689 иап нивенское

689-й ГвИАП в начале XXI века

Наш журнал уже кратко рассказывал об истории 689-го ГвИАП, несущего службу в составе ВВС и ПВО Балтийского флота (см. «Взлёт» N27-8/2006, с. 40-41). Нынешней осенью наш корреспондент Сергей Жванский побывал в этой легендарной части – единственной в российской морской авиации, вооруженной истребителями Су-27, – встретился с ее командиром и сегодня предлагает свой репортаж с аэродрома «Чкаловск», подготовленный при содействии службы информации и общественных связей Балтийского флота.

С уверенностью можно сказать, что сегодня в России 689-й гвардейский (а ранее 16-й гвардейский, еще раньше – 55-й истребительный) считается одним из наиболее прославленных истребительных полков. Основанный в 1939 г. в Молдавии, 55-й ИАП принял свой первый бой на рассвете 22 июня 1941 г. Затем последовал тяжелый путь отступления по всей Южной Украине до Ростова-на-Дону и далее по Кубани. Полк отступал в исполненных фатальной неизвестности разведывательных полетах, в отчаянных штурмовках наземных войск противника, в тяжелейших неравных воздушных боях. И 7 марта 1942 г. «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» 55-й ИАП был преобразован в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк. А в апреле и мае 1943 г., в дни перемалывающих воздушных боев в раскаленном небе Кубани, слава о 16-м гвардейском покатилась сначала по 4-й воздушной армии, затем по Северо-Кавказскому фронту, а позже и по всей Красной Армии. Вскоре командир полка Герой Советского Союза гвардии майор А.И. Покрышкин становится дважды Героем, а несколько позже – первым трижды Героем Советского Союза. За годы войны еще два летчика полка стали дважды Героями, а всего званий Героев удостоены 20 летчиков, служивших в 16-м гвардейском. Двигаясь на запад, полк прошел через воздушные сражения в небе Донбасса и Таврии, над Яссами и Западной Украиной, над сандомирским плацдармом. Наступал в составе Южного, 4-го, 2-го и 1-го Украинских фронтов. Свои заключительные бои полк провел в небе Берлина и Праги, к этому времени именуясь уже 16-м гвардейским Сандомирским ордена Александра Невского истребительным авиаполком.

Затем последовала многолетняя служба в Центральной группе войск с дислокацией в Австрии и Венгрии. В 1949 г. был изменен номер части – она стала 689-м ГвИАП. В 1952 г. гвардейский полк перешел в состав Прибалтийского военного округа и покинул Центральную Европу, перебазировавшись из Австрии на аэродром «Нивенское» в Калининградской области. Всего через полгода – весной 1953-го – полк был переведен в состав ВВС 4-го ВМФ. При объединении 4-го и 8-го военно-морских флотов 689-й ГвИАП вошел в состав ВВС Краснознаменного Балтийского флота. А в 1960 г. гвардейцы были переведены в состав ПВО страны. Именно годы службы в ПВО былп периодами наибольшего укрепления части в послевоенное время. В 1962 г. полк был готов отправиться на Кубу, в 1968 г. в числе трех советских истребительных авиачастей участвовал в выполнении государственной задачи в Чехословакии. В начале 1978 г., при ликвидации единой системы ПВО страны, он был передан в состав ВВС ПрибВО, но в 1986 г. вернулся в воссозданную структуру ПВО.

Вверху: Су-27П только что совершил посадку на ВПП аэродрома » Чкаловск» Внизу: оживленный разговор летчиков полка после практических пусков ракет. Гвардии майоры Артем Миронов, Владимир Елохов и Алексей Плетнев

Имя легендарного маршала авиации А.И. Покрышкина, прошедшего со своим полком через всю войну, было присвоено гвардейской части 26 июня 1989 г. В это время уже шло переучивание на истребители 4-го поколения: Су-27 былп освоены полком в 1989-1990 гг. Вскоре 689-й ГвИАП достиг максимального уровня боевой мощи за весь период своего существования: более 40 летчиков былп подготовлены на самых совершенных истребителях своего времени для действий во всех условиях, ими в совершенстве была освоена тактика групповых маневренных воздушных боев с применением АСУ «Рубеж».

