Спартанские имена воинов

Самые красивые древние греческие имена для мальчиков и девочек: список и значение

Многие из имен, которые сейчас привычны для нас и для жителей других стран мира, пришли из Древней Греции. Даже, казалось бы, традиционно русские имена – Александр, Алексей, Пелагея – берут начало своей истории в античных греческих полисах.

Каждое из них имеет определенное значение и смысловую нагрузку, пусть люди и редко задумываются об этом в наши дни.

Оглавление:

  • Как греки называли своих детей?
  • Что учитывалось при имянаречении?
  • Список и значение
  • Используемые в Афинах
  • Используемые в Спарте
  • Популярные греческие варианты, применяемые и по сей день

Как греки называли своих детей?

Правила образования имен в Древней Греции несколько отличались от нынешних. Прежде всего, не было такого понятия, как фамилия. То есть не было общего имени рода, которое строго передавалось от поколения к поколению. Лишь иногда потомков прославившегося человека называли, упоминая его имя. Это касалось полулегендарных царей, которым приписывалось происхождение от богов, либо героев мифов.

Использовался суффикс «ид», что означает «потомок». Например, дочерей мифического царя Даная называли Данаидами. Эти вторые имена скорее можно считать отчеством, чем фамилией. Впрочем, есть и исключения: древнейшие из царей Спарты считали себя потомками Геракла, из-за чего целая династия получила название Гераклиды.

Суффикс «ид» также мог быть частью первого имени, ведь родители часто называли детей в честь предков – сыновей в честь отцов и дедов, дочерей в честь матерей и бабок. К примеру, сына спартанского царя Леона назвали Леонид – «потомок Леона». Иногда человека просто называли в честь предка, не меняя первоначального имени.

Справка: Отчество могло быть только у свободных греков. Рабов называли одним именем, а часто обходились и кличками в честь городов и стран, откуда они были родом. Например, Лидия – из Лидии, Сир – из Сирии и т. д. Существовало еще два варианта образования имен.

Во-первых, их придумывали сами родители, используя определенные суффиксы и словосочетания. Во-вторых, если у грека появлялось прозвище, которое он сам признавал, то его теперь считали настоящим именем, а имя, данное ему при рождении, забывалось. Так произошло и с Платоном. Его нарекли Платоном из-за телосложения (Платон переводится как «широкоплечий»). А первоначально Платона называли Аристокл – «наиславнейший».

При этом менять свое имя на прозвище не всегда было безопасно. Если грек называл себя в честь полиса, к которому не имел отношения, его могло ждать серьезное наказание.

Что учитывалось при имянаречении?

Имя, которое нужно дать ребенку при рождении, родители зачастую придумывали самостоятельно, поскольку строго установленного списка имен в те времена не было. В основу бралось либо имя из пантеона богов, либо качество (характера или внешности), которое родители хотели видеть в ребенке.

В случае «божественного происхождения» к имени бога присоединялся суффикс «дор», что означает «дар». Аполлодора – «дар Аполлона», Диодор – «дар Зевса» (корень «дио» образовался от слова «деос» – бог, и под ним имели ввиду Зевса, так как он был верховном богом Олимпа).

Что касается человеческих качеств, в мальчиках чаще всего хотели видеть смелость, справедливость, ум. Например, Аристокл – наиславнейший, Фемистокл – славный справедливостью, Софокл – мудростью, а Аристотель – совершенством. Были и другие образования имен, к примеру, Гиппоконт – сочетание слов «гиппо» (лошадь) и «конт» (слышать). Подразумевалось, что у лошадей очень чуткий слух.

Справка: Славянские имена, такие как Святослав, Борислав и другие, формировались по тому же принципу.

В девочках восхвалялась красота, чистота и миролюбивый нрав. Елена означает «светлая», а Агния – «непорочная». Хотя многие родители хотели наделить дочерей иными, совсем не кроткими добродетелями, называя их Александра – «защитница людей», или Лаэна – «львица».

Список и значение

Древнейшие из греческих имен восходят к мифам и легендам. В двух самых известных полисах, Афинах и Спарте, людей любили называть в честь богов и героев, к потомкам которых причисляли себя народы этих городов.

Используемые в Афинах

Конечно, одним из первых афинских имен было имя Афины Паллады, богини войны, покровительницы наук и ремесел, а также мудрости, государств и городов. Кроме того, женщин часто называли в честь Авроры, богини зари, и Афродиты, богини любви. Распространенным было и имя Кассандра – «прекрасная, сияющая». Среди мужских имен известны Арес, бог войны, и Актеон, что в переводе означает «сияние».

Используемые в Спарте

В Спарте, где превозносили военный дух и физическую силу, одно из первых известных имен – это Гераклид – «потомок Геракла». Другие спартанские имена:

  • Леон – «лев»;
  • Доррис – «потрясающий копьем»;
  • Орест – «горец»;
  • Архелай – «вождь народа»;
  • Пританид – «повелитель»;
  • Евном – «справедливый».

Имена Елена и Лаэна также впервые упоминаются именно в Спарте. к оглавлению

Популярные греческие варианты, применяемые и по сей день

  • Агата (Агафья) — «добрая».
  • Агафон — «добрый».
  • Аглая — «ликование», «красота, блеск».
  • Агния — «непорочная».
  • Акакий — «неплохой», «не делающий зла».
  • Александр, Александра — «защитник мужей», «защитница мужей».
  • Алексей (Алексий) — «защитник».
  • Анастас (Анастасий), Анастасия – «воскрешающий», «воскрешающая».
  • Анатолий — «восточный».
  • Ангелина — «вестница».
  • Андроник — «победитель мужей».
  • Анфиса — «цветущая».
  • Аркадий — «родом из Аркадии».
  • Арсений — «мужественный».
  • Артемий — в честь богини охоты Артемиды.
  • Афанасий — «бессмертный».
  • Афина — в честь богини военного дела и мудрости.
  • Варвара — «чужеземная».
  • Василий, Василиса — «царь», «царица».
  • Виктор — «победитель».
  • Виссарион — «лесная лощина».
  • Галактион — «молочный».
  • Галина — «спокойствие».
  • Георгий — «земледелец».
  • Герасим — «почтенный».
  • Глафира — «изящная».
  • Гликерия — «сладкая».
  • Гомер (Гомир, Омир) – «залог», «заложник».
  • Григорий — «бдительный».
  • Денис — в честь бога виноделия Диониса.
  • Дмитрий — в честь богини плодородия Деметры.
  • Евгений, Евгения — «благородный», «благородная».
  • Евдоким — «славный».
  • Евдокия — «благоволение».
  • Екатерина — «чистая».
  • Елена — «светлая».
  • Ерофей — «посвященный богу».
  • Ефимия — «творящая добро».
  • Ефросинья — «радость».
  • Зоя — «жизнь».
  • Иероним — «священное имя».
  • Илларион — «веселый».
  • Ипатий — «высочайший».
  • Ипполит — от слов «лошадь» и «освобождаю».
  • Ирина — «спокойствие», «мир».
  • Карп — «плод».
  • Кирилл — «господин».
  • Клеопатра — от слов «слава» и «отец».
  • Козьма (Косма, Кузьма) — «порядок».
  • Корина — «девушка».
  • Ксения — «гостеприимная».
  • Лариса — «чайка», также Ларисса – город в Греции.
  • Леонид — «потомок льва».
  • Леонтий — «лев».
  • Лидия — в честь исторической области (сейчас принадлежит Турции).
  • Лина — «скорбная песнь».
  • Майя — богиня плодородия, мать Гермеса, также «матушка, кормилица».
  • Макар (Макарий) — «благословенный».
  • Марина — «морская».
  • Мелания — «тёмная», «чёрная».
  • Мина — «луна».
  • Мирон — «мирра».
  • Нестор — «путешественник».
  • Ника — «победа».
  • Никандр, Никандра — «победа людей».
  • Никита — «победитель».
  • Никифор — «приносящий победу».
  • Никодим, Николай — «победа народа».
  • Одиссей — «сержу», «злю».
  • Олимпиада — в честь горы Олимп.
  • Орест — «горец».
  • Панкрат (Панкратий) — «всевластный».
  • Пантелеймон — «всемилостивый».
  • Параскева — «пятница».
  • Пахом (Пахомий) — «плотный», «толстый».
  • Пелагея (Пелагия) — «море».
  • Пенелопа — «чирок».
  • Пётр — «камень».
  • Платон — «широкоплечий», «широкий».
  • Поликарп — «многоплодный».
  • Порфирий — «багряный».
  • Прокоп (Прокопий) — «успех».
  • София (Софья )– «мудрость».
  • Стефан, Стефания — «венценосный», «венценосная».
  • Татьяна — учредительница.
  • Тимофей — «почитающий бога».
  • Федосей — «богоданный».
  • Федот — «отданный или посвященный богам».
  • Фёдор — «божий дар», «дарованный богом».

