Урал 4320 торнадо

«Урал» представил свои автомобили на форуме «Армия-2018» (4 фото)

В рамках состоявшегося в конце августа в подмосковной Кубинке международного военно-технического форума «Армия-2018» автомобильный завод «Урал» представил свои новинки, в том числе защищенный рамный автомобиль с бронированным однообъемным кузовом Урал-53099…

О новой автомобильной технике завода «Урал» со специалистом по теме (так в оригинале) поговорил известный российский военный блогер Денис Мокрушин (twower.livejournal.com). Помимо обновленного бронированного «Урал-53099», на форуме были продемонстрированы Урал-63706-0011 «Торнадо-У» и автомобиль многоцелевого назначения «Мотовоз-М».

Урал-53099
Защищенный рамный автомобиль с бронированным однообъемным кузовом Урал-53099 впервые был показан широкой общественности еще на форуме «Армия-2015». Однако с тех пор внешний облик данного бронированного транспортного средства претерпел серьезные изменения. Представители предприятия объясняют это тем, что ранее на выставках демонстрировался макет, концепт, предназначенный для обозначения темы. В дальнейшем при работе над автомобилем на автозаводе ориентировались на мнение Минобороны России, в частности в вопросе снижения стоимости готового изделия.
Представленная на военно-техническом форуме «Армия-2018» двухосная машина из Миасса, по словам разработчиков, может быть использована для установки различного вооружения и спецсредств, выполнения задач как в тылу, так и непосредственно на поле боя. Кабина бронеавтомобиля выполнена в капотном исполнении. Цельносварной корпус обновленного Урала-53099 состоит из отсека управления, рассчитанного на двух бойцов и имеющего две боковых двери, и шестиместного отсека с двумя боковыми распашными дверями и люком, расположенным в корме и ведущим в кузов, из которого выход осуществляется через распашную аппарель.

Урал-53099
Для создания комфортных условий для экипажа из 8 человек в обитаемых отсеках автомобиля установлены кондиционер и отопитель, а для действий в условиях заражения местности на машине имеется фильтровентиляционная установка. На крыше кабины имеется место, которое может быть использовано для установки боевого модуля с вооружением.
При полной массе в 14,5 тонн автомобиль может перевозить до двух тонн различных грузов и буксировать пятитонный прицеп. Также на автомобиле установлена гидравлическая лебедка, которая обладает тяговым усилием в 8000 кг. Топливные баки бронеавтомобиля емкостью 320 литров отличаются наличием противопульного полиуретанового покрытия, которое исключает возможность утечки топлива и возгорания. Установленный на бронеавтомобиле четырехтактный дизельный двигатель с газотурбинным наддувом обеспечивает максимальную мощность 312 л.с. Максимальная скорость по шоссе – 100 км/ч, запас хода – 1000 км.
В интервью Денису Мокрушину специалист предприятия отметил, что Урал-53099 был оптимизирован по агрегатному составу, в частности, агрегаты и узлы шасси теперь являются серийно выпускаемыми. Это позволило значительно уменьшить стоимость автомобиля. При этом показатели защищенности остались неизменными, а по подвижности в настоящее время ведется диалог между Минобороны и производителем о том, что и на обычной подвеске с механической трансмиссией необходимые показатели будут выполнены. По словам представителя предприятия, стоимость автомобиля после внесенных изменений упала минимум в два раза.

При этом в Миассе уменьшили обитаемый отсек. Согласно ОКР заказывалась машина для перевозки 8 членов экипажа. В итоге их разместили, а делать защищенный кузов большого размера (как это было на представленных ранее концептах бронеавтомобиля) под какой-то гипотетический груз нерационально. Поэтому в задней части автомобиля теперь имеется ящик для ЗИП, топливные баки и место для дополнительного оборудования.
По словам представителя завода, потенциал заказов на бронеавтомобиль есть, но он, как правило, разбит на конкретные модели. Просто указывается, что есть потребность в автомобилях такого-то класса, такой-то колесной формулы. Приобретаться они могут у различных производителей. В интервью Мокрушину он отметил, что пока ясности о том, сколько машин будет закуплено именно у «Урала» нет, как и определенности в том, будут ли они закуплены вообще.
Тактико-технические характеристики «Урала-53099»:
Колесная формула – 4х4.
Габаритные размеры: длина – 6500 мм, ширина – 2550 мм, высота – 3050 мм.
Полная масса – не более 14 500 кг.
Распределение полной массы: на передний мост – 6000 кг, на заднюю тележку – 8500 кг.
Масса перевозимого груза – 2000 кг.
Масса буксируемого прицепа – 5000 кг.
Двигатель – ЯМЗ-53677-10 четырехтактный, дизельный с газотурбинным наддувом, рядный, с воспламенением от сжатия.
Номинальная мощность двигателя – 312 л.с.
Максимальная скорость – не менее 100 км/ч.
Емкость топливных баков – 320 литров (2х160).
Запас хода – не менее 1000 км.
«Торнадо-У»
Впервые автомобили повышенной грузоподъемности под обозначением «Торнадо-У» были представлены также на форуме «Армия-2015». В 2018 году на выставке демонстрировался Урал-63076-0011 «Торнадо-У» с колесной формулой 6х6. Данный автомобиль предназначен для перевозки грузов, монтажа и транспортировки вооружения, военной и специальной техники, буксирования специальных и транспортных прицепов и полуприцепов, а также для защиты перевозимых грузов и личного состава от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств. По требованию заказчика автомобиль может быть оснащен незащищенной каркасно-панельной или защищенной бронированной кабиной.
Ранее производитель указывал именно кабину в качестве одной из особенностей новой машины. Кабина «Торнадо-У» капотная, каркасно-панельная, трехместная. Она оснащена системами отопления, вентиляции и кондиционирования, что обеспечивает комфортную эксплуатацию автомобиля при заявленных температурах от -50 до +50 градусов и запыленности воздуха до 1,5 г/м3. У автомобиля имеется возможность оснащения кабины комплексом дополнительной защиты (КДЗ) – броней 5-го класса защиты по ГОСТ 50963-96 (от бронебойных пуль калибра 7,62 мм, выпущенных из АКМ с расстояния 5-10 метров).
Полная масса грузового автомобиля Урал-63076-0011 «Торнадо-У» составляет не более 32 тонн. Грузоподъемность автомобиля – 16 тонн. Автомобиль оснащается рядным шестицилиндровым дизельным двигателем мощностью 440 л.с. Наличие данного двигателя позволяет автомобилю развивать максимальную скорость по шоссе до 100 км/ч. А внушительный дорожный просвет – 400 мм обеспечивает автомобилю отличную проходимость. «Торнадо-У» в состоянии преодолевать броды глубиной до 1,8 метра и подъемы до 60%.

