Американская атомная подводная лодка

Содержание

ВМС США ввели в строй первую атомную подлодку класса Virginia Block IV

Вашингтон, 20 апреля 2020, 18:55 — REGNUM Военно-морские силы США 18 апреля 2020 года ввели в строй многоцелевую атомную подводную лодку Vermont (SSN 792) класса Virginia. Это девятнадцатая по счёту лодка проекта Virginia («Вирджиния») и первая подлодка проекта Virginia Block IV («Вирджиния Блок IV»).

Об этом пишет военный ресурс Defense-Aerospace.com со ссылкой на пресс-релиз ВМС США.

Мероприятие 18 апреля из-за пандемии коронавируса проводилось в ограниченном составе. На нём присутствовали исполняющий обязанности министра ВМС США Джеймс Макферсон (James McPherson), командующий подводными силами ВМС США вице-адмирал Дэрил Коудл (Daryl Caudle), а также спонсор этого подводного корабля Глория Вальдес (Gloria Valdez), бывший заместитель помощника министра ВМС США.

Командир подводной лодки «Вермонт» коммандер Чарльз У. Филлипс III (Charles Phillips III) подчеркнул, что подводные силы очень важны в эпоху конкуренции великих держав. Он также заверил, что в рамках несимметричного морского преимущества США перед конкурентами экипаж субмарины готов выполнить любую задачу.

Подводная лодка «Вермонт» — это гибкая многоцелевая платформа, которая предназначена для выполнения следующих основных функций подводных сил: борьба с подводными и надводными кораблями противника, доставка сил специальных операций, нанесение ударов, минная война, ведение разведки и наблюдения.

Издание Defense-Aerospace.com сообщает, что данная лодка имеет длину 377 футов (115 метров), может погружаться на глубину более 800 футов (244 метра), имеет скорость под водой до 25 узлов. Строительство этой субмарины началось в мае 2014 года и продолжалось шесть лет.

Подводные лодки США

История подводного флота США

Россия и США всегда были военными флагманами мира. Америка даже объединила в альянс НАТО многие государства. А конструировать подводные лодки штаты начали и вовсе раньше всех.

Первые в мире под водой

В 1775 году в Америке бушевала война за независимость и в её период Дэвид Бушнелл построил «Черепаху», первая субмарина, которая применялась в боевых действиях. Но сама история подводного флота началось почти на 100 лет позже, в 1862 году, когда USS «Alligator» была зачислена в строй флота. Строительство началось в первый день ноября 1861 года, правительство предъявило требование: построить судно за 40 дней. Несмотря на это, строительство затянулось и первый спуск на воду состоялся лишь 1 мая 1862 года. Если обратить внимание на современное достояние американцев в этом роде войск, то невозможно даже представить насколько малы были размеры «Аллигатора», длина/ширина/высота составляли 14/1,37/1,83 метров. А вооружена субмарина была лишь двумя шестовыми минами.

Так и не было войны

Сэмюель Дю Пон был заинтересован в использовании «Аллигатора», поэтому попросил отбуксировать подлодку в Южную Каролину. За эту миссию взялся пароход USS «Sumpter», за время плавания случился непредсказуемый инцидент, погода резко ухудшилась и начался шторм. Привязанная субмарина могла потопить корабль, который её буксировал, таким образом, было принято решение оборвать все тросы и бросить корабль на волю морской пучине. 2 апреля 1863 года подлодка утонула не далеко от мыса Хаттерас, именно там она лежит и в настоящем времени. «Аллигатор» не прошел боевое крещение, так как за время своей жизни, так и не поучаствовала в военных действиях. Но несмотря на это, судно множество раз привлекало художников и писателей, о которых были написаны несколько произведений искусства.

Боевое крещение

Впервые, американцы успешно применили подводный флот в 17 февраля 1854 года. Тогда подводная лодка «H. L. Hunley» атаковала вражеский корабль, разбив его, после чего экипаж подлодки подал сигнал на землю о возвращении, но после долгих ожиданий субмарина так и не вернулась. Она затонула на том же месте, где осуществила нападение. До сей поры идут споры о том, что же случилось с «Ханли». Основная версия гласит, что все члены экипажа погибли от ударной волны мины, которая взорвалась не далеко от судна.

Первая мировая война

Соединённые штаты Америки проявляли небывалую активность в расширении своего подводного флота на самом начальном этапе 20 века, в дальнейшем все подлодки поступили на вооружение на время Первой мировой.

В самом начале 20 века американцы заказывали следующие субмарины:

  1. Тип В – 3 лодки «Wiper» (1905)
  2. Тип С – 5 лодок «Octopus» (1906)
  3. Тип D – 3 лодки «Narwhall» (1907)
  4. Тип Е – 2 лодки «Salmon» (1908)
  5. Тип F – 4 лодки «Сагр» (1909)

«Сагр» (1909)

В самый последний момент перед Первой мировой войной, которая проходила с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918 года, Америка решает выпустить ещё несколько субмарин «Seawolf› (SS-28), «Nautilus» (SS-29) и «Garfish» (SS-30), которые составили тип Н. Обозначение (SS) в американском флоте соответствовало тому, что судно имеет дизельный двигатель, в последующем штаты и вовсе убрали их из своего арсенала. Выступая на стороне Антанты, на время войны американский флот придерживался оборонительных позиций. Это определило довольно позднее вступление Америки в военный конфликт, до него все описанные судна служили в Тихом океане, а после ввязывания в мировое противостояние были переброшены в Атлантику. Тем не менее расцвет всего подводного флота пришелся не на этот период.

Много лодок, мало пользы

Все построенные субмарины имели лишь теоретический успех, так как послужили примерами для заказов на постройку подлодок для 8 стран. А за времена Первой мировой так и не имели боевых столкновений с противником. Многие судна тонули, погибая в авариях.

25 марта 1915 года война уже бушевала на просторах Европы, но США в это время проводили учения своей новой подлодки, где её ждала погибель. SS-23 F-4 неподалеку от Гавайских островов погрузилась в воду, оставив за собой пятно из масла. Как оказалось, потом произошло полное потопление корабля. Глубина в том районе оказалась 90 метров, что не позволило спасти команду и саму подлодку. Её подняли на поверхность только через 5 месяцев. 29 августа этого же года, как спасатели показали исследователям вытащенное судно, начался анализ трагедии и восстановление картины событий. К сожалению, тайна так и не была разгадана, так как все отверстия были задраены, а корпус не поврежден.

Ещё один представитель военного семейства подлодок, также закончил свою жизнь, без какого-либо постороннего вмешательства со стороны противников Антанты. «SS-30 Н-3» 14 декабря 1916 года неподалеку от Калифорнийского побережья села на мель. Весь экипаж корабля уже начинал терять сознание от выброса хлора, но спасатели с берега добрались до команды и успели вытащить всех матросов. К счастью, пострадало лишь немного людей.

Вторая Мировая Война

Перед самым большим военным конфликтом 20 века многие государства стали модернизировать свою армию, вооружение, в том числе и военно морские силы. Американцы не остались в стороне и уже в 1930-х годах начали учитывать ошибки прошлого, готовясь к Второй мировой. На вооружении стояли следующие субмарины:

  • Тип R и Barracuda, первых было 17, а вторых 3 штуки, они стали не самыми удачными проектами, а также они были очень старые. Это становится понятно, когда видишь, что судна не дослужили даже и до конца войны, а перестали эксплуатироваться в середине 1942 года. Но и использовались они лишь для патрулирования Панамского канала.
  • Тип S был более распространен и уже их насчитывалось 36 экземпляров. Из участвующих в самой войне лодок, именно этот вид был самым старым, также он стал модернизацией типа R, в основном их направляли патрулировать Атлантику, а также с ними проводили исследования по переоборудованию их в носители аэропланов, на S даже построили необходимую палубу, но эта затея не оправдала ожиданий и эту модернизацию так и не осуществили в жизнь.
  • «Argonaut» SS-166 была оборудована двумя трубами, в которые помещалось по 30 мин, которые были разработаны специально для неё. Но зачислен во флот он также был довольно рано в 1928 году, несмотря на столь раннее рождение, субмарина, построенная Портсмутской военно-морской верфи, держала рекорд самого крупного подводного судна плоть до появления первых атомных подлодок. Её подводное измещение составляло 4164 тонн. Была вооружена 16 торпедами и 4 торпедными аппаратами. Именно «SS-166» замышлялся, как лидирующий флагман всего военного подводного флота, но с ним возникали некоторые проблемы. Во-первых, из-за большой массы его скорость была слишком низкой, планировался 21 узел, а в итоге лодка могла разогнаться только до 14 и 8 узлов, таким образом за весь период до войны она оказалась самой медленной субмариной. Во-вторых, она очень трудно управлялась. В-третьих, планировалось минирование пространства с чем она также не справилась в 1942 году вернулась на базу даже не пройдя заявленные 90 суток автономности. 10 января 1943 года она была потоплена 3 японскими эсминцами. Многие связывают подобную неудачу с слишком высоким уровнем издаваемого шума и маленькой скоростью.
  • Тип «Narwhal», 2 подводных представителя составили: «Narwhal», «Nautilus».
    Первый – «Narwhal» SS-167. Подлодка было готова к 1930 году, после этого вместо минных труб были установлены 2 торпедные установки, а разгонялась до 17 узлов с водоизмещением 2915 тонн. Данная подлодка также не оправдала ожиданий в качестве скорости и их двигатели не могли набрать необходимую мощь, для разгона до нужного количества узлов. Представитель же «Nautilus» обладал довольно странным силуэтом и водоизмещением около 3000 тонн. В конце войны, в начале 1945 года обе лодки перешли в статус резервных, накопив за свою жизнь 29 боевых походов. «Narwhal» потопил 6 вражеских судов за 15 вылазок, а «Nautilus» уничтожил 5 противников за 14 походов.

«Narwhal» SS-167

  • «Dolphin» был построен в единственном экземпляре и с водоизмещением 1560 тонн был в 2 раза меньше «Narwhal». Таким образом, он был гораздо маневреннее, но вместе с этим заимел слабее корпус, что уменьшило уровень погружения, а также уменьшился радиус действия до 9000 миль. За время работы отметился только тремя боевыми подходами, где не принёс полезных действий, после чего его «разжаловали» в учебные судна.
  • Тип «Cachalot» породил 2 подводные лодки «Cachalot», «Cuttlefish». В целом они ничем на войне не запомнились, кроме одного подбитого танкера, но благодаря нововведению, которое использовали американцы они обогнали любой флот мира. Контроллер устанавливал угол цели, опережение и глубину торпед в автоматическом режиме, данная система носила название – Torpedo Data Computer.
  • Тип Р имел 10 представителей, которые начали проектироваться в 1933 году. Если сравнивать их с типом С, то водоизмещение увеличилось до 1310 тонн, также их длинна увеличилась на 8 метров, а скорость была увеличена до 19 узлов. Не удивительно, что с такими характеристиками они использовались на протяжении всей войны до 1944 года, каждый представитель сходил 8 раз в боевой поход, а SS-178 и вовсе патрулировал заданные зоны 14 раз.

«Salmon»

  • Тип «Salmon» США представила 6 подлодок. После успешной эры «P», ВМС Америки стремилось улучшить свою подводную технику. «Salmon» обладал даже улучшенными характеристиками, их длинна составляла 94 метра, а водоизмещение 1450 тонн. А скорость над водой и под ней составляла 20 и 9 узлов соответственно. Также подлодка была оснащена дополнительными двумя торпедными аппаратами. При всех преимуществах у «Salmon» был весомый недостаток, его вентиляционный люк закрывался не самым надежным образом и несмотря на то, что эту причину можно было легко устранить, она привела к аварии на одной из подлодок, где погибло 23 человека. Все подлодки провели не более 8 походов, исключение «Stingray», который стал лидером среди всех субмарин и совершил 16 вылазок.
  • Тип «Gato» был представлен большим количеством субмарин в количестве 73 штук, больше представителей было только у очень схожего типа «Balao», который мог погружаться на 100 футов глубже. Они были также продолжением линейки «P». Основные характеристики были следующие, длинна составила 82 метра, а водоизмещение 1825 тонн. Лодка могла погружаться на глубину 300 футов. Вообще данный тип подлодок ощутил на себе всю тягость войны, именно на их долю выпала служба с 1942 года и до самого её конца. А за всё время удалось потопить лишь SS-248 «Dorado» в Карибском море, а 18 представителей было утеряно в Тихом океане.

АПЛ (атомные подводные лодки) США

Если Россия обладает и атомными, и дизельными подводными лодками, то штаты отказались от дизельного двигателя и на данный момент имеют в своём арсенале только АПЛ.

Первая такая субмарина появилась у США в 1959 году, и носила название «Джордж Вашингтон» в честь первого президента Америки. С тех пор штаты строили свои субмарины только с атомными реакторами. А 28 июня 1960 года впервые в мире был осуществлен запуск баллистических ракет из-под воды. Именно они и были главным видом вооружения подлодки в количестве 16 штук. Также для самообороны были установлены торпедные аппараты с боезапасом в 18 торпед. Пускай и глубина погружения подлодки была 220 метров, но главный козырь «Вашингтона», запуск баллистических ракет можно было выполнять не глубже 25 метров, а скорость во время этого не должна была превышать 5 узлов. Когда максимальный разгон под водой/над ней составлял 25/20 узлов. Длина и ширина были 116,3 и 9,9 метров.

Самая сильная подводная лодка

В настоящее время США обладает субмаринами класса «USS Virginia», при спуске этого хищника в глубину стало ясно, что равных ему практически нет. Крылатые ракеты она посылает на расстояние до 1500 км, а «нырять» она способна на глубину 250 метров. ВМС США развиваются в этом направлении довольно давно и не меняют вектор. Вирджиния — это не просто новая вершина в подводном флоте мира, это громадные возможности страны-производителя. Она полна сенсоров и современных решений. К примеру, субмарина может на безопасном расстоянии замечать и обезвреживать мины, благодаря атомному реактору её срок плавания ограничен 30 годами. При разработке подлодки инженеры сначала создали трехмерную модель, а затем воплотили в реальность, что стало беспрецедентным способом моделирования подводного судна. Также техническому совершенствованию подвергся перископ, его убрали, заменив на камеры и маску-мультисенсор. В бурном течении судно может оставаться неподвижным также благодаря сенсорам, а его винт, который спрятан в трубе, позволяет передвигаться по глубинам почти бесшумно. На сегодняшний момент уже спущено пять субмарин класса, а в дальнейшем планируется спуск на воду ещё тридцать представителей класса. На данный момент у американцев 72 подводные лодки, но ориентир развития задан, и он определенно идет на усовершенствование класса «Virginia», а также увеличение количества его представителей.

Атомные подводные ракетоносцы США и Великобритании – лодки класса «Огайо» и «Вэнгард»

*В ВМС США тип лодки легко определить по ее обозначению, где SS – подводная лодка, N – атомная (в качестве главной энергетической установки применяется ядерный реактор), G – на вооружении имеются управляемые (крылатые) ракеты, B – на вооружении имеются баллистические ракеты, X – перспективная лодка, находящаяся в стадии разработки.

Всего заказано 20 (предусматривалось расширение заказа до 24 единиц) субмарин такого типа, но в строй вошли «только» 18, которые поступили на вооружение в 1981–1997 годах и первоначально рассчитывались на 30-летний срок службы. Затем эти лодки были сертифицированы на 42-летний срок службы, состоящий из двух 20-летних периодов, разделенных специальным двухлетним интервалом для перезарядки ядерного реактора и проведения штатных регламентных работ ERO (engineered refueling overhaul). Для каждой из ПЛАРБ типа «Огайо» для перезарядки ядерного реактора и проведения штатных регламентных работ потребуется два года или более, в течение которых лодка выводится из эксплуатации.

