Волгоградский тракторный завод фото

Волгоградский тракторный завод

Производим ДТ-75, ВТК-90. Предприятие, на котором был разработан и впервые произведен легендарный советский танк Т-34, находится в городе Волгоград. Это ОАО «Тракторная компания «ВГТЗ» (ранее «Волгоградский тракторный завод»). 17 мая 1930 года с конвейера предприятия сошел первый трактор (СТЗ-1), именно эту дату принято считать началом работы тракторного завода. Всего за два года предприятие вышло на проектную мощность. В январе 1970 года на предприятии выпущен миллионный трактор. С 2006 года компания входит в «Концерн «Тракторные заводы», объединяющий практически все тракторные заводы России. Специализация завода сегодня — гусеничные трактора и навесное оборудование к ним. Продукция завода реализуется на рынке России и в странах ближнего зарубежья.

ПОСМОТРЕТЬ КАТАЛОГ ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ

Как сообщается на сайте Волгоградского тракторного завода, Агромаш-90ТГ — основная модель тракторов, выпускаемых сегодня заводом. Этот гусеничный трактор мощностью 94 л.с. имеет большое количество комплектаций и модификаций, включая комплектацию бульдозерным оборудованием. Новый инвестор проводит целенаправленную модернизацию производства. Сегодня трактора производства Волгоградской тракторной компании (ранее «Волгоградский тракторный завод») успешно конкурируют с иностранными моделями.

Многие бывают рядом с территорией завода (в ТРК «Диамант»), но только с «глянцевой» стороны этого знаменитого на всю страну предприятии и никогда никто не мог подумать, что там большая разруха.

Стоит вспомнить историю становления, расцвета и гибели СТЗ/ВгТЗ.

Решение о строительстве в Сталинграде первого в стране тракторного завода было принято в 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР, и уже через 3 года в июне 1930 года — с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 с двигателем мощностью 30 л.с. Наш первый трактор, как и многие другие машины тех лет, был копией американского трактора компании Mc Cormic, приобретенного в США. Кстати, эта компания успешно функционирует и в наши дни в США.

Уже тогда с конвейера сходило по 144 трактора в сутки.

В июле 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже АСХТЗ-НАТИ был отмечен высшей наградой — «Гран-При».

К июлю 1940 года на СТЗ было выпущено уже 233000 тракторов (в том числе 25 тысяч гусеничных). Более половины тракторного парка страны сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.

С началом Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-72, а также танковых двигателей (и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт).

Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва войск вермахта к Сталинграду в августе 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера, была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода.

25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлен переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.

В послевоенное время эти трактора с успехом использовались как в жаркой Африке, так и в условиях жуткого холода в Антарктиде. 30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75.

Это самый массовый трактор, вышедший из стен ВгТЗ.

В 1961 году Сталинградский тракторный завод был переименован в Волгоградский тракторный завод.

В 1964 был демонтирован старый большой конвейер и вступил в строй новый сборочный цех с двумя конвейерами: один для сборки основных тракторов, другой — для модификации болотоходной, крутосклонной, промышленной, а также тракторов переходных и новых моделей. Реконструкция завода в основном закончена в 1968. В январе 1970г. уже был выпущен миллионный трактор.

В 1992 году состоялась приватизация Волгоградского тракторного завода посредством акционирования.

C 1994 года Волгоградский тракторный завод освоил серийное производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л.с.

Вот перечень образцов сельскохозяйственной техники, вышедшей из стен легендарного тракторного завода:

В 2002 году ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ) было разделено на 4 отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод». Начался передел производств.

Всего из стен СТЗ/ВгТЗ вышло не менее 2 млн. образцов сельскохозяйственной техники.

В стенах СТЗ/ВГТЗ существовало и «закрытое» производство, которое было выделено в отдельное предприятие производства боевой техники ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», которая не входила в группу компаний «Волгоградский тракторный завод». Основными видами образцов военной техники, в последнее время в основном для Сухопутных войск и ВДВ, являлись следующие изделия:

Т-26

Т-34

СТЗ-5-НАТИ «Сталинец»

Плавающий танк ПТ-76 (выпускался с 1951 по 1967 год)

БТР-50 (В серии в 1952—1972г.г.).

БМД-1 (1968- по 1987 годы)

БМД-2 (с 1985г по 2000г.г.)

БМД-3 (с 1985 по 1997)

БМД-4 (с 2015 г по н.в.)

БТР-Д (с 1974г. по 1985г)

Но в 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. Правопреемником завода стала Тракторная компания «ВгТЗ».