А в декабре 1994 г., на фоне все ускорявшегося упадка армии и флота, 689-й ГвИАП был переведен в состав ВВС Балтийского флота. Переподчинение проходило в рамках реформы, целью которой было формирование структуры Калининградского особого оборонительного района. При этом полк вошел в оперативное подчинение Калининградскому району ПВО в интересах выполнения задач боевого дежурства.

День 15 января 1998 г. отмечен первой после распада СССР успешной принудительной посадкой самолета-нарушителя. Выполняя задачу на тяжелом истребителе Су-27, офицеры 689-го полка заставили подчиниться низкоскоростную маневрирующую цель.

А в 2001 г. полк выдержал тяжелейший бой. На этот раз – со «своими». Директива Генштаба предписывала переформировать прославленный полк в 143-ю истребительную авиаэскадрилью с лишением почетного наименования, гвардейского звания и наград… В конечном итоге, в результате огромных усилий командования полка, поддержки ветеранов, местной администрации, эта директива была отменена. Но одновременно было принято решение о перебазировании 689-го полка из «Нивенского» на аэродром «Чкаловск». Несмотря на то, что дальность «переезда» составляла всего 25 км, неподготовленность передислокации и ее поспешность стали причиной резкого снижения боеготовности полка. Летом 2002 г. большинство самолетов перевозилось по земле в разобранном состоянии. Последующая их сборка в полевых условиях неизбежно вела к утрате пригодности самолетов к полетам. На новый аэродром «своим ходом» перелетели только семь Су-27. Они и продолжали службу, пока хватало ресурса. Так же велики были и кадровые потери. Досрочно ушли с летной работы и военной службы 18 летчиков 1-го класса – они поддержали командира части гвардии полковника В.Б. Шекурова, отстаивавшего не только имя, но и боеготовность 689-го ГвИАП: при предписанных методах и темпах передислокации полк неизбежно становился небоеготовым, что могло стать причиной очередного решения о его ликвидации.

В возникшей ситуации огромная нагрузка и ответственность за судьбу своей части легла на старших офицеров – гвардии подполковника В.М. Талабирчука (тогда – заместителя командира полка) и гвардии подполковника В.А. Кузнецова (в то время – начальника штаба). Им удалось организовать оставшийся личный состав, в т.ч. летчиков, на скорейшее приведение аэродрома «Чкаловск» в приемлемое состояние и возобновление на нем летной подготовки. И 1 апреля 2003 г. полк заступил на боевое дежурство на новом месте. А уже 22 апреля были выполнены первые вылеты из дежурного звена по реальной цели: на перехват самолета радиотехнической разведки с 10-минутным интервалом были подняты два Су-27П, пилотируемые гвардии майором Г.Г. Цериным (тогда – начальником штаба 2-й АЭ) и гвардии подполковником А.Б. Молчановым (в то время – командиром 1-й АЭ). После приближения истребителей разведчик сразу же покинул свою рабочую зону.

С тех пор дежурство не снималось ни разу, но осуществляется оно только в дневное время. Препятствием для восстановления круглосуточного дежурства долгое время являлась нехватка топлива, а теперь, когда топлива стало выделяться для полетов значительно больше, резко обострилась проблема нехватки и исправности матчасти. Можно себе представить невеселую специфику работы инженерно-авиационной службы, которой приходится иметь дело с техникой на пределе ее ресурса. В 2006 г. ситуация усугубилась еще больше в результате потери одного самолета при пожаре на земле. К счастью, быстрыми и решительными действиями личного состава удалось избежать еще больших потерь (подробнее об этом происшествии – см. «Взлёт» №7-8/2006, с. 54).

Впрочем, не так давно наметились положительные сдвиги в ремонте самолетов. Но при этом из Чкаловска на АРЗ убывают в основном летающие машины, и проблема нехватки матчасти становится еще острее. Ремонт же техники на 275-м АРЗ в Краснодаре и на 121-м АР З в Кубинке часто затягивается из-за задержек финансирования, и пригнанные или доставленные транспортной авиацией полковые Су-27 стоят на заводских стоянках без движения. Вернувшиеся с ремонта самолеты требуют также почти постоянного внимания со стороны ИАС. Время наработки на отказ отремонтированных самолетов не идет ни в какое сравнение с тем, о котором помнят инженеры, работавшие на новой технике в начале и середине 90-х гг…

Тем не менее, учитывая безусловный приоритет сил боевого дежурства, службы полка делают всё необходимое для ее обеспечения.

Давно ушли в прошлое времена, когда летчики из дежурного звена на МиГ-23М поднимались по реальным целям до четырех раз в день при суточной норме не более трех. Так было в середине 80-х. Но сегодня нагрузка на летчиков дежурных сил повышена по другим причинам. Не только уменьшена штатная численность летного состава, но и по-прежнему не хватает возможностей для поддержания навыков подготовленными экипажами. Как следствие, в течение года случаются длительные периоды, когда летчики дежурят буквально через сутки. Например, в уходящем году в режиме напряженного графика приходилось нести дежурство гвардии майорам Геннадию Церину, Андрею Нестерову, Алексею Емашкину.

Конечно, за последний десяток лет количество подъемов в воздух по реальным целям сократилось буквально на два порядка. Не потому, что целей не стало, – изменилось «политическое» отношение к ним. Возможно, на «политику» повлияла и «экономика»: зачем тратить керосин, да и ресурс, на сопровождение цели, если прямой угрозы она не несет? Безусловно, логика абсолютная. Но однобокая и близорукая: результатом ее применения является резкое снижение уровня натренированности экипажей в тех элементах боевой подготовки, которые никакими «подыгрываниями» сымитировать невозможно.

Тем временем разведывательная деятельность авиации сопредельных государств продолжается. Например, практически каждый день, как по расписанию, с запада на восток курсом 90 в сторону Калининградской области направляется самолет радиотехнической разведки ВВС Швеции «Гольфстрим IV». На границе морской экономической зоны России он поворачивает на северо-запад, идет вдоль морских границ и уже на траверзе Литвы плавным разворотом ложится на обратный курс. Несомненно, еще лет 8-10 назад дежурный Су-27П обязательно был бы поднят на сопровождение. Но времена изменились, и «Гольфстримы» спокойно занимаются своей «работой» в одиночестве.

«Спарка» Су-27УБ выполняет «конвейер». Через секунду-две она уйдет в очередной полет

Вверху: небольшая пауза перед ночной частью летной смены

Подготовка к практическим пускам ракет по мишеням. Для установки ракет на пилонах существуют специальные приспособления, но при должной сноровке впятером-вшестером подвесить «маленькую» (Р-73) и быстрее, и проще

Однако в 2006 г. несколько подъемов по реальным целям все-таки состоялось. В одном случае Су-27П был поднят по высотной скоростной цели, двигавшейся из Литвы через территорию Калининградской области в направлении Польши. Навести самолет на цель не удалось: качественно выполнить задачу не позволило техническое состояние средств радиотехнического обеспечения. После этого строгие взыскания были наложены на руководителей ВВС и ПВО ВМФ в целом и ВВС и ПВО БФ в частности – «за упущения в организации боевого дежурства сил и средств противовоздушной обороны на западном направлении» в зоне ответственности ВВС и ПВО Балтийского флота и Калининградской зоны ПВО.

В других же случаях целями перехвата были малоскоростные низколетящие цели – вероятно, легкомоторные самолеты, которые пересекали сухопутную государственную границу со стороны Польши или Литвы, но находились в российском воздушном пространстве не более 3 минут – либо «зацепив» его на развороте, либо «срезая угол» в районе Виштынецкого озера при перелете из Польши в Литву. При всем желании истребители не могли успеть к возможной точке встречи, и появлялись в заданном районе с неизбежным опозданием в пределах несколько минут – даже в условиях отличной работы систем РТО.

Однако в том же 2006 г. – 29 июня, – выполняя плановую учебно-боевую задачу, невооруженная спарка 689-го полка непреднамеренно «ответила» литовским соседям, на несколько секунд углубившись на их территорию на глубину до 3 км, да еще захватив радиолокационным прицелом цель, оказавшуюся вертолетом пограничной службы соседнего государства. Из-за предельной кратковременности пребывания российского самолета на литовской территории дипломатического конфликта не произошло, однако Министерство обороны Литвы распространило информацию о том, что радары ВВС Литвы зафиксировали нарушение границ воздушного пространства со стороны Калининградской области. Инцидент был быстро и без последствий улажен на уровне министерств обороны двух стран.

Летчики и техники полка после завершения ЛТУ с практическими пусками. Во втором ряду пятый слева – заместитель начальника ВВС и ПВО БФ по боевой подготовке Гэрой России полковник ПЛ. Кретов

Этот эпизод свидетельствует о тесноте воздушных зон, в которых приходится осуществлять учебно-боевую подготовку военной авиации в Калининградской области – таких просторов над сушей, как в «большой России», здесь нет, точнее – не стало: до конца 80-х для полетов истребителей соответствующие зоны открывались над территорией Польши, теперь же полностью закрыта и Литва. Потому отработка упражнений, требующих сверхзвуковых скоростей и «свободы маневра» производится над заданными квадратами акватории Балтийского моря.

Над Балтикой же происходит в последние годы и перегонка самолетов на ремонт и с ремонта (литовское воздушное пространство полностью закрыто для российской военной авиации). Перегон выполняют наиболее опытные и подготовленные для морских перелетов летчики – гвардии подполковники Виктор Андрейченко и Сергей Каинов. В длительном полете через всю Балтику с юга на север или с севера на юг истребителей 689-го полка неизменно сопровождают поднимающиеся со своих баз шведские «Грипены» и F/A-18D ВВС Финляндии – асимметрия в действиях по сопровождению соседей очевидна.

В то время как истребительная авиация в Калининградской области вместе со всеми ВВС страны пережила обвальное снижение своего боевого потенциала, усугубленное необеспеченным перебазированием 2002 г., соседи, вступившие в НАТО, усиливают мощь своей боевой авиации. С 29 марта 2004 г. на бывшей советской авиабазе в литовском Зокняе на ротационной основе группы ВВС стран североатлантического альянса заступили на боевое дежурство: два истребителя находятся в постоянной боевой готовности и еще два-три используются для патрулирования и плановых учебно-тренировочных полетов – это силы, сегодня вполне уравновешивающие боевой потенциал 689-го полка. В свою очередь в 2003 г. ВВС Польши пополнились 23 самолетами МиГ-29, полученными из Германии и позднее прошедшими ремонт и модернизацию (подробнее см. «Взлёт» №3/2006, с. 32-34). А в 2006 г. в ВВС этой страны начались поставки одной из самых мощных модификаций американского «Боевого Сокола», и в 2008 г. на авиабазах «Кжесины» и «Ласк» в боевом составе Польши будет 48 новейших самолетов F-16C/D Block 52+, которые достигнут полной боевой готовности к 2012 г. (см. «Взлёт» №12/2006, с. 40-43). К сожалению, очевидно, что через пять лет ни ВВС России, ни ВВС и ПВО БФ не смогут противопоставить этой разведывательно-ударной группировке адекватные авиационные силы сдерживания.

Сложившееся положение в зоне ответственности 689-го полка представляется характерным и для всех ВВС страны в целом. Но здесь, на западном направлении, проблемы обострены непосредственным соседством с ВВС стран НАТО и Швеции, а также подчинением боевой авиации структурам флота, что объективно ведет к заметно более низкому уровню обеспечения по сравнению с ВВС России. В этой связи видится, что решение имеющихся проблем может вестись по трем основным направлениям, требующим последовательной реализации. Во-первых, необходимо финансирование скорейшего ремонта авиационной техники и поставки агрегатов. Во-вторых, требуется укрепление и модернизация средств РТО Калининградского района ПВО (современная истребительная авиация может полностью реализовать свои возможности только при мощной поддержке средств обеспечения). В-третьих, необходим возврат к практике сопровождения целей дежурными силами (для истребителей это аналог регулярного патрулирования, которое уже начато частями Дальней авиации).

