667 бдр кальмар

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-БДР «Кальмар» (Delta-III class)

В конструкторском бюро машиностроения в феврале 1973 года были развернуты работы по созданию двухступенчатой жидкостной БР Р-29Р, которая являлась дальнейшим развитием баллистических ракет Р-29. Основным отличием ракеты от предшествующих морских БР была разделяющаяся головная часть, имеющая боевые блоки индивидуального наведения, что позволяло значительно увеличить количество целей, поражаемых одним залпом ракеты. Повышенная точность новой ракете обеспечивалась более совершенной инерциальной системой управления с полной астрокоррекцией. Во время дальнейшего совершенствования комплекса его точность возросла, фактически достигнув точности нанесения ядерных ударов стратегическим бомбардировщиком. Это давало возможность подводным ракетоносцам уничтожать не только неукрепленные площадные цели, но и малоразмерные объекты с высокой степенью защищённости, такие как, пусковые шахты Межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, хранилища спец. боеприпасов, защищённые командные пункты и тому подобное.


Для установки новых ракет в Центральном КБ морской техники «Рубин» под руководством Ковалева С.Н. (главный наблюдающий от военно-морского флота – капитан второго ранга Новоселов С.А.) началась разработка усовершенствованного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667-БДР («Кальмар»), который, как и «Мурена-М», который оснащался шестнадцатью ракетными шахтами. Тех. задание на новый ракетоносец сформулировали в 1972 г. Подлодка была дальнейшим развитием проектов 667-Б и 667-БД. При создании нового атомохода особое внимание уделялось совершенствованию системы управления огнем: весь ракетный боекомплект в отличие от проекта 667-БД должен был выстреливаться одним залпом, интервалы между пусками ракет были сокращены.
Прочный корпус подводного крейсера разделялся на одиннадцать водонепроницаемых отсеков. Первый, второй и одиннадцатый отсеки при этом являлись отсеками-убежищами (поперечные переборки данных отсеков рассчитывались на давление, которое соответствовало предельной глубине погружения подлодки). Также принимались дополнительные меры для усиления пожаробезопасности судна за счет установки системы объёмного химического пожаротушения, в которой использовался фреон. В проекте 677-БДР получили дальнейшее развитие и средства жизнеобеспечения экипажа. В частности, на судне появились спортзал и солярий.
Главная энергоустановка состояла из двух атомных реакторов ВМ-4С и двух паровых турбинных ОК-700А. На субмарине были использованы новые пятилопастные малошумные гребные винты, имеющие улучшенные гидроакустические характеристики. Также имелась пара турбогенераторов ТГ-3000.
Подводный крейсер оснащался новым гидроакустическим комплексом «Рубикон», разработанным под руководством Шелехова С.М. Новый комплекс работал в инфразвуковом диапазоне и имел автоматизированную систему классификации цели. Дальность обнаружения целей при благоприятной гидрологии в режиме шумопеленгования достигла 200 километров.

Более точный навигационный комплекс «Тобол-М1» (на более поздних подлодках – «Тобол-М2») имел время хранения параметров навигации между двумя обсервациями, которое превышало 48 часов, что улучшило скрытность крейсера. В состав комплекса также вошла навигационная ГАС «Шмель», которая позволяет определять положение судна по гидроакустическим маякам-ответчикам.
На борту подлодки размещался комплекс связи «Молния-М», который имел в своем составе систему космической связи «Цунами».
Мостик
Ракетный комплекс Д-9Р состоял из 16 баллистических ракет Р-29Р (инд. 3М40, по договору – РСМ-50, натовская классификация – SS-N-18 «Stingray»). Астроинерциальная система управления, имеющая полную астрокоррекцию (по дальности и направлению), обеспечивала КВО около 900 метров. Важной особенностью комплекса было наличие 3-х взаимозаменяемых вариантов головных частей, которые различались мощностью и числом боевых блоков: Р-29Р (натовское обозначение – SS-N-18 Mod.1) несла разделяющуюся головную часть с тремя боевыми блоками, мощность каждого составляла 0,2 Мт, максимальная дальностью 6,5 тыс. км; Р-29РЛ (натовское обозначение – SS-N-18 Mod.2) оснащалась моноблочной головной частью мощностью 0,45 Мт, дальность стрельбы около 9 тыс. км; Р-29РК (натовское обозначение – SS-N-18 Mod.3) была способна доставить 7 боевых блоков, мощность каждого 0,1 Мт, максимальная дальность 6,5 тыс. км.
В ноябре 1976 года начались лётные испытания ракет Р-29Р которые завершились в октябре 1978 года. В Баренцевом и Белом морях с борта ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-441 в общей сложности выполнили 22 пуска (4 ракеты запустили в моноблочном варианте, 6 – в трёхблочном, 12 – в семиблочном). Типовым оснащением крейсера стали варианты Р-29Р с одним и тремя боевыми блоками.
Для подлодки отработали СКДО (система компенсации динамических ошибок), которая измеряла мгновенные значения параметров качки субмарины для их передачи в ракетный комплекс.
Торпедное вооружение подлодки 667-БДР было аналогично вооружению ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667-БД и включало 4 торпедных аппарата калибра 533 мм и 2 ТА калибра 406 мм размещенных в носовой части судна.
Ракетные шахты
Внешне ракетоносцы проекта 667-БДР отличаются размерами «горба», характерного для данных судов. Поскольку ракета была более длинной, увеличилась высота ограждения ракетных шахт, что в свою очередь привело к увеличению общего водоизмещения. Несколько изменились обводы носовой верхней части корпуса, где были размещен торпедопогрузочный люк. Лодкам проекта 667-БДР на Западе было присвоено условное обозначение Delta-III class.
Модификации
Во время капремонта некоторые атомные подлодки проекта 667-БДР модернизировали под комплекс Д-9РМ имеющий новую межконтинентальную БРПЛ Р-29РМ (на вооружение комплекс приняли в 1987 году, натовское обозначение – SS-N-23 «Skiff»). Очередную модификацию ракеты Р-29Р в 1990 году приняли на вооружение. Во время модернизации были установлены навигационный комплекс «Тобол-М2», гидроакустический комплекс «Аврора-1», а также новые средства связи.
На субмарине К-433, которая позднее была переименована в «Св. Георгий Победоносец» в период с 1992 по 2003 год проводились работы по перестройке ракетного подводного крейсера стратегического назначения в носитель глубоководных аппаратов для спецопераций.
Программа строительства
Строительство подлодок велось в городе Северодвинске Северным машиностроительным предприятием на ССЗ №402 в период с 1976 по 1982 год. К-441 – головной корабль серии – заложили в 1975 г. и в декабре 1976 года вступил в строй. Всего построили 14 корпусов ПЛАРБ проекта 667-БДР.
Статус на 2007 год
После ввода в строй атомные подлодки с РБ проекта 667-БДР распределили по флотам следующим образом: 5 базировались на Северном флоте (три в б. Ягельная и две в б. Оленья) и девять – на Тихоокеанском флоте в б. Рыбачий (Камчатка).
Во время ходовых испытаний головного судна (К-441) произошло касание подлодки скального грунта на глубине при большой скорости. Корабль был поврежден в носовой части корпуса, но грамотные действия экипажа позволили всплыть, избежав катастрофы.
Из пяти крейсеров Северного флота сформировали дивизию стратегических подлодок, которая базировалась в б. Ягельная губы Сайда (3 ПЛАРБ) и в б. Оленья (2 ПЛАРБ). Все корабли в начале 1990-х гг. перевели в бухту Ягельную. Североморские корабли несли активную боевую службу, патрулируя в Северном Ледовитом океане и в Северной Атлантике.