Вот так обидно и бесславно закончилась трудовая летопись легендарного Сталинградского тракторного завода, впрочем также как московских АМО /ЗИЛ, МЗМА /АЗЛК /АО «Москвич» и многих других гигантов советской индустрии, которые помогли нашей стране подняться в годы коллективизации и индустриализации в 20-40-е годы, выстоять в Великой Отечесвенной войне 1941-1945г.г., пережить послевоенную разруху, построить развитое социалистическое общество.

Вот взгляд на сложившуюся обстановку на ВГТЗ представителя пресс-службы концерна «Тракторный завод», которому принадлежит «ВГТЗ».

На вопрос корреспондента: «Почему на территории завода столько разрушенных зданий?» последовал ответ представителя пресс-службы:

«Если речь идет о неиспользуемых производственных площадях, так называемом, Прибрежном корпусе, так он уже давно не эксплуатируется и не задействован еще с 90-х годов. Кроме того, с появлением нового собственника часть производства «ужали» в размерах. Это было сделано для «повышения эффективности производства и сокращения текущих расходов», как сказано в официальном релизе. Поэтому сегодня все производство сконцентрировано на небольшой территории. Здесь осуществляется механическая обработка деталей и сборка готовых изделий, в том числе и в рамках выполнения гособоронзаказа. А вот корпуса боевых машин десанта сейчас производят в цехах на арендуемых площадях у Судоверфи в Красноармейском районе Волгограда. Именно там налаживается серийный выпуск БМД-4М.»

А вот интервью, взятое у бывшего работника ВгТЗ:

«Я работал немного на главном конвейере. До 100 тракторов в смену он выдавал при 3-сменке. Плюс экспортный конвейер по 25 тракторов давал при 2-сменке. Плюс, примерно 60 машин БМД для ВДВ в месяц. Сейчас производство БМД передано Кургану. Если что-то и делается на ВГТЗ, то временно, до полного переноса в Курган. И производственная программа, раз в 10-50 меньше советской.»

Вот еще несколько фотографий для сравнения:

И вот фото 2016 года:

Существенных отличий в этих фото нет. Завод площадью нескольких квадратных километров разрушен в мирное время без единого выстрела и взрыва! Единственное, что от него осталось в первозданном виде — так это знаменитая внешняя колонада с проходной и здания заводоуправления, спроектированные и построенные под руководством знаменитого американского архитектора Альберта Кана, а также торгово-развлекательный комплекс «Диамант», расположившившийся там же.

Как выглядит территория завода сверху, можно ознакомиться в этом видео. Видео 2016 г.

В 2018 году было принято решение, что остатки Волгоградского тракторного завода (осталось только военное производство), перейдет в управление госкорпорации «Ростех». Глава области подчеркнул, что регион заинтересован в развитии и стабильной работе тракторного завода.

На странице частично использован материал из Википедии

ОАО ВгТЗ «Волгоградский тракторный завод» один из крупнейших промышленных объектов России со времен СССР, с богатой послужной репутацией, ориентированный на скоростную индустриализацию и является первым тракторным заводом в стране. ОАО Волгоградский тракторный завод по праву считается официальным приемником и крупнейшим машиностроительным предприятием в России, входящим в состав российского машиностроительного концерна «Тракторные заводы». На нашем официальном сайте можно ознакомится с представленной продукцией: универсальными гусеничными моделями спецтехники: легендарным трактором ДТ-75, самым востребованным трактором Агромаш 90ТГ, популярными моделями бульдозеров – ДТ-75, Агромаш 90ТГ и с другими любыми модификациями гусеничных тракторов, бульдозеров и техники на их базе, отвечающим всем стандартам качества.

Наша техника

Волгоградский тракторный завод производит гусеничные тракторы общего назначения с тяговым классом 3-6, бульдозеры на их базе, различное навесное и съемное оборудование, а также запасные части для тракторной техники.

Трактор ДТ-75

Доставка в любой регион РФ!

Год выпуска: 2020 г.
Гарантия: 12 месяцев
Наличие: В наличии и на заказ

Бульдозер ДТ-75

Доставка в любой регион РФ!

Год выпуска: 2020 г.
Гарантия: 12 месяцев
Наличие: В наличии и на заказ

Трактор ВТГ-100-РС2/ХС2

Доставка в любой регион РФ!

Год выпуска: 2020 г.
Гарантия: 12 месяцев
Наличие: На заказ

Сельскохозяйственный трактор ВТГ-100-РС4/ХС4

Доставка в любой регион РФ!

