Балтийский флот ВМФ России состав

Содержание

Балтийский флот ВМФ России

Балтийский флот ВМФ России

Нашивка Балтийского флота ВМФ России Служба


Россия

Общие данные

1703 — н.в. Годы существования

Министерство обороны РФ Подчинение

Военно-морской флот Тип

Балтийск Кронштадт Дислокация

В.П. Кравчук. Действующий
командир

Численный состав

Техника (по состоянию на 2014 г.):

  • Техника подводная — 2;
  • Техника надводная — 41.

Военные конфликты

  • Вторая мировая война
  • Ливонская война
  • Русско-шведская война 1656—1658 гг.
  • Северная война
  • Семилетняя война

НаградыОрден Красного Знамени

История

Допетровская эпоха

Морские походы новогородцев на Балтике

Балтийское море носило стратегическое значение сразу с появлением государственности на территории Руси. Отсюда начинался имевший международное значение путь из варяг в греки. На северном участке этого пути располагались одни из древнейших русских городов — Ладога и первая столица Руси — Новгород. В составе вооружённых сил Новгорода не было специальных военных флотов. Для военных действий на флоте использовались обычные торговые суда.

Известно о следующих типах судов: скедия, буса, шитик, «корабль», набойня, струг и чёлн. Каждая ладья с экипажем составляла отдельную боевую единицу, личный состав которой разделялся на десятки. Ладьи объединялись в отряды, несколько отрядов составляли флот во главе которого стоял князь. Основным тактическим приёмом ведения морского боя был абордаж.

Взятие Нарвы

Ливонская война

Оборона Пскова

В июле 1557 года по указу Ивана Грозного началось строительство первого русского порта на Балтике. Руководил строительством Дмитрий Семёнович Шастунов. Порт был построен в кратчайшие сроки, и вскоре царский указ воспретил новгородским и псковским купцам торговать в ливонских городах Нарве и Ревеле. Отныне они должны были ждать «немцев» в своей земле.

В 1558 году Иван Грозный начал Ливонскую войну. Потерявшие доходы от транзита русских товаров Швеция и Польша развернули в Балтийском море широкую каперскую деятельность против судов идущих в Нарву. С целью противодействия им Иван Грозный в марте 1570 года выдал царскую грамоту датчанину Карстену Роде. Грамотой был определен порядок дележа добычи, назначено жалование команде, приказано:

…воеводам и приказным людям, того атамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помощников в наших пристанищах на море и на земле в береженье и в чести держать

.

Русско-шведская война 1656—1658 гг.

Осада Риги в 1656 году. Гравюра XVII века

В кампании 1656 года русские войска действовали на двух направлениях. Главные силы действовали вдоль Западной Двины, продвигаясь к Риге. В феврале 1656 года в Смоленском уезде началась постройка флотилии из 600 стругов для перевозки войск. К июлю строительство флотилии было закончено. Струги имели длину от 16 до 35 метров и могли вмещать до 50 солдат. Прочие суда использовались для доставки продовольствия, эвакуации раненых и больных. 31 июля был взят Динабург, 14 августа — Кокенгаузен. Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин основал судостроительную верфь в Царевиче-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море. 21 августа начата осада Риги. Однако Ригу взять не удалось. Другой отряд русских войск должен был очистить от шведов Ижору и овладеть устьем Невы, после чего перед Потемкиным была поставлена задача идти на Стокгольм.

Рождение флота

Заслуга в создании Балтийского флота по праву принадлежит Петру I. В конце XVII века на Плещеевом озере Петром I создается потешная флотилия. В январе 1696 года при подготовке ко Второму Азовскому походу на верфях Воронежа и в Преображенском было развёрнуто масштабное строительство кораблей. Построенные в Преображенском галеры в разобранном виде доставлялись в Воронеж, там собирались и спускались на воду. Кроме того, из Австрии были приглашены инженерные специалисты. Свыше 25 тысяч крестьян и посадских было мобилизовано с ближайшей округи на строительство флота. Были сооружены 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и мелких судов. Во главе флота поставлен Лефорт. Флагманом флотилии определен 36-пушечный корабль «Апостол Пётр». В мае 1696 года русская флотилия блокировала Азов с моря. 19 июля 1696 года крепость сдалась. 20 октября 1696 года Боярская Дума провозглашает:

Морским судам быть…

Эту дату можно считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. Утверждается обширная программа судостроения — 52 судов. Для финансирования строительства флота вводятся новые виды податей: землевладельцы были объединены в так называемые кумпанства по 10 тыс. дворов, каждое из которых на свои деньги должно было построить корабль.

Летом 1699 года первый большой русский корабль «Крепость» отвёз русского посла в Константинополь для переговоров о мире. Само существование такого корабля склонило султана к заключению мира в июле 1700 года, который оставил за Россией крепость Азов. В 1697 — 1698 годах в составе Великого посольства в Голландии Пётр I поработал плотником на верфях Ост-Индийской компании, при участии царя был построен корабль «Пётр и Павел».

Карта военных действий

Северная война

Начало войны было крайне неудачно для русской армии, начавшись с поражения под Нарвой. Однако, Карл XII в дальнейшем направил свои войска против союзников России, что дало Петру I необходимую передышку. В 1701 году началась постройка 600 стругов на реках Волхов и Луга. Более 300 речных судов и лодок было построено на Новгородской верфи на реке Пола, впадающей в озеро Ильмень. Были взяты в казну все годные частные суда на Ладожском и Онежском озёрах, реках Свирь и Волхов. Вскоре шведские флотилии были вытеснены из Ладожского, Псковского и Чудского озёр.

Зимой 1702 года началась постройка верфи на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро. В том же 1702 году на реке Свирь была заложена Олонецкая верфь. 22 августа 1703 года на Олонецкой верфи был спущен первый линейный корабль — 28-пушечный фрегат «Штандарт». Ещё одна верфь заложена на реке Волхов. Корабли, построенные на реке Сясь и на Олонецкой верфи, положили начало Балтийскому флоту. В результате Северной войны Россия вернула себе выход к Балтийскому морю. В ходе Северной войны была создана сеть баз для флота, главной из которых был Петербург. Передовой военно-морской базой являлся Ревель. В 1723 году было закончено строительство военно-морской базы Кронштадт, которая с 1724 года стала главной базой флота.

Первая половина XVIII века

Балтийский флот после окончания Северной войны

По штату 1720 года в составе корабельного флота должно было состоять:

  • три 90-пушечных линейных корабля
  • четыре 80-пушечных
  • два 76-пушечных
  • двенадцать 66-пушечных
  • шесть 50-пушечных
  • шесть 32-пушечных фрегатов
  • три 16-пушечных
  • три 14-пушечных шнявы.

В галерном флоте должно было быть 130 галер. С 1722 по 1725 гг. было построено 9 линейных кораблей, 3 фрегата, одна шнява, 22 вспомогательных и одно гребное судно. В 1724 году в составе Балтийского флота числилось 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и много небольших парусных и гребных судов. Одновременно, с 1722 года резко снижаются темпы кораблестроения. В последние годы царствования Петра закладывалось не более 1-2 кораблей в год, а необходимое количество для поддержания штатного состава было 3 корабля в год. Резко ухудшилось положение в кораблестроении после смерти Петра. В 1726 году был заложен всего один 54-пушечный корабль, а в период с 1727 по 1730 годы не было заложено ни одного корабля. В 1727 году в составе флота насчитывалось 15 боеспособных линейных кораблей и 4 боеспособных фрегата. В 1728 году шведский посланник в России доносил своему правительству:

Несмотря на ежегодную постройку галер, русский галерный флот, сравнительно с прежним, сильно уменьшается. Корабельный же приходит в прямое разорение, потому, что старые корабли все гнилы, так что более четырех или пяти линейных кораблей вывести в море нельзя, а постройка новых ослабела. В адмиралтействах же такое несмотрение, что флот и в три года нельзя привести в прежнее состояние, но об этом никто не думает

