Сау на колесном шасси

155-мм самоходная пушка-гаубица G-6 «Rhino» ЮАР

Тактико-технические характеристики G-6 «Rhino»
Расчет, человек 6
Масса, кг 47000
Габаритные размеры: дл. х шир. х выс., м 10,34 х 3,4 х 1,9
Силовая установка дизель
Мощность двигателя, л/с 518
Запас хода, км 700
Максимальная скорость движения, км/ч 90
Высота преодолеваемого препятствия, м 0,5
Ширина преодолеваемого рва, м 1

Бесконечные модификации и усовершенствования 155-мм самоходной пушки-гаубицы, известной в настоящее время как LIW G6, которая была создана конструкторами фирмы «Денэль» в 1981 году, начались с момента появления опытного образца. Они коснулись почти всех ее систем и не затронули только самоходную платформу 6×6.
Когда G6 только появилась, на ней, как и на буксируемой гаубице G5, стоял ствол L/45. С доступными в то время боеприпасами максимальная дальность орудия не превышала 40000 м. В последней модификации со стволом L/52 и боеприпасами повышенной дальности она может быть увеличена до 53 000 м. Результатом работы по увеличению дальности, которая ведется в настоящее время, должен стать снаряд с прямоточным реактивным двигателем с дальностью более 70 000 м. Для повышения точности при стрельбе на сверхдальние дистанции будет добавлена система корректировки траектории.

Наряду с увеличением дальности, система управления огнем претерпела ряд изменений, а внутреннее устройство башни было реконструировано для размещения в ней модифицированных систем наведения и управления башней. Были установлены новые средства связи и ориентирования, командир был снабжен системой управления, которая предоставляет информацию о задаче, поставленной командованием, приказе на стрельбу, состоянии средств связи, ориентировании и общую баллистическую информацию.

Накалиберные снаряды увеличенной дальности стрельбы может монтироваться двигатель с газогенераторным поддоном, чтобы бороться с вихрями позади ракеты, тормозящими ее. Масса фугасного снаряда из-за насадки увеличивается с 45,3 до 47,7 кг. Другие используемые боеприпасы _ это дымовые, осветительные, зажигательные, агитационные и постановщики РЛ помех. Снаряды увеличенной дальности имеют насадки и реактивные двигатели для увеличения дистанции до 53 000 м, но их заряд меньше обычного, его масса составляет 8,7 кг. G6 может вести стрельбу с колес, но для лучшей устойчивости следует опускать ее на четыре имеющиеся в наличии опоры. Во время стрельбы ствол может поворачиваться на 90° в обе стороны, максимальные углы вертикального наведения составляют от -5″ до +75°. Средний темп стрельбы орудия — 4 выстрела в минуту в течение 15 мин; максимальный темп — 3 выстрела за 25 секунд -обеспечивается полуавтоматическим досылателем снаряда.

Фотографии самоходной пушки-гаубицы G-6 «Rhino»

Достаточно неожиданной и приятной для нас новостью стала весьма объективная оценка военной-политической ситуации в Содружестве Независимых Республик на юго-востоке Украины одной из ведущих проправительственных газет ЮАР «The New Age», где редакционная статья с красноречивым названием «Лицемерие душит Украину» гласит о том, что западные двойные стандарты, применительно к Украине, воистину поразительны. И это при том, что большинство печатных СМИ республики зачастую «рисуют» РФ в самых плохих красках.

Да, эта страна географически весьма удалена от геополитических распрей между русскими славянами, борющимися за справедливость и многополярность, и англосаксами, жаждущими иметь мировое господство, но это совсем не означает, что она не имеет собственного мнения, тем более в 2013 году была подписана Декларация о стратегическом партнёрстве между РФ и ЮАР, тем более, что последняя уже имеет членство в БРИКС.

А сейчас, в обстановке всемирного беспредела блока НАТО и его прихвостней, иметь, а тем более высказывать своё мнение и действовать на мировой арене может только тот, кто имеет высокотехнологическое вооружение и серьёзных покровителей. С покровительством уже всё ясно: являясь участником БРИКС, ЮАР автоматически становится негласным, скажем даже, соседствующим «блок о блок», союзником ШОС и ОДКБ… хорошее начало. А вот касаемо развития собственного ВПК страны,- ещё есть что сказать…

Большинство стран южного полушария не ведут собственных серьёзных разработок в сфере военных технологий: Австралия, Аргентина, Бразилия, Индонезия и Малайзия в основном заимствуют опыт других, лидирующих в этой отрасли держав,- России, США, Франции, Германии и Швеции. У Южно-Африканского государства, хоть он и долго воспринимался как колония Запада, есть и чисто отечественные технические шедевры, и изделия, созданные при некотором сотрудничестве с Бразилией и странами Европы.

