3 памятника родина мать

Скульптура «Родина-мать» в цифрах и фактах. Справка

50 лет назад, 15 октября 1967 года, была построена одна из высоких статуй мира, скульптура «Родина-мать зовёт!». Она является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенном на Мамаевом кургане в Волгограде.

Что представляет собой скульптура?

Железобетонная скульптура представляет собой фигуру женщины в полный рост, которая шагает вперёд с поднятым вверх мечом. Она воплощает в себе образ Родины, которая призывает своих сыновей сразиться с врагом.

Монумент «Родина-мать зовет!» является частью скульптурного триптиха, в который также входят монумент «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. По задумке, выкованный на берегу Урала меч, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде, и в конечном итоге опущен после Победы в Берлине.

Монументы «Родина-мать зовёт!», «Тыл — фронту», «Воин-освободитель». Коллаж АиФ/ Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко, В. Коновалов, Алексей Витвицкий

Каковы размеры памятника?

Общая высота памятника с пьедесталом составляет 87 метров. Высота женской фигуры — 52 метра, а с учётом длины её руки и меча — 85 метров. Длина руки составляет 20 метров, меча — 33 метра.

После окончания строительства Родина-мать была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокая статуя в мире, и оставалась ей в течение 22 лет. Сегодня она входит в десятку самых высокий статуй мира, изображающих фигуру в полный рост, и продолжает оставаться самой высокой скульптурой России.

Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн. Внутри статуя полая, толщина железобетонных стен составляет 25-30 см. Сталинградская битва в цифрах и фактах. Инфографика Подробнее

Кто автор проекта?

Статуя выполнена скульптором Евгением Вучетичем и инженером Николаем Никитиным.

В сентябре 1944 года был объявлен конкурс на создание памятника. В нём участвовали как известные архитекторы, так и солдаты, присылавшие эскизы по почте. Также проекты скульптуры приходили из-за рубежа. Однако Евгений Вучетич не принимал участие в конкурсе, ходили слухи, что свою задумку он представил напрямую Сталину.

В мае 1959 года строительство монумента было начато.

Каким мог быть памятник?

Участники конкурса предлагали разные решения памятника: архитектор Георгий Марцинкевич хотел поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а его коллега Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Согласно первоначальному проекту Вучетича, рядом с женской фигурой должна была находиться статуя солдата, который стоит на колене и протягивает свой меч Родине-матери. Впоследствии автор изменил проект, хотя он уже был утверждён. Вучетич убедил высшее руководство, что в таком виде композиция нарушает важный идеологический момент: война ещё не завершена, поэтому солдат не может отдавать свой меч.

Также изначально планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Никита Хрущев распорядился увеличить её рост, чтобы она оказалась выше статуи Свободы (46 метров без пьедестала).

Меч статуи изначально был изготовлен из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но впоследствии оказалось, что он сильно раскачивается на ветру и скрипит. В 1972 году меч заменили на новый, изготовленный из стали.

Кто стал прообразом «Родины-матери»?

Искусствоведы сходятся во мнении, что при создании скульптуры Вучетич вдохновлялся барельефом «Марсельеза», расположенном на Триумфальной арке в Париже, а также античной скульптурой Ники Самофракийской.

Доподлинно не известно, кто позировал скульптору. Одна из популярных версий, что фигура Родины-матери была вылеплена с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с супруги Вучетича Веры.

Снесенные памятники героям Великой Отечественной войны

© кадр из youtube В городе Ангрен Ташкентской области 20 марта 2015 года демонтирован обелиск, установленный в память местных жителей, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны.© РИА Новости В 2011 году в Ташкенте демонтировали памятник генерал-майору Сабиру Рахимову, герою Великой Отечественной войны.© РИА Новости В 2009 году в Кутаиси (Грузия) Мемориал воинской славы погибшим в в Великой Отечественной войне, был демонтирован. Предполагалось, что на его месте будет построено новое здание для парламента Грузии. При демонтаже памятника техника безопасности была нарушена, и два человека (женщина и ребенок), оказавшиеся рядом, погибли.© РИА Новости Монумент дружбы народов в Ташкенте – памятник семье Шамахмудовых, которые во время Великой Отечественной войны усыновили 15 детей-сирот. Он был снесен в 2008 году по решению правительства.

masterok

…И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!

Г. Рублев

8 мая 1950 года в берлинском Трептов-парке открылся один из самых величественных символов Великой Победы. На многометровую высоту забрался воин-освободитель с немецкой девочкой в руках. Этот 13-метровый монумент стал по-своему эпохальным.

Миллионы людей, посещающие Берлин, стараются побывать именно здесь, чтобы поклониться великому подвигу советского народа. Далеко не все знают, что по первоначальной задумке, в Трептов-парке, где покоится прах более 5 тысяч советских солдат и офицеров, должна была стоять величественная фигура тов. Сталина. И в руках этот бронзовый идол должен был держать глобус. Мол, «весь мир у нас в руках».

