Атомный танк СССР

Тайна «атомного танка»Память СССР ☭

В 1956 году Никита Сергеевич Хрущев дал поручение конструкторам начать работы над проектом уникального танка, которому были не страшны ни атомный взрыв, ни радиационное заражение экипажа, ни химические, ни биологические атаки. Проект получил артикул 279.
И такой тяжелый танк массой в 60 тонн был спроектирован к 1957 году в СКБ-2 Кировского завода Ленинграда (КЗЛ) под руководством главного конструктора генерал-майора Жозефа Яковлевича Котина. Его тут же и справедливо назвали атомным. Причем, львиную долю его веса составляла броня, местами доходившая до 305 миллиметров. Именно поэтому внутреннее пространство для экипажа было гораздо меньшим, чем у тяжелых танков аналогичной массы.
Атомный танк воплощал в себе новую тактику ведения Третьей мировой войны и более «вегетарианскую» эпоху, когда человеческая жизнь хоть чего-то стоила. Именно заботой об экипаже этой бронемашины были продиктованы некоторые тактико-технические данные этого танка. Например, в случае необходимости, герметически закрывающиеся люк башни и казенная часть орудия исключали попадания во внутреннее пространство машины даже пылинки, не говоря уже о радиоактивных газах и химических средствах заражения. Исключалась для танкистов и бактериологическая опасность.
Так, даже борта корпуса были защищены почти в два раза более толстой броней, чем немецкие «Тигры». Она доходила на 279-м до 182 мм. Лобовая броня корпуса вообще имела невиданную толщину — от 258 до 269 мм. Это превышало параметры даже такого циклопической немецкой разработки Третьего рейха, как тяжелейший монстр в истории танкостроения, словно в шутку названный его разработчиком Фердинандом Порше Maus («Мышь»). При массе машины в 189 тонн ее лобовая броня составляла 200 мм. Тогда как у атомного танка она прикрывалась просто непробиваемой 305-миллиметровой высоколегированной сталью. Причем, корпус советского чудо-танка имел форму черепашьего панциря — стреляй, не стреляй, а снаряды просто соскальзывали с нее и летели дальше. Кроме того, корпус гиганта был прикрыт еще и противокумулятивными экранами.

* * *


Такая конфигурация была выбрана ведущим конструктором СКБ-2 КЗЛ Львом Сергеевичем Трояновым неслучайно: ведь танк не просто был назван атомным — он был предназначен для ведения боевых действий непосредственно вблизи ядерного взрыва. Причем, практически плоский корпус исключал опрокидывание машины даже под воздействием чудовищной ударной волны. Броня танка выдерживала лобовое попадание в него даже 90-миллиметрового кумулятивного снаряда, а также выстрел с близкого расстояния бронебойным зарядом из 122-миллиметровой пушки. И не только в лоб — такие попадания выдерживал и борт.
Кстати, для такого тяжеловеса он имел весьма недурную скорость по шоссе — 55 км/час. А будучи неуязвимым, сам железный богатырь мог доставить противнику массу неприятностей: его орудие имело калибр 130 мм., и с легкостью прошибало любую существующую на тот момент броню. Правда, запас снарядов наводил на пессимистические размышления — их в танке по инструкции размещалось всего лишь 24. В распоряжении четырех членов экипажа, кроме орудия, был еще и крупнокалиберный пулемет.

Еще одной особенностью Проекта 279 стали его гусеницы — их было аж четыре. Другими словами, атомный танк в принципе не мог застрять — даже на полном бездорожье, благодаря еще и низкому удельному давлению на грунт. И с успехом преодолевал и грязь, и глубокий снег, и даже противотанковые ежи и надолбы. На испытаниях в 1959 году в присутствии представителей ВПК и Минобороны военным понравилось все, особенно толщина брони атомного танка и его полная защищенность от всего. Но вот боекомплект поверг генералов в уныние. Не впечатлила их и сложность в эксплуатации ходовой части, а также предельно низкая способность маневрировать.


И от проекта отказались. Танк так и остался изготовленным в одном-единственном экземпляре, который сегодня экспонируется в Кубинке — в Бронетанковом музее. А два других недостроенных опытных образца пошли на переплавку.