Год выпуска: 2020 г.
Гарантия: 12 месяцев
Наличие: На заказ

Лесохозяйственный трактор ВТГ-100-РС4/ХС4

Доставка в любой регион РФ!

Год выпуска: 2020 г.
Гарантия: 12 месяцев
Наличие: На заказ

Трактор Болотоход ВТГ-100Т-РС2/ХС2/РС4/ХС4

Доставка в любой регион РФ!

Год выпуска: 2020 г.
Гарантия: 12 месяцев
Наличие: На заказ

Трактор Агромаш 90ТГ

Доставка в любой регион РФ!

Год выпуска: 2020 г.
Гарантия: 12 месяцев
Наличие: В наличии и на заказ

Бульдозер Агромаш 90ТГ

Доставка в любой регион РФ!

Год выпуска: 2020 г.
Гарантия: 12 месяцев
Наличие: В наличии и на заказ

Агромаш ТГ-150

Доставка в любой регион РФ!

Год выпуска: 2019 г.
Гарантия: 12 месяцев
Наличие: На заказ

«Тракторная компания ВгТЗ» специализируется на изготовлении тракторной продукции, бульдозерных отвалов, навесного оборудования и запасных частей и считается лучшей на рынке в этой области. Тракторостроение всегда будет являться самой востребованной областью на территории Российской Федерации и в странах СНГ. Волгоградский тракторный завод постоянно дорабатывает и улучшает свое производство посредством внедрения современных технологий, адаптированных под производство. «Волгоградский тракторный завод» гордится своей историей и ориентирован на постоянное развитие и улучшение своей продукцией. Мы выпускаем самые эргономичные гусеничные модели с мощными двигателями и высокой производительностью. Наши детали и оборудования соответствуют всем международным показателям. Чтобы гарантировать качество, высокую производительность и трудоспособность — наш отдел, отвечающий за конструкторские разработки постоянно модернизирует и улучшает производственный процесс. Только при соблюдении техники производства, закупке и работе с качественными материалами можно гарантировать хорошее качество техники. Продукция «Волгоградского тракторного завода» заслуженно считается одной из приоритетных в своей сфере и наиболее часто покупаемых, опережая продукцию других российских или иностранных производителей. «ОАО ВгТЗ» имеет множество наград в самых различных областях: от агропромышленных конкурсов, до различных всероссийских и национальных выставок. Вся продукция проходит необходимую гарантию качества и имеет все необходимые сертификаты соответствия.

«Волгоградский тракторный завод» ориентирован на производство и надежность в эксплуатации. Поэтому мы всегда на связи со своими клиентами, это позволяет нам улучшать качество обслуживания.

Volkswagen Touran Silver ironpress 1,9 TDI ›
Бортжурнал ›
Сталинградский (Волгоградский) тракторный завод и его гибель— вид сверху.

Случайно наткнулся в «тырнете» на пост про гибель (по-другому не сказать), Сталинградского Волгоградского Тракторного завода, в былые времена флагмана передового тракторостроения в бывшем СССР.
Автор 2-х минутного видеоролика съемок с квадрокоптера сопровождает увиденное словами:
«Меня это убило наповал!
Это просто безысходность, боль и отчаяние – именно такие чувства я испытывал, когда посмотрел отснятое видео с тракторного завода!
Жуть-жуткая. Впечатлительным лучше не смотреть. Даже как-то не верится в ЭТО…»
Подробнее вот здесь: bloknot-volgograd.ru/news…raktornyy-zavod-po-711692
«Сталинградский Волгоградский Тракторный завод — вид сверху.
«polnaya-razrukha-volgogradskiy-traktornyy-zavod-po-711692
Ну и я тоже бываю иногда там рядом (в ТРК «Diamant»), но только с «глянцевой» стороны этого знаменитого на всю страну завода и никогда не мог подумать что там присутствует «такой сифилис и разруха».
Поэтому я тоже решил чуть-чуть вспомнить сам и напомнить другим историю становления, расцвета и гибели СТЗ/ВгТЗ, следовательно будет достаточного много букв, слов и фото, но без этого в изложении этой печальной истории нельзя.
Решение о строительстве в Сталинграде первого в стране тракторного завода было принято в 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР, и уже через 3 года в июне 1930 года — с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 с двигателем мощностью 30 л.с. Наш первый трактор, как и многие другие машины тех лет, был копией американского трактора компании Mc Cormic, приобретенного в США. Кстати, эта компания и сейчас успешно функционирует и в наши дни в США.

