Апачи

Апачи, кто они?

Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой (мудрость старых индейцев).
В современной американистике апачи принято относить к одной из групп юго-западных индейцев – кочевников говорящих на атабаских (атапаских) языках. Эта большая группа индейских языков и диалектов Северной Америки входящих в языковую семью «на-дене». Включает около 40 языков. Современный уровень изученности указанной группы языков не позволяет сделать вывод о том, что считать языком, а что диалектом.
Атабаски (атапаски) группа коренных народов Америки расселялась на большой территории от Аляски до Мексики, как на побережье Тихого океана, так и во внутренних районах. На севере их ареал доходит до Северного полярного круга, где с ними соседствуют эскимосы, а на юге достигает зоны степей. Атабаски делятся на три группы: Северные (атабаски субарктической зоны, атабаски Кордильер и атабаски внутренней Аляски), тихоокеанские атабаски и южные, к которым относятся апачи и навахо, расселившиеся в штатах Аризона и Нью-Мексико.
Предки апачей переселились на Юго-запад в результате так называемого пассионарного толчка с территории северо-западной части Канады около 850-1000 г.н.э.. Далее к ХIV–ХV векам апачи мигрировали из бассейна реки Макензи на Юг и достигли районов современного Юго-запада США и севера Мексики, где заняли пустынные районы Сонора и Чиуауа (ныне мексиканские штаты), а к началу ХVIII века произошла их этническая дифференциация.
Эта исследовательская гипотеза мне наиболее нравиться. Автором ее является Лев Николаевич Гумилев. Полное название теории – пассионарная теория этногенеза – описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с изменениями ландшафта их обитания и другими этносами. Данная теория, к сожалению, не встретила понимания ни у советской, и наследовавшей ее современной российской, исторической науки, ни у международного научного сообщества. В настоящее время не является общепризнанной, и дальнейшего развития не получила. Не буду вдаваться в подробности Гумилевской теории, но поясню, в широком смысле слова, пассионарность – это наследуемая количественная характеристика, определяющая способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям. Пассионарный толчок – время от времени происходящие массовые мутации, которые способствуют пассионарности. Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают территорию не более 200 км, расположенную вдоль геодезической линии Земли тянущейся несколько тысяч километров. Действуют пассионарные толчки, скорее всего, если я правильно понимаю Гумилева, с помощью электромагнитного поля Земли, а, следовательно, причиной толчков является внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует. Таким образом, переход предков апачей с Севера на Юг через всю практически Северную Америку, возможно, проходил под воздействием не зависящих от них массовых мутаций, т.е. в те периоды, когда их этнос наиболее был активен к выживанию и воспроизводству своей популяции. Эскимосы же не перешли на Юг, значит они в тот период не подверглись воздействию электромагнитного поля Земли и не находились в районе геометрии геодезической линии. Существуют и другие научные объяснения массовой миграции атабаских племен с Севра на Юг, но бесспорно одно – предки апачей ранее населяли Северо-западную часть Канады, граничащую с Аляской.
Слово «апач» происходит из языка «юма» (юмано) относящегося к ветви семьи на-дене атабаских языков и переводится как «сражающийся человек». По другой версии, специалистов в области атабаских языков, это слово на языке «зуни» – означает «враг». Во всяком случае, это было установлено ранними исследованиями испанцев из Нью-Мексико. Сами же апачи себя называли «ндее», «дене», что означало «люди» и было созвучно с европейским названием «Inde» или Nide. Поэтому испанское и английское название «индеец» для апачей не было оскорбительным. Советский эциклопедический словарь дает следующее: апачи (самоназвание – дене – «люди») относятся к атабаской языковой группе.
Апачи делятся на шесть региональных групп:
– Западные апачи – койотеро – расселены на востоке штата Аризона, включают в себя апачей Белых гор, Сибекью, Сан-Карлос, Северных и Южных Тонто.
–Апачи – чирикахуа (чирикауа) – населяют Юго-запад штата Нью-Мексико, Юго-восток Аризоны и смежные мексиканские штаты Чиуауа и Сонора. Восточных чирикахуа еще называют «мимбреньо» или «апачи теплого истчоника». Чирикахуа представляют собой нетрадиционный союз лидера и его последователей. Нетрадиционность заключалась в том, что у чирикахуа не было ни вождей, ни племенного совета, ни совета старейшин. Социальная структура чирикахуа состояла в основном из семейных кланов. Название «чирикахуа» пошло от названия местного вида кактуса, из которого апачи изготовляли еду, питье, волокна для тканей и веревок.
–Апачи – мескалеро (так же их называют «Фараон») расселялись на юге штата Нью-Мексико на восток от Рио-Гранде, до реки Пекос.
–Апачи – хикарилла (хиралилья или хикарийя) – тынде жили на юго-востоке штата Колорадо, на севере штата Нью-Мексико и Северо-западе штата Техас. Во времена их расцвета на Юго-западе были известны группы апачей Хикарилла – лланеро (льянеро) – равнинные и хойеро – горные. Следует обратить внимание на то, что местные названия произносятся двумя вариантами, например, правильно будет и «хикарилла» и «хикарилья». Тоже самое на испанский манер касается и Лланеро-Льянеро.
Хикарилла кочевали в центральной части и на востоке Колорадо, на западе Оклахомы, и по Нью-Мексико на юг до Эстансии. В результате контактов с равнинными индейцами на востоке, Хикарилла восприняли их основные культурные черты, так же, как и Мескалеро, которые тоже перекочевывали в восточные равнины.
–Апачи–липан населяли восток от хикарилла. Название их происходит от слова «Ипа-нде», где «Ипа» некое личное имя, «нде»–люди сами липаны называли себя «нанжан», что означает «наши» или «нашего рода». До середины ХIХ века считались едва ли не самым свирепым и жестоким народом на Южных равнинах. «Многочисленные убийства, совершенные ими по обеим сторонам реки Рио-Гранде, стали причиной ненависти к ним всех обитателей этих земель…Их жестокость настолько отвратительна, что никогда не будет принята за исторический факт» – писал о них в 1828 году современник. Липан всегда поддерживали дружеские отношения с родственными мескалеро и дрались с хикарилла и союзными им ютами. Находились в состоянии постоянной войны с команчами до конца дней своей свободы.