Императрица Анна Иоанновна

Балтийский флот в царствование Анны Иоанновны

По восшествии на престол и упразднении Верховного тайного совета императрица Анна Иоанновна первыми своими указами обратилась к проблеме восстановления флота. 21 июля (1 августа) 1730 года императрица издала именной указ:

О содержании галерного и корабельного флотов по регламентам и уставам

В декабре 1731 года императрица распорядилась возобновить на Балтийском флоте регулярные учения с выходом в море, дабы:

иметь сие и людям обучение и кораблям подлинной осмотр, ибо в гавани такелаж и прочее повреждение невозможно так осмотреть, как корабль в движении

В январе 1731 года на Адмиралтейских верфях был заложен новый 66-пушечный корабль «Слава России», еще два корабля были заложены в феврале и марте 1732 года. По штату 1732 года основными в корабельном флоте стали 66-пушечные корабли, которые должны были составлять 59,3 % состава флота. При этом, комиссия исходила из следующих соображений:

  • особенности конструкции русских 66-пушечных кораблей позволяли им носить пушки такого-же калибра, как пушки 70-пушечных кораблей иностранных флотов;
  • 66-пушечные корабли уже существуют в составе флота и по их выбытии часть их оснастки и артиллерии можно использовать для снаряжения новых кораблей, а артиллерия и оснастка составляли 28,6-38,3 % от стоимости всего корабля.

Противоборствующие коалиции в Европе 1756 года Николас Покок. «Битва в Квиберонском заливе» (1759)

Вторая половина XVIII века

Семилетняя война

1757

17 апреля императрица Елизавета издала указ о посылке Ревельской эскадры под командой контр-адмирала Люиса к курляндским берегам для блокады прусских портов Мемеля, Пиллау и Кенигсберга. 29 апреля из Ревеля вышла эскадра контр-адмирала Люиса в составе 6 линейных кораблей и 3 фрегатов к прусским берегам. 1 мая в море выходит Кронштадтская эскадра 1 линейного корабля, 2 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей, 2 прамов. 31 мая из Кронштадта вышли основные силы флота под командованием адмирала Мишукова в составе 11 линейных кораблей, 1 фрегата, 1 брандера и 1 госпитального судна для блокады прусских портов. Галерный флот в компанию 1757 года занимался доставкой войск и снабжением для русской армии в Восточной Пруссии. 22 августа отряд из 10 галер при входе в Куриш-Гаф у устья речки Лабио, имели перестрелку с прусской береговой батареей в ходе которой подавили её.

1758

После получения весной 1758 года от русского посла из Лондона сведений о приготовлении британским адмиралтейством эскадры, для отправки на Балтику было принято решение о посылке русской и шведской эскадр к датским проливам для противодействия английской эскадре. 9 июля у о. Борнхольм русский флот в составе 17 линейных кораблей и 5 фрегатов соединился со шведской эскадрой в составе 6 линейных кораблей и 3 фрегатов и под общей командой адмирала Мишукова направился в Зунд, где занял позицию у острова Амагер вблизи Копенгагена. Здесь он пробыл до начала сентября, когда стало очевидно, что английская эскадра в этом году на Балтике не появится. Одновременно, часть сил русского флота была задействована для блокировки прусского побережья, контроля за устьями рек, перехвата прусских транспортов, снабжения войск. В октябре 1758 года русский корпус генерала Пальмбаха начал осаду Кольберга. Было принято решение о снабжении войск морским путём. Однако, из-за осенних штормов это оказалось неосуществимым. Из 27 зафрахтованных торговых транспортов, отправленных в октябре из Риги, Мемеля и Кенигсберга к Кольбергу, 11 погибло со своими экипажами, а большая часть остальных была разбросана по разным портам.

Начало XX века

1917—1941 годы

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции моряки Балтийского флота защищали подступы к столице — Петрограду, до 20 тысяч моряков сражались на всех сухопутных фронтах. Именно они составляли основную силу советского военно-морского флота на различных морских и речных театрах. В 1919 году, обороняя Петроград, Балтийский флот затопил 18 и повредил 16 кораблей английских интервентов. С 1918 года Балтийский флот носил название Морских сил Балтийского моря. К 1921 году Балтийский флот перестал существовать как боеспособное объединение. После Гражданской войны Балтийский флот начинает перевооружаться — на службу поступают десятки новейших кораблей, самолёты морской авиации, дальнобойные орудия береговой обороны. 23 февраля 1928 года флот был награждён орденом Красного Знамени. С 1935 года Морские силы Балтийского моря снова стали называться Балтийским флотом. Во время советско-финской войны Балтийский флот оказывал содействие войскам в наступлении на Карельском перешейке и занял острова Гогланд, Лавенсаари, Сескар.

1941—1945 годы

В Великую Отечественную войну Балтийский флот вступил в составе двух линкоров, двух крейсеров, 19 эсминцев, 65 подводных лодок, 656 самолётов и другого вооружения. Так что балтийцы под командованием адмирала Владимира Трибуца были готовы к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Моряки Балтийского флота обороняли Моонзундские острова, Таллин и полуостров Ханко, провели Таллинский переход, принимали активное участие в обороне Ленинграда в 1941—1944 гг., в 1944—1945 гг. в разгроме немецко-фашистских войск под Ленинградом, в Прибалтике — Прибалтийская операция, в Восточной Пруссии и Восточной Померании. Обороняя Родину, балтийцы затопили 1205 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов, уничтожили 2418 самолетов противника. Более 82 тысяч моряков были отмечены высокими государственными наградами, 173 балтийцам присвоено звание Герой Советского Союза, в том числе четырём — дважды.

Вторая половина ХХ века

В 1946 года в структуре Краснознамённого Балтийского флота произошли изменения: он был разделён на два флота — Юго-Балтийский и Северо-Балтийский, но в декабре 1955 года флот был восстановлен в прежней структуре. С начала 1950-х годов возможности флота заметно возросли: это было связано и с освоением нового ракетно-ядерного оружия, и с пополнением флота ракетными кораблями и реактивными самолетами. Корабли Балтийского флота стали выполнять задачи боевой службы в Северном и Средиземном морях, Атлантическом и Индийском океанах. 7 мая 1965 года героический Балтийский флот получил второй Орден Красного Знамени за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. На начало 1991 года Балтийский флот ВМФ СССР являлся крупнейшим флотом в регионе Балтийского моря и имел в своём составе 232 боевых корабля, включая 32 дизельные подводные лодки, 328 боевых самолётов и 70 вертолётов, 16 пусковых установок береговых ракетных частей, соединения береговой обороны и морской пехоты, соединения и части оперативного, тылового и технического обеспечения. Основными пунктами базирования флота были: Балтийск, Свиноуйсьце, Даугавгрива и Лиепая, Таллин и Палдиски. Флот также имел несколько манёвренных пунктов базирования на территории РСФСР, ГДР, Эстонской, Литовской и Латвийской советских социалистических республик. Авиация БФ имела десять основных аэродромов, на которых базировались 240-й и 170-й морские штурмовые авиаполки и 145-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья, а также 13 запасных аэродромов, предназначенных для распределения сил и манёвра. Судоремонтом кораблей Балтийского флота занимались четыре судоремонтных завода: 7-й СРЗ, 29-й СРЗ, 33-й СРЗ и 177-й СРЗ.

