Танк меркава 4

Меркава 4 Merkava Mk4 современные танки Израиля, на данный момент основные боевые машины бронетанкового парка израильской армии.
Проектирование танка нового поколения Меркава 4 Merkava Mk4 началось на рубеже 1990-х гг. Первые четыре опытных образца поступили на войсковые испытания в 1999 г. В 2004 г. машина принята на вооружение. Темп производства — 50 штук в год. В июне 2010-го танк был впервые продемонстрирован на 10-й парижской Международной выставке вооружений и военной техники «Евросатори-2010>>.

Фото Merkava Mk4 для сопоставления размеров боевой машины вблизи объекта для масштаба , большинство людей не понимают, насколько они велики почти на фут выше, чем Абрамс .

Компоновка нового танка такая же, как у предшественников. Башня же стала эллиптической формы спереди и с боков. На её крыше с усиленным бронированием имеется только один командирский люк. Модернизирован 60-мм миномёт. Для лучшего контроля обстановки, место водителя-механика оборудовано видеокамерой заднего обзора. Всего на машине четыре видео¬камеры. Они передают изображения на четыре монитора.

Merkava Mk4 вид на башню танка сверху

ТТХ- Меркава 4 Merkava Mk4 современного танка Израиля:

  • Боевая масса — 65 т.
  • Экипаж — четыре человека.
  • Модульная защита.
  • Орудие MG253 120-мм.
  • Боекомплект 46 снарядов.
  • Более совершенная СУО.
  • Скорость 64 км/ч
  • Запас хода 500 км.

Меркава 4 Merkava Mk4 современные танки Израиля

Установленная на Меркава 4 модульная защита состоит из активных и пассивных элементов. Активная защита «Трофи» предназначена для уничтожения снарядов противотанковых ракетных комплексов и РПГ. Конструктивно обеспечен более высокий уровень защиты от мин. Merkava Mk4 оснащена новым гладко-ствольным 120-мм орудием MG253 с маской, противооткатным устройством и теплоизоляционным кожухом.

Израильский солдат стреляет с башни Меркава граница с Сирией, Вторник, 21 Мая 2013 год

Из пушки можно вести огонь управляемыми ракетами с полуактивной лазерной системой наведения. В башне установлен электрический барабанный механизм заряжания на 10 снарядов. Остальные 36 снарядов находятся в защищённом отсеке в огнеупорных контейнерах. На танк установлена самая современная система управления огнём (СУО).

Бригада 401 оснащена танками Меркава Mk.4

Командир и наводчик имеют независимые стабилизированные прицелы с тепловизорами, интегрированные в боевую управляющую информационную систему. Она собирает информацию от всех электрических и оптических датчиков, навигационного оборудования и средств коммуникации. Система позволят обмениваться данными с другими танками на поле боя. Машина оборудована новым американским дизелем водяного охлаждения GD 833 мощностью 1500 л.с, было всего 900. Он находится в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией. Ходовая часть модернизирована с целью достижения скорости в 64 км/ч. Запас хода — 500 км.

Меркава Мк 4 основной боевой танк обороны армии Израиля

Меркава Mk4 современные танки Израиля, на данный момент производство составляет около 50 машин в год, из за этого на вооружении Армии Израиля остаются и образцы предыдущих серий о и

израильские танки меркава фото

«Меркава-4» и Т-90МС: кто кого?

Сравнение разных образцов бронетехники одного класса является излюбленным занятием специалистов и любителей военного дела. Нередко появлению новых сравнений способствует обстановка в тех или иных регионах. Так, ситуация на Ближнем Востоке остается напряженной, что приводит к риску начала полномасштабного вооруженного конфликта между несколькими странами. Естественно, в такой войне будут участвовать современные образцы боевых машин. Представим, что на поле боя встретились основные танки Т-90МС и «Меркава-4» российского и израильского производства соответственно. Какая бронемашина сможет завершить бой победой?

Танки «Меркава-4» являются самыми новыми и совершенными машинами своего класса в Армии обороны Израиля. Они поступили в войска в середине прошлого десятилетия и постепенно стали основой бронетанковых войск. За прошедшее время было выполнено несколько модернизаций техники, по результатам которых она получила те или иные новые агрегаты и возможности. При этом процесс обновления не останавливается. Уже известно о работе над новой модификацией танка.

Танки «Меркава-4» на службе. Фото Wikimedia Commons
Российский танк Т-90МС представляет собой экспортную версию машины Т-90АМ «Прорыв». Этот проект стартовал в середине прошлого десятилетия, а готовую машину впервые показали в 2011 году. Проект «Прорыв» предусматривал глубокую модернизацию существующего танка Т-90, направленную на повышение технических и боевых характеристик. В составе обновленной машины используются современные компоненты, за счет которых и достигаются повышенные характеристики.
В ходе гипотетического ближневосточного конфликта танки «Меркава-4» могут использоваться только израильской армией. Несмотря на давнюю историю, бронемашины семейства «Меркава» состоят на вооружении только в Израиле. Другие страны проявляли интерес к такой технике, но он пока не привел к реальным поставкам. Танк Т-90МС тоже пока не успел попасть в армию. Предыдущие образцы семейства Т-90 активно продавались и служат по всему миру, но последняя глубокая модернизация пока не производится серийно для заказчиков. В будущем не исключается продажа такой техники некоторым ближневосточным странам, например, Сирии. Именно ее можно рассматривать в качестве эксплуатанта Т-90МС в гипотетической войне.
Подвижность
Одним из основных факторов, влияющих на боевые качества танка, а следовательно и на исход сражения, является подвижность. Бронемашина должна иметь возможность перемещаться по полю боя с заданной скоростью, не обращая внимания на неровности или препятствия, за счет чего обеспечивается своевременный выход на огневую позицию и достигаются преимущества перед противником.
Израильские танки «Меркава-4» оснащаются дизельными двигателями General Dynamics GD883 мощностью 1500 л.с. Боевая масса машины, в зависимости от комплектации, превышает 65 т. Таким образом, удельная мощность танка не может быть выше 23 л.с. на тонну. Двигатель соединяется с автоматической гидромеханической трансмиссией. Машина оснащается ходовой частью с подвеской на основе пружин. При этом имеются средства, защищающие подвижные части подвески от негативного воздействия грунта или камней.

Опытный Т-90МС. Фото Wikimedia Commons
В кормовом отсеке Т-90МС монтируется дизельный двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с., соединенный с автоматической трансмиссией. По результатам модернизации этот танк весит 48 т, что позволяет получить удельную мощность не менее 23,5 л.с. на тонну. Вновь используется традиционная для отечественного танкостроения ходовая часть с торсионной подвеской, не нуждающаяся в дополнительной защите.
Танки Т-90МС и «Меркава-4» мало отличаются друг от друга по своей удельной мощности. Тем не менее, масса машин заметно сказывается на их характеристиках. Так, израильский танк на шоссе разгоняется до 64 км/ч, тогда как российский способен развить 70 км/ч. Т-90МС также имеет существенное преимущество в запасе хода. Необходимо отметить, что большая масса «Меркавы-4» может ухудшать стратегическую мобильность, ограничивая выбор путей переброски такой техники. Впрочем, особенности эксплуатации техники и стратегия АОИ позволяют не сталкиваться с подобными проблемами. Израильские танки создавались с учетом эксплуатации только в своем регионе, а их отправка в другие районы не планируется.
В целом, из доступных данных следует, что Т-90МС способен показывать более высокие характеристики подвижности, как на дорогах, так и на пересеченной местности. Экипаж с хорошей подготовкой сможет использовать эти преимущества в бою для более быстрого выхода на выгодную позицию.
Защита
Другим фактором, сказывающимся на общей эффективности танка, является его живучесть, которая, в свою очередь, складывается из совокупности защиты, компоновочных решений и т.д. Следует отметить, что в российском танкостроении традиционно ведется поиск оптимального сочетания всех основных характеристик, тогда как израильские инженеры делают упор на защиту. Это приводит к появлению характерных отличий двух машин.

«Меркава-4» на полигоне. Фото АОИ
По известным данным, лобовая проекция «Меркавы-4» прикрыта комбинированным бронированием с металлическими и керамическими деталями. Прочие проекции, для экономии веса, защищаются гомогенным бронированием. Характерной чертой израильского танка является большой наклон верхней лобовой детали корпуса. Также для улучшения защиты экипажа использована нестандартная переднемоторная компоновка, при которой двигатель и трансмиссия оказываются дополнительной преградой на пути снаряда. Кроме того, в обитаемом отделении отсутствуют потенциально пожароопасные гидравлические системы и боекомплект. В конструкции корпуса также учтена необходимость защиты от взрывных устройств под гусеницами или днищем.
Ранее АОИ активно использовала системы динамической защиты, но «Меркава-4» не имеет такого оснащения. Тем не менее, несколько лет назад началось массовое оборудование таких танков комплексом активной защиты «Меиль Руах», предназначенным для перехвата подлетающих боеприпасов. По открытым данным, в современной комплектации «Меркава-4» может перехватывать гранаты и ракеты, а также выдерживает попадание различных снарядов. При этом, однако, точные показатели брони не разглашаются.

От предшественников российский Т-90МС «унаследовал» комбинированную лобовую защиту из броневой стали, дополненной металлическими и керамическими пластинами. Лобовая проекция также имеет современную интегрированную динамическую защиту «Реликт». По данным разработчиков танка и защиты для него, сочетание комбинированной брони и «Реликта» позволяет выдержать попадание большинства современных противотанковых боеприпасов. Борта и корма корпуса имеют гомогенную защиту, которая дополняется бортовыми экранами разных типов.
Модификация танка Т-90АМ для российской армии может оснащаться некоторыми элементами комплекса активной защиты «Афганит». Для экспортной машины Т-90МС предложено использование КАЗ «Арена-Э» с иными характеристиками. При использовании всех доступных средств Т-90МС способен защитить себя от разных атак, причем некоторые угрозы перехватываются на безопасном расстоянии.

Т-90МС на трассе. Фото Vitalykuzmin.net
Отсутствие полных данных по уровню защиты не позволяет объективно сравнивать два танка. По этой причине они смотрятся равноценно, хотя некоторые их особенности могут давать преимущества перед конкурентом. Так, Т-90МС выгодно отличается наличием полного набора в виде комбинированной, динамической и активной защиты, дополненных режущими экранами. Не имея динамической защиты, «Меркава-4» может похвастать особой компоновкой, повышающей живучесть экипажа при атаке из передней полусферы.
Наблюдение и управление
Чтобы реализовать весь потенциал оружия без неоправданных рисков, современный танк должен иметь эффективные средства наблюдения и систему управления огнем. Кроме того, ему требуются системы связи, обеспечивающие обмен данными о тактической обстановке с командованием или другими боевыми машинами. Все эти требования были учтены в российском и израильском проектах.
Танки «Меркава-4» последних серий оснащаются системой управления огнем BAZ и средствами связи типа BMS. В состав СУО входят командирский панорамный прицел и оптико-электронный блок наводчика, стабилизированные в двух плоскостях. В распоряжении командира и наводчика имеются дневные и ночные камеры, а также лазерный дальномер. Имеются баллистический вычислитель и автомат сопровождения целей. По разным данным, в светлое и темное время суток обеспечивается поиск целей и стрельба на дальность до 6-8 км. Система связи BMS обеспечивает обмен данными об обстановке на поля боя, прием и выдачу целеуказания.
Проект Т-90МС предусматривает использование современной СУО «Калина». В распоряжении командира и наводчика имеются комбинированные (дневной-ночной) прицелы, причем на крыше башни располагается панорамный прицел командира. Вооружение и прицелы стабилизированы в двух плоскостях. Автоматика обеспечивает опознавание и сопровождение цели, выработку данных для стрельбы и т.д. Имеется комплекс средств связи для взаимодействия и передачи данных на уровне батальона. Предусматривается навигационная аппаратура, использующая сигналы спутников. СУО «Калина» обеспечивает наблюдение за обстановкой в любых условиях и применение оружия во всем диапазоне дальностей.

Управляемая ракета LAHAT, входящая в боекомплект орудия MG253. Фото Wikimedia Commons
Согласно доступным данным, системы управления огнем BAZ и «Калина» на данный момент могут претендовать на лидирующие позиции и являются одними из лучших образцов своего рода в мире. Они способны успешно обеспечивать поиск целей с последующим их уничтожением при помощи штатного оружия. Высокое совершенство СУО предъявляет особые требования к подготовке экипажа. Фактически итог противостояния зависит не только от техники, но и от навыков танкистов.
Вооружение
Конечной целью применения современных средств защиты и управления является безопасное и эффективное использование вооружения для поражения противника. «Меркава-4» и Т-90МС относятся к разным школам танкостроения, но воплощают самый современный подход к созданию комплексов вооружения.
В башне танка для АОИ устанавливается 120-мм гладкоствольное орудие-пусковая установка MG253 со стволом длиной 50 калибров – переработанный вариант известной пушки Rh-120. Это изделие может использовать все существующие 120-мм снаряды для танковых пушек, соответствующие стандартам НАТО. При этом израильская промышленность выпускает несколько собственных типов боеприпасов. Бронебойные снаряды для MG253 способны пробивать не менее 600-650 мм гомогенной брони. В боекомплект «Меркавы-4» входят управляемые ракеты LAHAT с запуском через ствол. Заявлена дальность полета до 8 км и бронепробиваемость до 800 мм за динамической защитой.
Боеприпасы подаются в орудие при помощи полуавтоматической системы с барабаном на 10 снарядов. Еще 38 выстрелов хранятся в отдельной укладке и подаются в барабан вручную. Утверждается, что это ускоряет процесс подготовки к выстрелу за счет автоматического поиска необходимого снаряда и механизированного досылания.

Ракета 9М119М для орудия 2А46. Фото Vitalykuzmin.net
Комплекс дополнительного вооружения включает пару пулеметов винтовочного калибра. Один монтируется на орудийной установке, второй – на крыше башни. Также имеется дистанционно управляемая установка с крупнокалиберным пулеметом. На башне располагаются дымовые гранатометы. «Меркава-4», как и предшественники, может нести 60-мм миномет.
Проект Т-90МС предусматривает использование 125-мм гладкоствольного орудия-пусковой установки 2А46М-5 со стволом длиной 48 калибров. С пушкой сопрягается обновленный автомат заряжания. Боекомплект орудия состоит из 40 выстрелов раздельного заряжания. 22 располагаются в автомате заряжания в нижней части боевого отделения, еще 8 находятся в укладке корпуса. Дополнительная укладка на 10 выстрелов организована в новой кормовой нише башни. Пушка 2А46М-5 совместима со всеми отечественными боеприпасами калибра 125 мм. Бронебойные снаряды последних моделей способны пробить до 600-650 мм гомогенной брони. Также Т-90МС несет комплекс управляемого вооружения 9К119М «Рефлекс-М» с противотанковой ракетами 9М119М и 9М119М1. Дальность полета таких ракет достигает 5 км. Бронепробиваемость – до 900 мм за динамической защитой.
На одной установке с орудием помещается спаренный пулемет ПКТМ. Второе такое изделие монтируется на дистанционно управляемом боевом модуле. Кроме того, в состав дополнительного вооружения входит набор дымовых гранатометов.

В сфере вооружения наблюдается любопытная ситуация. При использовании артиллерийских снарядов существующих типов «Меркава-4» и Т-90МС могут показывать схожие характеристики и боевые качества. Однако при применении управляемых ракет ситуация меняется в пользу израильского танка. Более новый комплекс LAHAT имеет преимущества в дальности стрельбы, хотя и проигрывает «Рефлексу» по показателям пробития. Преимуществом «Меркавы-4» можно считать большее количество пулеметов, а также использование крупнокалиберного M2HB.

Серийный танк «Меркава-4» с комплексом активной защиты. Фото Wikimedia Commons
Кто кого?
Поверхностное изучение двух современных боевых машин, которые могут столкнуться в гипотетических боях на Ближнем Востоке, показывает весьма интересную ситуацию. Располагая только открытой информацией, нельзя с уверенностью утверждать, что какая-либо из рассматриваемых машин имеет однозначные преимущества перед другой. В одних сферах лидерство удерживает «Меркава-4», тогда как в других более удачным выглядит Т-90МС. На основе этого можно сделать очевидные выводы.
В области подвижности и стратегической мобильности большие преимущества имеет более легкий и компактный основной танк российского производства. По живучести два танка, по-видимому, похожи, хотя равный уровень защиты устойчивости достигается разными способами. Таким же образом дело обстоит в сфере систем управления огнем, связи и управления. С точки зрения вооружения «Меркава-4» и Т-90МС похожи, хотя наличие ракет большей дальности дает преимущества израильскому танку.
Складывается достаточно интересная картина. Получается, что для успешного завершения гипотетического боя Т-90МС должен использовать свои преимущества в подвижности, а «Меркаве-4» для тех же целей придется применять эффективные средства наблюдения и ракеты сравнительно большой дальности. При этом обе машины вряд ли могут рассчитывать на успешное поражение противника первым метким выстрелом, поскольку располагают серьезной защитой разного рода.
Таким образом, при столкновении двух танков «чистые» тактико-технические характеристики в известной мере теряют свое значение. Одновременно с этим растет значение средств связи и управления, а также выучки экипажа. Большие шансы на победу в таком случае будет иметь та боевая машина, которая раньше получит сведения о присутствии противника, а также быстрее обнаружит его и, используя свои технические преимущества, нанесет решающий удар.

Т-90МС в момент после выстрела. Фото Vitalykuzmin.net
Современная военная техника отличается высокими характеристиками и определенным совершенством. Развитие систем вооружения и других устройств привело к самому серьезному росту значения вспомогательных комплексов и подготовки личного состава. В результате итоги столкновения «Меркавы-4» и Т-90МС будут зависеть, в первую очередь, от конкретных людей. Какие экипажи столкнутся в гипотетическом сражении – отдельный вопрос.
Прямое сравнение любых современных танков от ведущих производителей может закончиться самыми интересными выводами. Современный основной боевой танк не является боевой единицей, работающей самостоятельно и в отрыве от других структур. Эффективность его боевой работы прямо зависит от систем разведки, связи и управления. Кроме того, особое значение приобретает подготовка личного состава – как танковых экипажей, так и командования.
Обстановка на Ближнем Востоке не меняется и по-прежнему существует риск начала полномасштабного вооруженного конфликта с участием ряда стран региона. В такой войне будет использоваться самая разная бронетехника, состоящая на вооружении; ее участниками могут стать танки «Меркава-4» и машины семейства Т-90. Как видим, результаты сражений с применением такой техники зависят от множества факторов и вряд ли являются предсказуемыми.
По материалам сайтов:

15 фактов о танке «Меркава»

1. Разработки израильского танка «Меркава» начались в 1970 году после того, как Великобритания отказалась продать Израилю партию танков «Чифтен Mk 1». Израильтяне и ранее неоднократно сталкивались со всевозможными эмбарго и срывами поставок вооружений, но все же этот демарш англичан оказался для них неожиданностью, и израильское правительство поставило задачу создания отечественного танка. В 1974 году были созданы первые опытные образцы первого израильского танка, а в 1979 году танк «Меркава Mk.1» был принят на вооружение Армии обороны Израиля.

Танки «Меркава» в музее бронетанковых войск возле израильского селения Латрун
Фото автора

2. За всю историю существования танка было создано четыре его модификации: «Меркава Mk.1», «Меркава Mk.2», «Меркава Mk.3» и «Меркава Mk.4». По словам представителей израильской оборонной промышленности следующим поколением этого танка будет не «Меркава Mk.5», а принципиально новый танк с улучшенными огневыми и защитными характеристиками, маневренностью и скоростью. Исходя из сообщений в прессе, предполагается, что этот танк будет оснащен лазерной пушкой, а его испытания начнутся в 2020 году.

Сравнение основных технических характеристик модификаций танка «Меркава»
Инфографика автора

3. Команду по разработке «Меркавы» возглавил Исраэль Таль, который был не профессиональным инженером, а военным, начавшим свою карьеру в составе «Еврейской бригады», во Вторую мировую войну воевавшей в составе британской армии, а впоследствии принимавшей участие во всех арабо-израильских войнах.

Исраэль Таль – создатель танка «Меркава» во время Шестидневной войны 1967 года (на фото справа)
Памятник танку «Меркава» в Реховоте – городе, где провел свои последние годы Исраэль Таль

4. Слово «Меркава» переводится с иврита как «колесница» и имеет также религиозно-мистическое значение. Это слово упоминается в видении ветхозаветного пророка Иезекииля и обозначает «Божественную колесницу-трон», в которую запряжены четыре крылатых существа – тетраморфы, каждое из которых имеет четыре крыла и четыре лица: человека, льва, тельца и орла.

5. На конструкцию танка оказал влияние характер оборонительных сражений, которые ведут израильтяне. Танкисты ЦАХАЛ предпочитают располагаться на специально оборудованных позициях, находящихся на скатах возвышенностей. По этой причине вероятность попадания снарядов и пуль в башню танка довольно высока, поэтому в «Меркаве» боевое отделение максимально глубоко перенесено внутрь корпуса.

Танк «Меркава Mk.1» в музее бронетанковых войск возле израильского селения Латрун
Фото автора

6. Еще одним требованием израильских военных к команде разработчиков было максимальное увеличение защищенности экипажа. Поэтому моторно-трансмиссионное отделение было перенесено в переднюю часть танка, что обеспечило танкистам дополнительную защиту.

7. В кормовой части танка расположен отсек для перевозки раненых или десанта. Он же может быть использован и для перевозки боеприпасов. Таким образом, «Меркава» может выполнять функции не только танка, но и БТР и БМП. Данный отсек имеет броневую дверь в корме, через которую экипаж может осуществить эвакуацию, если таковая невозможна через верхний люк.

«Меркава Mk.4», вид на корму

8. Все вооружение «Меркавы» изготовлено израильским военным концерном Israel Military Industries. На танке установлена американская 105-мм нарезная пушка M68 (лицензионный вариант английской пушки L7); спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт MAG, выпускаемый в Израиле по бельгийской лицензии (установлен слева от пушки); ещё два таких пулемёта закреплены на кронштейнах рядом с люками командира и заряжающего; 60-мм миномёт, установленный на левой стороне крыши башни. Кроме того, над стволом пушки предусмотрена установка дистанционно управляемого пулемёта калибра 12,7 мм.

Расположение стрелкового оружия танка «Меркава»

9. Танк «Меркава Mk.1» был создан позже последней полномасштабной арабо-израильской войны – Войны Судного дня, и боевое крещение принял во время Первой ливанской войны в 1982 году. В этом конфликте Израиль задействовал около 1000 танков, 200 из которых были танки «Меркава» в составе шести танковых батальонов.

«М-60» и «Меркава» в Бейруте, 1982 год

10. До 2014 года «Меркава» стояла только на вооружении Армии обороны Израиля, а экспорт танка был запрещен по причине опасений, что его конструкция будет изучена разведками арабских стран. В июне 2010 года танк был рассекречен и выставлен на 10-й международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори-2010» в связи с поиском партнёров для его дальнейшей модернизации. В 2014 году был заключен первый экспортный контракт на поставку танков «Меркава Mk.4» в Сингапур – сумма этой сделки составила 500 миллионов долларов США.

Выстрел из «Меркава Mk.4»

11. На танках «Меркава» установлена израильская система активной танковой защиты «Меиль руах» (ивр. – «ветровка»). Это единственная САТЗ, которая прошла полноценное боевое крещение, неоднократно защитив израильские танки от снарядов, выпущенных в их сторону. В подавляющем большинстве случаев применение «Меиль руах» происходило в секторе Газа или прилегающих к нему районах.

Система «Меиль руах» создает над танком защищенную полусферу

12. В 2006 году телеканал Military Channel назвал десять лучших танков XX века, в число которых вошел и израильский танк «Меркава». Вместе с ним в ТОП-10 попали танки Т-34, M-1 Abrams, «Тигр», WW-1, Centurion, Mk-IV, Challenger, Т-54/55 и М-4 Sherman.

Танки «Меркава Mk.4» на полигоне

13. Боевые потери танков «Меркава» за время их боевого применения составляют всего 8 экземпляров. Три из них были уничтожены во время Первой ливанской войны, остальные – во время конфликтов в секторе Газа. Ливанская террористическая организация «Хезболла» называет эти данные существенно заниженными.

В мае 2014 года Народно-демократическая партия Ливана отметила годовщину вывода израильских войск
из страны военным парадом, включавшим сожжение муляжа израильского танка

14. На базе танка «Меркава» были созданы 155-мм самоходная гаубица «Шолеф», БРЭМ «Намер» и тяжелый бронетранспортер «Намер».

САУ «Шолеф»

Основной боевой танк Merkava (Израиль)

Характеристики основного боевого танка Merkava

Страна: Израиль
Тип: Основной танк
Дата выпуска: 1978 г.
Длинна: 8,63 м
Ширина: 3,7 м
Высота: 2,64 м
Броня, лоб: Комбинированная , эквивалентна 650-мм стали.
Броня, борт: Комбинированная , эквивалентна 650-мм стали.
Броня, башня: Комбинированная , эквивалентна 650-мм стали.
Экипаж: 4 человека
Двигатель: Дизель Teledyne Continental AVDS-1790-5A, мощность 910 л.с.
Дальность хода: 400 км
Максимальная скорость: 46 км/ч
Масса: 60 тонн
Вооружение: 1х пушка М68 калибра 105-мм (62 выстрела), 1х спаренный пулемет FN MAG калибра 7,62-мм, 2х зенитных пулемета FN MAG калибра 7,62-мм, 60-мм миномет для стрельбы дымовыми, осветительными и противопехотными минами.

Характеристики приведены для модели «Меркава» Mk 2. «Дор Далет». Обращаю внимание — 4 поколения танка (Mk 1-2 и Mk 3-4) представляют собой по-настоящему разные машины, поэтому данный обзор посвящен скорее первым двум моделям, в то время, как две последние заслуживают отдельного рассмотрения и здесь упоминаются только вскользь.

История создания танка Merkava

Израильский основной боевой танк Merkava («Колесница») разрабатывался научно-исследовательским центром при государственном объединении «Израэл Индастри Милитари» вместе с США в 1970 — 1978 годах, в рамках концепции обеспечения максимальной живучести машины и защиты экипажа. В основу конструкции танка Merkava положено стремление обеспечить максимальную живучесть и защиту экипажа. Для усиления защиты экипажа двигатель с трансмиссией расположены в носовой части корпуса и служат, таким образом, дополнительной преградой для снаряда в случае пробития им лобовой брони. Кроме того, для обеспечения дополнительной защиты, ещё одна броневая перегородка установлена позади двигателя.

Израильский основной боевой танк Merkava Mk 1

По этой причине, а также от того, что в задней части «Меркавы» размещено небольшое отделение (с дверями в кормовой части) достаточное для перевозки нескольких раненых, десантников или значительного числа дополнительных снарядов, вес и габариты танка весьма значительны. В определенной степени, «Меркава» это даже не танк, а хорошо защищенная подвижная огневая точка. Сходство это особенно усиливается, если учитывать, что пружинная подвеска танка не позволяет максимально эффективно использовать орудие танка при стрельбе с ходу. Таким образом, «Меркава» с одной стороны это машина боле универсальная, чем «обычный» танк, но зато и более ориентированная на использование в обороне.

Первый образец поступил на испытания в 1974 году, но первые четыре серийные машины вышли на армейские испытания только 26 апреля 1979 года, а официальное принятие на вооружение состоялось 29 октября 1979 года. В том же 1979 года на заводе в г. Тель-а-Шумер было развернуто серийное производство.

Внутреннее устройство «Меркава» — хорошо заметно десантное отделение в кормовой части танка

Конструкция танка Merkava

Корпус танка сварной, изготовлен из литых и катаных броневых деталей. Верхняя лобовая деталь расположена под большим углом наклона. Ее правая сторона несколько выше, чем левая, что связано с размещением здесь двигателя. Лобовая броня многослойная, за ее первым слоем находится пространство, заполненное дизельным топливом, затем идет еще один слой брони. Верхняя кромка лобовой детали корпуса размещена выше уровня погона башни и защищает стык между корпусом и башней, который обычно является уязвимым местом. Для повышения защиты от противотанковых мин днищу корпуса придана своеобразная арочная форма. На бортах корпуса установлены противокумулятивные экраны.

В кормовой части корпуса расположена двухстворчатая дверь, верхняя створка открывается вверх, нижняя — вниз. Через эту дверь загружаются боеприпасы или раненный член экипажа другого танка, кроме того, она может использоваться для аварийного выхода.

Башня — литая со сварными лобовыми деталями, имеет небольшое поперечное сечение, заостренную от бортов к носовой части клиновидную форму и развитую кормовую нишу. В башне размещены три члена экипажа.Командир и наводчик располагаются справа от пушки, а заряжающий — справа.

В боекомплект танка входят выстрелы с четырьмя типами снарядов: бронебойный подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный и дымовой. Шесть выстрелов уложены в боевом отделении ниже башенного погона, а остальные — в кормовой части корпуса. 12 выстрелов хранятся в контейнерах из огнестойкого материала, рассчитанных на два выстрела каждый, а 44 — в контейнерах на четыре выстрела. При необходимости, боекомплект может быть увеличен до 85 или 90 выстрелов (pf счет размещения в «десантном» отделении.

Merkava имеет по шесть опорных катков диаметром 790 мм на борт (катки взаимозаменяемы с танком Centurion) с ведущими колесами переднего расположения, направляющими заднего, а также с четырьмя поддерживающими роликами. Каждый каток снабжен пружинной подвеской, два передних катка имеют гидравлические амортизаторы.

Танк оснащен системой коллективной защиты, имеющей фильтровентиляционную установку и систему автоматического пожаротушения.

Танк «Меркава» Mk 2

Модификации танка Merkava

«Меркава» Mk 1 (Merkava Siman 1) — первый серийный вариант. Выпускался с 1979 по 1983 год. Изготовлено около 330 единиц.

«Меркава» Mk 1В — частичная модернизация уже построенных Mk 1 до уровня Mk 2. На корзину на корме башни укреплен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; в передней части башни установлены дымовые гранатометы; На башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался на ее правом борту снаружи, на корме корпуса нет корзин для имущества, выполняющих роль противокумулятивных экранов.

«Меркава» Mk 2 (Merkava Siman 2) — вторая серийная модель. Имеет дополнительное бронирование лобовой и бортовой проекции башни, лобовой проекции корпуса, 60-мм миномет установлен внутри башни слева (можно вести огонь без выхода из танка), стальные фальшборта, защищающие подвеску и борта от кумулятивных снарядов и поджатые мощными пружинами, для того чтобы они не подскакивали во время движения по пересеченной местности, открывая при этом борта танка. Кроме того, танк оснащен СУО Matador Mk 2, состоящей из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного баллистического вычислителя и лазерного прицел-дальномера на иттриево-алюминиевом гранате. Дизельный двигатель мощностью 900 л. с. остался прежний, но установлена более эффективная трансмиссия производства израильской фирмы Ashot Ashkelon, что дает увеличение дальности хода на четверть. Боевая масса танка — 61 т. В 1983 — 1989 годах изготовлено около 600 единиц.

«Меркава» Mk 2В — усовершенствованная модель с более современной СУО (с тепловизором) и усиленным бронированием крыши башни.

«Меркава» Mk 2B «Дор Далет» («Меркава» Mk 2D) — модернизация для ранее изготовленных «Меркава» Mk 2В. Дополнительное бронирование корпуса и башни так называемой «броней 4-го поколения». Внешнее отличие — характерные модули брони на бортах башни, сильно отличающиеся от аналогичных модулей на Merkava Mk 3 Dor Dalet, также имеющего броню 4-го поколения (скошены вниз, в то время как у Мк 3 — расставлены в сторону параллельно корпусу). Кроме того, танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса над местом механика-водителя.

Танк «Меркава» Mk 3

«Меркава» Mk 3 — защищённость танка повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни, передние и боковые поверхности танка защищены модулями «специальной брони», крепящихся к корпусу и башне болтами. В кормовом бронелисте установлены бронированные топливные баки вместо отсеков фильтровентиляционной установки (перенесена на корму башни) и аккумуляторных батарей (перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны). Также на танк установлена система обнаружения лазерного излучения LWS-2, новая 120-мм гладкоствольной пушка MG251, новая СУО «Матадор-3». Масса танка 65 тонн. Экипаж 4 и десант 6 человек.

«Меркава» Mk 4 — новый двигатель GD883 (американский) мощностью 1500 л. с. с автоматической трансмиссией, модернизированная ходовая часть. Изменилась конфигурация броневых модулей башни, бронирование крыши, орудие оснащено маской. Люк заряжающего убрали, убрали также решётки забора воздуха на нишах, клиренс сократили до 430 мм. Водитель получил видеокамеру заднего обзора, прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд». Вес снаряженной «Меркавы» 4-го поколения перевалил за 70 тонн, делая, таким образом, эту машину самым тяжелым основным боевым танком в мире на сегодняшний день. При этом, учитывая габариты машины, её защищенность, хотя и остается чрезвычайно высокой, уступает почти на четверть более легким российским танкам типа Т-90.

Боевое применение танка Merkava

Впервые «Меркава» (Mk 1) была применена в бою во время Ливанской войны 1982 года. С израильской стороны участвовало около 200 машин этой модели (то есть все имеющиеся на тот момент), танк показал хорошую живучесть, общие потери составили 30-50 машин, а безвозвратно потерянных танков было не больше 10.
Неплохой результат, однако, свидетельствует по большей части лишь о том, что все подбитые машины в ходе успешного израильского наступления остались на территории подконтрольной Израилю и были успешно отремонтированы после. Так как столкнуться с современными машинами своего класса «Меркаве» в той войне не удалось (ни одного доказательства реального боевого соприкосновения с сирийскими Т-72 нет и не было), судить о реальной боевой эффективности Mk 1 в той войне довольно трудно. Стоит отметить также, что «Меркава» Mk 1 была к тому времени техникой новой, не в полной мере опробованной, и по этой причине имел место довольно значительный процент не боевых поломок, в основном связанным с перегревом двигателя.

Как видно даже из фотографии, «Меркава» Mk 4 это уже совсем другая машина

Вторая большая война для «Меркавы» это Ливанская война 2006 года, в которой приняли участие танки моделей Mk 2-4, в количестве 200-400 машин. Снова основным противником стали не танки противника, а ПТУР — около 50 машин получили повреждения разной степени тяжести от соприкосновения с ними, при этом 5 танков было сожжено полностью. Танк действительно оправдал свое звание надежной машины: из 18 подбитых «Меркав» модели Mk.4, броня была пробита только в 6 случаях, при этом в среднем потери экипажа в «пробитых» танках составляла 1 человека.

Из эпизодических боестолкновений с применением «Меркавы» стоит отметить конфликт в Южном Ливане (1997 г.), и операции в районе сектора Газа (по 2014 г.) — во всех случаях танки поражались с помощью ПТУР различной степени «древности» и частично выходили из строя, однако случаев полного уничтожения в следствие попаданий (кроме подрыва 2-х машин на фугасах в 2002 г. в Секторе Газа) отмечено не было. С другой стороны, точными данными о потерях своей техники (особенно самой современной) Израиль не делиться ни с кем, а по утверждениям представителей организации Хезболла потери в «Мерквах» куда чувствительнее, чем это принято считать.

Танк «Меркава» – революционная колесница Бога

Несмотря на небольшие размеры, государство Израиль одна из самых значимых стран. Это справедливо как к европейско-ближневосточной, так и к мировой арене. Созданное в 1948 году, оно вынуждено было с рождения бороться за независимость и право на существование. Само собой, вести борьбу невозможно без нового и современного оружия.

Одной из главных разработок израильской армии, ЦАХАЛА, является танк «Меркава». Созданный, по сути, в спешке, в условиях постоянно надвигающейся войны, этот аппарат стал одним из лучших образцов бронетехники ХХ века, и в ХХI продолжает удерживать свои позиции.

Создание «Меркавы»

С момента создания государства Израиль силами самообороны производились закупки техники за рубежом, в основном в Британии и США. Сначала это были образцы, оставшиеся со времен Второй Мировой войны. Затем на вооружение ЦАХАЛА стали поступать новейшие на тот момент образцы танков «Чифтен». Сложная международная обстановка привела к тому, что в 1970 году Британия отказала Израилю в поставке новой техники.

В принципе, израильский генералитет был готов к такому развитию событий. Развернувшуюся работу по созданию собственной модели танка возглавил Исраэль Таль.

На момент описываемых событий «Талик» прошел службу в Еврейском легионе британской армии в ходе Второй Мировой войны, а так же участвовал в Шестидневной войне. Блестящий теоретик, именно он создал тактику и стратегию использования бронетанковых сил ЦАХАЛА, а так же координировал создание «идеального» танка для действий в условиях климата Палестины.

Проект получил название «Меркава», что переводится как «колесница». Важно знать, что у названия есть религиозная подоплека. В священных еврейских текстах Меркава – колесница Бога, трон, на котором Всевышний передвигается в книге пророка Иезекииля. Пафосное название для танка, в проектирование которого вложил душу один из лучших танкистов в истории.

При проектировании модели Таль основывался на общей стратегии армии обороны Израиля.

Она подразумевала осознание тотального превосходства противника в живой силе и технике, невозможность стратегического или тактического отступления, а так же ведения войны «на истощение». Учитывались и все особенности климата Палестины и Ближнего Востока, где танкам предстояло показать себя.

Машина должна была отвечать нескольким боевым параметрам. Первое, и главное, у нового танка должен был быть пониженный силуэт и небольшая башня. Анализ боевых действий показал, что большая часть попаданий приходилась именно в башню. Пробитие брони означало в большинстве гибель или серьезные ранения для экипажа.

Рисковать танкистами ни Таль, ни кто бы то ни было, не хотели, поэтому требования учли. Другой важный момент, стрельба на дальнюю дистанцию. Израильтяне должны были выбивать танки противника как можно раньше, на подходе к оборонительным позициям. Отсюда особое внимание к орудию и к подготовке наводчика.

Декабрь 1974 года ознаменовался первыми серьезными армейскими испытаниями прототипов. В 1979 году ЦАХАЛ получил первую партию серийных танков, принятых на вооружение.

Конструкция «Меркавы»

Особенности как климата, так и небольшого размера Израиля позволили сделать уникальный по своим характеристикам танк. Главное отличие состояло в расположении в носовой части двигателя и трансмиссии.

Такая необычная для танка компоновка позволяла защитить экипаж и давала свободное пространство в корме.

Его можно было использовать для безопасной транспортировки пехоты или грузов. Но у такой компоновки есть и минусы. Среди них особо выделяются перевес и значительные колебания из-за смещения центра тяжести, а так же горячие восходящие потоки воздуха из двигателя, сбивающие прицельные приспособления.

Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель, расположен в корпусе. Его место сделано в полулежачем положении, революционное решение, одно из первых, позволившее уменьшить силуэт машины.

Есть и минусы, расположение трансмиссии и двигателя подвинуло мехвода далеко влево, сократив сектор обзора. На свое место боец попадает либо через верхний люк в бронекорпусе, либо вместе с остальными членами экипажа через корму и боевую часть. Три оставшихся танкиста сидят в боевой части, наводчик справа от орудия, позади него командир, а слева заряжающий. Все члены экипажа расположены как можно ниже в корпусе, чтобы в случае попадания и пробития брони шансов уцелеть было больше.

Башня танка имеет клиновидную форму для увеличения вероятности рикошета от выстрела противника. В ней установлено подвижное орудие (отличающееся в зависимости от модификации танка), а также крупнокалиберный пулемет и пара стандартных единых пулеметов (схема установки зависит от модификации). Башня, так же как и корпус, сварного типа.

Одна из визитных карточек башни – подвешенные металлические грузы на цепочках. Они необходимы для предотвращения попадания в зазор между корпусом и башней гранат, кумулятивных снарядов и прочих потенциально опасных предметов. Еще одна особенность танка, большая по современным меркам масса. Поскольку перевозка танков не представляет особой проблемы, из-за небольших размеров страны, инженеры получили по сути карт-бланш на любые изменения в массе, не мешающие силовой установке.

На машине применяется дизельный двигатель американской конструкции AVDS-1790-5A, развивающий за счет турбонаддува мощность до 900 л.с.

Изготовление силовых установок ведется на территории США. Трансмиссия также американская, но адаптированная под особенности, как климата, так и тактики использования БТВ.

Ходовая независимого типа, имеющая основой легендарную конструкцию Джона Кристи. С каждой стороны израильского танка «Меркава» стоят по шесть обрезиненных катков и по пять поддерживающих роликов. Инженеры отказались от торсионной подвески, это дало возможность усилить бронирование днища. Подрыв на мине экипажу «Меркавы» страшен только необходимостью менять гусеницы. Сами гусеницы имеют 110 траков, шириной 640 мм.

Вооружение первых моделей составляла лицензионная американская 105-мм пушка М68, спаренная с пулеметом. В боевую укладку входило 62 выстрела, фугасные, бронебойные, подкалиберные снаряды. На более поздних моделях установлено 120-мм гладкоствольное орудие MG251, а потом и более совершенное MG253. Дополнительным вооружением можно считать не только крупнокалиберные пулеметы Браунинг, но даже 60-мм миномет, приваренный на башню.

Производство танка на 28% сосредоточено за рубежом, причем это жизненно важные двигатели и некоторые другие системы. Остальное производят и ремонтируют в Израиле, в том числе импортные запчасти.

Разработки и совершенствование боевой машины ведется по сей день. Каждая модификация имеет сотни мелких доработок, подсказанных ежедневной службой и участием в боевых действиях. Основные модификации машины:

  • Mk.1, первый в серии танк, обладающий множеством «детских болезней», испытанный в ходе Ливанской войны;
  • Mk.2, с усиленной броневой защитой и силовой установкой;
  • Mk.3, получившая модульную броню;
  • Mk.4, лучший основной танк по версии многих военных агентств, обладающий, однако, и множеством недостатков, таких как высокий корпус, проблемы с наведением и стрельбой на ходу. Многочисленные боевые столкновения заставили усилить системы защиты машины, а так же изменить марку двигателя, то серьезно повысило ходовые качества.

Разработки нового «танка будущего» ведутся и сейчас. Будет ли это очередная модификация «Меркавы» или принципиально новая боевая машина, неизвестно.

Израильское правительство и военные умеют хранить секреты, так что о Mk.5 пока практически ничего не известно.

Сравнение с аналогами

Как известно, лучше всего характеристики танка выглядят, если сравнить их с аналогичными показателям у вероятного противника. Данная таблица приводит обобщенные данные самых распространённых основных танков и их модификаций.

Как видно из таблицы, Меркава обладает невысокими ходовыми характеристиками, но сила ее в другом.

Расположение силовой установки серьезно повышает бронированность и безопасность экипажа на случай попадания средств ПТО противника. Не учитываются также развитие систем активной и динамической брони танков. Важен и момент боевого использования машин. Опыта экипажам израильских танков не занимать, чего нельзя сказать о, к примеру, немецких танкистах.

Боевая служба танков «Меркава»

Боевое крещение первенцы Таля получили в Ливанской войне 1982 года. Тогда, правда, новым разработкам не получилось померятся силами с советскими Т-72, стоявшими на вооружении сирийской армии. Возможно, оно и к лучшему, так как на первых машинах было огромное количество недочетов, связанных с ходовой частью и двигателями.

Вызывали вопросы и бронирование, и огневая мощь.

Это послужило причиной доработки и введения в строй последующих модификаций машины. Насчет этой войны имеется множество легенд, каждая сторона говорит о сотнях уничтоженных танков противника, поэтому верить всему просто нельзя.

С тех пор танки появляются всякий раз, когда государству Израиль грозит война. Широкое применение танки получили во время второй ливанской войны. Тогда израильские машины получили значительные повреждения, однако задумка Таля оказалась верна. Основная масса членов экипажей выжила и смогла продолжить службу.

Споры вызывает боевая эффективность машин в ходе столкновения с палестинцами. Официально потери в этой войне сводятся к легким повреждениям. Однако палестинцы утверждают, что данные ЦАХАЛА серьезно занижаются для создания ореола непобедимость «Меркавы».

Среди современной бронетехники израильский танк «Меркава» выглядит одним из лучших образцов. Это неоднократно отмечалось многочисленными военными обозрениями и специалистами.

Важно помнить, что танк был разработан для выполнения конкретных целей и задач в конкретной местности.

Каким бы замечательным не был танк в Палестине, боевое применение его в условной Калужской области или где-нибудь на Одере вызовет множество вопросов и проблем. У танка есть неоспоримые преимущества, но и недостатков у него достаточно. Красноречиво говорит факт отсутствия этой модели на международном оружейном рынке.

<h2Видео>