Американские ракеты носители

Космические ракеты: на чем человечество покоряет Вселенную

10.01.2020 Ракеты-носители «Союз» являются «рабочими лошадками» российской пилотируемой космонавтики. Сегодня только они могут доставлять людей на МКС

4 октября 1957 года на орбиту нашей планеты был выведен первый искусственный спутник ИСЗ-1. С тех пор прошло более шестидесяти лет, и сегодня полеты в космос – давно привычное дело. Освоение околоземного пространства стало возможным благодаря ракетам-носителям (РН) – особому классу летательных аппаратов, способных победить земное притяжение.

Современные ракеты-носители на химическом топливе трудно назвать идеальным средством покорения Вселенной. После каждого запуска эти сложнейшие многотонные изделия сгорают в атмосфере или превращаются в груду металлолома. Именно поэтому запуски космических аппаратов обходятся так дорого. Однако пока это единственный способ побороть притяжение нашей планеты, и вряд ли человечество в ближайшие годы придумает что-нибудь более эффективное.

Многие годы монополия на ракетную сферу принадлежала государствам, но сегодня ситуация меняется. Тенденция последнего десятилетия – бурное развитие частных космических компаний, которые не только строят прекрасные ракеты, но и вынашивают планы по колонизации других планет. Самой известной из них, несомненно, является SpaceX Илона Маска.

Что такое космические ракеты

Ракета-носитель – это разновидность баллистической ракеты, которая способна вывести полезную нагрузку за пределы атмосферы планеты. Как правило, РН имеют несколько ступеней, для их запуска используют вертикальный или воздушный старт. Ракеты космического назначения могут выводить грузы на низкие опорные, геопереходные и геостационарные (ГСО) орбиты.

Полезная нагрузка, доставляемая на орбиту, является лишь малой долей (ничтожные 1,5-2,0 %) от общего веса ракеты. Ее основную массу составляют элементы конструкции, а также окислитель и топливо. Получается, что РН поднимает в первую очередь саму себя и лишь в небольшой степени полезный груз.

Ракета «Ангара» – надежда российской космонавтики. Она должна заменить заслуженные, но уже устаревшие «Протоны»

Для повышения эффективности ракеты составляют из нескольких ступеней, каждая из которых имеет топливный бак и двигатель и, по сути, является самостоятельной ракетой. Ступени включаются одна за другой, работают до полного исчерпания топлива, а затем сбрасываются, уменьшая общий вес РН. Достичь космического пространства способна и одноступенчатая ракета, что было доказано еще немецкой «Фау-2», но она не может выйти на стабильную орбиту спутника планеты или вывести на него полезный груз.

Существует два варианта компоновки РН: с поперечным и продольным разделением ступеней. В первом случае они находятся одна за другой и включаются поочередно. Подобная схема, например, использована на «фальконах» Маска. Во втором – несколько небольших ракет первой ступени симметрично размещены вокруг корпуса второй и работают одновременно.

Используют и комбинированную схему. Например, она применяется на российских «Союзах» и «Протонах». В этом случае первая и вторая ступень разделяются поперечно, а после их отделения начинает работу третья ступень.

Важнейшим элементом ракеты-носителя является двигатель. Он выбрасывает раскаленное вещество и, в соответствии с третьим законом Ньютона, толкает аппарат в противоположную сторону. В зависимости от типа используемого топлива, РН бывают:

  • жидкостными (ЖРД);
  • твердотопливными (РДТТ);
  • комбинированными.

Твердотопливные двигатели отличаются простотой конструкции и невысокой стоимостью, но на космических ракетах, как правило, используются двигатели на жидком топливе. Они позволяют регулировать тягу в широких пределах, а также производить многократные включения и выключения. Последняя особенность особенно важна при маневрировании на орбите. Существует множество типов ЖРД: с открытым и закрытым циклом, с частичной и полной газификацией топлива.

Ракета-носитель Electron предназначен для вывода на орбиту легких и сверхлегких спутников. Созданием этих ракет занимается компания Rocket Lab

В качестве топлива для ЖРД используется керосин, гептил, сжиженный водород и метан, гидразин. Наиболее распространенным окислителем является жидкий кислород и соединения азота.

