Бмо т

БМО-Т, боевая машина огнемётчиков

БМО-Т (Объект 564) — российская тяжёлая боевая машина огнемётчиков. Предназначается для транспортировки вооружения и личного состава огнемётного отделения при контакте с противником.

БМО-Т изготавливается, используя базовое шасси танка, без переделки корпуса, кроме крыши и боевого отделения. В районе боевого отделения и отделения управления установлена броневая надстройка коробчатой формы, стенки которой совместно с корпусом отделения управления образуют обитаемый отсек с сиденьями экипажа: командира и механика-водителя и отделения огнеметчиков (7 человек) с боекомплектом пусковых труб РПО по две трубы во вьюке (всего 32 ракеты в обитаемом отсеке и дополнительная укладка на левой надгусеничной полке), которые занимают значительный объем и крепятся при транспортировке в стеллажах с быстроразъемным креплением, смонтированных внутри обитаемого отсека.

Бронезащита лобовой части корпуса БМО-Т выполнена на уровне основного танка, боковые стенки надстройки выполнены разнесенными с установленным в них вспомогательным оборудованием, топливными баками и динамической защитой. Боковые стенки продлены от перегородки моторно-трансмиссионного отделения до кормы машины и снабжены внутренними секциями под различное оборудование. Борта корпуса имеют защиту на уровне базового танка с возможностью установки силовых экранов с встроенной динамической защитой. Для самозащиты от воздушного противника и борьбы с живой силой на БМО-Т установлена 2,7 мм пулеметная установка закрытого типа с дистанционным управлением (вариант).

Новая машина для огнеметчиков обладает бронезащитой на уровне современного основного танка, низким силуэтом и незначительным весом, а главное небольшой сложностью переделки базового шасси танка.

В 2001 году боевая машина огнеметчиков БМО-Т (и БМО-1 на базе БМП-2) была принята на вооружение российской армии.

БМО-Т обеспечивает огнеметчикам высочайший уровень защиты и комфортные, эргономичные условия работы, который не могут обеспечить боевые машины огнеметчиков на базе БМП-1/2. БМО-Т может быть использована в составе бригад мотопехоты и танковых соединений при борьбе с хорошо укрепленными огневыми точками противника, включая долговременные огневые сооружения. БМО-Т также может выполнять автономно ряд задач по уничтожению отдельных группировок противника и их временных оборонительных сооружений. БМО-Т обеспечивает возможностью безопасной высадки десанта в условиях боевого противодействия, через десантные люки, расположенные в кормовой части броневой надстройки, при этом при спешивании экипаж прикрыт как спереди, так и с бортов бронированной надстройкой, поднятыми дверцами и боковыми стенками.

В качестве базового гусеничного шасси использовано шасси современного танка с его МТО, ходовой частью и броневым корпусом со встроенной динамической защитой, отделением управления с осевым расположением люка механика-водителя. Корпус вместо крыши боевого отделения танка снабжен охватывающей его борта броневой надстройкой, которая совместно с передними лобовыми листами, днищем, бортами и моторной перегородкой корпуса шасси образует совмещенное отделение управления с обитаемым отсеком для размещения командира и огнеметчиков. На крыше надстройки со смещением от продольной оси машины влево выполнен проем с опорно-поворотным устройством (ОПУ), на котором установлена танковая вращающаяся башенка командира с люком и зенитно-пулеметной установкой с дистанционным управлением. На неподвижном погоне ОПУ через кронштейны внутри отсека закреплено сиденье командира. На бортах корпуса шасси закреплены сиденья огнеметчиков. Боекомплект уложен по походному в разнесенных стеллажах с быстроразъемным креплением, один из которых смонтирован справа от сиденья командира в поперечной плоскости машины, второй — слева от сиденья командира вдоль борта корпуса со смещением в сторону отделения управления, а третий стеллаж смонтирован по продольной оси машины между сиденьями огнеметчиков. Выходные люки находятся на крыше надстройки и на ее задней стенке. На кормовом листе корпуса машины закреплены подпружиненные подножки для более удобной посадки и десантирвания. Для наблюдением за полем боя в крыше установлены приборы наблюдения для десанта огнеметчиков.

Броневая надстройка снабжена дополнительной защитой, которая на передней и боковых стенках выполнена в виде разнесенной брони, наружные листы которой дополнительно снабжены динамической защитой, а боковые стенки выполнены в объеме, образованном шириной надгусеничной полки корпуса шасси, высотой до крышки надстройки и длиной от лобового верхнего листа корпуса до его кормового листа. Внутри боковых стенок надстройки размещена часть вынесенного из корпуса шасси танка штатного внутреннего оборудования — топливные баки, фильтро-вентиляционная установка, пуско-регулирующая аппаратура и аккумуляторные батареи, дополнительный боекомплект РПО.

Технические характеристики

Боевая масса, т 43,9
Компоновочная схема заднемоторная
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 7
Длина корпуса, мм 7220
Ширина корпуса, мм 3787
Высота, мм 2240
Тип брони стальная
Углы ВН, град. -5..+75
Углы ГН, град. 360
Пулемёты 1 х 12,7-мм Корд
Другое вооружение 30 х РПО-А «Шмель»

БМО-Т боевая машина огнеметчиков

БМО-Т боевая машина огнеметчиков.

Боевая машина огнеметчиков (БМО) «объект 564» — вариант тяжелой машины, созданной на базе шасси танка Т-72, предназначенной для транспортировки личного состава огнеметного отделения в непосредственном боевом контакте с противником. Параллельно с тяжелой машиной был разработан также ее легкий вариант, БМО-1, созданный на шасси БМП-2. Необходимость создания подобных машин была продиктована результатами применения бронетехники в первой и второй чеченских кампаниях. Одной из первоочередных задач экипажа и десанта БМО является непосредственное прикрытие танков при выполнении боевых задач в отрыве от пехотных подразделений. Продолжением работ по данной теме явился «объект 199» («Терминатор») — боевая машина поддержки танков.

