Военная коллегия

Военные суды: задачи, компетенция и система

Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и в соответствии со ст. 22 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 1 ФКЗ «О военных судах РФ» осуществляют судебную власть в Вооружённых силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднён, если отнесённые к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом РФ в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О военных судах РФ», Законом «О статусе судей в РФ», иными федеральными конституционными законами и федеральными законами

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел в соответствии со ст. 4 ФКЗ «О военных судах РФ» являются обеспечение и защита:

  • нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 7 ФКЗ «О военных судах РФ» военным судам подсудны:

  • гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
  • дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
  • дела об административных правонарушениях, совершённых военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;
  • дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

Граждане, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушение права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Если дела о преступлениях, совершённых группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Военные суды рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем заключения под стражу в качестве меры пресечения, продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, делам.

Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

В систему военных судов входят:

  • Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ;
    окружные (флотские) военные суды;
  • гарнизонные военные суды.
    Полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам, регламентированы ст. 9 ФКЗ «О военных судах РФ».

1. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ и окружных (флотских) военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном или кассационном порядке.

2. Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции:

  • дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  • дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает в апелляционной инстанции дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу и в кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям:

  • на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они обжаловались в кассационном порядке в президиумы окружных (флотских) военных судов;
  • на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном порядке, и на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.

Судебная коллегия по делам военнослужащих в соответствии со ст. 10 ФКЗ «О военных судах РФ» действует в составе Верховного Суда РФ, является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам и формируется в составе заместителя Председателя Верховного Суда РФ – председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ и судей этой коллегии.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

  • в первой инстанции административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трёх судей;
  • дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трёх судей, или в случаях, предусмотренных федеральным законом, судья единолично;
  • дела по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трёх судей.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ издает «Информационный бюллетень военных судов», в котором публикуются решения военных судов по гражданским, административным и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ – председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на шесть лет по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей.

В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы по административным делам, по гражданским делам, по уголовным делам.

Подсудность дел окружному (флотскому) военному суду регламентирована ст. 14 ФКЗ «О военных судах РФ»:

  1. Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские и административные дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесённые к компетенции данного военного суда УПК РФ, и дела по административным исковым заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.
  2. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных ФКЗ «О военных судах РФ», рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.
  3. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных ФКЗ «О военных судах РФ», рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.
  4. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Состав окружного (флотского) военного суда при осуществлении правосудия определён ст. 15 ФКЗ «О военных судах РФ» и в соответствии с которой рассматривает в первой инстанции дела, отнесённые федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к его подсудности, в следующем составе:

  • гражданские и административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трёх судей;
  • уголовные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трёх судей, либо суд с участием присяжных заседателей.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

  • дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также жалобы и представления на решения гарнизонных военных судов, принятые ими в ходе подготовки к рассмотрению дела коллегией, состоящей из трёх судей;
  • жалобы и представления на не вступившие в законную силу определения и постановления гарнизонных военных судов по делам об административных правонарушениях, а также по результатам рассмотрения материалов о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест, рассматривает судья окружного (флотского) военного суда единолично;
  • на заседаниях президиума дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.

Президиум окружного (флотского) военного суда в соответствии со ст. 16 ФКЗ «О военных судах РФ» образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего окружного (флотского) военного суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Персональный состав президиума окружного (флотского) военного суда утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя окружного (флотского) военного суда.

Президиум окружного (флотского) военного суда:

  • рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, на решения, приговоры, определения, постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров, определений и постановлений, принятых гарнизонными военными судами по уголовным делам и вступивших в законную силу;
  • утверждает по представлению председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда составы судебной коллегии по административным делам, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
  • рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  • заслушивает отчёты председателей судебных коллегий окружных (флотских) военных судов о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата военного суда, утверждает по представлению председателя окружного (флотского) военного суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате военного суда;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Заседания президиума окружного (флотского) военного суда проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда. Постановления президиума окружного (флотского) военного суда принимаются большинством голосов от числа членов, присутствующих на его заседании.

Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда в соответствии со ст. 18 ФКЗ «О военных судах РФ» рассматривают:

  • в первой инстанции дела, отнесённые федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности окружного (флотского) военного суда;
  • дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
  • дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, принятых соответствующими судебной коллегией, судебным составом и вступивших в законную силу.

В соответствии со ст. 19 ФКЗ «О военных судах РФ» председатель окружного (флотского) военного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. По истечении срока полномочий председатель окружного (флотского) военного суда может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Председатель окружного (флотского) военного суда:

  • вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • организует деятельность суда;
  • созывает заседания президиума суда и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствует на заседаниях президиума;
  • распределяет обязанности между заместителями председателя суда;
    решает в необходимых случаях вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии или судебного состава в другую судебную коллегию или судебный состав, а также решает вопросы о привлечении судей одной судебной коллегии или судебного состава для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии или судебного состава;
  • контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе;
    представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом.

Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда осуществляет полномочия председателя окружного (флотского) военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности. Гарнизонный военный суд в соответствии со ст. 21ФКЗ «О военных судах РФ» действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов, и образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

В соответствии со ст. 22 ФКЗ «О военных судах РФ» гарнизонный военный суд:

  • в пределах, установленных ФКЗ «О военных судах РФ», рассматривает в первой инстанции не отнесённые федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест;
  • рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, принятых им и вступивших в законную силу;
  • принимает решения, предусмотренные ч. 2 и 3 УПК РФ, по делам, отнесённым к его подсудности.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела в первой инстанции в следующем составе:

  • гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом, коллегия, состоящая из трёх судей;
  • уголовные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трёх судей.

Судья гарнизонного военного суда единолично принимает решения, предусмотренные ч. 2 и 3 УПК РФ, по делам, отнесённым к его подсудности, и единолично рассматривает судья в порядке, установленном федеральным законом, материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест. Председатель гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель гарнизонного военного суда:

  • вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • организует деятельность суда;
  • распределяет обязанности между судьями;
  • контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, утверждает положение об аппарате суда;
  • представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Заместитель председателя гарнизонного военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда (ст. 27 ФКЗ «О военных судах РФ»):

  • судьей военного суда может быть гражданин РФ, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом РФ «О статусе судей в РФ», и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
  • преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Коллегии (Российская империя)

У этого термина существуют и другие значения, см. Коллегии. Пётр Великий

Колле́гии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. В 1802 году коллегии были встроены во вновь созданную систему министерств и с её развитием постепенно упразднены.

Причины образования коллегий

В 1718 — 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.

Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

  1. Систематическое разделение ведомств (приказы часто подменяли друг друга, выполняя одну и ту же функцию, что вносило хаос в управление. Иные же функции бывали и вовсе не охвачены каким-либо приказным производством).
  2. Совещательный порядок решения дел.

Форма новых центральных органов управления была заимствована в Швеции и в Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.

Эволюция системы коллегий

Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.

Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. «Сломать» приказную систему в одночасье оказалось делом непростым, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов).

Уже в 1718 году был принят реестр коллегий:

  1. Иностранных дел (внешняя политика).
  2. Казённых сборов.
  3. Юстиц-коллегия.
  4. Коммерц-коллегия (торговля).
  5. Штатс-контора (ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам).
  6. Камер-коллегия (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов)
  7. Берг-Мануфактур-коллегия (промышленность и добыча полезных ископаемых).
  8. Ревизион-коллегия.
  9. Военная коллегия (армия).
  10. Адмиралтейств-коллегия (флот).

В 1720 году был создан Главный магистрат (на правах коллегии). Этот орган координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией.

Около 1720 года учреждена Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел, с 1762 года получившая название Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, занимавшаяся административно-судебными вопросами присоединённых шведских провинций, а также вопросами деятельности протестантских церквей на всей территории империи.

В 1721 году учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, а в 1722 году Берг-Мануфактур-коллегия разделилась на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию.

В 1726 году учреждена Коллегия экономии.

Коллегиальное управление имело место вплоть до 1802 года, когда «Манифестом об учреждении министерств» было положено начало более прогрессивной, министерской системе.

Генеральный регламент

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент, утверждённый Петром I 28 февраля 1720 года (утратил значение с изданием Свода законов Российской империи).

Полное название этого нормативного акта: «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют».

Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа — коллегий. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии. Этой форме принятия решений Петр I уделял особое внимание, отмечая, что «все лучшее устроение через советы бывает» (глава 2 Генерального регламента «О преимуществе коллегий»).

Работа коллегий

Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение царя (императора)). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус (канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий), регистратор, переводчик, подьячие.

Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.

Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.

Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат — единственное учреждение, которому коллегии были подчинены.

При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.

Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.

Значение коллегий

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Кроме того, создание коллегий нанесло последний удар по системе местничества, отменённой ещё в 1682 году, но имевшей место неофициально.

Минусы в работе коллегий

Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.

Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию.

Ссылки

  • Коллегии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Текст Генерального регламента
  • Статья о делопроизводстве в коллегиях

Литература

  • Исаев И.А. История государства и права России. — М., 2006.
  • Под ред. Титова Ю. П. История государства и права России. — М., 2006.

Коллегии — центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.

Система коллегий

Учреждение коллегий вводило три новых принципа:

  • Отраслевое разделение ведомств (приказы дублировали функции друг друга)
  • Совещательный (коллегиальный) характер принятия решений.
  • Общие правила функционирования органов власти по Генеральному регламенту 1720 года.

Значение коллегий

Учреждение системы коллегий стало завершающим этапом централизации и бюрократизации государственных органов управления. Вместе с Правительствующим Сенатом, Святейшим Синодом и Тайной канцелярией, коллегии образовывали органы центрального управления (помогающие императору и действующие от его имени) в абсолютистской монархии Петра I.

Кроме того, постепенная замена приказов на коллегии стала окончательным ударом по системе местничества, которая была отменена ещё в 1682 году, но неофициально продолжала существовать.

Центральные органы управления

История создания Коллегий

Еще в 1712 году при участии иностранных советников была попытка создать Торговую коллегию. Искушенные чиновники и юристы из Европы были приглашены для работы в государственных учреждениях Русского царства. За образец для выработки собственных правил была взята шведская коллежская система, бывшая на тот момент лучшей в Европе.

Фактически же, настоящая работа над созданием системы коллегий началась только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных», положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от резких изменений в государственном устройстве. Приказы либо заменялись коллегиями, либо переводились в подчинение им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии — иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.

В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий:

Панорамный вид на здание Коллегий, расположенных на Васильевском острове в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1802-1805

В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:

В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

В 1721 году для замены Поместного приказа учреждена Вотчинная коллегия.

В 1722 году произошло разделение Берг-Мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также создана Малороссийская коллегия для замены Малороссийского приказа. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I» можно перечислить их список к 1722 году:

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-коллегия.
  9. Мануфактур-коллегия.
  10. Ревизион-коллегия.
  11. Малороссийская коллегия.
  12. Вотчинная коллегия.
  13. Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

Штатный состав коллегии при Петре I При этом, стоит отметить, что созданный в 1720 году Главный магистрат и в 1721 Святейший Синод (называющийся также Духовной коллегией), были образованы по «коллежскому принципу», обладали правами и функциями коллегий, дополняя центральный аппарат управления административными единицами контроля уровня города и религиозной категории правоверных христиан.

Военная коллегия

У этого термина существуют и другие значения, см. Военная коллегия (значения).

Военная коллегия

Годы существования

1719 год — 7 сентября 1802 года

Страна

Российская империя Российская империя

Входит в

Вооружённые силы Российской империи

Тип

орган военного управления

Функция

для управления военно-сухопутными силами

Численность

530 человек

Дислокация

Санкт-Петербург

Командиры

Известные командиры

смотрите раздел Президенты.

Рисунки из статьи «Военная коллегия»
(«Военная энциклопедия Сытина»).

Военная коллегия — высший орган военного управления (коллегия) в Российской империи в течение XVIII века, одна из коллегий, учрежденных Петром I.

История

Учреждена была Петром I по его Указу, было объявлено об устройстве в 1719 году по примеру иностранных держав для управления военно-сухопутными силами, с 1 января 1720 года она начала действовать.

«… армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в военном приказе и которые получаются во всём государстве …»

В ней имелись президент, вице-президент, 4 советника (в генеральских чинах) и 4 асессора (в полковничих чинах). При Военной коллегии состояла своя канцелярия подразделявшаяся на экспедиции по заведованию кавалерией и инфантерией, по гарнизонным делам, по управлению фортификацией и артиллерией, по ведению журналов входящих и исходящих бумаг. Порядок производства дел определялся генеральным регламентом от 28 февраля (10 марта) 1720 года. В 1720 году в Военной коллегии числилось 13 классных чиновников, 47 канцелярских и 8 прочих служителей, к коллегии также было прикреплено 454 солдата и унтер-офицера. В 1720 году в Военной коллегии служило три иноземца, однако 82 штатных места в коллегии ещё оставались вакантными из-за нехватки квалифицированных специалистов.

Военная коллегия делилась на три экспедиции: а) армейскую, б) гарнизонную и в) артиллерийскую и фортификационную. Сверх того при ней состояли генерал-аудитор, генерал-фискал и обер-аудитор. За законностью принятия решений по делам в Военной коллегии наблюдал прокурор, непосредственно подчинённый генерал-прокурору.

Впоследствии, когда с увеличением числа формирований в войсках должны были увеличиться и обязанности высшего военного управления, при военной коллегии учреждены были новые экспедиции. В 1798 году она делилась на экспедиции армейскую, гарнизонную, иностранную, рекрутскую, ремонтную и учебную; кроме того, при ней состояли экспедиции военная, счётная, инспекторская, комиссариатская, провиантская и артиллерийская, генерал-аудиториат, чертежная с архивом и московское артиллерийское депо.

Несколько десятилетий спустя (7 сентября 1802 года) при Александре I военная коллегия преобразована в военное министерство.

Президенты

Высшим должностным лицом в органе управления был президент (года):

Вице-президенты

Заместителем высшего должностного лица в органе управления был вице-президент (года):

  • Герман Иоганн де Бон (1727—1731)
  • Бурхард Кристоф Миних (1731—1732)
  • Степан Фёдорович Апраксин (1742—?)
  • Захар Григорьевич Чернышев (1762—?)
  • Николай Иванович Салтыков (1773—74)
  • Григорий Александрович Потемкин (1774—1784)
  • Валентин Платонович Мусин-Пушкин (1786—?)

Примечания

Словари и энциклопедии

Во главе армии и флота


Вид здания Двенадцати коллегий. Неизвестный художник.
Петр I, вступивший на российский престол в 1682 г., в начале XVIII века начал реформировать всю систему управления государством. Коснулось это и органов центрального военного управления. Его реформа проводилась в условиях идущей Северной войны 1700–1721 годов со Швецией за выход России к Балтийскому морю и возвращение древних новгородских земель на берегах Финского залива.
Военная реформа проходила в постоянном поиске самой удачной на то время формы военного управления. Так, 18 (28) февраля 1700 г., в результате преобразования Иноземного и Рейтарского приказов был образован Военный приказ, названный позднее Приказом военных дел. Военный приказ имел в составе действующей армии свои походные органы военного управления – военные шатры (шатры комиссарских дел) со штатом комиссаров – дьяков и подьячих.
Мобилизационные задачи, которые решал приказ, менялись со временем. Если на первом этапе в 1701–1705 гг. он ведал комплектованием частей зарождающейся регулярной армии и формированием полков; заведовал командным составом армии; занимался военно-техническим снабжением армии, то уже в 1705 г. рекрутские наборы (призыв новобранцев) отошли к Поместному приказу. К концу 1710 г. комплектование частей перешло в ведение губернаторов, а снабжение – к полевым органам армии.
В связи с учреждением в 1711 г. Правительствующего Сената система управления вооруженными силами вновь меняется. Приказ военных дел упраздняется. Сенат стал ведать комплектованием армии, а образованный при нем Комиссариат – финансированием войск, снабжением их вооружением, провиантом и обмундированием.
В 1717–1721 гг. была проведена реформа исполнительных органов управления. В результате система приказов, которых на тот период уже насчитывалось около сотни, причем с весьма расплывчатыми функциями и дублированием друг друга, была заменена 12 коллегиями. Это были предшественники министерств, высших органов государственного управления, существующих по сегодняшний день. Важнейшими, «государственными», являлись коллегии, ведавшие иностранными и военными (отдельно армией и флотом) делами.
Так в петровской России появились новые высшие органы руководства сухопутными и морскими силами, которые просуществовали почти столетие. Они получили названия Военной коллегии, которая ведала армейскими делами, и Адмиралтейств-коллегии, которая занималась делами военного флота.
Структура Военной коллегии определялась петровским указом от 3(14) июня 1719 г. Ее деятельность началась 1 (12) января 1720 г. Возглавлял Военную коллегию президент (первый – светлейший князь А.Д. Меншиков, ближайший соратник Петра I и будущий генералиссимус). Назначались также вице-президент и несколько членов (их число постоянным не было) из высшего генералитета, обладавшие богатым опытом нахождения на высших армейских должностях и участия в войнах.
Порядок производства дел в Военной коллегии определялся генеральным регламентом 1720 г. Впоследствии генеральный регламент неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, изложенных в высочайших о том указах.
Военная коллегия, по замыслу царя Петра должна была заниматься всеми военными делами государства. Кроме того, на нее возлагалось наблюдение за деятельностью Артиллерийской канцелярии, находившейся в ведении генерал-фельдцейхмейстера. Военная коллегия имела в Москве три конторы: артиллерийскую, мундирную и счетную.
В конце царствования Петра Великого основные структурные подразделения Военной коллегии (равно как и Адмиралтейств-коллегии) стали переводиться из первопрестольной Москвы в новую, «северную» столицу Российской империи город Санкт-Петербург.
Вскоре Военная коллегия стала делиться на три самостоятельные экспедиции: а) армейскую (пехота и кавалерия), б) гарнизонную и в) артиллерийскую и фортификационную. Мобилизационные вопросы в большей степени находились в ведении гарнизонной экспедиции, так как сбор призывного контингента проводился по губерниям. Начиная с 20-х годов XVIII в., полки получили свои округа и стали пополняться по территориальному признаку. Затем рекруты поступали в распоряжение полковых командиров и те распределяли их по своему усмотрению.
В 1724 г. произошли новые изменения в структурах Военной коллегии и Адмиралтейств-коллегии, которые продолжали находиться в прямом подчинении Правительствующего Сената, который во всем был ответственен перед государем императором. Все постановления и законоположения, разрабатываемые в коллегиях, утверждались государем и только после этого получали законную силу.
Военная коллегия стала состоять теперь из четырех самостоятельных структурных формирований, которые возглавляли: генерал-кригс-комиссар, директор Военной канцелярии, генерал-провиантмейстер и генерал-фельдцейхмейстер. При Военной коллегии состоял (военный) прокурор, находившийся в прямом подчинении ее президента.

Служба генерал-кригс-комиссара (ведал денежным и вещевым довольствием армейских войск) состояла из:
комиссариата (Москва),
кригс-комиссариатской конторы (Санкт-Петербург),
казначейской конторы (Санкт-Петербург).
Военная канцелярия коллегии состояла из четырех экспедиций (контор), которые подчинялись ее директору:
по инфантерии (пехоте, армейской и гвардии),
по кавалерии (армейской и гвардии),
по артиллерии и фортификации,
ведения журнала и походных дел; в ее состав входили главный судья, архивариус, переводчик.
Служба генерал-провиантмейстера (провиантская контора, которая занималась продовольствием и фуражом) состояла из:
управлений в Москве, Выборге, Нарве, Кронштадте, Ревеле, Балтийском порту и Риге.
провиантских магазинов в Смоленске, Астрахани, на реках Днестр, Десна и Дон.
Служба генерал-фельдцейхмейстера состояла из двух канцелярий:
артиллерийской канцелярии,
канцелярии фортификации (военных инженеров).
Как бы там ни было, но в таком виде централизация военного руководства в России первые шестнадцать лет существования коллегии по разным причинам оставалась неполной, что не могло сказываться на жизни и деятельности Русской Императорской армии. Так продолжалось до 1736 г., когда президентом Военной коллегии стал генерал-фельдмаршал Б.Х. Миних, осуществивший ряд преобразований.
С 1736 г. Военной коллегии были подчинены все лица и учреждения высшего военного управления в России. Исполнительными органами Военной коллегии теперь являлись:
Главная канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, инспектированием и службой сухопутных войск, вопросами производства и увольнения офицеров, делами ландмилиции и казачьих войск.
Особое повытье и соответствующие конторы (переименованные позже в экспедиции), занимавшиеся остальными вопросами военного руководства.
Особое повытье решало вопросы приема на военную службу дворянских недорослей, отставки престарелых солдат и разбирало дела о дезертирах.
Положительная сторона централизации состояла в единстве управления и контроля над всеми делами военного ведомства. Но так как Военная коллегия находилась в Санкт-Петербурге, а ее конторы – в Москве, это затрудняло управление и лишало его оперативности. Чтобы устранить этот недостаток, в 1736 г. в Санкт-Петербурге открыли Военную контору, которая была связана с другими органами управления и таким образом осуществляла контроль за выполнением указов Военной коллегии.
Последующее переустройство Военной коллегии при императрице Елизавете Петровне привело к тому, что она в 1742 г., по существу, распалась на независимые друг от друга ведомства. Дело дошло до того, что в 1746–1760 гг. пост президента Военной коллегии оставался вакантным и мер для заполнения этого должностного вакуума не принималось.
В 40-х гг. в органах центрального военного управления произошли крупные изменения: из отдельных контор – генерал-кригс-комиссариатской, аммуничной и обер-цалмейстерской был образован Главный комиссариат, подчиненный непосредственно Правительствующему Сенату.
Провиантские дела также были отделены от Военной коллегии и сосредоточены в Провиантской канцелярии. Контора фортификации была упразднена, а ее дела перешли в ведение Канцелярии главной артиллерии и фортификации, являвшейся самостоятельным органом, подчиненным Правительствующему Сенату.
Возрождение Военной коллегии, как высшего центрального органа военного управления, началось в начале царствования императрицы Екатерины II. В 70-е годы XVIII в. коллегия претерпела ряд преобразований. В итоге к 1791 г. она вновь объединила все органы военного управления Российской империи. Все это было связано с именем генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, который с 1784 г. являлся президентом Военной коллегии.
В 1798 г. новая реорганизация Военной коллегии приблизила ее к структуре Военного министерства (министерства военно-сухопутных сил) царствования Александра I. Оно постепенно, в 1802–12 гг., полностью заменило собой коллегию. Ее упразднение было связано, в первую очередь, с именем первого военного министра России генерала от инфантерии С.К. Вязьмитинова.
Высший орган военно-морского управления России был учрежден указом Петра I от 11 (22) декабря 1717 г. Действовать Адмиралтейств-коллегия начала с 4 (15) апреля 1718 г. Она объединила в себе образованный в 1715 г. в Санкт-Петербурге Морской комиссариат и существовавшую до этого в старой российской столице Московскую адмиралтейскую контору. Их объединяла тогда Военная морского флота канцелярия.
Адмиралтейств-коллегия имела, как говорилось в высочайшем указе, «верхнюю дирекцию над людьми, строениями и прочими делами, к Адмиралтейству подлежащими».
Она ведала строительством, финансированием и снабжением флота, постройкой и вооружением кораблей, сооружением и оборудованием портов, верфей и каналов, полотняными и канатными заводами, комплектованием личным составом, военно-морским образованием, разработкой уставов и наставлений, гидрографическо-навигационным обеспечением мореплавания, организацией морских экспедиций.
Состояла Адмиралтейств-коллегия из президента (председателя), вице-президента и пяти-семи наиболее опытных высших морских начальников. Президент коллегии непосредственно подчинялся императору и первоначально являлся членом Правительствующего Сената. Первым президентом Адмиралтейств-коллегии стал Ф.М. Апраксин, генерал-адмирал русского флота, член Правительствующего Сената, один из сподвижников Петра Великого, руководивший коллегией до 1728 г.

Здание Двенадцати коллегий. Архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер. Современный вид. Университетская набережная Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Адмиралтейств-коллегия имела исполнительные, функциональные органы – канцелярии, конторы, правления, экспедиции. В первые годы коллегия еще не имела четкой функциональной структуры, но опыт ее подсказывал необходимость структурного усовершенствования.
После реорганизации Военной коллегии серьезные изменения претерпела и Адмиралтейств-коллегия, которая в 1726 г. (по замыслу ушедшего из жизни в предыдущем году императора Петра Великого) состояла из службы генерал-квартирмейстера и шести самостоятельных контор.
Генерал-квартирмейстерская часть состояла из шести контор: кригс-комиссариатской, подрядной, провиантской, казначейской, цалмейстерской (финансовой) и мундирной.
Самостоятельными конторами являлись:
Московская адмиралтейская,
Обер-сарваевская (судостроительная),
Вальдмейстерская (ведавшая строевым лесом, его заготовкой и транспортировкой),
Контрольная,
Адмиралтейская (ведавшая верфями и оборудованием рейдов),
Артиллерийская.
В самом начале своего существования Адмиралтейств-коллегия разработала ряд уставов и наставлений, которые регламентировали флотскую жизнь. Среди них: в 1720 г. – собрание военно-морских правил «Книга Устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытность флота на море». В 1722 г. – свод морских адмиралтейских законов «Регламент о управлении адмиралтейств и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при адмиралтействе обретающихся».
Свод петровских адмиралтейских законов действовал более сорока лет, до августа 1765 г., когда был утвержден новый «Регламент о управлении адмиралтейств и флота». Функции и организация Адмиралтейств-коллегии со временем менялись. В 1802 г. она вошла в состав Министерства военных морских сил (Морского министерства) как совещательный орган при министре. Адмиралтейств-коллегия была упразднена 1 января 1828 г. в связи с образованием Адмиралтейств-совета.
Созданные Петром Великим высшие органы центрального военного управления – Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия – в истории Российской империи сыграли важную роль. Она выразилась, прежде всего, в победах русского оружия на суше и на море во многих войнах XVIII в. В начале следующего столетия эти коллегии стали основой при создании двух министерств – Военного и Морского.