Современность

Современный Балтийский флот — разновидовое оперативно-стратегическое территориальное объединение, включающее в себя корабельные силы, морскую авиацию, средства противовоздушной обороны, береговые войска, единые органы оперативного, технического и тылового обеспечения. Основу корабельного состава Балтийского флота составляют два эскадренных миноносца проекта 956 «Настойчивый» и «Беспокойный». Они были введены в строй в начале 1990-х гг. В 2000—2010 гг. корабли флота посетили с визитами и деловыми заходами более 100 морских портов стран Европы, Азии, Америки и Африки, успешно участвовали в международных учениях. В 2000-х гг. боевой состав флота пополнился современными кораблями, оснащенными новейшими вооружением и техническими средствами: сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», корветы «Стерегущий» и «Сообразительный», дизельная подводная лодка «Санкт-Петербург». В 2013 году в состав флота вошёл серийный корвет «Бойкий». В ближайшей перспективе в состав флота войдут: и «Стойкий», а также фрегат «Адмирал Горшков». В 2014 году значительную часть кораблей и судов БФ оснастят новыми морскими средствами навигации. В частности, на корабли будут установлены новейшие гидрометеокомплексы «Характер-К», электронные картографические навигационные информационные системы «Аляска» и «Сегмент», гирокурсоуказатели «ГКУ-5», интегрированные малогабаритные системы навигации и стабилизации «Кама», корабельные приемоиндикаторы «Квиток». Также спланировано проведение работ по модернизация лагов и магнитных компасов. Всего в течение 2014 года на кораблях и судах флота будет установлено более 30 единиц различных морских средств навигации. По сообщению от 2.7.2014 спасатели БФ начали установку на борту килекторного судна КИЛ-926 «Александр Пушкин» новейшего глубоководного аппарата «Пантера Плюс», способного работать на глубине до 1000 м при сильном течении. В начале следующей недели запланированы первые пробные спуски «Пантеры» в условиях базы. После чего специалисты спасательного отряда приступят к отработке практических задач, по поиску и подъёму различных затонувших объектов в открытом море. По сообщению от 5.8.2014 комплекс «Пантера Плюс» введён в эксплуатацию. Осенью 2015 года должна завершиться реконструкция причального фронта главной военно-морской базы Балтийского флота — военной гавани Балтийска, после этого она сможет принимать корабли любого ранга. Сейчас Балтийский флот является основной учебной базой для ВМФ России и наряду с Северным флотом, 1-м командованием ВВС и ПВО, Московским и Ленинградским военными округами вошёл в состав созданного Западного военного округа. На базе 12-й дивизии надводных кораблей ожидается создание Оперативного командования в Северной Атлантике.

Система базирования

Дислокация

  • Штаб Калининград.
  • Балтийская военно-морская база.
  • Ленинградская ВМБ.
    • Санкт-Петербург.
    • Кронштадт.
    • Ломоносов.

Корабельный состав Балтийского флота

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч»

  • Настойчивый (1991)
  • Беспокойный (1990)
  • Настойчивый (1991)

  • Беспокойный (1990)

Сторожевые корабли 2-го ранга проекта 11540 «Ястреб»

  • Неустрашимый (1988)
  • Ярослав Мудрый (1990)
  • Неустрашимый (1988)

  • Ярослав Мудрый (1990)

Сторожевые корабли 2-го ранга проекта 20380 «Стерегущий»

  • Стерегущий (2006)
  • Сообразительный (2010)
  • Бойкий (2011)
  • Стойкий (2012)
  • Стерегущий (2006)

  • Сообразительный (2010)

  • Бойкий (2011)

  • Стойкий (2012)

Малые ракетные корабли проекта 1234.1

  • Зыбь (1989)
  • Гейзер (1989)
  • Пассат (1990)
  • Ливень (1991)
  • Зыбь (1989)

  • Гейзер (1989)

Малые противолодочные корабли проекта 1331-М

  • Уренгой (1986)
  • Зеленодольск (1987)
  • Казанец (1987)
  • Алексин (1989)
  • МПК-227 (1989)
  • Калмыкия (1990)

Ракетные катера проекта 1241 «Молния»

  • Р-129
  • Р-257
  • Р-47
  • Р-187
  • Р-291
  • Р-293
  • Р-2
  • Р-32
  • П-104

Большие десантные корабли проекта 775

  • БДК-43 «Минск»
  • БДК-58 «Калининград»
  • БДК-100 «Александр Шабалин»
  • БДК-61 «Королев»

Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр»

  • МДК-50 «Евгений Кочешков»
  • МДК-94 «Мордовия»

Десантные катера проекта 1176 «Акула»

  • Д-465
  • Д-325
  • Д-365

Десантные катера проекта 11770 «Серна»

  • Д-67
  • Д-1441
  • Д-1442

Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь»

  • Денис Давыдов
  • Лейтенант Римский-Корсаков

Подводные лодки проекта 877 «Палтус»

  • «Выборг»
  • «Дмитров»

Командующие

1935 — наше время

  • 1935—1937 — флагман флота 2-го ранга Л.М. Галлер
  • 1937 — флагман 1-го ранга А.К. Сивков
  • 1937—1938 — флагман 1-го ранга И.С. Исаков
  • 1938—1939 — флагман 2-го ранга Г.И. Левченко
  • 1939—1946 — адмирал В.Ф. Трибуц

В 1946 году Балтийский флот был разделен на 4-й и 8-й военно-морские флоты.
4-й ВМФ

  • 1946—1947 — адмирал Г.И. Левченко
  • 1947—1952 — адмирал В.А. Андреев
  • 1952—1955 — адмирал А.Г. Головко

8-й ВМФ

  • 1946—1947 — адмирал В.Ф. Трибуц
  • 1947—1950 — вице-адмирал Ф.В. Зозуля
  • 1950—1954 — адмирал Н.М. Харламов
  • 1954—1955 — адмирал В.А. Касатонов

В 1955 году 4-й и 8-й военно-морские флоты были вновь объединены в Балтийский флот.

  • 1955—1956 — адмирал А.Г. Головко
  • 1956—1959 — адмирал Н.М. Харламов
  • 1959—1967 — адмирал А.Е. Орёл
  • 1967—1975 — адмирал В.В. Михайлин
  • 1975—1978 — вице-адмирал А.М. Косов
  • 1978—1981 — адмирал В.В. Сидоров
  • 1981—1985 — адмирал И.М. Капитанец
  • 1985 — адмирал К.В. Макаров
  • 1985—1991 — адмирал В.П. Иванов
  • 1991—2000 — адмирал В.Г. Егоров
  • 2000—2006 — адмирал В.П. Валуев
  • 2006—2007 — вице-адмирал К.С. Сиденко
  • 2007—2009 — вице-адмирал В.Н. Мардусин
  • 2009—2012 — вице-адмирал В.В. Чирков
  • 2012 — н.в. вице-адмирал В.П. Кравчук

Балтийский флот ВМФ России — новый корабельный состав

В рамках Государственной программы перевооружения армии и флота до 2020 года Балтийский флот ВМФ России продолжает принимать в состав новые боевые корабли и суда обеспечения. По состоянию на 1 мая 2019 года в составе БФ числится 76 боевых кораблей, катеров и подводных лодок, а также 164 судна обеспечения и других вспомогательных единиц. Конечно общий процент новых вымпелов поступивших на флот, предположим после 2010 года, значительно мал, и в случае с боевым составом составляет всего около 20%, и в случае с Вспомогательным флотом около 25%. При этом стоит отметить, что порядок обновления идет достаточно разнородным группами, и например крупных судов обеспечения дальней морской зоны пока для БФ не построено.

  • © ic.pics.livejournal.com

Тем не менее Балтийский флот продолжает наращивать свой потенциал. Здесь хочется отметить что уже в далеком 2007 году именно Балтийский флот стал первым в ВМФ России принявшим в состав новейший крупный боевой корабль построенный новой Россией — им стал корвет «Стерегущий» проекта 20380. Здесь же в 2010 году была принята в состав первая новая дизельная подводная лодка проекта 677 — Б-585 «Санкт-Петербург» ( затем переведена в состав СФ). За последние годы БФ также начал значительно обновлять свой состав, в результате чего на флоте сформирована достаточно серьезная ударная надводная группа способная решать широкий круг задач.

Было бы правильно провести обзор не только боевой составляющей флота, но и обеспечивающей, так как она играет не менее важную роль в обеспечении боевой подготовки флота. В обзор включены единицы переданные соединениям Балтийского флота с 1.01.2010 по 1.05.2019. Как оказалось их не менее 50. И так приступим:

1). Гвардейский корвет «Сообразительный» проекта 20380 — в состав Балтийского флота передан в 2011 году. Этот корвет стал первым кораблем в ВМФ России вооруженным ЗРК «Редут». Предназначен для поиска и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника в ближней и дальней морской зоне. Службу несет в составе 128 бригады надводных кораблей (Балтийск).