БМО-Т используется в составе бронетанковых частей, морской пехоты и подразделений ВДВ при борьбе с долговременными огневыми точками и иными фортификационными сооружениями. Машина используется и совместно с танками, и автономно для выполнения боевых задач по уничтожению временных оборонительных сооружений и отдельных группировок противника. БМ обеспечивает безопасную высадку десанта в ходе боевого противодействия через десантные люки в кормовой части БМО-Т. Установленная бронированная надстройка защищает его при этом с бортов и спереди.

Конструкция.
Конструктивные особенности новой машины обеспечивают находящемуся в ней личному составу комфортные условия работы и высочайшую степень защиты, значительно превосходящие те, которые созданы в БМО-1. Доработанное шасси танка Т-72 вместо крыши боевого отделения получило бронированную надстройку вдоль бортов. Она совместно с моторной перегородкой и бортами корпуса, его днищем и передними лобовыми листами образует единое боевое отделение для размещения экипажа и отделения огнеметчи­ков. Сверху на корпусе смонтирована командирская башенка кругового вращения, в которой установлен зенитный пулемет с дистанционным управлением.

Огнеметчики размещаются вдоль бортов на закрепленных сидениях. Боекомплект, состоящий из ручных огнеметов РПО-А, уложен по-походному на трех специальных стеллажах в отсеке и дополнительной укладке, расположенной в левой надгусеничной полке. В задней стенке и крыше надстройки находятся выходные люки для огнеметчиков. Кормовой лист имеет специальные конструкции для более удобного десантирования.

Для наблюдения за полем боя машина оснащена тремя группами приборов. У командира установлены три прибора, у механика-водителя — четыре, в десантном отсеке — семь. Это оборудование позволяет управлять БМО-Т и вести боевые действия круглосуточно. Надстройка обеспечивает защиту такого же уровня, как и у базового шасси танка. Это достигается за счет установки на ней дополнительной защиты. На боковых и передней стенках — это разнесенная броня с пакетами комбинированной брони между ними и встроенной динамической защитой последней разработки. На внутренней стороне стенок обитаемого модуля укреплен противоосколочный подбой. Такое бронирование обеспечивает гарантированную защиту личного состава от большей части имеющихся противотанковых средств ближнего боя. Для увеличения полезного заброневого объема БМО-Т отдельные элементы штатного оборудования базового шасси (аккумуляторные батареи, пускорегулирующую аппаратуру и фильтровентиляционную установку) вынесли внутрь боковых стенок надстройки. Подобное конструктивное решение позволило разместить в обитаемом отсеке семь десантников-огнеметчиков и экипаж из двух человек в отделении управления.

Передняя часть надстройки и ее боковые стенки, выполненные в форме секционного каркаса, имеют разницу в высоте с крышей моторно-трансмиссионного отделения. Это обеспечивает дополнительную защиту личного состава во фронтальной плоскости и при десантировании через задние десантные дверцы, размещенные в кормовой части машины в проемах задней стенки надстройки.

БМО-Т оснащена встроенным оборудованием бульдозерного типа для самоокапывания, системой пожаротушения и фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей действие экипажа в условиях применения ОМП.

Вооружение.
Пулеметная установка БМ используется для защиты от низколетящих воздушных целей и для борьбы с живой силой противника. Но основным оружием является реактивный пехотный огнемет РПО-А «Шмель». Это оружие одноразового применения. Его контейнер, он же ствол, используется для транспортировки и пуска находящейся в нем капсулы и порохового двигателя. После выстрела он выбрасывается. В капсуле находится зажигательная смесь. Разогнав капсулу в момент выстрела по каналу ствола, двигатель отделяется от нее и выбрасывается назад вместе с пороховыми газами. Прицельная дальность применения огнемета составляет до 600 м.

Заряды бывают различных разновидностей. Основная из них — термобарический заряд. Он используется для уничтожения огневых средств, находящихся в укрытиях при ведении боевых действий в населенных пунктах, горах, полевых условиях. Применяется для разрушения укрытий, уничтожения легкобронированной и автомобильной техники. Ударная волна от взрыва способна «затекать» в окопы, укрытия и т. п. В зоне детонационных превращений горючей смеси кислород выгорает полностью, а температура повышается до 800 °C. В закрытых помещениях объемом до 90 м3 избыточное давление может достигать 7 кг/см2.

Для постановки, в случае необходимости, дымовых завес на машине установлено 12 гранатометов 902А калибра 81 мм. Они входят в комплекс активной электрооптической защиты от высокоточного оружия типа «Штора».

На вооружении войск радиационной, химической и биологической защиты вооруженных сил России состоят различные виды специального оружия, отсутствующие у прочих родов войск. В частности, именно войска РХБЗ применяют современные реактивные огнеметы различных типов. В конце девяностых годов прошлого века для этого рода войск были созданы несколько новых образцов бронетехники, в том числе т.н. боевые машины огнеметчиков. Вскоре на вооружение были приняты тяжелая машина БМО-Т и легкая БМО-1. Задачей этих образцов является перевозка огнеметчиков с вооружением, а также поддержка бойцов огнем штатного вооружения.

Для упрощения разработки, строительства и эксплуатации боевые машины огнеметчиков создавались на базе существующих серийных образцов бронетехники. Так, основой для БМО-Т стал серийный танк Т-72, а БМО-1 построили на основе боевой машины пехоты БМП-2. В случае с легкой машиной для огнеметчиков имело место минимальное изменение существующей конструкции, позволившее сохранить высокую степень унификации с базовым образцом. Одновременно с этим машину БМО-1 было предложено комплектовать набором специального оборудования и вооружения, обеспечивающего решение ряда новых задач.

Общий вид боевой машины огнеметчиков БМО-1

Разработка проекта БМО-1 осуществлялась специалистами двух организаций российской оборонной промышленности. Комплекс вооружения перспективной машины создавался в Конструкторском бюро приборостроения (г. Тула), а доработки базовой машины пехоты осуществлялись омским Конструкторским бюро транспортного машиностроения (ныне Омский завод транспортного машиностроения). Совместными усилиями конструкторы двух бюро сформировали облик перспективной машины, а также разработали технический проект и представили требуемую технику заказчику.

