами (гугенотами) в Париже в ночь накануне праздника святого Варфоломея.

1584 — убийство Вильгельма Оранского

1587 — казнь шотландской королевы Марии Стюард.

Вестфальский мир и новая карта Европы

Мир, заключенный в 1648 г., отражал новое соотношение сил в Европе. Он закрепил статус вновь образованных государств, боровшихся за свою независимость, и определил границы между сторонами-соперниками. Политическая карта континента долго оставалась неизменной после того, как ее перекроили в двух вестфальских городах – Мюнстере и Оснабрюке, где велись переговоры о мире.

Плодами Тридцатилетней войны смогли воспользоваться в основном Швеция и Франция. Швеция получила новые владения в Германии, самым крупным из которых была Померания. Теперь она контролировала устья всех крупных немецких рек – Везера, Эльбы и Одера, впадавших в Балтийское море, а следовательно, и торговлю по ним. Швеция стала господствующей державой на Балтике и отныне играла важную роль в европейских делах.

Франция получила спорные пограничные с Германией земли – Эльзас и Лотарингию (епископства Мец, Туль и Верден).

Вестфальский мир не поставил точку в войне между Францией и испанскими Габсбургами, продолжавшейся еще 10 лет. Успех в ней сопутствовал французам, которые отняли у Испании Руссильон и часть нидерландских земель.

В результате Тридцатилетней войны европейские страны окончательно признали независимость Республики Соединенных провинций, а также Швейцарии. Это стало тяжелым политическим поражением Габсбургов.

В Германии отдельные княжества усилились за счет соседей. Окрепли и расширили свои владения протестантские Бранденбург и Саксония, а также католическая Бавария. Но в целом война привела к политическому ослаблению империи. Вестфальский мир окончательно закрепил самостоятельность германских княжеств, за которыми признавалось право заключать союзы между собой и с иностранными государствами, а вместе с этим – раздробленность Германии на много лет вперед. Немецким, австрийским, чешским землям был нанесен большой урон, их жители испытали неисчислимые бедствия. Население этих земель сократилось в ходе войны в несколько раз, главный источник их благосостояния – рудники – были выведены из строя, экономика надолго подорвана.

Затяжная Тридцатилетняя война показала бесплодность попыток решать религиозные конфликты военным путем. Она не только стала важным рубежом в международных отношениях, но и подвела своеобразный итог в развитии Европы в эпоху раннего Нового времени.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Религиозные войны католиков и протестантов (16-17 века)

Причины религиозных войн

Опорой Контрреформации стал испанский Габсбург Филипп II. Тщедушный и с рожде­ния слабый здоровьем, он унаследовал от отца веру в то, что на его долю выпала особая мис­сия — сохранить величие Испании и не дать протестантизму распространиться по Европе. Он всячески поддерживал орден иезуитов и инквизицию, которая в Испании действовала особенно жестоко.

Филипп II не пощадил даже Нидерланды — наиболее ценное из своих владений. Они дава­ли казне в четыре раза больше доходов, чем американские колонии. Жители вольнолюби­вых нидерландских городов привыкли свобод­но общаться с верующими разных религий. Филипп II, мечтавший восстановить господ­ство Католической церкви, ввел в Нидерлан­дах инквизицию. Он заявлял: «Если бы мой сын был еретиком, я сам сложил бы костер, чтобы сжечь его». Последователей Лютера и Кальвина выслеживали и пытали, сжигали на кострах. Под страхом смерти жителям было запрещено давать приют протестантам.

За пределами своей державы Филипп II вся­чески поддерживал католических епископов и иезуитов деньгами из испанской казны. Като­лические государи во главе с Папой Римским и Габсбургами мечтали об уничтожении про­тестантов и восстановлении единства Запад­ной церкви. Протестанты надеялись отстоять сделанный их предками выбор веры и по воз­можности расширить свое влияние в Европе. Все это приводило к религиозным войнам.

Филипп II Габсбург

Испанские солдаты по приказу Филиппа II сгоня­ют протестантов на город­скую площадь и предают смертной казни

Религиозные войны во Франции (гугенотские)

Во Франции фронт этих войн прошел прямо внутри государства. Юг страны, долгое время развивавшийся самостоятельно, продолжал бороться с центральной королевской властью. Именно в этих районах Франции было наи­большее количество кальвинистов-гугенотов. С момента их наступления на владения Като­лической церкви для Франции начались тяжелые времена. Все противоречия, раздиравшие государство, спле­лись в один большой клубок — здесь были и огромные налоги, и произвол королевских чиновников, и стремление феодалов к самостоятельности, и т. д. Эти проблемы, облаченные в религиозные лозунги, положили на­чало гугенотским войнам во Франции. В это же время достигает своего пика вражда между двумя ветвями династии Капетингов — Валуа и Бурбонами. Причем Валуа придерживались католического вероиспо­ведания, а Бурбоны оказались в лагере гугенотов.

