Военное сотрудничество России

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Юмашева Е.В. 1 Тимонов Д.А. 1 Иванушкин С.А. 1 Соловьёв А.А. 1 Юмашев Д.В. 1 1 Краснодарское высшее военное училище В статье рассмотрена роль военно-технического сотрудничества (ВТС) России с иностранными государствами в обеспечении национальной безопасности страны. Основным направлением ВТС остается покупка и продажа продукции военного назначения. Рассматриваются такие направления сотрудничества как лицензионное производство, совместные разработки оружия, экспорт образовательных услуг в военной сфере. В статье представлен статистический материал, характеризующий динамику состояния мирового рынка вооружения по показателям: мировые военные расходы, военный экспорт/импорт и мировой ВВП в 2010–2017 гг.. Представлен анализ современного состояния военно-технического сотрудничества России с зарубежными партнерами, выявлены особенности сотрудничества с рядом стран, связанные с высокой емкостью рынков и специфическими принципами выбора партнеров. В течение последних лет сотрудничество РФ в военной сфере имеет позитивную динамику. Но остается множество проблем, связанных непосредственно с разработкой и производством вооружения, с продвижением российского оружия на мировых рынках, искусственным затруднением финансовых расчетов, барьерами в логистике, обеспечением прав интеллектуальной собственности. В статье предложены мероприятия по укреплению сотрудничества в военно-технической сфере и представлены прогнозы военного экспорта России на 2019–2020 гг. в двух вариантах с использованием метода наименьших квадратов. 1500 KB военно-техническое сотрудничество границы сотрудничества экспорт импорт продукции военного назначения вооружение военная и специальная техника рынок вооружения конкуренция 1. Федеральный закон от 19.07.1998 №?114-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 03.07.1998) . – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody =&nd=102054512&intelsearch=?%EE?%F2+19+?%E8?%FE?%EB?%FF+1998+114-?%F4?%E7 (дата обращения: 25.09.2018). 2. Центр анализа мировой торговли оружием. Методика оценки мирового рынка оружия . – URL: http://www.armstrade.org/pages/main/ magazines/yearly/report/methodics /index.shtml (дата обращения: 15.11.2018). 3. СИПРИ: 5 крупнейших экспортеров оружия в мире . – URL: https://www. vestifinance.ru/articles/98713?page=2 (дата обращения: 15.11.2018). 4. Торговля оружием. Израиль. Взгляд из Стокгольма . – URL: https://topwar.ru/141085-torgovlya-oruzhiem-izrail-vzglyad-iz-stokgolma.html (дата обращения: 10.10.2018). 5. Белоруссия – Россия: укрепление военно-технических связей . – URL: http://oxpaha.ru/national/belorussiya-rossiya-ukreplenie-voenno-tehnicheskih-vyazej/ (дата обращения: 27.09.2018). 6. Автоматы Калашникова будут производить в Венесуэле . – URL: http://sputnik-ossetia.ru/news/20161207/3415169/html (дата обращения: 15.10.2018). 7. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Высокотехнологичный комплекс и безопасность России. Ч. 1. Высокотехнологичный комплекс России: основы экономического развития и безопасности. – М.: Знание, 2003. – 575 с. 8. Военно-промышленное сотрудничество стран СНГ: история, проблемы и перспективы . – URL: http://eurasia.expert/voenno-promyshlennoe-sotrudnichestvo-stran-sng-perspektivy/ (дата обращения: 10.10.2018). 9. Путин назвал факторы, осложняющие работу России в сфере ВТС . – URL: https://ria.ru/defense_safety/20171107/ 1508316005. html (дата обращения: 10.10.2018). 10. Системе военно-технического сотрудничества России исполняется 65 лет . – URL: http:// www.arms-expo.ru/news/history/sisteme voenno teknicheskogo sotrudnichestva rossii ispolnyaetsya 65 let (дата обращения: 10.10.2018). 11. Заседание Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами . – URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/ news /54993 (дата обращения: 10.10.2018).

Введение

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) представляет собой уникальное средство обеспечения национальных интересов государств. Торговля оружием способствует изменению международной обстановки, нагнетанию или сдерживанию агрессивных действий, региональной стабильности или ее нарушению.

Цель исследования. Проанализировать сложившуюся ситуацию в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, выявить проблемы и разработать направления по повышению эффективности деятельности в этой сфере.

Материал и методы исследования

В статье использован статистический материал Стокгольмского института исследования проблем мира и конфликтов (SIPRI), Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), применялись методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, экстраполяции, метод наименьших квадратов.

Результаты исследования и их обсуждение

Военно-техническое сотрудничество в соответствии с законом Российской Федерации – это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения .

Основными целями военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами являются:

– укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;

– поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;

– развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, и организаций;

– получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;

– обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военную, специальную технику и имущество .

Основным видом сотрудничества в военно-технической сфере остается покупка-продажа вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), однако следует заметить, что в последнее время развивается лицензионное производство и совместные разработки оружия.

Ситуация на мировом рынке вооружения за 2010–2017 гг. по данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) характеризуется показателями, представленными в табл. 1.