Еще одной экзотической разработкой наших военных инженеров стал А-40 или, как его еще называли, «КТ» («Крылья танка»). В соответствии с альтернативным названием, он мог даже… летать. Проектировать «КТ» (а именно речь идет о планере для отечественного Т-60) начали еще 75 лет назад — в 1941 году. Для того, чтобы танк поднять в воздух, к нему крепился планер, который затем брался на буксир тяжелым бомбардировщиком ТБ-3. Додумался до такого нестандартного решения не кто иной, как Олег Константинович Антонов, трудившийся тогда в Планерном управлении главным инженером при Наркомате авиационной промышленности.
Понятно, что при весе почти в восемь тонн (вместе с планером) танк, оснащенный крыльями, мог лететь за бомбардировщиком со скоростью всего 130 км/час. Тем не менее, главное, чему его хотели научить, — приземляться в нужном месте, заранее отцепившись от БТ-3. Планировалось, что после приземления два члена экипажа снимут с Т-60 все ставшее ненужным летное «обмундирование» и будут готовы к боевым действиям, имея в своем распоряжении орудие калибра 20 мм и пулемет. Доставлять Т-60 должны были окруженным частям РККА или партизанам, а также такой способ транспортировки хотели использовать для экстренной переброски машин на нужные участки фронта.
Испытания летающего танка прошли в августе-сентябре 1942 года. Увы, но, в силу малой скорости, планер только-только держался на высоте сорока метров над землей из-за плохой обтекаемости и своей довольно солидной массы. Шла война, и в то время подобные прожекты были не ко двору. Приветствовались лишь те разработки, которые могли стать боевыми машинами в самое ближайшее время.
По этой причине проект свернули. Это произошло феврале 1943 года, когда Олег Антонов работал уже в КБ Александра Сергеевича Яковлева — его заместителем. Другим немаловажным моментом, из-за которого прекратили работы по А-40, стало условие транспортировки вместе с танком его боекомплекта — этот вопрос так и остался открытым. Летающий танк также был изготовлен всего в одном экземпляре. Но и он не был единственным проектом наших конструкторов. Таких разработок были десятки, если не сотни. Благо талантливых инженеров в нашей стране всегда хватало.

Виталий КарюковПо материалам:

Атомный танк

  • Главная страница
  • >
  • Статьи
  • >
  • Атомный танк

Идея создания атомного танка, приводимого в движения ядерной силовой установкой, появилась в середине XX века, когда человечество наивно полагало, что найден идеальный источник энергии, безопасный , практически вечный и применимый даже в быту.

Кроме того, некоторые считают, что Объект 279 – это атомный танк СССР, хотя он обладал традиционным дизельным двигателем.

Американские разработки

Итак, концепция атомных танков начала развиваться в США на конференции Question Mark III в Детройте в июне 1954 года. Предполагалось, что ядерный реактор сделает запас хода практически неограниченным и позволит технике быть боеспособной даже после длительных маршей. Разрабатывалось два варианта, в первом предлагалась специальная машина, подающая питание другим во время длительной езды. Второй вариант предполагал создание танка с атомным реактором внутри, защищённым со всех сторон мощной бронёй.

TV-1 и TV-8

В результате проработки второго результата, появился проект TV-1 массой 70 тонн и лобовой бронёй 350 мм. Силовая установка состояла из реактора и турбины, и была способна работать более 500 часов без заправки. Вооружался танк 105-мм пушкой T140 и несколькими пулемётами.

В августе 1955 года провели конференцию под номером Question Mark IV, на которой появился усовершенствованный и облегчённый проект R32, отличающийся уменьшенной на 20 тонн массой, расположенной под большим углом 120 мм бронёй и 90 мм пушкой Т208. Танк был защищён на уровне современных ему средних танков, зато обладал запасом хода более 4000 без дозаправки. Как и в случае с предшественником, дело ограничилось проектом.

Планировалось переоборудовать М103 в ядерный танк для различных испытаний, но машину так и не построили.

Также в США создали интересный атомный танк Chrysler TV-8, предусматривающий размещение экипажа и большинства механизмов вместе с ядерным реактором внутри огромной башни, установленной на максимально уменьшенный корпус с приводящими в движение электродвигателями внутри. Справедливости ради стоит заметить, что первая версия танка оснащалась 300 сильным восьмицилиндровым дизельным двигателем, вращающим генератор. Помимо необычного внешнего вида, TV-8 должен был плавать благодаря водоизмещению башни. Вооружался он 90 мм пушкой Т208 и 2 7,62 пулемётами. Очень прогрессивным для своего времени решением стала установка камер внешнего вида, призванных спасти глаза экипажа от вспышек взрывов снаружи.

Советские разработки

В СССР также велись работы, хоть и менее активно. Иногда считается, что на базе Т-10 был создан советский атомный танк, построенный в металле и прошедший испытания, но это неверно. В 1961 года построили и сдали в эксплуатацию ТЭС-3, являющуюся транспортабельной атомной электростанцией, передвигавшейся на удлинённом шасси тяжёлого танка и обеспечивающей питание самой себя вместе с питанием военных и гражданских объектов в районах Крайнего Севера и Сибири.

