52 в 52 степени

Boeing B-52 Stratofortress: основной стратегический бомбардировщик ВВС США

Boeing B-52 Stratofortress – это американский дальний стратегический бомбардировщик, созданный корпорацией «Боинг» еще во времена Холодной войны, способный нести на борту ядерное оружие. Это один из символов Pax Americana – грозный ядерный гигант сверхдержавы. Свой первый полет В-52 совершил в далеком 1952 году и вот уже более шестидесяти лет этот самолет является основой американской стратегической авиации.

Согласно планам стратегов Пентагона, В-52 будет оставаться в этом качестве минимум до 2030 года. На модернизацию этих машин планируют потратить почти 12 млрд долларов. Эксперты говорят, что каждый такой бомбардировщик может летать 83 года, этот срок заканчивается только в 2040 году.

Основной задачей «Стратофортесса» была доставка в любую точку Советского Союза двух термоядерных бомб большой мощности.

За время своей службы В-52 участвовал практически во всех конфликтах, в которых были задействованы американские ВВС. Этот бомбардировщик является чемпионом среди боевых самолетов по дальности полета. За время его эксплуатации он не раз подвергался модернизации, созданы десятки модификаций самолета.

Всего было произведено 744 единицы В-52, стоимость последних модификаций (на 1998 год) составляет 53,4 млн долларов.

История создания

Задание на проектирование нового бомбардировщика было подготовлено в 1946 году, еще за несколько месяцев до начала испытаний В-36. Американским военным был нужен новый стратегический бомбардировщик с радиусом действия 8050 км, способный нести 4,5 т бомб, со средней скоростью полета 480 км/ч. Компания «Боинг» сразу же включилась в работы по созданию этого самолета и в итоге выиграла конкурс, получив средства на продолжение проекта.

Победа «Боинга» была вполне закономерной: эта компания долгие десятилетия плотно сотрудничала с американскими ВВС, первый боевой самолет фирма изготовила еще в 1917 году. Позже «Боинг» создавал для авиации США истребители (МВ-3, Р-12, Р-26), а затем плотно занялся разработкой бомбардировщиков.

В 1935 году компанией был создан самолет В-17 – знаменитая «Летающая крепость», бомбардировщик, принимавший самое активное участие в большинстве сражений Второй мировой войны. Любопытно, что изначально тяжелые бомбардировщики строились для борьбы с морскими целями, так как США вообще не планировали вмешиваться в конфликты за пределами своих границ.

В середине 30-х годов «Боинг» начал работы над созданием сверхтяжелого бомбардировщика, их итогом стало появление В-29 «Суперфортресс», с которого были сброшены атомные бомбы на японские города. Эта машина оказалась настолько удачной, что ее копию (она получилась неважной) выпускали в СССР под обозначением Ту-4.

Учитывая такой богатый и успешный опыт сотрудничества с ВВС США, неудивительно, что заказ на создание нового бомбардировщика получил именно «Боинг».

Атомное оружие, созданное в конце мировой войны, полностью изменило расстановку сил на мировой шахматной доске. Решающим фактором стало не только наличие ядерного оружия и его количество, но и способность доставить его к нужной цели. Ракетные технологии в тот момент находились еще в зачаточном состоянии, поэтому две супердержавы, США и СССР, бросили все силы на создание дальних стратегических бомбардировщиков.

Еще одним важным моментом являлось то, что поршневая авиация в этот период находилась уже в фазе своего заката. Будущее было за реактивными самолетами.

После окончания войны американские авиационные конструкторы получили доступ к трофейным немецким разработкам в области реактивного движения, а они были весьма продвинутыми.

В конце 40-х годов компанией «Боинг» был создан средний реактивный бомбардировщик Boeing B-47 Stratojet, обладавший крылом небольшой стреловидности и шестью турбореактивными двигателями. Такая схема оказалась довольно удачной, поэтому было решено использовать ее и для будущего тяжелого бомбардировщика.

В 1948 году был готов окончательный проект нового самолета с максимальным радиусом действия 4930 км и скоростью 910 км/ч. Он должен был брать на борт 4,5 т бомб и иметь взлетную массу 150 т. На бомбардировщик планировали установить 6 ТРД. Начало Корейской войны значительно ускорило работы над будущим В-52.

Первый опытный самолет был построен к концу 1951 года, но его долго дорабатывали, поэтому испытательные полеты начались только в октябре следующего года. Предсерийная партия бомбардировщиков была готова в августе 1954 года, эксплуатировать новые машины американские ВВС начали в феврале 1955 года.

21 мая 1956 года с В-52 была сброшена первая водородная бомба, в том же году были выполнены несколько длительных беспосадочных перелетов. В 1957 году три В-52 совершили кругосветное путешествие, а в 1962 году на этом самолете был поставлен рекорд по дальности полета: за 22 часа и 9 минут бомбардировщик преодолел расстояние в 20208 км.

