Авианосец джеральд Форд

Плавучая катастрофа: в США назвали проблемы авианосцев типа Ford

Проблемы с матчастью преследуют гигантский корабль с момента первого выхода в море: сначала один за другим вышли из строя опорные подшипники двух из четырех гребных валов. На двух оставшихся винтах авианосец кое-как вернулся в гавань, где представители General Electric, отвечающей за силовую установку, признали дефект производственным.

Дальше — больше. В 2018 году на ходовых испытаниях в силовой установке авианосца обнаружилась проблема настолько серьезная, что описывают ее туманно. «Корабль испытывает затруднения с преобразованием энергии, вырабатываемой его ядерными реакторами, во вращение гребных винтов», — говорится в сообщении ВМС США. Gerald R. Ford отбуксировали в порт, предварительная диагностика показала критические проблемы с парогенераторами и турбинами — они как раз и преобразуют ядерное тепло во вращение винтов.

Для тщательного обследования и ремонта авианосец направился в Ньюпорт Ньюс — на верфь, где его построили. В пути случилась новая поломка — на парогенераторе другого реактора (у корабля их два), после чего Gerald R. Ford был вынужден вернуться на военно-морскую станцию Норфолк с неясной дальнейшей судьбой.

В придачу к проблемами с движением у авианосца не работают подъемники вооружения боеприпасов на летную палубу — без них боевое применение корабля невозможно, — а модные электромагнитные катапульты оказались неспособны поднять в воздух истребители пятого поколения F-35, из которых должно состоять авиакрыло. «Плавучая катастрофа» , — резюмирует Task&Purpose.

На верфи Ньюпорт Ньюс достраивают второй корабль проекта John F. Kennedy и, похоже, проблем у флота США скоро прибавится.

Авианосец «Джеральд Р. Форд»

С развитием авиации и ее роли в военных операциях актуальным вопросом стало базирование и переброска самолетов. Одним из оптимальных вариантов стало их размещение на авианосцах. Такой способ делал базирование более мобильным и труднодоступным для вражеских бомбардировщиков.

До сих пор авианосцы остаются неотъемлемой частью военного флота в крупнейших странах мира. Конструкция данных кораблей постепенно модернизировалась и дорабатывалась. Однако вместе с развитием возрастала и цена эксплуатации.

Авианосец Джеральд Форд (USS «Gerald R. Ford», CVN-78) — американский корабль, рассчитанный на базирование самолетов. На его основе разрабатывается целая серия аналогов, призванная заменить устаревающие модели.

История создания

Спуск нового авианосца на воду

Разработка авианосцев типа «Джеральд Форд» связана с необходимостью обновления флота. Основная цель — проектирование кораблей XXI века с ориентиром на автоматизацию большего количества процессов, сокращение экипажа и как следствие — снижение эксплуатационных расходов.

Программа новой линейки авианосцев была запущена в 2001 году. Строительство стартовало в 2005, закладка первого корабля — в 2009. Всего на разработку и сборку было затрачено 10,5 млрд долларов. Ожидается, что второй и третий корабли обойдутся в аналогичную сумму.

Название корабля «Джеральд Р. Форд» принято в честь 38-ого президента США. В период Второй Мировой войны он служил в ВМС Тихоокеанского флота на легком авианосце «Монтерей». Соответствующее предложение было озвучено Конгрессом и позже принято ВМС. В итоге первый авианосец серии стал одним из немногих кораблей США, названных в честь еще живого человека.

Строительство авианосца «Джеральд Форд» официально было завершено 9 ноября 2013. Однако готовность корабля по заявлению ВМС США оценивалась только в 70%. Ему еще предстояло пройти боевые испытания и ряд внутренних работ для полного обеспечения функциональности.

Летом 2016 в ходе испытаний были выявлены недостатки авианосца в системах взлета и посадки, а также самообороне корабля и доставке боеприпасов на верхнюю палубу. Электромагнитная катапульта могла обеспечить лишь 400 взлетов вместо 4166, после чего давала сбой. Аэрофинишер принимал только 25 посадок подряд вместо 1600. Радиолокационная станция имела незавершенное программное обеспечение.

Все неполадки требовали перепроектирования систем корабля, из-за чего его введение в состав флота было отложено до 31 мая 2017. Однако корабль до сих пор не имеет сформированной авиагруппы, что делает его неподготовленным к ведению боевых операций.

Отдельно выделяют и снижение эксплуатационных расходов. «Джеральд Р. Форд» ориентирован на замену вышедшего из использования первого атомного авианосца «Энтерпрайз» CVN-65. Ожидалось, что автоматизация процессов сделает новый корабль дешевле. Однако проектирование, строительство и последующее устранение недоработок по противоречивым данным обошлись бюджету США уже в 13-17 млрд долларов.

Конструкция крейсера

Общий вид на конструкцию нового авианосца

Большинство технических характеристик, включая водоизмещение, не сильно отличались от заменяемой линейки кораблей «Нимиц». Ключевое направление разработки нового американского авианосца «Джеральд Форд» заключалось в автоматизации процессов. Ожидалось, что подобное решение на 30% снизит трудоемкость обслуживания всех систем и соответственно сократит экипаж корабля.