Для решения этих – и любых других – задач по предназначению, которые могут быть поставлены перед истребителями, есть надежная опора. Сегодня в полку имени А.И. Покрышкина служат наследники боевой славы и доблести гвардейцев, в мае 1945 г. своими краснозвездными крыльями оставивших победные росчерки в небе Берлина и Праги. А значит, есть надежда, что 689-й полк продолжит медленное, трудное, но неуклонное восстановление своего боевого потенциала.

samoletchik

История этого полка началась в далеком довоенном 1939 году. 15 (по некоторым данным 12 и даже 5) октября в городе Кировограде сформирован 55 истребительный авиаполк на самолетах И-153 и И-16. Начало войны встретил в Одесском округе, переучивался на МиГ-3. В 42 присвоено звание Гвардейский и новый номер -16!
Полк на вооружении имел Як-1, но с онца 42 года перешел на ленд-лизовские Р-39 Аэрокобра и воевал на них до конца войны. В 44 получает почетное наименование Сандомирский и орден Александра Невского.13684 боевых вылета, уничтожено 618 самолетов противника. в полку воевали Покрышкин, Речкалов, Клубов и другие. 18 Героев Советского Союза. дин из лучших истребительных полков.
в 1949 переименован в 689 ГвИАП.
26 июня 1989 года присвоено имя Покрышкина.
1 марта 2010 года в ходе реформ, полк расформирован 🙁
1 декабря 2018 года сформирован 689 истребительный авиаполк. К сожалению, новому полку пока не присвоены почетные наименования :(((( На сегодня это просто ИАП с номером прославленного полка. Странно, что сегодня постоянно говорят о патриотическом воспитании, вспоминают славную историю, а полк восстановили без регалий.
Но здесь сохранились традиции, каждый молодой летчик сразу узнает что это за полк, кто в нем служил. Надеюсь, что полк получит новое боевое Знамя и оно будет нести на себе все исторические названия! На праздник ветераны полка привезли с собой копию Советского Боевого Знамени!!
полк вышел на стоянку под Российским Флагом и Знаменем полка.
мальчишки торжественным самокатным эскортом проводили коробки полка к месту построения :))
На торжественном построении были коробки кадетов
и Юнармейцев
торжественным маршем прошли и ветераны, но этого я не снял :)))
Сегодня полк входит в состав авиационной дивизииБалтийского флота. Пока единственного соединения авиации ВМФ. На вооружении самолеты Су-27
полк переучился на Су-27 в 89 году, до этого летал на МиГ-23.
часть самолетов именные
нескоько фото с полетов
Полк несет боевое дежурство по охране воздушных рубежей эксклава Калининргадская область
Постоянно ылетает на перехваты разведчиков НАТО и сопровождение наших самолетов
Дежурному звену отдыхать не приходится
Сегодня в полку ждут молодых лейтенантов.
кому-то из них повезет летать на 100-ке им Покрышкина или 102 им Бойкова

Tags: 689, Калининград, Покрышкин, авиация, истребительный, флот

586-й истребительный авиационный полк (586иап) — женский истребительный авиационный полк в составе войск ПВО ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

Боевой путь:
Октябрь 1941 года — 10 апреля 1942 года. Полк был сформирован по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Руководила сформированием Марина Раскова. К 9 декабря 1941 года двадцать пять пилотов, назначенных в 586иап, сдали все экзамены по новейшей материальной части на одноместном фронтовом истребителе Як-1. Лётчица Прохорова, Евгения Филипповна с декабря 1941-го по март 1942 года исполняла обязанности командира 586иап. По штатно-должностному списку командир 586иап Тамара Казаринова прибыла в полк только 23 февраля 1942 года.

23 февраля 1942 года — первое дежурство на обороне железнодорожного моста через Волгу в Саратове, патрулирование над важными военными объектами. Раскова М. М. привезла приказ о присвоении званий.

10 апреля — 14 мая 1942. Промежуточный аэродром Разбойщина (ныне п. Жасминка).