Ракетный атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДР («Брянск»)
Кораблями проекта 667-БДР, начиная с 1980 года, было выполнено 7 одиночных переходов РПКСН на Дальний Восток с Севера под арктическими льдами. Лодки, принимавшие участие в межфлотских переходах, а конце полярного маршрута (особенно в Чукотском море при выходе из подо льдов) испытывали особые трудности. Как правило, весь экипаж в этот период в течение нескольких суток находился постоянно на своих постах. Часто глубина не превышала 50 метров. Наибольшую опасность представляли отмели и осевшие на них огромные ледовые массивы. Сверху над подлодками находился лед, толщиной до 15 метров. При этом пространство между кораблем и ледяным панцирем уменьшалось до 3 метров при глубине всего 4 метра под килем. В подобных условиях система автоматизированного управления отключалось, и субмарина двигалась при ручном управлении. Физическое и моральное напряжение личного состава достигало предела, но наибольшая нагрузка ложилась на командиров судов.
Несмотря на повышенный риск и сложность, подлёдные переходы между театрами привлекали своей скоротечностью и плаванием в зоне, которая примыкает к территориальным водам СССР. Подлодки К-455 и К-490 в феврале-марте 1979 года перешли через пролив Дрейка на Тихоокеанский флот по южному маршруту. Во время перехода проверили эффективность работы навигационной космической системы «Шлюз».
В одном из полигонов СФ недалеко от Кольского залива 23 мая 1981 года произошло столкновение советской АПЛ K-211 и американской подлодкой типа «Стёрджен». Американская подводная лодка протаранила своей рубкой кормовую часть K-211, во время отработки ей элементов боевой подготовки. Американская субмарина не всплыла в районе столкновения. Однако в районе английской базы ВМФ Холи-Лох через несколько суток появилась американская атомная подлодка с ярко выраженным повреждением рубки. Наша подлодка всплыла, и пришла в базу своим ходом. Здесь субмарину ожидала комиссия, которая состояла из специалистов промышленности, флота, проектанта и науки. К-211 была поставлена в док, и там во время осмотра были обнаружены пробоины в двух кормовых цистернах главного балласта, повреждение горизонтального стабилизатора и лопастей правого винта. В повреждённых цистернах нашли болты с потайными головками куски плекса и металла от рубки субмарины ВМФ США. Более того, комиссии по отдельным деталям удалось установить, что советская субмарина столкнулась именно с американской подлодкой типа «Стёрджен».

В 1982 г. К-211 впервые совершила в условиях полярной ночи плавание по периметру Северного Ледовитого океана. В конце 1985 г. субмарина К-424 во время подлёдного перехода осуществила 80-суточное плавание в Баффиново море, которое проходило через несколько арктических проливов. Во время перехода корабль 54 суток провел на глубинах до 150 метров подо льдами.
Можно сказать, что подлодкам проекта 667-БДР повезло больше чем остальным: многие из них прошли заводской ремонт и модернизацию еще до 1991 г., когда начался развал советского оборонного комплекса. Остальные субмарины данного типа в дальнейшем также прошли через СРЗ. Поэтому корабли к 2000 году сохраняли высокую боеспособность. Однако вторая половина 1990-х годов стала временем их постепенного списания, которое обусловливалось не столько тех. причинами, столько необходимостью соблюдения американо-российских договоренностей. К-129 покинула строй в 1995 году, К-424, К-441 «присоединились» к ней в 1996 году.
В Северном море 07.06.1995 с РПКСН К-441 произвели испытательный запуск ракеты-носителя «Волна», разработанной на базе БРПЛ.
1-2 октября 1999 года во время учений два РПКСН входящих в состав Северного и Тихоокеанского выполнили три пуска Р-29Р, стартовавших из акваторий Охотского и Баренцева морей, поразив в последствии учебные цели на полигонах Канин Нос и Кура (Камчатка). Пуск ракет при этом произвели «по истечении нескольких минут после того как был получен приказ». По словам Главкома ВМФ России адмирала В. Куроедова, данные пуски необходимо рассматривать как «отработку вариантов действий со стороны России в случае выхода Соединенных Штатов из договора по противоракетной обороне от 1972 г. и последующее развертывание ими нац. системы ПРО».
Атомный подводный крейсер стратегического назначения «Святой Георгий Победоносец» (проект 667 БДР)
В составе российского военно-морского флота до последнего времени имелось 11 ракетоносцев проекта 667-БДР (8 на Тихоокеанском и 3 на Северном флотах), однако реально боеготовыми являются не более шести. В строю к 2006 году на Северном флоте оставались «Рязань» (К-44), «Борисоглебск» (К-496), а на Тихоокеанском «Петропавловск-Камчатский» (К-211), «Подольск» (К-223), «Св. Георгий Победоносец» (К-433), «Зеленоград» (К-506).
Основные тактико-технические характеристики подлодок проекта 667-БДР «Кальмар»:
Надводное водоизмещение – 10600 тонн;
Подводное водоизмещение – 15900 тонн;
Наибольшая длина – 155 м;
Наибольшая ширина – 11,7 м;
Осадка по КВЛ – 8,7 м;
Главная энергетическая установка:
— 2 водо-водяных реактора типа ВМ-4С, суммарной мощностью 180 мВт;
— 2 ГТЗА-635, 2 ППУ ОК-700А;
— 2 паровых турбины, суммарной мощностью 40 тыс. л.с. (29,4 кВт);
— 2 турбогенератора ТГ-3000, мощность каждого 3 тыс. кВт;
— 2 электродвигателя экономического хода, мощностью по 260 л.с.;
-2 пятилопастных гребных винта;
— 2 вала;
Надводная скорость хода – 15 узлов;
Подводная скорость хода – 24 узла;
Рабочая глубина погружения – 320 м;
Предельная глубина погружения – 550 м;
Автономность – 70 суток;
Экипаж – 130 человек;
Стратегическое ракетное вооружение:
Пусковые установки баллистических ракет подводных лодок Р-29Р/29РЛ/29К (SS-N-18 mod.1/2/3 «Stingray») комплекса Д-9Р – 16;
Зенитное ракетное вооружение:
— переносной зенитно-ракетный комплекс 9К310 «Игла-1″/9К38 «Игла» (SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») – 4;
Торпедное и ракето-торпедное вооружение:
— торпедное аппараты калибра 533 мм – 4 носовых;
— 533-миллиметровые торпеды СЭТ-65, САЭТ-60М, 53-65К/М – 12 шт.;
— торпедное аппараты калибра 400 мм – 2 носовых;
— 400-миллиметровые торпеды СЭТ-73 – 4…6 шт.;
Минное вооружение:
— может нести вместо части торпед до 24 мин;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Алмаз-БДР»;
Радиолокационная система общего обнаружения – МРК-50 «Каскад» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система:
– гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон» (Shark Teeth; Mouse Roar);
– гидроакустическая система «Аврора-1» (устанавливалась на К-44, К-441, К-487, К-496);
– гидроакустическая система «Шмель» (навигационная);
Средства радиоэлектронной борьбы:
— «Залив-П» (РТР);
— «Завеса-П» (радиопеленгатор) (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
Средства ГПД – 4 ГПД МГ-44;
Навигационный комплекс:
— «Тобол-М1» или «Тобол-М2»;
— КНС «Цикада»;
— ИНС;
— радиосекстант (Code Eye);
Комплекс радиосвязи:
— ССС «Цунами-БМ»;

Подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар»

Для термина «Кальмар» см. другие значения.

