Самолеты США второй мировой

Содержание

Палубный разведчик-бомбардировщик Brewster SBA

Самолет выпускался компанией «Brewster Aeronautical» в 1940-1942 гг. Он представлял собой среднеплан обтекаемой формы цельнометаллической конструкции. Для службы на авианосцах, самолет оснащался закрылками. Самолет имел убирающееся шасси с хвостовым колесом и внутренний бомбовый отсек. Всего было випущено 30 машин. ТТХ машины: длина – 8,4 м; высота – 2,6 м; размах крыла – 11,9 м; площадь крыла – 24,1 м²; масса пустого – 1,9 т, взлетная – 3,1 т; двигатели – два — Wright R-1820 мощностью 950 л.с; максимальная скорость – 409 км/ч, крейсерская – 268 км/ч; практический потолок – 8 600 м; практическая дальность – 1 600 км; вооружение – 12,7-мм и 7,62-мм пулеметы; бомбовая нагрузка –230 кг; экипаж – 2 человека.

Морской бомбардировщик Brewster SB-2A Buccaneer

Самолет выпускался с 1940 г. и представлял собой одномоторный моноплан со средним расположением крыла. Всего было выпущено 771 машину в таких вариантах: SB-2A-2 (базовый вариант, построено 80 машин), SB-2A-3 (палубный вариант, построено 60 машин), SB-2A-4 (вариант для Нидерландов, построено 162 машины) и Bermuda Mk-1 (вариант для Великобритании, построено 468 машин). Самолет предназначался для службы в качестве бомбардировщика-разведчика — фактически использовался как учебный и для транспортировки мишеней. ТТХ машины: длина – 12 м; высота – 4,7 м; размах крыла – 14.3 м; площадь крыла – 35.2 м²; масса пустого – 4,5 т, взлетная – 6,5 т; двигатель – Wright R-2600 мощностью 1 700 л.с; максимальная скорость – 440 км/ч, крейсерская – 260 км/ч; практический потолок – 7 600 м; практическая дальность – 2 700 км; вооружение – два 12,7-мм пулемета Browning М-2 и четыре 7,62-мм пулемета Browning М1919; бомбовая нагрузка – 450 кг; экипаж – 2 человека.

Палубный истребитель Brewster F-2A Buffalo

Самолет выпускался компанией «Brewster Aeronautical» в 1938-1941 гг. в двух вариантах: F-2A-1 и F-2A-2 (с 1 200-сильным двигателем). Он имел фюзеляж полумонококовой конструкции, овального сечения. Крыло – однолонжеронное с работающей обшивкой. Конструкция самолета — цельнометаллическая, за исключением отклоняемых поверхностей, которые имели металлический каркас, обтянутый полотном. Шасси самолета — трехопорное, с хвостовой опорой. Всего было выпущено 509 машин. Самолет также использовался в Великобритании (под обозначением Buffalo Mk-I), Голландии (B-339D) и Финляндии (В-239). ТТХ машины: длина – 7,9 м; высота – 3,6 м; размах крыла – 10,7 м; площадь крыла – 19,4 м²; масса пустого – 2,1 т, взлетная – 3,1 т; двигатель – Wright R-1820-34/40 мощностью 950/1200 л.с; скороподъемность – 1 092 м/м; максимальная скорость – 540 км/ч, крейсерская – 405 км/ч; практический потолок – 10 100 м; практическая дальность – 1 600 км; вооружение – два 12,7-мм M-2 Browning и два 7,62-мм пулемета; экипаж – 1 человек.

Патрульный самолет Consolidated PB-4Y-1 Liberator

Самолет был создан путем переделки тяжелого бомбардировщика B-24 и выпускался в 1941-1945 гг. Он представлял собой четырехмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси. Он служил в качестве противолодочного самолета и дальнего морского разведчика и оснащался различными РЛС, импульсными прожекторами. Самолет также использовался Великобританией и Канадой. В Великобритании известны модификации Liberator-I, Liberator GR-III, Liberator GR-V, Liberator GR-VI и Liberator GR-VIII с различными двигателями, оборудованием и вооружением.

Вариант Великобритании. Liberator GR-III

Вариант Великобритании. Liberator GR-I

В США самолет обозначался PB4Y-1 (выпущено 977 машин). ТТХ PB4Y-1: длина – 20,6 м; высота – 5,7 м; размах крыла – 31,5 м; площадь крыла – 97,4 м²; масса пустого – 17,2 т, взлетная – 27,3 т; двигатели – четыре Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1 200 л.с; скороподъемность – 5,2 м/с; максимальная скорость – 485 км/ч, крейсерская – 367 км/ч; практическая дальность – 4 500 км; практический потолок – 9 800 м; вооружение – десять-одинанцать 12,7-мм пулеметов Browning M-2 или четыре-шесть 12,7-мм пулеметов и восемь-девять 7,62-мм пулеметов Browning и четыре 20-мм пушки Hispano; бомбовая нагрузка – 3,6 т; экипаж – 7-10 человек.

Патрульный самолет Consolidated PB-4Y-2 Privateer
Носитель управляемых бомб Consolidated PB-4Y-2B

Патрульно-противолодочный самолет являлся развитием конструкции бомбардировщика B-24, отличаясь от него удлиненным фюзеляжем, отсутствием турбонаддува моторов, новым хвостовым оперением, оборудованием и вооружением. Самолет выпускался компанией «Consolidated» в 1944-1945 гг. в двух серийных модификациях: PB4Y-2 (основной вариант) и PB4Y-2B (носитель управляемых бомб). Всего было произведено 739 машин. ТТХ машины: длина – 25 м; высота – 9,2 м; размах крыла – 33,6 м; площадь крыла – 97,2 м²; масса пустого – 17 т, взлетная – 29,5 т; двигатели – четыре Pratt & Whitney R-1830-94 мощностью 1 350 л.с; скороподъемность – м/с; максимальная скорость – 395 км/ч, крейсерская – 224 км/ч; практическая дальность – 4 800 км; практический потолок – 6 300 м; вооружение – двенадцать 12,7-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 2,7 т или две планирующие бомбы; экипаж – 11 человек.