В годы Холодной войны часть бомбардировщиков В-52 несла круглосуточное дежурство на аэродромах, имея на борту ядерное оружие. В середине 60-х годов для уменьшения вероятности поражения самолетов они были рассредоточены на 36 аэродромах. В это же время десять бомбардировщиков постоянно находились на боевом дежурстве в воздухе, готовые в любой момент нанести удар по противнику.

В конце 80-х на боевом дежурстве находилось около 40 Boeing B-52 Stratofortress, за долгие годы службы 71 самолет был потерян из-за различных летных происшествий. В 1991 году американцы объявили о снятии этих машин с боевого дежурства – они выиграли Холодную войну.

Высота полета В-52 была на треть больше, чем у поршневого B-29, а его скорость практически вдвое превосходила «Суперкрепость». Эти факторы, естественно, значительно повышали шансы бомбардировщика выполнить свое задание и вернуться целым на базу. Однако уже в середине 50-х годов советские зенитные ракеты могли поражать цели на высоте 25 км, а в 1960 году советскими ПВО был сбит американский высотный разведчик U-2. Становилось понятным, что значительная высота полета уже не является надежной защитой для бомбардировщика. Ракеты выглядели куда надежней в качестве средства доставки ядерного оружия.

В 1972 году В-52 начали оснащать аэробаллистическими ракетами SRAM с ядерной боевой частью. Они были способны поражать неподвижные цели на расстоянии 160 км. Самолет мог принимать на борт до восьми подобных ракет.

В начале 80-х бомбардировщики были вооружены крылатыми ракетами ALCM, что позволяло наносить удары, не заходя в зону действия ПВО противника.

Максимальным количество Boeing B-52 Stratofortress, состоящим на вооружении, было в середине 60-х годов, оно составляло более 600 машин. После этого их постепенно снимали с вооружения.

В 1993 году на базе Дэвис-Монтан началась утилизация 350 самолетов В-52. Она проводилась согласно договору СНВ, подписанному ранее между США и СССР. В составе ВВС США оставили 95 В-52Н.

Описание конструкции

Бомбардировщик В-52 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоким расположением крыльев. Самолет оснащен восемью двигателями, размещенными в спаренных мотогондолах.

Крыло В-52 имеет угол установки 8°, стреловидность по передней кромке составляет 37°. Крыло цельнометаллическое кессонное с двумя лонжеронами. Механизация крыла В-52 состоит из двух щелевых закрылков Фаулера, на модификациях до B-52F есть элероны и интерцепторы. Отличительной чертой модификации В-52G являются наплывы в корневой части крыла.

Фюзеляж самолета типа полумонокок с овальным сечением и плоскими боковыми стенками. В его передней части находится двухпалубная кабина экипажа, она герметична. Экипаж В-52 состоит из шести человек. Верхняя кабина имеет небольшую высоту, в ней находятся места командира самолета, второго пилота и оператора РЭБ. Катапультирования этих членов экипажа происходит вверх. В нижней кабине находятся места штурмана и бомбардира. Их катапультирование происходит вниз, оно возможно на высоте не менее 76 метров. Вход в кабину пилотов расположен в нижней передней части фюзеляжа.

В модификациях бомбардировщика до B-52F в заднем хвостовом отсеке размещался стрелок-наблюдатель, в задачи которого входило опознавать свои и вражеские самолеты в задней полусфере, приближение зенитных ракет, сообщать командиру о неполадках двигателей, течи топлива. Стрелок мог попасть в основную кабину по специальному лазу, но для этого ее нужно было разгерметизировать. На поздних модификациях самолета место стрелка было перенесено в основную кабину.

Горизонтальное оперение состоит из стабилизатора (стреловидность 42°) и киля с рулем направления (40°). Для удобства размещения в ангаре киль может складываться вправо.

В-52 оснащен шасси велосипедной схемы, оно состоит из четырех основных двухколесных стоек и двух опорных стоек на концах крыльев. Основные стойки шасси убираются с поворотом почти 90° в ниши, расположенные позади и впереди отсека вооружения.

Силовая установка самолета состоит из восьми двигателей, расположенных в сдвоенных гондолах на подкрыльных пилонах. Двигатели самолета — ТРДД Pratt & Whitney J57 разных модификаций на самолетах различных серий. Это двухвальный двигатель с 7-ступенчатым компрессором высокого давления (ВД) и 9-ступенчатым компрессором низкого давления (НД), одноступенчатой турбиной ВД, 2-ступенчатой турбиной НД и трубчато-кольцевой камерой сгорания.

В-52 имеет 12 топливных баков: мягкие баки фюзеляжа, баки, размещенные в кессоне крыла и два подвесных бака. За кабиной пилотов находится приемник для дозаправки самолета в воздухе.

