База в тартусе Сирия

Военнослужащие ВС РФ показали, как защищена российская база в сирийском Тартусе

Российские корабли в сирийском Тартусе начинают день с дежурного патрулирования. Российский Военно-Морской Флот присутствует здесь уже почти полвека, и за это время порт Тартуса обрел славу одного из самых безопасных в мире: все благодаря современному оборудованию, мощному вооружению, профессионализму военнослужащих.

Несколько мгновений после команды с берега — и продиводиверсионный катер «Юнармеец Крыма» вспенивает воду у побережья сирийского Тартуса. Защита береговой линии от возможных диверсантов — его главная задача.

Выход в акваторию Средиземного моря противодиверсионных кораблей — процедура ежедневная и обязательная. Например, катер проекта «Грачонок» специально создан для таких целей. На его борту есть все необходимое оборудование и вооружение. Уникальная гидроакустическая станция позволяет обнаруживать под водой как группы, так и одиночных пловцов. Затем в ход идет уже спецвооружение.

Двигаясь вдоль береговой линии, катер открывает огонь из глубинного гранатомета. Каждый выпущенный боеприпас погружается на глубину около 10 метров, разрывается уже там и нейтрализует таким образом подводных диверсантов.

В паре с «Юнармейцем» работает без преувеличения молниеносный патрульный катер «Раптор». 48 узлов — это почти 90 километров в час по водной глади. Скрыться от него невозможно.

Тартус — крупнейший сирийский порт и главные морские ворота страны. Контейнеровозы, огромные сухогрузы и нефтеналивные танкеры приходят сюда ежедневно. Чтобы исключить вероятность теракта, каждый корабль внимательно осматривает группа российских боевых пловцов. Метр за метром они исследуют подводную часть корабля на предмет магнитных мин. Группа бойцов способна отразить атаку любой диверсионной группы как за земле, так и под водой. Каждый из них владеет всеми необходимыми навыками, в том числе и подводного рукопашного боя.

Небо вокруг огромного морского порта надежно защищено зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-С». Они способны засечь и уничтожить даже небольшие летающие дроны, которыми нередко пользуются террористы в надежде, что коптер сможет доставить взрывчатку незаметно для средств ПВО.

Гильзы от крупнокалиберных корабельных пушек, говорит протоиерей Иоанн, когда-то заменили им церковные колокола. Вот так настоятель храма призывал верующих на литургию. Сейчас на базе в Тартусе уже раздается звон настоящих колоколов, а гильзы оставили на память. Двери храма, который специально привезли сюда с Урала, открыты круглосуточно.

Чтобы разнообразить досуг военных вдалеке от родины, в расположении группировки в Тартусе есть все необходимое: тренажерный зал, современные жилые модули и комнаты для отдыха. Раз в день военнослужащие могут пообщаться с родными по видеосвязи.

48 лет назад между СССР и Сирией был подписан договор о совместном использовании базы в Тартусе. Все эти годы советские, а затем и российские корабли заходят в порт для пополнения запасов воды и продовольствия или же мелкого ремонта. Когда в стране началась война, Тартус сыграл важнейшую роль в победе над террористами. Российские военные корабли и подводные лодки, заходившие на время операции в порт, наносили удары из акватории Средиземного моря по стратегическим объектам боевиков. Теперь российские военные делают все, чтобы порт Тартус оставался одним самых безопасных на Ближнем Востоке.

Военные базы Российской Федерации в Сирии

janberg 09.09.2015

На сегодняшний момент, можно говорить о двух постоянно действующих военных базах РФ на территории Сирии:

Военные базы РФ в Сирии

Первая:

База военно-воздушного базирования в провинции Латакия на сирийской авиационной базе Хмеймим, бывший международный аэропорт имени Басиля Аль-Асада.

Сирийский военный аэродром Хмеймим, используемый российскими ВКС РФ

По сравнению с данным изображением военная база была существенно модернизирована, прежде всего была создана инфраструктура для размещения большего количества российского военного персонала. Созданы батаереи ПВО для обеспечения прикрытия базы от возможного воздушного нападения. Созданы вертолетные площадки для размещения российских вертолетов.

Вторая:

База военно-морского базирования в порте Тартус;

Данная база является основным окном поставки вооружения и боеприпасов как для российской военной группировки, так и для вооруженных сил режима Асада и различных наемных подразделений проправительственного толка: Хезболла (Ливан), Хезболла (Ирак), КСИР (Иран) и прочих.

