Тактический уровень управления

Автоматизированная система управления (АСУ) — сложная управляющая система, в которой совместно использованы возможности персонала управления, современной информационно-вычислительной техники, математических методов оптимального управления.
Управляющая часть этих систем представляет собой совокупность людей (персонала управления) и вычислительных машин. На основе рационального распределения между ними разнообразных управляющих функций стремятся наилучшим образом использовать возможности тех и других, достигнуть лучшего эффекта управляющей части в целом. Если в системах автоматического управления или регулирования все функции по управлению осуществляются без непосредственного участия человека с помощью специальных технических устройств (регуляторов), а в традиционных системах производственного или административного (организационного) управления они возлагаются на персонал, то решение задач управления совместно персоналом и техническими устройствами (ЭВМ) — первая характерная черта автоматизированных систем.
Подобное построение управляющей части системы связано с переходом от автоматизации управления отдельными параметрами ТП, агрегата или даже связанного управления рядом параметров процесса в одном агрегате к управлению значительно более сложными объектами – производственными комплексами, участками производства, предприятиями и т.п.
Такое построение управляющей части связано с переходом от решения сравнительно простых задач стабилизации заданных параметров технологических режимов работы агрегатов или поиска допустимых планов работы производственных комплексов к решению значительно более трудных задач оптимизации работы агрегатов, производственных комплексов, сложных социально-экономических систем.
При современном уровне развития техники управления взаимодействие персонала и технических устройств в АСУ оказывается наиболее плодотворным, т.к. управление только персоналом недостаточно эффективно, управление только ЭВМ невозможно. Конкретное распределение в АСУ функций между ЭВМ и персоналом управления, степень автоматизации функций управления определяются тем, в какой мере можно получить в ЭВМ всю необходимую для управления информацию, подготовить математическое описание управляемого процесса и эффективные алгоритмы выбора оптимальных управляющих воздействий. Распределение функций зависит от экономической целесообразности их автоматического выполнения, надежности имеющихся технических средств в АСУ. Этим же определяются и функции вычислительных машин в системе.

Функции ЭВМ в АСУ

1) В простейшем случае вычислительная машина предназначена лишь для организации сбора, накопления и первичной переработки информации. Информация обрабатывается и представляется персоналу управления (оператору, диспетчеру и др.) в виде, удобном для восприятия. На основе этой информации персонал принимает и реализует решения по управлению производством. Решения оператора реализуются без участия ЭВМ, хотя в отдельных случаях ЭВМ используется в качестве средства накопления команд управления, выработанных персоналом, и передачи этих команд непосредственно на рабочие места. Такой режим использования ЭВМ в автоматизированных системах управления называют информационно-вычислительным.
2) Вычислительные машины могут быть использованы в системах для подготовки рекомендаций (советов) по управлению. В этом случае, кроме выполнения информационных функций, вычислительные машины решают также различные задачи планирования и управления и выдают персоналу рекомендуемые решения. Персонал имеет также возможность вводить в машину свои варианты решений по управлению, как для их оценки, так и для обязательного выполнения. Такой режим использования ЭВМ в АСУ называется управляющим.
3) Характерная особенность использования ЭВМ в АСУ в настоящее время — решение задач управления на научной основе. Широкое использование современных ЭВМ в управляющей части АСУ позволяет искать, подготавливать и рекомендовать не только допустимые, но и наилучшие в некотором заданном смысле управления. Мы их называем оптимальными. Используя ЭВМ, мы получаем возможность искать подобное оптимальное управление достаточно строго, формализованными (математическими) методами.
В качестве основных элементов научного управления в АСУ отметим такие, как:

  • системный анализ объекта и задач управления, основанный на многостороннем рассмотрении сложных, взаимосвязанных явлений;
  • постановка задачи управления, как задачи оптимизации по некоторому критерию оценки эффективности функционирования системы;
  • построение структуры решения общей задачи управления и структуры системы путем достаточно строгой декомпозиции (разложения) общей задачи высокой размерности на ряд взаимосвязанных локальных и координирующих задач;
  • использование экономико-математических моделей объекта управления для прогноза поведения и выбора оптимальных управлений.

Для создания автоматизированных систем управления необходимо решение, по крайней мере, 3 групп задач:

  1. описания механизма функционирования данной системы, критериев и методов управления ею;
  2. проектирования технической структуры и технических средств получения, передачи и переработки информации;
  3. организация производства в условиях автоматизации управления.

При разработке современной АСУ можно выделить следующие ее этапы:

  • исследование и описание объекта, постановку задачи управления;
  • синтез алгоритмической и функциональной структур системы;
  • создание информационной и технической структур;
  • подготовку математического обеспечения (моделей, алгоритмов, программ);
  • синтез системы в целом (ее системная спецификация).

История создания АСУП

История развития автоматизации производства включает в себя несколько этапов.
1. Локальные САР, в которых каждый автоматический регулятор отвечал за функционирование своего контура регулирования. («Локальные» — местный, свойственный данному месту, не выходящий за определенные пределы). Локальные системы управления технологическим оборудованием и процессами предназначены для контроля и управления отдельными, не связанными между собой объектами и в иерархической системе управления образуют нижний уровень. Эти системы одноконтурные и однофакторные, степень автоматизации — частичная. Локальные системы управления выполняют следующие функции: автоматический контроль, учет, защиту, блокировку и логическое управление. Согласованная работа локальных контуров, число которых в ТП может быть большим, проводиться оперативным персоналом.
2. Следующий этап развития — автоматизированные системы управления ТП. АСУТП – это человеко-машинный комплекс, предназначенный для решения различных задач управления технологическими процессами.
Локальные САР входят в АСУТП, как составная часть согласование контуров регулирования в АСУТП проводит также оперативный персонал, но с использованием ЭВМ.
3. АСУП — автоматизированные системы управления производством (предприятием).
Управление производством — это информационный процесс, обеспечивающий выполнение какого-либо материального процесса и достижение им определенных целей.