Стоит упомянуть ещё раз так называемый танк для атомной войны Объект 279, на деле вряд ли способный выдержать взрыв и защитить свой экипаж.

Также иногда вспоминаются некий танк с ядерными снарядами. Наверное, им можно назвать Т-64А, с установленной в башне пусковой установкой, способной стрелять как обычными ТУРС, так и тактическими ракетами с ядерным зарядом. Эта боевая машина получила название Таран, обладала массой 37 тонн, экипажем из 3 человек и предназначалась для выведения из строя вражеских сил с недосягаемой для них дистанции.

Несмотря на обилие проектов, атомный танк так и не был создан. Почему? Хотя бы потому, что малейшее повреждение в бою превращало его в небольшую ядерную бомбу, с гарантией уничтожавшую свой экипаж и союзников вокруг. Даже без повреждений приходилось постоянно менять экипаж, чтобы избежать чрезмерного облучения. Такие недостатки оказались критичными и даже в наше время нет возможности их преодолеть.

Реактор в бронекабину!!!

В середине прошлого столетия началось активное внедрение в повседневную жизнь источников энергии, основанных на ядерной реакции, начиная от проектов колоссальных АЭС, фантастических ледоколов и подводных лодок до потребительских бытовых нужд и атомных автомобилей. К сожалению, большинство этих задумок не реализовано до сих пор. Стремление человечества одновременно к минимизации и глобализации способствовало появлению в истории попыток использования реактора там, где его невозможно себе даже представить – например, в танке

История атомных танков началась (да и закончилась тоже) в Соединенных Штатах Америки. В послевоенные годы во всем мире были популярны конференции, объединяющие любителей и профессиональных деятелей науки под одной крышей. Светила научной мысли устраивали популистский мозговой штурм, целью которого был поиск новых технических решений для нужд современного общества, способных перевернуть его жизнь раз и навсегда.

Одна из самых популярных таких конференций носила название «Question Mark» (англ. «Знак вопроса»). Именно на одном из таких собраний в 1954 г. впервые зародилась идея создания танка, работающего на атомной энергии. Такая боевая машина могла практически полностью избавить американскую армию от нефтяной зависимости, что было особенно актуально во времена молчаливого ожидания ядерной войны. Иметь полный запас хода после марш-броска, а соответственно и возможность вступать в бой «с ходу», без необходимого техобслуживания, и было основной надеждой, возложенной на проект, получивший название TV-1 («TrackVehicle-1», англ. – «Гусеничная машина-1»).

Модель TV-1, представленная на конференции Question Mark (http://upload.wikimedia.org)

Самое первое техническое предложение на проект атомного танка содержало следующие пункты: толщина брони – 350 мм, масса – не более 70 тонн, вооружение – пушка калибра 105 мм.

Конструкция танка была довольно простой. Реактор размещался в передней части машины, а сразу за ним располагались экипаж, боевое и машинное отделение. Реактор для танка планировалось делать с принудительным воздушным охлаждением – горячий воздух после процесса теплообмена должен был приводить в движение двигательную турбину.

Предполагалось, что ядерного топлива будет хватать на 500 часов непрерывной работы, однако, согласно теоретическим расчетам, за это время TV-1 заражал бы несколько сотен кубометров воздуха! Кроме того, не было принято однозначного решения по надежной аварийной защите самого реактора. Это делало танк более опасным для своих войск, нежели для противника.

За первым проектом последовал второй. В 1955 году был представлен модернизированный TV-1, получивший маркер R32. Основными отличиями от предшественника были меньшие габариты и масса, а также более рациональные углы наклона брони. Самое главное отличие было в снижении опасности реактора. От воздушной турбины отказались, равно как и сократили размеры самого реактора, а также максимальный запас хода машины. Таким образом увеличилась безопасность реактора для экипажа, но все равно этих мер защиты было недостаточно для полноценной эксплуатации танка.

Модель атомного танка TV-8 в музейной экспозиции (http://comicsia.ru)

На этом попытки заинтересовать армию атомными проектами не закончились. Одной из наиболее «красочных» разработок был проект бронированной машины на базе тяжелого танка М103. С этим проектом выступила известная американская компания Chrysler, разработавшая танк с ядерным реактором в рамках программы ASTRON.

Результатом разработки должна была стать эффективная боевая машина, способная превзойти бронетехнику противника на многие десятилетия вперед. За индексом TV-8 спрятался экспериментальный концепт танка с оригинальной башней – ее размер превышал длину корпуса машины! В башне помещались все члены экипажа, 90-мм орудие и боеприпасы. В башне также предполагалось разместить и реактор, и дизельный двигатель. Как несложно догадаться, TV-8 (известный как «танк-поплавок») имел, мягко говоря, оригинальный внешний вид.

