Сау 76 времен ВОВ

СУ-76М

СУ-76М АБ РБ СБ Основные характеристики Кратко Подробно 2.3/2.3/2.7БР Класс 4 человекЭкипаж 75 %Заметность лоб / борт / кормаБронирование 25 / 15 / 15корпуса 25 / 10 / 15башни Подвижность 10,5 тоннМасса 267 л/с140 л/сМощность двигателя 25 л.с/т13 л.с/тудельная 33 км/ч вперёд
5 км/ч назад30 км/ч вперёд
5 км/ч назадСкорость Вооружение 76-мм пушка ЗИС-3Основное орудие 60 снарядовбоезапас 6,9 / 9,0 секперезарядка -5° / 15°УВН -15° / 15°УГН Экономика 7 900 исследование 10 000 покупка 430 / 536/350 / 436/460 / 574ремонт 3 000 обучение экипажа 10 000 эксперты 110 асы 112 % награда за бой 90 % 80 % 60 %

Описание

САУ СУ-76М — советская самоходная артиллерийская установка времен Великой Отечественной войны.

Самоходка создана в 1942 году на базе лёгких танков Т-60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты. СУ-76 являлся самым легким и массовым типом САУ из выпускавшихся в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны. В войсках имела много прозвищ, зачастую обидных, но несмотря на это пользовалась заслуженным уважением и любовью в армии.

Помимо Красной Армии использовалась в армиях: Польши, Китая, КНДР (участвовала в Корейской войне), Албании и Югославии.

Существовало несколько вариантов СУ-76. В игре представлена СУ-76М с последовательной установкой двух автомобильных двигателей ГАЗ-202 с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения. В игре расположена на II ранге с боевым рейтингом 2.3.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

СУ-76М как и большинство одноуровневых САУ имеет довольно слабое бронирование и открытую рубку, что существенно сказывается на ее живучести. САУ легко поражается даже автоматическими орудиями и пулеметами крупных калибров. Но несмотря на вроде бы не серьезную броневую защиту машина неплохо держит удар в лоб, всё благодаря переднему расположению моторно-трансмиссионного отделения. Даже при пробитии в лоб моторного отделения как правило выбывает только механик-водитель, боевое отделение в большинстве случаев остается не поврежденным. Всё это благодаря броневому листу, который дополнительно отделяет МТО от боевого отделения. Но работает данное правило только в том случае если снаряд попадает в лоб корпуса, если снаряд прилетает в лоб рубки ситуация становится печальной — потеря боевого отделения.

Как говорилось выше, САУ имеет открытую рубку, что увеличивает опасность потерь от артударов и штурмовок, поэтому чтобы не уйти раньше времени в ангар стоит уделять внимание наблюдению за вражеским самолетами и принимать во внимание оповещения об артударах.

САУ имеет классическую компоновку с передним расположением МТО и боевым отделением в корме. Экипаж состоит из четырех человек: механика-водителя ( расположенного в передней части корпуса рядом с МТО) и наводчика, заряжающего и командира находящихся в боевом отделении в корме.

Подвижность

СУ-76М имеет довольно комфортную подвижность. САУ нормально себя чувствует как на пересеченной местности, так и на дорогах. Машина довольно бодро крутится на месте что дает возможность быстро переносить огонь по горизонтали. Единственным недостатком является малая скорость заднего хода, всего 5 км/ч. Так что быстро отступить задним ходом вряд ли получится.

Вооружение

Основное орудие

САУ СУ—76М вооружена противотанковой пушкой ЗиС-3 (76-мм) самым массовым советским артиллерийским орудием, выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны.

На своем боевом рейтинге это отличное орудие, обладающие комфортной скорострельностью и баллистикой. Данное орудие позволяет с успехом бороться даже с техникой более высоких рангов.

Номенклатура боеприпасов представлена очень широким спектром снарядов:

  • БР-350А — Бронебойный тупоголовый каморный снаряд (взрыватель — МД5)
  • БР-350Б — Бронебойный тупоголовый каморный снаряд (взрыватель — МД8)
  • БР-350СП — Бронебойный тупоголовый снаряд (рекомендуется как дополнительный к основному снаряду)
  • БР-350П — Бронебойный подкалиберный снаряд (рекомендуется для борьбы с тяжелой техникой противника)
  • БП-350А — Кумулятивный снаряд (не рекомендуется из-за низкой скорости полёта снаряда)
  • ОФ-350М — Осколочно- фугасный снаряд (не рекомендуется из-за слабого фугасного воздействия)
  • Ш-354Т — Шрапнель (не рекомендуется из-за низкой бронепробиваемости)
  • Д-350А — Дымовой снаряд.