В качестве основы для легкой боевой машины огнеметчиков была выбрана существующая бронемашина типа БМП-2. Этот образец техники достаточно давно состоит на вооружении и является самым массовым представителем своего класса в российских вооруженных силах, что, по-видимому, определило выбор авторов проекта БМО-1. Подобный выбор оказал значительное влияние на характеристики готовой БМО-1. Было решено не вносить крупные изменения в конструкцию шасси и боевого отделения, что позволило сохранить основные параметры двух боевых машин на одном уровне. Одновременно с этим монтаж ряда новых систем должен был привести к изменению тактической роли бронемашины.

В проекте БМО-1 был сохранен имеющийся корпус боевой машины пехоты БМП-2. Корпус машины изготавливается из стальной катаной гомогенной брони толщиной до 19 мм. Какие-либо средства усиления защиты наподобие комбинирования материалов или разнесения бронелистов не используются. Как и машина-прототип, БМО-1 сохранила защиту от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов. Форма корпуса осталась прежней. Имеется крупный верхний лобовой лист, выполняющий функции крышки моторного отсека и снизу соединенный с наклонной нижней деталью. Борта машины имеют вертикальную нижнюю и наклонную верхнюю части. Также в составе корпуса используются горизонтальные крыша и днище. Кормовой лист монтируется с небольшим наклоном назад и имеет два крупных проема для установки дверей.

Компоновка существующего корпуса в проекте БМО-1 была изменена в соответствии с новыми требованиями и предназначением бронемашины. В передней части корпуса осталось моторно-трансмиссионное отделение, рядом с которым находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя. За ним имеется одно из мест для десантников. Позади моторного отсека и водителя находится боевое отделение с башней. Корма отдана под десантное отделение и отсек вооружения. Обновленное десантное отделение предназначается для транспортировки как огнеметчиков, так и их основного вооружения.

Являясь глубоко модернизированной версией БМП-2, БМО-1 имеет соответствующие силовые агрегаты. На машине используется дизельный двигатель УТД-20С1 мощностью 300 л.с. С двигателем соединяется механическая трансмиссия, обеспечивающая привод передних ведущих колес. Двигатель и трансмиссия объединены в общий блок. Также в моторно-трансмиссионном отделении имеется еще один блок, включающий радиаторы, систему смазки, воздухоочиститель и т.д.

Кормовая часть машины, двери открыты. Видны крепления для огнеметов и сверток с комплексом комфортного жизнеобеспечения.

В составе гусеничного движителя бронемашины имеется по шесть опорных катков малого диаметра на каждом борту. Катки оснащаются индивидуальной торсионной подвеской. Кроме того, первая, вторая и шестая пары катков получают дополнительные телескопические гидравлические амортизаторы. В передней части корпуса помещаются ведущие колеса, в корме – направляющие. Для поддержания верхней ветви используются несколько роликов малого диаметра. Верхняя ветвь гусеницы также прикрывается бортовым экраном небольшой высоты. В кормовой его части предусматривается специальная решетка, обеспечивающая перемещение по воде при помощи перемотки гусениц.

Боевая машина огнеметчиков сохраняет башню и основное вооружение БМП-2. В двухместной башне и подбашенном пространстве размещается комплекс пулеметно-пушечного и иного вооружения. Кроме того, в рамках проекта БМО-1 было предложено использование некоторых новых систем. Основным встроенным оружием бронемашины является автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм, смонтированная на качающейся установке в центральной части башни. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Такой состав вооружения позволяет атаковать живую силу или незащищенную технику противника на дальностях до 3,5-4 км. Поражение легкобронированных машин производится на дистанциях около 1-1,5 км. Также имеется возможность стрельбы по низкоскоростным маловысотным воздушным целям, чему способствует возможность вертикальной наводки в пределах от -5° до +74°.

Боекомплект пушки 2А42 состоит из 500 снарядов двух типов с возможностью быстрой смены используемого снаряда в соответствии с особенностями обстреливаемой цели. В ящиках для боезапаса пулемета помещается лента на 2000 патронов.

По имеющимся данным, в ходе создания БМО-1 было решено отказаться от использования управляемого ракетного вооружения. Базовая БМП-2 имеет возможность использования противотанкового ракетного комплекса 9К911 «Фагот» или 9К911-1 «Конкурс». Боевая машина огнеметчиков не получила такое оружие. Вероятно, это связано с необходимостью монтажа иных систем другого назначения. Так, на месте систем управления ракетным комплексом могли быть установлены другие блоки оборудования, предлагаемые для использования с новым вооружением.

Проектом БМО-1 предлагается использование двух пусковых установок для зажигательно-дымовых патронов ЗДП. Эти устройства монтируются на передней части бортов башни и предназначены для стрельбы вперед. Каждая пусковая установка представляет собой конструкцию, состоящую из двух опорных пластин с 12 отверстиями калибра 50 мм, расположенными в два вертикальных ряда по шесть штук. В отверстия двух пластин помещаются патроны ЗДП. Для стрельбы установка использует электрическую запальную систему. Управление стрельбой осуществляется при помощи кнопочного пульта, установленного в боевом отделении. Обеспечен доступ к пульту с рабочих мест командира и наводчика.

Готовый к применению боекомплект зажигательно-дымовых патронов состоит из 24 штук. Такое же количество запасных патронов хранится в специальной сумке внутри боевого отделения. Перезарядка пусковых установок осуществляется вручную, для чего экипажу требуется покинуть пределы защищенного обитаемого объема, вынуть отработанные корпуса патронов и установить на их место новые ЗДП.

Схема зажигательно-дымового патрона ЗДП.

Патрон ЗДП предназначен для поджигания легковоспламеняемых материалов или быстрой постановки дымовых завес. Патрон представляет собой изделие с трубчатым корпусом, внутри которого помещается метательный заряд с инициирующим устройством и капсула с аэрозолеобразующим пиротехническим составом. Патрон имеет калибр 50 мм и длину 287 мм, масса – 750 г. Обеспечивается стрельба капсулой на расстояние до 500 м. Для образования дымовой завесы длиной до 15 м составу капсулы требуется около 90 с.

