Владимир григорьевич шухов первый инженер России

Владимир Шухов

Официально:

Неофициально:

1. Уже при подъезде к московской улице Шаболовке, еще под землей, на витраже станции метро «Шаболовская» можно увидеть то, что во всей красе предстанет перед вами, едва за вашей спиной начнет закрываться дверь метро: Шуховскую башню. Это самое известное, но далеко не единственное детище Владимира Шухова.

2. Сын городничего из городка Грайворон Курской губернии недорослем доказал теорему Пифагора – он учился в ту пору в четвертом классе Петербургской гимназии.

3. С такими-то способностями Владимир Шухов не промахнулся против призвания: из гимназии его путь лежал в Императорское Московское технического училище.

4. От защиты диплома выдающегося выпускника освободили – выдали золотую медаль и отправили на стажировку за океан, в США. А потом Шухов вернулся и приступил к практической работе.

5. Инженер в исполнении Владимира Григорьевича Шухова – это звучало по-настоящему гордо. Доказательств тому – без счету: перекрытия Петровского Пассажа, Верхних торговых рядов, зала Главпочтамта и перрона Киевского вокзала, трамвайные депо в Москве, металлический каркас здания «Мюр и Мерилиз», известного в СССР, как ЦУМ, пять сотен мостов по всей России, водонапорные башни, элеваторы.

6. Владимир Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки. Широкое распространение эта несущая строительная конструкция получила лишь в XXI веке с легкой руки знаменитых архитекторов Нормана Фостера и Бакминстера Фуллера. Таким образом, Шухов на век опередил время: его патенты датированы концом XIX века.

7. Почти 40 лет Владимир Шухов работал на фирме Александра Вениаминовича Бари. «Говорят, что Бари эксплуатировал меня, – вспоминал позже Владимир Григорьевич. – Это верно. Но и я эксплуатировал его, заставляя выполнять мои даже самые смелые предположения».

8. Именно Владимир Григорьевич спроектировал первый в России нефтепровод Балаханы–Черный город и руководил его строительством. И первые российские магистральные трубопроводы Баку – Батум (в 1907 году) и Грозный – Туапсе (в 1928 году) спроектировал тоже Шухов.

9. Изобретение крекинг-процесса переработки нефти – тоже дело его ума. За это Шухову даже поставили памятник в Москве на Тургеневской площади рядом со зданием «Лукойла».

10. Но – ирония судьбы! – все эта уймища полезной и сложной работы не принесла Шухову такой славы, как одно-единственное сооружение на Шаболовке. Опору для размещения антенн радиостанции затеяли строить в разгар Гражданской войны. Как раз надежная связь понадобилась – и с собственными окраинами, и с другими государствами.

11. Шухов замыслил превзойти парижское творение Эйфеля по высоте, но в сталь его мечта и замысел не воплотились; этой самой стали в Советской стране не хватило. Так и осталось шесть секций общей высотой сто сорок восемь метров.

12. С 1922 года башня служила радиоделу, с 1938 года пошла на службу нарождающемуся телевидению. А по совместительству и пособием по высшей математике работает – кто хочет увидеть однополостный гиперболоид вращения, сюда езжайте, на Шаболовку. Тут он стоит, пронзает облака.

13. Гиперболоидная башня на Шаболовке – не первая и не единственная в инженерном творчестве Владимира Шухова. С царского 1896-го по советский 1930 год по проектам Шухова выстроено больше двухсот сетчатых гиперболоидных башен. До наших дней достояла едва десятая часть.

14. Если Шуховскую башню на Шаболовке знают все, то Шуховская башня на Оке известна в основном специалистам. И специалистам-энергетикам: расположенная в районе Дзержинска Нижегородской области она служила опорой линии электропередач и была построена при реализации плана ГОЭЛРО. И специалистам-искусствоведам: Шуховскую башню на Оке считают еще более совершенной, чем башню на Шаболовке и рекомендуют включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятник архитектуры русского авангарда.

