Восо МО РФ

Как в Красной Армии появилась служба военных сообщений

5 марта 1918 года по приказу Реввоенсовета управление ВОСО Ставки Верховного главнокомандования перешло на службу в РККА

С чего начинаются и чем заканчиваются любые войны и военные конфликты? На этот, казалось бы, простой вопрос существует далеко не единственный ответ. И один из них звучит так: с перемещения войск к театру военных действий и их возвращением к местам дислокации.

В России вот уже больше полутора веков существует специальная служба, которая как раз и занимается перемещением войск – Служба военных сообщений. Возникшая еще в XIX веке, она отмечает свой день рождения 18 июня – в память о том, что в этот день в 1868 году был создан Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою. Но до 2017 года своим профессиональным праздником военнослужащие ВОСО, как привычно они сами сокращают название своей службы, отмечали праздник 5 марта. Ведь именно в этот день в 1918 году в структуре Высшего военного совета новообразованной Советской России появилось Управление военных сообщений.


Артиллерия русской армии на платформе воинского эшелона, 1916 г. Источник: https://topwar.ru

От Петра I до Николая II

Если подходить к вопросу совсем формально, то первый прообраз службы военных сообщений в России появляется, как и многие другие специализированные военные службы (например, провиантская) в эпоху армейских реформ Петра I. Первое упоминание о генерал-вагенмейстерах встречается в «Штатах кавалерийских и пехотных полков» 1711 года. А в «Уставе воинском» от 1716 года прямо определены его обязанности: «все возы и лошадей, и что к багажу войска принадлежит, порядочно по рангу полков и офицеров учредил, и оным тако маршировать велел».

Постепенно служба генерал-вагенмейстера трансформировалась и со временем превратилась в Управление военных сообщений, роль которого стала особенно заметна в годы Русско-японской войны 1904-1905 годов, и тем более во время Первой мировой войны. Достаточно привести такой пример: когда весной 1916 года Ставка Верховного главнокомандующего приняла решение готовить удар силами Юго-Западного фронта (знаменитый Брусиловский прорыв), туда пришлось срочно перебрасывать резервы. За время операции, то есть за 111 дней, подразделения ВОСО перевезли 39 пехотных и 4 кавалерийских дивизии, что составило 2244 эшелона – по 20 эшелонов в сутки.

Общая тенденция к развалу, которая стала совершенно очевидной к весне 1917 года, не миновала и службу военных сообщений. Уже в 1916 году паровозный парк стал меньше на 16%, а вагонный – на 14%, а к началу 1917 года каждый четвертый паровоз был неисправен. В таком тяжелом состоянии служба и досталась в наследство новой власти, установленной в октябре 1917 года.


Красноармейский эшелон, последний вагон которого превращен в импровизированный бронепоезд.

Из Генштаба – в Высший военный совет

Когда 15 января 1918 года декретом Совнаркома была создана Рабоче-крестьянская Красная Армия, Управление ВОСО все еще находилось в подчинении Ставки Верховного главнокомандования. Но еще до того, как ставка была расформирована (это случилось 16 марта 1918 года), важнейшую в условиях гражданской войны службу передали в подчинение Высшего военного совета. Это произошло 5 марта 1918 года.

Примечательно, что практически весь личный состав управления и его подразделений был тогда же переназначен на прежние должности. Произошло это не в последнюю очередь благодаря усилиям тогдашнего начальника Управления военных сообщений на театре военных действий генерал-майора Николая Раттэля. Он же стал и первым руководителем Управления ВОСО при Высшем военном совете.