Парадокс заключается в том, что TV-8 был самым удачным проектом танка с атомным реактором и единственным, доведенным разработчиками до стадии макетирования. К сожалению или к счастью, в дальнейшем проект был закрыт из-за необоснованного соотношения перспектив и рисков, связанных с эксплуатацией танка.

TV-8 можно отнести к одному из самых необычных по конструкционному исполнению танков за всю историю военной техники. Сейчас он выглядит по меньшей мере смешно, а принцип компоновки представляется крайне нерациональным – при попадании в башню в зоне поражения оказывались все жизнеобеспечивающие системы танка – от двигателя, оружия и экипажа до атомного реактора, повреждение которого представлялось фатальным не только по отношению к самому танку, но и к окружающей среде.

Полноразмерный макет атомного танка TV-8 в музейной экспозиции (http://iichan.hk)

Вдобавок автономизация работы атомного танка все же не представлялась возможной, так как боезапас и горюче-смазочные материалы в любом случае были ограничены, а члены экипажа подвергались постоянному радиационному воздействию, что ставило под угрозу человеческие жизни. Вкупе с крайне высокой стоимостью такой машины их серийное производство и эксплуатация и сейчас выглядят весьма сомнительным предприятием. В итоге атомный танк так и остался порождением ядерной лихорадки, охватившей мир в 50-х годах XX века.

Проект 279: атомный танк

60 лет назад в условиях абсолютной секретности был создан «атомный танк».

В 1956 году Никита Сергеевич Хрущев дал поручение конструкторам начать работы над проектом уникального танка, которому были не страшны ни атомный взрыв, ни радиационное заражение экипажа, ни химические, ни биологические атаки. Проект получил артикул 279.

Исследовательский проект «Танки Великой Отечественной Войны»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 города Зеленокумска

Советского района» Ставропольского края

Танки Великой Отечественной Войны

(исследовательский проект)

Работу выполнила ученица

7 «а» класса:

Сурженко Алина

Руководитель — Коваленко О.С.

2015 учебный год

2. 1. История создания танка и его конструктор Кошкин.

2.2. Технические характеристики танка.

2.3. Роль танков в войне.

2.4. Герои танкисты.

  1. Заключение.
  2. Список использованной литературы.
  3. Приложение1.(презентация).

Приложение2. Герои танкисты.

Приложение3.Памятники,кинофильмы,стихи и песни.

Приложение4.Виды танков.

Введение.

Цель: узнать о танках, участвовавших в Великой Отечественной войне и великих танкистах.

Задачи:

-Проанализировать материл по теме исследования;

-Определить, какие танки были лучшими;

Выбор темы проекта: Как и многие современные дети, я ещё люблю играть в компьютерные игры. Благодаря одной из игр, я увлеклась изучением военной техники. Мне стало интересно узнать о том, как были созданы танки, кто и в какой стране их изобрёл.

Актуальность: Тема моей работы актуальна на сегодняшний день, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники. В процессе исследования данной темы невозможно не затронуть тему Великой Отечественной Войны, память, о героях которой должна всегда жить в наших сердцах. Оказывается, из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска в начале второй мировой войны, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 года.

Объект: выступает великий подвиг танкистов в ВОВ.

Предмет: является историческое исследование истории создания, устройства танка Т-34.

Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы на уроках истории и краеведения в школе.

Методы исследования: сбор информации о танках и танкистах ВОВ, анализ литературы, подборка фото.

Гипотеза: я предполагаю, что данный проект заинтересует учащихся и учителей школы, а также ребят, интересующихся историей и желающих служить в танковых войсках.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный

-Выбор темы

-Определение цели, формулирование задач.

2. Поисково-исследовательский этап

— Определение источников информации.

— Планирование способов сбора и анализа информации.

— Подготовка к исследованию и его планирование.

— Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями работы, подбор иллюстраций.

3. Трансляционно-оформительский этап

— Предзащита проекта (в классе)

— Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

-Подготовка к публичной защите проекта:

— определение программы и сценария публичной защиты;

4. Заключительный этап

— Публичная защита проекта.

— Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Основная часть.

2. 1. История создания танка и его конструктор Кошкин.

С древних времен человечество постоянно изобретало и совершенствовало оружие, с помощью которого можно было защитить себя и уничтожить врага.

Однако ни одно оружие не было столь эффективным, как танк, совершенно новая боевая машина, родословная которой восходит отчасти к боевой колеснице, отчасти к защищенному доспехами боевому слону, а отчасти к механической боевой машине, порожденной умом Леонардо да Винчи.

