15 ракетная бригада

11-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада ЧФ РФ (Уташ)

На территории стоит вот такой монумент. Если я не ошибаюсь, то это: П-15 (П-15М) «Термит» (Индекс УРАВ ВМФ: 4К40, по кодификации НАТО: SS-N-2 Styx (англ. Стикс)) — противокорабельная ракета, разработанная в середине 50-х годов XX века в МКБ «Радуга», главном разработчике ПКРК в СССР, под руководством конструктора А. Я. Березняка. Представляла собой крылатую ракету с жидкостным ракетным двигателем, при запуске применялся твердотопливный ускоритель. Ракета применялась с проникающей боевой частью фугасного действия (масса взрывчатого вещества — 375 кг), было предусмотрено снаряжение тактическим ядерным боеприпасом. Снабжалась радиолокационными либо инфракрасными головками самонаведения, действующими на завершающем участке траектории, основной маршевый участок проходил под управлением инерциальной системы управления. Кроме этого предусмотрена установка аппаратуры опознавания «свой-чужой». Для удобства применения и уменьшения размеров пусковых контейнеров крылья предварительно складываются и раскрываются при выходе из контейнера. Тактико-технические характеристики ПКР П-15 Береговой противокорабельный комплекс 4К51 «Рубеж»Длина ракеты с ускорителем: 6,55 (6,50) м (в скобках — для П-15М) Диаметр корпуса: 0,76 (0,78) м Стартовый вес ракеты: 2125 (2523) кг Вес стартового ускорителя: 340 кг Вес боевой части: 480 (513) кг Дальность обнаружения цели типа эсминец: 24 (40) км (загоризонтный режим — 100) Дальность стрельбы максимальная: 35-40 (80) км Дальность стрельбы минимальная: 8 км Маршевая скорость: 320 м/с Высота полета: 100—200 (25-50 — 250) м На корпусе имеется 18 звездочек, что бы это значило. Например на транспортных тягачах это обозначает количество стартов.

ЗСУ

ЗСУ-37 — лёгкая по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ), относящаяся к классу зенитных самоходных установок. Машины этой марки серийно выпускались на Мытищинском машиностроительном и Горьковском автомобильном заводах с 1944 года. До окончания Великой Отечественной войны было построено 70 самоходок. Базой для ЗСУ-37 послужила лёгкая противотанковая САУ СУ-76М. Производство ЗСУ-37 продолжалось в послевоенное время, даже после снятия с производства базовой СУ-76М.
ЗСУ-37 была первой серийной советской бронированной зенитной самоходной установкой на гусеничном шасси, идеально подходящей для защиты от атак с воздуха мобильных подразделений. Главным оружием машины была 37-мм зенитная пушка 61-К, установленная в башне с круговым вращением. Самоходка также оснащалась дальномером и радиостанцией.

Описание.
Серийная зенитная самоходная установка ЗСУ-37 относилась к типу полузакрытых самоходных зенитных установок. Схема компоновки машины предусматривала переднее расположение трансмиссии, установку вращающейся башни на шариковой опоре в кормовой части корпуса и размещение силовой установки по правому борту в средней части корпуса.
Экипаж машины состоял из шести человек. В передней части корпуса в отделении управления размешался механик-водитель. В боевом отделении (башне) размешались расчет с командиром установки, пушка с механизмами наводки и прибор прицеливания, приборы наблюдения, боекомплект и радиостанция. Справа от пушки находились наводчик по азимуту и установщик скорости и дистанции до цели на прицеле. Слева от пушки размещались наводчик по углу возвышения, установщик курса цели и угла пикирования, а также заряжающий.

Основным оружием являлась 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года с механическими приводами наводки, установленная на тумбе. Длина ствола пушки составляла 63 калибра. Клиновой затвор обеспечивал практическую скорострельность 120-130 выстр./мин., боевую скорострельность — 50 и выстр./мин. Устройство пушки позволяло вести как автоматический, так и одиночный огонь. Углы вертикальной наводки составляли от -5° до +85°. При ведении стрельбы использовался автоматический зенитный (коллиматорный) прицел дистанционного типа, который решал задачу встречи снаряда с целью (вырабатывал упреждение координат) с учетом пикирования и кабрирования цели. Наклонная дистанция определялась стереодальномером с базой 1000-мм. Дальность действительной стрельбы составляла 2500м.

Механизмы наводки пушки имели по две угловые скорости наводки (поворотный механизм с ножным переключением скоростей). Это позволяло производить наводку орудия при больших дальностях, высотах и параметрах цели с достаточной плавностью, а при малых ее дальностях, высотах и параметрах — и с достаточной скоростью. Спусковой механизм был ножной. Педаль спуска располагалась на полу у наводчика по углу возвышения. Пушка ЗСУ-37 имела электроосвещение для ночной стрельбы и для подсвечивания коллиматоров в пасмурную погоду. Стрельба велась бронебойными, осколочно-зажигательными и осколочными снарядами. Все снаряды были трассирующими.
Для борьбы с бронетанковой техникой противника применялись бронебойно-подкалиберные снаряды. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 920 м/с, осколочного 890 м/с. Боекомплект пушки состоял из 320 выстрелов, из которых 130 находилось в обоймах по 5 выстрелов в каждой. Запасной боекомплект (без обойм) составлял 190 выстрелов. Основной боекомплект ЗСУ располагался в шести задних ящиках (в каждом по 3 обоймы, т.е. 15 выстрелов) и правом большом ящике на 40 выстрелов (8 обойм), прикрепленных к стенкам башни. Верхние задние ящики откидывались по мере израсходования из них выстрелов.
Запасной боекомплект располагался в шестнадцати ящиках (в каждом по 10 выстрелов), которые размещались в двух нишах корпуса и в трех ящиках (по 10 выстрелов в каждом), располагавшихся на полу платформы у ног наводчиков: (слева — в одном и справа — в двух). При израсходовании основного боекомплекта боевой расчет должен был вынуть ящики из ниш корпуса, снарядить обоймы и поместить их в задние ящики в первое свободное время боя. Кроме того, в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1136 патрона (16 дисков).