За тридцать лет противостояния гугенотов и католиков во Франции десять раз происходили войны. Самым жутким событием этой эпохи стала Варфоломеевская ночь — избиение гугенотов в Париже и других городах в 1572 году. Число погибших в те дни составляло около 30 ты­сяч человек. Но и после этого гугенотские войны не прекратились. Они унесли жизни многих людей, среди которых были и особы королевской крови. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Варфоломеевская ночь

Варфоломеевская ночь 1572 г.

24 августа 1572 года, в день святого Варфоломея, в Париже находилось мно­жество дворян-протестантов. Они приехали на свадьбу Генриха Бурбона и молодой сестры короля Маргариты Валуа. Это торжественное событие рас­сматривалось как примирение двух враждующих сторон. На улицах города царили суматоха и веселье. Дамы и кавалеры все предыдущие дни были заня­ты тем, что примеряли изысканные наряды. А между тем католики из окруже­ния короля втайне готовили расправу над гугенотами. Днем никто не обратил внимания на затерявшихся в праздничной толпе людей, которые пристально следили за тем, в каком доме останавливаются на ночлег гугеноты. Двери всех этих домов были помечены крестами. Как только утихло свадебное веселье и умолкли пьяные голоса гуляк, на улицах Парижа стали собираться посвященные в заговор католики. Под покровом ночи они врывались в дома, убивая мирно спящих людей. Головорезы не останавливались ни перед чем: смерть ждала каждого, будь то малолетний ребенок или старик. Резня дли­лась три дня и постепенно вышла за пределы Парижа.

Юлианский и григорианский календари

Раскол между католиками и протестантами коснулся даже календаря. Уже давно астрономы заметили, что юлианский календарь, принятый в христиан­ском мире, неточен. В нем год равен 365,4 суток, а на самом деле Земля обо­рачивается вокруг Солнца на 11 минут и 17 секунд быстрее. Эта ошибка за 128 лет накапливается и составляет целые сутки. За века существования христиан­ства накопилась ошибка в 10 дней! В результате весенние праздники стали приходиться на лето, когда цветущая природа указывала всем на ошибку ка­лендаря. Чтобы исправить положение, Папа Римский Григорий XIII разослал по всем католическим странам повеление отнять у текущего 1582 года «оши­бочные» 10 суток и, чтобы впредь не повторять ошибок, отнимать каждые 400 лет еще по трое суток. Новый календарь стали называть григорианским ка­лендарем, или «новым стилем», а старый, юлианский, — «старым стилем». Протестантские и православные страны отказались поддержать эту реформу, и переход на «новый стиль» растянулся на столетия.

Вопросы по этому материалу:

  • Докажите, что в XVI веке Западная Евро­па раскололась на два враждующих лагеря.

Война за веру. Тетралогия «Магистр», «Полководец», «Против всех», «Последний повстанец» / Jan Hus, Jan Zizka, Proti vsem, Jan Rohac z Dube (Отакар Вавра /Otakar Vavra/) [1947-57, Чехословакия, DVDRip]