РПКСН проекта 667БДР «Кальмар»
К-433
Основные характеристики
Тип корабля РПКСН 2-го поколения
Обозначение проекта 667 БДР «Кальмар»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Классификация НАТО «Delta-III»
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 24 узла
Рабочая глубина погружения 320 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 130 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 10 600 т
Водоизмещение подводное 13 050 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 155,0 м
Ширина корпуса наиб. 11,7 м
Средняя осадка (по КВЛ) 8,7 м
Силовая установка

Паротурбинная АЭУ

  • 2 водо-водяных реактора ВМ-4С суммарной тепловой мощностью 180 МВт,
  • 2 ГТЗА с эшелонным расположением по 20 000 л.с.,
  • 2 АТГ по 3000 кВт каждый,
  • 2 группы АБ,
  • 2 ДГ по 460 кВт,
  • 2 ЭД экономического хода по 260 л.с.,
  • 2 гребных вала,
  • 2 пятилопастных гребных винта.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
4х533 и 2х400 носовых ТА,16 торпед 533-мм, торпеды СЭТ-65, САЭТ-60М, 53-65К, может нести до 24 мин вместо части торпед
Ракетное вооружение 16 ПУ БРПЛ Р-29Р
(класс. NATO — SS-N-18 mod.1/2/3 «Stingray)
Изображения на Викискладе

Подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар» — серия советских РПКСН — атомных подводных лодок, оснащённых комплексом Д-9Р с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29Р (РСМ-50, SS-N-18).

Проект был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв.

История

Жидкостная двухступенчатая баллистическая ракета морского базирования Р-29Р (РСМ-50, SS-N-18), представляла дальнейшее развитие ракеты Р-29 и отличалась от неё наличием разделяющейся головной части с блоками индивидуального наведения (РГЧ ИН). Ракеты могли оснащаться различными комплектациями головных частей — одна, три или семь боеголовок. Был реализован принцип полной астрокоррекции. Для этой ракеты в 1972 году ЦКБМТ «Рубин» и начал разработку РПКСН 667БДР «Кальмар» (Delta-III), как дальнейшее развитие проекта 667БД «Мурена-М» (Delta-II). Система управления нового корабля позволяла выстреливать весь боекомплект в одном залпе. Кроме ракетного оружия, более совершенной системы управления ракетной стрельбой, улучшенной акустической защиты и РЭВ (новые НК, БИУС, ГАК и средства связи), а также улучшенными условиями обитаемости экипажа, в целом, проект 667БДР был улучшенной модификацией проекта 667БД. Головная лодка проекта К-441, оказалась фактически второй, так как по проекту 667БДР был достроен 5-й корпус проекта 667БД К-424. Всего было построено 14 кораблей. В январе-апреле 1979 года РПКСН К-455 667БДР и К-490 667Б(капитан 1 ранга И. А. Толстолыткин, капитан 1 ранга В. М. Кузнецов, старший на переходе командир 13-й дивизии контр-адмирал А. И. Павлов) совершили групповой трансокеанский переход южным путём через пролив Дрейка, из бухты Ягельная (СФ) в бухту Крашенинникова (ТОФ). В походе проверялась эффективность работы навигационной системы «Шлюз». Для обеспечения перехода СФ выделил ОИС «Байкал» (капитан 3 ранга Г. Бочинский, старший капитан 1 ранга П. Л. Климов), на котором шёл второй экипаж К-455 (капитан 1 ранга И. Г. Чефонов). 17 февраля корабли получили радио из штаба СФ с сообщением о нападении Китая на Вьетнам из-за спорных островов Спратли. C 1980 г. выполнено семь одиночных межфлотских, подлёдных, трансарктических (С Северного Флота на Тихоокеанский Флот) переходов РПКСН проекта 667БДР (первый переход совершила подводная лодка К-223 под командованием Д. Н. Новикова, старший на борту вице — адмирал Л. А. Матушкин). Подводные лодки при форсировании мелководного Чукотского моря в районе острова Врангеля испытывали большие трудности. Глубины здесь не превышали 50 м. Большую опасность представляли огромные ледовые поля. Пространство между ледяным панцирем и кораблем часто не превышало 3-4 м при глубине под килем 4-5 м.

Мостик

Конструкция

Конструктивно подводный крейсер 667БДР во многом аналогичен пр. 667БД, но немного длиннее, новым на 667БДР, по сравнению с 667БД, было увеличение высоты ограждения ракетных шахт. Прочный корпус так же как и на 667БД разделялся десятью прочными переборками на одиннадцать отсеков. 1-й, 3-й и 10-й отсеки являлись отсеками убежищами, оборудованными входными люками с устройствами шлюзования обеспечивающими выход из аварийной пл сухим способом, поперечные переборки этих отсеков рассчитаны на давление в 40 атмосфер. Установка системы объёмного химического пожаротушения с использованием фреона увеличила пожаробезопасность подводной лодки.

Силовая установка

Главная энергетическая установка проекта включает два водо-водяных реактора ВМ-4С (тепловая мощность 90 МВт каждый), размещённых в 7 отсеке, две паровые турбины ОК-700А и два главных турбозубчатых агрегата размещены в 8 и 9 отсеках и развивают суммарную мощность на валы в 40 000 л.с, два резервных электродвигателя на валах мощностью по 225 кВт (300 л.с.) находятся в 10 отсеке. Электроснабжение обеспечивается двумя турбогенераторами мощностью по 3 000 кВт (4080 л.с.) каждый, двумя вспомогательными дизель-генераторами ДГ-460 мощностью по 450 кВт (625 л.с), на линии вала, двумя аккумуляторными батареями свинцово-кислотного типа по 112 элементов каждая. На лодке были применены новые малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными антикавитационными характеристиками.

Корпус

К-433 на ремонте в Большом Камне

Проект 667БДР относится к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имеет овальную форму, кормовая оконечность выполнена веретенообразной. Передние горизонтальные рули располагаются на ограждении рубки. Кормовое оперение выполнено крестообразным. Лёгкий корпус, как и у предшествующих проектов, имеет характерный развитый «горб» за ограждением прочной рубки, закрывающий ракетные шахты, выходящие из прочного корпуса. По сравнению с проектом 667БД «горб» несколько выше, что вызвано очередным увеличением габаритов ракет. Кроме того, в кормовой, пологой части «горба» вне прочного корпуса размещена буксируемая протяжённая гидроакустическая антенна «Параван». Прочный корпус с наружными шпангоутами цилиндрического сечения. Изготовлен из стали АК-29 (толщина — 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

Переборки отсеков выдерживают давление 10 кгс/см², переборки отсеков-убежищ − 1-го, 3-го и 10-го рассчитаны на давление 40 кг/см².

Вооружение

Ракетные шахты Надводный старт ракеты. Иллюстрация из Soviet Military Power

  • Ракетное

Основная статья: Р-29Р

Основным вооружением является ракетный комплекс Д-9Р, насчитывающий 16 пусковых установок шахтного типа. Этот комплекс впервые обеспечил возможность боевого применения ракетного оружия из высоких широт. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 50 метров при скорости 6 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе. Ракета Р-29Р, жидко-топливная, использующая в качестве окислителя азотный тетраоксид (амил) и в качестве горючего — несимметричный диметилгидразин (гептил) — предназначена для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях с возможностью наносить удары по высокозащищенным малоразмерным («твердым», по определению американцев), целям, таким как пусковые установки МБР наземного базирования, командные пункты, базы хранения спецбоеприпасов. Принята на вооружение ВМФ в 1977 году. Основные тактико-технические характеристики: Масса стартовая, т 35,3. Масса максимальная забрасываемая, т 1,65. Максимальная дальность стрельбы — межконтинентальная. Головная часть моноблочная и разделяющаяся Количество боевых блоков, шт.1, 3, 7 (Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км.) Система управления астроинерциальная с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Количество ступеней, шт. 2. Длина ракеты, м 14,1. Диаметр ракеты, м 1,8. Топливо жидкое.