15. Владимир Шухов много потрудился на пользу Советской страны, и она отблагодарила ученого. В 1928 году Владимира Григорьевича избрали членом-корреспондентом АН СССР, а в 1929 – её почетным членом. В 1929 году его удостоили Ленинской премии. В том же году 75-летний Шухов стал членом Московского городского совета.

16. Уже в очень преклонном возрасте Шухов выполнил свою последнюю крупную работу – в 1932 году он поучаствовал в восстановлении медресе Улугбека в Самарканде, пострадавшее в свое время от сильных землетрясений. Выпрямление северо-восточного минарета, выполненное по проекту Шухова и архитектора М. Мауэра, признано в мире как уникальная в своем роде операция.

17. В том же году 79-летний Шухов присутствовал в Баку на открытии завода «Советский крекинг». Что называется, дожил: проект полной переработки нефти Владимир Григорьевич разработал еще в молодости.

Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России

Ключевые слова: водоснабжение, гиперболоидные башни, крекинг, металлургия, мостостроение, наливные баржи, насосы, нефтепроводы, паровые котлы, резервуары, трубопроводы

Книга основана на подлинных документах и воспоминаниях современников. Впервые опубликованы дневники В.Г. Шухова. Приведены новые сведения о его многогранной деятельности и основополагающих изобретениях. Подробно рассказано о работах мастера в Москве и о роли его идей в развитии архитектуры.

Для читателей, интересующихся историей науки, техники и культуры.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Истоки творчества. Создатель нефтяной индустрии (1853-1893)
Глава 1. Семьи родителей. Григорий Петрович и Вера Капитоновна. Грайворон. Пожидаевка. Увлечение астрономией. В гимназии
Глава 2. Императорское московское техническое училище (ИМТУ). Первое изобретение
Глава 3. Соединенные Штаты Америки. Снова Петербург. Военно-медицинская академия
Глава 4. Александр Вениаминович Бари
Глава 5. Первый нефтепровод. Перекачка остатков. Теория трубопроводов
Глава 6. Проект нефтепровода Баку — Батум. Спор о будущности российского нефтяного дела
Глава 7. Насосы различных типов и их теория
Глава 8. Резервуары для хранения нефти и ее продуктов. Научные исследования и практика строительства
Глава 9. Наливные баржи Шухова
Глава 10. Изобретения в области переработки нефти. Создание крекинга
Глава 11. Основание «Строительной конторы А.В. Бари». Московское Политехническое общество. Всероссийская выставка 1882 года. Увлечение велосипедом. Поездка в Англию. О.Л. Книппер. Знакомство с будущей женой
Глава 12. Проект московского водоснабжения
Глава 13. Паровые котлы системы Шухова
Часть II. Поэт металла (1893-1913)
Глава 14. Перекрытия Верхних торговых рядов в Москве. Теория арочных ферм
Глава 15. Трагический год. Юбилей фирмы А.В. Бари. Решение о проведении Всероссийской выставки. Крыши без стропил: металл и дерево
Глава 16. Гиперболоидные башни Шухова. История изобретения в рамках теории творчества П.К. Энгельмейера
Глава 17. На Всероссийской выставке. Триумф. Дальнейшая судьба изобретений
Глава 18. В.Г. Шухов и русская металлургия. Проекты металлургических заводов. Теория рациональных ферм. Выставка железа
Глава 19. Работы В.Г. Шухова для российских железных дорог. Мостостроение
Глава 20. «Уравнение Е1 d4y/dx4 = -ay в задачах строительной механики». О беспредметных приложениях математических выкладок. Аналитик или геометр?
Глава 21. Шуховская Москва. Избрание почетным членом Политехнического общества. Благотворительаная деятельность
Глава 22. Еще о «Строительной конторе». Шухов и Бари. Характер и привычки. Увлечения. Московские адреса. Дети. Друзья и знакомые
Глава 23. «Путь к Цусиме»
Часть III. На изломе эпохи (1914-1939)
Глава 24. В годы Первой мировой войны
Глава 25. Февраль и Октябрь 1917-го
Глава 26. Радиобашня на Шаболовке. Условный расстрел
Глава 27. Об эстетике железных конструкций. В.Г. Шухов и русская архитектура
Глава 28. Дневник 1920 — 1930-х годов
Глава 29. Снова нефть. Время реализации идей
Глава 30. Спасение шедевра
Глава 31. Последние дни

Авторы работы: Шухова&nbspЕ.М.