С точки зрения боевого применения боевая машина огнеметчиков является боевой машиной пехоты, предназначенной для поддержки огнеметных подразделений. В соответствии с этой идеей десантное отделение базовой БМП-2 в проекте БМО-1 претерпевает заметные изменения. Боевая машина пехоты имеет двухрядное расположение шести десантников с выходом через две кормовые двери. Необходимость перевозки огнеметного отделения привела к сокращению мест для десанта. После соответствующей модернизации на своих местах остаются только сиденья в левой половине десантного отделения. Бойцы по-прежнему имеют возможность вести наблюдение и стрелять из личного оружия при помощи размещенных в бортах оптических приборов амбразур.

Правая половина десантного отделения машины БМО-1 не получает сиденья для бойцов. Вместо этого в ней устанавливаются несколько удерживающих устройств для транспортировки огнеметов. Непосредственно за дверью и на некотором удалении от проема проектом предлагается монтировать набор вертикальных стоек с удерживающими устройствами и замками для фиксации огнеметов. Закрепленное на своих местах оружие располагается параллельно оси машины, к кормовой двери подводятся торцы изделий. В имеющемся объеме удалось разместить крепления для 18 единиц оружия. 16 огнеметов крепятся в виде квадрата 4х4, еще два размещаются под ними, у правого борта корпуса. Кроме того, вертикальный стеллаж на четыре огнемета предусматривается у левого борта корпуса, рядом с местами десанта. Таким образом, максимальный боекомплект огнеметчиков состоит из 22 изделий.

В соответствии с исходным проектом БМО-1, десант машины в качестве основного оружия для поражения различных целей должен был использовать реактивные пехотные огнеметы РПО «Шмель». Эта разработка Конструкторского бюро приборостроения, принятая на вооружение в восьмидесятых годах, предназначается для поражения укреплений, живой силы и легкобронированной техники противника. Основными элементами «Шмеля» являются транспортно-пусковой контейнер, снаряд и его двигатель. В сборе изделие имеет длину 920 мм и внешний диаметр чуть более 100 мм. Масса изделия – 11 кг. Огнемет является одноразовым и после выстрела не подлежит перезарядке.

Боеприпас РПО «Шмель» представляет собой металлический баллон необходимого объема с раскладываемым в полете хвостовым оперением, обеспечивающим стабилизацию вращением. Выброс боеприпаса из контейнера с разгоном до нужной скорости осуществляется при помощи порохового двигателя. Во время выстрела двигатель проталкивает боеприпас вперед, но сам остается внутри пускового контейнера. Существует три модификации огнемета, отличающиеся типом снаряжения боеприпаса. Изделие РПО-А оснащается термобарической боевой частью, РПО-З получает зажигательный, а РПО-Д – дымовой боеприпас. Прицельная дальность стрельбы составляет 600 м. В случае с боеприпасом РПО-А к цели доставляется 2,1 кг огнесмеси, подрыв которой эквивалентен взрыву 2,5 кг тротила.

Реактивный пехотный огнемет РПО «Шмель».

Авторы проекта БМО-1 не только добились повышения огневой мощи, но и позаботились о комфорте работы экипажа и десанта. В кормовой части крыши боевой машины было предложено монтировать сравнительно простую корзину решетчатой конструкции. Она предназначается для перевозки различного имущества из состава т.н. комплекта обеспечения комфортного жизнеобеспечения экипажа. В корзину помещаются палатка требуемой вместимости, печь, спальные мешки, надувные матрасы и подставка для сушки обуви. В транспортном состоянии все элементы комплекса помещаются в сверток, укладываемый в кормовую корзину и фиксируемый ремнями. С его помощью экипаж и огнеметчики, не имея возможности вернуться в казарму, получают возможность относительно комфортно расположиться на привале или устроить ночевку.

Демонтаж одних агрегатов и установка других не привели к изменению общих весовых и габаритных параметров боевой машины. Длина БМО-1 составляет 6,74 м, ширина – 3,15 м, высота – 2,06 м. Боевая масса – 14,2 т. Параметры подвижности так же остались на уровне базовой БМП-2. Максимальная скорость движения по шоссе ограничивается 65 км/ч, запас хода – 300 км. Конструкция машины и ее ходовой части позволяет преодолевать водные преграды вплавь, используя перемотку гусениц.

В соответствии с задумкой авторов нового проекта, с точки зрения боевой работы машина огнеметчиков должна была походить на использование существующих БМП-2. При этом, однако, присутствовали определенные различия, связанные с иным составом вооружения самой машины и ее десанта. Таким образом, задачей БМО-1 является доставка четырех огнеметчиков к месту боевых действий, после чего те должны спешиваться и атаковать обнаруженные цели, используя изделия «Шмель». Экипаж бронемашины, в свою очередь, должен защищать огнеметчиков от различных угроз при помощи пушки и пулемета. При необходимости могут использоваться зажигательно-дымовые патроны.

Характерные особенности огнемета РПО «Шмель» дают боевой машине некоторые преимущества перед БМП-2. В первую очередь, огнеметы позволяют с большей эффективностью атаковать укрепления противника. Основное оружие боевой машины пехоты в виде 30-мм автоматической пушки имеет ограниченные возможности в деле борьбы с постройками и т.п. объектами. Термобарическая боевая часть снаряда РПО изначально создавалась для поражения подобных целей. При прямом попадании в амбразуру укрепления термобарический взрыв гарантированно уничтожает противника внутри него, при некотором промахе – оказывает значительное воздействие. Также могут иметься определенные преимущества при борьбе с пехотой на открытых участках, для чего обычно используется пулемет.