Во внешнем виде рассматривалось несколько вариантов, включая стелс-конструкцию. Однако конструирование нового типа было решено отложить до развития технологий. В итоге конструкцию авианосца оставили той же, что и у предыдущих поколений. Подобное решение также должно было сократить расходы на производство.

Характерная особенность линейки, перешедшая в новые авианосцы — командная рубка, сдвинутая ближе к корме. Флагманский мостик при этом перенесен на нижнюю палубу для снижения размеров надстройки. Полетная палуба расширена, имеются 18 точек для заправки и вооружения самолетов. Для уменьшения веса количество секций ангара сократили с трех до двух, а самолетоподъемников — с четырех до трех.

Конструктивная защита

Авианосец считается одним из самых уязвимых кораблей. Его конструктивная защита не предполагает наличия значительной брони от вражеских атак. Акцент делается на радиолокационной скрытности, позволяющей кораблю как можно дольше оставаться скрытым от радаров противника, а также на ПВО и ПРО.

Именно для этого форма и размеры надстройки были переработаны и уменьшены. Каюты и часть помещений были перемещены в корпус, а сама надстройка расположена за линией борта. Мачта выполнена из композитных материалов, поглощающих радиолокационные импульсы.

Корпус

Корпус авианосца проектировался с учетом основных угроз для корабля — управляемые ракеты, торпеды, кумулятивные заряды. В данном контексте помимо стандартной брони и средств самообороны акцент делается снижении радиолокационной и оптоэлектронной заметности.

Для этого корпус имеет закругленные сопряжения бортов с полетной палубой и специальные покрытия. Применяемые стелс-технологии не делают корабль невидимым. Данные меры нужны, чтобы сделать авианосец неотличимым от остальных кораблей группы и соответственно снизить приоритет атаки.

Палубы

Полетная палуба авианосца без самолетов

Отличительная особенность авианосца «Джеральд Р. Форд» — увеличенная площадь полетной палубы. Этого удалось достичь за счет уменьшения командной надстройки и перемещения ряда помещений в корпус. На нижнюю палубу был перенесен флагманский мостик, рассчитанный на 70 членов экипажа. Дополнительно имеется угловая полетная палуба.

В конструкции использованы общие наработки линейки «Нимиц». Ожидается, что дальнейшие корабли новой серии авианосцев получат дополнительные изменения в корпусе и палубах. Это делает «Джеральд Форд» переходным и в определенной степени экспериментальным кораблем от традиционной конструкции к применению новых технологий.

Авиафинишер

Системы взлета и посадки самолетов на новом авианосце также были переработаны. Электромагнитная катапульта (ЭМК) оснащена новым электродвигателем, что дало устройству определенные преимущества:

  • мощность установки увеличилась до 122 МДж вместо 95;
  • мощность регулируется в зависимости от массы запускаемого самолета;
  • простая эксплуатация, включая техническое обслуживание;
  • масса снижена до 225 т, объем — до 425 куб. м против 500 т. и 1100 куб. м у предыдущих моделей.

Благодаря данным качествам катапульта способна обеспечить взлет самолета при меньшем ветре и с меньшей нагрузкой на летательный аппарат. Обслуживающего персонала также требуется меньше на 35 человек.

Аэрофинишер также был переработан. Новая установка имеет низкую инерционность электродвигателя и автоматизированный принцип управления. Синтетический трос и гидротурбинный тормоз на электропривод обеспечивают плавное торможение.

Навигационная и оптическая система

Навигационное оборудование было переработано с учетом новейших технологий и систем. Общий ориентир на автоматизацию позволил оптимизировать многие процессы, уменьшив количество членов экипажа и улучшив систему управления кораблем.

Аналогичным образом разрабатывалась и оптическая система. Автоматизированная подсветка приборов и палуб в темное время суток позволяет решать поставленные задачи без потери эффективности. Питание всех систем обеспечивается новыми реакторами, разработанными специально для данного корабля.

Вооружение

CVN-78 с самолетами на борту

Вооружение авианосца «Джеральд Р. Форд» представлено тремя ключевыми направлениями — авиация, ракетные установки и радиоэлектронная защита от обнаружения. Каждый из данных принципов рассчитан на решение определенных задач.

Самолеты

Авиагруппа «Джеральд Р. Форд» может насчитывать до 90 самолетов и вертолетов. В них входят:

  • палубные истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35C;
  • истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet;
  • самолёты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye;
  • самолёты электронного противодействия EA-18G;
  • многоцелевые вертолеты MH-60R/S
  • боевые беспилотники.

Применение новых катапульт и аэрофинишеров значительно расширило возможности авиации. Однако в процессе эксплуатации авианосец столкнулся с рядом технических проблем, потребовавших доработки данных аспектов.

Надстройка

Командная надстройка в целях радиоэлектронной защиты была смещена ближе к корме и выведена за линию борта. В значительной степени был уменьшен ее размер. Это стало возможным за счет переноса части помещений в другие отделы корабля и снижения общего размера экипажа. В итоге повысилась радиолокационная защита авианосца, не позволяющая опознать тип корабля в составе группы.

Средства самообороны

Противовоздушная оборона авианосца «Джеральд Форд» представлена преимущественно ракетами ESSM. Имеются две восьмиконтейнерные пусковые установки, каждая рассчитана на запуск 32 ракет. Данное вооружение ориентировано на противодействие быстрым и маневренным противокорабельным ракетам. Для поражения целей в ближнем радиусе действия имеются зенитные ракетные установки RAM.