Именно такой представлял себе задумку первый советский маршал – Климент Ворошилов, когда вызывал к себе скульптора Евгения Вучетича сразу после окончания Потсдамской конференции глав союзных держав. Но фронтовик, скульптор Вучетич, на всякий случай приготовил еще один вариант – позировать должен обычный русский солдат, протопавший от стен Москвы до Берлина, спасший немецкую девочку. Говорят, вождь всех времен и народов посмотрев на оба предложенных варианта, выбрал второй. И только попросил заменить автомат в руках солдата на что-то более символическое, например, меч. И чтобы он рубил фашистскую свастику…

Почему именно воин и девочка? Евгению Вучетичу была знакома история подвига сержанта Николая Масалова …

Он за несколько минут до начала яростной атаки на немецкие позиции вдруг услышал, словно из-под земли, детский плач. Николай бросился к командиру: «Я знаю, как найти ребенка! Разрешите!». И спустя секунду рванул на поиски. Плач раздавался из-под моста. Впрочем, лучше представить слово самому Масалову. Николай Иванович вспоминал так: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

В этот момент Николай был ранен в ногу. Но не бросил девочку, донес до своих… А через несколько дней в полку появился скульптор Вучетич, который сделал несколько набросков для своей будущей скульптуры…

Это наиболее распространенной версия о том, что историческим прототипом для памятника был солдат Николай Масалов (1921-2001). В 2003 году на Потсдамском мосту (Potsdamer Brücke) в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге.

История основана в первую очередь на воспоминаниях маршала Василия Чуйкова. Сам факт подвига Масалова подтвержден, но во времена ГДР были собраны свидетельства очевидцев и о других похожих случаях по всему Берлину. Их набралось несколько десятков. Перед штурмом в городе оставалось множество жителей. Национал-социалисты не давали гражданскому населению его покидать, намереваясь защищать столицу «третьего рейха» до последнего.

Точно известны имена солдат, после войны позировавших Вучетичу: Иван Одарченко и Виктор Гуназ. Одарченко проходил службу в берлинской комендатуре. Скульптор заметил его во время спортивных соревнований. После открытия мемориала Одарченко случалось нести дежурство около памятника, и многие посетители, ни о чем не подозревавшие, удивлялись очевидному портретному сходству. Кстати, в начале работы над скульптурой он держал на руках немецкую девочку, но затем ее сменила маленькая дочка коменданта Берлина.

Интересно, что после открытия монумента в Трептов-парке – Иван Одарченко, служивший в Берлинской комендатуре, несколько раз охранял «бронзового солдата». К нему подходили люди, удивляясь его сходству с воином-освободителем. Но скромный Иван никогда не рассказывал, что именно он позировал скульптору. И то, что от первоначальной задумки держать на руках именно немецкую девочку, в конце концов, пришлось отказаться.

Прототипом ребенка стала 3-летняя Светочка, дочь коменданта Берлина генерала Котикова. Кстати, и меч был вовсе не надуманный, а точная копия меча псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался против «псов-рыцарей».

Интересно, что меч в руках «Воина-освободителя» имеет связь с другими известными памятниками: подразумевается, что меч в руках у солдата является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл — фронту» (Магнитогорск), и который затем поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде.

О «Верховном главнокомандующем» напоминают его многочисленные цитаты, высеченные на символических саркофагах на русском и немецком языках. После объединения Германии некоторые немецкие политики требовали их удалить, ссылаясь на преступления, совершенные во времена сталинской диктатуры, но весь комплекс, согласно межгосударственным соглашениям, находится под охраной государства. Никакие изменения без согласия России здесь недопустимы.

Чтение цитат Сталина в наши дни вызывает неоднозначные ощущения и эмоции, заставляет вспомнить и задуматься о судьбах миллионов людей и в Германии, и в бывшем Советском Союзе, погибших в сталинские времена. Но в данном случае цитаты не следует вырывать из общего контекста, они — документ истории, необходимый для ее осмысления.

После битвы за Берлин спортивный парк возле Трептовер-аллеи стал солдатским кладбищем. Братские могилы находятся под аллеями парка памяти.

Работы начались, когда берлинцы, еще не разделенные стеной, по кирпичику восстанавливали свой город из руин. Вучетичу помогали немецкие инженеры. Вдова одного из них, Хелга Кёпфштайн, вспоминает: многое в этом проекте им казалось необычным.

Хелга Кёпфштайн, экскурсовод: «Мы спросили, почему у солдата в руках не автомат, а меч? Нам объяснили, меч — это символ. Русский солдат разбил тевтонских рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий дошел до Берлина и победил Гитлера».

