Танк 2с французский

Char 2C — Сверхтяжелый французский танк

Char 2C (фр. Танк 2C, он же FCM 2C) — французский сверхтяжёлый танк. Разработан во время Первой мировой войны, однако в военных действиях участия не принимал. Char 2C — крупнейший по метрическим размерам из всех танков, когда-либо принимавшихся на вооружение в мире, и второй по величине из когда-либо построенных (уступающий лишь российскому Царь-танку на колёсном шасси). Танк состоял на вооружении армии Франции вплоть до Второй мировой войны, но как и близкий к нему советский тяжёлый танк Т-35, не был эффективен в какой-либо из предполагаемых танкам такого класса ролей (за исключением психологического воздействия на моральное состояние войск противника).

Char 2C появится в игре «Мир танков» еще не скоро. Разработчики оставили этот танк на 2017 год. Увидеть этот французский танк сейчас можно только в дереве развития танков Франции, размещенном на нашем танковом портале.

История создания танка Char 2C

Разработка Char 2C началась в 1917 году, и уже в 1919 году предполагалось выпустить 300 единиц, однако в связи с окончанием военных действий производство было резко свёрнуто. В результате до 1923 года изготовили всего 10 танков типа 2C. Вооружение состояло из 75-мм орудия и нескольких пулемётов и размещалось в двух башнях (орудийной спереди и пулемётной сзади) и бортовых амбразурах. Будучи по меркам 1917 года достаточно прогрессивной машиной, к началу тридцатых танк уже полностью устарел как морально, так и технически. Здесь и неудачное расположение двух башен в одном ярусе, исключавшее круговой обстрел, и огромные размеры машины, и низкие проходимость и надёжность.
В 1926 танк, который позже наименовали «Champagne», был модифицирован и получил новое обозначение «Char 2C бис». Новая версия была вооружена гаубицей 155 мм, отказались в ней и от передних пулемётов. В этой конфигурации вес дошёл до 74 тонн. Модификация эта была лишь временной и в том же году «Champagne» был возвращён к начальной конфигурации.
Танк № 97 (Лоррейн) в 1939 г. был экранирован. Лобовая броня была доведена до 90 мм, а боковая до 35 мм, в результате чего вес возрос до 75 тонн, что является непобитым рекордом среди танков, принятых на вооружение. Для сравнения, боевая масса Тигра II составляла 69,8 т.

Виды танков Char 2C

Судьба сверхтяжелого французского танка Char 2C

На вооружении французской армии танки 2C стояли вплоть до оккупации Франции в 1940 году. В войсках каждый танк, подобно кораблю, имел имя собственное (машины называли в честь провинций Франции). После прорыва немецкими войсками линии фронта в 1940 году, эшелон с этими танками был отправлен в тыл, но по пути оказался отрезан от цели подрывом туннеля. 15 июня 1940 года танки были подорваны во избежание попадания их в руки неприятеля.
По другой версии, танки были уничтожены штурмовиками люфтваффе прямо на железнодорожных платформах через несколько часов после подписания капитуляции Франции.

Char 2C или FCM 2C — французский сверхтяжёлый танк. Разработан во время Первой мировой войны, однако в военных действиях участия не принимал. Танк был крупнейшим по метрическим размерам из всех танков, когда либо принимавшихся на вооружение в мире и второй по величине из когда-либо построенных (уступал лишь Царь-танку на колёсном шасси). Танк стоял на вооружении французской армии до Второй мировой войны.

История создания

Разработки Char 2C начались в 1917 году и уже в 1919 предполагалось выпустить около 300 единиц этого танка, однако с окончанием Первой мировой войны производство танка было свёрнуто. В результате к 1923 году изготовили только 10 танков 2C. Будучи по меркам 1917 года прогрессивной машиной, к 30-ым годам танк устарел, как морально, так и технически. В 1926 году танк, который раньше именовался «Champagne», был модифицирован и получил новое имя «Char 2C бис».

На вооружении французской армии танки 2С стояли вплоть до оккупации Франции в 1940 году. Каждый танк, подобно кораблю, имел собственное имя (машины назывались в честь провинций Франции):

После прорыва немецкими войсками линии фронта в 1940 году,эшелон с танками Char 2C был отправлен в тыл, но по пути оказался отрезан от цели подрывом туннеля. 15 июля 1940 года все танки были подорваны во избежание попадания их в руки неприятеля.

Описание конструкции

Танк Char 2C создавался в первую очередь для прорыва долговременной позиционной обороны, усиленной многочисленными инженерными препятствиями, что во многом определило особенности его конструкции. Он имел высокий корпус ромбической формы, охваченный гусеничными лентами. Подобная конструкция была выбрана исходя из требований обеспечения максимальной проходимости; танк легко преодолевал противотанковый ров 4-метровой ширины, взбирался на стенку высотой 1,2 метра и легко сносил корпусом деревья и инженерные заграждения.

Танк был разделен на четыре секции, от носа к корме: отделение управления (с курсовым пулеметом), переднее боевое отделение (с пушечной башней и двумя бортовыми пулеметами), моторно-трансмиссионный отсек, и заднее боевое отделение (с пулеметной башенкой).

Корпус и бронирование

Броневая защита танка рассчитывалась на противостояние снарядам 77-миллиметровой германской полевой пушки 7.7 cm FK 16, наиболее распространенной в годы Первой Мировой. Лобовой лист имел толщину 45 миллиметров. Борта корпуса были защищены 30 миллиметровой броней, и корма — 20 миллиметровой. Нет точных данных по бронированию орудийных башен, но чаще всего встречается утверждение что пушечная башня была защищена 35-мм броней. В целом, бронирование Char 2C было более чем адекватным по меркам Первой Мировой и вплоть до середины 1930-х предоставляло адекватную защиту от любой противотанковой артиллерии. Даже на момент начала Второй Мировой войны, Char 2C был все еще малоуязвим для снарядов основной немецкой противотанковой пушки Pak 35/36.

Французы предпринимали попытки усилить бронирование танков, стремясь поддерживать эти машины на уровне требований времени. В ноябре-декабре 1939, один танк был модифицирован с усилением лобовой брони до впечатляющих 90 миллиметров, а бортовой до 65 миллиметров; в подобной конфигурации машина была практически неуязвима для любых немецких противотанковых орудий того времени, но и без того малая подвижность снизилась еще больше. Неизвестно, были ли планы модифицировать остальные машины подобным образом.

Вооружение

Char 2C 90 Poitou (Пуату).

Основное вооружение танка состояло из 75-миллиметровой длинноствольной пушки образца 1897 года, установленной во вращающейся башне в носовой части. Созданное на основе полевой пушки, орудие имело высокую скорострельность до 15 выстрелов в минуту и могло вести огонь на максимальную дальность до 7000 метров. Боезапас состоял из 125 снарядов; первоначально, таковые были представлены только фугасами и шрапнелью, но в начале 1930-х танки типа Char 2C получили бронебойный боеприпас.

Интересно, что орудийная башня была (впервые в мировой практике) трехместной; в ней размещались командир, стрелок и заряжающий, тем самым обеспечивая оптимальные условия работы экипажа. Однако, французы не сумели оценить достоинства многоместных башен, на последующих танках вернувшись к одноместным. Сектор обстрела орудия был ограничен 320 градусами (прямо на корму башня вести огонь не могла).

Вспомогательное вооружение состояло из четырех 7,5-миллиметровых пулеметов Гочкисса. Один пулемет располагался в кормовой части машины, в небольшой вращающейся башенке; тем самым, танк имел отличное прикрытие с кормы и широкий маневр огнём. Еще один пулемет был установлен в лобовом листе машины, и по одному с каждого борта боевого отделения. По некоторым данным, в башне имелся еще спаренный с пушкой пулемет; возможно, таковой был установлен в ходе модернизаций.

В целом, вооружение Char 2C было мощным и хорошо продуманным и сохраняло актуальность и в начале 1930-х. Вплоть до появления в 1940-м советских танков с длинноствольными 76-мм пушками, французский тяжеловес сохранял статус носителя самого мощного основного вооружения среди бронированных машин.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка Char 2C состояла из двух карбюраторных двигателей «Mercedes» GIIIa, в 180 л.с. каждый. Оба двигателя размещались в машинном отделении в центре корпуса танка; выхлопные трубы были выведены на крышу, а вентиляционные решетки располагались по бокам корпуса. Топливные баки располагались за кормой машины, между задними выступами гусеничных рам.

Трансмиссия танков Char 2C была электрической. Два динамогенератора, вращаемые от валов двигателей, приводили в действие ходовые электромоторы. Подобное решение было применено для повышения живучести машины; в случае выхода из строя одного двигателя, танк мог продолжать движение на втором (хотя скорость при этом не превышала 5 километров в час). Ходовое оборудование танка было сложным в обслуживании и достаточно ненадежным.

Максимальная скорость движения танка не превышала 15 км/ч. По меркам Первой Мировой это, однако, считалось вполне достаточным; задачей сверхтяжелых танков было преодоление укрепленного рубежа обороны, а не развитие успеха в тылах. Запас хода по дороге составлял 150 километров, что также считалось вполне достаточным для машины, действующей только на тактическую глубину с передовой позиции.

Ходовая часть

Ходовая часть имела характерную для тяжелых танков первой мировой ромбическую форму, позволявшую лучше преодолевать рвы и валы. Гусеницы охватывали корпус, проходя по крыше машины. На каждый борт приходилось по 36 опорных катков, пять направляющих и три поддерживающих ролика на крыше. Переднее колесо было ведущим, заднее — направляющим. Блокированная пружинная подвеска обеспечивала танку достаточно плавный ход (в отличие от тяжелых английских танков с жесткой подвеской).

Проходимость танка была впечатляющей даже по современным меркам. За счет большой длины корпуса (которая могла быть еще увеличена навеской «хвоста»), Char 2C преодолевал рвы шириной до 4-х метров, взбирался на вертикальную стенку высотой до 1,2 метров и переходил вброд реки до 1,6 метра глубиной. Большая масса корпуса позволяла танку легко сокрушать деревья и инженерные препятствия.

Средства связи и наблюдения

Большое внимание было уделено хорошему обзору изнутри танка. На обеих башнях Char 2C были установлены большие наблюдательные колпаки, защищенные стробоскопическим наблюдательным прибором; двумя спонсонами с узкими щелевыми прорезями в стенках, вставленными один в другой. Оба спонсона вращались с большой скоростью в противоположных направлениях; за счет стробоскопического эффекта, возникало ощущение почти полной прозрачности установки, при этом пули не могли поразить наблюдателя через узкие щели. В результате, командир экипажа и стрелок кормового пулемета имели почти идеальный круговой обзор.

Char 2C 91 Provence (Прованс).

Также, в башнях, отделении управления и боевом отделении танка имелись обычные смотровые щели и перископические приборы наблюдения. Для управления орудийным огнём имелся телескопический прицел; пулеметы были оборудованы обычными оптическими прицелами. С целью ведения боевых действий по ночам, танки оборудовались комплектами фар, и некоторые — мощным прожектором на кормовой башенке.

Все танки оборудовались радиостанциями, которые менялись в процессе службы.

Экипаж

Экипаж танка состоял из двенадцати человек: водитель, командир, стрелок пушки, заряжающий, четыре пулеметчика, механик, электрик, помощник механика и радист. Расположение их было следующим:

  • В отделении управления находился водитель
  • В башне находились командир, стрелок и заряжающий
  • В переднем боевом отделении находились три пулеметчика (один за курсовым пулеметом и по одному у каждого бортового)
  • В машинном отделении находились механик, электрик и помощник механика
  • В кормовом боевом отделении находились радист и четвертый пулеметчик (в башенке).

Сконструированный инженерами судостроительной компании, Char 2C отличался неожиданно продуманным подходом к эргономике и хорошо продуманными, удобными для экипажа внутренними помещениями. Танк имел внутреннее переговорное устройство для связи между членами экипажа в бою. Для удобства размещения экипажа в танке, каждый отсек имел собственные люки с обеих бортов, через которые можно было покинуть подбитую машину. Штатно, экипаж загружался в танк через боевое отделение.

Боевое применение

На вооружении французской армии танки 2C стояли вплоть до оккупации Франции в 1940 году. В войсках каждый танк, подобно кораблю, имел имя собственное (машины называли в честь провинций Франции).

К началу 1939 г. в сохранились все 10 экземпляров (номера 90-99), часть из которых не была в боеспособном состоянии. К этому времени они находились все в том же 511-м танковом полку в Вердене, откуда они уже давно никуда не выезжали. В июле танки решили перебросить под г.Бельруп (Belrupt) в 5 км от исходного места дислокации, где из них был сформирован 51-й танковый батальон (51 ВСС) в составе трех отделений, командовал которым полковник Фурне. В каждом из них находилось по три танка, а ещё один выполнял функции командирской машины. Впрочем, попытка преодолеть даже столь небольшое расстояние оказалась для немногих 2С непосильной задачей. На марше старые двигатели Mercedes в буквальном смысле слова «задыхались», в результате чего два танка требовали серьёзного ремонта.

Уже после начала войны, в октябре 1939 г., батальон был передислоцирован в Брийи, что в 43 км северо-восточнее Вердена. Здесь танкисты вновь проходят усиленное обучение с практическими стрельбами, а танки переоснащаются двигателями Maybach, изъятыми из арсенала Пюто. Они были получены ещё в 1919 г. в качестве репараций от Германии и до этого момента оставались невостребованными. К 10 мая 1940 г. восемь боеспособных танков вывели в полевой лагерь в 5-6 км от Вердена и в течении этого же месяца они побывали в н/п Норой (Noroy ECP) и Жудревилль (Joudreville).

Днем 12 мая командир батальона получил приказ погрузить танки на станции Ландре (Landres) и выдвигаться к линии фронта в распоряжении III-й армии. На подготовку к маршу ушло несколько часов и около 8 часов вечера им удалось отправиться в путь, потеряв при этом две машины по техническим причинам. Прибыв в Ландре оказалось, что свободные локомотивы отсутствуют. Только после настоятельных требований со стороны командира батальона и вмешательства начальника станции паровозы были выделены и на рассвете 13 июня началась погрузка танков на платформы. Из них формируют два состава по три танка в каждом. Первый состав уходит в 13:30, второй – в 14:30.

В это время командир 513-го полка (G.B.C.513) полковник Сен-Серне (Saint-Sernin), в виду быстрого продвижения немецких войск приказал взорвать два нетранспортабельных танка, застрявших в Менвилле (№95 «Tourane») и Пьенне (№92 «Picardie»). Прибыв на станцию Гондрекур-ле-Шато (Gondrecourt-le-Chateau) батальон оказался в тяжелой ситуации. Связь со штабом III-й Армии отсутствовала, поэтому получить дальнейшие инструкции было не от кого. Лишь спустя несколько часов представителям 51-го батальона удалось разыскать командование, которое отдало им приказ высадиться в н/п Certilleux и Landaville, что в 5 и 8 км южнее Нофшато (Neufchateau), и занять там оборону. Однако, в нескольких километрах от станции составы подвергаются авиационной бомбардировке, но в этот раз удается отделаться лишь небольшими повреждениями. Последовавший за ними штаб батальона, во главе с полковником Фурне, отстал от своих танков поскольку ж/д полотно у станции Сertilleux оказалось разрушенным, а дорожные рабочие разбежались. Отправившись искать свои поезда с танками Фурне прибывает в Нофшато, где пытается расспросить об их судьбе местного комиссара. Тот, очевидно не владея ситуацией, ничего внятного ответить не смог. Положение отчасти спас стрелочник, который рассказал о том, что оба состава могли быть отправлены по путям через станцию Ис-сюр-Тиль, что в 22 км от Дижона. Вернувшись на «исходные позиции» командование батальоном принялось терпеливо ждать новостей.

Первые сведения поступили спустя сутки – 15 мая. Оказалось, что танки застряли около Нофшато. Тем временем штаб армии одобряет маршрут передвижения через Ис-сюр-Тиль, как наиболее безопасный. Между 9 и 10 часами утра поездам удается пройти Нофшато, но высланному с этим донесением мотоциклисту сообщить об этом в штаб не удается, поскольку тот уже успел перекочевать в другой город. С этого момента командир 51-го батальона со штабом связи больше не имел.

В 16:00 Фурне посылает капитана Ролле разузнать, где и в каком состоянии находятся составы. Вернувшись через час Ролле доложил, что танки блокированы в Маасе (40 км от Нофшато), где на станции спереди и сзади них скопилось ещё по 5 поездов. Хуже того, стоящий впереди состав с топливом горит, а машинисты и механики локомотивов сбежали, предварительно выведя их из строя. К этому времени немецкие войска занимают г.Кулмон-Шалиндри (Culmont-Chalindrey) в 24 км от Мааса. Не имея возможности выгрузить танки с платформ Фурне принимает тяжелое, но вполне оправданное решение – во избежание захвата оставшихся 2С немцами их следует уничтожить. К 7 часам вечера всё было кончено. Личный состав и штаб эвакуировался на грузовиках, оставив разбитые танки противнику.

Немцы осматривают уничтоженный экипажем Char 2C №91 Provence (Прованс).

Тем не менее, немцам, в практически целом состоянии, достался танк №99 Champagne (Шампань) – что помешало полностью вывести из строя сейчас сказать трудно. По всей видимости, французы слишком торопились и в данном случае ограничились повреждением отдельных агрегатов. Эта машина была доставлена в Берлин, где некоторое экспонировалась на выставке трофейного вооружения. О её дальнейшей судьбе сведения не сохранились.

Оценка проекта

По совокупности характеристик, танк Char 2C являлся венцом развития идеи тяжелого танка прорыва позиционной обороны, периода Первой Мировой Войны. Его бронирование было вполне достаточным, чтобы выдерживать огонь современных ему противотанковых средств даже с ближних дистанций; высокая проходимость позволяла преодолевать без затруднений любые инженерные преграды, а башенное расположение основного и вспомогательного вооружения допускало широкий маневр огнём. При этом, вооружение танка было достаточно мощным для решения любых задач на поле боя Первой Мировой. Из всех тяжелых танков начала 1920-х, только Char 2C может считаться машиной с подлинно противоснарядным бронированием.

Крупным недостатком этих машин была их низкая подвижность, обусловленная значительной массой. Это не являлось проблемой в ситуации позиционной войны (для которой Char 2C и проектировались) но уже в начале 1930-х возможность существования в будущих конфликтах сплошного, стабильного на протяжении длительного времени позиционного фронта, начала подвергаться сомнению. Для маневренной же войны, подобные сверхтяжелые машины были практически бесполезны; их стратегическое перемещение было крайне затруднено, а тактическое развертывание возможно только с хорошо подготовленной тыловой базы.

Интересно отметить, что устарев морально, танки Char 2C к началу Второй Мировой все еще не полностью устарели технически; модификация танка номер 97 «Лотарингия» продемонстрировала, что было возможно усилить бронирование этого танка до уровня, соответствующего стандартам времени. Однако, так как решить проблему с чрезвычайно низкой мобильностью танков этого типа было невозможно, какое-либо успешное их боевое применение могло бы состояться лишь при прорыве долговременных укрепленных сооружений — с чем во Вторую Мировую французской армии так и не пришлось столкнуться.

Операторы

  • Франция

Галерея

Добавить фото

Интересные факты

  • Танк так и не принял участие ни в одном бою.
  • Танк был неэффективен в условиях быстрой войны и являлся скорее инструментом морального воздействия на противника.
  • Во времена Первой мировой войны французское командование относило танк 2C к штурмовой артиллерии.
  • Танк Char 2C стал первой бронированной машиной, на которой установили 75-миллиметровую длинноствольную пушку образца 1897 года.
  • Char 2C преодолевал рвы шириной до 4-х метров, взбирался на вертикальную стенку высотой до 1,2 метров и переходил вброд реки до 1,6 метра глубиной. Для сравнения — современный танк Т-90 преодолевает ров шириной не более 2,5 метров, стенку не более 0,8 метра и брод не более 1,2 метра.
  • Вес танка составляет 75 тонн, что является не побитым рекордом среди тяжелых танков, принятых на вооружение. Близкой по массе была САУ Jagdtiger, имевшая 75,2 т.
  • Во время Хэллоуина 2017 в игре «World of Tank» появился режим с танками-духами. Одним из них был танк Штейн — когда то павший в бою танк Char 2C.
  • http://armor.kiev.ua/Tanks/Before_WWII/tm1_80/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Char_2C
Бронетехника Франции в 1919 — 1945 годах
Лёгкие разведывательные танки: AMR 33 • AMR 35 • AMR P103
Плавающие танки: Schneider-Laurent • Batignolles-Chatillon DP-3
Лёгкие пехотные танки: Renault NC27 • Renault NC31 • Renault M24\25 • Renault M26\27 • Char Leger Batignoles-Chatillon • Renault R35 • Renault R39 • Renault R40 • Hotchkiss H35 Prototype • Hotchkiss H35 • Hotchkiss H38 • Hotchkiss H39 • FCM 36
Средние пехотные танки: Char D1 • Char D3 • Char D2 • Char G1 • AMX 38
Тяжелые пехотные танки: Schneider-Renault SRB • Char B1
Кавалерийские танки: AMC 34 • AMC 35 • Somua S35 • Somua S40
Тяжёлые танки: Char 2C • FCM F1 • ARL 44
САУ: 194mm GPF • 220mm Saint Chamond TR • 280mm C Mle 1914 Schneider
Штурмовые орудия: ACL 135 • SAu 40 • ARL 40 V39
Противотанковые САУ: Renault VE • Laffly W15 TCC • Laffly S20TL
ЗСУ: Bat.-Châtillon 12 t Antiaérien
Бронеавтомобили: Peugeot-Kégresse • Citroën-Kégresse M23 • Citroën-Kégresse M26 • Renault SK • Gillet Modele 1928 • Berliet VUDB • Berliet VUC • Berliet VUDB 4 • Berliet VPDM • AMC P16 • Laffly 50AM • Panhard 165/175 • Renault UR Type L • Berliet VUM • Laffly 80AM • Panhard 178 • AMR Gendron-Somua • Berliet VPC • Panhard 201 • Laffly S15 TOE • CDM • AM Dodge • Somua AM 1938
Бронетранспортёры: Renault UE • Citroën-Kégresse P104 • Panhard 179 • Lorraine 37L • Lorraine 38L
Самоходные мины: Engin K • Vehicules P
БРЭМ: Somua-Coder
Вспомогательные машины: Renault YS • Lorraine 28 • Char Observatoire

Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Франции

С выходом на поле боя танков у конструкторов разных стран появилась в голове мысль о том, что значительные размеры боевой машины позволят обеспечить максимально возможное бронирование, а значит, и неуязвимость для огня противника. В то же время большая грузоподъемность помогла бы усилить вооружение. В попытках реализовать эту концепцию, начиная с периода Первой мировой войны и вплоть до окончания Второй мировой войны, конструкторы разных стран мира разработали сотни проектов сверхтяжелых боевых машин огромных размеров и массы.

Сверхтяжелыми танками называют танки, массогабаритные характеристики которых выходят за рамки принятые для тяжелых танков. Обычно к подобным боевым машинам относят образцы, выделяющиеся огромными размерами и большой массой (более 80 тонн). Идея создания сверхтяжелого танка — это попытка разработки танка неуязвимого, который можно было бы использовать для преодоления сильно укрепленных оборонительных полос противника без сопутствующих тяжелых потерь в технике. Работы по созданию таких стальных монстров довольно активно велись во многих странах, которые обладали развитым танкостроением и бронетанковыми войсками (в частности, в Великобритании, Франции, Германии, СССР). Однако в подавляющем большинстве случаев данные проекты не имели материального воплощения, оставаясь лишь «бумажными» разработками. При этом во Франции в самом конце Первой мировой войны создали сверхтяжелый танк прорыва Char 2C, который даже удалось запустить в мелкосерийное производство.

Char 2C
Танк Char 2C (в некоторых источниках обозначается как FCM 2C) — это созданный во Франции сверхтяжелый танк. Его разработка была произведена еще в годы Первой мировой войны, но в боевых действиях танк участия не принимал. Char 2C стал крупнейшим по метрическим размерам среди всех танков, которые когда-либо принимались на вооружение и вторым по величине из когда-либо построенных в металле, уступив лишь российскому «Царь-танку» на колесном шасси.

Танк создавался для прорыва сильно укрепленных линий обороны в условиях позиционной войны и стабильной линии фронта. Он находился на вооружении французской армии вплоть до начала Второй мировой войны, однако, как и близкий к нему советский тяжелый танк Т-35, к этому моменту безнадежно устарел технически и морально. Несмотря на это, существование такого «сухопутного линкора» на вооружении армии Франции в течение практически 20 лет подтолкнуло многие государства к разработке собственных сверхтяжелых танков.
В своем роде Char 2C, конечно же, был уникальной боевой машиной. История этого танка началась в 1916 году, когда Генштаб французской армии выдал задание на разработку тяжелого танка прорыва, который должен был прийти на замену танкам поддержки Schneider CA.1 и St.Chamond M1916, от которых французские военные были не в восторге уже на момент их появления. При разработке нового танка французы учли опыт англичан, создавших «ромбовидные» танки Mk.I и Mk.II. Рассмотрев поступившие проекты танков, наиболее перспективным был признан проект компании FCM.
Основным вооружением танка стала 75-мм пушка АРХ 1897, которая располагалась в башне с сектором обстрела в 320 градусов. Дополнительное вооружение боевой машины состояло из четырех 8-мм пулеметов Hotchkiss, один из которых размещался в кормовой башне, два по бортам корпуса (под основной башней) и еще один — в передней части корпуса танка. Под стать вооружению было и бронирование, которое могло противостоять снарядам наиболее распространенной в годы Первой мировой войны 77-мм немецкой полевой пушки 7.7 cm FK 16. Лобовой лист корпуса имел толщину 45 мм, бортовые листы — 30 мм. По бронированию орудийной башни точной информации нет, однако обычно указывается, что она защищалась 35-мм броней. В целом такое бронирование танка было по меркам той войны более чем адекватным. Более того, вплоть до 1930-х годов оно могло защитить танк от любой противотанковой артиллерии. Даже к моменту начала Второй мировой войны танк Char 2C все еще оставался малоуязвим для снарядов, выпущенных из основной противотанковой пушки Вермахта — Pak 35/36.

Компоновку этого танка тяжело было отнести к удачным. В передней части корпуса находилось отделение управления, за ним размещалось боевое отделение (орудийная башня была рассчитана на 4-х человек), далее находился моторно-трансмиссионный отсек, а завершало все кормовое боевое отделение. Для того, чтобы привести в движение машину массой под 70 тонн, понадобился сдвоенный двигатель — два карбюраторных «Mercedes» GIIIa мощностью 180 л.с. каждый. Силовая установка находилась практически ровно в центре корпуса танка, однако из-за ее размеров и установки дополнительного оборудования систему выхлопа и радиостанцию конструкторам пришлось вынести наверх, закрыв бронированным кожухом. Именно этот кожух и «съел» недостающие 40 градусов от кругового сектора обстрела главной орудийной башни.
Сложной была и трансмиссия танка. Каждый из двигателей приводил в действие отдельный генератор постоянного тока, после чего они подавали энергию на электромотор, который приводил в действие соответствующую гусеницу боевой машины. В случае выхода из строя одного из двигателей питание электромоторов переключалось на один генератор, после чего танк весом более 70 тонн мог передвигаться лишь со скоростью пешехода.
Ходовая часть танка была выполнена по аналогии с британской: она имела много катков, а гусеницы полностью обхватывали корпус боевой машины. Ромбовидная форма корпуса позволял легче преодолевать рвы и валы. На каждый борт приходилось по 36 опорных катков, 5 направляющих и 3 поддерживающих ролика. Передние колеса было ведущими, задние — направляющими. Наличие пружинной подвески обеспечивало гиганту довольно плавный ход, в отличие от английских танков с жесткой подвеской. Проходимость боевой машины была впечатляющей даже по современным меркам. За счет своей большой длины танк мог спокойно преодолевать рвы шириной до 4-х метров, взбираться на вертикальную стенку высотой до 1,2 метра и преодолевать вброд водные препятствия глубиной до 1,6 метра. В то же время большая масса позволяла танку легко сокрушать инженерные препятствия противника и деревья.

На поля сражений Первой мировой войны танк опоздал, а после ее завершения надобность в нем отпала. Первоначальный заказ из 700 танков быстро срезали всего до 10 боевых машин. Сделано это было и по финансовым соображениям. Один легкий танк FT-17 стоил 100 тысяч франков, в то время как Char 2C обходился бюджету разоренной войной страны в 2 миллиона франков в ценах 1920 года. Помимо всего прочего, этот тяжелый танк оказался очень трудным в эксплуатации и «прожорливым». В среднем силовая установка потребляла 12,8 литра топлива на каждый километр пути. Так что огромного 1280-литрового топливного бака едва хватало на 100 км движения по шоссе, при движении по пересеченной местности запас хода был еще меньше. Немалые денежные средства нужно было тратить на обслуживание машины и обучение экипажа. В результате после выпуска 10-го танка, который сдали лишь в 1922 году (после завершения войны торопиться было некуда), от производства дополнительных танков Char 2C просто отказались. Благодаря своей малочисленности каждый из танков получил собственное имя, что еще больше роднило его с боевым кораблем.
Танки спокойно эксплуатировались в межвоенный период и до 1938 года привлекались для проведения разного рода маневров, в армии им по-прежнему отводили роль машин прорыва. С началом боевых действий на территории Франции в 1940 году батальон данных танков, которые уже являлись устаревшими, был отправлен к театру боевых действий. 15 мая 1940 года железнодорожный состав с танками Char 2C был блокирован в Маасе в 40 километрах от Нофшато. Здесь на станции скопилось множество составов, при этом стоящий впереди состав с топливом горел, машинисты и механики локомотивов бежали, повредив подвижный состав. В этих условиях, не имея возможности выгрузить тяжелые машины с платформ, экипажи танков уничтожили технику и отступили на автотранспорте. При этом уничтоженными оказались не все танки, позднее немцы захватили Char 2C за номером №99, который не был полностью выведен из строя. По всей видимости, французы слишком торопились и повредили лишь некоторые узлы и агрегаты танка, который немцы затем переправили в Германию и даже показывали в Берлине на выставке трофейного вооружения. Таким образом, танк, который опоздал на Первую мировую войну, не смог повоевать и во Вторую мировую, запомнившись главным образом своими размерами.

Тактико-технические характеристики Char 2C:
Габаритные размеры: длина корпуса — 10 270 мм, ширина корпуса — 3000 мм, высота — 4090 мм.
Боевая масса — 70-74 тонны
Бронирование: лоб корпуса — 45 мм, борт — 30 мм, корма — 25 мм, днище — 15-18 мм, крыша — 10 мм.
Вооружение — 75-мм пушка и 4 х 8-мм пулемета.
Силовая установка — два карбюраторных двигателя Mercedes GIIIa мощностью 2х180 л.с.
Максимальная скорость — 15 км/ч (по шоссе).
Запас хода — до 150 км.
Экипаж — 13 человек
FCM F1
В начале 1930-х годов французским военным стало ясно, что танк FCM 2C безнадежно устарел. При этом французская военная мысль все еще полагала, что новая война также будет носить позиционный характер, как и Первая мировая, а значит, потребность в сверхтяжелых танках прорыва по-прежнему существует. Конкурс на создание новой машины был объявлен в ноябре 1936 года. Изначально заданием предусматривалось создание танка массой «всего» 45 тонн, но с броней, способной выдержать обстрел из 75-мм орудия с дистанции 200 метров. Уже к февралю 1938 года, когда появились первые эскизы будущих танков (свои проекты предлагали 3 фирмы), стало очевидно, что втиснуть требуемые в ТТХ характеристики в 45 тонн просто нереально, поэтому в новом техническом задании масса боевой машины уже не оговаривалось. Это позволило французским инженерам из компании FCM развернуться на полную катушку, спроектировав танк, вставший наравне с немецким «Маусом», которого еще не было даже в проекте.
Главной задачей для проектируемого стального монстра должна была стать борьба с немецкими укреплениями Западного вала (Линией Зигфрида), расположенными на франко-германской границе. В чем-то новый танк, получивший обозначение FCM F1, был аналогичен советским тяжелым танкам Т-100 и СМК, но французские инженеры смогли внести в проект «изюминку». На F1 они планировали поставить две башни, орудия в которых должны были иметь разную специализацию и бороться с разными целями, однако для своей боевой машины французы выбрали необычную компоновку. В передней части корпуса танка размещалось отделение управления, за которым была установлена малая башня с 47-мм пушкой. В средней части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение, в корме — основная башня с 90-мм орудием и боевое отделение. Если бы проект бы реализован на практике, бронирование танка превзошло бы все существующие на тот момент машины: лобовая броня — 120 мм, борта корпуса — 100 мм.

Ходовая часть танка FCM F1 была обычной для французской школы танкостроения. Как и на тяжелом танке В1, в ней было сохранено большое количество опорных катков, а конструкция траков осталась практически неизменной хотя гусеницы и стали шире, чтобы выдерживать сильно выросшую массу танка. Уже на раннем этапе проектных работ было принято решение отказаться от первоначально планируемой 75-мм пушки в пользу более мощного 90-мм орудия, рассматривался и вариант с использованием 105-мм пушки. Дополнительное пулеметное вооружение танка было расположено следующим образом: в малой башне с левой стороны от орудия, по обоим бортам основной башни и в корме основной башни со смещение в левую сторону, всего 4 пулемета.

Уже на стадии проектирования вес боевой машины вырос до 140 тонн. Чтобы сдвинуть с места такую массу стали на танк решили ставить два двигателя, остановив выбора на 550-сильных дизелях Renault, которые работали в паре с электротрансмиссией. Но даже силовой установки в 1100 л.с. для такой массы было явно недостаточно, и расчетная скорость движения по шоссе едва ли превысила бы 24 км/ч.
Еще на стадии проектирования у этого сверхтяжелого танка имелось немало противников в Генштабе. Часть французских офицеров справедливо считала, что строительство подобных двухбашенных танков, пусть и с невиданной 120-мм броней, отнимает ресурсы и время, которые можно было направить на выпуск более полезных танков B1bis. Да и боевая ценность FCM F1 многим виделась весьма сомнительной. Принимая во внимание соотношение длины танка к его ширине, которое равнялось примерно 3,5:1, ходовые его качества оказались бы на уровне советского пятибашенного Т-35. А из-за огромной массы передвижение этого мастодонта по заболоченному или мягкому грунту не представлялось возможным, да и выдержать 140-тонный танк мог далеко не каждый мост.

Несмотря на все эти обоснованные сомнения, технической комиссией танк FCM F1 был одобрен и компании FCM был выдан предварительный заказ на постройку 12 таких машин. Первый танк должен был быть собран в мае 1941 года, после чего планировалось наладить выпуск сверхтяжелых танков с темпом 3-4 машины в месяц. Помимо этого французские военные выдвинули условие по увеличению бортового бронирования до 120-мм, что повысило бы массу боевой машины еще на 5 тонн, а скорость передвижения по шоссе упала бы до 20 км/ч. Как нетрудно догадаться, Вторая мировая война и быстрое поражение французской армии оставили данный проект нереализованным. Работы по проектированию данной боевой машины были прекращены в середине июня 1940 года, а все имеющиеся по проекту заготовки, по всей видимости, были уничтожены.
Тактико-технические характеристики FCM F1:
Габаритные размеры: длина — 10 530 мм, ширина — 3100 мм, высота — 4210 мм.
Боевая масса — 140-145 тонн.
Бронирование: лоб корпуса — 120 мм, борт — 100-120 мм.
Вооружение: одна 90-мм пушка, одна 47-мм пушка и 4 х 7,5-мм пулемета.
Силовая установка — два двигателя Renault V12 KGM мощностью 2х550 л.с.
Максимальная скорость — 20-24 км/ч.
Запас хода — до 100 км (по шоссе).
Экипаж — до 12 человек.

Источники информации:

FCM 1A Тяжелый танк

Официальное обозначение: FCM 1A
Альтернативное обозначение: Char Lourd
Начало проектирования: 1916 г.
Дата постройки первого прототипа: 1917 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип, проект закрыт в пользу FCM 2C.

Мало кому известно, что французская программа строительства танков началась раньше английской и, если бы не досадные ошибки разработчиков, бронированные машины Франции могли выйти на поля сражений ещё в 1915 г. Как уже многократно упоминалось.

Французские конструкторы решили пойти по пути наименьшего сопротивления, что привело к созданию танков Saint-Chamond и CA-1 Schneider, выполненных на базе тракторного шасси с размещением пушки в лобовом листе. При несколько лучшем бронировании и защищенности ходовой части эти танки по боевой эффективности не шли ни в какое сравнение с английскими машинами аналогичного класса, что и предопределило их дальнейшую судьбу.

В течении 1918-1919 гг. их полностью заменили легкие танки Renault FT-17 и тяжелые Mk.V*. Гораздо лучше на этом фоне смотрелся проект, представленный “Средиземноморским Обществом Железноделательных заводов и верфей” (F.C.M.).

Задание на разработку тяжелого танка поступило от руководителя DSA (Directeur des Service Automobiles – Управление Автомобильной Службы) М.М.Савитье ещё в июле 1916 года. Сразу после получения данных о боевом применении танков Mk.I специалисты фирмы F.C.M. разработали проект танка массой 38 тонн, вооруженного 105-мм пушкой и оснащенного 30-мм броней.

Двигатель мощностью 200 л.с. должна была предоставить фирма renault. Весьма скоро — 30 декабря 1916 года, проект пд названием Char Lourd А предоставили на рассмотрение Консультативному комитету штурмовой артиллерии. В целом, старания инженеров от F.C.M. оценили положительно, однако на очередном заседании, проведенном 17 января 1917 г., выводы были не столь оптимистичными. Предварительная оценка проекта показывала, что при 30-мм бронировании и полном комлекте вооружения с боезапасом и топливом, масаа танка составит около 40 тонн.

При существовавших тогда технологиях создать надежную и удобную в экспуатации трансмиссию механического типа не представлялось возможным, поэтому было рекомендовано разработать трансмиссию электрического типа, как на танке Saint-Chamond M16. Данный процесс был развит генералом Этьеном, который предложил сразу два альтернативных варианта танка с 75-мм пушкой и разными типами трансмиссий – механической и электрической.

К этому времени комитет наконец определился с требованиям к бронированию – защита танка должна была выдерживать попадание 77-мм немецких полевых орудий, таким образом снова подводя его к начальной отметке в 30 мм. Опыт боевого применения французских танков показывал, что без размещения основного вооружения во вращающейся башни никак не обойтись, поскольку тот же Saint-Chamond мог наводить своё орудие в сильно ограниченных секторах и впоследствии использовался в качестве САУ. С этой позиции проект фирмы F.C.M. выглядел достаточно перспективно, тем более что летом 1917 г. был спроектирован новый танк Char Lourd 1А.

Ходовая часть тяжелого танка не отличалась особой оригинальностью. Согласно требованиям на штурмовой танк её пришлось сделать достаточно высокой, почти в человеческий рост. Подвеска опорных катков малого диаметра была блокированной, но жесткость хода отчасти компенсировалось их количеством. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие гребневого зацепления – сзади. Все открытые элементы ходовой части были закрыты бронещитом.

Компоновка танка 1А была классической. В передней части корпуса размещалось отделение управления, где находились места механика-водителя и его помощника. Далее располагался боевой отсек, по бортам которого были сделаны по две амбразуры для стрельбы из пулеметов и по одному смотровому прибору. Тут размещалось сразу пять танкистов: командир, наводчик, заряжающий, пулеметчик и моторист. Моторный и трансмиссионный отсек находились в кормовой части корпуса, занимая более 50% его длины. Бронирование было выполнено дифферинцированным. Лобовая часть корпуса и башня изготовлялась из 35-мм брони, борта и корма корпуса — из 20-мм брони, крыша и днище — из 15 мм.

Приборов наблюдения было немного. В корпусе было сделано четыре смотровые щели защищенные бронестеклами (две впереди и две по бортам). Командир мог вести наблюдение за местностью с помощью командирской башенки (устанавливалсь на крыше главной башни) или телескопического орудийного прицела.

Состав вооружения оказался весьма сильным. В башне танка конической формы, которая устанавливалась на крыше боевого отделения, разместили 105-мм орудие и 8-мм пулемет Hotchkiss. По проекту и на макете ещё один пулемет находился в шаровой установке в лобовой части корпуса с небольшим смещением к левому борту, но на прототипе он не появился. В укладке перевозилось ещё четыре 8-мм пулемета.

Перед началом изготовления прототипа был построен деревянный макет в натуральную величину. Макетная комиссия осталась довольна — внешний вид танка 1А был весьма внушительным и при этом он обладал башней с круговым вращением и более сильным бронированием, чем любой из британских «ромбов».

На ходовые испытания, которые проводились близ города Сейне (Seyne), опытный образец 1А вышел 10 декабря 1917 года. Официальный испытательный цикл начался 21-22 декабря с пробега по дороге между городами Сейне и Саблетте (Sablettes), после чего танк отправился на песчаный пляж.

Благодаря высокой ходовой части 1А легко преодолевал все основные препятствия, такие как траншея шириной 2 метра, вертикальная стенка высотой 0,9 метра, яма диаметром 3,5 метра, проволочные заграждения, эскарп, небольшие воронки от снарядов и горки расположенные на расстоянии 3,5 метра друг от друга. На полном ходу танк мог свалить дерево диаметром 35 см. Единственное слабое место в отношении подвижности 1А стала трудность его управления на поворотах. Другими словами, танк хорошо двигался только по прямой. При попытке “заложить вираж” танк, из-за большой длины ходовой части, конструкции гусеничных траков и недоработанной механической трансмиссии, едва двигался даже на твердой поверхности.

Огневые испытания также прошли вполне успешно. Стрельба из 105-мм орудия подтвердила её высокую эффективность, однако на серийных танках решили устанавливать всё же 75-мм пушку. Выбор в пользу менее мощного орудия был обусловлен сразу несколькими факторами: меньшая отдача при выстреле, меньшие габариты и больший боекомплект. Если для 105-мм орудия планировалось 120 снарядов, то для 75-мм их можно было загрузить уже 200 штук. Для каждого их пяти пулеметов полагалось 2500-3000 патронов.

Несмотря на положителные результаты работы по проекту 1А были прекращены в пользу более перспективного Char Lourd 1B, более тяжелого и лучше вооруженного. А ведь общая стоимость работ по проектированию и изготовлению опытного образца FCM 1А составила 600.000 франков, что для разоренной войной Франции было немаленькой суммой. Танк должен был оснащаться 75-мм орудием и четырьмя пулеметами. Общая длина FCM 1B составляла по проект 8,29 метра, боевая масса — около 45 тонн.

Прототип танка FCM 1В так и не был построен, так как 11 ноября 1918 года война закончилась. В то же время, вариант с электрической трансмиссией Char Lourd 1C, представиленной в 1917 году фирмой Establishment Experementale Francais, получил поддержку. Этот проект выглядел более монструозно – длина около 10 м, экипаж 10 человек, бронирование 45 мм. Поскольку боевая масса танка превысила 50 тонн в качестве силовой установки планировалось использовать два 250-сильных мотора.

Но и здесь комитет особо не торопился с решением о начале постройки хотя бы одного прототипа. Дело все в том, что в 1917 г. англичане предложили 77 своих танков Mk.IV взамен на французские FT-17, что позволило временно покрыть недостаток в тяжелых танках непосредственной поддержки пехоты. Чуть позже, в декабре того же года правительство дало разрешение на строительство танков Mk.VIII, англо-американской разработки прототип которого даже не был построен. Все эти факторы, плюс сомнения в выборе вооружения и толщине брони могли привести к срыву собственной программы строительства танков прорыва.

И все же Этьену удалось убедить комитет в правильности его мнения и 9 февраля 1917 г., выступая со специальным докладом, он убедительно доказал, что атаку пехоты должны возглавлять именно тяжелые машины с мощным вооружением и бронированием (то есть тем, чем не могли похвастаться английские танки). Аргумент оказался весомым и 21 февраля танки были включены в производственную программу. Официальное решение о постройке французских тяжелых танков было принято 13 июня.

Многочисленные проволочки привели к тому, что строительство первого опытного танка FCM 1С так и не состоялась. В то же время, летом 1918 года актуальность в наличии тяжелой штурмовой машины сильно снизилась. Немецкая армия начала полномасштабное отступление и вскоре Германия сама попала в водоворот революционных событий, приведших к её капитуляции.

По большому счету, этот танк представлял собой утяжеленную версию модели 1А, у которой до 45 мм была усилена броня лобовой части корпуса и башни (незначительно модифицированной), а 75-мм пушка стала стандартной. Состав и расположение легкого стрелкового вооружения сохранили, но уже тогда был поднят вопрос и более рациональном его распределении, ведь кормовая часть танка оставалась незащищенной от атак пехоты. Так, было решено, что в кормовой части танка должна быть установлена малая башня с одним 8-мм пулеметом. На единственном прототипе 1С эту идею не реализовали, поскольку это привело бы к значительному изменению конструкции корпуса. Кстати, на прототипе использовали трофейные немецкие двигатели Mercedes, применявшиеся ранее на дирижаблях, причем их количество увеличилось на одну единицы. В сумме, электрическая трансмиссия и силовая установка суммарной мощностью 500 л.с. должны были улучшить ходовые качества танка, но фактически этого не произошло. По тактико-техническим параметрам модели 1А и 1С были почти равноценны, если не учитывать возросшую до 8-10 км\ч максимальную скорость позднего варианта танка.

В начале 1918 года была разработана новая версия танка прорыва, названная Char Lourd 2С. Это был проект, в котором попытлись исправить некоторые конструктивные недостатки предыдущих моделей, что привело к возрастанию боевой массы до 70 тонн, в то время как состав экипажа увеличился до 12 человек. Вооружение теперь размещалось в двух башнях и по бортам корпуса. С целью увеличения преодоления препятствий гусеницы танка обхватывали корпус, что привело к увеличению его высоты до 4,15 м.

Для своего времени это был очень передовой проект, повлиявший на конеструкторскую мысль — достаточно вспомнить проекты советских танков ГУВП или японские тяжелые танки №1 и 2591 (Тип 91). Последние два строились под явным французским влиянием. С другой стороны, участь штурмовых танков фирмы F.C.M оказалась не столь уж радостной. Вначале в несколько раз был сокращен заказ, который в финальном варианте ограничился 10 машинами. Постройка тяжелых танков затянулась до 1922 года, а поддерживать в боеспособном состоянии все 10 танков удавалось не каждый год. Служба танков 2С выдалась довольно мирной. На протяжении 1922-1936 гг. они периодически привлекались к маневрах и различным смотрам, пока их не отправили в резерв. К началу 2-й Мировой войны сохранились все танки 2С, однако два из них пришлось разобрать в виду полного износа конструкции. В мае 1940 года, когда ситуация на фронте стала критической, командование французской армии решилось использовать 2С в боевых условиях. Итог этого предприятия был вплоне закономерным — все 6 танков отправленных на фронт были уничтожены своими экипажами в 40 км от станции Нофшато.

Единственный прототип FCM 1A долгое время ржавел под открытым воздухом, после чего он стал считаться музейным экспонатом. В конечном итоге танк стал немецким трофеем — в июне 1940 года он был захвачен на одной из улиц Версаля, где французы организовали опорный пункт. К этому времени танк был в неходовом состоянии (без двигателя, гусеничных траков, пулеметов и части оборудования). Не исключено, что его, как и несколько не менее древних FT-17, просто отбуксировали в город, превратив ДОТ. Так что вполне возможно, прототип FCM 1A мог принять участие в боях 14-17 июня. Новые владельцы, без всякого смущения, пустили его на слом, следом за FCM 2C.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА FCM 1А образца 1917 г.

БОЕВАЯ МАССА 41000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 7
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 8350
Ширина, мм 2840
Высота, мм 1980
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 105-мм или 75-мм пушка и пять 8-мм пулеметов
БОЕКОМПЛЕКТ 120 выстрелов для 105-мм орудия или 200 выстрелов для 75-мм орудия
12500-15000 патронов для пулеметов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопические орудийные прицелы
оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ башня — 35 мм
лоб корпуса — 35 мм
борт корпуса — 20 мм
корма корпуса — 20 мм
крыша корпуса — 15 мм
днище корпуса — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ Renault, бензиновый, 8-цилиндровый, мощностью 250 л.с
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 28(?) опорных катков малого диаметра, 6 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ 6 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон ?
Высота стенки, м ~1,20
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ~4,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Сверхтяжёлые танки

Сверхтяжёлые танки Британский Летающий Слон (Flying Elephant)

Сверхтяжелые танки — танки, массо-габаритные параметры которых выходят за рамки принятых для тяжёлых танков. Обычно к таковым относят образцы бронетехники огромных размеров и массой свыше 80 тонн.

Идея разработки сверхтяжёлого танка базировалась на желании создать неуязвимый танк для прорыва вражеских линий обороны, без сопутствующих таким кампаниям тяжелым потерям в технике. Работы по созданию сверхтяжёлых танков достаточно активно велись в большинстве стран, обладающих развитыми бронетанковыми войсками (в частности, Великобритания, Германия, СССР), с момента появления танков вплоть до 1960-х годов. Что же до материального воплощения данных разработок, то, в подавляющем большинстве, сверхтяжёлые танки оставались «на бумаге». За всю историю танковых войск было создано лишь несколько экземпляров подобных танков, и ни одна из этих машин не применялась в боевых действиях.

Список сверхтяжелых танков

Германия

Немецкий сверхтяжёлый танк E-100 (модель-копия)

Landkreuzer P. 1500 Monster

Франция

  • Char 2C (фр. Танк 2C, в ряде источников обозначается, как FCM 2C) — французский сверхтяжёлый танк. Разработан во время Первой мировой войны, однако в военных действиях участия не принимал.
  • FCM F1 — 140 тонн, проект

FCM F1

Великобритания

Британский сверхтяжёлый танк Tortoise Британский TOG2

  • Tortoise (танк) — 80 тонн, британский сверхтяжёлый танк времен Второй Мировой войны. Прототип был построен и испытан.
  • TOG1 — 80 тонн, свертяжелый танк, повторяющий по форме и мобильности танки времен Первой Мировой войны. Несмотря на моральную устарелость конструкции этот танк испытывался до 1943 года
  • TOG2 — 80 тонн, несколько улучшенный вариант танка TOG1 с большей башней и 76,2-мм пушкой (17-фунтовкой). Как и TOG1, танк не имел мягкой подвески и поэтому развивал пешеходную скорость — до 13 км/час.
  • Летающий Слон (Flying Elephant) — свыше 100 тонн, проект времён Первой мировой войны

США

  • САУ периода Второй мировой войны

См. также

  • Ягдтигр -(75,2 тонн) был разработан в 1942—1944 годах на шасси тяжёлого танка «Тигр II» и стал самым тяжёлым серийно производившимся образцом бронетехники всех времён. «Ягдтигр» серийно производился с 1944 по 1945 год, однако из-за перебоев с поставками материалов и разрушения заводов воздушными бомбардировками, было выпущено всего, по разным данным, от 70 до 79 САУ этого типа.
  • Атомный танк — танк с ядерной силовой установкой. Проекты таких боевых машин разрабатывались в США в 1950-е годы, однако практического воплощения ни один из них не получил.
  • Царь-танк — самая крупная бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных.
  • Оружие возмездия
  • «Гусеничный транспортёр НАСА» -созданный для программы полетов на луну в 1965 году весит 2400 тонн, и состоит из платформы на восьми гусеницах.
  • Bagger 288- экскаватор который является крупнейшей самоходной установкой в мире, с весом 13 500 тонн.

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Сверхтяжёлые танки» в других словарях:

  • Сверхтяжёлый танк — Британский Летающий Слон Сверхтяжёлые танки танки, массо габаритные параметры которых выходят за рамки принятых для т … Википедия

  • О-И (сверхтяжёлый танк) — Художественное представление танка Тип 100 О И Тип 100 О И Классификация сверхтяжёлый танк Боевая масса, т … Википедия

  • Классификация танков — Основной боевой танк Т 90 В разное время, в разных государствах существовало и существует большое количество … Википедия

  • E-серия — Entwicklung series (нем. развитие, разработка) программа разработки серии опытных немецких танков времён Второй мировой войны, больше известная как серия E. Несмотря на то, что положение на фронтах, а главное, острый дефицит сырья… … Википедия

  • КВ-5 — Проект сверхтяжёлого танка КВ 5 КВ 5 … Википедия

  • Т-42 — Проект танка Т 42 (рисунок, вид с левого борта) … Википедия

  • Tortoise (танк) — Тяжёлый штурмовой танк Tortoise (A39) Тяжёлый штурмовой танк Tortoise (A39) Классификация сверхтяжёлый танк, Самоходная артиллерийская установка … Википедия

  • Char 2C — «Эльзас» … Википедия

  • K-Wagen — Макет танка K Wagen K Wagen (Kolossal) … Википедия

  • О-И (танк) — Художественное представление танка Тип 100 О И Тип 100 О И Классификация сверхтяжёлый танк Боевая масса … Википедия