Важнейшая характеристика любой ракеты-носителя – вес полезной нагрузки, который она способна забросить на низкую околоземную орбиту (НОО). Исходя из нее, выделяют следующие классы РН:

  • Сверхлегкий. Выводимая нагрузка не превышает нескольких десятков килограммов;
  • Легкий. РН могут выводить на орбиту массу до 5 т;
  • Средний. От 5 до 20 т;
  • Тяжелый. К этому классу относятся ракеты, способные поднять на НОО от 20 до 100 т;
  • Сверхтяжелый. Полезная нагрузка превышает 100 т.

Самой мощной и грузоподъемной из когда-либо построенных считается американская сверхтяжелая ракета-носитель «Сатурн-5». Она использовалась в программе «Аполлон» и могла вывести на НОО 140 тонн.

Немного истории

Первыми строить ракеты начали китайцы еще во II веке до н. э. Эти «девайсы» начиняли порохом и использовали для фейерверков и иных развлечений. Ракеты неоднократно пытались применять в военном деле, впрочем, без особого успеха. Только в начале XIX столетия полковнику Конгриву удалось создать более-менее эффективные боевые ракеты для британской армии. Позже они были приняты на вооружение в Пруссии, России, Швеции, Саксонии.

Впервые идею о применении ракет для исследования космического пространства высказал Константин Циолковский в начале XX столетия, он же предложил многоступенчатую схему ракет-носителей.

Отцом современного ракетостроения считается американец Роберт Годдард, который, в отличие от Циолковского, больше интересовался практической стороной вопроса. Ему первому в мире удалось создать жидкостную ракету и успешно испытать ее. Это произошло в 1926 году – изделие Годдарда поднялось на целых 12,5 метров!

Немецкий конструктор Вернер фон Браун. Создатель «Фау-2» и «Сатурна-5», который доставил человека на Луну

Активно ракетостроение развивалось в Германии. В 30-е годы в этой стране появилось множество ракетных клубов и исследовательских институтов. Результатом этого бума стала первая боевая баллистическая ракета «Фау-2», которую гениальный конструктор Вернер фон Браун создал для Гитлера. Позже он сыграл ключевую роль в развитии космической программы в США.

После окончания войны ракетные технологии Третьего Рейха попали в руки союзников. Начиналась Холодная война и ракеты рассматривались в первую очередь, как эффективное средство доставки ядерного оружия – космос был на втором месте. В Советском Союзе ракетной программой руководил Сергей Королев. Он сумел в кратчайшие сроки создать первую межконтинентальную ракету Р-7, гражданская модификация которой вывела на орбиту первый спутник. В 1961 году на РН «Восток» свой полет совершил Юрий Гагарин. Она могла доставлять на НОО груз весом в 4,72 т. Эти исторические запуски были осуществлены с космодрома Байконур в Казахстане.

Реваншем США стала программа «Аполлон», в ходе которой на Луну были доставлены несколько миссий, и человек впервые ступил на поверхность другого небесного тела. Этот триумф был бы невозможен без уникальной ракеты «Сатурн-5», чьи характеристики остаются непревзойденными и сегодня.

Очень интересным американским проектом был «Спейс шаттл». Его идея заключалась в создании многоразовой системы для доставки на орбиту грузов и астронавтов. Она состояла из космического корабля, похожего на самолет, двух ускорителей и огромного топливного бака. «Шаттлы» взлетали вертикально, а садились на обычную взлетную полосу, по-самолетному. Применив такую конструкцию, разработчики надеялись существенно снизить цену одного пуска. Однако эти ожидания не оправдались – цена доставки килограмма на орбиту у «шаттла» оказалась даже выше, чем у огромного «Сатурна-5».

Ракета-носитель «Энергия» и многоразовый космический корабль «Буран». Самый технологичный проект Советского Союза

Советским ответом на «шаттл» стал многоразовый челнок «Буран». На орбиту его выводила ракета-носитель сверхтяжелого класса «Энергия», способная доставлять на НОО до 100 тонн груза. «Буран» совершил единственный полет в беспилотном режиме в 1988 году, в 1993 – программа была закрыта.