К изготовлению скульптурных элементов по эскизам Вучетича привлекли 60 немецких скульпторов и 200 каменотесов, а всего в возведении мемориала участвовали 1200 рабочих. Все они получали дополнительное довольствие и продукты. В немецких мастерских также были изготовлены чаши для вечного огня и мозаика в мавзолее под скульптурой воина-освободителя.

Работы над мемориалом велись в течение 3 лет архитектором Я. Белопольским и скульптором Е. Вучетичем. Интересно, что для строительства использовали гранит из рейхканцелярии Гитлера. 13-метровая фигура Воина- освободителя была изготовлена в Санкт-Петербурге и весила 72 тонны. В Берлин ее переправляли частями по воде. По рассказу Вучетича, после того как один из лучших немецких литейщиков наиточнейшим образом осмотрел изготовленную в Ленинграде скульптуру и убедился, что всё сделано безупречно, он подступил к скульптуре, поцеловал ее цоколь и сказал: «Да это же русское чудо!»

Помимо мемориала в Трептов-парке, памятники советским солдатам сразу после войны установили еще в двух местах. В парке Тиргартен (Tiergarten), расположенном в центральной части Берлина, похоронено около 2000 павших воинов. В парке Шёнхольцер Хайде (Schönholzer Heide) в берлинском округе Панков — более 13 тысяч.

Во времена ГДР мемориальный комплекс в Трептов-парке служил местом проведения разного рода официальных мероприятий, имел статус одного из важнейших государственных памятников. 31 августа 1994 года в торжественной поверке, посвященной памяти павших и выводу российских войск из объединенной Германии, участвовали тысяча российских и шестьсот немецких солдат, а принимали парад федеральный канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) и президент России Борис Ельцин.

Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе договора, заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается самым лучшим образом.

Нельзя не рассказать о дальнейших судьбах Николая Масалова и Ивана Одарченко. Николай Иванович после демобилизации вернулся в родное село Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Уникальный случай – его родители проводили на фронт четверых сыновей и все четверо вернулись домой с победой. Работать на тракторе из-за контузий Николай Иванович не смог, а после переезда в г. Тяжин устроился завхозом в детский сад. Здесь и разыскали его журналисты. Спустя 20 лет после окончания войны на Масалова обрушилась слава, к которой, впрочем, он относился с присущей ему скромностью.

В 1969 году ему присвоили звание Почетный гражданин Берлина. Но рассказывая о своем героическом поступке, Николай Иванович не уставал подчеркивать: то, что он совершил – никакой не подвиг, на его месте так бы поступили многие. Так оно в жизни и было. Когда германские комсомольцы решили узнать о судьбе спасенной девочки, они получили сотни писем, в которых описывались подобные случаи. А документально подтверждено спасение не менее 45 мальчишек и девчонок советскими солдатами. Сегодня Николая Ивановича Масалова уже нет в живых…

А вот Иван Одарченко до сих пор проживает в г. Тамбове (информация на 2007 год). Работал на заводе, потом ушел на пенсию. Похоронил жену, но у ветерана частые гости – дочь и внучка. И на парады, посвященные Великой Победе, Ивана Степановича часто приглашали, чтобы он изобразил воина-освободителя с девочкой на руках… А на 60-летие Победы Поезд Памяти даже привез в Берлин 80-летнего ветерана и его боевых товарищей.

В прошлом году в Германии разгорелся скандал вокруг памятников советским воинам-освободителям, установленным в берлинском Трептов-парке и Тиргартене. В связи с последними событиями на Украине журналисты популярных немецких изданий направили письма в Бундестаг с требованием демонтировать легендарные монументы.

Одним из изданий, подписавших откровенно провокационную петицию, оказалась газета Bild. Журналисты пишут, что русским танкам не место близ знаменитых Бранденбургских ворот. «Пока российские войска угрожают безопасности свободной и демократической Европы, мы не хотим видеть ни одного русского танка в центре Берлина», — пишут разгневанные сотрудники СМИ. Помимо авторов Bild, данный документ подписали также представители Berliner Tageszeitung.

Немецкие журналисты считают, что российские воинские подразделения, размещенные рядом с украинской границей, угрожают независимости суверенного государства. «Впервые после окончания холодной войны Россия силой пытается подавить мирную революцию в Восточной Европе», — пишут немецкие журналисты.

Скандальный документ был отправлен в Бундестаг. По закону немецкие власти должны рассмотреть его в течение двух недель.

Данное заявление немецких журналистов вызвало бурю негодований у читателей Bild и Berliner Tageszeitung. Многие считают, что газетчики сознательно нагнетают ситуацию вокруг украинского вопроса.

За шестьдесят лет этот памятник по-настоящему вжился в Берлин. Он был на почтовых марках и монетах, во времена ГДР здесь, наверное, половину населения Восточного Берлина приняли в пионеры. В девяностых годах после объединения страны, берлинцы с запада и востока проводили здесь антифашистские митинги.

