Я подводная лодка

Военное дело

Подводные лодки с атомной энергетической установкой и ракетами с ядерными боеголовками — наиболее смертоносное оружие из числа изобретенного человечеством за все время, хотя они, к счастью, никогда не использовались во время горячей войны. Один подводный ракетоносец из состава некоторых классов, — среди них можно назвать подводные лодки класса «Огайо» эпохи холодной войны, — способен в течение менее 30 минут превратить в радиоактивную пыль 288 целей размером с город. Такие подводные корабли и находящееся на их борту вооружение на самом деле способны уничтожить человеческую цивилизацию, и на это, если начнется третья мировая война, им потребуется меньше времени, чем для заказа пиццы в мирное время.

Для этой статьи мы отобрали пять наиболее опасных субмарин, оснащенных ракетами с ядерными боеголовками, из числа уже находящихся в строю, или тех, которые скоро будут приняты на вооружение. Старые подводные ракетоносцы, в том числе подлодки масштабного проекта 941 «Акула» времен Советского Союза, — на Западе они известны под названием «Тайфун», — мы не включили, поскольку они в основном уже списаны и утилизированы. Лишь подводная лодка «Дмитрий Донской» остается в составе российского Военно-морского флота как испытательный подводный корабль без баллистических ракет.

Субмарина класса «Огайо» с баллистическими ракетами на борту

Подводная лодка Военно-морских сил США класса «Огайо» способна взять на борт 24 баллистические ракеты UGM-133 «Трайдент» II D5 морского базирования, каждая из которых может иметь до 12 ядерных боеголовок W88 по 475-килотонн каждая. С учетом точности головного блока Mk5, круговое вероятное отклонение которого составляет менее 90 метров, субмарина класса «Огайо» и ее ракеты «Трайдент» II могут использоваться как оружие первого удара. Согласно «Обзору ядерной политики 2010» (Nuclear Posture Review 2010), Соединенные Штаты намерены сохранить в строю всего 14 подводных лодок класса «Огайо», при этом на ремонте в любой отрезок времени будут находиться две субмарины. В настоящее время каждая подлодка класса «Огайо» имеет на борту 20 ракет из общего количества 240 размещенных ракет «Трайдент» II. По данным на 2016 год, девять подводных лодок класса «Огайо» находились в Тихом океане, тогда как другие были приписаны к портам Атлантического океана.

Субмарины класса «Колумбия» с баллистическими ракетами на борту

Подлодки класса «Огайо» постепенно устаревают, несмотря на свои внушительные возможности, и первые субмарины этого класса уже достигают 42-летнего лимита своей службы. На замену подлодкам класса «Огайо» Военно-морские силы США создают новые субмарины класса «Колумбия». Новые стратегические атомные ракетоносцы немного больше по размеру, чем подлодки класса «Огайо», их водоизмещение составляет 20800 тонн, однако на борту они будут иметь лишь 16 ракет «Трайдент» II D5. Большую часть внутреннего пространства этой подлодки занимает атомный реактор, рассчитанный на весь срок службы, а также электропривод с постоянными магнитами — он очень тихий, однако занимает немало места. Новые ракетоносцы во многом основаны на технологиях ударных подводных лодок класса «Вирджиния», и, кроме того, в них используются многочисленные усовершенствованные системы с меньших по размеру подводных ракетоносцев. Подлодки класса «Колумбия» в некотором отношении действительно являются расширенным и более современным вариантом великолепных субмарин класса «Вирджиния». Их строительство начнется в 2021 году, а первая подводная лодка этого класса будет принята на вооружение в 2031 году.

Атомные подводные лодки Проекта 955 «Борей» с баллистическими ракетами на борту

Соперник Америки времен холодной войны не позволяет себя опередить, — хотя его военная мощь значительно сократилась, — и поддерживает паритет с Соединенными Штатами в одной области — в области ядерного оружия.

Поэтому неудивительно, что Россия строит обладающие исключительными возможностями ядерные подводные лодки Проекта 955А класса «Борей» с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту. Они меньше по размеру, чем их предшественницы — гигантские подводные ракетоносцы Проекта 941 «Акула» (они же класса «Тайфун»). Их водоизмещение составляет 24000 тонн, и «Бореи» больше по размеру, чем субмарины класса «Огайо» или «Колумбия», однако они не такие тихие, как американские субмарины, и уступают им по некоторым параметрам. Тем не менее «Бореи» являются самыми тихими российскими подводными ракетоносцами, и на них установлены водометные движители насосного типа. На этих подлодках размещены 16 баллистических ракет РСМ-56 «Булава» (каждая из них имеет 10 ядерных головных частей, а радиус действия этих ракет составляет 8000 километров). Круговое вероятное отклонение этих ракет составляет от 250 до 300 метров, и, кроме того, они способны преодолевать системы противоракетной обороны.

Атомные подлодки Проекта 667БДРМ класса «Дельфин» (Дельта IV) с баллистическими ракетами на борту

Как и мощные подводные лодки класса «Тайфун», подводные ракетоносцы «Дельта IV» составляют основу российского подводного флота с баллистическими ракетами. Более старая подлодка «Дельта IV» с водоизмещением 18200 тонн представляет собой тем не менее мощную платформу. У неё на вооружении 16 жидкостных баллистических ракет Р-29РМУ «Синева», и каждая из них может иметь от четырех до восьми боевых блоков. В отличие от предыдущей версии Проекта 667, «Дельта IV» способна посылать ракеты в любом направлении, находясь на постоянном курсе в круговом секторе. Кроме того, она может запускать ракеты с глубины в 55 метров, сохраняя при этом скорость от шести до восьми узлов.

