Словесный портрет защитника отечества

Близится праздник – 23 февраля – День защитника Отечества.

У этого праздника длинная и сложная история, и сегодня в этот день принято поздравлять всех представителей сильного пола – наших дорогих мужчин – защитников Отечества, защитников своих семей и родных.

Наравне с мужчинами, есть женщины, которые также достойны звания защитниц Отечества. Одними из них можно назвать женщин Службы 112 Москвы, ведь они стоят на страже безопасности граждан, ежесуточно принимая экстренные вызовы по единому номеру «112». Мы решили узнать у них: кто же такой защитник Отечества в их понимании, а главное, какими личностными качествами он должен обладать?

По большей части женщины Службы 112 считают, что День защитника Отечества – это праздник всех мужчин, ведь каждый мужчина – это своего рода защитник, готовый встать на защиту своей страны, семьи и окружающих.

Однако настоящими защитниками Отечества женщины Службы 112 считают тех, кто отдал долг Родине, отслужил или собирается в армию, участвовал в боевых действиях или на данный момент находится на службе в вооруженных силах Российской Федерации (69% опрошенных). Для кого-то (26% опрошенных) защитник Отечества – это любой мужчина, Мужчина с большой буквы.

Всего 4% женского коллектива Службы 112 Москвы считают защитниками Отечества всех, вне зависимости от пола, кто работает и трудится во благо Родины (в экстренных оперативных и аварийных службах, на производствах и т.д.).

Некоторые из опрошенных назвали защитниками Отечества всех тех, кто готов пожертвовать своими интересами ради интересов своей Родины, а кто-то называл защитником Отечества своего сына или дедушку, участника Великой Отечественной войны.

Так какие же они, наши защитники Отечества?

1. Смелые (храбрые, бесстрашные, отважные)

Самое популярное качество, называемое женщинами Службы 112. Смелый мужчина-защитник – это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто действует, несмотря на свои страхи и сомнения.

2. Мужественные

Второе по популярности качество. Что мы понимаем под ним? Человека, обладающего мужеством, того, кто сохраняет спокойствие в любой ситуации? Или мужественность это собирательная характеристика настоящего Мужчины, включающая в себя силу воли, чувство долга, благородство, доблесть и др.? Оба варианта имеют место быть и могут охарактеризовать защитника Отечества.

3. Сильные

Женщины Службы 112 считают, что сила человека проявляется как физически (выносливость), так и психологически (сила духа, стойкий характер, внутренний стержень). И то и другое крайне важно, если вы – защитник Отечества.

4. Ответственные

Каждый Защитник должен уметь отвечать за свои поступки и понимать, к каким последствиям они могут привести. По сути, ответственность – универсальное качество личности, которым должен обладать любой гражданин, будь то мужчина или женщина.

5. Умные

Способность логически и здраво мыслить, анализировать, способность принимать верные решения в сложных и непредвиденных ситуациях – одно из необходимых качеств Защитника.

6. Добрые

По мнению женщин Службы 112 доброта должна проявляться в готовности прийти на помощь ближнему, заботе и вниманию к окружающим.

7. Честные, порядочные

Что делает человека порядочным? Соблюдение общепринятых норм поведения в социуме, будь то, вежливость, уважение к старшим, уступать места пожилым, инвалидам, женщинам и детям, придерживать дверь за собой для следом идущего человека и т.п. Порядочный человек неспособен на низкие и аморальные поступки. Он честен перед собой и другими. Это неотъемлемые качества достойного гражданина своего Отечества.

8. Верные и преданные Родине

Женщины Службы 112 называли эти качества наравне с честностью и порядочностью. Патриотизм – любовь к своему Отечеству, своему народу. Каждый по-своему объясняет, с чего начинается его любовь к Родине. Но в первую очередь любовь к Родине начинается с бережного отношения друг к другу.

9. Решительные

Твердость в поступках, умение быстро принимать решения и не останавливаться перед трудностями, без колебаний добиваться своих целей.

10. Справедливые

Самое неоднозначное качество из всех выше названных. Можно сказать, что быть справедливым, значит стремиться к правде в своих поступках и мнениях, способность человека относиться ко всему непредвзято, беспристрастно, без предубеждений.