Урал-63076-0011 «Торнадо-У» на форуме «Армия-2018»
В конце мая 2018 года начальник главного автобронетанкового управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Александр Шевченко рассказывал, что поставки в армию новейших автомобилей семейства «Торнадо», которые в перспективе придут на смену автомобилям «Урал» и «КамАЗ» начнутся уже в 2018 году. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» он пояснил, что автомобили «Торнадо» завершают комплекс государственных испытаний. По решению Генштаба ВС данными машинами будут переоснащаться подразделения тактического звена. Александр Шевченко отметил, что автомобили будут отличаться повышенной грузоподъемностью (16-20 тонн и выше) и более мощными двигателями. По словам генерала, при создании автомобилей семейства «Торнада» учитывался опыт антитеррористической операции в Сирии, в частности была улучшена броня и минозащищенность автомобилей по сравнению с предшественниками.
Отвечая на вопрос Дениса Мокрушина о том, проведены ли государственные испытания «Торнадо-У», представитель завода отметил, что проведены предварительные испытания, а государственные еще идут. По его словам, Минобороны России заказало 30 автомобилей Урал-63076-0011 «Торнадо-У» с колесной формулой 6х6, которые будут поставлены военным после завершения государственных испытаний.
При это в интервью специалист отметил, что усиленные мосты российского производства на «Торнадо-У» так и не появились. В настоящее время на автомобиле установлены китайские мосты. Перспективы их производства в России туманны. В настоящее время подобные мосты российские заводы не делают, они есть на МАЗе и на МЗКТ, но договорится с белорусами пока не получается, переговоры велись, но без особого продвижения. Освоить же их выпуск в сравнительно небольших объемах на отечественных предприятиях не выгодно ни «Камазу», ни «Уралу», ни автобусным заводам. Слишком большие ресурсы будут на это потрачены.
Тактико-технические характеристики «Урала-63076-0011 «Торнадо-У»:
Колесная формула – 6х6.
Габаритные размеры: длина – 9550 мм, ширина – 2550 мм, высота – 3350 мм.
Полная масса – не более 32 000 кг.
Распределение полной массы: на передний мост – 8000 кг, на колеса среднего и заднего мостов – 24 000 кг.
Масса перевозимого груза – 16 000 кг.
Масса буксируемого прицепа – 12 000 кг.
Двигатель – дизельный, рядный, шестицилиндровый.
Номинальная мощность двигателя, не менее – 440 л.с.
Максимальная скорость – не менее 100 км/ч.
Емкость топливных баков – 420 литров (2х210).
Запас хода – не менее 1000 км.
«Мотовоз-М»
Также на военно-техническом форуме «Армия-2018» автомобильный завод из Миасса демонстрировал автомобиль многоцелевого назначения «Мотовоз-М», являющийся развитием легендарного уже Урала-4320. Данный автомобиль с колесной формулой 6х6 предназначен для перевозки личного состава, грузов, монтажа и транспортировки вооружений (одним из экспонатов, показанных в Кубинке, был новый вариант модернизированного буксируемого минометного комплекса 2С12 «Сани» со 120-мм минометом 2Б11, размещенным на новом грузовом автомобиле семейства «Мотовоз-М» с бронированной двухрядной кабиной), военной и специальной техники, буксирования транспортных и специальных прицепов.

Производитель отмечает, что модернизированный автомобиль может эксплуатироваться с прицепными системами, имеющими пневмовыводы, электровыводы, пневмогидравлический привод тормозной системы, полную массу до 11 500 кг и сцепное устройство для прицепов. По желанию заказчика автомобиль может быть оснащен незащищенной каркасно-панельной или защищенной бронированной кабиной.
«Мотовоз-М» на форуме «Армия-2018»
Представленный на форуме шестиколесный «Мотовоз-М» оснащается двигателем ЯМЗ-238М2, развивающим максимальную мощность 240 л.с. Этого двигателя достаточно, чтобы разогнать грузовой автомобиль полной массой 18,4 тонны до скорости 90 км/ч. Грузоподъемность автомобиля достигает 7 тонн, масса буксируемых прицепов – до 11,5 тонн.
В интервью Денису Мокрушину представитель автозавода «Урал» отметил, что «Мотовоз-М» переходит от стадии опытных образцов к стадии серийного производства. Существует намерение Минобороны России заключить контракт на поставку данных машин, начиная с 2019 года. При этом специалист отметил, что объем закупок техники у «Урала» сейчас меньше, чем было в 1990-е годы и даже в начале 2000-х годов. Связано ли это с более рациональным использованием ресурса грузовых автомобилей или с недостатком денежных средств, он ответить не готов.
Тактико-технические характеристики «Мотовоза-М»:
Колесная формула – 6х6
Полная масса – 18 400 кг.
Распределение полной массы: на передний мост – 6400 кг, на заднюю тележку – 12 400 кг.
Грузоподъемность – 7000 кг.
Масса буксируемого прицепа (по дорогам 1-4 категории) – 8000/11500 кг.
Двигатель – ЯМЗ-238М2.
Номинальная мощность двигателя – 240 л.с.
Максимальная скорость – 90 км/ч.

