Скорость современных подводных лодок

Скоро ж праздник! Давайте я вам историю одну расскажу.
Осенью 1971 года в Пентагоне в обстановке повышенной нервозности обсуждался неожиданный и неприятный морской инцидент.
С борта ударного авианосца 6-го флота США «Саратога» пришло сообщение, верить которому специалисты поначалу просто отказывались.

Авианосец возвращался из Средиземного моря на базу в Майями, когда американские моряки обнаружили у себя «на хвосте» подлодку. Неоднократные попытки оторваться от загадочной субмарины к успеху не приводили.
Подлодка легко обгоняла шедший полным ходом (30 узлов) авианосец, являющийся гордостью ВМС США.
Ситуация казалась попросту невероятной и даже мистической, так как ни одна из подлодок всех известных на то время флотов не имела таких технических возможностей.
Военное командование США было всерьез озадачено этой необычной ситуацией. Их безраздельное господство в мировом океане оказалось под сомнением. Американцы даже не знали, что советская подлодка обошла авианосец лишь на одной из своих турбин.

Что же за таинственная субмарина неслась со скоростью торпеды наперегонки с военным кораблем?
Это была атомная подлодка К-162 проекта 661 «Анчар» (по кодификации НАТО — «Papa»).
1

В 1962 году на заводе «Севмаш», при строительстве лодочки, впервые в мировом подводном кораблестроении были применены корпусные конструкций из титана.
Именно ей принадлежит мировой рекорд подводной скорости 44,7 узла (80,4 км/час) — занесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Ни до, ни после такой огромной скорости подводные крейсера не показывали.
Во время этого похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца этого дальнего похода лодка всплывала на поверхность всего один раз.

Для этой лодки были созданы специальные противокорабельные ракеты «Аметист» с подводным стартом, размещенные побортно в межкорпусном пространстве носовой части. Ракета имела максимальную дальность стрельбы 80 км и маршевую скорость полета 1160 км/ч. Боевая часть ракеты — фугасно-кумулятивная или ядерная. Также атомоход имел четыре носовых 533-мм торпедных аппарата с боезапасом в 12 торпед.
Как вспоминал тогдашний командир АПЛ Юрий Голубков, он ощутил реальную возможность занять любую нужную позицию относительно американского авианосца и уничтожить его первым залпом.

Ее появление в середине 70-х годов ознаменовало качественное новое управление в строительстве советских подводных лодок, но в силу ряда причин эта субмарина оказалась в составе ВМФ СССР единственной.
За дороговизну постройки, а она достигала по курсу тех лет более 200 миллионов рублей, лодку прозвали «Золотая рыбка».
При этом на скоростях выше 35 узлов из-за турбулентного характера обтекания лодки возникали шумы, доходящие в центральном посту лодки до 100 децибел. Подобный шум не только приводил к дискомфорту экипажа, но и лишал лодку скрытности.
К тому же уже было развернуто серийное строительство более дешевых и малошумных подводных лодок 670 проекта.

Лодка служила на Северном флоте, базировалась в Западной Лице, потом в Видяево. В 1984 году выведена из эксплуатации, в 1989 году исключена из состава флота.
Осенью 2010 года утилизирована в Северодвинске…

Вместе с тем, на ней отработали очень многие ноу-хау, которые потом в значительно улучшенном виде удалось реализовать на других проектах атомных субмарин — многоцелевых и стратегических.
Созданная, советскими учеными и специалистами подлодка К-162 со своими феноменальными скоростными возможностями и новейшим вооружением поразила американцев.
По самолюбию США в те годы она нанесла весьма ощутимый удар.

Технические характеристики подводного атомного ракетоносца проекта 661 «Анчар»:
Водоизмещение — 8000 тонн;
Длина — 106 м;
Высота — 14,5 м;
Глубина погружения — 550 м;
Экипаж — 85 человек;
Вооружение:
Ракетный комплекс «Аметист» — 10 ракет (пуск производится с глубины 30 м);
Торпедные аппараты 533 мм — 4 (боекомплект 12 торпед).
Видео:


50 лет назад советская военная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд по скорости движения под водой – более 80 километров в час. Ни одна торпеда в те времена не могла угнаться за этим подводным ракетоносцем. Вслед за ним Советский Союз выпустил в Мировой Океан еще более десятка скоростных подводных «убийц авианосцев». Но сейчас ни одного из них уже нет. Кто и как торпедировал отечественный скоростной подводный флот?
Ровно полвека назад в списки кораблей Военно-морского флота СССР была зачислена подводная лодка К-162 (известная позднее также как К-222). Самой лодки как таковой на тот момент еще не было – она только строилась на стапелях «Севмаша». Однако, ни у военных, ни у отечественных корабелов не было ни малейшего сомнения в том, что К-162 через несколько лет будет достроена, сдана в эксплуатацию, и вступит в строй.
Эта уверенность, видимо, основывалась на том, что первая атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар» должна была ознаменовать собой появление у Советского Союза совершенно нового класса подводных лодок, предназначенных для торпедно-ракетных ударов по авианосным соединениям противника.
Напомню, что к середине прошлого века в США окончательно сложилась новая военная стратегия, которая предусматривала создание тотального господства этой страны на просторах Мирового Океана. Основным инструментом для этого было выбрано наращивание мощности морских наступательных сил в виде авианосных ударных групп (АУГ). У СССР, который к тому времени еще не оправился от войны, денег на строительство авианосцев не было. И не было, по сути, и эффективных средств борьбы с ними в открытом океане. Дальность стрельбы торпедами советских субмарин того времени не превышала 3-4 км. А для того, чтобы произвести ракетный залп по американским АУГ, советским подлодкам пришлось бы сначала всплывать на поверхность, что лишало атаку на АУГ всякой внезапности. Поэтому политическое и военное руководство СССР поставили перед советскими конструкторами и инженерами задачу создать крылатую ракету, которая бы с подводного старта могла поражать крупные надводные корабли на расстояние несколько десятков километров, и соответствующий подводный носитель этого оружия.
Такой ракетный комплекс П-70 «Аметист» в ОКБ-52 под руководством Владимира Челомея был создан в конце 60-х годов прошлого века. Низколетящая противокорабельная ракета (ПКР) с подводным стартом, конечно, проигрывала ПКР, запускаемой с поверхности, по дальности (до 80 км) и по массе боевой части. Однако, на тот момент это был революционный шаг. Во – первых, ни у кого в мире такой ракеты еще не было, а во-вторых, советским корабелам удалось создать уникальный корабль для несения и запуска этих ракет.
Носитель П-70 — подводная лодка К-162, разработанная ЦКБ-16 (ныне – «Малахит») под руководством академика Николая Исанина, на тот момент представляла из себя, фактически, квинтэссеницию советской военной инженерной кораблестроительной мысли. В советской кораблестроительной школе как-то так повелось, что степень технической новизны при создании головного, а затем и серийного проекта не должна превышать 20-25% по сравнению с предыдущим поколением лодок. В случае же с опытно-экспериментальной лодкой пр.661 конструкторам было прямо запрещено использовать уже существующие решения. В итоге эту лодку проектировали и строили более 10 лет – с конца 50-х годов прошлого века по 31 декабря 1969 года, когда был подписан приемный акт и корабль вступил в строй. Но что это была за лодка!!!
В первом «Анчаре» были воплощены в жизнь почти 400 совершенно новых технических решений. Специально для него, например, была разработана двухвальная атомная пароэнергетическая установка мощностью по 40 тысяч л. с., на каждом валу (эта мощность вдвое превосходила на тот момент мощностью любых подлодок в мире). Эта установка включала в себя две автономные группы оборудования левого и правого бортов и состояла из двух реакторов, двух главных турбозубчатых агрегатов, двух автономных турбогенераторов и вспомогательного оборудования. Запасы ядерного горючего в реакторах могли обеспечить более четырех кругосветных плаваний полным подводным ходом без перезарядки активной зоны реактора. Управление пароэнергетической установкой осуществлялось оператором дистанционно из поста управления, путем задания необходимого режима с автоматическим выводом на мощность по заданному режиму хода с помощью автоматизированной системы управления защиты и контроля. Степень автоматизации и телеметрии на К-162 вообще на порядок превосходила ту, что применялась в тот момент на советских и зарубежных атомных подводных лодках. Степень комфорта для экипажа – тоже. К-162 даже внешне кардинально отличалась от советских атомных подводных лодок 1-го поколения — носителей крылатых ракет (пр.659, 675). Если первые были узкие и длинные, с заостренными носами, то корпус «Анчара» напоминал кита с большим закругленным носом.
Однако, главным отличием К-162 от всех существующих на тот момент подводных лодок мира являлся материал, из которого был изготовлен его прочный корпус – титан. В отличие от маломагнитных сталей, из которых строились и строятся сейчас корпуса всех подводных лодок мира, титановый сплав обладает более высокой прочностью, немагнитностью и стойкостью к коррозии. Правда, на тот момент не только в СССР, но и в мире не существовало технологий изготовления деталей из титана больших размеров и сварки их воедино с необходимыми прочностными характеристиками. Поэтому для строительства первой титановой подводной лодки длиной около 120 метров была радикально преобразована вся советская титановая индустрия. В результате Запорожский и Березниковский титаномагниевые комбинаты смогли производить крупные слитки массой четыре – шесть тонн для подлодок, а на «Севмаше» было создано самое совершенное сварочное производство титановых сплавов с аргоногелиевой защитой.
Итогом все этих усилий стала атомная подводная лодка с 10 установками для подводного запуска крылатых ракет, которая на государственных испытаниях в конце 1969 года при мощности реактора 80% на глубине 100 метров развила скорость 42 узла (77 км в час). Годом позже новая советская подводная лодка официально установила мировой рекорд скорости движения под водой, разогнавшись на той же глубине до скорости 44,7 узла (почти 83 км в час). Что это значило для вероятного противника, российские военные моряки продемонстрировали в 1971 году, когда К-162 в Атлантическом океана «села на хвост» ударному авианосцу 6-го флота США «Саратога», возвращавшегося из Средиземного моря в Майами, и несколько часов преследовала его, периодически обгоняя под водой идущий «на всех парах» авианосец (его скорость в тот момент составляла 30 узлов).

Таким образом, благодаря ПЛ проекта «Анчар», Советский Союз получал мощное средство борьбы против подводных лодок и авианесущих соединений вероятного противника. Эти лодки могли стремительно приближаться к вражеским кораблям, эффективно атаковать их из-под воды, и столь же стремительно уходить из-под удара. «Анчар» на тот момент физически не могли догнать не только корабли противника, но и выпущенные им в сторону новых советских подводных лодок торпеды (скорость торпед в 70-е годы прошлого века не превышала 25 узлов в режиме поиска цели и 40 узлов в режиме сближения с нею).
Однако, в серию подводные лодки пр.661 «Анчар» так и не пошли. Прослужив почти 20 лет, в 1988 году К-162 была выведена из состава ВМФ и осенью 2010 года утилизирована.
Наиболее очевидной причиной того, что «Анчар» так и не пошел в серию, является стоимость лодки. Титановый корпус подводной лодки, по словам генерального директора «Малахита» Владимира Дорофеева, стоит в 5-6 дороже, нежели корпус из маломагнитной стали. И даже с учетом огромных мобилизационных возможностей советского времени, экономика СССР, очевидно, не могла потянуть серийное строительство ПЛ пр.661 «Анчар». По некоторым данным, стоимость первой лодки могла составить до 1% годового ВВП Советского Союза периода 60-х годов прошлого века. Второе обстоятельство, повлиявшее на судьбу проекта «Анчар» — акустическая заметность лодки. С одной стороны, титановый корпус делал эту лодку практически незаметной для гидролокаторов противника. Но только до скорости хода 35 узлов. Когда же лодка разгонялась свыше этой скорости, появлялся сильный внешний гидродинамический шум, созданный турбулентным потоком при обтекании корпуса ПЛА. Причем в районе центрального поста лодки этот шум достигал уровня 100 децибелл. Это равносильно шуму вагона метро, проходящего от вас в нескольких метрах, или недалеким раскатам грома. Причем, никто в мире об этом не знал – этот факт обнаружился как раз при эксплуатации К-162. И что с этим делать, до сих пор толком тоже никто не знает. Поэтому скорость всех крупных и российских, и американских подводных лодок третьего-четвертого поколения, построенных в последние полтора десятка лет, по открытым данным, не превышает 35 узлов.
В итоге, проект «Анчар» трансформировался по двум направлениям. Еще во времена строительства в Северодвинске К-162, в Нижнем Новгороде, на судостроительном заводе «Красное Сормово» по проекту ЦКБ «Лазурит» для несения новых крылатых ракет «Аметист» начали строить атомные лодки проекта 670 «Скат». За счет стального корпуса они были относительно дёшевы, обладали меньшим, чем «Анчар» водоизмещением (3580 тонн надводного водоизмещения против 5197 тонн), ходили под водой на скорости 25 узлов, но со своей задачей – караулить вражеские авианосцы, вполне справлялись. В 60-70-х годах прошлого века было построено, в общей сложности, 17 таких лодок, на каждой из которых стояло по 8 пусковых установок П-70 . Все «Скаты» были уничтожены с 1991 по 1994 годы.
Эстафету в скорости «Анчар» передал атомным подводным лодкам «Лира». У них тоже были титановые корпуса, и эти небольшие (надводным водоизмещением 2300 тонн) лодки могли развивать скорость до 41 узла. Ракет на них не было — только торпеды, поскольку лодки этой серии предназначались для поиска и уничтожения вражеских субмарин. При этом лодки получились чрезвычайно верткими – на разгон до полного хода им требовалось не более 1 минуты, а за 42 секунды лодка могла развернуться на 180 градусов. По открытым данным, с 1971 по 1981 год в Ленинграде и на «Севмаше» было построено 7 таких лодок. Все они были выведены из состава флота также в начале 90-х годов прошлого века. Вот так, по сути, закончилась история советских скоростных подводных лодок с титановыми корпусами. Далее конструкторы пошли по пути применения других технических решений для увеличения скорости подводных лодок до 35 узлов. При этом несколько подводных лодок с корпусами из титана, построенных в советское время, по-прежнему находятся в составе ВМФ России – две лодки проекта 945 «Барракуда» (одна из них сейчас модернизируется), две лодки проекта 945А «Кондор», и, предположительно, одна лодка пр.941 «Акула» (ее прочный корпус также сделан из титановых сплавов). Но это уже другая история.

Cамые самые подводные лодки

Всего лишь около века назад подводные лодки доказали всем свою боевую эффективность, возглавив морскую нишу военных вооружений. Учитывая техническую сложность создания и сопутствующую ей стоимость работы по конструированию и сборке, атомные подводные лодки числились на вооружении двух сверхдержав: СССР и США. Но сегодня атомные подводные лодки стали доступны большинству развитых стран.

Время не стоит на месте. Какие же подводные лодки являются самыми большими, самыми скоростными и самыми мощными в мире?

Рассмотрим рейтинг подводных лодок в следующих аспектах:

  • современность;
  • скорость;
  • первопроходство;
  • мощь,
  • лидерство;
  • глубоководность;
  • мировая известность;
  • габариты.

Самая большая подводная лодка в мире – Акула РПКСН 941

Тяжеловесные ракетные подводные лодки стратегического назначения проекта 941 под названием «Акула» считаются самым большим, первым и в то же время самым безопасным и комфортабельным для размещения крейсером. Созданием этой супер лодки занимался главный конструктор С. Н. Ковалёв вместе со своими коллегами на советском предприятии ЦКБМТ «Рубин».

Фото подводной лодки Акула

Конструкция корпуса РПКСН «АКУЛА» представляет собой легкую металлическую оболочку, надежно прячущую пять жилых высокопрочных корпусов. Экипаж, численность 160 человек, мог погружаться на глубину 500 метров, и находиться там до 6 месяцев.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ! Габариты самой большой лодки в мире составляют 172, 8 * 23,3 метра. Это как 50-этажный жилой дом.

Для полугодового срока пребывания под водой для экипажа из 52 офицеров и 108 мичманов и матросов внутри Акулы были созданы комфортабельные условия, которые включали:

  • салон для отдыха;
  • спортзал;
  • бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м с подогревом;
  • сауна;
  • солярий;
  • сад с живым уголком;
  • телевизоры;
  • кондиционеры;
  • душевые и умывальники.

Но удобство и комфорт не были главной задачей для погружения самой большой глубоководной подводной лодки в мире. РПКСН «АКУЛА» была оснащена ракетным комплексом «Д-19» с двадцатью трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти мощные боевые ракеты достигали цели, удаленной до 8300 километров. Боевая часть ракет разделялась на десять боеголовок, оснащенных индивидуальным наведением и ста килотоннам тротилового эквивалента в каждой из них.

Торпедный отсек в конструкции самой большой подводной лодки Акула был полностью безопасен. Он располагался в виде отдельного модуля и при непредвиденной ситуации, как взрыв, не повреждал носовые отсеки, разрушение которых приводит к гибели экипажа.

Участь самой большой подводной лодки в мире плачевна. После распада СССР лодку РПКСН «АКУЛА» по инициативе стран США и Канады с согласия правительства современной России порезали на металлолом, не удосужившись даже создать из нее музей, как экспонат для экскурсий потомкам.

Самая быстрая подводная лодка в мире — «К-222»

Подводная лодка Советского Союза «К-222», прозванная «Золотой Рыбкой» по сей день является самым скоростным крейсером. Модель достигла и зафиксировала в подводном положении больше 82 километров в час, что по морским меркам составляет около 44 узлов. К-222 была оборудована вооружённой крылатой ракетой П-70 «Аметист».

Своим появлением самая быстрая подводная лодка обязана советским конструкторам Н.Н. Исанину и Н.Ф. Шульженко, работающими со своими коллегами на заводе «Севмаш» в городе Северодвинске. Цель проекта звучала четко и лаконично – создать подводное судно, способное наносить ракетный и торпедный удар по авианосным формированиям. Отличительной особенностью подводной лодки являлся приказ снабдить К-222 только новыми разработками приборов, автоматики и оборудования. Таким образом, быстроходное атомное подводное судно стало уникальным экспонатом в истории флота.

Самая быстрая подводная лодка К-222 из титанового корпуса была призвана стать флагманом подводного флота. Но ее участь была печальной. В 1988 году быстроходное подводное судно было выведено из состава флота, а позже, при современной России правительством было вынесено решение об ее утилизации.

Самая длинная подводная лодка в мире — ТК-200 Дмитрий Донской

Атомный подводный крейсер стратегического назначения ТК-200 «Дмитрий Донской» является самой длинной, действующей подводной лодкой в мире.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Размеры самой длинной подводной лодки в мире «Дмитрий Донской» составляют 172 метра.

Разработка атомоносца принадлежит Центральному конструкторскому бюро морской техники «Рубин». Подводная лодка с самым длинным корпусом официально вошла в список военных кораблей советского морского флота в 1976 году, а в 1980 году она уже гордо погружалась под воду, демонстрируя соседям свое преимущество.

Самая длинная подводная лодка в мире не стремится завоевать первенство в скорости, но по праву считается действующим скоростным атомоносцем, демонстрируя 50 км/ч. Мощь и габариты Дмитрия Донского позволяют экипажу из 160 человек уходить в глубину соленой воды до 400 метров и находиться там до 4 месяцев.

Величие и мощь современного военного подводного крейсера не заканчиваются перечислением габаритов и длины. ТК-200 располагает ракетным комплексом «Булава». Это шесть гиперзвуковых ядерных боеголовок.

Крейсер по настоящее время находится на вооружении ВМФ Российской Федерации.

Как выглядит подводная лодка

Фото подводной лодки под водой

Фото подводной лодки изнутри