Адмирал Лазарев крейсер

Адмирал Лазарев (1981)

«Фрунзе»

«Фрунзе» Служба


СССР

РФ

Исторические данные

26 июля 1978 года Заложен

26 мая 1981 года Спущен на воду

30 сентября 1983 года Выход на испытания

31 октября 1984 года Введен в строй

1999 год Выведен из боевого состава

Общие данные

24 300 / 26 396 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)

250,1 / 28,5 / 10,33 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ top 0 1 0 реал 1 док Экипаж

728 чел. Общая численность

97 чел. Офицеры

Бронирование

/ 100-70 мм. Пояс/борт

70-75 мм. Палуба

100 мм. Боевая рубка

Вооружение

Главный ударный комплекс

  • 20 х 1 — ПУ ПКРК 3К45 «Гранит».

Зенитное вооружение

  • 12 х 1 — ПУ ЗРК 3М41 С-300Ф «Форт»;
  • 2 х 2 — ПУ ЗРК 4К33 «Оса-МА».

Артиллерийское вооружение

  • 1 x 2 — 130-мм АУ АК-130;
  • 8 x 6 — 30-мм АУ АК-630М;
  • 2 х 7 — 55-мм гранатомёт МРГ-1 «Огонёк»;
  • 2 х 1 — 45 мм орудий 21КМ.

Минно-торпедное вооружение

  • РПК-6М «Водопад-НК»;
  • 1 х 12 — РБУ-6000 «Смерч-2»;
  • 2 х 6 — РБУ-1000 «Смерч-3»;
  • 2 х 5 — 533-мм ТА ПТА-53-1144.

Авиагруппа

  • 2-3 вертолёта Ка-27 или Ка-25.

Однотипные корабли«Фрунзе» — тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) ВМФ СССР и ВМФ РФ проекта 11442. Был включён в состав Тихоокеанского флота 31 октября 1984 года, и осенью 1985 года завершил межфлотский переход на Дальний Восток. 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Лазарев». Из-за резкого сокращения оборонных расходов в 1990-х годах корабль фактически утратил боеспособность, вследствие чего был выведен из боевого состава флота и законсервирован в бухте Абрек. Дальнейшая судьба крейсера до сих пор не определена.

Общие сведения

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» стал вторым кораблём своего типа, достроенным с некоторыми усовершенствованиями относительно головного крейсера. По классификации НАТО эти корабли обозначаются как «линейные крейсера класса Киров» (англ. Kirov-class battlecruiser), что подчёркивает их исключительные размеры, высокую боевую устойчивость и мощнейшее вооружение. Появление даже одного такого корабля на любом морском театре способно существенно изменить соотношение сил. Высокая автономность атомного корабля в сочетании с отличной мореходностью и широким спектром оборонительного и наступательного вооружения сделали его крайне полезным для усиления Тихоокеанского флота СССР, для которого этот крейсер предназначался.

После раздела СССР содержание подобных кораблей стало слишком дорогим для постоянно сокращающегося флота РФ; немногие поступающие средства были направлены на достройку и поддержание в строю последнего корабля серии — «Петра Великого», тем временем три его систершипа пришли в негодность. В 1999 году переименованный в «Адмирала Лазарева» крейсер даже начали готовить к утилизации, однако в конце концов флоту удалось изыскать средства на содержание корабля хотя бы в законсервированном виде. Дальнейшая судьба тихоокеанского атомного крейсера остаётся неопределённой вплоть до настоящего времени: рассматривается как перспектива восстановления «Адмирала Лазарева» с частичной модернизацией, так и возможность утилизировать его.

Постройка и испытания

Крейсер «Фрунзе» во время достройки на плаву, 1982 год

27 июля 1978 года на Балтийском заводе в городе Ленинграде был заложен второй корабль проекта 1144 — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе». Во время строительства кораблю был присвоен заводской №801.

Спуск «Фрунзе» на воду состоялся 26 мая 1981 года.

17 июня 1983 года на корабль заселился экипаж, сформированный на базе 10-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота.

30 сентября 1983 года законченный постройкой крейсер «Фрунзе» вышел с завода, приступая к ходовым испытаниям.

С 26 августа по 2 сентября 1984 года «Фрунзе» совершил переход из Кронштадта в Североморск для завершения испытаний со стрельбой бортовым оружием. На переходе было пройдено 2692 мили.

В октябре 1984 года проводились испытания главного ударного комплекса боевой стрельбой: 3 октября выполнили один пуск КР «Гранит» из ПУ №6 и 5 октября два пуска крылатых ракет из пусковой установки №7.

31 октября 1984 года был подписан приёмный акт, которым Балтийский завод передал флоту новый тяжёлый атомный ракетный крейсер, а 7 декабря 1984 года его официально зачислили в боевой состав приказом Главкома ВМФ.

Особенности конструкции

В целом тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» повторял по конструкции головной корабль проекта 1144, но с рядом важных усовершенствований по вооружению и оборудованию. Следует отметить, что головной «Киров» ещё находился на стапеле, когда для следующего крейсера был разработан усовершенствованный проект 11442. В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие корабли этого типа строить по улучшенному проекту, но на практике, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, этого не вышло. При постройке трёх последних крейсеров серии для каждого из них пришлось индивидуально корректировать проект 11442, чтобы учесть, какие из намеченных систем уже готовы к установке, а какие возможно будет установить лишь в будущем при ремонте с модернизацией корабля.

Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

В результате получилось, что к техническому проекту 11442 оказался наиболее близок последний корабль серии — «Пётр Великий». Однотипные «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения заняли промежуточное положение между головным «Кировым» и заключительным «Петром Великим».

В частности, «Фрунзе» отличается от головного корабля установкой новой универсальной артиллерии в виде одной двухорудийной 130-мм башни АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм. Кормовые батареи шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 были перенесены на надстройку крейсера, поскольку их место по сторонам от вертолётной площадки должны были занять подпалубные установки ЗРК «Кинжал». Ввиду того, что за свою недолгую службу в ВМФ СССР крейсер не успел пройти модернизацию, «Кинжалы» на «Фрунзе» так и не появились, хотя помещения для этих ЗРК в конструкции зарезервировали.

ТАРКР «Фрунзе», 1986 год. Заметны отличия от головного корабля: 130-мм универсальные орудия и перенесённые на надстройку 6-ствольные автоматы АК-630

Помимо изменений в универсальной и зенитной артиллерии, в проекте нового крейсера отказались от носовой ПУ противолодочного комплекса «Метель»: заменивший его комплекс «Водопад» не требовал отдельной пусковой установки, поскольку его более компактные ракето-торпеды заряжаются в стандартные торпедные аппараты.

Радиотехническое вооружение крейсера было также существенно обновлено по сравнению с головным «Кировым» и включало в себя:

  • РЛК МР-800 «Флаг» в составе РЛС МР-600 «Восход» и РЛС МР-700 «Фрегат»;
  • 2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;
  • ГАК МГК-355 «Полином»;
  • комплексы РЭБ МП-503 «Кантата-М», МП-407 «Старт-2», ПК-2М;
  • БИУС «Лесоруб-44»;
  • МКРЦ «Коралл-БН».

История службы

«Фрунзе» на переходе, 1985 год. Видна большая часть вооружения: на полубаке бомбомёт РБУ-6000, далее ряды прямоугольных крышек в палубе — ПУ ЗРК «Форт», ближе к надстройке крышки шахт КР «Гранит», по сторонам от них 2 пары 30-мм башенок АК-630М, за ними на возвышении по правому борту круглая крышка ПУ ЗРК «Оса-МА»

После завершения испытаний в октябре 1984 года крейсер «Фрунзе» был принят флотом, но первый подъём Военно-морского флага на нём отложили до 2 февраля 1985 года: торжественное событие приурочили к столетию со дня рождения Михаила Васильевича Фрунзе, имя которого получил корабль. С тех пор этот день каждый год отмечается на крейсере как корабельный праздник (День корабля).

8 апреля 1985 атомный крейсер выполнил стрельбу главным ударным комплексом, запустив одну крылатую ракету «Гранит» из пусковой установки номер 11.

21 августа 1985 года ТАРКР «Фрунзе» в сопровождении эсминца «Осмотрительный» и БПК «Адмирал Спиридонов» вышел на межфлотский переход во Владивосток на Тихом океане. До района передачи сопровождения отряду кораблей КТОФ – мыса Финистерре — соединение сопровождал также БПК «Адмирал Нахимов» из состава Северного флота. Старшим на переходе был первый заместитель командующего КСФ вице-адмирал В. С. Кругляков. «Осмотрительный» и «Адмирал Спиридонов» сопровождали ТАРКР «Фрунзе» до острова Сокотра в Индийском океане, далее крейсер продолжил переход самостоятельно.

За время перехода атомный крейсер произвёл деловые заходы в порты Луанда (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Аден (Народно-Демократическая Республика Йемен) и Камрань (Вьетнам). 22 ноября 1985 года «Фрунзе» завершил свой переход, прибыв к месту постоянного базирования в залив Стрелок.

Атомный крейсер «Фрунзе» в море, 6 марта 1986 года

В следующем, 1986 году, тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» выходил на боевую службу в северную часть Тихого океана (восточнее Курильских и Японских островов) для слежения за корабельными авианосными группами США. Этот поход начался 21 марта 1986 года и завершился 25 апреля 1986 года. Во время боевой службы атомный крейсер взаимодействовал с ТАКР «Новороссийск» и БПК «Ташкент», а общее руководство осуществлял командир 10-й оперативной эскадры вице-адмирал Р. Л. Дымов.

12 сентября 1987 года «Фрунзе» выполнил практическую стрельбу главным комплексом, выпустив противокорабельную крылатую ракету «Гранит» из пусковой установки №1.

В 1988 году крейсер дважды проводил стрельбы главным ударным комплексом: 4 июня — одной ракетой из ПУ №3 и 11 октября — двумя ракетами из пусковых установок № 5 и 10.

Всего за время активной службы с 1984 по 1991 год крейсером «Фрунзе» было пройдено 67689 миль.

ТАРКР «Фрунзе» в походе, 4 мая 1989 года

22 апреля 1992 года крейсер был переименован в «Адмирал Лазарев». На протяжении 1990-х годов из-за нехватки финансирования переименованный крейсер практически всё время отстаивался у пирса, постепенно утрачивая боеспособность.

В 1999 году ТАРКР «Адмирал Лазарев» был выведен из боевого состава флота в резерв второй категории, после чего законсервирован. Небоеспособный крейсер оставлен у места своего прежнего базирования — пришвартованным к седьмому пирсу в посёлке Фокино под городом Находка (в бухте Абрек залива Стрелок). 6 декабря 2002 года в одном из нежилых кубриков крейсера вспыхнул пожар, который удалось потушить только спустя четыре часа.

С 22 июля 2004 по 9 сентября 2005 года на судоремонтном заводе «Звезда» в посёлке Большой Камень с корабля были выгружены активные зоны реакторов, после чего «Адмирала Лазарева» отбуксировали обратно к месту стоянки.

В 2007 году с крейсера было демонтировано вооружение, а с 1 июня 2008 года его экипаж был сокращен и переименован из «экипажа ТАРКР „Адмирал Лазарев“» просто в «137-й экипаж».

Разоружённый ТАРКР «Адмирал Лазарев» на стоянке после докового ремонта, 7 апреля 2015 года

За весь период с 1992 по 2008 год крейсером «Адмирал Лазарев» было преодолено 138 миль (преимущественно на буксире).

В первой половине 2009 года специальная комиссия произвела ревизию фактического состояния корабля, и было принято решение о рассмотрении вопроса по проведению ремонта и восстановления крейсера на заводе-изготовителе.

К лету 2014 года ТАРКР «Адмирал Лазарев» отбуксировали на 30-й судоремонтный завод (СРЗ) в посёлке Дунай залива Стрелок, где корабль был поставлен в док для проведения ремонта. 17 декабря 2014 года доковый ремонт был завершён, и крейсер вернули к прежнему месту стоянки. Согласно официальному сообщению, этот ремонт выполняли с целью обеспечения непотопляемости корабля, для продления его отстоя в законсервированном состоянии.

К настоящему времени окончательного решения о дальнейшей судьбе крейсера «Адмирал Лазарев» не принято. Не исключается как утилизация, так и восстановление корабля с частичной модернизацией по сокращённому проекту 11442М. В случае модернизации даже по сокращённому проекту флот мог бы получить ещё один сравнительно нестарый атомный крейсер, имеющий значительную часть боевых возможностей перестраиваемого сейчас в Северодвинске однотипного ТАРКР «Адмирал Нахимов».

За время службы крейсер нёс следующие бортовые номера:

Командиры

За время службы атомным крейсером «Фрунзе»/»Адмирал Лазарев» командовали:

Даты Звание Командир Фотография
12 июня 1981 — 23 июля 1987 капитан 1 ранга Здесенко Евгений Григорьевич
23 июля 1987 — 30 января 1990 капитан 2 (1) ранга Щербаков Михаил Алексеевич
30 января 1990 — 18 июня 1991 капитан 2 ранга Овчинников Николай Алексеевич
18 июня 1991 — 16 июня 1993 капитан 1 ранга Добрышев Евгений Николаевич
16 июня 1993 — 9 марта 1997 капитан 1 ранга Вороков Виктор Патович
9 марта 1997 — 19 февраля 2002 капитан 1 ранга Янча Сергей Петрович
19 февраля 2002 — 15 августа 2004 капитан 1 ранга Стуканев Евгений Игоревич
15 августа 2004 — 1 июня 2008 капитан 1 ранга Гранин Андрей Викторович
1 июня 2008 — н/д капитан 2 ранга Николаев Николай Николаевич
н/д н/д Шваров Владимир
2013 — по наст. вр. капитан 2 ранга Висмантас Йонас

С июня 2008 года экипаж разоружённого и стоящего на консервации корабля был сокращён до 60 человек (в том числе 10 офицеров) и переименован в 137-й экипаж, соответственно командир крейсера, начиная с капитана 2 ранга Николая Николаева, имеет официальную должность «командир 137-го экипажа», а не «командир корабля».

См. также

  • Ракетные крейсера типа «Слава» проекта 1164
  • Тяжёлые атомные ракетные крейсера типа «Киров» проекта 1144
  • ТАРКР «Киров» проекта 1144 (1977)
  • ТАРКР «Калинин» проекта 11442 (1986)
  • ТАРКР «Пётр Великий» проекта 11442 (1989)

Примечания

  1. При использовании резервной ЭУ на обычном топливе.
  2. Данные о численности экипажа в разных источниках разнятся, встречается цифра как меньшая (610 или 635), так и большая (например, 759 человек). Численность экипажа ТАРКР «Фрунзе» в 728 человек взята из работы Александрова-Апалькова.
  3. 21КМ — салютные пушки.
  4. Ракето-торпеды комплекса «Водопад» запускаются из стандартных 533-мм торпедных аппаратов, не нуждаясь в отдельных пусковых установках.
  5. В честь лёгкого крейсера «Фрунзе» Черноморского флота — а тот, в свою очередь, был назван в честь советского военачальника Михаила Васильевича Фрунзе (1885-1925), народного комиссара по военным и морским делам СССР.
  6. В честь русского флотоводца и мореплавателя XIX века, открывателя континента Антарктида адмирала Михаила Петровича Лазарева (1788-1851). С датой переименования крейсера есть расхождения: часть источников утверждает, что это произошло 27 мая 1992 года.
  7. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы крейсера. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности (если звание менялось в этот период, новое приводится в скобках).

Литература и источники информации

Литература

  • Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.
  • Павлов А. С. Атомные крейсера типа «Киров». — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. — 40 с.
  • Петровичева Р. Ф. (составитель) Городской хронограф — 2010. Календарь знаменательных и памятных дат г. Фокино. — Фокино: Централизованная библиотечная система ЗАТО г. Фокино, 2010. — 178 с.

Ссылки

  • Страница о ТАРКР типа «Киров» на military.tomsk.ru
  • Фотографии ТАРКР «Фрунзе» на navsource.narod.ru
  • Подборка фотографий ТАРКР «Адмирал Лазарев» в блоге Олега Кулешова
  • Сообщение о встрече 30-летнего юбилея корабля экипажем ТАРКР «Фрунзе»/»Адмирал Лазарев» в 2015 году

Галерея изображений

  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» в межфлотском переходе, 1985 год

  • Атомный крейсер «Фрунзе» в Индийском океане во время перехода во Владивосток, октябрь 1985 года

  • ТАРКР «Фрунзе» в Индийском океане во время перехода во Владивосток, октябрь 1985 года

  • ТАРКР «Фрунзе» в Индийском океане во время перехода во Владивосток, октябрь 1985 года

  • ТАРКР «Фрунзе» в Индийском океане во время перехода во Владивосток, октябрь 1985 года

  • Атомный крейсер «Фрунзе» в походе, 1987 год

  • ТАРКР «Фрунзе» в морском походе, 1989 год

  • ТАРКР «Фрунзе» у 7-го пирса бухты Абрек, 1987-1988 год

  • «Адмирал Лазарев» во время разоружения на стоянке у 7-го пирса бухты Абрек, осень 2007 года

  • Разоружённый «Адмирал Лазарев» на стоянке, июль 2013 года

  • Экипаж «Адмирала Лазарева» в доке ПД-41 на фоне своего корабля после проведённого ремонта, 2014 год

Видео

Репортаж о праздновании 30-летия подъёма флага на ТАРКР «Адмирал Лазарев», 2015 год

На Тихоокеанском флоте произошло многозначительное событие, никем, кажется, особенно не замеченное. Выведенный из боевого состава ВМФ России еще в 1999 году и с тех пор законсервированный тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Лазарев» (до 1992 года — «Фрунзе») прошел доковый ремонт на 30-м судоремонтном заводе. Впервые за почти два десятилетия.

Почему об этом стоит поговорить? Дело в том, что долгие годы постсоветская судьба «Адмирала Лазарева» виделась весьма печальной. Второй из серии крейсеров проекта 1144.2 «Орлан», он был спущен на воду на Балтийском заводе в Ленинграде в 1980 году. В строй вступил в 1984-м. На следующий год прибыл на Тихоокеанский флот, совершив переход через Атлантику и Индийский океан. Однако заниматься своим прямым делом -противостоять угрозам со стороны американских авианосцев — «Адмиралу Лазареву» пришлось очень недолго для корабля такого класса и такой стоимости.

В 1999 году он был выведен из боевого состава ТОФа. Тогда же, казалось, кораблю подписали смертный приговор: денег на ремонт не было, поэтому в Москве решено было атомный крейсер готовить к утилизации. Для этого его поставили в отстой в бухту Абрек залива Стрелок в районе поселка Шкотово. Но даже в те российские политические сумерки в верхах нашлись люди, которые решили бороться за ТАРКР. Они победили наполовину. То есть, резать крейсер не стали, но в 2004—2005 годах в бухте Большой Камень с корабля выгрузили компоненты ядерного топлива. Потом разогнали остатки экипажа.

По свидетельствам дальневосточников, нынче «Адмирал Лазарев» являет собой зрелище не для слабонервных. Все системы жизнеобеспечения и вооружения разворованы. Все, что содержало цветной металл, вырвано самым варварским способом. Картину общего хаоса и разрухи дополняют следы от пожара, вспыхнувшего на крейсере 6 декабря 2002 года. Тушить его тогда пришлось около четырех часов.

Однако до сегодняшнего дня ни одного решения по дальнейшей судьбе «Адмирала Лазарева» не обнародовано. Хотя по трем другим «Орланам» в последнее время ясность все же появилась.

«Адмирал Нахимов» (до 1992 года — «Калинин») ждал капитального ремонта в Северодвинске тоже с 1999 года. В 2011 году тогдашний премьер-министр Владимир Путин, специально приехав в город, подписал контракт на модернизацию этого ТАРКРа. Сегодня работа идет полным ходом и обойдется Министерству обороны как минимум в 1,5 миллиарда долларов. А поскольку модернизацию намечено завершить лишь в 2018 году, выйдет эта модернизация, скорее всего, еще дороже.

Что получим взамен? В неплохо, по мнению экспертов, сохранившемся частично бронированном корпусе ТАРКРа установят частично новые атомные двигатели. Главные перемены, естественно, касаются оружия. Вместо прежних 20 пусковых установок исключительно противокорабельных ракет П-700 «Гранит» под палубой «Адмирала Нахимова» разместят 80 пусковых установок сверхзвуковых крылатых ракет «Оникс» и 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр». Причем, последний комплекс — для стрельбы не только по морским, но и по береговым целям. Что придаст крейсеру принципиально новые боевые качества.

Иным станет и ПВО «Адмирала Нахимова». Вместо двух систем ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» планируется установить ЗРС «Редут-Полимент» (корабельный аналог ЗРС С-400 «Триумф»).

Понятно, что более современными станут радиолокация и гидроакустика, а также системы связи и управления. Все вместе и дало основания назвать будущий «Адмирал Нахимов» многоцелевым ракетным линкором. И уж точно — самым мощным и современным из четырех собратьев-ТАРКРов.

Уже решено, что у заводской стенки в Северодвинске «Адмирала Нахимова» после 2018 года сменит нынешний флагман Северного флота и единственный оставшийся в строю «Орлан» — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (при закладке в 1986 году — «Куйбышев», потом — «Юрий Андропов»»). Ему предстоит модернизация примерно по той же программе.

А вот судьба самого старого из «Орланов» ТАРКР «Адмирал Ушаков» (заложен в 1973 году, до 1992 года — «Киров») не столь счастлива. С 1999 года он дожидался модернизации в том же Северодвинске. Причем — с невыгруженной активной зоной реактора. И лишь минувшим летом объявлено, что никакой модернизации этого корабля не будет — только утилизация. Она начнется в 2016 году. В бюджете «Росатома» на 2015-й уже заложена необходимая сумма на разработку необходимой проектной документации.

Известие хоть и печальное для флота, но, по крайней мере, четкое. А вот по «Адмиралу Лазареву», как уже сказано, — молчок. С чем он может быть связан? Понятно, что этот крейсер на пять лет моложе бывшего «Кирова» и по этой причине его корпус меньше изношен. Понятно, что наши адмиралы были бы счастливы вернуть его в строй, поскольку кораблей такого класса мы не закладывали десятилетиями и, увы, строить их, скорее всего, разучились.

А как еще расценивать слова вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, что неудавшаяся история с приобретением у Франции двух вертолетоносцев «Мистраль» для наших кораблестроителей оказалось, безусловно, полезной? Потому что мы по французским лекалам на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге построили для первого из «Мистралей», уже названного в России «Владивостоком», кормовую часть. И, как сообщил, Рогозин, освоили за этим занятием современные западные технологии в деле производства крупных боевых кораблей.

Если таким образом нашим корабелам надо теперь учиться у французов — где уж тут самостоятельно строить новые крейсера? И сколько времени понадобится на восстановление забытых собственных навыков?

Словом, «Адмирала Лазарева» тоже хорошо бы модернизировать. Но где? В Северодвинске на знаменитом Центре судоремонта «Звездочка», специалисты которого уже приобретают необходимые навыки на «Адмирале Нахимове»? Но там атомоходы разных калибров уже в очередь стоят. Причем, очень тесно.

Во всяком случае, представитель пресс-службы «Звездочки» Евгений Гладышев, опережая события, уже заявил: «Даже если будет принято решение о доставке „Адмирала Лазарева“ в Северодвинск, здесь для него просто не окажется места. Например, из двух пришедших недавно на модернизацию атомных субмарин мы смогли принять на „Звездочку“ только одну. Вторая ожидает своей очереди у причальной стенки Беломорской военно-морской базы».

Если место на заводе и освободится, то только после окончательной разделки «на иголки» ТАРКР «Адмирал Ушаков». Но когда это произойдет, если демонтаж оборудования и выгрузка ядерного топлива начнутся лишь в 2016-м? А уж резка корпуса крейсера вообще где-то за временным горизонтом?

Однако северодвинская теснота — это полбеды. Настоящая беда — как давно обездвиженного «Адмирала Лазарева» притащить в Северодвинск? Если посмотреть на карту — пути всего два. Первый — вокруг почти всей Азии, всей Африки, а потом и всей Европы через Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. На такое вряд ли кто решится. О том, что может случиться, напоминает до сих пор лежащий на скалах у норвежского побережья списанный в начале 90-х артиллерийский крейсер Северного флота «Мурманск» (проект 68-бис). Проданный в Индию и в 1994 году отправленный из Североморска под буксирами за тридевять земель, в Норвежском море он штормом был выброшен на скалы. Кто даст гарантию, что подобного не случится и с лишенным хода огромным ТАРКРом, водоизмещение которого вдвое больше, чем у «Мурманска»?

Нет, этот путь в Северодвинск для такой экспедиции точно не подойдет. Тогда, выходит, в Берингов пролив и в сопровождении ледоколов по Северному морскому пути? Однако с какой бы скоростью там не таяли арктические льды, все они в ближайшие годы точно не исчезнут. И для изношенного корпуса ТАРКРа тоже могут представлять значительную опасность.

Тупик? Но ведь те, кто принимал решение затевать все же нынешний многомиллионной стоимости доковый ремонт «Адмирала Лазарева» на сравнительно слабосильном дальневосточном заводе, явно на что-то рассчитывают? На что? Ведь получается, что кроме как на Дальнем Востоке модернизировать этот корабль просто негде.

Именно так. И чтобы понять ход адмиральских мыслей, думается, стоит взглянуть на перспективы судоремонтного комплекса «Звезда», основные мощности которого расположены в Большом Камне. На нашем Дальнем Востоке это единственное предприятие, занимающееся утилизацией, ремонтом и модернизацией атомных подводных лодок. Для этой цели «Звезда» имеет все необходимое. Но — лишь для плавучих сооружений, доковый вес которых не превышает 13500 тонн. Для такого исполина как «Адмирал Лазарев» маловато будет.

Однако дело в том, что с 2009 года этот судоремонтный комплекс усиленно модернизируют. Глобальный проект предусматривает, что через несколько лет со стапелей «Звезды» станут сходить даже супертанкеры водоизмещением до 350 000 тонн (то есть в 12 раз больше, чем у наших ТАРКРов). А кроме того — гигантские газовозы, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 000 тонн. Для этого в Большом Камне к 2018 году предусмотрено построить два крупнейших сухих дока. Вот в них-то, очевидно, «Адмирала Лазарева» можно будет и поставить. И топать крейсеру далеко не придется. Главное — не утонуть до счастливого часа. Для чего доковый ремонт «Адмиралу Лазареву» и понадобился.

Комментарий президента Академии геополитических проблем, доктора военных наук, капитана 1 ранга Константина Сивкова:

«СП»: — Константин Валентинович, как, по вашему, где могут осуществить модернизацию «Адмирала Лазарева»?

— Проще всего сделать это в Северодвинске. Там, где такие работы уже проводят на «Адмирале Нахимове».

«СП»: — Это понятно. Но как «Лазарева» на Север доставить? Под буксирами через арктические моря?

— Да нет. Рискованно. Только если привести в состояние, чтобы он мог двигаться самостоятельно.

«СП»: — Это же практически невозможно. Корабль разукомплектован, ядерное топливо давно выгружено. Не безопаснее и не дешевле ли провести модернизацию на Дальнем Востоке? На той же «Звезде», где вскоре собираются строить даже супертанкеры?

— Все же супертанкер и атомный крейсер — это разные вещи.

«СП»: — Но доки в Большом Камне собираются создавать достаточных размеров.

— Доки — не самая большая проблема. Главное — демонтировать старое и установить новое вооружение, электронику. Для этого необходимо специальное инженерное оборудование. Есть ли оно в Большом Камне — я не знаю. Да и информация такого рода не подлежит разглашению.

«СП»: — Атомные подводные лодки-то там строят. И оружие на них устанавливают. Пусть другое, но все же… Чего не хватает — можно привести из Северодвинска. И бригады специалистов тоже. Если все равно тратить придется минимум 1,5 миллиарда долларов, то почему бы на это не пойти??

— Если разобраться — другого выхода, мне кажется, нет.

Снимок в открытие статьи: крейсер «Фрунзе» (сейчас «Адмирал Лазарев») в 1986 году/ Фото: wikipedia

bmpd

О неожиданном решении рассказали «Известиям» сразу несколько источников в военном ведомстве. Утилизацию планируют завершить до конца 2021 года. Самым сенсационным станет уничтожение двух тяжелых атомных ракетных крейсеров «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев» проекта 1144 «Орлан». Кроме них на металлолом разрежут четыре атомные подводные лодки: К-448 «Даниил Московский», К-221 «Петропавловск-Камчатский», К-433 «Святой Георгий Победоносец» и К-232 «Подольск», сообщил источник в Главкомате ВМФ. Утилизация обойдется в 2,7 млрд рублей.
От «Кирова» до «Петра»
«Орланы» — легенда ВМФ. Они считаются крупнейшими в мире после авианосцев. Это единственные корабли в составе российского флота с атомной энергетической установкой. Их дальность хода практически неограниченна. Крейсера могут работать в тяжелых климатических условиях, в том числе в арктическом регионе.
Для ВМФ СССР и России было построено четыре атомных крейсера типа «Орлан»: «Адмирал Ушаков» (изначально — «Киров»), «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий». Серия строилась долго — с 1973 по 1996 год. Три корабля усилили Северный флот, а последний — «Адмирал Лазарев» — попал на Тихоокеанский. Сейчас в строю числится только один корабль этого проекта — «Петр Великий».
Проекты по переоснащению «Орланов» обсуждались давно, но деньги были выделены только по госпрограмме вооружений 2011–2020 годов.
«Адмирал Ушаков», спущенный на воду в 1980 году, был выведен из состава флота в 2002-м и стоял в Северодвинске в ожидании своей участи. В апреле 2015 года на крейсере состоялась церемония торжественного поднятия Андреевского флага, посвященная 34-летию нахождения корабля в составе ВМФ. Но уже летом того же года было заявлено об утилизации, однако работы по разборке крейсера так и не начинались, что давало надежду на возвращение ветерана в строй.
С 1990-х годов на Дальнем Востоке был законсервирован тихоокеанский «Орлан» — «Адмирал Лазарев». В 2002 году в одном из кубриков крейсера случился пожар, который тушили четыре часа. Казалось, что корабль после этого неизбежно порежут, но деньги на модернизацию все-таки нашлись. В 2014 году корабелы 30-го судоремонтного завода Тихоокеанского флота завершили доковый ремонт. Но до перевооружения дело так и не дошло.
Модернизируется только «Адмирал Нахимов». Вместо противокорабельных «Гранитов» он получит современные П-800 «Оникс» и «Калибр» — системы могут применяться для стрельбы по наземным целям. Кроме того, на «Нахимов» планируется установить современные комплексы ПВО «Полимент-Редут» с максимальной дальностью стрельбы до 150 км. После возвращения в боевой состав «Адмирала Нахимова» начнется модернизация «Петра Великого».
Конец «Черного принца»
На утилизацию пустят и три субмарины проекта 667 БДР «Кальмар» — ракетные подводные крейсера стратегического назначения, несущие по 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29Р и торпеды. Долгие годы лодки были основой морской составляющей ядерной триады страны. Легкий корпус «Кальмаров» имеет характерный горб за ограждением рубки, закрывающий ракетные шахты, превышающие по своим габаритам прочный корпус. В составе флота останется две субмарины проекта — К-44 «Рязань» и БС-129 «Оренбург».
АПЛ К-448 «Даниил Московский» проекта 671 «Щука» — основная многоцелевая подлодка ВМФ в 1980–1990-х годах с торпедным вооружением. На флоте лодки проекта считались удачными за свою бесшумность, тактико-технические характеристики и надежность — за всё время эксплуатации на них не было ни одной аварии. В странах НАТО за элегантные обводы корпуса атомоходы прозвали «Черный принц».
Дороже всего обойдется утилизация АПЛ «Подольск» — на эти нужды выделят 975 млн рублей. Работы по разборке «Даниила Московского» оценены в 250 млн, «Святого Георгия Победоносца» — в 400 млн, а «Петропавловска-Камчатского» — в 300 млн. Утилизация «Адмирала Лазарева» обойдется военному ведомству в 350 млн рублей, а «Адмирала Ушакова» — в 400 млн рублей.
Пожили и хватит
Подлодки и первые корабли проекта «Орлан» «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев» полностью отслужили свой срок, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— Эти корабли были совершенными для своего времени, но их ресурс не безграничен, — рассказал эксперт. — «Адмирал Ушаков» — первый советский атомный крейсер, он был передан флоту в 1980 году и прослужил больше жизненного срока в 30 лет. После этого наступает износ корпуса и основных систем корабля, поэтому капитально ремонтировать его смысла нет. К тому же не все корабли можно приспособить под новые системы вооружения. Целесообразнее построить новый, более современный крейсер или подлодку, которые прослужат гораздо дольше устаревшего корабля. Нужно сказать «Орланам» спасибо, они честно служили ВМФ.
ВМФ не потеряет в своей боевой мощи, так как утилизированные корабли и подлодки заменят на новые, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков.
— Все эти подлодки и корабли заслужили уважение у военных моряков. К тому же «Орланы» как вид не умрут: будут модернизированы два других крейсера серии, — напомнил военный эксперт. — Они получат самое современное вооружение.
Утилизированные субмарины заменят на атомные подводные лодки стратегического назначения проекта «Борей» и многоцелевые «Ясени». В ближайшее время на Северный и Тихоокеанский флот будет отправлено пять «Бореев».