Скифы на Руси

Серия: В поисках сокровенного

Шемшук В.А.

РУСЬ БОРЕЙСКАЯ

Пермь

Издательство «Веды»

Уральский фонд Рерихов

1995 г.

Предисловие редактора

В последнее время появились публикации, рассматривающие по сравнению с тради-

ционными представлениями очень древние корни славянства, уходящие в тысячелетия до

нашей эры. Несомненно, что во многом их появление связано с трагическим переломом в

судьбе славянских народов, и особенно русского, вызванным яростной экспансией западных

ценностей в постсоциалистический славянский мир и в связи с этим потребностью истори-

ческого самоосознания славянства. Однако, первые шаги по решению этой проблемы были

сделаны ещѐ в прошлом веке в работах В.И.Классена и Ф.Воланского.

Как всякое новое, бурно развивающееся направление праславянские исследования не

свободны от серьѐзных противоречий, к таковым, например, относится существенное несо-

ответствие археологических и лингвистических подходов.

В настоящей работе предложена новая концепция древнейшей истории, тесно связан-

ной с историей славянства, и в особенности восточного, которое автор отождествляет с рус-

скими. Надо отметить историческую оправданность такого отождествления, например, в пе-

риод борьбы Украины с польским владычеством, население еѐ отождествляло себя с рус-

скими, энтоним же украинцы появился значительно позже.

В основе концепции лежит идея борейской цивилизации, предшествующей совре-

менной и основывающейся на духовно-психофизических достижениях. Стержнем этой ци-

вилизации автор считает Пантеон, который он рассматривает как гармоничную структуру

древних функциональных богов. Доводы в пользу существования Пантеона автор приводит

в своей работе «Руско-борейский Пантеон» из серии «В поисках сокровенного». История че-

ловечества последних тысячелетий до христианской эры, рассматривается им как история

духовного разложения борейской цивилизации. Такой подход является развитием подхода,

предложенного нами в совместной с ним статье «Человечество в истории биосферы» в ян-

варском номере журнала «Веды» за 1992 год.

Исследования о которых шла речь выше, выявили высокий уровень праславянской

культуры, и в частности, важнейшее значение праславянской письменности. Возникает за-

конный вопрос, почему же современной цивилизации практически ничего неизвестно об

этом огромном пласте человеческой истории, в то время как всем очевидно значение для

нашей машинной цивилизации достижения Древней Греции? Видимо дело в том, что пра-

славяне были выразителями и хранителями древнейшего образа жизни людей, когда они бы-

ли гармонично вписаны в природу и представляли из себя управляющую структуру еѐ био-

ценозов (см. «Человек в истории биосферы»). Древняя же Греция явилась ярким выражением

нового глобального этапа в развитии человечества, связанного с отчуждением от природы и

стремлением покорить еѐ, т.е. Древняя Греция в действительности явилась в духовном от-

ношении тем зерном, из которого выросло дерево нашей цивилизации, постаравшейся пода-

Предисловие В. Шемшука к своей книге «Русь Борейская Украденная история России»