В итоге ракетная самооборона представлена следующими установками:

  • два 21 RIM-116 RAM для поражения целей в пределах 10 км;
  • два 8 RIM-162 ESSM для атаки на дистанцию до 50 км.

В систему вооружения корабля включают и боезапас из ракет разного типа, артиллерийских снарядов, глубинных бомб и торпед. Все они рассчитаны на собственную оборону, а также снабжение штурмовых и противолодочных самолетов.

Современная система складирования и подачи позволяет быстро доставлять боеприпасы и комплектующие для ремонта на уровень 02 под полетной палубой. Оттуда скоростные грузоподъемники доставляют их на палубу.

Технические характеристики

Современный и самый дорогой авианосец ВМС США

В авианосце «Джеральд Форд» характеристики по ряду направлений не сильно отличаются от кораблей серии «Нимиц». Это обусловлено попыткой снизить расходы на проектирование и сборку нового корабля. Однако последующие корабли серии могут получить новые разработки и существенно отличаться по характеристикам от головного авианосца.

Радиоэлектронное оборудование и вооружение

Авианосец имеет современную двухдиапазонную радиолокационную систему DBR. В нее входят многофункциональный радар AN/SPY-3 X-диапазона и радар объемного обзора S-диапазона. Первый осуществляет обнаружение и сопровождение целей включая их подсветку для ракетного удара.

VSR обеспечивает целеуказание для других радаров на дальних дистанциях. В итоге радиолокационная система авианосца позволяет управлять не только собственным вооружением, но и ракетами кораблей сопровождения. Это делает радиоэлектронное оборудование частью общего вооружения всей авианосной группы.

Энергетическая установка

Для авианосца «Джеральд Форд» разрабатывали новые силовые установки. Два реактора A1B способны производить на четверть больше электроэнергии, чем их аналоги на кораблях предыдущих поколений. При этом сложность обслуживания установок сокращена на половину.

Используемый ядерный реактор обеспечивает мощностью все электрооборудование корабля, включая катапульты и аэрофинишеры. Без замены топливных стержней он может работать в течение 50 лет — именно на этот срок рассчитана эксплуатация авианосца.

Дальность плавания

Вид с кормы

Авианосец «Джеральд Р. Форд» не имеет ограничений в дальности плавания. Это позволяет кораблю покрывать любые расстояния. Автономность хода составляет 120 суток. Скорость — до 30 узлов.

Водоизмещение

Водоизмещение авианосца «Джеральд Форд» не сильно отличается от кораблей серии «Нимиц» и составляет 98,425 тыс. т. Осадка — 12 метров. Ожидается, что полное водоизмещение дальнейших кораблей линейки будет варьироваться в пределах 112 тыс. т.

Габариты и вес

Габариты нового авианосца имеют следующие технические характеристики:

  • длина корабля — 337 м;
  • высота — 76 м;
  • ширина по ватерлинии — 41 м, наибольшая — 78 м;
  • вес корабля соответствует водоизмещению — 98,425 т.

Стандартная комплектация подразумевает 2500-2700 членов экипажа, около 2500 человек авиагруппы и 70 человек штабного командования. На борту «Джеральд Форд» размещается 4660 человек — сокращения экипажа удалось достигнуть за счет автоматизации многих процессов.

Эксплуатация

Сравнение авианосцев разных стран

Авианосец «Джеральд Р. Форд» введен в эксплуатацию 31 мая 2017 года. Данное событие было отложено из-за обнаруженных в ходе испытаний проблем. Однако и после начала эксплуатации на корабле имеются недоработки.

Основные проблемы связаны с работой катапульт и аэрофинишеров. Даже после перепроектирования в период испытаний с середины 2017 по начало 2020 зафиксировано более 20 сбоев. Несмотря на отсутствие повреждений их наличие ставит под сомнение готовность корабля к боевым операциям.

Нарушения в работе остаются и у электроподъемников, доставляющих боеприпасы на палубу. Еще в ходе испытаний все 11 установок не работали. Починили только два, остальные дорабатывали уже после ввода в эксплуатацию. Основная проблема связана с программным обеспечением.

В итоге со всем проектированием, строительством и переработками данный авианосец уже стал самым дорогим в истории ВМС США несмотря на попытки снизить его стоимость. Это объясняется новыми технологиями, впервые использованными на данном корабле. Также следует учитывать отсутствие серийного производства, что повышает стоимость первых авианосцев серии.

Участие в учениях и боевых условиях

С момента ввода в эксплуатацию авианосец «Джеральд Форд» не принимал участия в боевых действиях. Корабль продолжает испытывать свои системы и устранять неполадки в составе собственных кораблей сопровождения. О совместных учениях также пока нет информации.

В итоге самый дорогой и в идеале боеспособный авианосец США продолжает ходить по морю, отрабатывая свои автоматизированные системы и устраняя заводские неполадки. Ни собственной авиагруппы, ни полноценного вооружения корабль не имеет. Сведений о предстоящих учений также пока нет.