Declasse Tornado — двухдверный лоурайдер, присутствующий в играх Grand Theft Auto: San Andreas, Grand Theft Auto V и Grand Theft Auto Online.

Описание

GTA San Andreas

В GTA San Andreas Tornado представлен как автомобиль купе 1950-х, скорее всего, 1958 Chevy Impala, с плавными изгибами и хвостовыми плавниками. Передняя половина автомобиля (и большая часть переднего бампера с решеткой радиатора) и заднее стекло напоминают 1957 Chevrolet Bel Air, в то время как ветровое стекло, боковые, задняя сторона и нижняя половина переднего бампера напоминают 1958 Chevrolet Bel Air. Этот автомобиль является одним из нескольких автомобилей банды Los Santos Vagos.

Grand Theft Auto V

В GTA V автомобиль принимает форму 1957 Chevrolet Bel Air с его хвостовыми плавниками, лобовым стеклом и задним бампером, а его передняя часть больше напоминает 58 Bel Air с его двойными фарами и решеткой.

Варианты

Существуют также два подвида этого транспорта. Первый — битый, второй — хот-род.

У битого Tornaado на кузове имеется ржавчина и коррозия метала, интерьер сильно изношенный, а также отсутствует панель с радио и счётчик оборотов в минуту.

Хот-род-версия автомобиля представляет собой модифицированный битый Tornado, у которого отсутствует капот и другие детали передней части кузова, изменён двигатель, а также уникальные большие задние колёса вместо обычных, которые нельзя поменять.

Галерея

GTA San Andreas (Вид сзади)Возможные комбинации модификаций, которые могут быть предоставлены в Loco Low Co. из GTA San AndreasGTA V, хард-топ (Вид сзади)GTA V, кабриолет (Вид сзади)Битый Tornado в GTA V (Rear quarter view) Интерьер варианта Mariachi «Rat rod» — хот-род на базе Tornado, выполненный в стиле «rat look»

Производительность

Из-за того, что машина имеет только две двери, Tornado предназначен только для перевозки двух пассажиров. Этот недостаток восполняется высокой максимальной скоростью и ускорением автомобиля (быстрее, чем большинство четырёхдверных лоурайдеров), а также в целом стабильными поворотами даже с его длинной колесной базой, которая должна мешать маневренности автомобиля. Его низкий дорожный просвет делает автомобиль непригодным для езды по бездорожью.

Торнадо очень прочный и может выдержать немного выстрелов, прежде чем взорваться. У него нет видимой топливной крышки и взорвётся, если задний номерной знак будет снят.

Местонахождение

  • В основном вокруг территории банды Los Santos Vagos.
  • Редко встречается в Ист-Бич и Плайя-дель-Севиль.

Битый

  • Встречается в Южном Лос-Сантосе и округе Блэйн.
  • Встречается в доках Лос-Сантоса.
  • Обычно на нём ездят Деревенщины в Сэнди-Шорс.

Обычный

  • Иногда можно встретить в Рокфорд-Хиллз, возле дома Майкла.
  • На модифицированных вариантах жёлтого цвета ездят члены банды «Вагос».
  • На модифицированных вариантах фиолетового цвета ездят члены банды «Баллас».
  • На модифицированных вариантах зелёного цвета ездят члены банды «Кенты».

Прочее

  • Радиостанции в Tornado по умолчанию:
    • GTA San Andreas: Radio Los Santos.
    • GTA V:
      • Обычный вариант: WorldWide FM.
      • Битый вариант: Lowdown FM или Space 103.2.
      • Вариант Mariachi: East Los FM 106.2.
  • Tornado — самое низкое транспортное средство в игре. Удаление его задней части на земле приводит к непрерывному потоку искр, как у мини-грузовика.
  • Если захватить все территории банды Vagos, Tornado больше не появится на дорогах.
  • В Grand Theft Auto IV автомобиль, очень похожий на Tornado, можно увидеть на картине в задней комнате The Triangle Club в боро Бохан.

Торнадо в Кубинке: знакомимся с 16-тонным грузовиком Урал Торнадо-У

То, что творилось на форуме Армия-2015 в подмосковной Кубинке, вполне можно сравнить с торнадо: от желающих «посмотреть на танчики» не было отбоя! Мы же познакомились там с еще невиданным 16-тонным грузовиком Урал Торнадо-У.

В прошлом выпуске рубрики рассказывалось о дебюте грузовиков Урал Next на строительной выставке СТТ-2015. А на Армии-2015 был показан Урал Next в армейском варианте (он носит имя Урал-М, по названию шасси). Раскроем тайну: эту машину переделали из гражданской цис­терны, которая стояла на СТТ! Вместо «бочки» установили бортовой кузов с тентом, кабину перекрасили из сереб­ристого в хаки, а топливные баки закрыли листами металла, видимо, имитирующими броню.