Первый инженер империи. Владимира Шухова называли «русским Эдисоном» и «русским Леонардо»

Сегодня Владимира Григорьевича Шухова, родившегося 160 лет назад, уже мало кто помнит. А ведь именно благодаря ему, в Москве, на Шаболовке, много лет назад появилась оригинальная стальная башня, которая могла быть выше знаменитой Эйфелевой: помешали революция и разруха.
Еще при жизни его называли «Русским Эдисоном», «первым инженером Российской империи». Он стал автором массы оригинальнейших сооружений, множества выдающихся технических изобретений, которые используют во всем мире до сих пор, был включен в список ста самых выдающихся инженеров всех времен и народов.
Родился русский инженерный гений в провинциальном городке Грайвороне Курской губернии 16(28) августа 1853 года. Его мать была небогатой дворянкой, отец – директор филиала Петербургского государственного банка. Еще в детстве в мальчике обнаружились замечательные способности. Когда его отца перевели на службу в столицу, то одиннадцатилетний Владимир поступил в Пятую Петербургскую гимназию, которую закончил с блестящим аттестатом. Там сразу и проявились его талант и склонность к точным наукам, особенно — к математике.
Он прославился тем, что в одиннадцать лет доказал теорему Пифагора способом, который придумал сам. Удивленный учитель его похвалил, но поставил «двойку», заявив: «Правильно, но нескромно!»
Окончив гимназию, Владимир по совету отца, поступил в лучшее тогда в России Московское Императорское техническое училище — МИТУ, ныне известное как Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. Жить пришлось в общежитии на казарменном режиме, родителей видел редко, требования в МИТУ были самыми жесткими, а нагрузка огромная, зато специалистов выпускали первоклассных. Такими же первоклассными были и преподаватели: создатель аэродинамики Жуковский, известный математик Летников, опытный механик Лебедев. Еще студентом Шухов зарегистрировал замечательное изобретение – паровую форсунку. Она была настолько проста и оригинальна, что великий химик Дмитрий Менделеев поместил ее рисунок на обложку своей книги «Основы фабрично-заводской промышленности». А Людвиг Нобель, глава громадного нефтяного концерна и брат основателя престижной премии, сразу приобрел у Владимира патент на ее производство.
В 1876 году Шухов окончил училище с золотой медалью, и академик Пафнутий Чебышев сразу пригласил его преподавать математику в Петербургский университет, но получил отказ. Шухова больше привлекала не теоретическая наука и не преподавательская кафедра, а изобретательство, практическая инженерная деятельность. Это решение окрепло, когда он, как лучший ученик, был командирован от училища на Всемирную выставку в США.
Там, в Филадельфии, он познакомился с Александром Бари, талантливым предпринимателем русского происхождения, который принимал делегацию из России. Увидев бурный прогресс техники в США и различные технические новинки, Шухов твердо решил заняться изобретательством на родине. Вернувшись из Америки, поступил сначала на работу в чертежное бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги в Петербурге. А потом, по совету друга семьи, знаменитого хирурга Николая Пирогова, записался еще вольнослушателем в Военно-медицинскую академию.
Бари, гражданин США, тоже приехал в Россию, понимая, что именно там сейчас начинается стремительный технический прогресс. Он пригласил Шухова работать в свою контору на должность главного конструктора и главного инженера. Этот союз гениального изобретателя и умелого предпринимателя с американской деловой хваткой продолжался долгие годы. Шухов, конечно, понимал, что Бари эксплуатирует его талант и зарабатывает на его изобретениях миллионы, но деньги были для него не главное: он получил возможность свободно реализовывать самые смелые свои технические идеи.
«Говорят, что Бари эксплуатировал меня, — писал потом Шухов. — Это верно. Но и я эксплуатировал его, заставляя выполнять мои даже самые смелые предложения».
Тогда в России начинался нефтяной бум, и Бари предложил Владимиру Григорьевичу возглавить отделение его фирмы в Баку, где стремительно развивалась эта отрасль промышленности. Тот согласился, но первые впечатления от промыслов у приезжего из столицы были ужасными, они показались ему картинкой «мрачного ада». Никакой техники не было, нефть перевозили на осликах, а хранили в лужах – прямо на земле. Однако молодой инженер не опустил руки, а стал автором множества изобретений. Впервые в мире осуществил сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им форсунки. Запатентовал промышленную установку для перегонки нефти, впервые предусматривающую осуществление крекинга. Создал оригинальные клепаные и дешевые резервуары для хранения нефти, насосы, газгольдеры, металлические перекрытия для цехов. Стал создателем нефтеналивного флота России – стальных барж, в которых стали перевозить нефть, они были надежнее танкеров иностранного производства. Руководил строительством первого в России нефтепровода от Балаханских месторождений до нефтепромыслов до Баку. «Формула Шухова», обосновывавшая способ прокачки нефти по нефтепроводу, используется и сегодня.