Торпедоносец Consolidated ТВY-2 Sea Wolf

Самолет был разработан фирмой «Vought» и выпускался компанией «Consolidated Aircraft» в 1944-1945 гг. Он оснащался радаром с обтекателем, который размещался под правым крылом. Всего было выпущено 180 машин. ТТХ машины: длина – 12 м; высота – 4,7 м; размах крыла – 17,4 м; площадь крыла – 40,8 м²; масса пустого – 5,1 т, взлетная – 8,4 т; двигатель – Wright R-2600 мощностью 2 000 л.с; емкость топливных баков – 1,2 тыс. л; скороподъемность – 539 м/м; максимальная скорость – 490 км/ч, крейсерская – 240 км/ч; практический потолок – 8 300 м; практическая дальность – 2 400 км; вооружение – четыре 12,7-мм пулемета M-2 Browning и 7,62-мм пулемет Browning М1919; бомбовая нагрузка – 910 кг; подвесное вооружение – восемь ракет HVAR; экипаж – 3 человека.

Палубный истребитель Chance Vought Corsair — F4U-1

Палубный истребитель Chance Vought Corsair — F4U-1A
Палубный истребитель Chance Vought Corsair — F4U-1D
Палубный истребитель Chance Vought Corsair — F4U-4
Палубный истребитель Chance Vought Corsair — F-2G-2
Палубный истребитель Chance Vought Corsair – F-2G

Палубный бомбардировщик Curtiss Helldiver XSBC-2
Палубный бомбардировщик Curtiss Helldiver — XSBC-3
Палубный бомбардировщик Curtiss Helldiver — XSBC-4
Палубный бомбардировщик Curtiss Helldiver — SBC-3
Палубный бомбардировщик Curtiss Helldiver SBC-4

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик выпускался компанией «Curtiss-Wright» в 1936-1940 гг. Он представлял собой биплан смешанной конструкции с убирающимся шасси и хвостовым колесом. Всего было выпущено 257 машин в таких модификациях: XSBC-2 (с 700-сильным двигателем), XSBC-3 (с 750-сильным двигателем), SBC-3 SBC-3 (с 825-сильным двигателем), XSBC-4 (с 950-сильным двигателем), SBC-4 (вариант для Франции) и Curtiss Cleveland-I (вариант для Великобритании). Самолет также использовался Великобританией и Францией. ТТХ машины: длина – 8,6 м; высота – 3,2 м; размах крыла – 10,3 м; площадь крыла – 29,4 м²; масса пустого – 2,1 т, взлетная – 3,5 т; двигатель – Wright R-1820 мощностью 700 — 950 л.с; скороподъемность – 8,3 м/с; максимальная скорость – 380 км/ч, крейсерская – 280 км/ч; практический потолок – 7 300 м; практическая дальность – 650 км; вооружение – один-два 7,62-мм пулемета Browning М1919 или 12,7 мм и 7,62-мм пулеметы; бомбовая нагрузка – 450 кг; экипаж – 2 человека.

Палубный бомбардировщик Curtiss Helldiver SB-2C-1

Палубный бомбардировщик Сurtiss Helldiver – SB-2C-1C

Палубный бомбардировщик Сurtiss Helldiver — SBW-1
Палубный бомбардировщик Сurtiss Helldiver SB-2C-3
Палубный бомбардировщик Сurtiss Helldiver – SB-2C-4
Палубный бомбардировщик Сurtiss Helldiver – SB-2C-5

В сухопутных войсках самолет обозначался «A-25 Shrike». Он представлял собой цельнометаллический однодвигательный двухместный моноплан, предназначенный для базирования на авианосцах. Фюзеляж — цельнометаллический, типа полумонокок. Обшивка фюзеляжа — дюралюминиевые листы. Кабина летчика закрытого типа со сдвигающимся назад фонарем. Хвостовое оперение свободнонесущее, смешанной конструкции. Шасси трехстоечное, с хвостовым колесом. ТТХ машины: длина – 11,2 м; высота – 4 м; размах крыла – 15,2 м; площадь крыла – 39,2 м²; масса пустого – 4,8 т, взлетная – 7,6 т; двигатель – Wright R-2600 мощностью 1 700 — 1 900 л.с; скороподъемность – 9,1 м/с; максимальная скорость – 460 км/ч, крейсерская – 260 км/ч; практический потолок – 8 800 м; практическая дальность – 1 800 км; вооружение – две 20-мм пушки и два 7,62-мм пулемета Browning М1919 или пять 12,7-мм пулеметов; бомбовая нагрузка – 900 кг; экипаж – 2 человека.

Морской разведчик Curtiss SC Seahawk — SC-1

Морской разведчик Curtiss SC Seahawk — SC-2
Самолет SC-1 с поплавком на катапульте

Катапультный самолет выпускался компаниями «Curtiss Aeroplane» и «Motor Company» в 1944-1945 гг. в двух модификациях: SC-1 (567 машин) и SC-2 (10 машин). Он имел колесное шасси или поплавки. ТТХ машины: длина – 11 м; высота – 3,9 м; размах крыла – 12,5 м; площадь крыла – 26 м²; масса пустого – 2,9 т, взлетная – 4,1 т; двигатель – Wright R-1820 мощностью 1 350 л.с; скороподъемность – 760 м/м; максимальная скорость – 500 км/ч, крейсерская – 210 км/ч; практический потолок – 11 400 м; практическая дальность – 1 000 км; вооружение – два 12,7-мм пулемета M2 Browning; бомбовая нагрузка – 340 кг; экипаж – 1 человек.

Патрульный противолодочный самолет Douglas B-18B BOLO

Самолет выпускался на базе бомбардировщика В-18А/АМ в 1942-1943 гг. На нем устанавливали радары, магнитные детекторы и другое оборудование для поиска подводных лодок. Всего было создано 122 машины. Самолет также использовался Бразилией и Канадой. ТТХ машины: длина – 17,6 м; высота – 4,6 м; размах крыла – 27,3 м; площадь крыла – 89,7 м²; масса пустого – 7,4 т, взлетная – 12,6 т; двигатели – два Wright R-1820-53 мощностью 1 000 л.с; максимальная скорость – 346 км/ч, крейсерская – 269 км/ч; практическая дальность – 2 250 км; практический потолок – 6 500 м; бомбовая нагрузка – 2 т; экипаж – 6 человек.

