Застава про богатырей

ставит коня «посеред двора», а не оставляет его за воротами и не привязывает скромно в углу. Он входит в столовую, распахнув дверь настежь («на пяту» дверь «поразмахивал»), нет в его поведении робости.

Но далее он демонстрирует просвещенность (вел поклоны по-ученому), уважение к хозяину и его гостям. В его поведении, есть чувство собственного достоинства, но нет подобострастия.

Обращаемся к вопросу № 3 (с. 82).

В словах князя, обращенных к Илье после того, как богатырь сообщил ему о своем пути в Киев, звучит недоверие и брезгливое презрение: «Мужичище-деревенщина».

Можно спросить, какой смысл вкладывает князь в эти слова.

Например, подчеркивает невежество, низость происхождения, примитивность Ильи. Далее он упрекает его в похвальбе, и лживости.

Завершаем урок сравнением отношения Соловья к Илье и князю Владимиру. Размышляем над вопросом № 4: «Как изменяется поведение Владимира после того, как он увидел Соловья на своем дворе?» Владимир признает превосходство Ильи. Он подчиняется словам Муромца: сам идет за зеленым вином для Соловья Разбойника. Народ говорит о том, что исчезла княжеская спесь, а когда засвищет Соловей, Владимир станет «шубонькой укрываться».

Дома ученики перечитывают былину и выполняют задание № 8 (с. 82), составляют план былины и подготавливают пересказ одной из частей с использованием былинной речи.

Урок 22

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Можно начать урок с чтения фрагментов былины, выученных наизусть.

На доске записывается название частей, на которые дети разделили былину. Названия эти могут быть выражены своими словами, могут быть оформлены в виде цитат.

Вариант плана:

1. «…Из города из Мурома… выезжал добрый молодец».

2. «…Подъехал он ко славному ко городу к Чернигову».

3. «Побил он… силу всю великую».

4. «Мужички… черниговски зовут его в Чернигов воеводою».

5. «Прямоезжая дорожка заколодела».

6. «Он поехал-то дорожкой прямоезжею».

7. «Он стрелил в того-то Соловья Разбойника».

8. «Он приехал-mo во славный стольный Киев-град».

9. «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать».

10. «Говорил Илья…: «…засвищи-ко ты во полсвиста сокольего».

11. «Илья Муромец срубил Соловью «да буйну голову».

Можно увеличить или уменьшить количество частей.

Дети выбирают один из разделов плана и пересказывают соответствующую часть былины, используя былинную лексику.

После этого обращаемся к вопросам и заданиям, содержащимся в разделе № 7 (№ 82). Можно разделить класс на группы, каждая из которых подготавливает ответ на один из вопросов.

Первая группа учеников находит определения (постоянные эпитеты), которые «прикрепляются» к указанным в разделе № 7а словам:

лук – разрывчатый;

тетива – шелковая;

дорога – прямоезжая;

конь – добрый;

Киев – стольный град.

Вторая группа находит в тексте повторяющиеся описания.

Третья группа находит в былине преувеличения, гиперболы: это и характеристика черной силы у города Чернигова, и сила свиста Соловья Разбойника. С терминами «постоянный эпитет», «гипербола» можно познакомить учащихся. Но дети не обязаны запоминать и использовать их.

Дома школьники читают стихотворение А. К. Толстого «Илья Муромец», статью о жизни поэта (с. 83) и размышляют над вопросами (с. 85).

Урок 23

А. К. Толстой «Илья Муромец»

Дети рассказывают об Алексее Константиновиче Толстом, выделяя особенно заинтересовавшие их детали.

Задание словарной разминки предлагает подобрать синонимы к нескольким словам. Учащиеся могут расширить круг слов, предложенный в учебнике. Так, к слову «обнести» предлагаются синонимы «окружить», «пропустить», «обойти всех». Можно предложить учащимся включить отдельные слова в предложения.

Читаем стихотворение «Илья Муромец». Можно прочитать произведение по ролям.

На вопрос, почему Илья Муромец покинул двор князя Владимира, дети отвечают своими словами, подкрепляя их цитатами.

Прежде всего, Илья оскорблен. Он говорит о том, что на пиру у Владимира его «обнесли чарой». Дети уточняют смысл слова «обнести» в данном контексте. Кроме того, Илья вообще плохо себя чувствует в «богатых сенях», среди «мраморных плит» и «царьградских курений».