Навигационно-бомбардировочные системы самолета – аналоговые. На первых модификациях самолета стояли РЛС APS-23, дальномер, бомбардировочный оптический прицел, в дальнейшем от оптического прицела решили отказаться. На поздних модификациях В-52 была установлена оптико-электронная система обзора AN/ASQ-151, которая позволяла самолету огибать препятствия на малых высотах, камера для низких уровней освещения и ИК-система обзора передней полусферы.

Boeing B-52 Stratofortress обладает одной из наиболее мощных систем радиоэлектронной борьбы среди боевых самолетов США. В нее входит аппаратура постановки дезинформирующих и шумовых помех, тепловые ловушки и дипольные отражатели. Кроме того, бомбардировщики В-52 модификаций G и H оборудованы системами РЭП AN/ ALQ-122, предназначенными для подавления РЛС противника, передатчиками помех, аппаратурой предупреждения о радиолокационном облучении самолета, импульсно-доплеровской станцией защиты хвоста AN/ALQ-153, передатчиками помех AN/ALT-28. Общая масса аппаратуры РЭБ составляет 2,7 т.

Наступательное вооружение самолета размещается в отсеке вооружения или подвешивается на двух пилонах, расположенных под крыльями. В-52 создавался в первую очередь как самолет-носитель ядерного оружия. Первые модификации бомбардировщика были вооружены свободнопадающими бомбами различных типов (Мк.5, 6, 17, 36, 41, В28, 43 и др.). Они размещались в отсеке вооружения. Общая бомбовая нагрузка самолета составляет 31500 кг.

с 1961 по 1976 год самолеты В-52 имели на своем вооружении управляемые ракеты с ядерной БЧ AGM-28 (GAM-77), что позволяло бомбардировщику поражать даже хорошо защищенные цели, не заходя в зону поражения вражеской ПВО.

В середине 80-х В-52 были модернизированы для использования крылатых ракет AGM-86B (12 штук). Примерно в это же время часть самолетов (69 ед. B-52G) была переоборудована для применения неядерного оружия. Семь были оснащены противокорабельными ракетами «Гарпун», еще часть получила возможность использовать высокоточные управляемые ракеты израильской разработки AGM-142 «Рэптор».

Пушечное вооружение В-52 состояло из шестиствольной 20-мм пушки M61 Вулкан, установленной в хвосте самолета. В 1994 году они были демонтированы.

Модификации В-52

За более чем полувековую историю эксплуатации стратегические бомбардировщики В-52 пережили не одну модернизацию, и современные машины мало напоминают самолеты 60-х и 70-х годов. В первую очередь, конечно же, речь идет об их функциональных возможностях.

Вот основные модификации В-52:

  • XB-52 и YB-52. Это два прототипа бомбардировщика, построенные еще до начала серийного производства машины.
  • B-52A. Первая производственная серия самолета, всего было выпущено 3 единицы этой модификации. Данная модификация отличалась измененной кабиной пилотов и четырехствольной пулеметной хвостовой башней с 12,7-мм пулеметами.
  • NB-52A. Самолет модификации А, превращенный в исследовательскую машину для запуска ракетоплана North American X-15, первый пуск состоялся в 1959 году.
  • B-52B. Модификация, принятая на вооружение ВВС США в 1955 году. Всего было построено 50 самолетов B-52B. Машины отличались усовершенствованной силовой установкой и более современным навигационным оборудованием. Сняты с вооружения в 1966 году.
  • RB-52B. Разведывательный вариант модификации В-52В. В бомбоотсек самолета устанавливался контейнер с разведывательным оборудованием, включая детекторы радиоизлучения и фотокамеры. Экипаж самолета состоял из восьми человек.
  • NB-52B. Самолет-носитель ракетоплана North American X-15. Изготовлен в 1967 году.
  • B-52C. Эта модификация выпускалась в 1955-1956 гг. На самолетах были установлены более мощные двигатели J57-PW-19W, а топливные баки имели увеличенный объем. Всего было построено 35 самолетов.
  • B-52D. Это бомбардировщик без разведывательной аппаратуры. Модификация выпускалась в 1955-1957 гг., была оснащена двигателем J57-PW-19W.
  • B-52E. Модификация самолета, выпускавшаяся в 1957-1958 гг. Самолеты оснащались двигателями J57-PW-19W, имели более совершенное навигационное и прицельное оборудование и систему дозаправки в воздухе. В-52Е могли использовать ракеты AGM-28 Hound Dog.
  • B-52F. Данная модификация выпускалась в 1958-1959 гг., было построено 89 самолетов. Они были оснащены двигателями J57-PW-43WA с улучшенной системой вбрызга топлива и новыми генераторами. Применялись во Вьетнамской войне.
  • B-52G. Одна из самых массовых модификаций самолета (выпущено 193 единицы). Самолет получил двигатель J57-PW-43WA, была изменена конструкция крыла, уменьшены размеры киля. Бомбардировщик получил кабину новой конструкции: теперь командир самолета, второй пилот и операторы наступательного вооружения находились лицом по направлению полета, а стрелок и оператор РЭБ – лицом назад. В середине 70-х самолеты этой модификации получили оптико-электронную систему ANASQ-151 и ракеты AGM-69 SRAM. В середине 80-х их вооружение было дополнено крылатыми ракетами AGM-86B.
  • B-52H. Эта модификация имела все конструкционные изменения, что и B-52G. Кроме того, она оснащалась более экономичными двигателями TF33-P-3. Данная модификация имела более совершенное бортовое оборудование и систему РЭБ, На В-52Н была установлена система управления оборонительным вооружением.