  • Порт Тартус

    Порт Тартус

Третья: (эвакуирована, после второго занятия боевиками ИГИЛ (запрещенной в РФ террористической организации) города Пальмира).

Временная база в Пальмире, на данный момент ее статус не понятен. После того, как второй раз был захвачен город Пальмира, российские военные продолжили разминирование города. Однако, о воссоздании ранее действовавший там базы сообщений не было.

Устаревшая карта, района города Пальмира захваченный Асадовцами при поддержки войск РФ

Информация полученная из интернет источников «высокого» уровня компетентности, возможные вспомогательные базы:

  • каков уровень использования и количества задействованных сил неизвестно…
  1. Военно-морская база Минат Координаты: 35.607351, 35.765804

    Военно-морская база Минат

  2. Военная база Ad Daqqaqah. Координаты: 35.709837, 35.821909

    Военная база Ad Daqqaqah

  3. Военный аэродром Батра. Координаты: 35.414450, 35.948595

    Военный аэродром Батра

Российские военные базы и объекты за рубежом: Сирия и далее?

Третья и заключительная часть цикла статей, посвященных российским военным базам и военным объектам за рубежом, рассказывает о военных объектах в «дальнем зарубежье» – пункте материально-технического снабжения Тартус и аэродроме Хмеймим, которые активно используются в ходе военной операции в Сирии. Сам ход этой операции мы здесь не рассматриваем. В заключении статьи оценивается роль зарубежных баз и военных объектов для России и рассматривается возможность их создания в новых государствах.

Сирия

Российские военные объекты появились в Сирии еще в 1970-х гг. Советский ВМФ для обеспечения присутствия в различных частях Мирового океана нуждался в пунктах материально-технического обеспечения (ПМТО).

В разные периоды такие ПМТО были развернуты в Александрии и Мерса-Матрухе (Египет), Дахлаке (Эфиопия), Сокотре и Адене (Йемен), Луанде (Ангола), Конакри (Гвинея), Триполи и Тобруке (Ливия), Бизерте и Сфаксе (Тунис), Сплите и Тивате (Югославия), а также в Камрани (Вьетнам). Был создан подобный пункт и в сирийском Тартусе. Он активно использовался для небольшого межпоходового ремонта кораблей и судов 5‑й оперативной (Средиземноморской) эскадры ВМФ СССР, а также снабжения их топливом, водой и расходными материалами.

С 1985 г. на сирийском аэродроме Тифор (Эт-Тияс) базировались самолеты Ту-16Р 30-го разведывательного полка ВВС ЧФ, которые вели воздушную разведку в Средиземном море и выявляли районы действия авианосных соединений и корабельных группировок ВМС стран НАТО.

Самолет Ту-16Р. Источник: look.com.ua.

В январе-феврале 1983 г. СССР развернул в Сирии для охраны ее воздушного пространства два зенитных ракетных полка дальнего действия (в районе г. Дамаск – 220-й и г. Хомс – 231-й), вооруженных ЗРК С-200ВЭ. Они оставались в стране по июль 1984 г. включительно .

После распада СССР из российских военных объектов в Сирии остался только ПМТО в Тартусе, который сейчас является единственным пунктом такого рода ВМФ России за рубежом. Он играет важнейшую роль в обеспечении постоянного оперативного соединения ВМФ РФ в Средиземном море и в снабжении российской группировки, участвующей в военной операции в Сирии.

30 сентября 2015 г. Россия начала военную операцию в Сирии, целью которой является борьба с международным терроризмом и поддержка легитимных органов власти в Сирии в борьбе с ним. Для проведения операции была развернута российская авиационная группировка на аэродроме Хмеймим около Латакии.

720-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ России (Тартус)

720-й ПМТО находится на территории сирийской военно-морской базы в Тартусе (63-я бригада ВМС Сирии). База включает в себя два стометровых плавучих причала ПМ-61М, плавучую мастерскую Черноморского флота (ЧФ) (сменяется по ротации каждые шесть месяцев), хранилища, казармы и хозяйственные объекты.

Личный состав пункта составляют 50 российских моряков. Планируется модернизировать ПМТО до уровня, позволяющего обеспечить заход и проведение текущего и среднего ремонта кораблей различных классов: от тральщиков до крейсеров. Пока же корабли первого ранга вынуждены оставаться на внешнем рейде. Предполагается построить два новых пирса для швартовки кораблей водоизмещением свыше 10 тыс. т., а также комплекс жилых и административных зданий.

