Щит из досок

Изготовление мебельного щита в домашних условиях своими руками, тонкости процесса

0 26806

Мебельный щит представляет собой специфический вид древесных материалов, создающийся с помощью склеивания стандартных строганных деревянных брусков. Он эффективно применяется для создания различных видов фурнитуры и покрытий. Сделать мебельный щит своими руками в домашних условиях совсем несложно, поэтому эта работа доступна для самостоятельного выполнения каждому человеку. Полученные конструкции являются натуральными и экологическими чистыми, а при этом намного привлекательней, чем ДСП или МДФ.

Выбор и подготовка материалов

Создание мебельного щита своими руками в домашних условиях предполагает применение разных видов древесины. Наиболее часто для этого используется береза или дуб, бук или осина, а также лиственница и разные хвойные породы.

Каждая порода дерева обладает своими особенностями, поэтому перед определенным выбором рекомендуется заранее определиться с тем, в каких условиях эксплуатации будет применяться полученная контракция.

Наиболее часто мебельные щиты используются для создания разной мебели и дверей. Они отличаются наличием специфического внутреннего напряжения, поэтому в процессе работы надо быть аккуратным, чтобы не нарушить целостность конструкции. Неправильные работы могут привести к деформации уже готового изделия.

Основными преимуществами мебельных щитов являются:

  • экологическая чистота, обусловленная применением натуральных компонентов и качественного клея;
  • изысканный внешний вид полученной мебели и иных конструкций, но это возможно только при грамотной обработке щитов;
  • высокая практичность, так как древесина обладает однородной структурой, что позволяет восстанавливать поломанные или потерявшие привлекательность элементы;
  • изготовление мебельного щита невероятно простое занятие, а при этом тратится на этот процесс небольшое количество денег;
  • мебель, сделанная из щитов, является долговечной и привлекательной;
  • изделия не имеют какие-либо трещины или прочие деформации, а также не подвергаются существенной усадке.

Основным фактором получения качественного щита является грамотный выбор материала для этих целей. Стандартно мебельные щиты обладают толщиной в 2 см, поэтому первоначально подготавливаются заготовки оптимального размера, а также обладающие нужной толщиной. Поскольку непременно доски придется строгать, а после шлифовать, приобретать их следует с запасом, поэтому их толщина должна быть равна 2,5 см.

В процессе выбора материала следует ориентироваться на породу древесины, а также на качество досок. Не допускается, чтобы древесина была неровной или покоробленной. Она должна быть качественной, правильно высушенной и с полным отсутствием каких-либо гнилых участков. Поэтому перед приобретением следует тщательно осмотреть доски. Дополнительно детально изучается сопроводительная документация к материалу.

СоснаОсинаЛиственницаДубБукБереза

Необходимые инструменты

Склейки мебельного щита своими руками производятся с использованием стандартных инструментов. Обычно они имеются в наличии у каждого мужчины, предпочитающего многочисленные работы по дому делать своими силами. Поэтому подготавливаются лишь элементы:

  • строгальный станок, обеспечивающий оптимальную подготовку древесины;
  • инструмент для соединения и склеивания отдельных деревянных брусков;
  • шлифовальная машинка ленточного типа;
  • строительный уровень, позволяющий получить действительно ровные щиты;
  • крупнозернистая наждачная бумага;
  • плоская шлифовальная машинка.

Данных инструментов будет достаточно для изготовления шита, поэтому никаких дорогостоящих устройств больше не понадобится.

Правила изготовления

Как только инструменты будут полностью готовы к планируемой работе, начинается непосредственная процедура производства. Как сделать мебельный щит? Данный процесс не считается слишком сложным, но для того, чтобы исключить возможные ошибки или проблемы, рекомендуется заблаговременно изучить правильную инструкцию. Для этого выполняются последовательные действия:

  • первоначально деревянные доски разрезаются на отдельные бруски, обладающие нужным размером, причем важно делать срезы таким образом, чтобы они были строго под прямым углом;
  • не допускается наличие каких-либо неровностей или прочих дефектов, так как в этом случае не получится правильно склеить мебельный щит;
  • если обнаруживаются незначительные перекосы, то их можно устранить обычным строгальным станком;
  • важным моментом на производстве считается совмещение полученных заготовок, так как они должны быть одинаковыми по текстуре и расцветке, а также по другим важным параметрам;
  • после подборки элементов, они отмечаются, чтобы в процессе склеивания не возникало сложностей с их правильным расположением.

Чтобы все этапы процесса были выполнены с учетом основных нюансов, рекомендуется заблаговременно просмотреть обучающее видео.

Делаем бруски Обрабатываем станком Отмечаем каждый брусок

Технология склеивания элементов

После того, как все сделанные бруски будут подготовлены, можно приступать к их непосредственному склеиванию, что обеспечит получение качественного щита. Данная процедура так же делится на последовательные этапы:

  • выбирается устройство, дающее возможность склеить бруски, а оно должно быть ровным, причем обычно для этого используется обычный лист ДСП;
  • по краям листа закрепляются планки, а их высота зависит от параметров подготовленных брусков;
  • между этими планками выкладываются бруски, причем они должны плотно прилегать друг к другу и должен формироваться привлекательный рисунок из них;
  • если имеются щели, то их легко устранить стандартным фуганком;
  • далее бруски склеивают, для чего применяются разные виды клея, предназначенные для древесины, но оптимальным считается использование ПВА клея;
  • клеем намазывается полностью вся поверхность, состоящая из брусков, причем важно, чтобы средство было равномерно распределено по поверхности;
  • смазанные элементы плотно прижимаются друг к другу;
  • на планки, зафиксированы к листу ДСП, укладываются еще две такие планки, после чего эти элементы соединяются саморезами, а это необходимо для предотвращения выгибания полученного щита;
  • полученная заготовка оставляется примерно на час, после чего щит освобождается и оставляется на сутки.

Таким образом, разобравшись в том, как склеить элементы для получения мебельного щита, данный процесс не потребует существенных усилий. Процедура легко реализуется собственными силами, а в результате получаются конструкции, эффективно использующиеся для создания многочисленной мебели, дверей или даже полноценных покрытий, отличающихся не только высокой прочностью, но и надежностью, а также привлекательным внешним видом.

Закрепляем планки Выкладываем бруски Склеиваем бруски Укладываем еще две планки Оставляем сохнуть

Окончательна обработка

Щиты делают таким образом, чтобы они были не только прочными и долговечными, но и достаточно привлекательными. Для этого уделяется внимание некоторым финишным этапам, заключающимся в специальной обработке. Для этого выполняются действия:

  • осуществляется предварительная процедура шлифования. Для этих целей рекомендуется пользоваться стандартной ленточной шлифовальной машинкой. В нее надо вставить специальную наждачную бумагу, причем она должна обладать крупными фракциями, так как делается первоначальная обработка. Она позволяет устранить крупные дефекты и перепады, оставшиеся на поверхности после процесса создания щита. Действовать надо аккуратно, а также выполняется процесс последовательными и ровными линиями;
  • вторичная обработка — предполагает применение плоской шлифовальной машины. Она обеспечивает удаление малейших перепадов, неровностей и иных дефектов, имеющихся на поверхности деревянного мебельного щита. Также за счет такого процесса удаляется с поверхности ворс. Рекомендуется предварительно смочить основание небольшим количеством воды, а начинать шлифовку следует только после полного высыхания конструкции.

После грамотно реализованной обработки имеется возможность воспользоваться полученными щитами для создания разнообразных столов или полок, тумбочек и иной мебели. Допускается применять их для формирования дверей или покрытий, обладающих высокой прочностью, надежностью и долговечностью.

Таким образом, мебельные щиты являются достаточно популярными и востребованными конструкциями. Они используются для создания многочисленных предметов интерьера. При желании и наличии времени и возможностей можно сделать такие щиты своими руками. Для этого используются разные материалы, представленные различными сортами древесины. Они подвергаются специальной обработке, после чего склеиваются друг с другом с помощью специальной технологии. Это обеспечивает получение действительно качественного, прочного и привлекательного щита, используемого для разных целей. Для придания ему высокой прочности и надежности нельзя забывать о специальной обработке, выполняемой после процедуры создания конструкции.

Первичная обработка Вторичная

Важные нюансы при склеивании деревянных щитов

Здравствуйте, уважаемые читатели и самоделкины!
Любому столяру за время его ремесленной практики хоть раз приходилось иметь дело со склеиванием больших деревянных щитов. И каждый из опыта знает: чем лучше выровнены стыки между досками, тем меньше материала придётся счищать или снимать рубанком, чтобы добиться абсолютно ровной плоскости панели.
В данной статье, автор YouTube канала «Stumpy Nubs» расскажет Вам, как можно добиться качественного результата, используя весьма простые приемы.

Материалы.
— Сосновая доска
— Доски для мебельного щита
— Натуральный пчелиный воск
— Малярный скотч
— Плоские шканты
— Клей ПВА
— Канцелярские резинки
— Гвозди.
Инструменты, использованные автором.
— Струбцины, ваймы
— Сверлильный станок
— Сверла Форстнера
— Ручной или электрический рубанок
— Ленточная пила, электрический лобзик, — шуруповерт
— Коронки
— Циркулярная пила
— Карандаш, линейка.
Процесс изготовления.
Точно выровнять стыки элементов щита особенно важно, если приходится работать с досками толщиной в ¾ дюйма (18-20 мм) и вся панель должна получиться соответствующей толщины. Здесь не может быть места для ошибки.



Конечно, для выравнивания и усиления стыков можно воспользоваться плоскими шкантами, или ламелями. Но тогда в Вашем парке инструментов должен иметься хороший ручной или ламельный фрезер.
Для этого ламельным фрезером во смежных боковых сторонах досок прорезаются глубокие пазы, в которые затем вставляются планки из твёрдого картона или фанеры.
Всевозможные планки, шканты и шпонки применяются также и для укрепления угловых соединений. Хотя, по правде говоря, одного клея по дереву более чем достаточно, чтобы этот тип соединения приобрёл нужную прочность.


Самым быстрым решением для выравнивания стыков совмещённых досок являются длинные корректирующие рейки, которые можно сделать самим из обрезков древесины.
Автор предлагает Вашему вниманию различные способы фиксации для небольших, средних и крупных панелей.
В качестве материала можно выбрать сосну. Это один из самых дешевых и распространенных сортов древесины. Но всё же лучше подобрать твёрдую породу дерева, так как в этом случае можно будет обойтись более тонкими планками. Чем крупнее склеиваемая панель, тем толще, шире и жёстче должны быть планки.

Для щитов небольшой ширины, заготовки вырезаются по размерам конкретной склеиваемой панели. Доски раскладываются на струбцинах в том порядке, в котором они должны быть склеены.

Затем берутся деревянные доски около 70-80 мм шириной (если щит будет из твёрдой породы дерева). На планках ставятся отметки напротив каждого стыка досок панели.
Теперь сверлом Форстнера (или коронкой) по центру доски сверлятся отверстия, как раз в тех её участках, где прочерчены линии.
После этого каждая планка раскраивается пополам на циркулярной пиле. Фактически, зажимы готовы.
Края досок промазываются клеем, соединяются, и слегка стягиваются струбцинами между собой.
Далее стыки досок аккуратно выравниваются относительно друг друга в центральной части формирующейся панели.
Но, поскольку доски склеиваемого щита не идеально ровные, ближе к краям на стыках они могут смещаться относительно друг друга.
И здесь на помощь придут изготовленные концевые прижимы. Они размещаются по обеим сторонам щита таким образом, чтобы каждый из сделанных на них вырезов совпал со стыком двух досок. Таким образом, вся конструкция будет выровнена. Кроме того, благодаря вырезам на планках из стыков смогут свободно выйти излишки клея.
Чтобы первично зафиксировать прижимы, мастер использует обычные канцелярские резинки.
А затем прижимает направляющие струбцинами. Такой тип концевых прижимов особенно удобен для формирования малых панелей, какими, например, являются мебельные дверцы, небольшие столешницы, сидения и спинки стульев.
Для более крупных панелей потребуются больше таких прижимов, которые придётся разместить равномерно по всей длине панели.
Если панель изготавливается очень широкой, то создать нужное давление в центре панели для выравнивания поверхности будет проблематично. Это происходит по то той причине, что прижимные доски будут изгибаться в форме дуги.
Здесь потребуется небольшое усовершенствование прижимных досок. С этой целью мастер отбирает две деревянные доски около 50 мм шириной. По длине каждая прижимная планка должна быть примерно на 150 мм длиннее ширины самой панели.
Теперь на планке с обеих сторон отмечаются края панели.
Затем, перевернув планку, от одной отметки до другой автор наклеивает малярный скотч.
А поверх него ещё один слой, который от своего начала и от конца примерно 30 мм короче первой ленты.
Следующая полоска ленты будет ровно на столько же короче предыдущей. И так слой за слоем будут накладываться до тех пор, пока по центру не приклеится последняя коротенькая полосочка, всего несколько сантиметров шириной.
Лента видоизменила край планки, превратив его в некое подобие дуги. Теперь прижимное усилие будет значительно больше в центральной части панели (чем без использования накладки из скотча), и равномерно распределится по всей длине прижима.
Сам прижим естественным образом прогнётся под воздействие давления, создаваемого струбцинами с краёв, и, в свою очередь, окажет давление на центральную зону панели. Это замечательный способ работы с панелями среднего размера (небольшие столешницы, фронтальные поверхности шкафов и т. п.).
Но если речь идёт о действительно больших панелях, которые нужны при изготовлении верха для полноформатного обеденного стола, принцип изогнутого края применяется несколько иначе.
Во-первых, сами доски для прижимов должны быть несколько толще и шире, примерно 50Х100 мм. А сам дугообразный край формируется уже не за счёт нанесённой в несколько слоёв клейкой ленты, которая при прикладывании давления будет проминаться и сдвигаться в стороны, а за счёт изменения формы самой планки.
Автор предлагает вырезать тонкую деревянную полоску шириной 150-200 мм.
Затем вогнать по краям планки, которая будет выполнять роль прижима, по небольшому гвоздю. Это нужно сделать на расстоянии примерно 4-6 мм от края, который будет гнуться.
Гвоздики помогут зафиксировать полоску дерева в момент, когда мастер станет прогибать её в направлении края планки. В результате получится шаблон идеальной плавной дуги.
Остаётся только наметить линию пунктиром, и вырезать по разметке на ленточной пиле или обычным лобзиком. Можно стесать лишний материал рубанком, или снять на шлифовальном станке.
Если дуга на прижимной планке оказалась несколько глубже, чем может согнуться материал, всегда можно положить пару слоев клейкой ленты на край планки. Также стоит и натереть край прижима пчелиным воском или пастой, чтобы предупредить приклеивание прижима к панели.
Благодарю автора за простые советы по склейке деревянных щитов! Применяя их в своей мастерской, Вы не только уменьшите количество снимаемого материала и затраченного времени, но и в получите щит большей толщины.
Эти же советы пригодятся и при использовании специальных струбцин-вайм. Про их изготовление рассказано в одной из статей.
Всем хорошего настроения, удачи, и интересных идей!
Авторское видео можно найти здесь.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .

Щиты из Dura Europos

Дура-Европос, древний город на территории современной Сирии, был выявлен археологами во время раскопок в 1920 году. С тех пор в нем были найдены несколько удивительных вещей. Это, прежде всего, развалины домов, останки дворца, двух храмов и поразительные фрески. В данный момент, к сожалению, раскопанный Дура-Европос уничтожен религиозными фанатиками из «Исламского государства», однако некоторые находки все же сохранились, благодаря тому, что были вывезены на протяжении ХХ века во Францию и США и сейчас хранятся в Лувре и в коллекциях Йельского университета. В Йеле, хранятся и эти три деревянные расписанные римские щиты. Щиты являются редкими экземплярами живописи по дереву досредневековой эпохи. На одном из них был изображен Марс, бог войны, на другом – сцена из битвы греков с амазонками. На третьем – сцены из «Илиады».

В данном месте обнаружено, по крайней мере 24 полных или фрагментарных деревянных щита, 6 центральных металлических стержней от них и 21 умбон. Пять наиболее неповрежденных деревянных щита были овальной и слегка
вогнутой формы, размером от 1.07-1.18 м высотой, и 0.92-0.97 м (около 3 фута) шириной. Толщину данные щиты имеют небольшую, от 8-9 мм в центре, плавно сокращаясь и близко к краю имеют около 6 мм, но на самом уже краю имеют и вовсе 3-4 мм. Собраны они из 12-15 досок из тополя, 8-12 мм толщиной, склеенных по длине.

Один из щитов, обнаруженных в Дура – Европос, был не раскрашенным, в то время как некоторые из досок в разрезах и в других местах были окрашены розовым. Другие щиты чрезвычайно богато украшены. На одном показана стоящая фигура, выполненная в стиле пальмирских изображений богов, на серо – зеленом фоне. Два щита имели красные поля, с узором в виде венка и гребней волн вокруг центрального отверстия для умбона. На красном поле одного щита показана сцена из Илиады, в то время как на другом представлена Амазономахия. Задняя часть щита с Амазонками была раскрашена в синий цвет, и украшена розетками и красными сердцами, обведенными белым.

Дура-Европос

План Дура-ЕвропосаПальмирские ворота Дура-Европоса, главный вход в городРуины храма Баала в Дура-Европосе

Ду́ра-Европо́с (греч. Δούρα Ευρωπός) — античный город на Евфрате (вблизи современного Калат-эс-Салихия в Сирии), существовавший примерно с 300 года до н. э. до 256 года. Получил известность в связи с археологическими находками и хорошо сохранившимися древними фресками. Дура на арамейском означает «крепость».

История города

Город был основан царём Селевком I Никатором около 300 до н. э. среди многих других и просуществовал более 550 лет. Примерно в 100 до н. э. перешёл под власть Парфянского царства, а с 165 года — Рима. В римское время Дура-Европос был крупным торговым центром, и большинство археологических находок относятся к этому периоду времени. В 256 году захвачен войсками Сасанидов и заброшен.

Селевк, диадох Александра Македонского, выбрал для поселения своих солдат заброшенную ассирийскую крепость на дороге из Дамаска в Междуречье и дал ей имя в честь одного из македонских городов, Европоса. Составное слово Дура-Европос стала названием города уже в наше время. Крепость стояла на высоком берегу среднего Евфрата, защищенная с 3 сторон крутыми обрывами, а 4-я сторона, противоположная от реки и примыкающая к пустыне, была обнесена длинной прямой стеной с башнями. Размеры города составляют примерно 700 на 1000 м.

Город регулярно спланирован (прямо пересекающиеся улицы) в селевкидское время, к которому относятся агора, остатки храмов, цитадель. Со временем гражданское население стало превалировать в городе, из крепости он превратился в захолустный городок, выросший вокруг рыночной площади. Однако население можно назвать гражданским лишь относительно, в военное время земледельцы вставали в строй, образуя сословие так называемых клерухов. Социально жители делились по родам, как и в Македонии. Земля клерухам давалась в пожизненную аренду за их службу или службу их детей, оставаясь царской собственностью.

Город имел этнически смешанное население: верхушка или знать имела греко-македонские корни, большинство населения составляли сирийцы, арабы, евреи, представители иранских племен. Управлялся город по греческим обычаям, советом из наиболее влиятельных граждан, греков по национальности. Остальные в повседневной мирской жизни подчинялись греческим законам, но главенствовали над законами указы царя, который держал в городе стратега — представителя исполнительной власти.

После захвата Дура-Европоса парфянами мало что изменилось в обыденной жизни города, разве что восточное влияние усилилось в греко-македонских семьях, где стали практиковаться браки между близкими родственниками. От парфянского времени сохранились дворец, руины многочисленных храмов (Баала, Артемиды-Нанайи, Атаргатис, Зевса Кюриоса, Зевса Теоса, «Пальмирских богов») с фресками и рельефами.

К римскому времени относятся укрепления, термы (бани), храмы, в том числе христианская церковь, синагога и храм Митры — все три с уникальными росписями. Синагога Дура-Европос была построена в 244 году, всего за 10 лет до захвата города Сасанидами, наследниками персидской державы Ахеменидов. Христианская церковь и синагога размещались рядом с городской стеной, при строительстве укреплений их засыпали внутри песком (как часть укрепления), из-за чего и дошли до нашего времени редкие фрески на библейскую тему, в то время, как сам заброшенный город исчез под натиском времени.

Ожесточенная осада оставила следы в городе. Персы (Сасаниды) возвели большую земляную насыпь-пандус, по которой штурмовали стену. Одновременно нападающие копали под стенами подземный ход. Римляне, в свою очередь, рыли свой ход, и в результате подземной схватки в ходах осталось немало трупов римских солдат. Стена города осела в подкоп, но в целом устояла. Обрушилась одна из башен, похоронив под собой, и, тем самым сохранив для археологов, предметы римского вооружения.

Второе рождение города

Фреска из синагоги в Дура-Европосе, изображающая библейский сюжет с младенцем Моисеем

О существовании Дура-Европоса было известно долгое время только из письменных источников. В апреле 1920 года солдаты-индусы под командованием капитана Мёрфи из размещенных на Ближнем Востоке английских войск рыли траншею возле неизвестных развалин. Арабские племена в тех краях незадолго до того подняли вооруженное восстание, надеясь достичь независимости на обломках Оттоманской империи. Случайно под песком вдруг открылась свежая, прекрасно сохранившаяся роспись на стене, изображающая сирийского священника. Так была найден Дура-Европос, или, как его называют журналисты — Помпеи сирийской пустыни.

Фреска из сирийского храма в Дура-Европосе

Сразу же начались раскопки места французскими и американскими археологами, но вскоре были свернуты из-за неспокойной обстановки в связи с развернувшейся в регионе национально-освободительной борьбой. Первые археологические находки оказались в Музее Лувра. В 1930-х годах город исследовался экспедицией, финансируемой Йельским университетом (США) до начала 2-й мировой войны. Наиболее важные находки были сделаны под руководством историка М. И. Ростовцева, эмигрировавшего в Америку сразу после революции. После войны раскопки возобновились в 1986 году.

Кроме многочисленных остатков памятников архитектуры, росписей на стенах древнейшей синагоги, уникальных предметов античного вооружения (вроде чешуйчатого конского доспеха), найдены документы на греческом, латинском, арамейском и других языках. Сохранились также руины довольно скромной по размерам, но самой старой из известных христианских церквей.

Стены синагоги с фресками реконструированы в музее Дамаска, на месте остались только руины стен, храмов и крепости. Письменные документы хранятся в Галерее Искусств Йельского университета.

Источники и ссылки

Дура-Европос на Викискладе

  • Дура-Европос, очерк востоковеда Н. Пигулевской, члена-корр. АН СССР (недоступная ссылка — история)
  • Dura-Europos, article by Simon James.
  • Dura-Europos, The Princeton Encyclopedia of Classical Sites

Скутум

Скутум (классическая латынь: ) был типом щитов, используемым среди италийских народов в древности, а затем и армией древнего Рима. Начиная примерно с четвертого века до н.э. римляне приняли его на вооружение, когда перешли от военного построения в виде греческой фаланги гоплитов к формированию манипул. Ранее солдаты использовали круглые щиты, которые римляне называли клипеусами. Впоследствии стали использовать скутум, который был более крупным щитом. Первоначально такого рода щиты имели продолговатую и выпуклую форму. К первому веку до нашей эры их форма преобразовалась в прямоугольную, это уже был полуцилиндрический щит, который в наше время широко ассоциируется со скутумом. Однако данный щит не единственный, который использовали римляне, там так же были щиты других типов и предназначались они разным солдатам, в зависимости от определённой роли в бою. Овальные, круглые и прямоугольные щиты использовались на протяжении всей римской истории.

История скутума

В ранние времена эпохи древнего Рима (с конца царственного периода до начала раннереспубликанского периода) римские солдаты использовали клипеус, который был похож на гоплон — круглый щит, который применялся греческой фалангой гоплитов. В построения гоплитов так же входили тяжелые пехотинцы, которые изначально были оснащены бронзовыми щитами и шлемами. Фаланга представляла из себя компактное прямоугольное массовое военное образование. Солдаты выстраивались в очень тесные ряды, в построении их было обычно восемь. Фаланга двигалась в унисон, что способствовало сплочению войск. В передней части формировалась стена из щитов, которая ощетинивалась массой копий, направленных на врага. Подобная компактность обеспечивала также толчковую силу, которая оказывала сильное воздействие на противника и значительно затрудняла фронтальные атаки такого построения. Однако это срабатывало только в том случае, если солдаты держали плотный строй и были очень дисциплинированными, что являлось необходимостью для поддержания целостности и компактности в гуще битвы. Фаланга гоплитов являла собой плотное построение, с ограниченной маневренностью. Маленькие щиты обеспечивали худшую защиту. Однако, в то же время, их меньший размер обеспечивал лучшую мобильность.

Приблизительно в начале четвертого века до нашей эры римляне изменили своё основное военное построение с фаланги гоплитов на манипулу. Данное военное построение было гораздо более гибким. Это было связано со сменой военного снаряжения. Скутум заменил аспис (гоплон). Некоторые древние авторы предпологали, что римляне переняли манипулу и скутум у противника, когда они сражались против самнитов в первой или второй самнитской войне (343-341 гг. до н.э., 327-304 гг. до н.э.). Однако Ливий не упомянул скутум как самнитский щит и написал, что продолговатые щит и формирование манипул были введены в начале четвертого века до нашей эры, до конфликта между римлянами и самнитами. Плутарх упоминал использование длинного щита в битве, которая произошла в 366 году до нашей эры. Куиссин отмечает, что археологические свидетельства показывают широкое использование скутума итальянцами задолго до самнитских войн, и утверждает, что он не был заимствован у самнитов. В некоторых частях Италии скутум использовался с доисторических времен.

Полибий предоставил описание скутума в начале второго века:

Римская защита состоит, в первую очередь, из щита (скутума), выпуклая поверхность которого имеет ширину два с половиной фута (77см.) и длину четыре фута (122см.), а толщина на ободе равна ширине ладони. Он состоит из двух скреплённых досок, внешняя поверхность которых сначала покрывается холстом, а затем телячьей кожей. Его верхний и нижний ободы усилены железной окантовкой, которая защищает воина от ударов и травм, когда тот припадает к земле. К нему также в центре прикреплена железная сфера (умбон), которая, в целом, отбивает самые страшные удары камней, копей и тяжелых дротиков…

Овальный скутум изображен на алтаре Domitius Ahenobarbus в Риме, памятнике Эмилия Паулла в Дельфах, кроме того существует реальный экземпляр, найденный в Каср эль-Харит в Египте. Постепенно скутум превратился в прямоугольный (или почти прямоугольный) тип щита, характерный для ранней Римской империи.

Предпложительно к концу 3-го века прямоугольный скутум исчезает. Археологические находки четвертого века (особенно из крепости Дура-Эвропос) указывают на последующее пользование римлянами овальных или круглых щитов, которые не были полуцилиндрическими, но были либо выпуклыми (в форме чаши), либо плоскими. Римские произведения искусств с конца 3-го века до конца античности показывают солдат, несущих овальные или круглые щиты, в основном клипеусы.

Слово «скутум» пережило Римскую империю и вошло в военный словарь Византии. Даже в 11 — м веке, византийцы называли своих бронированных солдат «скутатми» ( Grk . Σκυτατοί).

Конструкция скутума

Скутум весил приблизительно 10 килограммов и представлял собой большой изогнутый прямоугольник. Его изготавливали из двух частей древесины, склееных и покрытый холстом или кожей, как правило, с различного вида умбонами, расположенными по центру. Лучший сохранившийся экземпляр из Дура-Эвропос в Сирии был 105,5 сантиметров в высоту, 41 сантиметр в ширину и в глубину 30 сантиметров (из-за его полуцилиндрической формы), толщина составляла 5 — 6 мм. Некоторые источники указывают что вес подобных щитов составлял от 5 до 7 кг.

Преимущества и недостатки

Скутум было достаточно лёгким, чтобы держать его одной рукой, а его большая высота и ширина закрывали всего владельца, что хорошо защищало от обстрела дротиками и в рукопашном бою. Металлическая сфера, или умбон, в центре скутума также делал его вспомогательным ударным оружием. В связи с определёнными конструктивными упущениями, ранние версии скутума могли пробиваться сильными рубящими или колющими ударами, которые зачастую и наносили легионерам противники в римских кампаниях против Карфагена и Дакии. Фальката и фалькс могли легко проникать сквозь шит и наносить ранения. Пробивные возможности этих типов оружия привели к необходимости изменить первоначальную конструкцию щита. Скутумы стали производить более прочными, в состав вошли доски большей толщины, а контур стали обрамлять металлическими вставками.

Аспис, предыдущая версия римского щита, был тяжелее, и имел меньшую защитную площадь, чем скутум, поэтому, а так же благодаря своей особенной конструкции, он был гораздо прочнее.

Использование в боевых действиях

Согласно Полибию, скутум давал римским солдатам преимущество над их врагами — карфагенянами во время Пунических войн: «Их оружие также дает людям защиту и уверенность, благодаря размеру щита».

Римский писатель Светоний записал героический подвиг центуриона Кассия Скаева, сражавшегося на стороне Цезаря в битве при Диррахии:

с одним потерянным глазом, получив ранение в бедро и плечо, а его щит был пробит в ста двадцати местах, продолжал охранять ворота крепости, находящейся в его ведении … поднялся на борт корабля и вытолкал врага перед ним умбоном его щита.

Римский писатель Кассий Дио в своей » Истории римлян» описал римлян против врагов в битве при Филиппах: «В течение долгого времени наносились удары щитами по щиту и удары мечами, так как воины сначала осторожно искали шанс ранить других, без получения ранений самими. «

Форма скутума позволяла построениям легионеров делать перекрытия щитов для защиты всего строя, создавая эффективный барьер для метательного оружия. Самым перспективным построением, поскольку оно обеспечивало значительную защиту от других атак, было использование строя тестудо («черепаха»,) которое включало в себя легионеров, держащих щиты над головой, для защиты от падающих снарядов (таких как стрелы или предметы, брошенные защитниками стен).

Дио рассказывает о том, как «черепаха» использовалась людьми Марка Антония во время кампании в Армении:

Однажды, когда они попали в засаду и были поражены густым потоком стрел, внезапно образовали черепаху, плотно сцепившись своими щитам, они припали своими левыми коленями на землю. Варвары … отбросили свои луки, слезли со своих лошадей и, взяв свои кинжалы, подошли ближе, чтобы покончить с ними. При этом римляне вскочили на ноги, вернулись к прежнему построению … и, столкнувшись с противником лицом к лицу, напали на них … и зарубили множество людей.

Тем не менее, построение тестудо не было непобедимым, так как Дио в другом случае рассказывает о том, как римская группа была побеждена парфянскими рыцарями и лучниками в битве при Каррахе:

Ибо если решили поднять щиты с целью избежать стрел из-за близости их массового метания, напали бы на них, поразив одних и, по крайней мере, рассыпав других; и если они расширят свои ряды, чтобы избежать этого, они будут поражены стрелами.

Специальное использование

Кассий Дио описывает скутум, используемый для помощи в засаде:

Теперь Помпей стремился вовлечь Ореста в конфликт, прежде чем он узнает число римлян, боясь, что, узнав об этом, он может отступить … он оставит остальных … в положении на коленях и прикрытых их щитами. Заставляя их оставаться неподвижными, так что Оресту не выяснять их количество, пока он не приблизится к нему.

Дио также отмечает использование скутума в качестве инструмента психологического воздействия при взятии Сиракузы:

Соответственно, некоторые из ворот были открыты , и как только некоторые вошли, все, как внутри, так и снаружи, по определенному сигналу подняли крик и ударили копьями по своим щитам, трубачи взорвали воздух трубным звоном, в результате чего полная паника охватила сиракузян.

В 27 г. до н.э. император Август был удостоен золотого щита сенатом за его участие в прекращении гражданской войны и восстановлении Республики, сказано в «Деяниях божественного Августа» (автобиография императора Октавиана Августа). Щит, судя по записям в «Деяниях», был повешен за пределами курии Юлия (места собраний римского Сената на Римском форуме), служа символом принципа «доблести, милосердия, справедливости и благочестия». Автор V века Вегетий добавил, что скутумы помогали в идентификации солдат:

Чтобы солдаты в суматохе битвы не были отделены от своих товарищей, у каждой когорты на щитах были нарисованы определённые символы, свойственные каждой группе. Имя каждого солдата было также написано на его щите вместе с номером когорты и центурии, к которым он принадлежал.

Другие варианты использования названия

Название «скутум» было принято как термин использующийся в названии британским производителем элитной одежды Aquascutum. Данный производитель в 19 веке прославился своей водонепроницаемой мужской одеждой. Отсюда и название, которое по-латыни означает «водный щит».

В зоологии термин «scute» или «scutum» используется для защитной и закрывающей части анатомии животного, такой к примеру как раковина черепахи.