Ремонтно эвакуационная группа

Ремонтно-эвакуационные полки в России. Формирование продолжается

В настоящее время в российской армии осуществляется перестройка системы эвакуации и ремонта поврежденной техники. О появлении подобных планов стало известно еще несколько лет назад, и тогда же были сделаны первые шаги по их реализации. На днях появились новые сообщения о ходе работ, последних успехах и планах на будущее.


Ремонтно-эвакуационная машина РЭМ-КС

В каждом округе

О реформировании ремонтно-восстановительных частей сухопутных войск объявили в августе 2016 г. Тогда был сформирован новый 10-й отдельный ремонтно-эвакуационный полк с базированием в г. Славянск-на-Кубани (Краснодарский край). Вскоре ему пришлось принять участие в командно-штабных учениях и показать свои возможности.
Тогда же сообщалось, что до конца 2016 г. в войсках появится еще один ремонтно-эвакуационный полк. Также велось формирование четырех новых батальонов, укомплектованных тяжелой техникой. В течение нескольких следующих лет министерство обороны собиралось создать новые ремонтно-эвакуационные полки в составе всех военных округов.
25 июля 2019 г. появились новые сообщения о ходе перестройки системы эвакуации и ремонта. Издание «Известия» со ссылкой на источники в Минобороны пишет, что в конце прошлого года новый ремонтно-эвакуационный полк появился в Центральном военном округе и базируется на Урале. Сейчас ведется формирования полка в г. Югра. Планы по формированию полков во всех округах остаются актуальными.
Полки получают современную специальную технику для решения широкого круга задач. В зависимости от обстановки и условий, они должны будут осуществлять поиск и эвакуацию поврежденной армейской техники. Полки возьмут на себя ремонт и восстановление машин для возвращения в строй. В условиях вооруженного конфликта они должны будут работать как вблизи передовой, так и в тылу.

Структура и оснащение

По данным «Известий», новые полки включают два батальона с разными задачами и соответствующим оснащением. Первый батальон полка является эвакуационным, второй – ремонтно-восстановительным. Запланировано создание разведывательных рот. Также для решения конкретных задач возможно создание мелких групп, способных выполнять те или иные работы в условиях реального конфликта.
Основным образцом техники для новых полков является ремонтно-эвакуационная машина РЭМ-КС на четырехосном колесном шасси Брянского автозавода. Это изделие способно буксировать поврежденную машину массой до 30-38 т со скоростью 50 км/ч. Имеется кран грузоподъемностью 8,4 т. РЭМ-КС обеспечивает вытаскивание и доставку поврежденной техники к месту ремонта. Она способна работать с широким кругом образцов военной, автомобильной и специальной техники вооруженных сил. Главным местом службы РЭМ-КС станут эвакуационные батальоны.
Для ремонтно-восстановительных батальонов предусматривается эксплуатация многофункциональных мобильных ремонтных мастерских разных типов. Предлагается использование модульной архитектуры, позволяющей формировать ремонтные группы нужного состава, способные обслуживать ту или иную технику. Такая мобильная мастерская должна осуществлять ремонт любых образцов, от легких автомобилей до основных танков.

Вопросы комплектования новых полков личным составом пока не раскрывались. Вероятно, в них будут служить солдаты и офицеры соответствующих специальностей, которых могут дополнить гражданские специалисты и представители оборонных предприятий.
Во время боевых действий ремонтно-эвакуационные полки должны будут переходить на особый режим службы. Он предлагает формирование ремонтно-восстановительных центров в тылу, а также предусматривает создание нескольких мобильных групп-летучек. Последние должны работать вблизи фронта и осуществлять мелкий ремонт. Техникой с серьезными повреждениями займутся тыловые центры.
В перспективе в составе ремонтно-эвакуационных полков появятся роты технической разведки. Их задачей будет слежение за обстановкой на поле боя, обнаружение поврежденной техники и выдача данных эвакуационным подразделениям. Для разведчиков создана специализированная машина МТР-К. Этот образец базируется на шасси «Тайфун-ВДВ» и получает набор специального оборудования для наблюдения и поиска – как собственную оптику, так и беспилотный летательный аппарат.

Ожидаемые последствия

Текущее формирование ремонтно-эвакуационных полков должно иметь несколько положительных последствий, связанных с эксплуатацией и обслуживанием армейской техники в мирное и военное время. Прежде всего, за счет таких мер планируется избавиться от характерных проблем существующей системы обслуживания и ремонта, которые могут ограничивать возможности войск.

Машина технической разведки МТР-К
Сейчас эвакуация техники и проведение некоторых видов ремонта возлагаются на соответствующие подразделения из состава соединений первой линии. Прочие работы осуществляются ремонтными предприятиями или заводами-изготовителями техники. В такой системе войсковые мастерские могут сталкиваться с проблемами при решении определенных задач, а прочие оказываются им не по силам. Передача изделий на ремонт промышленности приемлема в мирное время, но в условиях войны может быть связана с трудностями.
Новая система с ремонтно-эвакуационными полками в каждом военном округе должна иметь преимущества перед существующей. Восстановительные батальоны таких полков за счет соответствующей материальной части смогут осуществлять различный ремонт войсковой техники, недоступный для нынешних менее крупных подразделений.
По всей видимости, новым полкам предстоит эксплуатировать весь спектр существующих бронированных и незащищенных ремонтно-эвакуационных машин. Благодаря этому они смогут выводить на площадки сбора любые образцы техники, состоящие на вооружении. Также будет обеспечена отправка в тыл серьезно поврежденных образцов, нуждающихся в заводском ремонте. Все это приведет к ускорению и упрощению восстановления боевых и специальных машин, а также исключит скопление неисправной техники в подразделениях или на площадках сбора.
Интересным нововведением становится машина технической разведки МТР-К. Этот образец позволит эффективнее следить за работой боевых и вспомогательных машин и выявлять нуждающиеся в помощи. МТР-К не сможет самостоятельно осуществлять эвакуацию или ремонт, но за счет ее помощи вырастет эффективность работы других образцов.

