Бмп 1 в афганистане

Почему в Афганистане БМП-2 прозвали «шайтан-машина»? Редкие фотографии

=======================================

=======================================

Всем привет, дорогие и любимые читатели! В прошлом выпуске мы говорили о калибре 140 мм, установленном на танке M1 «Abrams», а сегодня коснемся Афганистана, боевых действий там и сделаю некоторые выводы.

Сначала от себя

БМП-1, вход войск в Афганистан

Если честно, я несказанно удивлен, что вам пришлась по вкусу статья с анализом боевых действий в г.Грозный. Собственно, именно поэтому решил акцентировать внимание на боевые машины, которые принимали участие на территории Афганистана. Это БМП и БМД. Как они применялись, как появились и как боевые действия выдвигали новые требования к машинам.

Что мы имели на начало мероприятий?

БМП-1 преодолевает водные препятствия

На вооружении в 60-е годы была БМП-1. Она имела целый ряд полезных качеств. Например, преодоление водных препятствий, хорошая подвижность, неплохая огневая мощность. Но главным недостатком БМП-1 для Афганистана было то, что эти машины созданы для ведения боевых действий в европейских ландшафтах и если по большому счету – они были созданы идти прямиком к Ла-Маншу и иногда поражать танк.

БМП-1, Афганистан

Несколько позже появились специальные машины БМД-1. Они были схожими характеристиками, но несколько легче, технологичней, броня из алюминиевого сплава и так далее.

Театр боевых действий открыт, кулисы подняты

Максимальный угол вертикальной наводки БМП-1

Какой бы БМД-1 не была хорошей, тем не менее в Афганистан вошли БМП-1, которая не очень-то и подходила для горной местности Афганистана. На мой взгляд, самым критичным недостатком было орудие. 73-мм пушка создана была в том числе и для поражения танков и это прекрасно, только вот в Афганистане не было танков. Там надо было вести огонь не только по равнинной местности, но и по горам. При этом подобные дела надо было производить как можно быстрее и выше. «Гром», установленная на БМП-1, мягко говоря, совсем уж не очень.

АГС-17, установленный на БМП-1

В подобных условиях экипажу приходилось идти на хитрости – заезжать на склоны, экспериментировать со складками местности и так далее по списку. Поскольку большинство из моих читателей уже «битые волки», то особо объяснять не буду, что за подобного рода эксперименты приходилось платить очень дорого. И не деньгами. Кто понял, тот молодец. А кто не понял – извините, не могу подробности писать. Но, я уверен, в комментариях знающие люди пояснят, какова цена ошибок на войне.

Как проходила эволюция БМП-1

Миномет «Василек», установленный на БМП-1

Иногда устанавливали минометы по типу АГС-17, а бывало и минометы «Василек». Это зависело от возможностей и фантазии со смекалкой командования строевых частей. Тем не менее, как бы не боролись за живучесть командиры, не всегда удавалось эффективно работать по целям. Справедливости ради надо отметить тот факт, что «Гром» даже фугасными снарядами очень плохо отрабатывал по укреплениям сооружениям местных «жителей». Ну, а кумулятивные снаряды, логично, не наносили никакого вообще урона.

Что можно сказать о БМД-1 в Афганистане?

«Нона-С», Афганистан

Что же, эти машинки тоже были там. Участвовали на ранних стадиях войны. Почему? Ну, были выявлены такие же недостатки. Хотя, преимущества тоже имели место быть – более лучшая подвижность и меньшие габариты. В целом, десантники гордились своими машинами. Хотя, эта гордость была до того момента, когда ввели новые машины БМД-2.

Командование быстро осознало свою ошибку касательно БМД-1, БМД-2. Ошибкой было то, что подобные машины были слишком дороги и слишком сложны в изготовлении на тот момент.

Для наглядного понимания, что надо заменить после наезда правой гусеницей на фугас

Что еще было помимо БМП и БМД? Так как мы сегодня рассматриваем легкую технику, то сказать можно еще о «Нона-С».