Боевое применение

Боевым крещением для В-52 стала война во Вьетнаме. Этот самолет активно использовался в течение всей кампании в Индокитае. В-52 сделали 126 тыс. вылетов, всего было потеряно 30 самолетов: 16 машин сбили вьетнамские зенитчики, 2 – истребители МиГ-21, остальные были потеряны в результате отказов техники или ошибок пилотов. В-52 сумели сбить 2 МиГ-21.

Война в Персидском заливе (1991 год). В этой войне участвовало 70 В-52. Один самолет был сбит, еще шесть повреждены зенитным огнем.

В-52 принимали участие в бомбардировках бывшей Югославии, их использовали (и продолжают использовать) для нанесения ударов по афганским моджахедам. В 2003 году во время второй войны в Персидском заливе с В-52 было выпущено около ста крылатых ракет.

В настоящее время американцы используют этот бомбардировщик для нанесения ударов по боевикам ИГИЛ в Ираке и Сирии.

Характеристики

Модификация B-52H
Размах крыла, м 56,39 м
Длина, м 49,05 м
Высота, м 12,4 м
Площадь крыла, м2 371,60 м2
Взлетная масса 221500 кг
Двигатель ТРДД TF33-P-3
Максимальная тяга 8 х 7710 кгс
Максимальная скорость 1013 км/ч
Боевой радиус действия 7730 км
Длина разбега 2900 м
Вооружение
Пушечное вооружение 20-мм пушка M61 Вулкан
Бомбовая нагрузка до 27200 кг

Автор статьи: Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННАЯ ОБРАБОТКА

К основным достоинствам электроэрозионного нанесения можно отнести:

  • возможность локальной обработки поверхности;
  • высокая прочность сцепления нанесенного материала с основой;
  • отсутствие нагрева детали свыше 70 — 80 град.С в процессе обработки;
  • возможность использования широкого спектра материалов деталей и наносимых покрытий для получения заданных свойств.

Основными достоинствами электроэрозионного удаления являются возможность оперативного удаления части материала изделия без специальных мер и применение в случаях невозможности использования традиционных способов.

ОБОРУДОВАНИЕ

Установки для электроэрозионной обработки могут использоваться:

  • для повышения стойкости металлорежущих инструментов, штампов, деталей прессформ, деревообрабатывающих, буровых и камнеперерабатывающих инструментов;
  • для восстановления размеров изношенных деталей в ручном режиме (до 0,5 мм на диаметр или 0,25 мм на поверхность, локально — до 2-3 мм.)
  • для нанесения защитных, антифрикционных (на основе меди), токопроводящих (на основе благородных металлов) покрытий;
  • для электроэрозионного прошивания отверстий различных конфи­гураций, клеймения, формообразования сложных рельефов, восстановления деталей удалением приобретенного материала

Генераторы большинства выпускаемых ранее установок для электроэрозионного нанесения (например «ЭЛИТРОН» Опытного завода Академии Наук Молдовы, ”ВЕСТРОН” Российской фирмы ”ВЕСТРОН”, «MicroDepo» фирмы TechnoCoat International Co.,Ltd. и др.) как правило основаны на неконтролируемом разряде конденсаторной батареи в межэлектродный промежуток. При такой схеме организации электроэрозионного процесса состояние межэлектродного промежутка в момент разряда определяющим образом влияет на большинство энергетических и температурных параметров, таких как ток разрядного импульса, его длительность, форма, частота искровых разрядов, температура электрода и детали в зоне межэлектродного промежутка. При таком влиянии трудно добиться стабильных, повторяющихся результатов обработки, что отрицательно сказывается на качестве покрытия, возможности программирования параметров наносимых покрытий, уменьшение зависимости качества покрытия от опыта оператора. Кроме того, большая часть энергии вырабатываемой генератором теряется на разогреве детали, в силовых кабелях, электронных приборах, уменьшая КПД, или что еще хуже, избыточно разряжается в промежутке, перегревая покрытие.