Вначале лодки оснащались тяжелыми ракетами «Трайдент-1» C-4, но, начиная с «Джорджии» (SSBN-729 «Georgia»), на них стали ставить более мощные ракеты «Трайдент-2» D-5*, которые оснащаются двумя типами боевых блоков — W76 мощностью 100 кт и W88 мощностью 475 кт. При максимальной нагрузке ракета способна забросить 8 блоков W88 или 14 блоков W76 на дальность 7360 км. Пуск ракет может осуществляться с 15—20-секундным интервалом с глубины до 30 метров, при скорости хода около 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Все ракеты могут быть выпущены в одном залпе, но испытательные пуски всего боекомплекта никогда не производились.


Пусковые шахты ПЛАРБ типа «Огайо»

При создании лодок были использованы последние достижения науки и техники в области подводного кораблестроения в таких вопросах, как оптимизация форм обводов корпуса, защита корпусных конструкций, механизмов и аппаратуры от подводных взрывов, повышение скрытности и уменьшение акустического, магнитного, гидродинамического, радиационного, теплового и других физических полей.

*»Трайдент-2″ («Трезубец») трехступенчатая баллистическая ракета, предназначенная для запуска с атомных подводных лодок. Разработана фирмой «Локхид» («Lockheed Martin Space Systems»). Ракета имеет максимальную дальность 11 300 км, длину 13,42 м, максимальную стартовую массу 59 078 кг. Все три маршевые ступени оснащены твердотоплевными РД. Первая и вторая ступень имеют диаметр 2,1 м и соединены между собой переходным отсеком, носовая часть – 2,05 м. В рамках первоначального контракта фирмой «Локхид» с 1989 по 2007 год были поставлены 425 ракет «Трайдент-2» для ВМС США. Еще 58 ракет были поставлены ВМФ Великобритании. В разных источниках указывается различная стоимость изделия. Первоначально называются цифры 29,1 млн. долларов. В 2006 году говорилось о стоимости одной ракеты 30,9 млн. долларов. В 2009 году уже называлась цифра 49 млн. долларов, а к 2012 году стоимость «выросла» до 70,5 млн. Как говорил Марк Твен: «Есть ложь, есть наглая ложь, и есть статистика».

Лодки имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус цилиндрической формы с оконечностями в виде усечённого конуса дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых размещены балластные цистерны и, соответственно, сферическая антенна ГАК и гребной вал. Прочный корпус лодки выполнен из стали марки НУ-100. Он разделен на четыре отсека: четырехпалубный отсек управления и жилых помещений, ракетный, реакторный и турбинный. Верхняя часть прочного корпуса покрыта проницаемой легкой обтекаемой надстройкой, закрывающей ракетные шахты, различное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС в кормовой оконечности. Из-за такой небольшой площади легкого корпуса, корабль считается однокорпусным, эта конструкция американских ПЛАРБ по мнению специалистов обеспечивает способность создавать меньшие гидродинамические шумы и достигать большей максимально малошумной скорости по сравнению с двухкорпусными лодками. Плоские переборки разделяют лодку на отсеки, каждый из которых делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках предусмотрены погрузочные люки. Рубка сдвинута к носовой части, на ней размещены горизонтальные крыловидные рули размахом около 13 метров, в кормовой части оперение крестообразное, на горизонтальных рулях установлены вертикальные планшайбы.


Пуск ракеты «Трайдент-2»

Сверху корпуса выполнена настройка длиной 114 м, шириной по палубе около 5,5 м и высотой 2 м. Движение лодке сообщает семилопастный винт диаметром около семи метров, со скошенными серповидными лопастями. Такая конструкция обеспечивает низкий уровень шума на скоростях патрулирования. На верхней палубе первого отсека расположены: навигационный центр, главный командный центр, радиоцентр, посты гидроакустиков. На второй палубе размещены: аппаратура и боевые посты системы управления ракетной стрельбой Mk 98, помещения вычислительных машин и управления лодкой. Третья палуба отдана под жилые помещения команды. На нижней палубе, в передней части корпуса лодки расположен торпедный отсек, где установлены четыре торпедных аппарата и хранится запас торпед.

На лодке установили водо-водяной реактор типа GE PWR S8G, обеспечивавший работу двух турбин мощностью на валу 30 000 л.с. Две паротурбинные установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин понижается редуктором до 100 об/мин и с помощью муфты передается на гребной вал, вращающий семилопастной гребной винт диаметром 8 м со скошенными серповидными лопастями и с пониженной скоростью вращения (это позволяет значительно снизить шумы на скоростях патрулирования). Кроме паротурбинной установки есть два турбогенератора по 4000 кВт, дизель-генератор мощностью 1400 кВт и гребной электродвигатель мощностью 450 л.с. Максимальная скорость подводного хода составила 25 узлов, надводного – 17 узлов.


Схема устройства подводной лодки типа «Огайо».
1. антенна ГАК;
2. цистерны главного балласта;
3. компьютерный пост;
4. объединенная радиорубка;
5. гидроакустический пост;
6. центральный пост;
7. навигационный пост;
8. пост управления ракетной стрельбой;
9. машинное отделение;
10. реакторный отсек;
11. отсек вспомогательных механизмов № 1;
12. проход для экипажа;
13. отсек вспомогательных механизмов № 2;
14. торпедный отсек;
15. каюты матросов и старшин;
16. каюты офицеров;
17. ракетный отсек

«Огайо» отличается от своих предшественниц большей энерговооруженностью, увеличенной скоростью патрулирования (максимальной малошумной скоростью хода), более совершенными бортовыми системами и комплексами. По оценкам специалистов среди построенных ракетоносцев по уровню шумности с ними могут соперничать только французские ПЛАБР типа «Триумфан». За счет включения в состав комплекса гидроакустических средств с протяженной буксируемой и конформной антеннами и внедрения эффективных методов обработки гидроакустической информации дальность обнаружения целей увеличена более чем в два раза. Высокая точность определения местоположения подводной лодки обеспечивается установленной аппаратурой коррекции навигационных данных систем «Лоран-С» и NAVSTAR. Применение этих систем и внедрение системы ESGN с гироскопами с электростатической подвеской ротора позволило повысить точность определения координат в 4—6 раз по сравнению с лодками предыдущих типов.

Создание столь совершенного подводного ракетоносца, естественно, потребовало больших затрат. Стоимость ПЛАРБ типа «Огайо» составила 1,3–1,5 млрд. долларов, что более чем десятикратно превысило закупочную стоимость предшествующих ракетоносцев класса «Лафайет». Кроме того, специально для их базирования были модернизированы две базы — одна на Тихоокеанском побережье (ВМБ Бангор, штат Вашингтон) и одна на Атлантическом (ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия). Каждая база рассчитана на обслуживание 10 лодок. На базах размещено оборудование для приема и выгрузки боезапаса, технического обслуживания и текущего ремонта ПЛАРБ. Созданы все условия для обеспечения отдыха личного состава (в данной климатической зоне это сделать несложно). Все ПЛАРБ типа «Огайо» имеют по два сменных экипажа (всего 28 полностью укомплектованных экипажей на 14 лодок), в связи с чем обеспечивается максимальное время их нахождения в акватории Мирового океана. До настоящего времени «Огайо» удерживает первое место в мире по числу размещенных на ней баллистических ракет – 24 единицы и является самой совершенной в классе атомных подводных ракетных лодок с баллистическими ракетами.

Благодаря повышенной прочности корпус корабля не только выдерживает давление на глубине около 500 м, но и близкие взрывы. В нем и размещены основные механизмы, служебные и жилые помещения и оружие ракетоносца. В центральном посту, под рубкой, сосредоточены главные системы управления лодкой. Здесь же расположены приборы системы навигации и пульты запуска ракет. На четырех палубах расположены девятиместные кубрики купейного типа с трехъ­ярусными койками для рядового состава, двух- и четырехместные каюты для офицеров. Имеются также офицерская кают-компания, салон для отдыха, библиотека, учебный кабинет и тренажерный зал.


