Адмирал Макаров фрегат

Корабли МВМС-2017: «Адмирал Макаров»

    Крупнейшим кораблем, присутствовавшим на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, был сторожевой корабль (СКР) «Адмирал Макаров». Это третий корабль, построенный по проекту 11356 на судостроительном заводе «Янтарь» для Черноморского флота. Сейчас он проходит государственные испытания и вхождение в состав флота планируется в конце 2017 года.

    Спуск на воду «Макарова» состоялся в августе 2015 года. Государственные испытания начались 7 октября 2016 года и проходили в Балтийском и Баренцевом морях. Во время выходов в море и двух межфлотских переходов корабль показал хорошие мореходные качества и слаженную работу всех систем.

      К концу 2016 года на корабле выполнили программу государственных испытаний, за исключением одного пункта — стрельб зенитно ракетным комплексом «Штиль-1». Во время испытаний была выявлена нестабильная работа этого комплекса. В первом квартале 2017 года эту проблему решали изготовители ЗРК «Штиль-1» совместно со сдаточной командой корабля.

        1 апреля текущего года «Адмирал Макаров» перешёл с акватории завода в сдаточную базу в городе Балтийске. Сдаточная команда и экипаж корабля начали подготовку к очередному выходу в море для завершения государственных испытаний.

          Планируется, что «Адмирал Макаров» перейдет на Черноморский флот к постоянному месту дислокации в ноябре этого года после завершения всех этапов испытаний и подготовки материальной части к межфлотскому переходу с Балтийского в Черное море.

            Вхождение в состав ЧФ «Адмирала Макарова», оснащенного комплексом высокоточного ракетного оружия, позволит флоту еще более эффективно выполнять задачи в своей операционной зоне ответственности.

              Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого проекта долгое время вызывало неоднозначную реакцию. Ряд специалистов указывал на то, что заказ сразу двух типов кораблей — фрегатов проекта 22350 и СКР проекта 11356, противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации.

                Содержание разных типов кораблей оборачивается увеличением расходов на их содержание и ремонт. Это подтверждено мировой практикой. Но, судя по темпу строительства представителей проекта 22350, решение о постройке СКР проекта 11356 было верным. Тем более, что у российских заводов есть опыт их строительства: 6 кораблей было построено для Индии.

                  Следует обратить внимание и на то, что проект 11356 является глубокой модернизацией сторожевых кораблей проекта 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных кораблей проекта 11351 «Нерей».

                    Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков.

                      Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на июль 2017 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют три «Нерея».

                        СКР проекта 11356 унаследовали лучшие свойства своих предшественников. При этом на уровень выше стало вооружение и электронное оснащение.

                          Так же как и на «Нереях», на кораблях появилась взлётно-посадочная площадка для вертолёта Ка-27 и ангар. Существенно изменилась архитектура корпуса и надстройки, которая отвечает требованиям обеспечения малой заметности.

                            Если СКР проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — многоцелевые корабли. Они предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения.

                              Вооружение «Адмирала Макарова» включает в себя восемь ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса, универсальную автоматическую 100-мм артиллерийскую установку А-190, зенитный ракетный комплекс Штиль-1, две шестиствольные скорострельные 30-мм установки АК-630М. Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и РБУ-6000.

                                  Основу ударного вооружения сторожевого корабля данного проекта составляет вертикальная пусковая установка УКСК 3С14, предназначенная для хранения, транспортировки и запуска ракет семейства «Калибр», «Оникс».

                                    Противокорабельные ракеты «Оникс» способны поражать любые надводные цели на дальности до 500 км при исключительно высотной траектории полёта, до 300 км при комбинированной и до 120 км при полёте на малой высоте.

                                      Точная дальность полёта ракет семейства «Калибр» (в неэкспортном варианте) до сих пор никем официально не озвучена.

                                        По редким заявлениям, появлявшимся в СМИ, ракеты «Калибр» могут поражать надводные и наземные цели на дальностях в 375 км и 2600 км соответственно.

                                          Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.

                                            Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

                                              С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

                                                Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

                                                  Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М».

                                                    Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1» используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет).

                                                        Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.

                                                          Из противолодочного вооружения представлено 2 спаренных 533мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2 и одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000, предназначеная для борьбы с подводными лодками противника.

                                                            Зенитный артиллерийский комплекс АК-630 расположен по бортам у ангара.

                                                              Для выполнения разведывательных и других задач на корабле может находится противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31. Для этого «Адмирал Макаров» оборудован ангаром и взлётно-посадочной площадкой.

                                                                      Сторожевой корабль «Адмирал Макаров» проекта 11356 ВМС России

                                                                      Сторожевой корабль «Адмирал Макаров» (заводской номер 01359) является третьим в серии из шести кораблей проекта 11356 (шифр «Буревестник», по кодификации НАТО — Krivak V), которая строится на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» по двум контрактам, которые были подписаны с Министерством обороны РФ. Назван в честь вице-адмирала Степана Осиповича Макарова (27 декабря 1848 (08 января 1849), Николаев — 31 марта (13 апреля) 1904, близ Порт-Артура) — русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал с 20 августа 1896. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку.