Если вернуться к БМП-1, то можно еще отметить, что несмотря на довольно низкие показатели орудия, ее главнейшим и неустранимым недостатком было бронирование. Именно бронирование, которое не могло защитить от фугасов на дорогах и так далее. Но здесь есть тоже своеобразный нюанс. Если машина наезжала правым катком на фугас, то экипажу достаточно было заменить каток и можно было продолжать выполнение задач. Если левым катком, то место мехвода становилось «двухсотым». Опытные экипажи брали с собой по несколько катков для быстрой замены. Практически на всех фотографиях я обнаружил подобные ЗИПы.

БМП-1Д местной модернизации

Но это не полный список проблем. Так же командир имел очень серьезные проблемы с обзором, ведь под пулеметными очередями приходилось находиться внутри корпуса, от куда довольно трудно ориентироваться на местности таким образом, чтобы складывать картину воедино и отдавать указания по дальнейшей работе и взаимодействию.

БМП-2

Шло время боевых действий, накапливался бесценный опыт и постепенно в строевых частях и ремонтных базах начали устанавливать дополнительные листы брони по бортам и на башню, а немного позже и вовсе такие машины пошли в серию. Называлась она БМП-1Д.

Машина стала тяжелей на 0,5 тонн, но это всяко лучше, нежели ездить без брони.

БМП-2 исправила ситуацию?

Было много споров, какое орудие установить на новую БМП-2. Через некоторые время, после отправки 10-ти машин БМП-2, прибыла в Афганистан комиссия задавать вопросы и выяснять, какова оценка экипажей касательно новой машины. И, что не часто бывает, экипажи были довольны практически всем. Проще говоря, машину пехота полюбила.

БМП-2Д

Кстати, сами моджахеды прозвали БМП-2 «шайтан-машина». Этому также поспособствовала новая вариация БМП-2Д. из названия мы уже понимаем, что это так же модифицированная БМП-2. Только таким образом удалось обеспечить круговую защиту от крупнокалиберного пулемета. Если взять ту же БМП-1, то при некоторых нехитрых опытах мы выясним, что она пробивается с близкого расстояния из пулемета в борт. БМП-2Д же не пробивалась никаким пулеметом никуда.

Если кто не испытывал чувства, когда в тебя летят пули, я расскажу простым языком. Когда в тебя стреляют, хотелось бы чувствовать себя защищенным и ожидаешь такого эффекта от своей брони. Довольно предательски получается, когда ты укрываешься от огня на технике, которую можно проткнуть карандашом. Все, кто служил на технике, знают – что в любых походных условиях вверенная тебе техника служит тебе в первую очередь домом, средством передвижения, ночлегом, холодильником и той самой точкой опоры, на которую ты всегда можешь рассчитывать.

Немного ностальгии для тех, кто там был

Бак на 400 литров в корме машины

На фотографии сзади машины мы увидели бак объемом на 400 литров и он был рассчитан для транспортировки запаса воды. На сколько я знаю, воду там никто не возил и наши ребята, проезжая мимо виноградников, туда забрасывали виноград, сахар, заливали воду и дальше все сами понимаете. Винить пацанов мы не будем, в их службе и так мало было приятного и отдыхали они, как умели, как могли.

Помимо наступательных операций частенько приходилось принимать бой во время движения колонны. И что еще странно – постепенно БМП-2Д просочились и в десантные войска, что засвидетельствовано на фото.

Мой вывод

ЗИП для быстрой замены катков

Любая война требует определенную цену и я сейчас не о деньгах. Потерь техники было очень много, но с приходом БМП-1Д удалось минимизировать эти самые потери. Больше всего неприятно то, что горький опыт афганской войны остался без должного внимания и наша техника в Чеченской республике опять была уничтожена массово из-за тех же ошибок.

Плюральность мнений – это то, что всегда было и будет на этом канале. Пиши, будем обсуждать.

Кстати! У меня есть отличная статья о танке Т-14 «Армата» с пушкой 2А82-1М, где я провел внимательный анализ.

А если ты подпишешься на обновления на канале, ты всегда узнаешь о свежих публикациях.

Пока пока!

