Реставрация военной техники второй мировой войны

Хроника подъема из болота советского самолета ДБ-3 поисковиками

Вот уже второй год на месте падения самолёта ДБ-3 поисковый отряд «Пирамида» ведет работу по поиску и подъему экипажа самолёта. Работа ведётся в тяжелых условиях — в болоте, в 15 км. от берега; на глубине до 5,5 метров. Работу можно проводить только в зимний период времени, когда болото замерзло!
И вот наконец-то поисковикам улыбнулась удача — были подняты останки одного из членов экипажа. Им оказался старший сержант (стрелок-радист) ОСИНЦЕВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ. При нём были обнаружены записная книжка с адресами, личный дневник, профсоюзный билет, водительское удостоверение на мотоцикл (с фото), по которому и удалось установить личность Осинцева А.В. Также был обнаружен смертный медальон, образца 1925 года, к сожалению незаполненный.
Работа по поиску остальных членов экипажа продолжается.

02. Поднято на месте падения самолета

03. Парашют, найденный с останками летчика. Выпуск 1940 год. Сохран изумительный… болото.

04. Пилотка, пролежавшая более 76 лет в болоте.

05. Медицинская сумка летчика

06. Сумка с документами и картой

07. Место проведения работ

08. Пилотки летчиков, на одной до сих пор держится пришитый нитками знак «Серп и молот».

09. Детали ДБ-3

10. С приборной доски

11. Удостоверение мотоциклиста. 76 лет пролежало в болоте.

12. Детали погибшего ДБ-3

13. Летный комбинезон летчика

14. Удостоверение мотоциклиста, сохранилось даже фото!!!

15. Часы штурмана

16. Так выглядел ДБ-3

17. На месте проведения работ

18. Предметы, которые достали с глубины 5 метров

19. Не заполненный смертный медальон, образца 1925 года!!!

20. Обломки самолета

21. Парашют летчика, с клеймом завода-изготовителя.

22. Красный флаг с надписью, найденный в кабине пилота.

23. Унты пилота. Сохранились даже портянки.

24. Надпись на шильдике: Завод 203 им. Орджоникидзе

25. Серп и молот, пришитый летчиком к пилотке. Держится спустя 76 лет!

26. Надпись на обломке деревянного ящика: …»Камчатка…»

27. Пилотка летчика

28. Детали самолета

29. Вечная память… Символическое фото.

30. Часы

31. Ткань, уцелевшая и найденная при подъеме самолета.

32. Кожаная маска пилота, защищавшая от ветра и холода.

33. Шасси

34. Остатки летной карты, можно прочитать название населенных пунктов

35. Знаки различия летчика. Старший сержант… Сильное фото…

36. Медицинская сумка, виден оранжевый жгут

37. Йодовая настойка. Бумага сохранилась!!!

38. Детали приборной доски

39. Сохранилась даже Блок-книжка для командира!!!

40. Вещи летчика

41. Тот самый красный флаг с надписью

42. Приборы

43. Читаются надписи!

44. На месте работ

45. Удостоверение с фото летчика. Сохранилось. Редчайший случай!!!

46. Ведутся работы

47. Ящик деревянный с надписью Камчатка, оказался из-под консервов с лососем

48. Читаются все данные

49. Деталь с ДБ-3

50. Унты

51. Вещи пилота

52. Вечная память солдатам и командирам, павшим за Родину!

Подъем Ил-2 в Тверской области

Не так давно принимал деятельное участие в работах по извлечению из торфяного болота остатков советского самолета-штурмовика ИЛ-2. К моменту начала работ никто не мог предсказать каков будет результат, остался ли экипаж в самолете, в каком состоянии обломки самолета. По стойкам шасси и обломкам лонжеронов крыла найденным на поверхности , можно было точно сказать с уверенностью, что это ИЛ-2.
В последнее время развелось много организаций и людей, желающих получать PR от подобных акций. Например, РВИО пытается привлекать «известных поисковиков» — людей с сомнительной репутацией, способных сфотографироваться с кем-то давно найденным и вытащенным коленным валом мотора самолета и громко заявить в прессе и по телевидению — «Я НАШЕЛ САМОЛЕТ!».
Реально работы делают профессионально, хорошо и без «журналистского шума» совсем другие люди, без «помпы», славы и наград.

ИЛ-2 243 ШАД, август 1942 года, видна переделка, сзади стоит турель со ШКАС.
История началась достаточно банально. Один из участников будущего подъема, по рабочим делам был в Тверской области неподалеку от станции Бологое. Во время войны в этом месте находился большой аэродромный узел ВВС Северо-Западного фронта, а впоследствии 6-ой воздушной армии. Во время случайного разговора с местными жителями прозвучала история об упавшем самолете на близлежащем болоте. Подобных рассказов можно услышать сотни, в любой деревне из районов и областей бывшего СССР, где прошла Великая Отечественная война старожилы могут рассказать об утонувшем танке в местном пруде или речке, с башни которого они в детстве ныряли или самолете, упавшем в огород или поле. Однако к таким рассказам стоит относится с большой долей скептицизма, вероятность того, что рассказ правдив очень невелика. Поэтому разговор был услышан, но ему не было придано особого значения, только один момент в нем немного насторожил: наземных боевых действий в этом месте не было, а подробностей падения в рассказе было много.

Непонятное место на торфяном болоте. Современная спутниковая съемка.
Спустя некоторое время, долгими зимними вечерами были изучены современные спутниковые снимки, которые есть на известных поисковых ресурсах, окрестностей деревни, где состоялся разговор, особое внимание уделялось торфяникам. На одном из снимков была замечена точка, которой было не место на болоте, она не была похожа на куцые сосенки или иное дерево, что растут там, не похожа и на какой-то другой природный объект. Возникла мысль при следующем рабочем визите посетить болото и посмотреть, что это за точка на спутниковой карте.

Так выглядит торфяное болото в Северо-Западном регионе России.
Проблемы найти это место в XXI веке нет, приборы спутниковой навигации и компьютерные программы привели точно. Точка на снимке в реальности оказалась небольшим окном воды в поверхности торфяного болота, к которому были протоптаны звериные тропы на водопой. Рядом из болотного мха торчал кусок металла, оказавшейся стойкой шасси от самолета. Таким образом деревенская легенда перестала быть легендой, а оказалась описанием реального события давно минувших дней. Окно воды на болоте — воронка от упавшего самолета.

Стойка шасси ИЛ-2 рядом с воронкой
Теперь к работе подключилась разведка одного из поисковых отрядов: весной воронка была обследована с помощью магнитометра и многометровых щупов, болото в окрестностях места падения было «прозвонено» металлоискателями. Итоги разведки показали, что в болоте, частично в чистой воде и частично затянувшейся мхом и болотной растительностью воронке, под слоем торфа на глубине 3-4 метров от современной поверхности лежат остатки самолета. Вокруг были найдены обломки конструкций крыла и стойка шасси, по этим предметам определили тип самолета — ИЛ-2.

Элементы конструкции шасси и крыла ИЛ-2, найденные на болоте.
«Сборная команда» из поисковых отрядов Москвы, Твери, Новгорода и Санкт-Петербурга, приступила к работам на месте падения. В сухом месте, в сосновом лесу примерно в полукилометре от места работ был оборудован базовый лагерь, в нем участники экспедиции ночевали и оставляли транспорт, а для работ на болоте использовался самодельный болотоход.

Болотход — незаменим при подобных работах, это транспорт, грузовик и «подъемный кран».
Без использования болотохода проведение работ на болоте сильно затруднено: до места работ все снаряжение придется тащить на себе; подвоз досок, леса, помп и лебедок по болоту на другом транспорте невозможен; мощные лебедки болотохода при правильном их использовании позволяют вытаскивать тяжести со дна воронки.
Но в любом случае, техника облегчает работы, но не выполняет ее за людей: помпы постоянно забиваются мхом, травой и торфяной жижей; болотоход надо «якорить» для проведения подъемных работ, пропиливать для него дорогу. В конечном итоге основным средством остается ведро и «живая цепочка» для откидывания болотной жижи как можно дальше.

Процесс работы. Вода скачена, мох убран, далее возможно только черпать торфяную жижу ведрами и выкидывать ее по «живой цепочке». На дне воронки показался бронекорпус штурмовика.
Во время этой работы весь поднятый грунт приходится просеивать и искать мелкие обломки, любой найденный кусочек с номером может оказаться важным и пролить свет на тех, кто летал и погиб в самолете.

Гора поднятых на поверхность обломков постепенно растет. На фото кусок брони ИЛ-2 с номером самолета, части фюзеляжа, рукав подачи снарядов к авиапушке и кислородный баллон.
Сиденье пилота.
На глубине, где нет доступа кислорода, в болоте отлично сохраняются предметы: металл остался в краске и временами кажется, что катастрофа была совсем недавно. Самое главное уже найдено, на одном куске брони найден написанный краской номер самолета. Особенность штурмовика ИЛ-2, что номер самолета неоднократно дублировался краской на многих частях бронекорпуса, мог набиваться на алюминиевых лючках и шильдах конструкций. По номеру самолета и мотора, в документах ЦАМО можно установить судьбу самолета, кто на нем летал, его боевой путь и, если повезет, цель его последнего вылета.
Шапка-ушанка, принадлежала либо пилоту, либо стрелку-радисту, перед вылетом он ее снял и положил рядом, в момент удара ее выбросило из кабины.
После того, как была найдена шапка, стало ясно, что кабина неподалеку и возможно будут найдены тела летчиков.
Разбор кабины штурмовика
После того, как добрались до кабины, были найдены личные вещи экипажа. Одновременно стало ясно, что тел летчиков ни в кабине штурмовика, ни рядом с ним нет. Возникла версия, что они успели покинуть самолет до падения и продолжили воевать с врагом уже на другом самолете. Несмотря на этот факт работы было решено продолжить и извлечь из болота остатки самолета.
Планшет летчика, был привязан ремешками справа в кабине.
Летная перчатка и компас, оставленные летчиком.
Разбитый штурвал штурмовика ИЛ-2.
По мере освобождения бронекапсулы из цепких лап болота вырисовалась картина падения: самолет упал под острым углом, тяжелые части (мотор и корпус) пробили моховую подушку болота и ушли на дно, крылья и хвост отломились и остались торчать сверху, впоследствии алюминий от них был сдан на металлолом местными жителями. Вооружение со штурмовика было снято, вероятно, в то же время. Во время удара об «моховую подушку» хвост подбросило в сторону кабины, удар был такой силы, что когда вырывало конструкции хвоста и крыльев броню в районе места, где находился воздушный стрелок раскололо.
Планшет воздушного стрелка. Был привязан к бронекорпусу.
Разбор кабины. Идет извлечение овальной броневой плиты корпуса.
В кабине стрелка лежал предмет, назначение которого сразу понять не удалось, вначале решили, что это предмет униформы, но какой-то необычный, то, что вначале приняли за бриджи или штаны оказалось чехлом на винт самолета. Причина по которой этот предмет взяли с собой в полет остается загадкой, такие предметы обычно оставались у техника на земле. Помимо этого, в кабине нашлись два обычных противогаза, их нахождение вместе с летчиками в самолете тоже не совсем обычно.
Чехол на винт ИЛ-2
Бронестекла фонаря пилота.
Остатки приборной панели, можно оценить силу удара.
В процессе работ стало ясно, что бронекорпус расколот на крупные фрагменты и поднять его целиком не получится, поэтому его доставали кусками, при подъеме бензобака, который расположен в корпусе между пилотом и стрелком из него вытек бензин и в воронке стало невозможно находится из-за паров бензина и угрозы пожара, пришлось вычерпывать его ведрами и сделать временный перерыв для проветривания. Во время этой вынужденной паузы были аккуратно разобраны бумаги из планшетов, там оказались полетные карты, данные для радиообмена, рисунки для быстрого опознавания основных населенных пунктов вокруг аэродрома базирования и неотправленное письмо воздушного стрелка. Из письма стало ясно имя одного из членов экипажа, а это позволило прямо на месте установить через ОБД-Мемориал судьбу экипажа.
Документы из планшетов.
Письмо воздушного стрелка.
Имя воздушного стрелка.
Стало понятно, что вылет на этом самолете 17 декабря 1942 года стал последним для экипажа этого ИЛ-2. Вылет был тренировочный, отрабатывался противоистребительный маневр «змейка», во время которого самолет с высоты 200 метров сорвался в штопор и разбился. Из-за того, что аэродром был рядом и падение было зимой, место катастрофы было быстро найдено товарищами погибших, летчиков достали и похоронили в далеком 1942 году.
Вскоре работы были продолжены и был поднят двигатель самолета.
Подъем двигателя ИЛ-2. На воде пленка из масла и бензина, в воронке находится было опасно.
Вернувшись домой был проанализирован весь материал с подъема самолета и удалось установить, что найден ИЛ-2 №№30988 из 243 ШАД (штурмовой авиационной дивизии) 784 ШАП (штурмовой авиационный полк) на котором летали: воздушный стрелок Тарасов Николай Евгеньевич и летчик Гейтенко Степан Васильевич. ИЛ-2 изначально был одноместный, но в дивизии подвергся переделке в двухместный, был оснащен пулеметом ШКАС. Летчик имел боевой опыт, летал с июля 1942 года, воздушный стрелок только недавно прибыл на фронт имел всего несколько боевых вылетов. Стрелок – круглый сирота, летчик – уроженец Харьковской области.
Пилот, Гейтенко Степан Васильевич
Самолет найден, могила летчиков — потеряна, в месте, где они числятся захороненными, сейчас находится саноторий.
ИЛ-2, переделка из одноместной машины, точно такой мы подняли из болота

Реставрация танка Panzerkampfwagen III

В прошлом году в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке в течении полоугода проходила реставрация немецкого танка Pz.III.
Все работы производились силами реставрационного отдела музея. Некоторые этапы работы над машиной теперь можете увидеть и Вы. В начале 2015 года машина снова заняла своё место в павильоне номер 6 музея, где представлена бронетехника Германии.

Начальный этап работы, разборка машины.

2. Заглянем в боевое отделение. Посередине видна трансмиссия, карданый вал и слева спереди — место механика-водителя.

3. Двигатель извлечен из машины, сняты головки цилиндров.

4. 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 120TR мощностью 300 л с. при 3000 об/мин позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 40 км/ч;
запас хода при этом составлял 165 км по шоссе и 95 км — при движении по пересеченной местности.

5. Моторное отделение танка. Справа виден топливный бак, но его удалось извлечь только сняв подбашенную коробку.

6. Состояние головки цилиндров и распределительного вала. Видимо, машина была «утоплена» в какой-то жиже в её крайнюю поездку.

8. Внутренняя сторона головки блока цилиндров. Клапана имеют достаточно большой нагар.

9. Всё отмыли и почистили.

10. Тем временем корпус был максимально разобран, с помощью химии и моек удалось отмыть все 6 слоёв краски.
Как видно на фото, с завода машина была выпущена в песочном цвете и предназначалась для корпуса Роммеля в Африке. Красный цвет — грунт. Было принято решение вернуть танку заводской цвет.

11. Гусеницы танка.

12. Блок цилиндров имел трещины, в результате чего вода из системы охлаждения попадала в картер. Гильзы были извлечены, трещины заварены.

13. Загрунтованные башня и подбашенная коробка.

14. После окончания реставрации танк доехал своим ходом до павильона и занял своё законное место.

Фотограф: Моисеенков Андрей.

Выражаем благодарность Центральному музею бронетанкового вооружения и техники за предоставленную возможность съемки.