14 мая 1942 — февраль 1943. Приказом фронта полк остаётся на обороне Саратова, аэродром Анисовка, подчинение 144иад ПВО.

10 сентября 1942 восемь экипажей первой эскадрильи под командованием Раисы Беляевой убыли под Сталинград.

24 сентября 1942 лейтенант Валерия Хомякова в ночном бою над Саратовом сбила немецкий бомбардировщик. Это была первая победа женского авиаполка и первый случай ночного воздушного боя лётчицы.

9 октября 1942 заместитель Народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенант Громадин отстранил от должности командира полка Т. А. Казаринову.

Временно исполняли обязанности командира 586иап Сергей Савенков, Виталий Беляков. Последние два с половиной года войны и после ВОВ (с 22.10.1942 по 18.06.1945) командиром полка был Александр Васильевич Гриднев. С ним полк и перебазировался в Воронеж.

Февраль — сентябрь 1943. С аэродрома Придача (Воронеж) полк выполнял особо важные задания Ставки Верховного Главнокомандования. Произведено 934 самолёто-вылета, сбито семь «Юнкерс-88» и три «Фокке-Вульф-190». Полк обеспечивал безопасность переброски наземных войск Степного фронта.

Сентябрь — ноябрь 1943. Эскадрильи полка вели боевую работу с аэродромов: Касторное, Солнцево, Щигры, Курск — Восточный. Лётчики участвовали в ожесточённых воздушных сражениях во время великой битвы на Курской дуге. Произведён 261 вылет, охраняемые объекты от налётов противника не пострадали.

Ноябрь 1943 — март 1944. Базируясь на киевском аэродроме Жуляны, полк ведёт напряжённую работу по охране переправы через р. Днепр. Лётчики, сменяя друг друга в воздухе, не оставляют ни на секунду охраняемые объекты, ведут непрерывную работу по перехвату разведчиков противника, штурмуют наземные войска окружённых частей Корсунь-Шевченковской группировки врага. Произведено 279 вылетов, уничтожено шесть самолётов противника.

Март — сентябрь 1944. С аэродрома Скоморохи (Житомир) полк прикрывал движение воинских эшелонов на железнодорожных участках: Житомир — Фастов, Житомир — Коростень, Житомир — Новгород — Волынский, Житомир — Горбаши, Житомир — Бердичев-2. Произведено 611 вылетов, семь воздушных боёв днём и восемь — ночью. Сбито два «Юнкерс-88» и один «Хейнкель-177».

Сентябрь 1944 — февраль 1945. С аэродромов Котовск и Бельцы полк нёс охрану промышленных городов, железнодорожных узлов: Обходное, Слободка, Петелюхи, Гура-Каменка; мостов и переправ через р. Прут в районе Броништа и через р. Днестр в районе Каменка, Рыбница; шоссейных коммуникаций войск 2-го Украинского фронта.

Февраль — июль 1945. В боях за освобождение Венгрии с аэродромов Дебрецен и Цинкота (Будапешт) полк оборонял от авиации противника железнодорожные узлы: Дебрецен — Ньиредьхаза, Дебрецен — Орадеа Маре, Дебрецен — Валя-луй-Михай. Охранял военно-промышленные объекты Будапешта, переправу через р. Дунай на участках: Будапешт — Бер, Будапешт — Эстергом, Н.Замки, Будапешт — Кишбер, Будапешт — Шахты, Будапешт — Хатван.

20 июля 1945 демобилизован рядовой и сержантский состав полка (аэродром Цинкота, Будапешт). Офицерский состав перебазировался в Вену, затем (сентябрь 1945) — в Яссы, Румыния.

В ноябре 1945 демобилизовали и офицеров-женщин. Командир полка А. В. Гриднев переведён в Киев, в 39-й гвардейский истребительный авиаполк. С ним перешли многие мужчины-лётчики и технический состав переставшего существовать 586-го истребительного авиаполка.

Всего лётчики полка произвели 4419 боевых вылетов, провели 125 воздушных боёв, сбили 38 самолётов противника.