США и СССР недолго оставались единственными «космическими» державами. Уже к 1971 году собственные ракеты-носители сумели создать еще пять стран: Франция, Япония, Италия, Китай и Великобритания. В дальнейшем их количество продолжало расти. В последние годы космическими запусками активно занялся частный бизнес, можно сказать, что он вдохнул новую жизнь в ракетостроение.

Какие ракеты-носители используются сегодня

В последние годы рынок запусков космических аппаратов стремительно развивается. Сегодня основными игроками на нем являются: США, Китай, Россия, Европейский союз.

Россия

Российская ракета-носитель «Протон»

В нашей стране запусками аппаратов на орбиту занимается государственная корпорация «Роскосмос». И надо сказать, что дела у нее обстоят далеко не блестяще. Пользуясь мощнейшим советским заделом, РФ почти три десятилетия оставалась лидером по количеству запусков, но все хорошее когда-нибудь заканчивается. В 2016 году на первое место вышли американцы, а в 2020 году лидерство захватил Китай. Очевидно, что российский ракетный парк нуждается в обновлении, а управление отраслью – в новых подходах. Сегодня основными российскими РН являются:

  • «Союз». Эту трехступенчатую ракету можно назвать «рабочей лошадкой» сначала советской, а затем и российской пилотируемой космонавтики. Она является продолжением концепций и идей, заложенных в королевских Р-7 и «Восток». В разные годы было создано множество модификаций «Союза». Все представители этого семейства работают на топливной паре керосин и жидкий кислород. Сегодня в эксплуатации находятся «Союз-2» и «Союз-ФГ», причем последняя – единственная РН, используемая для пилотируемых полетов к МКС. «Союзы» считаются одними из самых надежных ракет в мире. На базе последних модификаций РН планируется создание универсальной ракеты-носителя. «Союз-2» способен забросить на НОО до 9200 кг полезного груза. В эксплуатации также находится РН легкого класса «Союз-2.1в». Она может доставлять на НОО 2800 кг груза;
  • «Протон». Это тяжелая трехступенчатая ракета, способная выводить на геостационарную орбиту грузы массой более трех тонн. Ее разработали в середине 60-х годов на основе боевой баллистической ракеты УР-500. Позже были разработано несколько модификаций РН, самой совершенной из которых является «Протон-М». Все ракеты семейства работают на топливной паре гидразин (гептил) и тетраоксид азота. С начала эксплуатации состоялось 423 запуска, из которых 376 были признаны успешными. Несмотря на такую статистику, уже принято решение об остановке производства «Протонов». В будущем эту ракету-носитель должна заменить «Ангара». Стоимость запуска одного «Протона» составляет примерно 65-70 млн долларов;
  • «Ангара». Это перспективное семейство ракет-носителей кислородно-керосиновыми двигателями, в состав которого войдут аппараты с грузоподъемностью от 1,5 до 35 т. Пока было осуществлено два запуска этой ракеты в 2014 году. Планируется, что стоимость запуска тяжелой «Ангары» будет несколько дешевле, чем «Delta IV Heavy», но в два раза дороже, чем «Протона».

Сегодня общемировая тенденция развития ракетостроения – активное привлечение в данную сферу частного капитала. Россия, имея квалифицированные кадры, инфраструктуру и богатейшую научную школу, могла вырастить своих «масков» и «безосов». Но для этого нужно кардинально менять подход к данной отрасли и избавлять ее от власти невежественных и бестолковых чиновников.

