Биография Михаила миля

Михаил Миль — художник и конструктор

Михаил Леонтьевич Миль – советский конструктор вертолетной техники, создатель прославленного семейства гражданских и военных вертолетов «Ми», Герой Социалистического Труда. Будучи всесторонне одаренной творческой личностью, он мог стать художником или музыкантом, но еще в юношестве решил связать свою судьбу с авиацией.

1. Михаил Миль родился 9 (22) ноября 1909 года в Иркутске. Его отец служил на железной дороге, подрабатывал на золотых приисках, а мать была зубным врачом. Дед будущего конструктора, Самуил Миль, был евреем-кантонистом литовского происхождения, двадцать пять лет отслужившим на флоте. Как и многие юноши 20-х годов, Михаил проявлял живой интерес к технике, в особенности к авиации. В 12-летнем возрасте он построил свою первую модель летательного аппарата, которая получила первый приз на конкурсе в Новосибирске.

Иркутск в начале ХХ века

2. В 1926 году Миль поступил в Томский технологический институт, где присоединился к секции планеристов. Однако уже через год он был отчислен за «непролетарское происхождение». Позже выяснилось, что кто-то из сокурсников, бывавший в гостях у Милей, написал донос, в котором отмечал «буржуазную роскошь» обстановки в их доме. Проработав год в лаборатории кожевенного производства для обеспечения себе пролетарской биографии, Миль перевелся в Донской политехнический институт сразу на 3-й курс.

Здание Томского технологического института в начале ХХ века

3. Важную роль в формировании Миля как инженера и конструктора стало обучение в Донском политехническом институте, где он имел возможность экспериментально проверять свои выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в Союзе. Лекции по аэродинамике ему читал молодой профессор В. И. Левков – будущий создатель первых в мире судов на воздушной подушке. В 1929 году студент Михаил Миль узнает о новом летательном аппарате – автожире, сконструированном десятью годами ранее испанцем Хуаном де ла Сиервой, и всерьез увлекается теорией его полета.

Студенты и преподаватели Донского политехнического института

4. Определяющее значение в судьбе будущего конструктора имело письмо Н. И. Камову, который в то время заведовал отделением автожиров в ЦАГИ. Прочитав его, земляк Миля и уже состоявшийся инженер Камов счел возможным привлечь студента из Новочеркасска к созданию первого отечественного автожира КАСКР-1 – в рамках летней практики. Стоит отметить, что, несмотря на мягкость характера, Миль умел добиваться своего. Например, окончив в 1931 году институт, он по распределению попал на Таганрогский авиазавод, однако смог убедить комиссию в том, что сможет принести больше пользы государству, занимаясь автожирами в ЦАГИ.

Автожир КАСКР-1 и его создатели. Крайний справа – Н. И. Камов

5. Работая в ЦАГИ, Михаил Миль стал не только авиаконструктором, но и серьезным ученым-теоретиком, получившим в 1945 году степень доктора технических наук. Не ограничиваясь вертолетной тематикой, он участвовал в доработке самолетов других конструкторов, в частности легендарного штурмовика Ил-2, занимался теорией устойчивости и управляемости воздушного судна, а также глубоко изучал проблему штопора. Интересно, что в 30-е годы Милю, получавшему в ЦАГИ совсем небольшую зарплату, приходилось подрабатывать редактором и учителем немецкого языка.

Самолёт СПБ конструкции Поликарпова №1/0 во время натурных испытаний в аэродинамической трубе. ЦАГИ, 1940 год.

6. В 1941 году группа под руководством Миля занималась испытаниями автожиров А-7 конструкции Камова в боевых условиях под Москвой. Их планировалось использовать в качестве корректировщиков артиллерийского огня, однако неплохо показав себя в мирной жизни, аппараты оказались пригодными только для тылового использования. В ходе этих испытаний имел место эпизод, когда после быстрого прорыва немцев Милю пришлось с оружием в руках предотвращать панику среди вверенных ему людей, чтобы обеспечить разборку и эвакуацию автожиров в тыл. Немцам тогда машины не достались.

Группа конструкторов автожира А-7 с военными перед отправкой на фронт. В белых рубашках, слева направо – Миль и Камов

7. С началом войны все работы по созданию винтокрылых машин были отложены до лучших времен, а конструкторы группы Камова – распределены по другим производствам. Миль оказался в эвакуации в поселке Билимбай Свердловской области, где занимался совершенствованием систем управления существующими самолетами, принимая личное участие в испытаниях. Результатом этих работ стала кандидатская диссертация и награждение Михаила Миля боевым орденом Красного Знамени.

Штурмовики Ил-2 над Берлином

8. В 1942 году М. Л. Миль совместно с С. А. Пасхиным разрабатывают противотанковое ружье оригинальной конструкции, которое должно было вести огонь по танкам и ДОТам реактивными снарядами РС-82. Это необычное оружие в серию не пошло, а Миль, лично участвовавший в испытаниях, чуть не получил тяжелые увечья от раскаленной реактивной струи. В тот момент будущего создателя первого советского серийного вертолета спас кем-то наброшенный на него полушубок.

М. Л. Миль и С. А. Пасхин со своим изобретением

9. Миль увлекался живописью, уделяя своему хобби немало времени, если учитывать его плотный рабочий график. Персональные экспозиции Миля нередко устраивались в заводском доме культуры, а в 1981 году, уже после смерти конструктора, в Москве прошла выставка «Ученые рисуют», и картина Михаила Миля «Нарциссы. Угол кабинета», признанная художниками вполне профессиональной работой, стала ее эмблемой. Интересно и то, что в конструкторском бюро Миля работал целый штат художников, создававших рисунки, призванные наглядно показать потенциальным заказчикам боевое или хозяйственное применение проектируемых машин.

Одна из акварелей Михаила Миля

10. М. Л. Миль скончался 31 января 1970 года в возрасте 60 лет, менее чем через полтора года после первого полета его самого известного детища – ударного вертолета Ми-24. Конструктор не дожил до начала эксплуатации и триумфа первого советского и второго в мире вертолета этого класса. Произведенная в количестве более 3500 экземпляров, машина приняла участие в десятках конфликтов, состоя на вооружении многих стран мира. Знаменитый «Крокодил» можно по праву считать самым воюющим вертолетом в мире.

Вертолеты Ми-24 в небе Афганистана

Миль Михаил Леонтьевич

Биография

В двенадцатилетнем возрасте Михаил сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске.

В 1925 г. поступил в Сибирский технологический институт, где проучился два года, затем перевёлся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, где была авиационная специальность.

После окончания института в 1931 г. работал в ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, работал на автожирном заводе заместителем Николая Камова.

В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 гг. работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости.

В 1947 г. стал главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению.

В 1951 г. под руководством Миля был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1.

Вертолетостроение

Еще будучи студентом, М.Л.Миль заинтересовался винтокрылыми летательными аппаратами и во время производственной практики летом 1929 г. участвовал в постройке первого советского автожира КАСКР I. В начале 1930-х гг. выходят первые его печатные работы с описанием автожиров. В последующих публикациях М. глубоко исследовал различные вопросы аэродинамики и динамики полета, аэроупругости и прочности винтокрылых машин. Под его руководством создана общая теория несущего винта, применяемая для различных случаев обтекания.

К началу 40-х годов М.Л.Миль стал одним из ведущих отечественных специалистов по теории автожиров и вертолётов. Помимо теоретических исследований он также имел и богатый конструкторский опыт, конструировал лопасти и другие агрегаты, изучал особенности автожиров с прыжковым взлетом. М.Л. Миль принял активное участие в проектировании и испытаниях автожиров ЦАГИ А-6, А-7, А-8 и А-14. Вместе с В.А.Кузнецовым и Н.К.Скржинским он был главным конструктором автожира-истребителя А-12 и автожира-арткорректировщика А-15.

Опытные винтокрылые машины Ми-3 и Ми-12, а также экспериментальный В-7 открыли путь к разработке новых направлений в развитии винтокрылой авиации. Машины марки «Ми» составляют основу вертолётных парков нашей страны и еще ряда иностранных государств. Вместе со своими учениками М. разработал теорию современного вертолёта, позволившую на практике осуществить решение ряда сложнейших проблем, относящихся к аэродинамике несущего винта, усталостной прочности вертолётных агрегатов, флаттеру лопастей винтов, земному резонансу, устойчивости и управляемости вертолётов и другим вопросам проектирования и расчета винтокрылых летательных аппаратов.

Миль – основоположник ведущей мире научно-конструкторской школы вертолётостроения. Сегодня в так называемой безаэродромной авиации «вертушки» Миля по-прежнему незаменимы: они необходимы геологам, строителям, врачам, пожарным, военным. Сенсацией в мире авиации становится двухвинтовой гигант Ми-12, поднявший рекордный вес в 40 тонн.

Ми-8

Ми-8Т в Кабуле во время Афганской войныМи-8

Ми-8— советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач.

Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.

Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (изделие «88», при поставках на экспорт — Ми-17), который отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117) и наличием вспомогательной силовой установки. Ми-17 не столь широко распространены и используются примерно в 20 странах мира. В 1991 г. начато производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х — военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).

Ми-8 — вертолёт среднего класса с двумя газотурбинными двигателями ТВ 2-117. Имея несущий винт того же диаметра, что и Ми-4, Мн-8 значительно превосходит его по грузоподъёмности, скорости и производительности. Для Ми-8 был спроектирован пятилопастный НВ, разработанный на базе цельнометаллическое модифицированной лопасти вертолёта Ми-4, что позволило существенно снизить трудоёмкость изготовления и увеличить её ресурс. В конструкции вертолёта применён жёсткий рулевой винт на карданном подвесе с металлопластикавыми лопастями, в фюзеляже использованы крупногабаритные дуралюминовые штамповки и клеесварные соединения, созданы оригинальная система рычажной внешней подвески, принципиально новая конструкция капотов и т. д. Комплект пилотажно-навигационного оборудования, автопилот и ПОС позволяют использовать вертолёт в любых метеоусловиях. Силовая установка вертолёта оборудована автоматической системой регулирования, обеспечивающей поддержание частоты вращения НВ в заданных пределах и синхронизацию работы двигателей. Основной вариант вертолёта — транспортный (Ми-8Т). Позволяет перевозить грузы в кабине и на внешней подвеске. Пол грузовой кабины усилен, оборудован швартованными узлами. Для удобства загрузки имеется электролебёдка. Подъём небольших грузов и людей во время спасательных операций осуществляется этой же лебёдкой и бортстрелой. В кабине Ми-8Т, оборудованной системой отопления и вентиляции, можно перевозить 24 человек на специальных сидениях или 12 больных на носилках в сопровождении медработника. Ми-8П (пассажирский) рассчитан на перевозку 28 человек. На вертолёте Ми-8 установлено 7 мировых рекордов. Ми-8 — вертолёт массового производства, экспортируется во многие страны мира (к 1992 выпущено около 8000).

На базе вертолётов Ми-8Т и Ми-8П создано несколько десятков модификаций различного назначения.

Ми-12

В-12 (также называемый Ми-12, хотя официально такое переименование произведено не было, Homer — по классификации НАТО) — самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире. Отличительной особенностью является боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения, которые приводятся в движение четырьмя двигателями Д-25ВФ. В-12 разрабатывался как сверхтяжёлый транспортный вертолёт с грузоподъёмностью не менее 30 тонн, для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН, создание позиционных районов для которых планировалось в районах без дорог с твёрдым покрытием.

Награды

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.07.1966 г. за выдающиеся заслуги в развитии советской авиации Милю Михаилу Леонтьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
  • Три ордена Ленина.
  • Орден Отечественной войны 2 степени.
  • Орден Красной Звезды.
  • Орден Трудового Красного Знамени.
  • Польский «Орден Возрождения Польши».
  • Ленинская премия (1958).
  • Государственная премия СССР (1968).

Ссылки

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%EB%FC,_%CC%E8%F5%E0%E8%EB_%CB%E5%EE%ED%F2%FC%E5%E2%E8%F7

2.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/82683/%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D1%8C

Век назад родился конструктор Михаил Миль

Сегодня 100 лет со дня рождения человека, изобретения которого в ряду имен нарицательных. Если в России, да и во многих других странах, кому-нибудь сказать слово вертолет, он наверняка представит одно из созданий конструктора Михаила Миля, что неудивительно. Сейчас по всему миру летают несколько тысяч Ми — воинов, тружеников и спасателей.

Корреспондент НТВ Николай Захаров — об истории человека и вертолета.

К столетию Михаила Миля внутри созданного им самого большого и мощного в мире вертолета открыли музей. Хотя Ми-12 сам как экспонат: без винтов — сняли, чтоб не развалился от их тяжести. Это второй из трех собранных за всю историю.

В 1969 на нем установили рекорд, не побитый до сих пор. Груз в 44 с лишним тонны подняли на высоту почти в 2,5 километра. Но на самом деле, Михаил Миль разрабатывал этот вертолт совсем не для мирных целей.

Экскурсовод музея, дочь Михаила Миля: «Вертолет был разработан под концепцию четырехдневной ядерной войны, нужно было возить ракету. Вот под нее этот вертолет и был спроектирован».

Дочь конструктора Надежда — экскурсовод в музее Миля. Здесь блокноты с рисунками, фотографии и награды, приз Сикорского. Самой первой своей премией американский инженер оценил достижения коллеги. Миль мог быть художником, но стал конструктором и разработал столько вертолетов, столько никто в мире не создал.

В то время, когда вся страна буквально болела самолетами, он решил: первым делом — вертолеты. За 40 лет Михаил Миль построил почти весь парк винтокрылых машин страны. А позже на вертолетах марки Ми стали летать около половины летчиков планеты. После того, как Миль понял, каким образом небо становится ближе, пилоты, перефразировав фамилию конструктора, придумали поговорку теперь небо измеряется в милях.

Он начал изобретать, когда машины с винтом сверху называли автожир. Конструкторское бюро Миля заработало в 47-м, но многие руководители не верили, что вертолеты нужны, и конструктору приходилось постоянно это доказывать. Интерес появился только после визита Хрущева в Америку. Генсек захотел себе такую же машину, как у президента США.

Наладить массовое производство было поручено Милю. С тех пор вертолеты Ми разлетелись по миру, а по надежности их стали сравнивать с другим не менее распространенным советским брендом.

Алексей Самусенко, генеральный конструктор ОАО «МВЗ им М. И. Миля»: «Что такое автомат Калашникова? Это, прежде всего, очень надежное оружие, то есть он может стрелять, побывав в воде, песке и так далее. Вот вертолет Ми-8 в этом смысле летательный аппарат, который очень многое прощает. Я иногда шучу: в некоторых странах знают только где горловина, куда заправляют керосин и все. Остальное они не то что не делают, но понимают, что все будет нормально».

Михаил Миль говорил, что хотел создать вертолеты всех назначений. Способные летать везде и садиться. Возить грузы туда, куда нельзя доставить, строить с воздуха там, где еще не строили. Его Ми так прочно вошли, точнее, влетели в жизнь, что даже волшебник из детской песенки, кажется, прилетает на голубом вертолете этой марки.

Новый музей внутри Ми-12 на территории завода и пока только для сотрудников. Но к следующему юбилею Михаила Миля на предприятии собираются сделать экспозицию, где на всеобщее обозрение будут выставлены все машины, созданные великим конструктором.

Миль Михаил Леонтьевич
22.11.1909 — 31.01.1970
Герой Социалистического Труда

Даты указов

22.07.1966 Медаль № 12919
Орден Ленина № 392987

Памятники

Надгробный памятник

Мемориальная доска в Москве (на доме)

Мемориальная доска в Жуковском

Мемориальная доска в Москве (на ОКБ)

Предыдущая

Миль Михаил Леонтьевич — советский конструктор вертолётов, один из основателей отечественного вертолётостроения, генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению.
Родился 9 (22) ноября 1909 года в городе Иркутск в семье служащих. Еврей. С юных лет увлекся авиамоделированием. Участвовал в конкурсах, где его авиамодели занимали призовые места.
В 1925 году после окончания коммерческого училища поступил в Сибирский технологический институт (ныне — Национальный исследовательский университет ресурсоэффективных технологий «ТПУ») в Томске. Принимал активное участие в работе планерной секции. С товарищами построил легкий одноместный планер и сделал на нём первый полёт.
В 1927 году из-за происхождения и доносов был вынужден оставить учёбу. Переехал в Новосибирск. Около года был рабочим кожевенной лаборатории.
В 1928 году поступил на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске (ныне — Южно-Российский Государственный Технический Университет (Новочеркасский Политехнический Институт) на авиационную специальность. Все своё свободное время посвящал авиамоделизму. В 1929 году стал начальником бригады аэродинамиков в институте.
В 1931 году после окончания института по рекомендации Н.И. Камова (конструктора вертолётов, будущего Героя Социалистического Труда) принят на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени Н. Е. Жуковского. Работал в должности инженера, начальника бригады аэродинамики и экспериментальных расчётов отдела особых конструкций. Участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15. В период с 1936 по 1943 годы последовательно занимал должности инженера, заместителя главного конструктора опытного КБ по винтокрылым аппаратам.
В период с 1941 по 1943 год находился в эвакуации в посёлке Билимбай (городской округ Первоуральск Свердловской области). Занимался вопросами усовершенствования боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Для проведения испытаний выезжал на фронтовые аэродромы. Во время испытательных полётов лично находился в самолёте. Член ВКП(б) / КПСС с 1943 года.
В 1943 году вернулся вместе с семьёй в Москву. В период с 1943 по 1947 годы занимал должность научного сотрудника, начальника лаборатории № 5 в ЦАГИ. Занимался вопросами устойчивости самолётов, штопорной и вертолётной тематикой, усовершенствованием боевых свойств самолётов для более точного поражения наземных целей. Модернизировал отечественные и самолёты, поставляемые союзниками. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Руководил проектированием и созданием геликоптера ГМ-1 (прототип первого отечественного вертолета Ми-1). Работы проходили очень тяжело. Геликоптер потерпел ряд аварий, а в одной из них погиб лётчик-испытатель. Тем не менее, М.Л. Миль нашёл в себе силы продолжить работу. Недостатки были устранены, воплощены в жизнь оригинальные идеи, которые используются в вертолётостроении до сих пор.
С 1947 года М.Л. Миль — главный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. В 1951 году под его руководством был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1. С 1964 года — Генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению.
Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4 (удостоен золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году), Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12 (самый большой в мире транспортный вертолёт), Ми-14, Ми-24, В-12 и другие. На вертолётах его конструкции установлено 60 мировых рекордов.
В 1962 году М.Л. Миль награждён призом «За достижения в области вертолётного искусства» знаменитого авиаконструктора И. В. Сикорского за достижение самым грузоподъёмным в мире вертолётом Ми-6 рекорда скорости.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии советской авиации Милю Михаилу Леонтьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Разработал фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых аппаратов. Был очень одарённым человеком. Блестяще разговаривал на нескольких языках. Увлекался музыкой и живописью.
В последние годы жизни отдавал много сил и энергии на доработку и проведение испытаний вертолётов для армии, в частности Ми-24, первый полёт которого состоялся осенью 1969 года, незадолго до смерти конструктора.
Умер 31 января 1970 года в Москве после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен в Одинцовском районе Московской области на кладбище посёлка Юдино.
Лауреат Ленинской (1958) и Государственной (1968) премий, доктор технических наук (1945), профессор (1967).
Награждён 3 орденами Ленина (12.07.1957, 22.07.1966, 21.11.1969), орденами Отечественной войны 2-й степени (16.09.1945), Трудового Красного Знамени (21.11.1959), Красной Звезды (06.11.1944), медалями.
Именем М.Л. Миля назван Московский вертолётный завод, улицы в Москве и Казани, московская средняя школа № 1738.
В 2009 году в Москве на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст М.Л. Миля. В Москве на домах, в которых он жил и работал, а также в городе Жуковский Московской области на территории ЦАГИ установлены мемориальные доски.

Михаил Миль — биография, информация, личная жизнь

Михаил Леонтьевич Миль

Михаил Леонтьевич Миль. Родился 9 (22) ноября 1909 года в Иркутске — умер 31 января 1970 года в Москве. Выдающийся советский авиаконструктор, создатель вертолетов. Доктор технических наук (1945). Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

Михаил Миль родился 9 (22 по новому стилю) ноября 1909 года в Иркутске в еврейской семье.

Отец — Леонтий Самойлович Миль, железнодорожник.

Мать — Мария Ефимовна Миль, стоматолог.

Дед — Самуил Миль, был евреем-кантонистом (т.е. принадлежавшим к военному ведомству), после 25 лет службы на флоте осел в Сибири.

У Михаила были старшая сестра Екатерина и младший брат Яков.

Примечательно, что в год появления на свет Михаила знаменитый конструктор Игорь Сикорский, который позже будет восхищаться Милем, создал свой самый первый вертолет.

Вырос в Иркутске. С ранних лет превосходно рисовал. Кроме того, увлекался музыкой. Ему хорошо давались иностранные языки. Хотя он мог бы реализовать себя в творчестве — живописи или музыке — но в возрасте 12 лет увлекся авиамоделированием, создал модель самолета, которая победила на конкурсе в Томске. Далее он стал развивать свой талант, тем более те года были эрой повального увлечения авиацией в СССР.

В 1925 году Миль поступил в Сибирский технологический институт. В планерной студенческой секции он построил легкий одноместный планер и совершил на нем свой первый полет. Однако во время учебы на втором курсе студента исключили из института по доносу «за непролетарское происхождение». Проработав год в Новосибирске, в кожевенной лаборатории, как представитель пролетариата уже без проблем поступил сразу на 3 курс механического факультета Донского политехнического института в Новочеркасске, где была авиационная специальность. Там он получил возможность экспериментально проверять свои выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в Советском Союзе. Лекции по аэродинамике читал молодой профессор Владимир Израилевич Левков, впоследствии создавший первые в мире суда на воздушной подушке. Именно после лекций Левкова Михаил Миль влюбился в аэродинамику.

В 1929 году Михаил Миль узнал о принципиально новом летательном аппарате — автожире, который в 1919 году сконструировал испанец Хуан де ла Сиерва, и начал изучать теорию его полета. Он обратился с письмом к Николаю Ильичу Камову (также знаменитый советский создатель вертолетов «Ка») — на тот момент заведующему отделением автожиров в ЦАГИ, и получил приглашение в рамках летней практики поучаствовать в создании первого отечественного автожира КАСКР-1.

Михаил Миль в молодости

По окончании института в 1931 году направлен на Таганрогский авиазавод. Однако, заручившись рекомендацией Н. И. Камова, смог убедить комиссию в том, что принесет больше пользы государству, занимаясь автожирами в ЦАГИ. Здесь участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15. Через год стал начальником бригады аэродинамики отдела особых конструкций ЦАГИ. В этот период появилась первая научная публикация Михаила Миля — «О разбеге автожира» в журнале «Техника воздушного флота» (№5 за 1934 год).

Получая в ЦАГИ совсем небольшую зарплату, молодой конструктор подрабатывал редактором и учителем немецкого языка.

В 1932-1936 годах он руководил бригадой аэродинамики и экспериментальных расчетов отдела особых конструкций ЦАГИ, разработав фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых летательных аппаратов, в том числе общую теорию несущего винта, применимую для различных случаев его обтекания.

В 1936-1939 годы — инженер в опытном конструкторском бюро по винтокрылым аппаратам.

21 марта 1939 года было принято решение о строительстве завода по производству автожиров, на котором Михаил Миль стал заместителем директора — Николая Камова.

Михаил Миль во время Великой Отечественной войны

В 1941-1943 годах, Миль работал в эвакуации в поселке Билимбай, на Среднем Урале, ставшем фактически авиационной столицей СССР. Там же работали лучшие авиаконструкторы страны, такие как С. А. Лавочкин и Н. И. Камов.

Во время эвакуации Милю было поручено уничтожить архив отдела особых конструкций, чтобы он не достался врагу. Но этот архив содержал в себе итог многих лет работы, и уничтожить его Миль так и не решился. Более того, он сумел вынести документы из лаборатории и увез их с собой. Впоследствии спасенные документы пригодились при проектировании вертолетов.

В тяжелой фронтовой обстановке 1941-1942 годов на фронт был переброшен отряд из 5 автожиров, совершивший 20 боевых вылетов. В составе отряда был и Михаил Миль. В боевых условиях под Москвой автожиры планировалось использовать в качестве корректировщиков артиллерийского огня, однако аппараты оказались пригодными только для тылового использования. Известен эпизод, свидетельствующий о решительности Миля в критических обстоятельствах: когда после быстрого прорыва немцев ему пришлось пригрозить оружием, чтобы предотвратить панику среди вверенных ему людей и обеспечить разборку и эвакуацию автожиров в тыл.

Миль также занимался улучшением конструкции самолетов, решив проблему спасения нагруженного боеприпасами самолета, который при потере скорости тут же попадал в штопор, выйти из которого был практически не способен, так как пилоту просто не хватало физической силы. Миль разработал устройство, которое позволяло решить эту проблему. Устройство испытал летчик Э. А. Лебединский на фронтовом аэродроме. Испытания устройства прошли на отлично, был налажен его серийный выпуск. В течение нескольких месяцев Миль находился на аэродромах, лично устанавливал устройство на самолеты и объяснял летчикам принцип его действия.

В 1942 году М. Л. Миль совместно с С. А. Пасхиным разрабатывают оригинальную конструкцию противотанкового ружья, чтобы вести огонь по танкам и ДОТам реактивными снарядами РС-82. Довести его до серии не удалось, а Миль при испытаниях чуть не получил тяжелые увечья от раскаленной реактивной струи. От тяжелых ожогов его спас кем-то наброшенный на него полушубок.

За работы по усовершенствованию боевых самолетов Миль в 1945 году получил орден Отечественной войны.

Создание вертолета Ми

Еще в 1943 году Миль защитил кандидатскую диссертацию «Критерии управляемости и маневренности самолета». В 1945-м защитил докторскую на тему «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера».

Михаил Миль задался целью создать летательный аппарат, способный подниматься в воздух с помощью винтов. Он настойчиво писал И. В. Сталину, убеждая того в необходимости начать работы по созданию винтовых летательных аппаратов. В результате руководитель государства дал добро на организацию в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению во главе с Милем.

В декабре 1947 года оно было создано на базе завода № 383 МАП. Первая машина ГМ-1 (Геликоптер Миля-1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково летчиком-испытателем М. К. Байкаловым.

Первые испытания двух опытных машин закончились трагедией. В первом случае при определении потолка машины на высоте 5200 м в системе управления замерзла смазка, однако пилот успел покинуть машину. При приземлении Байкалов повредил ногу и был отстранен от полетов, которые на втором экземпляре машины продолжил его товарищ Марк Галлай.

После возвращения в строй, Байкалов совершил 13 демонстрационных полетов на Ми-1. Четырнадцатый вылет оказался роковым: после перегона машины с испытательного аэродрома заказчику (НИИ ВВС) в точке посадки произошла катастрофа: из-за раковины в сварке обломился вал рулевого винта. Высота полета была недостаточной для прыжка с парашютом, и летчик М. Байкалов погиб. Для Миля это было шоком.

Причину трагедии определили довольно быстро: в дальнейшем карданный вал хвостовой трансмиссии вертолетов Ми-1 стали выполнять из точеных стволов артиллерийских орудий. Их после войны было предостаточно, и больше подобных катастроф с Ми-1 не было. Потолок машины главный конструктор определил в 3000 м, для трансмиссии был подобран незамерзающий сорт смазки. Испытания третьей машины должно было решить судьбу КБ и самого конструктора. Их вызвался провести известный летчик В. В. Винницкий, к которому присоединились М. Галлай и Г. Тиняков. Машина успешно прошла испытания, на ее базе в 1949 году был создан первый советский вертолет Ми-1. На нем было установлено 27 абсолютных мировых рекордов.

В начале 1950 года вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолетов ГМ-1 под обозначением Ми-1.

В 1964 году Михаил Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и других. На разработанных в КБ машинах было установлено 60 официальных мировых рекордов. Вместе с учениками Михаил Леонтьевич разработал теорию современного вертолета.

В 1958 году Михаил Миль был награжден Ленинской премией, в 1968-м — Государственной премией СССР.

В 1966 году гениальному конструктору было присвоено звание Героя социалистического труда.

Созданные КБ Миля вертолеты Ми-2 и Ми-4 стали легендой, а Ми-8 — самым массовым 2-двигательным вертолетом в мире. Десантный Ми-6 — первый вертолет с двумя двигателями и газотурбинной силовой установкой грузоподъемностью 12 тонн, Ми-10 — крупнейший транспортный вертолет (летающий кран). Двухвинтовой гигант Ми-12 поднял рекордный вес в 40 тонн и получил прозвище «слон». Он совершил первый удачный вылет при жизни конструктора, установил множество мировых рекордов грузоподъемности, которые до сих пор никем не повторены.

Триумфом работы конструктора стал показ его уникальных машин на авиационной выставке в Париже в 1965 году. Сын основателя вертолетостроения Игоря Сикорского, Сергей, признал: в области тяжелых вертолетов Миль не только догнал США, но по ряду параметров ушел далеко вперед.

Вертолеты марки Ми эксплуатируются в более чем 100 странах мира.

Михаил Миль опубликовал научный труд «Вертолеты», по которому до сих пор обучаются отечественные и иностранные инженеры-конструкторы.

Знаменитый конструктор Михаил Миль умер 31 января 1970 года от инсульта, не дожив до начала эксплуатации и триумфа первого советского ударного вертолета Ми-24 (эта машина, произведенная в количестве более 3500 экземпляров, приняла участие в десятках конфликтов и состояла на вооружении многих стран; знаменитый «Крокодил» считается самым воюющим вертолетом в мире). Похоронен на Юдинском кладбище, недалеко от железнодорожной платформы Перхушково.

После смерти конструктора его картина «Нарциссы. Угол кабинета» стала эмблемой выставки «Ученые рисуют» 1981 года (всю жизнь Миль увлекался живописью, а в его КБ работал целый штат художников, иллюстрировавших для потенциальных заказчиков боевое или хозяйственное применение проектируемых машин).

Именем Михаила Миля названы улицы во многих городах России.

Имя Миля носит Московский вертолетный завод.

В Москве именем конструктора названа улица в районе Жулебино. В 2009 году на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст Миля.

На корпусе факультета технологических машин и роботов ЮРГТУ (НПИ) (Новочеркасск) установлена мемориальная доска: «Здесь учился и окончил НПИ в 1931 г. конструктор вертолетов Ми, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий, Доктор технических наук Михаил Леонтьевич Миль. 1909-1970 гг.». В 2009 году в Иркутске в честь 100-летия со дня рождения Михаила Миля по инициативе поэта Г. Гайды была установлена мемориальная доска на доме №5 по улице Карла Либкнехта.

Выдающийся авиаконструктор Михаил Миль (документальный фильм)

Личная жизнь Михаила Миля:

Жена — Прасковья Гурьевна (в девичестве — Руденко), казачка. Познакомился с ней в 18-летнем возрасте в Новочеркасске, когда учился на авиационном факультете. Когда он учился на третьем курсе, они сняли комнату и стали жить вместе. Долго жили в гражданском браке, официально зарегистрировали отношения, когда в семье было уже были дети.

Дочери — Надежда и Елена.

В декабре 1941 года в дифтеритном отделении поселка Билимбай умер Вадим Миль — пятилетний сын авиаконструктора скончался от дифтерита и был похоронен на билимбаевском кладбище. Известно, что Михаил Леонтьевич часто вспоминал сына, даже написал стихотворение в память о нем.

В 1942 году у Милей родилась дочь, которую назвали Маней. Она умерла в младенчестве — в билимбаевском роддоме было очень холодно, но, несмотря на это, врач дал указание купать малышей. Несколько младенцев простудились и умерли, среди них была и Маня. Ее похоронили рядом с братом Вадиком, могилку обнесли общей оградкой.

Михаил Миль с женой

Михаил Миль с женой и детьми

Библиография Михаила Миля:

1940 — Аэродинамика несущего винта с шарнирным креплением лопастей при криволинейном движении
1966-1967 — Вертолеты: Расчет и проектирование (в 3 кн.)

Награды и звания Михаила Миля:

Образ Михаила Миля в кино:

2019 — Небо измеряется МИлями — в роли Михаила Миля актер Евгений Стычкин

Евгений Стычкин в роли Михаила Миля