Немногие знают, что танк называли «лохань». Оказывается, для конспирации танки переправляли по железной дороге под видом цистерн. Британская контрразведка даже пустила слух, что российское правительство заказало у Англии партию цистерн для питьевой воды. Гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии. С английского языка «tank» переводится, как бак, цистерна.

Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И хотя первые танки, появившиеся на полях сражений еще первой мировой войны, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка – гусеница – родилась на берегах великой русской реки Волги. Уроженец села Никольского крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова — Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал и двигатель внутреннего сгорания, работавший на сырой нефти.

Во время Первой мировой войны ни одна из противоборствующих сторон не могла продвинуться вперед, так как линии обороны стали неприступными. Преодолеть их можно было лишь с помощью мобильных и хорошо защищенных средств. Так появилась идея создания танка.

Автором первого российского проекта танка стал Василий Дмитриевич Менделеев (1886 – 1922), сын Дмитрия Ивановича Менделеева. Этот проект вошел в историю как «танк Менделеева» и был разработан еще в 1911 году. Василий Дмитриевич, работая конструктором на судостроительном заводе, в свободное время размышлял о том, как создать такую машину, которая была бы хорошо бронированной и неуязвимой для ружейного и артиллерийского огня, обладала сокрушительной огневой мощью и могла бы выполнить любую поставленную ей боевую задачу.

24 августа 1916 года В. Д. Менделеев представил проект на рассмотрение.

Проект был разработан очень тщательно, до мельчайших деталей. Конструкция танка представляла собой коробчатый корпус с броней толщиной до 150 мм. Машина была практически неуязвима для любого оружия того времени. Менделеев был первым инженером, применившим противоснарядное бронирование. Василий Дмитриевич предусмотрел в конструкции возможность перемещения по железной дороге, используя двигатель машины. В машине также предусматривалось внутреннее освещение от бортовой электросети. На крыше корпуса располагалась вращающаяся выдвижная башенка с пулемётом «Максим». Предполагалось, что танк будет оснащен орудием Коне, которое не имела в то время не разрушаемых целей. По всем показателям это была грозная и величественная боевая машина, которой были по плечу самые трудные и опасные боевые задания. Но ни сам проект, ни его тщательная проработка не заинтересовали военное ведомство.

В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Зато во множестве были выпущены бронеавтомобили, принимавшие самое активное участие как в Первой мировой, так и в начавшейся в России Гражданской войне.

«Тридцатьчетверка» прошла всю войну, от начала до конца,
и не было лучшей боевой машины
ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ней в сравнение — ни американский, ни английский, ни немецкий… До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы были благодарны за него нашим уральским и сибирским рабочим, техникам, инженерам!

Маршал Советского Союза
И. С. КОНЕВ

Можно ли представить историю победы в Великой Отечественной войны без легендарного танка Т-34. Сколько песен и стихов о танках и их экипажах, сколько памятников-танков можно встретить по стране, но редко кто задумывается, как же он появился, и кто был конструктором такого грозного оружия.
Начиная с 1931 г. на вооружение Красной Армии поступали колесно-гусеничные быстроходные танки типа БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и др.), созданные на базе опытного американского танка М1931 конструктора Уолтера Кристи. Эти танки были предназначены для укомплектования самостоятельных танковых и механизированных соединений. С учетом опыта, накопленного в эксплуатации и боевых действиях серийных и опытных танков серии БТ Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) в 1937 г. танковому КБ Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) им. Коминтерна (завод N 183) выдало задание на проектирование нового колесно-гусеничного танка, способного в будущем заменить танки БТ, получившего впоследствии индекс А-20. Рабочее проектирование было начато в конце 1937 г. в конструкторском отделе, возглавляемом М.И.Кошкиным.

Опытный танк А-32
В связи с усилением противотанковой артиллерии в 1936 году были начаты работы по созданию первых в мировой практике танков с противоснарядным бронированием. Первым отечественным танком с противоснарядным бронированием стал Т-46-5 (объект 11), созданный в 1938 году на Ленинградском заводе опытного машиностроения имени Кирова (завод N 185). Танк при боевом весе в 22 тонны имел 60 мм броневую защиту и литую башню.
Летом 1938 года технические проекты обоих танков — заказанного А-20 и инициативного А-32 были закончены. Их рассмотрение состоялось в августе на Главном военном совете. Большинство присутствующих военноначальников усиленно защищали колесно-гусеничный танк и общее мнение совета явно клонилось в пользу А-20. В это время, по воспоминаниям Я.И.Барана, вмешался И.В.Сталин и предложил наряду с разработкой танка А-20 вести разработку и строительство инициативного варианта А-32, для того что бы провести сравнительные испытания обеих машин.
В конце 1938 г. оба проекта были утверждены Главным военным советом. Срочная разработка чертежей обоих танков потребовала привлечение сотен специалистов, в связи с этим в начале 1939 года были объединены все танковые бюро завода N183 в единое конструкторское бюро, создав, как выразился М.И.Кошкин, «мощный конструкторский кулак» . Одновременно было проведено слияние всех опытных цехов в один. Главным конструктором объединенного КБ был назначен М.И.Кошкин, его заместителями — А.А.Морозов, Н.А.Кучеренко, А.В.Колесников и В.М.Дорошенко. В мае 1939 года опытные образцы А-20 и А-32 были изготовлены и предъявлены на испытания. Председателем Государственной комиссии по испытаниям был назначен В.Н.Черняев.
Проведенные испытания подтвердили высокие характеристики новых танков.