Передняя панель унифицирована с бронированными Тайфуном-У и Уралом-ВВ

Уже известно, что такой Урал-М, или, как говорят на автозаводе, «уралым», станет основой для целого­ семейства армейских грузовиков Мотовоз-М — с колесными формулами 4х4, 6х6 (обе модели — с кабиной Next) и 8х8 (с бескапотной кабиной). «Мотовозы» будут и бронированными: такие машины будут носить общее название Ратник. Но грузоподъемность Урала Next… То есть Урала-М — не больше 12,5 т, что ограничивает и полезную нагрузку, и вес бронированного панциря.

Если взглянуть на угол кабины, видно, что она собрана из панелей У Торнадо-У есть даже кондиционер 0 / 0

А если нужен грузовик еще тяжелее? Это Урал Торнадо-У! Обратите внимание на его кабину: она каркасно-панельная, примерно как у прототипа (разумеется, с другим дизайном), показанного в 2006 году. Часть наружных панелей — двери, капот, крыша — выполнены из композитов, при этом предусмотрена и установка КДЗ — комплекса дополнительной защиты из бронепанелей.

Вход высокий, но есть и подвесная ступенька, и ручка в дверном проеме В кабине три места, а водительское сиденье — подрессоренное, Grammer

Создатели называют новинку заменой КрАЗам, поскольку по характеристикам она сравнима с кременчугскими вездеходами: грузоподъемность — 16 т, полная масса — все 30 т. Но мощность двигателя гораздо выше, 440 л.с. И что здесь за шасси? Ведь сам Урал не выпускает столь грузоподъемные мосты! Оказывается, машина построена на базе гражданского бескапотного Урала-6370: мосты — венгерские Raba, двигатель — ЯМЗ-652 (лицензионный Renault dCi 11 со впрыском common rail), сцепление — Sachs, коробка передач и раздатка — ZF. Вот только насколько оправдано применение агрегатов европейских марок на российской оборонной технике?

Под капотом Торнадо-У — ЯМЗ-652… …он же — лицензионный Renault dCi 11 На фильтрах иероглифы: часть компонентов мотора приходит из Китая Выхлопная труба Торнадо-У почти касается передней подвески: ну и ну! 0 / 0

Однако уже известно, что в этом году будет испытываться и образец с «ненатовскими» агрегатами, а в перспективе обещано, что у обеих моделей — Урал-М и Торнадо-У — будут исключительно российские комплектующие (видимо, включая локализованные). Более того, Торнадо-У будет выпускаться в полностью бронированных исполнениях 6х6 и 8х8 (Торнадо-У-Т), и, судя по всему, такие машины станут аналогами сегодняшних уральских Тайфунов, только­ менее сложными и дорогими. Ведь у Тайфунов — независимая подвеска, коробка-«автомат», масса электроники… А здесь — традиционное шасси и коробка-«механика».

Этот грузовик еще недавно был гражданским Уралом Next с цистерной. А теперь он превратился в армейский Урал-М

Планы таковы: в нынешнем году — «инициативная отработка шасси, узлов и агрегатов», «принятие решения с Заказчиком по Тайфун-У-Т» (что за Заказчик — догадаться нетрудно), в 2016 году — начало ОКР (опытно-конструкторских работ), а с 2017 года — серийный выпуск. И это правильно: обычные армейские Уралы при всех их достоинствах уже порядком устарели. Более того, на выставке то под одним, то под другим военным Уралом-4320 виднелись капли масла… Вот этого у новых моделей быть точно не должно!

Фото Марии БАРИНОВОЙ Привет, старина «лаптежник»: «экскаватор одноковшовый войсковой» на базе КрАЗа-255Б (с деревометаллической кабиной!) был принят на вооружение еще в 1977 году и до сих пор несет службу УАЗ Патриот для Минобороны: литые колеса — только для эффекта, но в комплектацию входят специальное электрооборудование, усиленная подвеска и крепления для оружия На стенде Уралвагонзавода дебютировал привычный БТР-80, но с комплексом модернизации: решетки, защищающие от гранатомета, «беспилотная» башня, антиосколочная защита, новые системы связи и навигации, видеонаблюдение и кондиционер 0 / 0 Плавающий транспортер ПТС-4 выполнен на агрегатах танков Т-80У и Т-90: грузоподъемность — 12 т на суше и 18 т на воде, максимальная скорость на суше — 60 км/ч, на воде — 15 км/ч (8 узлов) Теперь Концерн Калашников будет заниматься еще и катерами: их делает Рыбинская верфь. Показанный десантный БК-16 оснащен четырьмя пулеметами калибра 7,62 мм и крупнокалиберным пулеметом (12,7 мм). Скорость — до 40 узлов Скамейки в виде морских мин, горшки с растениями — в виде разорвавшихся ракет… Буйная фантазия, однако 0 / 0 За стильную кожаную куртку на меху с эмблемой «армия России» Минобороны просит почти 83 тысячи рублей. Сущие пустяки! Что на выставке делали поющие чаши, гармонизирующие пространство, и «Хунаньское кооперативное общество производителей чая»? Видимо, помогали повышать обороноспособность!