                                                                      Головным кораблем серии является «Адмирал Григорович» (бортовой номер 745), 11 марта 2016 года прошла торжественная церемония подъема Военно-морского флага Россиии. Вторым — «Адмирал Эссен» (бортовой номер 751), 07 июня 2016 года прошла торжественная церемония подъема Военно-морского флага России.

                                                                      Сторожевой корабль «Адмирал Макаров» (бортовой номер 799) был заложен 29 февраля 2012 года на стапеле ССЗ «Янтарь» в Калининграде (заводской номер 01359). Спуск на воду состоится 02 сентября 2015 года. Спущен на воду 02 сентября 2015 года. 12 января 2016 года из Севастополя для прохождения курса специальной подготовки в учебном центре Военно-Морского Флота России в Санкт-Петербурге убыл экипаж корабля под командованием капитана 2 ранга Георгия Бреева, который укомплектован военнослужащими по контракту. По сообщению от 12 сентября до конца месяца должен завершить заводские ходовые испытания, по результатам которых будет принято решение о допуске корабля к государственным испытаниям. 07 октября начались государственные испытания. Сразу после новогодних и рождественских праздников 2017 года в морских полигонах Балтийского флота продолжатся государственные испытания. 01 апреля 2017 года перешёл с акватории завода в сдаточную базу в городе Балтийске. Сдаточная команда и экипаж корабля начали подготовку к очередному выходу в море для завершения государственных испытаний. По сообщению от 18 апреля поразил запущенную мишень зенитным ракетным комплексом «Штиль». По сообщению от 28 июня прибыл в Санкт-Петербург для участия в «Международном Военно-Морском Салоне» (МВМС-2017). 19 июля в рамках подготовки к Главному Военно-Морскому параду прибыл в Санкт-Петербург. По сообщению от 08 ноября экипаж корабля в ходе проведения завершающей фазы государственных испытаний в морских полигонах Балтийского флота выполнил зенитные ракетные стрельбы. 25 декабря на ПСЗ «Янтарь» подписан приёмопередаточный акт. Первый подъём флага ВМФ состоится 27 декабря в 11:00. 27 декабря состоялась церемония подъема Андреевского флага. Приказом главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Королева включен в состав соединения надводных кораблей Черноморского флота с базированием в Севастополе.

                                                                      По сообщению от 22 августа 2018 года во время транзитного прохождения пролива Ла-Манш его сопровождал противоминный корабль HMS «Hurworth» (M39) Королевского флота Великобритании. По сообщению от 04 октября завершил выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота в Средиземном море и взял курс к месту постоянного базирования – в город-герой Севастополь, куда впервые прибыл 05 октября. 06 ноября войдёт в состав сил постоянного соединения Военно-Морского Флота в Средиземном море. По сообщению от 28 декабря совершил деловой заход в порт Лимассол Республики Кипр, который продлится до 29 декабря. По сообщению от 15 января 2019 года экипаж сдал курсовую задачу К-1, которая является ежегодным начальным этапом в системе допуска экипажа корабля к выполнению задач по предназначению. По сообщению от 11 февраля совершил деловой заход в порт Лимасол (Кипр). По сообщению от 13 февраля завершил визит в порт Лимасол (Кипр). 05 марта прибыл в Севастополь.

                                                                      По сообщению от 10 сентября 2019 года в соответствии с планом боевой подготовки экипаж успешно провёл комплекс корабельных учений с выполнением боевых упражнений в акватории Чёрного моря. 23 сентября покинул Севастополь и взял курс на черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. 27 сентября прибыл в порт Керкира на греческом острове Корфу. Визит продлится до 02 октября. 28 ноября совершил деловой заход в порт Лимасол (Кипр). По сообщению от 23 декабря осуществляет прохождение черноморских проливов Дарданеллы и Босфор, направляясь в Севастополь.

                                                                      Добавить в закладки:

                                                                      Развитие отечественного флота в нынешних условиях невозможно представить без крупных океанских военных кораблей. Дальняя морская зона всегда была, есть и будет сферой интересов Российской Федерации. Флот всегда испытывает потребность в мощных и современных военных судах, способных не только демонстрировать Андреевский флаг на морях, но и в состоянии защищать экономические и политические интересы Российского Государства. Такими кораблями могут и должны будут стать фрегаты «адмиральской серии» проекта 11356.

                                                                      Создание новых сторожевиков: нужда или насущная потребность флота

                                                                      В российском Военно-Морском флоте с началом нового тысячелетия сложилась парадоксальная ситуация. Большинство военных судов на флоте было еще советской постройки. Для своего времени это были мощные и надежные корабли, однако к концу 90-х большая часть этого наследства была технически изношенной и морально устаревшей. Особенно негативно на состоянии корабельного состава отечественного ВМФ сказалась тяжелая экономическая ситуация в России после развала Советского Союза. Крупные боевые корабли, крейсера, большие противолодочные корабли и эсминцы десятками ржавели у причальной стенки. Флот не только терял драгоценные боевые единицы. Россия стремительно утрачивала позиции морской державы.

                                                                      Несколько сглаживало печальную ситуацию боеготовности флота, имеющиеся на тот момент в составе флота корабли проекта 1135М. «Буревестники» — сторожевики советской постройки являлись едва ли не самыми современными кораблями молодого российского флота. Спасало ситуацию с флотом, не только удовлетворительное техническое состояние кораблей этого типа. Количество судов, сданное в свое время флоту, позволяло военно-морскому командованию закрывать бреши и прогалины в оборонной морской стратегии.