–Апачи-кайова – гатака (так их называли еще в 1837 г. в официальных правительственных документах США) – равнинные индейцы, кочевали по южным равнинам Колорадо, Оклахомы и Техаса. В американистике достаточно распространено мнение, что Кайова-апачи являлись индейцами Кайова, но были прозваны белыми «апачами» за бандитские, если можно так выразится, вылазки. Это не правильно, т.к. на самом деле Кайова-апачи и лингвистически и антропологически непосредственно относятся и есть апачи, но во многом перенявшие культуру народа Кайова, т.е культуру равнинных племен. По свирепости из описания современника не уступали липанам. К 1805 году их общее количество составляло 300 человек, из которых 75 были воинами.
Также, многие исследователи-индеанисты связывают апачей с навахами. Мол, навахи это те же апачи. В указанной науке общепринято, что навахо отдельный народ, хотя и самый, пожалуй близкий родственник апачам. Эти наиболее крупные подразделения народа апачи в свою очередь подразделялись на мелкие родоплеменные организации: тонто, йоване, кибеки, уом-спрингс, аравайпа, пиналы, могольоны, мимбреньо, чилекона и др.
Надо сказать, что в целом апачи были воинственным кочевым поселением Юго-запада Северной Америки, так и не осевшие на какой-то определенной территории. Первобытный апач, это странствующий сын природы, рожденный с жаждой к военному пути, с храбростью и выносливостью, как ни у кого другого и хитростью, не поддающейся оценке. Характер апача – взрывная смесь отваги и жестокости. Но в то же время, в быту апачи великодушны и нежны к родственникам, особенно к свом детям. (Ю.Стукалин)
Среди земледельческих племен индейцев (пуэбло) соседствоваших с апачами, последние известны как «индейцы дикари» воевавшие со всеми жившими рядом с ними племенами, а затем и с американскими колонизаторами, и в этой связи, оправдывают навахское или зуннийское прозвище «апач» (враг). Апачи практически не осваивали земледелие и жили в основном охотой и набегами на другие племена. Апачская бандитская тактика была у них в крови и считалась не превзойденной. Основным средством выживания целого племени апачей проживавших на равнинах и соседствующих с ними территориях была охота на бизонов (буйволов). Поскольку это животное обеспечивало апачей всем необходимым для жизни, оно считалось тотемным, т.е. священным. Благодаря кочевому образу жизни, апачи быстро оценили преимущество завезенных первыми переселенцами лошадей и вскоре не только сами использовали их как средство передвижения, но и обучали других особому виду верховой езды. Однако минусы кочевой жизни апачей начали довольно явно проявляться, когда апачи стали продвигаться дальше на юг и вторглись во владения команчей. Это стоило им огромных потерь и заставило продвигаться дальше, в Техас и Мексику.
Первое столкновение апачей с европейцами произошло в 1540 году. Ими были испанцы, которые вторглись на территорию апачей и по мере продвижения на север разрушали их торговые связи с соседними племенами.
Когда Нью-Мексико стал испанской колонией в 1598 году, войны апачей с испанцами усилились. А ответный приход команчей на апачские территории в начале 1700-х годов заставил апачей — липан и некоторые другие их племенные группы переместиться на юг, оставив свой основной источник пищи – бизонов. В результате этого апачи начинают делать набеги на испанских, а впоследствии и американских поселенцев, чтобы добыть себе пищу. Первоначально война с испанцами до 1730 г. почти полностью уничтожила и без того малочисленные племена апачей. Вражда прекратилась лишь в 1743 году, когда предводитель испанских переселенцев был вынужден истощенный потерями, которые нанесли ему апачи, согласится на подписание акта о передаче земель Техаса во владение апачей. «Топор войны» с испанцами был зарыт глубоко в землю. Но с 1840 до 1886 года апачи вели борьбу за свои земли с американскими колонизаторами в лице переселенцев и американского правительства, которое естественно окончилась поражением индейцев. Апачи последние из индейцев, которые сложили оружие в 300 летней непрекращающейся войне против белых захватчиков. Ни испанцы, сокрушившие империи ацтеков, майя и инков, ни их преемники мексиканцы не смогли сломить дух отчаянных воинов апачей и победить их. Американцам потребовалось почти полстолетия, чтобы вынудить апачей сложить оружие.
Кто же они такие индейцы – апачи? «Тиграми в обличье человека» называл их борец с индейцами генерал Д. Крук, который не скрывал своего восхищения апачами. Хотя очень тяжело называть апачей невинными жертвами, т.к. их руки по локоть в крови, но эта кровь их врагов винных и безвинных, пролитая за то, чтобы жить на своей земле по законам Матери – Земли, а не гнить в резервациях в бесплодной пустыне, где были лишь ветер и песок. Они пытались выжить там, но, сколько сможет продержаться без еды человек, видя, как умирают от голода и болезней его родные — апач умеющий держать оружие? Апачи заслужили столь жестокую репутацию благодаря тому, что, защищая себя, они ясно продемонстрировали белым захватчикам, что, являясь более хитрыми, более умелыми, более решительными и более опасными бойцами, чем большинство других индейцев.(Ю. Стукалин)
Апачи были жестокими врагами, но никто никогда не ставил под сомнение их воинские качества. Мексиканские и американские поселенцы пугали ими своих детей как злобной нечистью не из фантазий. Воины-апачи это призраки появляющиеся внезапно и также внезапно исчезающие. «Если замечаешь признаки присутствия апачей — будь на стороже» – говорили о них белые современники. «Когда не замечаешь их вовсе — будь на стороже вдвойне». Солдаты регулярной армии США того периода времени их считали лучшими бойцами, которых когда-либо видела земля. Апачская доблесть в битве стала легендой. Говорили, что апачский воин может пробежать 50 миль без остановки и путешествовать быстрее, чем взвод конных солдат.