  • Торпедное

Торпедное вооружение корабля состоит из четырёх 533-миллиметровых и двух 400-миллиметровых торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы, обеспечивающей стрельбу на глубинах погружения до 250 метров, системы подготовки торпедных аппаратов «Кальмар». Торпедный комплекс занимает верхнюю треть первого отсека. Торпедные аппараты располагаются в два горизонтальных ряда. В диаметральной плоскости корабля, над первым рядом ТАТА, находился горизонтальный торпедопогрузочный люк. В боекомплект входит 16 торпед .

Торпеда подводных лодок 53-65К (противокорабельная)принята на вооружение в 1969 году. Газотурбинная, перекисно-водородная торпеда, калибр 533 мм, длина 7,2 м, вес 2070 кг, вес взрывчатого вещества в боевой части около 300 кг, скорость 45 узлов и дальность хода 19 км. Система самонаведения акустическая активная с вертикальным лоцированием кильватерного следа корабля-цели, взрыватель неконтактный, активный, электромагнитный. Прибор курса, установленный в торпеде, обеспечивает установку угла поворота торпеды в любой точке траектории, что позволяет применять ее при любых курсовых углах цели от 0° до 180°.

Торпеда подводных лодок СЭТ-65(противолодочная) принята на вооружение в 1965 году. Электрическая, калибр 533 мм, длина торпеды СЭТ-65 — 7,8 м, вес 1750 кг. Вес взрывчатого вещества в боевой части около 200 кг. Серебряно-цинковая аккумуляторная батарея одноразового действия СЦ-240, обеспечивает скорость 40 узлов и дальность хода 15 км. Система самонаведения акустическая активно-пассивная с радиусом реагирования по активному каналу 800 м, взрыватель неконтактный, кругового действия, акустический, активного типа с радиусом реагирования 10 м. Двухторпедный залп этими торпедами с параллельным их ходом обеспечивает надежное поражение свободно маневрирующей подводной лодки на дистанциях стрельбы до 30-35 кабельтовых и глубинах погружения до 400 м.

Радиоэлектронное вооружение

В состав радиоэлектронного оборудования входят:

  • БИУС МВУ-106 «Алмаз-БДР».
  • КЦВС «Атолл».
  • Радиолокационный комплекс МРК-50 «Каскад» («Snoop Tray»), МРК-57 «Корма».
  • Гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон» («Shark Teeth») представляющий собой модернизированный вариант МГК-300 «Рубин» с дальностью обнаружения цели до 200 км и принятый на вооружение в 1976 году,
  • ГАС «Аврора-1», ГАС «Шмель» навигационная.
  • МГ-43 — станция измерения скорости звука под водой, МГ-33.
  • средства РТР и РР МРП-21А «Залив-П» РТР, «Завеса-П» радиопеленгатор(Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F)
  • средства ГПД 4 х ГПД МГ-44, МГ-34,ГИП-1.
  • Навигационный комплекс «Тобол-М1» или «Тобол-М2».
  • КНС «Цикада», радиосекстант (Code Eye), ИНС
  • Комплекс радиосвязи «Молния-М» (Pert Spring); ССС «Цунами-БМ», буксируемые буйковая антенны «Параван», выпускаемое буксируемое антенное устройство «Ласточка» (СНЧ), ВЧ и СВЧ-антенны, станция звукоподводной связи.
  • Средства ледовой разведки «Нок-1» навигационный обнаружитель круговой, «НОР» навигационный обнаружитель разводий, «ЭЛ-3» эхоледомер.
  • телевизионные комплексы МТ-70,МТ-30;
  • корабельная система единого времени «Платан-М»

Аварии и навигационные происшествия

  • К-424, 11 сентября 1976 года, на государственных испытаниях в Белом море на глубине двести метров при скорости двадцать узлов ударилась о подводную каменную гряду. Мощный удар пришелся в правую скулу носовой части атомохода. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть.
  • К-490, 13 апреля 1978 года, подводный крейсер К-308 проекта 670 «Скат» следовал в базу, после боевого дежурства из Атлантики. Командир лодки за весь поход не принимал личного участия в обсервациях и определении места лодки. В 16 часов 30 минут «К-308» совершала очередной поворот в районе фарватера (ФВК № 3). Командир лодки по замерам глубин эхолотом предполагал, что его лодка находится на 3-5 миль восточнее маршрута и не принимал никаких мер уточнения места, на самом деле он следовал через полигон боевой подготовки, где выполнял учебные задачи РПК СН К-490(проект 667 БДР «Кальмар»), на котором также не велось гидроакустическое наблюдение и в 21 час 30 минут произошло столкновение двух атомоходов в подводном положении.
  • К-211, 23 мая 1981 года, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с американской подводной лодкой класса «Стёджен». Столкновение произошло по вине командира субмарины ВМС США, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за нашим ракетоносцем.
  • К-433, сентябрь 1983 года, при форсировании Чукотского моря, в желобе Геральда, в подводном положении, дважды столкнулся с крупными льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки и ракетной палубы, устранив повреждения силами л/с экипажа продолжил боевую службу.
  • К-455, 7 июня 1984 года, во время стоянки у причала в бухте Крашенинникова при проведении работ с КСП в десятом отсеке произошло его несанкционированное срабатывание. При аварии погиб один матрос.
  • К-424, 23 октября 1984 года, при подготовке к выходу в море на К-424 из-за ошибки в действиях экипажа произошел разрыв перемычки ВВД, погибло два моряка и несколько были ранены
  • К-44, 24 июня 1985 года, при возвращении с боевой службы в полигонах боевой подготовки на глубине 80 метров при скорости 10 узлов попала в кошельковый трал.
  • К-424, 19 мая 1986 года, во время ракетной стрельбы из надводного положения в губе Порчниха произошло падение ракеты на ракетную палубу, что вызвало пожар, потушенный пожарным кораблём.
  • К-129, 11 ноября 1987 года, навал на К-241 и К-487 (Северный флот).
  • К-223, 14 ноября 2004 года, на борту атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения, стоявшего у пирса, при проведении плановых регламентских работ, произошло техническое происшествие — разрушение трубопровода подачи воздуха. В результате воздействия избыточного давления электрик-матрос Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму, от которой впоследствии скончался в госпитале.
  • Из письма подводника:

Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу северной широты. Генеральная скорость была 9 узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров лично проводил фотосъемку через перископ каждые 15 градусов. В районе Гренландского моря толщина льда была 40 метров. В районе острова Шпицберген, через сутки после того, как К-211 вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора (шли на одном борту). И личный состав 7 отсека руками собирал активную воду. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к ветеранам особого риска. Коршунов — командир 7-го отсека — до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту. Печально видеть, как в наше время относятся к ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой долг перед Родиной.

  • 22 сентября 2011 года с подводной лодкой Святой Георгий Победоносец которая стояла на рейде Авачинской бухты, столкнулся сейнер «Донец».

Представители

Цвета таблицы:
Красный — Утилизирована или проходит утилизацию
Зелёный — Действуйщая в составе ВМФ

Современное состояние

Десять кораблей проекта выведены из эксплуатации и отправлены на переработку. Из четырёх кораблей в строю три входят в состав Тихоокеанского флота и несут штатное ракетное вооружение. Четвёртый находящийся в строю корабль перестроен для выполнения особых заданий в носитель сверхмалых подводных лодок.

Два насоса и преобразователь с одной из подлодок проекта контрабандой были вывезены в Китай.