Итак, мы рассмотрели 10 наиболее популярных качеств, которыми должен обладать защитник Отечества, по мнению женского коллектива Службы 112 Москвы. Хочется добавить, что звучали и многие другие качества, например, такие как рассудительность и проницательность, самообладание и дисциплинированность, отзывчивость, благородство, великодушие, милосердие и другие. А для немногочисленных мужчин Службы 112 Москвы, по мнению тех же женщин, характерны также такие качества, как коммуникабельность, терпеливость, уважительность, эмоциональная устойчивость, внимательность, галантность, уверенность в себе и чувство юмора.

И пусть вы не считаете себя защитником Отечества, не участвовали в боевых действия, не служили в армии, будь вы мужчина или женщина, мальчик или девочка, не важно, кто вы – помните, человек, прежде всего, должен оставаться Человеком.

Поздравляем всех от лица коллектива Службы 112 Москвы с наступающим Днем защитника Отечества!

Воспитанников старшего возраста и школьников знакомят с различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев гражданской и Великой Отечественной войн. Посещение памятников, возложение цветов становится традиционным. Важно, чтобы дети узнали, чем занимаются советские воины в мирное время: проводят военные учения, участвуют в строительстве, помогают труженикам села.

Дети с восторгом встречают гостей-военных. Особенно важно в формировании уважения к защитникам Отечества посещение школьных музеев боевой славы, экспонатами местного музея. Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм, педагог направляет их содержание, взаимоотношения детей в игре на отражение мирных будней Российской Армии, дети школьного возраста имеют уже целенаправленное патриотическое воспитание. Дети охотно играют в «школу пограничников», в «аэродром», «военный парад», в старшем школьном возрасте особенной популярностью пользуется игра «Зарница». Девочки в этой игре, как правило, не уступают мальчикам ни физической подготовке, ни в интеллектуальных познаниях. Эти игры используются для воспитания у них таких качеств, как смелость, ловкость, товарищество, дисциплинированность, умение командовать и подчиняться.

К теме Российской Армии воспитатель обращается не только во время подготовки к празднованию Дня Защитника Отечества, но и в течение всего года.

Воспитание у дошкольников любви к Российской Армии в детском саду носит систематический характер. Уже в этом возрасте дети усваивают главное — наша армия стоит на страже мира.

Растить детей интернационалистами — одна из сложных задач воспитателя. Из его рассказов, из книг, которые он читает детям, из иллюстраций, кинои диафильмов они узнают о многонациональном составе населения нашей страны, о том, что в года Великой Отечественной войны на защиту Отечества выступили все нации нашей Родины.

Детей знакомят с предметами советской символики: Красным знаменем, Красной звездой, Гербом России. В доступной форме раскрывают смысл этих символов и воспитывают бережное и уважительное отношение к ним. Дети читают стихи о кремлевских звездах, поют песенку о красном флажке. Детей учат вставать при исполнении Государственного гимна (6, с. 247).

Постепенно в результате, систематической работы, проводимой воспитателем, в представлении детей формируется образ великого русского воина — защитника Отечества, его жизнь и деятельность становятся для них великим примером, образцом, которому они будут подражать в своей жизни.

Заключение

Составной частью нравственного воспитания к уважению защитникам Отечества является любовь и признательность к тем, кто стоит на страже завоеваний Родины, обеспечивает мирные условия жизни и труда нашего народа. Задача воспитателя дать детям доступные им сведения о Российской Армии и на этой основе воспитывать любовь к ней, чувство гордости за нее и стремление быть похожими на наших воинов — расти смелыми, здоровыми, ловкими, дружными и организованными.

Основная задача в работе по знакомству детей любого возраста с родной страной — вызвать чувство гордости за свою страну, пробудить интерес к ее истории. В этой работе можно выделить следующие направления:

дать элементарные сведения об истории страны и ее символике; о борьбе русского народа против захватчиков в разные периоды истории;

показать, что Россия — страна большая, богатая и сильная держава. Познакомить с картой страны, показать, как читать карту, что карта может рассказать о природе страны и ее богатствах;

рассказать детям, что Россия — страна многонациональная, воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей;

познакомить детей с различными традициями русского народа, с его культурой;

рассказать детям о людях, прославивших Родину и свой родной город;

показать насколько важно в жизни страны и каждого жителя роль защитника Отечества (1, с. 13).

Воплощение в жизнь нравственного воспитания осуществляется в индивидуальном порядке, на специальных занятиях или путем проведения праздников, таких как День Российской Армии, Праздник Победы.

Очень важно не только воспитывать в ребенке хорошие черты характера (доброту и отзывчивость, честность и принципиальность, силу воли), но и развивать главное качество гражданина нашей страны — патриотизм, т. е. глубокую и осознанную любовь к нашей Родине, уважение к ее защитникам, чувство гордости за ее успехи и достижения, желание сделать ее еще более могущественной и красивой (3, с. 221).

Вывод. Уважение к защитникам Отечества формируется у детей постепенно, под влиянием окружающей атмосферы в семье, детском учреждении и всей нашей действительности. Это сложное чувство возникает и развивается в процессе накопления знаний и представлений. В доступной форме детям рассказывают об интернациональной дружбе народов. Дети гордятся нашей Российской Армией. Читая книги, показывая им диафильмы на патриотическую тему, важно делать это эмоционально, приводя правдивые примеры.

На всю жизнь, например, запомнится детям встреча с настоящим пограничником и его дрессированной собакой, затаив дыхание, 6−7-летние дети будут слушать его рассказ в День Российской Армии. Школьников знакомят с различными видами и родами войск, боевыми наградами, именами и подвигами героев гражданской и Великой Отечественной войн. Должно быть традиционным возложение цветов к памятникам героев. Содержание военных игр следует направлять на отражение мирных будней Российской Армии. Это игры в «школу пограничников», в моряков, «аэродром», «военный парад» и т (https://referat.bookap.info, 8).

д.

Список литературных источников Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. М.: Элизе Трейдтнг, 2004. — 246 с.

Акопов Г. В. Социальная психология образования. М.: Флинта, 2004. — 296 с.

Бениаминова М. В. Воспитание детей. М.: Медицина, 2004. — 288 с.

Блага К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель. М.: Просвещение, 2001. — 214 с.

Болотина Л. Р, Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. М.: Академический проект, 2005. — 240 с.

Голованова Н. Ф. Общая педагогика. СПб.: Речь, 2005. — 317 с.

Дошкольная психология. Под редакцией Ядэшко В. И. М.: Просвещение, 2004. — 416 с.

Кукушкин В.С., Болдырева-Вараксина А. В. Педагогика начального образования. М.: Мар

Юные защитники нашей Родины в годы Великой Отечественной войны

Самым юным защитником Сталинграда был шестилетний Сережа Алешков — сын 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. Судьба этого мальчика драматична, как и многих детей войны. До войны семья Алешковых жила в Калужской области в деревне Грынь. Осенью 1941 г. область была захвачена гитлеровцами. Затерявшая в лесах деревня стала базой партизанского отряда, а ее жители — партизанами.

Однажды мать с десятилетним Петей — старшим братом Сережи — ушли на задание. Были схвачены гитлеровцами. Их пытали. Петю повесили. Когда мать пыталась спасти сына, ее застрелил гестаповец. Сережа остался сиротой. Летом 1942 г. на партизанскую базу напали каратели. Партизаны, отстреливаясь, уходили в чащу леса.
В одной из перебежек Сережа запутался в кустах, упал, сильно ушиб ногу. Отстав от своих, он бродил по лесу несколько дней. Спал под деревьями, питался ягодами. 8 сентября 1942 г. наши части заняли этот район. Бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка подобрали обессиленного и голодного мальчика, выходили его, сшили военную форму, зачислили в списки полка, с которым он прошел славный боевой путь, в том числе и Сталинград.

Сережа становится участником Сталинградской битвы. В это время ему было 6 лет. Конечно, непосредственного участия в боевых действиях Сережа принимать не мог, но из всех сил старался помочь нашим бойцам: приносил им пищу, подносил снаряды, патроны, в перерыве между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Его очень полюбили в полку и называли боец Алешкин. Однажды, он спас жизнь командиру полка полковнику М.Д. Воробьеву.
Во время обстрела полковник был завален в землянке. Сережа не растерялся и вовремя позвал наших бойцов. Подоспевшие солдаты извлекли командира из под обломков и он остался жив.18 ноября 1942 г. Сережа вместе с солдатами одной роты попал под минометный обстрел. Осколком мины был ранен в ногу, попал в госпиталь. После лечения вернулся в полк. Солдаты устроили по этому поводу чествование.
Перед строем был зачитан приказ о награждении Сережи медалью «За боевые заслуги» № 013 (Приказ от 24.04.1943 г.). Через два года его отправили учиться в Тульское Суворовское военное училище. На каникулы, как к родному отцу, приезжал к Михаил Даниловичу Воробьеву — бывшему командиру полка.

