Астьют подводная лодка

Атомная ударная подводная лодка
типа «Эстьют»
Великобритания

Тактико-технические характеристики

Тип «Эстьют»
Водоизмещение: надводное 6500 т.; подводное 7200 т.
Размерения: длина 97 м. (318 футов 3 дюйма); ширина 10,7 м. (35 футов 1 дюйм); осадка 10 м. (32 фута 10 дюймов).
Силовая установка: ядерный реактор «Роллс-Ройс» PWR 2, питающий две паровые турбины «Элстом», передающие вращательный момент неизвестной мощности на один вал, вращающий водометный движитель.
Скорость и автономность: подводного хода 29 уз; ограничена только потребляемыми запасами.
Вооружение: шесть носовых 21 -дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов для 36 торпед «Спиэфиш», противокорабельных ракет «Гарпун», крылатых ракет «Томагавк» класса «подводная лодка — земля» и мин в количественных пропорциях, зависящих от решаемых задач.
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей и навигационная, БИУС ACMS, комплект аппаратуры РЭР UAP 4 и объединенный ГАК типа 2076 с гидроакустической антенной на буксирно-кабельном устройстве.
Летательный аппарат: нет .
Экипаж: 98 человек (дополнительно зарезервировано 12 должностных единиц).

Заказанная министерством обороны для ВМС Великобритании подводная лодка типа «Эстьют» относится к классу АПЛ (атомных ударных подводных лодок). Этот тип разработан для замены пяти действующих атомных ударных подводных лодок типа «Свифтшур» заложенных в 1970-1977 гг. и введенных в состав флота в 1974-1981 гг., в связи с чем срок нахождения их в строю подходит к концу. В июле 1994 г. министерство обороны объявило условия тендера на постройку сначала трех подводных лодок с возможностью дальнейшего увеличения заказа еще на две единицы, и в декабре 1995 г. основным подрядчиком была определена компания «GEC — Маркони» (в настоящее время «ВАЕ Системе Марин»). Как и было оговорено условиями тендера, сначала было заказано три лодки, но позднее министерство обороны объявило, что оно планирует расширить заказ еще на три подводные лодки вместо двух, определенных ранее. Заключение контракта на вторую партию лодок ожидалось в 2002 г., но состоялось, вероятно, только в 2004 г. со сроком сдачи флоту заказанных подводных лодок в 2012-2014 гг.

Тактико-технические характеристики подводных лодок типа «Эстьют», по существу, представляют собой усовершенствованные характеристики лодок типа «Трафальгар бэтч 1» («Трафальгар — серия 1»), входивших в состав 2-й эскадры подводных лодок ВМС Великобритании с местом базирования в Девонпорте. Предъявленные к проекту требования включали увеличение на 50 процентов боевого комплекта (количества боеприпасов) и значительное снижение уровня шумности. В проекте были учтены все доказавшие свою эффективность новшества, использованные в полностью модернизированных лодках типа «Трафальгар» с удлиненным ограждением рубки и двумя оптико-электронными перископами «Оптроникс» СМОЮ компании «Тейлз» (прежде «Пикингтон»), перископные шахты которых не пронизывают корпуса лодок.
Основным подрядчиком стала компания «ВАЕ Системз Марин», получившая первоначальный заказ в марте 1997 г. на постройку подводных лодок «Эстьют бэтч 1″ в Барроуин-Фёрнес». Первый металл был заготовлен в конце 1999 г., предварительная сборка отдельных секции позволила в январе 2001 г. официально заложить первую подводную лодку. В соответствии с планом предусматривался спуск на воду этой лодки в январе 2005 г.

Начальная серия из трех единиц.
Подводные лодки типа «Эстьют бэтч 1» получат названия «Эстьют», «Эмбуш» и «Атфул», а их ввод в состав действующего флота планируется на 2008, 2009 и 2010 гг. соответственно. Основу электроники подводных лодок составляет система ACMS (Astute Combat Management System — боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Эстьют») — усовершенствованный вариант системы SMCS (Submarine Command System), применяемой на всех находящихся в составе флота британских подводных лодках. В БИУС ACMS поступают данные от всех ГАС и других средств обнаружения, которые после обработки с использованием современных алгоритмов, в реальном масштабе времени отражают обстановку на пультах управления. Заводская приемка действующей модели состоялась в июле 2002 г. В комплексе с БИУС ACMS действует система WHLS (Weapon Handling and Launch System — система управления применением оружия), созданная компанией «Стрэчн энд Хеншоу».