                                                                      Несмотря на то, что задел прочности и технологический ресурс у кораблей проекта 1135М и 1135М1 был достаточно велик, время было безжалостным. На смену проверенным «Буревестникам» должен были прийти корабли нового поколения, которыми стали сторожевые корабли проекта 11356. Особенно остро нуждались в подобных кораблях старейшие флоты страны, Черноморский и Балтийский, где о новых кораблях уже и не помнили.

                                                                      Сторожевые корабли всегда были и есть одним из основных классов кораблей для отечественного флота. На Западе отечественные сторожевики причислены к классу фрегатов и корветов. Этому способствуют универсализм и многофункциональность кораблей этого класса. Современные корветы и фрегаты способны выполнять огромный объем боевых задач, тем более в современных условиях, когда имеются технические возможности установить на корабль практически любые средства вооружений.

                                                                      Проектирование сторожевиков нового поколения

                                                                      Решение о проектировании нового сторожевика для Российского ВМФ было принято в середине 90-х годов. Целесообразно было решено использовать богатый практический опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации кораблей проекта 1135 и в особенности проекта 1135.1. Технологически конструкция «Буревестников» давала широкие возможности осуществить постройку нового корабля путем глубокой модернизации.

                                                                      Помимо технологической и производственной документации, наработанной в ходе строительства «буревестников» и «инеев», для проектирования новых кораблей постарались использовать данные экспортной версии кораблей этого класса. В экспортном варианте проект получил индекс 11356. Эти фрегаты в количестве 6 единиц должны были быть построены для нужд индийских ВМС в 1999-2013 гг. Отечественный проект получил индекс 11356Р/М под шифром «Буревестник». По классификации НАТО новым российским кораблям еще на стадии строительства был присвоен шифр » Krivak V».

                                                                      В ходе создания проекта было взято все самое лучшее от кораблей предшественников. Если в плане основного конструктива корабли несли отпечаток прежних проектов, то комплекс вооружений и электронное оборудование кардинально изменились. Суда должны были стать универсальными, соответственно подбирались и средства вооружений. Проектированием корабля, который в техническом задании назывался сторожевой корабль II ранга, занялось Северное конструкторское бюро, расположенное в Санкт-Петербурге. Специалистам этого предприятия было не в диковинку строить подобные суда, к тому же неплохими темпами продвигалась программа строительства фрегатов типа «Тальвар» для Индии.

                                                                      Перед конструкторами поставили задачу создать корабль, технология строительства которого была бы идентична той, которая использовалась при выполнении иностранного заказа. Главным условием проекта было сохранение производственного цикла строительства судов, технологические и производственные мощности Калининградского судостроительного завода «Янтарь». Программа строительства новых сторожевых кораблей была ориентирована на оснащение Черноморского флота. По результатам анализа и изучения готового проекта Министерство Обороны РФ в 2010 году заключило контракт на постройку первых трех кораблей, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

                                                                      В этом же году в Калининграде на верфи ССЗ «Янтарь» было заложено головное судно — сторожевой корабль «Адмирал Григорович». Оценив масштабы и темпы строительства головного корабля, Минобороны в 2011 году поспешило заключить еще один контракт. Следующие три единицы должны были обновить корабельный состав Балтийского флота. Общая стоимость двух контрактов составила 40 млрд. рублей. Новые суда должны были вступить в строй на протяжении 2014-17 гг.

                                                                      Второй и третий корабль проекта 11356 — сторожевики «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — были заложены на калининградской верфи в 2011 и в 2012 годах. Первые два корабля – адмирала были спущены на воду под занавес 2014 года. Через два года, в марте и в июне оба корабля вступили в строй, став полноправными боевыми единицами Черноморского флота. Третий корабль первой серии фрегат «Адмирал Макаров» планируется передать в конце 2017 года.

                                                                      С началом украинско-российского военно-дипломатического кризиса, с отходом Крыма под юрисдикцию Российской федерации решено все шесть судов, построенных в рамках оборонных заказов, передать Черноморскому флоту. Участие России в разрешении сирийского кризиса только усилило эту позицию. Новые фрегаты должны усилить военно-морскую группировку российского ВМФ не только в акватории Черного моря, но и в Восточном Средиземноморье.

                                                                      Оставшиеся в рамках действующих контрактов три сторожевых корабля «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», спущены на воду и достраиваются на плаву. Ввод кораблей в состав флота запланирован на 2020 год.

                                                                      Недавно в российских СМИ просочилась информация, что будет продолжено строительство кораблей этого проекта. В дальнейшем новые фрегаты будут строиться для Тихоокеанского флота. Под этот заказ могут быть отданы мощности Амурского судостроительного завода в г. Комсомольске на Амуре, который в данный момент выполняет программу строительства корветов проекта 22380.

                                                                      Основные конструктивные особенности фрегатов проекта 11356

                                                                      Внешне похожие на своих предшественников новые отечественные сторожевики являются кораблями нового поколения. При беглом и поверхностном осмотре кораблей сразу бросается в глаза необычная конфигурация надстройки. В отличие от предыдущих проектов, на кораблях проекта 11356 частично реализована технология «Стелс». Корпус корабля, его обводы и материалы, из которых изготовлена надстройка судов, способствуют малой радиолокационной заметности корабля. Данная концепция сегодня нашла отражение практически во всех реализуемых проектах.