USS Gerald R. Ford (2013)

USS Gerald R. Ford (CVN-78)

Служба

США

Исторические данные

13 ноября 2009 года Заложен

9 ноября 2013 года Спущен на воду

9 ноября 2013 года Выход на испытания

Планируется на 2017 год Введен в строй

Общие данные ЭУ top 0

2 ядерных реактора Bechtel A1B / не заявлена Главная ЭУ
(тип/мощность)

Свыше 30 / Свыше 30 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)

Не ограничено / Не ограничено миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)

Не ограничено т. Запас топлива

1

2 ядерных реактора Bechtel A1B / не заявлена Главная ЭУ
(тип/мощность)

Свыше 30 / Свыше 30 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)

Не ограничено т. Запас топлива

0 реал 1 док Экипаж

4660 чел. Общая численность

Вооружение

Зенитное вооружение

  • ЗРК Evolved Sea Sparrow.

Авиационное вооружение:

  • 75 самолётов F-35C, F/A-18E/F, EA-18G, E-2D, C-2A;
  • Вертолёты MH-60R/S;
  • БПЛА.

Однотипные корабли Gerald R. Ford (рус. «Джеральд Р. Форд») — американский авианосец, головной корабль одноимённого типа, пришедшего на смену типу «Нимиц». Назван в честь 38-го президента США Джеральда Форда.

Основная информация

USS Gerald R. Ford (CVN-78) — головной корабль одноимённой серии авианосцев ВМС США. Как было объявлено ВМС США 16 января 2007 года, корабль назван в честь 38-го Президента США Джеральда Р. Форда, который нёс службу во время Второй Мировой войны на борту лёгкого авианосца USS Monterey на Тихом океане.

Закладка киля USS Gerald R. Ford состоялась 13 ноября 2009 года. Строительство началось 11 августа 2005 года, когда Northrop Grumman провела торжественный вырез 15 тонного стального листа, образующего борт судна .

Получение имени

Gerald R. Ford

В 2006 году, когда Джеральд Форд был еще жив, сенатор Джон Уорнер из Вирджинии предложил внести поправки в 2007 оборонно-расходный законопроект заявив, что CVN-78 «должен быть назван в честь Джеральда Форда». Окончательный вариант, подписанный президентом Джорджем Бушем на 17 октября 2006 гласил — «Конгресс считает, что … CVN-78 должен быть назван в честь Джеральда Р. Форда».

3 января 2007 года, бывший госсекретарь США обороны Дональд Рамсфелд во время хвалебной речи для президента Форда на Грейс Епископальной Церкви в Ист-Гранд-Рапидс, в штате Мичиган, заявил, что авианосец будет назван в честь Форда. Позже, в тот же день, представители ВМС США также подтвердили, что авианосец будет действительно назван в честь бывшего президента.

На церемонии в Пентагоне, 16 января 2007 года, секретарь военно-морского флота Дональд Винтер (англ. Donald C. Winter) официально назвал авианосец — CVN-78 USS Gerald R. Ford. Во время презентации присутствовали вице-президент Дик Чейни, сенаторы Уорнер и Левин, генерал-майор Гай С. Сван III.

Крещение авианосца бутылкой шампанского

История создания

10 сентября 2008 года, ВМС США подписали контракт стоимостью $ 5,1 млрд с Northrop Grumman Shipbuilding в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния , чтобы спроектировать и построить носитель. Northrop начали заранее строительство корпуса по договору в размере $ 2,7 млрд в 2005 году строящегося на Хантингтон Ingalls (ранее Northrop Grumman) в Хэмптон-Роудс, штат Вирджиния , в которых работают 19 000 сотрудников.

По состоянию на август 2011 года, авианосец, как сообщается, «был готов на 50 %». В апреле 2012 года было сказано, что 75 процентов носителя завершено. 8 октября 2012 года, носитель достиг более 88 процентов от полного структурного построения. В Hantington Ingalls сообщалось (в 8 ноября 2012 GLOBE NewsWire пресс-релизе), что они «достигли 87 процентов структурной завершение CVN-78 Gerald R. Ford». К 19 декабря 2012 года постройка закончена на 90-процентов.

9 апреля 2013 года, палуба носителя была достроена после добавления верхней части носовой части корпуса, в результате чего корабль достиг 96 процентов структурного завершения.

7 мая 2013 года установлены последние компоненты корабля, в результате чего корабль стал готов к спуску на воду. Оставшиеся задачи включали в себя покраску корпуса, работу с валами, настройку электрических систем и прокладку коммуникаций, установку причального оборудования, монтаж радиолокационных массивов.

Корабль был первоначально запланирован к спуску в июле 2013 года и поставки в ВМФ в 2015 году.

Gerald R. Ford в сухом доке

11 октября 2013 года, сухой док судна был затоплен в первый раз, чтобы проверить различные системы на основе морской воды. 9 ноября 2013 года дочь Форда провела церемонию крещения корабля при помощи традиционной бутылки шампанского.

По состоянию на 2013 год, расходы на строительство оцениваются в $12,8 млрд, на 22% больше в сравнении с бюджетом 2008 года. Из-за бюджетных трудностей, начальник военно-морских операций адмирал D. Greenert предупредил, что сроки окончательной достройки и сдачи заказчику могут откладываться.

В июне 2016 года после испытаний корабля, агентство Bloomberg сообщило, что авианосец не прошел проверку боеспособности, и ввод в эксплуатацию переносится на 2017 год. Выявлены серьёзные неполадки систем корабля, в том числе системы взлёта и посадки, системы самообороны корабля. В частности обнаружились неполадки электромагнитной катапульты и аэрофинишера. Радиолокационная станция в море не испытывалась, а проведённые на суше испытания проводились с незавершённым программным обеспечением.