Паспортные данные
Автомобили Урал-4320-70
(Урал-М)
Урал-63704-0010
(Торнадо-У)
Колесная формула 6х6 6х6
Грузоподъемность, кг 12500 16000
Полная масса, кг 22500 30000
Двигатель ЯМЗ-536 ЯМЗ-652
Мощность двигателя, л.с. 285 440
Запас хода
по контрольному
расходу топлива, км
1000 1000
Дорожный просвет, мм 400 400
Преодолеваемые препятствия подъем, % не менее 60 не менее 60
брод глубиной, м 1,75 1,80


«Урал Торнадо-У». Фото: autoreview.ru

Сложное десятилетие

Грузовики семейства «Урал» изначально проектировались под нужды военных, о чем уже неоднократно упоминалось в предыдущих частях, и это во многом осложнило выживание завода после распада Советского Союза. Главный конкурент, КамАЗ, мог предложить клиентам более широкую производственную линейку, включающую, помимо прочего, магистральные тягачи, с которым в Миассе не заладилось. Кроме этого, специфика работы почти исключительно на нужды обороны оставила след на уровне инженерии завода – многие решения не подходили для гражданских нужды. К примеру, на четырехосных исполинах «Урал-5323-20» в 90-е годы использовали для российской армии кабины из Набережных Челнов. Эта кабина уже тогда устарела и, в случае выхода модели на рынок гражданского сектора о больших продажах можно было не мечтать. Поэтому появился гигант 8х8 «Урал-5323-22» с кабиной от итальянской IVECO. Однако и это мало помогало миасскому заводу – объемы выпуска упали с советских 30 тыс. машин в год до 5,4 тыс. В итоге в 1998 году на «УралАЗе» вводится внешнее управление, которое, как ни странно, спасает завод: уже через пару лет заводчане наращивают выпуск.

«Урал» с ЗРК «Панцирь-С1». Фото: pvo.guns.ru
Все это время Министерство обороны закупало грузовики относительно небольшими партиями и особого стимула к дальнейшей модернизации военной линейки не было. Тем не менее, работы шли. Все семейство «Урал-4320» получило собственное имя «Мотовоз», что на самом деле обозначает небольшой маневровый локомотив. Было ли решение о таком наименовании вызвано соображениями секретности, неизвестно, но получилось звучно и оригинально. У КамАЗа одновременно с уральскими «Мотовозами» существовала и существует по сей день аналогичная линейка «Мустанг». «Уралы-Мотовозы» были двух-, трех- и четырехосными и оснащались преимущественно различными дизелями Ярославского моторного завода. Линейка грузовиков активно экспортировалась в Африку, Юго-Восточную Азию и Южную Америку. А в конце 1994 года «Урал-5323.4» чуть не стал мобильной базой для знаменитого на весь мир ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-С1». Машина оснащалась дизелем КамАЗ-7406 мощностью 260 л. с. Долгое время считалось, что именно уральский грузовик должен был нести на себе комплекс ПВО, но в итоге завод в Набережных Челнах победил, и сейчас первой ассоциацией на «Панцирь-С1» стала камазовская машина. Но большие «Уралы» все-таки поставлялись в войска, в частности, на модель 53236 монтировали звенья понтонного парка ПМП. В настоящее время «Урал» отстранен он комплектования понтонных парков своей техникой – нишу отдали КамАЗу.

«Урал-5323». Фото: wikipedia.org





«Урал-4320», поставленный на рельсы с помощью системы УКХ (универсальный комбинированный ход). В этой ипостаси машина больше всего ответствует имени «Мотовоз». Фото:mpark.pro
Определенно на руку производителям из Миасса и Набережных Челнов стала потеря для российской армии продукции украинского КрАЗа. Нишу тяжелых грузовиков стали занимать отечественные четырехосные модели. Почему не удавалось создать в 90-е годы трехосную полноприводную модель грузоподъемностью более 7 тонн? Ведь понятно, что машины 8х8 гораздо дороже и сложнее, хотя и выигрывают в проходимости. Все дело в отсутствии подходящих мостов для столь тяжелых машин.

Нет, конечно, они были, к примеру, такие агрегаты предлагала венгерская Raba, но военным по понятным причинам это не подходило. Вот и приходилось наращивать грузоподъемность дополнительными мостами. Получилось неплохо: «Урал-5323» берет на себя сразу 10 тонн, а младший трехосный 4320-31 на твердом покрытии — на четыре тонны меньше. Проблему отсутствия «тяжелых» отечественных мостов на «УралАЗе» частично решили только в последние годы.

С целью ввести в заблуждение

Проблемой «Урала» и КамАЗа в последние пять-шесть лет стали возможные санкции Запада в связи с оборонной продукцией заводов. И если для военной техники они особенно не страшны, то гражданская продукция без иностранных моторов, коробок переключения передач и другой мелочи никак не обойдется. В этом, кстати, ничего страшного нет – в мире уже не осталось крупных автопроизводителей, полностью опирающихся на комплектующие собственного производства. Изящно эту проблему решили в ПАО «КамАЗ», когда вывели всю военную линейку техники под дочерний бренд АО «Ремдизель», или RD. Теперь нет понятия новый армейский КамАЗ «Мустанг-М» – только «Ремдизель». На официальном сайте также нет упоминаний про армейскую продукцию завода в Набережных Челнах. До недавнего времени «УралАЗ» входил в состав «Группы ГАЗ», босс которой, Олег Дерипаска, в 2018 году попал под санкции американского Минфина. И ему совсем не нужны были дополнительные проблемы с США в связи с активом, работающим на интересы Министерства обороны РФ. Поэтому Дерипаска провел сделку по продаже «Автомобильного завода «Урал» с «Объединенной машиностроительной группой» (ОМГ) Дмитрия Стрежнева.
«Торнадо-У», в котором далеко не все комплектующие отечественные. Но в Миассе над этой проблемой работают. Фото: autoreview.ru
В итоге образовалась компания, в которую, помимо завода в Миассе, вошла часть Ярославского моторного завода и совместное предприятие «РМ-Терекс», объединяющее предприятия «Тверской экскаватор», «Брянский арсенал», «Челябинские строительно-дорожные машины» и «Заволжский завод гусеничных тягачей». Так «Группу ГАЗ» обезопасили от иностранных санкций, которые вполне бы могли остановить конвейер автогиганта. И автомобильный завод, работающий на российскую армию, также защитили от гнева Запада. Не стоит думать, что такие кульбиты возможны только в России – уже несколько лет немецкий MAN поставляет бундесверу грузовики под маркой Rheinmetall. В страхе перед чрезмерно либеральным миром современного бизнеса немцы соорудили совместное предприятие RMMV (Rheinmetall MAN Military Vehicles), причем даже не в Германии, а в Австрии, чтобы совсем замести следы военной продукции. Французы свой боевой Renault Trucks Defense по аналогии с немцами переименовали для отвода глаз в Arquus («Лошадь»).
«Урал-4320-0811-31». Фото: mpark.pro
Аэродромный кондиционер АК 1,0-30-1-1У. Фото: mpark.pro
Автобус-фургон ПАФ-5350.1-11. Фото: mpark.pro
Мастерская ремонтно-слесарная (бронетанковой техники) МРС-БТМ.1 Фото: mpark.pro
Некоторое время назад создалось впечатление, что военная продукция из Миасса постепенно вытесняется бескапотной техникой КамАЗа. Это могло поставить оборонное ведомство в незавидное положение, когда вся колесная техника, от тактического до оперативного звена, зависит от одного завода. А если снова моторный цех сгорит, как в 90-е годы? Тем более что у «Уралов» есть определенное преимущество перед КамАЗами на переднем крае в армейском тактическом звене. В настоящее время эта ситуация особенно не меняется: Министерство обороны закупает «Уралов» даже меньше, чем в начале 2000-х годов.