                                                                      В соответствии с требованиями, заложенными в техническом задании, корабль проекта 11356 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

                                                                      • водоизмещение составляет 3350 тонн;
                                                                      • максимальная длина корабля 124,8 м. при ширине корпуса 15,2 м.;
                                                                      • осадка составляет 7,5 м;
                                                                      • двигательная установка представлена газотурбинной установкой суммарной мощностью 46 тыс. л/с;
                                                                      • максимальная скорость хода 32 узла;
                                                                      • максимальная дальность на скорости 14 узлов составляет 4850 миль.

                                                                      Судя по ТТХ новые российские сторожевики – адмиралы представляют собой достаточно внушительные боевые корабли. Управлять таких хозяйством будет экипаж численностью 220 человек. Технические условия и конструкция корабля обеспечивают длительность автономного плавания в 30 суток. Помимо моряков на борту судна будет постоянно находиться подразделение морской пехоты и авиационно-пилотажная группа.

                                                                      В плане оценки проекта, стоит уделить внимание двигательной установке. Первые два корабля, которые успели сойти с калининградской верфи, оснащались газотурбинными установками украинского производства. С введением санкций поставка украинских двигателей в рамках проекта была приостановлена. Отсутствие аналогичных отечественных турбин привело к тому, что было приостановлено последующее строительство других судов, заложенных в рамках действующего контракта. Задача по разработке и созданию однотипной двигательной установки была поставлена подмосковному НПО «Сатурн», однако на данный момент работы в этом направлении продвигаются медленно.

                                                                      Ввиду этого затянулись сроки окончательного ввода в эксплуатацию готовых кораблей. Остальные суда будут достраиваться после того, как в распоряжение корабелов поступит новый газотурбинный двигатель отечественного производства.

                                                                      Что касается комплекса вооружений, то российские фрегаты в этом плане представлены достаточно мощно. Оба корабля, «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» оснащены ударными средствами вооружений, которые представлены пусковыми установками универсального ракетного комплекса «Калибр-НК». Боевые суда, оснащенные крылатыми ракетами «Калибр» могут поражать различные цели на воде и на суше, на расстоянии до 1500 км. Третий корабль серии «Адмирал Макаров» также будет оборудован под КРК «Калибр –НК».

                                                                      Тактическое вооружение представлено 100-мм артиллерийской установкой А-190, традиционный вид вооружений для всех отечественных корветов и фрегатов. За противолодочную и противовоздушную оборону корабля отвечают самые совершенные средства гидро- и радиолокации. Электронная система управления огнем вместе со станцией электронного радиолокационного слежения обеспечит обнаружение и уничтожение любого подводного корабля и воздушной цели.

                                                                      Для борьбы с подводными лодками и кораблями противника на судне имеется торпедные 522-мм аппараты, по два с каждого борта. Усилить огневую поддержку при борьбе с подводными целями должна установка РБУ-6000. В качестве эффективного средства противовоздушной обороны корабля используются стационарный ЗРК «Штиль-1», зенитная артиллерийско-ракетная установка «Пальма» и переносные ЗРК «Игла».

                                                                      Все корабли проекта имеют в арсенале поисково-спасательный вертолет Ка-27, для которого на борту судна оборудованы взлетно-посадочная площадка и крытый ангар.

                                                                      Проект 11356 сегодня

                                                                      Решение о начале строительства новых отечественных сторожевиков можно считать своевременным. Корабли проекта 11356 отвечают современным требованиям ведения морской войны, оснащены самыми совершенными средствами связи и радиолокационным оборудованием. Комплекс вооружений позволяет решать кораблям самые разнообразные тактические задачи, включая проведение ударных и оборонительных операций. Эксплуатация двух первых кораблей проекта «Адмирала Григоровича» и «Адмирала Эссена» указала на ряд существующих недостатков в конструкции судов. В ходе последующей доработки выявленные дефекты были устранены, внесены коррективы в конструкцию строящихся судов.

                                                                      Боевое патрулирование, которое осуществляли в недавнее время в Восточном Средиземноморье фрегаты ВМФ России «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» наглядно продемонстрировало высокие мореходные и тактико-технические характеристики кораблей этого класса.

                                                                      Шапкозакидательство и завет адмирала Макарова

                                                                      На калининградском АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в канун нового 2018 года – 27 декабря, что называется «под елочку», – состоялась церемония поднятия Андреевского флага на фрегате «Адмирал Макаров» проекта 11356Р/М разработки Северного проектно-конструкторского бюро (ПКБ). А двумя днями ранее был подписан приемопередаточный акт, то есть корабль был зачислен в состав ВМФ России – в 30-ю дивизию Черноморского флота.
                                                                      УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ОКЕАНСКОЙ ЗОНЫ
                                                                      «Адмирала Макарова» – третий фрегат в серии из шести единиц – заложили 29 февраля 2012 года. Его появление в составе ВМФ планировалось к концу 2015 года. Однако по разным причинам строительство корабля затянулось. В их числе можно назвать несвоевременные поставки оборудования, вооружения и иных комплектующих предприятиями-контрагентами, а также многочисленные перемены в руководстве самого калининградского завода. Фрегат спустили на воду только 2 сентября 2015 года. 29 июля 2016 года он вышел на заводские ходовые испытания, которые проходили довольно успешно. Так, в сентябре того же года «Адмирал Макаров» зенитным ракетным комплексом (ЗРК) «Штиль-1» в Балтийском море успешно поразил крылатую ракету-мишень, запущенную малым ракетным кораблем «Гейзер».