СТЗ-1 — первый советский колесный трактор СТЗ
Уже тогда с конвейера тогда сходило по 144 трактора в сутки.
В июле 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже АСХТЗ-НАТИ был отмечен высшей наградой — «Гран-При». Полный размерСТЗ-3

К июлю 1940 года на СТЗ было выпущено уже 233000 тракторов (в том числе 25 тысяч гусеничных). Более половины тракторного парка страны — сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.
С началом Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-72, а также танковых двигателей (и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт.
Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва войск вермахта к Сталинграду в августе 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера, была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода.
25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.

ДТ-54
В послевоенное время эти трактора с успехом использовались как в жаркой Африке, так и в условиях жуткого холода в Антарктиде.
30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75, ДТ-75

самого массового трактора, вышедшего из стен ВгТЗ.
В 1961 году Сталинградский тракторный завод был переименован в Волгоградский тракторный завод.
В 1964 был демонтирован старый большой конвейер и вступил в строй новый сборочный цех с двумя конвейерами: один для сборки основных тракторов, другой — для модификации болотоходной, крутосклонной, промышленной, а также тракторов переходных и новых моделей. Реконструкция завода в основном закончена в 1968. В январе 1970г. уже был выпущен миллионный трактор.
В 1992 году состоялась приватизация Волгоградского тракторного завода посредством акционирования.
C 1994 года Волгоградский тракторный завод освоил серийное производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л.с.

Полный размерВТ-100
Вот перечень образцов сельскохозяйственной техники, вышедшей из стен легендарного тракторного завода:
СТЗ-1 (лицензионная копия трактора Mc Cormic Deering 10/20), СТЗ-3, ДТ-54, ДТ-75, ДТ-175, тракторы серии ВТ, Агромаш 90ТГ, Агромаш 315ТГ и их многочисленные модификации.
В 2002 году ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ) было разделено на 4 отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод». Начался «черный дербан», т.е передел производств!
Всего был из стен СТЗ/ВгТЗ вышло не менее 2млн. образцов сельскохозяйственной техники.
В стенах СТЗ/ВГТЗ существовало и «закрытое» производство, которое было выделено в отдельное предприятие производства боевой техники ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», которая не входила в группу компаний «Волгоградский тракторный завод». Основными видами образцов военной техники, в последнее время в основном для Сухопутных войск и ВДВ, являлись следующие изделия:
Т-26 Полный размерТ-26

Т-34

Т-34-72 у вотор Сталинградского тракторного

СТЗ-5-НАТИ «Сталинец»

СТЗ-5-НАТИ «Сталинец»

ПТ-76 (выпускался с 1951 по 1967 год)

ПТ-76
БТР-50 (В серии в 1952—1972г.г.).
БТР-50

БМД-1 (1968- по 1987 годы)

Полный размерБМД-1

БМД-2 (с 1985г по 2000г.г.)

Полный размерБМД-2

БМД-3 (с 1985 по 1997)

Полный размерБМД-3 БАХЧА

БМД-4 (с 2015 г по н.в.)

БМД-4

БТР-Д (с 1974г. по 1985г)

БТР-Д

2С25 «Спрут-СД» (1983-2010г.г.)
Но в 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. Правопреемником завода стала Тракторная компания «ВгТЗ».
Вся эта информация взята из многих сайтов интернета, в том числе и из Википедии.
Вот так обидно и бесславно закончилась трудовая летопись легендарного Сталинградского тракторного завода, впрочем также как московских АМО /ЗИЛ, МЗМА /АЗЛК /АО «Москвич» и многих других гигантов советской индустрии, которые помогли нашей стране подняться в годы коллективизации и индустриализации в 20-40-е годы, выстоять в Великой Отечесвенной войне 1941-1945г.г., пережить послевоенную разруху, построить развитое социалистическое общество.
Вот взгляд на сложившуюся обстановку на ВГТЗ представителя пресс-службы концерна «Тракторный завод», которому принадлежит «ВГТЗ».
На вопрос корреспондента:
» Почему на территории завода столько разрушенных зданий?»
Последовал ответ представителя пресс-службы:
«Если речь идет о неиспользуемых производственных площадях, так называемом, Прибрежном корпусе, так он уже давно не эксплуатируется и не задействован еще с 90-х годов. Кроме того, с появлением нового собственника часть производства «ужали» в размерах. Это было сделано для «повышения эффективности производства и сокращения текущих расходов», как сказано в официальном релизе.
Поэтому сегодня все производство сконцентрировано на небольшой территории. Здесь осуществляется механическая обработка деталей и сборка готовых изделий, в том числе и в рамках выполнения гособоронзаказа.
А вот корпуса боевых машин десанта сейчас производят в цехах на арендуемых площадях у Судоверфи в Красноамрейском районе Волгограда. Именно там налаживается серийный выпуск БМД-4М.
А вот интервью, взятое у бвышего работника ВгТЗ:
«Я работал немного на главном конвейере. До 100 тракторов в смену он выдавал при 3-сменке. Плюс экспортный конвейер по 25 тракторов давал при 2-сменке. Плюс, примерно 60 машин БМД для ВДВ в месяц. Сейчас производство БМД передано Кургану. Если что-то и делается на ВГТЗ, то временно, до полного переноса в Курган. И производственная программа, раз в 10-50 меньше советской…(.www.volgograd.kp.ru/daily/26499/3368297/)
Вот еще несколько фотографий для сравнения:

Полный размерФото СТЗ во время Великой Отечественной войны 1943г
И вот фото 2016 года: 2016 год
Найдите хотя бы несколько существенных отличий в этих фото развалин. Найти трудно, также как и в похожих развалинах Донецкого аэропорта. Но там была настоящая война! А здесь завод площадью нескольких квадратных километров так разрушен без единого выстрела и взрыва! Не смогли фашисты разрушить это производство в 1942-43г.г., заито смогли наши чиновники и бюрократы в 21 веке!
Единственное, что от него осталось в первозданном виде — так это знаменитая внешняя коллонада с проходной и здания заводоуправления,

спроектированные и построенные под руководством знаменитого американского архитектора Альберта Кана, а также громадина торгово-развлекательного комплекса «Diamant», расположившившегося там же!

ТРК DIAMANT на Тракторном в Волгограде

Вот такой получился мрачный экскурс в историю великого города и знаменитого завода.

P.S. июль 2017г. вот еще небольшое видео про ВГТрЗ: смотреть видео с 6.06мин. этого ролика.

Комментарии 9

В Волгограде ликвидируется очередное крупное предприятие – тракторный завод. Производственные мощности будут вывезены в другой город, а площади, занимаемые сегодня цехами завода, отдадут под жилищную застройку.

О том, что ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ»» фактически отдается банку ВЭБ за долги, заявил гендиректор концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин. Цена этого актива оценивается в четыре миллиарда рублей. По его словам, которые цитирует федеральная пресса, процесс перемещения производственных мощностей ВгТЗ займет около двух лет. В успехе возможной застройки освобождаемой территории господин Болотин не сомневается, подчеркнув, что место для строительства очень хорошее. Он также отметил, что в настоящий момент концерн «Тракторные заводы» ведет переговоры с рядом девелоперских компаний.

Экс-вице-губернатор и бывший председатель совета директоров Волгоградского тракторного завода Владимир Кабанов назвал эту новость ударом «под дых» для всех волгоградцев. Он заявил, что склонен возлагать ответственность за гибель предприятия на федеральный центр, обвинив Москву в безразличии к Волгограду.

«Превращение ВгТЗ в убыточный актив произошло во многом из-за того, что производимые предприятием гусеничные пахотные трактора не выдерживают конкуренции с колесниками, которые, в отличие от гусеничных, могут использоваться круглогодично, и спектр их применения не ограничивается одной только пахотой, – отметил господин Кабанов. – Что же касается военного производства, то мы вполне могли рассчитывать на то, что новые разработки в этой области, вроде противотанковой самоходной пушки «Спрут», бронетранспортера «Ракушки» и так далее, которые начинались и велись здесь, останутся производиться у нас в Волгограде. Однако сейчас, как я понимаю, военное производство переносится в Курган.

Я думаю, что отношение федерального центра к нашему городу должно быть совершенно иным. Вплоть до 80-х годов прошлого века громкие слова об особой роли Волгограда подкреплялись наличием лучшего транспорта и определенным снабжением. И все это делало правительство СССР. Сегодня жизнь немного другая, но разве можно на Сталинграде ставить крест? Посмотрите, что творится с городом. Посмотрите на наши дороги. Закрыт «Химпром», северный район города превращается в крупный рынок, больше серьезных производств там не осталось. Дзержинский район: завод буровой техники, заводы «Ахтуба» и «Аврора» – они тоже превращаются непонятно во что. Закрытие крупных производств становится для Волгограда плохой традицией».

Экс-депутат Волгоградской областной думы Олег Болотин в свою очередь убежден, что потерю очередного завода должны записать себе в «актив» региональные власти.

«При той экономической политике, которую проводит администрация области, уничтожение промышленных предприятий входит в систему, – считает он. – Если оценивать заслуги региональной власти, то один Максюта предпринимал попытки, и довольно удачные, сохранения своего родного завода – судоверфи, однако, на мой взгляд, этим его действия по защите промышленности и ограничились. Если говорить о его преемниках, то политика Бровко и особенно Боженова никоим образом не способствовала сохранению промышленности. Тот же тракторный завод не попал ни в одну федеральную программу.

Нынешний губернатор, на мой взгляд, не отличается в этом вопросе от своих предшественников. Поэтому судьба тракторного завода во многом представляется закономерной.

Винить федеральный центр я бы не стал, потому что регионы, несмотря на общую политику правительства России, развиваются по-разному. Где-то промышленность сохраняется и развивается, а где-то, в таких регионах, как наш, уничтожается. «Химпром», я считаю, был разворован и добит с молчаливого согласия губернатора. Политика концерна «Тракторные заводы» в отношении ВгТЗ, на мой взгляд, проводилась в духе либеральных хозяев: высосать и выбросить, а потом выгодно воспользоваться освобожденной землей. Как бы то ни было, на совести нового посланника Кремля, я считаю, уже два уничтоженных завода. Не слишком ли резвое начало?»

Точку зрения о недостаточности усилий областных властей по спасению волгоградских предприятий разделяет и заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Волгоградской областной думы Владимир Попов.

«Если из Волгограда уходит серьезная промышленность, значит, «неладно что-то в Датском королевстве», – отмечает господин Попов. – «Химпром», гипсовый, тракторный, на очереди завод буровой техники. Складывается впечатление, что областные власти не только не справляются с задачей привлечения инвесторов, но и оказываются не в силе сохранить даже тех, что были. Инвесторы предпочитают идти туда, где им наиболее комфортно, где им предлагают лучшие условия. То есть в данном случае не в Волгоград, а из Волгограда. И тревожит не только то, что вырисовывается негативная тенденция в плане закрытия все новых и новых предприятий, но и принципиальное нежелание власти обсуждать что бы то ни было. Приемов губернатор не ведет, с депутатами, я так понимаю, тоже не встречается. А область продолжает тем временем погружаться в трясину».

Сергей Тимошенко, 1 июля 2015г.

Из истории:
В 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР было принято решение о строительстве в Сталинграде тракторного завода, первого в стране. Было выбрано место, в 14 километрах от центра города, и 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки тракторного завода. В память о Ф. Э. Дзержинском, после его смерти в 1926 году, жители Сталинграда ходатайствовали перед ЦИК СССР о присвоении строящемуся заводу его имени. Перед центральной проходной завода в 1932 году был установлен памятник Дзержинскому.

17 июня 1930 года — с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.

С 11 июля 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с.

В конце 1937 года был освоен выпуск унифицированного с пропашным СТЗ-3 транспортного трактора (артиллерийского тягача) СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ) с двигателем мощностью 52-56 л.с. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже АСХТЗ-НАТИ был отмечен высшей наградой — «Гран-При». К 17 июня 1940 года — 232700 тракторов (в том числе 25 тысяч гусеничных) — более половины тракторного парка страны — сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.

В 1939 году И.П. Иночкин разработал первую в СССР автоматическую станочную линию.
В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотря на разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Из-за этого СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно. Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера, была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода под руководством командира бригады инженера-технолога Николая Леонтьевича Вычугова. Производство было окончательно остановлено только 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже непосредственно на территории завода.
25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.

30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75. Обладая высокими потребительскими качествами и значительным потенциалом для модернизации, ДТ-75 надежно забронировал себе место в будущих планах завода и стал базой для целого семейства тракторов. В последующие годы была проведена большая работа по техническому усовершенствованию трактора ДТ-75, и сегодня гусеничные пахотные тракторы общего назначения тягового класса 3 — ДТ-75/ДТ-75Н являются значительным по объему объектом производства.

Со Сталинградским тракторным заводом неразрывно связана история отечественного танкостроения. Начало танкового производства на СТЗ относится к 1932 году, когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО) во главе с Н. Д. Вернером. Под его руководством совместно с другими службами завода была подготовлена документация и начат серийный выпуск простых в изготовлении и эксплуатации и достаточно надежных танков Т-26, существенно превосходящих зарубежные аналоги того периода.

В 1940 году завод получил задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2. К серийному выпуску танков Т-34 завод приступил в начале 1941 года.

До Т-34 завод производил КВ-1, затем выпуск этих танков шёл какое-то время параллельно, и только после освобождения Сталинграда завод производил только Т-34.

Это КВ-1 Найденный под Ленинградом в пос. Карбусель. Он восстановлен и находится в Музее обороны Ленинграда. Изготовлен на СТЗ в августе 1941 года.

И от меня

Завод действительно легендарный. Поговаривали, что Катаев писал свой роман «Время вперёд!» не только побывав на Магнитке, но и здесь, в степях Сталинграда, когда разворачивалась стройка Тракторного завода. Может и байка, но это был первый крупный завод здесь, построенный уже Советской властью. Баррикады и «Красный Октябрь» это ещё Царицынские заводы. Завод был одним из градообразующих предприятий.

На заводе было много молодых и здесь была создана первая футбольная команда, которая выиграла городское первенство и стала представлять весь город. Называлась она незамысловаито «Трактор», но напор у неё такой и был. После войны комманду восстановили, и она первая вывела город в высшую лигу. Благодаря ей был построен Центральный стадион, который называли «Малые Лужники». Позже, Тракторный стал терять вес, я не знаю всех причин, но на конкурирующих «Баррикадах» оборонка пошла в гору и городскую футбольную команду отдали на баланс другого завода и стала она называться «Ротор», который успешно вывалился из высшей лиги.

И тем не менее, сам Тракторный и Тракторозаводской район играли в городе не последнюю роль. Сама я правда выросла на границе Тракторозаводского и Краснооктябрьского районов, куда и входил и входит завод Баррикады, так что оба района знаю очень хорошо и Тракторный пожалуй лучше.

Опубликовав эту информацию я прочла, что закрытию и сносу подлежит не весь завод, а какая-то часть, старая, построенная ещё в 30-е года прошлого века. Не знаю, так ли это, но проезжая мимо Тракторного завода, я вижу что разваливаются и превращаются в руины как раз новые цеха, которые были построены перед перед развалом СССР. Т.е. отстроив их завод так и не начал расширяться и здания пришли в негодность. В любом случае, завод переживший трудности первых лет Советской Власти, Великую Отечественную, не пережил современного капиталистического времени. Если что и останется, то как и от многих заводов нашего города, лишь треть или четверть, по типу небольшого ООО, или ЗАО, и играть большой роли они уже не будут. О людях беспокоится нечего глобальные сокращения прошли давно и научный корпус, отстроенный рядом с прходными и заводоуправлением давно отдан в аренду под офисы. Думаю, что и многие цеха тоже давно пусты, а оборудование демонтировано. Хотя ещё в прошлом году была информация о получении Тракторным заводом новых заказов от Оборонного ведомства, однако нынешняя информация новей.

На месте стадиона Трактор давным давно вырос огромный рынок, который строится перестраивается, теперь есть информация, что на месте снесённых цехов тоже будет построен большущий супермаркет «Икея». Кстати, один, на месте как раз научно-испытательного участка, закрытого и снесённого ещё лет 10 назад, уже есть, супермакет «Диамант». Кстати и остановку чаще стали называть не пл. им. Джержинского, а Магазин Диамант. Вот так и продаём помаленьку: сначала идею, потом завод, а дальше? Страну?

Потом удивляемся происходящему на Украине….

В Волгограде снесены последние цеха исторического «Волгоградского тракторного завода» (до 1961 года – Сталинградский тракторный) на их месте структуры Чемезова построят торгово-развлекательный центр.

В то время, как нам из-года в год, на парадах показывают “надувные” путинские Арматы, в реальности процесс деиндустриализации уже давно достиг точки невозврата. Россия сегодня — это никакая не сверхдержава; наша страна превратилась в страну Третьего мира. Именно это можно считать главным итогом 20 лет пребывания Путина у власти заключается в том, что у России уже нет ни кадров, ни производственных мощностей, ни технологий для того, чтобы хотя бы по формальным признакам иметь основания относить себя к развитым странам.

Несмотря на постоянные заявления властей о росте экономических показателей и ВВП, количество промышленных предприятий в стране стремительно уменьшается.

По состоянию с 2005 по 2017 год было закрыто около 35 тысяч предприятий. Стоит отметить, что, не учитывая мелкие предприятия, не ведущие реальной деятельности, закрывалось в среднем по 9 предприятий ежедневно – это ужасающая цифра, которая не сравнится даже с темпами уничтожения промышленных мощностей во время войны с нацистами. Большинство из заводов остаются в руинах и ждут «предприимчивых лиц», желающих выкупить площади и возвести на них или же жилые комплексы, или же развлекательные центры, но о массовой модернизации и переходе на современные методы производства не может идти и речи.

Деиндустриализация России на примере уничтожения Волгоградского тракторного завода.

На месте исторического завода появится новый торгово-развлекательный центр. В этом контексте очень показательна ситуация с Волгоградским Тракторным заводом. До 2000 года его дела были шли относительно неплохо – даже создавались новые модели продукции, но в 2002 он разделился на 4 отдельных предприятия, а в 2015 крупнейшее из них было признано банкротом и передано в управление государственной корпорации Ростех, которой управляет Сергей Чемезов, близкий друг Путина, для «финансового оздоровления предприятия».

То, что осталось от исторического Волгоградского Тракторного завода в апреле 2019 года. Фото: https://v1.ruПроходная – единственное уцелевшее здание. Фото: https://v1.ruТо, что осталось от исторического Волгоградского Тракторного завода в апреле 2019 года. Фото: https://v1.ruСталинградский тракторный завод в разгар “Битвы на Волге”. Аэрофотосъемка ЛюфтваффеРуины СТЗ. Осень 1942 года. Фото: Wehrmacht

Напомним, что в ходе Сталинградской битвы: с 17 июля по 13 сентября 1942 года заводские рабочие под непрерывными бомбежками и обстрелами, не останавливаясь ни на секунду, продолжали выпуск танков и артиллерийских тягачей. Выпуск продукции продолжался вплоть до того момента, как бои завязались уже на территории самого завода. Осенью-зимой 1942/1943 годов завод был полностью разрушен в результате ожесточенных боев. Но уже 12 июня 1943 года, всего через 3 месяца после освобождения города, Сталинградский тракторный уже отправляет первые отремонтированные танки на фронт. После войны тракторный завод Сталинграда был полностью восстановлен. Но пережить режим «эффективных менеджеров» историческому предприятию было не суждено.

Проходная: единственное уцелевшее здание Волгоградского тракторного

В результате на сегодняшний день от огромного завода осталась только музейная составляющая: проходные и 2 памятника. Здание заводоуправления уже достаточно давно сдаётся в аренду под офисы, а вот цехам, которые до передачи в собственность Ростеха, просто простаивали, нашли “лучшее” применение: их просто снесли, чтобы отдать освободившиеся площади под строительство торгово-развлекательного центра. Новый торговый центр, предположительно, будет носить название «Орион». Его владельцам позволили увеличить площадь застройки до 14 гектаров, добавили место под парковку и даже сократить озеленение с 15% до 8%.В одном из зданий на территории бывшего завода уже есть гипермаркет, а возведением нового развлекательного центра займётся ООО «Строительная компания будущего». Примечательно, что она была создана ровно за месяц до того, как строительство самого центра одобрили – похоже, её владельцы были уверены в положительном ответе на их просьбы.

После этого остаётся всего лишь один вопрос: каким образом снос цехов и постройка торгового центра на территории завода поможет оптимизировать его финансовые показатели? Наивные люди предполагали, что мол, средства, вырученные Ростехом от продажи территорий, будут инвестироваться в модернизацию производственных мощностей, однако, в реальности уже известно, что на месте заводских цехов, которые были снесены под чистую скоро появятся торговые центры и жилые дома.

По состоянию на 2019 год функционирует только Военная часть тракторного завода, цеха северной площадки были снесены и теперь на их месте появится новый торговый центр, площадью 14 гектаров. Стоит отметить, что коренные жители Волгограда, как и те, кто руководил заводом в последние годы, часто упоминают, что судьба исторического завода была абсолютно неинтересна ни местным ни центральным властям. Впрочем, как мы уже писали выше – для путинской Российской Федерации, в которой за годы правления Путина были закрыты десятки тысяч промышленных предприятий, – это норма: достаточно вспомнить, например, судьбу, которая постигла московский “Завод имени Хруничева”, на месте цехов, в которых собирались космические корабли “Прогресс” – Собянин и Рогозин намерены построить офисное здание в виде ракеты.

Вы когда -нибудь задумывались над тем, зачем путинской России, такой мощный пропагандистский аппарат, которому бы позавидовали бы и вожди сталинского СССР и гитлеровского Третьего Рейха. Ответ прост, как три рубля – отвлечь население от катастрофического положения дел в стране, в то время как её так называемая «элита», не покладая рук занята разворовыванием ресурсов, а также технологического наследия, оставшегося от СССР.

Сергей Кузякин