Война за веру. Тетралогия «Магистр», «Полководец», «Против всех», «Последний повстанец» / Jan Hus, Jan Zizka, Proti vsem, Jan Rohac z Dube
Год выпуска: 1947-1957
Страна: Studio Umeleckych Filmu Praha (ЧССР)
Жанр: Война, История, Историческая драма.
Продолжительность: 6:45:17
Перевод: Профессиональный (многоголосый)
Режиссер: Отакар Вавра /Otakar Vavra/, Владимир Борски /Vladimir Borsky/
В ролях: Жденек Степанек /Zdenek Stepanek/, Карел Хогер /Karel Hoger/, Ладислав Бохач /Ladislav Bohac/, Владимир Раз /Vladimir Raz/, Отомар Корбелар /Otomar Korbelar/, Лилли Ходакова /Lilly Hodacova/ и др.
Описание: Тетралогия «Война за веру» состоящая из фильмов: «Магистр», «Полководец», «Против всех» и «Последний повстанец» станет редким бриллиантом в коллекции любого киномана.
Грандиозная историческая эпопея, основанная на реальных событиях из средневековой европейской истории, досконально воспроизводит колорит той эпохи. Масштабные декорации старой Праги, натурные съемки древних замков и крепостей, детали оружия, доспехов и костюмов поражают воображение. А многотысячная массовка, участвующая в постановках сражений, заставляет верить в реальность происходящего.
«Начало XV-го века: Земля плоская, процветают суеверия, безграмотность, господство Церкви в духовной жизни, по всей Европе пылают костры инквизиции, на которых горят неугодные Риму еретики. Одним из таких отступников оказался магистр Ян Гус, восставший против власти церкви в процветающей Праге. Но иногда смерть одного человека может пошатнуть основы религии и могущество целой империи. Казнь Гуса (1415) и Иеронима (1416) по решению Констанцского собора вызвала взрыв возмущения в Чехии. Крестьяне громили монастыри, а 30 июля 1419 произошло выступление пражан во главе с Яном Желивским, положившее начало вооружённой борьбе, охватившей всю Чехию. Восставший народ несколько десятилетий вел в сердце Европы кровопролитную войну за веру своего учителя. И даже римский император Сигизмунд со всей армией крестоносцев не мог одолеть в битве полки, идущие в бой под знаменем с чашей — символом Гуситов.
Эпическое полотно, рассказывающее о поворотном моменте в истории Европы: начале перехода от мрачного Средневековья, с инквизицией, духовным убожеством, безраздельным господством Римского престола над светскими государями к эпохе Реформации, положившем начало формирования современного европейского общества. Восстание в Чехии, подорвавшее мощь Священной Римской Империи (Германии), проложило дорогу для другого крупного события на европейском континенте — восстания в Нидерландах, колонии Испании, которое, победив, обескровило вторую опору Римского престола — Испанскую монархию, с ее чудовищным порождением — Орденом иезуитов, наводившего страх на все население католического мира.
В апреле 1420 г. папа рамский Мартин V и император Сигизмунд I объявили крестовый поход против Чехии. Крестоносцы осадили Прагу, но 14 июля были наголову разбиты гуситами на Витковой горе (впоследствии названной Жижковой). Руководимые талантливыми полководцами, применившие новую тактику боя (повозки в форме подвижного лагеря; новые рода войск — повозочные и пушкарские), гуситские войска стали грозной военной силой. После поражения у Витковой горы участников 1-го крестового похода против восставших, было еще 4 крестовых походов (1421-1431 гг.), потерпевших полное поражение. Но гуситы не только оборонялись, — их войска совершили за пределы страны ряд т.н. «прекрасных» походов: в Силезию, 1427-28; Саксонию, Верхнюю Франконию и Баварию, 1429-30; в Восточную Словакию и к Балтийскому морю, 1433 годах. И только внутренние разногласия в руководстве восстанием и предательство «умеренной» части ее части позволило папе и императору сломить сопротивление восставших.
…Гуситское восстание в Чехии было долгим и кровавым: повстанцы не щадили себя в битвах, «христовы воины» — ни восставших, ни их семей, ни имущества. Документальных кадров не сохранилось — смотрите эту великолепную историческую реконструкцию (работа над которой продолжалась почти десять лет), повествующую об одном из самых драматических моментов в жизни средневековой Европы.
К. и Т. Енко.
(Отдельное, огромное спасибо камраду mangust1 за подробное описание)
Доп. информация:
Сценарий: Milos Vaclav Kratochvil, Отакар Вавра
Музыка: Иржи Срнка
Оператор: Ваклав Ханус
Монтаж: Antonin Zelenka
Худ. директор: Jiri Trnka
Костюмы: Josef Matej Gottlieb, Vladimir Synek, Ladislav Tomek, Jiri Trnka, Fernand Vacha
Звук: Франтишек Герни
Скрины по порядку частей, 1,2,3,4 (сверху-вниз).
Фильм 1: «Магистр»
Время: 1:54:59
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: MP3
Качество: DVDRip
Размер: 1370 Mb
Видео: 544 x 416; 25 fps; ~1574 Kbps; XviD; 0.28 b/px
Звук: 48000 Hz; Stereo; mp3, 128 Kbps
Фильм 2: «Полководец»
Время: 1:41:03
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: MP3
Качество: DVDRip
Размер: 700 Mb
Видео:448 x 336; 25 fps; ~840 Kbps; 0.23 b/px
Звук: 48000 Hz; Stereo; mp3, 128 Kbps
Фильм 3: «Против всех»
Время: 1:46:47
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: MP3
Качество: DVDRip
Размер: 700 Mb
Видео:448 x 336; 25 fps; ~789 Kbps; 0.21 b/px
Звук: 48000 Hz; Stereo; mp3, 128 Kbps
Фильм 4: «Последний повстанец»
Время: 1:22:28
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: MP3
Качество: DVDRip
Размер: 700 Mb
Видео:496 x 368; 25 fps; ~1058 Kbps; 0.24 b/px
Звук: 48000 Hz; Stereo; mp3, 128 Kbps

Вестфальский мир — ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.

Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.

Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.

Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.

Вестфальский мирный договор.

В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

  • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
  • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
    • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
    • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

Итоги Вестфальского мира.

Мюнстерская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Францией.

Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

Религиозные вопросы.

Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

Территориальные договоренности.

Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

  • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
  • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
  • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
  • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
    • Верхний Пфальц остался за Баварией;
    • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.

Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

Ратификация Мюнстерского мира 15 мая 1648 года. Картина Герарда Тербоха, 1648 год.

Всеобщая амнистия.

В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

Соглашения о конституции Священной Римской империи.

Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной международной правосубъектности князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

Значение Вестфальского мира в истории международного права.

Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

Оснабрюкская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Швецией.

Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи государственного суверенитета. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом — можно даже сказать, что довольно скромным шагом — в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.