Герои Советского Союза и Российской Федерации
05.05.05.1990 младшему лейтенанту Литвяк Лидии Владимировне года было присвоено звание Герой Советского Союза (посмертно, медаль № 11616 была передана родственникам героини).
Герой Российской Федерации 01.10.1993 старшему лейтенанту Будановой Екатерине Васильевне присвоено звание Герой России (посмертно).

586-й истребительный авиационный полк

586-й истребительный авиационный полк (586иап)

Годы существования

октябрь 1941 — ноябрь 1945

Страна

СССР

Подчинение

Командиру полка

Входит в

144 иад Войск ПВО

Тип

истребительный авиационный полк

Включает в себя

штаб и подразделения

Функция

защита

Численность

воинская часть

Участие в

Великая Отечественная война

Командиры

Известные командиры

Казаринова Т. А. (10.41 — 10.42),
Гриднев А. В. (10.42 — 05.45)

586-й истребительный авиационный полк (586иап) — женский истребительный авиационный полк в составе войск ПВО ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

Герои Советского Союза и Российской Федерации

  • 05.05.1990 младшему лейтенанту Литвяк Лидии Владимировне года было присвоено звание Герой Советского Союза (посмертно, медаль № 11616 была передана родственникам героини).
  • 01.10.1993 старшему лейтенанту Будановой Екатерине Васильевне присвоено звание Герой России (посмертно).

См. также

  • 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк

Литература

Примечания

В Викитеке есть тексты по теме
Приказ НКО СССР от 8 октября 1941 г № 0099

Исторический объект

Во минувший вторник губернатор Антон Алиханов сделал в своем Инстаграме подробный пост о снятии с Девау статуса аэродрома. По словам главы региона, инфраструктура этого объекта, не использовавшегося по прямому назначению около десятка лет, сегодня в аварийном состоянии, а здание аэропорта (оно построено, к слову, по проекту известного кёнигсбергского архитектора Ханса Хоппа) подвергается разрушению. Губернатор напомнил, что застроить саму территорию аэродрома невозможно, так как она является предметом охраны объекта культурного наследия, но там можно развернуть филиал парка «Патриот», то есть сохранить аэродром «как памятник первым авиаторам Европы, развить полеты парапланов и дельтапланов, проводить там соревнования по техническим видам спорта».

К тому же, рядом с Девау расположен проблемный объект долевого строительства. Дом строился не совсем законно, а покупавшие там квартиры, конечно, не были в курсе того, что застройщик запланировал недопустимую для этого земельного участка этажность. В итоге, появились обманутые дольщики, и один из вариантов решения вопроса с ними — как раз лишить Девау статуса аэродрома. Но главной проблемой Девау, по мнению Алиханова, является его местоположение, из-за которого «любая техническая неисправность самолета неизбежно приведет к падению его в густонаселенный район».

Полеты в любую погоду

Альтернативой Девау может стать аэродром возле поселке Северный, что в 25 километрах от Калининграда (по направлению на Багратионовск). В правительстве области «Комсомолке» сообщили, что уже получили обращения по поводу этого объекта. В том числе — от предпринимателя Гайка Закаряна, который предлагает организовать регулярные авиаперевозки самолетами малой авиации в Польшу и другие страны Европы. Этой идеей особенно заинтересовались в областном Центре поддержки предпринимательства, где готовы помочь с поиском решений для реализации проекта. А в четверг на заброшенном сегодня военном аэродроме в Нивенском прошла встреча с летчиками, представляющими легкомоторную авиацию Калининградской области.

«Перевод аэродрома из Девау в Северный — это идеальный вариант», — уверен летчик-инструктор Виктор Гнут.Фото: Иван МАРКОВ

— Перевод аэродрома из Девау в Северный — это идеальный вариант, потому что это, наверное, самое подходящее место в области, — уверен летчик-инструктор Виктор Гнут. — Тут бетонное покрытие, благодаря которому аэродром может использоваться всепогодно.

По словам Гнута, частые дожди вынуждают летчиков отказываться от посадки на грунтовые полосы имеющихся аэродромов и уходить в Храброво, где им тут же предъявляют огромные счета на взлет, посадку и стоянку.