А неонацисты не раз били мраморные плиты и рисовали на обелисках свастику. Но каждый раз стены отмывали, а разбитые плиты заменяли новыми. Советский солдат в Трептовер-парке — один из самых ухоженных памятников Берлина. На его реконструкцию Германия потратила около трех миллионов евро. Кое-кого это сильно раздражало.

Ханс Георг Бюхнер, архитектор, бывший член сената Берлина: «Чего тут таить, был у нас в начале девяностых один депутат берлинского сената. Когда ваши войска выводили из Германии, этот деятель кричал — пусть забирают с собой этот памятник. Теперь даже никто не помнит, как его зовут».

Памятник можно назвать народным, если люди к нему идут не только на День Победы. Шестьдесят лет сильно изменили Германию, но не смогли изменить того, как немцы смотрят на свою историю. И в старых гэдеэровских путеводителях, и на современных туристических сайтах — это памятник «советскому солдату-освободителю». Простому человеку, который пришел в Европу с миром.

источники

Давайте пройдемся по интересным статуям, которые мы уже обсуждали: Самая высокая статуя в мире, а вот например знаете ли вы Есть ли у голов на острове Пасхи ноги ? Есть еще такое утверждение, что «Статуя Свободы» сделана из русской меди . А вот риторический вопрос — Зачем казнят памятники ? Вот человек, который всю жизнь собирался Создать нечто великое, а вот как делали Лица горы Рашмор Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=63523Tags: Германия, Статуя

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.

Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.

Мамаев курган зимой 1945 года. На переднем плане — разбитая немецкая пушка РаК 40.

Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

Сталинград, Мамаев курган. На переднем плане Renault UE Chenillette — легкий французский бронетранспортер, стоявший на вооружении вермахта.

Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.

Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага.
Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

абота скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.

Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

68-летняя Валентина Изотова была моделью при создании знаменитого российского мемориала «Родина-мать». Почти 40 лет она не говорила о том, что участвовала в его создании.

— Могла ли я отказать, когда скульпторы попросили меня позировать для статуи в память об огромных потерях, понесенных Красной армией в Сталинграде? Но я была в ужасе, когда они заявили, что я должна позировать обнаженной.

Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили.

Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города «Волгоград» — он и сейчас там — и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины. Конечна, я была польщена, как же иначе?

Любопытство взяло верх, и я согласилась позировать. Никто из нас и представления не имел, какой знаменитой станет «Родина-мать». Волгоград (бывший Сталинград) известен этой скульптурой так же, как и разыгравшимся здесь сражением.

Моему мужу не понравилось, что я буду позировать группе художников, присланных из Москвы. Он был ужасно ревнивым и возил меня на каждый сеанс в студию, которую они устроили на старом заводе газовых аппаратов.

Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнаженной. Это было немыслимо.

Никто кроме родственников и самых близких друзей об этом не узнал. Вскоре после того, как сеансы закончились, я поехала получать первое высшее образование: у меня два диплома — экономиста и инженера. Затем я уехала из Волгограда и стала жить и работать в Норильске.

После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью.

В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК „Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»“ Александр Величкин.

Интересные факты

  • Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.
  • Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись».
  • Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел. Но это лишь легенда
  • Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области

По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру «Родины-матери» с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.

Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект. О том, как все это происходило, мне рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.

— «Родину-мать» Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше — 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно «пригружать» фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.

Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва «коробку» здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провел через ЦК КПСС.

С этими самыми знаменами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:

— Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить «наверх». На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.

Теперь представьте: на дворе июнь, до открытия мемориала остается четыре месяца. А надо снова восстановить леса, подготовить и уложить более тысячи квадратных метров разноцветных стеклянных кусочков. Тут очень помог легендарный командующий 62-й армией Василий Чуйков. Он, между прочим, был у Вучетича главным консультантом проекта. В распоряжение штаба стройки откомандировали 500 солдат. Работали бойцы по-стахановски. Уже через три недели интерьер зала обрел задуманный вид.

Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.

…Как обычно, главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих… отчего так сильно раскачивается меч в руке «Родины-матери»? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий стальной.

На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября — и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор «Электромаша» на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора «Сайра» ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.

Восемь лет и пять месяцев продолжалась стройка. Еще сорок лет стоит мемориал. Он всегда выглядел достойно. Даже тогда, когда все в стране рушилось и приходило в негодность, на кургане была аккуратно подстрижена трава. Но только люди, работающие здесь, знают, чего стоит этот порядок. И как приходится выбивать деньги у начальства всех рангов, чтобы латать и ремонтировать огромное уникальное хозяйство.