Любопытно, что металлические танки для хранения нефти существовали и до Шухова в США, но – исполненные в форме куба, и дорогие в постройке.
Русский инженер первым предложил цилиндрические нефтехранилища оригинальной конструкции, которые стоили необыкновенно дешево и были значительно прочнее.
Ноу-хау состояло в том, что у основания, где давление наибольшее, толщина стенок в танках была больше, чем наверху. Такими их делают и сегодня. В фильме «Белое солнце пустыни» в таком нефтехранилище красноармеец Сухов прятал жен бандита Абдуллы.
Но главным и самым гениальным изобретением русского инженера в «нефтянке» был крекинг-процесс, с помощью которого при перегонке нефти можно было получать не только керосин, но еще бензин, моторные масла, солярку, мазут, асфальт и массу других ценных продуктов. Он запатентовал крекинг еще в 1891 году. Владимир Шухов стал автором и многих других технических новинок. Буквально все крупные стройки первых советских пятилеток – Кузбасс, Магнитка, Челябинский тракторный завод — связаны с его именем.
Но поистине всемирную славу принесло инженеру строительство стальных башен оригинальной конструкции. Всего их было сооружено около двухсот. Самой знаменитой стала Шаболовская радиобашня в Москве. Заказ на нее он получил от Совнаркома в 1919 году. Большевикам срочно требовался рупор, при помощи которого они могли бы доносить свои идеи до мирового пролетариата. Проект Шухова предусматривал небывалое в мире сооружение высотой 350 метров, что было выше Эйфелевой башни в Париже — 305 метров, но при этом оно было бы в три раза легче. Однако в разоренной большевиками стране остро не хватало металла, а потому власти «урезали» высоту до 152 метров. Башню возводили при помощи уникального, изобретенного Шуховым метода «телескопического монтажа». Долгое время эта ажурная, поражавшая воображение современников башня, была самым высоким сооружением в России.
Но Шухов проектировал не только башни. Под его руководством было построено более 400 – четырехсот! — мостов, в том числе через Волгу, Оку и Енисей.
По его проекту была сооружена первая в мире вращающаяся сцена МХАТа, спроектированы поражающие воображение ажурные металлические своды московского ГУМа, Главпочтамта, Петровского пассажа, Музея изящных искусств и многие другие оригинальные сооружения. Такие висячие покрытия с пролетами, перекрытыми уникальными сетчатыми оболочками из металла, были впервые в мире применены им еще при строительстве в 1896 году российских павильонов на Всероссийской нижегородской выставке. Эти конструкции Шухова опередили время, как минимум, на 50 лет, знаменитая висячая кровля элеватора в американском Олбани появилась только в 1932 году…
Сама идея таких сетчатых конструкций и поражавших воображение гиперболоиодных башен пришла в голову русскому инженеру при виде перевернутой верх дном простой ивовой корзины из прутьев.
«Что красиво смотрится, то – прочно», — говорил он, всегда считавший, что все технические новинки рождаются при внимательном наблюдении за жизнью и природой.
В 1999 году знаменитый английский архитектор Норман Фостер за сетчатые перекрытия двора Британского музея получил титул почетного пэра и лорда. Но он всегда открыто признавал, что вдохновлялся в своей работе шуховскими идеями. В 2003 году на выставке «Лучшие конструкции и сооружения в архитектуре ХХ века» в Мюнхене был установлен позолоченный макет шуховской башни.
Архитектурные идеи Шухова явились настоящим прорывом и повлияли потом на развитие мировой архитектуры, были подхвачены такими всемирно известными архитекторами, как Ле Корбюзье, Гауди и Нимейер. Все они широко использовали в своем творчестве его гиперболоидные конструкции. А шуховские сетчатые оболочки используют в практике и нынешние знаменитости архитектуры. Неслучайно башня на Шаболовке признана международными экспертами одним из высших достижений мирового инженерного искусства. Проходившая в 2006 году в Москве международная научная конференция с участием архитекторов из 30 стран мира назвала башню в числе семи архитектурных шедевров русского авангарда.