Основными средствами поражения дальнего действия лодок типа «Эстьют», применяемыми через 21-дюймовые (533-мм) торпедные аппараты, являются крылатые ракеты класса «подводная лодка — берег» «Томагавк» Block III компании «Рейсеон» (прежде «Дженерал дайнемикс»), снаряженные главным образом обычным ВВ, а не с ядерными боеголовками, и противокорабельные ракеты «Гарпун» с подводным стартом компании «Боинг» (прежде «Макдоннелл Дуглас»), Ракеты «Томагавк» используют инерциальную систему наведения с аппаратурой TERCOM (Terrein Contour Mapping — следования рельефу местности) для обеспечения точной дальней навигации, модификация Block III имеет ряд усовершенствований, таких, как увеличенная тяга двигателя, более точное наведение на конечном участке траектории полета, усовершенствованная система навигации за счет применения приемника глобальной системы определения места (GPS). Ракета «Гарпун» с подводным стартом следует над водой с высокой дозвуковой скоростью, имеет радиус действия 80 миль (129 км) и оснащена активной РЛС наведения на цель на конечном участке траектории полета.

Средства обнаружения.
Для пуска ракет, а также торпед, которые составляют основные средства поражения ближнего радиуса действия, подводные лодки типа «Эстьют» имеют шесть 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов и будут вооружаться торпедами «Спиэфиш» или минами в качестве альтернативного варианта.
Боекомплект состоит из 36 ракет или мин. Торпеда «Спиэфиш» производства компании «ВАЕ Системз» — это управляемая по проводам торпеда с активно-пассивным самонаведением, радиусом действия 65 км (40,4 мили), скоростью хода 60 уз и усовершенствованной боеголовкой направленного действия.
Комплект аппаратуры радиоразведки и радиопротиводействия включает комплекс РЭР «Рейкал» UAP 4 и ложные цели, использованные также и на других лодках выдвижные устройства производства компаний «Тэйлс оптроникс» и «Мактаггарт Скотт», шахты которых не пронизывают корпус. Министерство обороны также представило технические требования для новой системы CESM (Communications-band Electronic Support Measures — средств связи и радиотехнического обеспечения) подводных лодок типа «Эсть-ют», а также лодок типов «Трафальгар» и «Свифтшур». Система разрабатывается для обеспечения подводных лодок всеми возможными средствами перехвата, распознавания, определения места целей и общего наблюдения за широким спектром сигналов средств связи.
Подводные лодки типа «Эстьют» оснащаются однополосными навигационными РЛС и имеющими гораздо большее значение ГАК типа 2076 компании «Тэйлз андевотэ системз» (бывшая «Томсон Маркони сонар») — объединенным комплексом активно-пассивного поиска и управления стрельбой с носовыми, бортовыми гидрофонами и гидроакустической антенной на буксирно-кабельном устройстве. Этот ГАК будет также установлен на четырех подводных лодках типа «Трафальгар». Компания «Атлас хидрографик» обеспечивает поставку высокоточных эхолотов DESO 25, способных измерять глубину до 10 000 м. (32 810 футов). Два выдвижных устройства «Тейлз» СМОЮ, серьезно доработанные компанией «Мактаггарт Скотт», предназначены для установки теплового пеленгатора с электронно-оптическим преобразователем, телевизионной системы ночного видения и цветного бинокулярного телевизионного средства обнаружения. Компания «Рейсеон системз» поставляет запросчики-ответчики системы опознавания «свой — чужой».

Усовершенствованная энергетическая установка Значительное количество энергии, необходимое для этих подводных лодок больших размеров, обеспечивает ядерный реактор «Роллс-Ройс» PWR 2 и две турбины компании «Элстом» (бывшая «Дженерал электрик корпорейшн»), вращающие один вал и водометный движитель производства компании «Роллс-Ройс». Последний состоит из обеспечивающих «реактивное» движение роторных лопастей в неподвижной водопроточной трубе. Имеются два запасных дизеля, а также аварийный ходовой двигатель, вращающий убирающийся вспомогательный движитель. Интегрированные управляющие цифровые системы и сопутствующие системы управления рулем, регулирования глубины погружения и в целом контролирующие состояние подводной лодки поставляются компанией «CAE Электронике».
PWR 2 — ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением второго поколения, первоначально разработанный для подводных лодок типа «Вэнгард» с БРМБ «Трайдент». Между тем существующие реакторы с водяным охлаждением под давлением обеспечивают дальность плавания. сопоставимую с 20 кругосветными путешествиями, PWR 2 с защищенной активной зоной имеет почти вдвое большие возможности, что на практике означает отсутствие необходимости его перезагрузки в течение всего срока службы. Основные элементы реактора PWR 2 — проточный контейнер компании «Бэбкок энерджи», основные насосы для подачи охладителя компаний «Дженерал электрик корпорейшн» и «Виз», защита реактора и системы управления компаний «Сименс плес-сей» и «Сон отомэйшн».

Чёрный год британского подплава

С началом Второй мировой на море после 20-летней паузы вновь забушевало пламя подводной войны. Субмарины снова вышли в море, чтобы уничтожать, но в довоенное время Германия не смогла построить большое количество подводных лодок. Причиной тому были запреты Версальского мирного договора и лимиты на строительство субмарин по англо-германскому морскому соглашению 1935 года. Это привело к тому, что кригсмарине вступили в войну лишь с 57 подводными лодками. Однако и у противников Рейха с подводными силами дела обстояли подобным образом – так, в составе британского флота начала войны было всего на три субмарины больше, чем у немцев. Каковы были потери у этих лодок?