Таблица 1

Общемировые военные расходы, военный экспорт/импорт и ВВП в 2010–2017 гг.

Показатели

Годы

2010–2017

Мировые военные расходы, млн долл.

Военный экспорт/импорт, млн долл.

53327,0

58741,2

56886,3

55471,5

68087,4

71661,6

85990,6

89658,9

539824,5

Мировой ВВП, млрд долл.

Военные расходы в процентах от ВВП

2,34

2,25

2,19

2,13

2,08

2,12

2,12

2,06

2,16

Соотношение экспорта/импорта к ВВП, %

0,081

0,081

0,076

0,073

0,087

0,097

0,115

0,113 0

0,090

Россия имеет значительные границы сотрудничества в военно-технической сфере с зарубежными странами. Экспорт российского оружия в 1990-е годы осуществлялся в основном в Индию и Китай. Сегодня контракты заключены более чем с 70 странами (Венесуэлой, Бразилией, Аргентиной, Перу, Чили, Алжиром, Ливией, Сирией, Кувейтом, Иорданией, Турцией, ОАЭ, Вьетнамом, Мьянмой и др.).

Согласно докладу Стокгольмского института исследования проблем мира и конфликтов (SIPRI) ключевыми клиентами России выступают Индия (35 %), Китай (12 %) и Вьетнам (10 %).

Распределение мирового оборонного экспорта между странами представлено на рис. 1.

Рейтинг пяти основных стран-экспортеров по фактическому объему экспорта продукции военного назначения (ПВН) в 2010–2017 гг. представлен на рис. 2.

По оценке ЦАМТО Россия прочно удерживает второе место, средний размер экспорта вооружения за 2010–2017 гг. составляет 86,540 млрд долл. (16,04 % рынка). Особенность присутствия РФ на рынке заключается в комплексных контрактах, включающих ремонт, сервисное и материально-техническое обслуживание, поставку запчастей и т. д.

Взаимодействие в военной сфере с главными экспортерами не вызывает опасения в ближайшей перспективе. Однако с другими странами ситуация складывается не всегда однозначно.

ВТС России со странами СНГ основано на ряде соглашений между государствами – участниками Договора о коллективной безопасности. Основное производство вооружения в регионах СНГ обеспечивается Россией.

Некоторую долю вооружения РФ передает странам ОДКБ безвозмездно в рамках совместного оборонного строительства. Применяются проверенные временем формы сотрудничества, связанные с передачей вооружения, военной и специальной техники взамен пользования различными военными объектами для размещения на них военных баз Российской Федерации.

Важными партнерами в сфере военного сотрудничества России со странами СНГ выступают Белоруссия и Казахстан.

Белоруссия имеет кооперационные связи примерно с 410 российскими оборонными предприятиями. Сегодня многие виды российского оружия создаются с применением белорусских комплектующих. Российские предприятия поставляют около 4000 наименований продукции. Доля поставок из Беларуси в оборонном заказе России составляет примерно 15 % .

Рис. 1. Распределение мирового оборонного экспорта между странами (на основании последнего отчета SIPRI)

Рис. 2. Рейтинг пятерки стран-экспортеров по фактическому объему экспорта ПВН за 2010–2017 гг.

Сотрудничество в военно-технической области России и Казахстана на нынешнем этапе имеет ряд особенностей, связанных с закупкой Казахстаном ВВСТ зарубежных стран. Однако, несмотря на все трудности взаимодействия стран, российские поставки составляют не менее 80 %.

Россия имеет тесные связи со странами Центральной и Латинской Америки. Проникновение России вначале 2000-х гг. на рынки стран Латинской Америки имело значительную геополитическую составляющую. Активные попытки распространения на рынки вооружений в этом регионе начались в конце 1990-х гг., но масштабным успехом увенчались позднее, с составлением крупных контрактов с Венесуэлой и Перу.

Традиционными партнерами РФ являются Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика и Перу. Обычно, более 60 % поставок по латиноамериканскому направлению осуществляется в Венесуэлу, затем следуют Бразилия и Перу.

Доброжелательные отношения между РФ и Венесуэлой начались с приходом к власти Уго Чавеса в 1999 г. Основу импорта сегодня составляют автоматы Калашникова АК-103, истребители Су-30МК, вертолеты Ми-17В-5, Ми-35М, Ми-26Т, танки Т-72Б, системы ПВО российского производства (БУК-М2, С-300ВМ «Антей-2500 и др.). Также следует отметить, что к 2019 г. с полной мощностью заработает завод по производству автоматов АК-103 и боеприпасов. Венесуэла станет первой страной в регионе, где будет налажено лицензионное производство автоматов .

Бразильский рынок вооружений является довольно крупным (Бразилия имеет 17-ую в мире и первую в Латинской Америке по мощности армию), в связи с чем, РФ повсеместно сталкивается с мощнейшей конкуренцией со стороны западноевропейских, американских и израильских поставщиков. Кроме того, Бразилия делает ставку на развитие национального ОПК, т. к. на ее территории расположено примерно 40 % всех предприятий военной промышленности Латинской Америки.