Рекомендуется использовать как основной БР-350Б ( взрыватель — МД8 ) данный каморный снаряд наиболее предпочтителен из-за своей мощности и бронепробития. Также полезно иметь в боеукладке подкалиберный БР-350П для поражения сильно бронированных целей. Остальные снаряды достаточно ситуативны и брать или не брать их решать вам.

Применение в бою

Как уже неоднократно упоминалось выше данная САУ имела слабое бронирование и открытую рубку, что диктует ей осторожный метод игры — засады и поддержку атакующих/обороняющихся машин со второй линии. При такой тактике машина полностью раскрывает свои боевые возможности.

Как правило вражеские машины одного с ней рейтинга САУ может уничтожать даже в лоб своим мощным каморным снарядом, однако более поздние машины уже могут вызвать некоторые затруднения, так что следует правильно выбирать позицию для поражения целей в борт. Не стоит забывать об угрозах артиллерийского удара и неожиданной штурмовки самолетами.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошее орудие
  • Относительно быстрая перезарядка
  • Низкий силуэт

Недостатки:

  • Слабое бронирование
  • Открытая рубка
  • Посредственная живучесть

Историческая справка

САУ СУ-76 была создана летом 1942 года в г. Киров на заводе №38 под руководством С.А. Гинзбурга. Первый вариант САУ вышел не очень удачным, из-за силовой установки и полностью закрытой рубки. После выпуска первой партии и боевого применения на Волховском фронте, конструкция была признана неудачной и была отправлена на доработку. Однако по причине нехватки времени и недостатка самоходной артиллерии в войсках, доработка ограничилась всего лишь небольшим изменением ходовой части и двигательной установки, а также введением открытой рубки. Именно этот вариант представлен в игре.

Существовало же несколько вариантов машин:

  • СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
  • СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения;
  • СУ-76 с последовательной установкой двигателей, работающих на общий вал, суммарной мощностью 140 л/с.;
  • СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л/с.

Машины производства разных заводов заметно отличались друг от друга. В апреле 1944 года была сделана попытка систематизировать и упорядочить накопившиеся доработки — обрезиненный ленивец, люк из боевого отделения к месту мехвода и пр.

САУ активно использовалась на фронтах Великой Отечественной Войны и заслуженно пользовалась уважением в войсках…, но только при условии правильного ее применения. Когда СУ-76 применялась наравне с танками Т-34 и САУ на их базе, то несла большие потери обусловленные ее недостаточной защищенностью по сравнению с танками. Имея высокую проходимость и небольшую массу, а также значительный (для САУ) угол возвышения орудия, СУ-76 могла действовать там, где более тяжелые машины не могли применяться совсем или применялись неэффективно — в горно-лесистой или заболоченной местности, например.

Ближе к концу войны СУ-76 часто применялась в несвойственной для САУ роли — бронетраспортера.

Небольшие подразделения мотопехоты + несколько САУ идеально подходили для быстрых маршей, обходных маневров и неожиданного захвата мостов, станций и других важных объектов.

В общем и целом не смотря на существенные недостатки конструкции, которые со временем были исправлены САУ показала себя довольно универсальным средством поддержки пехоты.

Благодаря ее универсальности , гибкому применению, подвижности и широкому ассортименту боеприпасов САУ продолжила свою службу и после окончания Великой Отечественной Войны, в СССР САУ стояла на вооружении до 60-х годов. Прошедшие ряд модернизаций машины состояли на вооружении Войска Польского, армии Чехословакии и Югославии, ГДР, Румынии и Венгрии, поставлялись в Албанию, Афганистан и Китай и Северную Корею.

На базе СУ-76 создавались разного рода специальные машины, в том числе ЗСУ-37 и опытная ЗСУ СУ-11, а также тягачи, пожарные вездеходы и т.п.

Медиа

  • СУ 76 с десантом

  • Тягач на базе СУ-76

  • Пожарный вездеход на базе СУ-76

См. также

  • ЗиС-30
  • Marder III
  • SU-76M (Китай)

Ссылки

  • Статья на Википедии
  • Статья на aviarmor.net
  • Статья на topwar.ru
  • Статья на alternathistory.com

СУ-76 Самоходная артиллерийская установка

Разработчик: КБ ГАЗ
Год начала работ: 1942
Год выпуска первого прототипа: 1942
Серийный выпуск продолжался до 1945 г., после войны СУ-76 оставались на вооружении до начала 1950-х гг.