2). Корвет «Бойкий» проекта 20380 — в состав Балтийского флота передан в 2013 году. Предназначен для поиска и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника в ближней и дальней морской зоне .Службу несет в составе 128 бригады надводных кораблей (Балтийск).

  • © ic.pics.livejournal.com

3). Корвет «Стойкий» проекта 20380 — в состав Балтийского флота передан в 2014 году. Предназначен для поиска и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника в ближней и дальней морской зоне. Службу несет в составе 128 бригады надводных кораблей (Балтийск).

4). Малый ракетный корабль «Зеленый Дол» проекта 21631 — в состав ВМФ вошел в 2015 году. Изначально службу нес в составе ЧФ, с октября 2016 года в составе БФ. Предназначен для уничтожения надводных кораблей и береговых объектов противника. Cлужбу несет в составе 36 ордена Нахимова 1 степени бригады ракетных катеров Балтийской ВМБ (Балтийск).

  • © ic.pics.livejournal.com

5). Малый ракетный корабль «Серпухов» проекта 21631 — в состав ВМФ вошел в 2015 году. Изначально службу нес в составе ЧФ, с октября 2016 года в составе БФ. Предназначен для уничтожения надводных кораблей и береговых объектов противника. Cлужбу несет в составе 36 ордена Нахимова 1 степени бригады ракетных катеров Балтийской ВМБ (Балтийск).

6). Малый ракетный корабль «Мытищи» проекта 22800 — в состав Балтийского флота передан в 2018 году. Предназначен для уничтожения надводных кораблей и береговых объектов противника. Cлужбу несет в составе 36 ордена Нахимова 1 степени бригады ракетных катеров Балтийской ВМБ (Балтийск).

  • © ic.pics.livejournal.com

7). Морской тральщик «Александр Обухов» проекта 12700 — в состав Балтийского флота передан в 2016 году. Предназначен для поиска и уничтожения мин и минных заграждений противника, их постановки. Cлужбу несет в составе 323 дивизиона тральщиков 64 бригады кораблей ОВР Балтийской ВМБ (Балтийск).

  • © ic.pics.livejournal.com

8). Десантный катер на воздушной каверне «Мичман Лермонтов» проекта 21820 — в состав Балтийского флота передан в 2014 году. Предназначен для оперативной переброски морем личного состава и техники в заданный район. Службу несет в составе 71 ордена Красной Звезды бригаде десантных кораблей Балтийской ВМБ ( Балтийск).

  • © ic.pics.livejournal.com

9). Десантный катер на воздушной каверне «Денис Давыдов» проекта 21820 — в состав Балтийского флота передан в 2014 году. Предназначен для оперативной переброски морем личного состава и техники в заданный район. Службу несет в составе 71 ордена Красной Звезды бригаде десантных кораблей Балтийской ВМБ ( Балтийск).

10). Десантный катер на воздушной каверне «Лейтенант Римский-Корсаков» проекта 21820 — в состав Балтийского флота передан в 2014 году. Предназначен для оперативной переброски морем личного состава и техники в заданный район. Службу несет в составе 71 ордена Красной Звезды бригаде десантных кораблей Балтийской ВМБ ( Балтийск).

11). Противодиверсионный катер «П-680» проекта 12150А — в состав Балтийского флота передан в 2013 году. Предназначен для оперативной переброски морем групп специального назначения и другого личного состава. Службу несет в составе морского разведывательного пункта центра разведки БФ.

  • © ic.pics.livejournal.com

12). Противодиверсионный катер «П-679» проекта 12150А — в состав Балтийского флота передан в 2013 году. Предназначен для оперативной переброски морем групп специального назначения и другого личного состава. Службу несет в составе морского разведывательного пункта центра разведки БФ.

13). Противодиверсионный ( десантно-штурмовой) катер П-280 «Юнармеец Балтики» проекта 03160 — в состав Балтийского флота передан в 2015 году. Предназначен для оперативной переброски морем групп специального назначения, их высадки на берег, и решения широкого круга задач патрульного характера. Службу несет в составе 473 отряда по борьбе с ПДСС Краснознаменной 105 бригады кораблей ОВР Ленинградской ВМБ ( Кронштадт).

  • © ic.pics.livejournal.com

14). Противодиверсионный ( десантно-штурмовой) катер П-281 проекта 03160 — в состав Балтийского флота передан в 2015 году. Предназначен для оперативной переброски морем групп специального назначения, их высадки на берег, и решения широкого круга задач патрульного характера. Службу несет в составе 473 отряда по борьбе с ПДСС Краснознаменной 105 бригады кораблей ОВР Ленинградской ВМБ ( Кронштадт).

15). Противодиверсионный ( десантно-штурмовой) катер П-345 проекта 03160 — в состав Балтийского флота передан в 2017 году. Предназначен для оперативной переброски морем групп специального назначения, их высадки на берег, и решения широкого круга задач патрульного характера. Службу несет в составе 313 отряда по борьбе с ПДСС 64 бригады кораблей ОВР Балтийской ВМБ (Балтийск).

16). Противодиверсионный ( десантно-штурмовой) катер П-659 проекта 03160 — в состав Балтийского флота передан в 2018 году. Предназначен для оперативной переброски морем групп специального назначения, их высадки на берег, и решения широкого круга задач патрульного характера. Службу несет в составе 313 отряда по борьбе с ПДСС 64 бригады кораблей ОВР Балтийской ВМБ (Балтийск).

17). Судно комплексного портового обслуживания «Александр Гребенщиков» проекта 03180 — в 2014 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для снабжения кораблей и судов в ближней морской зоне различными видами топлива, обеспечения перевозок грузов разных типов, сбора нефтемусора. Службу несет в составе отряда судов обеспечения Балтийской ВМБ (Балтийск).

  • © ic.pics.livejournal.com

18). Морской спасательный буксир «Виктор Конецкий» проекта 745МБС — в 2013 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для обеспечения буксировок кораблей и судов, решения задач обеспечения в дальней морской зоне. Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Ломоносов.

  • © ic.pics.livejournal.com

19). Спасательный буксир «Александр Фролов» проекта 02980 — в 2017 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для обеспечения буксировок кораблей и судов, решения задач обеспечения в дальней морской зоне. Службу несет в составе отряда АСС Балтийского флота с базированием на Балтийск.

19). Спасательный буксир «Нина Соколова» проекта 02980 — в 2016 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для обеспечения буксировок кораблей и судов, решения задач обеспечения в дальней морской зоне. Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Ломоносов.

  • © ic.pics.livejournal.com

20). Спасательный буксир «СБ-123» проекта 02980 — в 2016 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для обеспечения буксировок кораблей и судов, решения задач обеспечения в дальней морской зоне. Службу несет в составе отряда АСС Балтийского флота с базированием на Балтийск.

21). Морской буксир «Анатолий Птицын» проекта 02790 — в 2016 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для обеспечения буксировочных работ, пожаротушения и перевозки малых грузов. Службу несет в составе отряда судов обеспечения Балтийской ВМБ (Балтийск).

  • © ic.pics.livejournal.com

22). Морской буксир «МБ-96» проекта 02790 — в 2016 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для обеспечения буксировочных работ, пожаротушения и перевозки малых грузов. Службу несет в составе отряда судов обеспечения с базированием на Ломоносов.

23). Опытовое судно (рейдовый буксир специального назначения) «Белуха» проекта 16609 — в 2014 году вошло в состав Балтийского флота. Действует в интересах ГУГИ. Базируется в Ломоносове.

  • © ic.pics.livejournal.com

24). Рейдовый буксир «РБ-20» проекта 90600 — в 2011 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения буксировочных работ в базах, пожаротушения и перевозки малых грузов. Службу несет в составе отряда судов обеспечения с базированием на Ломоносов.