Первый руководитель службы военных сообщений РККА Николай Раттэль:
во время службы в Генеральном штабе русской армии и в Красной Армии.
Источники: http://encyclopedia.mil.ru и http://www.grwar.ru

Генерал-майор Николай Раттэль – фигура, достойная того, чтобы о ней рассказать чуть подробнее. Выпускник Нижегородского кадетского корпуса (того самого, который окончил и еще один знаменитый участник Первой мировой войны, штабс-капитан Петр Нестеров), он затем окончил Павловское военное училище, а в 1902 году – Николевскую академию Генерального штаба. Во время русско-японской войны капитан Генерального штаба Раттэль был определен в службу военных сообщений, с которой и была связана вся его дальнейшая жизнь. Лишь на год (в 1915-1916 годах) он уходил на строевую должность – командовать 12-м пехотным Великолукским полком, и за это время проявил себя так достойно, что был награжден Георгиевским оружием. Но затем Николай Раттэль перешел на службу в подразделение генерал-квартирмейстера Юго-Западного фронта и в конце концов вернулся в ВОСО. В 1918 году генерал-майор Раттэль принимает решение поставить свои умения и свой талант на службу Красной Армии, и вскоре становится первым в ее истории начальником службы военных сообщений.

Наперекор разрухе

Тем временем 8 мая 1918 года создается Всероссийский Главный штаб, и в его структуре появляется свое Управление ВОСО. И лишь в сентябре того же года из этих двух подразделений, во многом дублировавших друг друга, создается Центральное управление ВОСО. Вскоре руководить им вместо Николая Раттэля, который ушел на должность начальника полевого штаба Реввоенсовета (чуть позже он станет начальником Всероссийского главного штаба РВС), был назначен Михаил Аржанов – человек, с чьим именем связано становление военных сообщений в РККА.

Дворянин, сын военного врача, выпускник кадетского корпуса Аржанов с отличием окончил Николаевское инженерное училище, но через пять лет оставил военную службу и устроился работать на Московско-Брянскую железную дорогу. Мирную жизнь Аржанова нарушила Русско-японская война: его мобилизовали и направили на службу в ВОСО. По окончании войны Михаил Михайлович вновь уволился. Опять был мобилизован в 1914-м и вновь вернулся в службу военных сообщений. После революции он ушел из армии в наркомат путей сообщения, но в середине 1918 года вступил в Красную Армию и вскоре получил назначение на пост начальника всех военных сообщений Советской России.


Михаил Аржанов, который сменил Николая Раттэля на посту начальника ВОСО
и сумел восстановить эффективность службы в условиях Гражданской войны.

Именно Михаилу Аржанову, отличавшемуся необыкновенной дотошностью и аккуратностью, удалось совершить почти невозможное – в условиях разрухи наладить эффективно действующую службу военных сообщений. Простой пример: если за весь 1918 год советская ВОСО перевезла 5787 эшелонов, то в 1919-м – 10 299, а в 1920-м – уже 17 582 эшелона! Не меньшими были успехи ВОСО и в других сферах. Умелое руководство бывшего штабс-капитана, кавалера ордена Святого Владимира IV степени с мечами Михаила Аржанова было оценено по заслугам: в 1920 году он был награжден Орденом Красного Знамени и золотыми часами, не говоря уже о благодарностях Реввоенсовета.

ВОСО в фактах и цифрах

Гражданская война стала серьезным испытанием для Службы военных сообщений Красной Армии. Едва ли не более серьезным, чем Первая мировая. В цифрах это выглядит так: за 1918-1921 годы объем перевозок составил 33 454 оперативных поезда, или 40 401 эшелон, и 6679 снабженческих поездов, в которых были перевезены 24,5 млн человек и 2,5 млн лошадей. И это при том, что к октябрю 1917 года каждый третий паровоз в России (69%!) был практически не пригоден, а более полутора тысяч километров путей были разрушены, запасов топлива хватало лишь на десять дней, а грузооборот по водным путям сократился вдвое. И все-таки ВОСО РККА удалось обеспечить Красную Армию нормальным транспортом, даже при том, что некоторые дивизии перемещались с фронта на фронт от двух до пяти раз.