Соглашение о создании в Сирии объектов советского ВМФ было заключено в 1971 г. Согласно ему, СССР получил возможность использовать сирийский порт Тартус для маневренного базирования своего ВМФ.

В порту при этом можно было осуществлять небольшой межпоходовый ремонт кораблей с привлечением советских плавбаз и плавмастерских.

В 1977 г. из Египта в Тартус были перебазированы суда, плавсредства и имущество 54-й бригады вспомогательных судов, которая ранее базировалась в Александрии и Мерса-Матрухе. В апреле 1977 г. в Тартусе было сформировано управление 229-го дивизиона морских и рейдовых судов, который подчинялся командиру 9-й бригады судов обеспечения Черноморского флота (ЧФ).

2 июня 1983 г. между СССР и Сирией было заключено бессрочное Соглашение о заходах советских военных кораблей и судов обеспечения в территориальные воды и порты Сирийской Арабской Республики (САР) и создании советского пункта материально-технического обеспечения в районе порта Тартус. В соответствии с ним в 1984 г. в Тартусе был создан 720-й пункт материально-технического обеспечения, который подчинялся заместителю командующего ЧФ по тылу. В середине 1980-х гг. каждый год там проводились межпоходовые ремонты семи подводных лодок и восьми надводных кораблей.

После распада СССР и расформирования 31 декабря 1992 г. Средиземноморской эскадры ПМТО Тартус сохранился, но в полузаброшенном состоянии. Он использовался для обеспечения российских кораблей, совершавших разовые походы в Средиземное море.

Внимание к Тартусу начало усиливаться лишь тогда, когда началось возвращение российского ВМФ в Средиземное море на постоянной основе. В 2013 г. были сформированы штаб и оперативное командование постоянного оперативного соединения Военно-Морского Флота РФ в Средиземном море, подчиненные командующему ЧФ. В связи с этим потребность в ПМТО резко возросла. Еще более она увеличилась в связи с подготовкой и проведением военной операции России в Сирии.

Через Тартус ведется снабжение российской военной группировки. Грузы доставляются большими десантными кораблями всех четырех флотов ВМФ России и вспомогательными судами ВМФ из военно-морской базы в Новороссийске (так называемый «Сирийский экспресс»).

В Тартусе были проведены работы по расчистке и углублению фарватера и укреплению причалов, что дало возможность принимать там корабли второго ранга (класса фрегат или большой десантный корабль) и крупнотоннажные суда.

В ходе антитеррористической операции в Сирии ПТМТО Тартус был прикрыт с воздуха зенитными ракетными системами (ЗРС) С-300В4, а с моря – береговыми ракетными комплексами «Бастион». Для охраны водного района в Тартус были переброшены два патрульных катера проекта 03160 «Раптор». С суши задача по обеспечению безопасности пункта возложена на батальон морской пехоты Черноморского флота, личный состав которого меняется каждые три месяца.

Зенитная ракетная система (ЗРС) С-300В4. Источник: vladtime.ru.

В настоящее время деятельность ПМТО Тартус регулируется новым Соглашением между РФ и САР о расширении территории пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ в районе порта Тартус и заходах военных кораблей РФ в территориальное море, внутренние воды и порты САР от 18 января 2017 г.

Согласно Соглашению, Сирия безвозмездно передала России земельные участки и акватории, а также объекты недвижимого имущества, необходимые для размещения и функционирования ПМТО. Кроме того, для обеспечения функционирования ПМТО Россия и Сирия совместно используют принадлежащие САР и расположенные в порту Тартус объекты недвижимого имущества, не переданные в безвозмездное пользование ПМТО.

Максимально в ПМТО могут одновременно находиться 11 военных кораблей РФ, включая военные корабли с ядерной энергетической установкой (при условии соблюдения ядерной и экологической безопасности). При этом Россия обязана уведомлять уполномоченный орган Сирии о заходах военных кораблей не менее чем за 12 часов до захода (в случае оперативной необходимости – за 6 часов), о выходе военных кораблей – не позднее, чем за 3 часа до выхода ( в случае оперативной необходимости – за 1 час).

Соглашение действует в течение 49 лет и автоматически продлевается на последующие 25-летние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за один год до истечения очередного периода не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам другую Сторону о своем намерении прекратить его действие.