Географическое расположение на бескрайних сложнорельефных просторах южной оконечности Африканского континента, где и сухая пустыня Намиб и влажные субтропики на востоке, требовало создания для сухопутных войск хорошо проходимой, выносливой и мобильной артиллерийской техники c огромным запасом хода, большой дальностью стрельбы и высокой точностью. Разработка одного из таких образцов началась ещё в конце 70х годов государственной кооперацией APMSKOR, первое же изделие появилось к 1981 году, пошла в серийное производство в 1988 году.

Ввиду выше описанных качеств рельефа, для ходовой части было решено реализовать внедорожную колёсную формулу 6х6. Новое изделие – 155-мм САУ, было решено назвать G6 «Rhino»(«Носорог»). Экипаж САУ составляет шесть человек: командир, наводчик, три заряжающих и механик-водитель. Механик-водитель, в отделении управления, расположен в хорошо остеклённой бронированной турели с визуальным обзором не менее 180 градусов, которым не обладает ни одна известная САУ.

Есть у такой конструкции и минусы – уязвимость выдвинутой капсулы водителя для бронебойных снарядов и тяжёлых осколков; командир, наводчик, и 2-3 заряжающих(только в первой модификации G6) находятся в бронированной башне. Последняя глубоко усовершенствования модификация – G6-52. Эта самоходная гаубица полностью создана на базе G6, и может на скорости 90 км/ч приблизиться к противнику на расстояние 25-50 км и в режиме «шквал огня» одновременно обрушить на цель 5-6 снарядов с минимальным круговым вероятным отклонением.

При использовании новейшего активно-реактивного осколочно-фугасного снаряда V-LAP с передовой аэродинамикой, дальность стрельбы возросла до 67км. У G6-52 установлена нарезная 155-мм пушка-гаубица с углами возвышения от -5’’ до +75’’, способная стрелять как прямой наводкой, так и по навесной траектории. На ней уже установлен АЗ (автомат зарядки) и скорострельность возросла до 8 выстр./мин, а экипаж сократился до 3-5 человек.

Длина ствола орудия составляет 52 калибра (L52), боекомплект равен 48 выстрелам. Дизельный двигатель мощностью 525л.с. способен разогнать 49 тонную боевую машину до 90км/ч по шоссе, и до 75 км/ч по пересечённой местности. В боевое положение САУ приводится всего за 30 секунд.

Система управления вооружением G6 компьютеризирована, и называется AS80. Имеются режимы поправок на атмосферные условия, ветер, температуру зарядов. Есть интеграция с NAVSTAR, баллистический вычислитель и синхронизация с бортовыми компьютерами других орудий и военной техники для обмена тактической информацией. Также стандартно присутствуют дневной и ночной тепловизионные прицельные каналы. Бронирование лобовой проекции способно защищать от 20-мм бронебойных снарядов, т.е. бронезащита порядка 50-60мм, а днища – от противотанковой мины, эквивалентной советской ТМ-46. Запас хода приближается к 700 км.

САУ G6-52 «Rhino» – одна из лучших, на сегодня, артиллерийских систем в истории, и по многим параметрам превосходит не только, к примеру, американскую САУ М-109 «Паладин», но и даже нашу САУ «Мста-С» и немецкую PzH-2000, которые не стреляют реактивными снарядами более чем на 50 км.

Есть уникальные разработки и в области ракетной техники.

Учитывая тот факт, что ранее, покупая французские истребители «Mirage-F1», «Mirage-ІІІ» и создав собственный истребитель «Cheetah»(«Гепард») на базе «Mirage-ІІІBZ и RZ», купленных у Израиля, ЮАР ориентировался на создание похожих на французские ракет класса «воздух-воздух» для своих гепардов типа V3A/B «Kukri», подвесочные узлы и планер которых очень похож на французские ракеты ближнего боя «Мажик-2».

Но, осознавая, что дальности этой ракеты (4-6 км) уже очень мало для современного энергичного ближнего воздушного боя, южноафриканская компания «Kentron», входящей в корпорацию «Denel Aerospace Systems» в 1995 году начала разработку принципиально новой ракеты-перехватчика, которую можно назвать «королевой сверхманевренности».

Ракета класса «воздух-воздух» V3E «A-Darter», ближнего радиуса действия, создана для эффективного выполнения задач позиционного завоевания превосходства в воздухе и защиты от обильных авиаударов с помощью крылатых ракет. Разработана она для оснащения истребителей Jas-39C и D «Gripen», которые ЮАР закупала с 1999 по 2012 годы для обновления приемлемого боевого потенциала ВВС.

Участие в разработке ракеты также взяла и Бразилия, инвестировав в проект более 52млн.$. Первые испытания V3E ВВС ЮАР провели в феврале 2009 года, где проводился анализ динамических качеств и эффективности ГСН. Показала себя ракета на «4-«, что очень даже хорошо для начального этапа. Остальные испытания, в т.ч. и летные, продолжились после 2010 года.

Из основных характеристик можно отметить дальность стрельбы: в переднюю полусферу — 20 км, в заднюю — 10-12 км. Обычная, на первый взгляд, дальность для ракет ближнего боя Р-60М и Р-73. Но вес боевой части при этом составляет 17кг, что в 2,5 раза больше, чем у наших «ЭР-ок». Эффективность и большая зона поражения на лицо. Система управления представлена аэродинамическими рулями в хвостовой части и системой ОВТ (отклонение вектора тяги), что позволяет ракете маневрировать с ошеломляющими 100G(ед.)!

Плюс ко всему — инфракрасная ГСН с матрицей высокого разрешения биоспектрального типа. Вес ГСН не более 10,5кг, угол обзора +/_90. Она имеет высокую степень помехозащищенности; оптопрозрачный обтекатель выполнен из искусственного сапфира, как и обтекатели квантовых ОЛС лучших российских истребителей Су-35С и Т-50 ПАК ФА.


Ракета V3E «A-Darter»обладает уникальной инерциальной навигационной системой управления, изготовленной на базе микроэлектромеханического и математического модуля SilMU02, который в трекоординатном пространстве моделирует наиболее целесообразную траекторию для ракеты и донаведение на интенсивно маневрирующую цель. Этот модуль состоит из микроакселерометров и кольцевых гироскопов из кремния VSG-3.

Все это выводит ракету V3E «A-Darter» в лидеры своего класса, превосходя хваленую американскую AIM-9X, французскую «Magic-2» и даже российскую Р-73 с газодинамическими рулевыми соплами. Ракета синхронизирована с нашлемной системой целеуказания «Guardians», как и у наших истребителей, что позволяет выполнять пуск «через плечо», когда углы наблюденияцели не менее 90″ от курса полета носителя. Вот такая уникальная разработка такой маленькой республики.

В одной из наших следующих статей мы упомянем и разработки ЮАР в области ВМС. Уже сегодня можно смело заявлять, что эта республика в чем-то перегнала сверхдержавы… но учитывая непредсказуемое развитие «многополярности», это может получить континентальный статус.

/Евгений Даманцев/

Самоходное шасси

Самоходное шасси — транспортное средство с мотором, предназначенное для размещения на нём различного оборудования (механизмов и инструментов).

Типы самоходных шасси:

  1. Автомобильные;
  2. Тракторные;
  3. Специальное универсально самоходное шасси.

Как правило, шасси производится на автомобильном или тракторном заводе, а оборудование, которое размещается на нем, на другом специализированном заводе по производству навесного оборудования. Например, на автомобилях, типа УРАЛ устанавливают оборудование повышенной проходимости.

Пример самоходного шасси – автокран. Универсальные самоходные шасси широко используются в сельском хозяйстве на сезонном оборудовании.

Универсальное самоходное шасси

Самоходное шасси больше всего напоминает трактор, отличием является лишь компоновка, в которой мотор расположен позади кабины, перед кабиной, видимо, расположена рама с передним мостом. Рама может устанавливаться одно- или двух- балочная. На раме устанавливается различное специальное оборудование, используемое в сельском хозяйстве (кузов самосвал). Навес оборудования осуществляется быстро, для удобства его замены в случае необходимости.

Область применения самоходных шасси

— В сельском хозяйстве;

— В лесном хозяйстве;

— В коммунальных и дорожно-ремонтных службах;

— На складах (подъемники, погрузчики).

ТРАКТОРНОЕ САМОХОДНОЕ ШАССИ

Тракторные самоходные шасси (рис. l.ld) предназначены для возделывания пропашных культур и выполнения транспортных работ. Преимущества шасси по сравнению с универсально-пропашными тракторами:

  • • возможность трехрядного эшелонированного расположения орудий за счет использования межосевого пространства под рамой шасси (в отличие от двухрядного расположения орудий при агрегатировании с тракторами);
  • • более точное положение рабочего органа орудия в междурядье при навеске культиватора в межосевом пространстве шасси (по сравнению с навеской его сзади или впереди трактора);
  • • свободное внутреннее (между осями) пространство для размещения технологического оборудования уборочных машин;
  • • возможность использования свободного пространства впереди кабины над рамой для размещения емкостей с технологическим материалом;
  • • хорошая обзорность с места водителя ориентиров движения, управляемых колес, рабочих органов машин, сцепных устройств.

К недостаткам компоновочной схемы тракторных шасси относятся сложность навески сельскохозяйственных машин в межосевом пространстве и трудность осуществления привода к передним колесам при сохранении свободного пространства между осями.

В целом тракторные шасси не получили широкого распространения в сельскохозяйственном производстве как в России, так и за рубежом. Это можно объяснить тем, что пока не удалось создать машины, которые позволили бы реализовать перечисленные выше преимущества шасси.

По компоновочной схеме и технологическим свойствам к числу тракторных шасси можно отнести модели тракторов фирм Fendt и Intrac (Германия). Компоновочная схема мобильного энергетического средства F390/395 GTA фирмы Fendt отличается тем, что на месте двигателя предусмотрена свободная зона. Двигатель с горизонтально расположенными цилиндрами размещен под кабиной, а образовавшаяся вследствие этого свободная зона служит главным образом для более удобного размещения передненавесных машин в пространстве между осями и лучшего наблюдения за выполняемым технологическим процессом впереди трактора. Кроме того, в этой зоне можно устанавливать емкость с технологическим материалом.

Оригинальность компоновки энергетического средства Intrac состоит в том, что кабина сдвинута вперед и расположена над передним мостом (рис. 1.1е). Появление тракторов такой компоновки, как и тракторов MB-trac, вызвано требованиями комбинированного агрегатирования и повышения универсальности. Компоновка тракторов Intrac (дополнительно к преимуществам шасси, перечисленным ранее) обеспечивает возможность фронтального присоединения полунавесных и навесных уборочных машин. Трактор имеет впереди и сзади независимый ВОМ для привода активных рабочих органов машин.

В практике мирового тракторостроения приоритетным остается создание тракторов, обеспечивающих эшелонированное агрегатирование с хорошим обзором фронтальной навески. Это свойство тракторов новых компоновочных схем стремятся перенести на тракторы классической схемы. Оно особенно важно на операциях междурядной обработки, так как позволяет уменьшить количество подрезаний обрабатываемых растений, повысить точность внесения удобрений и улучшить другие агротехнические показатели работы агрегата.

Рис. 1.2

Трактор классической компоновки, обладающий хорошим фронтальным обзором

На рисунке 1.2 показан трактор классической компоновки с хорошим фронтальным обзором. У него приподнята кабина, а капот двигателя наклонен вперед, вследствие чего с места водителя (точка К) видны присоединительные места переднего навесного устройства. Такая компоновка, обеспечивающая хороший обзор, в настоящее время широко применяется.

Модель мобильного энергетического средства Stayer-83000 фирмы Stayer (Австрия) назвали Meks-Mobile (рис. 1.1ж). Эта модель отличается оригинальностью компоновки:

  • • переднее колесо больше заднего, поэтому при работе создается впечатление, что трактор перемещается задним ходом;
  • • высоко расположенная над большим колесом кабина обеспечивает хороший обзор технологического процесса, выполняемого фронтально навешенной машиной, что особенно важно для зерно-, кормо-, снегоуборочных и других машин с активными рабочими органами.

Наиболее существенное отличие энергетического средства Meks-Mobile от трактора — чрезвычайно высокая энергонасыщенность. При двигателе мощностью 191 кВт энергетическое средство имеет массу 4,5 т, тогда как отечественный трактор К-701 с двигателем мощностью 198 кВт имеет массу 13,5 т. Таким образом, энергетическое средство Meks-Mobile в 3 раза превышает по энергонасыщенности трактор К-701. Вследствие этого оно утратило свойство тягача и предназначалось только для работы с машинами, имеющими активные рабочие органы.

Meks-Mobile имеет гидрообъемный привод на ходовые колеса, ограниченный мощностью 73 кВт, и механический привод на ВОМ, способный передать в режиме длительной работы свыше 118 кВт. Такая комбинация привода обусловлена назначением машины и направлена на получение высокого КПД трансмиссии в целом. Применение гидрообъемного привода на ходовых колесах стало возможным потому, что энергетическое средство не предназначено для работы в режиме тягача, вследствие чего на движитель передается сравнительно небольшая часть энергии двигателя.

Гидрообъемный привод на ходовые колеса придает трактору важное эксплуатационно-технологическое свойство бесступенчатого автоматического регулирования скорости поступательного движения агрегата. При отборе большой мощности на рабочие органы уборочных машин загрузка двигателя вследствие переменной массы убираемой культуры автоматически регулируется изменением скорости движения и подачи зеленой массы.

К трактору Meks-Mobile был создан ряд сельскохозяйственных машин с активными рабочими органами различного назначения, в том числе для обработки почвы. Но почвообрабатывающие машины с активными рабочими органами применяют ограничено, поэтому Meks-Mobile не стали использовать в сельском хозяйстве на операциях по возделыванию культур.

Испытания показали очень высокую эффективность модели Meks-Mobile на кормоуборочных операциях. Это побудило к созданию и внедрению в серийное производство на Гомельском заводе сельскохозяйственного машиностроения энергетического средства «Полесье» с параметрами, близкими к параметрам модели Meks-Mobile.

Модульное энерготехнологическое средство, представленное на рисунке 1.1ц, рассмотрено в п. 1.2. Эта компоновочная схема пока не реализована в серийно выпускаемых МЭС, но имеет большую перспективу внедрения.

Одной из разновидностей компоновки МЭС с колесной схемой 4К46 является Xerion 3300 Trak VC, поворотная кабина которого может занимать три положения: среднее, переднее (над двигателем) и заднее. Это МЭС используется с полуприцепными одноосными и двухосными транспортными машинами, имеющими бункеры (бочки) разного назначения, косилками, комбинированными машинами для обработки почвы, посева и одновременного внесения удобрений, а также с машинами для лесного и паркового хозяйства.

Самоходки на колёсах

Первые попытки повышения оперативной мобильности артиллерии за счёт установки орудий различного калибра на гусеничные или колёсные шасси предпринимались уже в начале XX века. При этом существовал определённый крен в сторону последних, что было не случайно.

Гусеничные шасси тракторов, а затем и танков оказывались не только гораздо сложнее технически, но и значительно дороже. Тактика же боевого применения танковых частей в 1920 — 1930е годы ещё не была отработана. Роль и место самоходной артиллерии чётко не просматривались, да и самой самоходной артиллерии как таковой не существовало. Поэтому разработчики не видели существенных преимуществ гусеничных шасси перед колёсными. Тем более что автомобилестроение в тот период развивалось стремительно. Новый толчок к созданию САУ на колёсных шасси дало появление автомобилей повышенной проходимости. Наиболее удачной конструкцией такого рода следует признать французскую САУ на шасси грузовика-вездехода Laffly, вооружённую 47мм противотанковой пушкой.
Начало Второй мировой войны положило конец конкуренции между гусеничными и колёсными самоходками. Характер ведения боевых действий однозначно требовал присутствия на поле боя САУ, созданных на танковых шасси. Только так обеспечивалось тесное их взаимодействие с танками. Колёсные САУ не имели для этого ни достаточной проходимости, ни броневой защиты требуемого уровня. Самоходки же, созданные на шасси полугусеничных бронетранспортёров, можно рассматривать лишь как вспомогательную систему вооружения с ограниченными возможностями. Действовали они в основном в боевых порядках мотопехотных подразделений, оснащённых полугусеничными бронетранспортёрами. К концу войны концепия самоходноартиллерийской установки на танковом шасси победила окончательно. Но, как вскоре выяснилось, не надолго.
В первые послевоенные десятилетия из арсеналов ведущих военных держав мира исчезли противотанковые САУ. Борьбу с танками противника полностью возложили на танки и противотанковые ракетные комплексы. Причём последние можно было монтировать на чём угодно — от вертолётов до джипов. Необходимость сопровождения танков в бою самоходками отпала, а в результате снизились и требования к уровню бронезащиты последних. К началу 1970х годов в разных странах на вооружение стали поступать легкобронированные самоходки, созданные либо на шасси гусеничных бронетранспортёров, либо на специальных шасси. Причём речь шла только о самоходных гаубицах калибра от 105 до 203 мм. С уменьшением боевой массы этих САУ вновь возник соблазн использования колёсных шасси, тем более, что к тому времени уже имелось много образцов автомобильной техники, по проходимости не уступавших гусеничным машинам. Пионером же в создании колёсных САУ нового поколения стала Чехословакия.
Следует отметить, что армии стран участниц Варшавского Договора в ОСНОВНОМ были оснащены вооружением и боевой техникой советского производства. Вместе тем странам, располагавшим соответствующей оборонной промышленностью, не возбранялось разрабатывать собственные образцы как для своих нужд, так и для других союзных государств. Единственным требованием была лишь унификация боеприпасов.
152 mm ShKH vz.77 (152 mm samohydna kanonova houfnice vz. 77 — 1 52MM самоходная пушка-гаубица образца 1977 года)
В середине 1970х годов в конструкторском бюро машиностроительного предприятия в словацком городе Дубница-над-Вагом разработали новую артсистему, принятую на вооружение Чехословацкой армии под обозначением 152 mm ShKH vz.77 (152 mm samohydna kanonova houfnice vz. 77 — 1 52MM самоходная пушка-гаубица образца 1977 года). Однако большую известность эта самоходка, запущенная в серию в 1979 году, приобрела под именем собственным — «Дана».
В качестве базы для размещения вооружения в этой САУ использовано полноприводное шасси Tatra 815, серьёзно модернизированное для этой цели. Шасси имеет колёсную формулу 8×8, с двумя передними управляемыми парами колёс. Подвеска — независимая пружинная. Колёса оснащены системой регулирования давления воздуха в шинах. В передней части шасси находится низкопрофильная бронированная кабина. В ней расположены рабочие места водителя и командира. В кормовой части шасси размещён 12цилиндровый V-образный многотопливный дизель Tatra 293034 мощностью 345 л.с.

в 1979 году, приобрела под именем собственным — «Дана»
Вооружение — 152мм пушка-гаубица — установлено во вращающейся башне состоящей из двух бронированных полубашен, герметичных и изолированных друг от друга. В левой находятся рабочие места наводчика и заряжающего, расположенные тандемом, за ними — механизированная укладка зарядов. В правой — рабочее место второго заряжающего, а перед ним — механизированная укладка снарядов. На турели посадочного люка второго заряжающего установлен 12,7мм зенитный пулемёт ДШКМ. Лафет пушки-гаубицы смонтирован открыто между полубашнями. Над стволом орудия размещён механизм досылания.

Подобная установка пушки-гаубицы исключает воздействие пороховых газов на расчёт при ведении интенсивной стрельбы. А именно такая стрельба обеспечивается в автоматическом режиме, когда снаряды и заряды с помощью специальных механизмов подаются на линию досылания. Стреляные гильзы удаляются специальным транспортёром. В автоматическом режиме «Дана» способна произвести 30 выстрелов за 7 минут, а в течение часа — 90 выстрелов. При ручном заряжании скорострельность составляет 2 выстр./мин. Возимый боекомплект — 60 выстрелов. Для стрельбы используются осколочно-фугасные гранаты от советской пушкиг-гаубицы Д20, в том числе и чехословацкого производства. Максимальный угол возвышения ствола орудия составляет +70°, склонения 4°. Несмотря на то что установка в боевом положении вывешивается с помощью трёх гидравлических опор, вести огонь можно только в секторе 225°. Максимальная дальность стрельбы осколочнофугасной гранатой массой 43,5 кг составляет 18,7 км. Установка может быть развёрнута на огневой позиции в течение 2 мин, а покинуть её — спустя минуту после окончания стрельбы.
Двигатель позволяет машине с боевой массой 29,25 т развивать скорость по шоссе 80 км/ч. Запас хода — 800 км.
В начале 1980х годов САУ «Дана» поступили на вооружение в Чехословакию, Польшу и ГДР. Чехословацкое военное руководство предложило «Дану» и Советскому Союзу, однако это особого энтузиазма не вызвало. С точки зрения огневых возможностей «Дана» была идентична (за исключением скорострельности) советской самоходной гаубице 2СЗ «Акация», которая уже состояла на вооружении Советской Армии. Правда, благодаря применению колёсного шасси «Дана» обладала более высокой подвижностью на дорогах, но на бездорожье она проигрывала по проходимости гусеничной «Акации». Это обстоятельство, возможно, не имело существенного значения в условиях разветвлённой европейской дорожной сети, но для территории СССР было явным минусом. Весьма серьёзным недостатком «Даны» считалось и отсутствие возможности заряжания с грунта.
В общем, было очевидно, что принимать на вооружение ещё одну артиллерийскую систему, не имевшую очевидных преимуществ перед отечественной, не имеет смысла. Такое мнение в итоге и утвердилось в Главном ракетно-артиллерийском управлении и 3м ЦНИИ МО СССР — организациях, которым было поручено проработать вопрос целесообразности закупок «Даны». Тем не менее в 1979 году на Ржевском артиллерийском полигоне испытали два образца «Даны», которые, как и ожидалось, показали отсутствие преимуществ перед отечественным аналогом. В 1983 году в Генеральный штаб было направлено письмо из ГРАУ МО СССР о нецелесообразности поставок в Советский Союз САУ «Дана». Однако в том же году командование всё-таки решило принять некоторое количество чехословацких самоходок в опытную войсковую эксплуатацию в СССР. Для этого в ЧССР закупили шесть (по другим данным, 18 — один дивизион) самоходных орудий. Они эксплуатировались в СССР около года, после чего были возвращены в Чехословакию. В 1985 году министру обороны СССР С.Л. Соколову был направлен доклад по результатам опытной эксплуатации «Даны». Несмотря на возражения и сомнения большинства наших артиллеристов, Совмин СССР издал 25 октября 1986 года распоряжение «О закупке в ЧССР в 1987 — 1989 годах 152мм самоходных пушек-гаубиц «Дана». Возможно, этим заказом советское руководство хотело поддержать союзного производителя.
Чехословацкими САУ планировалось вооружить 211ю артбригаду, входившую в состав Центральной группы войск, дислоцировавшейся в ЧССР. Тем самым облегчалось решение вопросов материально-технического обеспечения. В 1988 году «даны» стали поступать в войска. До момента перевооружения 211я бригада состояла из четырёх дивизионов, оснащённых буксируемыми пушками-гаубицами Д20 и самоходными 2С5 «Гиацинт». С началом замены материальной части соединение перешло на новый штат: теперь оно включало в себя пять дивизионов, в каждом из которых было три артиллерийские батареи восьмиорудийного состава. Таким образом, общая численность САУ «Дана» в бригаде составила 120 единиц. Кроме артиллерийской бригады ЦГВ, эти установки поступили в артиллерийский учебный центр, находившийся на территории Белорусского военного округа.
По отзывам офицеров, служивших в 211й бригаде, артиллерийская часть «Даны» оказалась очень чувствительной к условиям эксплуатации, и по этой причине было немало отказов. Определённой похвалы удостоилось восьмиколёсное шасси, во всяком случае, его маневренность, которая оказалась даже выше, чем у БТР70. Радиус поворота САУ был таким, что в узких местах — там, где, например, бронетранспортёру требовалось проехать в два этапа, с включением задней передачи — «Дана» проходила без проблем.
В Советской Армии «даны» прослужили недолго. В 1990 году начался вывод соединений и частей ЦГВ с территории Чехословакии. 211я бригада была включена в состав войск Московского военного округа и передислоцирована в посёлок Мулино Горьковской области. Матчасть же бригады отправили в Казахстан, но данных об эксплуатации САУ «Дана» в Казахстане нет.
Необходимо отметить, что в СССР приблизительно в это же время предприняли попытки создать собственное самоходное орудие на колёсном шасси. В качестве базы использовалось шасси 8×8 15тонного опытного образца автомобиля КрАЗ4Р3130 с многотопливным дизелем ЯМЗ202 мощностью 360 л.с. Но эти работы дальше создания опытных образцов не пошли.
Что же касается Чехословакии, то до начала 1990х годов изготовили около 750 самоходных орудий. Была предпринята и попытка модернизации САУ за счёт увеличения длины ствола орудия с 39 до 47 калибров. Этот вариант получил название «Ондава», но данных о его серийном производстве нет.

САУ «Зузана»
В начале 1990х годов словацкие конструкторы, стремясь расширить рынок сбыта своей машины, разработали ещё один модернизированный вариант. САУ «Зузана» отличается от «Даны» главным образом орудием. Она вооружена 155мм пушкой-гаубицей с длиной ствола 45 калибров. Для стрельбы могут использоваться все стандартные боеприпасы НАТО. Боекомплект сократился до 40 выстрелов, а экипаж — до 4 человек. Усовершенствована система управления огнём. Зенитный пулемёт ДШКМ заменили современным НСВ12,7. На лобовых листах башни установили блоки дымовых гранатомётов. На некоторых демонстрационных образцах смонтировали и ИК-осветитель «Луна-4», что говорит о наличии на машине ночного прицела для стрельбы прямой наводкой.
После распада Чехословакии в 1992 году парк самоходок разделился между чешской и словацкой армиями. В частности, на 1 января 2008 года в Чехии имелось 173 машины (115 из них — на хранении), в Словакии — 131 (12 — на хранении). В свою очередь, Польша располагала 111 артсистемами «Дана».


САУ «Дана» Грузии
Что же касается поставок в другие страны, то о них известно очень мало. Достоверно известно, что в 2006 году Чехия продала 12 САУ «Дана» Грузии. Два года подряд эти установки были своего рода «гвоздём» военных парадов в Тбилиси. Судя по телевизионным кадрам, в ночь с 7 на 8 августа 2008 года они обстреливали спящий Цхинвал вместе с «градами», кстати, тоже чехословацкого производства — RM70.
G6 Rhino («Носорог»)
Другой образец самоходно-артиллерийской установки на колёсном шасси был создан почти в то же время, что и «Дана», но далеко от Чехословакии — в ЮАР. Разработка САУ, получившей обозначение G6 Rhino («Носорог»), началась в конце 1970х годов в государственной корпорации APMSKOR, а первый опытный образец появился в 1981 году. Выбор колёсного шасси был обусловлен прежде всего особенностями рельефа местности данного региона, а также необходимостью иметь большой запас хода самоходной боевой техники, применяемой сухопутными войсками.
В передней части корпуса САУ G6 находится отделение управления, за ним — моторно-трансмиссионное, а затем боевое, включающее бронированную башню кругового вращения. Корпус выполнен из сварных броневых листов, защищающих от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Днище имеет усиленное бронирование против действия мин.
На G6 используется дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 525 л.с.
Автоматическая трансмиссия обеспечивает шесть передач переднего хода и две — заднего. Все колёса — ведущие (колёсная формула 6×6), передняя пара — управляемая. Подвеска колёс — независимая торсионная, с гидравлическими амортизаторами, во время стрельбы она выключается. Перед этим с помощью гидравлической системы опускаются четыре опоры (по бортам в передней и задней частях корпуса). Несмотря на значительную боевую массу в 36,5 т, самоходная гаубица G6 обладает хорошей подвижностью. Максимальная скорость движения по шоссе — 90 км/ч, а на пересечённой местности 35 — 40 км/ч. Запас хода 600 км.
В бронированной башне размещаются: командир, наводчик и два заряжающих. Для их входа и выхода имеются дверь на правой стороне и два люка на крыше башни. В передней части башни по обе стороны от орудия находятся четырёхствольные дымовые гранатомёты. Командирская башенка оснащена перископами кругового обзора. Перед люком заряжающего установлен 12,7мм пулемёт для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям.
Основное вооружение САУ — 155мм гаубица с длиной ствола 45 калибров. Углы наведения орудия по вертикали от 5 до +75°, а по горизонтали 80°. Приводы наведения — электрогидравлические. Для облегчения заряжания с левой стороны затвора размещён досылатель снарядов. Пороховые заряды в сгораемой гильзе помещаются в зарядную камору вручную. Хорошо тренированный расчёт обеспечивает скорострельность 4 выстр./ мин в течение 15 мин.
Для стрельбы из гаубицы применяются выстрелы с осколочнофугасными, дымовыми, осветительными и зажигательными снарядами. Возимый боекомплект — 47 снарядов и 52 заряда. Максимальная дальность стрельбы обычным осколочнофугасным снарядом составляет 30 км, а осколочнофугасным со специальной донной пиротехнической насадкой — 39 км.
Система управления огнём (СУО), кроме дневных и ночных прицелов, включает лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Она может подключаться к батарейной СУО, получая оттуда необходимое целеуказание.
Серийное производство САУ началось в 1988 году. До этого несколько машин проходили испытания во время боевых действий юаровских войск в Анголе. В конце 1990х годов партию G6 приобрела армия Объединённых Арабских Эмиратов.
Создание двух достаточно удачных образцов САУ на колёсных шасси подтолкнуло конструкторов в других странах к проектированию аналогичных систем. При этом выявилась одна общая тенденция — отказ от использования тяжёлых многоосных шасси и броневой защиты.
Фактически речь идёт о замене обычного орудийного лафета вместе с колёсным ходом и станинами на двух или трёхосный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Создателей подкупает высокая мобильность таких систем, а также готовность к быстрому открытию огня.
система ATMOS (Autonomous TruckMounted System)
Одним из типичных образцов новых САУ является система ATMOS (Autonomous TruckMounted System), созданная израильской фирмой Soltam на шасси чехословацкого грузовика Tatra 815 (вариант 6×6). В кормовой части шасси смонтированы качающаяся часть и верхний станок 155мм гаубицы с длиной ствола 52 калибра. Эта САУ была создана в 2001 году практически по заказу индийской армии, которая проявляет к таким системам повышенный интерес.
В Нидерландах проходит испытания система МОВАТ — 105мм гаубица, установленная на грузовой платформе двухосного грузовика. А во Франции восемь артбатарей сухопутных войск перевооружены самоходками Caesar фирмы GIAT Industries. 155мм гаубица установлена в кормовой части шасси полноприводного грузовика Renault 6×6. Машина оснащена легкобронированной кабиной, приборами управления огнём, а также ящиками для размещения снарядов и зарядов. Впрочем, на самой машине их перевозится немного. САУ Caesar может транспортироваться самолётами С130. Установка приводится в состояние готовности к открытию огня в течение 2 минут. Следует отметить, что интерес к разработке таких систем проявляют США и другие страны НАТО.