— Аэродром в Северном можно использовать всегда, — объясняет Виктор Гнут. – У него есть перспектива развития. Главное – воля властей. Если они повернутся лицом к авиации общего назначения, то здесь все может получиться. В этом случае и самолеты у нас останутся, и будет перспектива развития, и подготовкой летчиков и парашютистов можно будет начать заниматься. Все это сделать реально без больших вложений. Причем, в довольно короткие сроки. В течение месяца-двух мы бы не один и не два самолета сюда посадили.

Также Гнут заметил, что площадка аэродрома Девау уже не очень безопасна для прыжков с парашютом.

— Там очень ограниченная площадка, высоковольтные провода, был даже случай печальный в этом отношении, — напомнил летчик-инструктор. — Парашютистов-перворазников там бросать не рекомендуется. Но для спортсменов там помех нет.

Место притяжения энтузиастов

Главная проблема аэродрома в Северном – его неопределенное будущее. Статус военного аэродрома он уже потерял, а статус гражданского еще не приобрел. Сейчас земельный участок, на котором расположена взлетно-посадочная полоса длиной 2,6 километра, рулежные дорожки, больше двух десятков капониров, а также несколько заброшенных зданий, включая бывший штаб, находится в собственности правительства Калининградской области. Площадь всего участка – примерно 55 гектаров. Речь о том, чтобы использовать аэродром для нужд малой авиации заходила еще в августе 2016 года. Тогда и.о. губернатора Евгений Зиничев предложил эту идею на одном из рабочих совещаний. Но дальше разговоров дело не зашло.

По мнению летчиков, представляющих гражданскую авиацию, аэродром было бы разумно передать в управление какому-либо аэроклубу, спортшколе или другой профильной некоммерческой организации. В этом случае энтузиасты смогут постоянно поддерживать площадку в рабочем состоянии. Пример для этого уже есть – в краткие сроки на ровном месте был создан аэродром Вальдау рядом с поселком Низовье.

— Для поселка Северный, буквально вымирающего сегодня, это бы стало серьезным подспорьем, — добавил Гнут. – Это у них поселкообразующее предприятие будет. Тут же живут техники, летчики, военные пенсионеры. Они сразу сюда прибегут и пить бросят.

На территории находятся несколько заброшенных зданий, включая бывший штаб.Фото: Иван МАРКОВ

«Идеальная платформа»

В развитии аэродрома в Нивенском заинтересован и бизнес. Уже упомянутый предприниматель Гайк Закарян, являющийся поклонником малой авиации, заявил «Комсомолке», что старается сделать все возможное для ее развития в регионе.

— Этот аэродром – идеальная платформа для развития всей авиации Калининградской области, в особенности малой, — считает Закарян. — Это точка притяжения, на базе которой можно создать и учебный центр, и производство. Взлетно-посадочная полоса здесь позволяет производить безопасные полеты. Это важно, так как мы отвечаем и за себя, и за пассажиров.

Бизнесмен Гайк Закарян уверен, что безопасным полетам ничего мешать не будет.Фото: Иван МАРКОВ

Вложения в аэродром, по мнению Закаряна, конечно, нужны, но они не будут большими.

— Бетонная полоса существует тут еще с военных времен (у немцев это был аэродром Йесау – Ред.), она реконструировалась советскими авиаторами, была приведена в порядок и позволяла сажать сюда даже тяжелые грузовые самолеты, — добавляет бизнесмен.

Что же касается аэродрома Девау, то в настоящее время правительство области забирает его землю в собственность – соответствующая документация уже ждет подписей в Росимуществе.

Дома вместо самолетов: аэродром Девау перестанет быть аэродромом

На заседании правительства Калининградской области губернатор Антон Алиханов поручил снять с Девау статус аэродрома.

— Аэродром для самолетов в пределах города иметь нецелесообразно, — заявил Антон Алиханов. – Если вдруг какой-нибудь легкомоторный самолет заглохнет над городом, то ему нужно будет дотянуть до Девау либо падать. Куда? На улицы, на дома или еще куда-то ().