США

Falcon Heavy и ее создатель Илон Маск

В США разработкой и постройкой ракет занимаются частные компании, и их количество в последние годы значительно выросло. НАСА, Пентагон и другие государственные структуры просто заказывают у них новую ракету или покупают услуги по выведению аппаратов на орбиту. В настоящее время в США используются следующие типы ракет-носителей:

  • Space Launch System. Данная сверхтяжелая ракета разрабатывается специально для миссий за пределами околоземной орбиты. Именно с помощью этой РН американцы планируют изучать Луну и другие планеты нашей системы. Грузоподъемность SLS на первом этапе составит 95 т (на НОО), в дальнейшем ее увеличат до 130 т. Созданием ракеты занимается компания Boeing. Стоимость одного запуска оценивается примерно в 500 млн долларов, в целом же программа обойдется американскому налогоплательщику в 35 млрд долларов. Планируется, что в первый полет SLS отправится в 2020 году, пилотируемая миссия намечена на 2023 год;
  • Delta IV. Это семейство средних и тяжелых двухступенчатых ракет, работающих на жидком кислороде и водороде. Их разработчиком и изготовителем также является Boeing. Существует пять модификаций ракеты, их стоимость довольно высока: от 160 до 400 млн долларов. Первый запуск «Дельты» состоялся в 2002 году;
  • Falcon 9 и Falcon Heavy. Эти ракеты стали настоящим прорывом последнего десятилетия. Они – результат работы инженеров компании SpaceX, принадлежащей Илону Маску. Самой важной особенностью этих РН является их частичная многоразовость – первая ступень после выполнения миссии возвращается на Землю. После небольшого технического обслуживания ее можно использовать повторно. Такая схема значительно уменьшает стоимость пуска. Falcon 9 может доставить 22,8 т на НОО и 3,7 т – на ГСО. Эта ракета уже используется для снабжения МКС, а в 2020 году она, возможно, впервые доставит на станцию астронавтов. Стоимость Falcon 9 составляет 62 млн долларов. Falcon Heavy – это сверхтяжелая модульная ракета, состоящая из трех первых ступеней Falcon 9. Она обходится заказчикам приблизительно в 90 млн долларов. Сейчас Falcon Heavy является самой грузоподъемной РН из всех существующих космических ракет;
  • New Shepard и New Glenn. Еще одним энтузиастом ракетостроения и покорения космоса является основатель Amazon Джефри Безос. Его компания Blue Origin занимается созданием сразу двух многоразовых космических ракет. РН New Shepard предназначена для космического туризма. Она успешно прошла 12 испытаний, но дата первого пилотируемого полета пока неизвестна. New Glenn представляет собой тяжелую трехступенчатую ракету-носитель, способную вывести на НОО 45 т полезного груза. Ее испытания назначены на 2021 год.

Это далеко не полный список американских космических ракет и компаний-производителей, работающих в данной отрасли. Каждый год появляются новые фирмы и стартапы, занимающиеся космической техникой. Большая часть из них разоряется, но оставшиеся на плаву генерируют новые идеи и двигают человечество в космос.

Китай

Китайская ракета «Чанчжэн-5»

«Великий поход». Китай покоряет околоземные пространства с помощью семейства ракет-носителей «Чанчжэн» («Великий поход»). Оно включает в себя легкие, средние и тяжелые аппараты. 27 декабря 2020 года был успешно запущен «Чанчжэн-5Y3», способный вывести на НОО 25 т. В будущем китайцы планируют с помощью этой ракеты доставлять грузы и космонавтов на Луну и Марс, а также строить собственную орбитальную станцию. Все РН этой группы используют исключительно экологически чистое топливо: жидкий кислород, керосин и жидкий водород.

Европа

«Ариан-5». Это тяжелая одноразовая ракета-носитель, предназначенная для вывода на НОО до 21 т полезного груза. Ее первый запуск состоялся еще в 1997 году, с тех пор ракета более ста раз выводила аппараты на орбиту планеты. Сегодня ведутся работы над созданием следующей модификации РН, старт которого намечен на 2023 год. «Ариан-5» – довольно дорогая ракета, каждый ее запуск обходится Европейскому космическому агентству в 160-220 млн долларов.

Уоллопс

» Космодромы и освоение космоса » Уоллопс

Космодром Уоллопс расположен на одноименном острове и части побережья в штате Вирджиния, США, в 260 км от Вашингтона, в точке с координатами 37,8˚ с.ш. и 75,5˚ з.д. Космодром был создан в 1945 году и в этом же году состоялись первые испытательные запуски ракет, первый удачный запуск искусственного спутника Земли состоялся в 1961 году.