Первый опыт боевого применения БРДМ, БТР, БМД, БМП и танков в условиях Афганистана показал, что мятежники применяют против указанных образцов БТВТ мины и фугасы как контактного, так и дистанционного подрыва, ручные противотанковые кумулятивные гранаты, кумулятивные боеприпасы к безоткатным орудиям, а также пули к стрелковому оружию калибра от 7,62 до 14,5 мм и другие средства поражения. Учитывая большое количество естественных укрытий (горы, «зеленка», населенные пункты, складки местности, овраги и т.п.) эффективность перечисленных средств по поражению отечественных образцов БТВТ была достаточно велика. Так, за 1980 г. получили боевые повреждения 229 танков, 211 БМП, 234 БТР, 26 БМД и 43 БРДМ. Причем, более половины танков, БМП и БМД и 30% БТР подорвались на минах и фугасах, остальные были обстреляны из ручных противотанковых гранатометов и стрелкового оружия.

БМД-1 с дополнительными стальными экранами для защиты
от пуль стрелкового оружия и РПГ.
Учитывая это, Институту была поставлена задача срочно изыскать меры по существенному повышению защищенности образцов БТВТ, находящихся на вооружении 40-й ОА от мин, противотанковых гранат и пуль стрелкового оружия. С целью изучения опыта боевых действий войск 40-й ОА, оценки эффективности боевого применения вооружения и военной техники и защиты образцов БТВТ начальник отдела Института полковник Королев Г.Е. дважды командировался в 40-й ОА.
Решение поставленных задач было возложено на отдел защиты и, в частности, на начальников лаборатории броневой защиты и лаборатории боевой живучести и противоминной стойкости.
Наибольший объем исследований и испытаний выполнен этими лабораториями в период с 1980 по 1985 гг. Непосредственными исполнителями работ были Олизаревич Л.В., Королев Г.Е., Гущин Ю.А., Мамлеев Р.З., Рак А.В., Ковель В.А., Симаков И.К., Богатырев В.Н., Трикоз Е.И., Анисько А.И., Кузьмин Ю.С., Наумик Н.М. Боеспособность членов экипажей и расчетов после воздействия на танки, БМД, БМП и БТР мин и кумулятивных гранат по состоянию подопытных животных (кроликов) оценивала сотрудник медицинской лаборатории Петрова Н.Н.

Полковник Королев Г.Е. (2-й ряд, второй слева) с группой офицеров Минобороны,
штаб 40-й ОА, Афганистан, Кабул, дворец Амина, 1988 г.,
Оценка влияния вводимых мероприятий по повышению защищенности на работу комплексов вооружения и на состояние боекомплекта при подрывах и обстрелах производилась сотрудником отдела вооружения Барабаш А.И.
Возможность установки дополнительных устройств защиты на образцы БТВТ и ремонта силами войсковых ремонтных органов 40-й ОА оценивалась сотрудником отдела ремонта Соболевым Е.Г.
Ход и результаты работ всегда находились под пристальным вниманием начальника отдела Брызгова В.Н., начальников управлений Антропова П.И. и Исхакова Р.Ш., заместителя начальника Института Козлова Г.М., начальника Института Антоневича В.М., председателя НТК ГБТУ Дикого В.П. и представителей НТК ГБТУ Барабанова Н.В. и Ломанова В.А.
Сложность решения задачи повышения защищенности образцов БТВТ для условий боевых действий в Афганистане заключалась в отсутствии достаточно полной и объективной информации о характере выполняемых задач с привлечением образцов БТВТ, о применяемых мятежниками средствах поражения, условиях воздействия этих средств на образцы, характере повреждений образцов и др.
В связи с этим командованием отдела защиты и указанных выше лабораторий был выработан замысел выполнения поставленной командованием ГБТУ задачи, существо которого заключалось в натурном моделировании воздействия средств поражения на танки Т-55 и Т-62, БМП-1 и БМП-2, БМД-1, БТР-60 и БТР-70 и разработке вариантов конструкций, обеспечивающих повышение живучести образцов.
Та часть вариантов конструкций, которая могла быть изготовлена силами Института, немедленно подвергалась испытаниям. Причем, испытания проводились на реальных образцах, которые отделом защиты выбирались в полку обеспечения по указанию командования ГБТУ.