В ходе теоретической проработки и испытаний готовой техники было установлено, что БМО-1 с четырьмя десантниками с точки зрения эффективности боевой работы значительно превосходит «стандартную» БМП-2 с семью стрелками. В наступлении, а также при переходе к обороне на неподготовленных позициях или к наступлению боевая машина огнеметчиков в среднем в три раза эффективнее БМП-2. В условиях обороны на подготовленных позициях рост эффективности был немного ниже. Основным фактором роста эффективности при этом были зажигательно-дымовые патроны, обеспечивающие возможность внезапного создания дымовой завесы на пути противника, после чего экипаж и десант, используя его замешательство, могут нанести удар или перегрупиироваться. При сокращении численности десанта подобное преимущество достигается при помощи иного вооружения с более высокими показателями могущества.

Ведется обучение личного состава. Видна часть схемы внутреннего устройства БМО-1.

По итогам исследований и испытаний было установлено, что наиболее полно потенциал БМО-1 раскрывается при ведении наступательных операций, когда экипаж и десант распределяют между собой цели разных типов, для поражения которых требуется различное оружие. Особый интерес боевая машина огнеметчиков представляет при операциях в городских условиях, где бронетехника подвергается особой угрозе и имеет сокращенные возможности по противодействию ей. Огнеметы в таком случае становятся весьма удобным средством огневой поддержки и защиты боевых машин.

По имеющимся данным, боевая машина огнеметчиков БМО-1 вместе с тяжелой БМО-Т была доведена до стадии испытаний в конце девяностых годов прошлого века. Техника прошла все необходимые проверки, после чего получила одобрение военного ведомства. По результатам государственных испытаний перспективный образец бронетехники был рекомендован к принятию на вооружение. Соответствующий приказ появился 4 апреля 2001 года. Вскоре после этого промышленности заказали поставку некоторого количества серийных машин. Точный объем заказа и количество произведенных серийных БМО-1, к сожалению, неизвестен. Вероятно, войска РХБЗ получили не более нескольких десятков бронемашин.

При помощи двух проектов боевых машин огнеметчиков БМО-1 и БМО-Т российской оборонной промышленности удалось решить важнейшую проблему. Ранее огнеметные подразделения войск радиационной, химической и биологической защиты были вынуждены использовать те же виды техники, что и сухопутные войска. Тем не менее, бронетранспортеры и БМП существующих моделей в исходной «пехотной» конфигурации не в полной мере соответствуют специфике боевой работы огнеметчиков. В конце девяностых годов были созданы сразу два проекта новой техники, изначально созданной с учетом особенностей работы подразделений войск РХБЗ.

Вместе с новой техникой отдельные подразделения войск получили возможность повышения эффективности боевой работы в разных условиях за счет увеличения боекомплекта огнеметного оружия и более удобного его размещения на бронетехнике. Кроме того, дополнительным плюсом БМО-1 стало наличие пусковых установок для зажигательно-дымовых патронов. Как показали исследования, проведенные ранее, переработка конструкции и методик применения существующей бронетехники позволила в разы увеличить ее эффективность, даже после сокращения численности десанта.

Единственным серьезным недостатком машины БМО-1 можно считать использование достаточно старого базового шасси, которое уже не в полной мере отвечает требованиям времени. Тем не менее, и в таком виде боевая машина огнеметчиков может решать поставленные задачи, доставляя десант к месту боя, поражая различные цели при помощи пушечного, пулеметного или огнеметного вооружения, а также, при необходимости, устанавливая дымовые завесы.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

БМО-Т (Объект 564) — русская тяжёлая боевая машина огнемётчиков. Предназначается для транспортировки вооружения и личного состава огнемётного отделения при контакте с противником. БМО-Т принята на вооружение в две тыщи один году. Состоит на вооружении 1-й мобильной бригады РХБЗ (п. Шиханы) и 6-й отдельной танковой бригады (Ногинск).

БМО-Т — видео

Броневой корпус и башня
Боевая машина огнемётчиков сотворена на базе узлов и агрегатов ОБТ Т-72. БМО-Т разбита на два отделения: моторно-трансмиссионное и отделение управления (которое совмещено с десантным отделением). Над обитаемым отсеком имеется коробчатая броневая надстройка. В отсеке находятся два члена экипажа (механик-водитель и командир), также имеется семь мест для десанта.

Потому что БМО-Т выполнена на базе Т-72, лобовая броня обеспечивает защиту экипажа на уровне основного боевого танка. В боковых стенах установлено вспомогательное оборудование. Со смещением к левому борту на крыше машины имеется башенка командира, которая установлена на опорно-поворотное устройство. На башенке размещён пулемёт с дистанционным управлением. Снутри боевого отделения на стеллажах находится боекомплект по походному. Для выхода десанта на крыше имеются выходные лючки, также имеется дополнительный лючок в задней стене.

Вооружение
В качестве основного вооружения употребляется зенитный 12,7-мм пулемёт НСВ. Возимый боекомплект составляет одна тыща патронов. Не считая пулемёта в машине имеется 30 единиц 93-мм огнемётов РПО-А «Шмель».

Для постановки дымовых завес на БМО-Т установлены двенадцать 81-мм гранатомётов системы 902А из состава комплекса электрооптической активной защиты от высокоточного орудия «Штора».

Средства наблюдения и связи
Для наблюдения за обстановкой у командира установлены последующие приборы наблюдения:

  • Устройство наблюдения командира ТКН-3;
  • Устройство наблюдения электрообогревный ТНПО-160;
  • Осветитель ОУ-3ГК (либо ОУ-3ГКМ) с инфракрасным светофильтром.

В состав устройств наблюдения механика-водителя входят:

  • Устройство наблюдения механика-водителя электрообогревный ТНПО-168В;
  • Устройство наблюдения ТНПА-65;
  • Ночной устройство наблюдения механика-водителя ТВНЕ-4Б;
  • Инфракрасная фара ФГ-125.

Для десанта в машине установлены: два устройства наблюдения ТНП-165А, три устройства наблюдения заднего вида ТНПТ-3, также два устройства наблюдения ТНПА-65.

Для связи употребляется радиостанция Р-174.