Аэродром Хмеймим

Аэродром Хмеймим расположен в 25 км к югу от Латакии – главного портового города Сирии на Средиземном море. До 2016 г. назывался Международным аэропортом имени Басиля Аль-Асада. Располагает одной бетонной взлетно-посадочной полосой длиной 2797 м.

26 августа 2015 г. было заключено Соглашение между РФ и САР о размещении авиационной группы Вооруженных Сил РФ на территории САР. В соответствии с ним Сирия на безвозмездной основе предоставила в пользование России аэродром Хмеймим с его инфраструктурой и выделяемой по согласованию Сторон необходимой территорией. Первоначально Соглашение предусматривало бессрочное размещение российской авиагруппы, но затем в соответствии с протоколом к Соглашению от 18 января 2017 г. было установлено, что оно действует в течение 49 лет и автоматически продлевается на последующие 25-летние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за один год до истечения очередного периода не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам другую Сторону о своем намерении прекратить его действие.

В соответствии с Соглашением в Хмеймим через воздушное пространство Ирана и Ирака было переброшено 32 боевых самолета (четыре истребителя Су-30СМ, четыре фронтовых бомбардировщика Су-34, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М и 12 штурмовиков Су-25СМ), самолет радиоэлектронной разведки Ил-20М1, а также 12 ударных вертолетов Ми-24П и пять транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ. 30 сентября 2015 г. российские летчики начали воздушную операцию против террористических группировок в Сирии.

Самолет радиоэлектронной разведки Ил-20М. Источник: yandex.ru.

С 17 ноября 2015 г. группировка российских ВКС в Сирии стала авиационной бригадой особого назначения, которая также управляет авиацией, действующей по целям в Сирии с территории России.

6 декабря 2015 г. в Хмеймим было переброшено еще четыре фронтовых бомбардировщика Су-34. Также в декабре был переброшен бомбардировщик Су-24М (взамен сбитого турками 24 ноября 2015 г.). 30 января 2016 г. в Хмеймим перебросили четыре истребителя Су-35С. 27 февраля 2016 г. были переброшены четыре дополнительных бомбардировщика Су-24М. Кроме того, в начале декабря 2015 г. в Сирию прибыло четыре ударных вертолета Ми-35М.

Таким образом, к 27 февраля 2016 г. состав российской авиагруппы был доведен до 44 боевых самолетов (четыре истребителя Су-35С, четыре истребителя Су-30СМ, восемь фронтовых бомбардировщиков Су-34, 16 фронтовых бомбардировщиков Су-24М и 12 штурмовиков Су-25СМ) и 18 вертолетов.

14 марта было объявлено о сокращении российской группировки и к 20 марта в Россию вернулись четыре Су-34, четыре Су-24М, все 12 Су-25СМ и четыре Ми-35М. Осталось 24 боевых самолета (четыре Су-35С, четыре Су-30СМ, четыре Су-34, 12 Су-24М) и 14 вертолетов (включая по два вновь переброшенных Ми-28Н и Ка-52). Кроме этого в Хмеймиме базировались беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Форпост».

По состоянию на 12 марта 2017 г. в Сирии на аэродроме Хмеймим базировалось 24 российских боевых самолета (пять фронтовых бомбардировщиков Су-34, четыре истребителя Су-35С, четыре истребителя Су-30СМ, семь фронтовых бомбардировщиков Су-24М и четыре штурмовика Су-25СМ). Кроме того, в Сирии также находятся 24 российских вертолета (четыре Ми-28Н, четыре Ka-52, 12 МИ-24П/Ми-35М, четыре Ми-8АМТШ) и применяется порядка 80 БПЛА.

Аэродром Хмеймим охраняет батальонная тактическая группа со средствами усиления 810-й отдельной бригады морской пехоты ЧФ. От ударов с воздуха аэродром защищают ЗРС С-400, а также зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь».

Ракетно-пушечный комплекс «Панцирь».Источник: pokazuha.ru.

Российское военное присутствие за рубежом

Подводя итоги следует сказать, что по сравнению с США российское военное присутствие в других государствах мира является достаточно скромным. Если США располагают 513 военными базами и военными объектами (military installations) в 42 зарубежных странах, то у России около насчитывается менее двух десятков в девяти государствах.