8 апреля 2017 года авианосец вышел на заводские ходовые испытания. После прохождения испытаний судовых систем, корабль отправится в порт в Вирджинии, затем инспектора военно-морского флота проведут приёмные испытания.

Подробное описание структуры авианосца

Вооружение корабля

Свыше 75 самолётов, вертолётов и БПЛА

Планируется: Малозаметные истребители — бомбардировщики пятого поколения — F-35C

— Палубные истребители — бомбардировщики — F/A-18E/F

— Палубные самолёты радиоэлектронной борьбы — EA-18G

— Палубные самолёты дальнего радиолокационного обнаружения — E-2D

— Палубные тактические транспортные самолёты средней дальности — C-2A

— Много целевые вертолеты — MH-60R/S

— БПЛА — X-47B

Радиолокационное оборудование

Многофункциональная РЛС AN/SPY-3

Система ПВО

ЗРК Evolved Sea Sparrow

Повышение эффективности

USS Gerald R. Ford принадлежит к авианосцам первого класса, которые имеют улучшения в производительности по сравнению с предыдущей серией авианосцев Nimitz. USS Gerald R. Ford оснащён активной фазированной антенной решёткой многофункциональной РЛС. Замена традиционных паровых катапульт, запускной электромагнитной системой (EMALS) начнется с этого авианосца.

Это нововведение устраняет традиционные требования для создания и хранения пара, освобождая значительную часть площади. С внедрением системы EMALS, USS Gerald R. Ford сможет запустить на 25% больше самолетов в день, чем авианосцы типа Nimitz и требует на 25% меньше членов экипажа. По оценкам это позволит сэкономить $4 млрд. операционных расходов в течение 50 лет службы.

См. также

  • ВМС США
  • Первая мировая война
  • Вторая мировая война
  • Авианосец
  • USS Nimitz (1972)

Источники информации

Ссылки

  • Страница посвященная Форд классу.
  • Краткая информация об авианосце + фотографии.
  • Naval Technology USS Gerald R. Ford.
  • Dailymail.Co.Uk

Галерея

  • Вид сверху (макет)

  • Авианосец в разрезе

  • Крещение корабля

  • Бак корабля (во время постройки)

  • USS Gerald R. Ford на церемонии спуска на воду

  • USS Gerald R. Ford на заводских испытаниях 9 апреля 2017 года

  • USS Gerald R. Ford на заводских испытаниях 9 апреля 2017 года

  • USS Gerald R. Ford на заводских испытаниях 9 апреля 2017 года

  • USS Gerald R. Ford на заводских испытаниях 9 апреля 2017 года

  • USS Gerald R. Ford на заводских испытаниях 9 апреля 2017 года

Авианосец CVN-78 «Джеральд Форд». США

В настоящее время в США полным ходом идет постройка атомного авианосца CVN-78 «Джеральд Форд». Корабль строится по проекту CVNX-1, что предусматривает создание в несколько измененном корпусе АВ типа «Честер Нимитц» качественно нового корабля. Нужно сказать, что информации в сети немного, в сущности вот все, что удалось нарыть. Прошу любить и жаловать, символ американской военно-морской мощи, атомный авианосец CVN-78 «Gerald R. Ford»:



Джеральд Р. Форд (1913 — 2006 гг.; 38-й президент США 1974-1977 гг.)
Пректирование авианосцев нового типа «CVX» началось с 1996 года.
На начальном этапе работ над проектом авианосца распоряжением министра ВМС была сформирована консультативная комиссия, которая, сотрудничая с экспертами флота и промышленности, в частности, по проблемам перспективных технологий, призванных повысить оперативную гибкость нового авианосца, выработала следующие рекомендации. Корабль должен иметь водоизмещение не менее 100 тыс. т и большую полетную палубу для базирования на нем авиакрыла полного состава и обеспечения полетов перспективных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) практически в любых метеоусловиях. Целесообразным признано оснащение авианосца ядерной энергетической установкой (ЯЭУ), позволяющей осуществлять его экстренный переход в район предназначения на высокой скорости хода без дозаправки топливом (в связи с этим проект получил обозначение CVNX). Единая электроэнергетическая система должна обеспечить не только работу вспомогательных механизмов, но и применение перспективных систем оружия. В интересах повышения живучести корабля комиссия рекомендовала принять меры по снижению акустической и электромагнитной сигнатур, а в целях экономии средств — сократить численность экипажа, стоимость строительства и эксплуатационные расходы, а также исключить необходимость перезарядки ядерных реакторов.
Первоначальный облик имел даже излишне «стелсовые» очертания.
Впрочем, рассматривался и такой вариант:
Тем не менее, приняв эти рекомендации, командование ВМС вместе с тем отказалось от первоначального варианта проекта из-за его высокой стоимости (имелась в виду разработка совершенно нового архитектурно-конструктивного типа корабля) и предпочло эволюционный переход к проектированию нового корпуса после завершения дополнительных исследований и внедрения в практику кораблестроения новейших технологий. На это, по оценке разработчиков, потребуется около 20 лет, в течение которых будут построены три корабля с корпусом авианосца типа Нимитц. Наряду с целевой установкой на создание авианосца, существенно превосходящего по боевым возможностям существующие корабли этого класса, перед проектировщиками была поставлена задача обеспечить снижение стоимости жизненного цикла корабля на 20 проц. Поскольку при 50-летнем сроке службы она может составить 21 — 22 млрд долларов, командование ВМС намерено изыскивать меры, которые не только позволят в условиях финансовых ограничений содержать в составе флота намеченное количество авианосцев, но и использовать сэкономленные средства на создание и развитие других видов вооружений и военной техники. Поскольку до 40 проц. (около 9 млрд долларов) вышеуказанной суммы приходится на содержание личного состава, предусматривается значительное сокращение численности экипажа авианосца — с 3,5 до 2,5 тыс. человек. Это требование частично будет реализовано уже при строительстве CVN-77, который станет промежуточным между существующими АВМА типа Нимитц и кораблями нового проекта по конструкции, характеристикам и техническим решениям.
Угрозу для авианосцев могут представлять управляемые ракеты, кумулятивные боеприпасы, новейшие торпеды, самолеты, несущие напалм или крылатые ракеты как с обычными, так и, возможно, с химико-биологическими боевыми частями. В связи с этим наряду с совершенствованием конструктивной защиты и средств самообороны разработчики проекта стремятся снизить радиолокационную и оптоэлектронную заметность перспективных авианосцев. На современных кораблях этого класса одна только надстройка, возвышающаяся на 30 м над верхней палубой, обладает эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), равнозначной ЭПР эсминца УРО типа Орли Берк. Исследования по проекту CVNX подтвердили целесообразность замены крупной надстройки двумя небольшими, применения конформных антенн, закругленного сопряжения бортов с полетной палубой, специальных покрытий и других мер, связанных с использованием технологии стелт, а также все или часть самолетоподъемников разместить не побортно, а в диаметральной плоскости корабля. Речь идет не о том, чтобы сделать новый авианосец невидимым, задача разработчиков — настолько снизить ЭПР, чтобы радиолокационное изображение АВМА не отличалось от остальных кораблей походного или боевого ордера.
АВМА CVN-78 (с корпусом авианосца типа «Нимитц») будет оборудован новой ЯЭУ и электроэнергетической системой, которая позволит обеспечить оснащение корабля электромагнитными катапультами и высокоточным оружием самообороны, энергопитание новых РЛС и перевод на электроэнергию вспомогательных паровых систем. Эти и другие нововведения получат дальнейшее развитие при проектировании АВМА CVN-79, у которого будет корпус новой (возможно катамаранной) конструкции, что позволит увеличить площадь полетной палубы, и перспективная система электродвижения.
Для перспективных авианосцев период эксплуатации составит ориентировочно 50 лет. С учетом прошлого опыта, в течение этого срока корабль, как прогнозируют разработчики проекта, сможет принять участие в трех крупных региональных конфликтах и не менее чем в 20 — меньшего масштаба, обеспечить 500 тыс. взлетов и посадок самолетов, провести 6 000 сут в море и пройти около 3 млн миль. С учетом ротации членов экипажа за это время на его борту пройдут службу до 100 тыс. человек.
ТТХ атомного авианосца «Джеральд Форд»:
Полное водоизмещение: примерно 100 тыс. «длинных тонн» (101.6 тыс. метрических тонн.)
Размерения: Длина 317 метров, ширина 40.8 метров (наибольшая).
Главная энергетическая установка: АЭУ, 2 усовершенствованных водо-водяных реактора с увеличенным сроком эксплуатации.
4 ГТЗА (главных турбозубчатых агрегатов), 4 винта.
Полная скорость хода ок. 30 уз.
Экипаж (моряки, авиагруппа, вспомогательный персонал): 4660 человек.
Авиакрыло: 75 летательных аппаратов различного назначения.
Зенитно-ракетный комплекс:
«Усовершенствованный Си Спарроу» или RIM-116 (RAM-116).
Авиационно-технические средства: электромагнитные катапульты EMALS (разработка поручена фирме General Atomics)
Радиоэлектронное вооружение велючает в себя БИУС ACDS Bloc 1 (или её усовершенствованную версию), многофункциональную АСБУ «Aejis» Mk 7 (или улучшенную версию), РЛС с ФАР АСБУ «Aejis» Mk 7 PY-1E или PY-1F+VSR, радиолокационные системы обеспечения авиакрыла, системы спутниковой связи, навигационные системы и пр. и пр.
Насчет состава авиакрыла:
Ударная составляющая будет представлена истребителями F/A-18E/F Super Hornet и F-35C.
В перспективе ударные возможности могут возрасти из-за введения в состав авиагруппы БПЛА, например по ТТЗ US Navy фирма Northrop Grumman работает над проектом X-47A.
В качестве истребителей ПВО, судя по всему, планируется использовать также истребители F/A-18E/F Super Hornet, по крайней мере специализированные перехватчики F-14 списаны, а новых не проектируется (в конце 90-х годов была информация о разработке корабельной версии F-22, но, судя по всему, тема заглохла).
Возможно ПВО АУГ будет возлагаться на ЭМ с АСБУ «Иджис», оснащенные ЗРК «Стандарт» SM-3.
Таким образом налицо преобладание ударных возможностей авиакрыла над ПВО.
Самолеты РЭБ: судя по всему в этом качестве будет выступать версия «Хорнета» EA-18G Growler (что весьма неплохо с точки зрения унификации состава авиагруппы).
Самолеты ДЛРО/управления будут представлены E-2D Advanced Hawkeye (по внешнему виду от обычных «Хокаев» не отличается, но имеет изрядно расширенные возможности; в частности в отличие от предшествующих вариантов, новый самолет «Эдванст Хокай» сможет координировать удары с воздуха по воздушным, наземным и морским надводным целям. ).
В качестве противолодочного самолета скорее всего будет использоваться V-22 Osprey в варианте SV-22 (вместо «Викинга»), плюс к этому многоцелевой вариант конвертоплана НV-22, в виде десантного и поисково-спасательного средства.
Впрочем, это не отменяет наличия на борту и вертолетов, которыми скорее всего и остануться различные варианты «Си Хоков».