Торпедоносец Douglas TBD-1 Devastator

Трехместный палубный торпедоносец-бомбардировщик выпускался компанией «Douglas» в 1937-1939 гг. Он имел цельнометаллическую конструкцию с гофрированной обшивкой крыла и оперения с убираемым шасси и гидравлически складывающимся крылом. Всего было выпущено 130 машин. ТТХ машины: длина – 10,7 м; высота – 4,6 м; размах крыла – 15,2 м; площадь крыла – 39,2 м²; масса пустого – 2,5 т, взлетная – 4,6 т; двигатель – Pratt & Whitney R-1830 мощностью 900 л.с; емкость топливных баков – 784 л; скороподъемность – 3,7 м/с; максимальная скорость – 322 км/ч, крейсерская – 205 км/ч; практический потолок – 6 000 м; практическая дальность – 700 км; вооружение – два 12,7-мм или два 7,62-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 454 кг; экипаж – 3 человека.

Палубный бомбардировщик Dauntless Douglas — SBD-1

Палубный бомбардировщик Dauntless Douglas — SBD-2
Палубный бомбардировщик Dauntless Douglas — SBD-3
Палубный бомбардировщик Dauntless Douglas — SBD-4
Палубный бомбардировщик Dauntless Douglas — SBD-5
Палубный бомбардировщик Dauntless Douglas — SBD-6

Самолет выпускался компанией «Douglas Aircraft» в 1940-1944 гг. в шести серийных модификациях: SBD-1-6. В сухопутных войсках самолет известен под обозначением «A-24 Banshee». Всего было выпущено 5,9 тысяч машин. Самолёт представлял собой свободнонесущий низкоплан с закрытой и полностью застекленной кабиной экипажа и убирающимся шасси, имевший цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки рулевых поверхностей. Он использовался в качестве палубного пикирующего бомбардировщика-разведчика. ТТХ машины: длина – 10,1 м; высота – 4,1 м; размах крыла – 12,7 м; площадь крыла – 30,2 м²; масса пустого – 2,9 т, взлетная – 4,8 т; двигатель – Wright R-1820 мощностью 1 200-1350 л.с; скороподъемность – 8,6 м/с; максимальная скорость – 410 км/ч, крейсерская – 298 км/ч; практический потолок – 7 800 м; практическая дальность – 1 800 км; вооружение – два 12,7-мм пулемета Browning M-2 и два 7,62-мм пулеметы Browning M1919; бомбовая нагрузка – 1 т; экипаж – 2 человека.

Палубный торпедоносец Grumman Avenger TBF-1
Палубный торпедоносец Grumman Avenger — TBF-1C
Палубный торпедоносец Grumman Avenger — TBF-1D
Палубный торпедоносец Grumman Avenger TBM-1

Палубный торпедоносец Grumman Avenger TBM-3E
Палубный торпедоносец Grumman Avenger — TBM-3S
Палубный торпедоносец Grumman Avenger — TBM-3W

Палубный торпедоносец-бомбардировщик «Avenger» выпускался компанией «Grumman» под обозначением TBF и компанией «General Motors» под обозначением TBM в 1942-1945 гг. Самолет выпускался в таких модификациях: TBF-1/ТВМ-1 (в Великобритании обозначался как Тарпон Mk-I); TBF-1С/ТВМ-1С; TBF-1D/TBM-1D; ТВМ-3 (Тарпон Mk-III); TBM-3D; ТВМ-3Е; TBM-3S и TBM-3W. Варианты различались оснащением и оборудованием. Самолет представлял собой среднеплан цельнометаллической конструкции с убирающимся двухколесным шасси с хвостовым колесом и вертикальным стабилизатором. Самолет имел складывающиеся крылья и тормозной крюк для посадки на авианосцах. Шасси полностью убиралось в ниши центроплана. Всего было выпущено 9,8 тысяч машин. Самолет также использовался в Великобритании и Новой Зеландии. ТТХ машины: длина – 12,5 м; высота – 4,8 м; размах крыла – 16,5 м; площадь крыла – 45,5 м²; масса пустого – 5 т, взлетная – 8 т; двигатель – Wright R-2600-20 мощностью 1 700 — 1 900 л.с; емкость топливных баков – 1,3 тыс. л; скороподъемность – 9,4 м/с; максимальная скорость – 440 км/ч, крейсерская – 240 км/ч; практический потолок – 7 800 м; практическая дальность – 1 200 — 1 800 км; вооружение – два 12,7-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 900 кг; подвесное вооружение – восемь ракет HVAR экипаж – 3 человека.

Истребитель Grumman F-2F-1

Истребитель был разработан на базе «Grumman FF» и выпускался компанией «Grumman» в 1934-1935 гг. Всего было построено 55 машин. Он представлял собой одномоторный биплан с убирающимся шасси. ТТХ машины: длина – 6,5 м; высота – 2,8 м; размах крыла – 8,7 м; площадь крыла – 21,4 м²; масса пустого – 1,2 т, взлетная – 1,7 т; двигатель – Wright R-1535 мощностью 700 л.с; скороподъемность – 10,4 м/с; максимальная скорость – 370 км/ч, крейсерская – 225 км/ч; практический потолок – 8 200 м; практическая дальность – 1 600 км; вооружение – два 7,62-мм пулемета Browning; бомбовая нагрузка – 106 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель Grumman F-3F-1
Истребитель Grumman F-3F-2
Истребитель Grumman F-3F-3

Истребитель выпускался компанией «Grumman» на базе F-2F-1 в 1936-1939 гг. Всего было выпущено 162 машины в таких модификациях: F-3F-1 (с двигателем R-1535-84), F-3F-2 (с двигателем Wright XR-1820-22 Cyclone) и F-3F-3 (с изменениями планера). Самолет представлял собой одностоечный расчалочный полутораплан смешанной конструкции с полотняной обшивкой крыла и убирающимся шасси. Кабина летчика закрывалась прозрачным фонарем. Крыло истребителя было цельнодеревянным. Хвостовое оперение имело цельнометаллический силовой набор. Киль и стабилизатор обшивались дюралюминиевыми листами, а рули направления и высоты — полотном. Шасси — трехколесное, с хвостовым колесом. ТТХ машины: длина – 7,1 м; высота – 2,8 м; размах крыла – 9,8 м; площадь крыла – 24,2 м²; масса пустого – 1,5 т, взлетная – 2,2 т; двигатель – Wright R-1820 мощностью 700 — 950 л.с; скороподъемность – 14 м/с; максимальная скорость – 410-425 км/ч, крейсерская – 240 км/ч; практический потолок – 10 100 м; практическая дальность – 1 600 км; вооружение – 12,7-мм пулемет Browning и 7,62-мм пулемет Browning; бомбовая нагрузка – 106 кг; экипаж – 1 человек.