До сих пор помнят русского инженера в Самарканде, где в 1932 году он провел «выпрямление» знаменитой «башни Улугбека» — минарета медресе, построенного в 1417-1420 годах и покосившегося после сильного землетрясения. Операция прошла успешно, хотя иностранные специалисты дружно предвещали, что минарет, отклонившийся от оси на 1,5 метра, непременно рухнет. Как знать, пригласи в то время Шухова итальянцы, у них не было бы проблем с «падающей» Пизанской башней…
Но Шухов, которого многие по разнообразию талантов считали не только Эдисоном, но еще и «русским Леонардо», увлекался не только техникой.
Он был заядлым спортсменом, участвовал в велосипедных гонках, катался на коньках и лыжах, играл в шахматы, любил читать стихи, конструировал мебель, был прекрасным фотографом: «Я по профессии инженер, а в душе – фотограф», — говорил он. Среди его друзей были не только люди техники и науки, но писатели, актеры, художники. Его сослуживцы в адресе, сочиненном для него в день рождения, писали: «Вы для нас всегда были доступным и участливым не только начальником, но и товарищем. И учителем. Каждый мог спокойно нести к Вам свое горе и свои радости в уверенности, что все найдет живой отклик у Вас…»
Первой любовью инженера была знаменитая актриса МХАТа Ольга Книппер, которая потом стала женой Антона Павловича Чехова. Потом он повстречал 18-летнюю зеленоглазую красавицу Анну Мезенцеву. Мать Шухова сначала не соглашалась на брак, но потом сдалась. Они прожили вместе долгую жизнь, Анна принесла ему двух дочерей и трех сыновей.
Увы, расцвет технического творчества великого инженера пришелся в России на страшные годы. В 1917 году он не оставил Родину, хотя его сыновья воевали в Белой армии, а сам он одно время сотрудничал с Колчаком. Инженеры были в СССР в дефиците, и его до поры до времени не трогали. Но когда при строительстве Шаболовской башни обрушилась одна из секций, чекисты были тут, как тут.
Приговор был скор – «условный расстрел за саботаж»: замену Шухову на уникальной стройке не нашли, а потому предложили продолжить работу, отложив на время исполнение приговора. И в таких страшных условиях Шухов смог продолжить и успешно завершить беспримерную стройку. Потом выяснилось, что причиной обрушения была «усталость» бракованного металла. И Дамоклов меч, нависший над головой гения, был убран. Тем более что любоваться его уникальной башней приходила вся Москва.
Но Шухов был спокоен, в своем дневнике он записал: «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны». Хотя, кто знает, что на самом деле творилось в его душе?
Несправедливые обвинения, страх за детей, смерть жены, вынужденный уход со службы все-таки подорвали его здоровье. Его выселили из собственного дома на Смоленском бульваре, и он был вынужден вместе с семьей переселиться в контору. Последние годы жизни великий инженер провел в уединении. Но Владимир Григорьевич всегда оставался русским патриотом. Ему поступало множество самых лестных предложений о работе за границей, но он их все отвергал. А все права на изобретения и гонорары передал государству.
Конец жизни инженерного гения был трагическим. Родственники вспоминали, что за много лет до того его матери приснился страшный провидческий сон: она увидела сына, объятого пламенем в семейном склепе. Но так потом и произошло в реальной жизни… Как обычно утром, 29 января 1939 года Шухов побрился и обильно побрызгался крепким одеколоном. При этом неловко повернулся, и от случайно опрокинутой свечи на нем вспыхнула пропитанная одеколоном рубашка. Инженер получил сильнейшие ожоги, попытки врачей спасти его жизнь не увенчались успехом. Он умер 2 февраля 1939 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
…Владимир Григорьевич называл себя «человеком жизни».