Затем обращаемся к вопросу № 2. Учащиеся объясняют смысл слов: «И старик лицом суровым просветлел опять». Рассказывают о том, что происходило в этот момент в душе Ильи, говорят о причинах происшедших изменений. Илья опять оказался в родной для него стихии – на просторах русской природы: «Снова веет воли дикой на него простор».

После этого ученики сравнивают Илью Муромца в произведении, созданном народом, и стихотворении А. К. Толстого.

Поэт сохраняет в своем произведении чувства достоинства, независимости главного героя, его связь с родной землей, которые открылись детям в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Завершить урок можно чтением стихотворения Н. Асеева «Илья», помещенного в разделе «Читальный зал» (с. 88–89)

Дети объясняют смысл выражения: «Так проехал он по времени». Можно поразмышлять над шестой строфой стихотворения (с. 88):

Так проехал он по времени,

по стране во все концы;

у его стального стремени

встали новые бойцы.

Асеев утверждает, что лучшие черты народного богатыря прошли сквозь время, остались близкими русскому народу, объединили его в готовности защищать Родину. Дома дети готовятся к уроку внеклассного чтения, опираются на статью «Внеклассное чтение» на с. 82.

Урок 24

Внеклассное чтение былин о русских богатырях

Дети представляют книги, в которых помещены былины о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Демонстрируют иллюстрации, помещенные в них. Читают особенно понравившиеся фрагменты из прочтенных былин. Рассказывают о подвигах богатырей, об их противниках.

Затем сравнивают их с Ильей Муромцем. Объясняют, кто из богатырей и чем больше понравился.

Дома учащиеся читают былину «На заставе богатырской», размышляют над вопросами на с. 93.

Урок 25

Внеклассное чтение

Можно прочитать на уроке былину «На заставе богатырской». Можно опереться на впечатления, полученные в процессе домашнего чтения, и сразу приступить к размышлениям над вопросами на с. 93.

Школьникам следует напомнить, что события происходят в Киевской Руси, объединившей славянские народы, до нашествия татаро-монголов. На вопрос: «Почему собрались богатыри на заставе?» – отвечают словами текста: «Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного». Мы узнаем, что на заставе все едущие на Русь должны «бить челом атаману, платить пошлины есаулу».

Ребята рассказывают об индивидуальных качествах богатырей, стоящих на заставе, объясняют, почему Илья Муромец отправил на битву Добрыню. Отвечая на вопрос № 2: «Какие качества Ильи проявились во время боя?» – ребята должны отметить понимание им своих товарищей, мужество, связь с родной природой (землей), великодушие.

Завершается беседа высказываниями учащихся о том, как изменилось отношение врага к Илье Муромцу.

Все начинается с презрения, чувства превосходства, а заканчивается, наверное (т. к. эти состояния не описаны в былине), удивлением, восхищением и благодарностью. После этого обращаемся к репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». Беседа ведется по вопросам на с. 87.

Богатыри изображены на фоне бескрайних просторов: холмы, покрытые лесами, степи, расстилающиеся за ними. Тяжелые облака плывут по небу, нет яркого солнечного света. Тревога и внутреннее напряжение чувствуются в природе. В состоянии напряжения и внутренней тревоги находятся богатыри.

Дети должны рассказать о позах, жестах, выражении лица богатырей. Важно то, как много они говорят об особенностях их характера, внутреннего состояния.

Добрыня, сидящий на белом коне, его конь с развевающейся гривой и хвостом, уже готов к действию, наполовину вынул меч из ножен, красный шлем прижал к груди.

Можно сообщить детям, что художник придал Добрыне сходство с собственной внешностью. Илья достаточно напряженно вглядывается в даль, он еще отдыхает, ногу вынул из стремени, не встревожены пока всадник и конь. Алеша Попович, самый хитрый из богатырей, кажется расслабленным, плечи его опущены, но руки крепко сжимают лук, глаза внимательно вглядываются в ту же сторону. И конь его словно бы разглядывает траву, но в то же время в нем чувствуется внутреннее напряжение.

Ребята могут прочитать фрагменты былин, посвященных разным богатырям.

Дома учащиеся подбирают книги, в которых напечатаны сказки А. С. Пушкина, готовят пересказ содержания и чтение любимых фрагментов наизусть или по тексту.

Народные игры «Богатырские забавы»

Цель: Способствовать физическому развитию детей. Формировать ловкость и меткость детей. Развивать интерес к занятиям спортом и народным играм.

Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Послушайте мою загадку:

Ладно скроен, крепко сшит, за землю русскую стоит. Кто же это? (богатырь)

— Да, это русские воины, которые всегда готовы были охранять свою Родину при любой надвигающейся опасности. Во все века славил народ добрых молодцев, защитников своего народа. Про богатырей слагали былины.

Давайте вспомним, как их звали.(Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, Вещий Олег).

Воспитывали мальчишек в княжеских дружинах. Воспитывали опытные, бывалые, суровые дядьки, воспитывали они играми. А игры у богатырей на Руси назывались богатырскими забавами. И так , начинаем богатырские забавы . Позабавьте – ка вы нас,добры молодцы, глазом зорким, рукой твердою! .

Забава первая :

Порвать стопу листов руками.

-Разомнем-ка наши рученьки богатырские!

Забава вторая :

Игры были разнообразны, но любимой игрой была игра «Чура», где дети водили палками мяч. Играющие делятся на две команды.

Провести мяч палкой до конуса и обратно. (Выигрывает команда, которая первой закончит эстафету)

Забава третья:

Проскользнуть под мячом врага.

Держа мяч мизинцами рук пройти в приседе под препятствием.

Забава четвертая:

Соревнование по армрестлингу.

— В число важнейших народных обычаев на Руси издревле входило меряться силой. Давайте-ка померимся силушкой друг с другом .

— А теперь я предлагаю нашим богатырям отдохнуть немного, а нашим болельщицам поотгадывать загадки:

-главное оружие Соловья-разбойника (свист)

-тара для чудес (решето)

-царское головное отличие (корона)

-богатырская цифра (три)

-ведьмолет (метла)

-Змей по батюшке (Горыныч)

-Железная шапка с острым концом (шлем)

Забава пятая:

-С кем пришлось сражаться Илье Муромцу? (с Соловьем-разбойником) Сейчас нашим богатырям нужно сразиться с Соловьем-разбойником.

(с завязанными глазами все игроки по очереди стараются попасть в подвешенный мяч).

Забава шестая:

Отжимание от пола.

Ну вот и подошли к концу наши соревнования. Мы вспомнили сегодня русских богатырей, от которых ,по преданию, и пошла сила русских воинов- героев, которые защищали землю русскую. А вы замечательно справились со всеми заданиям, показали, какие вы сильные, ловкие и умелые.

Застава богатырская

Под славным городом под Киевом,
На тех на степях на Цицарских,
Стояла застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Под-атаманье был Добрыня Никитич млад,
Есаул — Алеша поповский сын;
Еще был у них Гриша боярский сын,
Был у них Васька долгополый.
Все были братцы в разъездице:
Гриша боярский в те поры кравчим жил;
Алеша Попович ездил в Киев-град,
Илья Муромец был во чистом поле,
Спал в белом шатре;
Добрыня Никитич ездил ко синю морю,
Ко синю морю ездил за охотою,
За той ли за охотой за молодецкою:
На охоте стрелять гусей, лебедей.
Едет Добрыня из чиста поля,
В чистом поле увидел исколоть великую,
Исколоть велика — полпечи.
Учал он исколоть досматривать:
«Еще что же то за богатырь ехал?
Из этой земли из Жидовской.
Проехал Жидовин, могуч богатырь,
На эти степи Цицарские».
Приехал Добрыня в стольный Киев-град,
Прибирал свою братью приборную:
«Ой вы, гой еси, братцы-ребятушки!
Мы что на заставушке устояли,
Что на заставушке углядели?
Мимо нашу заставу богатырь ехал!»
Собирались они на заставу богатырскую,
Стали думу крепкую думати:
Кому ехать за нахвальщиком?
Положили на Ваську долгополого.
Говорит большой богатырь Илья Муромец,
Свет атаман, сын Иванович:
«Не ладно, ребятушки, положили:
У Васьки полы долгие,
По земле ходит Васька заплетается;
На бою, на драке заплетется;
Погибнет Васька понапрасному».
Положились на Гришку на боярского:
Гришке ехать за нахвальщиком,
Настигать нахвальщика в чистом поле.
Говорит большой богатырь Илья Муромец,
Свет атаман, сын Иванович:
«Не ладно, ребятушки, удумали;
Гришка рода боярского,
Боярские роды хвастливые;
На бою-драке призахвастается;
Погибнет Гришка понапрасному».
Положили на Алешу на Поповича:
Алешке ехать за нахвальщиком,
Настигать нахвалыцика в чистом поле,
Побить нахвальщика на чистом поле.
Говорит большой богатырь Илья Муромец,
Свет атаман, сын Иванович:
«Не ладно, ребятушки, положили:
Алешенька рода поповского,
Поповские глаза завидущие,
Поповские руки загребущие,
Увидит Алеша на нахвальщике
Много злата, серебра,
Злату Алеша позавидует;
Погибнет Алеша понапрасному».
Положили на Добрыню Никитича:
Добрынюшке ехать за нахвальщиком,
Настигать нахвальщика в чистом поле.
Побить нахвальщика на чистом поле,
От плеч отсечь буйну голову.
Привезти на заставу богатырскую.
Добрыня того не отпирается.
Походит Добрыня на конюший двор,
Имает Добрыня добра коня,
Уздает в уздечку тесьмяную,
Седлал в седелышко черкасское,
Во торока вяжет палицу боевую —
Она весом та палица девяносто пуд,
На бедро берет саблю вострую,
В руки берет плеть шелковую,
Поезжает на гору Сорочинскую.
Посмотрел из трубочки серебряной:
Увидел на поле чернизину,
Поехал прямо на чернизину;
Видит дородна добра-молодца
Таки шуточки пошучивает:
Выкидывает палицу вверх под облако,
Выметывает сабельку вострую,
Принимает палицу единой рукой,
А другой рукой саблю вострую,
Под молодцем земля колеблется.
Кричит Добрыня зычным, звонким голосом:
«Вор-собака, нахвальщина!
Зачем нашу заставу проезжаешь,
Атаману Илье Муромцу не бьешь челом?
Под-атаману Добрыне Никитичу?
Есаулу Алеше в казну не кладешь
На всю нашу братию наборную?»
Учул нахвальщина зычен голос,
Поворачивал нахвальщина добра коня,
Попущал на Добрыню Никитича.
Сыра мать-земля всколебалася,
Из озер вода выливалася,
Под Добрыней конь на коленца пал.
Добрыня Никитич млад Господу Богу взмолится
И Мати Пресвятой Богородице:
«Унеси, Господи, от нахвальщика!»
Под Добрыней конь посправился,
Уехал на заставу богатырскую.
Илья Муромец встречает его
Со братиею со приборною,
Сказывает Добрыня Никитич млад:
«Как въехал на гору Сорочинскую,
Посмотрел из трубочки серебряной,
Увидел на поле чернизину,
Поехал прямо на чернизину,
Наехал в поле на богатыря,
Таки шуточки пошучивает:
Вскидывает палицу вверх под облако,
Выметывает сабельку вострую,
Принимает палицу единой рукой,
А другой рукой саблю вострую,
Под молодцем земля колеблется.
Кричал громким, зычным голосом:
«Вор-собака, нахвальщина!
Зачем ты нашу заставу проезжаешь,
Атаману Илье Муромцу не бьешь челом?
Под-атаману Добрыне Никитичу?
Есаулу Алеше в казну не кладешь
На всю нашу братью наборную?»
Услышал вор нахвальщина зычен голос,
Поворачивал нахвальщина добра коня:
Попущал на меня добра коня,
Сыра мать-земля всколебалася,
Из озер вода выливалася,
Подо мной конь на коленца пал.
Тут я Господу Богу взмолился:
«Унеси меня, Господи, от нахвальщика!»
Подо мной тут конь посправился,
Уехал я от нахвальщика
И приехал сюда, на заставу богатырскую»
Говорит Илья Муромец:
«Больше некем заменитися,
Видно, ехать атаману самому!»

Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской, стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алёша Попович. И дружинники у них храбрые:

Гришка – боярский сын, Василий Долгополый, да и все хороши.
Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнёт, и птица не пролетит.
Раз пробегал мимо заставы горностайка, да и тот шубу свою оставил. Пролетал сокол, перо выронил.
Вот раз в недобрый час разбрелись богатыри-караульщики: Алёша в Киев ускакал, Добрыня на охоту уехал, а Илья Муромец заснул в своём белом шатре…
Едет Добрыня с охоты и вдруг видит: в поле, позади заставы, ближе к Киеву, след от копыта конского, да не малый след, а в полпечи. Стал Добрыня след рассматривать:
– Это след коня богатырского. Богатырского коня, да не русского: проехал мимо нашей заставы могучий богатырь из казарской земли – по-ихнему копыта подкованы.Прискакал Добрыня на заставу, собрал товарищей:
– Что же это мы наделали? Что же у нас за застава, коль проехал мимо чужой богатырь? Как это мы, братцы, не углядели? Надо теперь ехать в погоню за ним, чтобы он чего не натворил на Руси.
Стали богатыри судить-рядить, кому ехать за чужим богатырём.
Думали послать Ваську Долгополого, а Илья Муромец не велит Ваську слать:
– У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька, заплетается, в бою заплетётся и погибнет зря.
Думали послать Гришку боярского.
Говорит атаман Илья Муромец:
– Неладно, ребятушки, надумали. Гришка роду боярского, боярского роду хвастливого. Начнёт в бою хвастаться и погибнет понапрасну.
Ну, хотят послать Алёшу Поповича. И его не пускает Илья Муромец:
– Не в обиду будь ему сказано, Алёша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алёша на чуженине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря. А пошлём мы, братцы, лучше Добрыню Никитича.

Так и решили – ехать Добрынюшке, побить чуженина, срубить ему голову и привезти на заставу молодецкую.
Добрыня от работы не отлынивал, заседлал коня, брал па́лицу, опоясался саблей острой, взял плеть шелко́вую, въехал на гору Сорочинскую. Посмотрел Добрыня в трубочку серебряную – видит: в поле что-то чернеется. Поскакал Добрыня прямо на богатыря, закричал ему громким голосом:
– Ты зачем нашу заставу проезжаешь, атаману Илье Муромцу челом не бьёшь, есаулу Алёше пошлины в казну не кладёшь?!
Услышал богатырь Добрыню, повернул коня, поскакал к нему. От его скоку земля заколебалась, из рек, озёр вода выплеснулась, конь Добрыни на колени упал. Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает он ни жив ни мёртв, рассказывает всё товарищам.
– Видно, мне, старому, самому в чистое поле ехать придётся, раз даже Добрыня не справился, – говорит Илья Муромец.
Снарядился он, оседлал Бурушку и поехал на гору Сорочинскую.
Посмотрел Илья из кулака молодецкого и видит: разъезжает богатырь, тешится. Он кидает в небо па́лицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно пёрышком.
Удивился Илья, призадумался. Обнял он Бурушку Косматушку:
– Ох ты, Бурушко мой косматенький, послужи ты мне верой-правдой, чтоб не срубил мне чуженин голову.
Заржал Бурушка, поскакал на нахвальщика.
Подъехал Илья и закричал:
– Эй ты, вор, нахвальщик! Зачем хвастаешь?! Зачем ты заставу миновал, есаулу нашему пошлины не клал, мне, атаману, челом не бил?!
Услыхал его нахвальщик, повернул коня, поскакал на Илью Муромца. Земля под ним содрогнулась, реки, озёра выплеснулись.
Не испугался Илья Муромец. Бурушка стоит как вкопанный, Илья в седле не шело́хнется.
Съехались богатыри, ударились палицами, – у палиц рукоятки отвалились, а друг друга богатыри не ранили. Саблями ударились – переломились сабли булатные, а оба целы. Острыми копьями кололись – переломили копья по маковки.
– Знать, уж надо биться нам врукопашную!
Сошлись они с коней, схватились грудь с грудью.
Бьются весь день до вечера, бьются с вечера до полночи, бьются с полночи до ясной зари – ни один верх не берёт.
Вдруг взмахнул Илья правой рукой, поскользнулся левой ногой и упал на сырую землю. Наскочил нахвальщик, сел ему на грудь, вынул острый нож, насмехается:
– Старый ты старик, зачем воевать пошёл? Разве нет у вас богатырей на Руси? Тебе на покой пора. Ты бы выстроил себе избушку сосновую, собирал бы милостыню, тем бы жил-поживал до скорой смерти.
Так нахвальщик насмехается, а Илья от Русской земли сил набирается. Прибыло Илье силы вдвое – он как вскочит, как подбросит нахвальщика! Полетел тот выше леса стоячего, выше облака ходячего, упал и ушёл в землю по пояс.
Говорит ему Илья:
– Ну и славный ты богатырь! Отпущу я тебя на все четыре стороны, только ты с Руси прочь уезжай да другой раз заставу не минуй, бей челом атаману, плати пошлины. Не броди по Руси нахвальщиком.
И не стал Илья ему рубить голову.
Воротился Илья на заставу к богатырям.
– Ну, – говорит, – братцы мои милые, тридцать лет я езжу по полю, с богатырями бьюсь, силу пробую, а такого богатыря не видывал!