Движок и коробка
В качестве силовой установки на БМО-Т употребляется многотопливный движок В-84-1 либо В-84М. В машине установлено несколько топливных баков. Объём носовых баков составляет триста 40 семь л., бортовых — девятьсот шестьдесят один литр. Для удаления пыли из пылесборника употребляется двухступенчатый воздухоочиститель с эжекционным удалением. В роли первой ступени выступает циклонный аппарат, в роли 2-ой — кассеты.

В качестве основной употребляется воздушная система запуска, дублирует её электронная система. Не считая того, для облегчения впрыска употребляются системы обогрева впускного воздуха, также форсуночный подогреватель охлаждающей воды и масла. Воздушная система силовой установки представляет собой двухцилиндровый поршневой компрессор АК-150СВ. Рабочее давление компрессора составляет 120..160 кгс/см.

Силовая передача механическая с повышающим редуктором, бортовыми коробками передач и соосными передачами. Повышающий редуктор имеет привода на компрессор, стартер и вентилятор системы остывания. Коробки механические планетарного типа с гидравлическим включением фрикционов.
Машина БМО-Т имеет семь фронтальных и одну заднюю передачу.

Ходовая часть
В БМО-Т употребляется гусеничный движитель. Ведущие колёса размещены сзади. Гусеничная лента железная с металлическими либо резино-металлическими шарнирами. В одной гусеничной ленте имеется девяносто семь звеньев.
В качестве опорных употребляются двухдисковые катки с внешней амортизацией. С каждого борта имеется по 6 опорных катков.

В роли поддерживающих используются однобандажные катки с внутренней амортизацией. С каждого борта имеется по три поддерживающих катка.
Подвеска применяется персональная торсионная, на 1, два и 5 опорных катках имеются гидравлические лопастные рессоры.

Особое оборудование
Для защиты экипажа и десанта от средств массового поражения в БМО-Т имеется коллективная система вентиляции и защиты, обеспечивающая надёжную защиту от поражающих причин ядерного взрыва, хим орудия и бактериологического орудия.

В случае появления пожара в БМО-Т имеется автоматическая система пожаротушения трёхкратного деяния.
Для самоокапывания боевая машина огнемётчиков БМО-Т имеет встроенное оборудование для самоокапывания бульдозерного типа.

Тактико-технические свойства БМО-Т

Боевая масса, т 43,9
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 7
Габаритные размеры БМО-Т Длина корпуса, мм: 7220
Ширина корпуса, мм: 3787
Высота, мм: 2240
Вооружение Пулемёты: один х 12,7-мм Корд
30 х РПО-А «Шмель»
Движки В-84-1, В-84М
Мощность мотора, л. с. 840
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересеч. местности, км/ч 30 — 40 по грунтовой дороге
Припас хода по шоссе, км 712
Припас хода по пересеч местности, км 427 — 600 50 семь по грунтовой дороге

Тяжелая боевая машина огнеметчиков БМО-Т

9 мая должна состояться первая публичная демонстрация перспективной боевой машины пехоты тяжелого класса, построенной на базе универсальной платформы «Армата». Несколько фотографий этой машины уже стали достоянием общественности, но до официальной «премьеры» остается чуть больше месяца. В течение нескольких следующих лет новая тяжелая БМП будет запущена в серию, после чего начнутся поставки новой техники в войска.


Тяжелая БМП семейства «Армата» станет первой машиной этого класса, поставляемой вооруженным силам России. Тем не менее, с начала двухтысячных годов на вооружении нашей армии состоит тяжелая боевая машина огнеметчиков БМО-Т (проект «Объект 564»), которую при определенных оговорках можно считать аналогом БМП «Армата». Дело в том, что под термином «боевая машина огнеметчиков» понимается особая разновидность боевой машины пехоты, приспособленная для решения определенных задач. Прежде всего, боевая машина огнеметчиков отличается предназначением: такая техника строится не для пехоты, а для личного состава войск РХБЗ. Кроме того, подобная техника по штату должна перевозить не противотанковые гранатометы, а реактивные огнеметы. В боевом или десантном отделении такой машины должны предусматриваться дополнительные укладки для перевозки подобного оружия.
Таким образом, имеющиеся в российских войсках РХБЗ боевые машины БМО-Т можно считать тяжелыми БМП, имеющими некоторые специфические особенности. В контексте обсуждения проекта «Армата» машина БМО-Т представляет особый интерес, поскольку построена на базе существующего танкового шасси. Основой для этой машины стал основной боевой танк Т-72. По задумке авторов проекта, такая база должна была обеспечить высокий уровень защиты и возможность боевой работы в одних порядках с танками.