Осенью 1939 года опытный танк А-32 был модернизирован. Изготовление двух опытных Т-34 началось на заводе N 183 в январе 1940 г. 5 марта 1940 г. два опытных Т-34 впервые вышли за пределы завода и совершили пробег по маршруту Харьков — Москва, в пробеге принимал участие М.И.Кошкин. 17 марта машины были продемонстрированы в Кремле высшему руководству страны. После показа машин на Ивановской площадке в Кремле были начаты их полигонные испытания. Танк Т-34 подвергали испытаниям по бронестойкости, его обстреливали прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами. В июне 1940 года оба танка отправили на поверженную линию Маннергейма для преодоления реальных противотанковых препятсвий, а затем через Минск и Киев на родной завод в Харьков. 31 марта было подписано решение ЦК ВКП(б) о серийном производстве танка на заводе N183.

В сентябре 1940 г. ХПЗ был выпущен первый серийный танк. Танк Т-34 стал выдающимся достижением отечественного танкостроения. Его отличали надежность конструкции, высокая технологичность, сильное вооружение, мощное бронирование и хорошая подвижность. За создание танка М.И.Кошкин (посмертно), А.А.Морозов и Н.А.Кучеренко были удостоены Государственной премии СССР.

Конструктор Т-34 М.И. Кошкин.

Кошкин Михаил Ильич (3 декабря 1898, село Брынчаги, Угличский уезд, Ярославская губерния, Российская империя — 26 сентября 1940, дом отдыха Занки, Харьковская область, УССР) — советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавшего знаменитый танк Т-34.

В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»); производственную практику проходил на Горьковском автозаводе, а преддипломную — в опытно-конструкторском отделе одного из Ленинградских заводов.

После окончания вуза в 1934 году 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ).

Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9.

Руководителем Конструкторского бюро в 1937 году стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. В середине — конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков прошли испытание. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Сам Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище, которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти).

2.2. Технические характеристики танка.

От множества бронированных машин в период Великой Отечественной войны средний танк отличало то, что, пройдя всю ее от самого первого дня и до Победы, он не устарел морально. Одним из его наиболее важных качеств были почти фантастические ремонтопригодность и восстанавливаемость после боевых повреждений. Эти высокие показатели в значительной степени были заложены в ходе глубокой проработки проекта Т-34 конструкторами и технологами под руководством главного конструктора машины Кошкина по максимальному упрощению систем, агрегатов, узлов и деталей, а также снижению трудоемкости их изготовления. Это позволяло инженерам и техникам из ремонтных батальонов, постоянно следуя за боевыми порядками войск, в полевых условиях проводить на Т-34 полный перечень ремонтно-восстановительных работ, включая и капитальный ремонт.

Т-34 стал классическим образцом среднего танка, и его конструкция определила пути развития современного танкостроения. До сих пор его технические решения служат примером для подражания.

Технические характеристики Т-34-76

Ходовые характеристики:

Скорость

по дороге — 54 км/ч;
по бездорожью — 25 км/ч

Запас хода

по дороге —300км;
по бездорожью — 230 км

На базе тяжелых танков ИС были также созданы самоходные артиллерийские установки, получившие название ИСУ. Модель ИСУ-152 получила у солдат уважительное прозвище «Зверобой». Прямое попадание снаряда этой машины просто сдергивала башню немецкого танка «Тигр».

Создание всей этой техники оказало огромную помощь нашей стране в борьбе с фашистскими захватчиками. Практически в каждом городе в память о прошедшей войне на постаменты были установлены разные модели танков. Наш город тоже не стал исключением.

2.3. Роль танков в войне.

Велика была роль танковых войск и в начавшейся в октябре 1941г. битве за Москву.

В контрнаступлении наших войск под Москвой (началось 5 декабря 1941г.) участвовали две танковые дивизии, 14 бригад и 13 отдельных танковых батальонов. В Московской оборонительной операции (30.09–5.12.41 г.) наши потери достигли 2785 танков, а в московской наступательной (5.12.1941–7.01.1942 гг.) всего 429.

Дальше был 1942 год с летним наступлением врага на юге и переходом 19 ноября войск Юго-Западного и Донского фронтов в наступление, завершившееся окружением немецких войск под Сталинградом. В контрнаступлении приняли участие 4 танковых и 2 механизированных корпуса, а также 17 отдельных танковых полков и бригад. Меньше, чем за четверо суток наши танки прошли 150км с севера и 100км с юга и замкнули кольцо окружения. В ночь на 22 ноября лихим рейдом танкисты 157-й танковой бригады захватили мост через р.Дон. Немецкая охрана моста никак не ожидала, что приближавшиеся с зажженными фарами машины – советские.

В декабре враг пытался деблокировать свою окруженную группировку. Он достиг некоторого успеха, но вскоре выдохся и 16 декабря наши войска вновь перешли в наступление. Фронт немцев был прорван и в прорыв вошли 4 наших танковых корпуса. Заслуживает упоминания знаменитый Тацинский рейд 24-го танкового корпуса (имевшего по 32 Т-34 и 21 Т-70 в каждой танковой бригаде): за 5 дней он прошел 240 км и обрушился на немецкий гарнизон станицы Тацинской и авиабазу вблизи ее.

В решающий момент Курской битвы произошло знаменитое танковое сражение под Прохоровкой (12 июля 1943г.). Тут немецкий танковый таран наткнулся на встречный удар 5-й гвардейской танковой армии генерала П.Л.Ротмистрова. Схватились более 1200 танков и СУ. Атака «тридцатьчетверок» была столь стремительна, что они прорезали весь боевой порядок противника. Его грозные «Тигры» и «Пантеры» в ближнем бою не могли использовать своего преимущества в вооружении. Именно лучшая маневренность «тридцатьчетверок» и помогла им выиграть этот бой.

Потом была Белорусская наступательная операция (июнь–август 1944г.), Висло-Одерская, в которой участвовало более 7.000 танков и СУ (январь 1945г.). В этой последней советские танки за 20 дней с боями прошли 600-700км. И, наконец, Берлинская операция (апрель 1945г.), в которой только с нашей стороны участвовало 6.250 танков и СУ. Потери составили 1.997 единиц.

2.4. Герои танкисты.

Об экипаже трех братьев матросовых
три танкиста.

Это о НИХ или таких, как они, сложена незабываемая героическая песня. То были не только три веселых друга, но и три брата. Экипаж машины боевой составили братья – Николай, Михаил и Александр Матросовы.
Когда по улицам и площадям распевалась эта песня – славная песня предвоенных годов, – Матросовы уже освоили свой танк. На нем они в первомайские дни проехали по киевскому Крещатику, демонстрируя свою готовность отстоять свободу Родины.
Такой час настал. Братья-танкисты самоотверженно сражались на финском фронте. В одном из боев они уничтожили 10 орудий, 8 дзотов и десятки финских солдат. Им не было тогда на троих шестидесяти лет.
С первых дней – они в горниле Великой Отечественной войны. Став коммунистами, Матросовы вписывали в боевую летопись одну славную страницу за другой. За оборону столицы их наградили орденом Красной Звезды, а танковое соединение, где служили братья, получило звание гвардейского.
В одной из жарких схваток с врагом Михаил и Александр погибли. Экипаж Матросовых, как писал на хутор Вишнянский родителям героев – Федору Михайловичу и Арине Петровне генерал-полковник танковых войск М.Е. Катуков, стал гордостью первой гвардейской ордена Ленина и ордена Богдана Хмельницкого танковой бригады.

Механик-водитель танка Т-34 Лагунова М.И.

Мария Ивановна Лагунова женщина-танкист, воевала во время Великой Отечественной войны механиком-водителем на Т-34, в одном из боёв в результате ранения потеряла обе ноги, кавалер ордена Красной Звезды. Человек огромной силы воли. Жизнь этой необыкновенной женщины похожа на легенду…

Родилась Маша в селе Окольчиково, под г. Курганом, в многодетной семье. Рано лишилась матери, жилось семье очень трудно, да и мачеха постоянно обижала девочку. После смерти мамы их, детей, осталось пятеро. В 10 лет Маша переехала жить к своей старшей сестре в Свердловск. Здесь она окончила школу-семилетку. С детства Маша Лагунова должна была работать. Прожить на маленькую зарплату сестры вдвоём было очень тяжело. Вот Маша и пошла сначала в няньки, а потом в домработницы, работала за кусок хлеба, за обноски и крышу над головой.