В 1956 году состоялся запуск первой исследовательской ракеты типа «Nike-Cajun», в 1959 году – первой четырехступенчатой ракеты «Argo D4», в 1964 году – запуск ракеты-носителя «Scout X-4» по суборбитальной траектории. В мае 2005 была запущена геофизическая ракета Terrier MK12 Improved-Orion, в апреле 2007 года – рака-носитель «Minotaur-1» с военным спутником NFIRE. За год на космодроме Уоллопс происходит около 400 испытательных пусков.

Космодром был создан на основе бывшей базы ВВС, в настоящее время там расположены исследовательские и испытательные центры, конструкторское бюро, центры управления стартовыми комплексами, принимающее и передающее телеметрическую информацию оборудование, собственно космодром. На острове Уоллопс расположены стартовые комплексы, на которых осуществляется сборка, испытания и запуск ракет-носителей. На побережье находятся пункты оптических, телеметрических и радиолокационных измерений.

С космодрома Уоллопс производятся запуски исследовательских ракет и малых искусственных спутников Земли, которые доставляются на орбиту ракетой-носителем типа «Скаут». Производятся запуски спутников и ракет Японии, Канады, Великобритании и других стран.

Уоллопс

Уоллопс

  • англ. Wallops Flight Facility (WFF)

Общая информация

Страна

  • США

Дата создания

Предшественники

Научно-исследовательская станция беспилотных летательных аппаратов
Станция Уоллопс

Руководство

Подчинено

Центр космических полетов Годдарда
НАСА

Директор

Уильям Врубель

Устройство

Штаб-квартира

Остров Уоллопс, Виргиния
37°56′13″ с. ш. 75°28′12″ з. д.HGЯOL

Число сотрудников

Сайт

Карта

Три отдельных участка, из которых состоит Уоллопс

Медиафайлы на Викискладе

Испытания системы спасения Меркури и тепловой защиты корабля Аполлон на ракете «Скаут»

Уоллопс (англ. Wallops Flight Facility, ранее — WITC, Wallops Island Test Center — испытательный центр на острове Уоллопс) — американский космодром. Состоит из трёх отдельных участков общей площадью 25 км²: основной базы, центра на материке и острова Уоллопс, где находится стартовый комплекс. Главная база расположена на восточном побережье штата Виргиния. Был основан в 1945 году, первый удачный старт осуществлён 16 февраля 1961 года, когда на околоземную орбиту с помощью ракеты-носителя Scout X-1 был выведен научно-исследовательский спутник «Explorer-9» («S-56A»). Имеет несколько стартовых комплексов.

С 2006 года часть полигона арендуется частной аэрокосмической корпорацией и используется для коммерческих запусков под названием «Среднеатлантический региональный космопорт». В 2013 году с космодрома Уоллопс ракета-носителем Minotaur-V к Луне был запущен зонд Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer.

Уоллопс — Wallops Flight Facility

Уоллопс

Wallops Flight Facility знаки

Обзор агентство

сформированный

Предшествующая агентства

  • Станция исследований Беспилотный самолет
  • Wallops станция

Штаб-квартира

Wallops Island, Вирджиния , 37.940194 ° N 75.466389 ° W37 ° 56’25 «N 75 ° 27’59» W / 

Сотрудники

+1400

`орган исполнительной власти

  • Уильям Врубель, директор

родитель агентство

Goddard Space Flight Center
NASA

Веб-сайт

карта

Уоллопс с тремя отдельными участками собственности

NASA Уоллопс, 2010.