Танк Т-62 с дополнительной защитой днища от мин и фугасов, лба корпуса и башни от бронебойных и кумулятивных снарядов, решетчатыми экранами от РПГ, заряжающего от пуль стрелкового оружия
Источник
По теме:
Исследование боевых повреждений образцов отечественной бронетанковой техники использовавшейся в боевых действиях в Афганистане, позволило усилить броневую защиту ряда, элементов корпусов и башен БТТ и частично снизить выход из строя машин и потери личного состава. Эти исследования необходимо учитывать при модернизации серийных и разработке новых образцов.
ИССЛЕДОВАНИЕ БОЕВЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗЦОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БТТ

Применение ВДВ в Афганистане

Воздушно-десантные войска сыграли огромную роль в ходе войны в Афганистане 1979-1989 годов. Первые подразделения ВДВ появились на афганской земле еще до официального ввода войск и находились там вплоть до их вывода.

Первые подразделения ВДВ СССР появились в Афганистане еще в июле 1979 года. Батальон 111 парашютно-десантного полка расформировываемой 105 воздушно-десантной дивизии был переброшен для охраны аэродрома в Баграме. Впоследствии подразделение было включено в состав 345 парашютно-десантного полка. Батальон 345 ПДП был переброшен в Афганистан 14 декабря 1979 года для обеспечения ввода войск. Десантники 345 полка принимали участие в операции по взятию под контроль Кабула, в том числе и в штурме дворца Амина. В целом совместная операция спецподразделений КГБ и ГРУ при поддержке ВДВ прошла успешно.

25 декабря советские войска официально вступили на территорию Афганистана. Так, в Кабул была посадочным способом переброшена 103 воздушно-десантная дивизия. Разведывательные подразделения 103 ВДД также приняли участие в боевых операциях по захвату ключевых объектов в Кабуле. Переброска дивизии не обошлась без инцидентов. В частности, при посадке на аэродром разбился Ил-76М с бойцами 350 ПДП на борту. Погибли 37 пассажиров и 10 членов экипажа. Из Термеза в Афганистан вошла 56 десантно-штурмовая бригада, причем два батальона были переброшены в Кундуз вертолетами.

Первоначально подразделения ВДВ выполняли задачи по охране особо важных объектов, однако уже в начале 1980 года “крылатую пехоту” бросили на подавление мятежей в местных воинских частях. Со временем Советская Армия все больше втягивалась в войну.

Подразделения ВДВ в Афганистане были представлены 345 парашютно-десантным полком, 56 десантно-штурмовой бригадой и 103 воздушно-десантной дивизией. Роты и батальоны десантного обеспечения в ДРА не вводились, ввиду отсутствия высадок с парашютами. Часть подразделений была передана из состава соединений, усилив мотострелковые подразделения в ключевых точках страны. Так, один из батальонов 56 ОДШБр включили в состав дислоцированной в Кандагаре 70 мотострелковой бригады. Подразделения ВДВ принимали участие в десантных операциях в течении всего периода войны, высаживаясь с вертолетов. Однако, главным образом, они выполняли задачи общевойсковых соединений. Тут проявились проблемы штатной боевой техники, состоящей на вооружении ВДВ. Так, например, боевые машины десанта (БМД) уступали в бронезащите БМП и БТРам, авиадесантируемая САУ АСУ-85 оказалась не способной оказывать необходимую поддержку подразделениям на поле боя.

В руководстве минобороны СССР довольно быстро сделали выводы из этих проблем. С 1982 года подразделения ВДВ в Афганистане получили вместо БМД-1 БМП-2 и БТРы. Артиллеристы десантных подразделений вооружились САУ 2С1 “Гвоздика”, что существенно повысило их огневую мощь. В конце года в состав соединений ВДВ были включены танковые подразделения на машинах Т-62. В состав 103 ВДД включили 62 танковый батальон, включавший в себя 15 танков и 7 САУ АСУ-85, танковую роту из 10 машин получил также 345 ПДП, в состав 56 ОДШБр включили танковый взвод из состава 191 мотострелкового полка. Появление танков существенно расширило возможности десантников при выполнении боевых задач.

