Строительство вооруженных сил

Тест по теме «Военные угрозы национальной безопасности»

Тема: «Национальная безопасность»

1.К наиболее значимым элементам современной системы международных отношений относятся все, кроме:

а) Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН

б) Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности

в) Стратегическое партнерство России и Франции

г) Шанхайская организация по сотрудничеству

д) Организация Северо-Атлантического договора и Европейский Союз

2. К приоритетам строительства Вооруженных сил России относятся все, кроме:

а)сохранение потенциала стратегических сил сдерживания

б) наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск

в) организация территориальной обороны

г) своевременное оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой

3.Под национальной безопасностью РФ понимается:

а) предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации

б) безопасность Российского многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ

в) совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства и, в первую очередь, его возможность обеспечивать защиту суверенитета, территориальной целостности и экономической независимости

4. Интересы общества включают:

а) обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие

б) упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России

в) защиту конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установление политической, экономической и социальной стабильности, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка

5.К угрозам национальной безопасности относятся все, кроме:

а) террористическая угроза

б) угроза распространения наркотических веществ

в) угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации

г) угроза физическому здоровью нации

6. Основными принципами обеспечения национальной безопасности РФ являются все, кроме:

а) соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ; б) реальность выдвигаемых задач;

в) приоритетность силовых мер обеспечения национальной безопасности

г) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности

7. За своевременное выявление угроз национальной безопасности РФ, за подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности РФ ответственен:

а) Президент РФ

б) Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ

в) Правительство РФ; г) Совет Безопасности РФ

8. Военная доктрина РФ это:

а) официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной опасности, использованию Вооруженных Сил и других войск РФ для защиты интересов государства

б) система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности

в) особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации

9. Военная доктрина РФ носит:

а) оборонительный характер; б) наступательный характер; в) промежуточный характер

10. Попытки насильственного изменения конституционного строя РФ это:

а) внешняя угроза военной безопасности

б) внутренняя угроза военной безопасности

в) трансграничная угроза военной безопасности

11. Под национальной безопасностью понимают:

а) это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах;

б) безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации;

в) комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России;

г) наращивание количества группировок войск постоянной готовности.

12. Основные направления деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются все, кроме:

а) объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах;

б) определение критериев национальной безопасности, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в различных сферах;

в) соблюдение норм международного права и российских законов;

г) поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

13. К наиболее значимым элементам современной системы международных отношений относятся все, кроме:

а) Организация Объединенных Наций и Совет безопасности ООН;

б) Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности;

в) Шанхайская организация по сотрудничеству;

г) Стратегическое партнерство России и Канады.

14. К актуальным задачам развития Вооруженных Сил России относится все, кроме:

а) сохранение потенциала стратегических сил сдерживания;

б) активизация перевода Вооруженных Сил на контрактную основу;

в) не наращивать количество группировок войск постоянной готовности;

г) своевременное оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой.

15. В каком документе сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации?

а) Военная доктрина;

б) Концепция национальной безопасности Российской Федерации;

в) ФЗ «О военном положении»; г) ФЗ «О чрезвычайном положении».

16. Интересы государства состоят в ….., кроме:

а) в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;

б) в установлении политической, экономической и социальной стабильности;

в) в упрочении демократии, достижении и поддержании общественного согласия;

г) в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка.

17. Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются все, кроме:

а) соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ;

б) реальность выдвигаемых задач;

в) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности;

г) приоритетность силовых мер обеспечения национальной безопасности.

19. К угрозам национальной безопасности относятся все, кроме:

а) распространение оружия массового поражения;

б) истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации;

в) расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ или ее союзников;

г) угроза физическому здоровью нации.

20.Попытки насильственного изменения конституционного строя РФ это:

а) внешняя угроза военной безопасности;

б) трансграничная угроза военной безопасности;

в) внутренняя угроза военной безопасности.