История и традиции коренного американского племени – Апачи.

Когда мы заглядываем в историческое прошлое Америке, многие из нас, должно быть, сожалеют о практически исчезнувших племенах, коренных американцев.

Племена, которые веками населяли эти отдаленные территории, а впоследствии, были изгнаны из собственных земель.

А сегодня «заключены в резервации» — вновь прибывшими поселенцами — американцами, которые буквально завоевали их.

Индейское племя – Апачи.

В нашей статье мы акцентируем ваше внимание на племя, которое последнее из всех северных племен, склонили головы перед новыми завоевателями, и это индейцы — Апачи.

Индейцы Апачи, также известные как АПАСКИ, когда-то они населяли Северную Америку — от центральной Канады до современных юго-западных областей Соединенных Штатов. Резервации, в которых они сейчас обитают, расположены в США штатах — Аризона, Нью-Мексико и Оклахома.

Между историками все еще много противоречий, но считается, что индейцы Апачи когда-то были единым целым с племенем Навахо, но после миграции последних в южные земли, раскололись и разделились на два отдельных индейских племени.

Союз племён – Апачи и Навахо.

Тот факт, что оба племени говорят на так называемом атапаскском языке, во многом объясняется этим утверждением.

Историки делят индейцев Апачи на три основные группы — восточную, западную и центральную, которые сильно различаются по своим традициям и обычаям.

К ним мы добавим некоторых Апачи, которых из-за их индивидуальности нельзя отнести ни к одной из вышеперечисленных групп.

Бывшие индейцы Апачи, ведшие полукочевой образ жизни, были первыми жителями земель, которым удалось приручить лошадь.

Апачи – истинные воины прерий.

Они были известны как жестокие и сильные воины, и, вероятно, именно поэтому они были последними север индейскими племенами, попавшими под американское правление, после долгих и мучительных боев и преследований.

Сегодня основным источником существования Апачи, насчитывающих всего около 16 000 человек, является сельское хозяйство, сбор трав, ягод (большинство из которых не используются для лечения, но связано с их ритуальными целями) и охота.

Мы также можем многое узнать о традициях и обычаях индейцев Апачи из классического американского фильма Джона Форда, получившего название – «Fort Apache», выпущенного в 1948 году.

Аппалачи

Аппалачские горы, почему-то, до сих пор не внесены ни в один список природных чудес мира. И это удивительно. Потрясающая природа гор, изумительная флора и фауна, населяющая эту территорию – все это, поистине, волшебно.

Аппалачи – это обширная горная система на востоке Северной Америки. Основная ее часть располагается в США и лишь небольшая – в юго-восточная части Канады. Горная система охватывает также острова Атлантического океана Сен-Пьер и Микелон.


Формирование хребта началось примерно 300 миллионов лет назад и длилось до мезозойской эры. Отдельные массивы до сих пор обнаруживают слнды древнего оледенения.
Потрясающий «каменный пояс» простирается на расстояние 2600. Территория богата полезными ископаемыми. Здесь есть месторождения титана, нефти, каменного угля и газа, железных руд.


Свое имя Аппалачи получили по названию древних индейских племен, заселявших этот регион – Apalachees. Наибольшую популярность среди туристов имеют Белые, Черные и Зеленые горы, Большие Дымчатые Горы, Синий Хребет, Гора Митчелл (самая высокая точка в районе Миссисипи — 2037 м).

Склоны покрывают широколиственные, хвойные и смешанные леса. Гуляя по ним, не следует углубляться далеко без опытного провожатого – здесь обитают не только милый олень, кролик и рябчик, но и довольно грозный бурый медведь и гремучие звери. К сожалению, промышленность сильно нарушила природную красоту лесов этих мест. Наиболее целостная картина подлинной местной природы можно наблюдать в верхней части Аппалачей.


Для каждого времени года погода здесь очень разная, но общий характер климата определяется как прохладный и влажный. Встреча воздушных потоков с Атлантического океана и масс континентального воздуха в горах формирует специфический климат здешних мест. Для Аппалачей характерны обильные осадки. Но, несмотря на чрезмерное количество снега, красота гор влечет сюда туристов со всего мира. Резкий перепад температуры можно наблюдать, двигаясь с вершин к низким высотам. Зимой в верхнем поясе более морозно, выпадает больше снега, в долинах же гораздо теплее и суше.


Большое количество осадков сформировало сложные речные системы, что также не остается без внимания путешественников и любителей экстремальных видов спорта.
Но, конечно, самым популярным туристическим маршрутом является, так называемая, Аппалачская тропа – это размеченный маршрут в Северной части системы. Тропа Аппалачей тянется приблизительно 3,5 тысячи км и имеет несколько вариантов маршрута. Свое начало она берет на севере, на горе Катадин (штат Мэн). Путь завершается в штате Джоджия, на горе Спрингер. Самая высокая точка пути – 2025-метроая высота Клингманс-Доум, самая низкая – переправа через реку Гудзон.


Тропа открыта с весны до осени. Ежегодно маршрут проходят тысячи туристов. Причем, место весьма уважаемо не только иностранцами, но и местными жителями.
И напоследок, два рекорда Аппалачской трапы: возраст самого юного путешественника – 6 лет. Вместе с родителями он преодолел весь маршрут за восемь с половиной месяцев. А примером туристического маршрута «Легкоходство» с минимальным количеством снаряжения, стала 67-летняя Grandma Gatewood, прошедшая путь целых три раза.