Основной задачей машины БМО-Т является перевозка и огневая поддержка огнеметчиков. Такая техника может использоваться в качестве высокозащищенного транспортного средства, пригодного для применения на переднем крае. Характерной особенностью БМО-Т, связанной с предполагаемым применением, является набор укладок в десантном отделении, в которых предлагается перевозить большое количество реактивных огнеметов. Таким образом, экипаж и десант БМО-Т может атаковать живую силу, технику и укрепления противника как при помощи стрелкового вооружения нескольких типов, так и с использованием более серьезных систем.
С целью упрощения строительства новой техники в качестве основы для БМО-Т был выбран основной танк Т-72. При переоборудовании серийного танка в боевую машину огнеметчиков предлагалось демонтировать некоторые агрегаты и заменять их новыми. При этом часть узлов и агрегатов должна была оставаться без изменений. Так, БМО-Т «наследует» двигатель и трансмиссию, ходовую часть и некоторые другие системы базового танка.
Наиболее заметным изменениям подвергся корпус. Вместо родной крыши с погоном башни на нем предлагалось устанавливать специальную броневую надстройку многоугольной формы. Передняя часть этой надстройки является продолжением наклонной верхней лобовой детали базового танка и, по-видимому, имеет схожую конструкцию. В нижней части лба надстройки предусматривается прямоугольная выемка, расположенная над люком механика-водителя. Для сохранения требуемого уровня защиты на люке крепится специальная конструкция треугольной формы, которая при закрытом люке «заполняет» выемку в лобовой детали. Верхние лобовые детали корпуса и надстройки машины БМО-Т прикрыты динамической защитой.
С боков экипаж и десант защищен разнесенным бронированием. Внутренние его листы представляют собой продолжение бортов корпуса танка, а внешние установлены на надгусеничных полках, непосредственно над бортовыми экранами. Между внешними и внутренними бортовыми листами надстройки предусматриваются объемы для размещения топливных баков, некоторого оборудования и различного имущества. Двойные борта прикрывают не только обитаемый объем, но и некоторое пространство над крышей моторно-трансмиссионного отделения. Задний срез бортовых «коробов» находится на уровне кормы корпуса. Предполагается, что такая компоновка доработанного бронекорпуса должна обеспечивать дополнительную защиту десанта привысадке.
При переделке танка в боевую машину огнеметчиков серьезным изменениям подверглась только конструкция корпуса. Его компоновка поменялась в соответствии с предназначением машины. В передней части по-прежнему размещено рабочее место механика-водителя, средняя часть отдана под размещение десанта и оружия, а в корме находятся агрегаты силовой установки. Сохранение общей компоновки корпуса в определенной мере облегчило разработку новой машины БМО-Т, однако сказалось на некоторых аспектах эксплуатации, в первую очередь на удобстве посадки и высадки.
По имеющимся данным, машина БМО-Т оснащается многотопливным двигателем В-84-1 или В-84М мощностью до 840 л.с. Двигатель и иные агрегаты силовой установки без изменений заимствованы у базового танка. Так, двигатель оснащается двухступенчатым (циклонный аппарат и фильтры) воздухоочистителем, воздушной и электрической системами пуска. Крутящий момент передается на ведущие колеса через механическую трансмиссию с повышающим редуктором, бортовыми коробками передач и т.п. оборудованием. Трансмиссия имеет 7 передач переднего и 1 заднего хода. Серьезным изменениям подверглась топливная система. В передней части корпуса находится топливный бак емкостью 347 л, в бортовых коробах корпуса располагаются еще четыре бака на 961 л.

Общий вид БМО-Т
1 – корпус базового шасси танка Т-72
2 – моторно-трансмиссионным отделением
3 – ходовая часть
4 – люк механика-водителя
5 – передняя стенка надстройки
6 – задняя наклонная стенка надстройки
7 – правая стенка надстройки
8 – левая стенка надстройки
9 – лобовые передние листы
10 – днище
11 – правый борт
12 – левый борт
13 – моторная перегородка
14 – крыша

15 – башенка командира
16 – люк
17 – зенитно-пулеметная установка с дистанционным управлением
Обитаемый отсек и боекомплект
18 – кронштейны сидения командира
19 – сидение командира
20 – сиденье механика-водителя
21, 22, 23, 24 – сиденья огнеметчиков на правом борту
25, 26, 27 – сиденья огнеметчиков на левом борту
28, 29, 30 – боекомплект огнеметчиков
31 – пусковые трубы РПО
32 – верхняя продольная балка
33 – нижняя продольная балка
34 – болтовое крепление
35 – ограничительные кронштейны
36 – проушины
37 – продольные отверстия
38 – стопорные ограничительные крышки
39 – цилиндрические трубки
40 – продольный сквозной паз
41 – оси
42 – пружины
43 – ручки
44 – крепления
45 – поддон
46 – динамическая защита бронерубки
47 – кормовой лист корпуса
48 – верхняя стенка каркаса
49 – нижняя стенка
50 – продольные боковые стенки
51 – динамическая защита бортов
52, 53 — топливные баки
54 – фильтровентиляционная установка
55 – аккумуляторные батареи
56 – пускораспределительная аппаратура
57 – дополнительный боекомплект огнеметчиков
58, 59 – люки в крыше рубки
60, 61 – герметичные броневые дверцы, которые открываются вверх в сторону носа машины
62 – динамическая защита ВЛД
63 – бортовые экраны
64 – пусковые трубы системы постановки дымовых завес
65 – поручни
66 — подножки
67 – пружины
68 – подпружиненные подножки
Ходовая часть БМО-Т полностью повторяет соответствующие агрегаты танка Т-72. В ее составе имеются шесть опорных катков, переднее направляющее и заднее ведущие колеса, а также три поддерживающих ролика на каждом борту. Подвеска – индивидуальная торсионная, катки имеют наружную амортизацию. 1,2 и 5 пары опорных катков оснащены дополнительными гидравлическими амортизаторами. Как и базовый танк, БМО-Т оснащается металлической гусеницей с металлическим или резинометаллическим шарниром.
БМО-Т, основанная на агрегатах танка Т-72, имеет схожие габариты и показатели подвижности. Боевая масса машины огнеметчиков составляет 43,9 т. Общая длина – около 7,2 м, ширина – 3,8 м, высота – менее 2,3 м. Благодаря отработанной силовой установке машина может развивать скорость до 60 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 710 км. Прочие характеристики подвижности остались на уровне базового Т-72. БМО-Т может подниматься на 30-градусный склон или на стенку высотой 85 см. Возможно пересечение рва шириной до 2,7 м и брода глубиной 1,2 м.
Основной задачей боевой машины БМО-Т является перевозка отделения огнеметчиков, что сказалось на большом количестве ее черт. Так, машина получила вооружение, свойственное современным бронетранспортерам. В передней части крыши корпуса предусматривается люк с дистанционно управляемой пулеметной турелью, на которой крепится крупнокалиберный пулемет НСВ. Дополнительное вооружение состоит из 12 дымовых гранатометов 902Б «Туча». На разных фотографиях различные образцы БМО-Т несут такое оружие как в кормовой части, на бортовых коробах, так и на лобовом листе. Насколько известно, серийные машины оснащаются гранатометами, установленными над передними крыльями гусениц, группами по 6 штук.
Характерной особенностью доработок бронекорпуса является изменение размещения некоторых агрегатов. По имеющимся данным, часть оборудования была вынесена на надгусеничные полки и помещена между бортовыми листами бронирования. Благодаря этому удалось высвободить дополнительные объемы внутри обитаемого отделения. В результате появилась возможность разместить не только экипаж и десант, но и достаточно большое количество вооружения.