При этом, если у США основная часть зарубежных военных объектов находится далеко за пределами страны (больше всего их в Германии, Японии и Южной Корее), то основная часть российских баз и военных объектов за рубежом носит, если так можно выразиться, «реликтовый характер». Это малая часть бывших советских военных объектов в новых независимых государствах, образовавшихся после распада СССР, которые перешли под российскую юрисдикцию.

По-настоящему новой российской базой, которая не имеет никаких советских корней, является только аэродром Хмеймим в Сирии.

При этом надо иметь в виду, что после распада СССР Россия отказалась от многих баз и объектов в зарубежных странах, выведя оттуда свои войска (см. подробнее первую статью этого цикла). В отличие от этого, США наращивают свое военное присутствие в Восточной Европе, хотя формально оно пока осуществляется на ротационной основе, без создания там постоянных американских военных баз.

На военных базах США в Бельгии, Нидерландах, Германии, Италии и Турции размещаются тактические ядерные авиабомбы B61, в то время как Россия еще к середине 1990-х гг. полностью вывела свое стратегическое и тактическое ядерное вооружение с территории зарубежных государств.

Все российские базы и военные объекты за рубежом можно в широком плане разделить на две группы.

К первой группе относятся базы и объекты, обеспечивающие стратегическую стабильность и испытания вооружений. Это радиолокационные системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в Беларуси и Казахстане, оптико-электронный узел системы контроля космического пространства в Таджикистане, узлы связи с кораблями и подводными лодками ВМФ России в Беларуси и Киргизии, испытательная база противолодочного вооружения на озере Иссык-Куль и автономный сейсмический пункт в Киргизии, полигоны в Казахстане (важнейшим из них является полигон противоракетной обороны (ПРО) Сары-Шаган).

Перенос этих объектов на территорию России нецелесообразен либо из-за высоких финансовых и временных затрат, либо в силу их выгодного географического положения (как это имеет место, например, в случаях с узлами связи ВМФ в Беларуси и Киргизии и узлом системы контроля космического пространства в Киргизии).

Впрочем, с учетом того, что Министерство обороны РФ намерено сосредоточить наземные средства СПРН только на территории России, можно ожидать в перспективе закрытия РЛС СПРН в Беларуси и Казахстане. Так, уже действующая РЛС «Воронеж-ДМ» в Калининградской области дублирует РЛС «Волга» в Беларуси, соглашение об использовании (правда с возможностью пролонгации) которой истекает в 2020 г.

К тому же приемные и передающие модули РЛС «Волга» выпускались на Украине, что в нынешней геополитической обстановке и экономической ситуации на Украине делают невозможной их замену в случае необходимости. А с постановкой на боевое дежурство РЛС «Воронеж-М» в Орске (Оренбургская область) станет ненужной РЛС «Днепр-М» в Казахстане.

Вторую группу российских баз и военных объектов за рубежом составляют базы и объекты, которые обеспечивают региональную стабильность и защиту государств-союзников России (Абхазия, Южная Осетия, Армения, Таджикистан, Киргизия), выполняют миротворческие функции (Молдова) и участвуют в проведении военных операций против международного терроризма (Сирия). При этом 201-я российская база в Таджикистане и аэродром Кант в Киргизии являются также базами Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ).

Каковы дальнейшие перспективы создания российских баз за рубежом?

В связи с возвращением российского флота в Мировой океан, а также возобновления постоянного патрулирования Дальней авиации, в последние годы в СМИ появлялась информация о возможности создания за рубежом новых российских военных баз. Среди возможных мест их размещения называли, в частности, Кипр, Вьетнам, Сейшельские острова, Сингапур, Кубу, Никарагуа, Венесуэлу, Аргентину и др.

Следует, однако, иметь в виду, что развертывание и логистическое обеспечение таких баз было бы довольно затратным, а их существование сильно зависело бы от внутриполитической ситуации в принимающих государствах.

Советский Союз в свое время столкнулся с ситуацией, когда в связи с изменением внутриполитического курса тех или иных стран ему приходилось закрывать базы и полностью выводить войска (например, из Албании, Египта, Сомали, а потом и изо всей Восточной Европы). К тому же, некоторые страны, где потенциально могли бы появиться российские военные базы, исходя из своей внешней политики и (или) законодательства вообще исключают создание на своей территории любых иностранных военных баз (например, Вьетнам, Венесуэла, Иран).

Более выгодным представляется заключение с иностранными государствами соглашений об упрощенном заходе кораблей ВМФ России. Так Россия уже заключила подобные соглашения с Вьетнамом, Никарагуа, Экваториальной Гвинеей и Египтом.