В кают-компании подводной лодки типа «Огайо»

В рамках реализации рекомендаций по Договору об ограничении стратегических вооружений* состав группировки ПЛАРБ типа «Огайо» решили сократить до 14 лодок. В 2004 году американская корпорация «General Dynamics» выиграла тендер ВМС США на модернизацию ПЛАРБ «Oгайо», которая из стратегического корабля, вооруженного баллистическими ракетами, в 2006 году превратилась в тактическую лодку для поддержки и обеспечения специальных операций.

*Из-за ограничений по договору СНВ-1 ввод в строй лодок типа «Огайо» привел к тому, что к концу 1997 года были выведены из состава флота ПЛАРБ типов «Джордж Мэдисон» и «Бенджамин Франклин» с ракетами «Посейдон» и «Трайдент-1». Договором СНВ-II предусматривалась разгрузка «Трайдент-2» с 8 до 5 боезарядов. Но в 1997 году выполнение этого договора было заблокировано Конгрессом с помощью специального закона. 8 апреля 2010 года президентами России и США был подписан новый договор по ограничению стратегических наступательных вооружений — СНВ-III. По положениям договора ограничивается общее число развернутых ядерных боезарядов 1550 единицами для каждой из сторон. Под действие этого договора попадают и ракеты «Трайдент-2». По состоянию на 1 июля 2009 года США располагали 851 носителем и часть из них должна быть сокращена. Пока планы США не оглашаются, поэтому коснется ли данное сокращение «Трайдент-2», достоверно неизвестно.

Новая лодка вооружена 154 крылатыми ракетами «Томагавк» и сможет перевозить до шестидесяти десантников со снаряжением. В 2007–2008 годах такую же переделку прошли еще 3 корабля (SSBN-727, SSBN-728, SSBN-729). У каждой из этих ПЛАРК 22 из 24 ракетных шахт были модернизированы под вертикальный пуск КР. В каждой модернизированной шахте размещено по 7 ракет. Две ближайших к рубке шахты заменены шлюзовыми камерами. К ним стыкуются мини-подлодки ASDS (Advanced SEAL Delivery System) или модули DDS (Dry Deck Shelter) для обеспечения выхода боевых пловцов, когда лодка находится в подводном положении. Эти подводные средства могут устанавливаться как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. Средняя стоимость переоборудования одной лодки в ПЛАРК составила около 800 млн. долларов.


Подводная лодка «Oгайо» после модернизации

В настоящее время в строю состоят все 18 лодок этой серии (хоть и в разных статусах). Согласно накопленной статистике, ПЛАРБ совершают три-четыре патрулирования в год, проводя в открытом море 50–60 % времени. Ракеты устанавливаются в шахты ПЛАРБ при выходе на боевое дежурство. После возвращения с патрулирования ракеты выгружаются с лодки и перемещаются в специальное хранилище. Хранилищами ракет оборудованы только ВМБ Бангор и Кингс-Бей. Во время пребывания ракет в хранилище на них проводятся работы по техническому обслуживанию. Высокая надежность комплекса подтверждена самой длительной непрерывной безаварийной серией запусков. С 4 декабря 1989 года по 19 декабря 2009 года совершено 130 успешных пусков. 8 и 9 июня 2010 года с ПЛАРБ «Maryland» (SSBN-738) была выполнена серия из 4 пусков, таким образом, общее число последовательных успешных запусков достигло 134.

SSBN-726 «Ohio» 1981/2023 г.

SSBN-727 «Michigan» 1982/2024 г.

SSBN-728 «Florida» 1983/2025 г.

SSBN-729 «Georgia» 1984/2026 г.

SSBN-730 «Henry M. Jackson» 1984/2026 г.

SSBN-731 «Alabama» 1985/2027 г.

SSBN-732 «Alaska» 1986/2028 г.

SSBN-733 «Nevada» 1986/2028 г.

SSBN-734 «Tennessee» 1988/2030 г.

SSBN-735 «Pennsylvania» 1989/2031 г.

SSBN-736 «West Virginia» 1990/2032 г.

SSBN-737 «Kentucky» 1991/2033 г.

SSBN-738 «Maryland» 1992/2034 г.

SSBN-739 «Nebraska» 1993/2035 г.

SSBN-740 «Rhode Island» 1994/2036 г.

SSBN-741 «Maine» 1995/2037 г.

SSBN-742 «Wyoming» 1996/2038 г.

SSBN-743 «Louisiana» 1997/2039 г.

Первая из 14 оставшихся ПЛАРБ типа «Огайо» (SSBN-730 «Henry M. Jackson») после 42-летнего периода эксплуатации достигнет срока снятия с вооружения в 2026 году. Остальные 13 лодок последовательно выработают свой эксплуатационный ресурс до 2039 года и будут выводиться из состава ВМС с темпом по одной ПЛАРБ каждый год. Как следует из отчета, подготовленного Исследовательской службой Конгресса США, ВМС запросили на 2013 финансовый год 564,9 млн. долларов на продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по программе замены лодок типа «Огайо» ORP (Ohio Replacement Program), которая также имеет обозначение SSBN(X).

Эта программа ориентирована на проектирование и постройку 12 ПЛАРБ нового поколения для замены имеющихся в составе флота 14 ПЛАРБ типа «Огайо». В рамках бюджета ВМС США на 2012 финансовый год первую лодку SSBN(X) для замены субмарин типа «Огайо» планировалось заложить в 2019 финансовом году, что позволяло бы иметь в составе стратегических подводных сил 12 ПЛАРБ. В настоящее время эти планы скорректированы и закупка первой лодки для замены ПЛАРБ типа «Огайо» перенесена на 2021 финансовый год, в связи с чем стратегические подводные силы ВМС США сократятся до 11 или даже 10 ПЛАРБ в период 2026–2039 финансовых годов.

ВМС США раскрыли некоторые технические требования, которые предъявляются к ПЛАРБ SSBN(X) 5-го поколения. Расчетный срок службы лодки составит 40 лет, причем ресурс активной зоны ядерного реактора доведут до срока службы самой ПЛАРБ, что позволит исключить трудоемкую, весьма сложную, экологически опасную и очень дорогую операцию перезарядки реактора. Главная энергетическая установка будет работать на принципе электродвижения, что снизит шумность по сравнению с лодками, в которых реализован механический принцип движения.


Перспективная БРПЛ SSBN(X) – проект

Пусковые шахты для БРПЛ SSBN(X) будут иметь аналогичные габариты по сравнению с лодками типа «Огайо» (диаметр – 2210 мм и длина, достаточная для размещения БРПЛ «Трайдент-2» D-5). Ширина (диаметр) SSBN(X) составит 13,1 метра, в то время как у «Огайо» – 12,8 метра. Вместо 24 ракет, как на «Огайо», у SSBN(X) планируется всего 16 пусковых шахт. Несмотря на уменьшение количества пусковых шахт, подводное водоизмещение ПЛАРБ SSBN(X) будет примерно таким же, как у «Огайо». В конце 2011 года этот тактико-технический элемент для SSBN(X) составлял 19 737 тонн, хотя величина этого параметра к настоящему времени уже изменилась. Экипаж лодки – 155 человек. Согласно оценкам ВМС стоимость закупки головной лодки по программе – 11,7 млрд. долларов, включая 4,5 млрд. долларов на детальное проектирование и непериодические инжиниринговые расходы DD/NRE (detailed design and nonrecurring engineering), а также 7,2 млрд. долларов на постройку самого корабля. В традиционной практике финансирования кораблестроительных программ в США стоимость расходов DD/NRE для нового класса кораблей относят к стоимости закупки головного корабля. Строительство первого корабля этого типа, USS «Columbia» (SSBN 826), должно начаться в 2021 году после заключения отдельного договора. Поставка пройдет до конца 2027 года.

Весьма высокие боевые характеристики ракеты «Трайдент-2» D-5 заинтересовали правительство Великобритании, перед которым стояла проблема замены устаревших и порядком поизносившихся ракетоносцев типа «Резолюшен» («Resolution»). После консультаций с американской стороной в 1980 году правительством М. Тэтчер* было принято решение о том, что дальнейшее совершенствование ракетно-ядерных сил будет осуществляться на базе ракетной системы «Трайдент-2». Разрешение на ее закупку было получено от США в марте 1982 года. Согласно этому соглашению кроме стоимости самих ракет Великобритания обязана была оплатить 5 % цены оборудования, необходимого для проведения НИОКР.

*Тэтчер Ма́ргарет Хи́льда, баронесса Тэтчер (Margaret Hilda Thatcher, Baroness Thatcher; урожденная Робертс; 1925–2013) — 71-й премьер-министр Великобритании в 1979—1990 годах, баронесса с 1992 года. Первая и пока единственная женщина, побывавшая на этом посту, а также первая женщина, ставшая премьер-министром европейского государства. Премьерство Тэтчер стало самым продолжительным в XX веке. Получив прозвище «железной леди» за резкую критику советского руководства, она воплотила в жизнь ряд консервативных мер, ставших частью политики так называемого «тэтчеризма».

Так как субмарины типа «Резолюшн» по своим характеристикам не могли быть переоборудованы под «Трайдент-2» D-5, англичанам пришлось заняться разработкой и строительством ракетоносца нового проекта, получившего название «Вэнгард» (SSBN «Vanguard»). В отличие от «Огайо» он должен был иметь меньшие размеры и вооружаться только 16 баллистическими ракетами, оснащенными разделяющейся головной частью с восемью боевыми блоками индивидуального наведения. Стоимость программы создания новой лодки составила 13,35 млрд. долларов, что значительно превысило расчеты в 11,5 млрд.


Британская ракетная атомная подлодка «Вэнгард», фото 1994 г.

В 1982 году парламент утвердил график строительства ракетоносцев нового поколения. Первоначально планировалось построить 6–7 таких ракетоносцев, но с распадом СССР необходимость в них в качестве силы ядерного сдерживания отпала, и поэтому число ПЛАРБ было сокращено до 4 единиц. Водоизмещение подводное – 15 900 т, длина – 149,9 м, ширина – 12,8 м, средняя осадка – 12 м, максимальна подводная скорость хода – 25 узлов, надводная – 20 узлов, рабочая глубина погружения – 280 м, предельная глубина погружения – 400 м, экипаж – 135 человек, вооружение – четыре торпедных аппарата и 16 ракет.

Головная АПЛ была заложена 03.09.1986 на верфи компании «Виккерс» «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd» в Барроу, 04.03.1992 она была спущена на воду. Только 4 мая 1993 года она была передана английским ВМС для проведения испытаний и отработки ряда задач. 23 сентября 1993 года головная атомная ракетная лодка была введена в состав боеготовых кораблей. Благодаря существенно большей дальности действия ракет у этой лодки шире возможности для выбора районов патрулирования, что уменьшает шансы ее обнаружения.

В конструкцию нового ракетоносца английские кораблестроители внедрили все самые передовые разработки в области подводного кораблестроения. За счет широкого применения ряда конструктивных и технологических решений, удалось достичь лучших виброакустических характеристик работающих устройств и механизмов. Лодка имеет эффективные противогидролокационные и звукоизолирующие покрытия. Снижена шумность главной энергетической установки. Современное электронное и акустическое оборудование в сочетании с новейшим вооружением позволяет лодке успешно уходить, а в случае необходимости и поражать противника.

ПЛАРБ типа «Вэнгард» является лодкой однокорпусной архитектуры. Прочный корпус сделан из высокопрочной американской стали HY-80/100. Он имеет форму цилиндра с торосферическими концевыми прочными переборками. Диаметр корпуса в районе ракетных шахт равен 12,8 метров. Вне прочного корпуса, в оконечностях корабля находится большая часть ЦГБ (Цистерн Главного Балласта). Они прикрыты легкими конструкциями хорошо обтекаемой формы. Одной из главных особенностей лодки (также как и на ПЛАРБ типа «Резолюшн») является ракетный банкет, который плавно сопрягается с носовой частью корпуса, а также схема расположения носовых горизонтальных рулей. Однако при этом их перенесли ближе к ограждению прочной рубки (по сравнению с «Резолюшн»). Это было сделано для обеспечения более благоприятных условий работы носовой конформной антенны. Наружные обводы корпуса были облицованы полиуретановым противогидролокационным покрытием, выполненным в форме плиток размером 305 x 305 мм и толщиной 100 мм.


Одной из главных особенностей ПЛАРБ типа «Вэнгард» является схема расположения носовых горизонтальных рулей

Значительно улучшились условия работы и отдыха экипажа. Отличительной чертой АПЛ класса «Вэнгард» является предоставление членам экипажа максимально возможного комфорта, благодаря которому легче переносятся длительные (до 3 месяцев) походы в Северной Атлантике и Норвежском море. Для личного состава оборудованы кают-компании, объединяющие в себе столовую, актовый зал и комнаты отдыха. Членам экипажа разрешено совместно со службой улучшать свое образование, для чего на лодке имеется большая библиотека.

На АПЛ класса «Вэнгард» установлен один ядерный реактор PWR-2, обеспечивающий работу двух турбин GEC мощностью 27 500 л.с. Несмотря на большие массогабаритные показатели, удалось обеспечить скорость полного подводного хода до 25 узлов. Вместо традиционного малошумного ВФШ (Винта Фиксированного Шага) корабль был оснащен движителем типа «Pump-Jet», который представлял собой два винта соосного вращения, заключенных в общую направляющую насадку. Режим работы энергетической установки выбран с учетом обеспечения длительного патрулирования на скоростях около пяти узлов. На случай отказа главной энергетической установки предусмотрены два дизель-генератора мощностью 2700 лошадиных сил.

В ракетном отсеке установлены 16 пусковых шахт Mk14, обеспечивающих хранение, защиту от перегрузок и вредных воздействий окружающей среды, техническое обслуживание, подготовку и старт ракет «Трайдент-2» D-5. Все они являются частью прочного корпуса лодки. Внутри шахты установлен стальной пусковой стакан. Сверху он закрыт куполообразной мембранной, предохраняющей шахту от попадания забортной воды при открывании крышки. Температурно-влажностный режим шахт постоянно контролируется системой датчиков. В случае необходимости может быть задействована подсистема аварийного водяного охлаждения БРПЛ. Ракетный комплекс ПЛАРБ «Вэнгард» может производить с глубины 30–40 м как одиночный, так и залповый пуск четырех ракет с интервалом примерно 20 сек. Система управления ракетной стрельбой позволяет проводить перенацеливание ракет, находящихся в пусковых установках.

Схема общего расположения АПЛ типа «Вэнгард»

Ракеты «Трайдент-2» D-5 на «Вэнгард» несколько отличаются от установленных на американских лодках. Они почти на 50 см длиннее и могут нести восемь боевых блоков британской разработки мощностью по 150 кт каждый. Британские боеголовки разрабатывались лабораторией «Atomic Weapons Establishment». Разработка велась при активном участии специалистов из США. Эти боеголовки конструктивно подобны американским боеголовкам W-76. В остальном же тактико-технические характеристики ракет аналогичны. Техническое обслуживание и модернизация ракет в процессе эксплуатации осуществляются специалистами из США. Теоретически четыре ПЛАРБ типа «Вэнгард» могут нести 64 БРПЛ «Трайдент-2» D5, однако из соображений экономии Управлением закупок Министерства Обороны Великобритании было приобретено всего 58 ракет, что позволило обеспечить полным боекомплектом только три корабля. Такое использование лодок вызвало предложение переделать свободные шахты для оборудования крылатыми ракетами (КР) «Томагавк». Предполагается, что размещение КР будет проведено так же, как оно было проведено на переоборудованных ПЛАРК типа «Огайо». Однако пока это предложение не было реализовано из-за отсутствия финансирования.

S.28 «Vanguard» 1993 г.

S.29 «Victorious» 1995 г.

S.30 «Vigilant» 1996 г.

S.31 «Vengeance» 1999 г.

