1155 проект БПК

Содержание

БПК ПРОЕКТА 1155 — СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ.

БПК «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Виноградов» у берегов Японии. 2018.

Большие противолодочные корабли проекта 1155 шифр “Фрегат” являются основой противолодочных сил ВМФ России в дальней морской зоне, способной длительно вести поиск и уничтожение подводных лодок противника в удаленных районах. По состоянию на 1 февраля 2019 года в составе ВМФ несут службу 8 БПК данного проекта, по четыре единицы в составе Северного и Тихоокеанского флотов. За последние годы БПК активно и регулярно привлекаются к выполнению задач в различных точках Мирового океана, действуя одиночно или в составе разнородных групп. Общая картина по нашим противолодочникам выглядит следующим образом ( по состоянию на середину февраля текущего года):

БПК «Адмрал Харламов» у причала в Североморске.

— БПК “Адмирал Харламов” проекта 1155 (14 БрПЛК СФ) – 31.01.2019 впервые за долгие годы поставлен в плавучий док СРЗ «Нерпа» филиала АО «Центр Судоремонта «Звездочка»( г.Снежногорск) для проведения осмотра и ремонта подводной части корпуса, а также части ходовых механизмов. Из всей серии это единственный БПК который длительное время не привлекался к решению задач, так как с середины 2000-х годов он находился в резерве. В период 2010-2012 годов появлялась информация о возможном проведение ремонта корабля на предприятиях СПБ, однако данные планы так и не были реализованы. Долгое время “Адмирал Харламов” разбирался на ЗИП для однотипных кораблей в Североморске, потому судить о его состоянии на сегодня сложно. Известно, что корабль не укомплектован полностью штатным экипажем.

БПК «Адмирал Левченко». Фото — А.Акентьев.

— БПК “Адмирал Левченко” – проекта 1155 ( 14 БрПЛК СФ) – действующий БПК на данный момент находящийся в Североморске. В 2018 году принимал участие в параде по случаю Дня ВМФ России, был задействован в учении по противолодочной подготовке сил СФ. В День защитника Отечества ( 23.02.2019) корабль будет открыт для посещения жителям Североморска. Планируется, что в текущем 2019 году корабль приступит к выполнению задач боевой службы в дальней морской зоне.

БПК «Вице-адмирал Кулаков». Фото — А.Балабин.

— БПК “Вице-адмирал Кулаков” проекта 1155 ( 14 БрПЛК СФ) – на данный момент готовится к проведению плановых ремонтных работ. По праву этот БПК считается одной из наиболее активных единиц Северного флота. В 2018 году принимал участие в параде по случаю Дня ВМФ России в Североморске, осенью был задействован в СКШУ “Восток-2018” выполнив задачи в арктической зоне (уже кстати не первый раз).

БПК «Североморск» заходит в Севастополь. Фото — А.Балабин.

— БПК “Cевероморск” проекта 1155 ( 14 БрПЛК СФ) – в конце января в рамках боевой службы прибыл в Севастополь для проведения межпоходового ремонта силами филиала ЦС “Звездочка” и 13-го СРЗ МО РФ. Ожидается, что ремонт продлится до конца марта 2019 года, затем корабль отправится к месту постоянного базирования в Североморск. Стоит отметить, что на момент нахождения на ЧФ корабль временно включен в состав 30 дивизии НК. Планируется совместное учение по противолодочной подготовке с черноморцами. Напомню что “Североморск” выполняет задачи боевой службы с июля 2018 года. Подробно о его приходе в Севастополь и решаемых задачах я сообщал в своем материале (https://balabin-1712.livejournal.com/16169.html).

БПК «Маршал Шапошников» в сухом доке АО “ Центр судоремонта” Дальзавод”.

-БПК “Маршал Шапошников” проекта 1155 ( 36 ДивНК ТОФ) – продолжает проходить средний ремонт и модернизацию на АО “ Центр судоремонта” Дальзавод” во Владивостоке. На данный момент корабль находится в доке. Модернизация началась в 2016 году, в результате чего планируется замена главного ракетного комплекса корабля, cистем связи и наведения ракетного и артиллерийского вооружения, модернизация противолодочного вооружения. По предварительным данным корабль получит на вооружение ударный ракетный комплекс “Уран”. Как сообщили в пресс-службе ТОФ, в первой декаде 2020 года корабль вернется в состав сил ПГ.

БПК «Адмирал Пантелеев». Фото пресс-служба ТОФ.

— БПК “Адмирал Пантелеев” проекта 1155 ( 36 ДивНК ТОФ) – действующий БПК Тихоокеанского флота. В период с 1.10.2018-24.01.2019 корабль в составе отряда ТОФ выполнил задачи боевой службы в районах Индийского и Тихого океанов, cовершив заходы в порты более чем десяти государств. По имеющимся данным именно этот БПК станет вторым после “Маршала Шапошникова” отправленным на модернизацию.

БПК «Адмирал Виноградов».

— БПК “Адмирал Виноградов” проекта 1155 ( 36 ДивНК ТОФ) – действующий БПК Тихоокеанского флота. В 2018 году в течении нескольких месяцев выполнял задачи боевой службы в Азаитско-Тихоокеанском регионе, cовершив заход в ряд государств. В сентябре 2018 года участник СКШУ “Восток-2018”. Он также планируется к постановке на модернизацию.

— БПК “Адмирал Трибуц” проекта 1155 ( 36 ДивНК ТОФ) – действующий БПК Тихоокеанского флота. В 2018 году в течении нескольких месяцев выполнял задачи боевой службы в Азаитско-Тихоокеанском регионе, cовершив заход в ряд государств действую в составе группы с БПК ”Адмирал Виноградов”. В сентябре 2018 года участник СКШУ “Восток-2018”. Он также планируется к постановке на модернизацию.

БПК «Адмирал Трибуц» заходит во Владивосток.

На самом деле большие противолодочные корабли проекта 1155 уже много лет являются так называемым “рабочими лошадками” ВМФ, обладая хорошей мореходностью в комплексе с мощным вооружением способны эффективно и длительно решать задачи боевой службы в назначенных районах. Не удивительно, что читая очередную сводку новостей и сообщений о выходе кораблей ВМФ на боевую службу, в них обязательно встречается БПК типа “Удалой”. На сегодня география действий этих кораблей только расширяется, а учитывая планы по их модернизации становится ясным, что эти красавцы еще длительное время будут оставаться в составе ВМФ.

А.Балабин. Февраль 2019.

Большие противолодочные корабли проектов 1155 и 1155.1

25.10.2019 Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Трибуц»

После распада СССР довольно долгое время российский флот мог напомнить миру о своём существовании лишь одним способом – отправляя в дальние «визитные» походы немногочисленные большие противолодочные корабли. Создавались они, конечно же, вовсе не для «демонстрации флага». БПК были одним из наиболее эффективных инструментов, которыми располагал советский военно-морской флот – именно они должны были в случае перерастания «Холодной войны» в «горячую» обеспечить нейтрализацию подводной части американских стратегических наступательных вооружений. Наиболее удачным видом БПК стали корабли проектов 1155 и 1155.1

Что такое БПК

В 1966-м году в советском военно-морском флоте был введен новый, не существовавший ранее класс кораблей. Это решение было обусловлено резко возросшими возможностями подводных лодок. Особенную опасность представляли атомные субмарины, вооруженные баллистическими ракетами. Специально для борьбы с ними строились сторожевые корабли проекта 61. Первый из них был спущен на воду еще в 1962-м году, а общая численность со временем достигла двадцати единиц.

Именно эти специализированные корабли и получили первыми официальное название больших противолодочных (сокращенно БПК). Этот термин использовался только в советских ВМС и был наиболее точным. В дальнейшем его использовали и в отношении других кораблей, имевших сходное предназначение и возможности. Строились они по проектам 61, 1134А, 1134Б, 1155 и 1155.1.

Методика поиска субмарин

Вертолет Ка-27 совершает посадку на палубу головного корабля проекта 1155 «Удалой». Снимок сделан в Норвежском море

Первоначально предполагалось, что большие противолодочные корабли будут осуществлять поиск и уничтожение подводных лодок противника в ближней зоне обороны, недалеко от побережья. Отчасти это было обусловлено сравнительно небольшим радиусом действия тех баллистических ракет, которые устанавливались на первые атомные субмарины.

Дальнее обнаружение должны были осуществлять другие корабли – вертолетоносцы. Но уже БПК проекта 61 получили возможность для размещения на палубе собственного вертолета, что позволяло заметно расширить контролируемую территорию. Поэтому большие противолодочные корабли стали действовать не только в прибрежной, но и в океанической зоне.

Поиск субмарин сводится к установлению и поддержанию контакта с подводной целью. Для этого применяется соответствующее оборудование самого БПК, а также опускаемые гидроакустические станции вертолетов, входящих в авиагруппу корабля. Обнаруженная и отслеживаемая цель может быть уничтожена глубинными бомбами или самонаводящимися торпедами. Запуск их выполняется либо непосредственно с БПК, либо с вертолета (в последнем случае подразумевается совместная работа пары машин – одна даёт целеуказание, другая атакует подводную лодку).

Особенности классификации

К сожалению, количество информации, размещенной в Интернете, чаще всего не переходит в качество. Очевидным доказательством этого тезиса является хроническая путаница, наблюдающаяся при описании больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 1155.1. В частности, эти БПК периодически именуют фрегатами, ссылаясь на «классификацию НАТО».

Так выглядит «настоящий» фрегат – американский USS Simpson. Водоизмещение – всего лишь 4200 тонн

Это грубая ошибка – в западных справочниках большие противолодочные корабли первого класса (а проекты 1155 и 1155.1 именно таковы) называют чаще всего эсминцами, реже – крейсерами. Кроме того, само понятие «класс кораблей» обозначает на Западе принадлежность к какой-то определенной серии, строящейся по единому проекту. Название же класса присваивается по имени головного корабля. В данном случае им был «Удалой». Именно поэтому в реальной, а не придуманной классификации НАТО все БПК проекта 1155 именуются Udaloy, а БПК проекта 1155.1 – Udaloy II.

В СССР, а затем и в России, термин «класс» использовался для обозначения «целевого» назначения корабля (например, класс «эскадренный миноносец»). Принадлежность же к серии обозначалась либо номером проекта, либо «типом». В последнем случае использовалось название головного корабля.

В то же время в документации проект 1155 обозначался шифром «Фрегат», что, по всей видимости, и привело к последующей путанице. Между тем любой шифр представляет собой просто внутреннее условное название, наносящееся на чертежи и не имеющее никакого отношения к целевому предназначению корабля.

История создания БПК проектов 1155 и 1155.1

Развитие американского атомного подводного флота шло в 60-е годы чрезвычайно быстрыми темпами. Постоянное улучшение основных характеристик субмарин привело к устареванию советских БПК первых серий. Кроме того, к началу 70-х годов уже было известно о проектировании новых, еще более совершенных, подводных лодок.

БПК проекта 1134А «Маршал Тимошенко». Корабли этого типа предполагалось использовать в качестве прототипа при разработке проекта 1155

Чтобы не отстать от своего главного противника, командование советского военно-морского флота разработало техническое задание, предусматривающее создание больших противолодочных кораблей нового проекта, обозначенного как 1155. Документация была передана в ленинградское Северное проектно-конструкторское бюро.

Исходная идея заключалась в максимальном использовании опыта, полученного при создании БПК проекта 1134А. Это позволяло, в частности, использовать при строительстве кораблей уже имеющиеся стапели. Несмотря на всю привлекательность такого решения, от него в итоге пришлось отказаться – размеры БПК проекта 1134А были слишком малы для того, чтобы разместить на его палубе два вертолета, не хватало их и для установки новейшего гидроакустического комплекса.

Таким образом, уже на самом начальном этапе конструкторам пришлось существенно увеличить водоизмещение корабля – с четырех до семи тысяч тонн. Изменились очертания носовых обводов корпуса, а затем и форма кормы. Это позволило «расчистить место» под вертолетные ангары.

Сравнительно большие размеры корабля дали возможность конструкторам увеличить состав его вооружения. Благодаря этому БПК проекта 1155 стал даже более мощным кораблем, чем это предусматривалось исходным техническим заданием.

Строительство головного корабля «Удалой», предназначенного для Северного флота, началось летом 1977 года, на специально сооруженном стапеле в Калининграде. Все необходимые работы проводились судостроительным заводом «Янтарь». Спустя три года БПК «Удалой» спустили на воду, а всего было изготовлено 12 кораблей этой серии. Последний из них, «Адмирал Пантелеев», был введен в строй за несколько дней до распада СССР, 19 декабря 1991 года.

БПК «Адмирал Пантелеев», последний корабль проекта 1155, в порту Дананг

Следует отметить, что большие противолодочные корабли проекта 1155 являлись узкоспециализированными. Чтобы одинаково успешно бороться как с подводными, так и с надводными целями, они должны были взаимодействовать с эсминцами проекта 956, на борту у которых имелись противокорабельные крылатые ракеты. Теоретически это позволяло увеличить эффективность, но на практике привело к значительным сложностям.

Согласованные действия кораблей разных типов требуют значительных усилий и не всегда могут быть осуществлены. Поэтому в 80-е годы прошлого века было принято решение разработать более универсальный БПК для нанесения ударов по субмаринам, надводным кораблям, сухопутным и воздушным целям. Так появился проект 1155.1 (иногда используется «слитное» обозначение 11551).

В этом случае уже не потребовалось вносить существенные изменения в форму и размеры корпуса, что позволяло осуществлять строительство на уже имеющемся стапеле в Калининграде. Первый большой противолодочный корабль проекта 1155.1 получил название «Адмирал Чабаненко», вторым должен был стать «Адмирал Басистый». Всего планировалось изготовить не менее 10 этих БПК.

После распада СССР довольно быстро стало ясно, что новые времена не сулят военным морякам ничего хорошего. Правда, «Адмирал Чабаненко» всё-таки был достроен, но он так и остался единственным кораблем проекта 1155.1. В состав флота его ввели только в 2000-м году.

Особенности конструкции

Между кораблями проектов 1155 и 1155.1 имеются довольно значительные различия, которые затрагивают как их конструкцию, так и состав комплекса вооружения. По этой причине их приходится описывать отдельно друг от друга.

«Адмирал Чабаненко», единственный большой противолодочный корабль проекта 1155.1

БПК проекта 1155

Корпус кораблей, построенных по проекту 1155, изготавливался из стали. Его форма во многом была определена особенностями обтекателя гидроакустического комплекса «Полином». Так, расположенные в носовой части корабля шпангоуты имеют увеличенный развал. Две трети всей длины корпуса составляют полубак.

В средней и кормовой частях корабля расположены три группы надстроек. Сделаны они из сплавов на основе алюминия и магния, что позволило в значительной мере снизить массу конструкции. Дно корабля – двойное, внутренняя полость используется в качестве основной топливной ёмкости. Ангары для вертолетов размещены в кормовой надстройке.

На борту имеется стационарная противопожарная система, тушение огня выполняется при помощи пены. Кроме того, распространению пламени должны помешать и переборки, сделанные из огнеупорных материалов и разделяющие внутренние помещения.

Корабль оборудован специальной системой, в три раза уменьшающей амплитуду колебаний при сильной бортовой качке. Это намного облегчает работу экипажа и увеличивает устойчивость.

Корабль приводится в движение двумя винтами фиксированного шага (ВФШ). Каждый из них подключен к собственной энергетической установке М9. В её состав входят два газотурбинных двигателя, маршевый и форсажный. Мощности их составляют, соответственно, 9000 и 22 500 лошадиных сил. Таким образом, вся силовая установка позволяет развить до 63 тысяч л.с.

БПК проекта 1155 на полном ходу с включенными форсажными двигателями

Предполагается, что при следовании обычным экономическим ходом используются маршевые газотурбинные двигатели. При необходимости быстрого разгона включаются форсажные моторы, что приводит к стремительному наращиванию общей мощности. Такой подход обеспечивает кораблю высокую подвижность и в то же время позволяет экономить горючее.

Матросы, входящие в состав экипажа БПК, размещаются в кубриках на 12 или 14 мест. Для мичманов предусмотрены двух- и четырёхместные каюты, а для офицеров – одно- и двухместные. На борту корабля, кроме того, есть лазарет, спортивные залы и комнаты отдыха.

БПК проекта 1155.1

Конструкция корпуса больших противолодочных кораблей проекта 1155.1 в основном повторяет 1155, однако водоизмещение корабля значительно выросло. Кроме того, изменилась носовая часть. Это связано как с установкой нового гидроакустического комплекса «Звезда-2», так и с заменой двух артиллерийских установок АК-100 на одну АК-130.

Внутренняя компоновка БПК проекта 1155.1 также несколько отличается от той, что была характерна для кораблей типа «Удалой».

Кроме того, установлены новые форсажные газотурбинные двигатели, развивающие по 25 250 лошадиных сил. Общая мощность силовой установки доведена до 68 500 л.с.

БПК «Адмирал Чабаненко» ведет огонь из установки АК-130

Технические характеристики

БПК проекта 1155 БПК проекта 1155.1
Нормальное водоизмещение 6840 тонн 7700 тонн
Полное водоизмещение 7480 тонн 8900 тонн
Длина корабля 163,5 163,5 м
Ширина 19 м 19 м
Осадка 5,2 м 5,2 м
Скорость 30 узлов полная, 14 – экономическая Полная — 32, экономическая 18 узлов
Запас хода 1300 морских миль на полной скорости, 3500 на экономической 3500 морских миль
Автономность 30 суток 30 суток
Численность экипажа 220 человек 296 человек

К сожалению, точная информация о характеристиках этих кораблей отсутствует, источники противоречат друг другу, причем очень заметно. В частности, приводятся самые разные данные о мощности силовой установки и запасе хода БПК.

Вооружение кораблей

Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.

На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.

Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.

Схема применения комплекса «Раструб-Б»

При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.

На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.

Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.

Основное артиллерийское вооружение БПК проекта 1155 – это две пушки калибром 100 мм, размещенные в двух башенных установках АК-100. Перезаряжание – автоматическое. Использовать такие пушки можно для уничтожения наземных целей, надводных кораблей и летательных аппаратов, находящихся на удалении до 21,5 км.

Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.

Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке

Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.

Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.

«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.

Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.

Противокорабельная крылатая ракета «Москит»

Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:

  1. Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
  2. Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
  3. Автоматы АК-630 демонтированы;
  4. Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
  5. Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.

ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.

Таким образом, защита от атак с воздуха была значительно усилена, а ударный потенциал корабля намного вырос, он получил способность атаковать надводные цели.

Боевое и учебное применение БПК проектов 1155 и 1155.1

К сожалению, судьба многих советских больших противолодочных кораблей типа «Удалой» оказалась довольно печальной. В качестве примера можно привести «биографию» БПК «Адмирал Харламов». Этот корабль вступил в состав ВМФ 25 февраля 1990 года. Поначалу его активно использовали в «визитном» качестве – он совершал походы в Норвегию, Швецию, Голландию, Соединенные Штаты и в Канаду. При этом, как потом выяснилось, необходимое техническое обслуживание не выполнялось.

БПК «Адмирал Харламов». Снимок предположительно сделан в 2014 году

Начиная с августа 2000-го года «Адмирал Харламов» находился на постоянном дежурстве в районе гибели подводной лодки «Курск». Возвращался в порт он только за топливом и продовольствием для экипажа. Видимо, эта непрерывная вахта, продлившаяся много месяцев, привела к сильному износу механизмов. После её окончания, начиная с июля 2001-го года, корабль «Адмирал Харламов» не совершил больше ни единого выхода в море.

В 2004-м году БПК был переведен в технический резерв второй категории. Поползли слухи о том, что вскоре он и вовсе будет списан. Официально же сообщалось, что «Адмирал Харламов» подвергнут капитальному ремонту, после которого он получит новое вооружение. Вот только начало работ отодвинули на 2014-й год.

Последние новости об этом корабле неутешительны – все сроки выполнения ремонта давно прошли, но ничего так и не было сделано. Более того, есть информация о том, что отдельные части «Харламова» демонтированы для последующего использования на других уцелевших БПК проекта 1155.

Биография «Адмирала Чабаненко» выглядит несколько лучше. Правда, этот корабль долгое время не мог войти в состав флота из-за того, что не было денег для проведения необходимых испытаний. Лишь в 2000-м году над единственным БПК проекта 1155.1 был поднят российский флаг. Тогда же он принимал участие в патрулировании места гибели подводной лодки «Курск», действуя совместно с «Адмиралом Харламовым».

Во второй половине «нулевых» этот корабль много раз участвовал в различных маневрах и учениях, в том числе и международных. «Адмирал Чабаненко», кроме того, совершил немало дальних походов, а в 2009-м году его привлекли к патрулированию Аденского залива и прилегающих вод, где тогда орудовали пираты.

«Адмирал Чабаненко» у причальной стенки, где ему предстоит провести еще несколько лет

Спустя несколько лет, когда БПК находился неподалеку от берегов Сирии, в которой начиналась гражданская война, турецкий политик Масум Тюркер выступил с заявлением о том, что «Адмирал Чабаненко» сбил разведывательный самолет RF-4E ВВС Турции, однако эта информация подтверждения не получила.

К сожалению, в 2014-м году с «Адмиралом Чабаненко» случилось то же, что и с «Харламовым» — его отправили на ремонт. Поначалу говорилось, что спустя три года корабль вернется в строй, но этого не случилось. Более того – теперь сообщается, что модернизация завершится лишь в конце 2024 года. В чем она заключается, неясно, поскольку никаких работ на борту не ведется.

Достоинства и недостатки

Большие противолодочные корабли проектов 1155 и 1155.1 создавались для решения задач, которые и сегодня остаются достаточно актуальными. Конструкция их оказалась достаточно удачной, что обусловлено следующими преимуществами:

  1. Возможность использования вертолетов для активного поиска подводных лодок противника;
  2. Мощная и в то же время экономичная силовая установка;
  3. Универсальный комплекс вооружения, позволяющий уничтожать все виды целей;
  4. Хорошие мореходные качества;
  5. Неплохие условия для экипажа.

Наиболее существенным недостатком исходного проекта 1155 было отсутствие в составе вооружения противокорабельных ракет. Этот недочет устранили в проекте 1155.1 и можно только пожалеть о том, что был построен всего один такой корабль.

БПК проекта 1155 «Маршал Шапошников» в сухом доке. Хорошо виден гидроакустический комплекс «Полином» в нижней части корабля – обычно он скрыт под водой

Из других минусов можно отметить явно устаревший гидроакустический комплекс, особенно на БПК проекта 1155. Дальность обнаружения в 90-100 километров давно уже является недостаточной. Правда, этот недостаток отчасти компенсируется при грамотном использовании вертолетов, но всё же ГАК лучше заменить – помимо прочего, его не самая удачная форма не дает возможности полностью реализовать потенциал силовой установки – скорость могла бы быть и повыше.

djon_66

МПК пр.1124 шифр «Альбатрос» — МПК-43; МПК-52
МПК пр.1124М шифр «Альбатрос» — зав.№012 (МПК-85); зав.№013; зав.№15 (не достроен)
ПСКР пр.1124П шифр «Альбатрос» — Днепр; Измаил
Внешний вид:
МПК пр.1124 — 2 ед.
ПРИМЕЧАНИЕ: начиная с 13го корпуса все МПК проекта 1124 оснащались МЗА АК-630, оба корабля переданные Украине так же были оснащены этими автоматами.
МПК пр.1124М — 2 ед. + 1 не достроен
ПСКР пр.1124П — 2 ед.
ТТХ:
Тактико-технические данные пр.1124:
Водоизмещение, т:
стандартное: 835
полное: 990
Размеры, м:
длина: 71,07
ширина: 10,15
осадка: 3,54
Скорость полного хода, уз: 32
Дальность плавания: 4000 миль (10 уз), 2700 миль (14 уз), 950 миль (27 уз)
Автономность, сут: 9
Силовая установка: 1х18000 л.с. ГТУ М-8, 2х10000 л.с. дизели М-507А, 1 ДГ АСДГ-500 500 кВт, 1 ДГ ДГН-300 300 кВт, 1 ДГ ДГ-200 200 кВт
Вооружение:
1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М» (20 ЗУР 9М33);
1х2 57 мм АК-725 (1100 выстрелов);
1х6 30 мм АК-630 (2000 выстрелов);
2х2 533 мм ДТА-53-1124 (4 торпеды ТЭСТ-71, СЭТ-65, СЭТ-53, СЭТ-53М);
2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (96 РГБ-60);
2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1 или БПС) и 18 мин;
Экипаж, чел: 83 (9 офицеров, 12 мичманов)
Тактико-технические данные пр.1124М:
Водоизмещение, т:
стандартное: 910
полное: 1055
Размеры, м:
длина: 71,07
ширина: 10,15
осадка: 3,71
Скорость полного хода, уз: 31,67
Дальность плавания: 2727 миль (14,56 уз), 640 миль (29 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 1х18000 л.с. ГТУ М-8М, 2х10000 л.с. дизели М-507А, 1 ДГ АСДГ-500 500 кВт, 1 ДГ 300 кВт, 1 ДГ 200 кВт
Вооружение:
1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА» (20 ЗУР 9М33);
1х1 76 мм АК-176 (152 выстрела);
1х6 30 мм АК-630М (3000 выстрелов);
1х1 45 мм 21КМ;
2х2 533 мм ДТА-53-1124 (4 торпеды ТЭСТ-71, СЭТ-65, СЭТ-53, СЭТ-53М);
1х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (48 РГБ-60);
2 бомбосбрасывателя (12 ГБ ББ-1 или БПС) и 18 мин
Экипаж, чел: 90 (9 офицеров, 12 мичманов)
Тактико-технические данные пр.1124П:
Водоизмещение, т:
стандартное: 880
полное: 960
Размеры, м:
длина: 71,2
ширина: 10,17
осадка: 3,6
Скорость полного хода, уз: 36,1
Дальность плавания: 4000 миль (10 уз), 2700 миль (14 уз), 950 миль (27 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 1х18000 л.с. ГТУ М-8, 2х10000 л.с. дизели М-507А, 1 ДГ АСДГ-500 500 кВт, 1 ДГ 300 кВт, 1 ДГ 200 кВт
Вооружение:
2х2 57 мм АК-725 (2200 выстрелов);
2х2 533 мм ДТА-53-1124 (4 торпеды ТЭСТ-71, СЭТ-65, СЭТ-53, СЭТ-53М);
2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (96 РГБ-60);
2 бомбосбрасывателя (16 ГБ ББ-1) и 18 мин;
Экипаж, чел: 84 (8 офицеров)
История:
U209 Сумы
Бывший МПК-43 «Одесский комсомолец» — 01.08.1997 г. передан ВМС Украины, переименован в «Сумы» (бортовой U209) и переклассифицирован в корвет. Списан из состава ВМС Украины 11.06.1999 г.
U210 Херсон
Бывший МПК-52 — 01.08.1997 г. передан ВМС Украины, переименован в «Херсон» (бортовой U210) и переклассифицирован в корвет. Списан из состава ВМС Украины 11.06.1999 г.
U205 Луцк
Корабль был заложен как малый противолодочный корабль «МПК-85» (заводской №12).
Спущен на воду 22.05.1993 г., вступил в строй ВМС Украины 30.12.1993 г., получив имя «Луцк» и бортовой номер U200 в честь одноименного украинского города в Волынской области.
За время нахождения в составе ВМС Украины на счету корвета многочисленные артиллерийские, а так же ракетные стрельбы (первые ракетные стрельбы ВМСУ — в 1997 г.). Корвет участвовал в многочисленных учениях, начиная с 1994 года: «Бриз-94», «Бриз-95», «Море-96», «Кооператив партнер-97», «Си Бриз-97», «Кооператив партнер-98», «Си Бриз-98», «Фарватер мира-99», «Дуэль-99», «Кооператив партнер-2000», «Бриз-2000», «Черноморское партнерство-2000», «Фарватер мира-2001», «Дуэль-2001», «Си Бриз-2002», «Фарватер мира-2003», «Кооператив партнер-2003», «Черноморское партнерство-2003», «Кооператив партнер-2004», «Реакция-2005», антитеррористической операции «Активные усилия» в Средиземном море в 2007 году, в парадах в честь ВМС Вооруженных Сил Украины, сборах-походах кораблей ВМСУ и ЧФ РФ.
22.09.2006 г. на борту корвета «Луцк», стоявшего у причала в Стрелецкой бухте Севастополя, во время сварочных работ в подсобном помещении поста станции в районе 16.00 искра попала между обшивкой и корпусом. Вспыхнувший пожар не могли остановить в течение четырех часов. Кроме аварийно-спасательных партий корабля к ликвидации пожара были привлечены сотрудники МЧС в Севастополе. Помещение станции в корпусе корабля полностью выгорело. При тушении пожара пришлось удалить значительную часть обшивки корвета. Корабль на длительное время вышел из боевого состава, для восстановления корвета потребовался средний ремонт.
20.03.2014 г. на корабле был спущен флаг ВМС Украины, и поднят флаг ВМФ России.
U209 Тернополь
Корабль был заложен как малый противолодочный корабль пр.1124М (заводской №013).
После длительного отстоя были изысканы средства на его достройку, и корабль был спущен на воду 15.03.2002 г., получив новое имя — «Тернополь».
23.09.2005 г. корвет «Тернополь» был переведен из Киева в Севастополь для проведения приемно-сдаточных испытаний, в этот же день на него заселен экипаж корабля. В период 01.10-28.12.2005 г. были проведены приемно-сдаточные испытания корвета , осуществлено 10 выходов в море, пройдено 1668 морских миль.
16.01.2006 г. был утвержден акт приема-передачи корабля от промышленности ВМС Украины.
16.02.2006 г. на корабле был торжественно поднят Военно-Морской флаг, корвет был зачислен в состав Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины.
26.05.2006 г. корабль, после сдачи первого курсового задания, введен в кампанию, и зачислен в состав сил постоянной готовности.
За время нахождения в составе ВМС Украины на счету корвета многочисленные артиллерийские, а так же ракетные стрельбы. Корвет участвовал в учениях, антитеррористической операции «Активные усилия» в Средиземном море, в парадах в честь ВМС Вооруженных Сил Украины, сборах-походах кораблей ВМСУ.
20 марта 2014 года в результате политического кризиса на Украине и перехода Крыма из состава Украины в состав Российской Федерации корабль был захвачен силами самообороны Автономной республики Крым.
корвет Запорожская Сечь (зав.№015) — не достроен
U205 Чернигов
Пограничный сторожевой корабль с заводским номером 777 был заложен в эллинге Зеленодольского судостроительного завода (Татарстан) 12 сентября 1978 года для морских частей погранвойск КГБ СССР.
После спуска на воду 22 июня 1980 года внутренними водными путями отбуксирован в Азовское море, а оттуда — на завод «Персей» (Севастополь) для достройки и наладочных ходовых испытаний. Для проведения сдаточных испытаний корабль был перебазирован в Балаклаву.
После подписания 28 декабря 1980 года государственной комиссией акта о приёмке корабля, приказом командующего Западным пограничным округом ему было присвоено наименование «Измаил» в честь города Измаил и в память о взятия турецкой крепости Измаил войсками Суворова и черноморскими казаками Антона Головатого 11 декабря 1790 года.
ПСКР «Измаил» был причислен к 5-й отдельной Балаклавской бригаде пограничных сторожевых кораблей Западного ОК МЧ КГБ СССР. Флаг морских частей пограничных войск поднят на корабле 17 февраля 1981 года. Принимал участие в охране государственной границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов у побережья Крымского полуострова в Чёрном море. В течение 1981—1989 годов был на боевых службах 1053 дня. Осмотрел 5459 судов, из них задержал 296, в том числе 14 иностранных шхун.
Дважды, 10 марта 1986 года и 12 февраля 1988 года в составе КУГ совместно с кораблями Черноморского флота участвовал в вытеснении с территориальных вод СССР отряда боевых кораблей ВМС США (крейсера УРО «Йорктаун» и «Кэрон».
В апреле 1986 года в составе группы ПСКР («Измаил», ПСКР-629, ПСКР-105) при поиске иностранного передатчика в районе мыса Тарханкут установил контакт с неустановленной подводной лодкой (как позже стало известно — ВМС Турции «Йылдырай» S-350) в течение 22 часов сопровождал её. Следующий раз «Измаил» обнаружил неустановленную подводную лодку в 1989 году в районе мыса Чауда. Контакт был передан МПК «Комсомолец Армении», «Комсомолец Грузии» и «Киевский комсомолец», которые сопровождали лодку в порт Эрегли.
В июне 1992 года вошёл в состав морских частей Государственного комитета по охране границы Украины, где также активно участвовал в охране государственной границы. В феврале 1992 года кораблём была задержана первая турецкая шхуна «Чинакчы-Огулари», которая вела браконьерский лов камбалы-калкан в украинской экономической зоне.
В конце 1995 года на правительственном уровне было принято решение о передаче Государственной пограничной службой Украины корабль проекта 1124П в состав Военно-Морских Сил Украины.
В январе 1996 года «Измаил» вместе с однотипным ПСКР «Днепр» переданы ВМС. Корабли были приняты в удовлетворительном техническом состоянии: учитывая специфику морской пограничной службы, на кораблях редко использовалось гидроакустическое оборудование, минно-торпедное вооружение. Активно эксплуатировалась лишь ходовая механическая часть, вооружение ракетно-артиллерийской боевой части.
Военно-морской флаг Украины на корабле был поднят 19 января 1996 года. Корабль переведённый в корвет и переименован в «Чернигов». Изменение названия корабля было согласовано с Черниговской городской администрацией, представители которой 19 января прибыли в Севастополь поздравить моряков с поднятием боевого знамени. Освящение знамени «Чернигова» состоялось в тот же день — в праздник Богоявления.
Некоторое время на корабле находились как пограничный, так и флотский экипаж. Офицеров, мичманов и матросов для экипажа «Чернигова» набирали из различных кораблей, а также других видов Вооруженных сил, которые прошли переобучение.
Из-за отсутствия финансирования и невозможности докового ремонта корвет «Чернигов» был исключён из состава флота и списан в 2005 году.
U206 Винница
Противолодочный корабль № 775 был заложен на стапелях Зеленодольского судостроительного завода Татарской АССР 23 декабря 1975 года, в списки кораблей пограничных войск КГБ СССР был зачислен 17 июня 1976 года. На воду был спущен 12 сентября 1976 года. После спуска был отбуксирован в Азовское море, а оттуда отправился на севастопольский завод «Персей» для доработки и установки дополнительного оборудования.
Для проведения обязательных морских испытаний был перебазирован в Балаклаву. Успешно прошёл государственные испытания и после подписания государственной комиссией акта о принятии корабля в состав ВМФ СССР получил имя «Днепр». Вошёл в состав 5-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей г.Балаклава Краснознаменного Западного ПО МЧ КГБ СССР. Участвовал в охране государственной границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов близ побережья Крымского полуострова в Чёрном море.
1977 год — участвовал в походе в районе Чёрного моря от острова Змеиного до Керченского пролива.
1978 год — участвовал в походе в районе Чёрного моря от Одессы до Новороссийска.
1979 год — участвовал в походе в районе Чёрного моря от мыса Тарханкут до Новороссийска.
1980 год — участвовал в походе в районе Чёрного моря от мыса Тарханкут до Очамчира.
1981 год — участвовал в походе в районе южного побережья Крыма.
В июне 1992 года вошёл в состав Морских частей Государственного комитета по охране границ Украины. С этого момента началась служба корабля в ВМС Украины, а сам он был переименован в «Виннницу».
В конце 1995 года на правительственном уровне было принято решение о передаче Государственной пограничной службой Украины кораблей проекта 1124П в состав Военно-Морских Сил Украины.
В январе 1996 года «Днепр» вместе с однотипным «Измаилом» были переданы ВМС. Корабли были приняты в удовлетворительном техническом состоянии: учитывая специфику морской пограничной службы, на кораблях редко использовалось гидроакустическое оборудование, минно-торпедное вооружение. Активно эксплуатировалась лишь ходовая механическая часть, вооружение ракетно-артиллерийской боевой части.
Позднее «Винница» участвовала во многих многонациональных морских учениях как совместно с ЧФ России, так и с флотами стран НАТО:
июль 1996 года — участие в международных учениях «Кооператив партнер—1996».
август 1996 года — участие у учениях «Море—96».
август-сентябрь 1996 года — участие в международных учениях «Классика—96» (Констанца, Румыния).
апрель 1998 года — участие в совместном сбор-походе с группой кораблей ЧФ России.
апрель 1999 года — участие в сбор-походе.
август 1999 года — участие в международных учениях «Фарватер мира—99».
апрель 2000 года — участие в сбор-походе.
июнь 2000 года — участие в международных учениях «Кооператив партнер—2000».
2002 год — международные учения «Си Бриз—2002», «Фарватер-Форпост—2002», сбор-поход.
2003 год — учения «Бриз—2003», «Фарватер мира—2003», «Кооператив партнер—2003» и «Черноморское партнерство—2003». Принял участие в активации черноморской военно-морской группы в рамках программы BLACKSEAFOR, в ходе которой нанёс визиты в порты причерноморских стран. В том же году назван лучшим кораблём ВМС Украины.
2007 год — участие в стратегических учениях «Артерия—2007».
11 ноября 2007 года попал в шторм и получил серьёзные повреждения форштевня, с этого момента состоит на ремонте. В июле 2010 года правительство Винницкой области выделило 250 тысяч гривен на ремонт корабля.
22 марта 2014 года — взят под контроль спецназом морской пехоты Черноморского Флота Российской Федерации. Экипаж украинских ВМФ сошел на берег в полном составе.
Фотоальбом:
1 — ЛУЦК U200 (с 2005 г. U205)
2 — ТЕРНОПОЛЬ U209
3 — ВИННИЦА U206
Tags: ВМФ / ВМС, История, Украина

Большие противолодочные корабли проекта 1155

БПК типа «Удалой» Постройка и служба

12 ед. Заказано

12 ед. Построено

с 1977-1991 гг. Годы постройки

с 1980 гг. Годы службы

ССЗ Янтарь,ССЗ им. А.А. Жданова Место строительства

Общие данные Экипаж

249 чел. Общая численность

29 чел. Офицеры

220 чел. Матросы

Вооружение

Радиоэлектронное

  • РЛС «Фрегат»;
  • ГАК «Полином».

Противолодочное

  • 2 × 4 УРК-5 «Раструб-Б»;
  • 2 × 12 РБУ-6000;
  • 2 × 4 -х трубный ТА;
  • 2 × противолодочных вертолета Ка-27.

Артиллерийское

  • 2 × 1 100-мм АУ АК-100;
  • 2 × 1 45-мм 21-КМ.

Зенитное

  • 2 × ЗРК «Кинжал»;
  • 2 × 30-мм АУ АК-630.

Построенные кораблиБольшие противолодочные корабли (БПК) типа «Удалой» проекта 1155 «Фрегат» (англ. Udaloy class, по классификации НАТО) — советские боевые корабли, в 1970-х годах разработанные для противолодочной борьбы в дальней зоне. Один из наболее совершенных кораблей ПЛО в мире. Для ВМФ СССР было заказано 12 единиц. Последним 19 декабря 1991 года вошёл в состав ТОФ БПК «Адмирал Пантелеев». На сегодня в составе ВМФ России числится 8 единиц БПК проекта 1155.

История создания

Предшественники

Проект 1135

Предшественником проекта считались корабли, СКР проект 1135 (шифр Буревестник) и БПК проект 1134А (шифр Беркут). Эти противолодочные корабли обладали хорошим вооружением и мореходными качествами. Действуя группой, решали универсальные задачи. Недостаток проектов в радиоэлектронном вооружении и малой дальности обнаружения.

Предпосылки к созданию

Проект 1134А

Появление более совершенных атомных подводных лодок вынудило ВМФ СССР, приступить к созданию противолодочных кораблей нового поколения. Следовало увеличить дальность обнаружения и уничтожения вероятного противника. Требовалось улучшить обитаемость и безопасность. Необходимо усилить защиту от ПКР. Также следовало усилить артиллерийское вооружение.

Зона интересов СССР расширялась, это требовало усиления морского присутствия. Создание нового проекта противолодочного корабля, для дальнего обнаружения и борьбы, становилось приоритетным. С появлением на флоте новых систем вооружения и радио-сопровождения, в начале 1970-х годов Северным ПКБ был получен заказ на проект БПК.

Многие наработки применили с предыдущих проектов. Идея использования за основу предыдущий проект 1135 (проект 1134А), который строился большой серией, позволила бы строить на старых стапелях. Однако требование флота разместить на корабле ГАК нового поколения, заставило отказаться от ограничений в размере.

Проектирование

Схема наружного вида БПК пр. 1155

В 1972 году Северное проектно-конструкторское бюро (Ленинград), под руководством Н.П. Соболева и В.П. Мишина, поступило техническое задание флота, проект большого противолодочного корабля нового поколения проект 1155.

Изначальное водоизмещение в 4000 т исключало установку ГАК «Полином» и двух вертолетов. Подкильный гидроакустический комплекс нового поколения, массой 800 т и длиной 30 м, потребовали новых обводов корпуса в носовой части.

Использование ферменной конструкции мачт с РЛС сократило общее количество надстроек. Кормовая часть приобрела новую форму с ангарами для вертолетов. Что позволило, в отличии от предыдущих проектов, базироваться на борту. Проектное водоизмещение возросло до 7000 т.

В следствии роста водоизмещения, увеличили мощность артиллерии. Установили две арт-установки АК-100 и АК-630 с большим боезапасом. Проектом предусматривалась установка новой РЛС СУАО МР-123-01.

Вместо ЗРК «Оса-М» установили многоканальный ЗРК «Кинжал», с управляемыми ракетами, в кормовой части и на полубаке. УРК-5 «Раструб-Б» разместили, взяв за основу проект 1134А, под ходовым мостиком. Оснастили системой оповещения лазерного наведения и комплексом космической связи «Прицеп-А».

На БПК проект 1155 установили газотурбинную силовую установку. Достоинством которой, является возможность быстро перейти в режим полной мощности за 10-15 минут. Имеют высокую удельную мощность при небольших габаритах, по сравнению с паротрубными установками. Два ГТА М9, более экономичные и удобные в эксплуатации. Для удобства замены агрегатов ГТД, газо-вывод идет от каждого эшелона в две дымовые трубы. Улучшен пост аварийного управления форсажными ГТД. Установлены новые системы пожаротушения и оповещения.

Все это привело к появлению универсального боевого корабля. В городе Калининград на ССЗ «Янтарь» соорудили новый стапель. 23 июля 1977 года заложен головной корабль «Удалой».

Описание конструкции

Корпус

Особенности стального корпуса кораблей проект 1155, имеют удлиненный полубак (простирается на 2/3 длины корпуса), и большой развал шпангоутов в носовой части. Что компенсировало негативное влияние обтекателя ГАК «Полином». Двойное дно по всей длине использовано для хранения топлива. Установлена система успокоения бортовой качки (гасится в три раза).

Помещения разделены огнеупорными переборками с применением негорючих материалов. Использовалась стационарная система пенотушения.

Три группы надстроек изготовлены из легких алюминиевых и магниевых сплавов. Расположены в средней и кормовой частях. Конструкторы улучшили эксплуатационные характеристики корабля.

Обитаемость

Для использования корабля в различных климатических условиях, улучшили обитаемость БПК. Одно- и двухместные каюты для старшего офицерского состава, двух- и четырехместные каюты для мичманов, кубрики на 12 и 14 человек для матросов. Также имелись помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.

Энергетическая установка

Две главные энергетические установки М9 работают, каждая на свою линию вала. Управляется с помощью пневмо-электрической системы. На корабли проект 1155 устанавливали 4 газотурбинные установки общей мощностью 63000лс, 2 маршевые установки ГТД Д090 мощностью 9000лс, 2 форсажных ГТД ДТ59 мощностью 22500лс.

Такое разделение позволяло экономить топливо, так как для газовых турбин экономия достигалась на больших оборотах. Таким образом можно использовать оптимальные турбины в зависимости от условий. Для энергообеспечения корабля устанавливали 4 ГТГ по 1250кВт, 1 ДГ АДГР-200/1500 200кВт. Которые имеют утилизационные котлы, работающие на теплоотдаче. Что повышает производительность паровых котлов.

Вооружение

Противолодочное вооружение

«Адмирал Виноградов» УРК-5 «Раструб-Б» РБУ-6000

  • 2 × 4 УРК-5 «Раструб-Б». Универсальный ракетный комплекс для противодействия подводным лодкам и кораблями. Стреляет ракето-торпедой, доставляя малогабаритную торпеду УМГТ-1. Счетверенные пусковые установки расположены под ходовым мостиком.
  • 2 × 4-х трубные торпедные аппараты 533мм ПТА-53-1155 8 торпед 53-65К и СЭТ-65. Расположены на вращающейся платформе с электрическим приводом и возможностью ручного управления.
  • 2 × 12 РБУ-6000 — размещаются на кормовой надстройке. 12 стволов калибром 213мм.
  • В полу-утопленных ангарах размещаются два противолодочных вертолета К-27ПЛ. Радионавигационная система посадки вертолетов «Привод-В», управления полетами.

Артиллерийское вооружение

Залп из АК-100 Работа АК-630

  • 2 × 1 автоматические АУ АК-100 калибра 100 мм. Предназначена для уничтожения воздушных, береговых и морских объектов. Расположена в противоосколочной башне. Скорострельность в автоматическом режиме 60 выстр/мин. Дальность 21,5 км. Охлаждение обеспечивается забортной водой.
  • 4 × 6-ти ствольные автоматические АУ АК-630. Предназначена для борьбы с воздушными и малыми морскими целями. Основное средство борьбы на малых дистанциях. Скорострельность 5000 выст/мин. Дальность поражения 5000 м.
  • 2 × 1 полуавтоматическое 45 мм орудие 21-КМ используется как салютное.

Противовоздушное вооружение

ЗРК Кинжал

  • 2 — зенитно ракетных комплекса ЗРК «Кинжал». Размещен в подпалубных контейнерах на полубаке и корме. Ракеты вертикального старта. Комплекс состоит из 2 ПУ с 4 барабанами, в каждом 8 направляющих. Может обстреливать четыре цели, для повышения вероятности поражения наводит до 8 ракет. Вооружение корабля управляется системой «Лесоруб-55», используя информацию РЛС и средств обнаружения. В зависимости от условий, применяются АУ АК-100 и АК-630.

Гидроакустический комплекс(ГАК)

23 – обтекатель подкильных антенн ГАК «Полином»

  • Подкильная поисковая ГАК «Полином» является важной частью корабля. Позволяет выйти в дальнюю зону акустической освещенности, для обнаружения АПЛ и своевременного уничтожения. Дальность составляет 40-50 км. Способна вести круговой обзор с возможностью целеуказания.
  • В кормовой части размещена буксируемая антенна переменной глубины, комплекс позволяет обнаружить торпеды и якорные мины. Корабли проект 1155 самые маленькие, оснащенные ГАК «Полином».

Радиолокационное оборудование

  • МР760 «Фрегат-МА» трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой. Предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей на расстоянии до 300 км, выдает целеуказания на БИУС «Лесоруб-1155» для ракетных и артиллерийских комплексов.
  • МР350 «Подкат» двухкоординатная РЛС обнаружения низколетящих малогабаритных целей в условиях помех. Дальность обнаружения до 30 км. Две параболические антенны установлены на одной оси для быстрой обработки данных.
  • МР212 «Позитив» РЛС сопровождения и подсветки целей ЗРК «Кинжал» (на БПК «Удалой» и «Маршал Василевский» не установлен).

  • РЛС СУАО «Лев-114» для управления огнем артиллерии. В систему входят РЛС сопровождения целей, лазерный дальномер, измеритель параметров движения целей, корректировку стрельбы по всплескам, баллистический вычислитель, авто-слежение за снарядом. Дальность сопровождения 40 км.
  • РЛС КСУС «Муссон» для управления ракетными стрельбами. Автономная. Для корректировки и обнаружения на дальних подступах используется вертолет.
  • РЛС общего обнаружения «Топаз» + «Топаз-В».
  • Система предупреждения лазерного облучения «Спектр-Ф».
  • Система освещения надводной обстановки «Корвет-1155».
  • Комплекс средств обмена информацией «Тройник».
  • Комплекс обеспечения ЭМС «Подзаголовок».
  • Гирокомпасные системы «Курс-10А-1» + «Курс-10А-2».
  • Антенны размещены на гиростабилизированной платформе.

Построенные корабли

Название Заводской № Заложен Спущен на воду Вступление в строй Примечание
«Удалой» 111 23.07.1977 5.02.1980 31.12.1980 В 2001 г. исключен из боевого состава флота. В 2002 г. разобран на металл.
«Вице-адмирал Кулаков» 731 4.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 Прошел модернизацию 1994-2010гг. В составе СФ.
«Маршал Василевский» 732 22.04.1979 29.12.1981 8.12.1983 Входил в состав СФ. Утилизирован в 2004 г.
«Адмирал Захаров» 112 16.10.1981 4.11.1982 30.12.1983 входил в состав ТОФ. В 2002 г. корабль передан на утилизацию.
«Адмирал Спиридонов» 113 11.04.1982 28.04.1984 13.12.1984 Входил в состав ТОФ. Передан на утилизацию в 2003 г.
«Адмирал Трибуц» 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 Входит в состав ТОФ. В 2004 г. совместно с РКР «Варяг» и МПК «Кореец» посетил порт Инчхон (Чемульпо) по случаю 100-летнего юбилея сражения крейсера 1-го ранга «Варяг» и кононерской лодки «Кореец» с японской эскадрой.
«Маршал Шапошников» 114 25.05.1983 28.04.1984 30.12.1985 Входит в состав ТОФ.
«Североморск» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 «Симферополь» до 1995 г. Входит в состав СФ.
«Адмирал Левченко» 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 До 24.05.1982 г. «Хабаровск». Входит в состав СФ.
«Адмирал Виноградов» 116 5.02.1986 4.06.1987 30.12.1988 Входит в состав ТОФ.
«Адмирал Харламов» 117 7.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 Входит в состав СФ.
«Адмирал Пантелеев» 118 28.01.1988 7.02.1990 19.12.1991 Входит в состав ТОФ.

Галерея изображений

  • Эсминец «Лассен» и БПК «Адмирал Пантелеев». 2007 год

  • На взлетной площадке Ка-27 БПК «Североморск»

  • В открытом море

  • 4-трубные 533мм торпедные аппараты «Адмирал Левченко»

  • ЗРК «Кинжал» и АК-100

  • На выходе

  • БПК «Североморск» в Балтийске

  • «Маршал Василевский» в 1988 год

  • БПК «Адмирал Виноградов» в 1992 год

  • БПК «Маршал Шапошников» 1995 год

  • Восход

  • Продольный разрез проект 1155

Литература и источники информации

Литература

  • «Вооруженные силы стран мира» № 45
  • «Корабли ВМФ СССР» Том3, часть1, Ю. В. Апальков

Модернизированные БПК проекта 1155 переквалифицируют во фрегаты

Большие противолодочные корабли проекта 1155 будут модернизированы и переклассифицированны. Как передает Mil.Press FlotProm со ссылкой на высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, после модернизации БПК станут фрегатами.

Большие противолодочные корабли проекта 1155 станут фрегатами, решение об этом в Минобороны уже принято. Первым летом этого года был официально переквалифицирован БПК «Маршал Шапошников», проходящий модернизацию на «Дальзаводе» во Владивостоке. Остальные будут переквалифицироваться после прохождения модернизации. По словам источника, модернизированные корабли будут сочетать возможности носителей высокоточных крылатых ракет и противолодочных кораблей.
Как ранее сообщалось, на корабли этого проекта в ходе модернизации устанавливаются противокорабельный комплекс «Уран» с ракетами Х-35, универсальная пусковая установка для крылатых ракет «Калибр», «Оникс» или «Циркон», универсальная система управления огнем корабельной артиллерии «Багира», корабельный комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25.
Что останется из вооружения, ранее стоявшего на корабле, не известно. Ранее оно состояло из: две 100-мм артустановки АК-100, две 45-мм полуавтоматические пушки 21-КМ, четыре 30-мм ЗАК АК-630, два ЗРК «Кинжал», два противолодочных комплекса «Раструб-Б», две реактивно-бомбовые установки РБУ-6000, а также торпедные аппараты. На борту БПК базируются два вертолета Ка-27ПЛ.
Полное водоизмещение кораблей проекта 1155 — 7570 тонн, длина корпуса — 163,5 метра. Скорость — до 32 узлов, дальность плавания — 5 тысяч миль на 18 узлах, автономность – 30 суток. Экипаж – 220 человек (включая 29 офицеров).