Подводные ракетоносцы Проекта 885 класса «Ясень»

Атомная подводная лодка «Северодвинск» вооружена управляемыми ракетами, но не баллистическими. На ее борту размещаются 32 крылатые ракеты 3М-14К «Калибр» (в ядерном или обычном варианте), радиус действия которых превышает 2500 километров. Поэтому подлодки Проекта 885М представляют собой угрозу для основной территории Соединенных Штатов. Подлодки класса «Ясень» обладают большой скоростью, они исключительно тихие и имеют очень чувствительные датчики, — если корректными являются оценки, сделанные Офисом Военно-морской разведки ВМС США. Есть все основания говорить о том, что лодка «Северодвинск» и ее сестра «Казань» без труда могут приблизиться к восточному берегу Америки на расстояние около 2000 километров и поразить цели, расположенные в районе Великих озер. А если какая-нибудь из этих подлодок сможет приблизиться на расстояние 1000 километров или меньше (с учетом их малозаметности, это вполне возможно), то она будет способна поразить цели в районе Чикаго или даже Сент-Луиса.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Погружение в недра самой большой в мире атомной подлодки

Что такое акула? Понятное дело, это рыба и весьма опасная. Она имеет большое количество острых зубов, способных в считанные секунды лишить свою жертву жизни.

Акула / «Википедия»

Но есть другая акула, тоже весьма хищная и опасная. Это тяжелый атомный подводный ракетный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской». Это единственная в стране ходовая подводная лодка проекта 941, до сих пор способная выполнять поставленные задачи. И еще у нее известно точное количество зубов — 20 баллистических ракет и большое количество торпед и ракето-торпед.

ТРПКСН «Дмитрий Донской» в декабре 2017 года. / Корабел.ру

По фотографиям сложно ощутить масштабы корабля, но, чтобы это сделать, нужно приглядеться. Видите на снимке выше маленькие оранжевые точки? Это экипаж подводного крейсера готовится к швартовке.
Масштабы действительно впечатляют: 172 метра в длину, от киля до верхней точки примерно 26 метров. А управляет этим атомным гигантом экипаж в составе 166 человек, естественно, по сменам.
Пойдем на палубу этого левиафана? Важно отметить, что экскурсия для журналистов была организована благодаря старанию архангельского Союза журналистов России, в частности, руководителя его северодвинского отделения Екатерины Пиликиной и отзывчивости командования Северного флота и Беломорской военно-морской базы.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Находиться рядом с подлодкой было тяжело, из-за гололеда ноги постоянно разъезжались. Но уже на палубе крейсера появилась уверенность. И все благодаря специальному резиновому гидроакустическому покрытию — чтобы на нем поскользнуться, нужно очень серьезно постараться.
На снимке ниже мы видим рубку АПЛ, она же ограждение выдвижных устройств (ОВУ). Но у подводников «Акул» нижняя часть ограждения рубки называется — «прилив». У его основания находятся две всплывающие спасательные камеры, которые способны вместить весь экипаж.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

На ракетной палубе корабля, где под крышками скрыты 20 шахт для баллистических ракет, можно устраивать марафоны.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

ТК-208 «Дмитрий Донской» — головная подводная лодка проекта 941, но в то же время самая современная из серии, которая была построена в количестве шести единиц. И все это благодаря модернизации, проходившей в период с 1996 по 2002 год на заводе «Севмаш».
Пойдем внутрь?

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Внутри рубки сперва можно заплутать, но я, как человек бывавший на «акулах», знал, куда необходимо идти.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Управление подводным кораблем, находящимся в надводном положении, производится из рубки. Обычно во время выхода в море наверху рубки – мостике – находится командир корабля, старший помощник командира, вахтенный офицер, штурман, а также сигнальщик и старший на выходе, обычно это старший офицер соединения или объединения.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Внутри ограждения рубки располагаются различные выдвижные устройства — радиотехнические средства, антенны, два перископа «штурманский» и «командирский».

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Во время выхода из базы (или захода) командир отдает приказания боцману по курсу корабля, а командиру электромеханической боевой части (БЧ-5) через вахтенного офицера – по скорости хода корабля.
Прибор на фотографии ниже — джойстик управления курсом ПЛ при движении в надводном положении.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Спустимся вниз?

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Спустившись на пять метров вниз и пройдя через ВРЛ (верхний рубочный люк) оказываемся в центральном посту. Именно здесь осуществляется управление кораблем: от движения и погружения (всплытия), до ракетных и торпедных стрельб. Здесь масса аппаратуры, о которой не расскажешь и не покажешь, но все-таки один кадр в строго определённом ракурсе было разрешено сделать под строгим наблюдением и последующей проверкой всего и вся.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Подлодки проекта 941 уникальны — при их создании специалисты КБ «Рубин» под руководством главного конструктора легендарного Сергея Никитича Ковалева решили использовать конструкцию типа «катамаран»: внутри легкого корпуса в горизонтальной плоскости параллельно друг другу расположены два раздельных прочных корпуса. Это позволило многократно повысить живучесть корабля, улучшить взрыво- и пожаробезопасность. Ракетные шахты разработчики проекта расположили между прочными корпусами в передней части корабля.
На снимке ниже — люк и один из переходов на левый борт. Вдали виден переборочный люк в другой корпус.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

В представлении многих людей подводная лодка внутри – это тысячи вентилей, трубопроводов и приборов. Это верно, но часть жилых помещения «Акул» больше напоминает вагоны-купе. Длинные коридоры, двери в «купе» по бокам, похожая отделка.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Проходя по этим коридорам, хочется заглянуть в каждую дверь, но нельзя. Желание увидеть, что внутри «библиотеки» и «фотолаборатории», никуда не пропало и, наверное, не пропадет еще долго.
Представляете, что там может быть? ТК-208 был заложен в 1976 году, в строй вступил в декабре 1982 года. Вполне возможно, что фотооборудования там давно уже нет, все-таки эпоха цифровых фотоаппаратов наступила более 20 лет назад. Но какие фотографии могли там проявлять там и печатать? Ясное дело — уникальные!

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Пройдя по трапу вниз, мы попадаем в зону отдыха.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Подводники называют это помещение зоной релаксации и зоной психологической разгрузки. Во время выхода АПЛ в море, после вахты, которая длится четыре часа, при отсутствии тревог и учений у подводников есть хороший выбор, чем себя занять: от банального чтения книги до прокачки мускулов в спортзале. Самое главное – закрывать двери для увеличения концентрации кислорода, если корабль в подводном положении.
В зоне релаксации находятся удобные кресла-качалки, на которых можно посмотреть любые фильмы. Также сохранился и старый ламповый телевизор, модель которого специально создавалась для установки на подводных лодках. Есть цветы и аквариум.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

До модернизации в центре помещения на переборке был экран, на котором менялись картинки: от видов ночного города до гор и все это сопровождалось шумом дождя, ветра. При этом через специальные воздуховоды можно было включать имитацию порывов ветра.
К сожалению, сегодня об этой инновационной для того времени установки напоминает только блок управления, которым регулировались все настройки: от выбора картин до звуков.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Раньше на корабле были и птички, но они плохо переносили перепады давления. Выход был найден в рыбках — им в любой ситуации хорошо.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Пройдя прямо вперед, из зоны психологической разгрузки попадаем в еще одно интересное место. Слева спортзал, за ним бассейн. Чуть дальше баня с парной и душевые.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Спортзал хороший. Видно, что экипаж здесь любит проводить время.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Бассейн всегда заполняется соленой забортной водой. Не забываем, что лодки создавались для службы на севере, поэтому вода ледяная — самое то, чтобы прыгнуть туда после бани!

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

«Парилка» в целях безопасности электрическая, хотя в каком-то смысле подогревает ее сам атом.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Теперь следует познакомиться с кают-компанией, столовой личного состава и другими помещениями. Но для этого нужно вновь пройти через череду отсеков и коридоров ПЛ.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Командный состав, командиры боевых частей живут в каютах по одному человеку, младший офицерский состав — по два, мичманы и личный состав — по четыре человека.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Уникальность этой подлодки в том, что о ней знает весь мир. Ее образ использовался во многих западных боевиках, книгах и документальных фильмах. Именно поэтому в 2017 году за переходом «Дмитрия Донского» из Североморска в Кронштадт, где он должен был принять участие в Главном военно-морском параде, следил весь мир.

Подготовка к переходу началась еще за полгода до парада. Боевые расчеты проходили обучение в учебных центрах Обнинска и Петербурга, готовился корабль, проверялась и перепроверялась работа всех систем. Из Североморска в Кронштадт подводный крейсер шел в сопровождении флагмана Северного флота крейсера «Петр Великий». Во время самого перехода за корабельной группой наблюдали военно-морские и военно-воздушные силы НАТО, а также простые гражданские, которые порой создавали аварийные ситуации, пытаясь сделать удачный кадр прямо по курсу АПЛ.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Подходим к кают-компании. Спускаемся и..

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

..попадаем в помещение, которое можно сравнить с музеем.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

И это не ошибка – в конце 2000-х годов на корабле при поддержке тульского музея-заповедника «Куликово поле» появилась постоянно действующая экспозиция.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Одним из главных экспонатов выставки является — булава. Именно она заменила подводникам при посвящении традиционную кувалду.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Здесь же в кают-компании спряталась незаметная дверь, которая практически сливалась со стенами.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Она является одним из входов в столовую личного состава.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

И пищеблок, так называемый камбуз. Тема питания весьма интересная и, как сказали подводники, кормят их на оценку «отлично». Готовят профессиональные коки, которые регулярно проходят обучение. По норме довольствия при нахождении экипажа в море в ежедневном рационе моряка положены — шоколад, красное вино, красная икра или красная рыба.
Интересно, какое блюдо будет на борту сегодня, в День подводника?
Кстати, праздники подводники тоже отмечают, в том числе и дни рождения. Для каждого именинника корабельный кок печет торт, который вручается в центральном посту командиром корабля.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Экскурсия заканчивается, пора на выход, а это очередной подъем по трапам.
Справа на снимке коридор в салон командира и каюте флагмана.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Подходя к переходу, наблюдаем что-то странное — люк задраен.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Мимо нас пробегает подводник. Случилось что-то серьезное???