                                                                      В ноябре 2016 года «Адмирал Макаров» уже в рамках программы государственных испытаний в Баренцевом море завершил тестирование комплексов ракетного, зенитного и артиллерийского вооружения, в том числе выполнил успешную стрельбу многофункциональным ракетным комплексом «Калибр-НК» по береговой цели. Казалось, что корабль вот-вот пополнит флот. Но, вернувшись на Балтику, фрегат продолжил испытания ЗРК. В минувшем году они возобновились. И практически каждый раз сообщалось, что стрельбы выполнены успешно. Командование ВМФ объявляло, что «Адмирала Макарова» зачислят в состав флота в мае, потом в сентябре, затем в ноябре. Но случилось это, как мы знаем, лишь в конце декабря. Чем вызваны эти многочисленные переносы и задержки? Прежде чем ответить на данный вопрос, стоит ближе познакомиться с самим кораблем.

                                                                      «Адмирал Макаров» – корабль 2 ранга дальней морской и океанской зон. Он предназначен для ведения боевых действий против подводных лодок и надводных кораблей противника, нанесения ударов по береговым целям, отражения атак средств воздушного нападения, как самостоятельно, так и в составе соединений. Его полное водоизмещение – 4035 т, длина – 124,8 м, ширина – 15,2 м. Двухвальная газо-газотурбинная энергоустановка суммарной мощностью 56 000 л.с., состоящая из двух газотурбинных агрегатов М7Н1 производства украинского предприятия «Зоря – Машпроект», позволяет развивать 30-узловый полный ход. Дальность плавания на 14 узлах – 4850 миль. Экипаж состоит из 180 человек. Корабли могут дополнительно принять на борт до 20 морских пехотинцев.
                                                                      Главное оружие – 24 зенитные ракеты ЗРК «Штиль-1» в вертикальной пусковой установке сотового типа 3С90М, обеспечивающей круговую защиту корабля (сектор ведения огня – 360 градусов) и одновременный обстрел от 2 до 12 воздушных целей с высокой вероятностью их поражения, и 8 крылатых ракет многоцелевого комплекса «Калибр-НК». Вместо ракет «Калибр» класса «корабль–корабль» и «корабль–земля» или их части в пусковой установке 3С-14 могут размещаться сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс» или противолодочные ракеты 91Р. Не исключено, что в перспективе фрегаты проекта 11356Р/М получат гиперзвуковые ракеты «Циркон», которыми можно стрелять из все тех же пусковых установок 3С-14. Этот арсенал дополняют универсальная автоматическая артиллерийская установка А-190, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М, два двухтрубных противолодочных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-956 и бомбометная установка РБУ-6000, предназначенная для противоторпедной и противолодочной обороны. Ближе к корме – взлетно-посадочная площадка и ангар для противолодочного вертолета Ка-27ПЛ. Вместо него корабль может принимать штурмовой вертолет Ка-52 «Катран». Разнообразно электронное оснащение корабля. Имеются боевая информационно-управляющая система, РЛС разного назначения, гидроакустический комплекс (ГАК), средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Архитектурно фрегат выполнен с использованием технологий малой заметности.
                                                                      На первых двух кораблях серии – «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» – в составе зенитного ракетного комплекса «Штиль-1» используются зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М317М с дальностью поражения воздушных целей 2,5–50 км. А вот на «Адмирале Макарове» решили испытать новейшую модификацию этой зенитной ракеты – 9М317МФА с активной радиолокационной головкой самонаведения, что обеспечивает более высокую точность поражения целей, и увеличенной до 70 км дальностью стрельбы. Другими словами, «Адмирал Макаров» использовался в качестве опытового корабля. Этим-то обстоятельством и была вызвана годовая задержка передачи фрегата флоту.
                                                                      Очевидно, более эффективными ЗУР 9М317МФА будут переоснащены «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», которые отличились высокоточными ударами «Калибрами» по объектам террористов в сирийской кампании. Их получат и три последующих фрегата серии. Впрочем, их судьба до сих пор окончательно не определена, поскольку возникли проблемы с достройкой кораблей.