Поводом для этого исследования послужило два события:
первое, когда я столкнулся с текстами православных молитв, в которых прославлялись русские боги: Свентовит, Магощ и Перун.
И второе событие, моё знакомство с «Патериком Киевско-Печорской лавры», где бы-ло описано пять крещений России. Оба эти факта не вписывались в существующий свод представлений, о том, что православие – это единобожие, и что Россию крестил в христианство князь Владимир, и было это только один раз в далеком Х веке. Это послужило началом сбора информации, касающейся самой запутанной темы – истории религии, которая неразрывно связана с историей Человечества.
Внимательно вчитываясь в так называемые исторические тексты Миллера, касающиеся истории России, меня ждало ещё большее удивление. Как люди могут серьёзно относиться к этой чепухе, в которых ложь видна невооружённым глазом. Люди, воспитанные в традициях русской православной культуры (подчёркиваю православной, а не христианской) никогда не возьмут чужой вещи даже на недолгое пользование, не говоря уже о вещах, или посуде, которые у каждого православного строго индивидуальны – независимо из чего они сделаны, из золота или драгоценного камня, и никто не может ими пользоваться, кроме владельца. Читая же Миллера, который пишет через строчку о походах русских князей за данью, можно лишь улыбаться незнанию его русской культуры, хотя бы одного из основных её принципов «нам ничего чужого не надо, но и своего мы не отдадим». И слово дань он пытается представить как какие-то вещи, в то время как в его время оно означало ежедневное отдание почести богам (сравните русские слова: день и дань). Так может писать человек, приехавший невесть откуда, который не успел узнать не только внутренней жизни народа, но даже не встречался с внешними формами проявления этой культуры. Ясно, что его просто заставили написать на заданную тему, и он спешит отчитаться, не удосужившись согласовать не только культурологические моменты, но даже привести текст в надлежащий вид, чтобы он звучал хотя бы по-русски. На эти не соответствия и нерускости, я буду обращать внимание читателя. Смешно так же слышать, что данью являлось золото. Старое русское название этого слова «зло-то», говорит само за себя, т.е. о резко негативном отношении наших предков к этому металлу, которое отразилось в его названии.
Задайте себе вопрос, почему на Земле, чтобы не делалось, какое бы благое начинание люди не пытались осуществить, их попытки приводят к абсолютно противоположным результатам. Вывод приходит один – Земля захвачена, и те, кто захватил её управляет событиями на Земле таким образом, что все благие начинания или канут в Лету, или приводят к хаосу и разрушениям.
Задайте себе другой вопрос, зачем кому-то нужно было изменять и уничтожать нашу историю? И снова ответ приходит однозначный, Земля захвачена, и для того, чтобы истребить её население, нужно довести всех людей до животного состояния, а для этого нужно, прежде всего, уничтожить историю, чтобы она не мешала замене древней культуры на псевдокультуру, ведущей к вырождению и смерти. Поэтому смешно надеяться на то, чтобы сохранились какие-то подлинные летописи или подлинные исторические документы. Захватчики просто не допустят этого.
Самый первый и главный мистификатор Миллер не смог изменить древнюю историю России, поскольку она поддерживалась русским эпосом. Поэтому, прежде всего, подверглась переделке романовский исторический период, о котором русский народ ещё не успел создать песен (хотя в романовский период оккупации России, ему этого бы и не дали бы сделать). Однако Миллеру удалось переделать имена в героическом периоде истории России, с тем, чтобы потом придумать московский период России, которого никогда не существовало и который в действительности относится к началу романовской эпохи. Одновременно шло, и продолжает идти до сих пор, истребление русского эпоса, так, что к сегодняшнему дню он практически исчез, а оставшиеся былины или переделаны, или вновь придуманы и не имеют отношение к реальным историческим событиям. Даже поверхностное знакомство с подлинным русским эпосом, говорит о великой истории России, которая абсолютно не соответствует миллеро-байеровской мистификации, овладевшей сегодня умами миллионов.
Для нас захватчиками создан мир иллюзий. Если ещё Иван Грозный и все предыдущие цари назывались повелителями Вселенной, то после него вместо царей пошли государи, а затем и императоры. А Вселенная, как мы знаем, от слова «село» и означает заселённость космоса. Но людей сегодня опустили настолько низко, что они даже представить не могут, что наши предки были Повелителями во Вселенной. Неслучайно до сих пор христианские соборы называются не всемирными, а вселенскими. И Земля ещё в средние века считалась центром Вселенной, не пространственным центром, а именно культурным. Потому что на нашей планете существовала мощная божественная культура бессмертных людей.
Для поддержания иллюзий тратятся огромные средства и силы, прежде всего самого Человечества, что позволяет захватчикам парализовать деятельность людей. Ибо ничто так не парализует и не уродует нашу действительность, как иллюзия. Особенно иллюзии овладели людьми после перехода на звуковой язык, свершившейся в начале ХХ века, когда практически не осталось людей, владеющих телепатией (казанием или литением). Именно в этот мо-мент, все новоделы провозглашены старинными сооружениями. Рим, спешно отстроенный в середине XIX века со своим колизеем и «древними» постройками, провозглашается выстроенным до нашей эры. Египетские пирамиды в Гизе, выстроенные Наполеоном по заданию захватчиков, объявляются многотысячелетней древности, хотя ни одна пирамида, кроме сфинкса (растреленного из пушек Наполеоном) не несёт на себе признаков потопа. Наконец, великая китайская стена, строившаяся во времена Сталина русскими заключёнными, согнаных из Манжурии (когда Манжурию очищали от русского присутствия), объявлена выстроенной много тысяч лет назад. Хотя по свидетельству русского писателя А.Бушкова ни одно сооружение, если бы оно так разрушалось, как разрушается сегодня, не простояло бы и ста лет, не говоря уже о тысячах годах.
Исторические события, произошедшие совсем недавно, извращаются или истолковываются совсем иначе. Объединение христианской и православной церквей, происшедшее в 1918 году сразу после октябрьской революции, позволило захватчика всю Европу объявить католической, хотя она, как и Россия, делилась только на протестантов и христиан. Быстро был отстроен Ватикан и христианский центр из Москвы (третьего Рима) перебрался в итальянский Рим. Тут же была придумана история, как во времена Византии было разделение церквей на католиков и православных, хотя православие официально было разрешено в России только в 1905 году, когда жрецам нашей древней веры разрешили совершать православные службы и таинства, при условии, если они будут называться не волхвами, а священниками. В 1918 году, всех вышедших из подполья волхвов, поместили в места не столь отдалённые, где они были поголовно истреблены. А вся обновленческая церковь, возглавляемая генералом НКВД Введенским приведена обратно к христианским ритуалам, в которой от православия остались рожки, да ножки, но зато у христианам появилось основание называть себя православными. Чтобы в среде священников не осталось никакой православной культуру, с 1956 по 1962 год происходит отсрел без всякого суда и следствия 90 % жреческого состава христианско-православной церкви, только за отказ сотрудничать с органами НКВД (тогда уже КГБ). И это всё совершается в наше «цивилизованное» время, когда якобы исчезли беззаконие, инквизиции и пытки. Хотя слово беззаконие здесь употреблять неуместно, поскольку слово закон уже обозначает беззаконие, так как наши предки жили по кону (канонам), а всё, что за пределами кона, называлось «за коном».
Почему стала возможной столь наглая миллеро-байеровская ложь, и почему русским людям вообще стало легко навязывать всяческие нелепицы и выдавать всевозможные небылицы за реальность?
Это объясняется двумя причинами. Во-первых, потому что Россия с 1918 года окончательно стала языческой, т.е. использовать звуковой язык в качестве общения между собой, вместо широко распространённого среди казаков – казания, способа телепатического общения. И, во-вторых, в русском языке к настоящему времени 40% слов заменены на слова из латинского языка и идиша, а оставшиеся слова практически все поменяли своё первоначальное значение. Слово, изменившее своё значение – это есть иллюзия, не соответствующая действительности. Описывая с помощью слов-иллюзий события или явления, мы превращаем наши представления о них в такие же иллюзии. Мало того, что представления, но и наши деяния и наше будущее приобретают форму иллюзий, поскольку язык, особенно русский способен программировать действия людей и события в их жизни. А если смысл слова изменён, то программа получается не адекватной желанию человека. Например, слово «развитие» состоит из древнего корня «вить», что означает ещё «шить», а понятие развить получается несёт противоположный смысл, который мы пытаемся в него вложить. В результате мы ничего не можем развивать, т.е. улучшать и совершенствовать, а только раз-вивать, т.е. уменьшать, упрощать, ломать. Факты появления иллюзий в русском языке можно продемонстрировать на примерах возникновения омонимов и синонимов. Сам по себе русский язык точен и в нём не могло быть, и не было расплывчатых понятий, появление же в нём омонимов и синонимов, обычно свидетельствует об уничтожение русской культуры, или навязывании с помощью сленгов очередных иллюзорных понятий, хотя нам это пытаются представить, как богатство языка. Например, дуля, фига, кукиш – название исчезнувших после потопа вкуснейших плодов, сейчас обозначают знак отсутствия. Слова: видеть, зреть, глядеть, дивиться, смотреть, казать, окаёмить – обозначали различные формы видения человека, сегодня это синонимы глагола «видеть». Поэтому, используя слова-иллюзии, мы превращаем для себя реальный мир в иллюзию. Именно эти причины и являются основными, которые позволяют сегодня захватчикам манипулировать массовым сознанием людей, и вбивать нам в голову невероятные вещи.
На вопрос, какими источниками я пользовался, могу чётко ответить: ни одного факта я сам не придумал, моё творчество касалось лишь нахождение соответствий между посмертными именами русских царей, с именами миллеровской хронологической таблицы, да и то не для всех. Придумать факты, от которых волосы встают дыбом, человеку, живущему в условиях информационного вакуума, просто не возможно, их можно только описать или пересказать. А источники я не могу назвать по двум простым причинам.
Во-первых, потому, что мы живём в трижды оккупированной стране и дважды оккупированной планете. И люди, пытающиеся передать подобную информацию, подвергают свою жизнь смертельной опасности. Вспомните хотя бы, Михайло Ломоносова. За попытку написать книгу по истории России он был приговорён к смертной казни и целый год сидел в одиночке, ожидая смертного приговора, пока не был помилован императорским указом, и когда он всё-таки не утихомирился, его просто отравили. А изданная Миллером по «Ломоносовским черновикам» история России, можно сказать, написана под копирку, и практически ничем не отличается от милеровсого варианта Российской истории. Это же касается и другого русского историка – Татищева, опять таки изданного Миллером. Карамзин же переписал фактически Миллера в один в один, и сделано это было для того, чтобы фамилия Миллер не резала слух русскому читателю, хотя и тексты Карамзина после его смерти не раз подвергались редакции и переделке. Одна из последних таких переделок произошла после 1917 года, когда из его текстов были убраны все сведения о варяжском иге.
И, во-вторых, я столкнулся с явлением, когда в своих публичных лекциях сообщал о какой-то редкой книге, достойной внимания, она тут же исчезала. И можно добавить третье, я не отношу себя к тем людям, которые, которые, найдя где-то редкие книги, спешат об этом сообщить в официальные структуры. Практика показывает, что бесследно исчезают и книги, и первооткрыватели этих книг. Тем не менее, список книг, в которых отражены некоторые используемые мной факты для доказательства реальности событий скрытой (украденной у нас) истории, я привёл в конце этой работы.
Первая попытка осмыслить русскую историю была предпринята в 2001 году в этой книге «Русь борейская. Украденная история», когда хронология и деяния русских царей ещё не были описаны. И вот теперь книга публикуется полностью. Название этой книги взято умышленно и может вводить в заблуждение, что я нахожусь под гипнозом миллеро-байеровской мистификации. В действительности, словом «Русь» обозначали район, а словом «орда» называли область. Это следует хотя бы из того, что на картах сохранились названия, которые у нас до сих пор на слуху: Белая Русь, Киевская Русь, Червонная Русь, Ат Русь, Пегая Русь, Пер Русь, Бор Русь и т.д. Поэтому, когда говорят император всея Руси – это звучит всё равно как: император нашего района. Люди давно утратили представление, что слова способны формировать будущее, и если в Великой стране всё время будут её руководителя называть повелителем Замухрыдрыпинска, то от Великой страны в итоге останется один Замухрыдрыпинск.
Конечно, я не могу претендовать на завершённость изложения Российкой истории, в силу недостаточности информации в миллеровской хронологии царского рода, есть значительные сложности в точности постановке соответствий с русскими эпическими героями. Поэтому, эту работу нельзя рассматривать как окончательный вариант подлинной истории России, но в целом здесь приведена логически непротиворечивая цепь событий, передающая последовательность падения человеческой цивилизации от уровня Повелителей Вселенных наших предков (как пишут Веды), до современного полуживотного состояния, называемое сегодня цивилизацией, в которой возможны и обман, и мистификации, и убийство. А если говорить конкретно, то падение божественной культуры с божественными отношениями у наших предков, до уровня животных с животными отношениями: с обманами, насилиями, грабежами, убийствами и войнами, до всего того, что делает современного среднестатистического человека неотличимого от животного, чего упорно добивались захватившие нас рептилии. Если во времена Ивана Калиты ещё не позволяли убивать друг друга, а только применяли все возможные средства, чтобы лишить противника способности оказывать сопротивление , то во времена Ивана Лютого, начались массовые убийства себе подобных, которые расцвели в особенности во времена Ивана Чёрного, когда человеческие жертвоприношения и ритуальный каннибализм стали нормой. Признаки божественности видны на таком примере: боги, там, где можно договориться – договариваются, в отличие от них; люди, там, где можно договориться – устраняются, а животные – защищаются и сражаются.
Я не могу рассчитывать на признание этого труда официальными историками, т.е. теми, кому положено по штату поддерживать иллюзии в обществе, хотя сегодня появляется всё больше честных историков, например Уве Топпер, написавший книгу «Выдуманная история Европы», полностью перевёртывающего наши представления об истории Европы. Изложенное же здесь для официальных историков даже не гипотеза, поскольку они строят свои представления на фальсифицированных летописях, в подлинности которых у них нет права сомневаться. Но если бы им и позволено было сомневаться, то большинство бы этого просто не смогли сделать в силу того, что люди вообще утратили способность ведать, т.е. видеть: где ложь, а где истина, и легко путаются, когда им предоставляют «материальные доказательства», особенно если эти доказательства письменные и сделаны под старину. Утратой ведания мы обязаны опять таки ромейскому завоевателю хану Батыю, после захвата Московии первым делом разделившему питание людей и жрецов, запретив людям под страхом смерти употреблять жреческую пищу (самоопыляющие растения и все виды пищевых солей), которые могли есть только жрецы Батыя, и заставив людей помимо обезьяньей пищи есть ещё и мясо. Всех уклоняющихся выявляли и сжигали, эти события нам представлены Миллером как охота на ведьм, т.е. охота за ведающими. Хотя жители Тартара, не подвергшиеся батыевскому завоеванию, освещая свои подземные веси специальными кристаллами, до сих пор выращивают, и молодильные яблоки, и жреческие орехи (то же, что и греческие, только величиной с голову человека), и многие другие вкуснейшие фрукты и овощи, не знаемые современными людьми.
Цель этого исследования не дать людям упасть ниже той черты, к которой нас постоянно подталкивают оккупанты. Но, а для тех, кто просто испугается и ничего не станет предпринимать для того, чтобы освободить нашу планету, это информация хотя бы раскроет им глаза, за что нас убивали и продолжают убивать, и за что будут убиты те, кто уклоняется от сопротивления. Наша вина заключается в том, что мы являемся потомками богов повелевавших Вселенными. Именно поэтому нас заставляют постоянно каяться в том, чего мы не совершали и прощать изуверские опыты над людьми, совершаемые захватчиками, которые вообще нельзя прощать.
История – это оружие, которое значительно сильнее ядерного, потому что это корни, и связь с нашими божественными предками. Именно поэтому постоянно придумываются новые нации, и им придумывают ужасную историю борьбы с метрополией, которую сейчас называют Россией, которая якобы всегда завоёвывала, притесняла, угнетала несчастные малые народы (а в действительности недавно созданные, и не имеющие, как всякое новое социальное образование никаких исторических корней), и люди покупаются на эту ложь. И что самое прискорбное, они позволяют сделать себя новой национальностью, не понимая, что это смертельная ловушка. В действительности на Земле была лишь одна страна, которая сегодня называется Россией, и на планете царствовала лишь одна культура, которая в прошлом называлась русской. Все сегодняшние народы вышли именно из этой культуры, и сознательное стремление закрывать глаза на открываемые факты такой связи (я имею в виду, прежде всего европейских историков), характеризуют лишь уровень опускания новых наций на животный уровень.
Первоначально эта книга писалась для членов тайного мирового правительства, которые хоть и владеют знанием о современной закулисе, но, как и все люди, совершенно не знают истории Человечества, а по канонам Космоса – это признак животности, что даёт основание другим цивилизациям не общаться ни с этим правительством, ни с самим Человечеством. Этот вывод нам пришлось сделать после того, как наши переговоры с инопланетянами, касающиеся помощи Человечеству зашли в тупик: они были не против помочь нам в освобождении планеты от иноземцев, но поставили невыполнимое условие, чтобы не мы, а всё Человечество попросило о помощи. (Подробнее об этом в моей книге «Диалог Земля – Космос»).
В процессе написания истории стало понятно, что даже если члены правительства и прочтут её – это не значит, что они примут эту историю, поскольку я сам пережил не один раз бурю эмоций протеста и несогласия с тем, что мне удавалось узнать. Поэтому мы не можем рассчитывать на широкий круг читателей, а лишь на тех, кто ещё владеет интуицией и способен отличить ложь от истины, без всяких «материальных доказательств». Сегодня, когда захватчики думают, что информация о нашем великом прошлом уже не может всплыть, поскольку, историки профессионалы, не могут сообщать подобное, так как будет сломана общепризнанная иллюзорная картина, создаваемая несколько столетий, а иностранные историки не могут об этом писать, поскольку ломается всякая государственность, с таким трудом внедрявшаяся у нас на Земле, мы обнародуем информацию, которая многим людям стоила жизни.
Пользуясь случаям, хочу ещё раз поблагодарить руководство «Всемирного фонда планеты Земля», который никак не зависит от тех, кто захватил нашу планету и проводит мероприятия по освобождению нашей планеты от иноземцев. Чётко выдерживая курс Абакума, лишённого государственного или конфессионального эгоизма, Всемирный фонд планеты Земля защищает интересы всех жителей Земли, не взирая ни на их расу, ни на вид, ни на национальность, ни на религиозную принадлежность, ни на уровень достижений, ни на уровень опускания, ни на место проживания, ни на место нахождения – всех рождённых на этой планете, и оказавшихся заложниками сложившейся нынешней ситуации.
Подлинная история – это гордость народа и процветание державы. Это воспитание здорового молодого поколения и становление прекрасного будущего. И это будущее принадлежит России – всегда противостоявшей хаосу и одичанию. Поэтому она не может, подобно некоторым народам, твёрдо вступивших на путь вырождения, пользоваться мистифицированной историей. Ибо без истории не может быть не только будущего, но и настоящего, что мы собственно и наблюдаем. Я надеюсь, что люди и, прежде всего русские люди, когда-то, смогут узнать правду и о своём происхождении, и о своей истории, хотя я прекрасно понимаю, что говорю о невозможном.
В.А.Шемшук