Как жили апачи

Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал (индейская мудрость).
Апачи жили в первую очередь охотой на различную дичь и собиранием плодов кактусов и множества других диких растений. Охотились апачи на оленя, диких индюков, бизонов, медведей, горных львов. В отличие от своих предков атабасков рыбалкой они не промышляли, не оттого что ее не знали, а оттого, что местность, где они проживали и кочевали, водоемами их не баловала. Кроме этого они достаточно умело охотились на орлов, перья которых использовали в обиходе. Выделанные бизоньи кожи, жир и мясо, а также кости, из которых можно было сделать иглы и скребки для шкур, соль, добываемую ими в пустыне, они обменивали на керамику, шерсть, бирюзу, зерно и другие товары у индейцев пуэбло, у которых были развиты ремесла. Некоторые исследователи – американисты утверждают, что ремесла были известны и апачам, которые впоследствии с приходом европейцев стали им бесполезны и постепенно навыки ремесел утрачивались, т.к. апачи за охотничью добычу все необходимое для жизни могли обменять у белого человека.
Из маленького кактуса, который они называли «пейотль», апачи готовили своеобразное снадобье. В сушеных верхушках этого кактуса образуются четыре алкалоида: лоффорин, анголодин, анголодинин и мессалин, что придает данному кактусу дьявольское могущество. Пейотль принимался апачами во время обрядовых экстатических танцев, а также играл роль наркотика стимулирующего физическое и психическое состояние. Часто апачи принимали его перед боем и тем самым получали магическую силу, защищающую воина от стрел и пуль противника.
Некоторые группы апачей соседствовали с индейцами-пуэбло и сохраняли с ними, в общем-то, мирные отношения. Но все изменилось с приходом испанцев. Источником трений выступали, как правило, испанцы, торговавшие рабами, охотившиеся на своих жертв, чтобы заставить их работать на серебряных рудниках в Чиуауа, на севере Мексики. В ответ апачи осуществляли набеги на испанские поселения, воровали там посуду, лошадей, огнестрельное оружие и рабов для себя. Этим отличались апачи-хикарилла. Их культура в отличие от других групп апачей основывалась на сельском хозяйстве, которым занимались пленники, а их женщины собирали зерна, ягоды, фрукты. Хикарилла также преследовали огромные стада бизонов сидя на лошадях, украденных у испанцев.
Племена южных равнин – кайова, команчи и шайены посещали апачей –хикарилла, чтобы запастись еловыми и кедровыми шестами для типи (жилище). За это они оставляли лошадей и женщин, обладавших навыками плетения изумительных по красоте корзин для хранения сушеного мяса и запасов пищи.
Апачи-липан выращивали собак ради мяса, также как и многие мексиканские племена к югу от них. Кроме того существует много упоминаний о практике каннибализма среди них в ХVIII веке. Они убивали пленников наиболее ужасными пытками. Их женщины, в частности, соперничали друг с другом в изобретении все новых мучений для несчастных, угодивших к ним в руки во время войны.
В целом апачи были охотниками-собирателями. Их добычей могло стать все на их территории — особенно олени и кролики. Когда было нужно, они жили тем, что собирали дикие ягоды, коренья, плоды кактусов с семена мескитового дерева. Они также выращивали бобы и тыкву (скорее всего это были апачи-аравайпа-койотеро). Апачи были чрезвычайно выносливы до прихода европейских болезней и могли практически обнаженными выдерживать нулевую температуру.
Индейцы апачи, как было сказано, являлись кочевыми племенами и поэтому передвигались на большие расстояния, следуя, как правило, за стадами диких животных – бизонов (апачи равнин), оленей. В период падения поголовья бизонов, сокращения их популяции в результате хищнического отношения (отстрела) белыми переселенцами этого редчайшего вида животных апачи производили запасы сушеного оленьего мяса. Сушка мяса, или изготовление «пиммикана»(апачи равнин) особая процедура апачей, заключалась в том, что они отрезали тонкие, мелкие куски мяса, натирали его солью и травами и вывешивали сушиться на воздухе при умеренных температурах, преимущественно вечером и ночью, ибо на жаре мясо портилось. Когда мясо высыхало, оно слегка коптилось в дыму над костром. На две части сушеного мяса добавлялась одна часть молотого жира, после чего апачи складывали его в кожаные мешки и могли кочевать с такого рода консервами долгое время, обходясь без охоты, т.к. в таком виде провизия выдерживала не менее четырех лет. Срок готовности высушенного мяса доходил до полутора месяцев.
Излюбленное блюдо апачей-чирикахуа – фаршированный олений желудок, начиненный диким луком.
Одежда мужчин апачей состояла из рубахи из оленьей кожи, мягкой кожаной обуви – мокасин соединенных с легинами – подобие штанов сделанных из кожи и обвязанным вокруг бедер набедренником. В апачскую моду входила также шапка из оленьей кожи с красивым символичным орнаментом. Поверх лба повязывались кусок материи или кожаная полоска с целью воспрепятствовать стеканию пота на глаза и лицо (мескалеро, чирикахуа, койотеро). Между лбом и повязкой вставлялось перо или перья преимущественно орлиные, иногда и индюшачьи (очень редко у чирикахуа. мескалеро,тонто). Принято считать, что перья служили украшением, или символом доблести апача, может это и так, но на самом деле по логике перо, могло, и должно было выполнять функцию козырька защищающего апача при необходимости от солнечных бликов, например, при стрельбе из лука или ружья и т.п. Женщины — апачи носили короткие юбки из оленей кожи и высокие мокасины.
После знакомства с испанцами хлопчатобумажная ткань вытесняла одежду из кожи. Западные апачи (койотеро), такие как апачи-Сан-Карлос в одежде воспринимали очень много от родственных им соседних групп индейцев пуэбло и навахо.
Среди специалистов этнографов бытует мнение, что кожаная обувь мавров, которую носили некоторые испанские солдаты, повлияла на покрой мокасин как апачей, так и других народов Юго-запада США. Но многие этнографы отстаивают все-таки индейское происхождение высоких мокасин, вкладывая в высокие носки этой обуви такие понятия, как уважение к земле чтобы ее случайно не поранить острым носком (культ Матери — Земли апачами весьма почитался).
Западные апачи с появлением у навахо овцеводства украсили свой быт ткаными шерстяными одеялами, а позднее, по мнению многих американистов и сами переняли ремесло ткачества. Западные апачи подражая индейцам навахо и пуэбло, носили украшения из серебра. Восточные апачи, такие как хикарилла и мескалеро, являлись больше прерийными индейцами и гармонично сочетали в себе культуру Юга-Запада и Прерий. Нечто подобное отмечается и в моде кайова-апачей, которые также являлись прерийным народом. Восточные апачи (чирикахуа-мимбреньо) носили одежду мало, чем отличающуюся от одежды южных индейцев-шайен, черноногих, кайова.