Кроме того, конструкторы приступили, основываясь на опыте афганской войны, к созданию новых образцов вооружения и военной техники. В числе первых новые образцы попадали в подразделения ВДВ. В частности, в ходе войны была создана новая боевая машина десанта БМД-2, вооруженная автоматической пушкой калибром в 30 миллиметров. Настоящим прорывом для нашей артиллерии стало создание САУ 2С9 “Нона”, которая получила обкатку на афганской войне. В составе 103-й ВДВ был включен дивизион “Нон”, парашютно-десантные полки получили по батарее, которыми заменяли минометы. В горных условиях САУ показали себя наилучшим образом.

Тем не менее, боевые действия подразделений ВДВ в Афганистане радикально отличались от доктрины их применения как вида войск. Характер местности не позволял осуществлять десантирование парашютным способом. Конечно, зачастую десантники принимали участие в аэромобильных операциях, высаживаясь с вертолетов, однако в основном их использовали как штурмовые отряды. Таким образом, ВДВ выполняли задачи общевойсковых соединений. Более того, часто десантников привлекали к задачам по охране ключевых объектов и сопровождению колонн на марше, что вообще не вписывалось в доктрину их применения. На подразделения ВДВ была возложена задача по охране ключевых коммуникаций в ДРА. Зачастую “крылатая пехота” несла службу на заставах, выставленных на особо важных направлениях, как например подразделения 345 ПДП в районе Панджшера. В том же ущелье десантники принимали активное участие в масштабной высадке с вертолетов за весь период войны. На завершающем этапе войны подразделения ВДВ также активно выживали вертолетные десанты, особенное распространение они получили в ходе операции “Магистраль”.

В период вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана на плечи десантников легли задачи по прикрытию выходящих колонн от нападений моджахедов. Подразделения ВДВ покинули ДРА одними из последних. Военнослужащий 345 ПДП Игорь Ляхович, убитый 7 февраля 1989 года считается последним погибшим солдатом Афганской войны.

Применение подразделений ВДВ в Афганистане выявили множество проблем в их организации, структуре и вооружении. Более высокий уровень боевой подготовки по сравнению с общевойсковыми соединениями приводил к тому, что их зачастую бросали в бой в качестве штурмовых отрядов на наиболее опасных направлениях, а также для охраны ключевых объектов страны. Десантники в ходе войны как правило выполняли задачи пехоты. Техника, стоящая на вооружении ВДВ, также была недостаточно эффективной в условиях этой войны. Так, легкобронированные БМД, конечно имели неоспоримые преимущества, ввиду возможности авиадесантирования, но в условиях афганской войны, где парашютные десанты не применялись, машины оказались не востребованы по прямому назначению. Более того, их бронирование оставляло желать лучшего, что привело к необходимости замены на БМП и БТРы. Характер выполняемых задач уже тогда заставил включать в состав соединений ВДВ танковые подразделения. Появление танков намного расширило возможности десантников, однако после окончания войны в Афганистане этот опыт оказался забыт. Штатных танковых подразделений в отечественных ВДВ не было вплоть до 2016 года. Также пришлось усиливать артиллерию действующих в ДРА воздушно-десантных соединений. Таким образом, применение ВДВ в Афганистане выявило их слабость в отношении тяжелого вооружения. Современная реформа этого вида войск пытается решить эту проблему, в том числе и на основе опыта Афганской войны.

Спецназ ВДВ в Афганистане

Ввод войск в Афганистан продемонстрировал несколько иной способ использования советских воздушно-десантных войск. В операции были задействованы гораздо большие силы, чем при оккупации Чехословакии, вероятно в расчете на возможное сопротивление. Как в ходе операции «Дунай, перед ВДВ стояла задача установить контроль над столицей Афганистана Кабулом, нейтрализовать действующего президента Хафизуллу Амина и содействовать приходу к власти Бабрака Кармаля.

По опыту войны в Афганистане в Советской Армии были возрождены горнострелковые части. Точнее, некоторые мотострелковые дивизии стали особое внимание уделять отработке боевых действий в условиях гор.