Во время награждения «За боевые заслуги».

Послевоенная фотография Сергея Алешкова.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС — ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими — отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:
Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев; Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв; Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
Сотни пионеров были награждены
медалью «Партизану Великой Отечественной войны»,
медалью «За оборону Ленинграда» — свыше 15 000 ,
«За оборону Москвы» — свыше 20 000 медалью
Четверо пионеров-героев были удостоены звания
Героя Советского Союза:
Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
Марат Казей.
Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес.
Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске… Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному Герою.

Надя Богданова.
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения.
А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву — расстреливать, сил у неё уже не оставалось — упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её.
Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко — её командир — говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь…Только тогда и объявилась она, только тогда и узналилюди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, — это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. …Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания.
В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до
конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее…Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием — званием Героя Советского Союза.

Леня Голиков
Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня — за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его.
В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады…
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Валя Котик
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Витя Хоменко
Свой героический путь борьбы с фашистами пионер Витя Хоменко прошел в подпольной организации «Николаевский центр».
…В школе по немецкому у Вити было «отлично», и подпольщики поручили пионеру устроится в офицерскую столовую. Он мыл посуду, случалось, обслуживал офицеров в зале и прислушивался к их разговорам. В пьяных спорах фашисты выбалтывали сведения, которые очень интересовали «Николаевский центр».
Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке…
Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе партизанского движения, они доложили обстановку и рассказали о том, что наблюдали в пути.
Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам радиопередатчик, взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика — Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои.
Орденом Отечественной войны 1 степени — посмертно — наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился.

Володя Казначеев
1941 год… Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд.
Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на Брянщине, в отряде говорили: «Ну и пополнение!..» Правда, узнав, что они из Соловьяновки, дети Елены Кондратьевны Казначеевой, той, что пекла хлеб для партизан, шутить перестали (Елена Кондратьевна была убита фашистами).
В отряде была «партизанская школа».
Там обучались будущие минеры, подрывники. Володя на «отлично» усвоил эту науку и вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось ему, и прикрывать отход группы, гранатами останавливая преследователей…
Он был связным; ходил нередко в Клетню, доставляя ценнейшие сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. От операции к операции становился опытнее, искуснее.
За голову партизана Кзаначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник — совсем еще мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной край не был освобожден от фашистской нечисти, и по праву разделил со взрослыми славу героя — освободителя родной земли. Володя Казначеев награжден орденом Ленина, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.

Марат Казей с сестрой.

Сохранившееся письмо сестре.

Можно и вовсе утверждать, что сами пионеры-герои — это миф, порожденный тотальной пропагандой. Но вот о чем все же не следует забывать: эти 13-17-летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы.
Эти ребята, для которых слова «патриотизм», «честь» и «Родина» являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения».
Лёня Голиков и Валя Котик
Зина Портнова и Валя Зенкина
Марат Казей и Володя Дубинин
Лара Михеенко и Надя Богданова
Костя Кравчук и Витя Хоменко
Юта Бондаровская и Галя Комлева
Вася Коробко и Саша Бородулин
Нина Куковерова и Лида Вашкевич
Володя Казначеев и Аркадий Каманин
Витя Коробков и Толя Шумов

Боря Цариков и Муся Пинкензон
Саша Ковалев и Шура Кобер
Альберт Купша и Маркс Кротов

Саша Кондратьев и Вася Шишковский

Валера Волков и Витя Черевичкин
и многие, многие другие…

Классный час «Защитник Отечества, какой он?»

Классный час в 4 классе на тему: «Защитник Отечества, какой он?»

Учитель Белозёрова Н.Н. МБОУ «ООШ № 7» г. Чусовой

Цели: Образовательные:

  • познакомить учащихся с именами художников Васнецова В. М., Корина П. Д., передавших в своих картинах образы Защитников Отечества

  • расширить знания о таких именах как Георгий Победоносец, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Александр Невский;

  • формировать у учащихся общую историческую культуру;

  • дать детям знания о жизни Защитников Отечества во время войн

Воспитательные:

  • пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником, воспитывать волю, мужество, справедливость, доброту, честность, выносливость, воспитывать у учащихся нравственно-эстетические чувства;

  • воспитывать дисциплинированность у детей во время проведения классного часа;

  • воспитывать толерантность.

Развивающие:

  • развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения русских героев на благо своей Родины;

  • развивать воображение, кругозор и эрудицию младших школьников,

  • накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества;

  • развивать ассоциативное мышление учащихся;

  • развивать у детей умение слушать предложенный материал, умение осмыслить его и выделить главную мысль.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент. Фильм «Служить России»

— Ребята, какой праздник мы будем скоро праздновать? (23 февраля) Как правильно называется этот праздник? (День Защитника Отечества) Как вы думаете, на какую тему мы поговорим сегодня на классном часу? (О защитниках Отечества.)

-Да, сегодня мы попробуем ответить на вопрос: » Какой он, защитник Отечества?»

II. Беседа по теме кл. часа.

— “О светло светлая и украсно украшена земля Русская! Ты многими красотами удивлена еси: озерами, реками и кладязьями, горами крутыми, дубравами чистыми, городами великими. Всего исполнена земля Русская…” Это строки древнего русского летописца. Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Нашу Родину в разное время защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели. Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала их на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести.
Уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения скульпторы и художники, поэты и композиторы.

Вспомним сегодня и мы их, а так же выясним, каков он – идеал Защитника Отечества.
Мы сейчас проведём маленький экскурс по исторической ленте времени и вспомним события, которые связаны с этими защитниками нашей Родины.

1. Вспомните имена былинных богатырей?

Слайд 2 (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).
— Вслушайтесь в слово “богатырь”. Как вы думаете, от какого слово оно произошло? (“Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар”.)

-Каков же дар дан каждому из них? (Одному – сила, другому – ум, третьему – доброта.)

Объединение качеств трех богатырей говорит о том, что для защиты родины, победы важна не только сила натиска, но и находчивость и умение решать вопросы мирным путем.

2. — Посмотрите на репродукцию старинной русской иконы xv века, созданной новгородским художником. Кто здесь изображен? (Всадник на коне, сражающий со змеем.) Слайд № 3 (Георгий Победоносец)

— Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Вы знаете, что это за воин? (Это Георгий Победоносец. Он изображен на старинном гербе Москвы, а еще на монетах.)

— В основе этой иконы лежит красивое предание: “В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам – идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребенку. Однажды пришел черед и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил настоящее чудо. Он храбро сразился со змеем и, пронзив его копьем, сказал людям: “Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!” С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построили храм Господний”. Как Вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи? (Наверное, красный цвет – цвет справедливости.)

Как вы думаете, какие черты характера воина – защитника воплотил художник? Художник хотел показать мужество, силу и уверенность в победе этого героя.

3 — А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина. Вам, конечно, уже знакома эта картина. Ребята, кто этот воин? (Александр Невский.)

Слайд № 4 «Александр Невский»

— Правильно. Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский.

— Каким вам кажется Александр Невский на картине Павла Корина? ( Мужественным, спокойным, сильным. Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная. На нем тяжелые доспехи. Он опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.)

Слайд № 5 Ледовое побоище

Александр Невский, который в тяжёлое для Руси время смог объединить вокруг себя народ и не пустить немецких рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке.

4. Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон, а его правнук Великий государь Иван III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. Так начались новые времена в истории нашей страны – времена московского государства. Это было в 14 веке.

Слайд № 6 Великий полководец Дмитрий Донской Слайд № 7 Куликовская битва.

5. Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин в 1612 году создали народное ополчение, т.е. войско из простых людей-горожан и крестьян и изгнали польских захватчиков. С этим сражением связан праздник 4 ноября – День народного единства.

Слайд № 8 Дмитрий Пожарский Козьма Минин. Слайд № 9 Памятник Дмитрию Пожарскому и Козьме Минину.

6. Александр Васильевич Суворов – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: “Побеждают не умом, а уменьем”. Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор. Это было в период 18 века. Слайд № 10 Александр Васильевич Суворов

7. Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века.

Слайд № 11 Михаил Илларионович Кутузов Слайд № 12 Бородинское сражение

8. Георгий Константинович Жуков .

В XX веке ко всем этим именам добавились ещё имена великих полководцев Великой Отечественной войны – Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, и многие другие. За четырехлетний период борьбы против германской агрессии произошло не одно сражение, в которых они проявили свою сообразительность и смекалку, чтобы победить врага. Во время Великой Отечественной войны проявил чудеса мужества и героизма вест советский народ.

Слайд № 13 Георгий Константинович Жуков Слайд № 14-23 Великая Отечественная война.

Итог – Можно бесконечно перечислять имена наших защитников: полководцев, офицеров, рядовых, которые участвовали в различных войнах – Афганской, Чеченской. Их имена мы никогда не забудем!

– Много наших побед на счету наших воинов. Наша страна всегда славилась и славится героями.

Дети рассказывают о современных воинах-героях. (приложение)

Слайд № 36-37

Учащиеся читают стихи. Слайд № 38

1. Мы будем помнить ваши имена
И память завещать Грядущим поколеньям.
Герои не уходят навсегда,
Им не грозит холодное забвенье.

2. Сыны России подрастают вновь
И Родине служить они готовы,
Чтоб солнце не ушло навеки в ночь,
А утром озаряло землю снова.

3. Пусть небо будет голубым
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат,
И пулемёты не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

4. Российский воин бережёт
Родной страны покой и славу.
Он на посту – и наш народ
Гордится Армией по праву.

9. Современные Вооруженные Силы российской армии, официально созданные 7 мая 1992 года, являются одним из крупнейших оборонных образований в мире, так как численность личного состава приближается к миллиону человек.

Слайд № 24

– Скажите, ребята. Какие виды войск существуют в Российских Вооружённых силах сегодня? 1. Сухопутные. 2.Военно-воздушные. 3.Военно-морской флот Слайд № 25

Сухопутные войска ,их ещё называют пехотой. Там служит больше всего людей. Именно пехотинцы первыми встречают врага на своих рубежах и первыми ступают на территорию противника при контратаке. Также к сухопутным войскам относятся танкисты и артиллеристы. Слайд № 26-27

Военно-воздушные войска. Военные летчики ведут разведку, прикрывают города от авианалетов врагов, доставляют грузы туда, куда не могут проехать машины. Российские ВВС одни из самых мощных в мире, потому что наши конструкторы постоянно изобретают новые модели военных самолетов. Таких нет больше ни у одной армии. К военно-воздушным силам относятся и радиолокационные войска. Слайд № 28-29

Военно-морской флот Основу флота составляют надводные силы: авианосцы, десантные, ракетные корабли и другие суда. Грозную силу представляет и подводный флот. Они могут уничтожать корабли и морские базы врага и даже наносить ядерные удары. Слайд № 30-31

Знакомство с родами войск

Слайд № 32-35

А кто нужнее в Армии?
– На этот вопрос ответить невозможно.
– Какой палец нужнее?
– Все нужны.
– Одним пальцем не ударишь –
– Нужно все пальцы сжать в кулак,
– И враг получит крепкий удар, когда вместе ударят по нему ракетчики, танкисты, лётчики, моряки и воздушные десантники.

III. Подведение итогов, рефлексия.

-Сегодня мы говорили о разных героях. Кто это? Что же их объединяет? (Это Защитники Отечества.)

— Так каким же должен быть настоящий Защитник Отечества? Перед вами листы, Давайте запишем, каким должен быть настоящий Защитник Отечества. (Работа в группах)

(Сильным, справедливым, преданным Родине, мужественным, выносливым, добрым, честным.)

-Ребята, скажите, а человек рождается с этими качествами? (Нет. Он воспитывает их в себе)

-С самого рождения родители объясняют вам, что такое хорошо и что такое плохо, учат вас быть добрыми, честными, мужественными, мечтают гордиться вами. И в школе мы, учителя, стараемся привить вам всё самое лучшее, чтобы в будущем вы смогли себя проявить, чтобы стали для нас, старшего поколения, защитниками. И мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими Защитниками Отечества, о каких вы сегодня узнали. Но, как вы поняли, к этому нужно стремиться.

Какие из этих качеств вы уже смогли в себе воспитать. Вы видите, чтобы стать настоящими защитниками, нам нужно ещё много работать над собой. Наша цель- стать настоящими защитниками.

-На этом классный час окончен.

Приложение.

Сергей Солнечников .

Командир батальона связи. Однажды во время учения рядовой, разволновавшись, бросил гранату неудачно – она, ударившись о бруствер, отлетела назад, где стояли его сослуживцы.

Растерянные мальчишки с ужасом смотрели на лежащую на земле смерть. Комбат Сергей Солнечников среагировал мгновенно – отбросив солдата, он закрыл гранату своим телом, Спасая не только его, но и множество людей вокруг. Награжден званием героя России.

Денис Трегубов.

Чусовлянин. Службу проходил в Чечне в 6-й парашютно-десантной роте Псковской воздушно-десантной дивизии в должности старшего стрелка. 1 марта 2000 года, в жесточайшем многочасовом бою в районе высоты трагически погибли 84 солдата и офицера 6-й роты воздушно-десантной дивизии. Бой начался в 12.00 29 февраля и через 18 часов закончился утром 1 марта. 90 бойцов стояли насмерть против 3200 чеченских боевиков Денис погиб. Указом Президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в боях с террористами на территории Северного Кавказа Трегубов Денис Александрович награжден орденом Мужества посмертно.

Ирина Янина

«У войны не женское лицо» – мудрая фраза. Но так уж получилось, что на всех войнах, что вела Россия, рядом с мужчинами оказывались женщины, наравне с ними перенося все тяготы и лишения.

Ирина Янина — медсестра медицинской роты. 31 августа 1999 года бригада внутренних войск, в которой служила Ирина Янина, штурмовала селение Карамахи, превращённое террористами в неприступную крепость. В тот день сержант Янина под огнём противника оказала помощь 15 раненым бойцам. Затем на БТР трижды выезжала на линию огня, вывезя с поля боя ещё 28 тяжелораненных. Четвёртый рейс стал роковым. БТР попал под ураганный огонь противника. Ирина стала прикрывать погрузку раненых ответным огнём из автомата. Но боевики из гранатомётов подожгли БТР.

Сержант Янина, пока хватало сил, вытаскивала раненых из горящей машины. Сама выбраться наружу она не успела – в БТРе начал взрываться боекомплект.

14 октября 1999 года сержанту медицинской службы Ирине Яниной присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно), она навечно зачислена в списки личного состава своей воинской части. Ирина Янина стала первой женщиной, удостоенной звания Героя России за боевые действия в Кавказских войнах.

Роман Филиппов.

В Сирии 3 февраля 2018 года героически погиб летчик Роман Филиппов.

Самолет под управлением Филиппова Су-25 совершал плановый полет и осмотр территории с целью контроля режима прекращения огня, когда был сбит вражеской ракетой.

Лётчик попытался удержать самолёт в воздухе и доложил, что атакован ракетой, после чего катапультировался. Приземлившись под шквальным огнём с земли в районе контролируемого террористами населенного пункта Телль-Дебес, Роман Филиппов в окружении принял неравный бой с боевиками. Тяжелораненый, когда расстояние до боевиков составляло несколько десятков метров, офицер подорвал себя гранатой. За мужество и героизм министром обороны России майор Роман Филиппов представлен к званию Героя Российской Федерации.

Обращение координатора ВРО ПП ЛДПР С. В. ЖУРАВЛЕВА

Дорогие друзья! Завтра мы празднуем День защитника Отечества. И хотя первоначально это был профессиональный день военных, со временем праздник стал всенародным. И теперь в этот день мы поздравляем всех мужчин. Каждый представитель сильной половины человечества — будь то школьник, студент, военный, гражданский, водитель, врач, спортсмен, ученый, брат, племянник, отец, дед, сосед по площадке, просто прохожий — каждый из нас является защитником своей страны, своей семьи, своих друзей, защитником своей, пусть маленькой, но Родины. По сути, защитник Отечества — это не профессия, а долг каждого настоящего мужчины. А Отечество — это не только Россия, а в первую очередь семья — родители, жена, дети. Защитник — это человек, для которого понятия долга, чести, совести не утратили своего значении, который принимает решения, берет на себя ответственность, заботится и помогает окружающим не потому, что так надо, а потому, что по-другому он не может. Дорогие мужчины, желаю вам и впредь оставаться надежной опорой, защитой для ваших близких и вашего Отечества. А женщинам желаю, чтобы рядом с ними всегда был такой надежный и сильный защитник.

С уважением, Сергей ЖУРАВЛЕВ.

Для кого-то это памятная и торжественная дата, для других — просто повод собраться вместе со своими друзьями. Так или иначе, но 23 Февраля давно стал для нас всенародным праздником. Его с широтой и размахом празднуют везде — от детских садов до министерств. Отмечают военные и люди, никогда не служившие в вооруженных силах. Так кто же на самом деле является защитником Отечества? Ответить на этот вопрос накануне 23 Февраля активисты ЛДПР попросили простых горожан, людей разного возраста, профессии, образования, жизненного опыта.

Михалева Софья Андреевна (учитель, 46 лет) Защитник Отечества — это человек, умеющий любить, верный слову и делу, способный сделать выбор и следовать ему, отвечающий за все, что происходит с миром. В начале Великой Отечественно войны под Смоленском погиб мой дед, сельский учитель Дмитрий Быканов. Думал ли он тогда о своем высоком предназначении быть защитником Отечества? Вряд ли… Он просто делал свое дело, он защищал землю, на которой родился он, родились его дети… Настоящего защитника Отечества можно увидеть подчас и в совсем еще мальчишке, и в старике, и совсем не обязательно это сильный и здоровый мужчина.

Евсеева Даша (5 лет) День защитника Отечества празднуют потому, что раньше в войнах очень много людей умирало. И те, кто остались живы, решили устроить праздник, чтобы остальные не забывали про тех, кто умер. Защитник Отечества — это мой папа, а еще дедушка. Папа служил в армии, и он меня всегда-всегда защищает. Буду их поздравлять и хочу, чтобы они были здоровы и счастливы. Я уже сама нарисовала для них открытки.

Ананьева Даша (ученица 10 класса, 15 лет) Защитник Отечества — это человек сильный мужественный, патриот. Настоящий защитник Отечества — тот, кто гордиться своей Родиной, любит родной город. Мне кажется, Защитник живет в каждом мужчине, как мать живет в каждой женщине. Только почему-то сегодня не все ребята помнят об этом и хотят быть защитниками. Лишь немногие могут ощутить в себе защитника Родины, а те, кто сумел это сделать, сразу ярко выделяются из толпы. Это почему-то, как правило, люди старшего возраста.

Михайлова Евгения (студентка ВГУ, 21 год ) Что для меня значит защитник Отечества? Отечество… Родина… С чего начинается Родина? Этот вопрос известен нам со времен начальной школы. Для ребенка Родина, безусловно, начинается с матери. Со временем представление о Родине расширяется, но уважение и любовь к Отечеству закладываются с уважения и любви к Матери, к женщине в целом. И защищая свое Отечество на войне, мужчина прежде всего защищает свою семью, свою женщину, своих детей. А женщина защищает своего мужчину и заботится о нем, волнуется. Поэтому, на мой взгляд, защитник Отечества — это, в первую очередь, мужчина, который с уважением относится к любой женщине как основе материнства, продолжательнице жизни.

Ильинов Валерий Викторович (пенсионер МВД, 62 года) Защитник Отечества — это достаточно емкое понятие. Ведь каждый из нас по-своему определяет, что такое Отечество. Отечество не только должно быть защищено, но и должно защищать своих граждан. Поэтому защитник Отечества — это человек подготовленный. Подготовленный физически и морально, обладающий достаточными знаниями и навыками. Сегодня меня тревожит тот факт, что при призыве в армию многие молодые люди не подготовлены физически. Настоящего защитника Отечества нужно готовить с младших классов. Для меня понятия защитника и патриота не являются тождественными. Ведь если ты не подготовлен, не можешь защищать свою страну в случае опасности, то какой же ты защитник?

Минеев Анатолий Петрович (врач, 53 года) Защитник Отечества — это сложное понятие. Если говорить о нем в канун праздника 23 Февраля, то это воин. Ведь это изначально день Красной армии. Это человек, преданный своей Родине, своему народу, выполняющий свой долг. Человек высокообразованный, живущий в соответствии с особой идеологией. Но мне бы не хотелось ограничивать это понятие только рамками армии. Ежедневно нас от различных неприятностей и бед защищают спасатели, милиция, врачи, а священники защищают души людей. День защитника Отечества — это всенародный праздник, и мне кажется, неправильно называть его мужским. Ведь женщина-мать — это стержень, на котором держится любое Отечество. Она хранитель семьи, очага, то есть и Отечества. День защитника Отечества трудно разделить по профессиональному или половому признаку. Ведь каждый из нас в какой-то степени защитник.