Апачские племена, кочевавшие по одной и той же местности, могли иметь не похожую культуру. Так, Хикарилла проживавшие на Северо-востоке Нью-Мексико охотились на бизонов на равнинах, и выращивали кукурузу в горах. Южане мескалеро были охотниками и собирателями, любителями жареных головок дикого мескаля. Чирикахуа, самые кровожадные из всех апачей, совершали набеги вдоль мексиканской границы. Более мирные Западные апачи Аризоны проводили часть года, занимаясь фермерством. Две другие племенные группы апачей-липан и кайова-апачи – вели жизнь прерийников в западном Канзасе и Техасе.
Апачские жилища состояли из куполообразной рамы, сделанной из ветвей и покрытой травой. Сам дом назывался «кова», а травяное покрытие – «пи».Самый распространенный вид жилища среди апачей «викиюп»-куполообразное строение из деревянных жердей, покрытых ветвями, травой или трасниковыми циновками. В нем был очаг и дымовое отверстие. Кроме викиюпов хикарилла и кайова — апачи кочевавшие по равнинам жили в «типи» — палатке из бизоньей шкуры, или кожи натянутой на каркас из деревянных жердей, конической формы с очагом и отверстием для дыма. Для апачей-чирикахуа основным жильем был викиюп из ветвей.
Лагеря (стоянки) апачей могли быть как маленькими от 5 до 20 типи или викиюпов, так и большими (до нескольких сотен) палаток. Их, как правило, устанавливали по кругу, самостоятельные участки – секторы круга – занимали типи отдельных родственных кланов. На постройку типи требовалось от 7 до 10 бизоньих шкур. Кожаные стены типи украшались рисунками. Установка типи и забота о жилище и даже владение ими считалось исключительно женской прерогативой.
Социальная структура апачи достаточна демократична. Каждая группа состояла из больших семей или кланов, где родство определялось по материнской лини. Группы действовали независимо, под руководством уважаемого лидера, они сами улаживали свои дела и не подчинялись никому. Главным законом для апачей была преданность своей семье. Основные социальные, экономические и политические союзы имели в своей главе женщин, и это лидерство передавалось по наследству. Наследование шло от матери к ее детям, а затем к внукам. Но также в американистике существует и противоположное мнение относительно роли женщины в апачском обществе. Одни исследователи отводят, как указывается выше женщине апачей первостепенную роль, другие второстепенную – она готовила пищу, шила одежду, выделывала шкуры и выполняла другую тяжелую работу по ведению домашнего хозяйства. Брак между членами одного клана был запрещен. Когда сын женился, на него возлагались обязанности по отношению к семье его тещи.
Женщину называли «скво», типичное название для многих прерийных индейских племен. Оно происходит из нара-гансетского наречия и означает просто «женщина».
В период военного времени соседствующие группы объединялись вместе в борьбе с общим врагом. В отличие от набегов, где основной целью были еда и собственность, война подразумевала убийство – мщение за смерти членов группы в предыдущих набегах или боях.
Лидеры военных кланов собирались вместе, чтобы выбрать военного вождя. Племя, состоявшее из общин, управлялось либо верховным вождем, либо советом вождей. Лидер апачей мог стать вождем не только общины, но и племени. Апачи говорили: «Никто не избирал его, он просто становился им». хотя это выражение приписывается и команчам. и другим племенам равнин. Очень важным качеством была, конечно, личная храбрость апачского лидера. Ни один апач не последовал бы за трусливым лидером, насколько бы по индейским меркам он не был бы богат и щедр. Прежде чем апачский лидер стал вождем, он должен был проявить себя во многих битвах, а также и в мирное время. Весьма ценились тактические победы лидера, умение им красть (уводить) лошадей выхватывание лука или ружья из рук противника. Таким образом, лидер, имевший хотя бы одну из вышеперечисленных заслуг, входил в элиту племени и совет общины.
Но если какая — то группа предпочитала идти за своим вождем, а не за лидером объединенных групп, они были вольны это сделать. Вождя избирали на совете, например, у кайова – апачей. Иногда от общины отделялась небольшая группа, к которой, если ей и руководил влиятельный человек, постепенно присоединялись другие семьи. Если вождь терял авторитет, последователи покидали его, и община прекращала существование. Обязательства, накладываемые на вождя, были достаточно суровыми, поэтому многие отклоняли предложения занять этот почетный пост. Не соглашусь с некоторыми авторитетными мнениями ряда американистов, насчет того, что у апачей существовало разделение на мирных и военных вождей. Института постоянного военного вождя вообще не существовало. Для воинов апачей в период военного похода в их отряде всегда был военный лидер, после возвращения в лагерь (место дислокации племени) он складывал свои полномочия и становился обычным общинником со статусом авторитетного лидера клана (общины). Кроме вождей и лидеров в племенной иерархии весомое место занимали шаманы, являвшиеся знатоками церемоний и обладавшие параномальными способностями. Шаманы служили связующим звеном между Великим Духом и соплеменниками.
Группа апачей — мескалеро состояла из вожака и его последователей. У них не было формального лидера, такого как вождь племени или совет, не было и племенных собраний. В семейные кланы, могли входить не обязательно одни родственники. «Они свободно передвигались, зимуя на Рио-Гранде, или шли дальше на юг, совершая набеги на равнины с бизонами летом, всегда следуя за солнцем и своей пищей. У них не было ни чего и было все. Они поступали, так как им хочется, и ни кому не подчинялись. Их женщины были целомудренны. Их вожаки держали свое слово. Это были могущественнее воины, которые полагались лишь на свою удачу, совершая набеги, могли быть невероятно жестоки к врагам — кровожадные и мстительные, по отношению к предателям» — писал о них современник.
Племенная организация кайова-апачей несколько отличалась от других групп апачей, но основные принципы были те же. У них можно отметить некую структуру в племенной организации. Самая маленькая ячейка у кайова-апачей это расширенная семья – кусткаэ, состояла из группы родственников, объединявших несколько типи, в каждом из которых жила семья, в которую входили родители, дети, а иногда дедушки и бабушки по отцу и матери. Дети чувствовали себя как дома в любом типи, входившем в эту группу. Они кочевали вместе, но вели раздельное хозяйство и ели по отдельности. Семьи объединялись в более значимые структурные образования – общины (гонки) для защиты от вражеских нападений. Размер общины зависел от престижа их лидеров. Состав гонок не изменялся годами, хотя каждый апач был волен самостоятельно решать, в какой гонке ему быть сегодня. Гонки объединялись в свою очередь, в племя.
В общинах взаимоотношения строились на принципе взаимовыручки. Калека, ленивый, душевнобольной, и т.п. всегда был сыт, если у апачей была еда. Если кто-то из апачей потерял лошадей, соплеменники всегда восполняли его потерю. Каждый понимал, что его жизнь и безопасность зависят от сородичей, которые помогут в трудный для тебя час, если ты живешь, и поступаешь по законам племени, и точно также будешь вести себя по отношению к каждому члену общины, если только тобою не овладеют духи предательства.
Кстати о предательстве в среде апачей, если апач позволил своим родителям голодать или остаться без крова, если он обижал слабых, или осквернил религию, или обманул чье-либо доверие, его изгоняли из племени. У апачей не было тюрем как у белых, и провинившихся, лентяев, трусов, обманщиков просто выгоняли. И изгнанники одного племени, не могли быть приняты в другие племена. И к ним со стороны племенных законов, не было ни какого снисхождения.
Часто апачи оказавшиеся вне племенного закона собирались вместе и совершали грабежи и набеги на родные племена. Зачастую эти апачи порывали с всякими традициями и не знали пощады ни к белым поселенцам, ни к своим братьям индейцам. В бандах изгнанников состояли не только апачи, но и индейцы подобного статуса из других племен, к ним присоединялись белые проходимцы и преступники. Ярко выраженный такого рода сюжет можно наблюдать в любимом нами вестерне «Золото Макены». Услугами бандитствующих апачей и других таких же индейцев пользовались отряды золотоискателей, белых промышленников и дельцов, а также регулярные войска конфедерации, а позднее армии США, которые из их числа формировали подразделения скаутов для работы следопытами. Но в большинстве своем скаутами американской армии становились добропорядочные воины, смирившиеся с присутствием на их земле белых поселенцев.
Так или иначе, жизнь изгнанника тяжела, и эти банды никогда не становились слишком большими, кроме того, они часто вызывали гнев племени, что опять же не служило увеличению их численности.
Система ценностей апачей заключалась в относительном равнодушии к материальным благам, богатству, накопительству. Отношение к материальным ценностям было основным «водоразделом» в их культуре и европейском менталитете. Общество апачей строилось на принципах, как мы видим, равенства справедливости и демократии. Понятие собственности у большинства групп было развито слабо. Охотничьи угодья в равной степени принадлежали всем членам племени, землей и продуктами земледелия владела та община, которая вырастила урожай. У апачей существовала примитивная, но оживленная торговля с соседями и белыми поселенцами, но ее задачей был для апача взаимовыгодный обмен продуктами труда между племенами, а не нажива. Их потребности были настолько скромны, что они не имели даже представления о том, что такое обогащение. В общественном сознании апачей накопительство воспринималось как позорное, недостойное настоящего воина занятие, несмотря на видоизменения, внесенные в эту систему европейским менталитетом. У апачей скряга, прятавший по углам дорогие вещи, презирался всеми соплеменниками от мала до велика и изгонялся из племени. Лидеры и вожди апачей чаще всего были бедны, поскольку традиция предписывала им быть щедрыми. Если апач хотел стать вождем, ему недостаточно было иметь воинские заслуги и ораторские способности. Он обязан был лично помогать вдовам и сиротам, делиться с нуждающимися соплеменниками своим имуществом. Если ребенок апачи склонен к жадности или хватается за свое небольшое имущество, ему начинали рассказывать легенду о презрении и позоре, которым покрывается скупой и плохой человек. Апачи в своей простате отдают все, что имеют родственникам, гостям из других племен или кланов, но более всего бедным и старым, от которых не ждут отдачи.
Несомненно, апачи ценили хорошие вещи (утварь, сбрую, оружие лошадей и пр.), но воину — апачи было не к лицу показывать, что он ставит свою собственность выше, чем друзей, удачу на охоте или боевую славу. Апачи были от природы неуловимыми и умелыми конокрадами, по сравнению с ними цыгане и рядом не стояли. Но не из-за обогащения, а по причине того, что походы за лошадьми были их излюбленным занятием и они ценили сам факт захвата коней у врага и проявленную при этом доблесть, чем численность табуна. Воин, считавшийся по количеству лошадей бедняком, по своему социальному статусу был не ниже того, кто владел целыми табунами. Если же бедняк имел репутацию храброго воина или хорошего оратора, в глазах соплеменников он был намного выше того, кто мог похвастать только лошадьми. И, напротив, стоило «богачу» хоть раз дрогнуть в бою или сказать глупость на совете у костра, его репутацию не могло спасти никакое богатство.
Появление лошади стало решающим фактором, изменившим жизнь кочевников – апачей. Если раньше они медленно кочевали за стадами бизонов, перевозя свое небольшое имущество на себе или на собаках, то с появлением лошадей увеличилось расстояние военных экспедиций, облегчилась охота, и количество домашней утвари стало легче перевозить с места на место.
Первые лошади были завезены в Америку испанскими конкистадорами. Многие из них одичали и превратились в диких – мустангов. У индейцев лошади первоначально вызывали удивление и ужас. И всадника на лошади они воспринимали как единое целое, как монстра. Но вскоре выстрелом из лука они быстро разобрались в своей ошибке и начали осваивать верховую езду. Мустанги, используемые апачами, отличались от американских лошадей небольшим ростов, быстротой и выносливостью и другой пищи кроме травы не знали. По этой причине лошади апачей, да можно сказать всех прерийных индейцев, более приспособлены к длинным путешествиям, чем американские лошади. Для апачи очень была важна масть лошади, поскольку она говорила о скоростных качествах, которым отводилась первостепенная роль. Апачи-чирикахуа считали лошадей белой масти самыми медлительными, а вороных, напротив скоростными, пригодными для войны. Кайова-апачи выбирали в качестве боевого коня лошадь рыжей масти, не приемля вороную. Хикарилла-апачи полагали, что вороной конь с белым пятнышком на лбу отличается умом, быстротой и силой и мене подвержен усталости в бою. Апачи — мимбреньо для боя предпочитали кобылицам коней. Апачи-липан, вообще кастрировали коней, считая, что они после этого будут более выносливы.
Существовало три способа пополнения табуна: покупка, поимка диких лошадей, и воровство у других племен. Поскольку денег у апачей не было, а ловля диких мустангов требовала искусства и удачи, то оставалось наиболее вероятное – кража. Апач мог увести сразу несколько лошадей. В отличие от мустанга краденая лошадь была наверняка объезжена и сама кража считалась подвигом, о котором я намереваюсь говорить ниже.
Помимо языковой речи индейцы-апачи объяснялись при необходимости на языке жестов. Это было удобно при общении между собой во время охоты, либо в боевой обстановке, так и позволяло понимать индейцев, принадлежащих к другим языковым группам. Сообщение передавалось ими с помощью жестов одной или обеих рук. Эти жесты, движения, точный смысл которых знал каждый индеец, помогали партнеру предать довольно сложную информацию. Когда индеец заканчивает свою речь он произносит «хау»- я все сказал. Вот так они жили.

Леонид сожалеет. Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок.
Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.

Апачи — собирательное название для нескольких культурно родственных племён североамериканских индейцев, говорящих на апачских языках атабаскской ветви семьи на-дене.

Общее представление

Слово «Apache» происходит из языка Юма — «сражающийся человек», по другой версии — это слово Зуни, означавшее «враг». Так, например, Навахо Зуни называли «Apachis de Nabaju», как установили ранние испанские исследователи Нью-Мексико.

Сами же Апачи называли себя «Inde» или «Nide», то есть «люди», что было созвучно европейским названиям. Поэтому испанское и английское название «индеец» не было ругательным для Апачей.

Апачи известны своей превосходной военной стратегией и стойкостью. Продолжительные войны с другими индейскими племенами и белыми захватчиками из Мексики закрепили за Апачами репутацию воинственного народа. К моменту прихода войск под командованием Коронадо в 1540 Апачи обитали на востоке современного штата Нью-Мексико, их территории распространялись к 1600 году и на современный штат Аризона. Не смотря на воинственность Апачей, их так же считают народом великодушным и верным в дружбе.

Апаче были кем-то наподобие ниндзя в Америке. Они могли проскользнуть за спину и перерезать тебе горло так, что ты даже не заметишь. Они использовали примитивное оружие из дерева и кости. Они также были мастерами борьбы на кинжалах и умело обращались с томагавками. Апаче терроризировали юго-западную часть США, и даже военные не могли справиться с ними. Обычно они снимали со своих жертв скальп.

Апачи принадлежат к Южной Атапаскской лингвистической семье, их предыдущей родиной считают Канаду.

История

Ранние Апачи на Юго-Западе США были кочевниками, некоторые группы доходили до южных границ штата Нью-Мексико. В основном занимались охотой на бизонов, но так же практиковали и ограниченное земледелие. На протяжении веков это были свирепые воины, специалисты по выживанию в пустыне, ходившие в военные походы на всех, кто покушался на их территорию и беспощадно уничтожавшие всех тех, кто попадался на их пути. Первобытный Апач был настоящим кочевником, странствующий сын Природы, рожденный с жаждой к военному пути, с храбростью и выносливостью, как ни у кого другого и с хитростью, не поддающейся оценке. Хотя их характер — взрывная смесь отваги и жестокости, Апачи великодушны и нежны к тем, кто с ними одной крови (родственникам), особенно к своим детям.

Апачи (включая Навахо) пришли с Дальнего Севера (северная или центральная часть современной Канады) и поселились на равнинах Юго-Запада около 850 г. н. э. Они расселились в пустынях Великого Бассейна, пустынных районах штатов Сонора и Чиуауа.

Среди местных земледельческих племен пуэбло Апачи так же известны, как «дикие» индейцы, и действительно, их войны со всеми соседствующими племенами, а затем и с американским правительством, которое предприняло «войну на уничтожение» оправдывают это название. Помимо этого Апачи практически не осваивали земледелие и жили в основном охотой и набегами на другие племена. Первыми на территорию Апачей вторглись испанцы, в конце 1500х. Испанское продвижение на север разрушило старые торговые связи Апачей с соседними племенами.