  • © ic.pics.livejournal.com

25). Рейдовый буксир «РБ-27» проекта 90600 — в 2011 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения буксировочных работ в базах, пожаротушения и перевозки малых грузов. Службу несет в составе отряда судов обеспечения с базированием на Ломоносов.

26). Рейдовый буксир «РБ-42» проекта 90600 — в 2011 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения буксировочных работ в базах, пожаротушения и перевозки малых грузов. Службу несет в составе отряда судов обеспечения Балтийской ВМБ (Балтийск).

27). Рейдовый буксир «РБ-394» проекта 90600 — в 2012 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения буксировочных работ в базах, пожаротушения и перевозки малых грузов. Службу несет в составе отряда судов обеспечения Балтийской ВМБ (Балтийск).

28). Рейдовый буксир «РБ-395» проекта 90600 — в 2012 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения буксировочных работ в базах, пожаротушения и перевозки малых грузов. Службу несет в составе отряда судов обеспечения Балтийской ВМБ (Балтийск).

29). Рейдовый буксир «РБ-401» проекта 90600 — в 2013 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения буксировочных работ в базах, пожаротушения и перевозки малых грузов. Службу несет в составе отряда судов обеспечения Балтийской ВМБ (Балтийск).

30). Рейдовый буксир «РБ-413» проекта 90600 — в 2014 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения буксировочных работ в базах, пожаротушения и перевозки малых грузов. Службу несет в составе отряда судов обеспечения Балтийской ВМБ (Балтийск).

31). Рейдовый буксир «РБ-366» проекта 90600 — в 2015 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения буксировочных работ в базах, пожаротушения и перевозки малых грузов. Службу несет в составе отряда судов обеспечения с базированием на Ломоносов.

32). Рейдовый буксир «РБ-393» проекта 90600 — в 2017 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения буксировочных работ в базах, пожаротушения и перевозки малых грузов. Службу несет в составе отряда судов обеспечения с базированием на Ломоносов.

33). Буксирный катер «БУК-2182» проекта 04690 — в 2017 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения буксировочных работ в базах, пожаротушения и перевозки малых грузов. Службу несет в составе отряда судов обеспечения Балтийской ВМБ (Балтийск).

  • © ic.pics.livejournal.com

34). Большой гидрографический катер БГК-2149 «Евгений Гницевич» проекта 19920 — в 2015 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения гидрографических работ в ближней морской зоне. Службу несет в составе Гидрографической службы БФ с базированием на Ломоносов.

  • © ic.pics.livejournal.com

35). Большой гидрографический катер «Георгий Зима» проекта 23040 Г — в 2018 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения гидрографических работ в ближней морской зоне. Службу несет в составе Гидрографической службы БФ с базированием на Кронштадт.

  • © ic.pics.livejournal.com

36). Малый гидрографический катер «МГК-403» проекта 1403А — в 2010 году вошел в состав Балтийского флота. Службу несет в составе Гидрографической службы БФ с базированием на Ломоносов.

  • © ic.pics.livejournal.com

37). Спасательный многофункциональный катер «СМК-2093» проекта 23370 — в 2014 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнение задач аварийно-спасательного обеспечения в пределах базы ( водолазные спуски). Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Ломоносов.

  • © ic.pics.livejournal.com

38). Спасательный многофункциональный катер «СМК-2097» проекта 23370 — в 2014 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнение задач аварийно-спасательного обеспечения в пределах базы ( водолазные спуски). Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Ломоносов.

39). Спасательный многофункциональный катер «СМК-2098» проекта 23370 — в 2014 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнение задач аварийно-спасательного обеспечения в пределах базы ( водолазные спуски). Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Ломоносов.

40). Спасательный многофункциональный катер «СМК-2170» проекта 23370 — в 2015 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнение задач аварийно-спасательного обеспечения в пределах базы ( водолазные спуски). Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Балтийск.

41). Спасательный многофункциональный катер «СМК-2172» проекта 23370 — в 2015 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнение задач аварийно-спасательного обеспечения в пределах базы ( водолазные спуски). Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Балтийск.

42). Рейдовый водолазный катер «РВК-1148» проекта 14157 — в 2015 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения задач аварийно-спасательного характера, обеспечения работы водолазных групп. Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Кронштадт.

  • © ic.pics.livejournal.com

43). Рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения «РВК-1064» проекта 23040 — в 2014 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения задач аварийно-спасательного характера, обеспечения работы водолазных групп. Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Ломоносов.

44). Рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения «РВК-1102» проекта 23040 — в 2014 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения задач аварийно-спасательного характера, обеспечения работы водолазных групп. Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Ломоносов.

  • © ic.pics.livejournal.com

45). Рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения «РВК-2162» проекта 23040 — в 2015 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения задач аварийно-спасательного характера, обеспечения работы водолазных групп. Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Балтийск.

46). Рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения «РВК-2163» проекта 23040 — в 2015 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения задач аварийно-спасательного характера, обеспечения работы водолазных групп. Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Балтийск.

47). Рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения «РВК-2164» проекта 23040 — в 2015 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения задач аварийно-спасательного характера, обеспечения работы водолазных групп. Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Балтийск.

48). Рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения «РВК-2166» проекта 23040 — в 2015 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения задач аварийно-спасательного характера, обеспечения работы водолазных групп. Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Балтийск.

49). Рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения «РВК-2167» проекта 23040 — в 2015 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения задач аварийно-спасательного характера, обеспечения работы водолазных групп. Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Балтийск.

50). Рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения «Виталий Мариенко» проекта 23040 — в 2015 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для выполнения задач аварийно-спасательного характера, обеспечения работы водолазных групп. Службу несет в составе АСС Балтийского флота с базированием на Балтийск.

51). Самоходный морской кран СПК-49150 «Борис Пыхтин» проекта 02690 — в 2016 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для обеспечения подъемных работ в пределах базы, транспортировки грузов ( в том числе бортовых боезапасов кораблей). Службу несет в составе отряда судов обеспечения Балтийской ВМБ (Балтийск).

  • © ic.pics.livejournal.com

52). Самоходный морской кран «СПК-50150 «проекта 02690 — в 2016 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для обеспечения подъемных работ в пределах базы, транспортировки грузов ( в том числе бортовых боезапасов кораблей). Службу несет в составе отряда судов обеспечения с базированием Ломоносов.

53). Опытовое судно «Ладога» проекта 11982 — в 2018 году вошло в состав Балтийского флота. Предназначено для проведения испытаний подводных аппаратов и комплексов военного и спасательного назначения. Действует в интересах ГУГИ. Базируется в Ломоносове.

  • © ic.pics.livejournal.com

54). Разъездной катер П-415 «Георгий Потехин» проекта 03160 — в 2017 году вошел в состав Балтийского флота. Предназначен для обеспечения решения задач разъездного характера. Базируется в Балтийске.

  • © ic.pics.livejournal.com

55). Катер связи «КСВ-2168» проекта 1388Н3 — в 2018 году вошел в состав Балтийского флота. Службу несет в составе 64 бригады кораблей ОВР Балтийской ВМБ (Балтийск).

  • © ic.pics.livejournal.com

56). Катер связи «Иоанн Кронштадтский» проекта 21270 — в 2017 году вошел в состав Балтийского флота. Службу несет в составе Краснознаменной 105 бригады кораблей ОВР Ленинградской ВМБ c базированием на Кронштадт.

  • © ic.pics.livejournal.com

Кроме того отдельно отмечу, что после 2010 года в состав Балтийского флота также передавались рейдовые и патрульные катера проекта БЛ-820. По предварительным оценкам их в составе не менее 4 единиц. В 2012 году флот принял в состав первую десантно-штурмовую лодку проекта 02800 типа «Тавр». Одновременно для обеспечения боевой подготовки на флот поступили новые большие и малые корабельные щиты. И не стоит забывать что с 2000 по 2010 годы на БФ также поступило около 20 новых боевых и вспомогательных единиц.

При подготовке материала использованы фотографии: А.Акентьева, Д.Гагонина, Н.Прохорова, а также ресурсов «Водный транспорт» и форума «Морской» Авиабазы.