Броневая защита — противопульная. Корпус и башня машины сваривались из броневых катаных листов толщиной 6-мм, 10-мм, 15-мм, 25-мм и 35-мм, располагавшихся под различными углами наклона. На верхнем лобовом листе корпуса находились люк механика-водителя и люк для монтажа главной передачи трансмиссии. В нижнем наклонном лобовом листе имелся лючок для заводной рукоятки, закрывавшийся броневой крышкой на болтах, а также были установлены два буксирных крюка. В кормовом листе корпуса был предусмотрен люк для удаления стреляных гильз и устанавливался третий буксирный крюк. В правом борту корпуса имелся лючок для установки лампы пускового подогревателя.
Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, съемного листа и воздухопритока (над моторным отделением), смонтированного на петлях и обеспечивавшего доступ к двигателям. Кроме того, над отсеком топливных баков были расположены два съемных листа, в одном из которых имелись два лючка для доступа к заливным горловинам топливных баков, в другом — жалюзи воздуховода и лючок для заправки системы охлаждения.
Днище корпуса состояло из трех листов, сваренных между собой и усиленных поперечными балками коробчатого сечения, в которых размешались торсионы подвески. В днище корпуса имелись лючки для доступа к сливным пробкам узлов и агрегатов силовой установки и трансмиссии, закрывавшихся броневыми крышками на петлях.
Броневая сварная башня крыши зенитной установки ЗСУ-37 не имела, и сверху при необходимости закрывалась брезентовым тентом. В передней части башни имелся вертикальный вырез, закрывавшийся броневым щитком пушки и обеспечивавший вертикальные углы наводки пушки. Слева и справа от пушки в башне были расположены откидные броневые щитки на петлях с амбразурами для стрельбы из личного оружия. В заднем вертикальном листе башни имелся круглый лючок, предназначавшийся для чистки канала ствола артиллерийской системы. В походном положении башня ЗСУ стопорилась относительно корпуса машины четырьмя боковыми топорами и одним центральным.
Противопожарное оборудование состояло из двух трехлитровых тетрахлорных ручных огнетушителей РАВ-2. Один типовой огнетушитель устанавливался в отделении управления (слева по ходу машины), второй — в башне с правой стороны пушки.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на базовой установке СУ-76М. Емкость двух топливных баков составляла 412 л. Запас хода машины по шоссе достигал 260 км.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12В. В качестве основного источника электроэнергии ЗСУ использовались аккумуляторная батарея 6СТЭ-128 емкостью 128 А ч и генератор ГТ-500С мощностью 500 Вт с реле-регулятором РРК-ГТ-500СМ. Система зажигания — батарейная. Установка была оснащена средствами внешнего и внутреннего освещения. Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция 10РК-12М (10РТ-3), для внутренней связи — танковое переговорное устройство ТПУ-3Ф со световой сигнализацией от командира к механику-водителю.
Самоходная зенитная установка, обозначенная ЗСУ-37, выпускалась серийно с 1945 по 1948 год. Хотя в 1945 году заводы выпустили 70 таких машин, нет данных об их боевом применении.

В истории отечественного танкостроения ЗСУ-37 стала первой бронированной машиной на вездеходном шасси с малым временем реакции на угрозу воздушного нападения. Несмотря на все свои недостатки, она была способна двигаться в одном темпе с танковыми и механизированными частями и обеспечивать им защиту от атак с воздуха, в том числе и вблизи передовой. До настоящего времени сохранилась одна ЗСУ-37, экспонирующаяся в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.
ЗСУ-57-2 — легкобронированная зенитная машина, состоявшая на вооружении в СССР с 1955 года. Выпускалась до 1960 года.

История создания и производства
Первой серийной ЗСУ, созданной в СССР, стала ЗСУ-37, вооружённая 37-мм пушкой 61-К, но её производство ограничилось 75 машинами, выпущенными в 1945 году. Более совершенным зенитным автоматическим орудием, предназначенным для замены 25-мм и 37-мм пушек довоенного образца, стала 57-мм автоматическая пушка С-60, разработанная в конструкторском бюро В. Грабина. Однако в буксируемом варианте это орудие имело бы недостаточную мобильность для обеспечения ПВО танковых и моторизованных войск в наступлении, поэтому уже с 1947 года, ещё до принятия С-60 на вооружение, началась разработка её спаренного варианта под обозначением С-68, предназначенного для вооружения самоходной установки. Опытный образец С-68 был испытан на повозке С-79А, тогда как для серийной ЗСУ было созданно шасси на основе компонентов среднего танка Т-54. Новая самоходная установка получила заводское обозначение «изделие 500» и армейское — ЗСУ-57-2 и была принята на вооружение после комплексных испытаний, проведённых в 1950 году.
Описание конструкции
ЗСУ-57-2 имела компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса, а вооружения — во вращающейся башне. Экипаж ЗСУ состоял из шести человек: механика-водителя, размещавшегося в лобовой части корпуса слева; наводчика, наводчика-установщика прицела, двоих заряжающих, правого и левого орудий, и командира установки, находившихся в башне.
Вооружение
Вооружение САУ составляло спаренное 57-мм автоматическое орудие С-68, состоявшее из двух пушек С-60 с длиной ствола 76,6 калибров / 4365 мм, отличавшихся зеркальным расположением механизмов. Автоматика С-60 работала на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический откатник, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом.
Спаренная установка соединённых люльками в единый блок орудий размещалась на цапфах на полу башни. Вертикальная, в пределах ?5…+85°, и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя постоянной скорости вращения через гидравлический регулятор скорости. Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального — 20° в секунду. В случае отказа электропривода, сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик — за вертикальное. Орудие имело обойменное питание из коробчатых магазинов на 4 выстрела, практическая скорострельность составляла 100—120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40—50 выстрелов, после чего ствол было необходимо охладить Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в
обоймы виде размещались под поликом башни.
Модификации
Объект 510
На основании приказа Министерства транспортного машиностроения № 0013 от 8 февраля 1956 года в КБ завода № 174 совместно с заводом № 342 была разработана модификация ЗСУ-57-2, оборудованная индивидуальными плавсредствами. Руководителем проекта был Сулин А.Е. Машине был присвоен индекс «Объект 510».
В 1956 году было изготовлено два опытных образца, которые прошли государственные испытания. В 1961 году «Объект 510» был принят на вооружение. Всего было изготовлено 6 серийных машин.
«Объект 510» отличался от базового варианта установкой приспособления для навешивания стальных понтонов. Понтоны предназначались для форсирования водных преград как своим ходом, так и на буксире.
Масса машины с понтонами составила 37,8 тонн. Запас плавучести — 40%. При движении на воде использовались два гребных винта. Движение по воде допускалось при волнении до 5 баллов. Ширина водной преграды, преодолеваемой самостоятельно составляла 50-60 километров. Максимальная скорость на плаву составляла 12 км/ч. Максимальная скорость при буксировке не более 15 км/ч.
Кроме того при волнении моря до 2 баллов обеспечивалась стрельба по зенитным целям. Также было возможность перевозки десанта на плавсредстве до 40 человек, однако стрельба при этом была запрещена.
Объект 520.
К концу 1950-х годов, в связи с развитием реактивной авиации, максимальные скорости возросли до 1000-1200 км/ч, возросла манёвренность. Поэтому для эффективного противодействия таким целям понадобились автоматизированные приводы наводки в сочетании с радиолокационными комплексами.
Постановление СМ СССР №416-211 от 17 апреля 1957 года в КБ Завода № 174 была проведена модернизация ЗСУ-57-2. Модернизация заключалась в установке 57-мм пушек СВ-68 «Березина» и малогабаритных радиооптических приборных комплексов автономного управления огнем «Десна». Руководителем проекта был назначен Мазепа Г.В., а проект получил индекс «Объект 520».
В 1959 году были изготовлены 6 машин, которые прошли ПСИ, однако ЗСУ «Объект 520» на вооружение принята не была.
Боевое применение.
ЗСУ-57-2 использовались во Вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, а также в ирано-иракской войне. Из-за сравнительно низкой скорострельности и отсутствия автоматизированных радиолокационных устройств наведения высокой эффективностью эта машина не отличалась.
Операторы
Современные:
Босния и Герцеговина — 6 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2010 год.
Египет — 40 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2010 год.
Иран — некоторое количество ЗСУ-57-2, по состоянию на 2010 год.
Куба — некоторое количество ЗСУ-57-2, по состоянию на 2010 год.
Мозамбик — 20 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2010 год.
Россия — некоторое количество ЗСУ-57-2, по состоянию на 2010 год
Сербия — некоторое количество, по состоянию на 2007 год
Сирия — около 10 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2010 год
Бывшие:
СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам
Ангола — сняты с вооружения
Венгрия — сняты с вооружения
Вьетнам — современный статус неясен
ГДР — сняты с вооружения
КНДР — современный статус неясен
Польша — сняты с вооружения
Сирия — сняты с вооружения
Финляндия — сняты с вооружения
ЗСУ-23-4 «Шилка», зенитная самоходная установка
Зенитное артиллерийское средство малого калибра, обеспечивающего непосредственное прикрытие войск на месте и в движении во всех видах боя.
История
В конце 50-х гг. после принятия на вооружение Советской Армии зенитных ракетных комплексов зарубежными военными специалистами была разработана новая тактика применения пилотируемой авиации. В ее основе стал приницп использования самолетов и вертолетов на малых и предельно малых высот полета. Это позволяло резко сократить их дальность обнаружения средствами радиолокационной разведки, что вело к аналогичному сокращению, а зачастую и к невозможности их обстрела зенитными ракетами. Существовавшее на тот период времени наиболее массовое средство противовоздушной обороны войск — зенитные самоходные артиллерийскией установки (ЗСУ) ЗСУ-57-2 не обеспечивали эффективную борьбу с самолетами противника, действующих на малых высотах. Это и стало основной причиной создания в 1964 г. более совершенной зенитной самоходной артиллерийской установки, которой и стала ЗСУ-23-4 «Шилка».
Назначение
Предназначена для непосредственного прикрытия общевойсковых подразделений при расположении их на месте, в движении и во всех видах боя от ударов самолетов и вертолетов, действующих на малых и предельно малых высотах. При необходимости может быть использована для стрельбы по наземным и надводным легкобронированным целям, а также для поражения живой силы противника. Обеспечивает поражение воздушных (наземных, надводных) целей на дальностях до 2500 (2000) м, действующих на высотах до 1500 м со скоростью до 450 м/с с места, короткой остановки и в движении.
Вооружение
Четыре 23-мм автоматические пушки со скорострельностью 11 выстрелов в секунду каждая. Может вести огонь, как всеми четырьмя пушками, так и парой или любой из четырех.
Боекомплект — 2000 выстрелов (на все четыре пушки вместе взятые). Снаряды снаряжаются в ленты. Снаряжение ленты: на три осколочно-фугасных снаряда с трассером или без (ОФЗТ/ОФЗ) один бронебойный зажигательный трассирующий (БЗТ). Стволы пушек и антенна радиолокационно-приборного комплекса полностью стабилизированы, благодря чему установка может вести эффективный огонь в движении. По азимуту и углу возвышения пушка наводится гидроприводами; также есть возможность наводить вручную, с помощью маховиков.
В состав установки входит радиолокационно-приборный комплекс орудийной наводки РПК-2, смонтированный в башне, дальность обнаружения цели — до 18 км. Также имеется аналоговый счётно-решающий прибор (СРП), который решает задачу встречи снаряда с целью.
Двигатель — дизель В6Р. Емкость двух топливных баков 520 л. Запас хода без дозаправки топливом — 400 км. Вспомогательная силовая установка — газотурбинный двигатель мощностью 74 л. с., предназначен для обеспечения питанием электрооборудования РПК-2.
Режимы стрельбы
Основной режим стрельбы установки по воздушным целям — автоматический, при котором цель сопровождается радиоприборным комплексом по дальности и углу цели, СРП определяет необходимые установки для наведения артиллерийской части. Командир (наводчик) открывает огонь при входе цели в зону поражения ЗСУ. В полуавтоматическом режиме координаты цели определяются путем совмещения перекрестия прицела с целью, а дальность определяется радиолокационной станцией. В дальнейшем действия расчета аналогичны действиям в автоматическом режиме. В ручном режиме все координаты цели определяются расчетам.
Участие в конфликтах
ЗСУ-23-4 использовалась в следующих вооружённых конфликтах:
• Война на истощение (1969—1970) — в составе ПВО Египта.
• Война во Вьетнаме — в составе ПВО Северного Вьетнама в последние годы войны.
• Арабо-израильская война 1973 года — в составе ПВО Египта и Сирии.
• Первая гражданская война в Анголе (1975—1991) — использовалась ангольской стороной.
• Ливийско-египетский конфликт (1977) — в составе ПВО Ливии.
• Эфиопо-сомалийская война (1977—1978) — в составе ПВО Сомали.
• Афганская война (1979—1989) — успешно применялась в качестве орудия поддержки пехоты.
• Ирано-иракская война (1980—1988) — применялась иракской армией.
• Война в Ливане (1982) — в составе сирийской группировки в Ливане.
• Война в Персидском заливе (1991) — применялась иракской армией.
• Первая чеченская война (1994—1996) — использовалась федеральными силами против наземных целей. Небольшое количество применялось чеченской стороной; известно, что в феврале 1995 года огнём ЗСУ-23-4 был сбит российский штурмовик Су-25.
• Операция НАТО против Сербии (1999) — состояла на вооружении вооружённых сил Югославии и предположительно участвовала в боевых действиях.
• Вторая чеченская война — использовалась федеральными силами против наземных целей. Во время вторжения в Дагестан (август 1999 года) отмечено применение ЗСУ-23-4 чеченскими формированиями.
• Иракская война (2003) — применялась иракской армией.
«Тунгуска» (индекс ГРАУ — 2К22, по классификации НАТО — SA-19 Grison).
Советский и российский зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК), зенитная самоходная установка (ЗСУ) разработки Тульского КБ Приборостроения (имеет индексы 2С6 и 2С6М). Название получил от притока Амура — реки Тунгуски, аналогично ЗСУ-23-4 «Шилка».
Предполагается, что в составе вооружённых сил Российской Федерации этот комплекс будет заменяться на более совершенный Панцирь-С1.
История создания
Уже к началу 1970-х годов стала очевидна недостаточная эффективность комплекса «Шилка» в качестве ПВО ближнего радиуса действия. Малая эффективная дальность огня и недостаточная мощность его 23-мм снарядов резко снижала эффективность установки против новых, высокоскоростных воздушных целей, самолётов-штурмовиков, защищённых бронёй, и вертолётов, оборудованных противотанковыми управляемыми ракетами, способными поражать наземные цели с расстояния нескольких километров. Помимо того, радиолокатор, которым была оборудована «Шилка», не позволял ей эффективно самостоятельно вести поиск воздушных целей.
Первоначально, в 1970 году, было выдано задание на проектировку нового пушечного зенитного комплекса. Но затем, по итогам проведённой в 1973 году НИР «Запруда», в рамках которой исследовались вопросы защиты войск от ударных вертолётов, стало очевидным, что перспективная ЗСУ должна быть оборудована и зенитными ракетами, чтобы улучшить её возможности по борьбе с вертолётами.
К концу 1970-х разработка была завершена. По результатам проведённых в 1980—1981 годах испытаний комплекс был доработан и 8 сентября 1982 года принят на вооружение в Вооружённых силах СССР. Первоначально он имел 4 ракеты, затем 8.
Во второй половине 1990-х годов была разработана модифицированная версия, получившая обозначение «Тунгуска-М1». Она была принята на вооружение вооружённых сил Российской Федерации в 2003 году и поставляется на экспорт.
Для обеспечения системы ПВО малых кораблей и ПВО ближнего радиуса крупных боевых кораблей, с применением вооружения и некоторых узлов «Тунгуски», был разработан комплекс «Каштан».
Устройство
— Основными узлами комплекса являются:
— самоходное гусеничное легкобронированное шасси;
— два двухствольных 30-мм автомата 2А38;
— 8 пусковых установок с боекомплектом из 8 зенитных управляемых ракет 9МЗ11;
— радиолокационная система, состоящая из РЛС обнаружения цели, РЛС сопровождения цели и наземного радиозапросчика.
Ракета 9М311 состоит из двух ступеней. Двигатель первой ступени работает на твёрдом топливе, обечайка изготовлена из стеклопластика. Вторая ступень спроектирована без двигателя, полёт проходит по инерции, в хвостовой части размещён газогенератор, обеспечивающий лучшие аэродинамические условия обтекания. Взрыватель бесконтактный, боевая часть со стержневыми поражающими элементами.
Характеристики
Дальность обнаружения целей 18 км
Время реакции 8 с
Максимальная скорость целей 500 м/с
Применение
Комплексы применялись в чеченских войнах как мощное средство огневой поддержки. Несколько десятков установок «Тунгуска-М1» поставлены на экспорт в Индию, 12 установок проданы в Марокко.
Варианты ракет
ракета 9М311
9М311 — базовый вариант ракеты
9М311К (3М87) — морская версия 9М311 (для системы Каштан)
9М311-1 — экспортная версия
9М311М (3М88) — модификация ракеты с улучшенными тактико-техническими характеристиками
9М311-М1 — модификация ракеты для модернизированного комплекса 2К22М «Тунгуска-М1».
На вооружении
Индия — по различным данным от 20 до 92 единиц 2С6, по состоянию на 2010 год. От 24 до 50 единиц 2С6М и 400 единиц 9М311 поставлены из России в период с 1997 по 1998 годы. 14 единиц 2С6М и 225 единиц 9М311 поставлены из России в 2002 году. 28 единиц 2С6М и 450 единиц 9М311 поставлены из России в период с 2008 по 2009 годы.
Йемен — некоторое количество 2С6М1, по состоянию на 2005 год. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира ни поставки, ни лицензионное производство 2С6М1 в Йемене не осуществлялись.
Марокко — 12 единиц 2С6М, по состоянию на 2010 год.
Россия — 256 единиц 2С6.
Украина — 70 единиц 2С6, по состоянию на 2010 год.
Так себе представляли в США ЗСУ –»Х»
«Панцирь-С1» Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс.
Описание:
Универсальный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) ближнего действия «Панцирь-С1» предназначен для прикрытия на ближних дистанциях стратегических важных военных и промышленных объектов. Комплекс способен вести борьбу с широким классом средств воздушногоь нападения, включая самолеты тактической авиации, вертолеты, баллистические и крылатые ракеты, управляемые авиабомбы, поражающие элементы высокоточного оружия. ЗРАК «Панцирь-С1» способен также уничтожать наземные легкобронированные объекты и живую силу противника.
Комплекс разработан в Конструкторском бюро приборостроения (КБП) г.Тула. В конце 1994 года в КБП был создан макет нового комплекса, а в августе 1995 года на авиавыставке в г. Жуковском был представлен его опытный образец.
Основной конструктивной особенностью комплекса является его офрмление в унифицированной боевой башни, которая может устанавливаться на различных носителях — гусеничных, автомобильных, на палубах надводных кораблей, на зданиях, в стационарном и шельтерном исполнении.
24 мая 2000г. было объявлено о заключении контракта на поставку в течение трех лет трех партий общим количеством 50 ЗРАК «Панцирь-С1» в Объединенные Арабские Эмираты. Контракт с ОАЭ предусматривает поставку комплексов на гусеничном шасси.
Учебно-тренировочные средства, входящие в состав комплекса, предназначены для обучения и тренировки расчетов БМ основным приемам боевой работы и техническому обслуживанию. Они представлены классным и мобильным вариантами тренажеров.
Комплекс «Панцирь» оснащен 12 новыми ЗУР 57Э6 (экспортное обозначение 57Э6Е), внешне и по компоновке похожими на ракеты 9М311 ЗРАК «Тунгуска». Корпус ракеты бикалиберный, стартовый двигатель находится в отделяющейся ступени. Ракета имеет малое полетное время на стартовом участке. Зона поражения по дальности составляет 12 км, по высоте — 8 км. Масса боевой части, состоящей из стрежневых поражающих элементов, равна 20 кг. В ракете используется воздушно-динамических рулевой привод. Комплекс может наводить одновременно до 3 ракет. Система наведения ракет — радиокомандная.
Артиллерийское вооружение «Панциря» состоит их двух 30-мм автоматических пушек 2А72. Пушки одноствольные. Питание селективное из двух патронных лент с осколочно-фугасными зажигательными и бронебойными снарядами.
В отличии от других ЗСУ, находящихся на вооружении российской армии, данный комплекс смонтирован на автомобильном шасси высокой проходимости с колесной формулой 8х8 «Урал-5323.4» с двигателем КамАЗ-7406 мощностью 260 л.с. Цель использования автомобильного шасси — удешевление комплекса, который должен прикрывать тыловые объекты, а не войска в боевых порядках.
Боевой модуль, установленный на крыше кузова боевой машины, включает в себя 2 блока по 6 зенитных ракет, две пушки, размещенные с внутренней стороны пусковых контейнеров ЗУР, и систему управления. В кузове боевой машины находятся рабочие места операторов наведения и командира БМ. Для управления стрельбой ракетного и пушечного вооружения в составе комплекса имеется единая многорежимная многоспектральная система управления. Она состоит из следующих основных компонентов:
РЛС обнаружения целей дециметрового диапазона с автоматическим измерением азимута, дальности, угла места и скорости цели (зона обзора по азимуту и углу места 360°х60°, дальность обнаружения — до 25км;
импульсно-доплеровской РЛС сопровождения целей и ракеты миллиметрового диапазона (автозахват на сопровождение на дальности до 18км);
двух независимых оптико-электронных систем сопровождения воздушных и наземных целей ИК-диапазона (автозахват на сопровождение на дальности до 18км, поле зрения 1.8°х2.7°).
Система управления комплекса обладает высокой устойчивостью к помехам любого типа благодаря объединению радиолокационных и оптико-электронных средств в единую систему, работающую в дм-, см-, мм- и ИК диапазонах длин волн. В радиолокационном режиме работы возможен залп из двух ракет по одной цели. Система может автоматически сопровождать до 20 целей и выдавать целеуказания с точностью 0.4° по азимуту, 0.7° по углу места и по дальности — 50м. Система в автоматическом режиме осуществляет вычисление параметров цели и ее движения, выбор вооружения и назначение вида огня.
По утверждению разработчиков, комплекс «Панцирь» обладает уникальной возможностью вести стрельбу из всех видов оружия в движении (ЗСУ «Тунгуска» обеспечивает стрельбу в движении только пушечным вооружением).
Особенности комплекса:
Комбинированное ракетно-пушечное вооружение (РВ и ПВ), позволяющее создать сплошную зону поражения — до 18 — 20 км по дальности и до 10 км — по высоте.
Зенитная управляемая малогабаритная ракета с высокими летно-баллистическими характеристиками (Vmax=1300 m/с) и большим могуществом осколочно-стержневой боевой части (масса БЧ=20 кг при массе маршевой ступени 30 кг).
Абсолютная помехозащищенность, достигаемая за счет создания единой многорежимной и многоспектральной радиолокационно-оптической системы управления, работающей в дм-, см-, мм- и ИК диапазонах длин волн.
Универсальность действия по целям, т.е. поражение широкого спектра воздушных целей: самолетов и вертолетов до применения ими бортового оружия; малоразмерных управляемых ракет, а также наземных легкобронированных целей и живой силы противника.
Полностью автоматический режим боевой работы (БР) как в отдельной боевой единице, так и в составе подразделения из нескольких боевых машин, что позволяет улучшить временные характеристики и снизить психофизиологическую нагрузку на членов экипажа.
Высокая боевая производительность за счет малого времени реакции, высокой скорости полета ЗУР и наличия двух независимых каналов наведения, работающих в широком секторе (90ох90о по азимуту и углу места).
Автономность боевого применения за счет наличия в одной боевой единице средств обнаружения, сопровождения и поражения.
Командная система наведения зенитных управляемых ракет, позволяющая создать малогабаритную маневренную ракету высокой боевой эффективности.
Пассивный режим работы и сверхвысокая точность наведения за счет использования инфракрасного канала длинноволнового диапазона с логической обработкой сигнала и автоматическим сопровождением цели.
Технические характеристики:
Боекомлект ракет, шт. 12
Масса ракеты, кг 65
Масса ракеты в ТПК, кг 90
Масса БЧ, кг 16-20
Диаметр ТПК, мм 170
Длина ТПК, м 3,2
Максимальная скорость ракеты, м/с 1100
Время полета на дальность 10 км, с 14
Зона поражения по дальности, м 1000 — 12000
Зона поражения по высоте, м 5 — 8000
Канальность по цели 2
Калибр пушечного вооружения, мм 30
Число автоматов 2
Вес снаряда, кг 0,97
Начальная скорость снаряда, м/с 960
Боекомплект, выстр. 750
Высотный интервал эффективного огня, м 0 — 3000
Дальность стрельбы, м 0 — 4000
Темп стрельбы, выстр./мин 700
Дальность обнаружения цели, м 30000
Дальность сопровождения цели, м 24000
Тип шасси УралАЗ-5323.4
Тип двигательной установки КамАЗ-7406 или УралАЗ 745.10
Мощность двигателя шасси, л.с. 260-290
Экипаж, чел. 3
Время реакции, с 5 — 6

ЗСУ-57-2 или объект 500 — советская зенитная самоходная артиллерийская установка на легкобронированном гусеничном шасси.

История создания и производства

Первой серийной ЗСУ, созданной в СССР, стала ЗСУ-37, вооружённая 37-мм пушкой 61-К, но её производство ограничилось 75 машинами, выпущенными в 1945 году. Более совершенным зенитным автоматическим орудием, предназначенным для замены 25-мм и 37-мм пушек довоенного образца, стала 57-мм автоматическая пушка С-60, разработанная в конструкторском бюро В. Грабина. Однако в буксируемом варианте это орудие имело бы недостаточную мобильность для обеспечения ПВО частей танковых и механизированных войск в наступлении, поэтому уже с 1947 года, ещё до принятия С-60 на вооружение, началась разработка её спаренного варианта под обозначением С-68, предназначенного для вооружения самоходной установки. Опытный образец С-68 был испытан на повозке С-79А, тогда как для серийной ЗСУ было создано шасси на основе компонентов среднего танка Т-54. Новая самоходная установка получила заводское обозначение «изделие 500» и армейское — ЗСУ-57-2 и была принята на вооружение после комплексных испытаний, проведённых в 1950 году.

Описание конструкции

ЗСУ-57-2 имела компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса, а вооружения — во вращающейся башне. Экипаж ЗСУ состоял из шести человек: механика-водителя, размещавшегося в лобовой части корпуса слева; наводчика, наводчика-установщика прицела, двоих заряжающих (правого и левого орудий) и командира установки, находившихся в башне.

Вооружение

Вооружение САУ составляло спаренное 57-мм автоматическое орудие С-68, состоявшее из двух пушек С-60 с длиной ствола 76,6 калибров / 4365 мм, отличавшихся зеркальным расположением механизмов. Автоматика С-60 работала на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический откатник, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом.

Спаренная установка соединённых люльками в единый блок орудий размещалась на цапфах на полу башни. Вертикальная, в пределах −5…+85°, и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя постоянной скорости вращения через гидравлический регулятор скорости. Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального — 20° в секунду. В случае отказа электропривода, сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик — за вертикальное. Орудие имело обойменное питание из коробчатых магазинов на 4 выстрела, практическая скорострельность составляла 100—120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40—50 выстрелов, после чего ствол было необходимо охладить. Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под поликом башни.

Варианты и модификации

Объект 510

На основании приказа Министерства транспортного машиностроения № 0013 от 8 февраля 1956 года в КБ завода № 174 совместно с заводом № 342 была разработана модификация ЗСУ-57-2, оборудованная индивидуальными плавсредствами. Руководителем проекта был А. Е. Сулин. Машине был присвоен индекс «Объект 510».

В 1956 году было изготовлено два опытных образца, которые прошли государственные испытания. В 1961 году «Объект 510» был принят на вооружение. Всего было изготовлено 6 серийных машин.

«Объект 510» отличался от базового варианта установкой приспособления для навешивания стальных понтонов. Понтоны предназначались для форсирования водных преград как своим ходом, так и на буксире.

Масса машины с понтонами составила 37,8 тонн. Запас плавучести — 40 %. При движении на воде использовались два гребных винта. Движение по воде допускалось при волнении до 5 баллов. Ширина водной преграды, преодолеваемой самостоятельно, составляла 50—60 км. Максимальная скорость на плаву составляла 12 км/ч. Максимальная скорость при буксировке не более 15 км/ч.

Кроме того, при волнении моря до 2 баллов обеспечивалась стрельба по зенитным целям. Также была возможность перевозки десанта на плавсредстве до 40 человек, однако стрельба при этом была запрещена.

Объект 520

К концу 1950-х годов, в связи с развитием реактивной авиации, максимальные скорости возросли до 1000—1200 км/ч, возросла маневренность. Поэтому для эффективного противодействия таким целям понадобились автоматизированные приводы наводки в сочетании с радиолокационными комплексами.

В соответствии с постановлением СМ СССР № 416—211 от 17 апреля 1957 года в КБ Завода № 174 была проведена модернизация ЗСУ-57-2. Модернизация заключалась в установке 57-мм пушек СВ-68 «Березина» и малогабаритных радиооптических приборных комплексов автономного управления огнём «Десна». Руководителем проекта был назначен Г. В. Мазепа, а проект получил индекс «Объект 520».

В 1959 году были изготовлены 6 машин, которые прошли ПСИ, однако ЗСУ «Объект 520» на вооружение принята не была.

Боевое применение

СУ-57-2 были направлены на вооружение зенитно-артиллерийских батарей танковых полков двухвзводного состава, по 2 установки во взводе (всего 4 установки). Из-за небольшого объёма выпуска часть батарей была укомплектована вместо ЗСУ-57-2 установками ЗТПУ-2 на шасси бронетранспортёров БТР-40 и БТР-152.

Боевая эффективность ЗСУ-57-2 зависела от квалификации экипажа, подготовки командира взвода и была обусловлена отсутствием РЛС в системе наведения. Эффективный огонь на поражение мог вестись только с остановки; стрельба «с хода» по воздушным целям не была предусмотрена. Сравнительная эффективность стрельбы ЗСУ-57-2 была ниже, чем батареи пушек С-60, так как последняя имела ПУАЗО-6 с СОН-9, а позднее — радиолокационный приборный комплекс РПК-1 «Ваза». Эффективность же применения ЗСУ-57-2 была выше в силу постоянной готовности к открытию огня, самоходности, наличия бронезащиты экипажа.

ЗСУ-57-2 использовались во Вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, а также в ирано-иракской войне. Из-за сравнительно низкой скорострельности и отсутствия автоматизированных радиолокационных устройств наведения высокой эффективностью эта машина не отличалась.

В апреле 2014 года появились видеокадры использования ЗСУ-57-2 сирийской армией в боях в окрестностях Дамаска.

Помимо перечисленных факторов (низкая скорострельность и отсутствие автоматизированных радиолокационных устройств наведения), для оценки эффективности установки необходимо принять во внимание следующее: В период 1950—1957 годов (период создания ЗСУ-57-2) в иностранных армиях не имелось лучших ЗСУ. В армии США имелась ЗСУ M19 на шасси лёгкого танка M24 «Чаффи», разработанные в 1945 году, и M42 на шасси лёгкого танка M41, поступавшие в войска с 1954 года. Вооружение — спаренная 40-мм пушка «Бофорс». В вооружённых силах Великобритании имелась ЗСУ на базе танка «Крусейдер», созданная в 1943 году, вооружённая одноствольной 40-мм пушкой Bofors L60. Все эти установки имелись в незначительном количестве, в особенности в сравнении с численностью фронтовой авиации ВВС СССР. 40-мм пушка «Бофорс» L60 имела скорострельность 120 выстр/мин на ствол, начальную скорость снаряда 875 м/с, вес снаряда 0,934 кг, то есть баллистически уступала орудию С-68 по всем значимым показателям. Все эти установки оснащались оптическими прицелами и в силу этого не были эффективнее, чем ЗСУ-57-2. Лишь в 1956 году появились первые установки ЗСУ M42A1 с РЛС T50, но их количество также было невелико.

Боевая эффективность ЗСУ-57-2, как и других современных ей ЗСУ, определялась не уровнем самой установки, а стремительным развитием авиации, прежде всего — ростом скоростей и всепогодностью фронтовой авиации, которым ЗСУ полкового уровня ПВО в 1950-х годах противопоставить было практически нечего, а также тем, что все новейшие достижения радиоэлектроники внедрялись прежде всего в артиллерии в авиации.

Кроме того, в вооружённых силах всех государств в 1950-х годах не была разработана тактика и подход к прикрытию механизированных подразделений на марше от современных самолётов, равно как в авиации не была выработана тактика надёжного поражения малоразмерных бронированных целей при больших скоростях полёта самолётов.

Далее, при оценке боевой эффективности ЗСУ-57-2 необходимо учитывать, что она являлась не единственным средством ПВО танкового полка, а средством коллективной ПВО от самолётов, летящих на высотах до 4000 м, так как высоты до 1000 м перекрывались зенитными пулемётами ДШК/ДШКМ, которых в танковом полку было столько же, сколько единиц бронетехники.

Поэтому критика именно советской системы является, по большей части, необоснованной и не учитывающей соотношения сил ВВС СССР и возможных противников на конкретных ТВД. По расчётам военных специалистов, наступающие танковые и механизированные дивизии были надёжно прикрыты фронтовой истребительной авиацией на МиГ-15 (произведено более 13 000), МиГ-17 (более 7000) и МиГ-19 (около 1800), а истребительная авиация противника, более малочисленная, чем советская, была связана противодействием ударной авиации на Ил-28 (произведено около 6000), поэтому массовое применение ЗСУ не предусматривалось.

Кроме того, критика не учитывает тот факт, что внедрение ЗСУ-57-2 шло параллельно с насыщением войсковой ПВО системами С-60, которые имели большую эффективность при условии приведения в боевое положение, которое достигалось за 2 мин., и что освоение ЗСУ-57-2 помогло в выработке оптимальной структуры подразделений самоходной ЗА.

Операторы

  • Алжир — от 20 до 45 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год.
  • Египет — 40 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год.
  • Иран — 80 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год.
  • КНДР — до 250 единиц ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год.
  • Куба — некоторое количество ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год.
  • Мозамбик — 20 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год.
  • Никарагуа — до 10 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год.
  • Сирия — некоторое количество ЗСУ-57, по состоянию на 2016 год.

Бывшие

  • СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам.
    • Россия — некоторое количество ЗСУ-57-2, по состоянию на 2010 год.
    • Украина — 30 ЗСУ-57-2 по состоянию на июнь 2015 года.
  • Ангола — 40 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 год, сняты с вооружения.
  • Венгрия — 40 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в 1966 году, сняты с вооружения.
  • Вьетнам — 100 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1971 по 1973 год, современный статус неясен.
  • Германия
    • ГДР — 129 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1957 по 1961 год.
  • Ирак — 100 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1971 по 1973 год.
  • Польша — 129 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1957 по 1961 год, сняты с вооружения.
  • Румыния — 60 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1965 по 1966 год.
  • Сирия — 250 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1967 по 1973 год — сняты с вооружения.
  • Финляндия — 12 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1960 по 1961 год, использовались под обозначением LyPsv SU-57, сняты с вооружения.
  • Эфиопия — 10 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в 1978 году.
  • Югославия — 100 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1960 по 1961 год.
    • Босния и Герцеговина — 6 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2010 год.
    • Сербия — некоторое количество, по состоянию на 2007 год.

Тихоокеанский флот впервые в истории провел учебные стрельбы ракетами «Оникс» на Чукотке

«Сегодня на Чукотке комплекс «Бастион» впервые в истории Тихоокеанского флота произвел стрельбу по учебной цели, имитирующей корабль противника. Пораженная цель находилась на трассе Северного морского пути», — сообщил собеседник агентства.

Стрельба велась из глубины Чукотки. Дальность полета «Оникса» составила около 350 км, из них 200 км он пролетел над сушей, что является рекордным показателем для данного типа ракет.

ТАСС не располагает официальным подтверждением данной информации, однако известно, что комплексы «Бастион» поступили на вооружение развернутой на Камчатке 520-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады в конце 2016 года. Ранее они еще никогда не использовались на Чукотке.

Сверхзвуковая ракета П-800 «Оникс» имеет максимальную дальность порядка 500 км. Таким образом, с территории Чукотки комплексы «Бастион» способны поражать цели на всей восточной части Севморпути — от пролива де Лонга до Берингова пролива

В марте 2019 года правительство РФ ввело новые правила прохода иностранных военных кораблей по Северному морскому пути, согласно которым военные корабли и суда обязаны уведомить Россию о своих планах за 45 суток, а также в обязательном порядке допускать на борт российских лоцманов. В случае несоблюдения указанных требований, кораблям может быть отказано в проходе, а в случае несанкционированного движения по СМП, Россия оставляет за собой право применять «чрезвычайные меры».

Мама солдата

ВОИНСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КРЫМА

Краснознаменный Черноморский

Крым — это в первую очередь флот. В XVIII веке русского Крыма еще как такового не было, а русский Черноморский флот уже существовал. Естественно, что возвращение полуострова России позволило укрепить Севастополь как новую главную базу ЧФ. Ей, напомним, чуть было не стал Новороссийск, активно отстраивавшийся на рубеже 2000-х и 2010-х годов, но он по гидрометеорологическим условиям существенно уступает Севастополю.

Как раз корабельный состав ЧФ обновился не сильно. Флот за два года (2014-2016 г.г.) получил два малых ракетных корабля проекта 21631 («Серпухов» и «Зеленый Дол»), а также подлодки новой постройки проекта 636.3 «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону». Еще две подлодки («Старый Оскол» и «Краснодар») в данный момент проходят испытания на Северном флоте, всего таких субмарин на ЧФ будет шесть.

Буквально на днях (весна 2016) ВМФ официально передан головной фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович», который сейчас находится на Балтике и скоро отправится к месту службы — в 30-ю дивизию надводных кораблей ЧФ, город Севастополь.

Минобороны заказало шесть фрегатов этого типа для ЧФ, однако пока построить удается только три (по плану — все до конца 2016 года). Вторая тройка осталась без украинских газовых турбин и, возможно, будет достроена в интересах Индии: там же имеются шесть фрегатов типа Talwar, на основе которых и был создан этот проект. Так что вопрос с крупными кораблями для Черного моря еще не закрыт.
Сама дивизия (а точнее, ее 11-я бригада) видела и лучшие времена. Помимо флагмана ЧФ (ракетного крейсера «Москва»), туда входят сторожевые корабли «Сметливый», «Пытливый» и «Ладный». Большой противолодочный корабль «Керчь» собирались модернизировать, однако после пожара в машинном отделении в ноябре 2014 года корабль решено вывести из боевого состава и развернуть на нем плавучий командный пункт в Севастополе.

В небе над яйлой

Морская авиация ЧФ долгие годы была единственным компонентом российской воздушной мощи в Крыму. Это 43-й морской штурмовой авиаполк на Су-24 и Су-24МР (до 2014 года в Гвардейском, теперь на аэродроме Новофедоровка в Саки, перевооружается на новые многофункциональные истребители Су-30СМ), а также 318-й смешанный авиаполк в Каче, куда включены патрульные самолеты Бе-12, транспортники Ан-26 и вертолеты Ка-27 и Ми-8.

Однако после присоединения Крыма там развернули и соединения ВВС («зеленых», как выражаются флотские авиаторы). Эти силы сведены в 27-ю смешанную авиадивизию и организационно состоят из трех полков.

На аэродроме Гвардейское под Симферополем, откуда «выселили» морскую авиацию, развернут 37-й смешанный авиаполк из двух эскадрилий. Первую составляют фронтовые бомбардировщики Су-24М, переданные из перевооруженного на Су-34 559-го бомбардировочного авиаполка, базирующегося в Морозовске Ростовской области. Вторая, на штурмовиках Су-25СМ, выделена из 368-го штурмового авиаполка (Буденновск).

38-й истребительный авиаполк сидит на Бельбеке — традиционной базе крымских перехватчиков ПВО с советских времен. В составе полка — две эскадрильи, оснащенные Су-27П, Су-27УБ, Су-27СМ и Су-30М2. Самолеты собирались с нескольких соединений, в частности с перевооружаемых на Су-35С 22-го и 23-го авиаполков на Дальнем Востоке, а также из 3-го авиаполка (Крымск).
Вопреки недавно установившемуся правилу сведения армейской авиации в отдельные бригады, в Крыму «зеленые» винтокрылы собраны в 39-м вертолетном полку, приписанном к той же 27-й дивизии и развернутом на аэродроме Джанкой. Это минимум три эскадрильи, в том числе на Ка-52, Ми-35М, Ми-28Н, Ми-8АМТШ. Также имеется несколько Ми-26. Этот полк вполне тянет на авиабригаду, так что в дальнейшем возможны изменения.

ПВО Крыма усилили двумя зенитными ракетными полками, оснащенными системами С-300ПМ: 12-й развернут в Севастополе (это бывшая украинская 174-я зенитная ракетная бригада), а 18-й (бывший украинский 50-й зенитный ракетный полк из Феодосии) — в глубине полуострова. Полкам приданы для самообороны зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С».

На древней земле

В связи с особенностями соглашения 1997 года, в Крыму Россия содержала только части и соединения, относящиеся к флоту. Поэтому основным наземным компонентом была и остается 810-я бригада морской пехоты Черноморского флота, одно из ключевых действующих лиц событий февраля 2014 года. Ей же придан 1096-й зенитный ракетный полк на комплексах «Оса-АКМ».

810-ю бригаду дополняет отдельный 501-й батальон в Феодосии, в который свели бывшие украинские 1-й и 501-й батальоны морской пехоты.

Однако сухопутная группировка морской пехотой теперь не ограничивается. В районе Перевального базируется 126-я бригада береговой обороны. Это бывшая украинская 36-я отдельная механизированная бригада войск береговой обороны, получившая новую технику, в том числе танки Т-72Б3 (старые танки Т-80БВ были возвращены Украине).

Средства усиления представлены 8-м артиллерийским полком, бывшей 406-й Симферопольской артгруппой ВМС Украины. Полк оснащен буксируемыми 152-миллиметровыми гаубицами «Мста-Б», РСЗО «Торнадо-Г» (модернизированный «Град») и противотанковыми ракетными комплексами «Хризантема-С».
В Крыму также сформированы и продолжают формироваться новые соединения. Так, в Севастополе создана 127-я отдельная бригада разведки.

В Джанкое, где теперь сидят вертолеты армейской авиации, будет воссоздан 97-й десантно-штурмовой полк 7-й («новороссийской») дивизии ВДВ. Это произойдет после 2020 года, а в 2017-2018 годах там развернут десантно-штурмовой батальон. Пока в Джанкое дежурят по ротации батальонные тактические группы соединений ВДВ из «материковой» России. Сейчас там — «ивановцы» из 98-й дивизии, и буквально на днях их должны сменить военнослужащие 11-й десантно-штурмовой бригады из Улан-Удэ.

На базе переданных подразделений 11-й береговой ракетно-артиллерийской бригады (из Анапы) сформирована отдельная 15-я бригада, на вооружении которой имеются противокорабельные ракетные комплексы «Бастион» и «Бал». Кроме того, расконсервирован объект «Сотка»: установки ракетного комплекса «Утес» (ракеты 3М44 «Прогресс») в районе поселка Резервное.

Помимо этого, в Крыму дислоцируется целый ряд подразделений обеспечения, включая инженерные части, части химзащиты и материально-технического обеспечения, а также полк радиоэлектронной борьбы.

Посторонним вход воспрещен

Говоря о наращивании российской группировки в Крыму, нельзя не отметить, что оно носило характер «роста с нуля». Соглашения о разделе Черноморского флота от 1997 года существенно ограничивали российских военных на территории полуострова. Поэтому в данный момент имело бы смысл вести речь не о форсированной милитаризации Крыма, а о формировании полноценной межвидовой группировки сил, сбалансированной по своим возможностям и оснащенной новейшей техникой (что по соглашению 1997 года тоже практически исключалось — требовало согласия Киева).

Особенности географического положения Крыма, в частности его полуэксклавность, а также доминирующая позиция «непотопляемого авианосца» Черного моря — диктуют выбранную российским руководством форму группировки. Перед нами попытка изобразить вариацию на тему Калининградского оборонительного района, еще одного до зубов вооруженного «осиного гнезда» в стороне от «материковой» России.

Когда американские генералы говорят, что Россия создала в Крыму и в Калининграде так называемые зоны блокированного доступа (Anti-access/Area Denial, A2/AD), то они имеют в виду именно это: мощную группировку ударных и оборонительных вооружений, способных в комплексе держать на расстоянии от периметра района морские, воздушные и наземные силы потенциального противника.

Крым с его «Бастионами» и усиленной ПВО неплохо отвечает этим требованиям, а география, превращающая полуостров практически в остров, выдвигает требования в первую очередь к противодесантной обороне побережья, а также к защите от воздушных десантов.