Установки следующего поколения — «ALIER», выпускающиеся с 2000г., можно отнести к разряду «интеллектуальных» установок. Применение принципов контроля состояния межэлектродного промежутка, регулируемости и стабилизации параметров вводимой в электродный промежуток энергии, современной силовой элементной базы и микроконтроллеров позволило положить в основу установок систему контролируемого разряда, которая анализируя состояние межэлектродного промежутка и регулируя парамеры ввода энергии в промежуток, поддерживает стабильными заданные параметры нанесения, оптимальный температурный режим в зоне нанесения и увеличивает эффективность процесса.

Это позволило улучшить сплошность, равномерность покрытия, уменьшить шероховатость и пористость.

В свою очередь такое улучшение структуры покрытия позволило получать более толстые покрытия, расширить диапазон металлов, сплавов как обрабатываемых изделий, так и используемых для обработки электродов.

Стабилизация параметров нанесения позволило получать покрытия с программируемыми, стабильными, повторяющимися параметрами, уменьшило влияние руки оператора на качество покрытия.

Наряду с этим, уменьшение излишней рассеиваемой мощности в кабелях и обрабатываемом изделии увеличило КПД установок, уменьшило загрузку силовых электронных приборов, повысив тем самым надежность, позволило уменьшить массогабаритные показатели.

В свою очередь, увеличение КПД позволило получить энергетически более мощные режимы что дает возможность получения покрытий большей толщины и увеличения производительности процесса.

Применение в установках регулятора вводимой в межэлектродный промежуток энергии «КОЭФФИЦИЕНТ ЭНЕРГИИ» позволяет, для каждого энергетического режима, устанавливать оптимальное значение при различных сечениях электродов, различных материалов электродов.

При любых режимах работы генератора амплитудное значение напряжения на электроде не превышает 50В, что удовлетворяет соответствующим требованиям техники безопасности к подобному оборудованию.

Повышенная частота вибрации электрода ручного инструмента (600 Гц) улучшает условия для нанесения в межэлектродном промежутке обеспечивая качество покрытия. Одновременно, это уменьшает воздействие амплитуды вибрации на руку оператора.

Перечисленные принципы легли в основу следующих серийных установок.

ALIER-31 — переносная установка, предназначена для упрочнения или нанесения восстанавливающих покрытий в ручном режиме специальным ручным инструментом (вибровозбудителем), для восстановления или упрочнения деталей механизированным осевым инструментом на токарном станке.

ALIER-52 — переносная установка, предназначена для упрочнения или нанесения восстанавливающих покрытий в ручном режиме специальным ручным инструментом (вибровозбудителем).

ALIER-54 — переносная установка, предназначена для упрочнения или нанесения восстанавливающих покрытий в ручном режиме специальным ручным инструментом (вибровозбудителем) или для восстановления или упрочнения деталей форм тел вращения механизированным многоэлектродным инструментом на токарном станке.


ALIER-55 — переносная установка, предназначена для упрочнения или нанесения восстанавливающих покрытий в ручном режиме специальным ручным инструментом (вибровозбудителем). Генератор содержит газокоммутирующие элементы для нанесения покрытий в газозащитной среде.

ALIER-72 — установка, предназначена для восстановления или упрочнения деталей форм тел вращения механизированным многоэлектродным инструментом на токарном станке.

Однако, метод электроэрозионной обработки, особенно в части его применения для нанесения покрытий, обладает значительно большими потенциальными возможностями, чем известные на сегодняшний день примеры его использования. Можно привести несколько примеров успешной реализации некоторых нетрадиционных применений, воплощенных в установки, изготовленные по специальным заказам.

ALIER-20 — переносная установка, предназначена для нанесения токопроводящих покрытий серебром в ручном режиме специальным ручным инструментом (вибровозбудителем).

ALIER-21 — переносная высокочастотная установка, предназначена для высокопроизводительного нанесения тонких металлических покрытий улучшенного качества (сплошности и шероховатости), в ручном режиме, специальным ручным инструментом (вибровозбудителем). В частности, установка может применятся для нанесения покрытий специальными синтетизированными электродами микро- и нанокристалической структур, благородными, легкоплавкими металлами и сплавами, а также для нанесения медных антифрикционных покрытий, нанесения покрытий на основы из легкоплавких металлов и сплавов.

Установка для механизированного модифицирования поверхности фольги электроискровым методом, предназначена для изменения свойств поверхности металлической фольги толщиной 20…100 микрометров.