Сравнительный анализ АСУТП и АСУП

Управление производством и ТП имеет ряд отличий:
1) Производством управляют люди, в процессе управления они воздействуют на людей. Технологическим процессом также управляют люди, но они воздействуют на «вещи» – средства производства и предметы труда. Средством труда в современном производстве является машина, человек получает данные о работе машины – ее состоянии, о наличии и качестве сырья, материалов и готовой продукции, сравнивает их с плановыми и нормативными данными, принимает решение и передает его машине, изменяя режим ее работы. В системе «человек – машина» — человек – субъект управления; машина — объект управления.
2) Продукт труда в управлении ТП — продукт производства или услуга. Продукт труда в управлении производством – информация.
3) При управлении ТП осуществляется координация составляющих производственного процесса, отдельных технологических операций технологического процесса, а не людей, как при управлении производством. Это третье отличие.
4) Управление осуществляется циклично, длительность циклов зависит от уровня управления. Самые короткие циклы используются при управлении ТП. В самом коротком цикле управления производством имеется несколько циклов управления ТП.
5) Только в управлении ТП можно создать автоматические системы с замкнутой обратной связью. На других уровнях управление осуществляется людьми, и автоматическое управление невозможно.
Таблица: Сравнительный анализ управления ТП и производством

Иерархия управления

Вид управле-ния

Основной ОУ

Продукт управле-ния

Характер труда основного управленческого персонала

Длитель-ность циклов управле-ния

Возмож-ность создания автома-тических СУ

до автомати-зации управления

после автомати-зации управления

Управление ТП

Управле-ние вещами

Технологиче-ский процесс, оборудование

Матери-альные блага и услуги

Физический, частично умственный

Умственный, частично физический

Короткие

Есть

Управление производ-ством

Управле-ние людьми

Объединение производств, производство или его часть

Инфор-мация

Умственный, частично физический

Умственный в основном

Длинные

Нет

6) Основной объект управления в АСУТП — технологический процесс, оборудование, в АСУП – объединение производств, производство или его части.
Автоматизация управления производством (предприятием) основана на применении современных методов и средств автоматической обработки информации для учета, анализа, планирования и принятия управленческих решений. В системах автоматического управления все функции по управлению осуществляются без непосредственного участия человека с помощью регуляторов, в АСУП и АСУТП решения по управлению осуществляются совместно персоналом и ТСА (включая ЭВМ).

ТОУ – средства производства, технологические процессы, используемые в производстве материальных услуг;
АТК – автоматизированный технологический комплекс;
АПК – автоматизированный производственный комплекс.
Функции АСУП: контроль, учет, анализ, планирование.
Объединение нескольких АСУТП между собой и АСУП, осуществляемое с целью повышения общей технической и экономической эффективности, приводит к появлению интегрированных АСУ, которые строятся по иерархическому принципу.

На верхней ступени стоит отраслевая АСУ (ОАСУ), с которой последовательно связаны АСУ на предприятии, АСУ в цехах и на участках, а на нижней ступени находятся АСУТП.

Функции всех элементов АСУТП

1. ТОУ — источник информации в АСУТП в виде набора технологических параметров X=(X1,X2,…,Xm) и потребитель информации в виде регулирующих воздействий Y=(Y1,Y2,…,Yn). В качестве ТОУ может быть вся технологическая цепочка, отдельные ее узлы или агрегаты.
И — информация; з — задание (управление); О — отчет; РУ — ручное управление; ЛР — локальное регулирование; НЦУ — непосредственное цифровое управление.
2. Датчики (первичные измерительные преобразователи, чувствительные элементы) — средства получения информации в АСУ.
3. Преобразователи — это средства преобразования и передачи информации в АСУТП.
4. ВП и АР – в совокупности составляют средства локального регулирования. ВП служат источником визуальной информации для ОП.
5. ИМ+РО — это средства реализации регулирующих воздействий на ТОУ.
6. УВК — средства вычислительной техники, специализированная ЭВМ, предназначенная для вычислений и для реализации функций АСУТП.
7. Оперативный персонал — технологи, специалисты по автоматизации, операторы ЭВМ, программисты, электронщики — непосредственно отвечающие за оперативное управление процессом.
8. Блок связи — средства телефонной, телевизионной, компьютерной, организационной связи АСУТП с вышестоящей АСУП.
9. АСУП — автоматизированная система управления производством (предприятием).
Выполняет функции: маркетинга, календарного планирования, поставок сырья, сбыта готовой продукции, финансирования и т.д.
Объектом управления для АСУ завода является трудовой процесс непосредственного производства товарной продукции и вся административно-хозяйственная деятельность предприятия, неизбежно сопровождающая основной процесс производства продукции.
Для современной черной металлургии характерна высокая степень концентрации производства: расширение предприятий и выпуск основной части всей продукции своей отрасли сравнительно небольшим числом крупных заводов. Стремление к концентрации производства вызвано экономическими показателями крупных предприятий.
При увеличении объема производства на 1%, себестоимость продукции снижается на 0,05%. Однако, полное использование всех возможностей высококонцентрированного, крупного производства сдерживается возрастающими при этом трудностями управления. Огромный ассортимент и объем выпускаемой продукции, большое число и разнообразие ТП, агрегатов и режимов их работы, высокий уровень возмущений — все это требует высокого уровня организации системы управления предприятием, т.е. способности оперативно принимать множество хорошо обоснованных решений, каждое из которых основано на анализе разнообразной информации, прогнозе и оценке большого числа возможных вариантов режимов работы для значительного числа агрегатов.

Режимы работы АСУТП, информационные потоки в ИАСУ

Режимы работы АСУТП:

1) автоматизированные;
2) автоматические.
Автоматизированные режимы можно разделить на:
1. Режим ручного управления (РУ), когда оперативный персонал (ОП) непосредственно воздействует на регулирующие органы (РО), управляя процессом.
Этот режим предусматривается в обязательном порядке в любой АСУТП и применяется в случае технических отказов средств автоматизации и при выполнении функции АСУТП запуск и останов оборудования.
В этом режиме имеем разновидность АСУТП без вычислительного комплекса.
2. Режим дистанционного управления
АСУТП с ВК, выполняющим информационные функции. Эта разновидность АСУТП включает в себя локальные системы автоматического контроля, регулирования, объединенные центральным пультом управления, на котором работает оператор. В соответствии с технологической инструкцией оператор осуществляет дистанционное управление отдельными исполнительными механизмами или изменяет задания регуляторам в локальных системах регулирования. ВК выполняет информационные функции централизованного контроля, вычисление некоторых комплексных показателей, а также контроля работы и состояния оборудования. ВК дает оператору дополнительную информацию, которую он использует при управлении процессом.
3. Режим «совета» — кроме выполнения информационных функции УВК сам решает задачу управления, т.е. вычисляет управляющие воздействия и выдаёт рекомендации — «советы» — оперативному персоналу. Персонал анализирует эти советы, вносит при необходимости какие-то изменения и выдает задания автоматическим регулятором с пульта управления вручную.
При реализации режима » совета » имеем разновидность: советующая АСУТП.
4. Режим «диалога» – ОП проводит оптимизацию технологического процесса, активно используя при этом ЭВМ. Для этого разрабатывается специальная интерактивная (диалоговая) программа обмена данными между УВК и персоналом управления.
Автоматические режимы работы АСУТП делятся на:
1. Режим супервизорного управления (косвенного).
Когда УВК решает задачу оптимального управления и через автоматические задатчики устанавливает задания для локальных регуляторов. АСУТП с ВК, выполняющим функции центрального управляющего устройства.

2. Режим непосредственного цифрового управления (НЦУ) – УВК решает задачу оптимизации и берет на себя функцию многоканального цифрового регулятора.
В этом режиме исчезает такой элемент КТС, как ВП и АР, вместе с ними и громоздкие щитовые помещения, перечисленные выше.
Наиболее распространенным режимом работы АСУТП на практике является режим «совета». В АСУТП в данный момент времени могут реализоваться все режимы одновременно по различным локальным каналам управления.

Практическая работа №16 АСУ различного назначения, примеры их использования

Практическая работа №16

Тема: АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в технической сфере деятельности

Цель работы: получить представление об автоматических и автоматизированных системах управления в технической сфере деятельности.

Теоретические сведения к практической работе

Автоматизированная система управления или АСУ – комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и тому подобное.

Создателем первых АСУ в СССР является доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии, основоположник научной школы стратегического планирования Николай Иванович Ведута (1913-1998). В 1962-1967гг. в должности директора Центрального научно-исследовательского института технического управления (ЦНИИТУ), являясь также членом коллегии Министерства приборостроения СССР, он руководил внедрением первых в стране автоматизированных систем управления производством на машиностроительных предприятиях. Активно боролся против идеологических PR-акций по внедрению дорогостоящих ЭВМ, вместо создания настоящих АСУ для повышения эффективности управления производством.

Важнейшая задача АСУ – повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления.

Цели автоматизации управления

Обобщенной целью автоматизации управления является повышение эффективности использования потенциальных возможностей объекта управления. Таким образом, можно выделить ряд целей:

  • Предоставление лицу, принимающему решение (ЛПР) адекватных данных для принятия решений.

  • Ускорение выполнения отдельных операций по сбору и обработке данных.

  • Снижение количества решений, которые должно принимать ЛПР.

  • Повышение уровня контроля и исполнительской дисциплины.

  • Повышение оперативности управления.

  • Снижение затрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов.

  • Повышение степени обоснованности принимаемых решений.

В состав АСУ входят следующие виды обеспечений:

  • информационное,

  • программное,

  • техническое,

  • организационное,

  • метрологическое,

  • правовое,

  • лингвистическое.

Основные классификационные признаки

Основными классификационными признаками, определяющими вид АСУ, являются:

  • сфера функционирования объекта управления (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, непромышленная сфера и так далее);

  • вид управляемого процесса (технологический, организационный, экономический и так далее);

  • уровень в системе государственного управления, включения управление народным хозяйством в соответствии с действующими схемами управления отраслями (для промышленности: отрасль (министерство), всесоюзное объединение, всесоюзное промышленное объединение, научно-производственное объединение, предприятие (организация), производство, цех, участок, технологический агрегат).

Функции АСУ

Функции АСУ в общем случае включают в себя следующие элементы (действия):

  • планирование и (или) прогнозирование;

  • учет, контроль, анализ;

  • координацию и (или) регулирование.

Виды АСУ

Автоматизированная система управления технологическим процессом или АСУ ТП– решает задачи оперативного управления и контроля техническими объектами в промышленности, энергетике, на транспорте.

Автоматизированная система управления производством (АСУ П)– решает задачи организации производства, включая основные производственные процессы, входящую и исходящую логистику. Осуществляет краткосрочное планирование выпуска с учётом производственных мощностей, анализ качества продукции, моделирование производственного процесса.

Примеры:

  • Автоматизированная система управления уличным освещением («АСУ УО»)– предназначена для организации автоматизации централизованного управления уличным освещением.

  • Автоматизированная система управления наружного освещения («АСУНО»)– предназначена для организации автоматизации централизованного управления наружным освещением.

  • Автоматизированная система управления дорожным движением или АСУ ДД– предназначена для управления транспортных средств и пешеходных потоков на дорожной сети города или автомагистрали

  • Автоматизированная система управления предприятием или АСУП– Для решения этих задач применяются MRP,MRP II и ERP-системы. В случае, если предприятием является учебное заведение, применяются системы управления обучением.

  • Автоматическая система управления для гостиниц.

  • Автоматизированная система управления операционным риском – это программное обеспечение, содержащее комплекс средств, необходимых для решения задач. управления операционными рисками предприятий: от сбора данных до предоставления отчетности и построения прогнозов.

Задание №1.

С помощью гиперссылок перейдите на web-страницы, в которых приведены примеры автоматизированных систем управления.

Задание №2.

Ответить на вопросы:

  • Что называется автоматизированной системой управления?

  • Какую задачу решают автоматизированные системы управления?

  • Какие цели преследуют АСУ?

  • Какие функции осуществляют АСУ?

  • Приведите примеры автоматизированных систем управления.

Задание №3. Сделать вывод о проделанной работе:

Контрольные вопросы:

  1. Что такое АСУ?

  2. В чем заключается идея управления?

  3. Дайте определение автоматической системы.

  4. Основное оборудование: ПК

Американская автоматизированная система управления войсками тактического уровня FBCB2 (часть 1)


Современный полевой пункт управления оперативно-тактического звена, развернутый в палатке
1. Классификация
К сожалению, наши военно-научные умы пока не создали отечественную классификацию автоматизированных систем управления войсками. Поэтому, за неимением отечественных разработок, мы будем использовать классификацию, применяемую в в армиях наиболее развитых англоязычных стран.
А в этих странах принято разделять АСУВ на несколько классов в зависимости от выполняемых системами функций — Command, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance, Reconnaissance (Команда, Контроль, Коммуникации, Компьютеры, Интеллект, Наблюдение и Разведка).
При этом, нас, в основном, будет интересовать деление систем по степени автоматизации управленческих процессов в соответствии с этой классификацией.
Следует отметить, что перечисленные военные термины, используемые в «их» классификации, несут в себе смыслы, далеко не идентичны значениям, которые в соответствии с нашей военной терминологией вкладываем в указанные слова мы. Но об этом несколько позже.

Отображение тактической обстановки на экране компьютера в оперативном звене управления (за подчиненные части)
Пока же мы просто констатируем тот факт, что любая автоматизированная система управления относится к определенному классу в соответствии со степенью автоматизации в ней управленческих функций, которые указаны выше. Если какая-либо из перечисленных функций автоматизирована в системе в полном объеме, то в аббревиатуре класса этой системы будет присутствовать начальная буква этой функции.
Так, системы управления в которых автоматизированы только две функции, например, Command and Control, будут относиться к классу «СС». Для простоты аббревиатура класса обозначается как «С2»
Если в системе автоматизированы четыре функции (Command, Control, Communications, Computers), то такую систему следует отнести к классу «СССС», или «С4».
При этом, по мнению «дорогих товарищей империалистов», функции, начинающиеся с сакраментальной буквы «С» являются базовыми, а все остальные – дополнительными.
Короче.
С точки зрения автоматизации управленческих функций (задач), та система управления, которая относится к классу, содержащему в своей аббревиатуре больше букв «С», будет более «продвинутой».
Например, система класса С2SR будет уступать «простой» системе класса С4 по «широте спектра» задач, решаемых в автоматизированном режиме.
2. Задачи
Что касается, собственно, «содержания» функций управления.
Системы, в которых автоматизированы функции Command and Control, должны решать в автоматизированном режиме следующие задачи:
1. Отображение и передача сформулированных боевых задач подчиненным органам управления (объектам управления) в формализованном текстовом и графическом виде (файлы) с использованием единой «бесшовной» вычислительной сети.
2. Автоматическое определение положения своих объектов управления (до отдельного транспортного средства) и периодическое оповещение своих органов управления и соседей об их местонахождении с отображением на электронных картах.

Отображение тактической обстановки в программе, моделирующей боевые действия при совершении марша мотопехотной ротой, усиленной танковым взводом (в ходе обучения военнослужащих в учебном центре)
3. Ручное или полуавтоматическое (с использованием дальномера) отображение на электронных картах и автоматический обмен данными об объектах противника, препятствиях и элементах инфраструктуры на поле боя, обнаруженных (объектами) элементами системы.
4. Автоматический расчет и выбор маршрутов движения по известным данным о дорожной сети и отображение пути, пройденного объектом системы (BFT — blue force tracking).
Говоря простым языком, системы С2 позволяют командиру всего лишь быстро довести принятое им решение до подчиненных и проконтролировать ход его выполнения.
При этом функции оценки обстановки и принятия решения полностью возлагаются на «природный компьютер» самого командира – то есть на его мозг.
Ну и, конечно, — любимый термин западных специалистов – «ситуационная осведомленность»! То есть, система сообщает любому объекту управления (помимо самого командира) о положении и состоянии соседей в ходе выполнения боевых задач.
Кроме того, часть систем, относящихся к классу «С2» способны выполнять взаимное опознавание объектов, входящих в систему, по принципу «свой-чужой», а также выполнять идентификацию целей и выдачу в автоматическом режиме целеуказания средствам огневого поражения, входящим в систему.
Системы управления, в которых автоматизированы такие функции имеют обозначение «SR» (Surveillance and Reconnaissance), и обозначаются как С2SR, или С2+.
При этом, компьютеры, использующиеся в системах класса «С2», рассматриваются западными специалистами только в качестве средства ПЕРВИЧНОЙ (а не полной!) обработки и отображения информации. Поэтому, хоть системы С2 и имеют в своем составе персональные ЭВМ, но слово «Computers» и соответствующую букву в аббревиатуре своего класса не имеют.
Другими словами – система класса С2 всего лишь помогает командиру и другим военнослужащим ставить подчиненным задачи, СОБИРАТЬ И ОТОБРАЖАТЬ информацию о текущем положении своих объектов управления, положении противника и нейтральных объектов.
По сути — это всё.
При этом, об «интеллектуальной поддержке принятия решения» и уж тем более — о вырабоке каких-либо вариантов решения на бой и их моделировании речь не идет.
А вот такая задача, как автоматическая организация сетей связи и локальных вычислительных сетей – это уже отличительный признак систем, имеющих названии своего класса аббревиатуру слова Communications (третья С).
Наличие же в аббревиатуре класса системы четвертой буквы «С» (Computers), , а также буквы «I» (Intelligence) подразумевает, во-первых, — ПОЛНУЮ автоматическую ОБРАБОТКУ данных, полученных в ходе реализации первых двух «С» — Command and Control. А во-вторых – выработку на основании обработки первичных данных ВАРИАНТА СИТУАЦИОННОГО РЕШЕНИЯ командира и его представление в наиболее удобной для восприятия человеком форме.

Пункт управления одного из батальонов 4 мд армии США (Ирак 2003 год)
Важное замечание для российского генералитета: простое наличие на пункте управления цветных экранов с отображенными на них флажками и значками разного цвета на фоне электронной топографичекой карты НЕ ЯВЛЯЕТСЯ признаком высокого уровня автоматизации системы управления войсками!
Идем дальше.
Системы класса «С4» (помимо выполнения функций, реализованных в системах класса «С2» и «С3»), должны быть способны решать следующие задачи:
1. Полная автоматизации методов сбора и обработки информации.
2. Информационная поддержка выработки командиром вариантов решения (наличие программ типа «Sketch in the decision» (Набросок в решение).
3. Математическое моделирование результатов боевых действий по избранным вариантам выполнения боевых задач (скоростная аналитическая программа «Blitzkrieg» (Блицкриг») с графическим отображением смоделированного хода и результатов боевых действий на электронных картах, в том числе – с использованием средств трехмерного отображения поля боя.
4. Информационная поддержка разработки планирующих документов (программа «Sketch in the plan» (Набросок в план), ос уществляющая преобразование графических и аудио материалов в планирующие документы.
5. Информационная поддержка принятия частных решений в ходе выполнения боевой задачи (программа «Crystal sphere» (Хрустальный шар), осуществляющая обновление оценок и выводов, на основе информации, полученной в ходе операции)
Резюмируем: принципиальное отличие систем класса «С4I» от класса «С2» заключается в более высокой степени автоматизации информационных (управленческих) задач.
А теперь, ВНИМАНИЕ!
В армиях даже самых развитых в промышленном отношении стран, все системы класса «С4I» и «С4SR» по своей принадлежности к уровню военного управления относятся только к АСУВ оперативного, или оперативно-стратегического звена.

Схема передачи информации в тактическом звене армии США
В настоящее время ВСЕ имеющиеся на вооружении иностранных государств АСУВ тактического звена относятся к классу «С2», или «С2+», и различаются между собой лишь небольшим расширением спектра решаемых задач. При этом, все системы тактического назначения принципиально «не дотягивают» даже до класса «С3».
По мнению экспертов, основными препятствиями на пути развития АСУВ тактического звена из класса «С2» в классы «С3» и «С4» являются:
— отсутствие математически корректных алгоритмов оценки действий войск на тактическом уровне, ввиду огромного разнообразия применяемых ими способов и приемов выполнения боевых задач;
— сложность создания автоматизированной системы сбора и оценки данных тактической обстановки, ввиду очень большого разнообразия ее параметров и скоротечности изменений (по сравнению с оперативным звеном управления)
— возникающая, в связи предыдущим пунктом, необходимость ручной работы по сбору, обработке и отображению большого количества переменных данных, превышающие возможности ответственных должностных лиц по вводу таких данных в систему;
— необходимость обработки относительно большого количества данных в единицу времени, которые по своим объемам в настоящее время превышают возможности машинного обеспечения, используемого в тактическом звене управления;
— сложность создания самоорганизующихся сетей связи и надежных локальных сетей (систем передачи данных) между большим количеством высокомобильных объектов управления.
3. Амбиции
Чуть-чуть истории.
В начале 1990-х годов в США в чью-то умную голову пришла идея использовать компьютеры для управления общевойсковыми частями и подразделениями.

Некоторое время идея носилась в воздухе. А потом, американцы со свойственной им деловой прагматичностью приступили к воплощению ее в жизнь.
Полагаю, что без DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) здесь не обошлось, но не суть важно.
А важно то, что в середине 90-х годов в штатах была анонсирована очень амбициозная программа «Боевая система будущего» (Future Combat Systems). В рамках ее реализации предполагалась разработка центрально-сетевых концепций многоцелевой боевой системы, которая будет обладать большим поражающим действием, готовой к развертыванию в кратчайшие сроки, автономной и весьма живучей в бою за счет использования комплекта автоматизированного управления едиными экипажными и безэкипажными наземными и воздушными платформами. Целью программы FCS являлась разработка такого комплекса оружия, средств обработки и передачи данных, который позволит достигнуть оптимального баланса между показателями решающих тактико-технических характеристик и максимальную полноту их использования в бою.
По мнению разработчиков программы, подразделение, оснащенное системой FCS, должно быть способно адаптироваться к изменяющемуся объему задач во время развертывания и ведения боевых действий в диапазоне от обычного боя (операции) до операций по поддержанию мира. Оснащенные системой FCS войска должны были получить:
1. Единые транспортные и бронеплатформы.
2. Автономные робототехнические системы.
3. Функциональные возможности командования и мобильных объектов управления оснащенных ЭВМ, объединенных в сеть управления, связи соответствующие классу С4;
4. Возможность наблюдения, разведки, обнаружения и наведения в автоматизированном режиме для всех элементов (объектов управления) системы.
5. Возможность высокоточной стрельбы прямой и непрямой наводкой для всех средств поражения, объединенных со средствами разведки и управления в единую сеть.
За дело взялись рьяно. Однако, дальше проработки самой концепции создания такой системы, создания в единичных экземплярах элементов аппаратно-программных комплексов, а также отдельных образцов высокотехнологичных радиостанций и прототипов роботизированных средств дело не пошло.
Хотя нет. Еще был создан целый ряд хорошо срежиссированных видеороликов (и сейчас нагугливающихся в сети), в которых рассказывалось и показывалось, насколько эффективной была бы такая система, если бы ее удалось создать.
Кстати, в русскоязычном интернете отдельные пользователи очень любят приводить ссылки на эти «мультики» в качестве поддержки своих аргументов типа «А вот как у них — круто!»
Тем не менее, все разработки в рамках этой программы, а также их промежуточные результаты представлялись американской общественности с большой помпой. Оно и понятно – денежки затрачены были отнюдь не маленькие.
Однако. Достичь реальных успехов (продемонстрированных на полигонах, а не в презентационных роликах) в создании автоматизированной системы управления ТАКТИЧЕСКОГО УРОВНЯ класса С4 не удалось. Все ее элементы были отработаны достаточно слабо. Возможно, что это связано с чрезмерной сложностью и масштабностью поставленных задач, а также со значительным сокращением военного бюджета США.
Короче.
В мае 2011 года в прессе появились официальные сообщения о закрытии программы FCS.
На этот раз, — без всякой помпы.
Однако, это не означает, что США полностью отказались от совершенствования своих технологий в сфере автоматизации управления военными формированиями. Часть наработок, в частности, по беспилотным летательным аппаратам и средствам передачи информации была передана в другие программы.
4. Простые движения
В настоящее время наиболее известной из всех существующих АСУВ тактического звена является американская система класса «С2SR» — «Force XXI Battle Command Brigade and Below» (FBCB2). Это название в очень вольном переводе может быть озвучено как «Система управления бригадой и подчиненными подразделениями в бою (битве) двадцать первого века».

Примерно в то же время, когда оптимизм по поводу программы «Боевая система будущего» был еще очень высок, корпорация Нортроп Грумман (Northrop Grumman Corporation), без особой шумихи получила заказ на разработку автоматизированной системы управления звена «бригада – батальон – рота – взвод – отделение (танк)». Ну, и соответствующее финансовое обеспечение на реализацию этого проекта. Естественно, — после соответствующих военно-научных проработок вопроса, представленных, кстати на рассмотрение соответствующему комитету конгресса США!
Суть проекта сводилась к следующему.
Предполагалось создать надежно функционирующую систему класса С2, которая объединяла бы не «перспективные боевые платформы» (которые к 1995 году еще находились в стадии эскизных проектов), а уже имеющиеся в войсках средства ведения боевых действий. То есть «старые добрые» танки М1 «Абрамс», БМП М2 и БРМ М3 «Бредли», а также БТР М-113. Ну, еще многоцелевые автомобили HMMWV.
И….. в разы повысить их боевую эффективность просто за счет сокращения цикла боевого управления и повышения ситуационной осведомленности.
На разработку АСУВ FBCB2 только в одном 1996 финансовом году было израсходовано около 47,6 млн долларов. А с 1997 по 2004 год на доработку системы и устранение выявленных недостатков было потрачено, по различным оценкам, еще от 270 до 385 млн долларов.
По некоторым данным общая сумма контрактов, связанных только с разработкой и совершенствованием системы с 1995 по 2010 год оценивается в 800 млн. долларов.
Немало. Но и результат получился впечатляющим.
Преодолев огромное количество проблем и вылечив неисчислимое количество «детских болезней», специалисты NG добились соответствия системы требованиям военных.
Серийное производство АСУ FBCB2 было налажено с 2002 года.
В 2003 году система получила «боевое крещение» в Ираке в составе 4 механизированной дивизии, получившей после оснащения комплектами FBCB2 прозвище «Digitized» («цифровая»). Все танки и БМП дивизии перед отправкой в зону боевых действий были оснащены соответствующими комплексами системы. Эта версия модернизации танков и БМП получила наименование «SEP» (программа расширения возможностей системы).

Схема модернизации танка М1 «Абрамс» до версии «SEP»
По результатам боевых действий в Ираке, а также продолжавшихся на континентальной части США испытаний, было проведен ряд модернизаций аппаратной и программной составляющей FBCB2.
Так, с октября 2008 года начато внедрение прошедшей модернизацию уже пятой версии программного обеспечения (V1.5).
По плану до конца 2011 года аппаратно-программными комплексами (АПК) системы FBCB2 должны были быть оборудованы каждый танк, БМП, САУ и все командирские автомобили бригад сухопутных войск (армии) США, а также корпуса морской пехоты (всего более 100 000 комплектов). До 2015 года планируется оснастить носимыми комплексами системы каждого солдата специализированных боевых подразделений.
В настоящее время (данные на декабрь 2011 года) в армию США и корпус морской пехоты уже поставлено около 85 000 (восьмидесяти пяти тысяч) комплектов автоматизированных рабочих мест для оснащения пунктов управления и отдельных боевых машин (транспортных средств).
5. Железо
Что представляет собой аппаратная часть FBCB2?

Комплексы системы выпускается в двух вариантах. Основной – машинное обеспечение на базе компьютера AN/UYK-128 Applique с сенсорными экранами (500МГц/4Гбайт/Windows 95/NT в особо прочном корпусе), связанное с приемником системы NAVSTAR и цифровой радиостанцией и использующее программное обеспечение боевого управления.
Второй вариант — чисто программная версия для встроенных в системы оружия устройств обработки информации. Оборудование FBCB2 стыкуется с другими бортовыми устройствами и системами боевой машины, (в т.ч. лазерным дальномером), для взаимного опознавания, автоматического формирования сообщений о целях противника и вызова огня.
АПК стыкуется с различными средствами передачи данных (средствами связи различного диапазона). Обмен данными в «тактическом интернете» (ТИ) производится с использованием систем радиосвязи EPLRS и SINGARS, и системой подвижной спутниковой связи «Инмарсат» L-диапазона
Внешний вид комплекта в первом варианте представлены на рисунках. Кружком на рисунке со средствами связи обозначен системный блок, клавиатура и многофункциональный дисплей компьютера AN/UYK-128 Applique.
Специалист компании Нортроп-Грумман представляет переносной комплект АРМ системы морским пехотинцам
Такие комплекты являются едиными для всех уровней управления звена «бригада-отделение (танк)» и могут быть смонтированы (развернуты) на полевых пунктах управления бригады (здание, палатка, заглубленный, или защищенный пункт управления), на любом транспортном средстве типа автомобиль, на бронеобъекте (танк, БМП, БРМ, БТР), а также на вертолете.
Аппаратно-программный комплекс (автоматизированное рабочее место) системы FBCB2, развернутый на полевом пункте управления бригадой (в палатке).
Аппаратно-программные комплексы (автоматизированные рабочие места) системы FBCB2, развернутые в штабном автомобиле.
Аппаратно-программные комплексы (автоматизированные рабочие места) системы FBCB2, установленные в автомобилях типа HMMWV
Аппаратно-программные комплекса (автоматизированные рабочие места) системы FBCB2, смонтированные на базе бронеобъектов.
Аппаратно-программный комплекс системы FBCB2, установленный на вертолете UH-60
7. Девайсы
Помимо, собственно системного блока, интерактивного дисплея и клавиатуры, которые жестко смонтированы на транспортном средстве, в состав каждого аппаратно-программного комплекса FBCB2 входят еще несколько носимых устройств. Такие устройства получили наименование «FBCB2-Light Handheld». На снимке слева представлен GPS-навигатор, позволяющий отдельному военнослужащему, находящемуся вне машины, отслеживать свое местоположение с использованием космической системы глобального позиционирования «NAVSTAR».
Для крепления выносных устройств непосредственно в машине, предусмотрены специальные гнезда и соответствующие разъемы для его подключения к остальным блокам, а также для подзарядки аккумуляторов.
Кроме навигатора, в состав каждого комплекта входит коммуникатор, позволяющий военнослужащему, находящемуся вне машины, получать (отправлять) короткие текстовые сообщения, принимать и отображать передаваемые другими комплектами данные о тактической обстановке, определять свое положение с привязкой к электронной карте, а также рассчитывать и отображать на электронной карте кратчайшие пути движения между точками, с учетом наличия дорожной сети.
Первоначальные варианты исполнения коммуникатора имели вид, показанный на снимках слева.
По мнению американских военных, основными недостатками промежуточных вариантов коммуникаторов были их зависимость от GPS-приемника (они обязательно должны работать «в паре»), небольшая емкость аккумуляторов, а также невозможность для пользователя вносить изменения в тактическую обстановку.
Поэтому, в ходе дальнейшего совершенствования системы было, наконец разработано носимое устройство, лишенных таких недостатков.
В результате модернизации комплекса, коммуникатор приобрел вид, показанный на рисунке внизу. Ребристая трубка слева это от корпуса – это дополнительный аккумулятор устройства. Цилиндр сверху — антенна GPS-приемника. Время работы такого варианта коммуникатора с дополнительным аккумулятором – около 12 часов.
В модернизированном устройстве коммуникатор совместили с GPS-навигатором, а также внесли в программное обеспечение возможность для пользователя не только получать данные об обстановке, но и самому формировать ее элементы и передавать их другим пользователям.
Следующий вариант коммуникатора называется «Electronic Data Manager» (EDM), или «Knee-Board», и также совмещает в себе функции наладонного компьютера и GPS-приемника.
Существенным недостатком этого варианта является ограниченность времени его работы на батареях. Поэтому предназначен он для использования только пилотами армейской авиации
Возможный вариант переносного модуля системы (тактического терминала) для командиров «простой пехоты».
Несмотря на то, что носимый вариант терминала является по сути планшетным компьютером с реализацией (дублированием) в нем всех функций основного (возимого) комплекта, он пока не получил широкого распространения и является опытным образцом.
Основная загвоздка здесь заключается в том, что связь с коммуникаторами осуществляется в СВЧ-диапазоне с использованием базовой станции, находящейся в автомобиле (бронеобъекте). То есть дальность связи ограничивается мощностью базовой станции, а также особенностью распространения радиоволн частотой 1,2-2,4 МГц. А такие волны, в отличии от радиоволн УКВ-диапазона могут распространяться только в зоне прямой видимости. Любое препятствие на их пути (здания, деревья, кусты , не говоря уже о складках местности) приводят к потере связи.
На рисунках ниже представлен набор средств связи и устройств передачи данных, которые необходимы для обеспечения полноценной работы носимого варианта АПК с полным дублированием всех функций возимого варианта комплекса. При этом, для передачи данных используется носимая УКВ-радиостанция
Военнослужащий, использующий планшетный вариант компьютера будет «навьючен» примерно так:
И если вы полагаете, что боец в рюкзаке за спиной несет боеприпасы и прочие нужные в бою вещи, то вы ошибаетесь. Практически все место в нем занимают всяческие железки.
Другими словами, рюкзак — это всего лишь укладка для хранения и транспортирования устройств обработки, отображения и передачи информации, а также аккумуляторов.
Для размещения элементов всего снаряжения, обеспечивающего работу комплекса, разработан также специальный жилет.
А общая схема размещения размещения носимого оборудования комплекса на военнослужащем выглядит так, как показано на снимках внизу:

Оперативное, тактическое и стратегическое управление. Три ступени для руководителя

В рабочем процессе любого руководителя непременно возникают ситуации, когда необходимо принимать какие-то решения. Можно и не знать как правильно, по-научному, называются ступени управления компанией или вверенным отделом, важнее умело применять на практике навыки, знания и опыт.

В России и станах СНГ на рынке труда сложилась интересная ситуация, когда 80% ТОП-менеджеров не имеют базового теоретического образования, не заканчивали вузов и школ МВА, получают свои «университеты» на практике, часто «методом тыка».

Что дает знание о ступенях руководства руководителям любого звона? Структурированность рабочих целей, умение ставить задачи подчиненным и сотрудникам на день, неделю, месяц и более длительную перспективу. Как же выбрать наиболее эффективные инструменты управления и настроить их на практическое применение в своей компании? Ответ на этот вопрос дан в статье.

Оперативное управление: какое оно, наше сегодня?

Оперативное управление – решение ежедневных, текущих задач. Это управление состоит из оперативного планирования, учета и контроля. Делится по отраслям и службам:

— оперативное управление организацией,

— производством,

— финансами,

— закупками,

— сбытом,

— продажами,

— запасами и т.д.

Цель оперативного управления – формирование бесперебойной работы вверенной руководителю службы, согласованной работы со всеми остальными подразделениями предприятия. Традиционно повелось, что под оперативным управлением всегда понимался авральный или хаотический процесс внедрения решений. Современный подход к этому виду управления, включающий в себя четкие инструменты и комплекс информационной системы, поставил все процессы оперативки «с головы на ноги».

Все применяемые методы оперативного управления делятся на:

Оперативное планирование:

— составление плана, нацеленного на конкретные результаты;

— поиск способов снижения затрат для повышения прибыли компании;

— согласование взаимодействия всех структур, задействованных в планировании;

— разработка критериев для оценки результативности выполнения оперативного плана.

Оперативный учет управления:

— различные инструменты фактического исполнения намеченного плана;

— распределение функциональных обязанностей, согласно степени ответственности руководителей и исполнителей за результат;

— система внедренного документооборота.

Оперативный контроль:

— организация ежедневной работы с подчиненными;

— инструменты для замера эффективного исполнения выполненной работы;

— использование правил постановки задач, проверка их должного выполнения.

Оперативное управление – это то, что каждый сотрудник, каждый руководитель делает «здесь и сейчас». Это рутина, будни, без которых невозможно достичь никаких серьезных результатов. Делать это каждый день необходимо, однако зацикливаться только на оперативке неразумно: так можно ни карьеры не построить, ни компанию в лидеры рынка не вывести.

Потому важно дочитать эту статью до конца и выбрать для себя пару стратегических целей и разработать ежедневное оперативное управление по их достижению.

Тактическое управление: выбор способов и методов

Довольно часто руководители не видят разницы между тактическим и стратегическим управлением, путают тактику с оперативной, каждодневной работой. Тактическое управление подразумевает форму взаимодействия, способ рабочего общения внутри компании, метод достижения большой, долгосрочной стратегической цели.

Простейший пример: руководитель решает создать профессиональный отдел продаж для того, чтобы выйти в лидеры рынка и значительно увеличить поток прибыли. Почему-то такой шаг принято считать стратегией, тогда как, на самом деле, это тактика – способ достижения серьезной цели (в данном случае цель – увеличение доли рынка). Любой способ достижения больших целей и называется тактикой.

Тактическое управление ресурсами: временем, финансами, людьми, сырьем и материалами, очень выгодно тем руководителям, у которых есть долгосрочная стратегическая цель. Для всех остальных, не владеющих основами целеполагания, не умеющих планировать и выбирать из множества решений необходимое и рациональное в данный момент времени, тактическое управление – тупиковый путь, способный привести компанию к краху.

У Льюиса Кэролла в знаменитом произведении «Приключения Алисы в стране чудес» главная героиня спрашивает дорогу у Чеширского кота: «Не подскажите ли, по какой дороге мне идти?» — «Это зависит от того, куда Вы хотите попасть», — ответил Чеширский Кот. Этот диалог продолжается: «Да мне в общем-то все равно, лишь бы придти куда-нибудь», — пояснила Алиса и тут же получила мудрейший ответ Кота: «Тогда неважно какой дорогой идти. О, туда Вы непременно придете, главное идти достаточно долго и никуда не сворачивать».

Этот диалог главных героев философской сказки как нельзя лучше иллюстрирует работу тактического управляющего, который не имеет четкого курса, который не знает, куда ведет компанию. Для таких руководителей каждый день – обычные будни, ни на йоту не приближающие к выполнению главной миссии предприятия. Каков же выход?

Тактическое управление незаменимо на этапе внедрения ключевых идей, когда необходим поиск способов и методов достижения большой, главной цели компании. Однако для того, чтобы найти ту самую «волосатую» цель необходимо владеть основами стратегического управления.

Стратегическое управление: вижу цель!

Будущее любой организации формируется на уровне стратегического управления. Те результаты, которые компания получает сегодня, были заложены в основу вчера. В главной книге всех времен и народов написано: «Время разбрасывать камни и время их собирать». Камни были разбросаны когда-то, настоящее и будущее предприятия сформировалось давно.

Стратегическое управление – это постановка целей, планирование и движение на годы вперед, когда четко просматривается будущее, когда руководителю ясно, что он хочет получить в перспективе.

Выполнение стратегических планов можно отследить по результатам. Если результат какой-то деятельности руководителя не удовлетворяет, понятно, что на определенном этапе работы были совершены серьезные ошибки. Остается их найти и скорректировать, проанализировать и двинутся дальше.

Важно понять, что стратегическое управление – инструмент ТОП-менеджера, который нельзя спускать линейному персоналу, чтобы не посеять панику или непонимание. Сегодня стратегическое управление – не роскошь, а средство достижения реальной цели. Многие компании в России и странах СНГ не имеют написанного на бумаге стратегического плана, однако это не значит, что они не могут добиться успеха. Отсутствие стратегии не означает и того, что такие предприятия плывут по течению. Их стратегия часто заключается в полном отсутствии какой-либо стратегии.

Из чего складывается стратегическое управление?

Процесс стратегического менеджмента делится на три взаимовытекающих этапа:

1. Стратегический анализ;

2. Разработка «родной» стратегии;

3. Практическая реализация стратегического плана в жизнь.

Стратегический анализ необходим для того, чтобы у руководителя была собрана наиболее полная информация для разработки «своей», «родной» стратегии. Однако на российском рынке на первом же этапе стратегического управления возникает один и тот же вопрос во многих компаниях – какие сведения необходимо собрать, чтобы разработать грамотный, реализуемый стратегический план.

Основой для принятия стратегических решений является сбор информации, выбор метода и формата анализа. На этом первом этапе стратегического управления компания коллегиально, с привлечением всех служб, выбирает свой путь движения на рынке, и, прежде всего, определяется с продуктовой линейкой. Необходимо предельно точно ответить самим себе на вопрос: какой продукт является хитом продаж сегодня, на какой нужно сделать упор в будущем. Инструментарий, используемый руководителем при стратегическом анализе продуктового портфеля, рекомендуется на выбор – либо Бостонская матрица (матрица Boston Consulting Group), либо матрица МакКинси (McKinsey), которая когда-то была разработана для компании «Дженерал электрик». Обе эти матрицы помогают увидеть: какой продукт сегодня конкурентоспособен, а какой нужно либо дорабатывать, либо убирать из линейки товаров или услуг.

Взяв на выбор несколько книг по стратегическому менеджменту, руководитель, не имеющий базового экономического или коммерческого образования, получит мозговой коллапс. Огромное количество западных и американских методик анализа, с непонятными графиками, и таблицами, могут завести в тупик и парализовать волю. В России прижились несколько самых простых методов сбора информации о положении компании на рынке. Кроме уже упомянутых матриц по анализу продуктового портфеля, наиболее распространенными методами стратегического анализа являются SWOT-анализ и PEST+M-анализ. Более подробно об этом было упомянуто .

Разработка «своей» стратегии базируется на том уникальном материале, который был собран на этапе стратегического анализа. При этом часто необходима более сфокусированная информация о внешней среде, действиях конкурентов на рынке, и их стратегических планах. Увы, сегодня на российском рынке нет гарантированного набора методик, способного показать истинную картину положения компании в рыночных условиях.

Сбор информации или увлечение анализом не должно перейти в самоцель для руководителя: эти методики нужны только для разработки уникального, «своего» стратегического плана. Из личного опыта: в компании по производству молочных изделий так увлеклись анализом положения предприятия на рынке, что долгосрочный план развития так и не выработали, пустив все на самотек.

Лучше всего начинать разработку плана стратегии с минимального набора методик, формулируя миссию компании, ставя конкретные долгосрочные цели, выраженные в реальных цифрах и объемах, разбивая их на планы и задачи.

После того, как стратегический план разработан, необходимо без промедления переходить к самой главной задаче – практической реализации стратегии компании в жизнь. Этот этап может занять значительно больше времени, чем планировалось, потому при постановке стратегической цели следует определиться как с четкими временными рамками, так и с другими ресурсами, назначив ответственных исполнителей, сроки и промежуточные векторы, по которым можно определить правильность движения по курсу.

На что обратить внимание при разработке стратегического плана?

Неумение планировать, неумение ставить большие цели – бич многих компаний на российском рынке. Разрабатывая стратегию предприятия, следует особое внимание уделить балансу сбора, анализа и планирования, не увлекаясь только теорией, немедленно переходить к главной задаче – практическому применению планов, внедрению в жизнь решений компании.

Пример из личного опыта: при проведении SWOT- анализа на крупном мясоперерабатывающем предприятии, большинство ТОП-менеджеров самоустранились, отдав предпочтение оперативному управлению. В результате линейный персонал заполнял таблицы стандартной формы, с трудом понимая, что от них хотят. В результате в поле «Сильные стороны» были внесены такие пункты как «поддержка СМИ», «незагруженные производственные мощности», а в столбце «Слабые стороны» прозвучали тревожные сигналы:

полное отсутствие стратегии, миссии, стандартов качества работы;

отсутствие маркетинга;

отсутствие обратной связи с производством;

отсутствие грамотно выстроенной логистики

и многие другие «отсутствия». При этом предприятие живет уже пятый десяток лет, хотя с трудом выдерживает мощную конкуренцию со стороны частных небольших компаний в этом сегменте рынка.

И оперативное, и тактическое, и стратегическое управления для руководителя любого ранга необходимы. Однако опираться только на какой-то один рычаг весьма неразумно и ведет к быстрой гибели родного предприятия.

Уровни управления

Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня управления : операционный, функциональный и стратегический, которые определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. При этом следует понимать, что более простых задач, требующих немедленного (оперативного) решения, возникает значительно большее количество, а значит, и уровень управления для них нужен другой — более низкий, где принимаются решения оперативно. При управлении необходимо также учитывать динамику реализации принимаемых решений, что позволяет рассматривать управление под углом временного фактора.

На рисунке отображены три уровня управления, которые соотнесены с такими факторами, как степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач, а также динамика принятия решений по реализации задач.

Операционный уровень управления (нижний)

Операционный уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи.

Пример

Некоторые учетные задачи: учет количества проданной продукции; учет затрат времени, сырья и материалов при выполнении отдельных производственных операций; учет произведенной продукции; бухгалтерский учет и т.д.

Пользователи ИАСУ этого уровня — исполнители и менеджеры низшего звена (бригадиры, инженеры, ответственные исполнители, мастера, нормировщики, техники, лаборанты и т.п.). Основная задача — оперативное реагирование на изменение ситуации. На всех уровнях управления работают как менеджеры, осуществляющие только общие функции, так и менеджеры-специалисты, которые реализуют функции управления в сфере своей компетенции.

Пример

Главный инженер организации (менеджер-специалист) передал часть своих функций менеджерам среднего уровня, например главному энергетику, главному механику, главному электрику, оставив, за собой общие функции управления этими службами, не вмешиваясь в их деятельность на оперативном уровне

Функциональный (тактический) уровень управления

Функциональный уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне. ИАСУ этого уровня предназначена для менеджеров среднего звена и специалистов (начальники служб, отделов, цехов, начальник смены, участка, научные сотрудники и т.п.). Основная задача — тактическое управление фирмой при решении основных функций в заданной сфере деятельности

На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них.

Пример

На основании анализа статистических данных по спросу на продукцию, о ценах конкурентов и пр. прогнозируется прибыль и разрабатывается план выпуска продукции на ближайший период (неделю, месяц, квартал). Результаты принимаемых управленческих решений проявляются спустя некоторое время.

Cтратегический уровень управления

Cтратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. На этом уровне управления ИАСУ обслуживает менеджеров высшего звена руководства организации, основной задачей которых является стратегическое планирование деятельности предприятия на рынке и координация внутрифирменной тактики управления. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно.

Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время (месяцы или годы). Ответственность за принятие управленческих решений на этом уровне чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров.

Пример

На основании анализа финансового состояния фирмы принимаются решения об увеличении (уменьшении, снятии с продажи) производимой продукции, о привлечении дополнительных работников или об их сокращении.

Функции ИАСУ — информационных автоматизированных систем управления

Функции ИАСУ определяются на основе целей управления, заданных ресурсов для их достижения и ожидаемого эффекта от автоматизации., В функции ИАСУ включаются: планирование и (или) прогнозирование; учет, контроль, анализ; координацию и/или регулирование. Необходимый набор элементов выбирают в зависимости от вида конкретной ИАСУ.