Некоторые вехи постройки CVN-78:
Первая секция киля заложена 14 ноября 2009. При закладке присутствовала Сюзан Форд Бойлс, дочь Джералда Р. Форда, которая выступила в роли покровительницы корабля, названного в честь её отца (нужно сказать, что по поводу названия корабля некоторое время шли споры, в частности ветераны флота настаивали на присвоении новому авианосцу имени «Америка», в честь списанного корабля класса «Китти Хок»). Её инициалы были выполнены электросваркой на стальном листе, который был вложен в первую секцию киля.
А вот, собственно, первая секция киля в судостроительном доке.
Итак, если сделать некоторые предварительные выводы об особенностях CVN-78, то представляется следующее:
1. Из новинок собственно говоря имеет место быть использование Э/м катапульты (реакторы с увеличенным сроком эксплуатации впервые внедрены на АПЛ типа «Вирджиния», АСБУ «Aejis» с ФАР впервые внедрена на предшествующем CVN-77 «George H. W. Bush»). С одной стороны это позволяет экономить немалую массу (Э/м катапульты примерно в 2 раза легче паровых, а вес паровых катапульт составляет примерно 20% от стандартного водоизмещения АВМА типа «Нимитц»), запускать более тяжелые машины; опять-же нет расхода воды (пара), нет износа гидравлики. С другой стороны оборудование э/м катапульт более чуствительно к агрессивным факторам морской среды, работа некоторых компонентов может создавать нежелательные колебания палубы; электро-магнитный импульс во время работы катапульты может создавать помехи радио-электронному оборудованию корабля.
2. С другой стороны, имеет место критика программы CVNX за излишнюю дороговизну, при этом оппоненты указывают, что для решения ударных задач флота достаточно использования КР корабельного базирования, а задачи авиационной поддержки морской пехоты может взять на себя F-35B Корпуса морской пехоты.
Предположительно постройка АВ «Джеральд Р. Форд» будет завершена в 2015 г.

Джералд Рудольф Форд

Джералд Рудольф Форд (1913 — 2006)

Джералд Рудольф Форд (Gerald Rudolph Ford) — 38-й президент США — родился 14 июля 1913 года в Омахе (штат Небраска), умер 26 декабря 2006 года на ранчо Миридж (штат Калифорния). Президент США с 9 августа 1974-го по 20 января 1977 года.

Преемника Никсона, 59-летнего Джералда Рудолфа Форда, считали незапятнанной, хотя и не очень интеллектуальной личностью, с большим политическим опы­том. Он вырос в строго религиозной среде и как стипендиат изучал юриспруденцию в Йельском универ­ситете. После второй мировой войны, которую он офицером с высокими наградами провел на авианосце в Тихом океане, Форд пошел в политику и в 1948 году был изб­ран в палату представителей от 5-го округа в Мичигане, где к 1965 году поднялся до лидера фракции республи­канцев. Форд вошел в Белый дом, находясь в двояко невыгодном положении, С одной стороны, он противос­тоял в равной степени подозрительному и самоуверенно­му Конгрессу, который хотел ограничить полноту власти президента и укрепить контролирующие функции законодательной власти.

С другой — был первым президентом Соединенных Штатов, не располагавшим плебисцитной легитимностью, так как не был избран по списку канди­датов республиканской партии, а по предложению Ни­ксона, утвержден в октябре 1973 года в должности ушед­шего из-за афер подкупа и взяточничества вице-президента Спайроу Эгнью. В большей степени, чем другие вице-президенты, которые неожиданно выдвигались на вы­сшую должность, Форд считался переходным президен­том, по крайней мере до тех пор, пока в результате выборов не приобрел собственный мандат. В своей речи при вступлении в должность он был демонстративно скро­мен и, забавно обыграв марку автомобиля и фамилию президента, подчеркнул, что он только «Форд, а не Линкольн».

Благосклонность американцев сразу же сменилась рез­кой критикой, когда в сентябре 1974 года Форд помило­вал Никсона без признания тем своей вины. Неизбежно получило огласку подозрение в закулисной сделке. Ник­сон действительно прозондировал почву в этом направ­лении перед отставкой, однако нет доказательств того, что Форд обеспечил свой въезд в Белый дом обещанием помилования. Его объяснение о желании уберечь нацию от длительного и мучительного процесса рассматривается как правдоподобное большинством историков, которые признают также, что Форд этим решением подвел черту и создал себе необходимый политический простор для действий. Для его критиков он стал с этих пор «человеком, помиловавшим Никсона, и сам Форд, оглядыва­ясь назад, предполагал, что это решение стоило ему по­вторного избрания.