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Выдыхаем! Нет. Это учение по борьбе за живучесть корабля. Они проходят на подлодке регулярно.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Подобные учения и тренировки необходимы для отработки действий личного состава, направленных на поддержание и восстановление в возможной степени боеспособности ПЛ при боевых и аварийных повреждениях и проводятся, даже когда подлодка стоит в базе.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

По пути ознакомимся с каютой личного состава. Ведь действительно, почти как в поезде! Особенно об этом напоминают верхние «коечки».

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Но здесь все-таки намного удобней и приятней спать. Над каждым спальным местом находится ШДА — шланговый дыхательный аппарат, необходимый для защиты органов дыхания и зрения при появлении в отсеках опасных концентраций вредных химических веществ.

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

Ну и теперь о еще одном месте, весьма немаловажном. Это гальюн! Возможно вы посчитаете, зачем делать акцент на нем? Все просто! Именно с этим местом связана большая часть шуток и веселых историй о службе на подлодках, и практически у каждого подводника найдется история, связанная с этим местом. Все из-за особой конструкции «аппарата» и инструкции, которую нужно знать каждому перед использованием этого места по прямому назначению.
Унитаз на подлодке с виду точно такой же, как в поезде, но сама система немного иная. Все отходы накапливаются в специальном резервуаре, которая затем с помощью воздуха отправляется за борт — это называется продувка баллона гальюна, и даже существует инструкция, которая состоит из 8 пунктов. Тут необходимо отметить, что содержимое цистерны при ошибке оператора его самого моментально накажет самым неприятным образом!

Атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941. / Корабел.ру

В настоящее время одна из главных задач атомного гиганта — обеспечение испытаний новых подлодок, которые строятся на «Севмаше», и новых образцов вооружения. Последние два года корабль много времени проводил в море. В 2019 году — 110 суток. На июнь 2020 года запланированы очередные испытания новых образцов вооружения.

СТОЛКНОВЕНИЕ ПОД ГРИФОМ «СОВ. СЕКРЕТНО»

Комментариев: 007.08.2007

Надежда Попова

…Середина августа, 2000 год. Вся страна замерла, прильнув к телевизионным экранам. В Баренцевом море происходит что-то из ряда вон… Говорят о нашей суперлодке класса «Антей», которая по не понятным пока причинам «ушла на грунт». Экипаж жив. Они стучат в переборки, сообщает диктор. Потом мелькает сообщение по каналам Интерфакса: по данным российских спецслужб, объемный подводный объект массой до 9 тыс. т водоизмещения дрейфует в Баренцевом море к норвежской границе. Далее идет еще одно любопытное сообщение: в Москву с блиц-визитом прибывает директор ЦРУ Джордж Теннет.

Через какое-то время в «Российскую газету» приходит факс из США (видимо, от коллег-журналистов) с загадочным текстом: «Ищите лодку с характерными повреждениями на базе британских ВМС в Шотландии». Факт получения такой телеграммы из-за океана подтверждает журналист «РГ» (1997–2003 гг.) Елена Василькова.

Суперлодка из группы «Антей» – это атомная субмарина «Курск», экипаж которой – 118 молодых, здоровых и сильных мужчин – погиб 13 августа 2000 года. Почему это случилось?

Кино в Государственной Думе

ИЮНЬ 2007 года. Депутаты ГД готовятся уйти на летние каникулы, но в просторных коридорах здания на Охотном ряду не ощущаешь наступления каникул: народные избранники что-то взволнованно обсуждают приглушенными голосами. «Не может быть…», «Не верю», «Это проделки французских спецслужб». Один из депутатов ГД, человек очень известный в нашей стране , осторожно спрашивает ( это был бывший министр обороны Игорь Родионов — сегодня 30 мая 2012 г. — тайну можно приоткрыть — НП).

– Хотите посмотреть триллер о гибели подлодки «Курск»?

– Художественный?

– Нет, документальный. Эти кадры были сняты французскими спецслужбами во время спасательной операции нашей атомной субмарины. Они же крутились там все время вместе с американцами и норвежцами. Потом эти кадры попали в руки французских журналистов. По французскому каналу France-2 фильм Жана-Мишеля Карре показали только один раз. И назывался он «Курск»: подводная лодка в мутной воде».

Справка «МА»

АПЛ «Курск» – атомная подводная лодка проекта 949А «Антей» (по классификации НАТО – «Оскар-2»). Такие атомоходы имеют длину 154 м, водоизмещение до 18 тыс. т, глубину погружения – до 500 м, скорость подводного хода – до 28 узлов (примерно 52 км/ч), экипаж – 130 человек. На вооружении «Антеев» – 24 пусковые установки комплекса крылатых ракет «Гранит» (каждая из которых в 40 раз мощнее бомбы, сброшенной над Хиросимой).

Так я посмотрела кино в Государственной Думе. 73 минуты ужаса возвращения в те дни августа 2000 года.

По французской версии, мы все-таки были на грани Третьей мировой войны. И только выдержка российского руководства не позволила событиям принять необратимый ход. Так об этом, во всяком случае, рассказывает француз­ская документальная лента «Курск»: подводная лодка в мутной воде».

Колокольный звон

ВЕРНЕМСЯ в 2000 год. Май. 11-е число. Агентст­во военных новостей сообщает: «В августе с.г. на Северном флоте пройдут учения аварийно-поисковых сил флота по оказанию помощи «затопленной» атомной подводной лодке. План учений уже подготовлен и утвержден в Управлении поисковых и спасательных работ ВМФ. Подводная лодка в результате «аварии» должна лечь на грунт, а спасательное судно «Михаил Рудницкий» обеспечит выход на поверхность «по­страдавшего экипажа». Подъем людей с глубины свыше 100 м будет произведен с помощью специального спасательного «колокола».

Спасатель «Михаил Рудницкий» дейст­вительно пришел на помощь атомной субмарине, вот только сценарий этого спасания получился несколько иным… Той самой «затопленной» атомной лодкой по расписанному сценарию должен был стать «Курск». И он им стал. Но утонула атомная субмарина на самом деле. Злой рок?

Эдмонд Поуп и сумасшедшая «сигара»

ПЕРВЫЕ кадры французской картины: на маневрах в Баренцевом море присутст­вуют высокопоставленные китайские военные специалисты. Они должны увидеть испытательный пуск новой (сумасшедшей – как ее называют) торпеды «Шквал», способной двигаться под водой со скоростью 500 км в час. Такого оружия нет ни у кого в мире. Эта торпеда как будто бы «родилась в сорочке»: свою скорость она развивает в газовой оболочке. Вес торпеды – 2 тонны. Китай, как подчеркивают французы, уже покупал «Шквал», но русские предлагают усовершенствованную «модель».

Американцам эти маневры и особенно «китайские смотрины» сильно не нравятся: они не хотят, чтобы Пекин получил от Кремля эту сумасшедшую «сигару». И здесь французские кинодокументалисты вспоминают историю ареста в Москве американского предпринимателя Эдмонда Поупа, одного из бывших сотрудников секретных служб ВМС США.

Поуп, как известно, обсуждал детали конструкции торпеды «Шквал» с ее изобретателем Анатолием Бабкиным. Но в свой 27-й приезд в Россию в апреле 2000 г. агент был арестован прямо в гостинице. Его приговорили к 20 годам колонии строгого режима. Об этом деле говорили очень много, и вскоре после гибели «Курска» Поупа отпустили домой по причине его заболевания раком кожи. Кстати, он до сих пор жив.

Торпеда с наконечником из обедненного урана

ПОКА суда наших ВМС готовились к маневрам, неподалеку оказались две американские субмарины – «Мемфис» и «Толедо». 11 час. 28 минут. «Курск» должен сделать торпедный залп. Лодка всплывает на перископную глубину. В этот момент американская подлодка теряет гидроакустический контакт с целью из-за резкого изменения глубины «Курска» и тоже всплывает. По версии французских кинодокументалистов, это была подлодка «Толедо» класса «Лос-Анджелес». Командир «Курска» Лячин дает команду на циркуляцию по курсу вправо и влево…

Лодки неуклонно сближались. И в какой-то момент кормовой стабилизатор «Толедо» задел носовую оконечность «Курска». Потом стальное крыло вспороло наружную обшивку русской субмарины, смяло боковой торпедный аппарат с ракетоторпедой К-84. Видеозапись показывает длинные разрывы на корпусе. Что дальше? По французской версии, чтобы предотвратить возможную атаку «Курска» против «Толедо» (предполагается, что американцы как будто бы услышали открытие заглушки торпедного аппарата «Курска»), «Мемфис» тоже стреляет новейшей торпедой МК-48 по «Курску».

Американская торпеда МК-48 имеет металлический наконечник из так называемого обедненного урана, что позволяет ей беспрепятственно прошивать любой металл. Торпеда несет в себе и множество зажигательных частиц. Именно этим можно объяснить сильнейший пожар в носовых отсеках «Курска». Доказательством атаки служит идеально круглая дыра с загнутым внутрь металлом обшивки корпуса нашей подлодки: в фильме она видна идеально.

В первые минуты трагедии сразу погибли 94 моряка. Лодка начала падать на грунт. При ударе турбины сдвинулись с фундаментов, лопнули паропроводы, вспыхнуло электрооборудование. Произошел второй взрыв, в 100 раз мощнее первого. Именно его зафиксировали норвежские сейсмологические станции. Лодка опустилась на глубину 108 метров. Два ядерных реактора остановились.

Позже во втором отсеке будет найдена задняя крышка торпедного аппарата, выбитая при взрыве такой силы, что она приварилась к прочной межотсечной переборке.

«Мемфис» тоже получил повреждения в носовой части. Но смог уйти. Малым ходом он двинулся в норвежский порт Берген. Оттуда отправился на Британ­ские острова и встал на трехнедельный ремонт в Фаслейне (база британских ВМС в Шотландии). Потом отправился домой и прошел половину пути. Но в Конгрессе США поднялся большой шум: конгрессмены требовали провести расследование, и «Мемфис» снова отослали в Британию.

Признания норвежского адмирала

– НЕКОТОРЫЕ обстоятельст­ва разыгравшейся трагедии стали известны после увольнения норвежского адмирала, командующего северной группировкой войск Норвегии Эйнара Скоргена, – говорят французские документалисты.

Упрямый адмирал не сошелся во мнениях с руководством НАТО, а вернее, с командованием ВМФ США, и еще в августе 2000 г. позволил себе недвусмысленные намеки на причастность американцев к катастрофе в Баренцевом море.

17 августа 2000 г. Скоргену приш­лось по тревоге поднимать в воздух самолеты береговой охраны военного флота Норвегии, т.к., согласно полученному сообщению, 6 российских самолетов вторглись в воздушное пространство Норвегии. Адмирал Скорген очень удивился, т.к. ранее российские летчики никогда не посещали этот район. Эйнар Скорген срочно связался по телефону с главкомом ВМФ России адмиралом Владимиром Куроедовым. Он пояснил, что российские летчики увлеклись, пытаясь выследить неизвестную подводную лодку, которая уходила из Баренцева моря. После телефонного разговора двух адмиралов инцидент был исчерпан.

По словам Скоргена, к тому времени он уже слышал о том, что «Курск» погиб, столкнувшись с американской подводной лодкой. Сначала седой адмирал был уверен, что это «пропаганда». Однако после инцидента с самолетами Эйнар Скорген переменил свое мнение. Он заметил, что американ­ская подлодка «Мемфис» действительно заходила 19 августа в норвежский порт Берген, где ее сумели сфотографировать норвежские журналисты. Но норвежские военные утверждали, что на субмарине не выполнялось никаких ремонтных работ. Однако, полагает адмирал Скорген, косвенным свидетельством того, что с «Мемфисом» что-то было не в порядке, может служить секретный приказ американского командования: доставить в Норвегию из США 12 жен офицеров экипажа американской субмарины. На «Мемфисе» во время столкновения с «Курском» погибли 12 подводников.

Позже корабль «Петр Великий» недалеко от места трагедии в Баренцевом море обнаружил бело-зеленый аварийный буй (это раскраска НАТО, у нас бело-красные буи). Этот аварийный буй – как уже выяснено – принад­лежал американской подводной лодке «Мемфис».

Получивший сильные повреждения «Толедо» после столкновения затаился. На лодке была разбита носовая часть, частично были разрушены винт и рулевая группа. В течение двух суток экипаж сумел справиться с последствиями столкновения. И 15 августа 2000 г. под прикрытием двух натовских «Орионов» экипаж смог вывести лодку на глубину. «Толедо» отправили в один из доков США.

Голос за кадром сообщает: 11 стран НАТО предлагают помощь России в спасении «Кур­ска». Россия по непонятным причинам, недоумевают французские документалисты, отказывается.

– Столкновение произошло на встречных курсах, – объясняют создатели фильма. – Российский атомоход оказался ниже иностранной подлодки, которая нанесла по «Курску» удар килевым листом. В результате столкновения у российской подлодки были снесены ограждения рубки, повреждены элементы, обеспечивающие выход всплывающей спасательной камеры. Взрыв на борту подводной лодки «Курск» привел к образованию в левой части ее носового отсека крупного отверстия размером около полутора квадратных метров.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Адмирал Эдуард Балтин, Герой Советского Союза, подводник-атомник:

– Я не буду ничего говорить о гибели подлодки «Курск». У меня есть мое личное, профессиональное, мнение. Но я не верю, что было столкновение с американской подлодкой. Нет никакой достоверности. Сомнительно. Весьма сомнительно. Что касается фильма. Есть деньги. Есть режиссер. Есть прокат. Нужны жареные факты. И фильм работает!

Герой Советского Союза, адмирал Владимир Чернавин (сегодня – президент Союза моряков-подводников ВМФ России):

– В те дни я не дал ни одного интервью по поводу гибели подлодки «Курск». И я хочу сохранить свое «алиби». Фильм я не видел, но согласитесь, все это только предположения. Доказательств нет! Есть официальная версия.

Торпеда на пероксиде водорода

ГЕНЕРАЛЬНОМУ прокурору России Владимиру Устинову (уже бывшему) было доверено провести расследование гибели АПЛ «Курск». Но Устинов, еще не приступив к расследованию, уже сообщает, что причиной гибели АПЛ «Курск» стал взрыв старой учебной торпеды на пероксиде водорода. Однако торпеды на пероксиде водорода не используются на всех флотах мира уже больше 30 лет, а «Курск» – суперсовременная лодка! Свое расследование В. Устинов закончит через 1 год и 10 месяцев: оно уместится на 2000 страницах, но вывод Генеральный прокурор России сделает все тот же: «Курск» погубила старая торпеда». Но комиссия под руководством вице-премьера Ильи Клебанова в первые дни после гибели подлодки назвала три возможные версии катастрофы: столкновение с подводным объектом; взрыв дрейфующей мины времен войны; нештатная ситуация в первом отсеке атомохода. Старая торпеда на пероксиде водорода в версиях комиссии Клебанова даже не проходила.

В 2005 г. отмечали 5 лет со дня гибели подлодки. В одном из своих интервью бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов на вопрос корреспондента о гибели АПЛ «Курск» вдруг сказал: «Я знаю правду о «Курске», но еще не пришло время ее рассказать».

Записка капитан-лейтенанта Колесникова

«СМЕРТНЫЙ жетон У-865568» командир турбинной группы АПЛ «Курск», 26-летний капитан-лейтенант Дмитрий Колесников в тот поход не взял. Теперь этот жетон носит его вдова – Ольга Колесникова. Это была плохая примета? Дмитрия Колесникова из затопленной подлодки подняли самым первым. В нагрудном кармане его куртки обнаружили обгоревший листок из записной книжки: «Оля, я тебя люблю, не сильно переживай…» И далее: «Писать здесь темно, но попробую наощупь. Здесь в списке личный состав отсеков, которые находятся в 8-м и 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет. Отчаиваться не надо. Колесников». На обороте – подробный список моряков с указанием боевых номеров, с отметками о проведенной перекличке. Капитан подлодки «Курск» Геннадий Лячин погиб в первые секунды катастрофы: его первый отсек снесло как будто бы гильотиной. От капитана остались только куртка и мизинец…

И только через 400 дней родственники получили тела погибших моряков.

Шесть из 24 ракет «Гранит» с ядерными боеголовками оказались поврежденными. Их отправили на завод ­»Нер­па» в губе Оленья (Кольский полуостров) для утилизации. АПЛ «Курск» подняли со дна Баренцева моря без первого отсека. Родст­венникам погибших моряков объяснили, что там находятся взрывчатые вещест­ва, поэтому поднимать этот отсек на поверхность опасно. Отсек остался на месте аварии.

А потом атомную субмарину «Курск» вывезли на остров, разрезали-распилили и расплавили.

Был корабль – и нету…

Разумеется, пересказывая французскую версию тех трагических событий, мы не преследовали цель подвергнуть сомнениям выводы Генпрокуратуры об истинной причине потери «Курска». Но таинственная гибель суперподлодки относится к тому разряду морских тайн, которые будоражат воображение и по прошествии многих лет. Такой, например, была гибель «Титаника». Нас же версия французов привлекла тем, что, если гипотетически все так и было, становится понятным, что произошло потом. Во всяком случае, началось заметное потепление отношений с США. Все это можно было бы рассматривать в качестве моральной компенсации нашему руководству за выдержку. Только представьте себе, что последовало бы за тем, когда «Толедо» и «Мемфис» были бы атакованы и потоплены силами ВМС России? Вообще-то – это уже была бы война.

И последнее. Сегодня такой случай уже трудно представить. Армия и флот вновь становятся главной опорой государства. И на последних маневрах в Северном море было мало любопытных, кто рисковал оказаться вблизи наших кораблей. Есть такой закон – око за око. Его никто не отменял.

СПРАВКА «МА»

В ИСТОРИИ советского и российского ВМФ было более двух десятков столкновений подводных лодок с зарубежными субмаринами.
Столкновения на Северном флоте:
1. 1968 г. АПЛ «К-131» с неустановленной АПЛ ВМС США.

2. 1969 г. АПЛ «К-19» с АПЛ Гато ВМС США;

3. 1970 г. АПЛ «К-69» с неустановленной АПЛ ВМС США;

4. 1981 г. АПЛ «К-211» с неустановленной АПЛ ВМС США;

5 1983 г. АПЛ «К-449» с неустановленной АПЛ ВМС США;

6. 1986 г. АПЛ «ТК-12» с АПЛ «Сплендид» ВМС Великобритании;

7. 1992 г. АПЛ «К-276» в наших территориальных водах с АПЛ «Батон Руж» ВМС США;

8. 1993 г. АПЛ «Борисоглебск» с АПЛ «Грейлинг» ВМС США.

В Тихом океане:

1. 1970 г. в полигоне боевой подготовки у Камчатки АПЛ «К-108» и АПЛ «Тотог» ВМС США;

2. 1974 г. в этом же районе АПЛ «К 408» с АПЛ «Пинтадо» ВМС США;

3. 1981 г. в заливе Петра Великого АПЛ «К-324» с неустановленной АПЛ ВМС США.

Список можно продолжить.

Подводная лодка и Арктика. Пробивая лед | Видео

Атомная подлодока USS Toledo, которая является представителем военно-морской базы в штате Коннектикут на восточном побережье США совершила переход в район учений подо льдами Арктики.

USS Toledo (SSN-769) — американская подводная лодка типа «Лос-Анджелес», двадцать пятая по счёту в этом классе (в хронологическом порядке).

На днях, американские военные разместили видео, на котором атомная подводная лодка USS Toledo (SSN-769) типа «Лос-Анджелес» проламывает лед и всплывает на поверхность в Северном Ледовитом океане.

На кадрах, опубликованных на YouTube-канале ВМС США, видно, как после всплытия часть экипажа покинула субмарину и начала освобождать корпус от льда при помощи бензопилы.

USS Toledo была спущена на воду 28 августа 1993 году. Экипаж подлодки состоит из 110 человек, ее длина — 110 м, ширина корпуса — 10 м. Максимальная подводная скорость субмарины — 32 узла, а рабочая глубина погружения составляет 290 м.

В свое время, корпорация Northrop Grumman заключила контракт с ВМС США связанный с работами по техническому обслуживанию. Первоначальный контракт был оценен примерно в $34 700 000. Окончательное значение составило $178 500 000. Все работы проходили с декабря 2006 года по март 2009 года. Работы откладывались более чем на восемь месяцев, по причинам изменений проекта.

В июле 2009 года в ходе плановой проверки в корпусе были обнаружены две трещины.

Описание конструкции ПЛ типа Los Angeles (в соответствие с базовым проектом)

Корпус разделён на два отсека:

Первый (центральный) отсек включает в себя расположенные на трёх палубах три группы помещений различного назначения:

  • центральный пост
  • жилые помещения
  • помещения торпедных аппаратов и запасных торпед
  • аккумуляторная батарея и цистерны
  • помещения для вспомогательных механизмов и цистерны

Второй (реакторный) отсек имеет двухпалубную конструкцию. В него входят:

  • паропроизводящая установка
  • реактор S6G

Третий (турбинный) отсек также имеет двухпалубную конструкцию. В нём находятся:

  • паротурбинная установка
  • различное механическое оборудование

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка лодок состоит из главной и вспомогательной установок. В главную энергетическую установку входят:

  • водо-водяной реактор GE PWR S6G, постройки General Electric. Роль теплоносителя и замедлителя выполняет вода. По сравнению с ранее использовавшимися серийными реакторами типа S5W (производства Westinghouse Electric Corporation), он может передавать на вал более чем вдвое увеличенную мощность и имеет больший процент естественной циркуляции теплоносителя первого контура.
  • два главных циркуляционных насоса, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя и замедлителя.
  • два малооборотных многополюсных турбогенератора мощностью по 4 МВт каждый, вырабатывающие электроэнергию с напряжением 450 В и частотой 60 Гц.
  • две паротурбинные установки мощностью по 30 000 л.с., работающие на один вал, при этом скорость вращения турбин понижается редуктором до 100 об/мин и передается на гребной вал.
  • компенсатор объёма, обеспечивающий поддержание номинального давления 140 кгс/см² (14 МПа) в первом контуре.
  • два парогенератора для производства водяного пара с давлением выше атмосферного за счёт теплоты первичного теплоносителя, поступающего из ядерного реактора.
  • биологическая защита, состоящая из композиционных материалов для предотвращения воздействия ионизирующего излучения на экипаж.
  • гребной электродвигатель мощностью 325 л.м. фирмы Magnatek, использующийся как привод подруливающего устройства при маневрировании и в случае аварии основной силовой установки.
  • аппаратура управления и контроля.

При проектировке АПЛ типа Лос Анджелес было уделено большое внимание снижению уровня шумов путём отказа от насосов большой производительности, что к тому же упрощало электрооборудование и контрольную аппаратуру.

По данным американского министерства обороны, максимальная скорость подводных лодок класса Los Angeles составляет более 25 узлов. Однако по неподтвержденным данным может составлять от 33 до 37 узлов.

Вспомогательное оборудование

В средства РЭБ на АПЛ Лос Анджелес входят поисковая система BRD-7, системы обнаружения ПЛ — WLR-1H и WLR-8(v)2 и РЛС — WLR-10, система акустического обнаружения WLR-9A/12 (на данный момент проходят испытания системы AN/WLY-1 для замены WLR-9A/12).

АПЛ типа «Лос-Анджелес» оснащены большим набором гидролокационного оборудования и датчиков: гидроакустический комплекс AN/BQQ-5 (модернизация AN/BQQ-2) который включает сферическую антенну AN/BQS-13, навигационный комплекс MINI SINS, пассивная буксируемая акустическая антенна ТВ-23/29 и боковая низкочастотная пассивная BQG 5D/E, активный высокочастотный гидролокатор ближнего действия Ametek BQS 15 используемый также для обнаружения льдов, высокочастотный активный гидролокатор MIDAS (Mine and Ice Detection Avoidance System — Система обнаружения и избегания мин и льдов), активный поисковый гидролокатор Raytheon SADS-TG, система управления стрельбой Мк117.

На АПЛ так же устанавливается усовершенствованная система анализа и контроля состава воздуха CAMS-11, а также инфракрасные датчики-анализаторы содержания углекислого газа. CAMS-11 воздействует на кислородную установку, работу скруббера, устанавливает температурный режим дожигания водорода и окиси углерода, контролирует состояние древесно-угольных фильтров. Данная система способна обеспечивать нормальный атмосферный состав в отсеках в течение 90 суток.

Ракетное вооружение

Основным вооружением подводных лодок типа Лос Анджелес являются многоцелевые высокоточные дозвуковые крылатые ракеты Tomahawk, дальность полёта которых составляет от 900 до 1700 км. С момента принятия на вооружение в 1983 году, ракеты постоянно модифицировались. В настоящее время используются модификации ракеты TLAM-C и TLAM-D с моноблочной боеголовкой массой 454 кг. Эффективность ракет заключается в низкой высоте полёта (большое количество «мёртвых зон» для средств обнаружения ПВО), высокой точности, низкой стоимости производства и дальнейшего обслуживания, лёгкости развёртывания на неспециализированных кораблях и подводных лодках. Пуск производится посредством четырёх установок вертикального пуска Mk 41, расположенных в центральной части корпуса.

На лодках спущенных на воду до 1982 года наблюдалась проблема связанная с нехваткой помещений для хранения боезапаса, однако начиная с USS Providens проблема решена путём оснащения всех лодок вертикальными пусковыми системами, а пусковые шахты ракет Tomahawk располагаются вне прочного корпуса позади носовых гидрофонов ГАК.

Минно-торпедное вооружение

Для поражения надводных целей и скоростных ПЛ лодки типа Лос Анджелес вооружаются 533-мм торпедами Мк 48 с активно-пассивным самонаведением на дальностях до 50 км или 38 км образцами с наведением в режимах эхопеленгования или шумопеленгования соответственно. Торпеды оборудованы системой многократной атаки, которая применяется при потере цели. Торпеда самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку цели. Боеголовка Мк 48 составляет 267 кг. Существуют два варианта укомплектования боекомплекта ПЛ Лос Анджелес: 26 единиц Мк 48 либо 14 Мк 48 и 12 тактических ракет Tomahawk.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.