В 16 лет ей удалось устроиться на фабрику сначала – чернорабочей, но к 20-ти годам она уже была дежурным электриком цеха.

В феврале 1943 г. к ним в полк приехал военный представитель с Урала – отбирать несколько сот человек на курсы танкистов: механиков-водителей, башнеров, радистов. Маруся Лагунова просила взять её, однако военпред только усмехнулся такой наивности: «Танкист – это чисто мужская профессия. Женщин в танки не берут, как и на военные корабли», – сказал он, как отрезал. В те годы было принято писать письма председателю Президиума Верховного Совета СССР Калинину М.И. с самыми разными просьбами. Маша тоже написала письмо Михаилу Ивановичу с просьбой помочь ей стать танкистом, чтобы воевать на фронте, мстить врагу за смерть любимого брата. Помогло – через несколько дней военпред получил приказ принять Марию Ивановну Лагунову в число курсантов.

В учебном танковом полку в Нижнем Тагиле Маша досрочно сдала экзамены и стала одним из лучших механиков-водителей. Первый бой Маши был на Курской дуге в состав 56-й гвардейской танковой бригады. Свистят первые пули, осколки щёлкают, стучат по броне «тридцатьчетвёрки».

На ее счету уже было много раздавленных гусеницами огневых точек противника, пушек и фашистов.

Её последним боем на войне оказался тринадцатый по счёту, 28 сентября 1943 г. Это было под Киевом, у города Бровары. Сначала всё шло хорошо, ворвались на позиции фашистов, уничтожили немецкую пушку, раздавили блиндаж, расстреляли, вылезавших из окопов гитлеровцев… Но вдруг танк дернуло, мотор захлебнулся. Не заметили притаившейся за хатой села Княжичи немецкой противотанковой пушки, и вот сами подбиты.

Очнулась Маруся в полевом госпитале. У нее были ампутированы обе ноги, перебита ключица, и левая рука не действовала. Маша прошла через всё, помогла поддержка от однополчан и друзей. Десятки писем приходили на её имя в госпиталь.

В 1948 г. Мария Лагунова демобилизовалась. Жила в Свердловске (ныне – Екатеринбург). Через год она вышла замуж за знакомого ей еще по госпиталю и тоже инвалида войны – Кузьму Яковлевича Фирсова. В послевоенное время Мария Ивановна воспитывала двух сыновей, а потом и внуков.

В 60-х годах из-за астмы Марии Ивановне врачи посоветовали поменять климат, и семья перебралась в Переяслав-Хмельницкий, а потом – в Бровары. Марии Ивановны уже нет в живых, но память о ней жива в сердцах тысяч людей. Есть в Броварах улица имени Марии Лагуновой. Главная улица села Княжичи тоже носит её имя…

В ознаменование боевых заслуг советских танкистов в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР установлен праздник — День танкиста, который ежегодно отмечается во второе воскресенье сентября.

Заключение.

Годы сменяют друг друга, люди живут каждый своей жизнью. Казалось бы, те далекие 40-е остаются лишь яркой иллюстрацией на выцветших плакатах нашего сознания. Война ведь – это не то, что было когда-то и больше не повторится. Война реальна и страшна. Поэтому давайте помнить! Давайте участвовать в этой жизни и менять ее к лучшему! Давайте думать о ближних, уважать старших и преклонять колени перед оставшимися в живых ветеранами не только в Праздник 9 Мая, и каждый день благодарить и помнить о всех тех, кто помог нашему мирному небу над головой..

Проанализировав проделанную работу, я сделала ряд выводов:

1. Основная отличительная черта деталь любого танка – гусеница – была изобретена на берегах великой русской реки Волги.

2. Автором первого российского супертяжелого танка был Василий Дмитриевич Менделеев, сын Дмитрия Ивановича Менделеева.

3. Первый отечественный танк начали выпускать с августа 1920 года и назывался он «Борец за свободу товарищ Ленин», а первым серийным танком стал легкий танк МС-1 (Т-18),который был принят на вооружение летом 1927 года.

4. Самым лучшим предстояло стать гусеничному танку Т-34 ,против которого были бессильны гитлеровские танки

5. Совершенствуя Т-34,были получены новые модели танков СУ-100, ИСУ-152 «Зверобой».

6. По-прежнему российские танки не уступают лучшим западным и американским образцам.

В настоящее время и в ближайшей перспективе не предвидится появление более дешевой и мощной системы вооружения, которая могла бы сравниться с танком по своим характеристикам и была бы способна обеспечить высокую маневренность, защиту от огня противника, огневую мощь и возможность действовать в любых условиях в различных видах боя.