Российская империя в фотографиях

Россия конца XIX – начала XX века . Фотографии Максима Дмитриева (1858-1948 гг.)
Почти стертая из памяти Россия – страна монастырей, шумных ярмарок, неустроенного быта крестьянских деревень и бесконечных дорог. Снимки столетней давности с предельной достоверностью увековечили лица путников, босяков, обитателей ночлежек – всех сирых и убогих необъятной России… Фотографические отпечатки Максима Петровича Дмитриева положили начало новому жанру в мировой фотографии: бытовой публицистический репортаж.
«Неприукрашенные» портреты, исключавшие постановку и инсценировку, стали выделять художника среди современных ему мастеров. Так «острая» фотография Дмитриева значительно увеличила приток денежных средств на помощь голодающим в бедственный для страны 1891 год. Страшный голод сопровождался эпидемиями тифа и холеры, вымирали целые деревни. Особенно трагичной картина была в Нижегородской губернии. Потенциальным меценатам показывали реалистические снимки Максима Дмитриева из разоренных голодом и болезнями деревень. Шокирующие фотографии действовали на благотворителей гораздо сильнее печатных обращений великих писателей. Альбом «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии» удостоился восторженных отзывов и стал важной вехой в истории российского фоторепортажа.
Всемирную известность принес автору цикл из нескольких сотен фотографий под названием «Волжская коллекция». На них были запечатлены окрестности главной русской реки через каждые несколько верст. Десять лет жизни и сорок тысяч рублей собственных денег потребовались Дмитриеву, чтобы проплыть от истоков Волги до Астрахани с многопудовым грузом, который составляли громоздкие крупногабаритные фотоаппараты. Неповторимая живописность композиции, тщательный отбор объектов, мастерски найденная точка съемки поражали зрителей.
_______________________
Предыдущий материал — Дореволюционная Россия в фотографиях Максима Дмитриева. Часть 1 (152 фото).
***

1. 1896 г. Колокольные ряды на ярмарке.

2. 1896 г. Колокольные ряды на ярмарке.

3. 1896 г. Общий вид на Лубочные ряды и Мещерское озеро.

4. Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник. 1897 г.

5. Богомолки-мордовки, направляющиеся в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904 г.

6. Богомольцы, идущие в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. 1904 г.

7. В Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре. 1897 г.

8. Группа монахов в Михайло-Архангельском черемисском монастыре.
9. Группа монахов с настоятелем Филаретом в Благовещенском Керженском единоверческом мужском монастыре.
10. Группа старообрядцев с Н. А. Бугровым.
11. Группа старообрядцев. Деревня Кузнецово Семеновского уезда.
12. Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове 1891-92 г.
13. Закладка ремесленного училища в селе Павлове Нижегородской губернии. 1895 г.
14. Закладка Спасской церкви в Нижнем Новгороде. 1899 г.
15. Изба крестьянина Савойкина, умершего от голода, в городе Лукоянове. 1891-92 г.
16. Лавка старьевщика на Балчуге.
17. Макарьевский Желтоводский монастырь. Святые ворота. 1902 г.
18. Монахини у колодца в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904 г.
19. Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда. 1891-92 г.
20. Народная столовая в селе Большом Мурашкине Княгининского уезда. 1891-92 г.
21. Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде. 1897 г.
22. Нижегородские босяки.
23. Нижегородские босяки.
24. Нижний Новгород. В ночлежном доме Н. А. Бугрова.
25. Нижний Новгород. Кулачный бой перед ночлежным домом Н. А. Бугрова.
26. Никольский женский монастырь в селе Подлесове. Группа монахинь на паперти. 1904 г.
27. Никольский женский монастырь в селе Подлесове. Паперть церкви Святителя Николая Чудотворца. 1904 г.
28. Озеро Вселуг. Ширковский погост.
29. Озеро Селигер Осташковского уезда.
30. Оленевский скит. Уставщицы. 1897 г.
31. Печерская слобода и рейд Волги.
32. Печерская слобода.
33. Поволжье Бурлак на Волге.
34. Поволжье. Ложкарное производство в деревне Деяново. 1897 г.
35. Поволжье Ложкарное производство. Отделка ложечного черенка. 1897 г.
36. Поволжье. Ложкарный базар в городе Семенове. 1897 г.
37. Поволжье. Ложкарный базар в городе Семенове.
38. Поволжье Осташковские рыбаки.
39. Поволжье.
40. Президиум съезда старообрядцев с Н. А. Бугровым (в центре).
41. Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь.
42. Проводы иконы Оранской Божьей Матери из Нижнего Новгорода в Оранский Богородицкий монастырь.
43. Раздача крестьянам в ссуду хлеба в городе Княгинине. 1892 г.
44. Раздача крестьянам в ссуду хлеба в деревне Урге Княгининского уезда. 1892 г.
45. Рыбацкие тони в верховьях Волги.
46. Святой источник в Саровском мужском монастыре.
47. Семья больных тифом в городе Княгинине. 1891-92 г.
48. Семья, больная тифом, в городе Княгинине. 1891-92 г.
49. Серафимо-Понетаевский женский монастырь. Вид на монастырский пруд и Больничную церковь.
50. Слуда. Вид на берег Оки.
51. Соборный храм Святой Троицы в Макарьевском Желтоводском монастыре. 1902 г.
52. Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. 1904 г.
53. Странник.
54. Странник.
55. Странники на пути в Саровский мужской монастырь.
56. Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде.
57. Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. 1904 г.
58. Типы раскольниц-поморок. Семеновский уезд. 1897 г.
59. Типы старообрядцев. Семеновский уезд.
60. Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде.
61. Типы черемисов.
62. Тифозная больница в селе Новая Слобода Лукояновского уезда. 1891-92 г.
63. Уличные музыканты.
64. Часовня на истоке реки Волги в деревне Волгино Тверской губернии.
65. Чернухинский скит. Уставщицы. 1897 г.
66. Шествие за иконой Николая Чудотворца в Чебоксарах.
67. 1896 г. Машинный отдел Всероссийской художественно-промышленной выставки.
68. 1896 г. Нижегородская ярмарка во время половодья.
69. 1896 г. Общий вид Азиатского и Художественного отделов.
70. 1896 г. Нижегородская улица во время половодья.
71. 1896 г. Общий вид на Самокатской площади на ярмарке.
72. 1896 г. Общий вид ярмарки со Спасского Староярмарочного собора.
73. 1896 г. Самокатская площадь. Кинотеатр «Волшебный мир».
74. 1896 г. Театр «Фигнер».
75. 1896 г. Ярмарочная шансоньетка Масленникова.
76. 1896 г. Ярмарочные шансоньетки Бойкова, Тосье, Венерская, Ружевич.
77. 1896 г. Ярмарочные шансоньетки Валери, Фельден, Густова, Бойкова.
78. Вид на Нижний базар и реку Оку.
79. Группа санитарного отряда с доктором Апраксиным в городе Княгинине.
80. Изба татарина Саловатова в деревне Кадомке Сергачского уезда.
81. Изба татарина Тарипджанова в деревне Кадомке Сергачского уезда. 1891-92 г.
82. Нижний Новгород. Балчуг – ветошный базар.
83. Нижний Новгород. Благовещенская площадь в «День белой ромашки».
84. Нижний Н. В зале городского суда.
85. Нижний Н. В операционном зале Государственного банка.
86. Нижний Н. Вид на Ивановский съезд и Скобу.
87. Нижний Н. Вид на нагорную часть Нижнего Новгорода с левого берега Оки.
88. Нижний Н. Вид на плашкоуютный мост и нагорную часть Нижнего Новгорода.
89. Нижний Н. Вид на Рождественскую улицу.
90. Нижний Н. Групповой портрет учителей и школьников в классе.
91. Нижний Н. «День белой ромашки» — день сбора пожертвований на борьбу с туберкулезом.
92. Нижний Н. Зеленский съезд в день прибытия императора Николая II в Нижний Новгород.
93. Нижний Н. Массовое гуляние на Большой Покровской улице в «День белой ромашки».
94. Нижний Н. На уроке в церковно-приходской школе.
95. Нижний Н. Нижне-Волжская набережная.
96. Нижний Н. Нижнепосадский гостиный двор.
97. Нижний Н. Ночлежный дом Н.А.Бугрова.
98. Нижний Н. Площадь перед Ромодановским вокзалом.
99. Нижний Н. Пожар в Муромском затоне.
100. Нижний Н. Пожар в Сормове.
101. Нижний Н. Проводы санитарного отряда на фронт с Ромодановского вокзала.
102. Нижний Н. Смотр войск Нижегородского гарнизона в Кремле.
103. Нижний Н. У стен Нижегородского кремля.
104. Нижний Н. Церковь при Губернской земской больнице.
105. Поволжье. Александровский мост через Волгу в Сызрани.
106. Поволжье. Вид на Волгу с Башменской горы.
107. Поволжье. Вид на Волгу.
108. Поволжье. Жигулевские горы. Место лагеря Степана Разина. 1894 г.
109. Поволжье. Калмыцкий хурум в селе Булгары (Успенское).
110. Поволжье. Караван судов на Волге под Ярославлем.
111. Поволжье. Кафедральный собор в Симбирске.
112. Поволжье. Киргизская кибитка в Ногайских степях под Астраханью.
113. Поволжье. Киргизская кибитка в Ногайских степях под Астраханью.
114. Поволжье. Комаровский скит в Семеновском уезде.
115. Поволжье. Ловля рыбы в верховьях Волги.
116. Поволжье. Общий вид села Кимры.
117. Поволжье. Персидская мечеть в Астрахани.
118. Поволжье. Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор.
119. Поволжье. Спасо-Преображенский собор в Сормове.
120. Санитарный персонал С.С.Вешняковой в Лукояновском уезде 1891-92 г.
121. Театральная площадь Нижегородской ярмарки во время половодья.
122. Ярмарочные шансоньетки сестры Густовы. 1896 г.
Всё кликабельно
________________________________
Все мои фотоальбомы по сериям:
Великая Отечественная война
Вторая мировая война
Гражданская война
СССР
Города
Москва
Санкт-Петербург — Ленинград
Дореволюционная Россия
Революционная Россия
РФ
Страны
Плакаты
Живопись
Иллюстрации
Альбомы
Архитектура
Открытки
Диафильмы
Пресса
Документы
Все фотоальбомы

Уникальные исторические фотографии дореволюционной России (31 фото)


Потрясающие снимки, сделанные неизвестным фотографом.
Старые фотографии — это настоящая кладовая истории. Они могут многое рассказать о том, как жили люди много десятилетий назад, чем они интересовались, какую одежду носили. В этом обзоре собраны интереснейшие редкие фотографии, которые вызывают огромный интерес у всех, кто интересуется историей.
1. Коллежский регистратор

Коллежский регистратор — низший гражданский чин 14-го класса в Табели о рангах в России XVIII — XIX веков.
2. Гимназистки

Юные гимназистки.
Граф Толстой, с первого же года назначения министром народного просвещения, составил комиссию для выработки нового устава гимназий, который был утверждён 30 июля 1871 года. Он признаёт только классические гимназии с двумя древними языками и прогимназии; реальные гимназии переименованы в реальные училища. Целью гимназии признано общее образование и подготовка к университету.
3. Памятник архитектуры

Здание I-ой женской гимназии.
4. Пациент больной сыпняком

Врач Решетилов осматривает пациента Кузьму Кашина, который заболел сыпным тифом в селе Накрусове, 1891-1892 годы.
5. Голодный год

Раздача крестьянам в ссуду хлеба в городе Княгинине, 1892 год.
6. Изба татарина Саловатова

Изба в деревне Кадомке Сергачского уезда.
7. Театральная площадь

Нижегородской ярмарки во время половодья.
8. Общий вид на ярмарки
Вид ярмарки со Спасского Староярмарочного собора, 1896 год.
9. Выставка, дополнившая традиционную Нижегородскую ярмарку
Машинный отдел Всероссийской художественно-промышленной выставки, 1896 год.
10. Кинотеатр «Волшебный мир»
Самокатская площадь 1896 год.
11. Колокола на ярмарке
Нижегородская ярмарка 1896 год.
12. Театр «Фигнер»
Нижний Новгород, 1896 год.
13. Странствующий человек
Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре, 1904 год.
14. Три богомолки
Богомолки в Серафимо-Понетаевском женском монастыре, 1904 год.
15. Нижегородские «босяки»
Опустившиеся, обнищавшие люди из деклассированных слоев общества.
16. Закладка городской соборной мечети
Нижний Новгород, 1902 год.
17. На пути к святым местам
Странники на пути в Саровский мужской монастырь.
18. «Лебединое озеро»
На сцене Большого театра состоялась премьера балета Чайковского «Лебединое озеро», 4 марта 1877 год.
19. Молодая Императрица
Императрица Александра Фёдоровна Романова. Германия, Дармштадт, 1876 год.
20. Необычная техника массажа
Массаж в бане. Тбилиси, 1890-е годы.
Массаж ногами является одним из самых популярных способов массажа спины. Техника выполнения должна проводиться очень аккуратно и грамотно, чтобы пациент не пострадал.
21. Этнографическая группа грузин
Этнографическая группа грузин.
Коренное население горной области Хевсурети — на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах. Хевсуры. Россия, 1890 год.

22. Крестьяне
Крестьяне на отдыхе.
О ситуации в русской деревне до Революции до нашего времени дошло огромное количество документальных сообщений и статистических данных. Современники оценивали окружающую их реальность «богоносной России» не просто без восторгов, но и попросту находили её отчаянной, если не сказать плачевной. Жизнь среднего русского крестьянина была исключительно суровой, даже более того – жестокой и беспросветной
23. Гипсовая фигура Серафима
Гипсовая фигура Серафима, кормящего медведя. Российскaя империя, Нижегородская губерния, Понетаевский женский монастырь, начало XX века.
24. Ильинские ворота
Проездные ворота, утраченное архитектурное сооружение в комплексе Китайгородской стены в Москве между современной улицей Ильинкой, Лубянским проездом и Новой и Старой площадями.
25. Точильщик
Специалист по заточке режущего инструмента.
Первоначально точильщиками называли ремесленников, точивших ножи, ножницы, бритвы, кинжалы, плуги, топоры и прочий режущий инструмент и холодное оружие. В индустриальном производстве используется термин заточник — рабочая профессия специалиста, обеспечивающего требуемые параметры режущего инструмента.
26. Народная столовая
Столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда, 1891-1892 годы.
27. Художественное училище
Художественное училище. Россия, Садовая улица, 1890 год.
28. Сызрано-Вяземский вокзал
Сызрано-Вяземская железная дорога — одна из железных дорог Российской империи, образованная в 1890 году при слиянии Моршанско-Сызранской, Ряжско-Моршанской и Ряжско-Вяземской железных дорог.
29. Окраина города
Окраина Саратова в 1890 году.
30. Спасо-Преображенская церковь
Спасо-Преображенская единоверческая церковь в 1890-ом году.

На снимках начала 1900-х годов показана Российская империя в преддверии Первой мировой войны и на пороге революции.

Фотограф Сергей Прокудин-Горский был одним из ведущих фотографов страны в начале ХХ века. Портрет Толстого, снятый в 1908 году, за два года до смерти писателя, обрел широкую популярность. Он воспроизводился на открытках, в крупных печатных изданиях и в различных публикациях, став самой известной работой Прокудина-Горского.

На снимке в роскошных одеждах изображен последний бухарский эмир — Сеид Мир Мохаммед Алим Хан. Нынешний Узбекистан, ок. 1910 г.

Фотограф путешествовал по России, снимая в цвете в начале 1900-х годов

Армянка в национальном костюме позирует для Прокудина-Горского на склоне холма около города Артвин (современная Турция).

Чтобы отразить сцену в цвете, Прокудин-Горский делал три кадра, и каждый раз устанавливал на объектив разный цветовой фильтр. А это означало, что иногда, когда объекты перемещались, цвета размывались и искажались, как на этой фотографии.

Проект по документированию нации в цветных изображениях был рассчитан на 10 лет. Прокудин-Горский планировал собрать 10 000 фотографий.

За период с 1909 г. по 1912 г. и в 1915 г. фотограф обследовал 11 регионов, путешествуя в предоставленном правительством железнодорожном вагоне, который был оборудован темной комнатой.

Автопортрет Прокудина-Горского на фоне русского пейзажа.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году в аристократической семье в Санкт-Петербурге, он изучал химию и искусство. Полученный от царя доступ в районы России, запрещенные для посещения рядовыми гражданами, позволил ему сделать уникальные кадры, запечатлев людей и пейзажи из разных уголков Российской империи.

Фотографу удалось захватить сцены в цвете за счет использования трехцветной техники съемки, которая позволила передать зрителям яркое ощущение тогдашней жизни. Он делал три кадра: один с красным фильтром, второй — с зеленым, а третий — с синим.

Группа дагестанских женщин позирует для снимка. Прокудина-Горского обвиняли в том, что он захватывал непокрытые лица.

Цветной пейзаж в России в начале 20-го века.

Портрет Льва Николаевича Толстого.

Исфандияр Юрджи Бахадур — хан российского протектората Хорезм (часть современного Узбекистана).

Прокудин-Горский приступил к реализации своего метода трехцветной съемки после того, как посетил Берлин и ознакомился с работой немецкого фотохимика Адольфа Мите.

Из-за революции в 1918 году фотограф покинул семью на родине и уехал в Германию, где женился на своей лаборантке. В новом браке родилась дочь Elka. Затем он перебрался в Париж и воссоединился с первой женой, Анной Александровной Лавровой и тремя взрослыми детьми, с которыми основал фотостудию. Сергей Михайлович продолжал свои фотографические работы и публиковался в англоязычных фотожурналах.

Студию, которую он основал и завещал своим трем взрослым детям, назвал Elka в честь младшей дочери.

Фотограф умер в Париже в 1944 году, через месяц после освобождения Франции от нацистской оккупации.

Используя собственный метод съемки, Прокудин-Горский хорошо зарекомендовал себя и был назначен редактором важнейшего российского фотографического журнала — «Фотограф-любитель».

Ему не удалось завершить свой десятилетний проект по созданию 10 000 снимков. После Октябрьской революции Прокудин-Горский навсегда покинул Россию.

К тому моменту, по оценкам специалистов, он создал 3500 негативов, но многие из них были конфискованы и лишь 1902 восстановлены. Всю коллекцию в 1948 году выкупила библиотека Конгресса США, а в 1980 году оцифрованные кадры опубликовали.

Группа еврейских детей в ярких пальто со своим учителем.

Красивый и умиротворяющий пейзаж в дореволюционной России.

Девушка в ярко-фиолетовом платье.

Надсмотрщик Черниговского водоспуска

Родители с тремя дочерями отдыхают в поле на покосе вовремя заката солнца.

Мастер художественной ковки. Эта фотография снята в Каслинском металлургическом заводе в 1910 году.

Вид на Николаевский собор в Можайске в 1911 г.

Фотограф (передний справа) на дрезине за пределами Петрозаводска на Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера.

На этом изображении особенно заметно, как сложно было захватить фото в цвете, когда субъекты не могли усидеть на месте. Цвета размывались.

Состоятельная женщина в роскошном наряде и головном уборе позирует на открытом воздухе, стоя на великолепном ковре.

Женщина в Самарканде, Узбекистан.

Мальчик-пастух на реке Сим в Уральских горах, 1910 год

Рабочие и прорабы на фоне подготовки к заливке цемента для основания шлюза плотины через Оку. Белоомут, 1912 год.

Сельский пейзаж. Крестьяне в поле, обед.

ss69100

Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм.
Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.
Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.
Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение. Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, он ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим.
Не забывал он и о российской публике. Еще в 1900 году он получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе.
Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано. Прокудин-Горский в 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получает аудиенцию у царя Николая II.

Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически.
К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.
Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. http://www.fotonovosti.ru/content/art/8/228
Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций (скорее всего, также и для ознакомления со всем этим наследника престола).
Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты.
Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать «в любом месте и в любое время». Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути.
В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник…
Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи.
Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу
Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца.
(С подробной биографией Сергея Михайловича Прокудина-Горского можно ознакомиться http://www.fotonovosti.ru/content/art/8/228
Старица. Общий вид с Волгой
В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков — за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах.
Оборудование и проектор забрать не удалось. В эмиграции цель Прокудина-Горского — раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки — осталась неизменной. В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию.
В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями.
Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах… Подробная биография Прокудина-Горского
Пермь
Если вы захотите попытаться найти в этом архиве знакомые места или родной город, то удобнее всего пользоваться специальным поиском: вводишь http://lcweb2.loc.gov/pp/prokquery.html в окошечке любое слово (например, Volga), и получаешь искомый результат.
Для каждого фото есть несжатая tif-версия (объёмом до 50 mb). На ней можно рассмотреть самые мельчайшие детали. Для того, чтобы посмотреть увеличенную (примерно в 4 раза) версию данного фото, достаточно перед последней точкой скопированного адреса букву «r» заменить на «v». Разрешение этих снимков таково, что качество изображения при этом не ухудшится.
Для того, чтобы получить самую большую версию в формате .tif в адресе вместо «r.jpg» нужно подставить «u.tif». Но грузиться будет очень долго:) Не знаю, как у вас, а у меня фотографии вызывают ощущение не только гармоничности и какой-то особой основательности ТОЙ русской жизни, но и невероятной мощи и жизненных сил у России того времени…
Во всех городах и деревнях что-то ремонтируется, возводится, строится, повсюду уже построили электрические столбы, провели провода…
Старый тракт на Москву. Город Ржев:
Общий вид Белозерска с крепостного вала:
Рязань. Вид с колокольни Успенского собора:
Рязань. Общий вид с севера:
Рязань. Вид с юго-востока:
Екатеринбург. Общий вид южной части:
Екатеринбург. Общий вид центральной части:
Заводские поселения Верх-Исетского завода (Екатеринбург)
Место бывшего престола во временной полотн. церкви мушкетёрского полка (Екатеринбург)
Трапезная и церковь Скорбящей Божьей Матери в монастыре (Тихвинский монастырь) Екатеринбург
г. Екатеринбург. Общий вид северной части
Екатеринбург. Обсерватория на Плешивой горе:
Строгательная машина Императорской гранильной фабрики. Екатеринбург
Вид на Златоустовский завод. Вдали гора Таганай:
Общий вид на Пермь с городских горок:
Вид на Пермь с железнодорожного моста через Каму:
Вид на церковь святого Георгия. Старая Ладога:
Торжок. Вид с западной стороны:
Торжок. Вид на город с севера:
Вид с крепостного вала на Торжок:
Торжок. Вид на город с восточной стороны:
Торжок. Лагерь и казармы:
Торжок. Борисоглебский монастырь с моста:
Город Смоленск. Вид с колокольни Успенского собора:
Город Полоцк.
Вид на Каменский чугунно-плавильный завод:
Ростов Великий. Гимназия Кекина:
Общий вид Ростова с колокольни Всехсвятской церкви:
Общий вид города Кириллова с колокольни Казанского собора:

Вид на Суздаль по реке Каменке:
Город Владимир:
Суздаль. Вид с колокольни Ризоположенского монастыря:
Вид на заречную часть Тюмени от монастыря:
г.Тобольск:
Вид на Тобольск от Успенского собора:
Чердынь:
Доменные печи на Саткинском заводе
Вид на город Кинешму с востока:
На сенокосе около привала. Российская империя.
Три поколения. Андрей Петров Калганов (прим. фотографа: бывший мастер завода. На службе был 55 лет. Имел счастье подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству), его сын и его внучка. Двое последних работают в мастерских
Златоустовского завода
Город Старица. Заволжская сторона.
Река Москва от Ферапонтовского монастыря. У Можайска:
Тип олончанина:
Молочная в Дагомысе:
Школа в деревне Пергуба:
Старинный боярский возок «радка»:
Старинные сани-пошевни 18 века:
Крестьянская изба в деревне Мартьяновой:
Постройка шлюза близ села Кузьминского на Оке:
Лесопилка на реке Оке:
Строительство плотины (Белоомут):
Река Ока . Машинное отделение:
Распилка брёвен:
Работы по постройке плотины:
Город Чердынь:
В городе Златоусте:
Северо-западная часть города Златоуста:
Камнечерпательная машина:
Александров. Общий вид на Троицкий монастырь:
Торжок. Вид на город с восточной стороны:
Мельница и плотина на реке Полотье:
Крестьяне на покосе:
Вид на новую Ладогу:
Город Двинск:
Каслинские поселения с озером:
Город Ржев:
Насосы для откачивания воды:
Общий вид северо-западной части Смоленска:
Церковь св. Николая Чудотворца в Тобольске:
Кордон (сторожка) в лесу:
Сушка сетей на озере Карякино:
Витебск:
Монахи за работой. Посадка картофеля:
Хижина поселенца Артемия по прозвищу Кота, живущего на этом месте более 40 лет:
А на этом фото сама съёмочная группа:
Практически все подписи к фотографиям привожу в оригинальном виде, никакой отсебятины. Вообще, задумка была блестящей. Интересно: все они понимали вполне, ЧТО они для нас делают
Ещё тогда, три года назад, рассматривая эти фото, я поразился той цельности, умиротворённости и силы, которая там разлита. Чувствовалось, что вся русская жизнь того времени пронизана духом некоего единства.

100 лет русской славы. Униформа и снаряжение пехоты Российской Императорской армии


Пехотинец Русской императорской армии в 1914 году по степени оснащения и вооружения ничуть не уступал своим союзникам или оппонентам. Да, были свои особенности, достоинства и недостатки. Но говорить о том, что наша пехота во всем уступает немецкой или там французской, по меньшей мере глупо. Почему?
Например, французская форма того периода никак не способствовала маскировке личного состава. В то же время одним из основных нововведений русской армии перед Первой Мировой войной стало введение в 1907 году новой полевой формы цвета хаки, светлого оливково-зеленого оттенка.
Правда, данная форма после многочисленных стирок и выцветания становилась почти белой (как у товарища Сухова из фильма «Белое солнце пустыни»). Это наследие русско-японской войны, которые мы учли, а наши союзники, которые в 1909-1911 годах тоже разрабатывали различные виды униформы защитного цвета (бурская» униформа, форма «резеда», форма «Детай»), не смогли реализовать свои наработки.
Несмотря на всю кажущуюся простоту и лёгкость униформа и снаряжение пехотинца Царской армии была разработана и сделана с толком с расстановкой.
В 1907 году была введена новая форма для всех чинов и родов войск.
Она включала в себя китель (изготовлялся из хлопка для лета и из шерстяной ткани для зимы), шаровары, сапоги высотой до колена и фуражку с козырьком.
Шаровары шились с расчетом на ношение их заправленными в высокие сапоги, они были темно-зеленого «царского» цвета для пехоты и прочих пеших войск.
В полевых же условиях наиболее практичными оказались шаровары цвета хаки, которые получили всеобщее признание в годы войны.
До 1912 года рядовым и унтер-офицерам выдавали фактически аналогичный офицерскому мундир, правда без наружных карманов. Гимнастёрка была универсальной, её прародителем была русская крестьянская рубаха-косоворотка.
Форму дополняли высокие сапоги и фуражка без хлястика.
В прохладную погоду личный состав был одет в шинели, папахи из натуральной овчины или искусственного каракуля и башлык.
Офицеры носили пальто из серо-синего сукна, другие чины — шинели из грубой серо-коричневой шерсти. Шинели были двубортными, с отложными воротниками, застегивались на правую сторону с помощью крючков и петель.
Для пеших войск шинели достигали середины голени, с длинным разрезом сзади, благодаря чему была возможность подвернуть полы шинели в плохую погоду. На шинелях и пальто были пришиты цветные клапаны (петлицы), в некоторых частях — с цветной выпушкой, указывавшей на полк и вид войск. Так как шинели были большого размера, для подгонки на спине имели специальный хлястик. Впоследствии, в боевых условиях, офицеры стали переходить на солдатские шинели что бы поменьше привлекать внимания к своей персоне.
Фуражки с козырьком в основном были цвета хаки, козырёк в условиях фронта перекрашивался в зеленый цвет. Основным цветом околыша был зеленый.
В гвардии и у гренадёров околыш мог иметь цвет красный, синий, белый или темно-зеленый. Спереди, в центре, околыша крепились штампованная кокарда. Она имела три вида — для офицеров, унтер-офицеров и рядовых. Цвета могли быть: оранжевый, черный и белый. Ополченцы носили над кокардой «ополченский крест». Кокарды также крепились и на папахах.
Итого походное снаряжение пехотинца в 1914 году включало в себя следующие предметы:
1. Фуражка с кокардой;
2. Папаха с кокардой;
3. Башлык;
4. Походная рубаха суконная (гимнастёрка) образца 1912 г.;
5. Комплект нательного белья;
6. Пехотные суконные шаровары образца 1912 г.;
7. Шинель образца 1907 года с погонами и тёмно-зелёными петлицами (в скатке могла выполнять роль бронежилета, во всяком случае остановить осколок на излёте вполне было по силам);
8. Сапоги;
9. Портянки.

Рядовой РИА 1914 год. Реконструкция.
Снаряжение:
1. Вещевой мешок образца 1910 г. (или 1914 г. по типу мешка образца 1869 г. для Туркестанских линейных батальонов) или ранец;
2. Поясной ремень с бляхой;
3. Ремень брючный;
4. Ремень для скатки;
5. Две кожаных (или деревянных) патронных сумки (в 1915 году для экономии стали выдавать одну);
6. Фляга алюминиевая (или стеклянная) с чехлом для носки;
7. Сухарная сумка;
8. Котелок;
9. Нагрудный патронташ на 30 патронов (в 1914 году кожаный, позднее тряпичный);
10. Запасная патронная сумка;
11. Походная палатка (часть);
12. Полустойка для палатки с приколышем и веревкой;
13. Чехол к лопате и лопата (малая сапёрная лопата Линнемана или большая сапёрная лопата);
14. Штык с кожаным подвесом;
Нагрудный патронташ, как и шинель в скатке, вешались через левое плечо. Шинель, как уже писалось выше, могла служить некоторой защитой, а патронташ подобным образом облегчал перезарядку и оставлял свободным правое плечо для приклада винтовки (подразумевалось, что основное большинство в армии составляли правши).
Сухарная сумка могла висеть как на левом, так и на правом боку. В нее укладывался сухой паек и часть боекомплекта (патроны россыпью).
В вещмешок либо ранец складывали предметы личной гигиены, запасную одежду, приспособления для чистки оружия. К свернутой в скатку шинели крепился башлык, котелок и 1/6 часть палатки и колышки.
Всего же на бойце крепилось порядка 26 кг. снаряжения. Боекомплект был от 80 до 120 патронов. А в последствии и больше. Патроны, это такая вещь, которой всегда не хватает, поэтому бойцы стремились взять их с собой как можно больше.


Походное снаряжение солдата РИА, 1914 год


Рядовой крепостной сапёрной роты Брест-Литовской крепости, 1914 год


Крепление большой сапёрной лопаты и вид на походный ранец
Пехотный нагрудный патронташ к винтовке
Деревянные поясные патронные сумки
Кожаные поясные патронные сумки
У офицеров c 1912 г. было введено походное снаряжение на коричневом ремне, типа «Сэм Браун», с двумя плечевыми ремнями, идущими параллельно спереди и перекрещивающимися сзади.
Офицеры РИА 1914-1915
Портупея для шашки носились через правое плечо, на восточный манер. На левом ремне имелось гнездо для свистка, кобура располагалась на поясе справа. Полевая сумка и бинокль дополняли комплект.
Часть амуниции приходилось докупать за свой счет. Это касается, например, табельного оружия, или биноклей. Офицерские вещмешки обычно возились в обозе. Если офицер был верхом, шинель крепили к седлу.
В последствии с ходом войны снаряжение менялось. Где-то шли по пути упрощения, делая, например, тряпичные патронташи, где-до добавлялось снаряжения, как каска Адриана. В любом случае русской армии не чужды были технические и оружейные новшества, но об этом мы поговорим в следующий раз.
Выражаем глубокую признательность военно-историческому клубу «Рубеж» из города Бреста и лично Андрею Воробью за консультации и предоставленные материалы.