Примечания

  1. Владимир Щербаков, иллюстрации Михаила Дмитриева Подводный меч. — Вокруг Света. — В. №5 (2800), Май 2007 Рубрика «Арсенал».
  2. Музей Подводного флота. submarine.narod.ru. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 10 февраля 2010.
  3. Советская армия и флот в сдерживании китайской агрессии против Вьетнама в 1979г.. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 22 февраля 2010.
  4. «Атрина». Проект 667-БДР «Кальмар» • Delta-III class. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 19 января 2011.
  5. 1 2 Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667.БДР. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 13 февраля 2010.
  6. “Огайо” и “Тайфун”. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 10 марта 2010.
  7. «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева». Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 11 февраля 2010.
  8. «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева». Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 11 февраля 2010.
  9. 667.БДР. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 13 февраля 2010.
  10. Торпеда 53-65 (для 533 мм торпедного аппарата). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 19 февраля 2010.
  11. Торпеда подводных лодок СЭТ-65 1965. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 19 февраля 2010.
  12. 667БДР «Кальмар» Delta III class. warfare.ru. Проверено 10 февраля 2010.
  13. Крылатая ракета подводных лодок П-120 «Малахит». rusunderwater.ru. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 10 февраля 2010.
  14. ЭХОЛОТ НЕ ПОКАЗЫВАЕТ ГЛУБИНУ. Архивировано из первоисточника 4 июня 2012. Проверено 13 февраля 2010.
  15. Столкновение атомных подводных лодок «К-308» и «К-490» 13 апреля 1978 года.. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 22 февраля 2010.
  16. Столкновение АПЛ «К-211» с американской АПЛ типа «Стёджен».. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 13 февраля 2010.
  17. ПОДВОДНИКИ, ПОГИБШИЕ ПРИ АВАРИЯХ И ПРОИСШЕСТВИЯХ НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ ПОСЛЕ 1945 ГОДА. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 22 февраля 2010.
  18. Навал РПК СН «К-129» на РПК СН «К-241» и «К-487» (СФ) 11. 11. 1987 года.. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 10 марта 2010.
  19. Матрос погиб, спасая экипаж при взрыве на атомной подлодке Тихоокеанского флота. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 13 февраля 2010.
  20. Примечание: 02.04.2005 года на наш E-mail поступило письмо капитана 3 ранга запаса Дагирова Ислама Гиреевича. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 13 февраля 2010.
  21. Радио ЭХО Москвы :: Новости / Стратегическая подводная лодка ‘Святой Георгий Победоносец’ столкнулась с сейнером ‘Донец’
  22. К-424 история службы
  23. К-441 история службы
  24. Прощай, призер. На «Звездочке» началась утилизация атомной подлодки К-496 «Борисоглебск», vdvsn.ru, 2008/12/04
  25. Унаследовала название от БС-441
  26. 1 2 Проект 09786. deepstorm.ru. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 20 февраля 2010.
  27. СУБМАРИНА В СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ, trud.ru, № 063 за 05.04.2001

Литература

Ссылки

  • deepstorm.ru
  • rusarmy.com
  • Фотогалерея на сайте «Русский Подплав».
  • Фотогалерея на submarine.id.ru

Подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар» (Delta-III class)

Проекты атомных подводных лодок с баллистическими ракетами ВМФ СССР и России
1-е поколение 658-658M-658T-658У • 701
2-е поколение 667А-667АУ «Навага» • 667Б «Мурена» • 667БД «Мурена-М» • 667БДР «Кальмар» • 667БДРМ «Дельфин»
3-е поколение 941 «Акула»
4-е поколение 955 «Борей»

Проекты стратегических подводных ракетоносцев, находящиеся на вооружении

«Вэнгард» | 092 «Ся / Дацынгуй» | 094 «Цзинь» | 667БДР «Кальмар» | 667БДРМ «Дельфин» | 941 «Акула» | 955 «Борей» | «Огайо» |
«Le Triomphant» | «Арихант»

Подводные лодки проекта 667БДР «Кальмар»

РПКСН – Проект 667БДР “Кальмар”

В феврале 1973 г. в КБ машиностроения развернулись работы по созданию новой двухступенчатой жидкостной баллистической ракеты Р-29Р (ЗМ40, РСМ-50, SS-N-18), являвшейся дальнейшим развитием Р-29. Ее основным отличием от предшествующих морских баллистических ракет стала разделяющаяся головная часть (РГЧ) с боевыми блоками индивидуального наведения, позволяющая многократно увеличить число целей, поражаемых одним ракетным залпом. Более совершенная инерциальная система управления с полной астрокоррекцией, примененная на Р-29Р, обеспечивала новой ракете повышенную точность. В ходе дальнейшего совершенствования комплекса точность еще более возросла, фактически сравнявшись с точностью нанесения ядерных ударов стратегическими бомбардировщиками. Это позволяло подводным ракетоносцам поражать не только площадные неукрепленные (как говорят американцы, “мягкие”) цели, но и высокопрочные (“твердые”) малоразмерные объекты, в частности, пусковые шахты МБР наземного базирования, защищенные командные пункты, хранилища спецбоеприпасов и т.п. Для размещения новых ракет в ЦКБ МТ “Рубин” под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева началась разработка усовершенствованного РПКСН проекта 667БДР (шифр – “Кальмар”), который, также, как и “Мурена-М”, должен был оснащаться 16 ракетными шахтами. Техническое задание на новый ракетоносец было сформулировано в 1972 году. Лодка являлась дальнейшим развитием проекта 667БД. На новом корабле возросла высота ограждения ракетных шахт (которое фактически сравнялась с ограждением выдвижных устройств рубки).

Особое внимание при создании нового атомохода было уделено совершенствованию системы управления стрельбой, в отличие от проекта 667БД весь ракетный боекомплект должен был выстреливаться в одном залпе, были сокращены интервалы между ракетными пусками. Прочный корпус лодки разделялся на 11 водонепроницаемых отсеков. При этом 1-й, 2-й и 11-й отсеки являлись отсеками-убежищами (их поперечные переборки рассчитывались на давление, соответствующее предельной глубине погружения лодки). Были приняты дополнительные меры по усилению пожаробезопасности корабля за счет установки новой системы объемного химического пожаротушения с использованием фреона. В проекте 677БДР дальнейшее развитие получили средства обеспечения жизнедеятельности экипажа. В частности, на борту корабля появились солярий, а также спортзал.

Главная энергетическая установка мощностью 60.000 л. с. включала два реактора ВМ-4С и две паровые турбины ОК-700А. На лодке были применены новые малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Имелось два турбогенератора ТГ-3000. Подводный крейсер получил новый гидроакустический комплекс “Рубикон”, разработанный под руководством главного конструктора С.М. Шелехова, способный работать в инфразвуковом диапазоне и имеющий автоматизированную систему классификации целей. Максимальная дальность обнаружения в режиме шумопеленгования при благоприятной гидрологии достигла 200 км.

Более точный навигационный комплекс “Тобол-М-1” (на лодках более поздней постройки – “Тобол-М-2”) имел время хранения навигационных параметров между двумя обсервациями, превышающее двое суток, что улучшило скрытность подводного крейсера. В состав комплекса вошла и навигационная гидроакустическая станция “Шмель”, позволяющая определять положение корабля по гидроакустическим маякам-ответчикам. На борту подводной лодки был размещен комплекс связи “Молния-М”, в состав которого входила система космической связи “Цунами”. Ракетный комплекс Д-9Р включал 16 ракет типа Р-29Р (длина – 13,635 м, диаметр – 1,8 м, стартовая масса – 36,3 т). Астроинерциальная система управления с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Важной особенностью комплекса явилось наличие трех взаимозаменяемых вариантов головных частей, различающихся числом и мощностью боевых блоков. Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км.