В настоящее время все ПЛАРБ типа «Вэнгард» входят в состав Королевского ВМФ. Постоянно одна из них несет боевое дежурство в Атлантическом океане. Срок автономности при несении боевого дежурства — около 12 недель. После снятия с вооружения в апреле 1998 года авиационных бомб WE177 эти лодки являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании. При постройке первых двух ПЛАРБ – «Венгард» (S.28 «Vanguard») и «Викториус» (S.29 «Victorious») было сформировано по два экипажа на каждую лодку. Для двух других кораблей был сформирован всего один экипаж. Таким образом, с 1998 года и по настоящее время их всего пять. Эти пять экипажей служат попеременно на трех лодках, находящихся в оперативной готовности.

Первая из четырех ПЛАРБ типа «Вангард» достигнет даты снятия с вооружения в 2024 году. Великобритания анонсировала планы по модернизации ядерного флота еще в 2006 году. В 2012 году правительство Великобритании представило на утверждение в Парламент законопроект, предусматривающий замену находящихся в составе флота ракетоносцев типа «Вэнгард» субмаринами нового поколения. По словам министра обороны Великобритании Лиама Фокса (Liam Fox; р. 1961 г.), принятие на вооружение новых стратегических АПЛ позволит стране «поддерживать ядерный потенциал вплоть до 2060 года». Строительство новых лодок начнется в 2020-х годах, когда построенные в конце прошлого века субмарины будут выведены из состава ВМС. Для лодок следующего поколения потребуется разработать и новую ракетную систему взамен действующего комплекса.

Над концепцией подлодок работают военные, а также ряд оборонных компаний, включая BAE «Systems Submarine Solutions», «Babcock Marine» и «Rolls-Royce». Этот этап их создания должен завершиться к сентябрю 2015 года. Стоимость обновления стратегического ядерного арсенала Великобритании, по самым скромным оценкам, составит не менее 30 млрд. фунтов стерлингов (свыше 50 млрд. долларов). С целью сокращения расходов, состав ядерных сил планируется уменьшить на 25%. Вместо четырех ракетоносцев, каждый из которых несет по 16 ракет, в состав флота будут введены три субмарины. Точное название класса пока неизвестно, но в печати нередко употребляется слово «Successor» («Преемник»). Также пока неясны и другие подробности предстоящего проекта.

Лодки типа «Вэнгард» несут боевое дежурство и являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании

К настоящему времени Великобритания уже потратила на проект новых АПЛ 900 млн. фунтов стерлингов, уточняет «The Guardian». Эти средства были израсходованы на разработку только концепции нового атомохода. Как ожидается, основным вооружением перспективных подлодок останутся баллистические ракеты «Tрайдент-2». Окончательную конструкцию новой подлодки планируется представить в 2016 году. Строительство новых лодок начнется в 2020-х годах, когда построенные в конце прошлого — начале нынешнего века субмарины будут выводиться из состава ВМС.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Подводная лодка «O-6» (SS-67)
Подводная лодка «O-2» (SS-63)
Подводная лодка «O-8» (SS-69)

Из серии средних подводных лодок типа «О» к началу войны в строю осталось 8 единиц («R-1» – «R-7», «R-9»), построенных на верфях «Puget Sound N Yd» и «Fore River» и принятых в строй в 1918 г. Субмарины использовались в учебных целях. Лодка «О-9» погибла в 1941 г, остальные – списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 521 т., подводное – 629 т.; длина – 52,5 м, ширина – 5,5 м; осадка – 4,2 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 660/550 л.с. скорость – 13 узл. запас топлива – 88 т. соляра; дальность плавания – 5,5 тыс. миль; экипаж – 25 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 4 – 450-мм торпедных аппарата; 8 торпед.

Подводная лодка «R-4» (SS-81)
Машинный отсек лодки «R-14» (SS-91)
Подводная лодка «R-12» (SS-89)

Из серии средних подводных лодок типа «R» к началу войны в строю осталось 19 единиц («О-2» – «О-4», «О-6» – «R-20»), построенных на верфях «Union Iron Wks» и «Fore River» и принятых в строй в 1918-1919 гг. 3 лодки в 1941-1942 гг. были переданы Великобритании, 1 – погибла в 1943 г, остальные списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 569 т., подводное – 680 т.; длина – 56,8 м, ширина – 5,5 м; осадка – 4,4 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/0,9 тыс. л.с. скорость – 13 узл. запас топлива – 75 т. соляра; дальность плавания – 4,7 тыс. миль; экипаж – 29 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 4 – 450-мм торпедных аппарата; 8 торпед.

Подводная лодка «R-18» (SS-95)
Подводная лодка «S-13» (SS-118)
Подводная лодка «S-17» (SS-122)

Из группы «Navy Group» серии «S» к началу войны в строю оставалось 7 подводных лодок («S-11» — «S-17»), построенных на верфях «Portsmouth N Yd», «Lake» и веденных в строй в 1920-1923 гг. Лодки были списаны в 1944-1946 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 70,4 м, ширина – 6,7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/1,2 тыс. л.с. скорость – 15 узл. запас топлива – 148 т. соляра; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 14 торпед.

Подводная лодка «S-22» (SS-127)
Подводная лодка «S-24» (SS-129)
Подводная лодка «S-32» (SS-137)
Подводная лодка «S-26» (SS-131)

Из группы «Holland Group» серии «S» к началу войны в строю оставалось 24 подводных лодки («S-1», «S-18», «S-20» — «S-41»), построенных на верфях «Fore River», «Bethlehem», «Union Iron Wks» и веденных в строй в 1920-1924 гг. В годы войны 6 лодок погибло, 6 — было передано Великобритании в 1941-1942 гг., остальные – списаны в 1945-1946 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 70 м, ширина – 6,3 м; осадка – 4,8 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/1,5 тыс. л.с. скорость – 14 узл. запас топлива – 168 т. соляра; дальность плавания – 3,4 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение:1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед.

Подводная лодка S-45″ (SS-155)
Подводная лодка «S-42» (SS-153)

Группа подводных лодок «Second Holland Group» серии «S» состояла из 6 единиц («S-42» — «S-47») построенных на верфи «Bethlehem» и веденных в строй в 1924-1925 гг. В годы войны 1 лодка погибла, остальные – списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 68,7 м, ширина – 6,3 м; осадка – 4,9 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/1,2 тыс. л.с. скорость – 14 узл. запас топлива – 168 т. соляра; дальность плавания – 2,5 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение:1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 4 – 533-мм торпедных аппарата; 12 торпед.

Подводная лодка «S-48» (SS-159)

Из группы «Second Navy Group» серии «S» к началу войны в строю оставалась подводная лодка «S-48», построенная на верфи «Lake» и веденная в строй в 1922 гг. Лодка была списана в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 73,2 м, ширина – 6,6 м; осадка – 4,1 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,8/1,5 тыс. л.с. скорость – 14,5 узл. запас топлива – 177 т. соляра; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 38 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 14 торпед.

Подводная лодка «Barracuda» (SS-163)
Подводная лодка «Bonita» (SS-165)
Подводная лодка «Bass» (SS-164)

Подводные лодки «Barracuda», «Bass» и «Bonita» были построены на верфи «Portsmouth N Yd» и приняты в строй в 1924-1926 гг. Все лодки списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 2,1 тыс. т., подводное – 2,5 тыс. т.; длина – 99,1 м, ширина – 8,4 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 6,2/2,4 тыс. л.с. скорость – 18,7 узл.; запас топлива – 364 т. соляра; дальность плавания – 12 тыс. миль; экипаж – 85 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед.

Подводная лодка «Argonaut» (V-4)

Подводный минный заградитель «Agronaut» был построен на верфи «Portsmouth N Yd» и принят в строй в 1928 г. В 1940 г. на субмарине были заменены дизели, а с 1942 г. лодка была преобразована в транспорт. Погибла лодка в 1943 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 2,9 тыс. т., подводное – 4 тыс. т.; длина – 109,7 м, ширина – 10,3 м; осадка – 4,9 м; глубина погружения – 95 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 6/2,2 тыс. л.с. скорость – 13,7 узл. запас топлива – 696 т. соляра; дальность плавания – 18 тыс. миль; экипаж – 86 человек. Вооружение: 1х1 – 152-мм орудие; 2х1 – 7,6-мм пулемета; 4 – 533-мм торпедных аппарата; 8 торпед; 60 мин.

Подводная лодка «V-5» (Narwhal)
Подводная лодка «V-6» (Nautilus)

Подводные лодки «Narwhai» и «Nautilus» были построены на верфях «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и приняты в строй в 1930 г. В 1940 г. на субмаринах были заменены дизели. Обе лодки списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 3 тыс. т., подводное – 4 тыс. т.; длина – 108,2 м, ширина – 10,1 м; осадка – 5,2 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 6/1,6 тыс. л.с. скорость – 17,4 узл. запас топлива – 732 т. соляра; дальность плавания – 18 тыс. миль; экипаж – 89 человек. Вооружение: 1х1 – 152-мм орудие; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 6-10 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 — 16 торпед.

Подводная лодка «Dolphin» (SS-169)

Подводная лодка была построена на верфи «Portsmouth N Yd» и принята в строй в 1932 г. Лодка прошла перевооружение в 1934 г. Списана в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,7 тыс. т., подводное – 2,2 тыс. т.; длина – 97,3 м, ширина – 8,5 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 3,5/1,8 тыс. л.с. скорость – 17 узл. запас топлива – 412 т. соляра; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 63 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед.

Подводная лодка «Cuttlefish» (SS-171)

Подводные лодки «Cachalot» и «Cuttlefich» были построены на верфях «Portsmouth N Yd», «Electric Boat» и приняты в строй в 1933-1934 гг. В 1938 г. на субмаринах были заменены дизели. Лодки были списаны в 1945-1946 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т., подводное –1,7 тыс. т.; длина – 80,8 м, ширина – 7,5 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,1/1,6 тыс. л.с. скорость – 17 узл. запас топлива – 333 т. соляра; дальность плавания – 9 тыс. миль; экипаж – 51 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 3х1 – 12,7-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 16 торпед.

Подводная лодка «Porpoise» (SS-172)
Подводная лодка «Pike» (SS-173)

Подводные лодки «Porpoise» и «Pike» типа «Р» были построены на верфи «Portsmouth N Yd» и приняты в строй в 1935 г. В 1938 г. на субмаринах были заменены дизели. Лодки были списаны в 1956 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,3 тыс. т., подводное –1,9 тыс. т.; длина – 88,1 м, ширина – 7,6 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 4,3/2,1 тыс. л.с. скорость – 19 узл. запас топлива – 347 т. соляра; дальность плавания –10 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппарата; 18 торпед.

Подводная лодка «Tarpon» (SS-175)

Подводные лодки «Shark» и «Tarpon» типа «Р» были построены на верфи «Electric Boat» и приняты в строй в 1936 г. Лодка «Shark» погибла в 1942 г., а «Tarpon» — отправлена на слом в 1956 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,3 тыс. т., подводное – 2 тыс. т.; длина – 88,4 м, ширина – 7,6 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 4,3 /2,1 тыс. л.с. скорость – 19,5 узл. запас топлива – 347 т. соляра; дальность плавания –10 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед.

Подводная лодка «Pompano» (SS-181)

Серия подводных лодок типа «Р» состояла из 6 единиц («Perch», «Pickerel», «Permit», «Plunger», «Pollack», «Pompano»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и принятых в строй в 1936-1937 гг. В период войны 3 лодки погибло, остальные были списаны в 1946-1947 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,3 тыс. т., подводное –2 тыс. т.; длина – 89,2 м, ширина – 7,7 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 4,3 /2,4 тыс. л.с. скорость – 19,3 узл. запас топлива – 373 т. соляра; дальность плавания –10 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед.

Подводная лодка «Salmon» (SS-182)
Подводная лодка «Skipjack» (SS-184)

Подводные лодки «Salmon», «Seal», «Skipjack», «Snapper», «Stingray», «Sturgeon» были построены на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и приняты в строй в 1937-1938 гг. Лодки были списаны в 1945-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,4 тыс. т., подводное –2,2 тыс. т.; длина – 91,4 м, ширина – 8 м; осадка – 4,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,5 /2,7 тыс. л.с. скорость – 21 узл. запас топлива – 384 т. соляра; дальность плавания –11 тыс. миль; экипаж – 59 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм или 102-мм или 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 32 мины.

Подводная лодка «Sailfish» (SS-192)
Подводная лодка «Sargo» (SS-188)
Подводная лодка «Saury» (SS-189)
Подводная лодка «Searaven» (SS-196)
Подводная лодка «Seadragon» (SS-194)

Подводные лодки «Sargo», «Saury», «Spearfish», «Sculpin», «Sailfish», «Swordfish», «Seadragon», «Sealion», «Searaven», «Seawolf» были построены на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и приняты в строй в 1939 г. Во время войны 4 лодки погибло, остальные были списаны в 1946-1948 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,4 тыс. т., подводное –2,2 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,2 м; осадка – 5 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,5 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 428 т. соляра; дальность плавания –11 тыс. миль; экипаж – 59 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм или 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 32 мины.

Подводная лодка «Tambor» (SS-198)
Подводная лодка «Triton» (SS-201)
Подводная лодка «Tautog» (SS-199)
Подводная лодка «Trout» (SS-202)
Подводная лодка «Grenadier» (SS-210)

Серия подводных лодок типа «Tambor» состояла из 12 единиц («Tambor», «Tautog», «Thresher», «Triton», «Trout», «Tuna», «Gar», «Grampus», «Grayback», «Grayling», «Grenadier», «Gudgeon»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd» и принятых в строй в 1940-1941 гг. Во время войны 7 лодок погибло, остальные были списаны в 1948-1959 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,5 тыс. т., подводное – 2,4 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,6 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,4 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 385 т. соляра; дальность плавания –11 тыс. миль; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм или 127-мм орудие; 1х1 – 40мм или 1х1 — 20-мм или 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 40 мин.

Подводная лодка «Mackerel» (SS-204)

Подводные лодки «Mackerel» и «Marlin» были построены на верфи «Electric Boat», «Portsmouth N Yd» и приняты в строй в 1941 г. Обе лодки были списаны в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 73 м, ширина – 6,7 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,4 /1,5 тыс. л.с. скорость – 16 узл.: запас топлива – 116 т. соляра; дальность плавания –7 тыс. миль; экипаж – 42 человека. Вооружение:1х1 – 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 12 торпед.

Подводная лодка «Growler» (SS-215)
Подводная лодка «Gato» (SS-212)
Подводная лодка «Cod» (SS-224)
Подводная лодка «Cero» (SS-225)
Подводная лодка «Drum» (SS-228)
Подводная лодка «Halibut» (SS-232)
Подводная лодка «Silversides» (SS-236)
Подводная лодка «Wahoo» (SS-238)
Подводная лодка «Cavalla» (SS-244)
Подводная лодка «Paddle» (SS-263)
Подводная лодка «Tullibee» (SS-284)
Подводная лодка «Croaker» (SS-246)

Серия подводных лодок типа «Gato» состояла из 73 единиц («SS-212» — «SS-284»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Mare Island N Yd», «Manitowoc SB» и принятых в строй в 1941-1944 гг. Во время войны 20 лодок погибло, 5 – преобразовано в музеи, остальные списаны в 1946 – 1971 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т., подводное – 2,5 тыс. т.; длина – 95 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 90 м; энергетические установки – 4 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,4 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл.; запас топлива – 378 т. соляра; дальность плавания – 11 тыс. миль; экипаж – 80 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм или 102-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата или 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 7,62-мм пулемета; 10 – 533-мм торпедных аппарата; 24 торпеды.

Подводная лодка «Balao» (SS-285)
Подводная лодка «Bowfin» (SS-287)
Подводная лодка «Lionfish» (SS-298)
Рубка подводной лодка «Batfish» (SS-310)
Торпедный отсек подводной лодки «Batfish» (SS-310)
«Подводная лодка «Becuna» (SS-319)»
Размещения запасных торпед на подводной лодки «Becuna»
Заряжание торпедного аппарата на лодке «Becuna»
Дизельные двигатели лодки «Becuna»
Подводная лодка «Clamagore» (SS-343)
Дизельный двигатель
Кают-компания
Центральный пост управления
Подводная лодка «Pampanito» (SS-383)
Зенитный пулемет
Камбуз
Умывальник на лодка «Pampanito»

Серия подводных лодок типа «Balao» состояла из 112 единиц («SS-285» — «SS-302», «SS-304» — «SS-345», «SS-361» — «SS-377», «SS-381» — «SS-415»), построенных на верфях «Electric Boat», «Portsmouth N Yd», «Cramp», «Mare Island N Yd», «Manitowoc SB» и принятых в строй в 1942-1944 гг. Во время войны 23 лодки погибло, 41 – передана или продана 9 странам-союзницам по окончанию войны, 7 – преобразовано в музеи, остальные списано в 1960 – 1973 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,8 тыс. т., подводное – 2,4 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 120 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 5,4/2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 472 т. соляра; дальность плавания – 11 тыс. миль; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1х1 — 102-мм или 127-мм орудие; 2х1 – 20-мм или 40-мм зенитных автомата; 10 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды.

Подводная лодка «Trutta» (SS-421)
Подводная лодка «Tench» (SS-417)
Рубка подводной лодки «Torsk» (SS-423)
Пост управления аккумуляторными батареями
Жилой отсек подводной лодки «Torsk» (SS-423)
Подводная лодка «Irex» (SS-482)

Из серии подводных лодок типа «Tench» в период войны на верфи «Portsmouth N Yd» было окончено строительство 19 единиц («SS-417» – «SS-424», «SS-475» – «SS-486») и принято в строй в 1944-1945 гг. Лодки были списаны, проданы или переданы странам-союзникам в 1963-1973 г. Лодка «SS-423» преобразован в музей. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,8 тыс. т., подводное – 2,4 тыс. т.; длина – 92,2 м, ширина – 8,3 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 120 — 135 м; энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя; мощность – 5,4 /2,7 тыс. л.с. скорость – 20 узл. запас топлива – 378 — 472 т. соляра; дальность плавания – 11-12 тыс. миль; экипаж – 60 человек. Вооружение: 1-2х1 — 127-мм орудия; 1х1 – 20-мм и 40-мм зенитный автомат; 10 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 -28 торпеды или 40 мин.

Yasen-Class: Что думают о новейших российских АПЛ в США

20 апреля 2020
11:51 АПЛ «Северодвинск». Иллюстрация: nationalinterest.org

Российские подлодки класса «Ясень» — это самые продвинутые атомные ракетные субмарины. Первая подлодка этого типа — «Северодвинск» — вступила на боевое дежурство в 2013 или 2014 году. Один высокопоставленный офицер ВМС США оказался настолько впечатлён «Северодвинском», что заказал себе в кабинет её модель, чтобы всегда помнить о том, чему противостоит его ведомство, пишет обозреватель The National Interest Калеб Ларсон.

Говоря о военно-морских угрозах со стороны России, контр-адмирал Дэйв Джонсон заявил следующее:

«Мы будем сталкиваться с потенциально сильными оппонентами. Стоит только взглянуть на „Северодвинск“, российскую версию ракетной АПЛ. Меня она так впечатлила, что я заказал в Центре разработок надводного вооружения в Кардероке модель по несекретным данным».

«Северодвинск», отмечает Ларсон, — это невероятно развитая подлодка, при строительстве которой использовались советские технологии 1980-х годов. При этом субмарина располагает большим сферическим гидроакустическим комплексом в носовой части, который, как считается, обладает большой чувствительностью.

Из-за размеров сонара торпедные аппараты пришлось перемесить с носа ближе к центру корабля и установить их под углом. В торпедные трубы могут заряжаться как стандартные 533-милиметровые, так и тяжёлые 650-милиметровые торпеды. Корпус корабля сделан из маломагнитной стали, что значительно сокращает магнитную сигнатуру «Северодвинска».

В интервью программе «60 минут» командующий силами ВМФ США в Европе адмирал Джеймс Фогго отметил, что Россия располагает «весьма дееспособным подводным флотом», а его самого беспокоит российская подводная активность. Говоря о «Северодвинске», адмирал сообщил, что это «новейший класс подлодки, очень эффективный и очень тихий», что, по его мнению, является главным качеством в подводной войне. Хотя Фогго и не стал комментировать сообщения о том, что ВМС США потеряли «Северодвинск», чиновники Пентагона утверждают, что эта подлодка вышла в Атлантический океан в 2018 году — и ей удавалось на протяжении многих недель избегать обнаружения.

«Потеря российской подлодки в мирное время — это головная боль. Потеря же из виду субмарины во время конфликта — смертельно опасна», — подытоживает Калеб Ларсон. Постоянный адрес новости: eadaily.com/ru/news/2020/04/20/yasen-class-chto-dumayut-o-noveyshih-rossiyskih-apl-v-ssha
Опубликовано 20 апреля 2020 в 11:51
Перевод — ИноТВ
Все новости

  • 21:43 Саакашвили предложил свои услуги властям Грузии
  • 21:37 Пандемия всколыхнула копившиеся в Северной Осетии противоречия
  • 21:27 Крах нефтяной индустрии: итоги глобальной биржевой торговли 20 апреля
  • 21:11 Пандемия подтолкнула Израиль к созданию правительства нацединства
  • 21:11 Пир во время пандемии: в регионах решили шикануть на День Победы
  • 21:02 США назвали природу «биотеррористом» и сняли запрет на производство вирусов
  • 20:35 Золото под матрасами: турки хранят дома одну «неформальную экономику»
  • 20:29 Сенатор США внес законопроект о санкциях против Китая в связи с Covid-19
  • 20:16 МИД Грузии вернул на родину более 6,7 тыс. грузинских мигрантов
  • 20:07 Доктор Мясников: С удивлением обнаружил, что я уже переболел коронавирусом
  • 20:07 Неверящих в коронавирус митингующих вытеснили из центра Владикавказа
  • 20:04 Меркель: Прогресс есть, но слишком резвый выход из карантина — ошибка
  • 19:58 В парламенте Афганистана пытаются найти выход из двоевластия в стране
  • 19:47 На севере Афганистана в боях с талибами погибли около 30 силовиков
  • 19:22 Обнаружена первая мутация Covid-19: вирус становится менее патогенным
  • 19:14 Минобороны Белоруссии: ситуация с Covid-19 не мешает проведению Парада
  • 19:04 В Белоруссии продолжают умирать от Covid-19
  • 18:55 В России начнут искать коронавирус у домашних животных
  • 18:55 «Хитрый Covid-19»: не у всех переболевших коронавирусом есть антитела
  • 18:53 Поляки, работающие в германском приграничье, готовят акцию протеста
  • 18:47 Сокращать добычу нефти в России придется всем
  • 18:43 Каннер: При Зеленском стало сложнее выявлять неонацизм на Украине
  • 18:40 Вице-президент Еврокомиссии: Глубокая рецессия в ЕС в 2020 году неизбежна
  • 18:37 Арарат с продолжением: в Турции вспомнили Западную Армению в эфире НТВ
  • 18:24 В Венесуэлу пришла партия российских тест-систем на коронавирус
  • 18:23 В Белграде снова откроются продуктовые рынки
  • 18:20 На виртуальный митинг в Ростове-на-Дону отреагировали губернатор и «Яндекс»
  • 18:13 Мурашко: В России в тяжелом состоянии — более 700 больных с коронавирусом
  • 18:05 Молдавские яблоки не доехали до России
  • 18:01 МВД Грузии за сутки выявило 139 новых фактов нарушения режима ЧП
  • 17:58 «Накормите моих детей»: в Ростовской области митингуют против самоизоляции
  • 17:50 Саудовская Аравия отправила в США армаду танкеров
  • 17:50 В Роспотребнадзоре назвали катастрофой массовый «сход» во Владикавказе
  • 17:46 Парламент Армении не видит смысла «допрашивать» Пашиняна о войне 2016 года
  • 17:33 В Приднестровье заболевших Covid-19 больше, чем выявлено — президент

Загрузить ещё