Палубный истребитель Grumman Wildcat F-4F-3
Палубный истребитель Grumman Wildcat F-4F-3А
Палубный истребитель Grumman Wildcat – F-4F-4B
Палубный истребитель Martlet Mk-I ВМС Великобритании
Палубный истребитель Grumman Martlet Mk-V. ВМС Великобритании

Истребитель-бомбардировщик выпускался компанией «Grumman» в 1940-1945 гг. Всего было выпущено 7,8 тыс. машин таких модификаций: F-4F-3, F-4F-3A и F-4F-4. Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан. Фюзеляж — в носовой части полумонокок, в хвостовой — монокок круглого сечения. Крыло – двухлонжеронное с алюминиевой работающей обшивкой. Шасси — трехстоечное, с хвостовой опорой. Самолет также использовался Великобританией (под обозначением Martlet) и Канадой. ТТХ машины: длина – 8,7 м; высота – 2,8 м; размах крыла – 11,6 м; площадь крыла – 24,2 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 3,6 т; двигатель – Wright R-1830 мощностью 1 020 – 1 350 л.с; скороподъемность – 9,9 – 11,7 м/с; максимальная скорость – 515 — 530 км/ч, крейсерская – 350 км/ч; практический потолок – 10 300 – 12 000 м; практическая дальность – 1 400 км; вооружение – четыре-шесть 12,7-мм пулеметов M-2 Browning; бомбовая нагрузка – 90 — 440 кг; экипаж – 1 человек.

Палубный истребитель Grumman F-6F-3
Палубный истребитель Grumman F-6F-5

Палубный истребитель разработан на базе «Wildcat F4F» выпускался компанией «Grumman» в 1942-1945 гг. в двух серийных модификациях: F-6F-3 (варианты F-6F-3E, F-6F-3К, F-6F-3N) и F-6F-5 (варианты F-6F-5Е, F-6F-5K, F-6F-5N). Самолет представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с трехстоечным убирающимся шасси с хвостовым колесом. Всего было выпущено 12,3 тысячи машин, 930 из которых было передано Великобритании под обозначением Hellcat Mk-I и Hellcat Mk-II. ТХ машины: длина – 10,2 м; высота – 4 м; размах крыла – 13,1 м; площадь крыла – 31 м²; масса пустого – 4,2 т, взлетная – 7 т; двигатель – Wright R-2800-10W мощностью 2 000 – 2 100 л.с; объем топливных баков – 946 л; скороподъемность – 17,8 м/с; максимальная скорость – 610 км/ч, крейсерская – 350 км/ч; практический потолок – 11 300 м; практическая дальность – 1 500 км; длина разбега – 244 м; вооружение – две 20-мм пушки и десять 12,7-мм пулеметов M-2 Browning; бомбовая нагрузка – 1,8 т; подвесное вооружение – 6 ракет HVAR; экипаж – 1 человек.

Палубный истребитель Grumman F-7F-1 Tigercat
Палубный истребитель Grumman F-7F-2N Tigercat

Истребитель-бомбардировщик выпускался компанией «Grumman» в 1944-1945 гг. в двух модификациях: F-7F-1 (базовый вариант, построено 35 машин), F-7F-1N (одноместный ночной истребитель, построено 34 машины) и F7F-2N (двухместный ночной истребитель, построено 65 машин). Он представлял собой свободнонесущий высокоплан цельнометаллической конструкции со складывающимся крылом. В силу конструктивных недостатков самолет базировался на береговых аэродромах. ТТХ машины: длина – 13,9 м; высота – 5 м; размах крыла – 15,7 м; площадь крыла – 42,3 м²; масса пустого – 7,2 т, взлетная – 10,7 т; двигатели – два Pratt Whitney R-2800-22W мощностью 2 100 л.с; емкость топливных баков – 2,1 тыс.л; скороподъемность – 1280 м/м; максимальная скорость – 690 км/ч, крейсерская – 350 км/ч; практический потолок – 11 000 м; практическая дальность – 2 800 км; вооружение – четыре 20-мм пушки и четыре 12,7-мм M2 Browning; бомбовая нагрузка – 0,9 т или 8 ракет HVAR; экипаж – 1-2 человек.

Палубный истребитель Grumman Bearcat F-8F-1
Палубный истребитель Grumman Bearcat F-8F-2

Истребитель выпускался компанией «Grumman» с 1943 г. в двух модификациях F-8F-1 и F-8F-2. Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции с низко расположенным крылом. Он был оснащен складным крылом, убирающимся хвостовым колесом, самоуплотняющимися топливными баками. Всего было выпущено 1 014 машин. ТТХ машины: длина – 8,4 м; высота – 4,2 м; размах крыла – 10,8 м; площадь крыла – 22,3 м²; масса пустого – 3,2 т, взлетная – 5,6 т; двигатель – Wright R-2800-34W мощностью 2 400 л.с; скороподъемность – 1 400 м/м; максимальная скорость – 698 км/ч; практический потолок – 11 800 м; практическая дальность – 2 900 км; вооружение – четыре 20-мм пушки или четыре 12,7-мм пулемета M-2 Browning; бомбовая нагрузка – 450 кг; подвесное вооружение – 4 ракеты HVAR; экипаж – 1 человек.

Морской ударный самолет Lockheed PV-1 Ventura
Морской ударный самолет Lockheed — Ventura Mk.I
Морской ударный самолет Lockheed -Ventura Mk.II

Многоцелевой патрульный бомбардировщик выпускался компанией «Lockheed» на базе гражданского «Loudstar» в 1942-1944 гг. в таких модификациях: Ventura Mk-I (с 1850-сильными двигателями) и Ventura Mk-II (с 2000-сильным двигателем). Машины поставляемые по ленд-лизу обозначались В-34. В сухопутных войсках США самолет имел обозначение R-37 или В-34А «Lexington», на флоте PV-1. Всего было выпущено 1,6 тысяч машин, 388 из которых были поставлены в Англию. Машины также использовались Канадой. Самолет представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан с цельнометаллическим среднерасположенным крылом. ТТХ машины: длина – 15,7 м; высота – 3,6 м; размах крыла – 20 м; площадь крыла – 51,2 м²; масса пустого – 9 т, взлетная – 15 т; двигатели – два Pratt & Whitney R-2800-31; емкость топливных баков – 3 — 6,1 тыс.л; максимальная скорость – 518 км/ч, крейсерская – 390 км/ч; практическая дальность – 2 200 км; практический потолок – 7 300 м; вооружение – два 12,7-мм и шесть 7,62-мм пулеметов; бомбовая нагрузка – 1,4 т; экипаж – 5 человек.

Патрульный самолет Lockheed PV-2 Harpoon

Самолет, являясь результатом модернизации PV-1, выпускался в 1943-1945 гг. От предшественника он отличался увеличенным крылом, запасом топлива и изменением вооружения. Всего было построено 500 машин в трех модификациях: PV-2 Harpoon (базовый вариант), PV-2D (вооруженный восьмью 12,7-мм пулеметами, выпущено 35 машин) и PV-3 Ventura (выпущено 27 самолетов для Великобритании). Машины также использовались Бразилией. ТТХ машины: длина – 15,7 м; высота – 3,6 м; размах крыла – 22,8 м; площадь крыла – 63,7 м²; масса пустого – 9,1 т, взлетная – 14.1 т; двигатели – два — Pratt Whitney R-2800-31 мощностью 2000 л.с; объем топливных баков – 7 тыс.л; максимальная скорость – 518 км/ч, крейсерская – 390 км/ч; практический потолок – 8 000 м; практическая дальность – 2 800 км; бомбовая нагрузка – 2,7 т; экипаж – 4-5 человек.

Торпедоносец North American PBJ-1

Самолет выпускался компанией «North American» на базе среднего бомбардировщика В-25 с 1943 г. Он представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым опереним и убирающимся шасси. Самолет использовался в качестве торпедоносца и противолодочного самолета. Часть самолетов оснащались поисковыми РЛС и торпедными подвесками. Всего было выпущено 706 машин в следующих вариантах: PBJ-1, PBJ-1C, PBJ-1D, PBJ-1H и PBJ-1J. ТТХ машины: длина – 16 м; высота – 5 м; размах крыла – 21 м; площадь крыла – 56,7 м²; масса пустого – 8,9 т, взлетная – 16 т; двигатели – два R-2600 мощностью 1 700 л.с; максимальная скорость – 434 км/ч, крейсерская – 367 км/ч; практическая дальность – 2 150 км; практический потолок – 7 400 м; вооружение – четыре 12,7-мм пулемета и 7,62-мм пулемет или шесть-двенадцать 12,7-мм пулеметов; бомбовая нагрузка – 1,4 -1,8 т; экипаж – 11 человек.

Палубный бомбардировщик Vought Vindicator. SB2U-1
Палубный бомбардировщик Vought Vindicator SB2U-2
Палубный бомбардировщик Vought Vindicator SB2U-3

Пикирующий бомбардировщик-разведчик выпускался компанией «Vought» в 1937-1941 гг. Самолёт представлял собой моноплан с низким расположением крыла, имевший цельнометаллическую конструкцию с убирающимся шасси и хвостовым колесом. Обшивка фюзеляжа смешанная: носовая и центральная части фюзеляжа обшивались дюралюминиевыми панелями, а хвостовая часть — полотном. Всего было построено 260 машин в таких вариантах: XSB-2U-1 SB-2U-1 SB-2U-1 (базовый вариант, выпущено 54 машины), SB2U-2 (с модернизированным оборудованием, выпущено 58 машин), XSB-2U-3 SB-2U-3 SB-2U-3 (с 825-сильным двигателем, выпущено 57 машин), V-156F-3 (вариант для Франции, выпущено 40 машин) и V-156b-1/Chesapeake Mk.I (вариант для Великобритании, выпущено 50 машин). Самолет также использовался Великобританией и Францией. ТТХ машины: длина – 10,4 м; высота – 3,1 м; размах крыла – 12.8 м; площадь крыла – 28.3 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 4,3 т; двигатель – Pratt & Whitney R-1535 мощностью700 — 825 л.с; скороподъемность – 6,8м/с; максимальная скорость – 390 км/ч, крейсерская – 245 км/ч; практический потолок – 7 200 м; практическая дальность – 1 800 км; вооружение – два 12,7-мм пулемета Browning М-2 и два 7,62-мм пулемета Browning М1919; бомбовая нагрузка – 450 кг; экипаж – 2 человека.

Средний бомбардировщик B-25C «Mitchell», №41-12946, «Margaret» из 90-й эскадрильи, 3-й группы, довооруженный четырьмя дополнительными пулеметами.

В ходе затяжных кровопролитных боев на Новой Гвинее бомбардировщики А-20 и В-25 по предложению майора Пола «Пеппи» Ганна (Paul I. «Pappy» Gunn) из 4-й тыловой базы снабжения ВВС в Таунсувилле, Австралия, начали довооружать дополнительными передними пулеметами.

При налетах на японскую укрепленную базу Рабаул была разработана специальная тактика низковысотных атак на японские объекты, при которых вооруженные передними пулеметами бомбардировщики при заходе на цель открывали шквальный огонь из передних стволов, подавляя ПВО противника, после чего сбрасывали бомбы. Тактика доказала свою эффективность также и в ходе атак на быстроходные японские транспортные корабли. На отдельных модификациях бомбардировщиков В-25 количество направленных вперед крупнокалиберных стволов доходило до 12 штук. Существует даже версия возникновения понятия «Ганшип» (Gun Ship) от созвучия с фамилией создателя штурмовых версий бомбардировщиков майора Ганна (Gunn) c английским словом gun – пушка. Таким образом, понятие gunship – канонерка звучало так же как Gann Ship – корабль Ганна.

Майор Пол «Пеппи» Ганн (Paul Irvin «Pappy» Gunn) – второй справа рядом с экипажем бомбардировщика В-25.

Бомбардировщик-штурмовик Douglas A-20G «Boston»

Штурмовая версия бомбардировщика B-25J «Mitchell», в которой вместо кабины штурмана монтировалась батарея из восьми 12.7 мм Браунингов. Еще четыре пулемета размещалось попарно по бортам.

Бомбардировщик-штурмовик Douglas А-26В «Invaider». Наступательное вооружение его составляли 8 носовых и четыре крыльевых полудюймовых пулеметов, которые могли дополняться еще и подвесными пулеметами.

Таким образом, классические бомбардировщики часто использовались как штурмовики, в то же время штурмовики А-20 с успехом использовались как классические бомбардировщики. Вероятно, понимая чистую условность в разделении класса средних бомбардировщиков на «штурмовые» и «бомбардировочные» версии, после окончания войны класс «А» — штурмовиков в ВВС США был просто упразднен. Последний поршневой штурмовик в Штатах Douglas А-26 Invaider был, не мудрствуя, переклассифицирован в бомбардировщик, став В-26.

Успешное применение в Европе немецкого пикирующего бомбардировщика Junkers Ju-87 стимулировало работы над подобным классом машин, неосмотрительно забытым в США. Созданные американские аналоги Юнкерсу Vultee А-31 и А-35 были мощными добротными машинами, но повоевать под звезднополосатым флагом им не довелось. Американцы справедливо посчитали, что легкие одномоторные бомбардировщики, не смотря на способность пикировать, сохранили все те недостатки, присущие предвоенному классу одномоторных штурмовиков.

Пикирующий бомбардировщик Vultee A-35B «Vengeance»

Изделия фирмы Vultee в больших количествах поставлялись ВВС Британского союза, и в условиях господства в воздухе истребителей союзников неплохо показали себя в боях над бирманскими джунглями. Не прижились в армейской авиации США и «сухопутные» версии знаменитых палубных пикировщиков Douglas SBD ―Dauntless‖ и Curtiss SB2C ―Helldiver‖, получившие армейские обозначения А-24 «Вanshee» и А-25 «Shrike» соответственно. Если первому довелось недолго повоевать, то участью второго было остаться лишь учебной машиной. В марте 1943 года ВВС США пришли к выводу, что использование для штурмовых ударов истребителей-бомбардировщиков более предпочтительно, чем пикировщиков ввиду меньшей уязвимости первых от действий вражеской авиации.

Первым опытом ВВС США в данном направлении было импровизированное использование для штурмовых ударов обычных истребителей Р-40 разных модификаций в Северной Африке и Тихоокеанском регионе. Достаточно эффективным оказался пикирующий бомбардировщик North American А-36 «Apache» — модификация знаменитого Р-51 «Mustang». Однако производство этой версии было недолгим и было свернуто ввиду большой потребности именно истребительных модификаций Мустанга.

Пикирующий бомбардировщик North American А-36 «Apache», предшественник знаменитого Мустанга.

Начиная с середины 1943 года все без исключения истребители армии и флота США выпускались с учетом возможности ведения штурмовых операций. Прочная конструкция, мощные двигатели, способность нести внушительную дополнительную нагрузку в полной мере соответствовали этим требованиям. Стрелковое вооружение, как правило, не изменялось и состояло из стандартной американской 6-8 ствольной батареи крупнокалиберных Браунингов с приличным боекомплектом из 270 – 400 патронов на ствол. Подвесное отличалось некоторым разнообразием и состояло либо из нескольких авиабомб среднего калибра общей массой от 250 до 2000 фунтов (от 113.5 до 908 кг), либо из реактивных снарядов различных моделей. В целом, такой набор был вполне оправдан. На Европейском театре американская авиация до июня 1944 года практически не сталкивалась с задачами поддержки собственных армий на сухопутных фронтах, в Северной Африке также подключилась к активной фазе, когда перелом в кампании уже наступил. И основным театром для штурмовой авиации США стал Тихий океан, где борьба с бронетехникой противника ввиду ее малочисленности явилась второстепенной задачей. Основной функцией штурмовиков армии и флота США явилась поддержка многочисленных десантных операций, при которых применение истребителей-бомбардировщиков с вышеуказанным вооружением было вполне оправданно и самодостаточно. Локальные средства ПВО японцев в зонах высадки были сравнительно слабы и, как правило, легко подавлялись имеющимся пулеметным, ракетным и бомбовым вооружением. В случае столкновения с мощной очаговой системой ПВО отдельных объектов, как в вышеописанном случае в Рабауле, географические особенности этих, компактно расположенных объектов, как правило, делали их уязвимыми для высотного бомбометания при поддержке штурмовых версий тех же бомбардировщиков. При этом, в соответствии с разработанной тактикой, обе версии бомбардировщиков работали в паре. Штурмовики утюжили объекты ПВО, бомбардировщики работали по основным целям. Однако американская концепция использования тяжелых «ганшипов» рассыпалась как карточный домик в ходе высадки в Нормандии. Летом 1944 года, столкнувшись с мощной и хорошо эшелонированной системой ПВО немцев, двухмоторные американские штурмовики начали нести ощутимые потери от огня немецких скорострельных малокалиберных зениток и вынуждены были прекратить атаки с бреющего полета на защищенные объекты, перейдя на классическое бомбометание с больших высот. Непосредственная же поддержка собственных войск была возложена на одномоторные истребители-бомбардировщики. Более подвижные и динамичные, чем их двухмоторные коллеги, они с меньшим риском могли действовать на малых высотах, хотя и их потери были весьма высоки. Несколько особняком среди штурмовых самолетов США стоят тяжелые пушечные штурмовики – В-25G и В-25Н, вооруженные 75-мм пушками. Данные модификации изначально рассматривались лишь для противокорабельных операций. В принципе, идея вооружения самолета крупнокалиберной артиллерией не нова. Всегда было заманчиво оснастить самолет мощной пушкой и использовать его как некую высокомобильную артиллерийскую платформу. К этой идее возвращались со времен появления первых самолетов и практически почти до наших дней. Достоинства огневой мощи такого самолета столь же очевидны, как и его недостатки – большая масса, сложность наведения, малый боекомплект и сила отдачи. Кроме того, изрядную инженерную проблему представляла система автоматической перезарядки пушки больших калибров.

Тяжелый противокорабельный штурмовик North American B-25H «Mitchell» .

Для тяжелых пушечных штурмовиков на базе бомбардировщиков MitchelI не стали создавать новых автоматических пушек, просто адаптировав танковое 75-мм орудие с ручным заряжением. Естественно, о большой скорострельности заряжаемого вручную орудия речи быть не могло, что предопределило весьма ограниченное использование данного класса машин. Основными задачами их стало охота за небольшими кораблями, транспортами и подводными лодками на поверхности, а главным театром стал Тихий океан. Но целей для них было не много, кроме того, увеличение количества зенитных автоматов на японских кораблях во второй половине войны сделало пушечные штурмовики весьма уязвимыми. Тем не менее, американские инженеры, возвращались к идее пушечных двухмоторных штурмовиков до последних дней войны. На новейший двухмоторный бомбардировщик Douglas А-26 «Invaider» еще на стадии проектирования «примеряли» самое разное оружие. Среди которого были и 37-мм пушки М9, и 75-мм М5. Апогеем послужила попытка вооружение его 105-мм гаубицей, которую в конце 1944 года попытались оснастить автоматом заряжения и адаптировать для использования в авиации, как проект Т7. Но довести до ума этого монстра так и не смогли и вскоре забросили. Вопреки распространенному мнению не оставили без внимания американские стратеги и идею бронированных самолетов поля боя, ориентированных на противотанковые операции. Тема, однако, имела довольно низкий приоритет по сравнению с другими классами самолетов. Кроме того, существовали вполне объективные инженерные проблемы, мешавшие реализации этих проектов. Для действий на малых высотах в пределах досягаемости практически любого огнестрельного оружия противника, было очевидно, что штурмовик должен быть небольших размеров и обладать хорошей динамикой. С другой стороны обязательное наличие бронезащиты и тяжелого пушечного вооружения требовали чрезвычайно мощной силовой установки, которой в распоряжении американской авиапромышленности не было. Задача была решена во второй половине войны с появлением многорядных звезд фирм «Wright» и «Pratt@Whitney».

Опытный противотанковый штурмовик Beech XA-38 «Grizzly».

Первым был двухместный двухмоторный самолет фирмы Beech XA-38 «Grizzly». – оснащенный новой 75-мм автоматической пушкой М-10 и парой 12.7-мм Браунингов. История его началась в 1942 году, когда были сформулированы требования на новый ударный самолет, призванный заменить в войсках устаревающий «Boston» А-20, и предназначенный в первую очередь для уничтожения сильнозащищенных целей – танков, бункеров и долговременных огневых точек. В конкурсе приняли участие фирмы «Brewster», «Huges» и «Beech Aircraft». Первая представила проект одномоторного штурмовика ХА-32, который, впрочем, не удовлетворил военных. Проект фирмы «Huges» так и не вышел за стадии разработок. В итоге, неожиданно в лидеры вышла компания «Beech Aircraft», до этого занимавшаяся только разработкой легкомоторных самолетов. Самолет, получивший внутрифирменное обозначение «Model 28 ―Destroyer» (позднее название было заменено на более привычное ―Grizzly), был во многом унифицирован с новейшим стратегическим бомбардировщиком В-29, у которого были заимствованы силовые установки – две двухрядные 2200-сильные звезды Wright R-3350 и аналоговая система ―Selsyn дистанционно управляемых оборонительных установок конструкции General Electric. И это, в конце концов, и сгубило этот интересный проект. Программа выпуска В-29 имела значительно более высокий приоритет.

Вторым проектом бронированного штурмовика был одноместный одномоторный самолет Vultee ХА-41.

Опытный противотанковый штурмовик Vultee ХА-41 мог бы стать лучшим представителем класса штурмовиков.

Самолет строился в рамках конкурса, объявленного в 1942 году на пикирующий бомбардировщик-штурмовик для непосредственной поддержки войск. В это время ВВС пришли к выводу, что этот класс самолетов должен быть одноместным, по своим характеристикам, сопоставимым с истребителями, при этом обладавшим значительно большей защищенностью и более мощным вооружением. Что характерно, к такому же выводу пришли моряки, которые разрабатывали схожие машины для своих палубных эскадрилий.

Экспериментальные палубные ударные самолеты:

«Curtiss» XBTC-1

В конкурсе приняли участие фирмы «Kaiser-Fleetwings», «Curtiss» и «Vultee», представивших свои проекты – ХА-39, ХА-40 и ХА-41 соответственно. Развитие двух первых участников не пошло дальше постройки макетов, послуживших базой для конкурса морских палубных ударных самолетов, позднее превратившихся в прототипы XBTK-1 и XBTC-1 соответственно. Что касается третьего участника – компании «Vultee Aircraft Corporation», то ее проект оказался победителем и 10 ноября 1942 года с ней был заключен контракт на изготовление двух прототипов пикирующего бомбардировщика. Конструктора фирмы выбрали для оснащения своего детища самый мощный из имеющихся в то время двигатель, только разрабатываемый фирмой Pratt@Whitney R-4360 с заявленной проектной мощностью в 3000 л.с. Проектное вооружение самолета рассматривалось как пара 37-мм пушек М4 и 2 – 4х12.7-мм пулеметов.

Схема расположения бронеплит на штурмовике Vultee ХА-41.

Броней толщиной до 15 мм защищена кабина пилота, бензобаки, отсек вооружения и двигатель. Общая масса бронезащиты около 1600 кг.

В середине 1943 года требования военных обеспечить бомбометание с пикирования было отменено, кроме того, двигатель четырехрядная звезда Pratt@Whitney R-4360 «Wasp Major» вместо проектных 3000 л.с показал аж 3650 л.с., став самым мощным авиационным мотором времен войны. Естественно появился соблазн пустить лишние лошадиные силы на бронезащиту и дополнительное стрелковое вооружение. В результате пикировщик превратился в бронированный противотанковый штурмовик. ХА-41 был хорошо бронирован – общая масса брони превышала 1.6 тонны — и имел исключительно мощное вооружение, состоявшее из четырех длинноствольных 37-мм пушек М9, гораздо более мощных, чем предусмотренные в проекте М4, с 50 снарядами на ствол, и такого же количества 12.7-мм Браунингов (по 600 патронов на ствол), к которым добавлялось еще около 3 тонн различного бомбового и ракетного вооружения. Самолет успешно прошел испытания в августе 1944 года, превосходя практически все ударные самолеты США того времени. Более того, учебные воздушные бои с истребителями Р-47 и Р-51 на высотах до 4500 м показали, что по скорости и скороподъемности 10-тонный штурмовик ничуть им не уступает, а в горизонтальной маневренности даже превосходит, уверенно «садясь им на хвост» за 3 – 4 виража. Несколько хуже была только скорость пикирования. Но, как и в проекте ―Grizzly‖, программа бронированного штурмовика имела низкий приоритет. Командование считало, что с задачами непосредственной поддержки войск вполне справляются уже существующие машины – истребители-бомбардировщики и тактические бомбардировщики. К окончанию войны фирма «Vultee», чтобы спасти проект, предложила переоборудовать ХА-41 в дальний истребитель сопровождения или морской ударный самолет-торпедоносец, но поддержки не получила. В целом, оба штурмовика, и ХА-38, и ХА-41 были весьма добротными, мощными машинами, буквально напичканные инновациями. Нет ни каких сомнений в том, что в случае принятия их на вооружение, они бы нашли свою нишу в ходе завершающих боев 2-й Мировой, особенно для задач по борьбе с танками противника, эффективного средства для решения которых, как будет описано ниже, у союзников так и не появилось. Трудно сказать, насколько разумно поступили американские стратеги от авиации, отказавшись от бронированных штурмовиков, но факт остается фактом, что в последний год войны основная нагрузка по поддержке сухопутных войск легла на плечи пилотов-истребителей, сидевших за штурвалами одномоторных «Тандерболтов» и «Мустангов» или их флотских коллег на «Хэллкэтах» и «Корсарах», об опыте применения которых в качестве штурмовиков будет рассказано отдельно.

Каким был военный флот во времена Второй Мировой Войны

Каждое последнее воскресенье июля отмечается День Военно-Морского Флота РФ. В этот день свой профессиональный праздник отмечают все те, кто стоит на страже морских рубежей России, все те, кто связывает годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей ВМФ, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, ветераны Великой Отечественной войны. В честь этого праздника мы, совместно с компанией Wargaming, собрали немного интересной информации о флоте времен Второй Мировой Войны.

ВМФ СССР и трофеи Второй Мировой войны

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием не только для советского флота, но и для судостроительной промышленности СССР. Флот нес потери, которые восполнялись с большим трудом, так как важнейшие центры кораблестроения были либо потеряны, либо в значительной мере разрушены.

По окончании войны, как держава-победительница, Советский Союз принял участие в разделе ВМС стран Оси. По репарациям СССР достались десятки вполне боеспособных кораблей. Так, списки ВМФ пополнили бывший итальянский линкор, два крейсера им больше полутора десятков эсминцев и миноносцев. Кроме этого был захвачен ряд тяжело поврежденных или разоруженных кораблей, в ом числе два немецки тяжелых крейсера и несколько японских эсминцев и миноносцев. И хотя все эти корабли не могли считаться полноценным пополнением ударной мощи флота. советским морякам и инженерам они дали бесценную возможность познакомиться со многими достижениями иностранной судостроительной промышленности.

Раздел и уничтожение кораблей Кригсмарине

За годы Второй мировой войны флот Германии понёс огромные потери, и тем не менее на момент капитуляции он всё ещё представлял собой внушительную силу — свыше 600 боевых кораблей и около 1500 вспомогательных судов.

После завершения военных действий союзники решили разделить оставшиеся боеспособные корабли Кригсмарине между тремя основными державами-победительницами: СССР, Великобританией и США. Для всех трёх главной целью было, конечно, не пополнение своих ВМС, а возможность изучить немецкие технологии в области вооружения и кораблестроения. А большую часть некогда сеявшего ужас на морских просторах немецкого подводного флота должны были и вовсе уничтожить: затоплению подлежало 165 субмарин. В конечном итоге между союзниками было разделено 452боевых корабля, в том числе 2 крейсера, 25 эсминцев и миноносцев, и 30 подводных лодок.

Британский флот в начале и в конце Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны владения Британской империи раскинулись по всему миру. Метрополия, расположенная на отнюдь не изобилующем ресурсами острове, должна была содержать большой флот для защиты своих коммуникаций с колониями, поэтому особенностью состава британских ВМС были многочисленные крейсеры с большой дальностью плавания.

Вторая мировая и шесть лет войны на море заметно изменили Королевский флот. Лишь ценой колоссального напряжения промышленности Великобритании удалось удержать на довоенном уровне численный состав крейсеров, а былая гордость «Владычицы морей» — линкоры — увы, затерялись среди остальных классов кораблей. Количество эсминцев — «рабочих лошадок» войны — выросло в полтора раза, несмотря на огромные их потери. Подводные лодки также доказали свою эффективность и заняли значимое место в составе флота.

Но на первый план выступило новое оружие войны на море — авианосцы. Британское правительство в полной мере осознало их роль: за 1939-1945 годы количество авианесущих кораблей увеличилось в восемь раз, едва не превысив число крейсеров.

ВМС США в начале и конце Второй мировой войны

К моменту вступления во Вторую мировую войну США уже опередили Великобританию по числу линкоров, которые всё ещё считались воплощением могущества любой мировой державы. При этом прагматичные американцы понимали и ценность подводных лодок — оружия относительно дешёвого и эффективного.

За неполные четыре года войны флот США вырос в несколько раз, вплотную приблизившись к тому, чтобы по числу линкоров опередить все остальные страны, вместе взятые. Однако бронированные гиганты к тому времени уже уступили первенство на международной арене: масштабы военных действий на океанских просторах потребовали «универсальных бойцов», и абсолютное число крейсеров и эсминцев резко увеличилось. Впрочем, при сравнении относительного «веса» среди основных классов кораблей и эсминцы, и крейсера лишь сохранили свои позиции. Самой же грозной силой на море стали авианосцы, занявшие главенствующее место в составе ВМС. К 1945 году США не имели себе равных по их количеству во всём мире.