Большинство из имен в данном списке вполне обычны и популярны в современном мире, особенно в России. Зная их значение, можно подобно древним грекам более осознанно подойти к выбору имени ребенка, ведь имя всегда оставляет отпечаток на жизни человека.

Спартанцы: как жили самые суровые воины древности

Лаконичность и черная похлебка

С детства воинов учили говорить коротко и по делу. Историк Ксенофонт писал, что можно быстрей дождаться слова от мраморной статуи, чем от юного спартанца. Манера коротко и ясно изъясняться стала называться в Греции лаконичностью, так как Спарта находилась в области Лакония.

Спартанские воины. Современная реконструкция

Показательный пример лаконичности связан с македонским царем Филипом II. В письме адресованном Спарте, он написал:

«Советую вам сдаться немедленно, потому что, если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город».

Спартанцы ответили коротко:

«Если». Основной едой жителей Лаконии была легендарная кровяная черная похлебка, точный рецепт которой сегодня утерян. Известно, что ее ингредиентами были свиные ноги, кровь, чечевица, соль и уксус. Когда персидский царь приказал пленному спартанцу сварить ему такой суп, то сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда».

Плутарх писал, что черная похлебка – еда стариков. Ветераны, понимая, что для службы нужны силы, отказывались от своего мяса и отдавали его молодым воинам.

Современные развалы когда-то великой Спарты

Однако ничто не вечно. Время съедает все, и остановить его суровым воспитанием, отказом от денег и самопожертвование не получится. Постепенно звезда Спарты закатывалась. Ее граждане гибли в многочисленных войнах, воинов не хватало даже для обороны.

Верхушка общества стало нарушать заветы Ликурга, и накапливала богатства. Соседи с развитой экономикой теснили спартанцев по всем фронтам, а сил отбиться не было. В 146 году до н.э. город попал в зависимость от Рима, который в память о былом величии сохранил ему внутреннее самоуправление.

Смотрите также — Грациозная Греция

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Рубрики: война • дети • Европа • история Теги: античность • воины • воспитание • Греция • реформы

Древняя Спарта — государство великих воинов

Вторжение дорийцев: рождение Спарты

Дорийский полис Спарта появился в период Темных веков Греции. В этот период греки-дорийцы переселялись на Пелопоннес и подчиняли себе прежнее ахейское население. По легенде Пелопоннес был разделен между потомками Геракла, возглавившими вторжение. Кресфонт получил Мессению, Темен — Арголиду, а сыновья Аристодема — Лаконику.

В Архаическую эпоху Спарта вела трудные войны с другим дорийским полисом Аргосом. Победы Спарты при Фирее и Сепее подорвали силу Аргоса, и в Классическую эпоху этот полис не решался воевать против исконного врага в одиночку. Тем не менее, Аргос сохранил свою независимость. По словам царя Клеомена I, победителя в битве при Сепее, чтобы у спартанской молодежи было, на ком учиться воевать.

В VI веке до н. э. Спарта вела тяжелые войны с соседней Аркадией. Лаконцам удалось победить, но полисы Аркадии не вошли в состав спартанского полиса, а стали его младшими союзниками. Так была заложена основа Пелопоннесского союза. В этот альянс, возглавляемый Спартой, вошли также Элида, Сикион, Коринф и другие полисы Пелопоннеса. Союзники выставляли отряды в объединенное войско, которое вели в поход цари Спарты.

Общество Спарты состоял из трех социальных групп. Его вершиной были полноправные спартиаты или «равные», потомки завоевателей-дорийцев. Ниже их были периэки, лично свободные, но не имеющие политических прав жители Лаконики и Мессении. Периэки имели право заниматься ремеслом, а также должны были служить в спартанской армии наравне с гомеями. Илоты были рабами спартанской общины.

Создание своей политической системы спартанцы приписывали законодателю Ликургу. Но отделить правду от вымысла в его биографии не могли уже в Античности. Скорее всего, Ликургу приписали комплекс преобразований спартанского общества, который внедрялся на протяжении всей Архаической эпохи к середине VI века до н. э. превратил ее в военизированное государство.

Во главе Спарты стояло два царя из двух правящих одновременно царских династий. Им помогал в управлении совет аристократов, герусия. В него входило 30 членов, и за каждым царем было зарезервировано место. Народное собрание в Спарте имело минимум полномочий — оно только утверждало законопроекты герусии. В VI веке до н. э. к ним добавилась коллегия 5 эфоров, которые контролировали деятельность царей.

Аристомен в бою со спартанцами. (Wikimedia.Commons)

Мессенские войны: появление илотов

Мессения была завоевана дорийцами в Темные века. Сведений о ходе завоевания и укладе дорийской Мессении почти не сохранилось. Древние авторы писали, что ахейцы этой области не были порабощены завоевателями-дорийцами, но признали их власть.

Мессения была страной небольших городков и деревень, жители которых осознавали свое культурное единство. Даже победители Олимпийских игр из этого региона обозначались, как выходцы из Мессении, а не какого-то конкретного полиса. Продолжительные войны со Спартой должны были только укрепить единство мессенцев.

Первая война Спарты и Мессении прошла во второй половине VIII века до н. э. Согласно «Описанию Эллады» Павсания она шла 19 лет. Это был просто конфликт между двумя государствами, которых поддерживали другие государства Пелопоннеса. Коринф был на стороне Спарты. Аргос, Аркадия и Сикион — Мессении.

Мессенцы проиграли войну. По условиям мира они должны были поставлять победителям часть своего урожая, а также признавали зависимость от Спарты. Независимость сохранили западные города Мефона и Пилос. Проявлением зависимости от Спарты, например, то, что жители Мессении отправляли своих плакальщиков на похороны царей. После первой войны началась эмиграция мессенцев, преимущественно, аристократии. Они приняли участия в основании полиса Регий. Потомки изгнанников сохраняли свою идентичность, как мессенцев, и после освобождения их родины в IV веке до н. э вернулись туда. Жрецы, служившие в мессенских храмах, бежали в Элевсин.

В первой половине VII века до н. э. жители Мессении восстали. Во главе новой войны был полководец Аристомен. Его деятельность была прославлена потомками, особенно, когда Мессения вновь получила свободу. Поздние авторы подробно описали его деяния и подвиги, в которых уже невозможно отличить правду от вымысла.

Восставших поддержали другие общины Пелопоннеса — Элида, Аркадия и Аргос. У Спарты тоже нашлись союзников среди других полисов региона. К восстанию присоединились и потомки эмигрантов.

Война поначалу была трудной для спартанцев. Но потом они перешли в наступление, а союзники мессенцев их оставили. В решающей битве у Большого Рва ополчение мессенцев было разгромлено. После этого самые стойкие продолжали вести партизанскую войну — они нападали на владения новых хозяев в Мессении и в самой Лаконике. Войну завершила осада укреплений мессенцев на горе Ире. Последним защитникам Мессении разрешили покинуть страну и уйти в союзную Аркадию.

После Второй Мессенской войны государственность этой области была ликвидирована. Мессения была разделена на земельные владения спартиатов, а основную масса населения ждало обращение в илоты или, в редких случаях, периэки. Жители городов западного побережья переселились в Италию и на Сицилию. В свою очередь, на их месте осели жители дружественных Спарте и разрушенных Аргосом городов Асины и Навплий.

Мессенцы сохранили свое самосознание, как единого народа. Их участь вызывала сочувствие у других эллинов. Изгнанники также помнили о связи с этой областью своих предков. В 464 году до н. э. Спарту разрушило мощное землетрясение. Оно стало сигналом к мощному восстанию илотов Мессении, которое вошло в историю как Третья Мессенская война.

Мятежные настроения мессенцев использовали враги Спарты. Например, в ходе Пелопоннесской войны афиняне создали на побережье Мессении форпост, где могли укрыться беглые илоты, желающие продолжить борьбу со Спартой.

В 370 году до н. э. фиванский полководец Эпаминонд освободил Мессению от спартанской власти. Спарта долго не признавала Мессению свободной и безуспешно пыталась вернуть ее под свою власть. Потомки изгнанников вернулись на историческую родину.

Спаивание илотов. (Wikimedia.Commons)

Илоты и криптии

Слово «илот» происходил или от греческого «взятый в плен», или от названия ахейского города Гелос, жители которого стали первыми илотами. Илоты были рабами спартанского государства, как единого целого. Это не было уникально для греческого мира. В схожем положении оказалось завоеванное коренное население в других землях — гимнеты в Аргосе, кориннофоры в Сикионе, мноиты на острове Крит. У древних авторов сохранились свидетельства о «договорах рабства», по которым члены одной общины становились рабами другой. Они регулировали отношения между ними и налагали на победителей некоторые ограничения — не продавать рабов за границу.

До завоевания Мессении спартанцы сделали илотами ахейское население Лакедемона. Илоты трудились на земельных участках. Владевшая участков семья граждан получала в бессрочное владение и трудившихся на ней илотов. Сам статус этих жителей Лаконики характеризовали в древности, как «между свободными и рабами». Спартиат не имел права продать или освободить трудившихся на его земле илотов — это было прерогативой государства, а также требовать с них оброка больше установленного законом. У зависимых жителей Лаконики было право на имущество, дом и семейную жизнь. Илоты могли получить убежище в храме Посейдона, расположенном на мысе Тенар. Страшное землетрясение, уничтожившее Спарту в V веке до н. э., было воспринято, как кара за нарушение права убежища этого храма.

Илоты Лаконики и Мессении отличались друг от друга. Первые были ахейцами, вторые — потомками ахейско-дорийского населения Мессении. Внутри лаконских илотов тоже были разные группы. В течение V-IV веков до н. э. спартанское государство не раз давало свободу группам зависимых жителей. Условием была военная служба. Получившие свободу илоты получали статус «неодамонов», новых граждан. В Эллинистическую эпоху, когда Спарта не вела войн, илоты чаще выкупали свободу.

Мрачной стороной жизни спартанского полиса были криптии, убийства илотов. Само слово происходит от глагола «прятаться». Молодые спартиаты получали кинжалы и с этим оружием отправлялись в деревни илотов. Спартанские власти отбирали для участия в криптиях наиболее способных молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет. Днем они должны были прятаться, а ночью выходить из укрытия. Юноши убивали встреченных ими на дорогах илотов. Иногда они нападали и на деревни, чтобы убить потенциально опасных илотов.

Участники криптий жили отдельно от сограждан около года. Платон писал, что криптии начинались зимой. Вступая в должность, эфоры объявляли илотам войну и тем самым позволяли спартанцам убивать их.

Исследователи обратили внимание на то, что в ходе криптий спартанец становился противоположностью воина-гоплита, каким он должен был стать, достигнув совершеннолетия. Гоплит сражается в строю с другими воинами, участник криптий — действует в одиночку. Гоплит хорошо вооружен, участник криптий — почти наг и вооружен одним кинжалом. Наконец, гоплит сражался в правильном бою днем, участник криптий — выходил на охоту на людей ночью. Возможно, целью было заставить молодого воина осознать преимущества военной и политической организации и побудить защищать ее.

Фрагменты стихов Алкмана. (Wikimedia.Commons)

Спартанские традиции

Ликург установил, что молодые спартиаты должны состязаться не только в атлетических упражнениях, но и в песнях. С Архаической эпохи были известны религиозные музыкальные фестивали Спарты. В первую очередь это Гиацинтии, названные в честь возлюбленного бога Аполлона по имени Гиацинт. Во время Гиацинтий выступали хоры спартанских девушек.

Трудно поверить, но Спарта VII-VI веков до н. э. стала домом для многих поэтов. Среди них Терпандр с Лесбоса, Ксенокрит из Локр, Полимнет из Колофона. Были среди них и уроженец Спарты Кинетон. Другой поэт, Алкман, прославился авторством гимнов для хоров девушек. Он был включен в число 9 величайших лириков. Многие города претендовали на то, чтобы быть его родиной, но прославился как поэт он в Спарте. География поэтов, живших в Спарте, простирается от Италии (Локры) до Малой Азии (Колофон).

Другим крупным фестивалем были Карнеи и Гимнопедии. Во время них праздновали вступление молодых спартиатов во взрослую жизнь. Карнеи включали не только спортивные, но и музыкальные состязания. Авторы песен Гимнопедий были поэты Талет и Алкман. Позже к ним добавили стихи Дионисодота. На Гимнопедиях между собой соревновались три хора — юношей, мужчин призывного возраста и пожилых мужчин.

Гонки на колесницах. Современная реконструкция. (Wikimedia.Commons)

Спартанцы-олимпионики

Несмотря на изменения в полисе спартанцы были постоянными участниками Олимпийских игр. До середины VI века до н. э. спартанские атлеты часто оказывались в числе победителей (олимпиоников). Из 85 известных именам победителей в Олимпийских состязаниях за период 776−580 гг. до н. э. 43 — выходцы из Спарты. После этого количество спартанцев-победителей снижается. Вероятно, из-за милитаризации общества Спарты, где занятия атлетикой были излишними. Другой причиной стало развитие атлетики во всем греческом мире и расширение круга участников Олимпийских игр. За следующие три столетия, вплоть до разрушения традиционного спартанского уклада, известно 13 спартанцев-победителей из 293 олимпиоников.

Больший процент победителей-спартанцев в колесничных бегах, где победителем записывали владельца упряжки. Спартанцы были победителями в гонках квадриг в Олимпии с 448 по 388 годы до н. э. С этим соотносится упоминание у писателя Павсания, что после войн с Персией спартиаты активнее других эллинов занимались коневодством. Статуи спартанцев, чьи кони побеждали в гонках на квадригах, несколько веков стояли в Олимпии. Автор статуи спартанца Ликина был великий скульптор Мирон.

Спартанское воспитание

По словам Платона, Ликург изобрел четыре способа превращения юношей в воинов-граждан: совместные трапезы, физические упражнения, охоту и криптии.

Спартанские мальчики начинали свое обучение в возрасте семи лет. Все дети, достигшие этого возраста, объединялись в агелы (стада). Их обучению предстояло продлиться более 10 лет. После его завершения молодые спартиаты получали право носить длинные волосы, а когда достигали тридцати — усы.

Само слово агела упоминается Платоном, но не Ксенофонтом, жившим в Спарте. Каждая группа детей была под присмотром взрослого спартанца или подростка, достигшего 12 лет.

Как пишет Ксенофонт, важной частью жизни молодых спартиатов было воровство. В дополнение к рациону совместных трапез они должны были красть продукты. Попавшихся наказывали плетьми. Отдельной задачей было воровство сыров с жертвенника Артемиды. Так, по мнению Ликурга и Ксенофонта, спартанские юноши учились ловкости.

Юноши, готовящиеся к взрослой жизни, познавали и однополую любовь. Они оказывались вовлечены в эти отношения в возрасте 12−14 лет. Их старший любовник из числа молодых неженатых спартиатов должен был также привить им ценности, которым дорожила спартанская община.

Для сплочения гражданского коллектива общины равных были придуманы совместные обеды, сисситии. Они существовали и в Спарте, и в дорийских критских полисах. Но подход к организации в них отличался. На Крите сисситии организовывали за счет дохода с государственной земли и податей от периэков. В Спарте — за счет взноса каждого гражданина. Формально, это должно было упрочивать равенство спартиатов. На деле же приводило к расслоению, потому что не все спартанцы были в состоянии уплатить взнос. Они теряли право участвовать в общей трапезе и в политической жизни. Предположительно, эту социальную группу называли гипомейонами.

Сведения о взносе в сисситии сохранили два автора — Дикеарх и Плутарх. Они расходятся в точных цифрах, но дают общий состав продуктов для трапез: медимн или полтора муки ячменя, 12 хоев вина, фиги, сыр, а также 10 эгинских оболов для покупки мяса. Доли в совместные обеды, предоставляемые государством от имени царей, передавали в храм Артемиды дважды в месяц — в новолуние и седьмой день. Царские взносы включали зерно, жертвенное животное, четверть вина. С учетом того, что взнос делался дважды в месяц, взнос царей был вдвое выше взноса обычного гражданина. Но и порции пищи во время обедов цари получали вдвое большие.

В Классическую эпоху на совместных обедах подавали хлеб, вино, вареную свинину, похлебку из нее же, маслины, фиги, сыр. Иногда могли подать зайчатину или мясо птицы, добытые на охоте. Состоятельные граждане посылали к общему столу охотничью добычу и пшеничный хлеб. Они могли прислать на трапезу готовое рагу. Жертвователей более дорогих блюд сажали на почетное место. Для участников обедов были фиксированные нормы хлеба и вина. По данным Фукидида, примерно такой же паек спартанские воины получали во время походов. Спартанцы не пускали сосуд с вином по кругу, но пили каждый из своего.

Когда цари обедали со всеми, они получали двойную порцию. Это делалось, чтобы цари могли угостить обедом кого-то из уважаемых ими граждан. Сотрапезниками царей были пифии, должностные лица, отвечавшие за контакты царей с Дельфами. В походе царской сисситией были полемархи и три спартанца, отвечавшие за снабжение. Причиной этого древние называли необходимость того, чтобы царь и военачальники проводили вместе больше времени и совмещали обед с военным советом.

На протяжении истории Спарты усиливалось расслоение «общины равных». К эпохе Клеомена III в сисситиях могло участвовать меньшинство граждан. И Плутарх описывает роскошь этих обедов эпохи заката Спарты.

Место сбора членов сисситии называлось фидитий. Все эти места для совместных трапез располагались около могилы древнего героя Тисамена. В Классическую эпоху Спарта продолжала быть союзом 4 деревень, поэтому общее место для трапез символизировало их единство, как граждан одного полиса. На позднюю трапезу в фидитий следовало идти без факелов. Так спартанцы приучали себя к скрытным ночным маршам.
***
Несмотря на закрытость и сосредоточенность на военной подготовке спартанцам не была чужда культурная жизнь. В Классическую эпоху продолжались состязания хоров. Кроме того, искусства лаконизма заключалось в умении изречь не просто короткую, но остроумную реплику. Живший в эпоху Римской империи Плутарх собрал коллекцию вошедших в историю изречений спартанцев.

Рим против Эллады: завоевание Греции

История учит нас тому, что близкое соседство нескольких амбициозных держав обязательно приводит к конфликту между ними. Когда Римская республика стала претендовать на абсолютное господство в Средиземноморском бассейне, ей пришлось столкнуться с не менее воинственными государствами, стремящимися к доминированию в регионе. Мы уже писали о разрушительных Пунических войнах, более века сотрясавших античный мир. Но помимо богатого Карфагена Республика соседствовала с наследниками древней эллинской цивилизации, существенно превосходившей «варварский» Рим по уровню культуры, образованности и обладавшей богатейшей и героической историей. Но эпохи сменяют друг друга, от архаичных греческих полисов и царств военно-политическая гегемония перешла к молодому и агрессивному римскому государству. Об этом мы в этот раз и поговорим.

Греция

К III в. до н.э. Греция представляла из себя разрозненные земли, объединённые лишь общей историей и наследием эллинской цивилизации. Росло социальное расслоение, назревали и вспыхивали пожарами народные восстания и конфликты между городами. Так историк и философ Плутарх описывал положение Спарты:

Сильные стали наживаться безо всякого удержу, оттесняя прямых наследников, и скоро богатство собралось в руках немногих, а государством завладела бедность… Спартиатов было не более семисот, да и среди тех лишь около ста владели землёй и наследственным имуществом, а все остальные нищею и жалкою толпой сидели в городе, вяло и неохотно поднимаясь на защиту Лакедемона от врагов, но в постоянной готовности воспользоваться любым случаем для переворота и изменения существующих порядков.

На протяжении всего третьего столетия до Рождества правители нескольких государств вели кровопролитные войны за власть в регионе. Основными участниками этой игры престолов были Македония, Этолийский и Ахейский союзы.

Ахейский и Этолийский союзы

Македония, как известно, своего исторического рассвета достигла в IV веке до н.э. при царе Александре. Александр Македонский смог дойти аж до Индии, однако построить устойчивую империю ему было не под силу, равно как и его последователям – удержать завоёванные территории. В III столетии Македония некоторое время переходила от власти эпирского царя к фракийскому и наоборот, потом подверглась опустошительному набегу кельтских племён. В 221 г. до н.э. македонский престол занял царь Филипп V, опытный дипломат и талантливый полководец, старающийся подражать своим великим предшественникам: Филиппу II и Александру.

Этолийский союз известен ещё с V века до н.э. Он зарождался как объединение трёх этолийских родов, и к III в. стал крупным политическим образованием, включая в себя даже пелопонесские и фессалийские города. Этолия – область средней Греции, граничащая с Акаранией на западе, Локридой и Доридой на востоке и землями долопов и амфилохов на севере. На юге Этолии, согласно мифам о Пелопонесской войне, некогда располагались города Плеврон и Калидон. Во главе Этолийского союза стоял выбранный предводитель, созывающий войско по постановлению союзного собрания – синедриона (слово это греческое, а не иудейское – συνέδριον).

Ахейский союз – объединение греческих полисов на Пелопоннесе. Был образован в 279 г. до н.э. из старого объединения ахейских городов. Непрекращающаяся гражданская и классовая война между полисами заставляла правителей объединяться, чтобы не быть завоёванными более сильным соседом. Несмотря на отсутствие центрального полиса, Ахейский союз имел собственную профессиональную армию. Правда, частично расходы на неё покрывала династия Птолемеев, стараясь, таким образом, из Египта повлиять на политическую жизнь Греции.

Римский легион против македонской фаланги. Рисунок Питера Коннолли

Таким образом, если Этолийский и Ахейские союзы исторически претендовали на главенство в эллинских землях, называя себя потомками древнего народа, то Македония – по праву завоеваний царя Александра.

Стоит отметить, что непрекращающееся противостояние не мешало развитию производства, торговли, рабовладельческих и культурных отношений между государствами. Надо полагать, греческие цари осознавали опасность, исходящую от их молодого соседа – агрессивной и весьма эффективной в военном плане Римской Республики.

Отношения между Римом и Грецией были крайне враждебными. Греческие земли были формально независимы, но аристократия то и дело обращалась к римскому Сенату для решения своих проблем, чем давало повод для вмешательства в дела страны извне. В итоге Сенат пришёл к выводу, что в Греции не будет ни устойчивого мира, ни порядка до тех пор, пока города не перейдут под власть Рима. Греки, со своей стороны, весьма активно провоцировали Рим, не до конца осознавая, с насколько отлаженной, мотивированной и могучей военной машиной имеют дело.

Македонские войны

Македонские войны велись на протяжении полувека и позволили Риму получить контроль надо всей восточной частью средиземноморского бассейна.

Первая македонская война состоялась в 215–205 гг. до н.э. Пока Рим был втянут в разорительный конфликт с Карфагеном, Филипп V решил ввязаться в борьбу за Грецию и расширить свои территории на запад. По мнению греческого историка Полибия, большое влияние на македонского царя оказывал Деметрий Фаросский – полководец, правящий Иллирей и побеждённый римлянами во время Иллирийских войн. Деметрий советовал Филиппу вступить в союз с Карфагеном, и македонский царь быстро польстился на возможные перспективы – устранение Рима возвращало грекам монополию на морскую торговлю. Однако для войны с Республикой царю необходимо было защитить тылы и остановить войну с Этолийским и Ахейским союзами.

Монета с профилем Филиппа V

Мир с этолийцами был заключён на побережье, недалеко от Навпакта. Полибий приводит воззвание этолийцев в пользу заключения мира:

…для эллинов должно быть всего желаннее никогда не воевать друг с другом, что они должны вознести богам великую благодарность, если, пребывая в полном согласии, крепко взявшись за руки, как бывает при переправе через реку, они в состоянии будут отражать общими силами нашествие варваров и спасать свою жизнь и свои города».

Македонцы начали готовиться к войне. Зиму 217–216 гг. Филипп посвятил постройке флота. Не имея достаточного количества ресурсов для создания тяжёлый боевых кораблей, македонский царь решил сделать ставку на манёвренные десантные суда – лембы. При необходимости, корабли могли уклониться от битвы в море, да и римляне были больше озабочены войной с флотом Карфагена.

Когда в 216 г. римляне потерпели серьёзное поражение при Каннах, Филипп направил послов в лагерь карфагенского полководца Ганнибала с предложением о заключении союза. Ганнибал понимал, что открытие второго фронта на востоке ещё сильнее расшатает Республику, а у Карфагена не было планов по экспансии собственно в Элладу. Союз был заключён в 215 году, однако послы Филиппа и сопровождающие их послы Ганнибала были захвачены римлянами по пути в Македонию, и заговор был раскрыт.

Союз Карфагена и Македонии вызвал в Риме вполне оправданную панику, а затем и возмущение – сердить суровых вождей Республики и патриотически настроенный Сенат решительно не следовало. Консулу Публию Валерию Флакку было поручено вести наблюдение за флотом Македонии и удерживать Филиппа в границах его царства. В 214 г. Филипп попытался вторгнуться в Иллирию (Балканский полуостров) с моря, захватил Орик и взял в осаду Аполлоний.

Римские легионы быстро среагировали на военную кампанию греков и стремительно вышибли армию Филиппа с полуострова. Филипп бежал в Македонию, бросив на произвол судьбы войско и флот. На этом Первая македонская война была окончена.

Вторая македонская война (200–196 гг. до н.э.)

Как мы помним, Рим успешно одержал победу во Второй Пунической войне, после чего Сенат решил усилить влияние на Балканах. Поводом для объявления войны Македонии послужило нарушение договора от 205 года, по которому Филипп V не мог заключать союзы и воевать с союзниками Рима.

Решающим моментом оказалось выступление на стороне Рима сначала Этолийского, а потом и Ахейского союзов. Война с Римом была крайне непопулярной в Македонии, внутри страны возрастала оппозиция против царя.

Схема битвы при Киноскефалах

В 197 г. римские войска впервые столкнулись в открытом полевом бою с македонской фалангой при Киноскефалах. Проконсул Тит Квинций Фламинин нанёс сокрушительное поражение Филлипу, доказав тактическое превосходство шахматного построения легионов против шеренги. Македонская фаланга разделилась на две части, форсируя холмистую местность. Пока правое крыло двигалось вперёд, левое только выстраивалось для боя. Боевые слоны Фламиния пробили левый фланг, после чего непобедимые легионеры окончательно отбросили фалангу. В битве пали 8000 македонян и 721 римлянин.

В результате поражения Филипп обязался отдать Риму свой флот, отвёл гарнизоны из греческих городов. Его армия и политическая власть были сильно ограничены. Македония была номинально объявлена свободной, но фактически стала Римской колонией с внешним управлением.

Третья македонская война (171–168 гг. до н.э.)

Филипп V умер в 179 г., после чего македонский трон занял его амбициозный и талантливый сын Персей. Юный правитель женился на дочери сирийского царя, заключил союз с Эпиром и племенами Иллирии и Фракии. Он решил восстановить былое могущество Македонии и намеревался заручиться поддержкой греческих городов в борьбе с Римом.

Сенат был крайне обеспокоен усилением Македонии, объявил Персею войну, поводом для которой послужил конфликт юного царя с правителем Пергама. Персей не был готов к войне с резко усилившейся Республикой и не успел перетянуть на свою сторону всю Грецию, и греческие отряды так и остались вспомогательными частями римских легионов.

Схема битвы при Пидне

В начале войны Персея ждал успех – он разбил Публия Красса при Лариссе и вынудил отступить римскую армию в Иллирии и даже предложил Риму мир на правах победителя. Разумеется, Сенат от такого предложения отказался.

В 168 г. войска под командованием Луция Эмилия Павла начали теснить Персея. 22 июня близ города Пидна состоялось решающее сражение, в котором римские легионы разбили и обратили в бегство македонян. Войско римлян состояло из 29 000 солдат, из них 24 000 – пехота.

Эмилий Павел разметил легионы в центре поля, а союзнические войска по флангам. Македонская армия выстроилась в привычную фалангу, расположив по флангам наёмников и конницу. Армии столкнулись, и римляне начали прорываться через македонские шеренги, пользуясь преимуществом в ближнем бою: легионеры были вооружены щитами и короткими мечами против македонских копий. Менее, чем за час, фаланга была разбита.

«Царь Персей Македонский перед Луцием Эмилием Павлом». Жан Франсуа Пьер Пейрон, 1802

Персей бежал с поля боя, но был настигнут римлянами и взят в плен. 20 000 македонских воинов были убиты и 11 000 ранены.

На этом Македония как независимое государство была уничтожена на долгие столетия. Территорию разделили на разные города-полисы, полностью регулирующие жизнь граждан: приобретать имущество, заключать браки можно было только в рамках одного полиса. Вся внешняя политика управлялась «именем Сената и Народа Рима». Таким образом, из свободных греческих земель оставался лишь Ахейский союз.

Ахейская война

С падением Македонии Рим перестал нуждаться в помощи Ахейского союза, и Сенат счёл излишним существование на Пелопоннесе отдельной политической силы. Более того, руководство Ахейского союза переходит к враждебным Риму партиям. Борьба за земли Ахейского союза была достаточно длительной и напряжённой: Риму приходилось играть на социальных и экономических противоречиях эллинских городов, расшатывая союзные отношения.

Поводом к началу самой войны стал конфликт союзников со Спартой: ахейская партия Демокрита, Критолая и Дэя попыталась присоединить Спарту к союзу, на что спартанцы обратились за помощью к Риму. Прибывший в 147 г. в Коринф консул Луций Аврелий Орест, от имени Сената объявил об исключении из союза Ахейских городов, неродственных ахейцам по крови, включая Спарту и Аргос. Такое решение Рима низводило Ахейский союз до уровня второстепенного государства, не способного на серьёзные внешнеполитические действия.

После отъезда римских послов города Ахейского союза охватила череда восстаний и революций. Военачальник союзных войск Диэй пошёл на радикальные меры. Он мобилизовал все силы страны, объявил общий воинский призыв, ввёл военный налог. Такая политика ещё больше расшатала неустойчивое положение греческого социума. Ахейская олигархия начала видеть в Римской республике избавление от неэффективной и устаревшей системы управления.

Впрочем, война Рима и Ахейского союза не была долгой и кровопролитной. Греки быстро потеряли Фермопилы, потерпели поражение у Скарфея в Локриде. Генеральное сражение произошло при Левкопетре в 146 г. Ахейская армия, вдвое превышавшая римскую, была разбита, рассеяна и частично захвачена в плен. В наказание за дерзость к Республике римляне сожгли Коринф, консул Муммий перебил всех мужчин-коринфян, женщин и детей продал в рабство, а всё движимое имущество и произведения искусства были вывезены в Рим. Таким образом, Ахейский союз повторил судьбу Македонии, и на многие и многие года стал частью создаваемой латинянами империи.

Коринф, каким он был до пришествия римлян

Присоединение Этолийского союза далось Риму малой кровью. Во время Второй македонской войны этолийцы сражались на стороне Рима. Этолийские воины стояли по флангам во время битвы при Киноскефалах, за что союзу были переданы Локрида, Фокида и Амбракия. Но притязания этолийцев оказались чересчур велики, и в результате конфликта с Римом армия Этолийского союза была разбита в 191 г. при Фермопилах. В 189 г. этолийцы были вынуждены просить мира, по условиям которого они выплачивали Риму 500 талантов контрибуции и признавали верховную власть Сената.

Итогом войн 201–146 годов до нашей эры стало то, что Греция и Македония были окончательно превращены в римские провинции во главе с назначаемым Сенатом губернатором; только Афинам и Спарте (скорее не из милосердия, а отдавая дань их былому величию) было позволено сохранить свои законы.

Греция исчезла из мировой политической истории на два тысячелетия.

Публикуется в авторской редакции

Топ-10: самые ужасающие факты про спартанцев

Спарта была самой жестокой цивилизацией в истории человечества. Примерно на рассвете истории Греции, пока она еще проходила через свой классический период, Спарта уже переживала радикальные социальные и политические революции. В итоге спартанцы пришли к идее полного равенства. Буквально. Именно они разработали ключевые концепции, которые мы частично используем и по сей день.
Именно в Спарте впервые прозвучали идеи самопожертвования во имя всеобщего блага, высокой ценности долга и прав граждан. Вкратце, целью спартанцев было стать максимально идеальными людьми, насколько это в силах простого смертного. Вы не поверите, но каждая утопическая идея, о которой мы до сих пор задумываемся и сегодня, черпает свои истоки еще со спартанских времен.
Самая большая проблема, связанная с изучением истории этой удивительной цивилизации, состоит в том, что спартанцы оставили очень мало записей, и не оставили после себя монументальных построек, которые можно было бы исследовать и анализировать.
Тем не менее, ученые знают, что спартанские женщины наслаждались правом на свободу, образование и равенство в такой высокой степени, в какой не могли похвастать женщины никаких других цивилизаций того времени. Каждый член общества, женщина или мужчина, господин или раб, играл свою особенную ценную роль в жизни Спарты.
Именно поэтому невозможно говорить о прославленных спартанских воинах, не упомянув об этой цивилизации в целом. Воином мог стать каждый, это не было привилегией или повинностью для отдельных социальных сословий. На роль солдата проходил очень серьезный отбор среди обязательно всех граждан Спарты без исключения. Из тщательно отобранных претендентов воспитывали так, чтобы из них выросли идеальные воины. Процесс закалки спартанцев порой был сопряжен с очень жесткими способами подготовки и доходил до крайне экстремальных мер.
10. Спартанских детей с ранних лет воспитывали для участия в войнах

Почти каждый аспект жизни спартанцев находился в подчинении у города-государства. Это касалось и детей. Каждый спартанский младенец представал перед советом инспекторов, которые проверяли дитя на наличие физических недостатков. Если что-то казалось им выходящим за рамки нормы, ребенка изымали из общества и отправляли на погибель за стены города, скидывая с ближайших холмов.
В некоторых счастливых случаях эти покинутые дети находили свое спасение среди случайных странников, проходящих мимо, или же их забирали к себе «гелоты» (низшее сословие, спартанские рабы), работающие на ближайших полях.
В раннем детстве те, кто переживал первый отборочный этап, купались в ванных с вином вместо воды. Спартанцы верили, что это укрепляет их силу. Кроме того среди родителей было принято игнорировать плач детей, чтобы те привыкали к «спартанскому» образу жизни со младенчества. Такие воспитательные приемы настолько восторгали иноземцев, что спартанских женщин часто приглашали в соседние края в качестве нянечек и медсестер за их железные нервы.
Вплоть до 7 лет спартанские мальчики жили в своих семьях, но после этого их забирало само государство. Детей переселяли в общественные бараки, и в их жизни начинался тренировочный период под названием «агоге». Целью этой программы было воспитание из юнцов идеальных воинов. В новый режим входили физические упражнения, обучение различным хитростям, безусловной верности, военному искусству, рукопашному бою, развитие терпимости к боли, охота, навыки выживания, навыки общения и уроки морали. Их также учили читать, писать, слагать стихи и ораторствовать.
В 12 лет всех мальчиков лишали одежды и всех других личных вещей, кроме единственного красного плаща. Их обучали спать на улице и делать себе постель из тростниковых ветвей. Кроме того мальчиков поощряли копаться в мусоре или воровать себе еду. Но если воришек ловили, детей ждало суровое наказание в виде порки.
Спартанские девочки жили в своих родных семьях и после 7-летнего возраста, но они тоже получали знаменитое спартанское воспитание, в которое входили уроки танцев, гимнастики, метание дротиков и дисков. Полагалось, что именно эти навыки помогали им лучше всего подготовиться к материнству.
9. Дедовщина и драки среди детей

Одним из ключевых способов вылепить из мальчиков идеальных солдат и развить в них истинно суровый нрав считалось провоцирование к дракам друг с другом. Более взрослые парни и учителя часто затевали ссоры среди своих учеников и побуждали их вступать в драки.
Главной целью агоге было воспитать в детях устойчивость ко всем тяготам, которые будут ждать их на войне, — к холоду, голоду или боли. И если кто-то проявлял хоть малейшую слабину, трусость или смущение, они сразу же становились объектами жестоких насмешек и наказаний от своих же товарищей и учителей. Представь, что в школе над тобой кто-то издевается, а учитель подходит и присоединяется к обидчикам. Это было очень неприятно. А чтобы «добить», девочки пели всякие обидные речевки про провинившихся учеников прямо во время церемониальных собраний перед высокопоставленными сановниками.
Даже взрослые мужчины не избегали поруганий. Спартанцы ненавидели полных людей. Именно поэтому все граждане, включая даже царей, ежедневно участвовали в совместных приемах пищи, «сисситиях», которые отличались нарочитой скудностью и пресностью. Вместе с ежедневными физическими нагрузками это позволяло спартанским мужчинам и женщинам держать себя в тонусе на протяжении всей жизни. Те, кто выбивался из общей струи, подвергались общественному порицанию и даже рисковали быть изгнанными из города, если не спешили справиться со своим несоответствием системе.
8. Состязания на выносливость

Неотъемлемой частью Древней Спарты и вместе с тем одной из ее самых отвратительных практик было Состязание на выносливость – Диамастигосис. Эта традиция была призвана чтить память случая, когда жители из соседних поселений поубивали друг друга перед алтарем Артемиды в знак почитания богини. С тех пор человеческие жертвоприношения совершались здесь ежегодно.
Во времена правления полумифического спартанского царя Ликургуса, жившего в 7 веке до нашей эры, ритуалы поклонения святилищу Артемиды Орфии были смягчены и включали только порку мальчиков, проходящих агоге. Церемония продолжалась до тех пор, пока они полностью не зальют своей кровью все ступени алтаря. Во время ритуала алтарь был усыпан шишками, до которых дети должны были добраться, и собрать их.
Старшие ребята ожидали младших с палками в руках, избивая детей безо всякого сострадания к их боли. Традиция по своей сути была посвящением маленьких мальчиков в ряды полноценных воинов и граждан Спарты. Последний выстоявший ребенок получал великие почести за свою мужественность. Нередко во время такой инициации дети погибали.
Во времена оккупации Спарты Римской Империей традиция Диамастигосиса не исчезла, но утратила свою основную церемониальную значимость. Вместо этого это стало просто зрелищным спортивным мероприятием. Люди со всей империи стекались в Спарту, чтобы посмотреть на жестокую порку молодых парней. К 3-му столетию нашей эры святилище было превращено в обычный театр с трибунами, с которых зрители могли удобно наблюдать за избиениями.
7. Криптерия

Когда спартанцы достигали 20-летнего возраста или около того, те, кто был помечен в качестве потенциальных лидеров, получали возможность поучаствовать в Криптерии. Это была своего рода секретная полиция. Хотя в большей степени речь шла о партизанских отрядах, которые периодически терроризировали и оккупировали соседние поселения гелотов. Лучшие годы этого подразделения пришлись на 5 век до нашей эры, когда у Спарты было примерно 10 000 мужчин, способных воевать, а мирное население гелотов превосходило их на считанные единицы.
С другой стороны спартанцы постоянно находились под угрозой бунта со стороны гелотов. Эта постоянная угроза и была одной из причин, почему Спарта развивала такое милитаризированное общество и ставила на первое место воинственность своих граждан. Каждый мужчина в Спарте по закону должен был быть с детства воспитан в качестве солдата.
Каждую осень молодые воины получали шанс проверить свои навыки во время неофициального объявления войны вражеским поселениям гелотов. Члены Криптерии выходили на задания по ночам, вооруженные только ножами, и их целью всегда было убийство любого гелота, встреченного на своем пути. Чем крупнее и сильнее попадался враг, тем лучше.
Эта ежегодная бойня проводилась, чтобы приучить соседей повиновению и снизить их численность до безопасного уровня. Только те мальчики и мужчины, которые участвовали в таких набегах, могли рассчитывать на получение более высокого ранга и привилегированного статуса в обществе. Все остальное время года «секретная полиция» патрулировала окрестности, все так же казня любого потенциально опасного гелота без каких-либо разбирательств.
6. Принудительная женитьба

И хотя это сложно назвать чем-то откровенно ужасающим, но принудительные браки к 30 годам сегодня многие бы сочли неприемлемым и даже пугающим. До 30 лет все спартанцы жили в общественных бараках и служили в государственной армии. При наступлении 30-летнего возраста их освобождали от военного долга и переводили в запас до 60 лет. В любом случае, если к 30 годам кто-то из мужчин не успевал найти себе жену, их женили насильно.
Спартанцы считали брак важным, но не единственным способом для зачатия новых солдат, поэтому девочек выдавали замуж не раньше 19 лет. Претенденты должны были сначала тщательно оценить здоровье и физическую форму своих будущих спутниц жизни. И хотя брак часто решался между будущим мужем и тестем, девушка тоже имела право голоса. Ведь по закону спартанские женщины имели равные с мужчинами права, причем даже намного большие, чем в некоторых современных странах по сей день.
Если мужчины Спарты женились до своего 30-летия и все еще во время прохождения военной службы, они продолжали жить отдельно от жен. Но если же мужчина уходил в резерв все еще холостым, считалось, что не исполняет свой долг перед государством. Холостяка ждали публичные насмешки по любому поводу, особенно во время официальных собраний.
А если по какой-то причине у спартанца не могло быть детей, он должен был найти своей жене подходящего партнера. Случалось даже, что у одной женщины было несколько сексуальных партнеров, и все вместе они воспитывали общих детей.
5. Спартанское оружие

Основную массу любой древнегреческой армии, включая спартанскую, составляли «гоплиты». Это были солдаты в громоздких доспехах, граждане, на чье вооружение уходили приличные средства, чтобы они могли участвовать в войнах. И в то время как воины из большинства греческих городов-государств не обладали достаточной военной и физической подготовкой и оснащением, спартанские солдаты умели воевать всю свою жизнь и всегда были готовы отправиться на поле боя. Пока все греческие города-государства строили защитные стены вокруг своих поселений, Спарта никак не заботилась об укреплениях, считая своей главной защитой закаленных гоплитов.
Основным оружием гоплита, вне зависимости от его происхождения, было копье для правой руки. Длина копий достигала около 2,5 метров. Острие этого оружия было сделано из бронзы или железа, а рукоятка из кизилового дерева. Использовалось именно это дерево, потому что оно отличалось необходимой плотностью и прочностью. Кстати, кизиловая древесина настолько плотная и тяжелая, что даже тонет в воде.
В левой руке воин держал свой круглый щит, знаменитый «гоплон». 13-килограмовые щиты использовались в основном для защиты, но иногда применялись и в ударных техниках ближнего боя. Щиты изготавливались из дерева и кожи, а сверху покрывались слоем бронзы. Спартанцы помечали свои щиты буквой «лямбда», которая символизировала Лаконию, регион Спарты.
Если ломалось копье или сражение становилось слишком тесным, гоплиты с передовой брались за свои «ксипо», короткие мечи. Они были длиной в 43 сантиметра и предназначались для ведения ближнего боя. Но спартанцы больше предпочитали таким ксипо свои «копис». Эта разновидность меча наносила врагу особенно мучительные рубящие раны за счет своей специфической односторонней заточки по внутренней грани клинка. Копис использовали в большей степени как топор. Греческие художники часто изображали спартанцев именно с кописами в руках.
Для дополнительной защиты солдаты носили бронзовые шлемы, покрывающие не только голову, но и заднюю часть шеи и лицо. Также среди доспехов были нагрудные и наспинные щиты из бронзы или кожи. Голени солдат защищали специальные бронзовые пластины. Предплечья были закрыты таким же образом.
4. Фаланга

Существуют определенные признаки того, на какой стадии развития находится цивилизации, и среди них как раз то, как народы воюют. Племенные сообщества обычно сражаются хаотично и бессистемно, каждый воин размахивает своим топором или мечом, как ему вздумается, и ищет личную славу.
Но более продвинутые цивилизации сражаются согласно продуманным тактикам. Каждый солдат играет определенную роль в своем отряде и подчиняется общей стратегии. Так воевали римляне, так же сражались и древние греки, к которым относились спартанцы. По большому счету знаменитые римские легионы были сформированы именно по примеру греческих «фаланг».
Гоплиты собирались в полки, «локхои», состоящие из нескольких сотен граждан, и выстраивались в колонны по 8 и более рядов. Такое построение называлось фалангой. Мужчины стояли плечом к плечу в тесных группах, защищенные со всех сторон товарищескими щитами. В промежутках между щитами и шлемами стоял буквально лес из копий, торчащих пиками наружу.
Фаланги отличались очень организованным передвижением благодаря ритмичным аккомпанементам и кричалкам, которые спартанцы интенсивно учили в юном возрасте во время тренировок. Случалось, что греческие города сражались между собой, и тогда в бою можно было увидеть зрелищные столкновения сразу нескольких фаланг. Битва продолжалась до тех пор, пока один из отрядов не закалывал другой до смерти. Это можно было бы сравнить с кровавой стычкой во время матча по регби, но в древних доспехах.
3. Никто не сдается

Спартанцы воспитывались чрезвычайной преданности и презирали трусость превыше всех прочих человеческих недостатков. От солдат ожидалось, что они будут бесстрашными в любых обстоятельствах. Даже если речь пойдет о последней капли крови и до последнего выжившего. По этой причине акт капитуляции приравнивался самой нестерпимой трусости.
Если в каких-то невообразимых обстоятельствах спартанскому гоплиту приходилось сдаться, он потом кончал жизнь самоубийством. Древний историк Геродот вспоминал двух неизвестных спартанцев, которые пропустили важный бой и со стыда покончили собой. Один повесился, другой пошел на верную искупительную смерть во время следующего же сражения во имя Спарты.
Спартанские матери были знамениты тем, что часто говорили своим сыновьям перед боем: «Возвращайся со своим щитом, или не возвращайся вовсе». Это означало, что их либо ждут с победой, либо мертвыми. К тому же если воин лишался собственного щита, он также оставлял без защиты и своего товарища, что ставило под удар всю миссию, и было неприемлемым.
Спарта считала, что солдат полностью выполнил свой долг только тогда, когда он умер за свое государство. Мужчина должен был погибнуть на поле боя, а женщина обязана была рожать детей. Только те, кто исполнял этот долг, имели право быть похоронены в могиле с выгравированным на надгробии именем.
2. Тридцать тиранов
Спарта славилась тем, что она всегда стремилась распространить свои утопические взгляды и на соседние города-государства. Сначала это были Мессениане с запада, которых спартанцы покорили в 7 – 8 веке до нашей эры, обратив их в своих рабов гелотов. Позднее взор Спарты устремился даже на Афины. Во время Пелопоннесской войны 431 – 404 годов до нашей эры спартанцы не просто подчинили себе афинян, но и унаследовали их морское превосходство в регионе Эгейского моря. Такого раньше не случалось. Спартанцы не стали равнять с землей славный город, как им советовали коринфяне, а вместо этого решили слепить завоеванное общество по своему образу и подобию.
Для этого они установили в Афинах «про-спартанский» олигархат, бесславно известный как режим «Тридцати тиранов». Главной целью этой системы была реформация, а в большинстве случаев полное уничтожение основополагающих афинских законов и порядков в обмен на провозглашение спартанского варианта демократии. Они провели реформы в области властных структур и понизили в правах большинство общественных сословий.
Было назначено 500 советников, призванных исполнять судебные обязанности, ранее принадлежавшие всем гражданам. Спартанцы также избрали 3 000 афинян, чтобы «разделить с ними власть». На деле у этих местных управленцев просто было несколько больше привилегий, чем у остальных жителей. Во время 13-месячного режима Спарты 5% населения Афин умерло или просто скрылось из города, было конфисковано много чужого имущества, и толпы сподвижников старой системы управления Афинами были отправлены в ссылку.
Бывший ученик Сократа Критиас, лидер «Тридцати», был признан жестоким и совершено негуманным правителем, который вознамерился превратить покоренный город в отражение Спарты любой ценой. Критиас вел себя, как будто он все еще находился на посту в спартанской Криптее, и казнил всех афинян, которых считал опасными для установления нового порядка вещей.
Для патрулирования города было нанято 300 знаменосцев, которые в итоге запугивали и терроризировали местное население. Около 1500 самых выдающихся афинян, не поддерживающих новое правительство, насильно приняли яд – цикуту. Интересно, что чем более жестокими были тираны, тем больше сопротивления они встречали со стороны местных жителей.
В итоге спустя 13 месяцев жестокого режима произошел успешный переворот, который возглавил Трасибулус, один из немногих граждан, сбежавших из ссылки. Во время афинской ресторации 3 000 вышеупомянутых изменников получили амнистию, но остальные перебежчики, включая тех самых 30 тиранов, были казнены. Критиас погиб еще в одном из первых боев.
Погрязшее в коррупции, предательстве и насилии, короткое правление тиранов обусловило сильное недоверие афинян по отношению друг к другу даже в течение последующих нескольких лет после падения диктатуры.
1. Знаменитое Фермопильское сражение
Наиболее известное сегодня по серии комиксов 1998 года и фильму 2006 года «300 спартанцев», Фермопильское сражение, произошедшее в 480 году до нашей эры, стало эпической бойней между греческой армией во главе со спартанским царем Леонидасом I и персами под руководством царя Ксеркса.
Изначально конфликт возник между этими двумя народами еще до воцарения упомянутых военачальников, во время правления Дариуса I, предшественника Ксеркса. Он немало расширил пределы своих земель вглубь европейского континента и в какой-то момент устремил свой алчущий взор на Грецию. После смерти Дариуса Ксеркс почти сразу же после вступления в свои права царя начал подготовку к вторжению. Это была величайшая угроза, с которой когда-либо сталкивалась Греция.
После долгих согласований между греческими городами-государствами, сборная сила примерно из 7 000 гоплитов была отправлена защищать Фермопильский проход, через который персы собирались продвинуться на территорию всей Эллады. По какой-то причине в экранизациях и комиксах те самые несколько тысяч гоплитов не были упомянуты, включая и легендарный афинский флот.
Среди нескольких тысяч греческих воинов были и воспетые 300 спартанцев, которых Леонидас повел в бой лично. Ксеркс собрал для своего вторжения армию из 80 000 солдат. Относительно малочисленная защита греков объяснялась тем, что они не хотели отправлять слишком много воинов далеко на север страны. Другой причиной был более религиозный мотив. В те дни как раз проходили священные Олимпийские игры и самый важный ритуальный фестиваль Спарты, Карнея, во время которого кровопролитие было запрещено. В любом случае Леонидас осознавал, какая опасность грозит его войску и созвал 300 самых своих преданных спартанцев, у которых уже родились наследники мужского пола.
Расположенное в 153 километров к северу от Афин, ущелье Фермопилы представляло собой отличную оборонительную позицию. Шириной всего в 15 метров, зажатое между практически вертикальными скалами и морем, это ущелье создавало большое неудобство для численной армии Персии. Такое ограниченное пространство не позволяло персам, как следует, развернуть всю свою мощь.
Это дало грекам значительное преимущество наряду с уже построенной здесь оборонительной стеной. Когда Ксеркс наконец-то прибыл на место, ему пришлось ждать 4 дня в надежде, что греки сдадутся. Этого не произошло. Тогда он отправил своих послов последний раз, чтобы призвать врага сложить оружие, на что Леонидас ответил «приди и возьми его сам».
На протяжении 2 следующих дней греки отразили многочисленные персидские атаки, включая бой с элитным отрядом «Бессмертных» из личной гвардии персидского царя. Но преданные местным пастухом, который указал Ксерксу о тайном обходном пути через горы, на второй день греки все же оказались окруженные врагом.
Столкнувшись с такой неприятной ситуацией, греческий военачальник распустил большинство гоплитов, кроме 300 спартанцев и еще нескольких избранных солдат, чтобы дать последний бой. Во время последней атаки персов славный Леонидас и 300 спартанцев пали, с честью выполнив свой долг перед Спартой и ее людьми.
До сего дня в Фермопилах существует табличка с надписью «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли». И хотя Леонидас со своими людьми погиб, их совместный подвиг вдохновил спартанцев собраться с духом и в ходе последующих греко-персидских войн свергнуть злостных оккупантов.
Фермопильское сражение навсегда закрепило за Спартой репутацию самой уникальной и сильной цивилизации.