Уоллопс ( WFF ) ( IATA : WAL , ICAO : KWAL , FAA LID : WAL ), расположенный на восточном побережье в штате Вирджиния , США , около 100 миль (160 км) к северо-северо — востоку от Норфолка , находится под управлением Годдард Space Flight Center в Гринбелте, штат Мэриленд , в первую очередь в качестве стартовой площадки ракеты для поддержки науки и исследования для НАСА и других федеральных агентств. ВФФ включает в себя широко инструментированный диапазон для поддержки запусков более десяти типов ракет — зондов ; малая расходный суборбитальных и орбитальных ракет; баллонные высотные полеты , несущие научные приборы для измерения атмосферных и астрономических исследований; и, используя его аэропорт Исследовательского, летные испытания аэронавигационного исследовательского самолета, в том числе беспилотных летательных аппаратов .

Там было более 16 000 запусков с полигона ракеты на Wallops с момента своего основания в 1945 году в поисках информации о характеристиках полета самолетов, ракет — носителей и космических аппаратов, а также повышение уровня знаний о верхних слоях атмосферы Земли и окружающей среды космическое пространство . Эти ракеты — носители различаются по размеру и мощности от маленьких Супер Loki метеорологических ракет к орбитально-класса транспортных средств.

Уоллопс также поддерживает научные миссии для Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) , а иногда для иностранных правительств и коммерческих организаций. Wallops также поддерживает тесты развития и учения с участием Соединенных Штатов военно — морского флота самолетов и кораблей на основе электроники и систем вооружения в Вирджинии мысов рабочей зоне, недалеко от входа в Chesapeake Bay . В дополнении к фиксированному расположению измерительных средствам, WFF ассортимент включает в себя мобильный радар , телеметрические приемники и командные передатчик , которые могут транспортироваться на грузовых самолетах в места по всему миру, с тем чтобы установить временный диапазон , в котором нет других приборов не существует, к обеспечения безопасности, а также для сбора данных , с тем чтобы обеспечить и поддержать суборбитальные запуски ракет с удаленных сайтов.

ВФФ активы мобильные диапазона были использованы для поддержки запусков ракет из мест в Арктике и Антарктике, Южной Америке , Африке, Европе, Австралии , и на море. Рабочие Wallops включают около 1000 штатных НАСА гражданской службы сотрудников и работников подрядных организаций , около 30 американских военных кадров, а также около 100 сотрудников NOAA.

Вулкан (ракета-носитель, США)

Vulcan


Смоделированная развертка ракеты-носителя Vulcan

Общие сведения

Страна

США

Разработчик

Основные характеристики

Количество ступеней

Длина (с ГЧ)

60 м

Диаметр

5,4 м

У этого термина существуют и другие значения, см. Vulcan.

Vulcan (Вулкан) — американская ракета-носитель (РН) большой грузоподъёмности, которая разрабатывается с 2014 года United Launch Alliance (ULA), как преемника РН Атлас-5.

Проект финансируется за счёт государственно-частного партнёрства с правительством США. Первый запуск новой ракеты планируется в апреле 2021 года.

У ракет-носителей этого семейства в дальнейшем появится возможность повторного использования двигателя первой ступени.

Разработка

ULA рассматривали концепты ракет в течение первых десяти месяцев с момента основания компании в 2006 году. Разные концепты для замены ракет на базе серий ракет Атлас и Дельта, унаследуют от компаний-предшественников финансирование, предоставленное им правительством США.

В начале 2014 года геополитические и политические факторы, связанные с международными санкциями в условиях украинского кризиса, привели к попытке ULA рассмотреть возможность замены двигателей РД-180 российского производства, используемых в первой ступени РН Атлас-5. Официальный контракт на исследование был выдан ULA в июне 2014 некоторым американским производителям ракетных двигателей. ULA также столкнулись с конкуренцией со стороны SpaceX, на то время наблюдавших за влиянием ULA на основной рынок национальной безопасности США военных запусков, и в июле 2014 года с обсуждением в Конгрессе США законности запрета на использовании в будущем двигателей РД-180. В сентябре 2014 ULA заявили, что вступят в партнёрство с Blue Origin для разработки BE-4 — принципиально нового, кислородно-метанового двигателя, в качестве замены РД-180 на новой первой ступени ускорителя.

В апреле 2015 года генеральный директор ULA Тори Бруно представил новое семейство ракет-носителей Vulcan на 31-м Космическом симпозиуме. Планировалось, что первый запуск состоится в 2019 году. ULA принимают поэтапный подход к разворачиванию космического транспорта и космических транспортных технологий. Vulcan начнут подготавливать с первой ступени, основываясь на диаметре фюзеляжа и производственном процессе ракеты Дельта-4 и в дальнейшем использовании двух двигателей BE-4.

По состоянию на январь 2016 года, полное испытание двигателя BE-4 планировалось начать до конца 2016 года. В 2016 году ULA разработал две версии первой ступени Vulcan, один оснащён BE-4 с наружным диаметром 5,4 м (18 футов) для менее плотного метана, а другой оснащен AR1 с тем же диаметром 3,81 м (12,5 футов), как Atlas V и использует более плотный керосин.

На 2016 г. совет директоров ULA выполнил только краткосрочные обязательства по финансированию проекта разработки ракеты, и остаётся неясным, будет ли доступно долгосрочное частное финансирование для завершения проекта. По состоянию на март 2016 года, правительство США выделило на развитие РН Vulcan 201 млн долл.; ULA работает, чтобы получить дополнительное финансирование правительства на разработку ракеты-носителя.

В апреле 2016 года генеральный директор ULA Тори Бруно заявил, что компания ориентируется на полный запуск стоимостью 99 млн долл., базового носителя Vulcan без использования твердотопливных ракетных ускорителей.

В мае 2018 года компания ULA сообщила, что на второй ступени ракеты-носителя будет использоваться новый вариант двигателей RL-10 компании Aerojet Rocketdyne, известный как RL-10C-X. Первоначальный дизайн 2015 года предполагал использование стандартной версии верхней ступени «Центавр», которая используется и на ракете-носителе «Атлас-5», но в конце 2017 года было принято решение использовать более тяжёлую вариацию «Центавр-5» с диаметром 5,4 м и двумя двигателями.

В сентябре 2018 года было объявлено, что ULA выбрала двигатели BE-4 компании Blue Origin для первой ступени ракеты-носителя Vulcan. Анонсировалось, что первый запуск состоится в середине 2020 года.

В октябре 2018 компания ULA выиграла финансирование от ВВС США на предварительном этапе отбора носителей для второй фазы программы запусков правительственных оборонных заказов. Финансирование для разработки ракеты-носителя Vulcan и наземной инфраструктуры составило $967 млн, однако полную сумму компания получит только если станет одним из двух победителей итогового отбора. Первоначальный платёж составил $181 млн. Дата первого запуска ракеты Vulcan сместилась на апрель 2021 года. Позже в том же году планируется выполнить и второй запуск, необходимый для сертификации ракеты для военных заказов.

14 августа 2019 года было объявлено, что ракета-носитель Vulcan выбрана для запуска шести миссий грузового космического корабля Dream Chaser к Международной космической станции в рамках контракта CRS2 для NASA. Для запусков будет использована конфигурация ракеты с четырьмя твердотопливными ускорителями, двумя двигателями на второй ступени и 5-метровым обтекателем. Первый полёт Dream Chaser ожидается в сентябре 2021 года и станет вторым запуском для ракеты-носителя.

19 августа 2019 года стало известно, что полезной нагрузкой дебютного запуска ракеты станет лунный посадочный аппарат Peregrine компании Astrobotic, разрабатываемый в рамках программы NASA Commercial Lunar Payload Services. Аппарат будет выведен на транслунную траекторию, запуск ожидается в июне 2021 года со стартового комплекса SLC-41 на мысе Канаверал. Будет использована конфигурация ракеты с двумя твердотопливными ускорителями.

См. также

  • Центавр (разгонный блок)

Примечания

Ссылки

Американская ракетно-космическая техника

Эксплуатируемые ракеты-носители

Разрабатываемые ракеты-носители

  • Афина
    • Ic
    • IIc
  • SLS
  • New Glenn
  • Vulcan (Vulcan Heavy)

Устаревшие ракеты-носители

Разгонные блоки

Ускорители

* — японские проекты, использующие американские ракеты или ступени; курсив — проекты, отменённые до первого полёта