Своим приоритетом англичане считали уничтожение как можно большего числа немецких подлодок, так как видели в них угрозу ещё со времён Первой мировой войны. Это дало им повод для громких заявлений, приукрашивающих свои успехи в первые месяцы войны. Так, 17 октября 1939 года английское радио объявило о потоплении к тому моменту 22 немецких субмарин, а к декабрю эта цифра выросла до 40. Обычно англичане «топили» от двух до четырёх лодок противника в неделю, при этом считая, что за тот же срок немцы вводят в строй по две подлодки.

Подлодка «Спирфиш» погибла у берегов Шотландии, будучи торпедирована немецкой подлодкой U 34 (http://wrecksite.eu)

Командующий подводным флотом Карл Дёниц был бы сильно удивлён, узнав, что противник оценивает его силы на январь 1940 года в боевых 100 единиц. На самом деле, к этому моменту немцы имели практически в два раза меньше субмарин, чем им приписывало Адмиралтейство. За четыре месяца войны немецкий подводный флот потерял всего девять единиц, но к 1 января за счёт вступивших в строй лодок восстановил численность до довоенного уровня.

Сами англичане потеряли за 1939 год всего одну субмарину: 19 сентября подлодка «Оксли» (HMS Oxley) была по ошибке торпедирована своей же субмариной «Тритон» (HMS Triton). Однако следующий, 1940 год стал для британских подводников самым тяжёлым за войну: потери подлодок сильно возросли. Основными районами гибели субмарин Его Величества стали Северное и Средиземное моря. Попробуем рассмотреть детально, как это происходило.

Северный театр военных действий

Утром 7 января 1940 года подлодка «Андин» (HMS Undine) обнаружила и атаковала три траулера у острова Гельголанд. Фактически ими оказались три немецких вспомогательных тральщика – M 1201, M 1204 и M 1207. Немцы начали преследование, в ходе которого им удалось повредить лодку. После того, как на субмарине вышли из строя горизонтальные рули, лишив её возможности управления под водой, британцы затопили лодку. Экипаж «Андин» был подобран тральщиками и попал в плен.

Британская подлодка «Андин» – первая субмарина Его Величества, погибшая в 1940 году (http://www.patriotfiles.com)

Примерно в то же время погибла ещё одна субмарина. Подлодка «Сихорс» (HMS Seahorse) считается пропавшей без вести после выхода из Блайта 26 декабря 1939 года. Наиболее вероятной причиной её гибели считается атака кораблей 1-й немецкой флотилии тральщиков у Гельголанда, которые преследовали и бомбили неизвестную субмарину 6–7 января. Обнаружить какие-либо следы на поверхности моря, свидетельствовавшие об удачной атаке, тральщикам помешал туман. Вероятно, это была именно «Сихорс» – никакая другая британская подлодка не сообщала о нападении в этом районе. Существуют и другие версии её гибели: таран немецкого прорывателя минных заграждений «IV/Окленд» (IV/Oakland) к югу от Гельголанда 29 декабря 1939 года или подрыв на мине.

9 января 1940 года подлодка «Старфиш» (HMS Starfish) в утренние часы вышла в атаку на немецкий тральщик М 7 в Гельголандской бухте. Нападение сорвалось, так как торпеды не вышли из торпедных аппаратов. Повторная атака также не увенчалась успехом из-за поломки горизонтальных рулей. Вскоре М 7 сам обнаружил лодку и начал охоту, периодически сбрасывая бомбы, что в итоге привело к успеху: прочный корпус «Старфиш» дал течь. Поступление воды прекратить не удалось, и в 18:20 командир отдал приказ всплывать. Лодку удалось поднять на поверхность, после чего экипаж покинул «Старфиш». Попытки немцев проникнуть на всплывшую субмарину не увенчались успехом: она затонула, а команда была подобрана победителем и присоединившимся к нему тральщиком М 5.

Подлодка «Стирлит» погибла в апреле 1940 года во время Норвежской кампании (http://www.iwm.org.uk)

10 апреля 1940 года подлодка «Тарпон» (HMS Tarpon) была потоплена к западу от полуострова Ютландия немецким судном-ловушкой №40, оно же «Шюрбек» (Schiff 40/Schürbek). Лодка первая атаковала судно двумя торпедами, но промахнулась. Немецкие глубинные бомбы, сброшенные в ответ, оказались смертельными. В марте 2016 года «Тарпон» была обнаружена на дне Северного моря датско-британской парой дайверов. Лодка лежит на глубине 40 метров. В тот же несчастливый для британских подводников день погибла ещё одна их субмарина – «Тисл» (HMS Thistle), которую торпедировала немецкая лодка U 4 юго-западнее Ставангера.

18 апреля 1940 года подлодка «Стирлит» (HMS Sterlet), возможно, была потоплена глубинными бомбами немецких охотников за субмаринами UJ 125, UJ 126 и UJ 128 к югу от Ларвика, в проливе Скагеррак. Предполагается и другая версия её гибели – подрыв на мине при возвращении на базу.