Летные испытания ракет типа Р-29Р начались в ноябре 1976 г. и завершились в октябре 1978 г. В Белом и Баренцевом морях с борта РПКСН К-441 было выполнено, в общей сложности, 22 пуска (четыре ракеты были запущены в моноблочном, шесть – в трехблочном и 12 – в семиблочном вариантах). Типовым оснащением подводного крейсера стали варианты ракеты с тремя и одним боевыми блоками. Для лодки была отработана система компенсации динамических ошибок (СКДО), измеряющая мгновенные значения параметров качки корабля для передачи их в ракетный комплекс. Торпедное вооружение подводной лодки было аналогично вооружению РПКСН проекта 667БД и включало четыре 533-мм и два 406-мм торпедных аппарата в носовой части корабля.

Характеристика РПКСН проекта 667БДР:
Длина наибольшая 155,0 м
Ширина наибольшая 11,7 м
Осадка средняя 8,7 м
Водоизмещение:
нормальное – 10.600 м.куб.
полное – 16.000 м.куб.
Рабочая глубина погружения 320 м
Полная скорость подводного хода 24 уз.
Полная скорость надводного хода 14 уз.
Экипаж 130 чел.
Автономность 90 сут.

Строительство лодок велось Северным машиностроительным предприятием (г. Северодвинск). Головной корабль, К-441, был заложен в 1975 году и вступил в строй в декабре 1976 г. Его первым командиром стал капитан 1-го ранга Б.П. Жуков. За К-441 последовали ракетные подводные крейсера.

В процессе ходовых испытаний К-441 на большой скорости и глубине лодка коснулась скального грунта. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть. Жертв не имелось. Большинство лодок проекта 667БДР, получивших на Западе условное обозначение Delta III, несли службу на Дальнем Востоке, на Камчатке (база Рыбачий). При этом с 1980 г. было выполнено семь одиночных переходов РПКСН проекта 667БДР под арктическими льдами (первый переход совершила лодка под командованием Д.Н. Новикова). Лодки, участвовавшие в межфлотских переходах, на конечном участке полярного маршрута (особенно при выходе из подо льда в Чукотском море) испытывали особые трудности. В этот период весь экипаж, как правило, в течение двух-трех суток постоянно находился на своих постах. Глубина часто не превышала 50 м. Большую опасность представляли блуждающие отмели с осевшими на них огромными ледовыми массивами. Сверху над лодками находился лед, толщина которого достигала 11-15 м. При этом пространство между ледяным панцирем и кораблем уменьшалось до 3-4 м при глубине под килем всего 4-5 м. В подобных условиях автоматизированная система управления отключалось и лодка двигалась, управляясь вручную. Моральное и физическое напряжение людей достигало предела, однако особо большая нагрузка ложилась на командиров лодок. Несмотря на сложность и повышенный риск, подледные переходы с театра на театр привлекали своей скоротечностью, а также плаванием в зоне, примыкающей к Российским территориальным водам. Две лодки, К-455 и К-490, перешли на ТОФ в феврале-марте 1979 г. по южному маршруту, через пролив Дрейка. В процессе перехода, в частности, была проверена эффективность работы космической навигационной системы “Шлюз”.

Северный Флот получил пять подводных крейсеров, из которых была сформирована дивизия стратегических подводных лодок, базировавшаяся в бухте Ягельная губы Сайда (три ПЛАРБ) и в губе Оленья (две лодки). В начале 90-х годов все корабли были переведены в Ягельную. Североморские корабли активно несли боевую службу, выполняя патрулирование в Северной Атлантике и водах Северного Ледовитого океана. В 1982 году, впервые в условиях полярной ночи, К-211 (командир капитан 2 ранга А.А. Берзин, старший похода капитан 1 ранга В.М. Бусырев) совершила плавание по периметру Северного Ледовитого океана. Следует отметить и уникальное подледное плавание К-524 (командир капитан 1 ранга В.В. Протопопов, старший на борту капитан 1 ранга А.И. Шевченко), выполненное в конце 1985 года. Поход в Баффиново море, проходивший через ряд арктических проливов, занял 80 суток, 54 из которых корабль провел подо льдами на глубинах более 150 м. Можно сказать, что лодкам проект 667БДР повезло, большинство из них успело пройти заводской ремонт и модернизацию до 1991 года, когда начался стремительный развал отечественного оборонного комплекса. Остальные атомоходы этого типа в дальнейшем также удалось пропустить через СРЗ. Поэтому к концу 90-х годов корабли сохраняли высокий уровень боеспособности. Шло совершенствование и ракетного комплекса Д-9Р (очередные модификации ракеты Р-29Р были приняты на вооружение в 1987 и 1990 годах).

Однако во второй половине 90-х годов началось их постепенное списание, что было обусловлено не столько техническими причинами, столько необходимостью соблюдения Российско-мериканских договоренностей. В 1995 году строй покинула К-129, в 1996 году за ней последовали К-424 и К-441. Ракетные подводные крейсера проекта 667БДР и сегодня продолжают оставаться важным элементом стратегических ядерных сил страны. В составе Северного флота в 1999 году несли службу три корабля – К-44, К-487 и К-496, а ТОФ располагал восемью ракетоносцами этого типа – К-449, К-455, К-490, К-506, К-211, К-223, К-180 и К-433. К настоящему времени численный состав РПКСН в российском флоте стабилизировался и дальнейшее уменьшение в сколько-нибудь крупных масштабах в ближайшие годы, вероятно, производиться не будет. Поэтому можно ожидать, что РПКСН проекта 667БДР сохранятся на вооружении до второй половины первого десятилетия XXI века, когда им на смену придут новые стратегические подводные ракетоносцы новой постройки. Во время учений 1-2 октября 1999 г. два РПКСН из состава Северного и Тихоокеанского флотов выполнили, в общей сложности, три пуска ракет Р-29Р, которые стартовали из акваторий Баренцева и Охотского морей и “поразили” цели на боевых полях полигонов Кура (Камчатка) и Канин Нос. При этом пуск ракет был произведен “по истечении считанных минут после получения приказа”. По словам Главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Куроедова, эти пуски следует рассматривать как “отработку вариантов действий России в ответ на возможный выход США из договора по ПРО от 1972 года и последующее развертывание ими национальной системы противоракетной обороны”.

Тихоокеанский флот остался без «Кальмаров»

К 2020 году основными носителями межконтинентальных баллистических ракет в составе Тихоокеанского флота (ТОФ) станут атомные подводные лодки (АПЛ) проекта «Борей». При этом из состава ТОФ будут выведены и утилизированы два легендарных подводных крейсера проекта «Кальмар» — «Георгий Победоносец» и «Подольск». Сейчас они базируются на Камчатке. По словам экспертов, это надежные субмарины с высоким боевым потенциалом, однако они почти выработали свой ресурс.

Как рассказали «Известиям» в Главкомате ВМФ, принято принципиальное решение о замене имеющихся в составе ТОФ «Кальмаров» подлодками проекта 955 «Борей». Эти самые современные отечественные подводные крейсера стратегического назначения вооружены межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) «Булава». К 2020 году будут списаны две из трех состоящих на вооружении ТОФ АПЛ проекта 667БДР «Кальмар». Вместо них флот получит аналогичное количество «Бореев», которые станут основными носителями МБР.

В составе ТОФ — пять стратегических подводных ракетоносцев. Из них три — проекта 667БДР и два — проекта «Борей». Сегодня «Кальмары» остались только на ТОФ. Каждый такой крейсер несет 16 жидкостных ракет Р-29Р. Они отличаются уникальной надежностью и точностью и способны поражать не только крупные площадные цели, но и высокозащищенные малоразмерные — например, наземные пусковые установки МБР.

Используемые на Тихом океане «Кальмары» вошли в состав флота в 1980 году. До 1991 года они успели пройти ремонт и модернизацию, поэтому сохраняли высокую боеготовность, несмотря на все трудности 1990-х годов.

АПЛ проекта 667БДР стали настоящими «рабочими лошадками», морской составляющей стратегических ядерных сил России в 1990-е и 2000-е годы, отметил военно-морской эксперт Дмитрий Болтенков. По его словам, эти лодки заслужили репутацию надежных, но срок их службы подходит к концу.

— Серьезных происшествий с «Кальмарами» не было, они хорошо показали себя в сложных условиях Арктики и Тихого океана. Это удачные АПЛ, но любой корабль имеет ограниченный срок службы. Лодки проекта 667 строились еще в конце 1970-х годов, им уже по 30 с лишним лет, — пояснил Дмитрий Болтенков. — Кроме того, появились новые технологии, новые ракеты. Сейчас для флота массово строятся «Бореи». Как только они будут готовы, то придут на смену «Кальмарам». В составе ТОФ останется только «Рязань», которая недавно прошла модернизацию и продление ресурса.

«Подольск» (это наименование присвоено в 1998 году) можно назвать легендарной лодкой. В 1980 году она совершила дальний переход подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. За него командир похода и капитан субмарины получили звезды Героев Советского Союза.

«Подольск» неоднократно проводил ракетные стрельбы в ходе учений и проверок боеготовности. По результатам 2016 года экипаж этой субмарины стал победителем соревнований на приз главкома ВМФ среди ракетных подводных лодок стратегического назначения

Яркие страницы есть и в послужном списке АПЛ «Святой Георгий Победоносец» (наименование присвоено в 1998 году). В августе-октябре 1983 года этот подводный крейсер в условиях полярной ночи совершил трансарктический подледный переход. Он впервые в истории ВМФ СССР обошел вокруг Северного полюса. «Георгий Победоносец» в подводном положении форсировал мелководное Чукотское море. При этом АПЛ дважды столкнулась с крупными льдинами, ее корпус был поврежден. Однако подлодка сумела продолжить боевую службу и благополучно достигла Камчатки.

В 2013 году экипаж «Георгия Победоносца» был объявлен лучшим в ВМФ среди экипажей ракетных подводных лодок стратегического назначения.​

Проект 667БДР «Кальмар» (NATO – “Delta III”).

Модернизация — проект 09786

1. Количество подводных лодок проекта: 14

2. Изображение проекта:

Формы кормовой оконечности после среднего ремонта

3. Состав проекта:

4. История проекта:

В феврале 1973 г. в КБ машиностроения развернулись работы по созданию новой двухступенчатой жидкостной баллистической ракеты Р-29Р (ЗМ40, РСМ-50, SS-N-18), являвшейся дальнейшим развитием Р-29. Ее основным отличием от предшествующих морских баллистических ракет стала разделяющаяся головная часть (РГЧ) с боевыми блоками индивидуального наведения, позволяющая многократно увеличить число целей, поражаемых одним ракетным залпом.

Более совершенная инерциальная система управления с полной астрокоррекцией, примененная на Р-29Р, обеспечивала новой ракете повышенную точность. В ходе дальнейшего совершенствования комплекса точность еще более возросла, фактически сравнявшись с точностью нанесения ядерных ударов стратегическими бомбардировщиками. Это позволяло подводным ракетоносцам поражать не только площадные неукрепленные (как говорят американцы, “мягкие”) цели, но и высокопрочные (“твердые”) малоразмерные объекты, в частности, пусковые шахты МБР наземного базирования, защищенные командные пункты, хранилища спецбоеприпасов и т. п.

Для размещения новых ракет в ЦКБ МТ “Рубин” под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева началась разработка усовершенствованного РПКСН проекта 667БДР (шифр — “Кальмар”), который, так же, как и проект 667БД, должен был оснащаться 16 ракетными шахтами.

Техническое задание на новый ракетоносец было сформулировано в 1972 году. Лодка являлась дальнейшим развитием проекта 667БД. На новом корабле возросла высота ограждения ракетных шахт (которое фактически сравнялась с ограждением выдвижных устройств рубки).

Особое внимание при создании нового атомохода было уделено совершенствованию системы управления стрельбой, в отличие от проекта 667БД весь ракетный боекомплект должен был выстреливаться в одном залпе, были сокращены интервалы между ракетными пусками.

Прочный корпус лодки разделялся на 10 водонепроницаемых отсеков. При этом 1-й, 3-й и 10-й отсеки являлись отсеками-убежищами (их поперечные переборки рассчитывались на давление, соответствующее предельной глубине погружения лодки). Были приняты дополнительные меры по усилению пожаробезопасности корабля за счет установки новой системы объемного химического пожаротушения с использованием фреона.

В проекте 677БДР дальнейшее развитие получили средства обеспечения жизнедеятельности экипажа. В частности, на борту корабля появились солярий, а также спортзал.

Главная энергетическая установка мощностью 60000 л. с. включала два реактора ВМ-4С и две паровые турбины ОК-700А. На лодке были применены новые малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Имелось два турбогенератора ТГ-3000.

Подводный крейсер получил новый гидроакустический комплекс “Рубикон”, разработанный под руководством главного конструктора С.М. Шелехова, способный работать в инфразвуковом диапазоне и имеющий автоматизированную систему классификации целей. Максимальная дальность обнаружения в режиме шумопеленгования при благоприятной гидрологии достигла 200 км.

Более точный навигационный комплекс “Тобол-М-1” (на лодках более поздней постройки — “Тобол-М-2”) имел время хранения навигационных параметров между двумя обсервациями, превышающее двое суток, что улучшило скрытность подводного крейсера. В состав комплекса вошла и навигационная гидроакустическая станция “Шмель”, позволяющая определять положение корабля по гидроакустическим маякам-ответчикам.

На борту подводной лодки был размещен комплекс связи “Молния-М”, в состав которого входила система космической связи “Цунами”.

Ракетный комплекс Д-9Р включал 16 ракет типа Р-29Р (длина — 13,635 м, диаметр — 1,8 м, стартовая масса — 36,3 т). Астроинерциальная система управления с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Важной особенностью комплекса явилось наличие трех взаимозаменяемых вариантов головных частей, различающихся числом и мощностью боевых блоков. Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км. Система управления стрельбой позволяет (в отличие от проекта 667БД) выстреливать весь ракетный боекомплект в одном залпе, с сокращенными интервалами между пусками.

Летные испытания ракет типа Р-29Р начались в ноябре 1976 г. и завершились в октябре 1978 г. В Белом и Баренцевом морях с борта РПКСН К-424 было выполнено, в общей сложности, 22 пуска (четыре ракеты были запущены в моноблочном, шесть — в трехблочном и 12 — в семиблочном вариантах). Типовым оснащением подводного крейсера стали варианты ракеты с тремя и одним боевыми блоками.

Для лодки была отработана система компенсации динамических ошибок (СКДО), измеряющая мгновенные значения параметров качки корабля для передачи их в ракетный комплекс.

Торпедное вооружение подводной лодки включало четыре 533-мм торпедных аппарата в носовой части корабля.

Строительство лодок велось Северным машиностроительным предприятием (г. Северодвинск). Большинство лодок проекта 667БДР, получивших на Западе условное обозначение Delta III, несли службу на Дальнем Востоке, на Камчатке (база Рыбачий). При этом с 1980 г. было выполнено семь одиночных переходов РПКСН проекта 667БДР под арктическими льдами (первый переход совершила лодка под командованием Д.Н. Новикова),

Лодки, участвовавшие в межфлотских переходах, на конечном участке полярного маршрута (особенно при выходе из подо льда в Чукотском море) испытывали особые трудности. В этот период весь экипаж, как правило, в течение двух-трех суток постоянно находился на своих постах. Глубина часто не превышала 50 м. Большую опасность представляли блуждающие отмели с осевшими на них огромными ледовыми массивами. Сверху над лодками находился лед, толщина которого достигала 11-15 м. При этом пространство между ледяным панцирем и кораблем уменьшалось до 3-4 м при глубине под килем всего 4-5 м. В подобных условиях автоматизированная система управления отключалось и лодка двигалась, управляясь вручную. Моральное и физическое напряжение людей достигало предела, однако особо большая нагрузка ложилась на командиров лодок.

Несмотря на сложность и повышенный риск, подледные переходы с театра на театр привлекали своей скоротечностью, а также плаванием в зоне, примыкающей к Российским территориальным водам.

Две лодки, К-455 и К-490, перешли на ТОФ в феврале-марте 1979 г. по южному маршруту, через пролив Дрейка. В процессе перехода, в частности, была проверена эффективность работы космической навигационной системы “Шлюз”.

Северный Флот получил пять подводных крейсеров, из которых была сформирована дивизия стратегических подводных лодок, базировавшаяся в бухте Ягельная губы Сайда (три ПЛАРБ) и в губе Оленья (две лодки). В начале 90-х годов все корабли были переведены в Ягельную. Североморские корабли активно несли боевую службу, выполняя патрулирование в Северной Атлантике и водах Северного Ледовитого океана.

Можно сказать, что лодкам проект 667БДР повезло, большинство из них успело пройти заводской ремонт и модернизацию до 1991 года, когда начался стремительный развал отечественного оборонного комплекса. Остальные атомоходы этого типа в дальнейшем также удалось пропустить через СРЗ. Поэтому к концу 90-х годов корабли сохраняли высокий уровень боеспособности. Шло совершенствование и ракетного комплекса Д-9Р (очередные модификации ракеты Р-29Р были приняты на вооружение в 1987 и 1990 годах).

Ракетные подводные крейсера проекта 667БДР и сегодня продолжают оставаться важным элементом стратегических ядерных сил страны на Северо-Востоке страны. В составе ТОФ на 2012 год находилось 3 АПКСН проекта 667БДР: К-44, К-223 и К-433. К настоящему времени численный состав АПК СН в российском флоте стабилизировался и дальнейшее уменьшение в сколько-нибудь крупных масштабах в ближайшие годы, вероятно, производиться не будет. Поэтому можно ожидать, что РПКСН проекта 667БДР сохранятся на вооружении до середины второго десятилетия XXI века, когда им на смену придут новые стратегические подводные ракетоносцы новой постройки.

В мае 1994 года АПКСН К-129 был выведен из состава МСЯС РФ и на ФГУП «ЦС «Звездочка» в г.Северодвинск переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок по проекту 09786 и переименован в БС-136.

5. Схема проекта:

увеличенная схема (86,2 Кб)

Продольный разрез ПЛ проекта 667БДР

1 — основные антенны ГАК «Рубикон»; 2 — цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 3 — 533-мм ТА; 4 — цистерна кольцевого зазора; 5 — торпедозаместительная цистерна; 6 — носовой люк; 7 — носовой аварийный буй; 8 — запасные 533-мм торпеды; 9 — торпедопогрузочный люк; 10 — носовой (торпедный) отсек; 11 — носовая группа АБ; 12 — гидродинамический лаг; 13 — ЦГБ; 14 — шпиль и шпилевая машина; 15 — баллоны ВВД; 16 — второй (жилой) отсек; 17 — кормовая группа АБ; 18 — закрытый ходовой мостик; 19 — репитер гирокомпаса; 20 — перископ системы МТ-70-8; 21 — перископ ПЗНГ-8; 22 — боевая рубка; 23 — третий (центральный) отсек; 24 — центральный пост; 25 — перископ астрокорректора «Волна»; 26 — радиосекстан; 27 — антенна радиопеленгатора «Завеса»; 28 — антенна РЛК; 29 — РДП; 30 — антенна СОРС «Залив-П»; 31 — четвертый (носовой ракетный) отсек; 32 — ракетная шахта; 33 — пятый (кормовой ракетный) отсек; 34 — лебедка ВБАУ «Параван»; 35 — ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 36 — шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 37 — цистерны дизельного топлива; 38 — седьмой (реакторный) отсек; 39 — реактор; 40 — парогенератор; 41 — теплообменный блок; 42 — рессиверные баллоны; 43 — восьмой (носовой турбинный) отсек; 44 — паровая турбина; 45 — конденсатор; 46 — муфта эластичная; 47 — планетарный редуктор; 48 — главный упорный подшипник (ГУП); 49 — маслоохладитель; 50 — девятый (кормовой турбинный) отсек; 51 — электронасос конденсаторный; 52 — автономный турбогенератор (АТГ); 53 — всплывающая камера (ВСК); 54 — кормовой люк; 55 — гребной ЭД (ГЭД); 56 — муфта эластичная; 57 — десятый (кормовой) отсек; 58 — кормовой аварийный буй; 59 — приводы кормовых рулей

Выдвижные устройства ПЛ проекта 667БДР

6. Тактико-технические данные проекта:

водоизмещение надводное — 10600 т

подводное — 13700 т (16000(?) 13050(?))

скорость в надводном положении — 14 узлов

в подводном положении — 24 узел

глубина погружения рабочая — 320 м.

предельная — 400 м

длина — 155 м.

ширина — 11,7 м.

осадка — 8,7 м.

автономность — 90 (80?) суток.

экипаж — 130 человек.

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

— тип — АЭУ

ППУ:

-марка — ОК-700А

— количество х тип ЯР — 2 х ВВР

— марка ЯР — ВМ-4С

— суммарная тепловая мощность ЯР, МВт — 180

ПТУ:

— тип — ГТЗА с эшелонным расположением

— количество х мощность ГТЗА, л.с. — 2 х 20000

— количество х мощность АТГ, кВт — 2 х 3000

— марка АТГ — ТГ-3000

— количество х тип движителей — 2 х малошумных ВФШ

Резервные источники энергии и средства движения:

— количество х мощность ДГ, кВт — 2 х 460

аккумуляторная установка:

— количество х N ГЭД на линии вала, кВт. — 2 х 225

Вооружение:

Ракетное:

— тип ракетного комплекса — Д-9Р

— боекомплект (тип) БР — 16 Р-29Р (РСМ-50)

— вид старта — подводный, из РШ в ПК

Торпедное:

— количество х калибр ТА, мм — 4 х 533

— боезапас (тип) торпед — 16 (СЭТ-65, САЭТ-60М,

— система подготовки ТА — «Кальмар»

Радиоэлектронное:

— БИУС — «Алмаз-БДР» или МВУ-ЮЗБДР

— КСС — «Молния-М»

— система СС — «Цунами-БМ»

— ВВАБТ — «Параван»

— ВБАУ — «Ласточка» **

— ГАК — «Рубикон» (МГК-400)

— ГАС — «Аврора-1» ***

— РЛК — «Каскад» (МРК-50)

— СОРС — «Залив-П» (МРП-10М)

— ТК — МТ-70

перископ — ПЗНГ-8М

* — На последних кораблях серии

** — Устанавливается вместо ВВАБТ «Параван»

*** — Устанавливалась на К-44, К-441, К-487 и К-496 в процессе проведения среднего ремонта.

7. Источники:

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»