Кто-то неосторожно высказался, что, мол, «Родина-мать» так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. «Любое сооружение такого типа, — говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, — может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, — продолжает Берлов, — постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня».

вы можете совершить прогулку с Сергеем Долей внутрь памятника

А вот тут прогулка с Артемием Лебедевым

В конце июня 1941 года увидело свет, пожалуй, главное графическое произведение Великой Отечественной войны, вошедшее в дальнейшем во все учебники истории — плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет». По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. В дальнейшем само понятие «Родина-Мать» стало едва ли не краеугольным камнем всей советской пропаганды, воплотившись в бесчисленных подражаниях и перекочевав в смежные области изобразительного искусства, в том числе монументального.

Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет !

Спасшему мир: как в Берлине появился главный памятник советскому солдату

70 лет назад, 8 мая 1949 года, в берлинском Трептов-парке, состоялось торжественное открытие памятника воинам Советской армии, погибшим смертью храбрых при штурме столицы Третьего рейха. «Известия» вспоминают, как это было.

В Европе сотни памятников русским солдатам-освободителям — и наполеоновской эпохи, и времен мировых войн. Самый известный и, пожалуй, самый выразительный из них стоит в Берлине, в Трептов-парке. Он узнаваем с первого взгляда — красноармеец с девочкой на руках, попирающий разбитую свастику — символ побежденного фашизма. Солдат, вынесший главные тяготы Второй мировой и завоевавший мир для Европы. О его подвиге можно говорить высокопарно, но скульптор Евгений Вучетич, видевший войну глазами солдата и офицера, создал непарадный, человечный образ бойца.

В годы Великой Отечественной к монументальному искусству относились с особым вниманием. После освобождения Новгорода в январе 1944 года наши солдаты увидели в древнем детинце осколки памятника «Тысячелетие России». Отступая, гитлеровцы взорвали его. Реставрационные работы начались без промедления — и многофигурную композицию восстановили задолго до Победы, к ноябрю 1944 года. Потому что символы во время войны важны не меньше пушек.

Скульптор-монументалист Евгений Вучетич

Фото: РИА Новости/Василий Малышев

План Ворошилова

Место для воинского захоронения выбрали самое подходящее — старейший общедоступный парк немецкой столицы. В Берлине уже имелся советский воинский мемориал — в Большом Тиргартене. Но самым величественным советским армейским мемориалом, расположенным за пределами нашей страны, стал Трептов-парк.

Идея создания мемориала принадлежала Климу Ворошилову. «Первый красный офицер» знал, что там похоронены тысячи советских воинов, павших в битве за Берлин, и предложил достойно почтить память героев последних сражений великой войны.

Впрочем, первоначально встать на постамент должен был не простой солдат, а лично Иосиф Сталин. Генералиссимус возвышался бы над Берлином с глобусом в руках — символом спасенного мира. Примерно так будущий мемориал видел и скульптор Евгений Вучетич в 1946 году, когда военный совет группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на проект берлинского монумента воинам-освободителям.

Вучетич и сам был солдатом. Не тыловым, самым настоящим. Из последнего боя его вынесли полуживым. На всю жизнь из-за последствий контузии у него изменилась речь. Всю жизнь после этого он запечатлевал в камне и бронзе память героев Великой Отечественной. Вучетича иногда упрекали в гигантомании. Он действительно мыслил масштабно, хотя знал толк и в камерной скульптуре. Скульптор понимал Великую Отечественную как противостояние вселенского размаха — и за несколько десятилетий создал монументальный эпос нашего времени. Он служил памяти о фронтовом подвиге с таким же самозабвением, с каким древние иконописцы служили Богу, а художники эпохи Возрождения — идее величия человека.

Вучетич взялся за дело после беседы с Ворошиловым. Но «сталиноцентричная» концепция памятника его не окрыляла.

— Я испытывал неудовлетворенность. Надо искать другое решение. И тут я вспомнил советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Метнулся в Берлин, побывал в гостях у солдат, встречался с героями, сделал зарисовки и сотни фотографий — и вызрело новое, свое решение, — вспоминал скульптор.

Вучетич не был противником Сталина. Но как истинный художник он боялся подпасть под ярмо шаблона. Сердцем Вучетич понимал, что главный герой войны — это все-таки солдат, один из миллионов павших и выживших, прошедших от Сталинграда и Москвы до Праги и Берлина. Израненный, похороненный на чужбине, но непобежденный.

Как выяснилось, понимал это и Сталин. Но главными авторами памятника стали сами бойцы, герои последних сражений.

вов

Во время уличных боев в Сталинграде, 1942 год

Фото: РИА Новости/Георгий Зельма

Разрубившие цепи

У советских бойцов имелось немало оснований для мести. Но мало кто из них доходил до слепого мщения — и наказание для таких было суровым. Памятник должен был показать: советский солдат дошел до Берлина не для того, чтобы поставить Германию на колени и поработить немецкий народ. У него другая цель — уничтожить нацизм и завершить войну.