Тема: «Национальная безопасность»

Тестовый контроль

Ответы:

1. в

2. в

3. б

4. б

5. б

6. в

7. г

8. а

9. а

Основные приоритеты дальнейшего строительства ВС РФ

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения информирования с личным составо

ТЕМА: «Основные приоритеты дальнейшего строительства ВС РФ» — выступление Президента России – Верховного Главнокомандующего ВС РФ В. Путина и Министра обороны РФ С. Иванова перед руководством военного ведомства, членами Совета Безопасности и Правительством РФ, главами силовых структур.

По материалам газеты «Красная Звезда» от 3.10 и 4.10.03 года.

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

В Министерстве обороны состоялось совещание Президента России В. Путина с руководством военного ведомства, членами Совета Безопасности и Правительства РФ, главами других силовых структур. С основным докладом на нем выступил Министр обороны РФ С. Иванов. В нем Сергей Борисович четко обозначил основные приоритеты дальнейшего строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

НАРАЩИВАНИЕ СОЕДИНЕНИЙ И ЧАСТЕЙ ПОСТОЯННОЙ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ НА ИХ ОСНОВЕ ГРУППИРОВОК ВОЙСК.

Долгосрочной задачей с учетом опыта боевого применения является создание группировок войск, объединенных единым управлением и способных выполнить боевые задачи составом мирного времени. Основу таких группировок составляют соединения и части постоянной готовности. К ним относятся соединения, способные в мирное и военное время выполнять боевые задачи без проведения мероприятий по доукомплектованию мобилизационными ресурсами. Группировки сил постоянной готовности создаются на всех стратегических направлениях. Их состав соответствует степени угроз национальной безопасности России. Увеличение числа частей и соединений постоянной готовности, расширение их способности к переброске на большие расстояния силами военно-транспортной авиации следует рассматривать как центральный приоритет развития Вооруженных Сил России на ближайшие годы.

АКТИВИЗАЦИЯ ПЕРЕВОДА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ НА КОНТРАКТНУЮ ОСНОВУ.

Этот перевод рассматривается не как самоцель, а как средство решения задач обороноспособности РФ и повышения боеготовности Вооруженных Сил. Решение о переходе к контрактному принципу комплектования продумано с финансовой и организационной точек зрения, оно стало результатом длительной работы по оценке объективных возможностей страны. В связи с этим принята Федеральная целевая программа перехода в 2004 – 2007 году к комплектованию должностей солдат и сержантов военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

В ближайшее время в Думу поступят проекты законов, которые позволят уже не экспериментировать, а планомерно комплектовать части постоянной готовности в соответствии с новыми принципами.

Реализация этой программы не снимает необходимости сохранения подготовленного мобилизационного ресурса.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК.

Оперативная и боевая подготовка ВС должна проводиться с учетом изменения направленности угроз России, гарантированного выполнения задач по обеспечению военной безопасности страны, новых тенденций в характере вооруженной борьбы, оперативного предназначения группировок, особенностей театра военных действий и вероятного противника.

За последнее время сделан серьезный рывок к улучшении качества боевой подготовки. В проект бюджета Министерства Обороны на 2004 год на развитие системы боевой подготовки планируется направить более 16% всех средств. Главное внимание должно быть направлено на подготовку батальона как основной тактической единицы в локальных и пограничных вооруженных конфликтах, а также миротворческих операциях.

В ходе проведения учений в 2004 году будет сделан акцент на отработку вопросов мобильности разнородных сил и средств, в том числе на проверку возможности осуществить межтеатровую перегруппировку.

СОХРАНЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СТРАТЕГИЧЕСКИХ СИЛ СДЕРЖИВАНИЯ.

Главной целью политики России в области стратегического сдерживания является недопущение любого вида силового давления и агрессии против России или ее союзников. А если сдерживание не сработает – гарантированная защита суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных национальных интересов России. Сдерживание будет основываться на способности в ответных действиях нанести ущерб, размеры которого поставили бы под сомнение достижение целей возможности агрессии. Реализация этих и других задач строительства ВС позволит создать действительно современные Вооруженные Силы.

О СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. Основой социальной политики Министерства обороны, помимо повышения уровня денежного довольствия военнослужащих, станет решение жилищной проблемы.

Действующая система обеспечения жильем военнослужащих требует кардинальных изменений. Необходимо не только увеличить ассигнования на строительство жилья, но и немедленно начинать переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих. Для того, чтобы каждый военнослужащий имел крышу над головой, требуется около 450 тысяч служебных квартир. Полностью проблема предоставления военнослужащим служебного жилья будет решена к 2012 – 2015 году. Для этого, помимо строительства новых квартир, будут перестраиваться под служебное жилье казармы и другие здания, освобождающиеся в ходе планового сокращения численности войск. Только ускоренное формирование полновесного фонда служебного жилья в сочетании с рассчитанной на 2002 – 2010 годы программой «Государственные жилищные сертификаты» и запуском накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих даст возможность выйти из ситуации, кажущейся тупиковой. Только переход к накопительной системе обеспечит социальную справедливость, создаст стимул для службы и подтвердит, что военнослужащие – это граждане государства, имеющие особый статус.

ПЕРЕХОД К МЕЖВЕДОМСТВЕННЫМ СИСТЕМАМ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Главная цель такого перехода – повышение эффективности технического и тылового обеспечения всех воинских формирований на основе интеграции соответствующих органов силовых министерств и ведомств РФ, а также совместного рационального использования имеющейся материально-технической базы и инфраструктуры. Решение задачи своевременного оснащения Вооруженных Сил невозможно без оптимизации системы заказов вооружения и военной техники в соответствии с требованиями времени.

Уже сегодня для Вооруженных Сил установлено 20 генеральных заказчиков вооружения и военной техники. В целях сокращения заказывающих органов оставлено по одному единому органу во всех видах ВС и родах войск.

Для реализации заказов и поставок вооружения и военной техники в Министерстве обороны и других органах, имеющих войсковые формирования, для упорядочивания расходования средств и исключения параллелизма в закупках, приемке и поставках был учрежден Государственный комитет по оборонному заказу при МО РФ.

О КАДРАХ. Модернизация Вооруженных Сил требует постоянного совершенствования профессиональных знаний и мастерства офицерского корпуса. Сейчас мы расплачиваемся за годы, проведенные без боевой подготовки. Некоторые офицеры утратили навыки управления техникой, забыли, что инструкции и наставления зачастую написаны кровью. Отсюда и катастрофы последних лет, связанные с человеческим фактором. Серьезные изменения должны произойти в системе подготовки кадров и прежде всего в системе военного образования.

Для решения наиболее сложные проблем военного образования Правительством РФ 27 мая 2002 года была принята Федеральная программа «Реформирования системы военного образования в России на период до 2010 года».

В ближайшие годы совершенствование системы военного образования будет осуществляться с учетом формирования межведомственной системы подготовки кадров по военным специальностям для ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Особый разговор – подготовка офицеров запаса на военных кафедрах. Сегодня востребован только каждый десятый специалист, возросло количество военных кафедр, готовящих малочисленных и невостребованных военных специалистов.

Во все времена успех в бою решали не самая современная техника, а люди. Поэтому вопросы воспитания личного состава, поддержания высокого уровня воинской дисциплины всегда есть и будут одной из основных задач руководителей всех уровней.

Высокий боевой дух и моральная сила представляют собой результат сознательного целенаправленного воздействия на интеллект, мораль и психику как всего народа, так и отдельных граждан.

За последние 10 лет изменился социальный портрет армии: снизился образовательный уровень молодого пополнения, ухудшилось состояние физического и психического здоровья, возросли антиармейские настроения, растут пьянство и наркомания среди молодежи.

На личный состав серьезное влияние оказывает криминальная обстановка в стране. Не прекращаются попытки проникновения организованной преступности в армейскую среду. Однако Вооруженные Силы продолжают оставаться одним из самых законопослушных институтов государства.

В заключение Министр обороны С. Иванов отметил, что руководство российских Вооруженных Сил имеет четкую программу их развития и повышения эффективности, основанную на реалистическом понимании возможностей государства и задач, которые стоят перед Россией в процессе интеграции в современную систему международных отношений.

Сергей Иванов отметил, что период кризисного развития российской военной организации завершился. Те сложности, которые были в последнее время – это трудности роста, а не свидетельство деградации. Теперь главное – устойчиво развивать военную организацию в рамках обозначенных приоритетов развития.

В 21-й век Россия должна войти с Вооруженными Силами, соответствующими ее статусу великой державы, закончил свой доклад Министр обороны С. Иванов.

Портал, посвященный строительству находится

Концепция развития Вооружённых сил России на ближайшие 15 лет

Развитие Вооружённых сил РФ в ближайшие пятнадцать лет: новая Концепция

Автор – Рябов Кирилл

В ближайшие месяцы ряду российских ведомств предстоит доработать актуальный вариант Концепции строительства и развития Вооруженных сил России, а также сформировать планы по его реализации. Совет безопасности недавно рассмотрел проект Концепции и одобрил ее, но указал на необходимость некоторого совершенствования. На все требуемые мероприятия уйдет несколько месяцев, и осенью 2020 г. силовые структуры смогут приступить к выполнению новых планов.

Планы и сроки

Проект Концепции развития ВС РФ был готов уже несколько недель назад. 22 ноября состоялось расширенное заседание Совбеза, но котором рассмотрели и обсудили новый документ. Проект получил поддержку, но некоторые его особенности требуют корректировки.

По результатам заседания секретарь Совбеза Николай Патрушев рассказал, что необходимые доработки будут осуществлены в ближайшие месяцы. Министерство обороны и другие ведомства подготовят обновленный проект Концепции и представят его Совбезу. Затем документ отправится на подпись к президенту. Все это будет выполнено до конца марта.

До 1 июля 2020 г. Минобороны, МВД, ФСБ и другие силовые структуры должны разработать концепции строительства и развития собственных органов и вооруженных формирований. Затем, не позднее 1 октября, на основе этих концепций составят планы работ на 2021-25 гг.

Цели и задачи

Главной задачей разрабатываемой Концепции, как следует из ее названия, является строительство и развитие вооруженных сил. При этом необходимо развитие и совершенствование не только армии, но и других структур, отвечающих за безопасность страны и населения.

В ходе заседания Совбеза 22 ноября президент России Владимир Путин указал, что в ближайшее десятилетие основной задачей в этом контексте станет укрепление и развитие военного, технического и кадрового потенциала военной организации страны. При разработке реальных мер для исполнения президент предложил обратить внимание на несколько принципиальных моментов, за счет которых будут обеспечены отличия новой Концепции.

В первую очередь нужно обеспечить сбалансированное развитие всех компонентов вооруженных сил – за счет грамотного распределения сил и ресурсов. Также нужно совершенствовать систему управления военной организацией. Необходимы средства разведки, информационно-аналитические комплексы и налаженная система взаимодействия ведомств.

Предлагается продолжать перевооружение. В ближайшие годы средняя доля новых образцов в вооруженных силах должна дойти до 70% и затем остаться на этом уровне. В стратегических ядерных силах доля современных систем должна быть еще выше. В перспективе закупка новых образцов будет осуществляться в рамках очередной Госпрограммы вооружений, рассчитываемой до 2033 г. Ее разработка начнется в ближайшее время.

В контексте перевооружения необходимо обеспечить рост производственной готовности промышленности, что позволит создавать и производить современные образцы. Подобные вопросы должны решаться до непосредственного запуска Госпрограммы вооружений.

Риски и вызовы

Новая Концепция развития вооруженных сил должна учитывать все существующие риски и факторы, угрожающие национальной безопасности. Как неоднократно отмечалось на разных уровнях, мир стремительно меняется, и российская военная организация должна отвечать актуальным требованиям.

Одной из главных угроз безопасности является изменение военно-политической обстановки в мире с ухудшением отношений между крупными и развитыми странами. При всем этом, России приходится противостоять не конкретным государствам, а военным и политическим блокам.

Ведущие страны мира развивают свои вооруженные силы, в т.ч. за счет новых технологий в сфере вооружений и военной техники. Развивающиеся государства не остаются в стороне и пытаются осваивать новые технологии наступательного назначения.

В этом году прекратил свое действие Договор о ракетах средней и меньшей дальности. Продолжается обсуждение соглашения о сокращении наступательных вооружений СНВ-III с неясными перспективами. Появление на мировой арене новых игроков и исчезновение ограничивающих документов оказывают существенное влияние на развитие политической ситуации, а также приводят к новым требованиям в контексте развития вооруженных сил.

Новая Концепция строительства и развития ВС РФ в итоговом виде может предусматривать различные меры, в т.ч. самые серьезные. Так, секретарь Совбеза не исключил, что с учетом новой Концепции могут быть внесены изменения в действующую Военную доктрину России.

Методы и средства

Собственно проект Концепции, принятый к дальнейшему развитию, не публиковался. Готовый документ, прошедший все необходимые процедуры и утвержденный, тоже будет оставаться секретным. Однако это обстоятельство не мешает отечественным и зарубежным СМИ строить прогнозы на тему целей и методов Концепции. Такие предположения можно делать на основе доступных данных и уже реализуемых программ.

Ожидается совершенствование структур и систем, обеспечивающих взаимодействие различных ведомств. За счет этого силовые ведомства смогут более эффективно взаимодействовать друг с другом и вместе решать задачи по обеспечению национальной безопасности. Впрочем, подробные сведения на этот счет не публиковались ввиду их характера.

Продолжится перевооружение армии и переоснащение других силовых структур. Особое внимание в этом контексте уделят стратегическим ядерным силам. К середине следующего десятилетия доля современных образцов в РВСН достигнет 100%, в других компонентах – не менее 80-90 проц. В те же сроки ожидается завершение основного этапа перевооружения воздушно-космических сил с почти полным обновлением парка техники. Продолжится перевооружение других родов войск, но в их случае результаты будут скромнее.

Необходимо отметить, что точные показатели, темпы и меры в деле перевооружения будут прямо связаны с разрабатываемой Концепцией строительства и развития. На основе ее рекомендаций в ближайшем будущем сформируют новую Госпрограмму вооружений, которая, в свою очередь, приведет к появлению новых заказов и последующим поставкам готовых образцов.

Как следует из доступных данных о планах в сфере военного строительства, наиболее активные работы такого рода будут вестись до середины двадцатых годов. К этому времени будет обеспечено требуемое обновление во всех основных областях с выходом на нужный уровень развития и новизны. После этого темпы обновления материальной части можно будет сократить в разумных пределах с учетом продолжения перевооружения.

Действия и результаты

На примере новой Концепции строительства и развития ВС РФ можно наблюдать, как именно осуществляется модернизация отечественной военной организации нашей страны. На разных уровнях и с привлечением разных ведомств осуществляются необходимые работы, итогом которых становится повышение боеспособности армии и развитие других силовых структур.

С учетом актуальных угроз и вызовов безопасности разрабатывается и принимается к исполнению общая Концепция, способная влиять на прочие документы, вплоть до Военной доктрины страны. На ее основе прорабатываются более конкретные планы и программы. В частности, Концепция строительства ложится в основу Госпрограмм вооружений.

В настоящее время прорабатывается новая Концепция, закладывающая фундамент для развития вооруженных сил до 2030-2033 гг. Пока речь идет только о проекте документа, но уже весной его завершат и утвердят, а к началу 2021 г. будет подготовлен полный пакет планов. Развитие вооруженных сил продолжится с учетом всех новых требований и нужд.

Источник

Выставка перспективных образцов вооружения и техники

Заседание коллегии Министерства обороны

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

«ЗАКОН О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВЕРМАХТА»

§ 1. Служба в вооруженных силах происходит на основе всеобщей воинской повинности.

§ 2. Армия мирного времени (вместе с полицейскими формированиями) состоит из 12 корпусов и 36 дивизий.

§ 3. Министру рейхсвера приостановить дополнительные законопроекты о регулировании всеобщей воинской повинности.

Из текста закона

16 марта 1935 г. Гитлер уведомил рейхстаг и весь мир о частичной денонсации условий Версальского договора и строительстве 550-тысячного вермахта. В этот же день он подписал приказ о развертывании дивизии СС на базе военизированных резервов НСДАП, вызвав волну резкой критики со стороны армейского командования, усмотревшего в этом покушение на свои исконные привилегии. В самом деле, такой указ в корне менял статус «потешных полков» Гиммлера и ознаменовывал собой начало многолетней «холодной войны» между ОКВ и рейхсфюрером СС. Потребовались долгих четыре года, прежде чем, преодолев все бюрократические препоны, уже после начала военных действий на европейском театре Гиммлеру удалось сформировать первую дивизию СС. Гитлер называл символическим тот факт, что «в ходе операции по ремилитаризации Рейнской области «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» первым вступил в Саарбрюккен».

1 октября 1936 г. приказом Гиммлера в рамках Главного управления СС был учрежден инспекторат боевых подразделений СС. Во главе нового ведомства Гиммлер поставил опытного профессионального офицера Пауля Га-уссера. Еще в 1932 г. 52-летний Гауссер ушел в отставку в чине генерал-лейтенанта рейхсвера. Был почетным командиром «Стального шлема» региона Берлин-Бранденбург, затем вступил в штурмовой отряд и прослужил некоторое время в чине штурмбаннфюрера СА. Перешел в СС, став первым комендантом офицерской школы СС в Брауншвейге. Гауссер стал единственным офицером Ваффен СС, командовавшим во время войны последовательно корпусом, армией и группой армий. В 1936 г. Гауссер был произведен в бригадефюреры СС и назначен главным инспектором по боевой подготовке СС РГК.

Первым шагом Гауссера стало сведение разрозненных батальонов СС в полки. Местом дислокации полка «Дойчланд» штандартенфюрера СС Феликса Штайнера был избран Мюнхен, а полк «Германия» штандартенфюрера СС Карла Демельхубера дислоцировался в Гамбурге. Преодолевая противодействие командования Альге-майне СС, стремившегося заполучить контроль над вооруженными формированиями, и неприязненное отношение вермахта, использовавшего малейшую возможность, чтобы насолить конкурентам, Гауссер с трудом, но навел порядок в организации учебно-тренировочного процесса в войсках.

К концу 1937 г. СС РГК представляли собой три усиленных пехотных полка, в состав которых входили разведбатальон и легкая саперная рота. 8 ноября 1937 г. на совещании группенфюреров СС в Мюнхене Гиммлер с удовлетворением отметил:

«Применительно к сегодняшнему состоянию вермахта резервные войска СС более чем боеспособны. Полк «Дойчланд» находится в боеготовности номер один, а два других полка готовы выставить по тревоге по одному усиленному батальону. Потребности в снаряжении и офицерских кадрах будут повсеместно удовлетворяться. Думаю, что уже очень скоро «Германия» и лейбштандарт подтянутся до уровня полка штандартенфюрера Штайнера». «

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Цели , принципы строительства и основы применения Вооруженных сил РФ

Билет № 2

Военное строительство — система экономических, социально-политических, собственно военных и других мероприятий государства, осуществляемых в интересах укрепления его военной мощи. Общие цели, содержание и практические задачи военного строительства определяются военной политикой (военной доктриной) государства и зависят от непосредственных угроз национальной безопасности, характера государственной власти и состояния экономики страны.

Основными составляющими военного строительства являются строительство вооружённых сил, развитие и функционирование оборонно-промышленного сектора экономики государства, распределение материальных и людских ресурсов в интересах обороны. Важнейшая роль здесь отводится развитию военной науки, созданию органов управления, подготовке территории страны к обороне, а населения — к защите Отечества. Эти и другие составляющие были положены в основу строительства российской армии после распада СССР. Российская армия и флот фактически воссоздавались заново.

В марте 1992 г. в Российской Федерации было образовано Министерство обороны, выработана и начала реализовываться концепция строительства Вооружённых Сил России, определившая цели и приоритеты военной политики.

мая 1992 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О создании Вооружённых Сил Российской Федерации». В нём подтверждалась преемственность лучших боевых и героических традиций российской армии, использование Вооружённых Сил для защиты свободы и независимости России, обеспечения её безопасности и суверенитета.

В состав Вооружённых Сил вошли Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной обороны, Военно-Морской Флот.

В состав Военно-Морского Флота были включены четыре флота — Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский, а также Каспийская флотилия.

Главной целью строительства Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации провозглашалось создание и развитие войск (сил), способных обеспечить защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, безопасность граждан и других жизненно важных интересов общества и государства, соответствующих военно-политической и стратегической обстановке в мире и реальным возможностям страны.


В основу строительства Вооружённых Сил были положены следующие принципы:

·подконтрольность органов военного управления и должностных лиц органам государственной власти;

·соблюдение общегражданских политических прав и свобод и социальная защищённость военнослужащих в соответствии со спецификой военной службы;

·централизация военного руководства и единоначалие на правовой основе;

·соответствие организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) возлагаемым на них задачам, законодательству, международному праву и экономическим возможностям России;

·обеспечение высокого уровня профессионализма Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации;

·обеспечение возможностей для наращивания боевой мощи Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации адекватно возрастанию военной угрозы, заблаговременное накопление и подготовка мобилизационного резерва;

·учёт геополитического и геостратегического положения страны;

·использование отечественного и мирового опыта военного строительства.

К настоящему времени сложились основы правового регулирования строительства Вооружённых Сил и обеспечения военной безопасности России. Оборонная функция государства органично следует из нормы, установленной частью 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации, где определено, что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». В Конституции Российской Федерации содержатся отсылки к законам по вопросам обороны и военной безопасности, в том числе три отсылки к федеральным законам. Так, в соответствии с требованиями Конституции России приняты три федеральных конституционных закона по вопросам обороны и военной безопасности: «О военном положении», «О чрезвычайном положении» и «О военных судах Российской Федерации». Кроме того, отсылками Конституции Российской Федерации прямо либо косвенно предусмотрены следующие федеральные законы по вопросам обороны, строительства Вооружённых Сил и обеспечения военной безопасности Российской Федерации:

. Об обеспечении целостности и неприкосновенности государственной территории (ч. 3 ст. 4 Конституции);

. О государственных пенсиях, пособиях и иных гарантиях социальной защиты военнослужащих (ч. 2 ст. 7, ч. 1, 2 ст. 39 Конституции)

. О противодействии организациям, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции);

. О государственной тайне (ч. 4 ст. 29 Конституции);

. О воинской обязанности и военной службе (ч. 1, 2 ст. 59 Конституции);

. Об альтернативной гражданской службе (ч. 3 ст. 59 Конституции);

. Об обороне (п. «м» ст. 71 Конституции);

. О безопасности (п. «м» ст. 71 Конституции);

. Об оборонном производстве (п. «м» ст. 71 Конституции);

. О порядке продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п. «м» ст. 71 Конституции);

. О статусе и защите государственной границы (п. «н» ст. 71, п. «д» ст. 106 Конституции);

. О статусе Совета Безопасности Российской Федерации (п. «ж» ст. 83 Конституции);

. О возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (п. «г» ст. 102 Конституции);

. О ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области коллективной обороны и международной безопасности (п. «г» ст. 106 Конституции);

. По вопросам войны и мира (п. «е» ст. 106 Конституции).

В этих условиях остро стоит проблема, связанная с реализацией основных направлений развития Вооруженных сил Российской Федерации, способных противостоять современным вызовам.

Направления, связанные с совершенствованием Вооружённых Сил РФ, определены в Концепции строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации на период до 2020 года.

Она была утверждена Президентом России 19 апреля 2010 года. Основными из приоритетов являются:

совершенствование стратегических сил сдерживания в составе Стратегических ядерных сил и сил воздушно-космической обороны;

наращивание межвидовых группировок войск (сил) на стратегических направлениях;

создание системы управления Вооружённых Сил в соответствии с их перспективным составом и структурой;

реализация мероприятий по переоснащению соединений и воинских частей современными образцами вооружения, военной и специальной техники в рамках Государственной программы вооружения (ГПВ- 2020);

создание новой системы вузов и подготовки офицеров и сержантов;

решение комплекса вопросов социальной защищённости военнослужащих.

В Сухопутных войсках:

формирование комплектов войск на стратегических направлениях, соответствующих требованиям современных боевых действий, сбалансированных по боевым и обеспечивающим формированиям;

обеспечение мобильности воинских формирований и группировок войск.

В Военно-воздушных силах:

повышение возможностей авиации ВВС по выполнению задач и обеспечению боевых действий сухопутных и морских группировок Вооружённых Сил;

совершенствование группировки военно-транспортной авиации и аэродромной сети, обеспечивающих стратегическую мобильность Вооружённых Сил.

В Военно-морском флоте:

поддержание состава и боевой готовности группировки морских стратегических ядерных сил;

серийное строительство многоцелевых атомных подводных лодок, надводных кораблей дальней и ближней морских зон.

В РВСН:

сохранение существующей структуры группировки наземных СЯС;

завершение перевооружения на ракетные комплексы пятого поколения.

В Космических войсках:

развёртывание формирований, оснащённых перспективными средствами предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства;

развёртывание полного состава орбитальных группировок перспективных космических систем.

В Воздушно-десантных войсках:

повышение качества подготовки войск с учётом межвидового характера современных войн и вооружённых конфликтов;

перевооружение на современные образцы вооружения, военной и специальной техники.

Положения концепции детализируются в рамках разработки документов среднесрочного (План строительства Вооружённых Сил РФ на очередные пять лет) и краткосрочного планирования (ежегодное уточнение Плана строительства Вооружённых Сил РФ), к которым разрабатываются соответствующие стоимостные обоснования.

Состав и качественное состояние Стратегических ядерных сил (СЯС) обеспечивают осуществление ядерного сдерживания агрессии против Российской Федерации. Дальнейшее их развитие обеспечит гарантированное парирование прогнозируемых изменений стратегического баланса сил, связанных в первую очередь с развёртыванием глобальной системы противоракетной обороны США, а также возрастающим потенциалом высокоточного оружия большой дальности США и НАТО. Сохранится трёхкомпонентная структура СЯС (наземные, морские, авиационные).

2. Обязанности военнослужащих

. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

  • быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
  • дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.
Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.
За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления — к уголовной ответственности.

20. Военнослужащий обязан знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы. Он должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ.

21. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника — к старшему начальнику.
По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости — к старшему начальнику.
При обращениях (внесении предложения, подаче заявления или жалобы) военнослужащий руководствуется законодательством Российской Федерации и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

22. Военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

23. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг. Если военнослужащий, находясь в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для своего освобождения и освобождения своих товарищей из плена и возвращения в свою воинскую часть.
Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и ее Вооруженным Силам.
За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Командиры (начальники) обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного гуманитарного права.