Артем Балабин. Май 2019.

eagle_rost

«Красная Звезда» к сожалению редко дает интересные материалы в последнее время, но этот порадовал
«В восточном Средиземноморье»

Большие десантные корабли «Азов» (передний) и «Минск» проекта 775 ВМФ России проходят 22 января 2016 года пролив Босфор, направляясь из Черного моря в Сирию.
(с) Yörük Işık / twitter.com/YorukIsik
Самое любопытное выделено:
В рубке БДК «Александр Шабалин» хранится кубок лучшему соединению надводных кораблей Балтийского флота. И грамота, поясняющая, что 71-я бригада десантных кораблей завоевала первое место, достигнув высоких показателей в боевой и мобилизационной готовности, поддержании правопорядка и воинской дисциплины.
Кубок и грамоту по итогам 2015 учебного года командующий войсками Западного военного округа вручил командиру бригады капитану 1 ранга Евгению Мясоедову. И никто не может усомниться, что моряки-десантники заслужили эти награды. По словам начальника штаба соединения капитана 2 ранга Георгия Дегтярёва, в 2015 году корабли бригады оставили за кормой более 150 тысяч миль.
Сейчас у пирса в Балтийске можно видеть только один из четырёх БДК 71-й бригады – «Александр Шабалин». «Минск» и «Королёв» – на боевой службе в восточном Средиземноморье. «Калининград» проходит средний ремонт: ответственное, длительное и дорогостоящее мероприятие, подразумевающее замену двигателей, ремонт кают и кубриков, а также замену некоторых видов радиоэлектронного вооружения корабля на более современные. Впрочем, долго отдыхать в заводе у экипажа не получится: напряжённая международная обстановка требует окончания ремонта в сжатые сроки – представители промышленности обещали уложиться за год взамен положенных двух. Потом один из вернувшихся с боевой службы кораблей в Средиземном море заменит БДК «Александр Шабалин». И вновь у причала будет нести дежурство лишь один корабль бригады – на него возложат участие в учениях, внезапных проверках и торжественных мероприятиях.
Боевая служба вдали от родных берегов ни для кого не бывает лёгкой. По отношению к морякам десантных кораблей это справедливо вдвойне: форма корпуса, позволяющая БДК подойти близко к берегу, сказывается на устойчивости к качке. Качает БДК всегда сильнее, чем более мореходные сторожевики или эсминцы. И выносить эту непрестанную качку морякам-десантникам приходится долгие месяцы. Особенно тяжело бывает жарким летом: корабли проекта 775 немолоды – самый новый, «Королёв», был спущен на воду в 1990 году, самый старый, «Минск», – в 1983-м. А это предполагает и возможные отказы системы кондиционирования, и прочие неурядицы по механической части.
Тем не менее длительные боевые службы – лучшая школа для экипажей. По мнению капитана 2 ранга Дегтярёва, в связи с тем что корабли много ходят самостоятельно, у офицеров соединения развивается инициативность, готовность принимать ответственные решения, повышается морская выучка. Поскольку российская корабельная группировка в Средиземном море регулярно проводит учения (в том числе с кораблями иностранных флотов), растёт мастерство как офицеров, так и всего личного состава в вопросах применения оружия, механиков – в плане ремонтной подготовки. Помимо этого, боевая служба сплачивает экипаж, делает каждого моряка надёжным звеном одной цепи.
За прошедший год корабли соединения участвовали в двух международных учениях: «Морское взаимодействие – 2015» –
с кораблями ВМС КНР и «Мост дружбы – 2015» – с моряками Египта. Но главная задача БДК на средиземноморском театре – доставка грузов. И с этой задачей балтийцы справляются более чем успешно. В 2015 году кораблями 71-й бригады было доставлено более 7 тысяч тонн различных грузов для российской группировки в Сирии. Экипажи БДК понимают: без их ежедневной тяжёлой и рутинной работы не были бы столь эффективными удары по террористам наших ВКС и наступательные действия сирийской армии.
В ходе выполнения поставленных задач БДК соединения неоднократно проходили проливы Босфор и Дарданеллы. Несмотря на напряжённые отношения между нашей страной и Турцией, препятствий к прохождению Черноморских проливов турецкая сторона российским кораблям не чинила. Случались задержки, но вызваны они были исключительно навигационными причинами: проливы достаточно сложны в навигационном отношении, поэтому задержки в их прохождении случаются регулярно, вне зависимости от политической обстановки.
За время «южных командировок» с моряками-балтийцами случалось всякое. Однажды десантники дружно, всем экипажем нарушили форму одежды: за время боевой службы была принята новая форма, а находившийся в Средиземном море экипаж вернулся в Балтийск в старой. Бывает, что жёны офицеров и контрактников, узнав, что корабль стал под загрузку в Новороссийске, берут билеты на самолёт и успевают проведать ушедших на боевую службу мужей. Случается морякам в южных портах России встречать родственников: на кораблях 71-й бригады служат выходцы со всей страны, в том числе и из южных регионов. Регулярно доводится слышать много добрых слов в свой адрес со стороны офицеров сирийской армии.
Впрочем, не только дальними походами живёт сегодня 71-я бригада. В этом году три новейших десантных катера проекта 21820 производства Ярославского судостроительного завода прошли заводские и государственные испытания и вошли в состав соединения. Второе значительное событие – ввод в строй двух десантных кораблей на воздушной подушке: впервые после многих лет в 2015 году они вышли в море парой. Не ограничивается Балтийским и Средиземным морями и география деятельности моряков бригады. Немолодые уже десантные катера проекта 11770 соединения ежегодно выполняют задачи по освоению Арктики. Балтийцы доставляют технику и имущество на строящиеся в Российской Арктике военные объекты.
А ещё у моряков 71-й бригады скоро юбилей. 28 декабря 2016 года соединению исполняется 55 лет. Если интенсивность несения боевых служб балтийскими БДК не снизится, то кубок за 2016 учебный год вполне может стать наградой ко дню рождения бригады: ведь моряков опытнее, чем десантники Балтийского флота, в любом случае не найти.
p.s. обратите внимание БДК «Калининград» проходит ускоренный средний ремонт.
Корабли бригады перевезли в Сирию 7 тыс военных грузов, в операциях Сирийского Экспресса участвуют десантные и транспортные корабли и других флотов—сколько же тонн военных грузов они перевезли?

Tags: ВМФ

Балтийский военный флот в наше время

Основанный еще в 1703 году государем Петром Первым, Балтийский флот по сей день является внушительным аргументом в политике международных отношений Российской Федерации.

Балтийский флот находится в составе Западного военного округа. Штаб флота расположен в городе Балтийск Калининградской области. Кроме того, существует пункт базирования кораблей в городе Кронштадт Ленинградской области.
В состав Балтийского флота входит:
Двенадцатая дивизия надводных кораблей с базой в Балтийске (Калининградская область), в которую входят:
— 128 бригада надводных кораблей, в составе которой с 1991-91 годов несут службу эскадренные миноносцы «Настойчивый» и «Беспокойный».
«Настойчивый», называвшийся до 15 февраля 1992 года «Московский Комсомолец» — флагман Балтийского флота, является шестнадцатым эскадренным миноносцем проекта 956-А «Сарыч» или по классификации НАТО — Sovremenny class destroyer. Сошел со стапеля 19 января 1991 года. Вошел в состав флота 30 декабря 1992 года. Неоднократно принимал и принимает участие в учениях и маневрах, как российских, так и международных.

«Беспокойный», как и его побратим «Настойчивый», является эскадренным миноносцем проекта 956. Полное водоизмещение корабля составляет порядка 8 тысяч тонн, максимальная длина 156.5 метров, ширина 17.2 метра, осадка 8.2 метра. Мощность силовой установки в 100 тысяч лошадиных сил в сочетании с двумя пятилопастными винтами, обеспечивает кораблю максимальную скорость хода 33.4 узла. Запас хода на максимальной заправке топливом в экономичном режиме составляет четыре с половиной тысячи миль. Численность экипажа 300 человек. Штатное вооружение состоит из двух спаренных артиллерийских установок АК-130/54 с боекомплектом по 2000 выстрелов, двух противокорабельных ракетных установок системы П-270 «Москит», двух реактивных бомбомётных установок РБУ-1000 («Смерч-2»), двух зенитно-ракетных комплексов «Ураган», двух торпедных аппаратов с 4-мя торпедами «СЭТ-65», а также системами обнаружения, наведения, постановки помех и слежения. Также имеется палубный вертолет Ка-27, предназначенный для обнаружения, слежения и уничтожения подводных лодок противника.
Кроме того, в состав 128-й бригады входят сторожевые корабли «Неустрашимый» проекта 11540, в строю с 1993 года, «Неукротимый» проекта 1135М, в строю с 1977 года и «Пылкий» проекта 11352, в строю с 1978 года.
Корабли проекта 11540 имеют полное водоизмещение 4350 тонн, силовая установка из двух маршевых и двух форсажных газотурбинных установок суммарной мощностью 57 тысяч лошадиных сил обеспечивает максимальную скорость 30 узлов. Вооружение корабля представлено артиллерийской установкой АК-100, 4х2 пусковыми установками противокорабельных ракета Х-35, . 2×3 533-мм торпедными аппаратами, 1-й установкой постановки активных помех РБУ-6000, 2-мя ракетно-торпедными комплексами «Водопад-НК». Зенитно-ракетное вооружение включает в себя 4×8 зенитно-ракетных комплекса «Кинжал» и 2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик». Для борьбы с подводными лодками имеется палубный вертолет Ка-27.
Корабли проекта 1135 имеют полное водоизмещение 3190 тонн, силовая установка из двух маршевых и двух форсажных газотурбинных установок суммарной мощностью 63.4 тысячи лошадиных сил обеспечивают максимальную скорость 32 узла. Вооружение представлено РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Ангара-А» (МР-310А), спаренным 100-миллиметровым орудием АК-100 (боекомплект 400 выстрелов), 1х4 противолодочными ракетными комплексами «Раструб-Б», 2х2 автоматизированными корабельными зенитно-ракетными комплексами «Оса-М», 2х4 533-мм торпедными аппаратами ПТА-53-1135 (8 торпед 53-65К или СЭТ-65).

«Пылкий» был модернизирован по проекту 1135.2: была установлена радиолокационная система «Фрегат», «РБУ-6000» заменили на противокорабельный ракетный комплекс «Уран».
— 71-я бригада десантных кораблей, в составе которой находятся 3 больших десантных корабля проекта 775: БДК-43 «Минск» (в строю с 1983 года); БДК-58 «Калининград» (в строю с 1984 года); БДК-100 «Александр Шабалин» (в строю с 1986 года) и 1 большой десантный корабль проекта 775М «Королев» (в строю 1992 года).

Десантные корабли проекта 775 имеют полное водоизмещение 4080 тонн, дизельную силовую установку суммарной мощностью 21 тысяча лошадиных сил, которая позволяет кораблю двигаться с максимальной скоростью 17.8 узла. Вооружение составляют 2 универсальные спаренные корабельные артиллерийские установки калибра 57 миллиметров, 2 2-хствольные корабельные установки А-215 «Град-М», 4 переносных зенитно-ракетные комплекса «Игла» и 90 противокорабельных мин.
— 36-я бригада ракетных катеров, состоящая из 1-го гвардейского дивизиона ракетных катеров и 106-го дивизиона малых ракетных кораблей.

В 106-й дивизион входят малые ракетные катера «Волна», «Радуга», «Молния», «Град», «Шквал» (проект 1234).
Катера проекта 1234 имеют следующие тактико-технические характеристики:
Водоизмещение – 700 тонн;
Длина/ширина/осадка – 59.3/11.8/3.02 метра;
Силовая установка – дизельная 3хМ-507А по 10 тысяч лошадиных сил;
Максимальная скорость – 35 узлов;
Запас хода – 4000 миль;
Вооружение: спаренная 57-мм артиллерийская установка АК-725, 6 противокорабельных ракетных установок П-120 «Малахит», 1 зенитно-ракетный комплекс «Оса-М».
— 64-я бригада кораблей охраны водного района, в которую входят 264-й дивизион противолодочных кораблей и 323-й дивизион тральщиков.
— 123-я бригада подводных лодок, в составе которой находятся три дизельные подводные лодки. Подводная лодка Б-227, проект 877, в строю с 1983 года, Б-806, проект 877 ЭКМ, в строю с 1986 года и Б-585 «Санкт Петербург», проект 677, в строю с 2010 года.
Лодки проекта 877 имеют следующие тактико-технические характеристики:
Водоизмещение подводное/надводное – 3040/2300 тонн;
Скорость, подводная/надводная – 19/10 узлов;
Максимально допустимая глубина погружения – 350 метров;
Автономность – 45 суток;
Силовая установка – дизель генераторы 2х1500 киловатт;
Вооружение – 6х533 миллиметровых носовых торпедных аппарата, 18 торпед или 24 мины, ракетная установка «Бирюза ЗМ-54Э1» для борьбы с кораблями и подводными лодками и зенитно-ракетный комплекс «Стрела-ЗМ» или «Игла-1».

Также в составе Балтийского флота числятся:
— 105-я бригада кораблей охраны водного района. В составе бригады находятся 109-й дивизион малых противолодочных кораблей и 22-й дивизион тральщиков.
— 336-я отдельная гвардейская бригада морской пехоты;
— 79-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада, в составе которой находятся: 319-й отдельный гвардейский мотострелковый батальон, 377 отдельный мотострелковый батальон, 386 отдельный мотострелковый батальон, 102 отдельный танковый батальон, 45 отдельный гаубичный самоходный артиллерийский дивизион и 483 отдельный зенитный ракетно-артиллерийский дивизион.
— 152-я гвардейская ракетная бригада;
— 244-я артиллерийская бригада;
— 25-я береговая ракетная бригада;
— 7-й отдельный мотострелковый полк;
— 22-й зенитно-ракетный полк;
— 841-й отдельный центр радиоэлектронной борьбы;
— 302-й полк радиоэлектронной борьбы;
— 9-й Флотский экипаж;
— 17-й Флотский экипаж;
— 127-й отдельный морской инженерный батальон;
— 522-й узел связи.

Балтийский флот от «Штандарта» до «Стерегущего»

1.Первый российский фрегат

Десять самых известных кораблей Балтийского флота

22 августа 1703 года на Свирской верфи был спущен первый корабль — 28-пушечный фрегат «Штандарт». Он имел 3 мачты, водоизмещение 220 тонн, длину 27,5 метров по корпусу, ширину 7 метров, осадку 3,3 метра, проектную скорость под парусами 10-11 узлов. Его экипаж составлял 120 человек. В сентябре 1703 года фрегат перешёл в Санкт-Петербург. Принимал участие в Северной войне. С 1705 по 1709 год с мая по октябрь ежегодно выходил к Кроншлоту в составе эскадры для защиты Санкт-Петербурга с моря. В 1725 году по указу Адмиралтейств-коллегии фрегат был переведён в Кронверкскую гавань и вытащен на берег. Предполагалось его сохранить как первое линейное судно Балтийского флота. Однако корпус корабля был настолько ветхим, что при попытке поднять его тросами он был буквально перерезан на части. В 1730 году фрегат был разобран. В 1999 году фрегат «Штандарт» был воссоздан по сохранившимся чертежам. Сейчас выполняет функции учебного и туристского судна.

2. Линкор «Полтава»

Десять самых известных кораблей Балтийского флота

Первый корабль, который заложили и построили на верфях Санкт-Петербурга. Был спущен на воду 15 июня 1712 года. Длина по верхней палубе: 40,1 метра, длина по килю 34,7 метра, ширина — 11,7 метра. Имел водоизмещение 1100 тонн, осадку 4,6 метра. Был вооружен 54 пушками и имел экипаж в различное время от 300 до 460 человек. Самые активные боевые действия линкор «Полтава» вел в Северной войне 1713 года. Дважды ремонтировался, был списан в 1732 году.

3. Шлюпы «Восток» и «Мирный»

Шлюп «Восток» был построен в 1818 году в Петербурге. Водоизмещение — 900 тонн, вооружение-28 орудий, экипаж-117 человек. Шлюп «Мирный» (бывший транспорт «Ладога») был построенный в 1818 году в Лодейном Поле, водоизмещение — 530 тонн, вооружение — 20 орудий, экипаж — 73 человека. Командовали кораблями опытные офицеры российского военного флота капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М. П. Лазарев. Именно на этих кораблях было сделано одно из величайших географических открытий — шестого континента, Антарктиды. Это произошло 18 января 1820 года.

4. Крейсер революции

Десять самых известных кораблей Балтийского флота

23 мая 1897 года на государственной судоверфи «Новое Адмиралтейство» в Петербурге состоялась торжественная закладка трёх бронепалубных крейсеров — «Дианы», «Паллады» и «Авроры», того самого крейсера, который дал холостой залп по Зимнему дворцу в октябре 1917 года. Полное водоизмещение крейсера «Аврора» — 6731 тонна, длина — 127 метров, ширина — 16,8 метра, осадка — 6,4 метра. Максимальная скорость — 19,2 узла. «Аврора» была оснащена восемью 152-миллиметровыми орудиями, двадцатью четырьмя 75-миллиметровыми орудиями, восемью 37-миллиметровыми скорострельными пушками и двумя десантными 64-миллиметровыми пушками. Крейсер имел три торпедных аппарата: два подводных, расположенных по правому и левому бортам судна и один надводный, находившийся в носовой части. Крейсер участвовал в Цусимском сражении. С 1906 по 1914 год «Аврору» использовали как учебный корабль, на котором кадеты и гардемарины Морского корпуса овладевали корабельной практикой. С началом Первой мировой войны «Аврора» вновь встала на боевую службу. В 1916-м году встал на ремонт в Петрограде и принял участие в революционных событиях 1917 года.

5. «Гангут» — «Октябрьская революция»

Десять самых известных кораблей Балтийского флота

Линейный корабль, названный первоначально в честь первой победы Российского флота у мыса Гангут, был заложен 3 июня 1909 года на Новоадмиралтейском судостроительном заводе в Петербурге и 24 сентября 1911 года спущен на воду. В конце ноября 1914 года был включен в состав 2-й бригады линейных кораблей Балтийского флота. 27 июня 1925 года линкору присвоено наименование «Октябрьская революция», а 23 июля 1926 года он вновь был включен в состав Морских сил Балтийского моря.Во время советско-финляндской войны кораблям Краснознаменного Балтийского флота было поручено подавить огневые точки врага на островах и приморском плацдарме и оказать огневую поддержку сухопутным войскам. Сотни тонн тяжелых снарядов обрушила в те дни «Октябрьская революция» на неприятеля, сокрушив все назначенные цели. Его водоизмещение 26 692 тонн, длина 184,9 метра, ширина 26,9 метра, осадка 9,5 метра. Вооружение крупнокалиберные артиллерийские установки, зенитные пулеметы, четыре торпедных аппарата и 4 параван-охранителя. Экипаж 1411 человек. В 1953 году линкор был переведен в состав учебных кораблей, а через три года исключен из состава флота.

6. Герой таллиннского похода

Десять самых известных кораблей Балтийского флота

«Киров» — советский легкий артиллерийский крейсер проекта 26. Спущен на воду 30 ноября 1936 года. Исключен из состава флота в 1974 году. Водоизмещение 7880 тонн, длина 191,3 метра, ширина 17,7 метра, осадка 5,27 метра. Был вооружен 9 башенными орудиями, зенитными установками, двумя трехтрубными торпедными аппаратами и глубинными бомбами. Мог запускать с помощью катапульты самолет класса «Хенкель». 22 июня 1941 года находился на рейде Риги. Участвовал в обороне Таллина: с 22 по 27 августа произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией. На рейде Таллина крейсер получил одно попадание немецкого крупного снаряда в корму, погибло 9 членов экипажа, 30 получили ранения. В знаменитом отходе Балтийского флота из Таллинна шел, как флагман отряда главных сил. На крейсере эвакуировались Военный совет КБФ, члены правительства Эстонии, ценности эстонского государственного банка и Краснознаменное знамя Балтийского флота.

7. Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий»

Десять самых известных кораблей Балтийского флота

«Гремящий» был заложенный 23 июля 1936 года. Через три года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота, а через несколько месяцев в паре с эскадренным миноносцем «Сокрушительный» по Беломорско-Балтийскому каналу совершил переход из Кронштадта в Полярное.Эсминец выполнил 90 боевых заданий командования, пройдя в боях и походах 59 850 миль, отразил 112 налетов вражеской авиации, уничтожив 14 и повредив 23 самолета. 11 раз поддерживал фланги Красной Армии и десанты Северного флота артиллерийским огнем. Обеспечил переходы 39 союзных и 24 отечественных конвоев, трижды совместно с другими кораблями действовал на морских коммуникациях противника, потопил одну и повредил две подводные лодки. В апреле 1956 года эсминец был разоружен и переведен в класс опытовых кораблей, а еще через два года исключен из Военно-Морского Флота. Эсминец имел водоизмещение 2380 тонн, длину 112,9 метров, ширину 10,2 метра, осадку 4 метра. Был вооружен четырьмя 130-миллиметровыми орудиями и другой арлиллерией, двумя 3-трубными торпедными аппаратами. Та же имел 2 бомбомета и 2 параван-трала. Принимал на борт 56 мин, 30 больших и 24 малых глубинных бомбы. Экипаж 246 человек.

8. Флагман современного флота

Десять самых известных кораблей Балтийского флота

Сейчас флагманом Балтийского флота является эсминец «Настойчивый». Он был спущен на воду 19 января 1991 года. Его длина составляет 156 метров. Скорость эсминца — 62 км/ч. Экипаж — 296 человек. В автономном плавании он может находиться 30 суток.
Корабль вооружен 2 спаренными артиллерийскими установками АК-130/54, шестиствольными артиллерийскими установками АК-630, пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет П-270 «Москит», двумя зенитно-ракетными комплексами «Ураган», двумя шестиствольными реактивными бомбометными установками РБУ-1000, двумя сдвоенными торпедными аппаратами. На борту располагается один вертолет «Ка-27».

9. Эсминец «Беспокойный»

Десять самых известных кораблей Балтийского флота

Эсминец БФ «Беспокойный» проекта 956 — многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль, предназначенный для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами), и кораблями противника, охраны и обороны соединений кораблей. Используется также для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений. Был заложен 8 апреля 1987 года, в состав Балтийского флота вошел 11 февраля 1992 года. Водоизмещение 6600 тонн, длина, 156,5 метров, ширина 17,2 метра и осадка 5,96 метра. Имеет на вооружении 8 уникальных противокорабельных ракет типа «Москит», две пусковые установки зенитных ракет «Штиль», 130-мм двухорудийный универсальный артиллерийский комплекс. Эсминец может нести на борту палубный вертолет Ка-27 в противолодочном и спасательном вариантах.

10. В память о героическом предке

Десять самых известных кораблей Балтийского флота

Одним из главных кораблей современного Балтийского флота является корвет «Стерегущий». Он был спущен на воду 16 мая 2006 года и введен в состав Балтийского флота 28 февраля 2008 года. Имеет водоизмещение 1800 тонн. Наибольшая длина — 104,5 метра, ширина 13 метров, осадка 7,95 метра. В экипаж входят 95 человек. Корабль вооружен артиллерийскими установками, крылатыми ракетами типа «Уран», несет на своем борту вертолет. «Стерегущий» назван в честь знаменитого эскадренного миноносца «Стерегущий», который 10 марта (26 февраля) 1904 года во время русско-японской войны принял неравный бой с японской эскадрой. Чтобы миноносец не достался врагу, матросы сами затопили корабль, повторив подвиг «Варяга».