О том, что российские корабли могут свободно швартоваться у берегов Филиппин, заранее уведомив о своих намерениях, заявил в марте 2017 г. президент Филиппин Родриго Дутерте. Российские военные корабли регулярно заходят в порты Кипра для пополнения запасов продовольствия, воды и топлива и Кипр намерен и далее продолжить одобрять заявки на такие заходы. На коммерческой основе российские военные корабли заправляются даже в испанской Сеуте, хотя Испания является членом НАТО. С апреля 2010 по октябрь 2016 гг. технические остановки в этом испанском анклаве сделали как минимум 60 российских военных кораблей. За это Испания оказалась под огнем критики со стороны своих союзников по Североатлантическому Альянсу.

Точно так же, без формального создания авиабаз, Россия может использовать и уже использует иностранные аэродромы. Так, в сентябре 2008 г. два стратегических бомбардировщика Ту-160 совершили перелет на аэродром Либертадор в Венесуэле и обратно. А в октябре 2013 г. два Ту-160 приземлились в аэропорту Майкетия имени Симона Боливара венесуэльской столицы Каракаса. Затем из Венесуэлы Ту-160 перелетели на аэродром Манагуа (Никарагуа), откуда и вернулись в Россию.

Стратегический бомбардировщик Ту-160. Источник: krasvozduh.ru.

В 2014 г. для посадки самолетов Ил-78, которые обеспечили дозаправкой топливом в воздухе стратегические бомбардировщики Ту-95МС, впервые был использован аэродром Камрань (Вьетнам). Для этих целей аэродром Камрань использовался и в дальнейшем, что вызвало недовольство руководства США. Оно обратилось к Вьетнаму с просьбой запретить поддержку полетов самолетов российских ВВС.

Используются иностранные аэродромы (помимо авиабазы Хмеймим) и в военной операции в Сирии. Так, Россия использовала для оказания огневой поддержки правительственным войскам сирийские авиабазы Шайрат в 38 км к югу Хомса (тут самую, по которой США нанесли удар крылатыми ракетами «Томагавк» ночью 7 апреля 2017 г.) и Тияс между Хомсом и Пальмирой. В Шайрате базировались вертолеты Ка-52, Ми-28Н, Ми-24/35 и Ми-8, Аль-Тайс – вертолеты Ми-24/35.

С 2015 г. Россия использует для переброски в Сирию самолетов и личного состава транзитные аэродромы подскока в Иране. 16-18 августа 2016 г. российские дальние бомбардировщики Ту-22М3 и фронтовые бомбардировщики Су-34 наносили удары по объектам террористов в Сирии с иранской авиабазы Хамадан. В марте 2017 г. министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что Россия может использовать «на временной основе» базы, расположенные на территории Ирана, в интересах борьбы с террористами в Сирии. При этом о создании в Иране постоянной российской базы или баз речи не идет.

Юрий Зверев, заведующий кафедрой географии, природопользования и пространственного развития БФУ им. И. Канта

http://kommersant.ru/doc/766827; http://alerozin.narod.ru/SyriaTartus.htm

Там же.

http://tass.ru/info/3695196; https://vz.ru/politics/2013/9/24/651799.html; https://lenta.ru/articles/2016/07/15/syrianxpress/.

http://www.interfax.ru/world/545398; http://www.interfax.ru/russia/539891.

http://bmpd.livejournal.com/1812440.html; http://bmpd.livejournal.com/1542377.html; http://bmpd.livejournal.com/2495624.html.


Пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе появился у СССР в 1971 году, в соответствии с двухсторонним соглашением между двумя странами.
Изначально пункт был создан для обеспечения действий советского флота в Средиземноморье, а именно для ремонта кораблей и судов 5‑й оперативной (Средиземноморской) эскадры, их снабжения топливом, водой и расходными материалами.
В 1991 году, после распада СССР, Средиземноморская эскадра прекратила своё существование, но пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Сирии остался. В 1991—2007 годах осуществлялись разовые походы кораблей ВМФ России в Средиземное море, корабли пользовались пунктом в Тартусе для пополнения запасов топлива и продовольствия.
По состоянию на 2009 год пункт материально-технического обеспечения ВМФ состоял из двух плавучих причалов, плавучей мастерской — ПМ‑61М (один — с 1999 года), административного здания, казармы, двух небольших хранилищ и различных хозяйственных объектов на суше. Только один из двух причалов был годен для эксплуатации. ПМТО ВМФ в Тартусе обслуживал штат из четырёх российских военных моряков.