В. Г. Шухов

Родился в 1853 году в городе Грайвороне. Диплом инженера он получил в Императорском Московском техническом училище, которое закончил с золотой медалью в 1876 году, после чего поспешил найти применение своим знаниям на практике.

Шухов работал в Филадельфии над Российским павильоном Всемирной выставки, одновременно изучая достижения американской промышленности.

Его проекты башен с использованием стальных гиперболоидных и сетчатых конструкций были растиражированы по всему миру. Самая известная и высокая из них — в Москве на Шаболовке. Шухов сконструировал также стеклянную крышу ГУМа на Красной Площади (1889-1894 гг.), светопрозрачные перекрытия Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (1898-1912 гг.) и перекрытия залов Киевского вокзала в Москве (1912-1917 гг.) и еще десятки зданий — торговых пассажей, перекрытий цехов и трамвайных депо. Авторству Шухова принадлежит более 180 мостов через Волгу, Днепр и другие реки.

В период развития архитектуры авангарда Шухов с успехом сотрудничал с Константином Мельниковым, вместе с которым они спроектировали изящные большепролетные конструкции крыш Бахметьевского гаража и Гаража грузовых машин Моссовета.

Кроме архитектурных конструкций Шухов заложил основу современной нефтедобывающей отрасли — по его проектам строились нефтехранилища, нефтепроводы и первый завод по крекингу нефти.

Владимир Григорьевич Шухов скончался в Москве в 1939 году.

Владимир Григорьевич Шу́хов — инженер-механик, «универсальный гений». С детства он проявлял интерес к конструированию — самостоятельно устроил в саду фонтан и водяную мельницу.

По совету отца. Шухов поступил в Московское техническое училище. Окончив его, Владимир Шухов избрал практическую деятельность инженера. Шуховым был спроектирован и построен первый в России нефтепрово́д. Одновременно учёный создал резервуа́ры для хранения нефти. По сей день весь мир хранит нефть в ёмкостях, изобретённых Шуховым. Столкнувшись с проблемой переработки нефти, за 20 лет до массового производства автомобилей инженер изобрёл процесс кре́кинга — промышленного расщепления нефти на бензин и керосин.

Особый интерес у Шухова вызывали строительные конструкции из стали. По его проектам на железных дорогах России было построено более 500 стальных мостов. До сих пор по всей стране работают сооружения Шухова: мосты, башни, перекрытия в зданиях.

В 1922 году по проекту этого инженера в Москве была построена многоярусная радиобашня высотой 160 метров. Долгое время она была символом советского телевидения. Шуховская башня признана международными экспертами одним из высших достижений инженерного искусства. Она является визитной карточкой талантливого инженера.