Фактом является то, что американцы, если они вооб­ще голосовали, беспощадно наказывали республиканцев избирательными бюллетенями за Уотергейт. В промежу­точных выборах осенью 1974 года демократы достигли большинства в сенате и большинства в две трети в палате представителей. В таких условиях Форд не мог прово­дить спою собственную правительственную программу, а должен был значительно ограничиваться тем, что блоки­ровал законопроекты Конгресса президентским вето, при­чем потерпел при этом несколько чувствительных пора­жений. Чрезмерное и, в силу ограниченной легитимности Форда, проблематичное использование вето — 66 раз в течение чуть более полугода — было направлено прежде всего против ограничения полномочий президента, как например, против изданного в 1976 году закона о нацио­нальном чрезвычайном положении, который четче опре­делял полномочия при внутреннем и внешнем чрезвы­чайном положении, а также против закона о расходах. Консервативный по отношению к государственной казне Форд пытался преодолеть индекс инфляции, возросший вследствие энергетического кризиса до 10%, непреклон­ным ограничением государственных расходов, особенно в социальном секторе, и высмеиваемой экспертами кам­панией, которая призывала к добровольной экономии. Этим он обострил начавшийся спад производства, кото­рый поднял в 1975 году квоту безработицы до 11%. Если даже и были достигнуты успехи в борьбе с инфляцией, то стагфляция, застойный рост при относительно высо­ком подъеме цен, казалось, крепко держит в своих ру­ках американское народное хозяйство. Форд мало пре­успел в ограничении расходов Конгресса, но также мало он был в состоянии что-либо кратковременно изменить во всемирно-экономических структурных проблемах аме­риканской экономики — взрыве энергетических расходов и потери международной конкурентоспособности.

Во внешней политике последовательность обеспечива­лась Генри Киссинджером. Однако его концепция объ­единения экономических, военных и политических во­просов теперь натолкнулась в отношениях Востока и Запада на границы, когда выяснилось, что Советский Союз не собирается либерализовать свою политическую систему ради торговли и контроля над вооружениями и отказываться от расширения своего влияния в «третьем мире». Ввиду растущего внутреннего политического со­противления, как например, против решений «Конфе­ренции по безопасности и сотрудничеству в Европе» (КБСЕ) 1975 года, Форду все труднее было придержи­ваться политики разрядки. К этому добавилось унизи­тельное бегство последних американцев из Сайгона в апреле 1975 года, которое окончательно закрепило поражение Америки во вьетнамской войне. Когда двумя не­делями позже камбоджийские войска захватили амери­канское грузовое судно, Форд приказал начать военную акцию освобождения, вызвавшую большое одобрение, но прошедшую с большими потерями.

Критика политики разрядки была лишь одним аспек­том бунта правого крыла республиканцев, давно уже спорившего с курсом администрации Никсона и Форда, который они воспринимали как слишком либеральный. Лидером внутрипартийной оппозиции был экс-губерна­тор Калифорнии Рональд Рейган, который открыто вы­ступил против Форда, в борьбе за выдвижение кандида­том на пост президента на выборах 1976 года. Форд сначала не воспринял вызов серьезно, однако на предва­рительных выборах Рейган добился значительных успе­хов. Только на конвенте в Канзас-Сити президент смог обойти своего соперника с небольшим преимуществом, однако расставшись при этом со своим либеральным вице-президентом Нельсоном Рокфеллером и согласившись с кандидатом консерваторов сенатором Робертом Доулом. Предвыборная борьба 1976 года проходила под знаком недовольства вашингтонской элитой власти, которую воспринимали как коррумпированную и высокомерную, ода­рившую Америку войной во Вьетнаме и Уотергейтом.

Если бы политический опыт Форда и его междуна­родное положение были решающими в борьбе против симпатичного, но производящего впечатление наивного и провинциального кандидата демократов Джимми Карте­ра, то в телевизионных дебатах не было бы этого неверо­ятного промаха, когда он заявил, что нет никакого совет­ского доминирования в Восточной Европе. Это вызвало сомнение в его компетентности в той области, где он мог и должен был набирать очки. В ноябре 1976 года он потерпел поражение на выборах, которое Картер выиг­рал с небольшим преимуществом 50,1% против 48%, и, без сомнения, избиратели наказали Джералда Форда за те дела, за которые тот лично не был ответственен.

Как-то его спросили, как он хотел бы видеть себя в истории, и Форд ответил, что хотел бы, чтобы в нем видели «славного парня, который оставил Белый дом в лучшем состоянии, чем то, в котором он его обнаружил». Этого никто не оспаривает, только к президенту Соединенных Штатов должны прикладываться более крупные масштабы. Однако следует согласиться с тем, что Форду досталось более тяжелое наследство, и его позиция власти была слабой, как никогда прежде в исто­рии современного института президентов. К тому же Форд и не стремился к этой должности. Он невозмутимо при­нял свое поражение и пользовался с тех пор как старей­ший государственный деятель большим авторитетом, чем когда-либо раньше.

При подготовке материала использовалась статья Манфреда Берга «Сремление к консенсусу».