Главное — не запутаться

Сейчас в производственной линейке «Урала» для военных нужд числится сразу четыре семейства: «Мотовоз», «Мотовоз-М», «Торнадо-У» и «Тайфун-У». Отдельно стоит отметить, что бронированный «Урал-63095 Тайфун-У» так и не попал в российскую армию – видимо, достаточным посчитали закупки ремдизелевских «Тайфунов-К63968». А вот более просторный MRAP «Урал-63099 «Тайфун» в неплохих объемах (до 200 машин в год) поступает в войска. Во многом причиной этого стала практически полная локализация: из зарубежного осталась только лебедка и стартер. Даже пулестойкие шины приспособились выпускать на Челябинском кузнечно-прессовом заводе. Среди защищенных машин попроще в Миассе также покупают «Урал-ВВ», правда, клиентом выступает только Росгвардия. Сейчас ведется работа по закупке варианта «Урал-ВП» для российской военной полиции. Постепенно угасающий спрос со стороны военных в Миассе в 2018 году попытались поднять бронемашиной «Урал-53099». Это облегченный двухосный вариант MRAP «Урал-63099 «Тайфун», но об армейской судьбе «малыша» пока мало что известно.
MRAP «Урал-53099 «Тайфун». Фото: twower.livejournal.com
Классические же «Мотовозы» первого поколения в течение пары следующих лет сойдут, очевидно, со сцены – все-таки кабина уже порядочно устарела и толком не подготовлена к бронированию.

Самым большим среди трехосных «Мотовозов» является «Урал-4320-0811-31», на длинную раму которого ставят и обычный бортовой кузов, и аэродромный кондиционер АК 1,0-30-1-1У, и штабной КУНГ МШ-5350.1 со штабным же прицепом ПШ4М. КУНГом в современном прочтении выступает К5350.1-11, а его пассажирская автобусная версия — ПАФ-5350.1-11. В общем, как всегда в лучших традициях отечественной школы именования военной техники.
«Мотовоз-М» для Росгвардии. Фото: ria.ru
«Урал-ВП» — легкий MRAP для военной полиции. Фото: mpark.pro
Отличия между «Торнадо-У» и «Мотовоз-М» едва заметны. Между тем это разные по классу машины. Фото: twower.livejournal.com
Самое сложное в истории с современными «Уралами» — не запомнить все аббревиатуры, а научиться различать между собой технику семейства «Торнадо-У» (не путайте с одноименными MRAP от «Ремдизеля») и «Мотовоз-М». Запоминайте: грузовики Урал-63706-0011 «Торнадо-У» — это самые тяжелые машины из Миасса, этакие прямые заменители украинских КрАЗов. Полная массу может достигать 32 тонн при грузоподъемности в 12,5 тонны. Машина собрана вокруг «мирного» и бескапотного «Урал-6370», а это значит, что мосты у «Торнадо-У» венгерские (как вариант — китайские), мотор, хоть и 440-сильный ЯМЗ-652, но производится по французской лицензии и представляет собой дизель Renault dCi 11 со впрыском common rail. Кабина каркасно-панельная и хорошо подходит под бронирование – даже дверные замки ригельного типа.
Первый в своем роде в России — мобильный «Флокс» на базе «Урала Мотовоз-М» с бронированной кабиной. Фото: mpark.pro
Машины «Мотовоз-М» заметно легче. Фактически это удлиненные классические «Уралы» с кабиной, максимально унифицированной с «Торнадо-У». Производитель, в частности, предлагает армии купить «Урал-4320-38011-30» с орудием «Флокс» — грузовик в своё время наделал немало шума на выставке «Армия-2016». На этом «Мотовозе-М» стоит двухрядная бронированная кабина, и её конструкция также отличается от остальных «Уралов». Обычный бортовой «Урал-4320 «Мотовоз-М» берет 7 тонн груза при снаряженной массе в 18,4 тонны.
«Урал-М». Фото: autoreview.ru
Но и это еще все! Есть в перспективной линейке еще машины «Урал-М» — военные модификации гражданских «Уралов NEXT». Именно эти грузовики должны заменить грузовики «Мотовоз» первого поколения. Главное — не запутаться.