30 апреля 1945 года гвардии сержант Николай Масалов в разгар боя на берегу Ландвер-канала услыхал детский крик.

«Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она всё теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку — и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим — выручили, открыли огонь со всех стволов», — рассказывал Масалов. Он выжил, получил за подвиги в берлинских боях орден Славы III степени. О его героизме написал в мемуарах маршал Василий Чуйков. Сержант познакомился с Вучетичем, тот даже делал с него зарисовки.

Но Масалов был не одинок. Схожий подвиг совершил минчанин Трифон Андреевич Лукьянович. Его жена и дочери погибли под немецкими бомбами. Отец, мать и сестра были казнены оккупантами за связь с партизанами. Лукьянович сражался в Сталинграде, не раз был ранен, его признавали непригодным к армейской службе, но сержант всеми правдами и неправдами возвращался на фронт. В конце апреля 1945 года он участвовал в сражениях в западной части Берлина — на Эйзенштрассе, неподалеку от Трептов-парка. Во время боя услышал плач ребенка и бросился через дорогу, в сторону разрушенного дома.

Писатель, военкор «Правды» Борис Полевой — свидетель подвига — вспоминал: «Потом мы увидели его с ребенком на руках. Он сидел под защитой обломков стены, обдумывая, как же ему дальше быть. Потом прилег и, держа ребенка, двинулся назад. Но сейчас двигаться по-пластунски ему было тяжело. Ноша мешала ползти на локтях. Он то и дело ложился на асфальт и затихал, но, отдохнув, двигался дальше. Теперь он был близко, и видно было, что он весь в поту, волосы, намокши, лезут в глаза, и он не может их даже отбросить, ведь обе руки заняты».

И тут пуля немецкого снайпера остановила его путь. Девочка вцепилась в мокрую от пота гимнастерку. Лукьянович успел передать ее в надежные руки товарищей. Девочка выжила и на всю жизнь запомнила своего спасителя. А Трифон Андреевич умер через несколько дней. Пуля перебила артерию, ранение оказалось смертельным.

Женщина с букетом напротив статуи советского солдата на военном мемориале в Трептов-парке, Берлин

Фото: Global Look Press/Shan Yuqi

Полевой опубликовал в «Правде» очерк о герое. В Берлине есть мемориальная плита в память о старшем сержанте Красной армии, который ценой своей жизни «спас немецкого ребенка от пуль СС».

И таких подвигов в боях за Берлин было немало! Словами Твардовского, «парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе». Где бы ни шли бои, каждый из них защищал Родину. И — человечность, которую пытались искоренить в «тысячелетнем рейхе».

Вучетич знал и о Масалове, и о Лукьяновиче. Он создал обобщенный образ солдата, спасающего ребенка. Солдата, защитившего и свою страну, и будущее Германии.

В наше время, когда на Западе, а иногда и у нас, тиражируются легенды о «зверствах советских оккупантов» в Германии, помнить об этих подвигах втройне важно. Стыдно, что мы уступаем позиции фальсификаторам, — и голос исторической правды в столь политизированном контексте звучит всё тише. Напомнить о подвиге, о человеколюбии тех, кто сражался за Берлин, могли бы кинематографисты. Только понадобятся не только талант и такт, но и тонкое понимание того времени, того поколения. Чтобы гимнастерки выглядели не как на показе мод, а в глазах была и боль, и слава той войны. Чтобы получилось полноценное художественное воплощение подвига.

70 лет назад это удалось Вучетичу и его постоянному соавтору московскому архитектору Якову Белопольскому. Вместе они работали и над памятником генералу Михаилу Ефремову в Вязьме, и над знаменитыми сталинградскими монументами. Работать с такой своенравной артистической натурой, как Вучетич, было непросто, но их дуэт скульптора и архитектора оказался одним из самых плодотворных в нашем искусстве.

вов

Монумент «Тыл — фронту», Магнитогорск

Фото: ТАСС/Донат Сорокин

А после смерти Вучетича вместе со скульптором Львом Головницким он создал в Магнитогорске исполинский памятник «Тыл — фронту». Уральский рабочий передает воину огромный меч — меч Победы. Потом этот меч подхватит Родина-мать, поведшая за собой воинов в Сталинграде, а в Берлине его устало опустит солдат-освободитель. Так получился богатырский триптих Великой Отечественной, объединенный образом меча Победы. Открыли этот памятник в 1979 году, у него тоже юбилей — 40 лет. Именно тогда замысел Вучетича воплотился до конца.

Такой памятник нам и нужен…

В работе над солдатом из Трептов-парка Вучетич нашел свой стиль — на скрещении окопного реализма и высокого символизма. Но на первых порах он предполагал, что этот памятник будет установлен где-то на задворках парка, а в центре композиции встанет грандиозная фигура генералиссимуса.

На конкурсе было представлено около 30 проектов. Вучетич предложил две композиции: вождя народов с глобусом, который символизировал «мир спасенный», и солдата с девочкой, которого воспринимали как запасной, дополнительный вариант.

Во многих пересказах можно найти этот сюжет. Попыхивая трубкой, Сталин подходит к статуе и спрашивает скульптора: «А вам не надоел этот, с усами?» А потом присматривается к макету «Солдата-освободителя» и неожиданно произносит: «Вот такой памятник нам и нужен!»

Это, пожалуй, из разряда «дней минувших анекдотов». Достоверность этого диалога сомнительна. Бесспорно одно: Сталин не захотел, чтобы его бронзовое изваяние возвышалось над мемориальным кладбищем, и понял, что солдат «с девочкой спасенной на руках» — это образ на все времена, который будет вызывать и сочувствие, и гордость.

Скульптура, созданная в 1954 году для центрального павильона СССР в парке ВДНХ

Фото: Global Look Press/Georgiy Rozov

Генералиссимус внес в первоначальный «солдатский» проект лишь одну серьезную редакторскую правку. У Вучетича солдат, как положено, был вооружен автоматом. Сталин предложил заменить эту деталь на меч. То есть предложил дополнить реалистический памятник былинной символикой. Спорить с вождем было не принято, да и невозможно. Но Сталин как будто угадал намерения самого скульптора. Его привлекали образы русских витязей. Огромный меч — простой, но емкий символ, вызывающий ассоциации с далеким прошлым, с самой сутью истории.

Чтобы помнили

Строили монумент всем миром — вместе с немцами, под руководством военных инженеров Красной армии. Но не хватало гранита, мрамора. Куски драгоценного строительного материала находили среди берлинских развалин. Дело заспорилось, когда удалось обнаружить секретный склад гранита, предназначавшегося для памятника победе над Россией, о котором мечтал Гитлер. На этот склад свозили камень со всей Европы.

В 1949 году согласия среди недавних союзников по «большой тройке» и в помине не было. Германия стала ареной холодной войны. 8 мая, накануне Дня Победы, в Берлине звучали праздничные салюты. В тот день и был открыт мемориал в Трептов-парке. Не только для советских солдат, но и для всех немецких антифашистов это было настоящее торжество. Дело не только в наглядном торжестве над бесчеловечной идеологией, не только в политическом присутствии Советского Союза в Германии. Дело еще и в эстетике. Многие признавали, что этот памятник — один из красивейших в Берлине. Его силуэт эффектно возвышается на фоне берлинского неба, а парковый ландшафт усиливает впечатление от ансамбля.

Военный комендант Берлина генерал Александр Котиков произнес речь, которую перепечатали едва ли не все коммунистические газеты мира: «Этот памятник в центре Европы, в Берлине, будет постоянно напоминать народам мира, когда, как и какой ценой была завоевана Победа, спасение нашего Отечества, спасение жизней настоящих и грядущих поколений человечества». Котиков имел к памятнику прямое отношение: его дочь Светлана, будущая актриса, позировала скульптору в образе немецкой девочки.

Вучетич создал траурную, но в то же время жизнеутверждающую симфонию из камня и бронзы. По пути к «Солдату» мы видим приспущенные гранитные знамена, скульптуры коленопреклоненных бойцов и скорбящей матери. Рядом со статуями растут русские плакучие березы. В центре этого ансамбля — могильный курган, на кургане — пантеон, а из него вырастает памятник солдату. Надписи по-русски и по-немецки: «Вечная слава воинам Советской армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества».

вов

Встреча советских и американских солдат в Вене, 9 мая 1945 год

Фото: ТАСС/Ольга Ландер

Оформление Зала памяти, открытого над курганом, задало тон многим музеям Великой Отечественной — вплоть до комплекса на Поклонной горе. Мозаика — процессия скорбящих, орден Победы на плафоне, книга памяти в золотом ларце, хранящая имена всех погибших в битве за Берлин, — всё это свято хранится вот уже 70 лет. Не стирают немцы и цитаты Сталина, которых в Трептов-парке немало. На стенах Зала памяти начертано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества».

Макет легендарной скульптуры в наше время стоит в городе Серпухове, его уменьшенные копии — в Верее, Твери и Советске. Облик солдата-освободителя можно увидеть на медалях и монетах, на плакатах и почтовых марках. Он узнаваем, он по-прежнему вызывает эмоции.

Этот памятник остается символом Победы. Он — как часовой завоеванного мира — напоминает нам о жертвах и героях войны, которая в нашей стране затронула каждую семью. Трептов-парк дает нам надежду, что память о героях Великой Отечественной принадлежит не только нашей стране.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Как устроена Родина мать

В Волгограде я воспользовался уникальным предложением пресс-службы губернатора Волгоградской области и поднялся в голову знаменитой статуи «Родина-Мать зовет». Говорят, что наверх поднимается лишь несколько человек в год. Под катом я покажу что у нее внутри…

Монумент «Родина-Мать Зовет» — одна из самых высоких статуй в мире — входит в состав историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане.

К ней ведут 200 ступеней — именно столько дней длилась Сталинградская битва. По замыслу архитектора Евгения Вучетича лестница должна была идти до самой Волги, но, как обычно, не хватило денег. Сейчас идут разговоры о том, чтобы завершить строительство.

Мы начали свой подъем на Мамаев курган с площади «Стоявших насмерть», к которой ведет аллея пирамидальных тополей, а за ней начинаются «Стены-руины». В центре площади установлена фигура солдата-защитника Сталинграда. По словам архитектора Евгения Вучетича, «это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы».

На скале выцарапаны надписи: «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость», «Не посрамим священной памяти»:

Стены-руины производят сильное впечатление и рассматривать их можно часами. Это своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщербленных прямым попаданием снарядов и автоматными очередями. Тема левой стены — «Ни шагу назад!», правой стены — «Только вперед!».

Фигура знаменитого снайпера Василия Зайцева, уничтожившего во время войны 225 немецких солдат и офицеров, наверху левой стены кажется очень маленькой, хотя на самом деле она выполнена в человеческий рост:

На стенах очень много надписей, среди которых есть цитата из собрания одной из комсомольских организаций Сталинграда:

Слушали: О поведении комсомольцев в бою.
Постановили: В окопе лучше умереть, но не уйти с позором. И не только самому не уйти, но сделать так, чтобы и сосед не ушел.
Вопрос к докладчику: Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции?
Ответ: Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание — смерть».

Лестница, минуя Стены-руины, приводит на площадь Героев с бассейном «Озеро Слез» посередине. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на которой высечены слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».

Отсюда можно войти в круглое здание — «Зал воинской славы»:

В центре зала установлен монумент с вечным огнем, а на стенах изображены тридцать четыре символических знамени, с высеченными на них именами 7200 героических защитников Сталинграда. Всего в Сталинградской битве погибло около 3 миллионов человек:

Через огромный проем в крыше зала видна Родина-Мать. Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись»:

Каждый день с 9 утра до 7 вечера в Зале воинской славы стоит почетный караул:

В нашей стране всего 2 города, где есть почетный караул — это Москва и Волгоград:

Выход из Зала воинской славы приводит на площадь Скорби. Здесь расположена фигура скорбящей матери, на руках которой погибший воин:

С площади Скорби начинается подъём к главному монументу Мамаева кургана:

Статуя весом 8 тысяч тонн никак не прикреплена к фундаменту. Она спокойно стоит на нем, как шахматная фигура на доске:

Высота статуи Родины-Матери — 52 метра. В правой руке она держит меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Общая высота скульптуры — 85 метров:

Попасть внутрь монумента можно через небольшую дверь в основании. Дверь двойная. За первой спрятана лестница:

Внутри статуя напоминает знаменитую литографию «Относительность» Маурица Эшера:

Мы пытались прикинуть количество ступенек ведущих наверх. Получилось 187:

Внутри статую пронизывают натяжные канаты весом 60 тонн каждый:

За их натяжкой следят с помощью специальных датчиков. Когда натяжение ослабевает — их подтягивают:

Эту комнату можно назвать Сердцем Родины-Матери. Она находится на уровне груди и в ней закреплены тросы от левой и правой руки статуи. Сама комната тоже стянута канатами, чтобы монумент не разорвало, под тяжестью рук:

Крепление левой руки (без меча):

А это вход в правую руку (с мечом):

Дальше наверх под наклоном идет лестница. Меня туда не пустили, сказали, что с моей комплекцией я не пролезу:

Слева внизу — вход в плащ, а справа за арматурой — вход в левую руку:

На стенах периодически попадаются надписи. Видимо, некоторые строители решили себя увековечить:

Вход в голову такой же узкий, как и в остальные части тела:

Ребенку было легче всех, а я с рюкзаком за плечами протиснуться не смог — пришлось его снимать:

Помещение в голове. Здесь есть удобная лавочка, на которой можно посидеть и передохнуть. В макушке открывается люк, через который мы высовывались наружу:

Никита Барышев, который организовал для нас экскурсию, вылез первым.

Внизу виднеется Храм Всех Святых:

На руке у статуи много «наколок», оставленных альпинистами:

После постройки статуи в 67 году клепки первого меча стали трескаться, а сам меч вибрировал со страшным звуком, поэтому в 72 году его заменили на более современный с системами гашения вибрации: