Советский полярник шмидт

Отто Шмидт

Биография

Фамилию Шмидт, с немецкого и некоторых других языков переводящуюся как Кузнецов, носили многие знаменитые люди – ученые и писатели, спортсмены и военачальники. Наиболее известны в России два Шмидта – мятежный черноморский лейтенант, ставший с подачи Ильи Ильфа и Евгения Петрова персонажем баек и анекдотов, и «красный Колумб» по имени Отто. Полярный исследователь сочетал дарования математика и геофизика с организаторским талантом и имел внешность Деда Мороза.

Детство и юность

Отто Юльевич Шмидт родился осенью 1891 года в Российской империи. В биографическом фильме об ученом 1964-го утверждалось, что уроженец города Могилева, внесший огромный вклад в науку, происходил из латышских крестьян. Это не совсем правда: предки Шмидта со стороны отца – немцы.

Портрет Отто Шмидта / Национальный художественный музей Республики Беларусь

Интересные факты ранней биографии Шмидта:

  • в 1897 году заметка о 6-летнем Отто Шмидте появилась в газете Могилева – ребенок вплавь преодолел реку родного города;
  • в 8 лет мальчик мечтал стать «директором» пустыни Сахара, чтобы решить проблему водоснабжения;
  • во время обучения в Киевской гимназии Отто однажды не выучил заданное на дом доказательство теоремы и в ходе ответа на уроке доказал требуемый постулат своим методом.

В юности Шмидт составил перечень книг, которые хочет прочитать. Оказалось, что для осуществления задуманного потребуется избегать смерти в течение тысячи лет. Юноша уменьшил список в 4 раза, а также, чтобы приблизиться к реализации мечты, сократил время на сон и прием пищи.

Отто Шмидт в молодости / Википедия

Окончив гимназию золотым медалистом, Отто поступил в Киевский университет. Изданная в студенческие годы научная работа в области математической теории открыла юноше дорогу в приват-доценты (аналог современной аспирантуры). Молодой человек готовился к получению звания профессора.

Научная деятельность

Шмидт признавался, что в нем жили два человека – науки и действия: происходившие в России социально-экономические перемены удовлетворяли вторую ипостась Отто больше, чем первую. Во время Первой мировой войны ученый пришел в Киевскую мэрию и предложил справиться с голодом введением разработанной им карточной системы распределения продовольствия.

После победы Октябрьской революции Шмидт вступил в партию большевиков, переехал в Петроград, а затем в Москву. Вскоре ученый стал членом комиссариата по продовольствию, участвовал в формировании продотрядов. В январе 1919-го по поручению Владимира Ленина Отто Юльевич составил проект Декрета о потребительских коммунах. Трудился будущий полярник и в Наркомпросе – совершенствовал профессиональное обучение рабочих.

Ученый Отто Шмидт / Дмитрий Дебабов, Википедия

Человек энциклопедического кругозора, Отто Шмидт стал главным редактором «Большой советской энциклопедии», к обязанностям относился неформально – найденные в статьях ошибки не подчеркивал, а собственноручно исправлял. Со временем к юношеским заслугам в области математики добавились достижения ученого в сферах географии и астрономии.

В 40-х годах 20-го века Шмидт создал гипотезу возникновения Солнечной системы из газопылевого облака. В годы Великой Отечественной войны ученый, будучи вице-президентом Академии наук, организовывал эвакуацию исследовательских институтов на восток.

Экспедиции

В Отто Шмидте жил жюль-верновский дух походов. Находясь на лечении в Германии, ученый «заболел» альпинизмом и в 1928 году организовал экспедицию на Памир, результатом которой стало установление природы и подлинных размеров ледника Федченко. При покорении горных вершин Шмидт проявил необычное для ученого умение руководить людьми в чрезвычайных обстоятельствах, пригодившееся в морских походах по Арктике.

Участники экспедиции на Северный Полюс:: И.Т. Спирин, М.И. Шевелёв, М.С. Бабушкин, О.Ю. Шмидт, М.В. Водопьянов, А.Д. Алексеев, В.С. Молоков / Хронос

Начало арктической эпопеи Отто Юльевича положили 2 плавания на ледоколе «Седов». Миссией первого – «научно-дипломатического» – похода являлось подтверждение суверенитета молодой советской страны над Землей Франца Иосифа. Достижениями экспедиции стали подъем серпасто-молоткастого флага на острове Гукера и рекорд проникновения в северные широты ледокольного судна. В конце второго северного похода Отто Юльевича подтвердился факт существования острова Визе, открытого, подобно планете Нептун, путем математических расчетов, и был обнаружен остров, названный именем Шмидта.

В 1932 году ученый, незадолго до этого возглавивший НИИ Арктики, отправился в плавание на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» с целью доказательства возможности преодоления Северного морского пути за одну навигацию. На 14-й день участники похода, стартовавшего в Архангельске, обнялись на Северной земле с полярниками, оставленными там 2 года назад в ходе второй шмидтовской арктической экспедиции.

Отто Шмидт в арктической экспедиции / Полярная Почта

Поскольку пролив между островом Большевик и полуостровом Таймыр оказался заполнен льдами, путешественники решили обойти архипелаг с Севера, чего до тех пор не удавалось ни одному кораблю. 10 сентября в 200 км от Берингова пролива льды сломали гребной винт ледокола, и «Сибиряков» встал. Чтобы приподнять корму и устранить поломку, команда судна перетаскала 400 тонн угля в нос корабля. После ремонта запасы топлива вернули в кормовую часть, и «Сибиряков» продолжил плавание.

Затем последовала вторая авария. Мореплаватели, поднявшие над ледоколом самодельные паруса, подтягивали корабль тросами, взрывали торосы, используя аммонал. В начале второго осеннего месяца 1932 года «сибиряковцы» достигли Мыса Дежнева и салютовали победе над природой и обстоятельствами. Вскоре Отто Шмидт стал официальным главой советских полярников.

Документальный фильм «Отто Шмидт. Битва за Арктику»

Летом следующего года стартовала знаменитая арктическая эпопея ученого – плавание на пароходе «Челюскин», что английский драматург Бернард Шоу окрестил трагедией, удивительным образом превращенной в советский триумф. Грузопассажирское судно, собранное на датских верфях, не было приспособлено для хождения в арктических широтах.

23 сентября льды заблокировали судно как раз в месте прошлогодней аварии «Сибирякова». За этим последовал почти 5-месячный дрейф, а 13 февраля льдины раздавили пароход, и «Челюскин» затонул. Во время эвакуации погиб завхоз, фамилия которого происходила от названия родного города Шмидта.

Остальные 104 человека, включая 10 женщин и двоих детей, провели на льдине 2 месяца и были эвакуированы в ходе свыше 20 спасательных авиарейсов. Шмидт поддерживал дух товарищей и даже читал в палатке научные лекции. Отто Юльевич собирался эвакуироваться на большую землю последним, но заболел тяжелой пневмонией, и по настоянию советского правительства ученого 11 апреля эвакуировали в больницу на Аляске.

Иван Папанин, Отто Шмидт и Михаил Водопьянов / Википедия

Москва встречала «челюскинцев» как победителей. На многочисленных фото запечатлено ликование москвичей, приветствующих арктических мореплавателей. Летчики-спасатели стали первыми Героями Советского Союза, а совершеннолетние участники экспедиции получили ордена.

В 1937 году самолет с Отто Шмидтом и другими полярниками на борту достиг Северного полюса, и недалеко от «макушки» Земли была организована советская станция с таким названием. Начальником первой в мире дрейфующей станции являлся Иван Папанин, впоследствии сместивший Шмидта с должности руководителя Главсевморпути.

Личная жизнь

Рослый, голубоглазый, со стремительной легкой походкой, умевший пошутить над другими и над самим собой, Отто с юности пользовался успехом со стороны прекрасного пола. Три любимые женщины подарили ученому трех сыновей.

Сигурд Шмидт, сын Отто Шмидта / Ю. Н. Частов, «Переславская неделя»

Первая жена Отто Юльевича – потомственный врач Вера Яницкая – была старше ученого на 2 года. Наблюдения за сыном Володей послужили женщине основой для написания книги «Дневник матери». Вера Федоровна, скончавшаяся в 47 лет от заболевания щитовидной железы, – основоположник советской дефектологии.

Вторая супруга Шмидта, сверстница Веры Яницкой, Маргарита Голосовкер была гуманитарием. Сигурд Шмидт пошел по стопам матери и стал известным историком. Челюскинская эпопея наложила отпечаток на личную жизнь Отто Юльевича. От ученого забеременела Александра Горская, работавшая на пароходе уборщицей. Полярник не стал разрушать брак с Голосковер, но сына Сашу признал, дав свою фамилию.

Смерть

В последние годы жизни бывший мореплаватель тяжело болел. Причиной смерти за несколько недель до 65-летнего юбилея стал туберкулез, перекинувшийся с легких на гортань.

Могила Отто Шмидта / Сергей Семёнов, Википедия

Могила академика находится на Новодевичьем кладбище российской столицы.

Память

  • Институт физики Земли имени О.Ю. Шмидта Российской академии наук
  • Астероид (2108) «Отто Шмидт»
  • Подледная равнина Шмидта в Антарктиде
  • Премия имени О. Ю. Шмидта Российской академии наук за выдающиеся научные работы в области исследования и освоения Арктики.
  • Мыс Отто Шмидта – мыс на Чукотке (РФ)
  • Мыс Шмидта – поселок городского типа на Чукотке (РФ)
  • Проспект Шмидта в г.Могилев (Республика Беларусь)
  • Проспект Шмидта в коттеджном поселке Николина Гора (Одинцовский район Московской области, РФ)
  • Школьный музей «История освоения Арктики им. О.Ю. Шмидта МОУ «Гимназия № 4» г. Мурманск (РФ)

Бюст Отто Шмидта / Игорь Феденко, Википедия

Библиография

  • 1916 – «Абстрактная теория групп»
  • 1926 – «Диалектика и естествознание: примеры перехода количества в качество»
  • 1933 – «Абстрактная теория групп»
  • 1934 – «Исследование Арктики в Советском Союзе»
  • 1936 – «Наши задачи в 1936 г. Доклад на Совещании хозяйственных работников системы Главсевморпути при СНК СССР 13 янв. 1936 г.»
  • 1944 – «Метеоритная теория происхождения Земли и планет» (Докл. АН СССР)
  • 1947 – «О возможности захвата в небесной механике»
  • 1948 – » Проблема захвата в задаче о трех телах»
  • 1949 – «Происхождение Земли и планет»
  • 1957 – «Четыре лекции о теории происхождении Земли»
  • 1959 – «Избранные труды. Математика»

Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель

К 125-летию со дня рождения и 60-летию со дня смерти Отто Юльевича Шмидта

Вопрос о том – «Чем же знаменит Отто Юльевич Шмидт?» – задавать не принято. Все знают его как полярного исследователя и путешественника положившего жизнь на освоение Арктики. «Красным Колумбом» называли его в тридцатые годы прошлого века.

Но это еще и талантливый математик, блестящий организатор, член Наркомата просвещения СССР, альпинист. Он разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака. +++

Отто Юльевич Шмидт первым создал полярную научную станцию, первым прошел Северным Морским путем, зимовал на льдине, создал дрейфующую станцию, первым побывал на Северном полюсе, был правительственным комиссаром Земли Франца-Иосифа, возглавлял ГлавСевМорПуть, Арктический институт. Именно он «оседлал» Арктику для России.+++

Он раньше всех понял значение Севера для страны, экономические и научные возможности, которые открывает изучение Арктики, доказал, что надо тратить ресурсы и научные силы на ее освоение, и что это даст необходимый экономический и научный рост.+++

К его опубликованным и неопубликованным трудам сегодня обращаются все те кто продолжает дело изучения и освоения Арктики и Российских «Северов». В год 125-тилетнего юбилея Отто Юльевича невозможно не помянуть «добрым тихим словом» за его выдающиеся заслуги перед государством Российским и мировой наукой. +++

Отто Шмид: «По своему самосознанию я русский человек»

Отто Юльевич Шмидт родился в Могилеве, Российской империи, 30 сентября (18 сентября по ст. стилю) 1891 года. По своему социальному происхождению из Отто скорее всего получился бы портной или сапожник и уж явно не академик, государственный деятель и знаменитый путешественник. +++

Предки его по отцовской линии были из немцев-хуторян, перебравшихся в Курляндию (Латвию) во второй половине XVIII века, а по материнской – латыши с соседнего хутора. +++

В семье Шмидтов говорили на трех языках: русском, немецком и латышском. При этом сам Отто Юльевич позднее отмечал, что согласно своему самосознанию он является русским. Отец будущего академика служил мелким торговым служащим сначала в Могилеве, затем в Одессе. Здесь же прошло и раннее детство Отто Шмидта, а также первые годы его учебы. Помимо него, в семье было еще четверо детей. +++

Мальчиком О.Ю. Шмидт проявил незаурядную любознательность и стремление к знаниям, поразившие латышского деда Фрициса Эргле, на хуторе которого семья гостила каждое лето. На семейном совете отец матери Отто Юльевича сказал: «Если мы все сложимся, мы сможем отдать его учиться в гимназию, а не ремеслу». +++

Из за переездов семьи мальчик учился в гимназиях Могилева, Одессы и Киева. В 1909 году Отто Юльевич окончил Киевскую классическую гимназию с золотой медалью и поступил на физико-математический факультет Киевского университета.+++

Основа научной, общественной и государственной деятельности – точный и скрупулезный расчет

Отто еще не исполнилось и 16 лет, как его охватила идея стать ученым. Он подошел к свой мечте с точки зрения научного расчета – составил списки необходимой литературы с примерным количеством страниц и часов. В итоге юного исследователя постигло глубокое разочарование – никакой человеческой жизни не хватит, чтобы выполнить задуманную программу – ведь на то, чтобы прочитать самое нужное и познавательное, ему понадобилось бы 1000 лет!+++

Однако научная страсть подвергать все стоящие перед ним цели и задачи скрупулезному расчету и прогнозу, стала отличительной стороной познавательной, государственной и общественной деятельности О.Ю. Шмидта. +++

Уже на первом курсе университета он написал научную работу, о которой заговорили математики. В 1913 году Отто Шмидт окончил университет и был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. +++

О.Ю. Шмидт вовсе не был «ученым червем» науки – его отличала незаурядное жизнелюбие, общественная энергия и блестящие организаторские способности. Молодой ученый возглавил объединение научной молодежи университета (Молодая академия), стремившейся к реформе высшей школы. При этом он тяжко и хронически болел туберкулезом легких.+++

В 1916 году Отто Юльевич Шмидт сдал экзамены на степень магистра и был утвержден в должности приват-доцента. В это же время вышел труд Шмидта «Абстрактная теория групп», признанный крупным вкладом в алгебру.+++

Тогда же он стал и служащим Киевской городской управы, занявшись обеспечением населения продовольствием. Летом 1917 г. О.Ю. Шмидта командировали в Петроград как делегата съезда по делам высшей школы, и одновременно по линии организации снабжения населения продуктами и промтоварами. Вскоре он стал служащим Министерства продовольствия Временного правительства.+++

Универсальный научный и государственный талант

Отто Юльевич знакомится с Лениным, приветствует Октябрьский переворот и активно противодействует саботажу в Министерстве продовольствия. В 1918 году профессор Отто Юльевич Шмидт вступил в партию большевиков. С образованием Наркомата продовольствия О.Ю. Шмидт стал начальником Управления по продуктообмену и переехал в Москву вместе с правительством.+++

Время требовало, по словам О.Ю. Шмидта, вместо математических формул овладевать «боевым оружием алгебры революции». О.Ю.Шмидт работал членом коллегий наркоматов продовольствия, финансов, просвещения. И именно он в 1919 году написал проект положения о пролетарских продовольственных отрядах.+++

В 1921-1922 годах Шмидт служил в Наркомфине и руководил Институтом экономических исследований, включившись в работу по теоретическому обоснованию нэпа.+++

Обратившись к финансовым проблемам, О.Ю. Шмидт впервые в отечественной науке исследовал закономерности эмиссионного процесса (статья 1923 г. «Математические законы денежной эмиссии»).+++

С 1920 г. он возобновил преподавание математики в вузах, с 1929 г. он — профессор Московского университета, где возглавил кафедру алгебры и создал научную школу по теории групп. За математические труды в 1933 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.+++

О.Ю. Шмидт был прирожденным лектором и любил эту деятельность, выступая с лекциями и докладами многообразной тематики и перед широкой аудиторией, и на научных конференциях, заседаниях правительственных учреждений, а также на немецком языке перед работниками Коминтерна. +++

Необходимость кратко и ясно обосновывать в лекциях научные положения, по его убеждению, стимулировали и облегчали исследовательскую работу. Важным он считал также формирование коллективов ученых-единомышленников, работающих над различной проблематикой.+++

Наиболее многообразной и результативной в 1920-е годы была его деятельность в сфере просвещения: организация профессионального образования молодежи школьного возраста, создание техникумов, обеспечение повышения квалификации рабочих заводов и фабрик, перестройка школьного обучения, реформа вузовской системы. Именно с его «легкой руки» вошло в обиход слово «аспирант».+++

У истоков идеи Большой Советской Энциклопедии

В 1921-1924 годах Шмидт руководил Госиздатом. В 1921-1924 годах Отто Юльевич был заведующим Государственным издательством. Под его руководством образовалось самое большое в мире издательство, ставившее «не коммерческие цели, а культурно-политические». Возобновилось и издание научных журналов и исследовательских монографий.+++

Ему принадлежит идея издания Большой Советской Энциклопедии. По замыслу О.Ю Шмидта, это должно быть большое справочное издание, объединяющего «просвещение нашей эпохи», главным редактором которого он был утвержден в 1925 году.+++

Тогда же начал осуществляться замысел подготовки. В подготовке этого многотомного издания объединились усилия деятелей науки и культуры, специалистов старших, дореволюционных поколений и их учеников, убежденных в необходимости социалистических преобразований. Он же был главным редактором этого проекта в 1929-1941 годах.+++

Естественно, что такая работа способствовала усилению интереса к проблемам естествознания и истории науки и О.Ю. Шмидт возглавляет секцию естественных и точных наук в Коммунистической Академии.+++

Покоритель ледников Памира
«Хочешь стать хорошим полярником — полезай сначала в горы», — говаривал Отто Юльевич. Еще в юности О.Ю. Шмидт заболел туберкулезом легких, и болезнь давала обострение каждые 10 лет. В 1924 году ему предоставили возможность поехать для лечения в Австрию, где он в Тироле прошел школу альпинизма+++

В 1928 году 37-летний ученый принял участие в первой советско-германской памирской экспедиции, которую организовала Академия наук СССР. Вместе с коллегами Шмидт изучил географию Западного Памира – горной системы на юге Центральной Азии. +++

Именно тогда советские исследователи дали названия вершинам заалтайского хребта – так на свет появились пик Дзержинского и мыс Свердлова.+++

Самая высокая точка, конечно же, получила имя главного революционера – Владимира Ильича Ленина. Точная высота пика составляет 7134,3 м над уровнем моря.+++

Особое внимание О.Ю. Шмидта привлекли ледники Памира. На базе его исследований родилась советская наука о льдах – гляциология.+++

Начальник первых арктических экспедиции и правительственный комиссар заполярных территорий

В 1926 году Земля Франца-Иосифа была объявлена территорией СССР, осталось лишь водрузить флаг и основать полярную станцию. +++

5 марта 1929 года Совет Народных Комиссаров утвердил проект организации экспедиции на Землю Франца-Иосифа, где предполагалось строительство радиостанции. Самым опытным полярником среди участников экспедиции на Землю Франца-Иосифа был, несомненно, Владимир Визе, который еще в 1912 году принял арктическое крещение в качестве географа экспедиции Георгия Седова. Не уступал ему по части опыта и Рудольф Самойлович.+++

Однако Совет Народных Комиссаров назначил начальником экспедиции Шмидта. Ибо ему доверяли как «проверенному члену ВКП(б)», необычайно талантливой и яркой личности, а также человеку бешеной энергии и удивительной трудоспособности.+++

Ведь цель экспедиции была не только достигнуть Земли Франца-Иосифа, доставить туда зимовщиков и организовать самую северную научную станцию. Более важной являлась цель политическая – обозначить арктические границы СССР и закрепиться на них.+++

Шмидт был назначен одновременно начальником экспедиции и правительственным комиссаром архипелага Земли Франца-Иосифа, а также других островов, которые могла открыть экспедиция в границах СССР.+++

В первый день плавания пересекли полярный круг. Чем дальше уходили на север, тем более утолщались ледяные поля с беспорядочно нагроможденными на них торосами. Случалось, что целую вахту — четыре часа — ценой огромных усилий и большого количества сожженного в топках угля ледокольный пароход «Седов» пробивался всего на корпус. 28 июля 1929 июля показалась Земля Франца-Иосифа. Станцию поставили на мысе Седова, под крестом, поставленным самим Седовым.+++

21 августа «Седов» вышел в научное плаванье на Дальний Север. Корабль шел к 83 параллели и достиг 82° 14′ северной широты. Так был побит мировой рекорд плавания в евразийском секторе Арктики. 700 километров отделяли «Седова» от Северного полюса.+++

Неожиданно пароход попал в ледяной плен, и Шмидт с группой добровольцев решили добираться до Земли Франца-Иосифа пешком. 28 часов скитаний по дрейфующим льдам не дали никакого результата. Все дальше и дальше уносило льды от берега, и все шире становились разводья. Надежда на спасение исчезала с каждой минутой. И лишь чудом вырвавшийся из ледяного плена «Седов» спас Шмидта и его спутников. +++

30 августа «Седов» тронулся в обратный путь. Льды мешали продвижению, и Шмидт предложил оригинальное решение — идти на юг через север. Этот кружной путь оказался хоть тяжелым, но проходимым. К концу путешествия пароход износился до крайности. 11 сентября 1929 года закончился первый арктический поход Шмидта. +++

По итогам экспедиции, советское правительство решило сосредоточить все исследования по Арктике в одном учреждении – создается Арктический институт. Само самой разумеется О.Ю Шмидт был назначен директором этого института. +++

Год спустя экспедиция на «Седове» повторилась — и тогда команда ученого открыла острова Длинный, Воронина, Визе. А на пути в Архангельск команда обнаружила еще один остров почти овальной формы, который единогласным решением назвали в честь лидера экспедиции. +++

Шмидта на борту любили — в первую очередь за то, что умел поддерживать дисциплину и бодрость духа даже в самых тяжелых погодных условиях. Кроме того, по воспоминаниям членов команды, великий путешественник вдохновлял всех вокруг своей огромной тягой к знаниям, интересом ко всему новому и неизведанному.+++

Сквозной проход Северным морским путем за одну навигацию

Первая и вторая арктические экспедиция позволила О.Ю. Шмидту оценить значимость полярных исследований и возможности плавания в тех широтах. Поэтому вполне естественной стала для О.Ю. Шмидта организация экспедиции с целью сквозного прохода Северным морским путем (СМП) за одну навигацию.+++

Это было впервые осуществлено в 1932 году на ледоколе «Сибиряков» под руководством О.Ю. Шмидтом и капитана В.И. Воронина.+++

О.Ю Шмидту буквально за три года удалось прочно перехватить инициативу по освоению Арктики у норвежцев и американцев. Достижения советских полярников в шмидтовские времена впечатляют, ибо они практически доказали возможность активного хозяйственного освоения Арктики.+++

Успех экспедиции был достойно отмечен советским правительство – ее руководители оказались среди первых награжденных орденом Ленина.+++

В те годы о Севморпути в те годы в СССР слышал каждый ребёнок. На него возлагали большие надежды, прежде всего экономические. И видели в Севморпути один из рычагов преобразования жизни. О.Ю Шмидт возглавил Главное управление Севморпути (ГУСМП).+++

На ГУСМП были возложены освоение и техническое оснащение трассы Северного морского пути, исследование недр полярных территорий, организация многообразной научной работы. Начались строительство метеостанций вдоль побережья, развитие радиосвязи, полярной авиации, строительство ледоколов и судов ледового класса. +++

За короткий срок своего пребывания во главе Севморпути Шмидт сделал профессию полярника самой почетной и уважаемой в стране. Он добился существенных надбавок к зарплатам полярников. При нем трудящимся севера стали давать прописку в Москве и выделять дачные участки в Центральной полосе. +++

Популярное в тридцатых годах имя – Оюшминальд (Оюшмитнальдка) не боле чем «Отто Юльевич Шмидт на льдине».+++

Для проверки возможности плавания по Ледовитому океану транспортных судов в 1933 г. по пути «Сибирякова» был направлен пароход (подчеркиваю не ледокол) «Челюскин» во главе с О.Ю. Шмидтлм и В.И.Ворониным.+++

В экспедиции участвовали ученые разных специальностей, она должна была также высадить на острове Врангеля группу зимовщиков с их семьями; на корабле были и плотники, направленные для строительства домов для зимовщиков. +++

Все считали, что через трудные льды «Челюскин» поведут ледоколы. Но у «Красина» сломался вал, а ледорез «Литке» потерпел аварию. И «Челюскин» прошел весь путь самостоятельно. Пароход таскало и тискало льдами несколько месяцев. +++

В условиях необычно тяжелой ледовой обстановки «Челюскин» пробился в Берингов пролив, но выйти в Тихий океан не смог: ветры и течение затянули его вместе с ледовым полем обратно в Карское море. +++

Поломки «Челюскина» начались еще в Балтийской море, а когда пароход попал во льды Карского моря, то сразу же полетели заклепки, разошлось несколько швов, а в корпусе судна появилась угрожающая трещина. В том, что «Челюскин» будет раздавлен льдами, Шмидт не сомневался, но скрывал от всех.+++

13 февраля 1934 г. лед разорвал борт и через два часа «Челюскин» затонул. За это время выгрузили на лед заранее подготовленный аварийный запас. На льду оказалось 104 человека, в их числе 10 женщин и двое маленьких детей.+++

Спасти челюскинцев было очень трудно, практически невозможно: корабль затонул в таком районе Арктического океана, куда ни ледоколы, ни самолеты в зимнее время не добирались. +++

Шмидт организовал постройку лагеря и аэродрома, а по вечерам читал лекции, многообразие тематики которых характерно для его эрудиции и просветительских наклонностей: о современных проблемах естественных и общественных наук, об историческом материализме, учении Фрейда, национальном вопросе, задачах освоения Арктики, российской и зарубежной литературе.+++

«Что бы сделал англичанин на месте Шмидта? — говорил Ллойд-Джордж советскому послу академику Майскому, — Ну конечно, для поддержания духа сотоварищей он нагрузил бы их работой. Занял бы спортом, охотой… Но читать лекции! До этого мог додуматься только русский!» +++

Поддержание дисциплины и бодрости духа на льдине были в значительной мере заслугой «ледового комиссара», пользовавшегося не только авторитетом среди челюскинцев, но и снискавшего их любовь.+++

«Челюскинская эпопея» — эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта» и их спасения летчиками — потрясла весь мир, и О.Ю. Шмидт стал тогда всемирно знаменит. За рубежом писали, что имя Шмидта «начертано в золотой книге науки», «о необычайных приключениях его в стиле Жюля Верна, писала вся мировая пресса», сообщалось в газете «Известия» 3-го июня 1934. +++

Для спасения челюскинцев была организована специальная правительственная комиссия по руководством В.В.Куйбышева. 7 апреля самолеты Слепнева, Молоткова и Каманина сели на льдину. +++

Первыми летели женщины и дети, последним решил лететь Шмидт. Самолеты были маленькими. Летчики загружали людей не только в крохотные кабины, но даже в фанерные ящики, которые привязывали под крыльями. После спасения «Челюскина» на Севере появилась полярная авиация.+++

Льды снова наступали на лагерь. Шмидт тяжело заболел, он лежал в штабной палатке и продолжал руководить всеми работами в лагере. «Начальник лагеря должен улететь последним», — говорил он. И лишь по распоряжению правительства Шмидт согласился вылететь в американский госпиталь на Аляску. К аэродрому его несли на носилках.+++

В США Шмидта посетил президент Рузвельт, герой встречался со многими американскими учеными, публика и пресса его боготворила.+++

Триумфальным были его возвращение через Европу в Россию. Особо триумфальным возвращение челюскинцев поездом из Владивостока в Москву, их торжественная встреча и митинг на Красной площади с участием руководителей страны.+++

Все челюскинцы были награждены орденом Красной Звезды, а летчики, спасшие их, первыми в СССР были удостоены звания «Герой Советского Союза» только что утвержденного.+++

Первая дрейфующая полярная станция «СП-1»

О.Ю. Шмидт стал Героем Советского Союза в 1937 г., когда организовал экспедицию на Северный полюс для создания там первой дрейфующей станции, в дальнейшем названной «СП-1». +++

Идея эта родилась у челюскинцев еще в «Лагере Шмидта», и не случайно из четырех участников, дрейфовавших на СП-1, двое – Э.Т.Кренкель и П.П.Ширшов – были и сибиряковцами, и челюскинцами, а из четырех командиров самолетов, севших впервые на Полюсе, двое — М.В.Водопьянов и В.С.Молоков – спасали челюскинцев.+++

Всей организацией экспедиции, как в процессе подготовки, так и в период ее проведения и спасения, руководил О.Ю. Шмидт. 1937 год — второй пик его славы. +++

Шмидт лично выбрал льдину, на которой знаменитая четверка – Папанин, биолог Ширшов, геофизик Федоров и радист Кренкель провели 274 дня. Экспедиция чуть не окончилось весьма печально, но когда ситуация стала чрезвычайной, О.Ю Шмидт лично участвовал в эвакуации папанинцев.+++

Все участники экспедиции стали героями Советского Союза, и каждый получил ученую степень доктора наук. Папанин и Кренкель – географических, Ширшов – биологических и Федоров – физико-математических.+++

Федоров и Ширшов стали впоследствии академиками. А Папанин сменил Шмидта на посту начальника Севморпути. Народ поупражнялся в рифмоплетстве:
«Примеров много есть на свете,
Но лучше, право, не найти:
Снял Шмидт Папанина со льдины,
А тот его – с Севморпути» +++

В действительности, товарищ Сталин подготовил для Отто Юльевича новую ответственную должность. Тогда президентом Академии Наук СССР был Владимир Леонтьевич Комаров, ученый с мировым именем, но в связи с весьма солидным возрастом, начавший терять остроту ума.+++

Сталин пришел к выводу о том, что президенту Академии нужна надежная опора. Этой самой опорой стал Отто Юльевич Шмидт, занявший пост вице-президента. +++

Для авторитета О.Ю. Шмидта в то время показательно назначение именно его заместителем председателя Центральной избирательной комиссии по выборам в первый Верховный Совет СССР, хотя не менее знаменательно и то, что его никогда не избирали в высшие партийные органы.+++

Академик и Вице-президент Академии наук СССР
В 1935 году за заслуги в области географии Отто Юльевича выбирают академиком Академии наук СССР по Отделению математических и естественных наук. С докладами о научных результатах и перспективах освоения Арктики он выступает и за рубежом.+++

Шмидт был утвержден председателем географической группы Академии наук, при которой создали геофизическую секцию. В 1937 году по почину О.Ю. создается Институт теоретической геофизики Академии наук СССР, директором которого стал он сам. +++

В 1946 году этот институт объединили с Сейсмологическим институтом в Геофизический институт АН СССР (ГЕОФИАН), и О.Ю. руководил им до 1949 г. Позже часть Геофизического института была преобразована в Институт физики Земли имени О.Ю. Шмидта.+++

В январе 1939 года Отто Юльевича избрали первым вице-президентом АН СССР. Он много сделал для реорганизации работы академических учреждений и в исконных центрах — Москве и Ленинграде, и на периферии для внедрения результатов исследований в практику, привлечения к академическим исследованиям молодых ученых, популяризации научных знаний. +++

С начала Великой Отечественной войны О.Ю. руководил эвакуацией и налаживанием деятельности академических учреждений в новой обстановке.
Основатель отечественной планетной космогонии+++

И.В.Сталин в марте 1942 года отстранил О.Ю. Шмидта от руководства Академией наук; вскоре он перестал быть и главным редактором Большой Советской энциклопедии. Объяснено это было обострившейся болезнью (туберкулезом легких) Отто Юльевича. Шмидт был вынужден отойти от дел, но научными изысканиями продолжал заниматься.+++

В начале 1940-х годов Шмидт выдвинул новую космогоническую гипотезу о появлении Земли и планет Солнечной системы. Академик считал, что эти тела никогда не являлись раскалёнными газовыми телами, а сформировались из твёрдых, холодных частиц вещества. +++

Доложенная научной общественности впервые в 1943 году, гипотеза не сразу была принята, отдельные ее положения (захват роя) вызвали критику со стороны астрономов +++

Но О.Ю. Шмидт с сотрудниками, успешно продолжал ее развивать и счел необходимым кратко изложить в «Четырех лекциях о происхождении Земли», которые прочитал в Геофизическом институте в 1948 г. и опубликовал в 1949 году и она была признана мировой научной общественностью.+++

Этому признанию способствовала единственно правильная в 40-е годы постановка проблемы О.Ю.Шмидтом, который сформулировал задачу о происхождении Земли и планет как комплексную астрономо-геофизическую проблему. Он расчленил ее на три основные части: 1) происхождение допланетного облака, вращавшегося вокруг Солнца, 2) образование в этом облаке планетной системы с ее особенностями, 3) ранняя эволюция Земли и планет от их начального состояния до современного, изучаемого науками о Земле.+++

Разработку этой версии Отто Юльевич Шмидт продолжал до конца жизни вместе с группой советских учёных. В настоящее время теория происхождения Земли и планет, разработку которой начал О.Ю., продолжают его сотрудники и их ученики, является, общепризнанной в мире. +++

Благодаря О.Ю.Шмидту, отечественная планетная космогония развилась на 10-15 лет раньше, чем в развитых странах Запада. +++

Последний период жизни и деятельности О.Ю. Шмидта

Последний период жизни Шмидта был, пожалуй, самым героическим. С зимы 1943-44 г. туберкулез прогрессировал, распространился не только на легкие, но и на горло. О.Ю. Шмидту периодически запрещали говорить, он много времени проводил в санаториях Подмосковья и в Ялте, а в последние годы был, по существу, прикован к постели — преимущественно на даче в Мозжинке под Звенигородом.+++

Человек неуемной творческой энергии, привыкший к публичной практической деятельности, жизнелюб, остроумный собеседник, из-за болезни он оказался оторванным от людей. +++

Но, напрягая волю, Шмидт использовал малейшее улучшение своего состояния для научной работы. Когда хватало сил, выступал с лекциями в Москве и Ленинграде. +++

Он был среди тех, чьими лекциями в 1953 году открылись занятия в новом высотном здании Московского университета. Он основал и возглавил в 1951 году Геофизическое отделение в МГУ, проводил научные семинары дома и на даче. О.Ю. Шмидт постепенно отказался от всех административных должностей, он согласился лишь стать главным редактором журнала «Природа» в 1951 году, возродив это издание.+++

Но читал по-прежнему много — и новейшую научную и художественную литературу, и книги по истории, и мемуары (преимущественно на иностранных языках), заранее отмечал для себя музыкальные передачи по радио. +++

Знал, что обречен, и уходил из жизни с мудрым достоинством. За три месяца до смерти сам О.Ю. Шмидт сказал: «Я благодарен судьбе за ту жизнь, которую она мне дала. Сколько было хорошего и сколько интересного! Я не боюсь умирать!+++

7 сентября 1956 года Отто Шмидт и скончался на руках своих сыновей — Владимира, Сигурда и Александра. Ученого похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.+++

Заключение

В жизни и деятельности Отто Юльевича Шмидта неоднократно были крутые повороты: математик — государственный деятель — создатель энциклопедии — путешественник-первооткрыватель — реорганизатор Академии наук — космогонист. +++

Некоторые из них происходили по воле самого Шмидта, другие — под влиянием обстоятельств. Но всегда он работал заинтересованно и в полную силу, он не умел и не позволял себе поступать иначе. +++

Этому способствовали его неутомимая любознательность, широкая эрудиция, четкая логика мышления и организованность в труде, умение выделить важнейшие задачи работы, умение сотрудничать с другими, демократизм в отношениях с людьми.+++

О Шмидте опубликованы десятки книг и статей. Большая часть их названа в уникальной по замыслу книге Г.В. Якушевой «Отто Юльевич Шмидт — энциклопедист» — краткой иллюстрированной энциклопедии, подготовленной к столетию со дня его рождения в 1991.+++

Отто Юльевич Шмидт — один из тех выдающихся творцов науки и деятелей культуры, уважительный интерес к жизни и деятельности которых сохраняется и в начавшемся тысячелетии, а творческое наследие остается в основе нашей современной культуры.+++

Он был одарен и талантом теоретического абстрактного мышления, и умением в конкретной практике реализовывать свои замыслы. Он не боялся риска.+++

Творческой деятельности Шмидта присущи строгая логика математика, широта кругозора ученого-энциклопедиста, романтика путешественника-первооткрывателя, практическая целеустремленность инициативного общественного и государственного деятеля, вдохновение просветителя. +++

О.Ю. Шмидт достиг мирового признания в разных областях науки, но для него это были взаимосвязанные сферы единой Науки. Масштабность его интересов и способностей поразительны, а любимыми образами Прошлого для него были Леонардо да Винчи, Ломоносов и самого его сравнивали с титанами Возрождения, как по значимости сотворенного им, так и по образу жизненного поведения.+++

Борис Скупов

История освоения российской Арктики

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге в «Экспофоруме» начался V Международный арктический форум «Арктика — территория диалога».

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку по истории освоения Российской Арктики.

Российская Арктика — полярная область земли в пределах границ РФ, примыкающая к Северному полюсу и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами и часть Тихого океана, омывающую Чукотку. Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 2 мая 2014 года.

Первые исследования Арктики в XI-XVII веках

В XI веке русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В 1032 году, согласно записи в Никоновской летописи, новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к «Железным воротам», то есть к проливу Карские ворота либо к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая Земля и остров Вайгач от материка и друг от друга). В XII-XIII веках поморами были исследованы острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века — острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII века началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 годк в низовьях Печоры был основан Пустозерск — первый русский заполярный город (просуществовал до 1960-х годов; находился в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мара). В 1533 году на мурманском берегу Баренцева моря был основан Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем на одноименном острове в Белом море (1429) стал важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX века оставался Архангельск, основанный в 1584 году.

В XVI-XVII веках русскими купцами активно осваивался так называемый Мангазейский морской ход, участок Северного морского пути (СМП) от устья Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби. В 1601 году на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 года; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике. В тот же период на реке Ухте кустарным способом начали добывать нефть: ее собирали с поверхности воды и в прибрежных ямах.

XVII-XVIII века

В 1648 году казачий атаман Семен Дежнев предпринял плавание вдоль берегов Чукотки. Он открыл пролив между Азией и Америкой, составил чертеж рек Анадырь и Анюй. В 1686-1688 годах торговая экспедиция Ивана Толстоухова обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 году землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков положили начало исследованию Новосибирских островов. В 1728 году, в ходе Первой Камчатской экспедиции (1728-1729), организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску. В 1733-1743 годах российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и других. Ее участники во время морских и пеших походов нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей. Ими были описаны полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1741-1742 годах Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843 году была названа в его честь мысом Челюскина. В 1746 году по материалам Великой Северной экспедиции была составлена «Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона». В 1765 году по плану, разработанному русским ученым Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды, близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.

В 1799 году была основана торгово-промышленная Российско-Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.

XIX — начало XX века

В 1820-1824 годах экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти же годы полярный исследователь Федор Литке составил картографическое описание архипелага Новая Земля. В 1873 году австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа, который в 1914 году был объявлен российской территорией. В 1878-1879 годах состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.

С конца XIX века активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х годах архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая Земля для постоянного проживания. В 1894 году правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898 году в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне — Полярный), а в 1916 году — Романов-на-Мурмане (ныне — Мурманск). Для скорейшего освоения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин — от обязательного прохождения воинской службы.

В 1900-1902 годах Императорской Академией наук была снаряжена Русская полярная экспедиция во главе с бароном Эдуардом Толлем и лейтенантом флота Александром Колчаком (в будущем — Верховный правитель России). Она провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В 1913-1915 годах гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.

25 апреля 1919 года правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути — первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.

Советский период

В 1920-1930-х годах в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции; с 1925 года — Институт по изучению Севера, с 1958 года — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). Перед ней была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике. 15 апреля 1926 года было принято постановление президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса.

В 1931 году было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на Русском Севере — Чибьюское (Северный край, ныне — Республика Коми). Добыча на нем началась в 1939 года.

В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства в 1932 году стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода «Сибиряков», который прошел СМП за одну навигацию (65 дней).

В 1937 году советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов впервые совершили перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция «Северный полюс». Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 года (программа действовала также в 2003-2015 годах).

В 1930-1940-е годы в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики, в том числе с использованием труда политзаключенных. В этот период были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 году для активизации в регионе геологоразведочных работ в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им. академика И. С. Грамберга). В 1960-1970-е годы были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и другие. В 1980-х годах нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и другие.

В 1962 году советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, достигнув Северного полюса и всплыв на поверхность (первыми аналогичную акцию в 1959 году осуществил военно-морской флот США). В 1977 году советский атомный ледокол «Арктика» стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.

Новейшая история

В 1992 году почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.

В 1990-х годах финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры оказались заброшены, почти на треть снизилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза: с 6,6 млн т в 1987 году до 1,65 млн т в 1996 году.

В 1996 году был принят федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». Документ обеспечивал «государственный протекционизм» и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.

В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 года была поставлена задача «в кратчайшие сроки» разработать «механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера».

В 2000-х годах были расконсервированы и достроены ряд крупных инфраструктурных объектов, в том числе Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал, а также газопровод «Ямал — Европа».

19 сентября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» — главный документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны. В нем говорилось, что полярный регион должен к 2020 году стать «ведущей стратегической ресурсной базой» страны. В феврале 2015 года была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

В 2014 году Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике. Первая партия нефти была отгружена с платформы «Приразломная». 8 декабря 2017 года на полуострове Ямал состоялось открытие первой очереди завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ».

Отто Юльевич Шмидт — советский исследователь Арктики

В 1930 году в СССР была организована вторая арктическая экспедиция на ледокольном пароходе «Седов», которую снова возглавил Шмидт. В рамках проведения данной экспедиции были открыты острова Визе, Воронина, Длинный, Домашний, Исаченко, западные берега Северной Земли (архипелаг в Северном Ледовитом океане). Один из открытых во время экспедиции островов был назван в честь Шмидта. Любовь к северу и Арктике способствовала тому, что Шмидт стал начальником Главсемпорпути при СНК СССР, этот пост он занимал с 1932 по 1939 год. Именно экспедиция под руководством Отто Шмидта в 1932 году смогла в одну навигацию пройти весь Северный морской путь (СМП) на ледокольном пароходе «Сибиряков», положив тем самым начало регулярному судоходству вдоль берегов Сибири.
В 1933-1934 годах под руководством Отто Шмидта была проведена новая арктическая экспедиция, на этот раз на борту парохода «Челюскин»: целью экспедиции была проверка существования возможности плавания по Северному морскому пути на корабле неледокольного класса. Эта экспедиция стала одной из самых запоминающихся в истории исследований Арктики и жизни самого Шмидта, настоящим его звездным часом. В момент гибели парохода «Челюскин» во льдах и при обустройстве жизни спасшихся членов экипажа судна на льдине Отто Шмидт проявил твердую волю и мужество.
Пароход «Челюскин» водоизмещением 7,5 тыс. тонн был специально построен по заказу советских внешнеторговых организаций в Дании. Пароход изначально предназначался для плавания между устьем реки Лена (отсюда и первоначальное название парохода — Лена) и Владивостоком. Для своего времени это был наисовременнейший грузопассажирский корабль, что подтверждалось его техническими данными. 16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием полярного капитана Владимира Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР Отто Шмидта благополучно отплыл из Ленинграда в Мурманск. 2 августа того же года, взяв на борт 112 человек, «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток, на практике отрабатывая схему доставки грузов по трассе СМП за одну летнюю навигацию. Предполагалось, что на трудных участках пути пароходу будут помогать специально высланные ледоколы.
Первые льдины экспедиции встретились уже в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола «Челюскин» сумел преодолеть сплошные льды и продолжил свое движение к Владивостоку. 1 сентября 1933 года пароход добрался до мыса Челюскин. В Чукотском море он снова встретился со сплошными льдами. 4 ноября того же года, благодаря удачному дрейфу вместе со льдами пароход «Челюскин» вошел в Берингов пролив. Когда до чистой воды оставались уже считанные мили, корабль был увлечен назад в северо-западном направлении. В итоге пароход дрейфовал вместе с экипажем на протяжении практически 5 месяцев — с 23 сентября 1933 года по 13 февраля 1934 года, когда он был раздавлен льдами, после чего затонул буквально за два часа. Благо экипаж корабля и руководство экспедиции своевременно подготовились к этому и предприняли необходимые меры, заранее выгрузив все необходимое на лед. Последними пароход «Челюскин» покинули Воронин, Шмидт, а также завхоз экспедиции Борис Могилевич.

Отто Юльевич Шмидт: герой номер 35

Михайлов Андрей30.09.2018 в 10:00

30 сентября — день рождения выдающегося академика, математика, географа, геофизика, астронома, исследователя Памира и Арктики, героя Советского Союза Отто Юльевича Шмидта. Советская история, пожалуй, не знает более разностороннего и титулованного ученого. А его экспедицию на пароходе «Челюскин» не забудут никогда.

Были времена, когда Отто Юльевич Шмидт был не менее известен, чем, скажем, Юрий Гагарин. Помню, в нашем классе училась Ольга Оюшминальдовна; оказалось, что ее отца в свое время так и назвали — Оюшминальд: «Отто Юльевич Шмидт на льдине».

Встречаются и другие имена-производные: Лагшминальд: («Лагерь Шмидта на льдине»); Лагшмивар («Лагерь Шмидта в Арктике»). Ну, кто из нашего ученого сообщества удостоен такой памяти — в именах? Разве что классики марсксизма, давшие нашим дедушкам имена Рэм, Вилен, Владлен, Марлен и прочие подобные.

Отто Юльевич Шмидт родился 30 сентября 1891 года Могилеве. Его предки по отцовской линии — из немцев-колонистов, перебравшихся в Лифляндию (Латвию) во второй половине XVIII века, а по материнской — латыши с другой арендованной усадьбы, по фамилии Эргле.

В детстве он работал в лавке письменных принадлежностей. Деньги на обучение одаренного мальчика в гимназии нашлись у его латышского дедушки Фрициса Эргле. Интересно, что неподалеку от хутора Фрициса Эргле находится Биркинели — мыза, где прошло детство известнейшего латышского поэта Яна Райниса.

С золотой медалью Отто Шмидт в 1909 году окончил гимназию в Киеве. Затем — физико-математическое отделение Киевского университета, где он учился в 1909–1913 годах. Там же под руководством профессора Д. А. Граве начал свои исследования в математической теории групп.

Отто Шмидт — один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии (1924-1942). Основатель и заведующий кафедрой высшей алгебры (1929-1949) физико-математического и механико-математического факультета МГУ. В 1930–1934 годах он руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин». В 1930–1932 годах он — директор Всесоюзного арктического института, в 1932–1938 годах начальник Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). С 28 февраля 1939 года по 24 марта 1942 года Шмидт был вице-президентом АН СССР.

Также он разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака, оставил по себе ряд трудов по алгебраической теории групп.

В 1928 году Отто Юльевич Шмидт принимал участие в первой советско-германской памирской экспедиции, организованной АН СССР. Целью экспедиции было изучение структуры горных цепей, ледников, перевалов и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира. В 1929 году была организована арктическая экспедиция на ледокольном пароходе «Седов». Начальником этой экспедиции и «правительственным комиссаром архипелага Франца-Иосифа» был назначен О. Ю. Шмидт. Экспедиция успешно достигает Земли Франца-Иосифа; в бухте Тихой создается полярная геофизическая обсерватория.

В 1930 году была организована вторая арктическая экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Седов». Она открыла острова Визе, Исаченко, Воронина, Длинный, Домашний, западные берега Северной Земли. Один из открытых островов был назван островом Шмидта. В 1932 году экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Сибиряков» в одну навигацию прошла весь Северный морской путь и тем самым положила прочное начало регулярным плаваниям вдоль берегов Сибири.

В 1933–1934 годах под его руководством была проведена новая экспедиция на пароходе «Челюскин»: ее целью было проверить, существует ли возможность плавания по Северной морской трассе на корабле неледокольного класса. Вот эта-то экспедиция и стала одним из самых ярких моментов в исследовании Арктики и настоящим звездным часом Отто Юрьевича. В момент гибели «Челюскина» во льдах и при обустройстве жизни спасшихся членов экипажа и экспедиции на льдине он проявил мужество и твердую волю.

«Челюскин» водоизмещением 7,5 тысячи тонн был построен в Дании по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход был предназначен для плавания между устьем Лены (отсюда и первоначальное название корабля — Лена) и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наисовременнейшим грузопассажирским кораблем. По классификации Ллойда он отнесен к судам ледокольного типа.

Пароход был спущен на воду 11 марта 1933года, виспытательное плавание вышел 6 мая того же года. В первое плавание судно отправилось 3 июня под названием Лена и через два дня прибыло в Ленинград. 19 июня оно получило новое название — «Челюскин» в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семена Ивановича Челюскина.

16 июля 1933 года «Челюскин» под командованием полярного капитана Владимира Ивановича Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта отплыл из Ленинграда в Мурманск. 2 августа, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. Планировалось, что на трудных участках пути «Челюскину» будут помогать ледоколы.

Первые льдины встретились пароходу в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение. 1 сентября он достиг мыса Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. Когда до чистой воды оставались считанные мили, судно было увлечено назад в северо-западном направлении.

«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев — с 23 сентября до 13 февраля 1934 года, когда его раздавили льды. Пароход затонул за два часа. Благо, экипаж, готовый к подобному разыитию событий, заранее приготовил все для выгрузки на льды. Последними с «Челюскина» сошли Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич.

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Из спасенных с судна кирпичей и досок участники экспедиции соорудили бараки. Лагерь эвакуировали с помощью авиации: 5 марта летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.

Следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем в полутора сотнях километров от ледовой стоянки.

Под руководством Отто Юльевича Шмидта все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены. Прибывающих со льдины, в первую очередь женщин, детей и больных, самолетами отправляли дальше в поселок Уэлен, а потом в бухты Лаврентия и Провидения.

Остальные 53 наиболее физически крепких участника экспедиции совершили 500-километровый пеший переход из Ванкарема до Уэлена, а некоторые и далее — до бухт Лаврентия и Провидения, где их ждали пароходы.

Двигаясь по 14-16 часов по неровному льду, проваливаясь в трещины, карабкаясь на четвереньках на крутые береговые обрывы, ночуя в снегу без палаток, страдая от обморожения и травм, не имея возможности укрыться от пурги, люди проходили до 70 километров в сутки. 16 человек по прибытии в бухту Провидения были госпитализированы.

В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в город Ном на Аляске. В Москве участников экспедиции торжественно встречали члены правительства и жители столицы.

Летчики, участвовавшие в снятии челюскинцев со льдины, стали первыми героями Советского Союза, а имена челюскинцев получил ряд географических объектов СССР. Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна. Поиски 1974 и 1978 года не дали результатов.

К 70-летию памяти «Челюскина» в 2004 году была организована подводная археологическая экспедиция «Челюскин-70». В сентябре 2006 года ее участники «Челюскин-70» сообщили, что нашли затонувший пароход-герой, а в феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решетка, поднятые со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного «Челюскина».

Многие современники воспринимают «Челюскин» как самый большой в мире памятник путешественнику и ученому, Отто Юльевичу Шмидту. Так оно, собственно, и есть…

Но это еще не все подвиги Шмидта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за руководство организацией дрейфующей станции «Северный полюс-1» Шмидту Отто Юльевичу присвоено звание героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» под номером 35.