В настоящий момент Россия экспортирует в Бразилию в основном средства ПВО. Особым спросом пользуются ПЗРК «Игла-С», общий объем закупок которых составил примерно 160 единиц. В условиях конкуренции и неблагоприятной внутренней обстановки в стране российское вооружение не пользуется большим спросом. Новые президентские выборы позволят прояснить перспективы сотрудничества и экспорта российского вооружения.

Российско-перуанское ВТС сложно назвать со всей серьезностью продуктивным. В настоящее время перуанские Вооруженные Силы заинтересованы в основном в российских вертолетах. Не увеличивая ассортимент приобретаемых у России вооружений сложно совершить сдвиг в развитии взаимоотношений.

ВТС России со странами Африки представляет собой один из ключевых инструментов внешней политики на данном континенте. Ее активизация в 2000-х гг. обеспечила прогрессивный характер развития объемов экспорта вооружений, и роста внешнеполитических отношений со стороны многих стран Африки. Основными покупателями российского вооружения можно назвать: Алжир, Египет, Анголу, Уганду и Нигерию, также имеются соглашения с Мали, Мавританией, Камеруном, Зимбабве.

Перспективным направлением сотрудничества было развитие отношений со странами НАТО, позволяющее адаптировать некоторые виды российского оружия к стандартам альянса. Вместе с установлением партнерских отношений Россия проникла на ранее недоступный сегмент рынка вооружений – рынок Запада. Однако Североатлантический альянс прекратил сотрудничество по военной миссии вследствие надуманной угрозы и усиления позиций НАТО на Восток. В марте 2018 года альянс сократил миссию России при НАТО в знак солидарности с Великобританией по случаю возложения вины на Россию за отравление экс-сотрудника ГРУ С. Скрипаля.

Несмотря на все положительные стороны сотрудничества России с иностранными государствами, поставленные цели не всегда реализуемы по ряду причин.

После распада СССР на территории РФ осталось более 60 % предприятий прежнего ВПК, которые производили 80 % военной продукции, и 70 % его научных организаций . Тем не менее, за пределами России оказались многие ключевые предприятия по разработке и производству важнейших видов военной продукции (прежде всего на Украине и в Белоруссии).

Переломным моментом в военно-техническом сотрудничестве России со странами СНГ стал переворот на Украине. Перед Россией встала задача замены в российском ОПК украинских комплектующих своими. К концу мая 2017 г. РФ полностью заместила более 50 % комплектующих, ввозимых с Украины. Ликвидировать зависимость от Украины предполагается к началу 2019 гг. .

Одним из тормозящих факторов для развития ВТС России со странами Латинской Америки является США, которые предполагают введение против государств региона экономических и политических санкций. C целью увеличения доли своего вооружения в странах данного региона, РФ принимает участие в различных региональных выставках.

В Бразилии российское вооружение не пользуется большим спросом, однако ситуация может измениться в связи с предстоящими президентскими выборами. Перу не стремится заключать новые контракты с РФ, поэтому сотрудничество на данный момент выглядит весьма нечетким.

В Африке лидирующие позиции занимают по экспорту ВВСТ Китай, ЕС (как блок государств и по отдельности), США, Индия. В наращивании взаимодействия с Африкой так же заинтересованы Бразилия, Турция, Иран, Южная Корея, страны Залива. По объемам торгово-экономического взаимодействия на африканском континенте Россия уступает практически всем вышеперечисленным странам, внешнеторговый оборот не превышает 12 миллиардов долларов США.

К проблемам ВТС России с иностранными государствами можно отнести следующие:

– трудности с разработкой и производством продукции военного назначения;

– ужесточение конкуренции на мировом рынке вооружений;

– серьезные финансовые затраты.

По мнению экспертов, моральный и физический износ оборудования и устаревание кадрового потенциала в отраслях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в 1990-е годы оказали существенное влияние на производство, качество НИОКР и на состояние военной науки. До 80 % инвестиций составляет собственная прибыль предприятий, получаемая от продажи ВВСТ на рынке вооружений. Бюджетные средства по статье «Национальная оборона» не могут решить всех накопившихся проблем.

Все дозволенное поведение «хозяев» рынка, развитых стран Западной Европы и США, а также появление новых игроков приводит к ужесточению конкуренции. К новым соперникам можно отнести Китай, как динамично развивающуюся страну, формирующую собственный оборонно-промышленный комплекс. Израиль, экспортирующий оружие в Азию, и в частности в Индию и Китай, являющиеся партнерами РФ, сегодня выступает важным конкурентом России.

На страны, желающие сотрудничать с Россией в военно-технической сфере, оказывается беспрецедентное давление с целью уничтожения конкурента, подрыва обороноспособности государств, отставание в военной сфере.

Следует заметить, что российские военные предприятия успешно работают даже в условиях политических провокаций и экономических диверсий, укрепляя ВТС.

Основным критерием выбора для потенциальных заказчиков в условиях усиливающейся конкуренции служит эффективность реального боевого применения техники. Российское оружие демонстрирует надежность и широкие возможности в ходе военных действий в Сирии. Практический боевой опыт необходимо использовать для разработки перспективных видов продукции военного назначения в особых условиях применения.

Недобросовестная конкуренция приводит к искусственному затруднению финансовых расчетов, барьерам в логистике, обеспечении прав интеллектуальной собственности и т. д., что влечет дополнительные издержки и усложняет работу российских субъектов военно-технического сотрудничества . В условиях политической турбулентности в военно-технической сфере не исключены случаи:

– несанкционированного использования объектов интеллектуальной деятельности в интересах национальной безопасности, предусмотренные законодательством большинства государств;

– возникновение сложности применения судебных санкций к третьим лицам, которым секретная информация стала известна в результате неосторожных или умышленных действий лиц, ею владеющих;

– законодательство иностранных государств может не рассматривать РФ в качестве субъекта права на информацию, составляющую коммерческую тайну.

В целях инновационного развития производства, финансовой стабильности и усиления кооперации, произведены структурные преобразования в ОПК, заключающие в едином руководстве основных холдингов. Ряду ведущих объединений предоставлено право внешнеторговой деятельности, что способствует повышению их самостоятельности в переговорах и оперативности контрактной работы. Облегчается взаимодействие для иностранных заказчиков, включая все этапы сотрудничества (от маркетинга до обслуживания и ремонта поставляемой техники). Оборонные предприятия, осуществляющие внешнеторговую деятельность, несут полную ответственность за качество продукции и четкое соблюдение условий контрактов.

Особое внимание, для укрепления позиций России на рынке вооружений, акцентируется на четком взаимодействии непосредственно с заказчиками вооружения и военной техники. В 2017 году по линии «Рособоронэкспорта» в России работало более 400 иностранных делегаций из 70 стран мира . Немаловажная роль в эффективном сотрудничестве с зарубежными коллегами принадлежит дипломатическим работникам.

Важнейшим элементом системы военно-технического сотрудничества является экспорт образовательных услуг в военной сфере. Сегодня в вузах Минобороны получают знания около восьми тысяч зарубежных специалистов. Из них примерно треть – военнослужащие государств – членов ОДКБ .

Подготовка военных кадров с практическим применением российского вооружения является приоритетным направлением развития сотрудничества в военной сфере.

В целях укрепления ВТС необходимо:

– осуществление корректировки государственной политики в области ВТС с учетом новых изменений на мировом рынке вооружений и внешнеполитической обстановки, продолжающихся процессов глобализации;

– недопущение агрессивной конкуренции, политического прессинга импортеров российского оружия, необоснованной дискредитации российской продукции военного назначения;

– позиционирование ВТС как института взаимодействия стран в целях достижения региональной и глобальной безопасности, в том числе в вопросах недопущения терроризма, наркоторговли и т. д.;

– расширение участия российских субъектов ВТС в международных кооперационных связях для продвижения российского оружия или иностранных систем с российскими компонентами на мировой рынок, включая взаимный обмен отдельными технологиями и лицензиями;

– использование гибкой системы ценообразования продукции военного назначения, широкое применение льгот и преференций в налогообложении предприятий ОПК, освобождение от уплаты таможенных сборов импортного технологического оборудования, не производящегося в РФ, используемого в целях повышения эффективности ОПК;

– укрепление позиций России в международных режимах контроля над оборотом оружия.

С учетом предложенных мероприятий, используя прогнозную экстрополяцию и метод наименьших квадратов разработан прогноз военного экспорта России на 2019–2020 гг. (рис. 3).

Прогноз основывается на положительной динамике продажи ПВН на рынке вооружения до введенных санкций. Y означает фактические значения ряда динамики, Yрасч. – расчетные (сглаженные) значения ряда динамики. Объем экспорта ВВСТ РФ на мировом рынке должен достичь к 2020 г. 12615,5 млн долл.

Пессимистичный прогноз с учетом сложившейся обстановки в мире представлен на рис. 4.

Прогнозное значение объема продаж Россией военной продукции при углубляющихся международных конфликтах в 2020 г. составит 11619,12 млн долл.

Рис. 3. Прогноз военного экспорта России на 2019–2020 гг. (оптимистичный)

Рис. 4. Прогноз военного экспорта России на 2019–2020 гг. (пессимистичный)

Выводы

Военно-техническое сотрудничество РФ с иностранными государствами является средством обеспечении безопасности государства и укрепления его позиций на мировой арене. Поставки вооружения на внешние рынки осуществляются Россией на основе всестороннего анализа складывающейся международной обстановки, ситуации в различных регионах мира в целях недопущения и ликвидации конфликтов на начальных этапах.

Россия будет активно развивать военно-техническое сотрудничество со всеми заинтересованными странами, в том числе в самых высокотехнологичных сегментах, оставляя за собой проверенную временем репутацию честного, делового партнера, строго соблюдающего контрактные и международно-правовые обязательства. Однако вопросы глобальной безопасности будут превалировать над коммерческими интересами.

Библиографическая ссылка

Юмашева Е.В., Тимонов Д.А., Иванушкин С.А., Соловьёв А.А., Юмашев Д.В. ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 3. – С. 98-105;

Военно-техническое сотрудничество России. На волне стабильности

Россия готова к тому, чтобы кардинальным образом изменить собственную стратегию экспорта продукции военного назначения. Данные заявления в последнее время звучат достаточно часто, теперь и из уст первого лица государства. Впервые Владимир Путин заявил о том, что требуется разработать новый комплексный подход в области торговли военной техникой в ноябре 2018 года. В июне 2019 года на заседании Комиссии по вопросам ВТС России с иностранными странами, Владимир Путин снова заявил о необходимости соответствовать вызовам времени и анонсировал новый проект стратегии военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными заказчиками.


Владимир Путин на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. Фото: kremlin.ru

Военно-техническое сотрудничество России с иностранными заказчиками в цифрах

Ежегодный объем российского экспорта вооружений и военной техники в последние годы стабильно держится возле отметки 15 миллиардов долларов, а общий портфель заказов превышает 50 миллиардов долларов. По словам Владимира Путина, финансовые показатели экспорта в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами растут на протяжении четырех лет подряд и сегодня вплотную приближаются к отметке в 16 миллиардов долларов. По словам президента, позитивная динамика показателей сохраняется по итогам января-мая 2019 года.
Валютная выручка страны от экспорта различной военной продукции увеличилась на 45 процентов, а совокупный портфель заказов на российские системы вооружений и военную технику вырос до рекордных показателей – практически 54 миллиарда долларов. Благодаря этим показателям Россия продолжает удерживать второе место в мире по экспорту вооружений и военной техники, уступая только США. Положительная динамика в области ВТС наблюдается в России на протяжении всего XXI века. К примеру, еще в 2007 году объем ежегодных продаж вооружения и военной техники иностранным заказчикам составлял более 7 миллиардов долларов. За прошедшие годы данный показатель вырос более чем в два раза. При этом портфель заказов вооружений и военной техники в том же 2007 году оценивался в 32 миллиарда долларов, за последующие годы портфель заказов вырос практически в 1,7 раза.
Несмотря на рост показателей, можно констатировать, что в современных реалиях Россия практически достигла предела по наращиванию ВТС. Все последние годы портфель заказов российской оборонки превышает 50 миллиардов долларов, а ежегодные продажи крутятся вокруг отметки в 15 миллиардов долларов. Не могут существенно повлиять на размер «портфеля» и такие крупные заказы, как индийский контракт на поставку ЗРС С-400 «Триумф», хотя лишь этот единственный контракт оценивается примерно в 5 миллиардов долларов. При сохранении уровня доходов от поставок иностранным партнерам вооружений и военной техники Россия теряет общую долю на международном рынке вооружений. По мнению экспертов, это может быть поводом для тревоги.


Как сообщает газета «Взгляд» со ссылкой на Руслана Пухова, директора Центра анализа стратегии и технологий (ЦАСТ), в последние годы рынок вооружений продемонстрировал очень высокий рост, по различным оценкам экспертов, от 30 до 50 процентов. На этом фоне объем заключенных Россией контрактов остался таким же или даже увеличился в денежном выражении, но при этом доля России на мировом рынке уменьшается. «Грубо говоря, международный рынок вооружений растет быстрее, чем доля России на этом рынке. В абсолютных цифрах рост заметен, но в относительных – падение, потому что рынок растет быстрее», – отметил Руслан Пухов.

Военно-техническое сотрудничество России накрыло стабильностью

В ноябре 2018 года в рамках заседания очередной Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, Владимир Путин отметил, что «в последние годы объем экспортных поставок продукции военного назначения находится на стабильно высоком уровне». Переводя с языка российских высокопоставленных чиновников на общечеловеческий, можно констатировать, что речь идет о застое. Достигнутые российской оборонкой показатели действительно внушительны, но они практически не меняются на протяжении последних лет. Имеется рост по сравнению с двумя первыми сроками президентства Путина, но по сравнению с тем же 2014 годом это топтание на месте. Открыв сайт Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, мы узнаем, что по итогам 2014 года экспорт российской военной продукции за рубеж превысил 15,5 миллиардов долларов и стабильно держится на этой отметке последние три года (то есть с 2012 года), а портфель экспортных заказов стабилен и превышает 50 миллиардов долларов.
За прошедшие пять лет существенно не изменилось ничего. Да, есть новые крупные контракты, но они не обеспечивают роста экономических показателей. Военно-техническую сферу российского экспорта, как и всю страну, накрыла волна стабильности. Последняя такая волна в нашей стране относится к эпохе правления Леонида Брежнева. Стабильные брежневские годы известны теперь как эпоха застоя. Ничем хорошим для страны она тогда не закончилась. Стабильные и тучные для государства годы с высокими ценами на нефть прошли, а реформ, которые могли бы трансформировать советскую экономику и общество, проведено не было. Сегодня российское правительство спешит наступить на те же грабли, не проводя системных реформ.

Официальный сайт Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству
Однако стабильность, которая подается как плюс, для граждан России — продукт сугубо внутреннего потребления. Там же, где речь заходит об экспорте продукции, данный термин уже неприемлем, особенно в такой чувствительной сфере, как экспорт вооружений. Для российской экономики, которая более чем на 3/4 зависит от поставок за границу энергоносителей и металлов, оборонка – единственная конкурентоспособная отрасль промышленности, которая гонит за границу готовый технологически сложный продукт в товарных масштабах. Поставки вооружений и военной техники – это не просто живая валюта и доходы в бюджет страны, но и престиж государства. Неслучайно со стабильностью в военно-техническом сотрудничестве решили разбираться на самом высоком уровне.

Новая стратегия военно-технического сотрудничества

Новая стратегия военно-технического сотрудничества с иностранными заказчиками, о которой говорил Путин, должна повысить эффективность данной деятельности. Известно, что новая стратегия должна скоординировать меры финансово-экономического, технического и политико-дипломатического характера. При этом конкретные детали стратегии для широкой общественности остаются пока что неизвестными.
По мнению Путина, новым вызовом, которому должен соответствовать российский оборонно-промышленный комплекс, является увеличивающаяся заинтересованность иностранных заказчиков в локализации производства продукции военного назначения на собственной территории и вовлеченность в совместную научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу. Россия стремится соответствовать новым вызовам. «За последние пять лет объем совместных НИОКР с целью разработки новых образцов вооружений и модернизации уже имеющейся техники увеличился на 35 процентов. Данную практику необходимо развивать, особенно успешный опыт кооперации в производстве военной техники и различных вооружений. В тех случаях, когда это отвечает взаимным интересам, необходимо также заниматься совместными опытно-конструкторскими работами и рассматривать возможность передачи иностранным заказчикам российских технологий», – отметил российский президент.

Т-90С вооруженных сил Индии
Наибольших успехов в этой области Россия добилась сегодня со своим давним партнером – Индией. В Индии успешно собираются и российские основные боевые танки Т-90С, и многофункциональные истребители четвертого поколения – Су-30МКИ (поставлено 230 комплектов для лицензионной сборки). Одновременно с этим Россия и Индия совместно работают над ракетой БраМос морского и воздушного базирования, а также гиперзвуковой ракетой БраМос-2. Также отдельной строкой сотрудничества России и Индии в военно-технической сфере является передача Дели в аренду атомных подводных лодок. По словам, индийских военных, подобными технологиями Россия, готова делиться лишь с Дели. Первая атомная подводная лодка «Нерпа» была предана в лизинг индийской стороне сроком на 10 лет в 2012 году. Лодка вошла в состав ВМС Индии под новым названием «Чакра».
Также новым вызовом для ВТС России являются иностранные санкции, в первую очередь американские. Санкции не привели к падению объемов поставок российской продукции военного-назначения, но совершенно точно мешают росту экспорта подобной продукции. Об этом сегодня можно говорить прямо. По словам директора Центра анализа стратегии и технологий Руслана Пухова, санкции США могут быть угрозой, которая ведет к сокращению клиентской базы России на международном рынке вооружений. К примеру, представители Филиппин уже публично заявили о том, что из-за введенных США санкций не могут переводить денежные средства, поэтому не будут приобретать российские вооружения при всем желании. Еще один пример – Кувейт, который заморозил крупный контракт на поставку российских танков Т-90МС. Кувейтские военные говорят о том, что контракт не отменен, но отложен. Судьба данной сделки также лежит в плоскости действующих санкций, в условиях которых должна работать российская оборонка и дипломаты. При этом именно Кувейт должен был стать стартовым заказчиком модернизированной версии танка Т-90, а количество приобретаемых машин оценивалось в 146 штук.

Правда, в некоторых аспектах санкции, которые вводят США, могут играть и на руку России. Так может произойти в ситуации с Турцией. Анкара, которая приобрела комплексы ПВО С-400 «Триумф», вызвала гнев Вашингтона, в Белом доме всерьез обсуждают возможность отказа от сотрудничества с Турцией по выпуску самолета пятого поколения F-35 и аннулированию контракта на поставку истребителей ВВС Турции. В этих условиях турецкие официальные лица не раз заявляли о том, что если США откажутся продавать Турции истребители пятого поколения F-35, Анкара будет всерьез рассматривать возможность закупки боевых самолетов в России. При этом Турция готовится к возможным санкциям со стороны Вашингтона, закупив запасные части к оружию, которое было приобретено в США, сообщает Bloomberg.

ЗРС С-400 «Триумф»
Еще одним вызовом России на международном рынке вооружений является рост предложений со стороны стран, которые еще совсем недавно не являлись серьезными игроками на данном рынке. Число стран, которые в состоянии выпускать конкурентоспособные образцы вооружений и военной техники, растет каждый год. Китай, который совсем недавно являлся главным покупателем российского оружия, постепенно разворачивает собственное производство и активно продвигает на экспорт высокотехнологичные образцы вооружений и военной техники, которые конкурируют с российской продукцией.
Также большой рывок сделали Южная Корея и Турция. Южная Корея, помимо удачных самоходных артиллерийских систем, активно продвигает на мировом рынке боевые корабли и технику для флота, а Турция активно продвигает на рынке беспилотные системы, в том числе ударные беспилотники, которые в России лишь находятся в стадии испытаний. При этом Турция активно продает и легкобронированную колесную технику, иные образцы которой ни в чем не уступают российским, а по ряду позиций превосходят отечественную технику. Все это говорит о том, что конкуренция на мировом рынке вооружений только возрастает.

Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19.07.1998 N 114-ФЗ (последняя редакция)

19 июля 1998 года N 114-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2006 N 167-ФЗ, от 17.05.2007 N 80-ФЗ, от 26.11.2007 N 271-ФЗ, от 04.12.2007 N 327-ФЗ, от 07.05.2009 N 89-ФЗ, от 01.07.2010 N 142-ФЗ, от 05.04.2011 N 61-ФЗ, от 10.07.2012 N 108-ФЗ, от 02.04.2014 N 67-ФЗ, от 21.07.2014 N 259-ФЗ, от 15.02.2016 N 16-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ, от 01.05.2019 N 83-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества, устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права в этой области.

  • Статья 1. Основные понятия
  • Статья 2. Правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества
  • Статья 3. Цели военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
  • Статья 4. Принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
  • Статья 5. Методы осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества
  • Статья 6. Ограничения на осуществление военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
  • Статья 7. Государственный контроль за осуществлением военно-технического сотрудничества
  • Статья 8. Военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения
  • Статья 9. Полномочия Президента Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества
  • Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества
  • Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области военно-технического сотрудничества
  • Статья 12. Право на участие в осуществлении военно-технического сотрудничества
  • Статья 13. Основы финансовой политики при осуществлении военно-технического сотрудничества
  • Статья 14. О международных договорах Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества
  • Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве
  • Статья 16. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Структура

ОБЪЕДИНЕННЫЙ ШТАБ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА
О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО
МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации предназначено для выполнения внешнеполитического курса Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства обороны РФ, координации деятельности органов военного управления по вопросам военного и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, а также взаимодействия с международными организациями по этим вопросам.
Основные задачи:

  • выработка и реализация совместно с органами военного управления политики в области военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
  • координация деятельности органов военного управления в области военного и военно-технического сотрудничества с международными организациями и министерствами обороны (вооруженными силами) иностранных государств;
  • организация переговорного процесса, в том числе по вопросам военной безопасности и подготовки проектов международных договоров по контролю над вооружениями, укреплению мер доверия, нераспространению оружия массового поражения, средств его доставки и обычных вооружений, взаимодействия в установленном порядке с органами государственной власти Российской Федерации;
  • обеспечение официальных связей между Министерством обороны РФ и министерствами обороны (вооруженными силами) иностранных государств;
  • координация деятельности органов военного управления по осуществлению военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения и организация деятельности заграничных аппаратов Министерства обороны по вопросам, отнесенным к его компетенции.

20.04.2020 Руководство итальянской Ломбардии попросило задействовать российских военных специалистов в дезинфекции медучреждений в провинции Брешиа Об этом на встрече с заместителем начальника войск РХБ защиты Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-майором Сергеем Кикотем, которая состоялась сегодня в городе Бергамо, заявил вице-губернатор области Ломбардия Алан Рици.Все новости

Начальник ГУ международного сотрудничества об особенностях военной дипломатии

— Как вы можете оценить происходящие изменения в подходах Минобороны России к решению задач международного военного сотрудничества? Что, по вашему мнению, является наиболее характерным для работы ГУ МВС сегодня?

Реклама

— За последние годы существенно расширен круг задач, которые руководство Минобороны России ставит перед военными дипломатами. На момент создания предшественника ГУ МВС — 10-го Главного управления Генштаба СССР — основной задачей было обеспечить оказание военно-технической помощи союзникам и партнерам Советского Союза.

В 2021 году Главное управление международного военного сотрудничества будет отмечать 70-летний юбилей.

Сегодня Главное управление решает задачи развития военных контактов с армиями иностранных государств, поддержания и совершенствования договорно-правовой базы в сфере безопасности и контроля над вооружениями, обеспечения военно-технического сотрудничества и военной деятельности за рубежом.

close Минобороны России

Без преувеличения можно сказать, что сегодня международная деятельность в Минобороны России становится отдельным видом специального обеспечения, осуществляемого в интересах всех органов военного управления, различных видов и родов войск. ГУ МВС обеспечивает условия повышения обороноспособности страны за столом переговоров, в том числе увеличивая число друзей и партнеров, снижая напряженность и усиливая авторитет российских Вооруженных Сил за рубежом.

— Сегодня эффективность работы различных организаций принято оценивать какими-либо количественными показателями. Если ли такие нормативы в военном сотрудничестве?

— Международное военное сотрудничество в отличие от других сфер деятельности сложно отразить в часах налета, пройденных километрах пути или расходе боеприпасов на учениях.

Вместе с тем косвенным показателем нашей работы может служить постоянно растущее число стран, с которыми у нас имеются соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве. Сегодня число таких соглашений превысило сотню.

Каждое такое соглашение — это штучный товар, индивидуальная работа с коллегами, учет различных факторов и потребностей партнеров. Только за последний год заключено четыре новых соглашения.

Еще один показатель — выполнение Плана международного военного сотрудничества на год. Сегодня, несмотря на все трудности военно-политической обстановки в мире, он реализован более чем на 70%. Это один из наиболее высоких результатов за последние 10 лет. При этом количество мероприятий с каждым годом растет.

— Несколько слов о сирийском опыте. В выступлениях министра обороны, начальника Генштаба красной нитью проходит идея о неоценимом практическом опыте, получаемом различными органами военного управления в Сирии. Насколько сирийский опыт востребован в деятельности ГУ МВС?

— Министром обороны Российской Федерации генералом армии Сергеем Шойгу еще в начале сирийской кампании была поставлена задача сформировать в составе российской группировки на авиабазе Хмеймим Центр по примирению враждующих сторон конфликта. В задачи этой структуры входит большое число гуманитарных задач, а также содействие деэскалации обстановки, возвращение беженцев и т.д. Через работу в Центре и других направлениях на текущий момент прошло 65% офицеров Главка. Все они имеют опыт работы в боевой обстановке, овладели специфическими навыками работы в зоне конфликта. Это очень ценный ресурс, который в дальнейшем будет использован на других направлениях.

close Минобороны России

— Эксперты-политологи и СМИ говорят, что в отношении России проводится политика изоляции. Как на этом фоне объясняется такое количество соглашений о военно-техническом сотрудничестве?

— Сразу отвечу на ваш вопрос об изоляции: все попытки повлиять на развитие военных контактов между Минобороны России и военными ведомствами других государств потерпели крах.

Международный авторитет руководства Минобороны России, результаты преобразований военной организации, а также открытость и готовность делиться накопленным опытом делают Минобороны России объектом пристального внимания во всем мире.

Решение Запада заморозить контакты с нашей страной позволило нам уделять больше внимания работе с коллегами в Азии, Африке и Латинской Америке, восстановить позиции, которые ранее в этих регионах занимал Советский Союз.

В данных вопросах мы опираемся на поддержку курирующего международную деятельность замминистра обороны России генерал-полковника Александра Фомина, который имеет огромный опыт работы в Африканском регионе.

— А действительно ли контакты с Западом сегодня свернуты в полном объеме?

— Конечно, нет. Жизнь есть жизнь. Партнеры понимают, что отсутствие контактов — это путь к росту недоверия, повышению вероятности инцидентов и неверного толкования действий сторон. Поэтому взаимодействие продолжается, хотя и с несколько измененной повесткой дня.

В качестве примера хотел бы привести соглашение, достигнутое с США в 2015 году о предотвращении инцидентов при действии авиации в Сирии. До настоящего времени все договоренности строго выполняются и обеспечили бесконфликтное выполнение задач по борьбе с террористами. Намерены использовать этот опыт и при решении иных задач.

Еще один пример — переговоры между министрами обороны, начальниками генеральных штабов, заместителями министров обороны, отвечающими за международную деятельность. Число таких контактов с представителями различных государств составляет десятки в год.

— Правильно ли я понял, что основное направление международного военного сотрудничества — это восточное направление?

— В определенном смысле это так. Посудите сами. На востоке, в Центральной Азии, в основном, расположены наши союзники по ОДКБ, с которыми мы совместно решаем задачи противодействия террористической угрозе, исходящей из этого региона. Здесь же находятся наши стратегические партнеры по ШОС.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе сформированы ключевые международные площадки, деятельность которых носит глобальный характер. В первую очередь, это страны АСЕАН, взаимодействие с которыми по военной линии проводится в формате механизмов «СМОА плюс».

Двустороннее сотрудничество, которое мы ценим наиболее высоко, также осуществляется с нашими традиционными партнерами в регионе — Китаем, Индией, Вьетнамом, Мьянмой.

— Могли бы вы поделиться вашими подходами к подбору кадров и их подготовке для работы по линии международного военного сотрудничества?

— Подбор кадров для работы в ГУ МВС — непростая задача. Сложность состоит в том, что военные дипломаты должны обладать широкими знаниями в разных сферах. С одной стороны, это гуманитарная подготовка, знание языков, теория и практика ведения переговоров. Таких специалистов готовят для МИД России. С другой, офицеры-переговорщики должны быть специалистами по широкому спектру военно-технических вопросов, знать вооружение и особенности его использования как в Вооруженных Силах России, так и в армиях иностранных государств. Поэтому мы стремимся соблюдать баланс, так сказать, между «физиками и лириками». А главное — обеспечивать их дополнительную профессиональную подготовку как в высших военных учебных заведениях, так и в учебных заведениях и курсах для дипломатических работников.

Большое внимание уделяем преемственности и наставничеству. Полагаю, что это важный элемент профессиональной подготовки. Поэтому мы стремимся обеспечить баланс молодых специалистов и опытных. Хотя средний возраст офицера ГУ МВС не превышает 40 лет.