Технология электроэрозионного нанесения и ее прикладные возможности и по сей день остаются достаточно малоизученными. Одной существенной причиной этого обстоятельства можно считать отсутствие серьезного взаимодействия, сотрудничества между производителями оборудования и специалистами-технологами. Проще говоря, разработчик оборудования, не будучи специалистом в технологии, не знает что воплощать в оборудование, а специалисты занимающиеся технологией не могут выработать требования для нового оборудования не имея в распоряжении лабораторного оборудования с самым широким спектром возможностей для исследования. Очевидным решением проблемы представляется разработка и изготовление лабораторно-ориентированного оборудования — как генераторов, так и экспериментальных инструментов. Будучи единичным, такое оборудование, естественно, дороже серийного, но оснащение исследовательских центров таким оборудованием представляется абсолютно необходимым, а краткосрочная окупаемость в данном случае — не главное требование. Одним из немногочисленных примеров такого оборудования может служить стенд для исследования энергетических режимов с специально разработанным для него высокочастотным ручным инструментом (вибровозбудителем), изготовленный в 2001г. и его модернизированная версия 2004 года.

ALIER-2004 — стенд, предназначен для экспериментального определения оптимальных энергетических параметров режимов электроэрозионного нанесения металлических покрытий, в ручном режиме, специальным высокочастотным ручным инструментом (вибровозбудителем).

Истребитель Су-57. История проекта, испытания, контракты

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 декабря 2019 года в Хабаровском крае при заводских испытаниях упал в тайге истребитель Су-57. По данным «Объединенной авиастроительной корпорации», пилот успешно катапультировался и не пострадал. Согласно данным открытых источников, авария стала первым случаем потери Су-57.

Что известно об этом типе самолетов — в материале ТАСС.

Су-57 (наименования при разработке — ПАК ФА, Т-50; по кодификации НАТО — Felon, «фелон», с англ. «преступник») — российский многофункциональный истребитель пятого поколения. Предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, внутрифюзеляжное вооружение, радиопоглощающее покрытие, а также новейший комплекс бортового оборудования.

История проекта

Проектирование перспективного многофункционального истребителя для замены Су-27 и МиГ-31 началось в СССР в конце 1970-х годов. 5 июля 1981 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о целевой комплексной программе создания таких самолетов.

В конце 1990-х годов победу в конкурсе на создание перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации 5-го поколения (ПАК ФА) для Военно-воздушных сил (ВВС, ныне в составе Воздушно-космических сил, ВКС) России одержало опытно-конструкторское бюро Сухого (ныне — филиал ПАО «Компания «Сухой»). Проект самолета, получившего индекс Т-50 (авиационный комплекс И-21), разрабатывается с 1999 года. Эскизный макет был готов к осени 2004 года.

Площадкой для строительства самолетов был определен Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, входящий в состав «Сухого». К 2009 году были изготовлены два прототипа для наземных испытаний.

Первый летный экземпляр Т-50 поднялся в воздух 29 января 2010 года, его пилотировал летчик-испытатель Сергей Богдан.

ПАК ФА создавался как одноместный ударный самолет, в его конструкции широко применяются композитные материалы. Машина должна отвечать всем требованиям, предъявляемым ВКС России для истребителей 5-го поколения: сверхзвуковой полет без форсажа, малая заметность (для радиолокационных, оптических, акустических и иных систем обнаружения), сверхманевренность и способность совершать относительно короткие взлет и посадку. Летно-технические характеристики самолета не раскрываются, максимальная взлетная масса оценивается экспертами в 35 т, крейсерская скорость — в 1,7-1,8 Маха, максимальная — в 2-2,5 Маха, дальность — 4 тыс. км. Вооружение — ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» или авиабомбы; авиапушка калибра 30 мм. Для снижения радиолокационной заметности предполагается размещение вооружения во внутрифюзеляжных отсеках, однако на летных экземплярах также отрабатывалось использование подкрыльевых пилонов для внешней подвески.

Двигатели первого и второго этапов, испытания

Опытные и первые серийные образцы истребителя оснащены двигательной установкой «изделие 117» разработки НПО «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская обл.; аналогичными двигателями оснащаются истребители Су-35). Двигатель второго этапа — так называемое изделие 30 — с 2016 года проходил стендовые испытания. Предполагается, что «изделие 30» позволит истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

В 2010-2013 годы были проведены заводские испытания Т-50, начались государственные совместные испытания. Испытательные полеты проходили в Подмосковье (в Летно-исследовательском институте имени М. Громова) и в 929-м Государственном летно-испытательном центре ВВС РФ им. В. Чкалова в Ахтубинске (Астраханская обл.)

20 июля 2017 года главком ВКС России Виктор Бондарев заявил о завершении первого этапа государственных испытаний Т-50. 11 августа 2017 г. Бондарев в интервью сайту российского телеканала «Звезда» сообщил, что Т-50 (ПАК ФА) получил серийное название Су-57. Начало поставок самолета в войска ожидалось в 2018 г.

5 декабря 2017 года в Министерстве промышленности и торговли РФ сообщили, что в этот же день в ЛИИ им. М. М. Громова совершил первый полет Т-50 с двигателем второго этапа. Истребителем управлял Сергей Богдан. Продолжительность полета составила 17 минут, он прошел штатно, в соответствии с условиями задания.

1 марта 2018 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил журналистам, что два Су-57 выполнили двухдневную программу испытаний в Сирии. По словам министра, испытания, в т. ч. боевые, «прошли успешно». 18 декабря 2019 года начальник Генштаба Валерий Герасимов сообщил, что Су-57 прошли в Сирию повторную апробацию. В ходе нее все запланированные задачи также были выполнены.

Контракты на поставки в войска, серийное производство

22 августа 2018 года на форуме «Армия-2018» Минобороны РФ и ПАО «Сухой» подписали контракт на поставку двух серийных экземпляров Су-57 к 2020 году. В тот же день заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко сообщил журналистам, что первый серийный самолет «придет в Вооруженные силы уже в следующем году». Глава ОАК Юрий Слюсарь заявил на форуме, что Су-57 станет основой для целого семейства самолетов.

6 декабря 2018 года источник ТАСС в авиастроительной отрасли сообщил, что Су-57 получит на вооружение гиперзвуковую ракету с характеристиками, подобными ракете авиакомплекса «Кинжал», соответствующие работы внесены в госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы. По данным источника, ракета будет с внутрифюзеляжным размещением и меньшими габаритами.

15 мая 2019 года президент РФ Владимир Путин сообщил на совещании по оборонной тематике, что до 2028 года будет закуплено 76 самолетов Су-57. Он пояснил, что ранее программой вооружений до 2028 года планировалось закупить 16 таких самолетов, но производители смогли на 20% снизить стоимость и летательных аппаратов, и вооружения, в результате чего появилась возможность закупить больше боевых машин этого класса. О подписании соответствующего контракта стало известно 27 июня 2019 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019».

29 июля 2019 года в аппарате вице-премьера Юрия Борисова сообщили, что компания «Сухой» начала серийное производство Су-57. 12 августа 2019 года командующий ВВС — заместитель главнокомандующего ВКС Сергей Дронов сообщил газете «Красная звезда», что государственные испытания истребителя завершатся в 2019 году. 18 декабря начальник Генштаба Валерий Герасимов, выступая перед иностранными военными атташе, рассказал, что Су-57 повторно испытаны в Сирии.

По состоянию на декабрь 2019 года изготовлено не менее трех прототипов для наземных (статических) испытаний и по меньшей мере десять летных экземпляров. Один из них, Т-50-5, был поврежден 10 июня 2014 года в результате пожара в подмосковном Жуковском (возгорание оперативно потушили, впоследствии самолет был восстановлен).

Сотрудничество с Индией

На основе ПАК ФА «Сухим» совместно с индийской компанией Hindustan Aeronautics Ltd. («Хиндустан Аэронотикс лимитед») с 2010 года велась разработка совместного российско-индийского проекта истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft, «истребитель пятого поколения»). В апреле 2018 года издание Jane’s Defence Weekly сообщало о выходе Индии из проекта FGFA, при этом утверждалось, что индийская сторона может пересмотреть это решение или приобрести экспортные Су-57 после поступления самолета на вооружение ВКС РФ. Официальных комментариев российской стороны о состоянии проекта FGFA не публиковалось.

B-52 – коктейль смелых авиаторов

На данный момент коктейль Б-52 считается неотъемлемым атрибутом клубной жизни, его подают во всех приличных барах мира. Дальше я расскажу об истории, способах употребления и двух основных рецептах этого знаменитого напитка, покорившего миллионы любителей спиртного на всех континентах.

Историческая справка

B-52 – алкогольный коктейль с приятным сладковатым вкусом, состоящий из трех слоев ликеров (кофейного, сливочного и апельсинового), которые наливаются в равных пропорциях. Напиток создан в 1955 году в одном из баров Малибу. Его назвали в честь американского стратегического бомбардировщика Боинг B-52 Stratofortress, который как раз в том году поступил на вооружение армии США.

Рецепт Б-52 в домашних условиях

Существует два классических рецепта. В первом поочередно наливают ликеры, во втором – коктейль после приготовления поджигают. Смотрится очень эффектно, но без тренировки выпить его не так просто.

Состав и пропорции:

  • кофейный ликер (Kahlúa или Captain Black) – 20 мл;
  • сливочный ликер (Бейлиз или его аналог) – 20 мл;
  • апельсиновый ликер (Cointreau) – 20 мл.

Приготовление

Главная сложность заключается в получении равномерных не рваных слоев, которые не смешиваются друг с другом. Для этого нужно сделать следующее:

1. Налить в стопку кофейный ликер.

2. Далее по лезвию ножа или тыльной стороне ложки медленно добавить сливочный ликер поверх кофейного.

3. Этим же методом налить апельсиновый ликер.

Только по описанию понять суть метода достаточно сложно, поэтому советую посмотреть видео, где показаны все этапы приготовления B-52.

Далее сделанный коктейль можно выпить или поступить более оригинально – поджечь его. В последнем случае вам гарантированы не только приятные вкусовые ощущения, но и незабываемое шоу.

Как пить B-52

Коктейль правильно пить одним глотком через соломинку, опуская её к самому нижнему слою. Если перед вами подожжённый B-52, медлить нельзя, иначе соломинка расплавится.

Сначала пьющий чувствует холод нижнего слоя, потом постепенно в рот поступает более тёплый слой, а под конец коктейль и вовсе становится горячим. Это обеспечивает головокружительный эффект. Людей, пробующих Б-52 в первый раз, охватывает эйфория. Но злоупотреблять опасно, поскольку после 3-4 выпитых порций можно сильно опьянеть.

Коктейль Б 52

Родина: Соединенные Штаты Америки

История:

Из всех версий изобретения данного напитка наиболее интересной и правдоподобной является посвящение его названия стратегическому бомбардировщику «Боинг B-52 Stratofortress». Дело в том, что свою службу военно – воздушным силам Соединенных Штатов самолет начал в год появления в баре «Alice» в Малибу необычного горящего напитка. Это было в 1955-м. Версии о том, что коктейль был придуман летчиком (1944) или барменом калгарского бара «Keg’s steakhouse» (1945) не нашли подтверждения, хотя может быть какой – либо подобный напиток получалось смешать и ранее. Но о нем никто не знал.

Сейчас, в наши дни, пламенный напиток пилотов безумно популярен. И практически любой уважающий себя бар имеет в ассортименте предлагаемых клиентам напитков коктейль «Б-52».

Виды и разновидности:

Вариации коктейля зависят по большей части от марки ликеров и от того поджигают его или нет. Горящий напиток называется «Flaming B-52». Но иногда слои коктейля размешиваются и подаются на блюде со льдом.

Пожалуй, самым значительным отличием обладает вариант, который именуют «Оскар Уайльд» или «Б-53». В нем апельсиновый ликер заменяют на абсент «Xenta Absenta» в той же пропорции.

Еще одним, весьма женским, вариантом является замена кофейного ликера шоколадным. Это тоже вкусно. Хотя уже и не «Б-52» в своем классическом проявлении.

Действие на организм: возбуждает чувство азарта, бодрит, вводит в эйфорию, быстро пьянит.

Как пить:

Коктейль относится к слоенным «шотам», поэтому готовят его в стопках. Пьют двумя способами: с поджиганием и без (в любом случае — залпом). Если напиток поджигают, то пьют его через соломинку, очень быстро (пока не расплавилась). При этом вместо верхнего слоя апельсинового ликера можно налить ром.

Поджигание дает интересный эффект: холодный на дне, напиток обжигает в конце пития. Многие сравнивают этот эффект со взлетом. Кроме того, такой вариант весьма зрелищен – прямо дух захватывает (и у пьющего и у зрителей).

Обратите внимание:

Коктейль без труда можно приготовить в домашних условиях. Главное – не спешить заливать слои ликеров в стопку. Делать это нужно осторожно. При этом все компоненты напитка и ложечка для их «укладки» должны быть достаточно охлаждены.

Не обязательно использовать именно те марки ликеров, которые даны в рецепте. Вместо ликера «Айриш Крим» прекрасно подойдет нежно – сливочный «Бейлис» («Bailey’s Irish Cream»), а вместо «Гранд Марнье» — его апельсиновые родственники «Трайпл сек» или «Куантро» («Cointreau»). Заменить ликер «Калуа» («Kahlúa») вполне может «Capitan Black» со вкусом кофе.

Основная пропорция напитка – 1:1:1, то есть всех компонентов мы берем поровну (по 20 мл).

Дозировка составляет 3-4 порции напитка за вечер. Превышать ее недопустимо, так как уже даже после 2-й порции вы почувствуете достаточное опьянение.

Вопрос сколько градусов в данном коктейле – стратегический, ведь его крепость будет меняться в зависимости от марки использованных при его приготовлении ликеров (а может быть даже рома или абсента). В среднем она может колебаться в пределах 20-30%.

Коктейль «Б-52»

Подготовьте:

  • кофейного ликера «Калуа» («Kahlúa») — 20 мл
  • сливочного ликера «Айриш Крим» («Irish Cream») — 20 мл
  • апельсинового ликера «Гранд Марнье» («Grand Marnier») — 20 мл

Готовить надо так:

  1. Перед началом приготовления нужно заранее охладить стопку и подготовить длинные спички для розжига.
  2. В стопку послойно (при помощи ложки) «уложить» ликеры: сначала кофейный, потом сливочный и в конце – апельсиновый.
  3. Зажечь. Пламя подарит вам эффект шоу и невероятные ощущения «виражей».