Британская подлодка «Юнити». Единственная подлодка Великобритании, которая в 1940 году погибла не в боевом походе, будучи протаранена при выходе из гавани торговым судном (http://www.naval-history.net)

Вечером 29 апреля 1940 года подлодка «Юнити» (HMS Unity) была протаранена и потоплена норвежским судном «Атле Ярл» (Atle Jarl) во время выхода из гавани Блайта в Северное море.

4 мая 1940 года подводный минный заградитель «Сил» (HMS Seal) подорвался на мине, и на следующий день, 5 мая, вынужден был капитулировать перед немецким гидросамолётом.

5 июля 1940 года подлодка «Шарк» (HMS Shark) была повреждена бомбами немецкого гидросамолёта во время уклонения от него погружением. Повреждения оказались столь серьёзными, что лодка была вынуждена всплыть на поверхность, использовав при этом весь запас сжатого воздуха. Самолёт снова атаковал, повредив одну из балластных цистерн. Вскоре на место действия прибыл ещё один самолёт. Оказавшись в безвыходном положении, «Шарк» выбросила белый флаг. Рано утром 6 июля к ней пришли немецкие вспомогательные тральщики M 1803, M 1806 и M 1807 для буксировки субмарины в немецкий порт, но все хлопоты немцев оказались безуспешны: «англичанка» затонула юго-западнее норвежского местечка Эгерсунд.

Раненые английские подводники стоят на палубе субмарины «Шарк» и ждут подхода шлюпки с немецкого корабля. В этот момент команда «Шарк» уже сделала все приготовления к затоплению лодки (http://www.iwm.org.uk)

Подлодка «Сэлмон» (HMS Salmon) объявлена Адмиралтейством погибшей 16 июля 1940 года во время патрулирования у юго-западного побережья Норвегии. Возможно, она подорвалась на немецких минах между 9 и 12 июля или была потоплена во время нападения вражеского самолёта.

23 июля 1940 года лодка «Нарвал» (HMS Narwhal) пропала без вести в Северном море или у побережья Норвегии. Наиболее вероятной причиной, объясняющей гибель лодки, была атака немецкого бомбардировщика «Дорнье» Do 17 23 июля к востоку от Абердина (Шотландия). Лодка, вышедшая в поход из Блайта днём ранее, должна была поставить мины у Кристиансанда. На базу лодка не вернулась и 1 августа была объявлена погибшей.

1 августа 1940 года подлодка «Спирфиш» (HMS Spearfish) стала жертвой торпедной атаки немецкой лодки U 34 к северо-востоку от Абердина.

Подлодка «Тэмз» относилась к классу субмарин «Ривер», которые были эскадренными лодками. «Тэмз» стала одной из самых больших английских субмарин, погибших в 1940 году (http://wrecksite.eu)

3 августа 1940 года подлодка «Тэмз» (HMS Thames) пропала без вести в своём первом же боевом походе. 26 июля лодка совершила атаку на немецкий линкор «Гнейзенау», возвращавшийся в Германию в охранении миноносцев. Вероятнее всего, целью атаки был сам «Гнейзенау», но одна из торпед попала в миноносец «Лухс» (Luchs), который маневрировал между лодкой и линкором. Причиной же гибели субмарины, вероятно, является подрыв на минном поле у норвежского побережья в ночь со 2 на 3 августа.

17 октября 1940 года подводная лодка Н 49 (HMS H 49) была потоплена немецкими охотниками UJ 116 и UJ 118 у острова Тексель. В 15:00 субмарина и немецкие корабли имели обоюдный визуальный контакт. Подлодка погрузилась, после чего немцы начали её преследование, продолжавшееся более двух часов. Немцы сбросили большое количество глубинных бомб, пока на поверхности не появилось большое пятно нефти. Единственным выжившим с Н 49 стал старшина машинистов Джордж Уильям Оливер (George William Oliver), который сумел покинуть лодку и подняться на поверхность без дыхательного аппарата. Он был подобран немцами и попал в плен.

Подлодка «Суордфиш» (HMS Swordfish) пропала без вести сразу после выхода из Портсмута 7 ноября 1940 года. Изначально предполагалось, что она пала жертвой немецкого эсминца около Бреста, но лишь в 1983 году после обнаружения лодки на глубине 46 метров у острова Уайт стала ясна причина её гибели – подрыв на мине в день выхода из базы.

Средиземноморский театр военных действий

Первой погибшей на Средиземноморье британской подлодкой стала «Один» (HMS Odin), потопленная в заливе Таранто итальянскими эсминцами «Страле» (Strale) и «Балено» (Baleno). Лодка была замечена «Страле» перед полуночью 13 июня 1940 года, однако накрыть её артиллерийским огнём или протаранить итальянцы не успели – цель ушла под воду. Вслед лодке была сброшена серия глубинных бомб. Спустя 2,5 часа «Один» была замечен в надводном положении с «Балено», который пошёл на таран. Лодка успела уклониться погружением, но вслед ей снова были сброшены бомбы. Утром 14 июня воздушная разведка итальянцев заметила в местах обеих атак нефтяные пятна. Вероятно, первый эсминец повредил лодку, а второй добил, хотя итальянцы заявили победу над двумя субмаринами.