Когда Нью-Мексико стал испанской колонией в 1598, войны между Апачами и Испанцами усилились. Приход Команчей на апачскую территорию в начале 1700х заставил Липан и некоторых других Апачей переместиться на юг, оставив свой основной источник пищи — бизонов. Эти Апачи начали делать набеги, чтобы добыть себе пищу. Апачские набеги на поселенцев сопровождали продвижение американцев на запад и приобретение американским правительством штата Нью-Мексико в 1848. Коренные американцы и военные США погрязли в жестоких войнах, до тех пор, пока все апачские племена не были поселены в резервациях.

Большинство племен были подчинены к 1868, кроме Чирикахуа, которые продолжали войну до 1872, когда их вождь Кочиз подписал договор с американским правительством и перевез свой народ в апачскую резервацию в Аризоне. Последняя группа апачских налетчиков, возглавляемая Джеронимо, была переловлена в 1886 и заключена во Флориде, Алабаме, и, наконец, на территории Оклахомы.

Одежда апачей

Фигурка Апача.

Первоначально одежда мужчин состояла из рубахи из оленьей кожи, леггин и мокасин. Так же обязателен был набедренник. Шапка из оленьей кожи с красивым символичным орнаментом. Женщины носили короткие юбки из оленьей кожи и высокие мокасины. После знакомства с испанцами хлопчатобумажная ткань вытесняла одежду из кожи. Западные Апачи такие как Апачи Сан-Карлос воспринимали очень много от индейцев пуэбло и Навахо. Некоторые специалисты также утверждают, что кожаная обувь мавров, которую носили некоторые испанские солдаты повлияла на покрой высоких мокасин как Апачей, так и других народов Юго-Запада США. Но есть и те, кто отстаивает чисто индейское происхождение подобной обуви, вкладывая в поднятые носки такие понятия, как уважение к земле, что бы её случайно не поранить острым носком. Западные Апачи с появлением у Навахо овцеводства украсили свой быт ткаными шерстяными одеялами, а позднее переняли и само ремесло ткачества. Западные Апачи, также как и Навахо и многие индейцы пуэбло, носили украшения из серебра. Восточные Апачи, такие как Хикариллы и Мескалеро, являлись больше прерийными индейцами и гармонично сочетали в себе культуру Юго-Запада и Прерий. Нечто подобное происходило и с Кайова-Апачами, которые также являлись прерийным народом. Восточные Апачи носили одежду мало чем отличающуюся от одежды южных Шайен, Черноногих и Кайова.

Жилища апачей

Апач.

Апачские жилища состояли из куполообразной рамы, сделанной из ветвей и покрытой травой. Сам дом назывался кова, а травяное покрытие — пи. Они так же ставили викийюпы — жилища из веток или кожи. Викиюп — самый распространенный вид жилища среди Апачей. Он тоже куполообразный и строился из деревянных жердей, покрытых ветвями, травой или тростниковыми циновками. В нем был очаг и дымовое отверстие. Хикариллы и Кайова-Апачи, которые кочевали по равнинам, жили в типи из бизоньих шкур, в последствии заменив кожаное покрытие на брезентовое. Для Чирикахуа основным жильем был викийюп из ветвей.

Еда апачей

Апачи жили в первую очередь охотой на различную дичь и собиранием плодов кактусов и других диких растений. Охота — для еды, одежды, укрытия и одеял — часть их повседневной жизни. Апачи охотились на оленя, диких индюков, зайцев, бизонов, медведей, горных львов. Рыбалкой они не промышляли. Так же охотились на орлов ради перьев. Они обменивали бизоньи кожи, жир и мясо, а так же кости, из которых можно было сделать иглы и скребки для шкур и соль из пустыни на керамику, шерсть, бирюзу, зерно и другие товары у индейцев пуэбло. Но иногда они просто брали, что видели. Так они стали известны среди жителей пуэбло, как Apachu — «враги». Апачская бандитская тактика была будто у них в крови, и была непревзойденной. Имя Апачей вселяло страх в сердца жителей пуэбло, а позже — испанцев, американцев и англо-американских поселенцев, на которых они нападали из-за скота и еды. Апачи и индейцы пуэбло сохраняли в общем-то мирные отношения. Но все изменилось с приходом испанцев. Источником трений были испанские торговцы рабами, охотившиеся на своих жертв, чтобы заставить их работать на серебряных рудниках в Чирикахуа, на севере Мексики. В ответ Апачи делали набеги на испанские поселения, воровали там посуду, лошадей, огнестрельное оружие и рабов для себя. Апачская доблесть в битве стала легендой. Говорили, что апачский воин может пробежать 50 миль без остановки и путешествовать быстрее, чем взвод конных солдат.

Галерея

Добавить фото

Интересные факты

Апачи на коне.

  • В XIX веке парижские хулиганы носили одежду, напоминающую одежду апачей, и называли себя «апаш» (фр. apache).
  • Клич «Джеронимо!» используется в ВДВ США десантниками-парашютистами во время прыжка из самолета. В 1940 году рядовой 501-го экспериментального воздушно-десантного полка по имени Эберхард предложил товарищу использовать в качестве боевого клича имя индейца из просмотренного накануне фильма. Через некоторое время весь взвод яростно кричал «Джеронимо!», десантируясь из самолета, а сегодня этот клич является уже традиционным для ВДВ США. Как боевой возглас, символизирующий ярость, отвагу и веру в победу (сходно по значению с русским «Ура!» и японским «Банзай!»), клич «Джеронимо!» упоминается в различных произведениях литературы, киноискусства, компьютерных играх.
  • Клич «Джеронимо» использует Доктор, герой британского фантастического сериала Доктор Кто.