                                                                      В ЧЕМ ВЫГОДА?
                                                                      События, связанные с государственным переворотом в Киеве в 2014 году, возвращением Крыма в лоно России и гражданской войной на востоке Украины, привели к волне санкций западных государств против Москвы. К ним подключилась и Украина. В том числе были остановлены поставки газотурбинных агрегатов М7Н1, причем даже несмотря на то, что они были своевременно проплачены.
                                                                      Довольно быстро возник вопрос: что же делать с тремя недостроенными фрегатами проекта 11356Р/М? Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в состав которой входит и ПСЗ «Янтарь», приняла решение как можно быстрее избавиться от этого «актива». Тем паче что у «Янтаря» уже имелся печальный опыт содержания недостроенных корпусов сторожевого корабля «Туман» проекта 11540 и фрегата «Новик» проекта 12411. Судя по всему, такая позиция нашла понимание Министерства обороны. Взоры обратились в сторону Индии, военно-морские силы которой уже успешно эксплуатируют 6 фрегатов типа «Тальвар» проекта 11356, на базе которого, собственно, и был создан проект 11356Р/М для российского Военно-морского флота. Первая тройка этих фрегатов была построена на Балтийском заводе в Петербурге за 1 млрд долл., а вторая – на ПСЗ «Янтарь» за 1,6 млрд долл. Разница в цене объясняется не только постепенной девальвацией американской валюты, но и тем, что вторая подсерия несколько отличается от первой составом вооружения.
                                                                      20–22 сентября 2015 года Калининград посетила делегация индийских бизнесменов во главе с послом этой страны в России Пунди Шринивасан Рагхаваном. После посещения «Янтаря» он сообщил, что индийские власти имеют намерение выкупить три корабля, которые строятся в Калининграде, и заявил: «Мы должны найти способ, как поставить эти фрегаты ВМС Индии, и мы обязательно это сделаем всеми возможными способами». В свою очередь, президент ОСК Алексей Рахманов подчеркнул: «Мы настолько открыто относимся ко всем проектам развития военно-технического сотрудничества, что если у Индии есть такой интерес, то мы с радостью с ними поработаем».
                                                                      В декабре 2015 года во время визита в Россию премьер-министра Индии Нарендры Моди ожидалось подписание соответствующего контракта. Но не сложилось. Похоже, не сошлись в цене. Москва просила более 3 млрд долл. Дели же, учитывая сложное положение ОСК, хотел купить корабли по цене чуть выше стоимости металлолома.
                                                                      У каждой стороны были весомые резоны. Во-первых, проект требовал серьезной переработки. И не только потому, что на российских кораблях используется ряд систем, которые на экспорт не поставляются, а потому, что индийская сторона в соответствии с девизом Make in India («Делай в Индии») потребовала внедрить как можно больше вооружения и оборудования, изготовленных на индийских предприятиях. «Фрегаты будут оснащены индийским оборудованием, – сказал тогдашний министр обороны Индии Манохар Паррикар. – Это версия фрегатов со стелс-технологиями, и мы можем принять участие в проектных работах». Кстати, конвертация «индийского» проекта 11356 в российский 11356Р/М тоже в свое время потребовала немало времени и средств. Во-вторых, Дели хотел достроить фрегаты на своих верфях. То есть их надо было доставить в Южную Азию через несколько морей и два океана. Но прежде соответствующую верфь еще надо было найти, а потом модернизировать ее для завершения сборки кораблей. А это все деньги. И немалые.
                                                                      С другой стороны, фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» до недавних пор были единственными новыми боевыми кораблями океанской зоны в российском флоте. Их эксплуатируют, как говорится, и в хвост и в гриву, гоняя то парой, то по отдельности в Средиземное море. И высока вероятность того, что их просто загонят, как лошадь. Такое уже случилось со сторожевым кораблем «Неустрашимый» и большим противолодочным кораблем «Адмирал Чабаненко». В результате нещадной эксплуатации у них полетели газотурбинные агрегаты, изготовленные украинским предприятием «Зоря – Машпроект». Теперь они в ремонте, и неизвестно, когда из него выйдут. Вот почему потребность в кораблях проекта 11356Р/М чрезвычайно высока. Поступление в состав ВМФ «Адмирала Макарова» было воспринято с воодушевлением. Однако и трех таких фрегатов явно недостаточно для нормального функционирования Средиземноморской оперативно-тактической эскадры ВМФ РФ.
                                                                      Необходимость же затратной сделки по приобретению кораблей проекта 11356Р/М для ВМС Индии дискуссионна. В соответствии с реализацией принципа Make in India в этой стране уже построены три фрегата проекта 17. Они являются дальнейшим развитием «Тальваров», но имеют большее водоизмещение и оснащены не украинскими, а более надежными газовыми турбинами LM2500+ американской корпорации «Дженерал Электрик». При этом по цене они получились даже дешевле второй тройки фрегатов проекта 11356 (360 млн долл. за единицу). Теперь на очереди реализация при техническом содействии итальянской фирмы «Финкантьери» более совершенного проекта 17А длиной 149 м и полным водоизмещением 6670 т. Эти фрегаты лаконичной стелсовской архитектуры будут оснащены самыми продвинутыми средствами обнаружения противника и вооружены российско-индийскими крылатыми ракетами «Брамос» класса «корабль–корабль» и «корабль–земля», ЗУР «Барак-8» (LR-SAM) израильской разработки и израильско-индийского производства с дальностью поражения целей от 0,5 до 90 км, а также 127-мм артиллерийской установкой, противолодочными торпедными аппаратами и двумя вертолетами.
                                                                      То есть изначально ни Россия, ни Индия не получили бы выгоды от новой фрегатной сделки. Ее с полным на то основанием можно назвать взаимоневыгодной. Более того, в отношении ВМФ РФ, а значит, и Российской Федерации она стала бы актом предательства национальных интересов.
                                                                      Однако переговоры продолжались. «Вопрос передачи и перепродажи тройки (фрегатов – А.М.) является самым высоким приоритетом того, что мы сейчас делаем, – заявил в марте 2016 года на встрече с коллективом ПСЗ «Янтарь» Алексей Рахманов. – Такое количество «ритуальных танцев» мы совершили вокруг министра обороны Индийской Республики, что, в общем и целом, решение о том, что эти корабли им нужны, – оно есть. И с учетом того, что завод заплатил за уже построенное у нас и кроме передачи заказчику нет других вариантов».
                                                                      «В общих чертах планы таковы: два фрегата мы достраиваем для них сами, – разъяснил в апреле 2016 года начальник отдела маркетинга ПСЗ «Янтарь» Илья Пантелеев, – плюс передаем один корпус с высокой степенью насыщения, еще один корабль будет полностью строиться на индийской верфи под нашим техническим наблюдением». Как сообщили индийские СМИ, в Дели приняли решение закупить газотурбинные двигатели непосредственно на Украине. Для «Зори – Машпроекта» это была бы прямая выгода. Да еще какая! Ведь сначала это предприятие получило деньги от России и второй раз получит за то же самое от Индии.