Подлодка «Один», потопленная итальянскими эсминцами в заливе Таранто (http://www.royalnavyresearcharchive.org.uk)

Подлодка «Грэмпус» (HMS Grampus) пропала без вести в своём первом боевом походе в июне 1940 года. Основной версией её гибели считается потопление лодки итальянскими миноносцами 13-й эскадры «Цирце» (Circe), «Клио» (Clio), «Каллиопе» (Calliope) и «Полючи» (Polluce) вечером 16 июня в районе Сиракуз. Однако сами итальянцы назвали итог этой атаки лишь «вероятным», поэтому неизвестно, что на самом деле случилось с «Грэмпус».

19 июня 1940 года подлодка «Орфеус» (HMS Orpheus) пропала без вести в районе между Тобруком и Бенгази. В этот день она в последний раз вышла на связь. Часто встречается утверждение, что «Орфеус» была потоплена в тот же день итальянским эсминцем «Турбине» (Turbine) в 25 милях к северу от Тобрука, однако эта атака произошла раньше, чем последний сеанс выхода лодки на связь. Поэтому до сих пор неизвестно, что именно случилось с «Орфеус».

Подлодка «Феникс» (HMS Phoenix) пропала без вести в середине июля 1940 года в районе между Мальтой и Сицилией. Одна из наиболее часто упоминаемых версий её гибели – атака итальянского миноносца «Альбатрос» (Albatros) 16 июля. Миноносец сопровождал танкер и заметил следы двух торпед. Итальянский корабль произвёл контратаку глубинными бомбами, после чего на месте их взрыва на поверхности наблюдались пузыри выходящего воздуха. Других следов повреждения субмарины замечено не было. Так как погибшая лодка до сих пор не обнаружена, невозможно подтвердить это предположение.

Британская субмарина «Орфеус» – одна из подлодок Его Величества, пропавших без вести на Средиземном море (http://www.iwm.org.uk)

30 июля 1940 года лодка «Освальд» (HMS Oswald) неудачно атаковала итальянский конвой, после чего передала сообщение о контакте с итальянскими кораблями, проходившими Мессинским проливом для перехода в Ионическое море. С этого момента все итальянские силы ПЛО были наготове и усилили наблюдение за районом, где находилась лодка. Вечером 1 августа субмарина была обнаружена в надводном положении в 12 милях к югу от мыса Спартивенто дивизионом итальянских эсминцев, которые заметили её на расстоянии 2,5 км. Ближний к субмарине эсминец «Уголино Вивальди» (Ugolino Vivaldi) немедленно увеличил ход и в 23:05 протаранил её. Лодка затонула, большая часть её экипажа была спасена итальянцами.

В октябре 1940 года подлодка «Рэйнбоу» (HMS Rainbow) пропала без вести во время похода в Адриатическом море. На данный момент считается, что 4 октября «Рэйнбоу», находясь в подводном положении, была протаранена и потоплена в Адриатическом море итальянским судном «Антониетта Коста» (Antonietta Costa) в 60 милях к северу-востоку от Бари.

15 октября 1940 года подлодка «Триад» (HMS Triad) была потоплена в бою итальянской субмариной «Энрико Тоти» (Enrico Toti) у мыса Колонне.

Британская подлодка «Освальд», протараненная и потопленная итальянским эсминцем у мыса Спартивенто (http://www.royalnavyresearcharchive.org.uk)

18 ноября 1940 года подлодка «Регулус» (HMS Regulus) вышла в поход из Александрии и взяла курс на Адриатику. Её молчание в ответ на приказ о возвращении на базу от 6 декабря было расценено как потеря лодки. Предположительно, именно в этот день она подорвалась на мине в заливе Таранто, хотя итальянцы заявили, что потопили лодку ещё 26 ноября.

Подводная лодка «Тритон» (HMS Triton) пропала без вести в Адриатическом море после 6 декабря 1940 года. Среди существующих версий – подрыв на мине в Адриатике или атака итальянских кораблей. Адмиралтейство объявило лодку погибшей 18 декабря 1940 года, но реальные причины её гибели неизвестны до сих пор.

Выводы

Рассматривая перечисленные случаи гибели английских субмарин в 1940 году, можно сделать следующие выводы. До захвата Норвегии вермахтом основной причиной гибели английских субмарин были действия в районах, где активно проявляли себя вражеские силы ПЛО. После апреля 1940 года и с началом патрулирования побережья Норвегии появились потери на немецких минных заграждениях. Всего действия на европейском ТВД стоили британским подводным силам 15 погибших лодок, а начало боевых действий на Средиземном море быстро увеличило список потерь, прибавив к нему ещё 9 субмарин.

Любопытно сравнить потери англичан с потерями немецких подлодок. Согласно данным немецкого историка Акселя Нистле, кригсмарине в 1940 году потеряли 24 субмарины, из которых одна была потоплена дважды (11 марта 1940 года U 31 потопил британский самолёт, после чего была лодка поднята со дна, восстановлена и снова введена в строй; окончательно U 31 погибла 2 ноября того же года в Атлантике). Из этих цифр следует, что в 1940 году потери немецких и британских подводных сил были абсолютно равными.

В завершение хотелось бы отметить, что всего за шесть лет войны Великобритания потеряла 76 подлодок: 74 были потоплены и две не подлежали восстановлению после возвращения на базу. В 1940 году потери английских лодок составили 24 субмарины, что составляет более 30% от общих потерь за всю войну. На основании этого можно сделать вывод, что для подлодок Его Величества 1940 год стал самым тяжёлым и кровавым – британский флот потерял больше тысячи подводников, большинство из которых остались лежать на дне моря.

Литература:

ДЕЙСТВИЯ БРИТАНСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ДЕЙСТВИЯ БРИТАНСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
с баз Кольского полуострова в 1941 – 1942 гг.
12 июня 1941 г. правительство Великобритании дало указание начальникам штабов страны подготовить военную миссию, которую можно было бы незамедлительно отправить в Москву в случае нападения Германии на Советский Союз. 25 июня 1941 г. она уже прибыла в Москву. Ее возглавил адмирал тыла Майлс. Одной из задач миссии, по его адмирала, была «координация стратегии русских с нашей»; с такой же целью в Лондон прибыла советская военно-морская миссия.
Первоначально русские обратились с просьбой о поддержке морского десанта на севере в районе Петсамо-Киркенес. Предполагалось, что при этом военно-морские силы Британии обеспечат морское прикрытие, доставку десанта и защиту с воздуха, тогда как сам десант будет состоять из советских моряков. Это было невозможно. Однако дополнительная просьба оказалась более реальной, а именно: британские силы должны были атаковать немецкие транспорты с грузами и войсками, которые обеспечивали наступление гитлеровцев на Мурманск.
6 июля Адмиралтейство уведомило Главнокомандующего имперским флотом, что должны быть использованы все возможные средства для оказания помощи России в этом районе. В частности, ему было приказано нанести авиаудар с авианосцев по Петсамо и Киркенесу до конца июля. Все возражения по поводу того, что риск намного превосходит предполагаемые результаты операции, были отметены самим премьер-министром.
Планировалось также и постоянное военное присутствие наступательных сил Британии в Арктике. Они предположительно должны были состоять из ударной силы, включающей 2 крейсера и 4 эсминца, усиленных 3 минными тральщиками. Их материально-техническое обеспечение должны были выполнять 2 танкера и 2 небольших грузовых транспорта, которые, как предполагалось, будут базироваться либо около Мурманска, либо у архипелага Свалбард.
Успех атаки с авианосца на Киркенес и Петсамо днем 30 июля зависел от внезапности нападения и точности разведывательных сведений о цели. Однако внезапности невозможно было достичь в светлое время суток, а разведывательные данные нельзя было получить своевременно. Только везение могло бы оправдать неизбежные жертвы. В результате в Киркенесе было подбито и потоплено только одно небольшое судно, а также был разрушен торпедой пирс, в то время как из 20 британских бомбардировщиков-торпедоносцев было сбито 11 и только 1 вернулся неповрежденным. Оборона Петсамо была слабее, однако и целей было меньше. Только 1 корабль был потоплен, тогда как сбито было 3 самолета британской военно-морской авиации.
Планы относительно базирования надводных ударных сил ВМФ Великобритании у Мурманска или Свалбарда не осуществлялись. Адмирал тыла, Биван, самый энергичный руководитель операции, который должен был возглавить эскадру крейсеров, лично провел рекогносцировку обеих потенциальных баз и доложил, что ни одна из них не подходила: ни Мурманск, так как он был плохо защищен против нападения с воздуха, ни Свалбард, так как там не было ни обороны, ни средств обслуживания.
Оставалась единственная возможность для непосредственного участия Британии в наступательных операциях в Арктике. 20 июля 1941 г. с согласия советской военно-морской миссии в Лондоне, Адмиралтейство решило послать 2 подлодки для выполнения операций с советской военно-морской базы в Полярном. 26 июля подлодка Военно-Морского Флота Его Величества «Тигрис» вышла из Клайда в залив Кольского полуострова, а 1 августа за ней последовала подлодка «Трайдент». Они должны были, согласно договоренности, использовать средства обслуживания базы в Полярном. Однако необходимо было создать координационную команду (группу) для взаимодействия береговых сил с объединенными силами, и поэтому капитана Р. Н. Бивана (вскоре его повысили в звании до адмирала тыла) 30 июля направили из Шотландии прямо в Мурманск и сделали его старшим военно-морским офицером в Северной России. Он прибыл в Мурманск 30 июля. В его небольшой штат вошло подразделение коммуникационной службы (связи), что было обусловлено очевидными организационными причинами и причинами языкового характера. Поскольку же назначение капитана Бивана предполагало более широкие обязанности, нежели только операции подлодок, к нему присоединился командир Дэвис. Прибывший из военно-морской миссии Британии в Москве для службы в качестве офицера штаба подводных военно-морских сил. К 3 августа с советской стороны была достигнута договоренность о небольшом ремонте подлодок на базе, о поставках продовольствия и размещении на берегу команд подлодок.
Русские оказали капитану Бивану и командору Дэвису теплый прием, их приписали к местной воинской части, в ведении которой находилась эскадра подлодок, и там же разместили на жительство.
Для наилучшего взаимодействия подводных сил происходил обмен разведывательными данными, часть из которых была получена в результате перехвата англичанами радиопереговоров немецких военно-морских сил. Фактически Полярный стал первым настоящим штабом объединенных сил союзников во Второй мировой войне.
Британская подлодка «Тигрис» прибыла в Полярный 4 августа, а «Трайдент» шестью днями позже. Команды обеих лодок были радушно встречены советскими морями, но времени на акклиматизацию было очень мало. В августе была достигнута договоренность о том, что подлодка «Тигрис» совершит первый короткий патрульный рейд около фиорда Порсангер, к востоку от Нордкапа, за которым последует рейд «Трайдент» в район Соройа на юго-западе. 11 августа «Тигрис» отправился в первый боевой дозор, осуществляемый военно-морскими силами Британии в водах Арктики.
Подлодка «Тигрис» прибыла в зону своего патрулирования 13 августа и тотчас же обнаружила вражеские корабли. Но в течение 3 последующих дней невозможно было атаковать их, так как на фоне спокойного и ровного моря был бы сразу четко виден перископ подлодки.
И только к 17 августа условия стали подходящими: видимость ухудшилась благодаря сильному дождю, и командир Боун смог наконец дать бой, в результате которого подводные силы союзников открыли счет уничтоженным кораблям, потопив немецкое судно водоизмещением 1480 тонн.
В период пребывания «Тигриса» в патрулируемой зоне 22 августа было замечено только одно торговое судно, однако стала очевидной значительная активизация противолодочных сил Германии.
Подлодка «Трайдент» вышла из Полярного незадолго до полуночи 16 августа и направилась в район Соройа. 19 августа она по вине своей команды пропустила вражеское грузовое судно, но тут же всплыла и вела по нему огонь из орудия, пока это судно водоизмещением в 4770 тонн не скрылось за мысом.
Спустя 2 дня командир Слэндер упустил немецкий военный корабль, а позже ему не удалось попасть снарядом в небольшой танкер. Днем 22 августа «Трайдент» наконец была вознаграждена: она атаковала конвой и попала в грузовое судно, выпустив 3 торпеды с расстояния всего 600 ярдов.
Прошла еще неделя, прежде чем был обнаружен еще один немецкий конвой. С оставшимися двумя торпедами на берегу командир Слэндер приблизился на расстояние 700 ярдов, внедрился в заграждение эскорта из 2 миноносцев и 3 тральщиков и открыл огонь по двум самым большим торговым судам, потопив сильно груженные корабли «Багия Лаура» и «Донау». В ответ немецкие миноносцы атаковали «Трайдент», сбросив на нее 56 глубинных бомб, но подлодка получила лишь незначительные повреждения.
Это, несомненно, была самая успешная операция британских субмарин. Офицеры советского подводного флота проявили большой интерес к деталям рейда подлодки «Трайдент» и особенно приемам боя, используемым военно-морскими силами Великобритании. В результате для русского персонала подлодок был организован цикл лекций по тактике боя с демонстрацией приемов. При этом проводимый командором Слэндером анализ причин предыдущих неудач во время патрулирования был не менее ценен, чем обмен опытом по тактике, примененной в операциях, принесших успех.
В Великобритании точно не знают, было ли это результатом упомянутого обмена опытом или простым совпадением, но три дня спустя – 12 сентября – советская подлодка под командованием капитан-лейтенанта Малышева торпедировала и потопила норвежское грузовое судно водоизмещением 1460 тонн у Трансфьорда.
Добились успеха и британские надводные корабли. После эвакуации русских минеров и инженеров из Свалборда адмирал Виан ввел в прибрежные воды 2 крейсера в поисках немецких кораблей у Северной Норвегии. На рассвете 7 сентября в очень плохую погоду крейсеры встретили и атаковали конвой у фиорда Порсангер. Двум торговым судам удалось уйти неповрежденными, но «Бремзе» был протаранен и потоплен британским кораблем «Нигерия».
Встречая активную оборону противника, ни «Тигрис», ни «Трайдент» больше не потопили ни одного вражеского корабля.
Немецкое командование высоко оценило действия британских кораблей в Арктике. Оно писало следующее: «Англичане осознают жизненную важность морского пути и побережья Арктики для снабжения немецких вооруженных сил. Они действуют в Северном районе, располагая лишь несколькими крейсерами, миноносцами, небольшими авианосцами и подлодками. Наши собственные военно-морские ресурсы незначительны. В настоящее время транспорты с войсками не могут пройти к востоку от Нордкапа; транспорты с грузом могут это сделать только с очень большим риском».
Конечно, приведенное выше преувеличивает угрозу для немцев со стороны британских военно-морских сил и степень их участия в операциях в Арктике, но это, вероятно, свидетельствует о моральной значимости скромного вклада Великобритании в борьбу с общим врагом на Севере.
Третий и последний патрульный рейд «Тигриса» из Полярного был совершенно неудачным, хотя в то время полагали, что он потопил 1 корабль. Неудачу усугубило еще и то обстоятельство, что старший морской офицер эскадры подлодок Северного флота капитан-лейтенант Бибиев находился на борту в качестве наблюдателя.
Следующий поход «Трайдента» был отложен из-за недостатка торпед, а когда они, наконец, были доставлены в Полярный, то оказалось, что они представляют собой смесь современных и устаревших образцов и их нельзя выпустить одним залпом.
Однако время, проводимое в гавани, не тратилось впустую, так как русские подводники попросили продемонстрировать тактику использования артиллерии подлодки для уничтожения кораблей. Это оказалось очень успешным и вновь было обсуждено на лекциях для советских моряков.
Подлодка «Трайдент» вышла 30 октября и во время своего последнего патрулирования потопила противолодочный траллер и грузовое судно водоизмещением 1930 тонн. «Трайдент» возвратилась в Великобританию 15 ноября после очень удачных действий, во время которых она потопила 4 торговых судна и 2 эскортных корабля.
На смену «Тигрису» и «Трайденту» прибыли другие подлодки: 6 ноября – «Силайен», а 10 ноября – «Сивульф». «Силайен» вышел в свой первый дозор еще до ухода «Трайдента». Он потопил небольшой береговой танкер с бензином, идущий в Киркенес. «Сивульф» обнаружил больше судов, но его две первых атаки не достигли цели. 24 ноября ему повезло: он потопил «Багия» водоизмещением 4000 тонн. Однако этому предшествовали несколько неприятных моментов, когда его торпеда сбилась с курса и чуть не попала в саму всплывшую подводную лодку, пройдя мимо с шумом, напоминающим звуки пикирующего бомбардировщика. Так говорили очевидцы.
Каждая из этих подводных лодок совершила еще по одному патрулированию, во время которых «Силайен» 5 декабря потопил каботажное судно водоизмещением 680 тонн, которое стало последней жертвой британских субмарин, базировавшихся на Кольском полуострове. Последний, десятый, арктический патруль был проведен «Сивульфом» между 5 и 20 декабря. Погода в зоне патрулирования этой подлодки была самой плохой за все это время и помешала единственной атаке, которая была предпринята.
«Силайен» отправился в Британию 21 декабря, за ним 5 января 1942 г. последовал «Сивульф». Пришедшая на смену подлодка «Стугерон» прибыла в Полярное 11 января 1942 г., но она пробыла там совсем недолго, так как прибытие линкора «Тирпиц» в Трондхейм заставило срочно отозвать «Стугерон» (17 января). Другие британские подводные лодки, которые заходили в Полярное во время Второй мировой войны, делали это только с целью дозаправки горючим. Они являлись частью эскорта, защищавшего конвои PQ-17 и PQ-18 от линкора «Тирпиц» в июле и сентябре 1942 г.
Британскому историку трудно непредвзято оценить значение участия подводных лодок военно-морских сил Великобритании на театре военных действий в Арктике. Тоннаж потопленных ими судов был, конечно, очень мал по сравнению с результатами подлодок Германии в Северной Атлантике, где успехи одной немецкой подлодки могли превзойти все удачные действия британских подлодок в ночной операции против конвоя в 1941 г. Но условия были совершенно разными, так как «фонд» торговых судов у Германии был гораздо меньше, чем у союзников, и даже небольшие грузовые суда, используемые в Арктике, были незаменимы, так как немецкая армия на Кольском фронте целиком зависела от каботажных перевозок для пополнения запасов и военной силы. Именно по этой причине уничтожение каждого плывущего на восток судна представляло собой настоящую тактическую победу.
Хотелось бы надеяться, что британские подводные лодки, сражавшиеся плечом плечу с русскими в качестве их единственного партнера на этом участке Северного фронта, сыграли положительную роль, участвуя – хоть и недолго – в героической обороне Красной Армией очень важного района – залива Кольского полуострова. По крайней мере они внесли свой вклад в активную демонстрацию солидарности союзников в критический момент войны с Германией. Однако сведения о совместной борьбе британских и русских подводников на севере России против общего врага, которыми мы располагаем, заслуживают более глубокого анализа, чем в этом кратком обзоре.
Дэвид Браун
© Браун Д., 2000

Авторский коллектив альманаха «Северные конвои N3»