В 2010—2012 годах предполагалось осуществить модернизацию причального фронта, после завершения которой пункт материально-технического обеспечения ВМФ становится полноценной военно-морской базой с возможностью базирования тяжёлых кораблей, в том числе крейсеров и авианосцев.
База в Тартусе смогла бы обеспечивать всем необходимым корабли, которые будут выполнять задачи защиты гражданского судоходства в районе Африканского Рога от сомалийских пиратов, значительно повышая возможность оперативного использования сил флота ввиду того, что совсем близко от Тартуса находится выход в Красное море через Суэцкий канал.
Кроме того, от Тартуса около 6 — 7 дней перехода до Гибралтарского пролива, через который корабли выходят в Атлантический океан, являющийся оперативной зоной Северного и Балтийского флотов. Предполагаемая модернизация не состоялась.
Ещё в 2010 году в Минобороны России не отказывались от планов иметь в будущем пункты базирования не только в Тартусе, но и на острове Сокотра (Йемен) и в порту Триполи (Ливия). Однако Арабская весна, вызвавшая изменение политической обстановки в этом регионе, поставила эти планы под сомнение.
По мнению британского еженедельника The Economist база имеет большое значение для российской внешней разведки, в том числе электронной.
В сентябре 2013 года Россия восстанавливает своё присутствие в Средиземноморье. Создаётся действующая на постоянной основе Средиземноморская эскадра Военно-Морского Флота Российской Федерации, включающая до 10 кораблей, в том числе боевые суда и суда обеспечения.
На 2015 год была запланирована реконструкция 720 ПМТО ВМФ в сирийском порту Тартус, после чего он может принимать одновременно корабли первого и второго ранга из состава российской средиземноморской группировки.
После модернизации инфраструктуры 720 ПМТО ВМФ один из пирсов способен принимать корабль первого ранга (крейсер или эсминец), а второй — сразу два корабля второго ранга (фрегат или большой десантный корабль).
«ПМТО ВМФ в Тартусе будет не только сохранён, но и значительно обновлён с учётом новой политической ситуации в Сирии и военной обстановки в средиземноморском регионе. Мы планируем со следующего года приступить к обновлению всей инфраструктуры этого пункта. По отдельному согласованию с сирийской стороной будем укреплять все виды защиты этого объекта, включая противовоздушную и противодиверсионную оборону», — сообщил представитель Главного штаба ВМФ.
26 марта 2015 года Президент Сирии Башар Асад сообщил:
«Мы приветствуем расширение российского присутствия в Восточном Средиземноморье, особенно у наших берегов и в наших портах. По словам президента Сирии, «что касается российского присутствия в различных регионах мира, в том числе в Восточном Средиземноморье, в сирийском порту Тартус, оно необходимо для поддержания баланса, который был потерян после распада СССР более 20 лет назад».
«Для нас чем больше укрепляется присутствие России в нашем регионе, тем более стабильным он становится, поскольку Россия играет очень важную роль в укреплении стабильности во всём мире».
Персонал объекта, в начале гражданской войны в Сирии составлявший несколько человек, сейчас превышает 1 700 специалистов (на сентябрь 2015).
14 октября 2015 года правительственное информагентство Сирии САНА опубликовало информацию, что после завершения дноуглубительных работ на фарватере и укрепления пирсов сможет принимать крупнотоннажные корабли. Военный источник заявил, что в Тартусе полным ходом ведутся работы по расчистке и углублению фарватера порта. Для этих целей ранее было, в частности, задействовано килекторное судно Черноморского флота КИЛ-158. Активно ведутся работы по укреплению причалов, обновляется часть инфраструктуры порта.
В октябре 2016 года Минобороны России начало подготовку документов, которые позволят создать в сирийском Тартусе постоянную военно-морскую базу. Президент Сирии Башар Асад сказал, что он «приветствует расширение российского присутствия в Восточном Средиземноморье».
29 декабря 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о расширении территории пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации в районе порта Тартус и заходах военных кораблей Российской Федерации в территориальное море, внутренние воды и порты Сирийской Арабской Республики».
В июле 2017 года на территории пункта впервые проведён военно-морской парад в честь Дня Военно-Морского Флота.