Экипаж и десант машины БМО-Т размещается в общем обитаемом объеме, не имеющем четкого деления на отделение управления, десантное и боевое. В передней части корпуса, на старом месте, располагается механик-водитель. Непосредственно за ним находится место командира машины, также выполняющего обязанности стрелка. Вдоль бортов корпуса сбоку и позади командира предусмотрены семь сидений для десанта. У левого борта имеются три сиденья, у правого – четыре.
На лобовой детали и крыше корпуса предусматриваются три группы оптических приборов для наблюдения за окружающей обстановкой. Водитель использует четыре прибора, командир – три. Еще несколько перископов установлены в крыше над местами десантников. При этом, однако, десант может вести наблюдение, но не имеет возможности стрельбы из личного оружия. Из-за специфического разнесенного бронирования бортов машина не оснащается амбразурами.
Помимо личного стрелкового оружия в распоряжении десантников-огнеметчиков имеется 30 реактивных огнеметов РПО-А «Шмель». Это вооружение размещается на трех стеллажах особой конструкции. Огнеметы перевозятся в вертикальном положении и закрепляются во избежание падения со стеллажа. Один из стеллажей для «Шмелей» находится в середине корпуса, между сиденьями десанта; второй расположен вдоль левого борта, перед сиденьями; а третий устанавливается у правого борта корпуса, перпендикулярно оси машины. По некоторым данным, в надгусеничных полках предусмотрен дополнительный отсек для перевозки огнеметов.
Экипаж и десант боевой машины огнеметчиков БМО-Т располагает набором люков для посадки и покидания машины. Люк механика-водителя находится в характерной выемке лобовой детали корпуса и надстройки. На крыше, под пулеметной турелью, имеется люк командира. Справа и слева-сзади от турели предусмотрены еще два люка, которыми могут пользоваться десантники. В кормовом листе надстройки предусмотрены два основных люка для высадки десанта. Сам кормовой лист надстройки расположен под углом, а крышки люков выполнены в виде треугольной (при виде сбоку) конструкции, из-за чего в закрытом виде оказываются небольшим продолжением крыши. При высадке десанта люки поднимаются и закрепляются в вертикальном положении, обеспечивая дополнительную защиту бойцов.
Для покидания машины БМО-Т огнеметчики должны открывать кормовые люки обитаемого объема, выходить на крышу моторно-трансмиссионного отделения и, пройдя по ней, спускаться на землю. Для большего удобства на бортовых экранах корпуса, в средней его части, предусмотрены петли-ступеньки. На корме корпуса находятся откидные ступеньки. Компоновка обитаемого отделения позволяет предположить, что при необходимости любой член экипажа или огнеметчик может покинуть машину через любой из имеющихся люков.
По имеющимся данным, тяжелая боевая машина огнеметчиков БМО-Т была разработана в конце девяностых годов. Тогда же техника прошла весь цикл испытаний, после чего в 2001 году была принята на вооружение войск РХБЗ. Примерно в это же время началось серийное производство новой техники. Точные сведения о методах производства отсутствуют: неизвестно, строятся ли новые БМО-Т с нуля или переделываются из имеющихся танков Т-72. Согласно разным источникам, к настоящему времени войска РХБЗ получили не менее 10-15 машин нового типа. Производство такой техники продолжалось, как минимум, до конца прошлого десятилетия.
Некоторое количество машин БМО-Т в настоящее время эксплуатируется российскими вооруженными силами. Время от времени такая техника появляется на фото- и видеоматериалах с различных учений, парадов и иных мероприятий, в которых принимают участия подразделения РХБЗ. Точные сведения об эксплуатации такой техники пока отсутствуют.
Тяжелая боевая машина огнеметчиков БМО-Т представляет собой весьма любопытный вариант тяжелой БМП на базе танкового шасси. Несмотря на специфическое предназначение и наличие специальных стеллажей для реактивных огнеметов, эта техника наглядно показывает возможности и перспективы машин своего класса. Принятие на вооружение и эксплуатация БМО-Т свидетельствуют о принципиальной возможности создания и успешного использования высокозащищенных транспортных средств с функциями огневой поддержки бойцов.
Тем не менее, БМО-Т не лишена некоторых недостатков, которые могут затруднять эффективное выполнение боевых задач. В первую очередь следует отметить сравнительно слабое оборонительное вооружение. Отечественные БМП оснащаются орудиями разных калибров, а крупнокалиберные пулеметы свойственны бронетранспортерам, имеющим немного иные задачи. Тем не менее, как показывает проект тяжелого бронетранспортера БТР-Т на базе танка Т-55, подобная техника может оснащаться и боевыми модулями с более серьезным вооружением.
Завершившийся неудачей проект БТР-Т также следует вспомнить в ином контексте. Как и БМО-Т, этот бронетранспортер имел люки для десанта, расположенные в корме надстройки, перед моторно-трансмиссионным отделением. Эта особенность стала одним из поводов для претензий, из-за которых БТР-Т так и не был принят на вооружение. При таком способе высадки, несмотря на мощную броню самой машины, десант не имеет достаточной защиты и серьезно рискует. Повышение уровня защиты высаживающихся бойцов может быть выполнено только с кардинальной переработкой компоновки корпуса. Для этого необходимо перенести моторно-трансмиссионное отделение в переднюю часть корпуса, а места десанта – в корму.
По ряду причин бронетранспортер БТР-Т так и не вышел из стадии испытаний, не сумев заинтересовать потенциальных заказчиков в лице министерства обороны России и зарубежных военных. Боевая машина огнеметчиков БМО-Т, в свою очередь, была принята на вооружение и строилась серийно. Вероятно, в случае с последней во главу угла ставился уровень защиты экипажа и десанта, а также возможность перевозки дополнительного вооружения в виде нескольких десятков огнеметов. Очевидно, предложенная машина полностью соответствовала требованиям заказчика в лице командования войск РХБЗ, что и сказалось на ее судьбе положительным образом.
По материалам сайтов: