Беспилотник ТУ 143

Ту-143 на вооружении Украины + дополнительные фото сбитого.

Беспилотники советской разработки Ту-143 Рейс состоят на вооружении отдельного полка БПЛА. Весной Минобороны Украины продемонстрировало эти аппараты:


Комплекс ВР-3 «Рейс» с БПЛА «Ту-143» предназначен для ведения тактической воздушной разведки на глубину в 60-70 км от линии фронта с использованием фото, телевизионной и радиационной бортовой аппаратуры. Он обеспечивает обнаружение площадных и точечных целей, инженерно-технических и других сооружений, а также слежение за состоянием радиационной обстановки по маршруту полета в условиях низкой облачности и характеризуется высокой скрытностью подготовки и пуска БПЛА с неподготовленных в инженерном отношении позиций, автономностью боевого применения, возможностью получения разведывательной информации в масштабе времени, близком к реальному.
Обеспечивает ведение разведки на глубину до 80 км в полосе шириной 10 Н (Н-высота полета) при оснащении фотоаппаратурой и 2,2Н при оснащении средствами телевизионной разведки. Ширина полосы радиационной разведки достигает 2Н. Время подготовки к пуску в стартовом положении — 15 мин., к повторному пуску — 4 часа.
В процессе полета производилась разведка по маршруту. Аэрофотосъемка на фотопленку производилась по всему маршруту полета. С целью получения оперативных разведданных производилась телевизионная разведка, дававшая уточненную информацию о состояние объектов дислокация которых была известна. Оба вида разведки — дневные. Интервалы фотографирования для фоторазведки устанавливались автоматически в зависимости от высоты полета, получаемой от АБСУ. Бортовая телевизионная аппаратура передавала телевизионное изображение местности по радиоканалу на землю. Одновременно с видеосигналом на землю передавались метки дальности, поступавшие от АБСУ, для привязки изображения к местности. Прием телеизображения на земле велся в пределах прямой видимости.
Разведывательное оборудование БПЛА может быть представлено панорамным аэрофотоаппаратом типа ПА-1 с запасом фотопленки 120 м, телевизионной аппаратурой типа И-429Б «Чибис-Б» и аппаратурой радиационной разведки «Сигма-Р» (информация последних может передаваться на наземный пункт управления по радиоканалу).
Операция посадки производилась в два этапа: останов двигателя, предполетный маневр («горка») и собственно посадка с помощью двухкаскадной парашютно-реактивной системы и шасси. Предполетный маневр выполнялся с целью создания условий для ввода в действие тормозного парашюта, который выпускался при снижении скорости в конце «горки». На 11 секунде после ввода тормозной парашют сбрасывался и вводился в действие посадочный парашют, который переводил БПЛА Ту-143 в режим вертикального снижения. По сигналу программного механизма системы посадки происходила последовательная перецепка посадочного парашюта, выпуск щупов и шасси. БПЛА переводился в горизонтальное положение и снижался на парашюте до момента касания земли щупами. При касании земли щупами срабатывал твердотопливный тормозной двигатель мягкой посадки и вертикальная скорость снижения уменьшалась с 6 м/с до 2 м/с. В момент касания земли при обжатии амортизаторов опор ╚Рейс-Д шасси отстреливался посадочный парашют и тормозной двигатель, этим предотвращалось опрокидование самолета-разведчика за счет парусности парашюта.
Далее производился поиск места посадки и изъятие разведывательной информации и доставка БПЛА Ту-143 для последующей подготовки к повторному использованию.




Фото сбитого подразделением «Моторолы» Ту-143 сделаны Геннадием Дубовым (https://vk.com/id205292010). Впрочем, следов сбития незаметно — возможно аппарат произвел штатную посадку в нештатном месте из-за сбоя навигации.

Туполев Ту-143

Ту-143 «Рейс» − советский беспилотный разведывательный аппарат (БПЛА). Его предназначение заключалось в ведении тактической разведки путем видео- и фоторазведки выбранных земных площадок и слежении за радиационной обстановкой по маршруту следования. Самолет входит в состав авиационного комплекса ВР-3.

История Ту-143

Начало проектирования беспилотного разведчика «Рейс» стартовало 30.08.1968, когда появилось постановление СМ СССР № 670-241 о разработке комплекса, в состав которого входил бы беспилотный летательный аппарат Ту-143.

Предлагались два варианта оборудования самолета. Первый включал в себя аппаратуру для фотосъемки и должен быть построен до 1970 г., второй – аппаратуру радиационной и телевизионной разведки – к 1972 г.

Работы над созданием разведывательного беспилотного комплекса «Рейс» возглавил главный конструктор ОКБ им. Туполева Г.М. Гофбауэр, а позже его место занял Л.Т. Куликов.

Постройка Ту-143 не заняла много времени. Первый полет БПЛА Ту-143 был успешно выполнен уже в конце 1970 г. Программа госиспытаний комплекса «Рейс» началась в 1972 г. и успешно завершилась в 1976 г., далее его передали в состав вооружения Советской Армии. Серийно производить беспилотник начали еще во время госиспытаний. Первую опытную партию в размере 10 штук Ту-143 выпустили в 1973 г. на Кумертауском машиностроительном заводе (Башкирия). Чуть позже запустили полномасштабное производство разведывательных комплексов «Рейс». До окончания производственной серии советская промышленность выпустила 950 БПЛА Ту-143.

Новый авиационный разведывательный комплекс быстро освоили военные и дали ему высокую оценку в плане осуществления тактической разведки. Его получили на свое вооружение не только сухопутные войска, но и другие части ВВС СССР. Проводя совместные испытания с пилотируемыми разведывательными летательными аппаратами, у самолета выявили ряд преимуществ. Так, он мог с большой точностью проникнуть на указанный участок разведки благодаря оснащению хорошим навигационным оборудованием. На Ту-143 устанавливалась аэрофотоаппаратура, снимки которой позволяли распознать наземные объекты величиной от 20 см при высоте полета 500 м и скорости аппарата 950 км/ч. В условиях горной местности самолет был практически неуязвимым для средств ПВО противника, поэтому его активно экспортировали в страны с горным рельефом: Чехословакию, Румынию и Сирию.

Серийный выпуск производился в двух версиях комплектации сменной носовой части: первая − с аппаратурой фоторазведки и вторая – телевизионной разведки. Кроме того, Ту-143 мог быть оснащен оборудованием радиационной разведки.

Предназначение Ту-143

Предназначение комплекса «Рейс» заключалось в ведении тактической разведки в околофронтовой зоне с глубиной проникновения в тыл противника – 60-70 км. Беспилотник Ту-143 выполнял фотографирование и телевизионную разведку отдельных маршрутов и площадных целей, а также мог осуществлять наблюдение за радиационной обстановкой в ходе полета.

БПЛА Ту-143 мог проводить разведку на низких высотах в условиях небольшой облачности. Подготовку и пуск летательного аппарата можно было проводить в скрытном режиме и с неподготовленных с инженерной точки зрения позиций. В процессе применения разведывательный комплекс «Рейс» выполнял следующие функции:

  • подготовка и запуск разведывательного БПЛА Ту-143 с помощью самоходной пусковой установки в условиях скорости ветра ниже 15 м/с;

  • автоматизированное управление во время полета Ту-143 на заданной высоте;

  • программирование направления полета, моментов выключения и включения бортового разведывательного оборудования;

  • фотографирование, телевизионная разведка и сбор информации о радиационной обстановке;

  • доставка разведывательной информации в определенную точку, а также части информации через радиолинии на командные наземные пункты.

Конструкция Ту-143

Авиационный разведывательный комплекс включал в себя:

  1. разведывательный БПЛА Ту-143 с системой командного управления и сменной аппаратурой;

  2. комплекс наземной техники, которая обеспечивала подготовку к запуску, пуск, транспортировку и обслуживание БПЛА Ту-143;

  3. наземные подвижные средства по приему, обработке, дешифрованию и передаче разведывательных данных.

Конструкция БПЛА Ту-143 скомпонована по схеме «бесхвостка». Самолет представляет собой моноплан, который имеет низкорасположенное крыло малого удлинения. Переднюю часть фюзеляжа занимает неподвижный дестабилизатор, предназначение которого заключалось в обеспечении необходимого запаса устойчивости в различных режимах полета.

Стреловидность треугольного крыла по передней кромке составляла 58°. Фюзеляж выполнен по типу круглого сечения, переходящего в овальное в отделе установки ТРД. Воздухозаборники размещались в хвостовой части и над фюзеляжем.

Элероны размещались по всей кромке крыла, с их помощью выполнялось управление по крену и тангажу. В состав вертикального оперения входил киль, небольшой форкиль и рули управления.

Самолет Ту-143 в основном сделан из алюминиевых составляющих (сплав Д-16), магниевого сплава АМГ-6 и композиционных материалов. Небольшие размеры аппарата, размещение воздухозаборника над фюзеляжем и применение в конструкции соответствующих материалов уменьшили показатель эффективной площади рассеивания.

Шасси Ту-134 трехопорное, пяточного типа, выпускаемое во время посадки. Передняя опора убиралась во второй отсек фюзеляжа, две основные стойки – внутрь крыльевых консолей. При посадке задействовался тормозной парашют, который гасил поступательную горизонтальную скорость, вертикальную гасил посадочный парашют и тормозной твердотопливный двигатель, который срабатывал после касания тормозных крыльевых щупов.

Версия фоторазведчика несла на борту аэрофотоаппарат типа ПА-1, имеющий запас фотопленки длиной 120 м. Интервалы съемки устанавливались в автоматическом режиме в зависимости от высоты полета беспилотника.

Телевизионную разведку другой вариант беспилотника выполнял за счет оборудования типа И-429Б «Чибис». Передача телевизионного изображения в командные наземные пункты проходила по радиоканалу.

Во время радиационной разведки применялась аппаратура «Сигма-Р», которая была способна передавать данные по радиоканалу.

Туполев Ту-143 характеристки:

Модификация Ту-143
Размах крыла, м 2.24
Длина, м 8.06
Высота, м 1.545
Площадь крыла, м2 2.90
Масса, кг 1230
Тип двигателя ТРД ТРЗ-117
Тяга, кгс 1 х 640
Ускоритель СПРД-251
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч 950
Практическая дальность действия, км 180
Время полета, мин 13
Практический потолок, м 1000
Минимальная высота полета, м 10

Самолет Ту-143

Ту-143 — советский беспилотник, разработанный в конце 60-х годов ХХ столетия в ОКБ Туполева. Подобные самолеты — спецкомплексы для непилотируемой разведки стали активно разрабатывать в СССР в то время. Создание этого разведывательного аппарата предписывало постановление Совета Министров, которое вышло в 1968 году. Предполагалось разработать по две модели:

  • для авиафоторазведки;
  • для телеразведки;
  • для радиационной разведки.

Все работы по этим моделям нужно было окончить в 1972 году. Итак, узнаем больше об истории этого лайнера.

История разработки ТУ-143

Техническое задание на разработку аппарата содержали условия, которые вынудили инженеров серьезным образом переосмыслить свою тактику конструирования, изготовления и испытания таких непилотируемых аппаратов. Этот самолет должен быть используемым много раз, уметь летать как высоко, так и низко, а также над горной местностью.

Высокие требования, которые предъявлялись к аппарату, приводили к необходимости разработки радио и другой аппаратуры на борту самолета с применением современнейшей элементной базы.

При конструировании этого нового беспилотника для тактического разведывания применялся большой опыт, имеющийся на тот момент в ОКБ Туполева, а также в других аналогичных организациях, поскольку уже почти 10 лет проводились работы по непилотируемым аппаратам. Во главе этих работ был Главный конструктор Г. М. Гофбауэр, а после его кончины продолжил работу Л. Т. Куликов.

БПЛА Ту-143 был сконструирован довольно быстро, и в последний месяц 1970 года произошел его первый удачный полет. В 1972 году уже были Госиспытания, которые завершились в 1976 году, потом аппарат передали для Советских войск. В ходе госиспытаний уже самолет запустили в серийное изготовление в городе Кумертау. В 1989 году уже было изготовлено 950 разных самолетов Ту-143.

Беспилотник Ту-143 быстро внедрили в военные части, он получил высокое одобрение, поскольку это было надежное эффективное средство для тактической разведки. Он внедрен и получил применение в сухопутных войсках, а также использовался в других видах Вооруженных Сил. Чем он был хорош, так это тем, что обеспечивал более точный и быстрый заход на территорию разведывания по сравнению с другими пилотируемые тактическими разведывательными оборудованиями. Это большое преимущество в такой работе, особенно если нужна была разведка на нескольких близлежащих районах.

При полете и разведке соблюдался строго температурный режим аппаратуры, стабилизация комплекса, что обеспечивало отличные условия работы и позволяло получать информацию в качественном виде. Например, на скорости почти тысячу километров в час на высоте более полкилометра аппарат распознавал объекты размером чуть более 20 см.

Особенно хорошо было использовать самолет в горной местности, когда нужно было взлетать и садиться на высоте более 2-х км над уровнем моря, облетать горы высотой 5 км. Это позволяло использовать самолет на войне в странах с горной местностью, и он был недосягаемый для противовоздушных средств противника. БПЛА Ту-143 отгружался на экспорт в некоторые социалистические страны и в Сирию, он использовался во время конфликта в Ливане в 80 годы.

Также были модификации, в которых самолёт снабжался аппаратурой для радиационной разведки и передавал информацию о радиационной обстановке по маршруту, где должен был лететь самолет. Впервые самолет был продемонстрирован на выставке в Москве и в музее Монино, фото Ту-143 вы можете видеть ниже.

На стыке семидесятых-восьмидесятых годов прошлого столетия разрабатывались также модели Ту-143 для помощи в проведении агитации. Отсек в передней части самолета заменялся на другой – здесь помещали пачки материалов по агитации, масса которых доходила до 19 кг, а также были средства сброса. Со специальных конвейеров осуществлялся сброс таких материалов из трех отверстий.

Самолет Ту-143 использовался для ведения разведки в приграничных областях на расстоянии до 70 км, при этом производилось фотографирование, телесъемка, а также проводились наблюдения за радиационным фоном. Разведывалась местность, где сосредотачивались войска и военная техника предполагаемого противника, а также его некоторые другие специальные сооружения.

БПЛА Ту-143 были в составе спецкомплекса для тактической разведки «Рейс» в количестве 12 машин, а, кроме того, сюда относились средства проведения пуска и посадки, переработки и дешефрирования информации, пункты связи.

Такие комплексы производили разведывательные действия не только на небольших высотах, но и помогали скрыть подготовительные операции и пуск Ту-143 и передавать информацию в режиме реального времени. «Рейс» имеет следующие функции:

  • подготовительные операции по запуску и сам запуск Ту-143, который производится со специальной пусковой установки;
  • управление самолетом Ту-143 во время полета на определенной высоте;
  • запуск программ полета, времени включения/отключения аппаратуры на борту самолета; фото и телесъемка, радиационная разведка;
  • передача информации в нужную точку.

Запуск Ту-143

Ту-143 по конструкции — моноплан с крылом треугольной формы, низко расположенным. Сплошной металлический корпус имеет впереди дестабилизатор, который нужен для обеспечения устойчивости в полете. Крыло небольшого удлинения стреловидной формы. По задней кромке крыла расположены элевоны, которые управляют самолетом по крену и по тангажу. Под корпусом находится воздухосборник, а сам фюзеляж разделен на 4 отсека.

Передняя часть фюзеляжа, носовой отсек, является полностью съемной и его можно отсоединить от корпуса и сберегать в другом месте. Эта часть конструкции выполнена из прозрачного пластика и предназначалась для сбережения контейнеров с фото и телеаппаратурой.

Во втором отсеке корпуса находится аппаратура для телеуправления и электропитания. В третьем отсеке расположен бак с топливом, через который проложен канал от воздухозборника к мотору и другим частям самолета. Также здесь установлен двигатель ТРЗ-117. Четвертый отсек — гондола мотора, вверху которой находится контейнер с парашютами: 1 посадочный и 1 тормозной.

Шасси самолета состоит из трех опор, выдвигающихся во время приземления. Опора, находящаяся впереди, прячется во второй отсек, а другие — вовнутрь крыла. Спецоборудование для разведки было размещено в передней сменной части фюзеляжа, его было 2 разновидности: для фото и телеразведки. При телеразведке информация сразу поступала на землю по каналу связи. А при проведении разведки с помощью фотосъемки требовалась обработка информации после приземления самолета.

Во время разведывательного полета выполнялась фотосъемка непрерывно с интервалами, устанавливаемыми автоматически, или передавался телевизионный сигнал. Для установки соответствия передаваемой картинки и местности разведывания посылались также на землю метки дальности. Разведка выполнялась днем на небольших высотах до одного километра. Полет длился всего 13 минут.

Технические характеристики

Все важные параметры самолета перечислены на изображении ниже. Также в конце статьи вы можете ознакомиться с тематическим видеороликом, чтобы увидеть ТУ-143 во всей красе.

Беспилотные летательные аппараты – будущие короли неба

В наше время многие развивающиеся страны выделяют из бюджета немаленькие деньги на совершенствование и разработку новых образцов БПЛА — беспилотных летательных аппаратов. На театре военных действий не редкостью стали случаи, когда при решении боевой или учебной задачи командование отдавало предпочтение цифровой машине, нежели летчику. И на это был ряд веских причин. Во-первых, это беспрерывность работы. Дроны способны выполнять задачу на протяжении до 24 часов без перерыва на отдых и сон — неотъемлемых элементов человеческих потребностей. Во-вторых, это выносливость.

Беспилотник практически бесперебойно работает, в условиях высоких перегрузок, и там, где человеческий организм попросту не в состоянии выдержать перегрузки в 9G, дрон можно продолжать работу. Ну а в-третьих, это отсутствие человеческого фактора и выполнение задания согласно заложенной в компьютерный комплекс программы. Ошибиться может разве что только оператор, который вводит информацию на выполнение миссии — роботы не ошибаются.

История развития БПЛА

Человека достаточно давно посетила мысль о создании такой машины, которой можно было бы, без вреда для себя, управлять на расстоянии. Спустя 30 лет после первого полета братьев Райт эта идея воплотилась в реальность, и в 1933 году в Великобритании был построен специальный самолет на дистанционном управлении.

Фэйри Куин может по праву считаться первым БПЛА современной истории, и англичане использовали этот аппарат в качестве учебной мишени, для тренировки своих зенитчиков.

Первым дроном, принявшим участие в боях был немецкий ФАУ-1. Это была радиоуправляемая ракета с реактивным двигателем. Она была оснащена автопилотом, в который немецкие операторы вводили информацию о предстоящем полете. За годы Второй мировой войны эта ракета успешно выполнила около 20 тыс. боевых вылетов, нанося авиаудары по важным стратегическим и гражданским объектам Великобритании.

После окончания Второй мировой, США и Советский Союз по ходу растущих взаимных претензий друг к другу, ставшими плацдармом для начала холодной войны, начали выделять огромные деньги из бюджета на развитие беспилотных летательных аппаратов.

Так, во время ведения боевых действий во Вьетнаме, обе стороны активно применяли БПЛА, для решения различных боевых задач. Радиоуправляемые аппараты делали аэрофотоснимки, вели радиолокационную разведку и их применяли в роли ретрансляторов.

В 1978 году случился настоящий прорыв в истории развития беспилотников. ИАИ Скаут был представлен военпредами Израиля и стал первым в истории боевым БПЛА.

А в 1982 году, во время войны в Ливии этот дрон практически полностью уничтожили сирийскую систему ПВО. Во время ведения тех боевых действий армия Сирии потеряла 19 зенитных батарей и было уничтожено 85 самолетов.

После этих событий американцы стали уделять максимум внимания к разработке дронов, и в 90-х годах стали мировыми лидерами в области применения беспилотных летательных аппаратов.

Дроны активно использовались в 1991 году во время «Бури в пустыне», а также в ходе военных операции на территории Югославии в 1999 году. Сейчас на вооружении армии США стоит около 8,5 тыс. радиоуправляемых дронов и это в основном малогабаритные БПЛА для выполнения разведывательных задач в интересах сухопутных войск.

Конструктивные особенности

Со времен изобретения британцами дрона-мишени, наука сделала огромный шаг вперед в развитии летающих роботов на дистанционном управлении. Современные беспилотники имеют большую дальность и скорость полета.

Это происходит в основном за счет жесткой фиксации крыла, мощности встроенного в робот двигателя и применяемого топлива, конечно. Имеются беспилотники и на аккумуляторах, но они не в состоянии конкурировать по дальности полета с топливными, во всяком случае, пока.

Обширное применение при проведении разведывательных действий получили глайдеры и конвертопланы. Первые довольно просты в производстве и не требуют больших финансовых вложений, и в некоторых образцах по конструкции не предусмотрен двигатель.

Отличительной особенностью вторых, является то, что его взлет основан на вертолетной тяге, в то время как при маневрировании в воздухе, эти дроны используют самолетные крылья.

Тейлсиггеры — роботы, которых разработчики наделили способностью менять профили полета находясь непосредственно в воздухе. Происходит это за счет поворота либо всей, либо части конструкции в вертикальной плоскости. Также бывают проводные беспилотники и пилотирование дрона осуществляется посредством передачи на его борт команд управления через подсоединенный кабель.

Есть беспилотники, отличающиеся от остальных набором своих нестандартных функций или выполненные функций в необычном стиле. Это экзотические БПЛА, и некоторые из них могут без труда приземлиться на воду или закрепиться на вертикальной поверхности как рыба-прилипала.

БПЛА, в основе которых лежит вертолетная конструкция, также отличаются друг от друга своими функциями и задачами. Существуют аппараты как с одним винтом, так и несколькими — такие дроны именуют квадрокоптерами, и используют их преимущественно в «гражданских» целях.

У них бывают по 2, 4, 6 или 8 винтов, парно и симметрично расположенных от продольной оси робота, и чем их больше, тем лучше БПЛА устойчив в воздухе, и он намного лучше управляем.

Какие бывают беспилотники

По способу управления По весовой категории
неуправляемые микро
дистанционно управляемые малые
автоматические средние
тяжелые

В неуправляемых БПЛА человек принимает участие только при запуске и введении параметров полета перед взлетом дрона. Как правило, это бюджетные беспилотники, не требующие для их эксплуатации особой подготовки оператора и специальных площадок приземления.

В дистанционно управляемых дронах предусмотрена их корректировка траектории полета, а автоматические роботы выполняют задачу полностью автономно. Успех выполнения миссии здесь зависит от точности и правильности введения предполетных параметров оператором в стационарный компьютерный комплекс, находящийся на земле.

Вес аппаратов микро не более 10 кг., и они могут находиться в воздухе не более часа, дроны группы мини весят до 50 кг., и способны выполнять задачу 3…5 часов без перерыва, у средних вес некоторых образцов достигает 1 тонны и их время работы составляет 15 часов. Что касается тяжелых БПЛА, которые весят больше тонны — эти дроны могут беспрерывно летать больше 24 часов, а некоторым из них под силу межконтинентальные перелеты.

Зарубежные беспилотники

Одним из направлений в развитии БПЛА является уменьшение их габаритов без существенного ущерба для технических характеристик. Норвежская компания «Прокс Динамикс» разработала микро дрон ПД-100 Блэк Хорнет вертолетного типа.

Данный беспилотник может работать около четверти часа на расстоянии до 1 км. Этот робот применяется в качестве индивидуального разведывательного средства солдата и оснащен тремя видеокамерами. Используется некоторыми регулярными подразделениями США в Афганистане с 2012 года.

ТТХ Блэк Хорнет
Длина 100 мм.
Вес 120 гр.
Дальность полета 1000 м.
Время работы 25 мин.
Оснащение 3 оптические видеокамеры с разрешением в 3 МП

Самый распространенный беспилотник армии США — РКью-11 Рэйвен. Его запуск производится с руки солдата и для его приземления не требуется специальной площадки, он может летать как в автоматическом режиме, так и находясь под управлением оператора.

Этот легкий беспилотник солдаты США применяют при решении задач ближней разведки на уровне роты.

ТТХ РКью-11 Рэйвен
Длина, мм 790
Вес, гр. 1800
Размах крыла, м 1.5
Дальность полета, км до 5
Силовая установка Электродвигатель
Время работы, мин 45…60
Оснащение цифровая видеокамера дневного обзора,
камера ночного видения

Более тяжелые БПЛА американской армии представляют РКью-7 Шэдоу и РКью-5 Хантер. Оба образца предназначены для производства разведки местности на уровне бригады.

Беспрерывное время работы в воздухе этих беспилотников существенно отличается от более легких образцов. Существуют множественные их модификации, некоторые из которых включают в себя функции подвешивания на них небольших управляемых бомб массой до 5.4 кг.

МКью-1 Предатор — это самый известный американский дрон. Изначально его основной задачей, как и у многих других образцов, была разведка местности. Но вскоре, в 2000 году, производители внесли в его конструкцию ряд модификаций, позволяющих ему выполнять боевые задачи, связанные с непосредственным уничтожением целей.

Помимо подвешиваемых ракет (Хеллфайр-С, созданные специально для этого беспилотника в 2001 году), на борту робота установлены три видеокамеры, инфракрасная система и своя бортовая радиолокационная станция. Сейчас существуют несколько модификаций МКью-1 Предатора для выполнения задач самого различного характера.

В 2007 году появился еще один ударный БПЛА—американский МКью-9 Рипер. По сравнению МКью-1 Предатор его показатель продолжительности полета был намного выше, а также помимо ракет мог нести на борту управляемые авиабомбы и имел более современную радиоэлектронику.

Вид БПЛА МКью-1 Предатор МКью-9 Рипер
Длина, м 8.5 11
Скорость, км/ч до 215 до 400
Вес, кг 1030 4800
Размах крыла, м 15 20
Дальность полета, км 750 5900
Силовая установка, двигатель поршневой турбовинтовой
Время работы, ч до 40 16-28
Ракетная/бомбовая нагрузка до 4-х ракет Хеллфайр-С бомбы до 1700 кг
Практический потолок, км 7.9 15

Самым большим БПЛА в мире по праву считается РКью-4 Глобал Хоук. В 1998 году он впервые поднялся в воздух и по сей день выполняет задачи разведывательного характера.

Этот дрон — первый в истории робот, который может использовать воздушное пространство и воздушные коридоры США без разрешения органа управления воздушным движением.

ТТХ РКью-4 Глобал Хоук
Длина, м 13.3
Размах крыла, м 35
Дальность полета, км 22 000
Вес, т 15
Силовая установка Турбовентиляторный двигатель
Оснащение ИК-система, комплекс для веденияразведки, РЛК-комплекс
Время работы, ч 36
Практический потолок, км 18

Отечественные БПЛА

Российские беспилотники условно подразделяют на следующие категории

Ближнего радиуса действия До 25 км
Малой дальности От 50 до 100 км
Средней дальности От 100 до 500 км
Большой дальности Свыше 500 км

БПЛА «Элеон-ЗСВ» относится к аппаратам ближнего радиуса действия, он довольно прост в эксплуатации и его легко переносить в заплечном ранце. Запускается дрон вручную со жгута или сжатым воздухом от насоса.

Способен вести разведку и передавать информацию по цифровому видеоканалу на расстоянии до 25 км. Элеон-10В схож по конструкции и правилам эксплуатации с предыдущим аппаратом. Главное их отличие — увеличение дальности полета до 50 км.

Процесс приземления этих БПЛА осуществляется при помощи специальных парашютов, выбрасываемых при выработке дроном своего заряда батареи.

Вид БПЛА Элеон-3СВ Элеон-10В
Длина, мм 740 1150
Вес, кг 4.3 5.9
Скорость, км/ч 70…100 75…135
Дальность полета, км 25 50
Время работы, ч 1.5…2 2.5
Практический потолок, км 5 5

Рейс-Д (Ту-243) — разведывательно-ударный дрон, способный нести на себе авиавооружение массой до 1 т. Аппарат, выпущенный конструкторским бюро имени Туполева, свой первый полет совершил в 1987 году.

С тех пор беспилотник претерпел множественные улучшения, были установлены: усовершенствованный пилотажно-навигационный комплекс, новые приборы ведения радиолокационной разведки, а также конкурентоспособная оптическая система.

Иркут-200 — больше ударный беспилотник. И в нем в первую очередь ценится высокая автономность аппарата и маленькая масса, благодаря которой могут осуществляться перелеты продолжительностью до 12 часов. Приземляется БПЛА на специально оборудованную площадку длиной около 250 м.

Вид БПЛА Рейс-Д (Ту-243) Иркут-200
Длина, м 8.3 4.5
Вес, кг 1400 200
Силовая установка турбореактивный двигатель ДВС мощностью 60 л. с.
Скорость, км/ч 940 210
Дальность полета, км 360 200
Время работы, ч 8 12
Практический потолок, км 5 5

Скат — тяжелый БПЛА большой дальности нового поколения разрабатываемый КБ МиГ. Этот дрон будет малозаметен для вражеских радаров, благодаря схеме сборки корпуса, исключающей хвостовое оперение.

Задачей этого дрона нанесение точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, таким как зенитные батареи войск ПВО или стационарные командные пункты. По задумке разработчиков БПЛА Скат сможет выполнять задачи как автономно, так и в составе звена самолетов.

Длина, м 10,25
Скорость, км/ч 900
Вес, т 10
Размах крыла, м 11,5
Дальность полета, км 4000
Силовая установка Двухконтурный турбореактивный двигатель
Время работы, ч 36
Ракетная/бомбовая нагрузка Корректируемые авиабомбы 250 и 500 кг.
Практический потолок, км 12

Недостатки беспилотных летательных аппаратов

Одним из недостатков БПЛА является сложность при его пилотировании. Так, к пульту управления не может подойти обычный рядовой не прошедший курс специальной подготовки и не знающий определенных тонкостей при использовании компьютерного комплекса оператора.

Еще одним существенным недостатком является сложность поисков беспилотников, после их приземления при помощи парашютов. Потому как некоторые модели, когда заряд батареи близок к критическому могут выдавать некорректные данные о своем местонахождении.

К этому можно еще прибавить чувствительность некоторых моделей к ветру, ввиду легкости конструкции.

Некоторые беспилотники могут подниматься на большую высоту и это в некоторых случаях занятие высоты того или иного дрона требует разрешения у органа управления воздушным движением, что может существенно осложнить выполнение задания к определенному сроку, потому как приоритет в воздушном пространстве отдается судам под управлением пилота, а не оператора.

Использование БПЛА в гражданских целях

Беспилотники нашли свое призвание не только на полях сражений или в ходе выполнений войсковых операций. Сейчас дроны активно используются для вполне мирных целей граждан в городских условиях и даже в некоторых отраслях сельского хозяйства им нашлось применение.

Так некоторые курьерские службы используют роботов на вертолетной тяге для доставки самых разнообразных товаров своим клиентам. При помощи дронов ведется аэрофотосъемка многими фотографами при организации торжественных мероприятий.

А также их приняли к себе на вооружение некоторые детективные агентства.

Беспилотные летательные аппараты — существенно новое слово в век стремительно развивающихся технологий. Роботы идут в ногу со временем, охватывают не только одно направление, а развиваются сразу в нескольких.

Но все же, несмотря на еще далекие от идеала, по меркам человека, модели в области погрешностей или дальностей полета, БПЛА имеют один огромный и неоспоримый плюс. Дроны, за время их использования сохранили сотни человеческих жизней, а это дорогого стоит.