К настоящему времени в нескольких военных округах были созданы новые ремонтно-эвакуационные полки. Они уже получили часть необходимого оснащения, а в будущем им передадут все прочие новые образцы. Часть такой техники пока проходит испытания, но вскоре поступит на вооружение. Формирование полков продолжается, и в обозримом будущем во всех округах будет нести службу по несколько таких частей.
Как сообщалось ранее, новые полки уже привлекались к участиям в учениях и смогли показать свои возможности в обстановке, максимально приближенной к боевой. Были продемонстрированы хорошие результаты, подтверждающие правильность выбранного пути развития. По мере формирования, в учениях будут задействованы и новые ремонтно-эвакуационные части. В ходе таких мероприятий личный состав будет проверять и совершенствовать свои навыки, а командование сухопутных войск получит возможность выявить сохраняющиеся проблемы и скорректировать свои планы.
Впрочем, пока следует ожидать те или иные проблемы. Формирование принципиально новых структур для решения особых задач может быть связано с трудностями разного рода. Также возможны затруднения по линии разработки и поставки новых специализированных образцов техники и оснащения. Однако такие проблемы обычно носят временный характер и с ними удается справиться.

Комплексный подход

Согласно последним сообщениям, процесс формирования новых ремонтно-эвакуационных полков не просто запущен, но и набрал необходимые темпы. При этом имеет место серьезный и комплексный подход к решению актуальных задач. Текущие преобразования включают не только формирование новых частей. Специально для них создается новая техника и прорабатываются новые методы работы. Новые идеи и образцы уже прошли проверку в ходе учений и подтвердили свой потенциал.
Таким образом, на данный момент ситуация вокруг ремонтно-эвакуационных полков позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. Формирование всех требуемых частей еще не завершено, но уже существующие показывают необходимые результаты и дают войскам требуемые возможности. Вся система ремонта и эвакуации, основанная на новых полках, заработает в обозримом будущем.

Эксперт оценил возрождение расформированных ремонтных батальонов

В состав Вооруженных сил РФ вернутся понтонно-мостовые полки и отдельные ремонтно-восстановительные батальоны, сообщил «Красной звезде» командующий 2-й гвардейской армией генерал-майор Андрей Колотовкин.

Реклама

«В этом году в армии сформирован собственный ремонтный батальон, что, несомненно, повысит технические возможности объединения при выполнении учебно-боевых задач в полевых условиях. В боевой обстановке очень важно иметь под рукой подразделения, способные, к примеру, быстро ввести в строй танк, который потерял на мине гусеничную ленту», — сказал Колотовкин.

Недавно в армии уже появился свой инженерный полк. Его оснастили понтонным парком ПП-91 нового образца, который позволяет за один час развернуть 250-метровый мост через реку.

Большинство понтонно-мостовых соединений расформировали еще в 1989 году при Михаиле Горбачеве, а ремонтно-восстановительные батальоны — в 2008 году, по решению тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова. Впоследствии их функции передавали на аутсорсинг.

Мнения отечественных военных экспертов по поводу заявлений командующего 2-й гвардейской армией генерал-майора Андрея Колотовкина сформировались примерно следующим образом — «все, что было при Михаиле Горбачеве и Анатолии Сердюкове — плохо; все, что делается сейчас — хорошо».

Между тем, далеко не все так однозначно, как это выглядит на первый взгляд.

Одним из видов обеспечения в Вооруженных силах России является техническое обеспечение, которое организуется и осуществляется в целях поддержания боевой готовности и боеспособности войск путем обеспечения их вооружением, военной техникой, ракетами и боевыми частями в обычном и ядерном снаряжении, боеприпасами всех видов, войсковыми средствами измерений и контроля, и военно-техническим имуществом.

Главная цель технического обеспечения заключается в достижении и поддержании высокого уровня боеспособности войск по наличию в строю исправных и готовых к боевому применению вооружения и техники.

Эта цель достигается (в том числе) быстрым и качественным восстановлением вышедших из строя вооружений и военной техники при подготовке и в ходе боевых действий (операций).

В советские времена существовала достаточно стройная система технического обеспечения, в основном сложившаяся на основе опыта войн и вооруженных конфликтов. Она включала силы и средства ТО стратегического и оперативного звена (фронтовой и армейский комплекты), а также силы и средства технического обеспечения войскового звена.

К примеру, фронтовой комплект сил и средств технического обеспечения состоял из 2-4 фронтовых ремонтно-восстановительных баз (ФРВБ), фронтовых ремонтно-восстановительных баз бронетанковой и автомобильной техники, ремонтно-восстановительных полков артиллерии, бронетанковой и автомобильной техники, отдельных эвакуационных батальонов и многого другого. Большими возможностями по ремонту боевой и другой техники располагал и армейский комплект частей и подразделений сил и средств ТО.

В годы правления Анатолия Сердюкова все это было практически до нуля разгромлено, причем исключительно из благих соображений. Дело в том, что

раньше лишь крайне незначительная доля сил и средств ТО в мирное время содержалось в виде соединений постоянной готовности, а все остальное подлежало развертыванию и отмобилизованию с началом военных действий или приведения Вооруженных сил в высшие степени боевой готовности.

В общем-то, это было понятным и оправданным: зачем содержать в боеготовом виде ФРВБ, если нет массового выхода техники из строя в ходе боевых действий. Ремонтникам попросту нечем было бы заняться в этом случае.

В основе разгрома советской системы технического обеспечения лежало и еще одно немаловажное обстоятельство: вооружение и военная техника за последние десятилетия настолько усложнились, что их квалифицированный ремонт в войсковых условиях стал попросту невозможен. Поэтому при Сердюкове было принято решение значительную часть задач технического обеспечения передать непосредственно предприятиям промышленности, как говорили тогда — на аутсорсинг.

В определенном плане в этом была немалая доля здравого смысла, но в то же время было не совсем понятно, где отечественные предприятия найдут кадры для укомплектования выездных ремонтно-восстановительных бригад, каким образом это будет финансироваться, не приведет ли это к срыву серийного производства вооружения на самих предприятиях.

Но главное — был неясен правовой статус инженерно-технического состава выездных бригад в зоне боевых действий.

Иными словами, если в мирное время эту схему еще как-то можно было запустить, то как она бы функционировала на полях сражений — было неясно. Образно говоря, как можно посылать на смерть гражданского специалиста, если он даже не принимал военной присяги.

А негативные примеры с неотработанным правовым статусом гражданского персонала в ходе ведения боевых действий к тому времени уже были налицо. К примеру, поспешно «распогоненные» работники медицинских учреждений в ходе вооруженного конфликта августа 2008 года в бой идти оказывались.

По всей видимости, исходя из заявлений командующего 2-й гвардейской армией, руководством Вооруженных сил принято решение до определенной степени все-таки вернуться к хорошо зарекомендовавшей себя советской системе ТО.

Однако в полном объеме решено ее не восстанавливать (да и в этом сегодня нет большой необходимости), а предоставить дивизиям и армиям российской армии больше самостоятельности и возможностей в проведении мелкого войскового ремонта.

Наконец, прежние структуры ТО были рассчитаны на масштабное вооруженное противоборство — длительную войну и массовый выход из строя вооружения и военной техники. Сегодня такое, по оценкам специалистов, маловероятно. А незначительная по численности и боевому составу группировка Вооруженных сил в зоне боевых действий должна быть в плане ремонта вооружения до определенной степени самодостаточной.

К слову говоря, командарм-2 упомянул о воссоздании в его армии только ремонтного батальона. Заметим, что ранее в состав армейского комплекта сил и средств технического обеспечения входила армейская ремонтно-восстановительная база (АРВБ).

В составе АРВБ были отдельные ремонтно-восстановительные батальоны ракетно-артиллерийского вооружения, бронетанковой и автомобильной техники, отдельный эвакуационный батальон, отдельные ремонтные роты средств связи, радиационной, химической и биологической защиты, инженерной техники и мастерская измерительной техники. Надо полагать, сейчас все эти функции будут объединены в рамках одного рембата.

В качестве вывода следует все же отметить, что стройной системы технического обеспечения после разгрома ТО советского образца времен Сердюкова так пока и не сложилось. Сейчас она находится на этапе отладки и доводки. И за восстановлением одного ремонтного батальона все же надо видеть и другие, причем нерешенные и весьма сложные проблемы технического обеспечения.

Теперь несколько слов по поводу заявления генерала Колотовкина о появлении в его армии инженерного полка. Военачальник, надо полагать (и это следует из его дальнейших слов), имел в виду понтонно-мостовой полк. Эта часть, как известно, проходит «по кафедре» инженерных войск.

В составе армейского понтонно-мостового полка (пмп) должны быть два понтонно-мостовых батальона, способных навести наплавной мост грузоподъемностью 60-90 тонн за 30-60 минут.

Кроме того, в составе пмп должен быть переправочно-десантный батальон (пдб). Он способен оборудовать и содержать 6-12 переправ на ГПТ (гусеничных плавающих транспортерах или переправочно-десантных паромах), 6 паромных переправ на ГСП (гусеничных самоходных паромах). За один рейс пдб должен переправить на другой берег не менее трех артиллерийских батарей и двух танковых рот.

Будем считать, что командарм-2 получил в свое распоряжение именно такой полк. К слову говоря, семейство частей и соединений для переправ через водные преграды в советские времена было значительно многочисленнее. К ним относились понтонно-мостовые, понтонно-переправочные, мостовые и понтонно-мостовые железнодорожные бригады. Кое-что сохранилось и сегодня. Однако значительная часть этих соединений была утрачена во второй половине 1980-х годов.

Что же касается в целом восстановления в настоящее время ремонтных и понтонно-мостовых подразделений и частей в объединениях российской армии, то речь, безусловно, идет о придании им большей самостоятельности при ведении боевых действий в вооруженных конфликтах любой напряженности.

Ремонтно-восстановительный батальон (комплексного ремонта)

Предназначение и состав

Ремонтно-восстановительный батальон (комплексного ремонта) (далее-батальон) предназначен для:

проведения текущего ремонта ракетно-артиллерийского вооружения, бронетанкового вооружения и техники, автомобильной и инженерной техники, вооружения и средств РХБ зашиты, техники связи и тыла;

ремонта и поверки средств измерений;

эвакуации вооружения и техники;

выполнения мероприятий технической разведки в объеме решаемых батальоном задач.

При наличии времени и при соответствующих условиях он может проводить средний ремонт отдельных образцов вооружения и техники на готовых агрегатах.

Батальон осуществляет ремонт вооружения и техники на сосредоточенном ремонтном фонде (на сборных пунктах поврежденных машин). Его организационная структура, количественный и качественный состав, количество и виды вооружения, техники и других материальных средств определяются организационно-штатной структурой 51отдельной бригады материально-технического обеспечения ЗВО.

В состав батальона входят:

Батальон подчиняется командиру 51отдельной бригады материально-технического обеспечения ЗВО. Командиры ремонтных подразделений батальона по специальным вопросам и производственной деятельности выполняют распоряжения начальников соответствующих служб бригады.

Ремонтная рота (бронетанковой техники) предназначена для:

  • — проведения текущего ремонта бронетанкового вооружения и техники;
  • — оказания помощи при проведении наиболее сложных и трудоемких работ технического обслуживания машин при подготовке и в ходе боевых действий;
  • — выполнения слесарно-механических, электро- и газосварочных работ;
  • — проведения текущего ремонта и зарядки кислотных аккумуляторных батарей;
  • — испытания и зарядки воздушных баллонов, баллонов ППО, огнетушителей;
  • — проверки и ремонта электрооборудования, комплексов управления вооружения, инфракрасной техники, навигационной аппаратуры, систем коллективной защиты, противопожарного оборудования и электрооборудования подвижных средств обслуживания и ремонта.

Ремонтная рота (автомобильной техники) предназначена для:

  • — проведения текущего (среднего) ремонта автомобильной техники;
  • — слесарно-механических, электро- и газосварочных, деревоотделочных и вулканизационных работ;
  • — ремонта электрооборудования, спецмастерских и приборов питания, трудоемких работ технического обслуживания автомобильной техники, регламентных работ и технической диагностики.

Ремонтная рота вооружения предназначена для:

  • — проведения текущего ремонта и технического обслуживания самоходных (буксируемых) артиллерийских систем, стрелкового вооружения, противотанковых ракетных комплексов, радиотехнических средств, радиолокационных станций, пунктов управления, приборов и оптики;
  • — выполнения слесарно-механических, электро- и газосварочных работ;
  • — обслуживания, ремонта и зарядки щелочных аккумуляторных батарей.

Ремонтная рота (эвакуации и ремонтного фонда) предназначена для:

  • — эвакуации вооружения и техники из-под огня противника в укрытия, к местам ремонта и передачи средствам старшего начальника;
  • — вытаскивания машин легкого и среднего застревания;
  • — хранения и разбраковки автобронетанковой техники;
  • — хранения и обмены агрегатов.

Ремонтный взвод (средств связи, инженерного вооружения и РХБЗ) предназначен для:

  • — проведения текущего ремонта средств инженерного вооружения;
  • — проведения текущего и среднего ремонта (отдельных образцов) радиостанций малой мощности, телефонной и телеграфной аппаратуры, а также источников электропитания средств связи тактического звена управления;
  • — проведения технического обслуживания и текущего ремонта вооружения и средств РХБ защиты, среднего ремонта приборов радиационной, химической разведки и градуировки дозиметрических приборов;
  • — поверки, регулировки и текущего ремонта средств измерений разрешенной номенклатуры;
  • — создания, содержания и пополнения обменного фонда средств измерений;
  • — оказания помощи личному составу соединения (части) в метрологическом обслуживании вооружения и техники.
  • — проведения текущего ремонта радиоэлектронной аппаратуры.

Взвод связи предназначен для:

— обеспечения связи командира и штаба батальона с командиром 51отдельной бригады материально-технического обеспечения ЗВО (начальниками технических служб) и подразделениями батальона.

Взвод материального обеспечения предназначен для:

  • — хранения, транспортирования и выдачи (подачи) подразделениям боеприпасов, продовольствия, горючего и смазочных материалов, вещевого, военно-технического имущества и других материальных средств;
  • — приготовления и выдачи горячей пиши, ремонта вещевого имущества.

Медицинский пункт предназначен для:

  • — оказания доврачебной и первой врачебной помощи раненым и больным, их сбора и выноса (вывоза) из подразделений батальона и очагов массового поражения;
  • — подготовки раненых и больных для дальнейшей эвакуации;
  • — проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинских мероприятий по защите личного состава от оружия массового поражения и обеспечения их медицинским имуществом.

Батальон комплектуется материальными средствами (вооружением и техникой, боеприпасами, горючим и смазочными материалами, продовольствием, вещевым имуществом, специальным оборудованием и оснасткой, военно-техническим имуществом и др.) согласно штатам.

Обеспечение батальона вооружением, техникой, специальным оборудованием и оснасткой, а также другими материальными средствами осуществляется соответствующими довольствующими службами.

Решением командующего войсками Западного военного округа распределение войсковых запасов материальных средств может изменяться в зависимости от боевого предназначения войск и наличия транспортных средств, но без уменьшения установленных норм содержания войсковых запасов.

Производственная деятельность батальона обеспечивается запасами военно-технического имущества на 10 суток, которые содержатся и перевозятся непосредственно в ремонтных подразделениях, на складах батальона. Запасы военно-технического имущества создаются в комплектах, а восполнение их расхода и потерь в ходе боевых действий может осуществляться как в комплектах, так и по-номенклатурно (россыпью).

Состав комплектов военно-технического имущества определяется исходя из установленного для каждого звена объема ремонтных работ на соответствующем образце вооружения и техники.

Основы применения

Действия батальона организуются и осуществляются с учетом задач, решаемых 51отдельной бригадой материально-технического обеспечения ЗВО и воинскими формированиями которым может быть придан батальон.

В ходе боевых действий основные силы и средства батальона используются для восстановления вооружения и техники на сборном пункте поврежденных машин (СППМ).

Часть сил и средств батальона обычно используется для решения задач технической разведки и эвакуации вооружения и техники, а также их ремонта в местах выхода из строя и в ближайших укрытиях. Для решения этих задач за счет сил и средств батальона создаются группы технической разведки, ремонтные, ремонтно-эвакуационные, эвакуационные группы, эвакуационные команды, замыкания колонн и другие временные формирования технического обеспечения. Кроме того, часть сил и средств может привлекаться для оказания помощи частям (подразделениям) в техническом обслуживании вооружения и техники, а также придаваться им.

Группы технической разведки создаются для:

  • — отыскания и уточнения районов (мест) сосредоточения наибольшего количества вышедших из строя вооружения и техники и определения их принадлежности;
  • — обнаружения вышедших из строя вооружения и техники и определения степени зараженности местности и вышедших из строя машин;
  • — выяснения состояния экипажей (расчетов), механиков-водителей (водителей), установления причин и характера повреждений (неисправностей) вооружения и техники, определения объема восстановительных работ и необходимых для их проведения сил и средств;
  • — уточнения путей эвакуации вооружения и техники, районов (мест) размещения (развертывания) и путей перемещения ремонтных и эвакуационных подразделений;
  • — определения состояния местной промышленной базы и возможности ее использования для ремонта вооружения и техники;
  • — определения местонахождения и возможности использования трофейных техники и имущества.

В состав групп технической разведки могут включаться специалисты-ремонтники, химики-разведчики, саперы и другие специалисты со средствами передвижения, наблюдения, связи. Группы технической разведки возглавляют офицеры (прапорщики) технических служб соединения (части) или ремонтных подразделений.

Ремонтные группы создаются для производства текущего ремонта вооружения и техники на местах их выхода из строя и в ближайших укрытиях.

В состав ремонтной группы могут входить от одного до нескольких отделений по ремонту вооружения и техники, машины с военно-техническим имуществом, горючим и смазочными материалами. Ремонтные группы возглавляют командиры ремонтных подразделений.

Ремонтно-эвакуационные группы создаются для выполнения задач, решаемых ремонтными группами, и дополнительных задач по эвакуации вооружения и техники. Для этого в их состав включаются эвакуационные средства.

Эвакуационные средства поврежденные (неисправные) вооружение и технику сосредоточивают к местам ремонта, на пути эвакуации, в районы передачи средствам старшего начальника, а также выполняют работы по вытаскиванию машин среднего (легкого) застревания. При необходимости они могут привлекаться для оказания помощи ремонтно-эвакуационным группам подразделений в эвакуации вооружения и техники из-под огня противника (мест, которым угрожает захват противником).

Начальниками ремонтно-эвакуационных групп назначают командиров ремонтных подразделений.

Эвакуационные группы создаются для эвакуации поврежденных и неисправных вооружения и техники с маршрутов движения войск, проделанных проходов на СППМ в районы передач, на станции погрузки, а также для вытаскивания машин с тяжелыми, средними, легкими застреваниями и выполнения других работ. В состав эвакуационных групп могут входить одно или несколько однотипных или разнотипных эвакуационных средств с экипажами (такелажниками). Начальниками эвакуационных групп обычно назначают командиров эвакуационных подразделений.

Эвакуационные команды являются разновидностью эвакуационных групп. Они могут действовать самостоятельно или входить в состав спасательно-эвакуационных групп, создаваемых при преодолении войсками водных преград. Эвакуационные команды выполняют задачи по эвакуации застрявших и затонувших образцов вооружения и техники при преодолении подразделениями водных преград под водой (по дну реки), по мостам и на плаву. В состав эвакуационной команды входят два и более танковых тягачей, плавающий транспортер и такелажное отделение. В зависимости от возможностей размещения эвакуационных средств и ширины реки тягачи могут располагаться на одном или двух берегах водной преграды. Для увеличения тягового усилия из комплекта такелажного оборудования эвакуационных средств на одном из берегов реки может развертываться полиспаст с подвижным анкером (тягачом).

Замыкания колонн создаются при передвижении своим ходом для решения задач по эвакуации застрявших, поврежденных (неисправных) вооружения и техники на маршрутах движения войск, для их своевременного ремонта, дозаправки машин горючим и смазочными материалами и оказания помощи раненым и пострадавшим.

Задачами замыкания колонн являются:

  • — уточнение причин и характера повреждений (неисправностей) вооружения и техники, осуществление их ремонта в пределах установленного времени работы замыкания;
  • — буксировка (транспортирование) поврежденных (неисправных) вооружения и техники до ближайших СППМ, пунктов технической помощи, мест передачи средствам старшего начальника, в районы привалов, отдыха, сосредоточения;
  • — вытаскивание вооружения и техники легкого и среднего застревания.

Замыкания создаются на каждом маршруте движения отдельно за колонной главных сил и за колонной подразделений технического обеспечения и тыла. В состав замыкания за колонной главных сил на каждом маршруте движения назначают до одного взвода по ремонту бронетанкового вооружения и техники, один-два гусеничных тягача, автомобили с военно-техническим имуществом, горючим и смазочными материалами и медицинское обеспечение. В состав замыкания за колонной подразделений технического обеспечения и тыла назначаются подразделения по ремонту автомобильной техники и колесные тягачи. Начальниками замыкания на каждом маршруте назначают офицеров или прапорщиков батальона, как правило, командиров подразделений, от которых выделяются основные силы и средства замыкания.

Решение задач по восстановлению вооружения и техники осуществляется с учетом следующих принципов:

  • — техническая разведка ведется постоянно всеми органами управления, силами и средствами технического обеспечения;
  • — количество и состав органов технической разведки должны обеспечить максимально возможное решение всех возложенных на нее задач;
  • — эшелонирование органов технической разведки по элементам боевого порядка войск должно обеспечивать наиболее эффективное их использование;
  • — в первую очередь добывается информация, необходимая для решения наиболее важных задач технического обеспечения в конкретных условиях обстановки;
  • — эвакуация поврежденных (неисправных) вооружения и техники проводится непосредственно в ходе боевых действий;
  • — в первую очередь эвакуируются вооружение и техника из-под огня противника, из районов (мест), которым угрожает захват противником, а также в наибольшей степени влияющие на боевую готовность;
  • — во всех случаях, как правило, эвакуируются образцы с наименьшим объемом ремонтных работ;
  • — в условиях радиационного и химического заражения эвакуационные работы проводятся после радиационной и химической разведки и проведения (при необходимости) частичной специальной обработки;
  • — эвакуация осуществляется, как правило, «на себя» (вооружение и технику эвакуируют силами и средствами того подразделения, которое в дальнейшем будет ремонтировать эти вооружение и технику;
  • — ремонт вооружения и техники осуществляется непосредственно в ходе боевых действий на местах выхода из строя, в ближайших укрытиях и на СППМ;
  • — в первую очередь ремонтируются вооружение и техника, в наибольшей степени определяющие боеспособность и с наименьшим объемом работ;
  • — чем ниже войсковое звено, тем меньший объем ремонтных работ устанавливается для его ремонтных органов;
  • — удаление сил и средств ремонта от боевых порядков войск должно обеспечивать максимальную эффективность их использования при сохранении управляемости и живучести.

Основными принципами применения подразделений технического обеспечения в боевых условиях являются:

  • — поддержание их высокой боевой и мобилизационной готовности;
  • — активность и решительность действий;
  • — согласованное применение всех подразделений, участвующих в выполнении полученной задачи, поддержание непрерывного взаимодействия между ними;
  • — соответствие поставленных подразделениям задач возможностям их выполнения;
  • — всестороннее обеспечение подразделений для выполнения поставленной задачи;
  • — поддержание и своевременное восстановление боеспособности;
  • — постоянный учет и умелое использование морально-психологического фактора;
  • — твердое, устойчивое и непрерывное управление подразделениями, силами и средствами.

Подержание высокой боевой и мобилизационной готовности заключается в организации и проведении комплекса мероприятий, направленных на поддержание способности подразделений в любых условиях обстановки организованно и в установленные сроки осуществить перевод с мирного времени на военное время, доукомплектовании, готовности приступить к выполнению полученной задачи и успешно ее выполнить.

Важнейшими элементами боевой и мобилизационной готовности подразделений являются:

  • — постоянная готовность к выполнению задач по предназначению;
  • — поддержание вооружения и техники в готовности к использованию;
  • — готовность к выполнению мероприятий доукомплектования;
  • — обеспечение готовности подразделений к действиям по предназначению;
  • — высокая бдительность личного состава.

Активность и решительность действий заключается в постоянном стремлении качественно и в кратчайшие сроки выполнить задачи по поддержанию боевой готовности обеспечиваемых войск по наличию в строю исправных и готовых к боевому применению образцов вооружения и техники.

Решение командира на выполнение полученной задачи должно быть твердым и без колебаний доведено до конца.

Согласованное применение всех подразделений, участвующих в выполнении полученной задачи, поддержание непрерывного взаимодействия между ними заключается в согласовании их усилий между собой по задачам, направлениям, рубежам и времени. Для этого командир должен твердо знать задачу своего подразделения и порядок (способы) ее выполнения, поддерживать связь со взаимодействующими подразделениями и обмениваться с ними данными об обстановке.

Соответствие поставленных задач подразделениям возможностям их выполнения позволяет им своевременно подготовить выполнение полученной задачи в установленный срок и сохранить способность для дальнейших действий.

Это достигается:

  • — детальной оценкой обстановки с прогнозированием ее развития при подготовке, в ходе и после выполнения поставленной задачи;
  • — выполнением необходимых для выработки замысла и принятия решения расчетов;
  • — принятием решения в строгом соответствии с возможностями подчиненных подразделений и всесторонним обеспечением выполнения поставленной задачи.

Всестороннее обеспечение подразделений для выполнения поставленной задачи заключается в подготовке и осуществлении мероприятий, направленных на поддержание подразделений в высокой степени боевой готовности, сохранение их боеспособности и создание благоприятных условий для ее выполнения.

Всестороннее обеспечение подразделяется на боевое, морально-психологическое, техническое и тыловое. Оно осуществляется непрерывно при подготовке и в ходе выполнения поставленной задачи. Поддержание и своевременное восстановление боеспособности заключается в готовности подразделений успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки.

Боеспособность обеспечивается:

  • — укомплектованностью подразделений личным составом, вооружением и техникой;
  • — наличием необходимых запасов материальных средств;
  • — выучкой и слаженностью подразделений и органов управления;
  • — организаторскими качествами командного состава;
  • — сплоченностью, высоким морально-психологическим состоянием, организованностью и дисциплиной личного состава;
  • — организацией устойчивого и непрерывного управления;
  • — возможностью быстрого восполнения потерь и защитой частей и подразделений от средств поражения противника.

Защита подразделений организуется и осуществляется в целях сохранения (поддержания) их боеспособности и обеспечения выполнения поставленных задач за счет выполнения мероприятий по ослаблению воздействий средств поражения противника, опасных факторов природного, техногенного, радиоэлектронного, информационного, психологического и иного характера на подразделения, пункты управления и другие объекты.

Своевременное восстановление боеспособности заключается в приведении подразделений, подвергнувшихся воздействию средств поражения противника и других опасных факторов, в состояние готовности к выполнению поставленных задач.

Своевременное восстановление боеспособности включает:

  • — восстановление нарушенного управления;
  • — выявление потерь и уточнение задач подразделениям, сохранившим боеспособность;
  • — вывод в безопасные районы подразделений, утративших боеспособность;
  • — восстановление вышедших из строя вооружения и техники;
  • — пополнение личным составом;
  • — дообеспечение вооружением и техникой, другими материальными средствами;
  • — сохранение, восстановление и поддержание высокого морально-психологического состояния личного состава.

В первую очередь восстанавливается боеспособность пунктов управления, подразделений, продолжающих выполнение поставленной задачи, а также понесших наименьшие потери.

Постоянный учет и умелое использование морально-психологического фактора являются важнейшими условиями достижения успеха.

Для этого необходимо:

  • — знать и формировать морально-психологическую устойчивость личного состава, сочетать высокую требовательность с вниманием к его нуждам и заботой в обеспечении всем необходимым для жизни и выполнения постав-ленных задач;
  • — систематически изучать морально-психологические качества противника, активно противодействовать его психологическим диверсиям и пропаганде.

Твердое, устойчивое и непрерывное управление подразделениями позволяет наиболее полно использовать их возможности по выполнению поставленных задач.

Это достигается:

— постоянным знанием обстановки, своевременным принятием решений и

настойчивым их проведением в жизнь;

  • — личной ответственностью командира за принимаемые решения;
  • — организацией и обеспечением скрытности управления и живучести пунктов управления, наличием устойчивой связи.

Ремонтное отделение в составе спасательно-эвакуационной группы. (Тема 4)

Тема №4.
Ремонтное отделение в составе
спасательно-эвакуационной
группы.
Занятие №1:
Ремонтное отделение в составе
спасательно-эвакуационной группы.
Учебные цели:

Изучить
назначение,
состав
спасательноэвакуационной группы.
2. Изучить порядок и способы эвакуации застрявших и
затонувших машин.
3. Изучить требования безопасности.
Учебные вопросы:
1. Назначение, состав спасательно-эвакуационной
группы.
2. Порядок и способы эвакуации застрявших и
затонувших машин.
3. Требования безопасности.
1 учебный
вопрос
Назначение, состав спасательноэвакуационной группы
Форсирование – наступление с преодолением водной
преграды, противоположный берег которой обороняется
противником.
Подразделения форсируют водные преграды:
используя паромные переправы;
вброд;
на плаву;
по дну.
Мероприятия
технического
обеспечения,
связанные с подготовкой к форсированию водных
преград, проводятся частично еще и при
подготовке батальона к наступлению и в полной
мере непосредственно перед водной преградой.
При форсировании водной преграды сходу или с выдвижением из
исходного района, удаленного от нее, обычно производится
предварительная и окончательная подготовка В и Т к переправе.
Предварительная подготовка ВиТ производится заблаговременно
в исходном или другом районе подготовки части к форсированию или
на остановках в ходе выдвижения к водной преграде.
Окончательная подготовка танков проводится, как правило, в
районах герметизации и включает обязательное выполнение следующих
мероприятий:
КО машин;
завершение работ по их герметизации:
установка уплотнительных крышек;
установка выпускных клапанов;
уплотнение дульного среза пушки (пулемет);
сборка и установка воздухопитающих труб;
укладка буксирных тросов и буев;
проверка качества герметизации методом разряжения.
Работы по предварительной и окончательной подготовке выполняются
экипажами под руководством командиров подразделений и их ЗКВ. Для оказания
помощи экипажам в подготовке машин к форсированию, как правило, привлекаются
ОТО батальонов и необходимые силы и средства ремонтной роты полка.
Контроль герметизации танков осуществляется на КТП, на котором могут
находиться: один из ЗКВ рот, 1-2 специалиста-ремонтника из ОТО или ремонтной
роты.
КТП заблаговременно выдвигаются к переправам и к началу форсирования
развертываются для работы в укрытых местах непосредственно у водной преграды
(100 – 500 м).
На КТП внешним осмотром проверяется состояние уплотнений; правильность
укладки буксирных тросов; наличие пробок и люков днища; закрываются
уплотнительные крышки; снимаются предохранительные щитки с выпускных
клапанов выпускных патрубков и клапана переводятся в рабочее положение.
При подготовке ремонтно-эвакуационных сил и средств наряду с
мероприятиями, проводимыми в обычных условиях, осуществляются
формирование и подготовка к работе по обеспечению переправ спасательноэвакуационных групп (СЭГ).
Как правило, в полку должно создаваться две СЭГ — одну на переправе
плавающих машин, другую на подводной переправе.
СЭГ предназначена для спасения экипажей (десанта) боевых машин,
остановившихся под водой, на плаву или затонувших на переправе, а также
эвакуация боевых машин из воды.
В её состав включают, как правило, три подразделения:
управление;
спасательная команда;
эвакуационная команда.
Управление располагается на лодке ДЛ-10 с мотором.
Спасательная команда располагается на катере или плавающем
транспортёре ПТС.
Эвакуационная команда состоит из 2-х отделений:
Такелажного — располагается на ПТС. ;
Эвакуационного — располагается с тягачами на берегу.
Спасательно- эвакуационная группа
Управление
-начальник СЭГ (офицер
БТС);
-радисты- 2;
-такелажник-1;
-мотористы-2
Эвакуационная
команда
Спасательная команда:
-начальник команды (офицер ИС);
-радист — 1;
-водолазы -3;
-врач(фельдшер,
санинструртор) -1;
-экипаж катера или плавающего
транспортёра) -2;
-водитель -1.
Эвакуационное
отделение:
-командиры танковых
тягачей -3 ;
-механики- водители-3;
-такелажники-3
Такелажное отделение:
-командир отделения
(сержант);
-такелажники-3;
-водитель плав.тр-ра.
На переправе СЭГ располагается следующим образом:
управление — на лодке ДЛ-10 в 10-15 м ниже по течению от линии
движения танков;
спасательная команда — на катере или ПТС рядом с
управлением;
такелажное отделение — в укрытии на берегу с ПТС и
такелажным оборудованием;
эвакуационное отделение — в укрытии на берегу с тягачами,
подготовленными к быстрой эвакуации застрявших и затонувших
танков.
При большой ширине водной преграды один тягач может
располагаться на противоположном берегу.
При подготовке личного состава к организации СЭГ проводится
специальная подготовка, которая включает:
— легководолазную подготовку с экипажами тягачей;
— порядок подготовки и вождение тягачей по глубоким бродам и под
водой;
— порядок и способы эвакуации застрявших и затонувших машин.
2 учебный
вопрос
Порядок и способы эвакуации
застрявших и затонувших машин.
Силы и средства, выделенные в состав СЭГ, выдвигаются к водной
преграде за подразделениями и сосредотачиваются в районе герметизации
или в исходном районе для форсирования. После того, как инженерная
разведка определит направления для оборудования переправ, эти средства
выходят к водной преграде, размещаются на ней и приводятся в полную
готовность к действию.
К началу движения машин спасательно-эвакуационная группа в необходимом составе и в готовности для немедленных действий должна
располагаться на переправе.
При начале переправы.
Начальник спасательно-эвакуационной группы вместе с управлением на
моторно-весельной лодке и спасательная команда на катере или плавающем
транспортере, стоят на якоре в 10—15 м от переправы танков ниже по
течению на наиболее глубоком участке водной преграды.
Для более быстрого подхода начальника спасательно-эвакуационной
группы к остановившемуся под водой танку моторно-весельная лодка может
быть сцеплена бортом с катером.
Весь личный состав спасательной команды располагается на своих местах в

надетых спасательных жилетах, водолазы в водолазном снаряжении в
положении «Наготове», а радист поддерживает связь по радио с эвакуационной командой.
За организацию спасательных команд, подготовку их личного состава и
обеспечение необходимыми спасательными средствами отвечает начальник
инженерной службы соединения (части).
Старший эвакуационной команды вместе с такелажным отделением на
плавающем транспортере располагается вблизи руководителя переправы в
укрытии.
Все должны быть в надетых спасательных жилетах. Радист держит связь
со спасательной командой. Буксирный трос намотан на барабан,
установленный и закрепленный на платформе плавающего транспортера.
Командир эвакуационного отделения с двумя тягачами и уложенным на
землю такелажным оборудованием (на усилие 75 тс) располагается вблизи
переправы на 5—10 м ниже по течению и ближе к урезу воды. Третий тягач
располагается так же, но только на противоположном берегу водной
преграды.
О готовности спасательно-эвакуационной
докладывает руководителю переправы.
группы
ее
начальник
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ Т.О ПРИ ФОРСИРОВАНИИ
ВОДНЫХ ПРЕГРАД
С началом преодоления водной преграды танками под водой личный
состав спасательной команды ведет наблюдение за движением каждого
танка и за поверхностью воды на переправе.
Во всех случаях остановки танка под водой начальник СЭГ вместе со
спасательной командой быстро против течения подходит к остановившемуся
танку. Одновременно по радио приказывает старшему эвакуационной
команды следовать к остановившемуся танку. Подойдя к танку на катере,
спасательная команда останавливается в 5—10 м от него.
Начальник СЭГ в лодке осторожно, чтобы не повредить ОПВТ, подходит
по возможности вплотную к воздухопитающей трубе, а при малой глубине — к
танку и с помощью швартового шеста удерживается возле него, лично поднимается по трубе и устанавливает через нее связь с экипажем. Разговора с
экипажем остановившегося танка по радио следует избегать, так как это
мешает управлению движением под водой остальных танков.
В зависимости от конкретных условий начальник эвакуационной
команды определяет способ эвакуации и приступает к работе:
— при остановке танка под водой эвакуационная команда на
плавающем транспортере подходит к аварийной машине и производит
сцепку буксирного троса танка с тросом, находящимся на транспортере.
После этого транспортер двигается к берегу, разматывая трос и соединяя
другой его конец с лебедкой тягача. Последний вытаскивает танк.
На реках с небольшим течением к аварийному танку может подаваться
трос от тягача (заранее уложенный на грунте) с помощью транспортера, а
затем после сцепки тягач с помощью лебедки вытаскивает танк на берег;
— при застревании танка более надежным способом эвакуации является
вытаскивание его с помощью полиспаста, собранного из комплекта
такелажного оборудования на усилие 75 тс, и двух тягачей, используя один в
качестве тягового, а другой в качестве подвижного анкера.
После выполнения задач по обеспечению переправы ВВТ СЭГ с
разрешения комендантов участков свертываются, переправляются на
противоположный берег и выдвигаются к своим подразделениям.

При переправе боевых машин на плаву.
До начала переправы боевых машин на плаву спасательноэвакуационная группа в полном составе должна быть готова к действиям по
спасению экипажей (десанта) и эвакуации боевых машин в случае их остановки (застревания) и затопления.
Начальник СЭГ на катере и спасательная команда на моторно-весельных
лодках находятся на воде в удобном для наблюдения месте. Начальник
группы поддерживает связь с командиром подразделения и старшим
эвакуационной команды по радио. Связь с начальником спасательной
команды осуществляется с помощью мегафона голосом и установленными
сигналами.
На широком водоеме начальник спасательно-эвакуационной группы и
спасательная команда следуют за подразделениями по воде, сопровождая их
до выхода на противоположный берег.
Старший эвакуационной команды вместе с такелажниками на плавающем
транспортере располагаются на исходном берегу в укрытии с задачей оказать
помощь в эвакуации боевых машин в случае застревания их на мелких или
топких участках водной преграды или остановки двигателя на плаву. Вся
команда находится в надетых спасательных жилетах. Радист поддерживает
связь с начальником спасательно-эвакуационной группы. Тягачи размещаются
вблизи переправы боевых машин;
— один на исходном, другой на противоположном берегу в местах,
удобных для быстрого выхода к месту эвакуационных работ.
С началом переправы подразделений через водную преграду весь
личный состав СЭГ ведет наблюдение за движением боевых машин на плаву
и за поверхностью воды на переправе.
Во всех случаях остановки боевой машины начальник спасательноэвакуационной группы вместе со спасательной командой быстро против
течения подходит к аварийной машине и принимает решение по спасению
личного состава экипажа (десанта) или эвакуации боевой машины.
В случае опасности пребывания личного состава на аварийной боевой
машине спасательная команда на плавсредстве швартуется к боевой машине
и производит пересадку экипажа. Если личный состав аварийной машины
покинул ее и находится в воде, спасательная команда бросает канаты и
спасательные круги на веревках людям, находящимся в воде, подтягивает их
и поднимает в лодку или другое плавсредство.
При застревании боевой машины на подводных препятствиях или
остановке двигателя на плаву начальник СЭГ по радио приказывает
эвакуационной команде следовать к остановившейся боевой машине.
Старший эвакуационной команды на плавающем транспортере подходит к
боевой машине и, выбрав способ эвакуации, снимает ее с препятствия или
отбуксировывает на прибрежную отмель, откуда она тягачом эвакуируется на
берег.
В случае затопления плавающей боевой машины начальник
спасательно-эвакуационной группы в первую очередь принимает меры по
спасению экипажа (десанта). Эвакуация затонувшей боевой машины
производится теми же способами, что и при переправе танков под водой.
3 учебный
вопрос
Меры безопасности при
эвакуации машин
К переправе танков под водой допускается личный состав, умеющий плавать, и
который:
• обучен практическим действиям в изолирующих противогазах (имеет положительные
оценки и практику действия на суше и под водой не менее 1,5 ч);
• получил необходимую практику в затоплении танка и выходе из него;
• имеет практические навыки в подготовке танка к движению под водой;
• твердо знает меры безопасности, сигналы для связи в экипаже и с водолазами.
При переправе танков под водой экипажи, имеющие изолирующие противогазы, должны
быть в надетых спасательных жилетах и иметь дополнительно по одному запасному
регенеративному патрону на каждого члена экипажа. При преодолении водных преград
изолирующие противогазы переводятся в положение «Наготове» (аппараты АТ-1 в
положение «Надетое»).
В целях организации устойчивой связи и четкого управления движением танков
подводой необходимо:
• установить радиосвязь только на фиксированных волнах;
• иметь прямую радиосвязь между руководителем переправы и механиками-водителями переправляемых танков. В случае вынужденной остановки танка под водой и
потери радиосвязи необходимо предусмотреть другие способы связи:
при работающем двигателе переговоры по ТПУ и телефону посредством
шлемофона (телефонной трубки) и удлиненного шнура, опущенного в танк через
воздухопитающую трубу;
при неработающем двигателе переговоры голосом или с помощью установленных
сигналов связи.
Если при входе в воду в машину быстро поступает вода, механик-водитель должен
немедленно остановить танк и вывести его из воды задним ходом.
Запрещается:
— допускать к вождению под водой неподготовленные экипажи, а также экипажи без
спасательных жилетов и изолирующих противогазов (с АТ-1 спасательные жилеты не
применяются) ;
— переправлять танки под водой без тщательно проведенной специальной инженерной
разведки водных преград и оборудования переправы;
— оборудовать переправы для движения танков на участках, имеющих на дне пороги,
уступы высотой более 0,4 м, подъемы крутизной более 12°, ямы диаметром более 2 м,
крупные камни высотой более 30 см, а также топкий илистый грунт дна глубиной
более 30 см;
— переправлять танки под водой во время обучения вождению при скорости течения
более 1,5 м/с, а на тактических учениях- 2 м/с;
— преодолевать водные преграды по глубокому броду с закрытыми люками башни и
без надетых спасательных жилетов или аппаратов АТ-1;
— преодолевать водные преграды на танках под водой при отсутствии радиосвязи, при
разряженных аккумуляторных батареях и при давлении воздуха в воздушных
баллонах ниже 120 кгс/;
— подавать команды для остановки танка и двигателя под водой при обучении
вождению ночью;
— сбрасывать воздухопитающую трубу в случае вынужденного затопления танка;
— допускать движение танков под водой при ледоходе и наличии крупной шуги
(раздробленного льда);
— допускать одновременное движение под водой в зимних условиях по одной майне
более одного танка.