«Торнадо-У»: армейский автомобиль повышенной грузоподъёмности

В рамках форума «Армия-2015» широкой общественности впервые был показан новый армейский грузовой автомобиль повышенной проходимости и грузоподъемности «Торнадо-У». Автомобиль с модулем бортовой платформы предназначен для транспортировки вооружения, военной и специальной техники, перевозки различных грузов, буксировки транспортных и специальных прицепов. Полная масса грузового автомобиля — до 30 тонн, грузоподъемность — до 16 тонн, масса буксируемого прицепа — 12 тонн. Предполагается, что машина может быть представлена как в бронированном, так и в небронированном варианте. В частности, кабина «Торнадо-У» может получить разную степень защиты (в зависимости от установки тех или иных комплектов защиты).

Запустив в серийное производство грузовой автомобиль «Урал-М», который представляет собой существенно модернизированный знаменитый «Урал-4320», в Миассе начали готовиться к запуску в производство новых грузовых автомобилей для Минобороны России. На базе того же «Урал-М» было создано семейство автомобилей «Мотовоз-М», включающее базовое трехосное шасси полной массой 22,5 тонны, оснащенное двигателем семейства ЯМЗ-536, а также грузовыми автомобилями с колесной формулой 4х4 и 8х8. От схожих по мощности и массогабаритным характеристикам грузовых автомобилей «Урал-М» армейские внедорожные грузовики семейства «Мотовоз-М» отличались в первую очередь оригинальным капотом и утилитарной каркасно-панельной кабиной, которая допускает возможность скрытого бронирования.
В то же время «Торнадо-У» в чистом виде грузовой автомобиль с кузовом внушительных размеров и с более традиционной для всех грузовых «Уралов» ходовой частью: на нем используются зависимая рессорная подвеска, неразрезные мосты и, во всяком случае, у опытного экземпляра, механическая коробка переключения передач. При этом, как отмечают специалисты, такая конструкция отличается простотой, а значит и дешевле в производстве и эксплуатации. В то же время они отметили, что очередное поколение уральских грузовых внедорожников осталось без независимой подвески. Благо завод наконец-то ушел от пневмогидравлической тормозной системы, остановив свой выбор на чистой пневматике.

При этом стоит отметить, что сегодня в России многие разработки обладают похожими названиями. Только «Тайфунов» в настоящее время существует три: бронемашины повышенной защищенности класса MRAP (с защитой от мин и самодельных взрывных устройств) — КамАЗ 63968 Тайфун-К и Урал-63095 Тайфун-У (литеры «У» и «К» в названии обозначают соответственно «Урал» и «КамАЗ»), а также полноценный бронетранспортер КамАЗ-63969 Тайфун.
С «Торнадо» ситуация не менее интересная. На вооружении армии России в настоящее время состоят модернизированные реактивные системы залпового огня (РСЗО) — «Торнадо-Г» и «Торнадо-С». Это модернизированные еще советские РСЗО 9К51 «Град» калибра 122 мм и РСЗО 9К58 «Смерч» калибра 300 мм (соответственно литеры «Г» и «С» означают названия данных систем). РСЗО «Град» было смонтировано на шасси грузового автомобиля Урал-4320, которое было создано еще в 1977 году. Попытки заменить шасси на более современное предпринимались ранее неоднократно. К примеру, в Белоруссии РСЗО БМ-21 «БелГрад» построена на базе белорусского шасси МАЗ-6317. Поэтому нет ничего удивительного в том, что новое шасси оригинальной конструкции от Уральского автомобильного завода получило унифицированное название «Торнадо-У», оно может использоваться в качестве шасси для РСЗО «Торнадо-Г» и «Торнадо-С».

Одним из основных преимуществ шасси «Торнадо-У» называют повышенную грузоподъемность при сравнительно небольшой собственной массе. В перспективе планируется создание целого семейства машин «Торнадо-У» в вариантах 4х4, 6х6 и 8х8. При этом вариант грузового автомобиля повышенной проходимости «Торнадо-У» с колесной формулой 6х6 активно демонстрировался на выставках, а рендеры седельного тягача из семейства «Торнадо-У» с колесной формулой 8х8 на пружинной подвеске задних осей появились в интернете в начале осени 2016 года.

Никто из специалистов Уральского автозавода не скрывает, что грузовой автомобиль «Торнадо-У» создан на базе гражданского тяжелого трехосного тягача «Урал-6370», отличающегося бескапотной компоновкой. Данный грузовик небольшими сериями выпускался в Миассе для гражданского рынка, сравнительно недавно автомобиль также был принят на снабжение Министерства обороны РФ. «Торнадо-У» получил фактически аналогичные мосты и раму, да и его индекс не сильно отличается от гражданской модели «Урал-63704-0010».
При этом на нем использовались мосты венгерской компании Raba, аналогов по грузоподъемности у группы компаний «Газ», в которую сегодня входит автомобильный завод «Урал», просто не было. Таких мостов до недавнего времени в стране не производил никто. К примеру, «КамАЗ», на котором столкнулись с необходимостью создания собственных трехосных и четырехосных внедорожных шасси, первоначально комплектовал их мостами Madara болгарского производства. Освоить выпуск данных мостов (провести локализацию) в Набережных Челнах смогли осенью 2015 года. По всей видимости, разработчики «Торнадо-У» пойдут этим же путем.
Создатели называют «Торнадо-У» заменой КрАЗам, так как по набору своих характеристик они сравнимы с кременчугским вездеходом: полная масса — 30 тонн, грузоподъемность — 16 тонн. При этом мощность двигателя у уральского грузовика больше — 440 л.с. Стоит отметить, что на «Торнадо-У», судя по всему, установлен форсированный двигатель ЯМЗ-652, так как мощность оригинального мотора не превышает 412 л.с.