Достаточно длительное время было принято считать, что в первые годы войны в Советском Союзе не уделялось внимания самоходным артиллерийским установкам. Это утверждение не совсем правильно – действительно, в 1941-1942 гг. танковые войска РККА практически получили ни одной специализированной САУ. Связано это было, в первую очередь, с планами организации механизированных корпусов, где основную роль отводили танкам различных типов, часть которых планировали использовать как штурмовые и КВ-2 яркий тому пример. Не стоит также забывать, что с июля 1941 г. основные предприятия танковой промышленности находились в эвакуации, и о развертывании выпуска новых видов техники пришлось забыть почти на год. Впрочем, это не означало, что работа по САУ не велась.

Если вспомнить межвоенные годы, то по числу типов и модификаций самоходных орудий именно СССР удерживал лидерство. То, что большая часть этих уникальных образцов не строилась серийно вовсе не говорит о том, что советские САУ были непригодны к боевой эксплуатации. Как раз наоборот, от конструкторов требовали довести самоходки до максимально возможного боевого уровня при минимальных затратах. С 1936 по 1938 гг. танковые воска получили только два типа САУ (СУ-1-12 на шасси грузовых автомашин и СУ-5-2 на шасси танка Т-26), но в скором времени ожидалось появление более тяжелых самоходок типа СУ-14. В дополнение к ним, с 1937 г., серийно выпускались так называемые “артиллерийские танки” БТ-7А, вооруженных 76-мм пушкой КТ-28 и предназначавшихся для непосредственной поддержки пехоты. Абсолютно большая часть этих машин была потеряна в летних боях 1941 г. и восполнить их на тот момент было нечем.

В то же время удачные действия немецких САУ поддержки неоднократно отмечались в донесениях с фронтов. Как правило, наиболее массовые тогда StuG III, применялись стрельбы прямой наводкой по живой силе и укреплениям, но в ряде случаев имело место борьба с танками и бронемашинами. Выстрела 75-мм короткоствольной пушки 7,5cm StuK37 L/24 было достаточно для пробития 70 мм листа брони, установленного под углом 30. Сделать это, правда, можно было с дистанции 100 метров, но для легких танков типа БТ или Т-26 с намного меньшей бронезащитой этого было более чем достаточно. Чтобы компенсировать нехватку самоходных орудий в сентябре 1941 г. начальник 2-го отдела НКТП, известный советский конструктор, С.А.Гинзбург выступил с предложением разработать на базе легкого танка Т-60 целую серию бронированных гусеничных машин, среди которых была и САУ. Своевременного отзыва на это тогда получить не удалось – у наркомата хватало работы по серийным машинам, но на очередном совещании НКТП, прошедшем 26-28 января 1942 г., Гинзбург сумел убедить чиновников в необходимости иметь на вооружении легкую самоходку с мощным вооружением, способную эффективно бороться со средними и тяжелыми (имелись в виду Pz.III и Pz.IV) танками противника. Инициативу конструктора поддержал не только нарком вооружения, но и представитель наркомата обороны. По всей видимости, легкая противотанковая САУ представлялась им в виде конструктивно упрощенного танка без башни, что одновременно позволяло уменьшить её стоимость.

Прошло чуть больше месяца, и 3 марта 1942 г. был издании приказ НКТП об образовании специального бюро самоходной артиллерии, основой для которого послужил тот самый техотдел под руководством Гинзбурга. Никто тогда и предположить не мог, что для этого выдающегося конструктора одна из самых массовых САУ времен войны станет последней – будущая “сучка” оказалась роковой не только в жизни её экипажей.
А пока Гинзбург предложил по крайней мере 7 вариантов бронированных гусеничных машин на основе узлов и агрегатов танка Т-60 и моторов ГАЗ и ЗИС. Среди них были санитарная машина, самоходный миномет, машина техпомощи, бронетранспортер, 37-мм зенитная САУ и 76-мм САУ поддержки.

Тем временем артиллерийское управление выработало собственные требования к самоходным орудиям, разделив их на три класса: легкие, средние и тяжелые. Основными задачами для них стало применение в качестве штурмовых орудий и для борьбы с самолётами. По распоряжению ГКО на НКТП возлагались задачи по проектированию ходовой части и энергетических установок, а наркомат вооружения должен был предоставить необходимые орудия.

Для реализации столь обширного проекта требовались не менее большие средства, поэтому было решено сконцентрироваться только на двух вариантах: 37-мм ЗСУ и 76-мм САУ. Разработка унифицированного шасси для этих самоходок завершилась к концу апреля 1942 г. и уже в мае-июне на заводе №37 были построены обе САУ. На первой, как и планировалось, был установлен 37-мм зенитный автомат. Вторая самоходка получила специальную 76-мм артиллерийскую установку У-31, разработанную в УЗТМ инженером А.Н.Шляковым. Возможно, именно эта САУ стала прообразом для серийной СУ-76.

Данных об испытаниях САУ завода №37 не сохранилось, хотя ГКО рекомендовало их к серийному производству. Впоследствии заказ был отменен – начавшиеся бои под Сталинградом заставили полностью сосредоточиться на выпуске серийной продукции.

Снова о самоходках вспомнили спустя три месяца – 19 октября 1942 г., ГКО СССР, по ходатайству ГАУ, издал приказ №2429сс, согласно которому возобновлялось проектирование самоходных артиллерийских установок, калибром от 37 до 152 мм. Работы по САУ поддержки возлагались на Коломенский завод №38 им.Куйбышева и горьковский ГАЗ им.Молотова.

“Газовская” самоходка ГАЗ-71, построенная к ноябрю 1942 г., несколько отличалась от выданного ранее САУ НКТП технического задания. Вопреки нему, два двигателя устанавливались на по обеим бортам, а к левому борту, переместив заодно ведущее колесо в кормовую часть. Это позволяло увеличить защищенность ходовой части и обойтись одной КПП, в то время как разработка “конкурентов” имела их две. В то же время, предстояло синхронизировать работу двигателей, а применение длинного карданного вала усложняло трансмиссию и ухудшало её надежность.

Самоходка завода №38, названная СУ-12, внешне мало чем отличалась от ГАЗ-71, но её компоновка отвечала требованиям технического отдела. Сопоставив результаты и особенности конструкции САУ, приемочная комиссия пришла к выводу, что наиболее приемлемым вариантом будет принятие на вооружение СУ-12, хотя и она по ряду показателей не отвечала ТТЗ.

После доработок модернизированная САУ завода №38 в короткий срок прошла пробеговые испытания, но поскольку проходил он по шоссе серьёзных недостатков тогда не выявили. С января 1943 г. начался выпуск серийной продукции под новым обозначением СУ-76. Поскольку в производстве активно использовались узлы легких танков первые самоходки были переданы заказчику уже 14 января.

Согласно новому штату №08\158, изданному в декабре 1942 г., самоходно-артиллерийский полк (САП) должен был иметь четыре батареи СУ-76 (по 4 машины в каждой и 1 командирская) и две СУ-122 (8 машин). По такой схеме на Волховский фронт ушли 1433-й и 1434-й сап, сформированные весной 1943 г. В процессе обучения личного состава на фронт прибыла комиссия от НКТП во главе с Гинзбургом, которой предстояло выявить слабые места новой техники и учесть замечания экипажей. В ходе десятидневных боевых испытаний отработали тактику использования легких самоходок. Как правило, СУ-76 поддерживали огнем прямой наводкой наступавшую пехоту и танки с дистанции 300-600 метров, а затем занимали оборонительные позиции на занятых рубежах. Стрельба с закрытых позиций практически не проводилась. Спустя несколько недель самоходки поступили на войсковые испытания, проведя несколько боёв под г.Смердынь.

Отчет об этих испытаниях был не в пользу СУ-76. Большая часть легких САУ вышла тогда из строя по техническим причинам, главным образом из-за поломок КПП и карданных валов. Гинзбург, предполагая, что первые серийные СУ-76 имеют конструктивный дефект, предложил временно приостановить их производство с целью устранения причин.

Это заставило пересмотреть штат формирования САПов – теперь полк должен был состоять из трех батарей СУ-122 и двух СУ-76 по четыре машины в каждой. Дополнительно, 1 февраля 1943 г. в поселке Клязма открылся учебный центр самоходной артиллерии №1, где началась подготовка специализированных только на САУ экипажей. Первое время в его распоряжение поступали самоходки СГ-122(А) и трофейные StuG III.
Выпуск СУ-76 был остановлен 21 марта 1943 г. после сборки 350 машин.

Причину выхода из строя элементов трансмиссии нашли довольно быстро. Основная проблема заключалась в синхронизации оборотов двух двигателей, поскольку в случае даже небольшого отклонения возникали сильные крутильные колебания. Чаще всего это происходило на 2-й передачи при движении по глубокому снегу или грязи. Чтобы устранить этот недостаток спецбюро САУ и ОГК НКТП начали работу сразу в двух направлениях – гашение крутильных колебаний рабочего вала и синхронизация работы моторов. Второй вариант оказался хотя и более надежным, но и на столько же трудоёмким. Тогда конструкторы С.Гинзбург и М.Щукин решили сосредоточиться на первом методе и уже в марте 1943 г. на испытания поступила усовершенствованная самоходка СУ-15 (СУ-76М).

Доработанные самоходки были тотчас поставлены на конвейер, но полностью удовлетворить потребности фронта предприятия были не состоянии. Серийный выпуск СУ-12М начался в мае 1943 г. уже под новым обозначением СУ-76М. Пока заводы осваивали улучшения нарком НКТП И.Зальцман образовал специальную комиссию под собственным председательством, задачей которой стало выявление причин задержек с выпуском серийной продукции. Не сильно вникая в суть проблем, комиссия обвинила начальника ОГК НКТП С.А.Гинзбурга, бывшего главного конструктора завода №37 и директора завода №38 виновными в срыве поставок СУ-76. Из этой тройки только Гинзбург был понижен в звании и отправлен на фронт в должности начальника ремонтной службы одного из танковых корпусов. Спустя несколько месяцев знаменитый конструктор погибнет…

СУ-76 и СУ-76М не пользовались большой популярностью у бывших танкистов и новоприбывших “самоходчиков”. Не имея нормальной вентиляции в боевом отделении САУ скапливались пороховые газы и выхлопы от двигателя, так что “угорание” экипажа во время боя было не таким уж редким делом. Справедливости ради надо отметить, что этим же недостатком страдали средние САУ СУ-122 и тяжелые СУ-152, и устранили его далеко не сразу. Немало проблем доставило расположение самих моторов, а работать в тесной рубке в летний период было крайне сложно из-за высокой температуры. В боевых условиях выявился ещё один, намного более существенный недостаток всех СУ-76. При попадании снаряда в топливный бак воспламенившееся топливо выливалось прямо на механика-водителя, практически лишая его шансов выбраться из подбитой самоходки. Такие случаи часто имели место на начальном этапе использования СУ-76, когда самоходки пытались использовать в качестве машин непосредственной поддержки пехоты. В дальнейшем, отношение к СУ-76 изменилось в лучшую сторону. Собственно отсюда (в зависимости от применения) и появились неофициальные названия самоходки: «жу-жу», «коломбина» (женский персонаж итальянской комедии дель арте), “голожопый Фердинанд”, “сучка” и “душегубка”.

Проблему с вентилированием боевого отделения пытались решить путем установки дополнительного вытяжного вентилятора, что можно было сделать в полевых условиях. Но более простым оказался метод срезания крыши боевого отделения, что впоследствии получило одобрение в официальных документах. В остальном импровизировать удавалось редко – как правило, ремонт СУ-76 сводился к полной замене КПП, карданных валов, бортовых передач и других элементов трансмиссии.

И всё же, СУ-76, при всех её недостатках, оказалась чрезвычайно мобильным средством поддержки пехоты. Обладая небольшим удельным давлением на грунт самоходка могла без особых проблем передвигаться по лесистой и заболоченной местности, чем не могли похвастать средние танки и САУ. Высоко боевой эффективности способствовали хорошие баллистические качества пушки ЗИС-3Ф, бронебойный снаряд которой пробивал броню “пантеры” и любого среднего немецкого танка, не говоря уже о менее защищенных машинах. С “тиграми” бороться было сложнее, но после введения подкалиберных снарядов СУ-76 могла пробить его лобовую броню, правда с предельно близкой дистанции.

Оставлять в войсках СУ-76 и СУ-76М в принятом виде в 1944 г. не решились, и с лета их начали выводить во вторую линию, передавая самоходки учебным подразделениям. На смену им пришла обновленная САУ под таким же названием.

Не дожидаясь, пока СУ-12М пройдет испытательный цикл и будет запущена в серийное производство, инженеры завода №38 выдвинули сразу три проекта улучшенной САУ, проходивших под индексами СУ-15, СУ-16 и СУ-38.

СУ-15 была прямым развитием СУ-12, но с силовой установкой как у ГАЗ-71 со спаренным двигателем ГАЗ-203 и доработками в системе воздухоочистки. Для более комфортной работы экипажа рубка была немного увеличена, но в остальном САУ не претерпела больших изменений.

СУ-16 базировалась на ходовой части легкого танка Т-70 образца 1943 г., от которого также переняли двигатель и трансмиссию. Из-за изменившегося корпуса самоходка стала немного выше, при этом изменили форму боевой рубки, увеличив в ней рабочее пространство и полностью срезав крышу.

Третий вариант – СУ-38 – также использовала множество элементов от Т-70, но с небольшими изменениями в компоновке. Полностью закрытую боевую рубку перенесли немного вперед для лучшего распределения нагрузки на ходовую часть САУ. Лобовую броню при этом довели до 45 мм.
Единственной общей чертой всех трех опытных САУзавода №38, кроме двигателя ГАЗ-203, было использование 76,2-мм орудия С-1, обладавшего большей мощностью. На состоявшихся летом 1943 г. совместных испытаниях лучшим был признан вариант СУ-16, однако неудачное расположение экипажа заставило отказаться от дальнейших работ над ним и сосредоточить усилия на доработке СУ-15.

Модернизация опытной самоходки проводилась параллельно с выпуском СУ-76М, что позволило внести несколько корректив в её конструкцию как говориться “на ходу”. Обновленный вариант СУ-15, переименованный в СУ-15М, отличался отсутствием крыши и стенки боевого отделения, спаренной силовой установкой ГАЗ-203 с общей системой охлаждения и трансмиссией. Хотя и эта САУ не полностью удовлетворяла всем требованиям, учитывая острую надобность в машинах такого типа в августе 1943 г. её приняли к серийному производству под обозначением СУ-76. Серийное производство новой модификации “сучки” началось в октябре и продолжалось до июня 1945 г. включительно.

Не отставал от своих “конкурентов” и ГАЗ. Проект ГАЗ-74А, в целом соответствовавший СУ-12, предполагал использование отечественных дизелей ЗИС-16Ф и ЗИС-80 мощностью 90-116 л.с., или американского GMC мощностью 120-210 л.с. Вооружение самоходки состояло из 76,2-мм пушки С-1, конструкция маски которой была частично заимствована от Т-34 первых серий. Постройка прототипа так и не состоялась в виду более приоритетных разработок завода №38. С осени 1943 г. горьковский завод начал постепенно сворачивать выпуск легких танков, а вместо них наладили производство самоходок СУ-76 (СУ-15М) под собственным заводским индексом ГАЗ-15-126. В октябре первые серийные машины этой партии были отправлены на фронт.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
СУ-76М обр.1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 11200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4966
Ширина, мм 2715
Высота, мм 2100
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка ЗиС-3
БОЕКОМПЛЕКТ 60 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 35 мм
рубка — 25 мм
борт корпуса — 25 мм
корма — 15 мм
крыша — 10 мм
днище — 7 мм
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-203, карбюраторный, мощностью 140 л.с.; ёмкость баков — 400 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа: два главных фрикциона сухого трения, две 4-ступенчатые КПП, два карданных вала, муфта соединительного вала, две главные передачи, два многодисковых бортовых фрикциона с ленточными тормозами, два бортовых редуктора
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 сдвоенных опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляюще колесо, мелкозвенчатая гусеница гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
? км\ч по грунту
ЗАПАС ХОДА 300 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 13РТ или 9\9Р и переговорное устройство ТПУ-3Р

Facebook Twitter Вконтакте Одноклассники Google+

Официально история этой машины начинается в 1944 году, однако истоки надо искать ранее, в 1943-м.

В период проводимых наступательных операций наши войска несли большие потери не только в орудиях, но и в автомашинах, в том числе и специализированных арттягачах. Поэтому, чтобы дивизионная артиллерия могла успевать за продвигающимися вперед войсками, у руководства Главного Артуправления (ГАУ) родилась не новая мысль поставить дивизионные орудия на гусеничное шасси для повышения подвижности (сразу скажу, что не только на гусеничное, но мы об этом поговорим в других статьях).

Поэтому, в начале 1944г. Наркомат Тяжелой Промышленности (далее, НКТП) дал двум разным КБ, заводов №38 и ГАЗ, задание на разработку «САУ нового типа». Более интересным оказался проект завода №38, который в развитии подразумевал создание однотипных машин с разным вооружением: с дивизионной пушкой ЗиС-3 (76,2мм), противотанковой пушкой ЗиС-2 (57мм), и зенитным пулеметом или орудием 20мм.
Уже в начале апреля 1944г. был готов проект САУ, получившей название ОСА-76 (Облегченная <или Общевойсковая, что вероятнее> Самоходная Артустановка).
Темпы производства были военные, и к маю 1944г. было выпущено 2 первые машины. Всего, по доступным сведениям, завод выпустил 5 опытных образцов.

Сравнение по высоте: Пока еще ОСА-76 (слева) и СУ-76М (Справа)

Что и говорить, машина получилась интересная во всех отношениях. Она представляла из себя 4-катковое шасси, спроектированное по типу СУ-76М, с установленной на нем качающейся частью 76мм пушки ЗиС-3. При проектировании ходовой использовались наработки для танка Т-60\Т-70, что видно по каткам, тракам, расположению торсионов). С двигателем тоже не стали изобретать ничего нового, и поставили испытанный -от ГАЗ-ММ.

САУ показала неплохую подвижность: максимальную скорость – 41км/ч и запас хода 220км.

Бронирование САУ: лоб рубки – 10мм, остальные детали – 6мм. Применение радиостанции не предусматривалось.Экипаж — 3 человека.

В результате масса машины получилась очень маленькая- 3.5 тонны, при этом боекомплект составил 30 выстрелов.

Фотореконструкция: ОСА-76
Концепция применения ОСА-76 ничем не отличалась от таковой у ЗиС-3 – поддержка пехоты из второго эшелона. Выход на передний край – исключительно «в благоприятных условиях при надлежащей маскировке, с использованием элемента внезапности.» (с).
Позднее, в переписке Главное Артуправление-Главное Автобронетанковое Управление (далее, ГАБТУ ) самоходка стала именоваться ОСУ-76. ОСУ-76 испытывалась в июне 1944г (заводские испытания, пройдено 1000 километров), совместно с СУ-76М.

Далее, одна машина проходила испытания на Артиллерийский Научно-испытательный полигон АНИОП (ОСУ-76, бортовой номер 5, прибыла на АНИОП 25 июля, испытания стрельбой с 27 по 31 июля), еще две ушли на Научно-исследовательский испытательный полигон бронетехники )далее, полигон НИИБТ). Это были машины ОСУ-76 , бортовой номер 3 и бортовой номер 4, испытания проводились с 20 июля по 2 августа, после чего по одной машине отправилось с НИИБТ Полигона в распоряжение заводов №235 и Центрального Артиллерийского Конструкторского бюро Грабина (далее, ЦАКБ) для модернизации, с целью уменьшить силу отката орудия до 2,5 тонн.
Машина испытания прошла удачно, несмотря на выявленные недостатки. Новое самоходное орудие оказалась устойчивым при стрельбе, и могло преодолевать многокилометровые марши как по проселочным дорогам, так и по шоссе, что в совокупности с использованием бензина 2-го сорта или немецкого синтетического горючего делало её просто незаменимой. Общее мнение об эксплуатационных и боевых качествах ОСА-76 были самые положительные, что обратило на себя внимание не только артиллеристов, но также танкистов и десантников.

Предлагалось после устранения выявленных недостатков на ее базе построить целое семейство машин: 57мм самоходную противотанковая пушка с усиленным бронированием (ОСУ-57), зенитную самоходную установку с крупнокалиберным пулеметом или 20мм пушкой, и бронированный транспортер (ОСУ-3).

Фотореконструкция: Возможно так выглядела бы противотанковая САУ ОСУ-57

Фотореконструкция: вероятный внешний вид тягача на базе ОСУ-76.

Пока шел процесс доработок недостатков, выявленных в процессе испытаний, война вступила в завершающую стадию. Наращивать темпы производства вооружений, казалось, незачем, и в середине 1945 года работы по всем подобным проектам были свернуты.

Отдельно стоит рассказать, что КБ завода ГАЗ разработал и предоставил на испытания более оригинальное решение, установив 76,2-мм пушку на доработанное шасси бронеавтомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63.

Рисунок: КСП-76

Они установили на нем бронированную рубку уменьшенной высоты, с толщиной лобового листа сначала 10 мм, а затем 16 мм. По заводским документам эта машина проходила как ГАЗ-68, но сейчас она более известна под войсковым обозначением КСП-76. Однако проект оказался на 1,5 тонны тяжелее ОСУ-76, при этом уступая ему в проходимости по пересеченной местности, и устойчивости при стрельбе. В конечном итоге, ввиду окончания войны и развития остальных типов вооружения, этот проект также свернули.

Авторы: сайт www.aviarmor.net и Киберкот

Кое-что про ОСУ-76

«Никогда ОСА-76 (правильно именно так) не считалась САУ. Создавалась по заданию ГАУ в рамках реализации программы ОСА. Никаких недостатков на испытаниях обнаружено не было. Даже более того, по проходимости оказалась лучше, чем СУ-76 и КСП-76, я уж молчу о стоимости и габаритах.
Ни в чем оказанная система не уступала СУ-76, так как была машиной принципиально другого класса (3-тонная машина)
На вооружение не принята поскольку программа ОСА не была утверждена наверху.»

Поскольку периодически всплывают вопросы относительно этой машинки, стоит почистить ее от прилипших свиринизмов.
Пост сильно обновил, поскольку как раз всплыл источник «общевойсковой самоходной артиллерии» (заходите в комментарии, правда, кто это писал, для меня загадка).
Итак:
1. Относительно того, что ОСА — тема ГАУ, спущенная осенью 1943 года на завод №38.
Читаем сводку военпреда завода №38 за апрель 1944 года относительно опытных работ:
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11369, дело №416, л.26
Чтобы не было никаких сомнений — техпроект ОСА-76 также датирован апрелем 1944 года. Если будут желающие, как отсканирую — могу выложить обложку. Ну и Малышев, видимо, большой артиллерийский начальник, ога.
2. Относительно расшифровки ОСА-76. Читаем сводку военпреда завода №38 за май 1944 года относительно опытных работ:
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11369, дело №416, л.92
«Общевойсковую» видим? Вот и я не вижу.
3. Даты дела, откуда даны выдержки, я не вижу, но попробую угадать — конец июня — начало июля 1944 года. А теперь взглянем на первый проектный эскиз ОСА-76, переправленный на ОСУ-76 (какая незадача, правда), датированный 26 апреля 1944 года:
ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12038, дело №454, л.192
А это к чему эскиз прилагался. Ищем слово «общевойсковая»
ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12038, дело №454, л.178
Точно также ОСУ/ОСА-76 называется и в ТТТ, и в переписке по ГАУ/ГАБТУ, и в обоих отчетах об испытаниях (если вы РГАЭ работали, то должны были их видеть), и переписке заводов №235 и ЦАКБ, которым дали задание на модернизацию ОСУ-76 с целью уменьшить силу отката орудия до 2,5 тонн. Я не просто так все перечисляю — все это мною отработано, в общей сложности у меня несколько сотен страниц материалов, посвященной ОСУ-76. У меня и планы опытных работ есть, ЗСУ на базе ОСУ-76 со счетверенкой ГВГ там имеется как машина, по которой спускалось задание по проектированию.
Другими словами, предоставленный из РГАЭ документ интересный, но воспринимать его как прописную истину просто несерьезно.
4. Теперь про совместные испытания.
ОСУ-76 испытывалась в июне (заводские испытания, пройдено 1000 километров), совместно с СУ-76М. Далее одна машина проходила испытания на АНИОП (ОСУ-76, бортовой номер 5, прибыла на АНИОП 25 июля, испытания стрельбой с 27 по 31 июля), еще две ушли на НИИБТ полигон (ОСУ-76 , бортовой номер 3 и бортовой номер 4, испытания с 20 июля по 2 августа), после чего по одной машине отравилось с НИИБТ Полигона в распоряжение заводов №235 и ЦАКБ по программе, описанной мной выше.
Теперь КСП-76. Заводские испытания проходили в мае, (прошла 400 км) затем ВНЕЗАПНО кончился бензин, по решению НКСМ в дальнейшем машина уходила на НИИБТ полигон (к 1 сентября). Реально КСП-76 прибыла 16 сентября, но при марше Кубинка-Москва сломалась. В итоге ходовые испытания начались лишь 18 октября и закончились 8 декабря.
А теперь вопрос: о каких совместных испытаниях идет речь, если ОСУ-76 и КСП-76 вообще друг с другом не пересекались? Я так полагаю, в реальности-то речь идет об этом:
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11358, дело №243, л.44
На ОСУ-76 как-то не особо похоже, не так ли?
Как было написано на одной надгробной плите, не все йогурты одинаково полезные. А работать надо не по одному архиву, и не по одному наркомату. Если в ГАБТУ и ГАУ машина идет как «облегченная», есть повод задуматься.

самоходная артиллерийская установка ГАЗ- 75

В конце 1943 г. танкостроительное КБ Горьковского автозавода выпустило противотанковую САУ ГАЗ-75, по основным параметрам не уступающей немецкой “Hetzer”. Шасси советской самоходки, хоть и использовало отдельные узлы от серийных машин, было заметно модернизировано. Боевое отделение расположили в средней части корпуса, что улучшило распределение массы на опорные катки и повышало ходовые характеристики. Полная масса ГАЗ-75 составила порядка 18 тонн, при этом бронирование лобовой части корпуса доходила до 75-90 мм.Создана на базе легкого танка Т-70М с усиленным бронированием корпуса.
Из-за ограниченных возможностей 76-мм пушки ЗИС-З, установленной на отечественных массовых САУ СУ-76 (СУ-76М), в борьбе с немецкими танками типа «Тигр» и «Пантера» были развернуты работы по установке 85-мм пушек на самоходные установки, так же как и на средний танк Т-34.
Одной из первых созданных опытных установок с 85-мм пушкой была САУ ГАЗ-75.
В качестве базы при создании САУ был использован легкий танк Т-70М. Двигатели ГАЗ-80 располагались последовательно.
САУ ГАЗ-75 оказалась тяжелой, плохо маневренной. К принятию на вооружение установка не была рекомендована.
На базе САУ ГАЗ-75 создавались установки: СУ-85А и СУ-85Б.