Хвастунишка

Ранний железный век на украинских землях. Мир кочевников

Хронология

Ранний железный век — один из периодов развития человечества за археологической периодизации. Отмечается расселением индоевропейцев, технологическим переломом в изготовлении орудий труда и оружия, возникновением первых государственных образований, периодом существования ярких кочевых образований. На территории Украины эта эпоха приходится на I тыс. до н.э. — Начало I тыс. н.э. и хронологически соответствует Киммерийском, скифского и сарматского суткам историиОсновные понятия и термины

Фигуры

Геродот — выдающийся древнегреческий историк. Много путешествовал Малой Азией, был в Египте, Вавилоне, Финикии, Сирии, Западном Причерноморье, Ольвии. Автор труда, условно названная «Историей», которая представляет собой первую широкую историческую рассказ о государствах и народах Азии и Европы. Излагая различные версии, Геродот проявлял критическое отношение к собранного материала. Еще в древности Геродота назвали «отцом истории».

В эллинистическое время александрийские ученые разделили «Историю» Геродота на 9 книг (по количеству греческих муз). Четвертая книга является ценнейшим источником по истории, этнографии и географии Северного Причерноморья.

Основной изложение

1. Ранний железный век

  • Утверждение железа как распространенного металла на землях Украины состоялось в 7 в. до н. н.э., о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок.
  • Появление железных орудий труда и оружия повлекла бурное развитие хозяйства и военного дела.
  • Земледельческие племена начали применять железный плуг , с помощью которого можно было вспахать больше земли, а значит — собрать лучшие урожаи.
  • Скотоводы степи за те сутки зажили кочевой жизнью, постоянно переходя вместе со скотом на новые земли. Они научились ездить верхом на лошадях и преодолевали на этих быстроногих животных огромные расстояния.
  • С изобретением железа скотоводы-кочевники превратились в непобедимых воинов. Историю воинственных кочевников на наших землях основали киммерийцы

2. Киммерийцы

Свидетельство источников о киммерийцев

  • Киммерийцы — кочевой ираноязычный народ, пристранствовал из Нижнего Поволжья в причерноморские степи в 9 в. до н. н.э. и царил здесь на протяжении двух веков
  • Киммерийцы — первый народ на наших землях, чье название нам известна. Сохранили ее письменные источники, правда не самых киммерийцев, поскольку они не имели письменности, а ассирийцев и греков.
  • давнее упоминание о киммерийцев содержится в знаменитой «Одиссее», а подробная — в труде Геродота.
  • Загадочными и непостижимыми выдавались жители причерноморских степей греческим авторам.
  • Гомер, в частности, называл их странными дояра кобылиц и молокоидамы, земля которых издавна «облаками и дымкой вповита».
  • Настоящими чертами полны ассирийские и вавилонские свидетельство о киммерийцев, так народам Ближнего Востока пришлось пережить их нашествие

Киммерийцы — воины

  • Все письменные упоминания о киммерийцев связанные с их военными походами.
  • Войско киммерийцев состояло из подвижных отрядов всадников.
  • Как свидетельствуют археологические находки, киммерийцы для своего времени были непревзойденными мастерами военного снаряжения.
  • Главным оружием киммерийских воинов был мощный дальнобойный лук. В ближнем бою они применяли железные мечи длиной более метра.
  • О совершенстве конского снаряжения киммерийцев свидетельствует тот факт, что его позаимствовали тогдашние народы.

Для истории народов, проживавших на землях Украины в давние времена, это обстоятельство важна тем, что именно киммерийцы были первыми, кто из жителей Степи научился производить железо, вот почему с ними связано начало железного века на наших степных просторах.

Образ жизни киммерийцев

  • Киммерийцы были первым народом на украинских землях, которого исследователи называют кочевым .
  • Киммерийцы не строили жилищ, а их жизнь пробежало в бесконечной путешествии степью или верхом на лошадях или в кибитках, запряженных волами. Основой их хозяйства было коневодство . То, чего не могли дать лошади, киммерийцы завоевывали

3. Походы киммерийцев против земледельцев Лесостепи. Чернолесская культура

Военные походы киммерийцев донимали не только народам Ближнего Востока. Царя в причерноморских степях, они не могли обойти мира земледельцев Лесостепи. На землях от среднего Днестра на западе до среднего течения Ворсклы на востоке в те времена жили многочисленные племена, которые археологи называют носителями чернолесской культуры

  • Свое название культура получила от великого Черного леса в верховьях реки Ингулец, где было найдено ее достопримечательности
  • Археологические находки свидетельствуют, что они выращивали просо, ячмень, рожь, пшеницу. Урожай собирали бронзовыми серпами и хранили его в специальных ямах, сделанных в пол жилищ.
  • Зерна собиралось достаточно, чтобы содержать большое поголовье свиней. Кроме того, чорнолисци разводили коров, коз, овец, лошадей.
  • Но больше всего поражает мастерство чернолесских кузнецов. Археологам посчастливилось найти стального меча длиной 108 см.
  • Первых нападений киммерийцев чорнолисци потерпели уже изначально их господства в Степи. Но наиболее острым это противостояние было в 8 ст. до н. н.э. Именно тогда возникли мощная защитная линия по многим крепостей-городищ вдоль Тясмина, а в Черном лесу — опоясан тремя рядами валов и рвов городище
  • Борьба против киммерийцев была жестокой, нападения кочевников заканчивались основном разрушительной пожаром, многие чорнолисцив попадали в плен.
  • Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что в конце 8 ст. до н. э киммерийцы преодолели сопротивление чернолесской населения, проникли в глубь их земель и завладели важными городищами.
  • результате из числа чорнолисцив получили распространение вещи киммерийского образца, прежде оружие и конское снаряжение. И какими непобедимыми воинами казались киммерийцы, в 7 ст. до н. э их господство в Степи прервалось, а сами они рассеялись, покоренные значительно более мощными племенами скифов

4. Скифы: расселение и занятия

В причерноморские степи они пристранствовали из степных районов Предкавказья. Как и киммерийцы, скифы были кочевниками , основу хозяйства которых составляло коневодство .

  • Так же имели опыт походов на страны Передней Азии. Однако, столкнувшись с упорную отпор, вынуждены были изменить направление походов за добычей.
  • Как и киммерийцы, были ираноязычными. Так, покорив киммерийские племена, они образовали единую кочевую орду, в которой быстро стали одним народом
  • Поскольку скифы были кочевниками, они не оставили после себя поселений. Единственными памятниками их жизни являются могилы-курганы
  • Скифы верили, что смерть человека означает окончание ее жизни земной и начало потустороннего.
  • Могилы богатых скифов обустраивались как подземные жилища. В глубоких ямах они сооружали из дерева несколько помещений, которые называют катакомбами .
  • Покойника клали туда, одетого в самые нарядные одежды, который он имел при жизни, в драгоценных украшениях и с оружием, наряду ставили посуду с едой и напитками.
  • Наряду с хозяином был и его боевой конь в снаряжении, рабы.
  • Сверху подземное жилище перекрывали досками и насыпали над ним курган. Что уважаемых был покойник, тем выше курган насыпали над его могилой.
  • бедных скифов хоронили без значительных почестей в обычных ямах
  • Скифов считают изобретателями сложного дальнобойного лука, стрелу из которого умелый воин мог отправить на расстояние более 500 м. Именно такими луками пользовались кочевые народы Евразии на протяжении 1-го тыс. до н. э

5. Великая Скифия

Территория и ее обитатели

  • Во времена наибольшего могущества скифы распространили власть на многие соседних народов. 5-4 века до н.э. достигла расцвета их государство. Ученые условились называть ее Великая Скифия .
  • Территория Великой Скифии, по свидетельству Геродота, составила огромный квадрат, южный край которого протянулся вдоль Черного моря от Дуная до Азовского моря. Согласно северо ее границу должен пройти примерно вдоль Припяти, через Чернигов, Курск и далее в Воронеж.
  • Те земли, рассказывает греческий историк, населявших скифские и нескифськи племена. К скифских племен Геродот относил собственно скифов (скифов-кочевников), царских скифов, скифов-пахарей, скифов-земледельцев.
  • В причерноморских степях жили скифы-кочевники и царские скифы . Что касается территорий, заселенных скифами-пахарями и скифами-земледельцами , то исследователи в течение длительного времени спорили. Сейчас преобладает мнение, что скифы-пахари жили в лесостепной зоне Правобережной Украине, а скифы-земледельцы — на Левобережье.
  • ираноязычными были скифы-кочевники и царские скифы . Они, собственно, господствовали в Великой Скифии, покорив другие племена. О величии скифского государства тех времен свидетельствуют царские курганы — величественные погребальные памятники влиятельных и состоятельных скифов.
  • Большинство из них открыто в Нижнем Приднепровье. К наиболее известным относятся курганы Чертомлык , Солоха, Гайманова Могила, Толстая Могила и др.
  • Сказочная роскошь утварь царских курганов создавалась трудом многих народов, населявших Скифию.
  • Важным источником обогащения для царских скифов были земли скифов-пахарей и скифов-земледельцев.
  • Как свидетельствует название, которую дал племенам Геродот, были они земледельцами. Скифы-пахари выращивали пшеницу не только для собственного потребления, но и на продажу

Скифский царь Атей

  • Наивысшего подъема Великая Скифия достигла в 4 ст. до н. э во времена царяАтея
  • Из греческих источников узнаем, что царь-воин покорил своей власти все скифские земли от Дуная до Дона.
  • Свидетельством могущества Атея было чеканки им собственной монеты
  • Атей вел активную захватническую политику. Это и привело противостояние Великой Скифии с Македонской государством, именно тогда набирала силы и стремилась новых земель.
  • В битве против македонцев во главе с царем Филиппом (отцом Александра Македонского) 339 г. до н. э столетний Атей погиб

Упадок Великой Скифии

  • В 4-3 вв. до н. э положение Скифии внезапно ухудшилось. Безвозвратно исчезли степные скифские памятники.
  • Причинами упадка скифского государства исследователи считают высыхания степей, упадок хозяйственной жизни Лесостепи за жестокого использования его ресурсов.
  • Великая Скифия перестала существовать.
  • Однако сами скифы не исчезли с исторической арены: они отошли на юг и создали две Малые Скифии. Первая — в Нижнем Подунавье, вторая — в степном и предгорном Крыму со столицей Неаполем

Духовный мир Великой Скифии

  • Народы Великой Скифии не имели письменности. Об их духовном мире узнаем из скифских украшений, посуда, а также из рассказов греков.
  • Посуда, оружие, украшения скифы украшали сценками из своих мифов, легенд. Итак, внимательное их изучение позволяет восстановить скифскую мифологию.
  • Изображения богов сохраняются на скифских памятниках. Неповторимости им предоставляет » звериный стиль «. Для отделки оружия и предметов быта скифы использовали изображения оленей, баранов, лошадей, пантер, барсов, львов, птиц и рыб. Встречаются также изображения фантастических существ — крылатых грифонов с туловищами львов и грифобаранив.
  • Ставили скифы и каменные скульптуры — навершие курганов. Из камня вирубалися схематические мужские фигуры, на которых порой прорезали черты лица, руки, детали одежды и оружия

6. Сарматы

  • В 3 ст. до н. э скифов в причерноморских степях заступили сарматы. Эти родственные скифам ираноязычные кочевники происходили из приуральских-поволжских степей
  • Как они называли сами себя, науке неизвестно. Именем «сарматы» их нарекли греки и римляне.
  • Ученые предполагают, что это название происходит от древнеиранского слова «саоромант», что означало «опоясанный мечом»
  • Следует помнить, что наряду с этнонимом «сарматы» античные авторы предпринимались и другие; это объясняется тем, что сарматы жили племенами, каждое из которых имело свое название, как языги, роксоланы, сираки, аорсы, аланы т.д.
  • Жизнь и быт сарматов были подобными скифского. Они так же, как и скифы, были скотоводами-кочевниками. Так же много значили для них военные походы. Античные источники подробно рассказывают о снаряжении сарматов, об их воинственность.
  • Это свидетельство, к тому же, недвусмысленно указывает на участие сарматов в тогдашних европейских событиях.
  • качестве активного военная сила они были привлечены, в частности, к войн против Рима. Не гнушались нападать коленами и на менее состоятельных жителей Лесостепи: от 1 ст. до н. е. в погребениях сарматов случаются единичные вещи выходцев из Поднепровья пленных и превращенных в рабов

Владычество сарматов в Причерноморских степях продолжалось почти 600 лет. Положили ему конец германские племена готов и нашествие новых кочевников — тюркоязычных гуннов

Рождение империи

Великая Скифия

ГОРОДА СКИФОВ

Известны неоднократные высказывания скифских царей, в том числе Анахарсиса и Идантирса, что у них нет городов. Об этом же, ссылаясь на собственные заявления скифов, писали и многие эллинские историки. Но действительности это не соответствовало. Города у них все-таки были, причем крупные и развитые города, что подтверждается археологическими раскопками и отмечается некоторыми источниками. Так, Гекатей Милетский упоминает скифские города Каркинитида (на месте нынешней Евпатории) и Кардес. Страбон — крепость Фат в Приазовье, Помпоний Мела —Синд на Кубани, основанный в киммерийскую эпоху и существовавший еще в скифское время. О том, что в эту эпоху в землях скифов были города, пишет и Арриан, посетивший Причерноморье уже значительно позже, во II в. н. э. Видимо, существование таких центров и их расположение считалось у скифов тайной, о которой не полагалось рассказывать чужестранцам. Тех же греков, живших с ними бок о бок в своих колониях, они не допускали во внутренние области страны. И даже Геродот, оставивший нам самое подробное описание Скифии, собирал свои сведения в эллинской Ольвии.

Но все же он описал огромный деревянный город Гелон, каждая стена которого тянулась на 30 стадий. Археологи предполагают, что Гелон — это Бельское городище в Полтавской обл., где обнаружены остатки жилищ, мастерских, загонов для скота. Периметр его валов достигает почти 30 км, а площадь — 4400 га. Его возникновение относят к концу киммерийской — началу скифской эпохи. Упоминаются и другие города, возникновение которых относится к скифскому времени,— Киев, Сурож.

Вблизи Киева остатки скифских поселений действительно существуют, хотя, судя по «Велесовой Книге», городов с таким названием могло быть несколько. В одном месте назван Киев у «горы великой» и «долины травной»,— может быть. на Карпатах или еще на Кавказе. В другом отрывке Киев помещается на Днепре:

«…и злым ворогам та река Непра служит преткновением. И уселся там род славян, и были мы огнищанами, так как каждый имел яму в земле для огнища Сварогу… И поставил первый род славян во граде ином Киеве, который также есть Киев, и около него мы поселились в лесах дубовых».

Сурож, скорее всего, был расположен в районе Азова, поскольку во времена Киевской и Московской Руси Сурожским морем называлось Азовское. И Геродот действительно описывал «гавань» и «торжище на Меотидском озере (т. е. на Азовском море), называющееся Кремнами». Кремны — уж больно смахивает на славянские «кремники». «кременцы», «кремли», это слово могло означать просто «крепость», «град». Следовательно, торжище было все-таки городом. По «Велесовой Книге» Сурож 400 лет был скифским, а потом его захватили греки, что примерно соответствует завоеванию Приазовья греческим Боспорским царством в IV—III вв. до н. э. А топонимы, сходные с «Сурожем», известны на Нижнем -Дону и в летописные времена. При хазарах — Саркел, при половцах — Сугров.

Кстати наличие городов или городков даже у степных скотоводов-скифов диктовалось объективными природными условиями Сев. Причерноморья, где обязательно должны были существовать постоянные населенные пункты, в которых летом заготовлялись бы запасы сена и зимовали стада с их хозяевами. И понятно, почему о таких населенных пунктах скифы предпочитали не распространяться перед чужаками,— в летописные времена Руси, как только стало известно о зимовках половцев в постоянных городках, они тут же стали легко уязвимы для ударов княжеских дружин.

Но в других частях Скифии археологи обнаружили и многочисленные «настоящие» города, о которых местное население, очевидно, тоже не склонно было рассказывать эллинам. Матронинское, Пастырское, Немировское и др. городища, как показывают раскопки, представляли по тем временам большие и мощные крепости. Следы городов скифского времени, окруженных внушительными крепостными валами, обнаружены и на Десне. А Каменское городище, возникшее в V в. до и. э. на территории современной Запорожской обл., было настоящим культурным центром.

Цивилизация, подобная скифской, конечно же не могла существовать без наличия особых центров – городов, жители которых оторваны от сельскохозяйственной деятельности и занимаются созданием культурных ценностей профессионально. И древние скифские города хорошо известны. Некоторые из них — погибшие — раскопаны археологами, другие — уцелевшие — существуют и по сей день. Вот только приписывают эти города совсем не скифам… Вот что пишет по этому поводу Васильева:

«Хорошо известно, что так называемая «греческая колонизация» бассейна Черного моря началась еще в 7в. до н.э. В 657г. до н.э. был основан г. Истрия в устье Дуная, в 645г. до н.э. появились поселения в устье Днепра и Буга. В том же столетии были основаны и первые греческие поселения на территории будущего Боспорского царства. Что это было — завоевание? Ведь никто не позволяет добровольно распоряжаться «чужакам» на своей территории. Или же греки строили свои прибрежные полисы в землях совершенных дикарей, лишенных какой бы то ни было политической организации? Обычно так и изображают строительство причерноморских городов: приплывают на кораблях культурные люди, дарят «варварам» пару стеклянных бусиков, и занимают удобную землю.
Но позвольте! Это же 7-й век до н.э. В это самое время огромные армии скифов вторгаются через Кавказ в Переднюю Азию и громят там «сверхдержавы» вроде Ассирии! Непохоже, чтобы эти походы были предприняты «дикарями», не способными к государственному строительству. Безусловно, в 7в. до н.э. у скифов существовали мощные политические объединения, которые, конечно, не допустили бы никакой «колонизации» своих берегов… Более того, хорошо известно, что в то же самое время скифо-киммерийские войска вторгались и на Балканы, устрашая тамошние греческие полисы. Реальная политическая обстановка диаметрально противоположна идиллической картине «греческой колонизации Скифии»!
То же самое — и в экономике Северного Причерноморья-Приазовья. Доказано, что в городах этого региона не было никакого импорта стратегически важного сырья — железной руды: так, в Ольвии использовалась криворожская руда (разрабатывавшаяся скифами), на Боспоре — местная керченская. Оружие в городах Северного Причерноморья также было местного производства. Возможно ли это в случае «греческой колонизации варварских земель»?
Прибрежные города в северном Причерноморье и Приазовье были основаны — что совершенно очевидно — с ведома и при прямой поддержке скифского государства (в то время сильного и единого как никогда). Подтверждение этому можно найти и в ранних греческих источниках. Так, например, о крымском городе Керкинитиде (современной Евпатории) по данным археологии известно, что он, как и многие другие города Причерноморья, возник на базе местного поселения раннего железного века, преемственного, в свою очередь, с эпохой бронзы. С другой стороны, Гекатей Милетский (источник еще «догеродотовский», 6в. до н.э.) упоминал его так: «Керкинитида, город скифский».Между тем античная Керкинитида ничем не отличалась от других причерноморских «полисов»… которые, надо полагать, в момент основания тоже были обыкновенными скифскими городами!» («Великая Скифия»)

Очевидно, скифы были заинтересованы в строительстве морских портов. Прибрежные «полисы» служили для посредничества между двумя цивилизациями, континентальной скифской и морской греческой, равноправными в культурном отношении, каждая из которых могла предложить другой то, что у нее отсутствовало.

Античные понтийские города лежали «на границе» двух миров. Но все же берег, на котором они закрепились, был скифский. И скифское влияние, безусловно, преобладало на протяжении всей истории этих городов. В самый момент своего основания, в 7-6вв. до н.э. понтийские города не могли не быть в прямой политической зависимости от скифского государства, в то время очень сильного. Их обособление, очевидно, началось в 5-4в. до н.э., когда скифская держава ослабла. Позднее история понтийских городов знала значительные политические колебания — в зависимости от усиления или ослабления средиземноморской цивилизации с одной стороны и степной евразийской с другой.

Но, как бы ни складывались отношения Великой Скифии и Средиземья, римско-эллинистическому миру никогда не удавалось добиться перевеса и закрепиться на северных берегах Черного моря (не говоря уже о Приазовье). На этот счет у нас есть недвусмысленные свидетельства источников. Так, Прокопий Кесарийский, авторитетный автор 6-го века н.э., признавал, что

«местности же вокруг Понта Эвксинского, простирающиеся от Византия до Меотийского озера, описать все точно невозможно, так как из-за варваров, обитающих к северу от Истра, называемого Данувием, этот берег совершенно недоступен для римлян».

Он заявил совершенно однозначно, что владения римлян простирались до устья Истра (Дуная) с одной стороны и до устья Фасиса (Риони) в стране колхов, то есть Грузии, с другой, — но и то только в «древние времена», в период расцвета Римской державы! Очевидно, что ни одна военная экспедиция Рима против Крыма и Причерноморья (а таких экспедиции известно довольно много: и при императоре Августе, и при Нероне, и при Антонинах) не завершилась успехом; северный берег Понта так и остался «недоступен для римлян»! Отсюда следует, что изображение городов Причерноморья в составе Римской империи, принятое в «западной» историографии, является подтасовкой, выдающей желаемое за действительное.

НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ (НОВГОРОД)

Скифская столица в Крыму располагалась на месте современного Симферополя и именовалась греками Неаполем (очевидно, перевод названия типа «Новгород»). Город получил такое название потому, что представлял собой в самом деле новую столицу скифского царства: прежняя находилась на Днепре. Город служил столицей царских скифов от конца IV в. до н. э. до начала христианской эры. Хотя он и относится к сравнительно позднему периоду, в начале III в. он уже занимал площадь около сорока акров. Приблизительно в это же время вокруг него была воздвигнута огромная каменная стена, которая служила защитой от становящихся все более опасными нападений сарматов. Стена имела различную толщину: от 9 ярдов до 14. В ней были сделаны большие ворота, по бокам которых стояли сторожевые башни. Внутри ее располагалась столица царя Скилура и его сына и наследника, будущего царя Палакка. В городе был целый ряд впечатляющих общественных зданий, построенных из камня и крытых черепицей. Их украшали стройные колонны, богато декорированные капители и статуи из бронзы и мрамора, фрагменты которых все еще устилают это место, являясь свидетельством его былого величия.

Подступы к Неаполю со стороны Херсонеса были тщательно укреплены при помощи мошной системы крепостей-фортов. Очевидно, скифы опасались морского десанта, и не напрасно. Войны с Понтийским царством на рубеже 2 и 1в. до н.э. развивались именно по такой схеме: сначала высадка в Херсонесе, потом агрессия против Скифии.

Дома в городе были добротные — каменные, с черепичной двускатной крышей. На коньке крыши вертикально поставлена стрела, по сторонам ее как бы вырезанные из дереве головы двух коней, обращенные мордами в разные стороны. Как отмечал исследователь Неаполя П.Н.Шульц, архитектура жилых домов удивительно напоминает русские избы — с такими же точно коньками. Можно сравнить также узоры на скифских ларцах из кости и на традиционных русских деревянных изделиях, чтобы убедиться в глубоком сходстве их стиля. Рельефные портреты скифских царей напоминают средневековые изображения русских князей, а одно из них предвосхищает «канонические» изображения св. Георгия.

«Жилой квартал расположен на севере города. Там также дома были каменные, и некоторое представление о внешнем виде самых прекрасных зданий можно почерпнуть, вспомнив, что фасад дома, который тайно приобрел царь Скил в Ольвии тремя веками раньше, был украшен фигурами сфинксов и грифонов. В лучших домах Неаполя Скифского было по нескольку комнат. Они были выстроены вокруг дворика, и их стены украшала настенная роспись. В некоторых кладовых все еще хранились запасы пшеницы, ячменя и проса. Есть достаточные свидетельства того, что жизнь города протекала по городскому образцу. Здесь обосновались ремесленники и всевозможные торговцы. По крайней мере один горшечник имел свою собственную печь для сушки и обжига, но во многих амфорах, найденных в домах большего размера, хранились вина, привезенные издалека: с острова Родос, из Книда, Коса и Синопа. Торговля, вероятно, процветала в Неаполе Скифском, и уровень жизни, по крайней мере среди зажиточных горожан, кажется, был очень высоким.» (Райс. «Скифы»)

Мавзолей правителей Неаполя, переполненный золотом, был расположен вне городских укреплений у стен скифской столицы и стоял первоначально открытым. В каменной гробнице мавзолея, самой древней и богатой, был погребен царь Скилур, основатель тавроскифской державы, изображения которого хорошо известны по монетам и по каменному рельефу. На стенах склепов скифского некрополя обнаружены росписи, многие из которых отличались высокохудожественным исполнением. На стене «склепа №9» изображен бородатый скиф в высокой шапке, в мягких сапогах. На нем широкополый кафтан с откидными рукавами, напоминающий древнерусские кафтаны. Скиф играет на греческой лире. На другой стене мы видим скифа, выезжающего на охоту. Он сидит на статном тонконогом коне, напоминающем арабского скакуна, в правой руке держит повод, в левой — копье. На голове у него остроконечная шапка. А перед ним две собаки — красная и черная; с яростью и вместе с тем со страхом набрасываются они на дикого ощетинившегося кабана.

Псовая охота уже и в те времена была привелегией аристократии. Основным же занятием крымских скифов было земледелие и скотоводство, особенно коневодство. Зерно в большом количестве шло на экспорт в Грецию и Рим, а из Средиземноморья ввозилось вино и оливковое масло. Кроме традиционной скифской лепной керамики, местные жители изготовляли также посуду на гончарном круге. Короче говоря, «тавроскифы» уже в 3-2вв. до н.э. имели тот культурный уровень, который, как еще недавно считалось, был достигнут в России только в средневековье.

В Неаполе Скифском заметны следы пожара, датируемые концом 2в. до н.э. Это был единственный случай за всю его 700-летнюю историю, когда враги (Митридат Понтийский) прорвали оборону. Кроме последнего, заключительного удара: в конце 4в. город подвергся внезапному разрушению, причем многие жители были вынуждены эвакуироваться, оставив все свои вещи. Это было нашествие гуннов.

ОЛЬВИЯ

Ольвией (то есть «счастливой») греки называли крупнейший порт северо-западного Причерноморья, расположенный в устье Днепра; однако известно, что сами жители предпочитали называть этот город Борисфеном, так же, как и реку Днепр. Название это местное, отнюдь не греческое.
Из истории Ольвии известно, что город неоднократно находился под прямым политическим контролем скифов и сарматов. Согласно рассказу Геродота, скифский царь Скил (5в. до н.э.), прямо поселился в Ольвии и «увлекся» процветавшей там культурой греческого образца; увлечение это, однако же, стоило ему короны и жизни. Обычно этот рассказ понимают так: дикий «варвар» робко постучал в стены «цивилизованного города», был там принят, обласкан, обучен… и убит родным братом, «цивилизации» не понимавшем! Но, если оставить в стороне тон рассказа Геродота (благожелетального, разумеется, только по отношению к «своим»), события предстают совсем в ином ключе.

«Очевидно, скифский царь мог поселиться в Ольвии только в том случае, если город целиком подчинялся ему (иначе вряд ли впустили бы горожане столь властного и опасного гостя). Фактически переселение царя в Ольвию означало перенос столицы, политического центра. Такого «крена» в сторону морской цивилизации «континентальные» соотечественники Скила не потерпели, и свергли своего царя, пренебрегшего их интересами.» (Васильева. «Великая Скифия»)

Обнаружены интереснейшие свидетельства господства скифов в Ольвии и вообще в северо-западном Причерноморье на самых ранних этапах становления морских портов. Как известно, один из важнейших признаков политического влияния — это средства денежного обращения, монеты. Оказалось, что в этот период (7-5вв. до н.э.) в Ольвии выпускались бронзовые монеты-«стрелки», имевшие оригинальную форму двухлопастных стрел очень древнего типа. Дело в том, что настоящие наконечники стрел издавна служили скифам деньгами (вещь нужная, в хозяйстве сгодится, и вместе с тем удобна, как монета!). Понятно, что ольвийские «стрелки» — это уже настоящие деньги, имитирующие форму древнейшего средства обращения.

«Скифский царь располагается в Ольвии как у себя дома, а жители города расплачиваются между собой чисто скифскими деньгами! Стоит ли утверждать после этого, что Ольвия была «греческим полисом»? Очевидно, что бронзовые «стрелки» были первым этапом настоящего денежного обращения у самих скифов. Появление приморских городов и одновременное появление в этих городах первых скифских денег — звенья одной цепи.» (Васильева. «Великая Скифия»)

В 331г. до н.э. под стены Ольвии из Фракии (совр. Болгарии) явился Зопирион, полководец Александра Македонского и попытался взять город штурмом. Великий Александр пытался присоединить к своей империи Великую Скифию! Но не вышло. Жители Ольвии, борисфениты и соседние скифы оказали яростное сопротивление, македонская армия была разгромлена. А ведь в те времена настоящие греческие «полисы» рассматривали Македонию как свой собственный, национальный политический центр. Выходит, что Ольвия прикрывала Скифию от экспансии со стороны Средиземноморье, а вовсе не была форпостом этой экспансии.

Для 2в. до н.э. есть надежное свидетельство господства скифов в Ольвии: выпущенные здесь монеты с изображением царя Скилура. Тогда же скифам подчинялись и города западного берега Крыма, главным из которых была Керкинитида (Евпатория). Чуть позднее северо-западное побережье Черного моря перешло под контроль сарматов. Так, Дион Хрисостом, посетивший Ольвию в 82г. н.э., писал, что реки Днепр (Борисфен) и Буг (Гипанис) впадают в море около «крепости Алектор», принадлежащей «супруге сарматского царя». Военная крепость сарматов, перекрывая устья рек, полностью контролировала окрестные города, самым крупным из которых была Ольвия.

«А кто же населял этот город, в политическом отношении, как очевидно, никогда особо не отдалявшийся от скифского и сарматского государств? Может быть, все-таки «классические» греки, одетые в хитоны и увенчанные лавровыми венками? Оказывается, нет. Дион Хрисостом, посетивший Ольвию (то есть Борисфен) в конце 1в. н.э., сообщает, что все ее жители одеты «по-скифски», то есть в штаны и сапоги, носят бороды, прекрасно умеют обращаться с конями.» (Васильева. «Великая Скифия»)

ХЕРСОНЕС

Херсонес, расположенный на месте современного Севастополя, был важнейшим среди городов южного берега Крыма. Западное побережье с центром в Керкинитиде (Евпатории) иногда подчинялось Херсонесу, а иногда входило в ту же политическую систему, что и Ольвия. Восточный берег Крыма издавна входил в Боспорское царство. Имя города безуспешно пытаются вывести из греческого языка. На самом деле оно восходит к глубокой древности и лежит в общем культурном поле для цивилизации южнорусских степей с одной стороны и северноевропейской цивилизации кельтов — с другой. Кроме Херсонеса в Крыму, на полуострове Ютландия (!) в древности был известен Херсонес Киммерийский… Очевидно, название Херсонес (Корсунь) относится еще к киммерийской или даже более ранней эпохе и скорее всего, оно связано с культом солнечного бога Хорса, хорошо известному на Руси.

На месте Херсонеса поселения существовали еще в начале 1 тыс. до н.э. Но утверждают все же, будто город был «основан» греками; спорят лишь о том, чьей «колонией» он являлся. На самом деле ни одно из этих государств — ни дорийская Гераклея, ни ионийский Делос — не обладали в Херсонесе политической властью, их граждане «колонизировали» город как частные лица, поселившись там как простые купцы и ремесленники. Греки не «создали» Херсонес, но «вписались» на определенных условиях в структуры, заложенные местным населением — таврами и скифами.

Херсонес изначально принадлежал скифам. Такой вывод вполне подтверждается всеми данными: и преемственностью Херсонеса с местными поселениями эпохи бронзы, и его местным, древнеарийским именем, и общим обликом самого города и его жителей, большинство которых, как и везде в Причерноморье, были скифами.
О политической и идеологической независимости Херсонеса от эллинского мира свидетельствуют слова присяги, которую приносили граждане этого города. Достаточно прочитать ее, чтобы убедиться: они исповедовали вовсе не греческую религию. Вот что пишет об этом Васильева:

«В самом деле, клятва херсонесцев включала такие имена главных богов: Зевс, Гея, Геракл и Дева. Монеты Херсонеса выпускались с изображениями Девы и Геракла. Очевидно, что эти четыре божества и были наиболее почитаемы в городе. Зевс и Гея — это боги неба и земли, верховная супружеская пара, правящая миром, почитаемая… не у греков, а у скифов (по свидетельству Геродота). У греков глава Олимпа Зевс вовсе не был тождествен богу неба Урану, супругу Земли-Геи, и вообще культ Урана (высшего бога-творца) отошел на задний план.
Культ Геракла в Причерноморье хорошо известен (тоже отмечено у Геродота). Если в Элладе Геракл был скорее героем эпоса, то в Скифии это был один из главных богов, притом же, как утверждали греки, «прародитель» скифов. Наконец, культ херсонесской Девы сильно отличался от греческих, зато скифские цари клялись «Девой и Зевсом», ставя эту богиню наравне с верховным божеством.
Что за люди давали такую присягу? Допустим, греки в Причерноморье могли переодеться в скифский костюм, могли использовать скифские деньги и подчиняться скифским царям. Но не могли же они отречься от своей религии, основы цивилизации… Нет, видно, даже Херсонес, сильно подверженный влиянию со стороны Средиземноморья, населяли все же не греки, а «тавроскифы», почитатели божественной Девы.» (Васильева. «Великая Скифия»)

В скифские времена Херсонес был независимым государством, представляя собой своеобразный «буфер» между цивилизациями Моря и Степи. Однако уже с начала 2 в. до н.э. влияние античного мира стало перевешивать: Херсонес склонялся к союзу с Понтом, эллинистическим царством севера Малой Азии. Скифские цари Крыма безуспешно пытались установить над ним контроль.

При Митридате Понтийском (около 107г. до н.э.) Херсонес вошел в его империю, а после ее разгрома подчинился Боспорскому царству. (Читайте статью «Боспорское царство» ) И только в конце 1 — начале 2 в. н.э. Херсонес оказался в прямом подчинении у Рима; начиная с этого времени, цивилизация «Средиземья» не выпускала этот важный пункт из своих рук вплоть до 18-го столетия. Отношения Херсонеса с окрущающим «скифским миром» с этого времени стали в основном враждебными.

ТАНАИС

Свое название город получил по имени великой реки Дон (Танаис), в устье которой он и расположился. Дон и Тана/Танаис — это формы одного и того же слова, которое, если судить по иранскому и древнеиндийскому языкам, некогда у ариев означало «река», «вода». Другое древнее название Дона-«Сину» (в средние века переиначенное как «Синяя вода») также имеет аналоги в синскрите: Синд, Синдху — тоже значит «река». Слово «дон» входит в название и других рек Восточной Европы (Днепр — Данапр, Дунай), но только Дон именовался просто «Рекой». В раннем средневековье — Русской Рекой (то же название иногда относили и к Волге).

Танаис, наверное, один из самых загадочных городов Приазовья-Причерноморья. Ничего не известно о том, кто основал его. Молва приписывает это деяние боспорцам, но… выясняется, что город, существовавший по крайней мере с Зв. до н.э., первоначально не был подчинен Пантикапею. Он вошел в Боспорское царство только после войны на рубеже н.э., когда был подвергнут разорению войсками царя Полемона (ставленника Рима, вскоре свергнутого своими гражданами).

По своему внешнему виду, типу застройки Танаис мало отличается от других городов побережья Черного и Азовского морей античной эпохи. Но это еще ровно ни о чем не говорит: ведь точно так же выглядит и Неаполь, столица крымских скифов. Что же особого, характерного дали раскопки Танаиса?

«Прежде всего, это керамика. Обнаружены многочисленные амфоры греческого типа — как привозные из Боспора, так и сделанные на месте. Такие амфоры служили тарой для вина и оливкового масла, основных продуктов импорта. Но бытовая посуда горожан, найденная в большом количестве, была иной, представляя собой керамику ручной работы. Эта лепная керамика (полусферической формы типа горшка и в форме обычного кувшина со суживающимся горлом), несомненно, имела местное, приазовское происхождение. Такая же керамика была широко распространена в Боспорском царстве (в Пантикапее, Фанагории, Тиритаке, Мирмекии).
Мало того. Эта же боспорская лепная керамика находит аналогии и на Северном Кавказе, в Прикубанье, Нижнем Поволжье! То же самое относится и к так называемой «сероглиняной лощеной» керамике позднего Танаиса: она распространена и в Подонье, и в Прикубанье, и в Поволжье, и в Поднепровье, в северо-западном Крыму и в Ольвии.
Ясно одно: лепная керамика принадлежала местному, «варварскому» населению. Ясно и другое: она была распространена в «местах обитания сарматов». В любом другом случае был бы сделан вывод: лепная керамика Танаиса и других азово-черноморских городов принадлежала сарматам» (Васильева. «Великая Скифия»)

Можно проверить, были ли в Танаисе настоящие «эллины» или нет. Ответ на этот вопрос дают антропологические исследования. Они выявили в городе два типа населения: 1) «длинноголовый европеоидный с узким и невысоким лицом» и 2) «короткоголовый европеоидный с несколько уплощенным лицом» (с незначительной монголоидной примесью). Второй тип, как установлено, чисто сарматский (похожий на сибирский). Может быть, первый — греческий? Но при сравнении его с древнегреческим отчетливо прослеживается разница.
Зато большое сходство первый тип жителей Танаиса обнаруживает с коренным населением Приазовья — с синдами и местами. На местное происхождение указывает и обряд погребения людей «первого типа» — скорченные захоронения, обряд, сложившийся в южной России еще в каменном веке. Разумеется., таким способом были погребены не греки, а коренные жители Нижнего Подонья.
Исследования некрополя Танаиса вообще не обнаружили обычных для греческих погребений плит с изображениями умершего и надписями. Все особенности погребений — долбленые гробы-колоды, курганные насыпи — имеют местное, меото-сарматское происхождение. (Следует напомнить, что эти же особенности погребений были характерны и для славян раннего средневековья). Не следует относить к влиянию греков и обряд кремации, иногда встречавшийся в Танаисе в первые века его существования. Среди коренных жителей восточного Приазовья и Причерноморья, меотов (в отличие от чисто степных сарматов) этот обряд поддерживался с древнейших времен до раннего средневековья, о чем свидетельствуют еще источники 10 в.

Известно, что одним из важнейших показателей этнической принадлежности служит тип одежды. Древняя одежда танаитов, конечно, не сохранилась, но зато остались ее металлические детали — застежки (так называемые фибулы). Эти фибулы уже давно служат археологам в качестве «следа», безошибочно указывающего путь перемещения народов.

«Ранний, еще 2-1вв. до н.э. тип танаисских фибул — это так называемые «пружинные броши». Такие броши археологи находят в городах «с сильно варваризованным населением (Неаполь, Танаис) или на варварской периферии античных центров (Кубань, Приазовье)». Между тем греческие фибулы в Северном Причерноморье «очень плохо известны по археологическим материалам»! Если убрать никому не нужные и совершенно не научные выражения типа «варвары» и «варварская периферия», то эта фраза означает: древнейшее население Танаиса составляли скифы и сарматы – те же самые, что жили в Крыму, Приазовье, на Кубани. Вывод из всего этого удивительно прост. В Танаисе греков как «физических лиц» не было вообще. Почти не было даже купцов на постоянном жительстве». (Васильева. Великая Скифия»)

Выходит, что Танаис возник вовсе не в сарматскую эпоху, но имел гораздо более древнюю традицию. Он вообще не был «основан», а развился в город в силу естественных причин из древнего поселения. Настолько древнего, что корни его восходят еще к «протоарийской» эпохе.

О падении Танаиса упоминает ряд источников, причем в некоторых из них он выступает под другим именем. Византийские, арабские и персидские авторы свидетельствуют о городе «Россия», который стоял в устье Дона и был разрушен готами и гуннами. Видимо, это и был город Танаис, который носил второе название, такое же, как и Танаис, Дон — Русская река.

— Так насколько же далеко в глубь веков простирается история русского народа?

— Самые ранние упоминания о русских можно отнести к 1300 году по древнему славянскому календарю. На эту дату приходится начало расселения арийских племен с Балкан по направлению к Северному морю и Днепру. В славянском первоисточнике – «Велесовой книге» — рассказывается, что расселение арийских племен русов шло вдоль русел рек современной Европы. Так, предположительно на территории нынешней Голландии образовалась Голань. Часть племен осела по берегам Рейна, и там была основана Рейнсколань. На Британских островах в районе современной Шотландии племенем скотичей была образована Скотлань. Племена, осевшие вдоль нынешнего Немана, дали ему название Немо и там же заложили одноименное городище, после чего и племя это стало носить название немо, а их потомки стали немцами. Те славяно-арийские племена, что осели по Одру, стали именовать себя бодричи (ободриты); осевшие по Лабе (Эльбе) — полабами, по Руссе – пруссами, по реке Лужице – лужичанами… И все это были славянские племена русичей. Топонимика многих современных географических названий принадлежит славянам-ариям, а следовательно, и русскому народу. Например, в названиях рек легко улавливаются славянские корни. Судите сами: Русне, Дубиса, Миния, Щара, Зельвянка, Молчадь, Россь, Лососянка, Гроднечанка, Березина, Лужица…

— Если ваша хронология верна, то русский народ древнее создателей египетских пирамид?

— Скорее современники. Русские или русы зародились во время исхода рода ариев с Балкан на Карпаты 6700-6200 лет назад, еще до прихода князя Кия на Днепр. Дата же основания Киевского княжества – 1300 год по древнему славянскому календарю подтверждается тремя научными дисциплинами: археологией (Трипольская и Ямная культуры); лингвистикой (отмечающей первую и вторую волну расхождения индоевропейских (арийских) языков); и наконец, ДНК-генеалогией. Эта новая наука прослеживает весь путь миграции славян-ариев и его ответвлений. И она свидетельствует о том, что ветвь ариев, ушедшая с Балкан сначала на Карпаты, потом на Днепр и проделавшая свой путь через Большой Кавказ и Южный Урал до Индии и Ирана, имеет свой «генеалогический паспорт» с гаплогруппой R1a1.

— Сегодня известно, каким был быт и государственное устройство первого русского государства?

— Да. Соплеменники на вече избирали своего вождя и воеводу с дружиной. Имели свой совет старейшин. По вероисповеданию были язычниками и исповедовали славянскую веру. Говорили на арийском языке и имели свою письменность, называвшуюся словесностью. Словесности примерно 7500 лет, она существовала задолго до глаголицы и кириллицы… Знали колесо, конструировали повозки, приручили лошадь, занимались гончарным ремеслом, скотоводством и земледелием, владели литейным производством. Раскопки Аркаима — «Страны городов» на Южном Урале — показали, что славяне-арии уже 4000—3800 лет назад имели мощное металлургическое производство и поставляли по всему миру бронзу.

— В те времена существовало единое русское государство или их было несколько?

— Если говорить о первых государствообразующих территориях под общим названием Русь, то, по сведениям из «Велесовой книги», к ним относятся: Колядь, Ария на Балканах, Красна-Гура на Карпатах, Овсиена Великая и Малая. Позже были образованы Рейнсколань вдоль реки Рейн, Скотлань на Британских островах, Голань на территории нынешней Голландии, Русколань, Киевское княжество, Скуфь Киевская, Антлань на Северном Кавказе, Днепроборея на Черноморском побережье (включая южную часть Большого Кавказа и Западное Причерноморье), Новгородское княжество и ряд других территориальных образований, в том числе южноуральская «Страна городов», образованная 4000 лет назад.

— А биологический возраст русского народа сильно отличается от даты создания первого русского государства?

— Русские как родовое образование являются ветвью одного рода, который в ДНК-генеалогии отмечен как гаплогруппа R1a1 и ему дано свое название – род ариев. Зародился первопредок этого рода около 11000 лет назад на Балканах.

— А если сравнить русское государство с такими «допотопными» державами, как Китай и Индия, то кто все-таки окажется древнее?

— Зная возраст Руси славянской — 7519 лет, сравнить не сложно. Китай образовался самое раннее 4368 лет назад. Индия, согласно перечня Махаджанапад (великих стран), начинает свой отсчет от союза Каши, которому примерно 3000 лет. Тут следует подчеркнуть, что в этот период наши предки уже прибыли в Индию с Южного Урала и заняли достойное место в формировании жизни и быта этого государства. Есть тому и доказательство: высшая каста брахманов Индии состоит на 75% из представителей арийского рода гаплогруппы R1a1. Того самого рода, что ранее сформировал Русь. Можно копнуть еще глубже, во времена древней Греции и Средиземноморья в целом. Так вот Крито-Микенский период первых государственных образований происходит 5000-4000 лет назад. Получается, русская цивилизация древнее из всех ныне существующих!

Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