Хотя «Торнадо-У» вышел существенно тяжелее привычных всем «Уралов», конструкторы сделали все, чтобы сохранить высокий уровень его проходимости. Они применили двухступенчатую раздатку с блокируемым дифференциалом, а также ведущие мосты с центральным и колесным редукторами, средний и задний мосты с блокировкой межколесных дифференциалов, с межосевой блокировкой на среднем мосту. К помогающим повышенной проходимости качествам относят также обеспеченный установкой редукторов в мостах дорожный просвет в 400 мм и колеса большого диаметра с шинами с «зубастым» рисунком протектора размерности 16.00R20. Также на автомобиле была установлена механическая КПП и зависимая рессорная подвеска. Рабочая тормозная система стала двухконтурной с пневматическим приводом и АБС.
В качестве одной из особенностей нового армейского грузовика производитель выделяет кабину. Кабина капотная, каркасно-панельной конструкции, трехместная, была оборудована системами отопления, кондиционирования воздуха и вентиляции. Часть наружных панелей кабины — капот, крыша, двери — выполнены из композитных материалов. В кабине три места, при этом сиденье водителя — подрессоренное. Вход в нее достаточно высокий, но для удобства водителя имеется подвесная ступенька, а также ручки в дверном проеме.
Использование каркасно-панельной кабины позволяет решить проблему с защищенностью водителя и пассажиров. Возможно скрытное бронирование, когда броня размещается под внешними панелями кабины, снаружи ее не видно. Установка на кабину КДЗ — комплекта дополнительной защиты может обеспечить 5-й класс защиты по ГОСТ-50963-96 (защита от бронебойных пуль калибра 7,62-мм, выпущенных из АКМ с расстояния в 5-10 метров). Но это еще не все, что касается защищенности «Торнадо-У». Двигатель грузовика защищен бронекапсулой, а под днищем может быть смонтирована противоминная защита. Таким образом, от обстрела из стрелкового оружия и подрыва защищаются не только экипаж и самые важные с точки зрения подвижности агрегаты и узлы, но также и топливный бак, который обеспечивает автомобилю внушительный запас хода — порядка 1000 километров при движении по шоссе.

В то же время представленный на форуме «Армия-2015» в июне 2015 года образец грузового автомобиля повышенной проходимости «Торнадо-У» уже тогда вызывал вопросы у автомобильных журналистов, касаемо своей технической начинки. В частности в «АвтоРевью» отмечали, что завод «Урал» никогда не производил мосты такой грузоподъемности. Поэтому конструкторы использовали венгерские мосты Raba, дизельный двигатель ЯМЗ-652 (производится в Ярославле по лицензии компании Renault Trucks, лицензированный Renault dCi 11), сцепление Sachs и коробку переключения передач ZF. В то же время главный конструктор «Урала» по военной технике Олег Якупов в интервью ТАСС говорил о то, что при сборке «Торнадо-У» будут использоваться только российские комплектующие. По всей видимости, единственный путь — это локализация производства некоторых из них в нашей стране.
На выставке RAE-2015, которая проходила в Нижнем Тагиле в сентябре 2015 года, публике демонстрировался «Торнадо-У», больше отвечающий озвученной концепции грузового автомобиля с полностью российскими комплектующими. По словам Якупова, на предприятии полностью отказались от раздаточной коробки немецкого производства, заменив ее отечественной, произведенной на уральских предприятиях. Также на всех «Торнадо-У» стояли российские двигатели. По словам Олега Якупова, велась работа над заменой импортной коробки переключения передач на отечественную.
Министерство обороны Российской Федерации высоко оценило новинку «Урал-63704-0010» — «Торнадо-У» разработки автозавода «Урал», говорил по итогам международного форума «Армия-2015» Олег Якупов. В интервью ТАСС он подчеркнул, что руководство Минобороны и представители Главного автобронетанкового управления высоко оценивают данный образец грузового транспорта. По словам Якупова, на предприятии продолжат опытно-конструкторские работы и испытания данной модели, чтобы в будущем запустить серийное производство «Торнадо-У».
Полковник Андрей Колутков начальник научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники ЦНИИ Минобороны России, в феврале 2016 года отмечал, что новый грузовой автомобиль повышенной грузоподъемности «Торнадо-У», разработанный автомобильным заводом «Урал», проходит предварительные испытания. По словам полковника, грузовой автомобиль с бронированной кабиной прошел испытания в Арктике. Тогда же источник РИА Новости в оборонно-промышленном комплексе говорил, что на «Торнадо-У» появились абсолютно новые мосты и другая трансмиссия.

С освоением серийного производства грузовых автомобилей «Торнадо-У» (а это может произойти до 2018 года) автомобильный завод «Урал» получит в свое распоряжение армейский внедорожный грузовой автомобиль нового класса. Наверняка, данная машина будет востребована не только в вооруженных силах России, но и в армиях других стран.
Тактико-технические характеристики Урал-63704-0010 «Торнадо-У»:
Полная масса — 30 тонн.
Грузоподъемность — 16 тонн.
Распределение полной массы: передний мост — 7500 кг, на тележку среднего и заднего мостов — 22 500 кг.
Масса буксируемого прицепа — 12 000 кг.
Колесная формула — 6х6.
Клиренс — 400 мм.
Силовая установка — 6-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-652 мощностью 440 л.с.
Емкость топливных баков — не менее 420 л.
Скорость — до 100 км/ч (по шоссе).
Запас хода — до 1000 км (по шоссе).
Преодолеваемые препятствия: подъем — до 60%, брод — 1,8 м.
Фото: «Торнадо-У» ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев
Источники информации: