Туркоманы

Единокровные братья азербайджанских тюрок — туркмены Киркука и кашкайцы

Самир Агаяров, специально для TuranToday.com
В этой статье нам хотелось бы поговорить о тюркских народах, которые проживают в Догу Тюркман-Эли (букв. в «стране восточных туркмен») и Кашкай-Эли («стране кашкайцев»). Речь идет о туркменах Ирака и кашкайцах.
Сам термин туркмен/туркоман часто использовался для обозначения огузов-мусульман в исторические периоды, хотя другие тюркские группы (куманы, хазары, уйгуры и пр.) обобщено именовались просто тюрками.
Вот что об этом пишет Шараф ат-Тахир Марвази, историк начала XII в:
«После того как гузы сделались соседями областей Ислама, часть их приняла ислам и стала называться туркменами. Между ними и теми гузами, которые не приняли ислам, началась вражда. Число мусульман среди гузов умножилось, а положение ислама у них улучшилось. Мусульмане взяли верх над неверными, вытеснили их из Хорезма в сторону поселений печенегов. Туркмены распространились по мусульманским странам, они проявили себя наилучшим образом, так что завладели большей их частью и стали царями и султанами» (Шараф ал-Заман ат-Тахир Марвази, «Таба`и ал-хайван»).
Достаточно вспомнить и слова Абу-Рейхана Бируни: «Когда какой-нибудь гуз принимал ислам, гузы говорили: «он стал туркменом», и мусульмане говорили, что в их число вошел «туркмен», то есть похожий на тюрка» (Абу-Рейхан Бируни, «Собрание сведений для познания драгоценностей»).
Именем «туркмен», как этническим названием, пользуются современные центральноазиатские туркмены для обозначения своей национальности, которые полностью сформировались в отдельный народ в Центральной Азии где-то в XIV-XV веках.
Но речь никак не может идти о том, что переднеазиатские (ближневосточные, анатолийские) туркмены произошли от туркмен Центральной Азии. Есть понятие ядро формирования нации, и этим ядром были кочевые средневековые туркменские племена, которые являются общими праотцами и центральноазиатских, и переднеазиатских туркмен.
Можно привести кучу аналогичных примеров. Например, страну, которую называют Германия. Если она имеет такое название, значит ли это, что все германоязычные народы (шведы, англичане, датчане и пр.) произошли от немцев? Или наши соседи — горский народ — лезгины, настоящее имя которых кюринцы, если они оставили за собой этот этноним, это же не значит, что например рутульцы, табасаранцы и удины произошли от них. Те же жители Словении, не от них же произошли русские и сербы. Или та же братская Турция, где слова Турок/Тюрок звучат одинаково, как и в других тюркских языках, да и узбеков есть отдельное племя Тюрк, и это все не говорит нам о том, что все тюркские племена произошли исключительно от них.
Да и не будем лукавить, даже некоторые западные книги, которые были написаны до современной эпохи, используют термин «туркоман» в отношении потомков тюрков-огузов, которые не были представителями туркменской национальности Центральной Азии, являющихся лишь одним из ответвлений огузов.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что многие источники (средневековые) до на наступления современной эпохи утверждают, что крупнейшая часть населения Азербайджана состояла из «туркоманских племен».
Вот, обойдемся несколькими примерами:
«Господствующий язык в Ширване есть туркоманский, употребляемый вообще в Азербайджане и называемый у нас обыкновенно татарским; он столько сходен с турецким, что оба народа могут друг друга понимать. Язык этот называемый в Закавказье турки, т.е. турецким, обогатившись арабскими и персидскими словами, отличается большою приятностью, музыкальностью; и если присоединить к этому легкость изучения его, то не удивительным покажется, что он там в таком же употреблении, как в Европе французский» (Обозрение российских владений за Кавказом в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях, часть III, 1836, стр. 78-79).
Иоганн Антон Гильденштедт в своей книге «Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг.» описывает «туркменских татар» («татарами» в Российском империи называли всех тюрков):
«Они занимают восточную подошву Кавказских гор, западный берег Каспийского моря возле Бойнака, Дербента и Утамиша и владеют также всем южным Кавказским предгорьем от Алазана, или Кахети, до Каспийского моря. Их округами там являются Куба́, Алтипара, Токуспара, Мискинджал, Хинакут, Кришбудах, Шамахие и весь Ширван, все они имеют общего господина в лице Фетх Али-хана, чье владение простирается до Саллиана. С приведенными граничат следующие туркменские округа на западе: Шаки, Кабаллах, Агдаш и Араш, которые тоже имеют одного правителя, сейчас им является Хуссейн-хан, сын Хаджи Джалаби, имеющий резиденцию в городе Нуха».
А описывая Борчалы, он отмечал: «Татары, преимущественно терекеменские или туркменские, живут в провинции Сомхити, где они составляют большинство жителей, также как в Верхнем Картли и Гурии. Рассеяны и в других провинциях. В Кахетии, к примеру, есть пять полностью татарских сел. Они говорят на турецком диалекте татарского языка и по вере своей — магометане».

Двуглавый туркменский орел на памятнике сельджукскому султану (Ашхабад)
Если же вновь вернуться к российским источникам, вот что говорится, к примеру, в «Описании всех обитающих в Российском государстве народов», Императорская Академия наук, СПб, 1799:
«Туркоманы или древние Терекеменские Татары составляют без малейшей примеси настоящий Татарский народ, обитающий издавна по восточным и западным берегам Каспийского моря, и говорящий Татарским языком по Турецкому наречию».
Разные звучания этнонима туркмен/туркоман/тюркюман/тюркман и пр. имеют один и тот же смысл, но разного диалектного толка. К примеру одним из мощных кызылбашских племен было Туркман или Туркеман.
Петрушевский, отмечая про Искендер-бека-Туркемана, по прозванию Мунши (букв. — «секретарь»), писал: «Этот крупнейший из представителей сефевидской придворной историографии родился около 968 г. х. (1560/61 г. н. э.) и происходил из азербайджанского кочевого племени туркеман». А в пояснении говорил, что этот термин в данном случае обозначает не туркменские племена вообще, а специально одно из кызылбашских племен.

Единокровные братья

Единокровные братья азербайджанских тюрок — иракские туркмены, которые волею судьбы оказались в составе государства Ирак, говорят на тюркском языке, идентичном акценту азербайджанских тюрок из Южного Азербайджана.
Иракский исследователь А.Бендероглу писал: «Диалект иракских туркмен не отличается от азербайджанского языка. Наблюдающиеся в диалекте иракских туркмен некоторые незначительные отличия ничтожны и не должны считаться чем-то необычным» (Абдуллятиф Бендероглу, «Туркмены в революционном Ираке», Багдад , 1972, с. 14)
И хотя в качестве письменного языка был принят османский тюркский, устная речь и фольклор представляли собой азербайджанский тюркский язык. Действительно, турецкие и азербайджанские, а также иракские ученые, знающие киркукский диалект, фольклор (поэтический и музыкальный), отмечают, что «эта община говорит на азербайджанском языке и фольклор ее мало чем отличается от собственно азербайджанского фольклора, являясь, по сути, одной из мощных ветвей его». Интересно, что в азербайджанском литературном языке диалектные особенности Южного Азербайджана и Багдада (Киркука) составляют преимущество, киркукский диалект включен в южную группу диалектов и наречий азербайджанского языка.
И это знали все этнографы и историки. Вот, к примеру, что писал подполковник А.М.Колюбакин (Состав населения Персии по племенам и провинциям. Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Выпуск 4, СПб, Военная типография, 1883. Секретно. Издание Военно-ученого комитета Главного штаба):
«Заняв преимущественно северную часть Персии, турко-татары частью вытеснили коренное население, частью смешались с ним, не утратив, однако своей народности, и образовали, таким образом, преобладающее население Азербейджана и Северного Ирака, а отдельные племена и ветви их разбросаны по всей Персии».
Современные публицисты тоже это указывают. «Туркменам Средней Азии их сирийские и иракские «тезки» приходятся родственниками, хотя в большей степени близки даже не среднеазиатским туркменам, а азербайджанским племенам Ирана. И те, и другие происходят из одной огузской ветви тюркских народов. Язык, на котором говорят сирийские и иракские туркмены, очень близок к азербайджанскому, включая лишь большее число арабских заимствований», — российский социальный и политический публицист, журналист, ведущий социологоческие исследования Илья Полонский.
Начиная с Большой Советской Энциклопедии и Советского энциклопедического словаря, советские и иностранные источники указывают, что в Ираке проживают «азербайджанцы» и численность их еще в начале ХХ века превышала 100 тыс. (Джалал Эртук, Феномен Ихсана Дограмаджи в Турции и в мире, Анкара, 1996, с.8; Большая Советская энциклопедия, т.1, М, 1970, с.277; Советский энциклопедический словарь, М, 1983, с.26).
Видный тюрколог Карл Менгес в книге «Тюркские языки и тюркские народы» также пишет: «Азербайджанцы проживают на севере Ирака. Численность их превышает 100 тысяч. Как и в прошлом, они и себя, и нас называют туркменами» (Менгес К. Тюркские языки и тюркские народы, Висбаден, 1968, с.12-13).
Иракский исследователь туркменского происхождения Махир Нагиб, неопровержимыми фактами подтверждая единство корней и с музыкальной точки зрения, пишет: «Отдаленность границ не могла свести на нет корневого соответствия между народной музыкой киркуко-тюркского народа и музыкой тюрков Азербайджана».
Тут же можно вспомнить вновь слова иракского туркменского ученого Хидаята Кемаля Баятлы, который писал: «Говор, на котором разговаривают иракские туркмены, входит в состав диалекта азери-тюркского языка. С географической точки зрения диалект азери охватывает Восточную Анатолию, Южный Кавказ и Кавказский Азербайджан, Иранский Азербайджан, Киркук (Ирак) и регионы проживания тюрков Сирии» (Hidayet Kemal Bayatlı, «Irak Türkmen Türkçesi»).
Киркукский исследователь Субхи Саатчи пишет: «Если проанализировать представленные нами образчики, то устная речь киркукцев несет мотив тюрков-азери и легко понимается. Если рассмотреть культурные творения как в Южном, так и в Северном Азербайджане, то из них самих явствует, что устная продукция словесности в Киркуке питается из одних и тех же истоков. Это единство и соответствие можно проследить, начиная с колыбельных, до загадок и притч» (С.Саатчи. Киркукский детский фольклор, с. 11, 13-14).
Именно он и говорил: «Тюркские литературные произведения, появившиеся в Ираке до XVI столетия, создавались на языке тюрков-азери» (там же).
«У нас одинаковые обычам и традиции, одинаковый диалект. Лично я, когда приехал сюда (в Азербайджан — прим. С.А.), увидел Киркук здесь… Тут никто не может стеснить меня, потому что и я азербайджанец, у меня тоже есть свои права на этой земле», — говорил Сейфеттин Чакмачы, известный певец и деятель культуры из числа иракских туркмен.
А как говорит лидер Фронта иракских туркмен (политическая организация, борющаяся за права тюркского населения Ирака — ред.) Эршад Салихи: «Корни и кровь туркмен едины с корнями и кровью тюркских братьев Азербайджана».

Эршад Салихи
На своих страницах в соцсетях Салихи пишет, что проблема Карабаха (карабахский конфликт) должна решиться раньше киркукской. Настолько этот человек привязан к проблеме своих соотечественников Северного Азербайджана. К слову, все помнят недавние события в прифронтовой зоне в Карабахе, 4-дневные военные операции азербайджанских войск по освобождению захваченных армянскими вооруженными силами земель Азербайджана. Киркукцы не остались в стороне, много добровольцев изъявили желание пойти на фронт на стороне своих братьев в Карабах.
«Будучи туркменами Ирака, мы гордимся Азербайджаном, с которым у нас единогласие, одни корни, с которым одинаковы мы сами. Как гордимся мы и тем, что были в армии Нури-паши при освобождении Азербайджана в 1918 году, как гордимся и теми нашими шахидами, что сегодня покоятся в Турецком захоронении шахидов в Азербайджане», — говорит Эршад Салихи.

Тоска по Азербайджану

В киркукских краях насчитывается свыше двадцати хойратовых мелодий: башири, нобатчи, мухалиф, мучала, етими, амаргала, малалла, тарифа, йолчу, ахмеддаи, кесук, агам-агам, карабаги, алдана, искендери, баят, кюрдю, гызыл, мисикии, деллигасани, мазан, матар, кесук матар, атыджи и т.д. Вот, один из этих хойратов (фольклорных четверостиший), где рассказывается о карабахских корнях некоторых туркмен Ирака (достаточно вспомнить переселенческую политику Сефевидов и Афшаридов):
Əslim Qarabağlıdır
Sinəm çarpaz dağlıdır
Kəsilib gəlib gedən
Demək yollar bağlıdır
Мои корни из Карабаха,
Грудь моя полна скорбей,
Больше не приходят гости,
Значит, закрыты к нам дороги…
А вот, некоторые иракские туркмены родом из Гянджи. Этот хойрат «Багдадская дорога из Гянджи» тому доказательство:
Bağdad yolu Gəncədi,
Gülü pəncə-pəncədi.
Demə sizdən irağam,
Bu sevda ölüncədi.
Или вот:
Harda bir qərib görsən,
Elə bil ,Gəncəlidi.
Доктор Мустафа Озкан, турецкий ученый и исследователь в своем труде «Irak Türkmen Atasözleri Üzerine Bir İnceleme» писал: «Часть иракских туркмен, по происхождению являющиеся азербайджанскими тюрками из Мараги, была переселена в Иран шахом Исмаилом. Кроме того, в переселении азербайджанских тюрков в Ирак была велика роль Надир-шаха».
Сам Азербайджан отражен в эпосах иракских туркмен.
Сенан Саид, ученый из Киркука, в свое время занимался исследованием «Арзу и Гамбар» – известного эпоса иракских туркмен. Он считает исследование этого эпоса фундаментальной работой, документом, который может ссылаться на изучение диалекта киркукцев, определить их идентичность. Исследователь приводит этот отрывок в качестве примера:
Arzum endi bulağa,
Səsi gəldi qulağa.
Arzuya peşkəş olsun
Şirvan, Tebriz, Marağa.
Арзу спустилась к ключу,
Голос её послышался мне.
Да будут жертвой ей
Ширван, Тебриз, Марага.
и дополняет: «этих строк достаточно, чтобы понять, где и от кого этот эпос берет начало».
А в Туз-Хурматинской (Туз-Хурмати или Тух-Хурмалы; город на севере Ирака, где компактно проживают туркмены) версии эпоса события происходят и на реке Аракс (Араз):
Quruyasan, ey Araz,
Əlimizden düşdü saz.
Qəmbəri çay apardı,
Yetiş, ey Xıdır İlyas
Чтобы ты просох, эй Араз,
Из рук наших упал саз.
Гамбар унесла река,
Поспеши, эй Хыдыр Ильяс.
Тут как никогда кстати слова азербайджанского историка, профессора Газанфара Пашаева: «Наша с ними родственность, эта близость, естественно, находит наглядное отражение и в топонимах: Агдам, Агдаш, Баят, Гарабулак, Каракоюнлу, Гарадаг, Карабаглы, Гала, Учтэпэ, Чардаглы, Пирахмедли, Керимли, Гушчу, Махмудлу, Мурадли и др. названия сел и местностей встречаются и в Киркукском округе, и в Северном Азербайджане. Неподалеку от Кифри, так же как и в Баку, есть замок-дворец «Ширваншах», а село возле него называется «Ширвана»».
Все это доказывает прямое родство азербайджанских тюрок с туркменами Ирака, и то, что они вовсе не отдельный от народ, а наоборот – азербайджанский субэтнос, который, как я уже сказал, волею судьбы оказался в составе государства Ирак, хотя последний, начиная с XI века был тюркским, а позже стал ареной раздоров между Кызылбашами (Сефевидами — ред.) и Османами.
Логичнее всего будет закончить эту главу словами уже известного нам Эршада Салихи: «Туркмены должны быть единым целым: здесь (в Ираке), в Сирии, Азербайджане, Иране, — всюду, где есть туркмены».

Кашкайцы


Кашкайская девушка
Ни для кого не секрет, что кашкайцы говорят на одном из диалектов азербайджанского тюркского языка. Обратимся к кашкайскому фольклору. Одной из популярных кашкайских песен является «Эта дорога ведет в Тебриз». О чем в ней поется?

Bu yol gedir Təbrizə / Эта дорога ведет в Тебриз,
Qənati rizə-rizə / Но она растерзана на куски,
Allah, bizə yol ver / Всевышний, укажи нам путь,
Biz varaq ölkəmizə / Чтобы мы вернулись в свою страну.
А теперь прочитайте, что писал об этом известный историк В.Берар в своей книге «Персия и Персидская смута»:
«Кашгаи, — предание гласит, что эти желтолицые тюркского происхождения переселенцы, были приведены сюда из Кашгара монголом Гулагу, — и другие туранцы, которых Сефевы перевели сюда из Азербайджана, должно быть, насчитывают тысяч сто человек. Они кочуют между Иездом и горными озерами Фарсистана».
Стоит обратить внимание и на стихи кашкайцев, близкие и понятные любому их соотечественнику из Северного и Южного Азербайджана. Кстати, в этих стихах столько неприятия к персам, что вообще диву даешься, как они уживаются с ними:
Kirli ürəyindən, kirli gözündən / От грязных сердец, от пакостных глаз,
Atmacalar dolu acı sözündən / От полных реплик горьких речей,
Tacikin rəngindən, onun üzündən / От окраса таджика, от его лика
Sən qoru elimi ya Pərvərdigar / Убереги ты мой край, о Всевышний!
Qaşqayı iyidi, dağdan yen yerə / Кашкайский смельчак, спустись с гор,
Dilim bağlı, Tat önündə qalmışam / Мой язык взаперти, я остался с татом!
Yaman yerdə düşdüm namərd əlinə / В тяжелый миг я попал в руки нечестивца,
Dilim bağlı, Tat önündə qalmışam / Мой язык взаперти, я остался с татом!
Этих стихов про «татов» и «таджиков» (под которыми имеются ввиду персы) у кашкайцев очень много. В другом стихе, говоря о нашествии персов, кашкайцы говорят: «Şir yatağı meydan oldu itlərə (постель льва стала ареной сражения для псов)».

Где и как живут туркмены за границей

Об истории, культуре и быте туркменского народа написано много. Но они, в основном касаются туркмен, которые проживают на территории современного Туркменистана, или на территории стран бывшего СССР. Выяснилось, что в странах, не входивших в состав СССР, проживает около 10 миллион этнических туркмен, и это, больше чем в самом Туркменистане. Такое положение дел, делает вопрос изучения гуманитарных процессов связанных с туркменами весьма актуальным. Так, в стране действует «Гуманитарная ассоциация туркмен мира», которая занимается налаживанием культурных и гуманитарных связей с туркменскими диаспорами по всему миру. Мы тоже, решили собрать информацию о том, в каких странах кроме постсоветского анклава, проживает больше всего туркмен, чем они живут, и как им там живется, в условиях современных экономических и геополитических реалий.

ТУРКМЕНЫ В ИРАКЕ

Туркмены — это третий по численности этнос в Ираке. Туркмены населяют преимущественно северные провинции страны, вдоль этнической границы расселения арабов и курдов. Современные иракские туркмены являются потомками туркмен, переселенных в Месопотамию в Средние века более 1200 лет назад, в период правления Аббасидов, которые пригласили туркмен в свою армию. Они, качестве военных колонистов для защиты дорог и опорных пунктов на переднем крае борьбы с Персией. Основная часть их компактно проживала в окрестностях города Киркук, столицы одной из самых нефтеносных провинций Ирака. Согласно переписи населения 1957 года, туркмены составляли 67 процентов населения Киркука. По последней переписи населения в 1957-м году туркмены составляли 10 процентов жителей Ирака. Соответственно, с учетом прироста населения сейчас в Ираке около трех миллионов туркмен. Официальные иракские данные, в которых приводятся намного меньшие цифры, направлены на дискриминацию туркмен.

Туркмены — мирный народ, преимущественно они становились чиновниками или торговцами. Среди них в Ираке больше всего людей с высшим образованием, и они считаются традиционно одной из наиболее прогрессивных групп населения. Они — лояльные граждане Ирака, никогда не восстававшие, несмотря на все притеснения. Поэтому их судьба и привлекает к себе так мало внимания. После создания в 1932-м году иракского государства власти начали стараться отрицать сам факт существования иракских туркмен. Школы с преподаванием на турецком языке были закрыты, газеты запрещены. Туркменские интеллектуалы и лидеры отправлены в изгнание. Начиная с 1920-го года, шесть раз туркмены становились жертвами масштабных погромов. Четыре из них были устроены иракскими властями, два — курдскими организациями. Чтобы сделать туркмен меньшинством на их земле, начиная с 50-х годов туда переселялись арабы и курды. Еще более целенаправленной политика ассимиляции стала с приходом к власти партии Баас. Туркмены были лишены политических, культурных и административных прав, при переписях населения их принуждали называть себя арабами или курдами, в туркменских городах Киркук, Мосул и Эрбиль туркменам было запрещено приобретать недвижимость и предприятия. Более 1000 выдающихся туркменских общественных деятелей и интеллектуалов, протестовавших против этого, были казнены или убиты. При Саддаме Хусейне, из провинции выдавливали национальные меньшинства, поощряя миграцию арабов. Западные оккупанты и местные власти, последние годы проводили политику заселения этой нефтеносной провинции этническими курдами, которые помогали им свергнуть режим Саддама Хусейна. Поэтому туркмены чувствуют себя обиженными и прежним режимом, и новыми захватчиками. В последнее время, этнических туркмен Ирака пытаются привлечь на свою сторону вооруженные силы Турции, в борьбе против террористов, совершающих рейды на приграничных районах Турции. Исторически, иракские туркмены всегда выступали за сохранение целостности и единства Ирака, однако, на фоне заявлений курдов о создании независимого Курдистана, лидеры туркменских общин также выразили желание, создать собственную независимую автономию.

ТУРКМЕНЫ В СИРИИ

Сирийские туркмены, проживающие на территории современной Сирии, являются третьей по численности народностью этой страны после арабов и курдов. Там проживает около 3 миллионов этнических туркмен, что составляет 13% населения стран. Из них только 1,5 миллиона знает свою историю и туркменский язык.

Появление туркмен в Сирии произошло ранее 6 века. После битвы между сельджуками и газневидами при Данданакане началась усиленная миграция туркмен, которые расселились в городах Триполи, Дамаске, Латакии, Халебе, Хаме, Хомсе и Кунейтре, и вскоре полностью взяли контроль над Сирией. В 1072 году сельджукский султан Мелик-шах с помощью туркменских ополчений захватил Северную Сирию и часть Палестины. В 12 веке, туркмены внесли большой вклад в защиту всего региона от крестоносцев. Вплоть до конца первой мировой находящаяся под османским владычеством Сирия развивалась под культурным, социальным, экономическим влиянием тюркской культуры. Однако, с 1936 года туркменам Сирии было запрещено говорить на родном языке и издавать литературу на родном языке. Лишенное всяких культурных прав туркменское меньшинство было лишено и права образования на туркменском языке. Туркменам Сирии было запрещено создавать кружки и партии, объединения для подачи своего голоса. Но в период Башара аль-Асада в сфере основных прав и независимого развития сирийских туркмен были сделаны значительные послабления, на фоне налаживания дипломатических отношений на государственном уровне.

До гражданской войны сирийские туркмены в основном занимались обувным делом, большое количество обувных фабрик в г. Алеппо принадлежат именно этническим туркменам. Также, большое количество сирийских туркмен составляет интеллигенцию страны, среди которых деятели культуры, ученые, политики и военные. Так, например, бывший министр обороны Сирии Хасан аль-Туркмени был из числа сирийских туркмен. До недавнего времени сирийские туркмены не испытывали в Сирии национального или религиозного давления, поскольку являются мусульманами-суннитами, как и основное население Сирии. А на фоне других живущих в многонациональной Сирии наций являются одной из самых «безобидных». Тем не менее, сирийские туркмены-сунниты стали объектом ненависти повстанцев, которые при поддержке западной коалиции, требуют смены режима в стране и не брезгуют прменять террористические методы против мирного населения.

ТУРКМЕНЫ В ИРАНЕ

Туркмены в Иране являются крупнейшей группой туркмен проживающих за пределами Туркменистана. Точные данные о численности туркмен в Иране отсутствуют. По разным оценкам в Иране проживает от 1,5 до 3,0 млн туркмен, что составляет около 3% населения страны. Наибольшее сосредоточение туркмен находится в двух регионах, более компактном западном, куда входят междуречье Атрека и Горгана, и более дисперсную восточную в приграничном Копетдаге, в низовьях реки Кешефруд и долина р. Герируд (Теджен). Туркмены оказались одним из разделённых народов после 1885 года. После заключения мира с Иранским шахом и определения современных границ, Ирану отошла та часть, которая до сих пор называется в народе «Туркмен Сахра», которая была заселена преимущественно туркменскими племенами.

Судьба туркмен по разные стороны границы складывалась по-разному. Индустриализация, урбанизация и более интенсивная модернизация в советском Туркменистане привела к сплочению разрозненных кочевых племён в единый народ, с более чёткими культурно-языковыми атрибутами. В то время как, Иранские туркмены долгое время представляли собой группу полукочевых племён, сохранявших более традиционный уклад. После исламской революции 1979 года усилилось культурно-языковое давление на неиранские народности страны. В теократическом шиитском Иране туркмены-сунниты долгое время чувствовали себя неуютно, и в итоге были вынуждены принять местную культуру и ассимилироваться с местным населением. Особенно подобные тенденции заметны в городах, Горган и Гонбад-э-Габус. Добровольная ассимиляция наиболее выражена среди молодёжи. Женщины-туркменки перестали носить колоритные среднеазиатские национальные костюмы, перейдя на черную иранскую паранджу. Многие семьи полностью перешли на фарси за последние 10-15 лет. В городах практически исчезли вывески на туркменском языке. Однако культурные связи сохраняются. Иранские туркменские организации и общественные активисты участвуют в работе Всемирной ассоциации туркмен Мира, ежегодно проходят культурные мероприятия посвященные дню поэзии Махтумкули. Два государства связывают давние дружественные отношения, взаимовыгодные экономические связи. Основным занятием этнических туркмен в Иране является – земледелие и ремесленничесвто. Из ремесел, бытующих среди туркменского населения, следует отметить кузнечное (кузнец обычно одновременно бывает и лекарем, табибом), ювелирное и некоторые другие. В Иране пользуются славой искусных мастеров туркмены-плотники; их охотно приглашают в качестве строителей домов и для поделки различного рода деревянных предметов.

ТУРКМЕНЫ В АФГАНИСТАНЕ

Афганские туркмены — это вторая по величине и значению группа этнических туркмен за пределами современного Туркменистана. Здесь проживает примерно 2 миллиона туркмен, что составляет около 3% населения страны. Туркменские поселения сконцентрированы на северо-западе, вдоль границы с Узбекистаном и Туркменистаном в окружении более многочисленных афганских узбеков. Более половины современных туркмен — это потомки беженцев, опасающихся коллективизации в Туркменской ССР в 1920-х годах. Точные данные о численности туркмен в Афганистане отсутствуют, так как из-за гражданской войны переписи не проводятся. В Афганистане и в настоящее время основная масса туркмен продолжает заниматься кочевым и полукочевым скотоводством и ковроткачеством. К оседлому земледелию перешла лишь очень небольшая часть туркмен, живущих главным образом в Мазари-Шерифской провинции. О том, какое важное место занимает в хозяйстве Афганистана туркменское овцеводство, можно судить по следующим данным: туркменские скотоводы Шибиргана, Меймене и Андхоя владеют подавляющим большинством 4-миллионного поголовья каракулевых овец в Афганистане; туркмены поставляют до 90% афганского каракуля, по производству которого Афганистан занимает одно из первых мест в мире. Повсеместно среди туркмен широко распространено ковроткачество и валяние кошм, главным образом в качестве домашнего производства. Туркменские ковры, пользующиеся всемирной известностью, часто называют еще «афганскими коврами». Туркменское меньшинство не принимало участия в (гражданской войне) 1990-х годов и поддерживает дружественные отношения со всеми этническими группами в Афганистане, поэтому может играть важную роль в объединении всех враждующих фракций», — говорит д-р Джамахир Анвари, министр по делам беженцев и единственный туркменский министр в правительстве президента Хамида Карзая. Это «единственная национальность без крови на руках», сказал он, добавив, что их нейтралитет ставит их в наилучшее положение в процессе объединения воюющих фракций.

ТУРКМЕНЫ В ТУРЦИИ

Отдельного рассмотрения стоит история туркмен на территории современной Турции. Туркмены эмигрировавшие в Анатолию в 10 веке составили основу этноса Османской империи, которая стала 26-ой по счету цивилизацией, доминировавшей в этом регионе, а в впоследствии ставшей Турецкой республикой. Однако, несмотря на то, что в целом народ двух стран имеет очень большую языковую, культурной и духовную схожесть, этнический состав современной Турции является гетерогенным и разнообразным, в силу того что этот регион исторически является перекрестком миров. Пожалуй Турция является единственной страной, кроме республик бывшего СССР, в которой этнические туркмены живут благополучно и в мире с другими этносами, по сей день.

ПРОЧИЕ СТРАНЫ

Кроме названых стран, небольшие туркменские диаспоры от 5 до 20 тысяч человек проживают и в других странах ближнего Востока, но большинство из них уже не знает туркменского языка и исторического происхождения.

ТУРКМЕНЫ В СТРАНАХ БЫВШЕГО СССР

Согласно переписи населения от 2011 года, в России проживает чуть более 36 тысяч этнических туркмен, что составляет менее чем 0,03% населения страны. Наибольшие туркменские диаспоры имеются в Ставропольком крае, Москве и Астраханской области. В соседнем Узбекистане по данным переписи 2000-го года, проживало около 152 тысяч туркмен, это около 0,6% населения страны. Туркмены в Узбекистане населяют в основном в приграничные районы, которые относились к древнему Хорезму и вдоль бассейна реки Амударьи. В Таджикистане, согласно офоициальным данным проживает около 20 тысяч туркмен, что составляет всего лишь 0,3% населения страны. В остальных постсоветских странах численность этнических туркмен совсем малая, и рассматривается в категории прочих национальностей, или вместе с прочими тюркскими этносами.

Сирийские туркмены. Досье

Крушение самолета произошло на территории проживания одного из национальных меньшинств Сирии — сирийских туркменов. Помимо удара истребителя турецких ВВС по российскому бомбардировщику, с земли также был открыт огонь, в результате чего один из двух пилотов, спускавшихся на парашюте после катапультирования, был убит. Второму пилоту удалось спастись, впоследствии он был доставлен на базу Хмеймим, где базируется российская авиагруппа.

Сирийские туркмены (также турки или туркоманы) — тюркский народ, проживающий на территории Сирии с XI века. По разным оценкам, их численность составляет от 100 тыс. до 1,5 млн человек (население Сирии до начала гражданской войны — около 22 млн человек). В настоящее время они говорят преимущественно на арабском языке и исповедуют ислам суннитского толка. Их местом сосредоточения являются северо-западные провинции Латакия, Алеппо, Хомс и Хама.

Положение при режиме Хафеза и Башара Асадов

В годы правления Хафеза Асада (1971 — 2000 годы), а затем и после избрания в 2000 году президентом страны его сына Башара туркмены не были признаны на официальном уровне национальным меньшинством. В связи с этим они были ограничены в праве использовать свой собственный язык (сирийско-туркменский диалект турецкого языка) и обучать ему детей. Помимо культурной и языковой дискриминации, сирийские туркмены подверглись репрессиям в 1990-е годы.

Они утверждают, что власти намеренно лишили их земель в провинции Латакия (родная провинция Асадов), чтобы передать их алавитам (одно из течений шиитского направления ислама, представителями которого является семья Асада). Переименованные деревни получили новые арабские названия. По заявлениям сирийских властей, подобная экспроприация никогда не происходила. Режим утверждал, что в действительности было проведено перераспределение земель между крестьянами вне зависимости от их этноконфессиональной принадлежности в строгом соответствии с земельной реформой.

Позиция в сирийском кризисе

В 2011 году после начала массовых протестов против режима Асада туркмены поддержали действия оппозиции. Впоследствии они стали получать поддержку со стороны Турции. При турецком содействии были созданы первые политические объединения — Демократическое сирийское движение туркменов и Национальная партия сирийских туркменов. Тогда же представители народа получили 9 мест в Сирийском национальном совете — первой крупной оппозиционной организации.

Кто такие сирийские туркмены? (ФОТО, КАРТА)

Кто такие сирийские туркмены, за кого они воюют, кто приказал сбить российский бомбардировщик и как через границу с Турцией проходят боевики, нефть и оружие, рассказал Ильшат Саетов, директор Российско-турецкого научного центра Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы.

— Большинство из тех, кто следит за событиями в Сирии, вчера, когда был сбит российский Су-24 у турецкой границы, впервые узнали, что существуют сирийские туркмены. Кто они и имеют ли отношение к известным нам «советским» туркменам — жителям государства Туркмения?

— Если углубиться в историю, то эти тюркские племена появляются в этом регионе, в Малой Азии и на Ближнем Востоке, с IX века, но основное заселение начинается, когда сельджуки устанавливали свою власть в этих районах с XI века. Пришли они из Средней Азии. Ученые спорят, разные ли это народы — туркмены и огузы, но, скорее всего, это были очень близкие друг другу племена.

Вообще туркмен — это тюркский человек (от «турк» и персидского «мен»). Эти племена строили разные государства, воевали друг с другом, самым большим было сельджукское, которое развалилось под натиском монголов, и окончательно османы завоевали эту область Шам, в которую сегодня входят Сирия, Ливан, Иордания, Палестинская автономия, в 1516–1517 годах.

Племена туркменов жили «под крышей» Османской империи до ее распада, а когда образовалась Сирия — как независимое государство, где было больше арабов, — началась их ассимиляция. В основном это народ, живущий в сельской местности. С Туркменией их роднит то, что и те, и те — тюрки, язык у них тюркский, хотя сейчас это разные народы, у ближневосточных туркмен было больше османской идентичности.

У них сегодня есть три мини-диалекта — один — близкий к турецкому, второй похож на современный азербайджанский, и третий — османизированный турецкий, где много арабских и персидских слов.

— Где на территории современной Сирии они проживают?

— Они проживают (или, вернее, проживали до начала гражданской войны) примерно на одной шестой территории страны — севере и западе. Граница с Ливаном, Хомс, Хама, Латакия, Тартус, Идлиб, Алеппо, Джараблус, Эт-Телль-эдь-Абьяд, жили они и в Ракке. По одной оценке, в Сирии и Ираке туркменов всего проживает около 3 млн, из них говорящих на туркменском — несколько сотен тысяч в каждой стране.

По данным же турецкого аналитического центра ORSAM, только в Сирии живут 3,5 млн туркмен, из них 1,5 млн говорит на туркменском.

— Какого они вероисповедания?

— Подавляющее большинство — сунниты. Среди них есть алевиты (не путать с алавитами) — одно из ответвлений шиизма.

— Как сирийские туркмены жили при Асадах?

— Конечно, такой революционной ситуации, как в Египте и Тунисе, не было, но недовольство присутствовало. Много туркменов проживает в Хомсе и Хаме.

Именно Хама была разбомблена Хафезом Асадом после начала протестов «Братьев-мусульман»* в 1982 году, когда было убито до 40 тыс. человек.

Дети и родственники, конечно, этого не забыли. Про нынешнюю гражданскую войну нельзя сказать, что она исключительно из-за рубежа инспирировалась. Недовольство было, которое потом было поддержано турками, США и прочими. Хотя в целом, по всей видимости, большого кровопролития (в этот период) можно было бы избежать, если бы в Сирии не было интересов других держав.

Недовольство росло еще и потому, что при династии Асадов алавиты становились элитой, а суннитов, мягко говоря, задвигали на задний план. Про Асада-младшего нельзя сказать, что он реформатор и демократ, но и нельзя сказать, что он деспот и тиран. В начале «арабской весны», которая коснулась и Сирии, протесты были мирные, а правительство подавляло их достаточно жестоко. Это продолжалось несколько месяцев, пока люди не стали брать в руки оружие.

Недальновидная политика руководства, а затем и внешние силы довели конфликт до вооруженного.

Количество воюющих — тоже показатель. Не может просто так довольное своими властями население пойти и начать воевать. Против него воюет, по разным оценкам, более сотни тысяч человек, среди них и обычные сунниты, и «Братья-мусульмане», и туркмены, и салафиты, и секуляристы, и джихадисты — очень разношерстный народ.

— Туркмены изначально поддержали антиправительственные выступления?

— Когда начались выступления и появились разные оппозиционные силы, туркмены в большинстве своем не поддержали Асада. Сейчас сложно сказать, кто где к кому примыкает, но точно часть туркменов сотрудничает с «Джебхат ан-Нусрой»*, часть — со «Свободной сирийской армией». Не думаю, что они полностью себя с ними идентифицируют, но на тех территориях, где вокруг есть оппозиция, они вместе с ними на основе оппозиции.

В том числе в пресловутом регионе Байырбуджак у границы с Турцией, где был сбит российский Су-24. Кстати, пять дней назад правительственные СМИ в Турции много писали о том, что российская авиация бомбит Туркменскую гору и регион Байырбуджака.

В СМИ писали, что туркмены гибнут в большом количестве, просят помощи, и им надо помогать, иначе в Турцию вынуждены будут бежать 15 тыс. туркмен.

А турецкий твиттер-феномен «Фуат Авни» (Фуат Авни — псевдоним пользователя социальной сети Twitter, который позиционирует себя в качестве осведомителя, находящегося в составе Партии справедливости и развития; аналог российского проекта «Шалтай-Болтай». — прим. ред.) еще 12 октября писал, что Эрдоган может сбить российский самолет перед выборами.

Последнее время Россия действительно стала бомбить этот район, где туркмены присутствуют в рядах оппозиции, в том числе там воюет группировка «Джейш-аль-Фатх» и «Сирийская свободная армия».

Турция всегда воспринимала туркмен как своих родственников, которых от них отрезали из-за войны и развала империи, и к ним всегда было довольно трепетное отношение среди народа. И когда началась война в Сирии, Турция поддерживала туркмен, хотя обещали они гораздо больше, чем давали.

В 2014 году в Турции на границе с Сирией был случай с задержанными грузовиками с оружием, когда турецкие власти сначала заявили, что это гуманитарная помощь, затем признали, что это оружие, но его, мол, везли туркменам.

Грузовики остановила прокуратура на границе с Сирией. Был большой скандал, власти хотели не дать показать содержимое, но фотографии были распространены. И недавно вице-премьер Турции Тугрул Тюркеш заявил, что это оружие точно никаким туркменам не направлялось и это видно хотя бы по соображениям логистики.

Он сказал, что из условных десяти пуль, отправленных Турцией в регион, восемь продается и растворяется среди других группировок, и лишь две попадает туркменам.

Но, кстати, туркмены больше воюют с ИГИЛ*, чем с Асадом.

— То есть они являются прослойкой между Асадом и ИГИЛ?

— Сложно сказать, что они вообще являются какой-то прослойкой. Единственное, что их присутствие в этом районе в составе оппозиции не устраивает правительственные силы. Последним нужен жесткий контроль за частью границы с Турцией, чтобы в том числе не дать появиться коридору к морю, которым могут воспользоваться повстанцы.

— Кто сейчас контролирует границу?

— Турция сейчас граничит сразу с несколькими группировками — и с ИГИЛ, и с туркменами, и с курдам, и с Асадом тоже. Под контролем оппозиции часть границы была уже с конца 2011 года, если мне не изменяет память.

— А сама Турция, почти европейское государство, член НАТО, контролирует на границе потоки в обе стороны боевиков, оружия с севера на юг, бензина с юга на север?

— Дело в том, что примерно с 2010 года Турция изменила свою прежнюю внешнеполитическую стратегию «ноль проблем с соседями». Она поменялась в сторону, так сказать, псевдохалифата, в котором, условно говоря,

Эрдоган является неким халифом, лидером мусульман, и Турция должна поддерживать мусульман, и особенно «Братьев-мусульман» — движение, которое есть и в Сирии, и в Египте, и в других странах.

Египет — яркий пример, ведь президент Мурси во всем, что делал, советовался с Эрдоганом. Халиф должен сидеть в Стамбуле, а различные группы и мусульманские силы, которые, как думали, побеждают на Арабском Востоке, будут брать пример и быть условными вассалами Турции, считая Эрдогана главным мусульманским авторитетом.

— Почему Эрдоган так резко отвернулся от Асада, ведь незадолго до войны он называл его братом?

— За год до «арабской весны» они встречались, вместе фотографировались, жены их встречались на светских раутах, но именно смена внешней политики привела к тому, что все резко поменялось. Асад как светский алавит в стране с суннитским большинством не вписывался в проект халифата. Нынешний премьер, а тогда глава МИДа Ахмет Давутоглу ездил в Сирию несколько десятков раз, когда началась революция в Египте, ездил к Асаду, пытался уговорить начать, как он говорил, демократические реформы. В итоге не договорились.

Поддержка пошла, где — политически, где — оружием. В итоге Мурси свергли в Египте, тунисские исламисты сами отдали власть. А в Сирии, где, как надеялся Эрдоган, режим Асада падет в течение одного-трех месяцев, идет гражданская война, из-за которой у Турции теперь большие проблемы.

Что касается границы с Сирией, то там очень сложный рельеф, и каждый метр границы они никогда не контролировали, она вся «дырявая». К примеру, курдские террористы — «Рабочая партия Курдистана» — долгие годы базировались с сирийской стороны, но их не разделяет ни забор, ни пограничные посты.

Примерно до 2014 года игиловцы и остальные оппозиционеры ездили лечиться в Турцию и свободно там разгуливали, читали праздничные намазы под Стамбулом.

Лишь в этом году их стали преследовать, периодически ловят, например, кого-то в Россию отправляют…

— А что насчет «бензиновой дороги», которая проходит через границу, и правда ли, что к этому бизнесу причастен сын Эрдогана?

— Руководит — думаю, громко сказано, но у сыновей Эрдогана есть флот, довольно большой, и по некоторым сообщениям, они возят нефть, добытую в Сирии и Ираке формированиями ИГИЛ. Об этом, например, заявляет оппозиция, но никаких доказательств я не видел.

Но это не самое тяжкое обвинение против него, в начале 2014 года в интернет слили запись, на которой Эрдоган приказал сыну вывозить из дома наличность (примерно миллиард долларов) в день начала арестов по коррупционным делам 17 и 25 декабря 2013 года. Просто из-за закручивания гаек все эти дела о коррупции заморожены. Или, например, перевозка оружия, о которой я говорил, — это более серьезная вещь, чем продажа бензина или нефти.

Интересно, что тех прокуроров, которые остановили конвой, посадили, сейчас идет суд. Сначала говорили, что это гуманитарная помощь, сейчас есть большие подозрения, что это оружие попадало ИГИЛ. А ведь это только один случай из многолетней практики…

Поставляются гранатометы, автоматы, мины — все то, что я видел на фотографиях в сообщениях турецких СМИ.

— По кому наносит удары сама Турция?

— В Ираке и Сирии по курдам. В Ираке находится база РПК, самая страшная террористическая угроза для Турции, хотя имеются данные о том, что турецкая разведка очень мощно представлена в «Рабочей партии Курдистана». Какие отношения у Турции с ИГИЛ? У нас нет достоверных данных, которые можно было бы анализировать.

Террористам воевать с Турцией — самоубийство, ведь там очень мощная армия. Когда ИГИЛ захватило Мосул, было захвачено турецкое консульство, и через какое-то время 49 человек были отпущены, но мы не знаем, на каких условиях. Мы не знаем, насколько теплые и холодные отношения у двух псевдохалифов в действительности, но по действиям — как минимум это нейтралитет.

Турецкие власти часто этот вопрос замалчивают и обходят стороной. Турецкая оппозиция прямо обвиняет Эрдогана в пособничестве террористам. Также есть предположения о том, что теракты в Сурудже в июле и в Анкаре в октябре этого года были совершены «квази-ИГИЛом», на который турецкие власти как минимум закрывали глаза.

— А сирийские курды, воюющие сейчас с ИГИЛ, рассматривают себя в будущем в составе Сирии?

— Сейчас они де-факто создали свою автономию Рожава, но отделяться от Сирии не хотят, сотрудничают с Асадом, а ИГИЛ — самый главный их противник. У них хорошие отношения с Западом.

— По какому пути теперь могут развиваться события?

— События, связанные со сбитым самолетом, пока не закончились.

Но думаю, что турки намеренно сбили самолет. Конечно, они говорят, что предупредили десять раз, но так просто это не делается, они сами постоянно нарушают воздушное пространство, скажем, Греции.

Думаю, Турция четко показала свою позицию по отношению к Западу в лице НАТО, и это точно приурочено к планировавшемуся визиту Лаврова. Это однозначно агрессивный жест по отношению к России. Это означает, что в ближайшие годы стратегическим партнером для России Турция не будет, и максимум, что мы можем развивать, — экономика. Однако и тут будет падение, поскольку воевать, надеюсь, мы не будем, а ответ какой-то нужно давать.

Павел Котляр

* запрещенные в РФ террористические группировки

О жизни туркменских трудовых мигрантов в Турции. От читателя

Текст был получен редакцией «Хроники Туркменистана» от одного из читателей без подписи. Для удобства чтения в текст были внесены минимальные корректировки и исправлены грамматические ошибки. Стилистика автора полностью сохранена.

Свои сообщения вы можете отправлять по адресу hronikatm@gmail.com

Да, брат, вот такие дела. Думаешь, все так просто, поехал устроился на работу и давай, “греби лопатой бабки”? Эх, твои думки да Богу в уши.

Проблемы начинаются сразу. Здесь, в Ашхабаде, в аэропорту сидишь и смотришь кого пропустили, а кому как приговор – “болонок” (не разрешено). Вот тебя пропустили и у тебя эйфория. Ура, все теперь будет “ништяк”. Но это не так, поверь, брат. Сидишь в самолете и вдруг, ни с того, ни с сего, подходит к соседу какой-то человек и так, с презрением говорит: «Пройдемте». Сосед в непонятках: «Как так-то? За что? Меня же пропустили». Не дай Бог встретиться с ним глазами – он словно просит: «Заступитесь за меня, помогите, ну хотя бы объясните за что?! Счастье было так рядом».

А ты как тот баран радуешься, что на этот раз не тебя собаки загрызли.

Стамбул. Я прилетел, встречайте меня. Где оркестр? Где салют? А ты один из тысячи, за последней час, прилетел за удачей, за бабками. Миграционный офицер на тебя, едва посмотрит, штамп в паспорт и «давай двигайся, “чабук – чабук” (быстрей-быстрей), не задерживай очередь!».

Да черт с ним. Берешь “чумадан” и вперед. Меня должна была встретить жена. Пришла – не пришла? А вот и она. Как хорошо. Что-то, как-то, да… Это от волнения.

Поехали к родственникам. Ну, как родственникам, ну, ради которых улицу пересекать не будешь, чтобы поздороваться. Что потрясло в Стамбуле — это много народа и все спешат, все “чабук-чабук”, т. е. быстро. На метро бегом, на автобус бегом, если опоздал, то другой долго ждать.

Приехали мы к ним к вечеру, потратили на дорогу часа четыре. “Салам-салам”, проходим к столу, выпили, поели, что принес, разговоры, политика, слухи-сплетни. Темы для беседы заканчиваются, но жена опять что-то находит. Никак не могу дождаться, когда же это кончится. С женой хочу остаться. Выяснить, что она так, как-то холодно что ли со мной. В душе-то не спокойно.

Интересная “шутка юмора” случилась – во время разговора говорили на русско-туркменском и на турецком. И все это смешанно. Там были родственник с женой и еще пару женщин туркменок. Одна из них говорит: «Сен, знаешь, бенин патронымын *уюни. Вот он бени сил этди». Другая отвечает: «Эвет -эвет» (да-да). У меня шок, твою дивизию, е-мое, что это такое, куда попал? Хорошо, что одна из них догадалась о моем недоумении. Объяснила: «Это не то, что ты подумал! “*уй” на турецком означает характер, привычка.

Рано утром жена заявляет, именно заявляет, что ей на работу пора. «Вот деньги – 200 лир. Жить будешь здесь. С работой родственничек поможет. До встречи на следующей неделе». И все. Но, на душе-то не спокойно.

Устроился на работу, на автомойку. Родственничек за это 100 долларов взял. Сказал, что это по-божески, по-родственному. На работе все что-то говорят, о чем-то спорят, над чем-то смеются. Я не понимаю. Устал. Придя на квартиру, даже есть не хотелось. Спать-спать, обедом-то накормили. Прошла неделя, наконец-то выходной – ИЗИН.

К часам 11-12 жена звонит: «Приходи в Кадыкой, к такому-то месту. Погуляем». Делать нечего, пошел. Прошлись по магазинам, на пролив посмотрели, в «Симит сарай» покушали. За все платила она. У меня деньги были, зарплату получил за неделю. Время проходит, вечером она говорит, что ей на работу надо. Я-то ожидал другое. Всю дорогу, и в метро, и на минибусе думал: «Как так-то, что это было? Не понимаю. Если так, то зачем этих шмоток мне купила? Могла бы сказать так мол так. Или может действительно на работу надо. С другой стороны, она же не ребенок должна же понять, что мне еще и другое хочется. Если понимает, то зачем время теряет на прогулки эти, на шмотки? Не понимаю».

Ладно, работа есть и то хорошо. С высшем образованием, с кандидатской… Автомойка. Первое время, к месту и не к месту, говорил, подчеркивая у меня высшее образование. Мол разбираюсь в философии, в психологии. Историю с политикой знаю. Моему патрону, да вообще туркам наплевать на тебя и твое образование. Ты – есть механизм, средство для получения прибыли. Будет о тебе заботиться, беречь тебя до тех пор, пока от тебя есть польза. Если нет, то в ту же секунду тебя забудет.

Может в ресторане потратить пять-десять тысяч лир за раз, но зарплату тебе на 50 лир не повысит. “Шимди маша зам олмаз. Ама бакыжам”.

Однажды приехала канализационная машина, патрон у меня спрашивает знаю ли я, что это и есть ли в Туркмении канализация. Да, у нас есть канализация, только воду мы пьем из арыка – водопровода нет. Я пошутил, но он кажется не понял. В другой раз, он мне объяснял, что хлеб пекут на специальных заводах и за раз могут выпечь аж тысячи штук. Вот такие, брат, дела. Не понимают, что и у нас есть какая-то цивилизация, мы тоже пользуемся ее плодами. Хотя, если дело и дальше будет так продолжаться, этот турок окажется прав.

Сам по себе любой турок безвредный. Поможет во всем, хочешь работать – поможет, хочешь квартиру снять – поможет, дорогу покажет и объяснит, как и на чем доехать. Хочешь напиться тоже поможет. Все зависит от тебя. Заставлять или принуждать к чему-либо никто не будет. Работаешь -работай, пьешь – пей, *лядствуешь – твоя проблема. Ему все по ***, главное – не трогай его семью, его дом, за это может и убить. Президента, главу города, депутатов всех уровней может ругать последними словами, но стоило Эрдогану попросить помощи, призвать выйти на улицу защитить его от путчистов – все как один с детьми, с женами вышли. Не допустили кровопролития.

Закон для них ЗАКОН. Взятку дашь – возьмет, но все равно сделает по закону. Для открытия своего бизнеса правительство выделяет льготные субсидии. Не просто так – «на, возьми деньги», а на приобретение техники, станков, на аренду помещений. Через два-три года начинаешь выплачивать проценты, через пять-шесть лет – ссуду. Ходить и клянчить не надо. Для этого есть банки, как частные, так и государственные. Этих банков в Турции полно. Сами помогут бизнес-план составить и другие формальности за тебя сделают, только прояви желание. Это выгодно. Даже если обанкротишься, государство все возместит.

Проблемы могут быть с правительством, а не банком.

Как-то я не смог вовремя заплатить за воду и за электричество. Просрочка на два месяца. На депозите денег нет. Пришел я в их водоканал с горсоветом, объяснил ситуацию. С меня штраф не взяли.

Слушай, давай тебе расскажу, как я “отурма изин” (вид на жительство) получал. Так вот, этот “родственничек” начал мне втулять, мол это проблемно, что у тебя на счету должно быть пять -шесть тысяч долларов, медстраховка, договор об аренде жилья, бумага с полиции и т.д. Мне он предложил заплатить за страховку и бумагу из полиции, а остальное он за 500 долларов возьмет на себя, поговорит с кем надо и поможет мне. Т. е. он мне одолжение сделает. Пятьсот долларов и в Африке пятьсот долларов, отдавать было жалко. Все туркмены, которых я тогда знал, говорили то же самое, что и они тоже платили. Делать нечего, язык не знаю, посоветоваться не с кем. На свое счастье с одним грузином познакомился. Разговорились и он-то мне все и объяснил. Пять-шесть тысяч долларов на счету — это чепуха, этого не требуется, а остальное и он мне поможет сделать за два-три дня. Чтобы получить договор на аренду жилья, он пообещал поговорить со своим хозяином и сделать бесплатно. Действительно сам же и сделал.

Курьез случился в полиции. Пришел я в их полицейский участок. Кое-как объяснил, что печать, мол мне надо на бумагу для “отурма изин”.

Он мне говорит: “Паспорт”.

— Вот, пожалуйста, – отвечаю. Посмотрел на меня, на паспорт, ввел что-то в компьютере. Бац! – печать на бумагу и мне отдает. Я в ступоре. Как так-то? Разве так бывает? Пришел в полицию за печатью и тебе раз и возьмите, пожалуйста. Где же два-три часа в очереди постоять, потом то в один, то в другой кабинет побегать? А «башлык на совещании, зайди на следующей неделе, тогда и посмотрим»?

Вот так-то брат. И такое бывает. Полицейский-то, тоже оказывается человек. И бояться его не надо.

***

Утром солнце встало, вечером спать пошло. Так и день прошел. Вчера, сегодня и завтра одно и то же. Все “чабук-чабук”. Живешь от выходного до следующего выходного. Планируешь, как получу изин сделаю это, сделаю то, пойду туда, пойду сюда. Но ничего из этого не сделаешь, будешь спать и еще раз спать и так изин твой кончится.

Продолжение следует…