Солдаты и офицеры Красной армии возвращаются после Победы из Германии, 1945 год. Источник: http://www.protown.ru

Но самым главным и самым тяжелым испытанием для службы военных сообщений Красной армии стала Великая Отечественная война. Достаточно сказать, что для проведения одной стратегической операции требовалось доставить к месту ее проведения около 500 тыс. вагонов с войсками и воинскими грузами. А общий объем военных перевозок за четыре военных года достиг беспрецедентных размеров: по железной дороге были проведены 440 000 поездов (около 20 млн вагонов), по водным путям перевезли свыше 4 млн военнослужащих и более 21 млн тонн грузов, автомобилями – 146 млн тонн, а по воздуху – около 3 млн человек и свыше 300 тыс. тонн грузов. При этом колоссальная нагрузка легла на подразделения ВОСО в первые месяцы войны, когда из внутренних военных округов к фронту доставили 291 стрелковую дивизию, 94 стрелковые бригады и свыше 2 млн человек маршевых пополнений, а в обратном направлении – около 30 тыс. поездов (1,5 млн вагонов) с эвакуированными людьми и предприятиями.

Впрочем, и после Победы службе военных сообщений не довелось отдыхать. Сначала понадобилось перебрасывать войска и технику на восток, готовя операцию против Квантунской армии, затем возвращать части к местам их постоянной дислокации, а демобилизованных солдат – домой. Появление новых видов техники и создание инфраструктуры для ее создания, испытания и использования тоже потребовали серьезных усилий. Участвовали подразделения ВОСО и в событиях Карибского кризиса, и в обеспечении множества крупномасштабных учений Советской Армии и стран Варшавского договора. Отдельным испытанием для службы военных сообщений стало обеспечение деятельности ограниченного контингента советских войск в Афганистане и вывод наших подразделений оттуда, и практически сразу же пришлось организовывать перемещение войск из бывших социалистических стран, посчитавших в одночасье союзников «оккупантами», а затем и из бывших республик СССР.


Одной из последних известных операций российской ВОСО стала доставка из Лаоса в Россию танков Т-34-85,
которые станут участниками парадов и военных реконструкций. Источник: https://www.pinterest.se

Особое место в постсоветской истории ВОСО занимают две чеченские кампании. Только за время первой из них службе военных сообщений пришлось переправить 209 воинских эшелонов, 3477 воинских транспортов и около 18 тысяч вагонов с воинскими грузами. А о том, каким именно образом ВОСО обеспечивала переброску российских военнослужащих в Крым и доставку туда передислоцированных к новым местам воинских частей, официальных данных пока нет, но можно себе представить, каких усилий это потребовало, коль скоро операция была проведена в кратчайшие сроки и с высочайшей степенью организации.

Обложка: Красноармейцы возле эшелона перед отправкой на фронт, 1918 год. Источник: https://tass.ru

Краткая справка

Органы военных сообщений-специальные оперативно-тыловые учреждения, представлявшие военное ведомство на всех видах транспорта и организующие его использование в интересах вооруженных сил. Их деятельность определил декрет СНК от 16 мая 1918 г., согласно которому все транспортные учреждения должны были выполнять задания по воинским перевозкам.

В апреле 1918 г. на путях сообщений взамен существовавших ранее заведующих передвижением войск и комендантов станций были введены представители военного ведомства с управлениями при них (приказ Наркомвоена N 265 от 4 апреля 1918 г.). Они подчинялись соответствующим округам путей сообщения, которые обслуживали фронты через начальников военных сообщений фронтов.

Для урегулирования организации работы железных, автомобильных дорог и других видов транспорта, их охраны, передвижения войск и грузов Управления военных сообщений при Высшем военном совете и Всероглавштабе были объединены в Управление военных сообщений (с декабря 1918 г.-ЦУПВОСО) при Высшем военном совете, с сентября 1918 г.-при РВСР (приказ Наркомвоена N 601 от 30 июля 1918 г.). Управления начальников военных сообщений фронтов подчинялись ЦУПВОСО. При штабах каждой армии назначался заведующий воинскими перевозками.

По приказу РВСР N 12 от 24 сентября 1918 г. военные представители на станциях железных дорог стали именоваться комендантами станций. Положением, объявленным приказом РВСР N 387 от 17 декабря 1918 г., была регламентирована подчиненность органов военных сообщений. Военные представители на железнодорожных и водных путях сообщений подчинялись (на правах командира полка) непосредственно начальнику военных сообщений фронта, а через них-начальнику ЦУПВОСО. На главнейшие железнодорожные станции и водные участки назначались коменданты участков-особые ответственные представители военного и морского ведомств, подчинявшиеся военному представителю дороги.

Для обеспечения перевозки войск и военных грузов по внутренним водным путям на театре военных действий и в тыловых районах в феврале 1920 г. были сформированы управления заведующих водными участками по военным перевозкам, заведующих воинскими перевозками при областных и районных управлениях водного транспорта и отделения водных перевозок при УПВОСО фронтов, армий и районов в местностях, прилегающих к водным путям.

По взаимному соглашению НКПС и ЦУПВОСО для организации согласованной деятельности управлений по передвижению войск и управления железной дороги, входившей полностью или частично в пределы фронтов, были учреждены особые военные помощники управляющего железной дорогой (приказы РВСР N 345 и 731 от 3 марта и 3 мая 1920 г.). Они подчинялись начальнику дороги по вопросам ее работы, а по вопросам передвижения войск-начальнику ЦУПВОСО через начальников ВОСО фронта, округа, района.

С окончанием гражданской войны полевые органы военных сообщений фронтов, армий были упразднены. В ходе военной реформы была проведена реорганизация других органов военных сообщений. При окружных транспортных управлениях НКПС были сформированы военные представительства (приказ РВС СССР N13 от 6 января 1926 г.). В связи с упразднением должностей начальников железных дорог и учреждением, согласно постановлению СТО от 17 июня 1925 г., управлений на железных дорогах приказом РВС СССР N 143 от 15 марта 1926 г. вместо военных помощников начальников железных дорог были введены военные представители Наркомвоенмора на железных дорогах. По приказу РВС СССР N 46 от 4 марта 1931 г. эти должности были переименованы в начальников военно-транспортной службы, подчинявшихся штабу округа. В 1938-1939 гг. в составе Наркомата Военно-Морского флота был сформирован отдел военных сообщений, на флотах и морских бассейнах-отделы (отделения) военных сообщений. В августе 1940 г. управления начальников военно-транспортной службы на железной дороге были переименованы в управления начальников передвижения войск на железной дороге. С началом Великой Отечественной войны были развернуты полевые органы военных сообщений.

Аннотация. В статье на основе архивных и других документов рассказывается о возникновении, становлении и развитии отечественной службы военных сообщений.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

КИРИЧЕНКО Александр Викторович — директор Института международного транспортного менеджмента Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, заведующий кафедрой портов и грузовых терминалов, капитан 1 ранга запаса, доктор технических наук, профессор

(г. Санкт-Петербург. E-mail: KirichenkoAV@gumrf.ru);

МАРТЫНЕНКО Илья Владимирович — полковник запаса

(Москва. E-mail: martinenko.il@yandex.ru).

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ

Искусное использование путей сообщения в военных целях и достижение войсками высокой подвижности на всех этапах военной истории России являлось и является неотъемлемой составляющей военного искусства. Успешное ведение боевых действий невозможно без обустройства путей сообщения и совершенствования транспортных средств, от эффективности которых во многом зависят ход и исход сражений, а то и всей войны.

В этих целях с возрастанием масштабов и сложности задач транспортного обеспечения русской армии в октябре 1708 года по указанию великого реформатора Петра I была учреждена вагенмейстерская служба. Она подчинялась генерал-квартирмейстеру (начальнику штаба) армии и включала: генерал-вагенмейстера армии, его помощника вагенмейстера-лейтенанта, вагенмейстеров полков, армейский и полковые транспорты (обозы)1.

Вагенмейстерская служба явилась прообразом и положила начало развитию службы военных сообщений, которая в русской армии создавалась как единая военно-транспортная управленческая структура на существовавших в то время видах путей сообщения. Само понятие «военные сообщения» исходит из понятий «военные водяные сообщения» и «военные дороги». Они возникли в связи с расширением пространственных размахов театров военных действий и увеличением численности вооружённых сил, а следовательно, и с возросшим значением использования водных и сухопутных путей сообщения в военных целях, необходимостью их специальной подготовки и выполнения всё возрастающих объёмов перевозок войск и воинских грузов.

На судоходных водных путях специально назначались из числа морских офицеров смотрители водных участков и пристаней, приставы пристаней, команды «флотских служителей», продовольственные магазины (склады). На использовавшихся дорогах создавались этапные участки и станции (остановочные пункты) с помещениями для отдыха и обогрева отдельных команд, а также дорожные продовольственные магазины и склады с запасами фуража. Для «наблюдения» за их бесперебойной деятельностью, организации содержания и охраны дороги, движения и обеспечения колонн войск, команд и транспортов назначались станционные офицеры с караульными командами. Для руководства работой военных дорог и водных путей в соответствии с вновь принятым в январе 1812 года «Учреждением для управления большой действующей армией» в составе Главного штаба была введена должность директора военных сообщений2.

Тем самым утверждалась уже сложившаяся структура военных сообщений, соответствовавшая структуре транспорта того времени и включавшая в себя сухопутные и водные пути сообщения, а также учреждались Служба военных сообщений.

В 1846 году вместо «Учреждения для управления большой действующей армией» был введён новый «Устав для управления армиями в мирное и военное время», в соответствии с которым была введена должность инспектора военных сообщений.

Первые железные дороги общего пользования в Российской империи были построены и сданы в эксплуатацию: Санкт-Петербургско-Царскосельская в 1837 году, Варшавско-Венская в 1848 году, Санкт-Петербургско-Московская в 1851 году. А первые массовые перевозки войск по железным дорогам были организованы в 1848 году. Так, в августе из Санкт-Петербурга в Колпино было перевезено целое соединение (1-я гренадерская дивизия). Всего на этом участке в 1848 году были перевезены войска численностью до 8 тыс. человек, а в 1849 году уже до 15 тыс. человек3. В том же году были осуществлены крупные перевозки войск по Варшавско-Венской железной дороге (четыре пехотные дивизии и три артиллерийские бригады). Таким образом, выполнение перевозок в июне 1848 года положило начало использованию железных дорог в качестве военных сообщений вооружённых сил России.

Организация воинских перевозок по железной дороге осуществлялась под наблюдением специально назначавшихся в пункты погрузки войск офицеров Генерального штаба. Тем самым было положено начало зарождению органов военных сообщений на железнодорожном транспорте.

Организационно специальная Служба военных сообщений на железнодорожном транспорте в современной структуре была учреждена приказом военного министра № 183 от 6 июня 1868 года. При Главном штабе под председательством его начальника и в составе генералов и офицеров Генерального штаба, членов ведомства путей сообщения и уполномоченных агентов железных дорог и пароходных обществ образовывался Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою. Управляющим делами этого комитета назначался заведующий передвижениями войск по всем железным дорогам и водным путям империи. На железных дорогах и пароходных линиях вводились должности постоянных представителей военного ведомства — заведующих передвижением войск, а на крупных железнодорожных станциях, в портах и на пристанях — наблюдающих за прибытием и отправлением войск4.

К концу 1860-х годов вводятся должности заведующих передвижением войск на железнодорожных линиях и водных путях сообщения, а с 1912 года — комендантов железнодорожных участков.

На должности заведующих передвижением и наблюдающих за прибытием и отправлением войск назначались офицеры Генерального штаба. Для их подготовки в Академии Генерального штаба в 1868 году был учреждён специальный курс и составлен учебник по изучению военных сообщений и организации воинских перевозок5.

Таким образом, организационная структура Службы военных сообщений на железных дорогах России, включавшая в современном понятии центральный и линейные органы, была учреждена в июне 1868 года, т.е. накануне Франко-прусской войны. При образовании военных округов в них также создавались окружные, а в действующей армии — полевые управления военных сообщений. В их состав входили военно-дорожное, этапное и почтово-телеграфное отделения. Для подготовки и эксплуатации путей сообщения на ТВД формировались военно-дорожные команды, преобразованные в 1870 году в военные железнодорожные команды. С возрастанием задач по строительству и восстановлению железных дорог с 1876 года стали формироваться отдельные железнодорожные батальоны, а с 1886 года — железнодорожные бригады. Для централизованного руководства железнодорожными батальонами и бригадами в Управлении военных сообщений Генерального штаба в 1900 году было образовано специальное (седьмое) отделение по заведованию железнодорожными войсками.

В состав Службы военных сообщений к середине июня 1917 года наряду с её представительствами при органах управления видами транспорта общего пользования входили военно-продовольственные пункты на путях сообщений, дорожные, транспортные (обозные), этапные, почтово-телеграфные, железнодорожные, автомобильные, охраны путей сообщения войска, части и учреждения. Общая численность Службы военных сообщений к этому времени составляла около 330 тыс. человек.

После Октябрьской революции в связи с необходимостью ведения военных действий на фронтах Гражданской войны остро встал вопрос о системе управления воинскими перевозками. С расформированием бывшей Ставки Верховного Главнокомандования и образованием Высшего военного совета Республики 5 марта 1918 года ему было передано Управление военных сообщений, существовавшее при Ставке. Этот день считается днём образования органов военных сообщений Красной армии.

8 мая 1918 года приказом народного комиссара по военным делам № 339 был создан Всероссийский главный штаб, в составе которого также имелось Управление военных сообщений. Эти два высших органа руководства военными сообщениями Республики существовали параллельно до 2 сентября 1918 года, когда они были объединены при Высшем военном совете Республики в единое Центральное управление военных сообщений (ЦУПВОСО)6.

Приказом Высшего военного совета Республики № 49 от 7 октября 1918 года было установлено, что ЦУПВОСО является высшим органом военных сообщений Республики. В составе штабов фронтов, армий, военных округов были созданы управления военных сообщений, а на железных дорогах — линейные органы военных сообщений — управления начальников передвижения войск и военные комендатуры. Центральному управлению военных сообщений были в ту пору подчинены железнодорожные войска, автомобильные, этапно-транспортные и рабочие части, военные учреждения почтовой, телеграфной и телефонной связи.

Объём воинских перевозок по железным дорогам за годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции составил 33 454 оперативных поезда (40 401 эшелон) и 6679 снабженческих поездов, всего — 40 133 поезда, в которых были перевезены 24,5 млн человек и 2,5 млн лошадей. Удельный вес оперативных перевозок в общем объёме воинских перевозок составил 83,4 проц., среднее время нахождения воинских поездов в пути составляло 6 суток, а их среднесуточная скорость — 250—300 км7.

Одной из особенностей работы железнодорожного транспорта являлось составление планов формирования поездов и техническое планирование всей эксплуатационной работы сети, что способствовало улучшению работы узлов, станций, участков и целых направлений, а также ускорению продвижения вагонопотоков.

Органы железнодорожного транспорта и военных сообщений обеспечили Красной армии проведение широкого манёвра войсками. Достаточно сказать, что в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции между фронтами перевозилось до 70 проц. всех сил Красной армии, при этом некоторые дивизии перевозились до пяти раз.

В годы мирного строительства Служба военных сообщений получила дальнейшее развитие. В августе 1921 года на ЦУПВОСО Штаба РККА были возложены задачи по подготовке путей сообщения и военных дорог на территории Советского государства, а также по контролю движения войск и воинских грузов. В декабре 1921 года приказом Реввоенсовета Республики было объявлено Положение об управлении военных сообщений военного округа. Начальник военных сообщений РККА являлся членом Военного совета Республики.

Выполняя свой интернациональный долг, Советский Союз на протяжении длительного периода оказывал всестороннюю помощь китайскому народу. Так, в 1924 году, когда возникла опасность английской интервенции против революционного Гуанчжоуского правительства, Советское государство по просьбе Сунь Ятсена направило в Китай своих специалистов, различное вооружение, боеприпасы и оборудование. 8 октября 1924 года первый советский корабль «Воровский» доставил в Гуанчжоу эти грузы.

Осенью 1929 года совершались массовые железнодорожные перевозки нескольких общевойсковых соединений Красной армии, на которые была возложена задача по разгрому китайских милитаристов на советско-маньчжурской границе. Чтобы сократить сроки доставки материальных средств на Дальний Восток, улучшить контроль за их соблюдением и упростить охрану воинских грузов в пути следования, была применена маршрутизация перевозок, т.е. отправка основных видов материальных средств (боеприпасы, горючее и смазочные материалы, продовольствие и др.) полносоставными поездами со станций отправления на распорядительные станции фронтов. При этом все транспорты с внутренних железных дорог направлялись на две сортировочные станции — Свердловск и Челябинск. На этих станциях формировались прямые поезда на Дальний Восток. Перевод воинских транспортов с внутренних железных дорог на сортировочные станции осуществлялся по специально разработанным планам8. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

2 Там же. С. 28.

3 Караев Г.Н. Возникновение службы военных сообщений на железных дорогах России (1851—1878). М.: Воениздат, 1949. С. 27.

4 Там же. С. 67.

5 В интересах Вооружённых сил / Под ред. Ю.К. Воронцова. М.: Воениздат, 1989. С. 18.

6 Военные сообщения за 50 лет / Под ред. С.В. Хвощева, А.В. Добрякова. М.: Воениздат, 1967. С. 20.

7 Там же. С. 23.

8 Там же. С. 37.

150 лет Службе военных сообщений

Вновь сформированное Правительство большевиков, понимая, что тезис любая кухарка может управлять государством в военной сфере не срабатывает и можно просто потерять Россию как государство, вызывает из Ставки в Петроград военспецов старой русской армии, главным образом оперативной части, вместе с которой 21 февраля 1918 года убывает и начальник Управления военных сообщений на Театре военных действий, всем известный, как первый ЗР в Красной Армии, бывший генерал-майор старой армии Николай Иосифович Раттель.
На хозяйстве, временно исполняющим должность начальника в Управлении ВОСО на ТВД в Могилеве остается начальник отдела воинского движения, бывший генерал-майор старой армии Иван Александрович Бармин.
Николай Иосифович Раттэль будет активно участвовать в строительстве новой Красной армии. Выстроенная система управления военными сообщениями, ее генералы и офицеры, сохранившие преемственность и преданность делу военных сообщений, позволили Управлению ВОСО на ТВД в бывшей Ставке ВГК остаться одним из наиболее работоспособных организмов.
На следующий день после отъезда Раттэля в Петроград, 22 февраля 1918 года Управление военных сообщений на театре военных действий в количестве 56 человек эвакуируется в Орел.
4 марта 1918 года в Петрограде был образован Высший Военный Совет, и его приказом от 5 марта 1918 г. № 2 было установлено считать управление Ставки расформированным, за исключением Управления начальника военных сообщений, Управления путей сообщения и Санитарного управления.
В этот же день, 4 марта 1918 года в Управлении военных сообщений на театре военных действий был издан приказ № 37 о расформировании отдельных отделов (канцелярии, военно-железнодорожного отдела, автомобильного отдела, инспекции броневых автомобильных частей действующей армии), а также упразднении отдельных должностей и сформировании с 5 марта 1918 года Управления военных сообщений на ТВД по штату, утвержденному Ликвидационной комиссией (Цекодарфом) Красной армии, при этом практически весь личный состав этим же приказом был переназначен на новые (старые) должности.
Не было, как это установлено в случае создания новой структуры, так называемого приказа № 1. Управление ВОСО на ТВД функционировало и продолжало выполнять свои задачи, которые на тот момент не прекращались, одной из которых были перевозки по демобилизации разваливающейся старой армии в условиях почти парализованного железнодорожного транспорта в стране.
И хотя официальных постановлений, декретов высшего руководства страны об образовании службы военных сообщений в 1918 году фактически не было, 5 марта 1918 года стало датой формирования центрального органа военных сообщений РККА и, в дальнейшем, Днем образования службы военных сообщений РККА.
Потом была революция, гражданская война, разруха, военный коммунизм, новая экономическая политика. В начале 30-х годов начались первые серьезные чистки в рядах Красной Армии, когда были посажены, а в дальнейшем и расстреляны восовцы, перешедшие на сторону Красной Армии из царской армии, затем 37-й год – репрессии, Советско-Финская война 1939 года, Великая Отечественная.
Так, из поколения в поколения офицеры службы военных сообщений накапливали и передавали свой опыт, совершенствовали систему военных сообщений.
В годы Великой Отечественной войны выстроенная организация воинских перевозок позволяла своевременно сконцентрировать войска на определенных командованием направлениях, что стало одним из решающих факторов при отражении фашистской агрессии.
Существенный вклад служба военных сообщений внесла в послевоенный период. В соответствии с заданиями командования своевременно были организованы и выполнены:
переброски войск на Кубу во время Карибского кризиса 1962 года, в Демократическую республику Афганистан, на территорию государств бывшей Югославии;
перевозки войск для наведения конституционного порядка в Чеченской Республике, в ходе операции по принуждению Грузии к миру, а также в ходе присоединения Крыма к России;
воинские перевозки в условиях техногенных и природных катастроф, таких как Чернобыльская авария 1986 года и землетрясение в Армении 1988 года, а также связанных с доставкой вооружения, военной техники и материальных средств в Сирийскую Арабскую Республику.

150 лет службе военных сообщений

18 июня согласно указу президента РФ Владимира Путина № 222 от 21 мая 2017 года в Вооруженных силах России отмечается День службы военных сообщений. Заместитель министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков поздравил личный состав службы военных сообщений ВС РФ со 150-летним юбилеем.

В этот день 150 лет назад, 18 июня 1868 года, военным министром генерал-адъютантом Дмитрием Милютиным был учрежден Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою, который стал прообразом современной структуры службы военных сообщений (ВОСО).

С давних пор транспортные пути, используемые в интересах войск, назывались «военными сообщениями». Служба эта — одна из старейших в Российской армии и является связующим звеном для армии и флота, без нее невозможна победа в вооруженном конфликте или в войне любого масштаба. Все мировые столкновения и локальные военные операции являются тому подтверждением.
В 1812 году за передвижением войск на театре военных действий отвечали директор военных сообщений и генерал-вагенмейстер.

В революционном Петрограде все органы военного управления царской армии были расформированы, единственным исключением стало управление начальника военных сообщений. 5 марта 1918-го образовался центральный орган военных сообщений Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а 2 сентября того же года было создано Центральное управление военных сообщений (ЦУП ВОСО).

В годы Великой Отечественной войны на контроле органов военных сообщений одновременно находилось до 1,7 тыс. оперативных эшелонов и до 12 тыс. транспортов. Общий объем воинских железнодорожных перевозок за годы войны составил 442,2 тыс. поездов. Военно-санитарные поезда доставили более 5 млн раненых и больных. По воде было перевезено более 4 млн бойцов и командиров, 212 тыс. лошадей, сотни тысяч единиц боевой техники.

Начальником ЦУП ВОСО РККА в военные годы с 1941 по 1944 годы был генерал-лейтенант Иван Владимирович Ковалев. Единственный генерал, который находился на службе в рядах Вооруженных сил 74 года, а во время Великой Отечественной войны его работу приравнивали к руководству крупными стратегическими операциями. В его обязанности входил ежедневный доклад о движении эшелонов главе страны Иосифу Сталину. Работа Ковалева была высоко оценена руководством страны, он награжден высшими полководческими орденами, а с 1944 по 1948 годы являлся наркомом (министром) путей сообщений. Иван Владимирович несколько лет работал в Китае и был главным советником ЦК КПК, позднее передавал свой опыт слушателям Военной академии Генерального штаба ВС РФ и занимался научной работой в Институте мировой экономики и международных отношений Академии наук.

В настоящее время на службу ВОСО возложены не менее важные задачи. Во время военной операции в Сирии она обеспечивала группировку наших войск, ежемесячный объем грузов составлял десятки тысяч тонн. Зарубежные аналитики крупнейшую логистическую операцию назвали «Сирийским экспрессом».