                                                                      По результатам встречи президента Владимира Путина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в Гоа 15 октября 2016 года было подписано межправительственное соглашение о строительстве фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии. Но, как вскоре выяснилось, это был не твердый контракт, а нечто вроде протокола о намерениях. И опять потянулись переговоры. Но стороны по-прежнему никак не могли договориться о стоимости сделки.
                                                                      ЗИГЗАГИ МАРКЕТИНГА
                                                                      В канун санкт-петербургского Международного военно-морского салона прошлого года Алексей Рахманов вдруг сообщил сенсационную новость о том, что окончательная сборка фрегатов «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» проекта 11356Р/М будет все-таки осуществлена для ВМФ РФ по откорректированному проекту с оснащением отечественными ГТУ производства НПО «Сатурн». Эту информацию на МВМС-2017 подтвердил и заместитель главкома ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.
                                                                      На кораблях предусматривается размещение всережимной главной энергетической установкой в составе двух газотурбинных агрегатов, каждый из которых будет состоять из двух газотурбинных двигателей М70ФРУ максимальной мощностью по 14 000 л.с. каждый. То есть суммарная мощность ГЭУ составит 56 000 л.с. Казалось бы, здравый смысл возобладал!
                                                                      Но оказалось, что радоваться преждевременно. Заявления о достройке фрегатов для ВМФ РФ были своеобразным маркетинговым шагом, а точнее, зигзагом. Расчет делался на то, что под влиянием информации о «переводе стрелок» по кораблям проекта 11356Р/М на российского заказчика в Дели дрогнут и пойдут на уступки Москве. Но очевидно, наши «маркетологи» забыли, что индийцы начали заниматься торговлей за несколько тысячелетий до того, как появились первые славянские племена. И обыграть их на этом поле чрезвычайно трудно.
                                                                      Переговоры вяло продолжались. Но без результата – до тех пор, пока не стало известно о начале строительства головного фрегата проекта 17А на верфи «Мазагон Док». Его официальная закладка состоялась 28 декабря прошлого года. Всего планируется построить 7 таких кораблей, в том числе 3 на верфи «Гарден Рич Шипбилдерс энд Инжинирс». Но фрегаты эти весьма недешевы. Каждый из них обойдется примерно в 1 млрд долл. И похоже, правительство Индии использовало переговоры с Россией для давления на отечественных производителей, дабы те несколько сбросили цены на свою продукцию.
                                                                      В результате, как поведал агентству «Интерфакс» в конце минувшего года генеральный директор ПСЗ «Янтарь» Эдуард Ефимов, «на сегодня контракт «Янтаря» с Минобороны продолжает действовать, однако строительство «адмиральской» серии приостановлено в ожидании двигателей российского производства либо какого-нибудь иного решения заказчика».
                                                                      И О ДЕЛАХ ДОМАШНИХ
                                                                      Минувший год оказался не просто неудачным, а провальным для российского кораблестроения. В строй вошло всего два (!) боевых корабля: фрегат «Адмирал Макаров» и корвет «Совершенный», который, как мы знаем, не доукомплектован вооружением (см. «Ждет ли нас новая Цусима», «НВО» от 22.12.17). Еще флот пополнился 8 боевыми катерами специального назначения проекта 03160 «Раптор» и противодиверсионными проекта 21980 «Грачонок» водоизмещением от 23 до 140 т. К ним еще можно присовокупить 6 10-тонных десантно-штурмовых лодок проекта 02800. Совсем негусто.

                                                                      Не впечатляют и поставки флоту вспомогательных судов. Единственное своевременное пополнение в соответствии с контрактными обязательствами – вспомогательный ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Спасательные буксиры «Полярный конвой» (СБ-736) и СБ-737 проекта 02980, а также спасательно-буксирное судно СБ-739 проекта 22870 перешли из программы 2016 года. Остальные 9 так называемых судов обеспечения – небольшие рейдовые буксиры и водолазные катера.
                                                                      В строй не вошли большой десантный корабль «Иван Грен», строящийся 14-й год (!), фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков», который 1 февраля отметит 12-й год со дня закладки, судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120, заложенное в ноябре 2012 года с контрактным обязательством передачи флоту до 25 ноября 2014 года. К сожалению, этот перечень можно продолжать и продолжать. Между тем 18 декабря прошлого года президент ОСК Алексей Рахманов заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы»: «В этом году по нашей линии мы скорее всего не успеем сдать один корабль, точнее, одно судно, которое мы строим для Военно-морского флота. На сегодняшний день сдано четыре (очевидно, корабля. – А.М.), еще будет сдано два и два останутся «в долгах». Вы что-нибудь поняли?
                                                                      Все это – следствие обычного шапкозакидательства со стороны руководителей судостроительной отрасли и отсутствия должного контроля и умелого управления со стороны соответствующих подразделений Министерства обороны РФ. Адмирал Степан Макаров – выдающийся теоретик военно-морского строительства и практик военно-морского искусства, в честь которого назван фрегат, вступивший недавно в боевой состав ВМФ, не уставал напоминать своим подчиненным латинскую мудрость: Si vis pacem, para bellum – «Если вы хотите мира, готовьтесь к войне». Этот завет ныне захлебывается в море речей, бравурных маршей и парадных шоу.

                                                                      Два фрегата Черноморского флота идут к берегам Сирии

                                                                      Фрегаты Черноморского флота «Адмирал Макаров» и «Адмирал Григорович» с крылатыми ракетами «Калибр-НК» проходят через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Они следуют из Севастополя в дальнюю морскую зону, где войдут в состав сил постоянной группировки ВМФ в Средиземном море, передает «Интерфакс» со ссылкой на официального представителя ЧФ Алексея Рулева.

                                                                      Реклама

                                                                      Он рассказал, что при переходе экипажи обоих кораблей провели учения на полигонах боевой подготовки флота в Черном море.

                                                                      Как напомнил Рулев, третий фрегат ЧФ этой серии — «Адмирал Эссен» — выполняет задачи в Средиземном море уже с декабря 2019 года.

                                                                      Корабли Черноморского флота относятся к новой серии фрегатов проекта 11356Р/М (также используется обозначение 11357). Эти многоцелевые фрегаты-сторожевики дальней морской зоны предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок и наземных объектов противника. Они также используются для дозорной службы, патрулирования и охраны морских коммуникаций.

                                                                      На борту фрегатов — восемь пусковых установок ракетного комплекса «Калибр-НК».

                                                                      Сегодня «Калибр» считается одним из самых эффективных средств поражения, находящихся на вооружении кораблей и подлодок российского ВМФ.

                                                                      Это оружие широко применяется в Сирии в рамках российской военной операции. В арабской республике они доказали свои высокие тактико-технические характеристики.

                                                                      Кроме того, на вооружении кораблей этого проекта есть зенитные ракетные и артиллерийские комплексы «Штиль-1», АК-630М, универсальные артиллерийские установки А-190 калибра 100 мм, торпедные аппараты и реактивная бомбометная установка РБУ-6000. На фрегате есть взлетно-посадочная площадка и ангар для противолодочного вертолета (Ка-27 или Ка-31).

                                                                      «Адмирал Григорович» и «Адмирал Макаров» вместе с другими кораблями Черноморского флота 9 января принимали участие в совместных учениях ЧФ и Северного флота в Севастополе. Всего в маневрах участвовали более 30 кораблей, подводная лодка Черноморского флота и свыше 40 летательных аппаратов российских ВКС.

                                                                      В ходе тренировок были выполнены пуски крылатых ракет «Калибр». Их запускали экипажи «Адмирала Григоровича», «Орехово-Зуево» и «Колпино» из надводного и подводного положений.

                                                                      Фрегаты «Адмирал Макаров» и «Адмирал Григорович» ранее неоднократно участвовали в российской операции против террористов у берегов САР.

                                                                      Теперь они направляются туда на фоне обострившейся обстановки в зоне деэскалации в провинции Идлиб.

                                                                      В результате ударов сирийских ВВС по этому региону, которые были нанесены 27 февраля, погибли 33 турецких военнослужащих. После случившегося турецкие военные в ночь на 28 февраля ответили ударами с воздуха и с земли по позициям сирийских правительственных сил. Как передавал телеканал «России-24», помимо этого, турецкие военные подразделения еще 27 февраля обстреляли позиции армии сирийского правительства и российские самолеты в Идлибе.

                                                                      В связи с тем, что турецкая армия понесла серьезные человеческие потери, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел экстренное совещание по вопросам безопасности, передавало агентство Anadolu. Оно состоялось в президентском дворце в Анкаре под председательством Эрдогана. На нем присутствовали главы силовых ведомств и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. После него и было принято решение об ответной атаке сирийских позиций.

                                                                      На заседании парламентской фракции правящей партии 26 февраля Эрдоган заявил, что Анкара не собирается идти на уступки по Идлибу и намерена продолжать наращивание своего военного присутствия в сирийской провинции.

                                                                      «Сторонники (президента Сирии — «Газета.Ru») Башара Асада обязательно должны отступить за линию соприкосновения, определенную сочинскими договоренностями. Время, отведенное Асаду, истекает», — напомнил турецкий лидер.

                                                                      До этого Эрдоган требовал от сил Асада отойти за линию Идлибской зоны деэскалации. В противном случае он обещал оттеснить сирийские войска.