Оперативной группой ВДВ командовал генерал-майор Муса Ефанов, в состав группы входили по одному полку из 103-й и 104-й гвардейских парашютно-десантных дивизий и вся 105-я гвардейская парашютно-десантная дивизия. В первые две недели декабря в Афганистан было переброшено дополнительно к уже имеющимся в стране советским войскам еще 1500 человек, в том числе 7-9 декабря подразделения полка из 103-й гвардейской парашютно-десантной дивизии и 21-22 декабря полк из 104-й гвардейской парашютно-десантной дивизии. Десантникам предстояло взять под контроль аэропорт Баграм, расположенный в предместье Кабула. Между тем началась подготовка к вводу войск. Под предлогом подготовки к зиме советские военные советники настояли, чтобы бронетехника афганской армии была сосредоточена в парках. Началась инвентаризация вооружения и боеприпасов в афганской армии, опять же с подачи советских военных советников. Русские постарались изолировать Амина в резиденции, расположенной на окраине Кабула, где устранить его было удобнее, чем в городской резиденции.

24 декабря 1979 года подразделения ВДВ взяли под свой контроль аэропорт Баграм в 19 км от Кабула. На аэродром самолетами Ан-22, Ан-12 и Ил-76 прибыла первая волна десанта – части 105-й гвардейской парашютно-десантной дивизии из Ферганы. В отличие от 1968 г. теперь части ВДВ были полностью механизированными, поскольку предстояло с боями преодолеть 19 км до Кабула, возможно – с боями. Аэропорт был захвачен за пять часов. 25 декабря границу с Афганистаном пересекли советские мотострелковые дивизии. Дивизии продвигались в общем направлении на Кабул. Десантники начали движение к Кабулу вечером 27 декабря. К этому времени ключевые объекты Кабула уже были захвачены спецназом. Дворец Амина штурмовали бойцы подразделения «А» КГБ СССР. Группой командовал полковник Бояринов. Дворец обороняло достаточно многочисленное подразделение афганцев, усиленное танками. Группе «А» были приданы бронетранспортеры и две зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4 «Шилка». По численности наступающие значительно уступали обороняющимся. Тем не менее, в результате штурма дворец был захвачен, а Амин и члены его семьи убиты. Подразделения ВДВ использовались в наиболее «горячих» точках Афганистана – в Кандагаре, на охране стратегического перевала Саланг. Основные силы дислоцировались в Баграме, В конце 1980 г. произошла реорганизация расквартированных в Афганистане частей ВДВ. 105-ю гвардейскую парашютно-десантную дивизию расформировали, а в Баграм в полном составе прибыла 103-я гвардейская парашютно-десантная дивизия. Эта дивизия использовалась в качестве стратегического резерва командования Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. В Баграме также дислоцировался 345-й отдельный парашютно-десантный полк. В районе Шир-Хан действовала десантно-штурмовая бригада, подразделения которой вели ожесточенные бои с моджахедами.

Звания Героя Советского Союза за Афганистан первым в ВДВ был удостоен в 1980 г. старший сержант А. Мироненко. Участие десантников в афганской войне замалчивалось советской прессой до 1984 г.

Еще одним Героем стал сержант Николай Чепик из 103-й парашютно-десантной дивизии. В феврале 1984 г. его отделение атаковало моджахедов . Чепик дважды был ранен в ноги. Его отрезали от своих. Чепик подорвал себя и подошедших к нему моджахедов гранатой. Погибло порядка 30 афганцев. Николай Чепик удостоен звания Герой Советского Союза посмертно. Он стал первым десантником, чей подвиг освещался советской прессой. До начала 1985 г. семь десантников были удостоены званий Герой Советского Союза.

Чехословакия и Афганистан – самые известные случаи использования советских воздушно-десантных войск, но они далеко не единственные. В 1977 г. в Огадене принимали участие советники из ВДВ при подготовке и проведении десантной операции эфиопских и кубинских войск. Десант, включая боевые машины десанта, был сброшен в тыл сомалийских войск. Когда в 1973 г. в ходе войны Судного дня резко ухудшилось положение арабов, в Белград срочно перебросили полк 106-й гвардейской парашютно-десантной дивизии. Полк находился в немедленной готовности к броску по воздушному мосту в Сирию. К счастью, этого не случилось, и БМД на улицах Тель-Авива не появились.